Инструкция о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате

      В соответствии с частью 6 статьи 58 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате.

      2. Службе уголовного преследования Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в печатном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

      4) направление копии настоящего приказа органам уголовного преследования.

      3. Настоящий приказ направить руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры, ведомств, учреждений и организации образования прокуратуры, прокурорам областей, районов и приравненным к ним прокурорам.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
К. Кожамжаров
  Утверждена
приказом
Генерального Прокурора
Республики Казахстан
от 3 января 2018 года № 2

ИНСТРУКЦИЯ
о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате
Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате (далее – Инструкция) разработана в соответствии со статьей 42-1 и с частью 6 статьи 58 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – УПК).

      2. Инструкция определяет порядок ведения уголовного судопроизводства в электронном формате на стадии досудебного расследования.

      3. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:

      1) единый реестр досудебных расследований (далее — ЕРДР) — автоматизированная база данных, в которую вносятся сведения о поводах к началу досудебного расследования, перечисленных в части 1 статьи 180 УПК РК, принятых по ним процессуальных решениях, произведенных действиях, движении уголовного производства, заявителях и участниках уголовного процесса, а также осуществляется ведение уголовного судопроизводства в электронном формате на стадии досудебного расследования;

      2) модуль «Электронное уголовное дело» (далее – модуль е-УД) –функционал ЕРДР, предназначенный для организации подготовки, ведения, отправления, получения и хранения электронного уголовного дела;

      3) электронное уголовное дело – обособленное производство, ведущееся органом уголовного преследования по поводу одного или нескольких уголовных правонарушений в электронном формате посредством модуля е-УД;

      4) электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания;

      5) пользователь ЕРДР (далее — пользователь) — должностное лицо, которое в пределах своей компетенции использует ЕРДР для выполнения конкретных функций;

      6) электронный документ – документ, в котором информация предоставлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством ЭЦП;

      7) медиа-файлы – видео, фото и аудио материалы, которые по решению лица, ведущего уголовный процесс, подлежат приобщению к электронному уголовному делу;

      8) планшет подписи — специализированное периферийное устройство, состоящее из графического планшета и пишущего пера (стилус), позволяющее создавать цифровой аналог рукописной подписи ее владельца;

      9) SMS-оповещение – функционал ЕРДР, позволяющий через мобильную связь и (или) электронную почту направлять текстовые сообщения участникам уголовного процесса для их уведомления либо явки к лицу, ведущему уголовный процесс.

      10) публичный сектор – функционал ЕРДР, позволяющий участнику уголовного процесса посредством Интернета с соблюдением требований информационной безопасности и конфиденциальности получить удаленный доступ к имеющимся и иным сведениям в ЕРДР о принятых процессуальных решениях, материалам уголовного дела в отношении себя или о защищаемом им лице, подавать жалобы и ходатайства.

      Сноска. Пункт 3 — в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.02.2021 № 17 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      4. Ведение электронного судопроизводства заключается в осуществлении досудебного расследования в электронном формате, в том числе путем ввода электронного документа либо вложения PDF-документа в ЕРДР на основании принятых должностным лицом процессуальных решений и действий, а также заполнения необходимых реквизитов электронных информационных учетных документов, подписываемых ЭЦП (далее – электронные формы).

      Порядок заполнения необходимых реквизитов электронных форм определяется Правилами приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований, утвержденными приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года № 89 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9744) (далее – Правила ЕРДР).

      Сноска. Пункт 4 – в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 30.09.2022 № 195 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      5. Ведение уголовного судопроизводства на стадии досудебного расследования в электронном формате осуществляется в модуле е-УД посредством:

      заполнения необходимых учетных сведений и реквизитов электронных форм в ЕРДР;

      создания электронных документов на имеющихся шаблонах и PDF-документов в модуле е-УД;

      подписания электронных документов участниками уголовного процесса при помощи ЭЦП или планшета подписи;

      отправки SMS-оповещения для уведомления либо вызова участников уголовного процесса;

      электронного взаимодействия с судом в целях обеспечения процессов по рассмотрению уголовных дел и материалов в электронном формате;

      электронного взаимодействия с экспертами, специалистами для осуществления процедур назначения исследования и получения заключений в электронном формате либо перевода бумажных материалов в электронный формат в соответствии с пунктом 25 Инструкции;

      функционирования публичного сектора.

      Сноска. Пункт 5 — в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.02.2021 № 17 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      6. При создании в электронном уголовном деле PDF-документа лицо, ведущее уголовный процесс, обеспечивает его идентичность с оригиналом, качество и возможность полного прочтения.

      Органы уголовного преследования обеспечивают сохранность оригиналов бумажных документов и материалов, которые переведены в PDF-документ.

      Указанные документы и материалы после окончания расследования подлежат направлению органом уголовного преследования в прокуратуру или в суд вместе с электронным уголовным делом.

      Срок хранения оригиналов бумажных документов определяется исходя из сроков хранения уголовного дела.

      Предметы, документы, деньги и иные ценности, признаются вещественными доказательствами и приобщаются в качестве таковых к материалам уголовного дела без создания PDF-документа в соответствии со статьей 118 УПК.

      Организация работы с вещественными доказательствами осуществляется в соответствии с Правилами изъятия, учета, хранения, передачи и уничтожения вещественных доказательств, изъятых документов, денег в национальной и иностранной валюте, наркотических средств, психотропных веществ по уголовным делам судом, органами прокуратуры, уголовного преследования и судебной экспертизы, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 декабря 2014 года № 1291.

      7. Определение языка электронного уголовного судопроизводства осуществляется в соответствии со статьей 30 УПК.

      Орган, ведущий уголовный процесс, обеспечивает перевод ходатайств, жалоб, поступающих на языке, отличном от языка судопроизводства, и их вложение в модуль е-УД путем создания электронного документа или PDF-документа.

      Обеспечение лиц, не владеющих языком уголовного судопроизводства, копиями электронных документов, осуществляется путем их перевода и предоставления электронной или бумажной копии.

      8. Лицо, ведущее уголовный процесс, при ведении уголовного судопроизводства в электронном формате обеспечивает:

      своевременность ввода электронных форм в ЕРДР;

      достоверность всей вводимой в ЕРДР информации в соответствии с материалами уголовного дела;

      соблюдение прав всех участников уголовного процесса в соответствии с требованиями УПК;

      соблюдение требований статьи 201 УПК по недопустимости разглашения данных досудебных расследований.

      Сноска. Пункт 8 — в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.02.2021 № 17 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Ведение уголовного судопроизводства в электронном формате на стадии досудебного расследования

      9. Должностное лицо органа уголовного преследования получает доступ к ведению электронного уголовного дела в ЕРДР при прохождении процессов авторизации и аутентификации посредством:

      ЭЦП, выданной Национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан;

      персонального идентификационного номера-кода (далее – ПИН-код), присваиваемого государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов (далее – уполномоченный орган);

      идентификации с использованием биометрического считывателя.

      Для прохождения идентификации по отпечатку пальца лицо, ведущее уголовный процесс, предварительно проходит процедуру регистрации биометрических параметров на устройство хранения цифровых сертификатов и анкетных данных.

      Сноска. Пункт 9 — в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.02.2021 № 17 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      10. Решение о выборе формата (электронный или бумажный) ведения уголовного дела принимается по своему усмотрению лицом, ведущим уголовный процесс, которому поручено осуществление досудебного расследования, при принятии его в свое производство.

      После вынесения постановления в модуле е-УД в течение двадцати четырех часов формируется автоматическое уведомление надзирающему прокурору.

      При этом в случае выбора электронного формата в ЕРДР незамедлительно заполняются соответствующая электронная форма, а также шаблон электронного документа.

      Дальнейшее изменение формата ведения уголовного судопроизводства с бумажного на электронный формат не допускается, кроме случаев соединения уголовных дел.

      Лицо, ведущее уголовный процесс, в течение двадцати четырех часов уведомляет о принятом решении участников уголовного процесса – подозреваемого, обвиняемого, их законных представителей, защитника, частного обвинителя, гражданского ответчика, потерпевшего, гражданского истца, их представителей.

      Сноска. Пункт 10 — в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.02.2021 № 17 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      11. Документы материалов уголовного дела, созданные ранее на бумажном носителе, после принятия решения о ведении уголовного дела в электронном формате вкладываются в электронное уголовное дело в виде PDF-документов незамедлительно, но не позднее двадцати четырех часов после вынесения постановления о ведении электронного судопроизводства.

      При этом до принятия решения о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате в ЕРДР автоматически формируются первые электронные документы «Рапорт о регистрации КУИ», «Рапорт об обнаружении сведений об уголовном правонарушении» и «Уведомление прокурора о начале досудебного расследования».

      В случае принятия решения о ведении электронного уголовного дела вышеуказанные рапорты автоматически вкладываются системой в материалы электронного уголовного дела, а также отражаются в описи электронного уголовного дела.

      Возможность автоматического формирования предусматривается также для сопроводительных писем прокурору и в суд.

      Сноска. Пункт 11 — в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.02.2021 № 17 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      12. Ведение электронного уголовного дела осуществляется с использованием электронных шаблонов уголовных документов, содержащихся в ЕРДР.

      При создании электронных документов лицо, ведущее уголовный процесс, использует имеющиеся в ЕРДР шаблоны, но при этом формирует текст документа самостоятельно.

      Подписание процессуальных и иных документов, составленных в электронном виде, осуществляется участниками уголовного процесса путем заверения ЭЦП или посредством планшета подписи.

      Сноска. Пункт 12 — в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.02.2021 № 17 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      13. Медиа-файлы, которые по решению лица, ведущего уголовный процесс, приобщены к электронному уголовному делу, подлежат вложению в модуль е-УД.

      14. По процессуальным документам (например, протокол осмотра места происшествия, протокол эксгумации и т.д.), составленным в бумажном виде в ходе совершения выездных следственных действий, или по иным материалам уголовного дела, документы которых составлены на бумажном носителе по причине невозможности их ввода в электронном формате, формируется PDF-документ с вложением в модуль е-УД.

      Документы, поступающие в бумажном формате и подлежащие приобщению к материалам электронного уголовного дела, при поступлении лицу, ведущему уголовный процесс, также переводятся в PDF-документ и вкладываются в модуль е-УД.

      Перевод указанных документов в PDF-документ и вложение в модуль е-УД производится незамедлительно, но не позднее двадцати четырех часов, после составления или поступления документа (материала).

      15. Материалы проведенных негласных следственных действий вводятся в электронное дело после их исследования в виде PDF-документа или медиа-файла.

      16. В случае необходимости направления в рамках ведения электронного уголовного дела сопроводительных писем, уведомлений, запросов и т.д. в бумажном виде после совершения действия все бумажные материалы незамедлительно, но не позднее двадцати четырех часов переводятся в PDF-документ и вкладываются в модуль е-УД.

      17. При необходимости соединения в порядке статьи 43 УПК дел, каждое из которых ведется в электронном формате, после вынесения лицом, ведущим уголовный процесс, постановления о соединении дел незамедлительно, но не позднее двадцати четырех часов, обеспечивается соединение дел в модуле е-УД.

      Если производство по одному или нескольким из соединяемых дел велось в бумажном формате, то лицо, ведущее уголовный процесс, при вынесении постановления о соединении дел одновременно решает вопрос об определении формата соединенного дела.

      В случае выбора дальнейшего ведения уголовного дела в электронном формате документы материалов соединяемых уголовных дел, которые велись в бумажном формате, незамедлительно, но не позднее двадцати четырех часов, после принятия соответствующего решения, вкладываются в электронное уголовное дело в виде PDF-документа с внесением в модуль е-УД форм об изменении формата уголовного судопроизводства.

      В случае выбора дальнейшего ведения уголовного дела в бумажном формате незамедлительно, но не позднее двадцати четырех часов, осуществляется переход с электронного на бумажный формат в порядке, установленном пунктом 23 Инструкции.

      18. Выделение в отдельное производство в порядке статьи 44 УПК из электронного уголовного дела осуществляется в модуле е-УД путем выделения материалов дела с присвоением отдельного номера ЕРДР.

      19. При прерывании сроков досудебного расследования в порядке статьи 45 УПК в модуле е-УД лицу, ведущему уголовный процесс, ограничивается доступ на совершение процессуальных и иных действий в рамках электронного уголовного дела, кроме тех, которые предусмотрены УПК.

      20. После принятия органом, ведущим уголовный процесс, решения о прекращении производства по электронному уголовному делу и после изучения прокурором законности принятого процессуального решения электронное уголовное дело подлежит архивированию.

      Архивирование осуществляется автоматически путем сохранения в модуле е-УД с определением соответствующего статуса.

      21. При принятии лицом, ведущим уголовный процесс, решения о передаче электронного уголовного дела по подследственности в соответствии с частью 1 статьи 186 УПК после передачи данное уголовное дело становится недоступным (неактивным) для передающего органа.

      22. По усмотрению лица, ведущего уголовный процесс, допускается переход с электронного на бумажный формат в случае возникновения нештатных (отсутствие электроэнергии, связи, доступа к модулю е-УД) или чрезвычайных ситуаций, но не ранее чем по истечении двадцати четырех часов, с момента возникновения такой ситуации.

      В случаях, когда по делу требуется проведение неотложных следственных или процессуальных действий, допускается переход до истечения двадцати четырех часов с момента возникновения нештатной или чрезвычайной ситуации.

      Переход из электронного формата уголовного судопроизводства на бумажный формат осуществляется в случаях:

      необходимости направления материалов уголовного дела в иностранное государство для продолжения уголовного преследования;

      необходимости приобщения к материалам уголовного дела сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

      При переходе из электронного в бумажный формат в ЕРДР в электронном виде заполняется мотивированное постановление и форма об изменении формата уголовного судопроизводства.

      После принятия указанного решения, незамедлительно, но не позднее двадцати четырех часов, осуществляется переход с электронного на бумажный формат в порядке, установленном пунктом 23 Инструкции.

      Сноска. Пункт 22 — в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.02.2021 № 17 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      23. При изменении формата ведения уголовного судопроизводства с электронного на бумажный осуществляется распечатывание материалов электронного уголовного дела. При этом, ранее вложенные в модуль е-УД PDF-документы заменяются на оригиналы бумажных документов путем их истребования с мест хранения.

      24. Лицо, ведущее уголовный процесс, при необходимости извещения (уведомления) участников уголовного процесса может использовать возможность модуля SMS-оповещения в информационной системе ЕРДР через единый номер 1414.

      SMS-оповещение поступает на мобильный номер и (или) на электронную почту участника уголовного процесса.

      В случае отсутствия у участника уголовного процесса мобильного телефона и электронной почты уведомление осуществляется путем направления бумажного документа.

      25. Привлекаемые в рамках расследования электронного уголовного дела на основании статей 79, 80 УПК эксперты и специалисты составляют заключение в соответствии со статьями 116, 117 УПК.

      При этом, по запросу органа, ведущего уголовный процесс, наряду с бумажным экземпляром заключение одновременно может быть составлено в форме электронного документа, которое подлежит вложению в электронное уголовное дело.

      При невозможности составления заключения в форме электронного документа, бумажный вариант заключения лицом, ведущим уголовный процесс, переводится в PDF-документ, который также подлежит вложению в электронное уголовное дело.

      26. Участник уголовного процесса с момента приобретения процессуального статуса с соблюдением требований статьи УПК РК вправе посредством публичного сектора получить доступ к имеющимся и иным сведениям в ЕРДР о принятых процессуальных решениях, материалам уголовного дела в отношении себя или о защищаемом им лице.

      Доступ к публичному сектору регламентирован Правилами ЕРДР.

      Сноска. Пункт 26 – в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 30.09.2022 № 195 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      27. Для обеспечения надзора за законностью уголовного преследования прокурор имеет доступ к материалам электронных уголовных дел посредством ЕРДР.

      Модуль е-УД в случаях, предусмотренных УПК, обеспечивает информирование надзирающего прокурора о принимаемых по электронному уголовному делу процессуальных решениях и предусматривает для прокурора процедуру проверки законности, согласования и утверждения процессуальных решений органов, ведущих уголовный процесс.

      Сноска. Пункт 27 — в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.02.2021 № 17 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      28. Полномочия прокурора, предусмотренные статьей 58 УПК, реализуются путем ввода электронных документов или вложения PDF-документа в модуль е-УД, а также заполнения необходимых реквизитов электронных форм.

      29. Направление прокурором или лицом, ведущим уголовный процесс, электронного уголовного дела в суд производится посредством интеграции ИС ЕРДР с автоматизированной информационно-аналитической системой судебных органов «Төрелік».

Глава 3. Заключительные положения.

      30. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования и перечисленные в статьях 58-63 УПК, имеют доступ в модуле е-УД к непосредственно находящимся у них в производстве электронным уголовным делам, либо находящимся в производстве подчиненных им лиц, ведущих уголовный процесс.

      Прокурор имеет доступ к делам, по которым им осуществляется надзор либо по которому он определен процессуальным прокурором.

      31. При производстве досудебного расследования следственной, следственно-оперативной группой в соответствии со статьей 194 УПК доступ в модуле е-УД к находящемуся в производстве группы электронному уголовному делу получают члены группы, осуществляющие данное досудебное расследование.

      32. Органами, ведущими уголовный процесс, определяется перечень пользователей ЕРДР в модуле е-УД, полномочия и уровень доступа к электронным уголовным делам по конкретным территориальным и структурным подразделениям.

      На основании указанного перечня уполномоченным органом определяются права доступа пользователей ЕРДР.

      Сноска. Пункт 32 — в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.02.2021 № 17 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      33. В целях обеспечения законности уголовного преследования и ведомственного контроля обеспечивается доступ в модуле е-УД к электронным уголовным делам руководителей центральных, областных (и приравненных к ним), городских (районных и приравненных к ним) органов, ведущих уголовный процесс, их заместителей, курирующих вопросы уголовного преследования и досудебного расследования, начальникам управлений и отделов, осуществляющих уголовное преследование, сотрудникам центральных и областных аппаратов органов, ведущих уголовный процесс, осуществляющих ведомственный зональный контроль (кураторство), по подчиненным и нижестоящим структурным подразделениям.

      34. Кадровые службы органов, ведущих уголовный процесс, в день подписания приказа о назначении, освобождении, возложении обязанностей должностного лица, входящего в перечень пользователей ЕРДР в модуле е-УД письменно сообщают об этом в уполномоченный орган.

      Сноска. Пункт 34 — в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.02.2021 № 17 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      35. Вопросы обеспечения информационной безопасности реализуются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      36. За нарушение требований данной Инструкции должностное лицо органа, ведущего уголовный процесс, а также иные лица, имеющие доступ к модулю е-УД, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 3 января 2018 года № 2
Об утверждении Инструкции о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате

изменениями и дополнениями по состоянию на 07.10.2022 г.)

В соответствии с частью 6 статьи 58 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате.

2. Службе уголовного преследования Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в печатном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

4) направление копии настоящего приказа органам уголовного преследования.

3. Настоящий приказ направить руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры, ведомств, учреждений и организации образования прокуратуры, прокурорам областей, районов и приравненным к ним прокурорам.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Генеральный Прокурор

Республики Казахстан

К. Кожамжаров

Утверждена

приказом Генерального Прокурора

Республики Казахстан

от 3 января 2018 г. № 2

ИНСТРУКЦИЯ
о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате (далее — Инструкция) разработана в соответствии со статьей 42-1 и с частью 6 статьи 58 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — УПК).

2. Инструкция определяет порядок ведения уголовного судопроизводства в электронном формате на стадии досудебного расследования.

Пункт 3 изложен в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.02.21 г. № 17 (см. стар. ред.)

3. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:

1) единый реестр досудебных расследований (далее — ЕРДР) — автоматизированная база данных, в которую вносятся сведения о поводах к началу досудебного расследования, перечисленных в части 1 статьи 180 УПК РК, принятых по ним процессуальных решениях, произведенных действиях, движении уголовного производства, заявителях и участниках уголовного процесса, а также осуществляется ведение уголовного судопроизводства в электронном формате на стадии досудебного расследования;

Подача процессуальных документов в электронном виде


с использованием ГАС «Правосудие»


(на примере уголовного судопроизводства)

Полный текст инструкции в формате PDF можно скачать здесь

I. Правовое регулирование

           Нормативно-правовую базу в области подачи документов в электронном виде в уголовном судопроизводстве составляют:

      1) Уголовно-процессуальный кодекс РФ, статья 474.1 которого устанавливает возможность подачи в суд ходатайств, заявлений, жалоб и представлений в форме электронного документа.

 2) Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021 г.) «Об электронной подписи», который устанавливает:

— виды электронных подписей (простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная электронные подписи) – ст. 5 ФЗ;

— условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью – ст. 6 ФЗ;

— обязанности участников электронного взаимодействия – ст. 10 ФЗ;

— условия признания квалифицированной электронной подписи – ст. 11 ФЗ;

— общие положения о средствах электронной подписи – ст. 12 ФЗ;

— общие положения о правах и обязанностях удостоверяющих центров – ст. 13 ФЗ.

           3) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».

          В данном постановлении Верховный Суд РФ:

          — дает определения ряду понятий (в том числе понятиям «документ в электронном виде», «электронный образ документа», «электронный документ» и др.);

          — дает общие разъяснения по порядку подачи в суды общей юрисдикции и арбитражные суды документов в электронном виде;

          — разъясняет вопросы, связанные с выполнением судебных актов в форме электронного документа и направления судебных актов и их копий в электронном виде.

           4) Порядки подачи документов в электронном виде в суды различного уровня.

          В настоящее время приняты и действуют 3 Порядка, касающиеся подачи документов в электронном виде соответственно в Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и мировым судьям, а именно:

— Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержден приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 г. № 46-П;

— Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 г. N 251 (ред. от 05.11.2019 г.) «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа»;

— Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11.09.2017 г. N 168 «Об утверждении Порядка подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа».

Вышеуказанные документы детально регламентируют порядок подачи документов в электронном виде для различных видов судопроизводства.

При этом подача документов в суды общей юрисдикции и мировым судьям осуществляется через информационную систему Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (далее – ГАС «Правосудие»), а в Верховный Суд РФ через информационную систему «Судебный документооборот и делопроизводство Верховного Суда Российской Федерации».

Данные информационные системы имеют некоторые различия. Например, при подаче документов в Верховный Cуд РФ имеется возможность заверить документ электронной подписью непосредственно в процессе подачи, в ГАС «Правосудие» такая возможность отсутствует.

 Пользователю, освоившему работу с ГАС «Правосудие», не составит труда работа с информационной системой Верховного Суда РФ, в связи с чем ниже приведены рекомендации по работе именно с ГАС «Правосудие» на примере подачи документов в суды общей юрисдикции (уголовное судопроизводство).


II. Что необходимо для работы с ГАС «Правосудие»

Для подачи в ходе уголовного судопроизводства документов в электронном виде через ГАС «Правосудие» необходим ряд условий, а именно – наличие учетной записи в ЕСИА (регистрация на портале Госуслуг), оформление усиленной квалифицированной электронной подписи и наличие соответствующих программ, позволяющих работать с электронной подписью.

 1) Регистрация на портале Госуслуг (получение учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации – ЕСИА).

 Вход в ГАС «Правосудие» осуществляется с помощью учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации – ЕСИА.

Все лица, зарегистрированные на портале Госуслуг имеют такую учетную запись.

Вход в систему ГАС «Правосудие» осуществляется с теми же логином и паролем, с которым пользователь обращается на сайт Госуслуг.

При отсутствии учетной записи в ЕСИА ее достаточно просто можно получить на портале Госуслуг.

 2) Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).

Согласно Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде все документы, подаваемые в рамках уголовного судопроизводства, должны быть заверены УКЭП.

УКЭП представляет собой специальный USB-токен («флэшку») с файлами, в которых хранится зашифрованная информация, подтверждающая личность владельца подписи и подлинность подписанного документа.

Выдают УКЭП аккредитованные удостоверяющие центры за 1-2 дня. Актуальный перечень таких центров размещен на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ – https://digital.gov.ru.

Для выпуска УКЭП потребуются: паспорт, ИНН, СНИЛС и заявление.

Стоимость для физических лиц обычно не превышает 1800-2000 руб. и складывается из стоимости носителя (USB-токена) и, собственно, создания ключей УКЭП сроком на 1 год.

Для продления срока действия УКЭП необходимо обращаться в тот же аккредитованный удостоверяющий центр. Для физических лиц стоимость ежегодного продления составляет около 1000 руб.

ВАЖНО: Согласно Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде полномочия адвоката подтверждаются ордером, заверенным УКЭП лица, выдавшего ордер.

          Поэтому:

          — если адвокат осуществляет свою деятельность в форме адвокатского кабинета, достаточно оформление УКЭП только на него как на физическое лицо;

          — если адвокат осуществляет деятельность в коллегии адвокатов, то для работы с ГАС «Правосудие» дополнительно потребуется оформление УКЭП на коллегию адвокатов (в лице председателя соответствующей коллегии) для заверения ордеров, подтверждающих полномочия адвокатов.

          3) Средства электронной подписи.

Помимо самой УКЭП понадобятся специальные средства для работы с подписью.    Для работы с ГАС «Правосудие» понадобятся 2 вида таких средств.

Во-первых, крипотпровайдер для операций шифрования и электронной подписи (например, КриптоПро CSP 4.0, КриптоПро CSP 5.0), т.е. это то, без чего Ваша электронная подпись работать не будет.

Лицензию на криптопровайдеры предлагают приобрести удостоверяющие центры при оформлении УКЭП, либо ее можно приобрести самостоятельно. Стоимость лицензии составляет от 1300-1400 руб. и зависит от срока действия лицензии (минимальный срок – 1 год).

Во-вторых, средство для создания отсоединенной электронной подписи, т.е. отдельного файла с электронной подписью (файл с расширением «.sig»).

Такой файл можно создать, например, с помощью программы КриптоАрм Стандрат Плюс, лицензия на которую приобретается в удостоверяющем центре при оформлении УКЭП либо самостоятельно.

Также имеется возможность создания файлов с электронной подписью (с расширением «.sig») с помощью бесплатного онлайн-сервиса на сайте Контур.крипто — https://crypto.kontur.ru.

      III. Подготовка документов для подачи через ГАС «Правосудие»

           Подготовка документов состоит:

— в создании электронного документа (электронного образа документа), собственно содержащего заявление, ходатайство или жалобу;

— в создании отсоединенной электронной подписи – файла с электронной подписью (с расширением «.sig»);

— в подготовке приложений.

 1) Подготовка процессуального документа.

 Согласно Порядка подаваемый через ГАС «Правосудие» процессуальный документ (жалоба, ходатайство, заявление) должен быть обязательно в формате PDF.

Он может быть подан:

— В виде электронного образа документа в формате PDF. Для этого документ сначала изготавливается на бумажном носителе, подписывается, а затем сканируется.

— В форме электронного документа в формате PDF. В этом случае документ изначально создается в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе. Например, путем конвертации файла форматов DOC, DOCX в файл формата PDF.

Порядок не предусматривает обязательного наличия графического изображения подписи в электронном документе, но рекомендую проставлять в документе изображение подписи (большинство PDF-редакторов предоставляют такую возможность).

2) Создание отсоединенной электронной подписи.

После того, как процессуальный документ в формате PDF готов и в него не планируется внесение никаких изменений, его необходимо подписать отсоединенной электронной подписью, например, с помощью ПО КриптоАрм, или используя бесплатный онлайн-сервис на сайте Контур.крипто.

Обе программы предусматривают достаточно простой и понятный пользователю алгоритм действий.

Онлайн-сервис на сайте Контур.крипто сразу же формирует файл с отсоединенной электронной подписью.

При работе с ПО КриптоАрм для создания отсоединенной подписи в диалоговом окне «Параметры подписи» необходимо отметить опцию «Сохранить подпись в отдельном файле».

В результате должно получиться два файла:

          — файл формата PDF с процессуальным документом (жалобой, ходатайством заявлением);

          — файл с тем же наименованием, но с расширением «.sig» — это и есть отсоединенная электронная подпись.

 3. Подготовка приложений.

 При подаче в ходе уголовного судопроизводства документов через ГАС «Правосудие» обязательным приложением к обращению является ордер. Отсутствие в приложении к обращению ордера (даже при наличии его в материалах уголовного дела) может послужить основанием для формального отказа в регистрации обращения, поданного через ГАС «Правосудие».

Ордер должен быть представлен в форме электронного образа документа (то есть сначала изготовлен на бумажном носителе, а затем отсканирован).

Ордер должен быть заверен УКЭП лица, выдавшего ордер (либо адвокатом, осуществляющим деятельность в адвокатском кабинете, либо председателем соответствующей коллегии адвокатов). Электронная подпись должна быть отсоединенной, то есть в виде отдельного файла с расширением «.sig».

Все иные прилагаемые документы в рамках уголовного судопроизводства также должны быть заверены УКЭП лиц, выдавших данные документы.

Например, при подаче кассационной жалобы к ней прилагаются копии обжалуемых судебных решений в виде электронных документов, подписанных УКЭП судьи, принявшего обжалуемое судебное решение, либо электронных образов обжалуемых судебных решений, заверенных УКЭП судьи или уполномоченного работника аппарата суда. В данном случае электронная подпись также должна быть отсоединенной, то есть в виде отдельного файла с расширением «.sig».


  IV. Подача документов через ГАС «Правосудие»

           Для подачи процессуальных документов через ГАС «Правосудие» необходимо зайти на сайт соответствующего суда и выбрать раздел «Подача процессуальных документов в электронном виде».

 

Далее осуществить вход в личный кабинет, используя учетную запись в ЕСИА.

    

          После входа в личный кабинет последовательно выбрать вкладки «Подать обращение» и далее – «Уголовное судопроизводство» (или иной вид судопроизводства).

           Далее выбрать вид обращения, например «Апелляционная жалоба (ст. 389.3 УПК РФ)».

   

          После чего появится форма обращения, которую необходимо заполнить.

   

В графе «Номер дела» — указывается номер дела (материала досудебного производства), присвоенный судом.

В случае, когда такой номер еще отсутствует (например, при подаче жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ) – в графе необходимо указать «б/н».

В графе «Способ обращения» необходимо отметить вкладку «Лично».

 После этого появятся Ваши данные из учетной записи в ЕСИА, которые необходимо проверить и внести недостающие сведения. В случае если эти сведения будут заполнены не в полном объеме, система не отправит обращение.

   

Данные иных участников процесса вносить не требуется (вкладка «Данные участников процесса»).

После чего необходимо перейти к вкладке «Суть заявления», нажав «Добавить файл».

             

В появившемся диалоговом окне необходимо заполнить графы:

— «Описание», где указать название процессуального документа (в данном случае – Апелляционная жалоба);

— «Кол-во страниц», где указать точное количество страниц обращения.

  

В графе «Файл» для прикрепления обращения необходимо нажать «Выбрать файл», после чего прикрепить файл с Вашим обращением в формате PDF.

    

Далее необходимо прикрепить файл формата «.sig» с подписью, для чего нажать «Прикрепить файл с УКЭП» и добавить файл с отсоединенной электронной подписью формата «.sig», который Вы заранее сформировали (см. выше раздел III. «Подготовка документов»).

 В диалоговом окне должно появиться сообщение «Файл подписан УКЭП».

    

  После нажатия «Добавить» возвращаемся в основную форму обращения, где должна появиться информация о прикреплении обращения, подписанного УКЭП.

    

Аналогичным образом в разделе «Приложения к заявлению» необходимо прикрепить файл с ордером и отсоединенной УКЭП, которой он подписан, и иные приложения.

 После чего нажать «Сформировать заявление».

    

В следующем диалоговом окне после проверки сведений об обращении необходимо выбрать «Отправить» (либо «Редактировать» при необходимости внесения исправлений).

    

 В разделе «История обращений» можно проверить информацию об отправке жалобы, а также о проверке электронной подписи:

   


V. Заключение

       Перед началом работы с ГАС «Правосудие» рекомендую ознакомиться с Порядками подачи в федеральные суды общей юрисдикции (мировым судьям) документов в электронном виде, где детально описаны требования к процессуальным документам, приложениям, а также основания для отказа в принятии обращений.

Что касается плюсов и минусов работы с ГАС «Правосудие», то плюсы очевидны. Это возможность оперативной подачи процессуальных документов в удаленном режиме без необходимости посещения канцелярии суда, что особенно актуально при ведении дел в других регионах, населенных пунктах.

Минусы заключаются в необходимости оформления УКЭП (с несением соответствующих расходов).

Также необходимо отметить неготовность самой судебной системы полноценно работать в режиме электронного документооборота. Например, в районных судах общей юрисдикции практически невозможно получить копии судебных решений в электронном виде, заверенные УКЭП.

Полагаю, что это во многом вызвано низкой активностью участников судопроизводства, в том числе адвокатов, в использовании электронного документооборота с судами.

Полный текст инструкции в формате PDF можно скачать здесь 

 Адвокат Коллегии адвокатов

по Центральному району г. Челябинска                                                       О.Н. Волгина

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 474.1 (в ред. ФЗ от 29.12.2022 N 610-ФЗ) применяется при наличии технической возможности.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 610-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Ходатайство, заявление, жалоба или представление, не содержащие сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, при наличии технической возможности могут быть поданы в суд в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом, в форме электронного документа и подписываются лицом, направившим такой документ, усиленной квалифицированной электронной подписью, если настоящим Кодексом не установлено иное. Материалы, приложенные к таким ходатайству, заявлению, жалобе или представлению, также подаются в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, и заверяются лицом, направившим такие документы, усиленной квалифицированной электронной подписью. Электронные документы, изготовленные иными лицами, органами, организациями в свободной форме или форме, установленной для таких документов законодательством Российской Федерации, должны быть подписаны указанными лицами, органами, организациями электронной подписью в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2. Ходатайство, заявление, жалоба, представление и материалы, указанные в части первой настоящей статьи, подаются посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал), либо информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо систем электронного документооборота участников уголовного судопроизводства с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

3. Ходатайство об ознакомлении с материалами уголовного дела, о получении копий процессуальных документов, получении информации в соответствии с пунктом 21.1 части второй статьи 42 настоящего Кодекса, информации об участии в судебных заседаниях, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи, гражданский иск, не содержащий ходатайства о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества, подаваемые гражданами посредством Единого портала либо информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, могут быть подписаны простой электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации и порядком, определяемым Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлено, что указанные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

4. Судебное решение, за исключением решения, содержащего сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну, затрагивающие безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, решения по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, может быть изготовлено в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если судебное решение вынесено судом коллегиально, оно подписывается всеми судьями, участвовавшими в рассмотрении дела, усиленной квалифицированной электронной подписью. При изготовлении судебного решения в форме электронного документа дополнительно изготавливается экземпляр судебного решения на бумажном носителе.

5. Копия судебного решения, изготовленная в форме электронного документа, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью, по просьбе либо с согласия участника уголовного судопроизводства может быть направлена ему посредством Единого портала, либо информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо систем электронного документооборота участников уголовного судопроизводства с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия при условии, что возможность их использования указанным лицом не ограничена в связи с примененной к нему мерой пресечения или назначенным наказанием.

6. Повестка или уведомление в электронном виде могут быть направлены посредством Единого портала лицу, давшему согласие на Едином портале на уведомление его посредством Единого портала, при условии, что возможность использования указанным лицом Единого портала не ограничена в связи с примененной к нему мерой пресечения или назначенным наказанием, либо посредством системы электронного документооборота участника уголовного судопроизводства с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

По делам об административных правонарушениях возможности информационных технологий используются ещё не так широко. К тому же суды и чиновники иногда допускают ошибки, применяя электронные технологии. Любое административное правонарушение, будь то нарушение правил благоустройства, неприменение ККТ, несвоевременная сдача отчётности или нарушение правил пожарной безопасности, разрешается по одним и тем же правилам, установленным в разделе 4 КоАП.

Для некоторых категорий дел установлены особые правила. Например, дела о нарушениях ПДД, зафиксированных в автоматическом режиме, уже давно ведутся в электронной форме. Для остальных дел электронное правосудие доступно только частично. Про них подробнее.

Как устроено электронное правосудие по делам об административных правонарушениях

Наиболее значимыми документами в административных делах являются уведомление о составлении протокола, сами протоколы (с момента составления которых дело считается возбуждённым) и постановления, которыми завершается дело, а лицо, в отношении которого дело велось, признаётся виновным либо невиновным.

С 2011 года в КоАП РФ введена статья 25.15, которая позволяет судам и госорганам направлять уведомления участникам производства по электронной почте, факсу и так далее. В 2015 году был издан закон, касающийся возможности выносить исполнительные документы в электронной форме. В связи с этим КоАП РФ был дополнен ч. 5.1 ст. 29.10, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа. Кроме того, в КоАП РФ появилась ч. 8 ст. 29.10, которая предусматривает возможность перевода в электронную форму постановления, вынесенного на бумаге.

Электронное постановление в любом случае обязательно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи либо чиновника, вынесших постановление. Некоторые госорганы пренебрегают этим правилом, поэтому на постановлении можно обнаружить электронную подпись иного сотрудника ведомства, причем такой сотрудник может даже не занимать должность, замещение которой уполномочивает его на рассмотрение административных дел. При обнаружении такого нарушения смело пишите жалобу об отмене постановления в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

На этом, по большому счёту, установленные законом возможности использования современных информационных технологий в административных делах на сегодняшний день можно считать исчерпанными.

Протокол об административном правонарушении, который является документом, фиксирующим нарушение, может составляться только на бумажном носителе. Это связано с тем, что протокол обязательно должен быть подписан как должностным лицом, так и тем лицом, в отношении которого он составлен. Иные протоколы по административным делам (осмотра места правонарушения и применения мер обеспечения) по той же причине могут быть составлены только на бумаге.

КоАП РФ предусматривает, что лицам, в отношении которых ведётся административное дело, обязательно должны быть вручены как копия протокола, так и копия постановления по делу. Сделать это можно опять же только на бумаге. Такой вывод следует из ч.2 ст. 29.11 КоАП РФ. Исключение предусмотрено лишь для вручения копии электронного постановления по делам о нарушении порядка применения ККТ (части 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ) — его можно направить также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, через кабинет контрольно-кассовой техники.

Какие ошибки допускаются в электронном правосудии по административным делам

Чиновники не всегда соблюдают правила, связанные с ограничениями возможностей электронного правосудия. Особенно часто проблемы возникают, если лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, не является на составление протокола либо вынесение постановления. Случается так, что вынесенные в его отсутствие протокол или постановление могут направить в том же порядке, что и уведомление, например на электронную почту или по системе электронного документооборота. А далее, после истечения сроков на обжалование, такое дело может передаваться приставам для принудительного взыскания наложенного штрафа. В таком случае можно совершенно неожиданно узнать о том, что вы стали фигурантом административного дела и получили штраф.

На практике был случай, когда директору фирмы от судебного пристава-исполнителя пришло постановление о взыскании штрафа, о котором он ничего не знал. Оказалось, что полгода назад на электронную почту приходили и протокол, и постановление за непредоставление отчётности. Госорган посчитал, что срок на обжалование такого постановления у директора истёк, и через 10 дней передал дело приставам.

Что делать в таких случаях? Ранее уже было сказано о невозможности составления протоколов в электронном виде. При подготовке к рассмотрению дела судья или уполномоченный на это чиновник ведомства должен проверить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела. Таким образом, при получении протокола, составленного в форме электронного документа, судья или чиновник обязан вернуть дело на доработку по правилам ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ. Если этого сделано не было, то уже при рассмотрении дела ссылайтесь на то, что протокол считается не составленным, а административное дело — не возбуждённым (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ), что препятствует дальнейшему рассмотрению дела и вынесению постановления.

В отличие от протокола, вынесенное в электронной форме постановление признается подлинником документа. Однако госорган или суд не вправе направить его на электронную почту правонарушителю. КоАП РФ предусматривает возможность направления только копий и только заказной почтой либо вручением под роспись.

Такая проблема возникает из-за путаницы в понимании того, что такое электронный документ и его копия. Необходимо отметить, что ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» различает такие понятия как «копия документа» и «электронная копия документа». Так, копия документа — это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа (подпункт 23), а электронная копия документа — копия документа, созданная в электронной форме (подпункт 24). Понятия «электронная копия электронного документа» не существует и вряд ли может существовать, поскольку применительно к электронному документу возможно его конвертирование (подпункт 80) либо миграция (подпункт 81), а не копирование.

Таким образом, если на стадии исполнительного производства вы выяснили, что электронное постановление либо его скан были направлены вам, например, по электронной почте, при несогласии с постановлением пишите жалобу с указанием на то, что срок на её обжалование вы не пропустили, так как считать его нужно с момента получения вами бумажной копии постановления, которая госорганом еще не направлялась.

В чем плюсы ведения дела в цифровом виде

Несмотря на имеющиеся проблемы, само по себе ведение административного дела в цифровом виде имеет ряд преимуществ:

  1. Электронное оформление процессуальных документов ускоряет документооборот и сокращает затраты госорганов на отправку почтовой корреспонденции.
  2. Электронное правосудие позволяет гражданам экономить финансы и время, связанные с фактической явкой лица или его представителя, что облегчает доступ к судопроизводству в условиях большой территории России.
  3. Если дело рассматривается судом, то уже сейчас у участников дела есть возможность подачи обращений и отправки необходимых документов в суд в электронной форме, отслеживания движения дела в суде через интернет и проведения судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи.

Дальнейшее развитие электронного административного процесса, который ведётся в госорганах, позволило бы удалённо знакомиться с материалами дела, подавать через интернет все необходимые ходатайства и предъявлять доказательства. Тем более что зачастую на этапе составления протокола участие лица, в отношении которого ведется дело, является простой формальностью.

Каковы перспективы развития электронной формы административного производства

Использование электронного документооборота в административных делах безусловно перспективно, но развивается медленно. Так, в настоящее время обсуждается возможность электронной подачи жалоб на постановления по делу.

В своё время Верховный суд Российской Федерации отметил, что по смыслу положений, закреплённых в главе 30 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит подаче только на бумажном носителе. Однако потребность в электронных жалобах однозначно имеется.

Минюст России разработал законопроект № 608427-7 «О внесении изменения в статью 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В пояснительной записке к законопроекту авторы отметили, что административное законодательство, устанавливая возможность применять цифровые технологии для привлечения граждан к административной ответственности и направления им постановлений по делам об административных правонарушениях, не предусматривает для граждан равной возможности обжалования таких постановлений посредством направления жалобы в электронном виде.

Проектом предлагается предусмотреть, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в том числе в электронном виде в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо посредством направления на электронную почту или заполнения формы, размещённой на официальном сайте суда, органа, должностного лица в интернете, либо с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, при условии регистрации лица, подающего жалобу, в Единой системе идентификации и аутентификации.

В официальных отзывах Правительство и Счетная палата РФ законопроект в представленной редакции не поддерживают. Основной их довод в том, что реализация потребует разработки специального программного обеспечения, а также дополнительного технического обеспечения не только судов, но и органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом. К моменту написания статьи проект находится на стадии подготовки к первому чтению.

Эта статья была полезной?

Подключиться

Чтобы подключиться к электронному документообороту, заполните заявку вручную или загрузите сертификат ЭП

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о ведении оперативных переговоров и оперативной документации
  • Инструкция о ведении внутришкольной документации в общеобразовательных школах рк
  • Инструкция о безналичных расчетах утверждена центробанком рф
  • Инструкция о безналичных расчетах в лнр
  • Инструкция о банковском переводе рб 2022