Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан ск россии

Утверждена

приказом Первого заместителя

Генерального прокурора Российской Федерации —

Председателя Следственного комитета

Российской Федерации

от «19» сентября 2007 г. № 17

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации (далее — Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах [1] и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации (далее — Следственный комитет) обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации, работников иных организаций и должностных лиц.

1.2. Предусмотренный в Инструкции порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Порядок рассмотрения обращений, поступивших от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, о нарушении их прав и свобод за пределами территории Российской Федерации регламентируется соответствующими международными договорами Российской Федерации.

1.3. Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива, и коллективными.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

1.4. Преследование гражданина в связи с его обращением в Следственный комитет, его органы и учреждения с критикой их деятельности или в целях восстановления либо защиты своих прав, свобод и законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов других лиц запрещается за исключением случаев, предусмотренных уголовным законом.

1.5. Заявитель имеет право в судебном порядке требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) следственного органа Следственного комитета или его должностного лица при рассмотрении обращения.

В случае указания заявителем в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения, по решению суда могут быть взысканы с заявителя.

1.6. Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их оформления, размножения, систематизации и хранения, а также контроля за их рассмотрением устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях Следственного комитета, а также приказами и указаниями Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее — Председатель Следственного комитета).

1.7. Заявление гражданина о прекращении рассмотрения его обращения может быть удовлетворено, если в полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер реагирования. Решение об этом принимается должностным лицом, которому поручено рассмотрение обращения. В таком случае заявителю сообщается о прекращении рассмотрения обращения.

1.8. Основные термины, используемые в Инструкции:

1) обращение — изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление либо жалоба;

2) предложение — рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных актов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц;

4) жалоба — просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) коллективное обращение — обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания;

6) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;

7) дубликат обращения — обращение заявителя, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица;

8) повторное обращение — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором:

обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данный следственный орган;

сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;

указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения;

9) парламентский запрос — запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований ст. 18 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Следственного комитета, его органов или учреждений;

10) запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (депутатский запрос) — предусмотренный ст. 14 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» оформленный надлежащим образом документ по вопросам, входящим в компетенцию Следственного комитета, его органов или учреждений;

11) обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (депутатское обращение) — документ члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы по вопросам, входящим в компетенцию Следственного комитета, его органов или учреждений, не оформленный как запрос.

1.9. Письменное обращение (запрос) подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в орган или учреждение Следственного комитета.

1.10. В Следственном комитете, его органах и учреждениях на конкретное должностное лицо возлагаются обязанности по учету и контролю за правильностью и своевременностью регистрации запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации.

2. Пределы действия Инструкции

2.1. Положения Инструкции распространяются на обращения (запросы), поступившие в письменной или устной форме с личного приема, посредством почтовой, телеграфной, факсимильной, фельдъегерской связи, а также с помощью информационных систем общего пользования, за исключением подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.

2.2 Действие Инструкции не распространяется на:

а) заявления и сообщения о преступлениях, порядок приема, регистрации, проверки и разрешения которых определяется иным организационно-распорядительным документом Председателя Следственного комитета в соответствии требованиями, предусмотренными ст.144, 145 УПК РФ.

б) жалобы на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета, предусмотренные ст. 123 УПК РФ;

в) ходатайства по уголовным делам, порядок заявления и разрешения которых регламентирован ст. 119-122 УПК РФ.

2.3. В структурных подразделениях центрального аппарата Следственного комитета в пределах предоставленных полномочий разрешаются обращения и жалобы граждан, юридических и должностных лиц, представителей общественных организаций на решения руководителей следственных органов по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов Следственного комитета. Кроме того, по поручению Председателя Следственного комитета или его заместителя разрешаются и иные обращения.

2.4. Обращения (запросы) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам, связанным с предоставлением статистических данных о результатах следственной работы, а также о сложившейся следственной практике и возникающих при этом проблемах, требующих законодательного разрешения, рассматриваются с учетом требований настоящей Инструкции.

2.5. Обращения граждан, направленные (представленные) средствами массовой информации, рассматриваются в соответствии с настоящей Инструкцией (если для них, исходя из содержания, не установлен иной порядок разрешения).

2.6. Письменное обращение гражданина, юридического или должностного лица, представителя общественной организации должно содержать либо наименование органа Следственного комитета, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись заявителя и дату.

2.7. По обращению, не содержащему сведений о фамилии и почтовом адресе лица, направившего его, ответ не дается.

Если при рассмотрении обращения будет установлено, что указанное в качестве заявителя лицо его автором не является, ответ на данное обращение также не дается.

При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях они направляются в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с их компетенцией.

2.8. Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, вынесшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.д.), в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. При устранении причин, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, и при последующем поступлении обращения в тот же следственный орган оно рассматривается как первичное в соответствии с настоящей Инструкцией.

Не является обращением и не требует рассмотрения ответ, данный заявителю на ранее поступавшее обращение и возвращенный им с его письменными замечаниями и пометками.

2.9. Не подлежат разрешению обращения (запросы), содержание которых отражает намерение авторов вмешаться в деятельность органов Следственного комитета при расследовании уголовных дел. Об этом сообщается автору обращения.

2.10. При рассмотрении обращения (запроса) не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия. Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2.11. В том случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается, переадресованию в другие органы оно не подлежит. Об этом сообщается автору обращения, если известны его фамилия и адрес.

2.12. Обращение, в котором содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.

На обращения, содержащие угрозы жизни, причинения вреда здоровью или имуществу должностного лица либо членов его семьи, ответ по существу также не дается. Они передаются в органы внутренних дел по месту жительства заявителя для принятия соответствующих мер реагирования, а также в управление собственной безопасности Следственного комитета в том случае, когда угрозы высказаны в адрес должностного лица Следственного комитета.

2.13. Без разрешения может быть оставлено обращение, если его содержание лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.

2.14. Решение об оставлении обращения без ответа по существу или без разрешения может быть принято должностным лицом, которому поручено рассмотрение обращения, с согласия его руководителя, что оформляется рапортом.

2.15. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

3. Рассмотрение обращений, запросов

3.1. Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений (запросов) возлагается на руководителей следственных органов, а в центральном аппарате Следственного комитета — на руководителей главных управлений, управлений и отделов.

При установлении недобросовестного отношения к проверке доводов, приведенных в обращениях (запросах), а также ненадлежащего и несвоевременного выполнения поручений вышестоящих следственных органов Следственного комитета виновные в этом работники несут дисциплинарную ответственность в соответствии со ст. 417 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

3.2. Рассмотрение обращения (жалобы, запроса) включает в себя выполнение одного из следующих действий:

разрешение;

оставление без разрешения;

передача на разрешение в нижестоящий следственный орган;

направление в другие органы;

приобщение к ранее поступившему обращению (жалобе, запросу).

3.3. Первичные обращения направляются для проверки доводов в нижестоящий орган Следственного комитета с установлением контроля либо без такового.

Сопроводительное письмо к обращению, направляемому в нижестоящий следственный орган без контроля, подписывает должностное лицо, которому поручено его рассмотрение (исполнитель).

Письмо с поручением о проверке первичного обращения, взятого на контроль, подписывает руководитель подразделения следственного органа, осуществляющего его рассмотрение, или его заместитель. Копия такого обращения приобщается к контрольному производству (к/п).

Уведомление заявителю о направлении обращения для разрешения в обоих случаях подписывает исполнитель.

3.4. Обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 7-дневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности (переадресовывается) с одновременным извещением об этом заявителей.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращений (запросов) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации в центральном аппарате Следственного комитета подписывается заместителем Председателя Следственного комитета. Сопроводительное письмо с переадресованием указанных обращений (запросов) в нижестоящих следственных органах Следственного комитета подписывается руководителем этого следственного органа.

Уведомление заявителю в данных случаях подписывается в центральном аппарате Следственного комитета руководителем управления или отдела на правах управления, а в нижестоящем следственном органе — его руководителем.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращений граждан и должностных лиц подписывается в центральном аппарате Следственного комитета, в следственных управлениях по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных управлениях руководителем подразделения, осуществляющего его рассмотрение, или его заместителем; в следственных отделах по городам, районам и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных отделах — руководителем следственного органа или его заместителем.

Уведомление заявителю в данных случаях подписывается исполнителем.

3.5. Обращение (запрос), разрешение которого не входит в компетенцию подразделения Следственного комитета, в который оно поступило, в 7-дневный срок с момента регистрации направляется руководителю соответствующего подразделения Следственного комитета с одновременным уведомлением об этом заявителя.

При переадресовании обращения (запроса) вышестоящему следственному органу Следственного комитета к нему прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его рассмотрения.

3.6. Направление обращения (запроса) на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу следственного органа Следственного комитета, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается.

3.7. Председателю Следственного комитета либо лицу, исполняющему его обязанности, после предварительного рассмотрения в аппарате Председателя Следственного комитета представляются:

обращения Президента Российской Федерации и его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Председателя Общественной палаты Российской Федерации, Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, а также обращения, в которых обжалуются решения или ответы заместителей Председателя Следственного комитета;

парламентские запросы, запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, адресованные Председателю Следственного комитета, а также обращения и запросы, в которых обжалуются решения (ответы) его заместителей;

обращения других лиц, содержащие сведения о коррупции, злоупотреблении служебным положением и иных правонарушениях, допущенных работниками Следственного комитета и его следственных органов, а также высшими должностными лицами Российской Федерации.

3.8. Заместителям Председателя Следственного комитета представляются:

обращения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, заместителей председателей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, заместителей Председателя Счетной палаты Российской Федерации и аудиторов, заместителя Председателя Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации;

обращения и запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, адресованные заместителям Председателя Следственного комитета;

обращения, в которых обжалуются решения руководителей главных управлений, управлений, отделов, начальников самостоятельных отделов центрального аппарата Следственного комитета либо содержатся вопросы, входящие в компетенцию заместителей Председателя Следственного комитета.

3.9. Руководителям главных управлений, управлений, отделов, центрального аппарата Следственного комитета передаются обращения по вопросам, входящим в их компетенцию и не требующим поручения Председателя Следственного комитета или его заместителя.

3.10. Руководителям следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных управлений Следственного комитета передаются (направляются):

обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

поручения, связанные с рассмотрением запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные поручения, поступившие из Следственного комитета;

запросы и обращения депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации;

обращения руководителей законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации;

обращения руководителей судебных и правоохранительных органов субъектов Российской Федерации, а также органов военного управления;

обращения руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

обращения других лиц, содержащие сведения о коррупции, злоупотреблении служебным положением и иных правонарушениях, допущенных подчиненными работниками следственных органов Следственного комитета, а также высшими должностными лицами Российской Федерации, выявленных на территории данного субъекта Российской Федерации;

обращения (запросы), в которых обжалуются решения заместителей руководителей следственных органов Следственного комитета, а также содержатся сведения о наиболее грубых нарушениях закона, прав и свобод человека и гражданина [2].

3.11. Если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется по принадлежности.

При наличии в обращении (запросе) вопросов, относящихся к компетенции нескольких подразделений центрального аппарата Следственного комитета и его следственных органов, организация проверки в полном объеме возлагается на руководителя подразделения, указанного среди исполнителей первым. Он обеспечивает передачу копий документов в соответствующие управления и отделы, подготовку в срок не позднее 5 дней со дня регистрации единого поручения о проверке, при необходимости ходатайствует о продлении срока ее проведения и даче ответа по существу [3].

3.12. В случае неправильного определения подразделения-исполнителя обращение (запрос) не позднее 3 дней с момента поступления возвращается в подразделение по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению с мотивированным письмом руководителя подразделения, которому оно было первоначально направлено, для замены ответственного исполнителя в автоматизированной системе ведомственного документооборота и передачи в соответствующее подразделение, к компетенции которого относится его разрешение. При возникновении разногласий они разрешаются одним из заместителей руководителя соответствующего следственного органа Следственного комитета.

Передача для разрешения в другое подразделение документа, поставленного на особый контроль, возможна только по решению руководителя следственного органа, давшего поручение. Об изменении ответственного исполнителя в обязательном порядке незамедлительно уведомляется подразделение, осуществляющее контроль исполнения.

3.13. В том случае, если поступившее обращение представляет собой дубликат ранее полученного обращения (запроса), оно приобщается к материалам рассмотрения первичных обращений, о чем делается соответствующая отметка в регистрационной карточке документа автоматизированной системы ведомственного документооборота.

3.14. На каждое обращение оформляются статистические карточки (приложение № 1).

На парламентские запросы, обращения (запросы) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также взятые на контроль обращения граждан, должностных и иных лиц заводятся контрольные карточки (приложение № 2).

4. Разрешение обращений и запросов

4.1. Порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется Председателем Следственного комитета, его заместителями, начальниками главных управлений, управлений, отделов, начальниками самостоятельных отделов центрального аппарата Следственного комитета, руководителями следственных органов, их заместителями.

В том случае, когда член Совета Федерации или депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направил запрос не Председателю Следственного комитета, а его заместителю или иному должностному лицу следственного органа Следственного комитета, документ рассматривается как обращение и разрешается в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

4.2. В центральном аппарате Следственного комитета парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, взятые на особый контроль Председателем Следственного комитета, в том числе обращения по поводу решений руководителей следственных органов Следственного комитета, разрешаются, как правило, с изучением уголовных дел, а также материалов проверок сообщений о преступлениях.

Для быстрого истребования дел и проверочных материалов используются технические средства связи.

4.3. Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки, проверяются, как правило, с выездом на место.

Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости — заявители.

При рассмотрении обращения заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.

4.4. Парламентские запросы окончательно разрешаются непосредственно в центральном аппарате Следственного комитета. Направление их для разрешения в подчиненные следственные органы не допускается.

4.5. Запрещается направление обращений и запросов в следственные органы Следственного комитета, не имеющие полномочий на их разрешение, или органы, ранее принимавшие оспариваемые решения по поставленным в обращениях вопросам, а также тем должностным лицам, действия которых обжалуются.

4.6. Поручения нижестоящим следственным органам Следственного комитета о проверке изложенных в обращениях (запросах) доводов даются с обязательным указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и сроков их исполнения.

4.7. Задания о проверке парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации подписываются Председателем Следственного комитета или его заместителем либо по их поручению руководителем соответствующего подразделения Следственного комитета.

4.8. Если по объективным причинам поручение не может быть своевременно исполнено, перед должностным лицом, давшим это поручение, возбуждается ходатайство о продлении срока, а заявителю сообщается о продлении срока разрешения обращения. Уведомление о продлении срока рассмотрения депутатского обращения подписывает руководитель того подразделения, в котором осуществляется его рассмотрение, а обращения гражданина, должностного или юридического лица — исполнитель.

4.9. При выполнении поручения вышестоящего следственного органа Следственного комитета к направляемой информации о его выполнении прилагаются материалы проверки, копии документов соответствующего реагирования. Решения в таких случаях принимаются только в следственном органе Следственного комитета, давшем поручение.

4.10. При необходимости подчиненным следственным органам Следственного комитета могут даваться поручения о проведении дополнительной проверки с указанием, что конкретно и в какой срок должно быть исполнено, но окончательное решение по таким обращениям также принимается только тем следственным органом Следственного комитета, который давал поручения.

4.11. При рассмотрении и разрешении обращений в необходимых случаях истребуются нормативные документы, берутся объяснения у тех лиц, действия которых обжалуются, и иных лиц.

4.12. Парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные обращения, взятые на особый контроль, разрешаются с учетом заключения, вынесенного по результатам проверки должностным лицом, которому была поручена проверка. В том случае, когда из подчиненного следственного органа Следственного комитета поступило заключение, полно отражающее существо вопроса и достаточное для разрешения обращения, вторичное заключение не составляется. Об этом рапортом докладывается Председателю Следственного комитета или его заместителю, поручившему проверку.

4.13. Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, изложенное ранее полно, объективно и неоднократно проверялось, и ответы даны в порядке, установленном настоящей Инструкцией, правомочным должностным лицом следственного органа Следственного комитета.

Решение о прекращении переписки принимается руководителем следственного органа Следственного комитета, а в центральном аппарате Следственного комитета — заместителем Председателя Следственного комитета путем утверждения мотивированного заключения исполнителя, согласованного с руководителем отдела, отдела на правах управления, управления, главного управления. Сообщение об этом в 30-дневный срок со дня регистрации обращения направляется автору с подписью исполнителя.

Вновь поступившее обращение заявителя, переписка с которым прекращена, при отсутствии в нем новых доводов оставлять без разрешения по рапорту исполнителя, согласованному с его руководителем.

Не является основанием для возобновления переписки несогласие заявителя с принятым решением.

Переписка возобновляется, если причины, по которым она была прекращена, устранены. Новые данные, сообщенные заявителем, проверяются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

4.14. По итогам разрешения обращений (запросов) может быть принято одно из следующих решений:

«удовлетворено» — приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

«удовлетворено повторное обращение» — обращение, в котором обжалуется ранее данный ответ или по первичному обращению принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;

«отклонено» — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными или незаконными либо не относящимися к компетенции следственного органа;

«разъяснено» — по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;

«принято иное решение» — обращение оставлено без разрешения; приобщено к материалам уголовного дела (контрольного дела); прекращена переписка;

«направлено в иной орган» — обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другой следственный орган Следственного комитета, в другое ведомство или в суд (по принадлежности).

4.15. При разрешении обращений граждан, парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, сомнению не подлежат, если не стали известны новые достоверные обстоятельства.

4.16. По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

4.17. Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с материалами или отдельными документами принимают должностные лица, правомочные (уполномоченные) принимать решение по существу обращения. Справка о том, с какими документами заявитель ознакомлен, приобщается к материалам проверки.

5. Сроки рассмотрения обращений

5.1. Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации.

В том случае, когда установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

5.2. Обращения военнослужащих и членов их семей, разрешаются в срок, установленный Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.12.93 № 2140: поступающие в Следственный комитет, его следственные органы по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные, в том числе военные, следственные органы Следственного комитета — не позднее 15 дней, а в иные следственные органы (в т.ч. военные следственные органы) — не позднее 7 дней со дня их поступления.

5.3. Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня регистрации или в иной срок, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

5.4. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации разрешается не позднее 30 дней со дня его регистрации или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

5.5. Обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, разрешаются безотлагательно, а в случае необходимости проведения дополнительной проверки, о чем предварительно сообщается автору обращения, — не позднее 30 дней со дня регистрации обращения [4].

5.6. Согласно ст. 34 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» запрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации разрешается в срок не позднее 15 дней со дня его регистрации, если в самом запросе не установлен иной срок.

5.7. Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» запрос Общественной палаты разрешается не позднее чем через 30 дней со дня его регистрации, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой, — не позднее чем через 14 дней. Ответ подписывается должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.

5.8. Обращения, поступившие от Президента Российской Федерации и его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, их заместителей, председателей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также взятые на особый контроль иные обращения по наиболее важным вопросам разрешаются, как правило, в сроки, определенные по каждому обращению Председателем Следственного комитета или лицом, его замещающим.

5.9. Срок разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в том органе (Следственном комитете или его следственном органе), который будет давать заявителю ответ по существу.

Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении.

Ответ заявителю, обращение которого поступило в Следственный комитет или следственный орган вместе с депутатским обращением направляется только после доклада по существу руководителю, давшему поручение о рассмотрении депутатского обращения. Направление ответа заявителю раньше, чем подписан ответ на депутатское обращение, не допускается.

5.10. В случае проведения дополнительной проверки, затребования материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или юридических лиц продлевается руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем, но не более чем на 30 дней, с одновременным уведомлением их авторов о причинах задержки ответа и характере принимаемых мер.

5.11. Срок разрешения обращений военнослужащих и членов их семей при необходимости может быть продлен руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем, но не более чем на 15 дней.

5.12. Ходатайство о продлении срока проверки по обращению (запросу) передается руководителю, уполномоченному принимать по нему решение, не позднее чем за 3 дня до истечения контрольного срока.

6. Направление ответов на обращения и запросы

6.1. Взятые на контроль обращения граждан, обращения (запросы) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации считаются разрешенными и снимаются с контроля только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы авторам обращений.

6.2. Подлинные документы, приложенные к обращению, подлежат возвращению заявителю одновременно с направлением ответа. При необходимости их копии приобщаются к контрольному производству.

6.3. Подробная аргументация в ответах на обращения, связанные с расследованием преступлений по уголовным делам, приводится либо после окончания расследования, либо в форме, не раскрывающей данных предварительного расследования.

6.4. При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован и понятен. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован.

6.5. Ответ автору обращения с разъяснением положений действующего законодательства дает исполнитель, рассматривающий это обращение.

6.6. Ответы на обращения, поступившие от Президента Российской Федерации и его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, председателей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, руководителей федеральных правоохранительных органов, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Общественной палаты Российской Федерации, парламентские запросы, запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, на обращения руководителей законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых обжалуются решения заместителей Председателя Следственного комитета, подписываются Председателем Следственного комитета либо лицом, исполняющим его обязанности.

6.7. Материалы, необходимые для ответа на парламентский запрос, обращение (запрос) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, с проектом ответа представляются Председателю Следственного комитета не позднее 3 дней до истечения срока разрешения запроса (обращения).

В аналогичном порядке и в тот же срок документы представляются для доклада заместителям Председателя Следственного комитета.

6.8. В случае направления запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения в подчиненный следственный орган Следственного комитета ответ подписывается руководителем этого органа со ссылкой на поручение Председателя Следственного комитета или его заместителя.

6.9. При поступлении обращения (запроса) с подписью нескольких членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ответ о результатах проверки направляется каждому из них или одному из них (как правило, первому подписавшемуся) с предложением довести его содержание до сведения остальных авторов.

6.10. Ответы членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на их обращения (запросы), которые разрешаются непосредственно в центральном аппарате Следственного комитета, подписываются заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации, если в поручении Председателя Следственного комитета не установлен иной порядок.

6.11. Ответы на обращения (запросы) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, прекративших свои полномочия, направляются в установленные настоящей Инструкцией сроки в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации с указанием: «На обращение (запрос) депутата исх. № _______ от _______» и подписью руководителя главного управления, управления, отдела центрального аппарата Следственного комитета, а в случае разрешения такого обращения (запроса) в подчиненном следственном органе Следственного комитета — с подписью руководителя этого органа или лица, исполняющего его обязанности.

6.12. Статистические карточки на обращения граждан, а также контрольные карточки на обращения (запросы) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и другие обращения, взятые на контроль, заполняются исполнителями, которые несут персональную ответственность за объективность и полноту отраженных в них сведений.

В центральном аппарате Следственного комитета должностные лица, на которые возложено документационное обеспечение, направляют контрольные карточки в организационно-инспекторское управление, а статистические карточки — в управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению. В следственных органах по субъектам Российской Федерации, других территориальных, приравненных к ним иных специализированных следственных органах порядок формирования контрольных и статистических карточек и их обработки определяется руководителями этих органов, а в военных следственных органах Следственного комитета — заместителем Председателя Следственного комитета — руководителем военного следственного управления.

7. Организация приема граждан

7.1. В центральном аппарате Следственного комитета прием граждан, представителей государственных и общественных организаций и иных лиц осуществляется руководителями главных управлений, управлений, отделов и их заместителями согласно графику, утвержденному Председателем Следственного комитета.

7.2. На личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

7.3. При необходимости к участию в приеме гражданина может быть привлечен руководитель другого главного управления, управления, отдела Следственного комитета или его заместитель, в чью компетенцию входит рассмотрение обращения заявителя.

7.4. Прием граждан Председателем Следственного комитета осуществляется по обращениям, которые разрешались его заместителями и начальником управления собственной безопасности, физической защиты и служебных проверок, а заместителями Председателя Следственного комитета — по обращениям, которые разрешались руководителями главных управлений, управлений, отделов, начальниками самостоятельных отделов центрального аппарата Следственного комитета.

Личный прием граждан Председателем Следственного комитета может быть организован также по его поручению.

7.5. В центральном аппарате Следственного комитета должностные лица управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению, уполномоченные организовывать прием граждан, выдают гражданам направления на прием, согласовывают и сообщают сведения о времени и месте их приема должностными лицами Следственного комитета. При отсутствии оснований для приема граждан в Следственном комитете дают заявителям разъяснения, куда и в каком порядке им следует обращаться. В необходимых случаях принимают письменные обращения, которые направляются на рассмотрение, в том числе в подчиненные следственные органы Следственного комитета.

7.6. При повторном обращении посетителей по тем же проблемам или их несогласии с решениями, ранее принятыми в главных управлениях, управлениях и отделах центрального аппарата Следственного комитета, уполномоченные должностные лица управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению в необходимых случаях обсуждают вопрос о приеме граждан заместителями Председателя Следственного комитета или непосредственно Председателем Следственного комитета сотрудниками аппарата Председателя Следственного комитета или помощниками заместителей Председателя Следственного комитета.

7.7. Прием граждан в Следственном комитете и его следственных органах проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который утверждается руководителем этого органа и должен быть вывешен в доступном для граждан месте.

Руководителями следственных органов Следственного комитета прием граждан проводится не реже одного раза в неделю. Решение по обращению принимается и ответ на него дается руководителем следственного органа Следственного комитета, к которому обратился заявитель на личном приеме.

Руководитель следственного органа Следственного комитета на личном приеме вправе отказать гражданину в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов с разъяснением порядка обжалования.

7.8. Регистрация приема ведется в специальных карточках либо книге учета посетителей, в которых отражается краткое содержание вопросов, поднятых посетителем, а также данного ему устного ответа или принятого предварительного решения.

7.9. На обращениях, поданных на личном приеме, ставится отметка «с личного приема».

7.10. Все письменные обращения с личного приема после их регистрации направляются по принадлежности в порядке, определяемом Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

7.11. В помещении Следственного комитета и в зданиях, занимаемых его следственными органами, устанавливаются ящики «Для обращений и заявлений», которые размещается в доступных для заявителей местах.

Корреспонденция из ящиков ежедневно вынимается специально назначенными работниками. На обращениях проставляется штамп «Из ящика для обращений и заявлений», указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение.

________________________________________

[1] Под органами Следственного комитета понимаются главные управления, управления и отделы центрального аппарата Следственного комитета, следственные управления по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные, в том числе военные, следственные управления Следственного комитета, а также следственные отделы по районам, городам и приравненные к ним специализированные, в том числе военные, следственные отделы Следственного комитета.

[2] Приказом руководителя следственного органа Следственного комитета перечень обращений и порядок их обязательного доклада может быть расширен.

[3] Обращения (запросы), в рассмотрении которых участвует несколько подразделений, учитываются (заполняются статистические и контрольные карточки) только в подразделении, являющемся ответственным исполнителем.

[4] Такой же порядок рассмотрения устанавливается для аналогичных обращений депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

5.1. Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 11.04.2017 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1.1. Обращения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также граждан Российской Федерации, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о нарушении их прав и свобод разрешаются в течение 15 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 7 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

(п. 5.1.1 введен Приказом Генпрокуратуры России от 28.09.2021 N 562)

5.2. Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня получения или в иной установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 11.04.2017 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.3. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (депутатский запрос) разрешается не позднее 30 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 11.04.2017 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.4. Обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, разрешаются безотлагательно, а при необходимости получения дополнительных материалов — не позднее 30 дней со дня получения обращения.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 11.04.2017 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если обращение требует проверки, не позднее 7 дней со дня получения обращения о ее проведении сообщается автору в письме за подписью начальника главного управления, управления, начальника отдела (на правах управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо лиц, их замещающих, заместителя Главного военного прокурора, заместителя прокурора субъекта Российской Федерации, прокурора нижестоящей прокуратуры.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 11.04.2017 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если проведение проверки по обращению не требуется, ответ дается в 15-дневный срок, без предварительного уведомления автора.

Такой же порядок рассмотрения обращений депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается в прокуратурах субъектов Российской Федерации.

Ответы депутату, обратившемуся в пользу гражданина, и заявителю направляются одновременно только после доклада по существу руководителю, давшему поручение (кроме уведомлений о продлении срока проверки). Направление ответа заявителю раньше, чем подписан ответ депутату, не допускается.

5.5. Согласно ст. 34 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» запрошенные Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации материалы, документы и иная информация направляются ему не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в запросе не установлен иной срок.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 11.04.2017 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, содержащее его рекомендации, рассматривается в соответствии со ст. 35 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в месячный срок и о принятых мерах в письменной форме сообщается Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

5.6. Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» ответ на запрос Общественной палаты Российской Федерации направляется не позднее 30 дней со дня его получения, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой Российской Федерации, — не позднее 14 дней. Ответ подписывается должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.

Решения Общественной палаты Российской Федерации и органов Общественной палаты Российской Федерации, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, рассматриваются в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» в течение 30 дней со дня их регистрации, а в исключительных случаях — с правом продления срока не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом Общественной палаты Российской Федерации.

5.7. Поручения, в том числе содержащиеся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, и указания Президента Российской Федерации исполняются в установленные в них сроки.

Срок исполнения поручений, содержащихся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, исчисляется в календарных днях со дня вступления этих актов в силу.

Срок исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации, не содержащего конкретной даты исполнения, исчисляется в календарных днях с даты подписания поручения или с даты резолюции Президента Российской Федерации, оформленной в виде указания.

В случае если в ходе исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации возникли обстоятельства, препятствующие его надлежащему исполнению в установленный срок, исполнитель представляет на имя Генерального прокурора Российской Федерации докладную записку и проект информации в Администрацию Президента Российской Федерации с изложением причин, препятствующих его своевременному исполнению, указанием конкретных мер, принимаемых для обеспечения его исполнения, и предложениями о продлении срока исполнения.

При поступлении от Президента Российской Федерации документов указанной категории, срок исполнения которых на момент поступления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации истекает или уже истек, в Администрацию Президента Российской Федерации незамедлительно направляется соответствующий запрос с целью его продления либо установления иного срока исполнения.

Если окончание срока исполнения поручений Президента Российской Федерации, в том числе содержащихся в указах, распоряжениях, указаниях, приходится на нерабочий день, то последним днем срока их исполнения считается предшествующий ему рабочий день.

(абзац введен Приказом Генпрокуратуры России от 11.04.2017 N 257)

Обращения помощников Президента Российской Федерации, высших должностных лиц Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также обращения, разрешение которых взято на особый контроль, разрешаются безотлагательно, но не позднее сроков, указанных в п. 5.1 настоящей Инструкции, если не установлен другой срок разрешения.

(п. 5.7 в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 11.11.2014 N 612)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.8. В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации срок разрешения обращений, не взятых на особый контроль, продлевается заместителями Генерального прокурора Российской Федерации, а в Главной военной прокуратуре — заместителями Главного военного прокурора Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Главной военной прокуратуре продление срока проверки запросов и обращений, рассмотрение которых взято на особый контроль, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, о чем сообщается в организационное управление Главного организационно-аналитического управления.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации первичное продление срока разрешения обращения осуществляется заместителем прокурора, а дальнейшее продление с учетом требований абзаца 1 настоящего пункта — прокурором субъекта Российской Федерации. О продлении срока уведомляется также должностное лицо вышестоящей прокуратуры, взявшее рассмотрение обращения на контроль.

5.9. В ходатайстве о продлении срока проверки по обращению указываются причины продления срока и срок, в который обращение будет разрешено.

Ходатайство оформляется не позднее чем за 3 дня до истечения контрольного срока, подписывается исполнителем, начальником отдела и управления и представляется на подпись руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5.10. При возвращении проекта ответа на доработку устанавливается конкретный срок исполнения. Если указанный срок превышает 5 дней, то автору обращения (запроса) за подписью начальника отдела незамедлительно направляется соответствующее уведомление.

В целях установления в системе Следственного комитета Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и приема граждан действует Инструкция «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», утвержденная приказом Генпрокуратуры РФ № 17 от 19.09.2007.Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Одной из приоритетных задач деятельности Следственного комитета, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», является обеспечение законности при приёме, регистрации, проверки сообщений о преступлениях, а также защита прав и свобод человека и гражданина.

При направлении обращений в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации следует руководствоваться определенными требованиями, установленными действующим законодательством к их форме и содержанию.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Обращение – это изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба, ходатайство, направленные в следственные органы Следственного комитета.

Индивидуальные обращения – это обращения, поданные самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина – представителем общественной организации, трудового коллектива. Полномочия представителя должны быть удостоверены доверенностью, выданной гражданином, в которой указывается: кто, где и в пределах каких полномочий вправе представлять. Доверенность должна быть удостоверена в установленном законом порядке.

Письменное обращение гражданина, представителя государственной и общественной организации, иных лиц должно содержать:

— наименование органа Следственного комитета РФ, куда направляется обращение,

— либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение,

— почтовый индекс, по которому должен быть направлен ответ,

— изложение существа вопроса,

— личную подпись заявителя и дату.

Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации.

Личный приемграждан и представителей юридических лиц осуществляется дежурным оперативным сотрудником следственного управления.

На личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт).

Должностные лица Следственного комитета вправе отказать в личном приеме гражданам, очевидно находящимся в состоянии опьянения или в случае их бестактного, грубого, агрессивного поведения, а также лицам, находящимся в оскорбляющем человеческое достоинство виде.

Время личного приема каждого гражданина не ограничено и корректируется лицом, осуществляющим личный прием, с учетом интересов других граждан.

Во время личного приема должностными лицами СК России гражданам разъясняются основания и порядок рассмотрения их обращений, они уведомляются о подведомственности рассмотрения интересующих их вопросов, способах и сроках получения информации об итогах рассмотрения обращений.

В целях наиболее полного и объективного рассмотрения обращения, гражданам необходимо прилагать к нему ответы на ранее подававшиеся обращения (если таковые были).

В органах СК России, в соответствии с их полномочиями, разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях закона при осуществлении уголовного судопроизводства следователями СК России, осуществляющими производство по уголовным делам, отнесенным в соответствии со ст. 151 УПК РФ (подследственность) к их компетенции.

Вместе с тем, разъясняется, что действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы руководителю вышестоящего следственного органа, прокурору, либо в районный суд по месту производства предварительного следствия (ст.123-125 УПК РФ).

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд (ст. 144 УПК РФ — порядок рассмотрения сообщения о преступлении).

Разъясняется, что порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета РФ регулируется уголовно-процессуальным законом, а также вышеуказанной Инструкцией «О едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

Сообщение о преступлении — это заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления.

Сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех следственных органах Следственного комитета РФ.

Лицами, правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлениях являются руководители следственных органов, их заместители, следователи.

Устные и письменные заявления граждан о преступлении (нарушении уголовного закона) принимаются дежурным следователем.

Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в следственное управление, в устном или письменном виде.

Устное сообщение о преступлении на основании ч. 3 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании ч. 4 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия. Заявитель при этом, предупреждается об уголовной ответственности согласно ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе производится соответствующая отметка.

Письменное заявление о преступлении должно содержать сведения о заявителе и быть подписано им.

Заявление о явке с повинной может быть сделано в произвольном как письменном, так и устном виде. Принятое письменное заявление вносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Кунцевская межрайонная прокуратура г. Москвы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке совершения нотариальных действий пмр
  • Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в ск рф действующая
  • Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти
  • Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры российской федерации
  • Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления