Инструкция об установлении тарифных разрядов 13

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 года № 13
Об оплате труда работников бюджетных организаций

изменениями и дополнениями по состоянию на 12.10.2022 г.)

На основании абзацев второго-четвертого пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» и подпункта 7.1.1 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить тарифные разряды по должностям служащих (кратные размеры базовой ставки по профессиям рабочих) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, должности служащих (профессии рабочих) которых являются общими для всех видов деятельности, согласно приложению.

2. Утвердить:

Инструкцию о порядке установления тарифных разрядов по должностям служащих работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (прилагается);

Инструкцию о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (прилагается);

Инструкцию о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (прилагается).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Министерство финансов

Республики Беларусь

Приложение

к постановлению

Министерства труда

и социальной защиты

Республики Беларусь

от 3 апреля 2019 года № 13

ТАРИФНЫЕ РАЗРЯДЫ
по должностям служащих (кратные размеры базовой ставки по профессиям рабочих) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, должности служащих (профессии рабочих) которых являются общими для всех видов деятельности

Таблица 1

ТАРИФНЫЕ РАЗРЯДЫ
по должностям служащих

№ п/п

Наименование должности служащего (категория должности служащего)

Тарифный разряд

Руководители структурных подразделений (руководители)

1

Начальник: автодорожного пункта пропуска, цеха

9

2

Начальник (заведующий): гаража, участка, смены, колонны, котельной, лесопитомника, пожарно-химической станции, контрольного пункта — поста весогабаритного контроля, штаба гражданской обороны, столовой, производством (шеф-повар), подсобным сельским хозяйством, справочной службой, баней; производитель работ, лесничий

8

3

Заведующий общежитием

7

4

Мастера всех наименований

6

5

Что бухгалтеру надо знать про единую тарифную сетку по разрядам на 2022 год

Единая тарифная сетка по разрядам — это особый вид оплаты труда. Он позволяет не только учитывать вид деятельности специалиста, но и оценить его профессионализм, опыт и квалификацию.

Для бюджетных организаций тарифная ставка наименьшего разряда и повышающие ее коэффициенты устанавливаются на государственном уровне отраслевыми соглашениями и региональными постановлениями. В коммерческих организациях вводится собственная тарификационная сетка, разработанная с учетом коллективного, профсоюзного мнения.

Единственный момент, о котором следует помнить бизнесу: ставку ЕТС низшего разряда нельзя устанавливать ниже МРОТ, который в 2021 году составляет 12 792 рубля, а в 2022-м поднимется до 13 890 рублей. Региональные МРОТ обычно выше федеральных (в Санкт-Петербурге минимум — 19 650 рублей, в Москве — 20 589 рублей), и руководителям предприятий следует ориентироваться на показатели, установленные в субъекте осуществления деятельности.

Когда удобна тарифная оплата труда

Как государственный инструмент управления доходами граждан, единая тарифная система отошла в небытие с 2008 года. Ей на смену пришла новая система оплата труда (НСОТ) для бюджетников (постановление Правительства от 05.08.2008 № 583), где тоже предусмотрена система повышающих коэффициентов за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и т. д. Но в крупных производственных компаниях до сих пор разрабатывается и утверждается единая тарифная сетка по разрядам на 2022 год, поскольку руководство рассматривает такой вариант оплаты, как гибкий управленческий механизм, оперативно и точно решающий такие кадровые задачи:

  • подбор и расстановка рабочих;

  • аттестация работников;

  • бучение и развитие сотрудников;

  • мотивация персонала.

Как посчитать зарплату по всем нюансам и правилам 2023 года? Рассказываем на обновленном курсе профессиональной переподготовки «Бухгалтер по зарплате».
 
Мы научим правильно рассчитывать надбавки, пособия, компенсации, отпускные и командировочные, а также предотвращать налоговые, юридические риски и избегать претензий трудовой инспекции. Перейти в программу

Основа оценки — понимание того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, и тем выше его заработная плата. Когда специалисты кадровой службы работают над созданием тарифной и квалификационной сетки, они совместно с руководителями подразделений определяют:

  • количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;

  • максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;

  • промежуточные показатели (они растут равномерно или прогрессивно).

В результате в виде таблицы формируется разрядная сетка рабочих профессий и иных должностей в организации, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого сотрудника и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.

Тарифная оплата в коммерческом секторе

Если самостоятельно разработать и утвердить необходимые разряды рабочих сложно, то всегда есть возможность позаимствовать образцы из отраслевых соглашений, единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС), профессиональных стандартов. Так, в отраслевом соглашении работников наземного городского электротранспорта на 2021–2023 гг. приведен пример тарифной сетки, которая позволяет учесть все особенности оплаты труда этой категории водителей:

В документе указано, что для водителя трамвая и троллейбуса тарифный разряд — это 6-й или 7-й (зависит от длины состава). Но при работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн человек труд водителя оплачивается по более высокому разряду, а если в городе более 1 млн человек, то разряд повышается на 2 единицы. Для каждого из разрядов установлен повышающий коэффициент, и, к примеру, вилка разряда 5 для специалиста — от 1,63 до 2,06. Какой конкретно коэффициент выбрать, решает уже руководство.

При прежней системе имелся и 18 разряд учителя — это был максимально возможный уровень. Но сейчас установить его невозможно, максимально допускается 16-й, и то (см. постановление Минтруда РФ от 11.11.1992 № 33) при условии, что педагог руководит образовательным учреждением.

Покажем конкретный пример, как коэффициент превращается в зарплату, на примере того же водителя троллейбуса, который трудится в городе с населением более 1 млн человек— Санкт-Петербурге. Его разряд — 5-й, вилка коэффициента — от 1,63 до 2,06. МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 19 650 рублей. Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент и получим размер оклада водителя: от 32 029,5 руб. до 40 479 руб. (без учета надбавок и компенсаций).

Что входит в систему оплаты труда бюджетников

Для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для подведомственных учреждений. И если раньше, до 2008 года, утверждали разрядные сетки воспитателя-бюджетника, педагога и другого работника бюджетной сферы, то сейчас сначала определяют базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой применяются повышающие коэффициенты, к примеру за стаж или квалификацию. Еще есть профессиональный коэффициент, который используют как надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).

Вот пример системы оплаты труда по тарифной сетке для образовательного учреждения:

Далее к базовому окладу применяется наличие квалификации. Отраслевым положением устанавливают надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент, и если работник не подтвердил уровень квалификации, то надбавки за категорию ему не положено.

Законодательством установлено, что средний заработок руководителя не превышает восьмикратный средний заработок работников. Это правило работает пока только для государственных и муниципальных учреждений.

Иногда применяют и более сложную формулу. Например, когда работники одной должности получают несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.

Дополнительно к базовому окладу применяют и иные виды надбавок — коэффициент за общий стаж, надбавка за стаж работы на данном предприятии, территориальные надбавки и прочие доплаты, которые зависят от рода деятельности работника.

Вид акта/документа

Орган принятия/издания

Учитывать историю развития органа принятия

И
ИЛИ

Номер документа

Дата принятия

Дата

Период

Название документа

Дата вступления в силу

Дата

Период

Судебная инстанция

Вид судопроизводства

Номер регистрации в Национальном реестре

Поиск по тексту документа

Искать только действующие документы

Искать только нормативные документы

Очистить параметры

Свернуть параметры поискa

С 2020 года основным элементом зарплаты в бюджетной сфере является оклад. Чтобы его определить, необходимо знать тарифный разряд и соответствующий ему тарифный коэффициент. Причем узнать тарифный разряд работника конкретной отрасли особого труда не составляет — он устанавливается соответствующим министерством. С тарифными разрядами по должностям служащих, которые являются общими для всех видов деятельности, ситуация сложнее. Их организации необходимо определить самостоятельно.

В этом случае на помощь придет данный материал.

 1. Какие должности являются общими

Перед тем, как рассматривать вопрос об определении тарифных разрядов по общим должностям, разберемся, какие должности к ним относятся.

Прежде всего, это, конечно, должности служащих, перечисленные в выпуске 1 ЕКСД. Данный выпуск имеет название «Должности служащих для всех видов деятельности».

Он содержит такие общие должности, как бухгалтер, экономист, юрисконсульт, инженер-программист, инспектор по кадрам, инженер-электроник, секретарь и т.д. Данный список можно продолжать долго.

Вместе с тем, полагаем, что к общей должности в целях определения тарифного разряда можно отнести любую должность служащего, тарифные разряды для которой не установлены ни в одном из отраслевых постановлений, регулирующих оплату труда в бюджетной сфере.

Определившись с тарифными разрядами по таким должностям, можно рассчитать оклад любого служащего по формуле (абз. 7 п. 11 Указа N 27, ч. 1 п. 3 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда N 13):

Рассмотрим порядок определения тарифных разрядов по каждой из 3-х категорий должностей служащих: руководители (код категории должности — 1), специалисты (код категории — 2), другие служащие (код категории — 3).

2. Определяем тарифные разряды по общим должностям руководителей (код категории должности — 1)

2.1. Тарифицируем должности заместителей руководителя организации (филиала).

В общем случае тарифные разряды заместителей руководителей организации (филиала), работа которых имеет отраслевую специфику, самостоятельно определять не надо. Их конкретные значения устанавливает соответствующее министерство (п. 8 Указа N 27).

Тарифные разряды заместителей руководителей организации (филиала), работа которых не имеет отраслевой специфики и (или) которые не установлены на законодательном уровне, организации необходимо определить самостоятельно. В этом случае применяется норма подп. 2.1.3 Инструкции об установлении тарифных разрядов N 13, которая гласит, что тарифный разряд у заместителей должен быть на один — три разряда ниже, чем у руководителя организации (филиала).

 Пример
Руководителю организации установлен 15-й тарифный разряд. В этом случае его заместителю тарифный разряд следует определить в диапазоне с 12-го тарифного разряда по 14-й.

Критерии при тарификации определяет сам наниматель (руководитель бюджетной организации) или уполномоченное должностное лицо (разъяснение специалиста Минтруда и соцзащиты от 31.07.2019). 

2.2. Тарифицируем должности руководителей структурных подразделений.

В общем случае по должностям руководителей структурных подразделений по основной деятельности тарифные разряды устанавливаются соответствующими министерствами (п. 8 Указа N 27).

Для некоторых руководителей структурных подразделений, работа которых не имеет отраслевой специфики, тарифные разряды приведены в табл. 1 приложения к постановлению N 13.

 Пример
Заведующему канцелярией определен 4-й тарифный разряд (п. 6 табл. 1 приложения к постановлению N 13).Учи
тывая, что 4-му тарифному разряду по 18-разрядной тарифной сетке соответствует тарифный коэффициент 1,21
, оклад работника составит 254,10 руб. (210 руб. x 1,21).

По общим должностям руководителей структурных подразделений, которые не приведены в табл. 1 приложения к постановлению N 13, тарифные разряды устанавливаются организацией самостоятельно в диапазоне с 8-го тарифного разряда по 16-й (ч. 3 п. 1, подп. 2.1.4 Инструкции об установлении тарифных разрядов N 13, разъяснения Минтруда и соцзащиты от 31.10.2019).

Критериями при определении тарификации указанных руководителей структурных подразделений могут являться (разъяснения специалиста Минтруда и соцзащиты от 31.07.2019):

— вид структурного подразделения (управление, отдел, сектор);

— численность штатных единиц в структурном подразделении;

— значимость функций, выполняемых структурным подразделением;

— наличие структурных подразделений, входящих в состав;

— другие критерии на усмотрение нанимателя или уполномоченного должностного лица.

Пример
В бюджетной организации по общим должностям руководителей управлений решено установить 13-й тарифный разряд, руководителей отделов — 12-й тарифный разряд, руководителей секторов — 11-й. 

2.3. Тарифицируем должности руководителей с приставкой «главный».

К должностям руководителей (код категории должности — 1) относятся, например, должности «главный бухгалтер», «главный экономист», «главный инженер», «главный энергетик», «главный хранитель фондов».

Тарифные разряды для таких должностей устанавливаются на 2 — 4 разряда ниже тарифного разряда, установленного руководителю организации. Конкретный разряд по данным должностям определяется руководителем бюджетной организации самостоятельно (ч. 3 п. 1, подп. 2.1.5 Инструкции об установлении тарифных разрядов N 13).

Пример
Руководителю бюджетной организации установлен 15-й тарифный разряд. В этом случае главному бухгалтеру может устанавливаться тарифный разряд в пределах диапазона с 11-го тарифного разряда по 13-й.

О порядке определения тарифных разрядов по общим должностям специалистов (код категории должности — 2), а также других служащих (код категории должности — 3), читайте в ilex.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция об усилении пропускного режима в школе
  • Инструкция об организации планирования в овд рф утверждена
  • Инструкция об охранном режиме архива
  • Инструкция об организации оповещения в организации образец
  • Инструкция об охране геодезических пунктов