Инструкция об основах организации и тактики проведения оперативно технических мероприятий

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Инструкция об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий

Инструкция об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий

Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N АПЛ13-580
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2013, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей Инструкции об основах организации проведения оперативно-технических мероприятий, утвержденной Приказом Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы безопасности Президента РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ, Государственного таможенного комитета РФ от 19.06.1996 N 281дсп/306дсп/30дсп/215дсп/66дсп/390дсп/191дсп/374дсп.Инструкция определяет основы организации и тактики проведения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, оперативно-технических мероприятий, а также порядок взаимодействия указанных органов с судами при получении судебных решений на их проведение.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

«Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»
(постатейный)
(под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского)
(«Проспект», 2011)Некоторые вопросы, связанные с осуществлением ОРД, регламентируются в нормативных актах несекретного характера. К числу таковых можно, например, отнести Инструкцию об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий — утверждена совместным Приказом ФСБ, МВД, СВР, ФСО, ФПС, ФСНП и ГТК России от 19 июня 1996 г.; Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд — утверждена совместным Приказом МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. и некоторые другие нормативные акты.

Нормативные акты

Приказ ФСНП РФ N 175, ФСБ РФ N 226, МВД РФ N 336, ФСО РФ N 201, ФПС РФ N 286, ГТК РФ N 410, СВР РФ N 56 от 13.05.1998
«Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно — розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.09.1998 N 1603)<*> Оформление результатов ОРД, полученных при проведении оперативно — технических мероприятий, осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции «Об основах организации и тактики проведения оперативно — технических мероприятий», утвержденной Приказом ФСБ России, МВД России, СВР России, ФСО России, Службы безопасности Президента Российской Федерации, ФПС России, ФСНП России, ГТК России от 19.06.96 N 281/дсп/306/дсп/30/дсп/215/дсп/66/дсп/390/дсп/191/дсп/374/дсп (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.07.96 N 1125).

http://forum.femida78.ru/viewtopic.php?f=4&t=36&p=231&hilit=165%2FДСП%2F211%2F#p231

Немного старое, но никто не отменял на настоящее время по данным Министерства юстиции РФ

применяется в части, не противоречащей федеральным законам

Легальное, поскольку зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и опубликовано на сайте Минюста
(ниже ссылка и скриншот официального сайта — источника получения приказа)

http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/all/extended/index.php?do4=document&id4=c38af5ba-f4fa-4c37-852c-393b43aa5b34

Наиболее важное из приказа, по-моему мнению, нижеследующее:

22. Материалы, полученные в результате проведения мероприятия, обрабатываются ОТП или ОПП.
Для обработки могут привлекаться сотрудники подразделения-инициатора, а при необходимости с письменного разрешения руководства органа, в состав которого входит ОТП или ОПП, — другие специалисты.

(примечание: важно, поскольку в деле обычно не имеется письменного разрешения направлять результаты в конторы типа ООО или типа ООО «ЮА ЗППП», или типа АНО «ЮА ЗППП» с учредителями типа НП ППП, Быстрова И.Ю., или типа Кремко А.В.-учредитель АНО «ЮА ЗППП»)

23. Документы по вопросам подготовки мероприятия и материалы по проведенному мероприятию составляются (изготавливаются) в одном экземпляре, если иное не обусловлено оперативной необходимостью, и регистрируются в установленном порядке. Снятие копий с передаваемых материалов запрещается.

(примечание: важно, поскольку порядок регистрации установлен Приказом МВД 333, рапорт для проведения ОРМ является уже не анонимным заявлением (п.13), является «сообщением о происшествии» (п.4 и п.4.2), поскольку содержит «сообщение … о событии, требующим проверки для обнаружения возможных признаков преступления» (4.2) и подлежит «незамедлительно» регистрации в КУСП (п.5), проводить проверку незарегистрированного в КУСП сообщения о происшествии «категорически запрещается» (п.28)

В9200004
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО МЮ РФ 01.07.92 N 4
МИНИСТЕРСТВО БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 22 июня 1992 г. N 165/ДСП/211/ДСП/29/ДСП/81/ДСП г. Москва

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ТАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» и в целях обеспечения соблюдения законности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить и ввести в действие согласованную с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации Временную инструкцию об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий<1> (прилагается).

2. Установить, что Временная инструкция, утвержденная настоящим приказом, является основополагающей для организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств и разработки соответствующих ведомственных нормативных актов.
Заинтересованным подразделениям органов, имеющих право осуществления оперативно-розыскной деятельности, подготовить и представить на утверждение до 1 октября 1992 года ведомственные нормативные акты, определяющие компетенцию указанных подразделений, порядок организации и тактику проведения оперативно-технических мероприятий, условия соблюдения конспирации в использовании технических средств, финансирование и материально-техническое обеспечение оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений. Руководствоваться до их утверждения действующими нормативными актами, регулирующими проведение оперативно-технических мероприятий, в части, не противоречащей Закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» и Временной инструкции.

3. Поручить МБ России непосредственное проведение по заданиям других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, контроля почтовых отправлений и телеграфных сообщений, а также оперативно-технических мероприятий, связанных с подключением к станционной аппаратуре учреждений и предприятий связи. Ведомственные узлы связи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-технических мероприятий используются по взаимному согласованию.

4. Руководителям органов безопасности, в состав которых входят оперативно-технические и оперативно-поисковые подразделения, обеспечивать проведение оперативно-технических мероприятий по заданиям других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в установленном Временной инструкцией порядке.

5. Поручить МБ России и МВД России образовать до 1 сентября 1992 года из числа ведущих специалистов заинтересованных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, постоянно действующий Межведомственный консультативный совет по вопросам координации и взаимодействия при проведении оперативно-технических мероприятий, перспективной разработки и производства специальной техники.

6. Оперативно-техническим и оперативно-поисковым подразделениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оказывать в пределах имеющихся возможностей методическую и практическую взаимную помощь в организации и проведении оперативно-технических мероприятий.

7. Разрешить оперативно-техническим и оперативно-поисковым подразделениям, непосредственно осуществляющим оперативно-технические мероприятия:
7.1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные действия.
7.2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать этим подразделениям содействие на конфиденциальной основе<2>.
7.3. Создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие решение стоящих задач.
7.4. Использовать по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество (в том числе транспортные, кроме специальных, средства) предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые или нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.
7.5. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-технические мероприятия, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе.
7.6. Приобретать и использовать различные предметы, материалы, инструменты, средства индивидуальной защиты, пассажирские места любого класса на всех видах транспорта при выездах в командировки в количестве, обеспечивающем безопасность перевозки специальной техники и материалов.
7.7. Использовать ведомственные, а также другие привлеченные в соответствии с пп. 7.4 транспортные средства на всей территории Российской Федерации.

8. Руководителям органов, в состав которых входят оперативно-технические и оперативно-поисковые подразделения, до 1 сентября 1992 года разработать комплекс специальных мер по обеспечению личной безопасности сотрудников, осуществляющих оперативно-технические мероприятия, защите их от преступных и иных противоправных посягательств. Исключить участие негласных сотрудников в гласных мероприятиях, нарядах и дежурствах вне своих подразделений.
Для надлежащего выполнения служебных обязанностей обеспечить необходимые условия для получения сотрудниками указанных подразделений специальной профессиональной подготовки, повышения своей квалификации.

9. Взаимно информировать в установленном порядке заинтересованные оперативно-технические и оперативно-поисковые подразделения о фактах и обстоятельствах расшифровки оперативно-технических мероприятий или утраты специальной техники.

10. Руководителям ведомственных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области оперативно-розыскной деятельности, в срок до 1 сентября 1992 года внести изменения и дополнения в учебные планы и программы в части изучения правового регулирования, организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий и использования оперативной техники. Привести содержание обучения в соответствие с требованиями Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» и Временной инструкции, утвержденной настоящим приказом.
Изъять из учебного процесса учебно-методические материалы, противоречащие указанному Закону и Временной инструкции.

11. Ведомственный контроль за соблюдением требований настоящего приказа и Временной инструкции возложить на руководителей органов(подразделений), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
————————
<1> В дальнейшем по тексту «Временная инструкция».
<2> Порядок организации такого сотрудничества регулируется от-
дельной инструкцией.

Министр безопасности Министр внутренних дел
Российской Федерации Российской Федерации
генерал-полковник генерал-полковник внутренней службы
В.Баранников В.Ерин

Директор Службы внешней Начальник Главного управления охра-
разведки Российской ны Российской Федерации
Федерации генерал-майор
Е.Примаков М.Барсуков

Для служебного пользования

Согласовано с Генеральной про- Приложение
куратурой Российской Федерации к приказу МБ России, МВД
и Верховным судом Российской России, Службы внешней раз-
Федерации ведки России, Главного уп-
равления охраны России

от ————- 1992 года
N ——/——/——/——

ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
об основах организации и тактики проведения
оперативно-технических мероприятий

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

1. Настоящая инструкция в соответствии с Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» определяет основы организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

2. Оперативно-техническое мероприятие<1> — это мероприятие, проводимое негласно оперативно-техническими и оперативно-поисковыми подразделениями<2> или специально подготовленными оперативными работниками с использованием специальной и другой техники, материалов и веществ, не причиняющих вреда жизни, здоровью личности и окружающей среде.
Мероприятие осуществляется в целях решения оперативно-розыскных задач, когда другим путем их решить не представляется возможным.

3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность<3>, организуют и проводят мероприятие в пределах своей компетенции самостоятельно в полном объеме или частично, во взаимодействии между собой, а также при содействии иных юридических и физических лиц с соблюдением конспирации.
Должностные лица, непосредственно осуществляющие мероприятия, в ходе их проведения подчиняются только непосредственному или прямому начальнику и руководствуются Законом, настоящей Временной инструкцией и другими ведомственными нормативными актами, регламентирующими организацию и тактику проведения мероприятий.

4. Мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность органов внутренних дел, органов безопасности и Службы внешней разведки, проводятся в порядке, предусмотренном нормативными актами указанных ведомств.

5. Организация и тактика проведения мероприятий в целях решения оперативно-розыскных задач, сведения об используемых при этом специальных технических средствах, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе, в соответствии с действующим законодательством составляют государственную тайну.
Регламент организационного и технологического обеспечения проведения конкретных видов мероприятий регулируется ведомственными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке руководителями органов.
В случаях, предусмотренных законом, лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана и в отношении которого проводилось мероприятие, могут быть выданы только сведения о характере полученной в отношении него информации и лишь в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. По требованию судьи предоставляются оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых указанному лицу было отказано, за исключением данных о лицах, конфиденциально содействовавших проведению мероприятия.

6. За неправомерное проведение мероприятия должностные лица органов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7. За разглашение связанных с проведением мероприятия сведений должностные лица органов, а также другие лица, которым эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами.

8. Гражданство, национальность, пол, место жительства, социальное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не оговорено законом.

9. Запрещается проведение мероприятий в отношении граждан для получения и накопления информации, не относящейся к компетенции органа, а также для достижения целей и выполнения задач, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

10. Мероприятия, затрагивающие охраняемые законом тайну переписки, телеграфных сообщений<4>, телефонных и иных переговоров<5>, а также право на неприкосновенность жилища<6>, проводятся только с санкции прокурора по мотивированному постановлению (приложение 1) руководителей органов (приложение 2) и лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления. При этом обследование жилых помещений допускается в исключительных случаях.
Санкцию на проведение таких мероприятий по постановлениям руководителей центральных аппаратов МБ России, МВД России, Службы внешней разведки России, Главного управления охраны России, наделенных правом организации оперативно-розыскных мероприятий (приложение 2), дают Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, начальник Главного управления по надзору за соблюдением законов в Вооруженных Силах Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Главный военный прокурор). По постановлениям соответствующих руководителей органов системы указанных министерств и ведомств (приложение 2) санкцию на проведение мероприятий, затрагивающих право на неприкосновенность жилища, дают соответственно прокуроры республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также прокуроры специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам краев, областей, военные прокуроры видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов.
Санкцию на проведение мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телеграфных сообщений, телефонных и иных переговоров, дают также районные и городские прокуроры и приравненные к ним прокуроры.
Для получения санкции на проведение мероприятия прокурору предоставляются оперативное дело и иные материалы оперативного документирования, подтверждающие необходимость дачи санкции. Прокурор при санкционировании мероприятия принимает меры к сохранению государственной и служебной тайны и несет установленную законом ответственность за разглашение ставших ему известными таких сведений.
В постановлении указывается срок проведения мероприятия, необходимый для достижения поставленных целей, но не более чем 90 суток.
При необходимости продления мероприятия выносится новое постановление.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению террористического акта или диверсии, допускается проведение таких мероприятий на основании мотивированного заключения руководителей соответствующих органов (приложение 2). При этом незамедлительно принимаются меры к уведомлению прокурора и получению санкции в течение 24 часов с момента вынесения заключения. За все это время орган, в интересах которого проводится мероприятие, имеет право знакомиться с получаемой в ходе мероприятия информацией.
Если по каким-либо причинам санкция прокурора не будет получена в указанный срок, мероприятие прекращается.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов или других переговорных устройств, на основании постановления (приложение 1), утвержденного руководителем органа (приложение 2), с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора в течение 24 часов с момента вынесения постановления.

11. Полученные в результате проведения мероприятия сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан и не указывающие на их участие в противоправной деятельности, не подлежат разглашению, иному гласному или негласному использованию.

12. ОТП и ОПП для решения поставленных перед ними оперативно-розыскных задач разрешается проведение негласных оперативно-технических мероприятий согласно прилагаемому перечню (приложение 3), а также привлечение отдельных лиц с их согласия к подготовке или проведению мероприятия с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества, заключение контрактов с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений.
Указанным подразделениям запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений, а равно проведение мероприятий, связанных с обследованием помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а также прослушиванием телефонных и иных переговоров, снятием информации с технических каналов связи и с контролем почтовых отправлений, для сбора данных, характеризующих личность граждан и необходимых для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; в связи с оказанием ими содействия в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

13. Основаниями для принятия органами решения о проведении мероприятия являются:
13.1. Наличие возбужденного уголовного дела.
13.2. Ставшие им известными сведения: о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, по которому обязательно производство предварительного следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; о безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных трупов.
13.3. Поручения следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
13.4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по указанным в настоящей статье основаниям.
13.5. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ
ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

14. На проведение мероприятия подразделением заинтересованного органа (инициатора), на основании мотивированного постановления (заключения) оформляется письменное задание, утверждаемое должностным лицом (приложение 2).
Задание на проведение мероприятия оформляется на бланке формы N 2 (приложение 4) и учитывается в порядке, установленном Инструкцией по секретному делопроизводству соответствующего ведомства.

15. Задание, поступающее из других органов, должно быть согласовано с руководством органа, в состав которого входит ОТП или ОПП — исполнитель мероприятия.
Руководителем данного органа, исходя из технических и штатных возможностей ОТП или ОПП, могут быть установлены ограничения (лимиты) по количеству одновременно проводимых мероприятий в интересах органа конкретного ведомства, руководство которого самостоятельно регулирует очередность выполнения заданий.

16. Должностные лица, подписавшие задание, несут персональную ответственность за достоверность изложенных в нем данных, а утвердившие его — за обоснованность и законность проведения мероприятия.

17. Задание, оформленное в установленном порядке, должно передаваться на исполнение в ОТП или ОПП с учетом времени, необходимого для качественной подготовки к проведению мероприятия.

18. Заполнение всех пунктов бланка задания обязательно, при необходимости дополнительно указывается о возможном использовании полученных материалов в качестве доказательств по уголовным делам.

19. Мероприятие готовится и осуществляется совместно с оперативными подразделениями. Инициатор организует оперативное обеспечение и создание необходимых условий для конспиративного проведения мероприятия.

20. Должностные лица ОТП и ОПП, участвующие в проведении мероприятия, в соответствии со своей компетенцией обязаны:
20.1. Принимать все необходимые меры для защиты охраняемых законом прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства.
20.2. Информировать в установленном порядке соответствующие компетентные оперативные подразделения о ставших известными им фактах противоправной деятельности, а также о фактах обнаружения взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных, наркотических веществ или иных запрещенных к свободному обращению материалов и предметов.
20.3. Соблюдать правила конспирации.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ
ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

21. Результаты, полученные при проведении мероприятия, могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
При необходимости использования материалов, полученных в результате проведения мероприятия, в качестве доказательств по уголовному делу государственным органом, по заданию которого оно проводилось, должна быть обеспечена безопасность лиц, участвовавших в осуществлении этого мероприятия.

22. Материалы, полученные в результате проведения мероприятия, обрабатываются ОТП или ОПП.
Для обработки могут привлекаться сотрудники подразделения-инициатора, а при необходимости с письменного разрешения руководства органа, в состав которого входит ОТП или ОПП, — другие специалисты.

23. Документы по вопросам подготовки мероприятия и материалы по проведенному мероприятию составляются (изготавливаются) в одном экземпляре, если иное не обусловлено оперативной необходимостью, и регистрируются в установленном порядке. Снятие копий с передаваемых материалов запрещается.

24. Материалы по вопросам организации и проведения мероприятия запрещается передавать лицам, не имеющим к нему прямого отношения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами.
С материалами, полученными в результате проведения мероприятия, инициатор может знакомить других сотрудников в части, их касающейся, и только с письменного разрешения непосредственного начальника.
25. Полученные в результате проведения мероприятия материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если исполнение служебных обязанностей или правосудие не требуют иного.
За три месяца до уничтожения документов, отражающих результаты мероприятия, проведенного с санкции прокурора, об этом уведомляется прокурор, давший санкцию.
Физические носители информации (магнитные лента и проволока, кино,- фотопленки и т.п.), содержащие результаты мероприятия, хранятся в ОТП и ОПП в течение 10 суток после их расшифровки (обработки) и передачи обработанных материалов инициатору, затем уничтожаются (размагничиваются) в установленном порядке. При необходимости сохранения информации на физических носителях инициатор письменно сообщает об этом в ОТП или ОПП с указанием срока хранения.

26. Сотрудники ОТП и ОПП не несут ответственности за неправомерные действия или решения, принятые должностными лицами других подразделений, по вопросам проведения мероприятий и использования полученных материалов.

27. Ведомственный контроль за обоснованностью и законностью проведения мероприятий, расходованием финансовых средств, выдаваемых на них, осуществляется в порядке, установленном ведомственными нормативными актами.

28. Надзор за исполнением законов при проведении мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами. Прокуроры, осуществляющие надзор за проведением мероприятий, должны иметь соответствующий допуск к работе с секретными и совершенно секретными документами.
————————
<1>Далее по тексту — мероприятие.
<2>Далее по тексту — ОТП и ОПП.
<3>Далее по тексту — органы.
<4>Мероприятия, затрагивающие тайну переписки и телеграфных сообщений, включают вскрытие и ознакомление с содержанием почтово-телеграфных отправлений граждан (писем, телеграмм, бандеролей, посылок, переводов и т.п.), а также использование полученных материалов в оперативно-розыскной и следственной деятельности и в качестве доказательств по уголовным делам.
<5>Мероприятия, затрагивающие тайну телефонных или иных переговоров, включают их прослушивание, запись на аудионосители, а также использование полученных материалов в оперативно-розыскной и следственной деятельности и в качестве доказательств по уголовным делам. Под иными переговорами здесь и
далее понимаются переговоры, ведущиеся между абонентами с помощью селекторных, проводных, радио- и других технических средств передачи речевой информации.
<6>Жилище — это предназначенные для постоянного или временного проживания людей помещения, находящиеся в частной собственности или используемые по договору найма. Сюда относятся также составные части жилища (единого помещения), в которых люди временно могут не находиться или непосредственно не проживать. В понятие «жилище» не включаются не используемые для проживания людей надворные постройки (погреба, амбары, гаражи и другие помещения), обособленные от жилых строений.

Приложение 1
к Временной инструкции (п. 10), утверж-
денной приказом МБ России, МВД России,
Службы внешней разведки России,
Главного управления охраны России
от ————- 1992 года
N ——/——/——/——

Форма N 1
——————-
(гриф секретности)

«САНКЦИОНИРУЮ»

сроком на ————————-

————————————
(должность прокурора и
М.П.
————————————
классный чин)

————————————

подпись ————————————
(ф.и.о. прокурора)

» » ————— 19 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о проведении ——————————————-
(вид оперативно-розыскных действий и

—————————————————————
технические средства)

——————————————————————
(мотивация основания для проведения оперативно-розыскных действий,

——————————————————————
их цели)

——————————————————————

——————————————————————

——————————————————————

На основании изложенного
ПОСТАНОВИЛ:

——————————————————————
——————————————————————
——————————————————————

——————————————
(должность руководителя, вынесшего поста-

—————————————— подпись —————
новление, воинское (специальное) звание) (ф.и.о.)

—————————————— » » — 19 г.
(время вынесения постановления)

Рег. N

Для служебного пользования

Приложение 2
к Временной инструкции (п.п. 10,14),
утвержденной приказом МБ России, МВД России,
Службы внешней разведки России,
Главного управления охраны России
от ————- 1992 года
N ——/——/——/——

ПЕРЕЧЕНЬ
должностных лиц, имеющих право подписи постановлений
(заключений) и утверждения заданий на проведение
оперативно-технических мероприятий

1. В системе Министерства безопасности Российской Федерации:
1.1. Министр безопасности Российской Федерации, его заместители по оперативной работе, начальники самостоятельных оперативных управлений, оперативных служб на правах самостоятельных управлений центрального аппарата, их заместители.
1.2. Руководители органов безопасности республик в составе Российской Федерации и их заместители по оперативной работе.
1.3. Начальники управлений по краям, областям и их заместители по оперативной работе.
1.4. Начальники управлений, отделов военной контрразведки по группам войск, округам, флотам и объединениям центрального подчинения и их заместители по оперативной работе.
1.5. Командующие войсками пограничных округов и их заместители по оперативной работе; начальники оперативных групп пограничных округов и их заместители по оперативной работе; начальники пограничных отрядов и отдельных контрольно-пропускных пунктов.

2. В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации:
2.1. Министр внутренних дел Российской Федерации, его заместители по оперативной работе, начальники оперативных главных управлений (управлений) МВД Российской Федерации, их заместители.
2.2. Министры внутренних дел республик в составе Российской Федерации, начальники УВД краев, областей, ГУВД г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, управлений (отделов на правах управлений) внутренних дел на транспорте, управлений (отделов на правах управлений) внутренних дел 8 Главного управления, УЛИТУ и их заместители по оперативной работе.
2.3. Руководители оперативных групп МВД России, начальники региональных управлений по организованной преступности и их заместители.

3. В Службе внешней разведки Российской Федерации: Директор Службы внешней разведки Российской Федерации, его первый заместитель и заместитель по безопасности разведки.

4. В Главном управлении охраны Российской Федерации: начальник Главного управления и его первый заместитель.

Для служебного пользования

Приложение 3
к Временной инструкции (п. 12),
утвержденной приказом МБ России, МВД России,
Службы внешней разведки России,
Главного управления охраны России
от ————- 1992 года
N ——/——/——/——

ПЕРЕЧЕНЬ
оперативно-технических мероприятий,
проводимых оперативно-техническими и оперативно-поисковыми
подразделениями

1. Наблюдение с использованием специальных технических средств (аудио-, видеозаписи, кино-, фотосъемки и других технических средств), материалов и веществ, не наносящих вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.

2. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

3. Исследование предметов и документов.

4. Прослушивание телефонных и иных переговоров.

5. Снятие информации с технических каналов связи.

6. Контроль почтовых отправлений.

7. Опрос граждан с использованием специальных технических средств, не наносящих вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.

Приложение 4
к Временной инструкции (п. 14), утверж-
денной приказом МБ России, МВД России,
Службы внешней разведки России,
Главного управления охраны России
от ————- 1992 года
N ——/——/——/——

Форма N 2
——————
(гриф секретности)

——————- УТВЕРЖДАЮ
(шифр, вх. N) —————————————-
Дата приема——— (должность, звание, ф.и.о. руководителя)
Начало ———— —————————————-
Окончание ——— (подпись)
» —- » ————- 19 —- г.

З А Д А Н И Е N ————

Начальнику ——————————————————-
(должность, звание, ф.и.о. руководителя подразделения,

——————————————————————
осуществляющего мероприятие)

1. Прошу провести ————————————————
(наименование мероприятия)
—————————— по месту —————————
—————————— сроком на —- с ——- 19 —- г.
2. Фамилия ——————- 3. Имя —————————-
4. Отчество —————— 5. Год рождения ——————-
(второе имя)
6. Гражданство ——————- 7. Пол ————————
8. Место работы, адрес, должность ———————————
——————————————————————
9. Место жительства ———————————————-
——————————————————————
——————————————————————
10. Основание для проведения мероприятия ————————-
(с указанием рег. номера
——————————————————————
материалов, подлежащих проверке, санкции прокурора и даты ее полу-
——————————————————————
чения)

——————————————————————
Р А С П И С К А

ЗАДАНИЕ N ————

получил ———————————————————-
(фамилия, подпись)

» — » ——— 19 — г.

(обратная сторона бланка задания)

11. Цель мероприятия ———————————————
——————————————————————
——————————————————————
——————————————————————
——————————————————————
——————————————————————
——————————————————————
——————————————————————
——————————————————————

12. Ориентировка об объекте —————————————
(сведения, необходимые для качествен-
——————————————————————
ного и своевременного выполнения задания)
——————————————————————
——————————————————————
——————————————————————
——————————————————————

13. Полученные материалы направить (выдать) ———————-
——————————————————————

Начальник ————————————-
(должность, звание)
——————————————————————
(подпись, и.о. фамилия.)

» — » ——— 19 —- г.

Исполнитель ——————————————————
(должность, звание, ф.и.о.)
——————————————————————
(телефон)

——————————————————————
Примечание: При заполнении бланка также руководствоваться тре-
бованиями нормативных актов, регламентирующих про-
ведение конкретных мероприятий.

ПРИКАЗ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608

«О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности

в системе МВД России»

в ред. приказов МВД России от 04.08.2016 N 452,

от 29.09.2016 N 599, от 14.08.2018 N 522, от 01.07.2019 N 439)

 В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»<1> —

———————————

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3707; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, 4011; 2008, N 18, ст. 1941; N 52, ст. 6227, 6235; 2016, N 27, ст. 4238.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

2. Установить, что в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации<1> к оперативно-розыскной деятельности допускаются по должности<2>:

———————————

<1> Далее — «МВД России».

<2> Далее — «руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности».

2.1. В центральном аппарате МВД России — Министр внутренних дел Российской Федерации<1> и его заместители, ответственные за деятельность оперативных подразделений; начальники Главного управления уголовного розыска, Главного управления по контролю за оборотом наркотиков, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Главного управления по противодействию экстремизму, Главного управления собственной безопасности, Главного управления на транспорте, Национального центрального бюро Интерпола, Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Управления оперативно-разыскной информации МВД России и их заместители.

———————————

<1> Подпункт 11 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1334).

(подпункт 2.1 в ред. приказа МВД России от 04.08.2016 N 452)

2.2. В территориальных органах МВД России<1>:

———————————

<1> За исключением Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

(сноска в ред. приказа МВД России от 14.08.2018 N 522)

2.2.1. Начальники территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе.

2.2.2. Начальники подразделений уголовного розыска, по контролю за оборотом наркотиков, экономической безопасности и противодействия коррупции, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности, оперативно-разыскной информации, по противодействию экстремизму, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, бюро специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых бюро, межрегиональных оперативно-разыскных подразделений, оперативно-разыскных частей территориальных органов МВД России и их заместители, за исключением заместителей начальников подразделений собственной безопасности<1>.

———————————

<1> За исключением территориальных органов МВД России на районном уровне.

(подпункт 2.2.2 в ред. приказов МВД России от 04.08.2016 N 452, от 14.08.2018 N 522)

2.2.3. Начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на межрегиональном и районном уровнях и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность<1>.

———————————

<1> При наличии штатных должностей оперативных сотрудников.

2.2.4. Начальники линейных отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на межрегиональном и районном уровнях, при отсутствии в них штатных должностей оперативных сотрудников.

(подпункт 2.2.4 дополнен приказом МВД России от 29.09.2016 N 599)

3. Установить, что в системе МВД России к контролю за оперативно-розыскной деятельностью допускаются руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности (за исключением руководителей подразделений, указанных в подпункте 2.2.4), а также главные инспекторы МВД России и главные инспекторы инспекций территориальных органов МВД России на региональном уровне.

(пункт 3 в ред. приказа МВД России от 29.09.2016 N 599)

4. Разрешить руководителям органов внутренних дел, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в пределах своих полномочий расходование денежных средств, выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность оперативных подразделений.

6. Считать утратившим силу приказ МВД России от 15 августа 2011 г. N 938<1>.

———————————

<1> Зарегистрирован в Минюсте России 7 сентября 2011 года, регистрационный N 21746.

Приложение

к приказу МВД России

от 19.06.2012 N 608

ПЕРЕЧЕНЬ

оперативных подразделений системы МВД России, правомочных

осуществлять оперативно-розыскную деятельность

1. Подразделения уголовного розыска — в полном объеме, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»<1>.

———————————

<1> Далее — «Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

3. Подразделения собственной безопасности — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

4. Подразделения по противодействию экстремизму — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

7. Подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола — проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, отождествление личности.

8. Оперативно-поисковые подразделения — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

9. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения) — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

10. Подразделения оперативно-разыскной информации — проведение оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности; использование конфиденциального содействия граждан.

11. Межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

12. Подразделения по контролю за оборотом наркотиков, за исключением специального отряда быстрого реагирования управления обеспечения специальных мероприятий Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России, отрядов специального назначения «Гром» подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне, — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденных
  • Инструкция об орд к закону об орд
  • Инструкция об оказании первой медицинской помощи на предприятии
  • Инструкция об организации участия обучающихся в туристических походах и экскурсиях
  • Инструкция об ознакомлении с материалами дела в электронном виде мой арбитр