Инструкция о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды

1. Каким документом установлен перечень юридических лиц, осуществляющих локальный мониторинг, количество и местонахождение источников вредного воздействия на окружающую среду?

Перечень пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, перечень параметров, периодичность наблюдений и перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, определен постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5 «О локальном мониторинге окружающей среды».

2. Какая отчетность должна представляться природопользователями по результатам локального мониторинга окружающей среды?

Данные локального мониторинга окружающей среды передаются в информационно-аналитический центр локального мониторинга окружающей среды:

в течение 15 календарных дней после проведения наблюдений по формам согласно приложениям 1 – 4 к Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды», в электронном виде (формат MS-Excel) и на бумажном носителе;

для стационарных источников выбросов, оснащенных АСК, с 1 января 2022 г. в непрерывном режиме и ежемесячно в течение 15 календарных дней после осуществления наблюдений по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды», в электронном виде (формат MS-Excel) и на бумажном носителе. Фактическими значениями наблюдений посредством АСК являются среднемесячные значения выбросов загрязняющего вещества в атмосферный воздух.

Информационно-аналитический центр локального мониторинга окружающей среды функционирует на базе государственного учреждения «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды».

3. Какие действия необходимо предпринять природопользователю в случае ликвидации пунктов наблюдения локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

В случае ликвидации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, являющихся пунктами наблюдения локального мониторинга, природопользователь в письменной форме уведомляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

4. Какими нормативными правовыми актами регулируется вопрос установления количества пробных площадок локального мониторинга окружающей среды, объектом наблюдения которого являются земли?

Согласно подпунктам 12.6.2 – 12.6.4 раздела 12 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18 июля 2017 г. № 5-Т:

организация локального мониторинга, объектом наблюдения которого являются земли, включает организацию природопользователем проведения предварительного обследования земель в районе расположения выявленных или потенциальных источников вредного воздействия на них для определения источников и характера химического загрязнения земель, количества и местоположения пробных площадок. 

Обследование земель осуществляется с использованием методов почвенно-геохимической съемки и ландшафтно-геохимического профилирования.

пробные площадки для проведения локального мониторинга, объектом наблюдения которого являются земли, устанавливаются природопользователем на основании результатов предварительного обследования с учетом расположения источников химического загрязнения и характера загрязнения, особенностей рельефа местности и типа почв, иных факторов, влияющих на миграцию загрязняющих веществ.

Количество пробных площадок на пункте наблюдений устанавливается с учетом площади земель, подвергающихся химическому загрязнению в зависимости от площади земельного участка объекта, входящего в перечень пунктов наблюдений (при расчете площади не учитывается площадь под зданиями, сооружениями, дорожным и иным искусственным покрытием):

  • до 0,5 га – не менее 2 пробных площадок;
  • от 0,5 до 1 га – не менее 3 пробных площадок;
  • от 1 до 5 га – не менее 5 пробных площадок;
  • от 5 до 10 га – не менее 8 пробных площадок;
  • от 10 до 100 га – не менее 15 пробных площадок;
  • от 100 га и более – не менее 20 пробных площадок.

В границах санитарно-защитной зоны для оценки воздействия деятельности природопользователя на землю (почвы) устанавливаются дополнительные пробные площадки.

Водный кодекс Республики Беларусь от 30.04.2014 N 149-З (статья 56).

Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 N 1982-XII «Об охране окружающей
среды».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2004 N 482 «Об
утверждении положений о порядке проведения в составе Национальной системы
мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга поверхностных
вод, подземных вод, атмосферного воздуха, локального мониторинга окружающей
среды и использования данных этих мониторингов».

Инструкция о порядке проведения локального мониторинга
окружающей среды, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и
охраны окружающей среды Республики Беларусь от 01.02.2007
N9 (в редакции постановления Минприроды от 30.12.2020 N29).

Постановление
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
от 11.01.2017 N 5 (в редакции Постановления Министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 10.09.2021 N 23) «О
локальном мониторинге окружающей среды».

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 N 5-Т (в редакции
Постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Беларусь от 18.12.2019 №6-Т) «Об утверждении экологических норм и
правил» (Экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана
окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности»).

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Беларусь от 30.03.2015 N 13 «Об установлении нормативов качества
воды поверхностных водных объектов».

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Беларусь от 17.12.2008 N 119 «Об утверждении инструкции о порядке ведения
государственного реестра пунктов наблюдений национальной системы мониторинга
окружающей среды в Республике Беларусь».

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Беларусь от 28.12.2004 N 43 «Об утверждении инструкции об обмене экологической
информацией в национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике
Беларусь.

Приказ Минприроды от 03.10.2013 г. N 340-ОД «Об утверждении Положения об
информационно-аналитическом центре локального мониторинга среды Национальной
системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь».

Приказ Минприроды от 18.11.2016 г. N 306-ОД «О внесении изменений в приказ
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
от 3 октября 2013 г. № 340-ОД».

Приказ Минприроды от 28.09.2016 N 256-ОД «О некоторых вопросах, связанных с
передачей функций по обеспечению деятельности ГИАЦ НСМОС и ИАЦ локального
мониторинга окружающей среды».

ТКП 17.06-01-2007 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование.
Гидросфера. Правила размещения пунктов наблюдений за состоянием подземных вод
для проведения локального мониторинга окружающей среды».

ТКП 17.11-02.-2009 (02120/02030) «Охрана окружающей среды и
природопользование. Отходы. Обращение с коммунальными отходами. Объекты
захоронения твердых коммунальных отходов. Правила проектирования и
эксплуатации».

С 4 по 14 ноября 2020 г. было проведено общественное обсуждение проекта постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9».

Проектом предусмотрена корректировка Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность.

Организатор общественного обсуждения – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси. Также замечания и предложения можно было направлять организатору общественного обсуждения на электронный адрес.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование (в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

Структурный элемент проекта постановления не указан

Замечания от пользователя «Фома А»

Источник: https://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=15838 – Правовой форум Беларуси):

1. Ничего не указано про радиационный мониторинг промышленных объектов

Не учтено

Радиационный мониторинг в Республике Беларусь проводится в соответствии с Положением о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь радиационного мониторинга и использования его данных, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2004 г. № 576

2. Не указано почему не действует документ на объекты использования атомной энергии, даже в части научных учреждений

3. Документ во многом дублирует общие требования Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь локального мониторинга окружающей среды и использования его данных (ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 апреля 2004 г. № 482)

Не учтено

В соответствии с частью третьей пункта 3 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» при подготовке нормативного правового акта допускается включение в него норм действующих нормативных правовых актов в случае необходимости их конкретизации и (или) последовательного изложения их нормативных правовых предписаний. Таким образом, частичное дублирование в пунктах 1, 2 Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды (далее – Инструкция) норм, изложенных в пунктах 3, 4 Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, (далее – Положение о локальном мониторинге), является обоснованным

4. Нет информации о роли Минприроды в отношении организации и координации работ по проведению локального мониторинга и его территориальных органов, а также республиканских органов государственного управления, в подчинении которых находятся природопользователи, т.е. не поясняются общие требования Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь локального мониторинга окружающей среды и использования его данных (ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 апреля 2004 г. N 482)

Не учтено

В соответствии с пунктом 8 Положения о локальном мониторинге организацию и координацию работ по проведению локального мониторинга осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды).

В соответствии с пунктом 1 Инструкции настоящая Инструкция устанавливает порядок проведения локального мониторинга окружающей среды и разработана на основании пункта 5 Положения о локальном мониторинге

Структурный элемент проекта постановления не указан

Предложение от пользователя «Ольга Леник»

Источник: https://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=15838 – Правовой форум Беларуси):

Пункт 6: локальный мониторинг почв (грунтов). Под мониторинг по проекту подпадают целые отрасли, причем нет разграничения по мощностям. Например, «литье стали, чугуна, цветных металлов» может очень отличаться по воздействию, не говоря уже об «удалении и обработке сточных вод», в частности если говорить о локальных очистных сооружениях производственных сточных вод предприятий, вбрасывающих очищенную воду в канализационные сети населенного пункта. Предлагаю доработать пункт 6 документа с целью внесения нижнего порога мощности объектов, как это предусмотрено в пункте 3 проекта (локальный мониторинг выбросов)

Учтено

Пункт 6 Инструкции доработан в соответствии с критериями отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности, указанными в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 349, (прилагается)*

*Приложение

6. Пунктами наблюдений локального мониторинга почв (грунтов) являются места отбора проб почвы (грунта), определенные в местах расположения выявленных или потенциальных источников загрязнения почв (грунтов) на территориях организаций и (или) санитарно-защитных зонах данных организаций, осуществляющих:

металлургическое производство (объекты по производству передельного чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку, с проектной мощностью 2,5 тонны в час и более; станы горячей прокатки черных металлов с проектной мощностью 20 тонн сырой стали в час и более; объекты для литья черных металлов с проектной мощностью 20 тонн в сутки и более; объекты по выплавке, включая легирование, цветных металлов, в том числе рекуперированных продуктов (включая рафинирование, литейное производство и другое), с проектной мощностью 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для всех других металлов);

серийное производство химических продуктов (основных пластических материалов (полимеров, синтетических волокон и волокон на базе целлюлозы); синтетического каучука; красок, пигментов, лаков, растворителей всех видов для различного применения; основных продуктов для растениеводства и биоцидов (включая производство фосфорных, азотных или калийных минеральных удобрений);

производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов (эксплуатация объекта, на котором используются химические или биологические процессы для серийного производства основных фармацевтических продуктов, биопрепаратов, косметических препаратов);

производство прочих неметаллических минеральных продуктов (производство стекла, включая стекловолокно, с проектной мощностью 20 тонн в сутки и более; производство цементного клинкера во вращающихся обжиговых печах с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более, в других (невращающихся) печах с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более; производство извести во вращающихся обжиговых печах с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более; эксплуатация объекта для производства керамических продуктов путем обжига (кровельной черепицы, кирпича, огнеупорного кирпича, керамической плитки, каменной керамики или фарфоровых изделий) проектной мощностью 75 тонн в сутки и более и (или) емкостью печей 4 куб. метра и более с плотностью садки на одну печь 300 килограммов на 1 куб. метр и более; серийное, массовое производство гипса; серийное, массовое производство изделий из бетона, гипса и цемента);

производство электрических машин и электрооборудования, в том числе изолированных проводов и кабелей, гальванических элементов, электрических ламп и осветительного оборудования;

крупносерийное производство машин и оборудования, в том числе станков;

крупносерийное производство автомобилей, прицепов, полуприцепов и прочих транспортных средств;

производство средств измерений, аппаратуры для радио, телевидения и связи, оптических и бытовых приборов и техники;

снабжение электроэнергией (тепловые электрические станции и другие установки по получению электроэнергии проектной суммарной (тепловой и электрической) установленной мощностью 100 мегаватт и более);

производство кожи, в том числе дубление и выделка кожи (объекты для дубления кож и шкур, на которых объем переработки составляет 12 тонн обработанных продуктов в сутки и более);

производство нефтепродуктов и кокса (нефтеперерабатывающие заводы с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более; установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более);

крупносерийное, массовое производство резины и резиновых изделий, в том числе шин, покрышек и камер;

крупносерийное, массовое производство пластмассовых изделий;

распиловку, строгание и пропитку древесины (эксплуатация объекта для обработки химикатами (кроме обработки инсектицидами) древесины и изделий из древесины с проектной мощностью 150 куб. метров в сутки и более);

производство целлюлозы, бумаги и изделий из бумаги (эксплуатация объекта для производства продукции на основе переработки бумаги, картона (включая фанеру, древесноволокнистые плиты и другое) проектной мощностью 20 тонн в сутки и более);

производство мебели (эксплуатация объекта для производства мебели проектной мощностью по исходному сырью 50 куб. метров в сутки и более);

сбор и обработку сточных вод (объекты по очистке производственных сточных вод проектной мощностью 5 тыс. куб. метров в сутки и более и (или) коммунальных сточных вод проектной мощностью 50 тыс. куб. метров в сутки и более);

хранение (за исключением содержания в местах временного хранения отходов), захоронение непригодных пестицидов, а также обезвреживание ртутьсодержащих отходов;

захоронение отходов (за исключением объектов захоронения твердых коммунальных отходов с мощностью менее 1 тыс. тонн/год);

эксплуатацию иных объектов хранения, обезвреживания отходов, при проектировании которых при проведении оценки воздействия на окружающую среду установлено воздействие на почвы.

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь

При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

Вниманию природопользователей, осуществляющих локальный мониторинг окружающей среды!

Принято постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5» (далее – Постановление).

В Постановлении от 10 сентября 2021 г. № 23:

  • актуализирован перечень природопользователей, в связи с произошедшими изменениями ряда юридических лиц, их реорганизацией, передачей производственных объектов иным субъектам хозяйствования и другими изменениями;
  • уточнена периодичность и параметры наблюдений в соответствии с выданными природопользователям разрешениями на выбросы и специальное водопользование;
  • уточнены наименования, количество и местонахождения источников вредного воздействия на окружающую среду (далее – ОС).

Постановление вступило в силу 7 октября 2021 года.

правовое регулирование о проведении локального мониторинга окружающей среды

Что такое локальный мониторинг окружающей среды?

Локальный мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием ОС, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды в районе осуществления хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на ОС, в том числе экологически опасной деятельности, и воздействием этой деятельности на окружающую среду.

Объектами наблюдения при проведении локального мониторинга являются:

  • выбросы загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;
  • сточные воды, сбрасываемые в поверхностные водные объекты, в том числе через систему дождевой канализации;
  • поверхностные воды водных объектов, являющихся приемниками сточных вод, в створах, расположенных выше и ниже по течению мест сброса сточных вод;
  • подземные воды в местах расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
  • земли в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
  • другие объекты наблюдений, определяемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Основные цели организации локального мониторинга на предприятиях:

  • поддержание благоприятного состояния окружающей среды и охрана здоровья населения;
  • наблюдение за состоянием окружающей среды в районах расположения источников вредного воздействия на окружающую среду;
  • наблюдение за воздействием этих источников на окружающую среду;
  • обеспечение государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, полученной в результате проведения этих наблюдений;
  • принятие на основе данных управленческих решений, направленных на уменьшение загрязнения окружающей среды и обеспечение благоприятной для человека окружающей среды.

Кто и в каком порядке проводит локальный мониторинг окружающей среды?

Отбор проб и проведение измерений в рамках локального мониторинга осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Количество и местонахождение пунктов наблюдений, технология работ по организации и проведению локального мониторинга, перечень параметров и периодичность наблюдений, перечень природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга, определяются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Локальный мониторинг выбросов проводится с периодичностью 1 раз в месяц по основным загрязняющим веществам (оксиды азота в пересчете на азота диоксид) (NOx), оксид углерода (CO), диоксид серы (SO2) и твердые частицы (недифференцированная по составу пыль) суммарно (далее – твердые частицы), летучие органические соединения (далее – ЛОС) и 1 раз в год – по специфическим загрязняющим веществам (тяжелые металлы, полициклические ароматические углеводороды (далее – ПАУ) и др.).

правовое регулирование о проведении локального мониторинга окружающей среды

Для оценки влияния источников выбросов на атмосферный воздух используются нормативы допустимых выбросов (далее – норматив ДВ), установленные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в комплексных природоохранных разрешениях.

Локальный мониторинг окружающей среды осуществляется природопользователями за счет собственных средств.

Порядок проведения локального мониторинга окружающей среды установлен в Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденной Постановлением Минприроды от 01 февраля 2007 № 9 (в редакции Постановления Минприроды от 30 декабря 2020 № 29) (далее – Инструкция).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проведение локального мониторинга, проводят его в соответствии с:

  • Положением о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь локального мониторинга окружающей среды и использования его данных от 28 апреля 2004 г. № 482 (в редакции от 25 ноября 2020 года № 676);
  • Экологическими нормами и правилами ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденными постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18 июля 2017 г. № 5-Т (далее — ЭкоНиП 17.01.06-001-2017);
  • Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, указанной выше.

Природопользователь обязан:

  • определить должностное лицо и структурные подразделения, ответственные за обеспечение комплекса работ по проведению локального мониторинга, вести соответствующую документацию;
  • обеспечить оборудованные места отбора проб, компьютерную технику с программным обеспечением для документирования результатов наблюдений и систему связи с территориальным органом Минприроды;
  • утвердить план-график проведения наблюдений;
  • проводить наблюдения только аккредитованными лабораториями (ознакомиться со списком лабораторий можно на сайте БГЦА, Реестр аккредитованных лабораторий);
  • обеспечить систему связи для обмена экологической информацией с территориальными органами Минприроды.

Организационная структура ведения локального мониторинга ОС

правовое регулирование о проведении локального мониторинга окружающей среды

Организации локального мониторинга ОС на предприятиях как вида мониторинга в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС) началась в 2000 г. (за выбросами ЗВ в атмосферный воздух с 2001 г.). В этот период, в соответствии с приказом Минприроды, был организован локальный мониторинг на 33 наиболее крупных предприятиях, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду. По данным 2020 года локальный мониторинг осуществляется 415 природопользователями. За 20 лет количество предприятий, осуществляющих локальный мониторинг ОС, значительно увеличилось (в 12,6 раз) и на протяжении 10 лет остается на одном уровне.

правовое регулирование о проведении локального мониторинга окружающей среды

В 2020 г. локальный мониторинг выбросов ЗВ в атмосферный воздух был проведен на 797 пунктах наблюдения (оборудованных местах отбора проб и проведения измерений) 147 природопользователями.

правовое регулирование о проведении локального мониторинга окружающей среды

Получение данных локального мониторинга, объектом наблюдений которого являются выбросы ЗВ в атмосферный воздух, осуществляется инструментальными, в том числе автоматическими, и инструментально-лабораторными методами.

Перечень параметров наблюдений локального мониторинга, объектом наблюдений которого являются выбросы ЗВ в атмосферный воздух, определяется на основании выданного природопользователю разрешения на выбросы ЗВ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения.

Данные локального мониторинга передаются в информационно-аналитический центр локального мониторинга:

  • в течение 15 календарных дней после проведения наблюдений по формам согласно приложениям 1–4 в электронном виде (формат MS-Excel) и на бумажном носителе;
  • для стационарных источников выбросов, оснащенных АСК (автоматизированная система контроля), с 1 января 2022 г. в непрерывном режиме и ежемесячно в течение 15 календарных дней после осуществления наблюдений по форме согласно приложению 1 в электронном виде (формат MS-Excel) и на бумажном носителе. Фактическими значениями наблюдений посредством АСК являются среднемесячные значения выбросов загрязняющего вещества в атмосферный воздух.

Пример заполнения формы данных локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в соответствии с Инструкцией):

правовое регулирование о проведении локального мониторинга окружающей среды

Организованная система локального мониторинга ОС позволяет наблюдать за состоянием окружающей среды в районе расположения источников вредного воздействия на окружающую среду на всей территории Республики Беларусь.

По данным многолетних наблюдений, проводимых в рамках локального мониторинга ОС, предприятия в основном работают в стабильном режиме. При сохранении объемов производства, отсутствии аварийных выбросов ЗВ в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные объекты экологическая ситуация в местах расположения источников вредного воздействия будет находится на нынешнем уровне, либо с тенденцией ухудшения в местах со значительным воздействием на окружающую среду.

правовое регулирование о проведении локального мониторинга окружающей среды

На сегодняшний день более 10 предприятий, попадающих в перечень природопользователей Постановления от 10 сентября 2021 г. № 23, отражают данные локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в программе Е3 Воздух, разработанной специалистами компании ЭНЭКА.

Работа в программе Е3 Воздух позволяет пользователям правильно рассчитывать фактические выбросы ЗВ от источников, подлежащих контролю, автоматически заполнять журналы учета выбросов ЗВ, рассчитывать экологический налог и корректно формировать государственную статистическую отчетность в области охраны окружающей среды по форме 1-воздух.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 6 июля 2022 г. N РН-09-03-31/22285

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МОНИТОРИНГА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступающими запросами организаций и территориальных органов Росприроднадзора о представлении разъяснений по вопросу осуществления хозяйствующими субъектами мониторинга атмосферного воздуха в рамках п. 3 ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в частности способов определения точек замеров, их периодичности и списка контролируемых веществ) поясняет следующее.

Согласно п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК), утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее — Приказ N 74), в составе программы ПЭК для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), включенных в перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха (далее — Перечень) в соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предусматривается план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.

При этом, следует отметить, что законодательством в области охраны атмосферного воздуха не предусмотрено установление критериев определения объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

В рамках осуществления ПЭК для формирования программы (плана — графика) наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, могут использоваться подходы, аналогичные подходам к формированию программ государственной наблюдательной сети и территориальных систем наблюдений, содержащимся в требованиях к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее — Требования), утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 524 (далее — Приказ N 524).

Пунктом 122 Требований установлено, что при формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов НВОС, владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее — локальные системы наблюдений).

Пункт 154 Требований содержит указания по выбору мест размещения локальных пунктов наблюдения.

В соответствии с пунктом 164 Требований перечень измеряемых загрязняющих веществ для программы на пунктах наблюдений устанавливается и уточняется на основе сведений о составе и характере выбросов в соответствии с данными инвентаризации источников выбросов, результатами расчетов рассеивания загрязняющих веществ от отдельных предприятий и в целом по городу (сводные расчеты), а также результатами предварительных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха населенного пункта.

Обращаем внимание, что ст. 9 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» установлено, что юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного отмечаем, что согласно действующему законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей среды алгоритм осуществления мониторинга атмосферного воздуха в рамках проведения ПЭК определяется самим хозяйствующим субъектом в зависимости от состава и характера выбросов, а также расположения объекта НВОС.

Заместитель Руководителя
Р.Х.НИЗАМОВ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке проведения инструктажа по технике безопасности
  • Инструкция о порядке проведения инвентаризации отходов производства и потребления
  • Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства
  • Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства
  • Инструкция о порядке представления результатов орд