Инструкция по бюджетному учету 25н

Аборин Дмитрий Евгеньевич,
ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Не успели бюджетные организации привыкнуть к новому бюджетному Плану
счетов, как Минфин РФ принял новую инструкцию (далее – Инструкция)1. Предлагаем вам ознакомиться с
наиболее существенными изменениями, внесенными данным документом в порядок
ведения бюджетного учета, в коды счетов и т. д.

Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по
бюджетному учету» распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Он был зарегистрирован в Минюсте РФ 11 апреля 2006 г. и заменил ранее
действовавший одноименный Приказ от 26.08.2004 N 70н.

Раздел 1. Нефинансовые активы

В Инструкции раздел 1 дополнен в части увеличения состава основных средств.
Теперь помимо объектов, используемых в процессе деятельности учреждения при
выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, к
основным средствам относятся также объекты, находящиеся в эксплуатации, запасе,
на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны РФ2. При этом сумма фактических затрат учреждения по
приобретению, сооружению и изготовлению объектов определяется с учетом НДС.
Данный порядок формирования первоначальной стоимости приемлем в деятельности,
которая осуществляется в рамках бюджетной сферы. В случае приобретения,
сооружения и изготовления основных средств в рамках деятельности, приносящей
доход и облагаемой НДС, сумма фактических затрат отражается без учета данного
налога, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ3. Согласно Инструкции безвозмездная
передача основных средств и внутреннего перемещения между учреждениями
осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы,
начисленной на объект амортизации4,
а переоценка стоимости основных средств должна проводиться путем пересчета
балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации на начало отчетного года,
за исключением активов драгоценных металлов5.

Существенные изменения были внесены и в коды счетов бюджетного учета.

Вместо номера счета 010109000 «Драгоценные и ювелирные изделия» утвержден
номер 010108000; счет 010106000 по производственному и хозяйственному инвентарю
(в части посуды) и счет 010108000 по мягкому инвентарю соответственно числятся
под номерами 010506000 и 0105050006.
Таким образом, посуда и мягкий инвентарь из
состава основных средств были перенесены в состав материальных запасов,
следовательно, порядок учета поступления и списания данных активов будет
производиться по бюджетному учету материальных запасов.

Какие действия в связи с изменением кодов счетов бюджетного учета должны
предпринять бухгалтеры бюджетных организаций? Прежде всего им необходимо
составить справку об операциях по переводу остатков денежных средств по счетам
бюджетного учета. В 2005 году учет основных средств велся в полных рублях, а
копейки относились на финансовые результаты учреждения7; с 1 января 2006 года согласно Инструкции основные
средства учитываются в рублях и копейках.

В Инструкции раздел «Нефинансовые активы» был дополнен бухгалтерскими
записями, отражающими выбытие основных средств в части выдачи в эксплуатацию
объектов основных средств стоимостью до 1000 руб. включительно, корректировке
подверглись и бухгалтерские проводки в части безвозмездной передачи объектов
основных средств8. А изменение
первоначальной стоимости объектов нематериальных активов теперь производится
лишь в случаях модернизации, частичной ликвидации и переоценки9. П. 28 Инструкции по бюджетному
учету финансисты дополнили бухгалтерскими записями по выбытию нематериальных
активов в части вложений объектов нематериальных активов в уставный капитал
организации, в том числе записью по корреспонденции счетов по внутреннему
перемещению объектов непроизведенных активов и материальных запасов между
материально ответственными лицами10 и по безвозмездной передаче объектов
непроизведенных активов11.

С 1 января 2006 года расчет годовой суммы начисления амортизации основных
средств и нематериальных активов производится линейным способом исходя из
балансовой стоимости, а в предыдущей редакции инструкции основанием расчета
амортизации являлись первоначальная (восстановительная) стоимость основных
средств и нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из
срока полезного использования этого объекта12. При этом были внесены дополнения с рекомендуемыми
бухгалтерскими записями по ранее начисленной амортизации в части безвозмездного
получения и передаче нефинансовых активов13. Согласно Инструкции в перечень состава
материальных запасов теперь включена и готовая продукция14. Поэтому списание (отпуск материальных запасов) в
настоящее время производится по фактической стоимости каждой единицы или по
средней фактической стоимости15.

Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов (кодов) затрат по каждому
строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому объекту
нефинансовых активов, по виду производимой готовой продукции и оказываемой
услуге (работе)16. Отражение
операций по вложениям в объекты основных средств, нематериальных,
непроизведенных активов при их приобретении, безвозмездном получении по
балансовой стоимости, а также учет операций по формированию фактической
стоимости дополнен рекомендуемыми бухгалтерскими проводками17.

Раздел 2. Финансовые активы

Раздел 2 дополнен корреспонденцией счетов по отражению операций:

  • перечисления сумм по государственным и муниципальным гарантиям, по которым
    возникают и не возникают эквивалентные требования со стороны гаранта к должнику;
  • принятия к учету вложений средств бюджета в облигации, векселя, иные ценные
    бумаги, кроме акций18.

Были внесены следующие изменения в коды счетов:

  • cчет 020600000 «Расчеты по выданным авансам» дополнен счетами 020601000
    «Расчеты по выданным авансам на заработную плату», 020602000 «Расчеты по
    выданным авансам на прочие выплаты» и 020603000 «Расчеты по выданным авансам на
    начисления на оплату труда»;
  • счет 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» дополнен счетами 020802000
    «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам», 020803000 «Расчеты с
    подотчетными лицами по начислениям на оплату труда», 020810000 «Расчеты с
    подотчетными лицами по безвозмездным и безвозвратным перечислениям
    государственным и муниципальным организациям», 020811000 «Расчеты с подотчетными
    лицами по безвозмездным и безвозвратным перечислениям организациям, за
    исключением государственных и муниципальных организаций», 020812000 «Расчеты с
    подотчетными лицами по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы
    Российской Федерации», 020813000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям
    наднациональным организациям и правительствам иностранных государств», 020814000
    «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»,
    020815000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий и выплат по
    пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;
  • счет 021000000 «Расчеты с прочими дебиторами» дополнен новым счетом
    021003000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя
    бюджетных средств»19.

    Введен новый счет 021003000 «Расчеты по
    операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» с
    отражением операций по данному счету20.

Инструкция внесла изменения в следующие номера счетов:

  • счет по коду 010505000 «Прочие материальные запасы» (по Инструкции –
    010506000) дополнен новым кодом 010507000 «Готовая продукция» (вместо кода
    010506000);
  • код бюджетного счета 010505000 «Прочие материальные запасы» подразделен на
    «Прочие материальные запасы» (номер 010506000) и в части медикаментов и
    перевязочных средств (номер 010501000);
  • счету 010109000 «Драгоценности и ювелирные изделия» присвоен код 010108000,
    который раньше соответствовал коду мягкого инвентаря;
  • счету 010110000 по коду «Прочие основные средства» присвоен номер 010109000,
    обозначавший счет «Драгоценности и ювелирные изделия»);
  • счет 010200000 «Непроизведенные активы» изменен на 010300000;
  • счету 01031000 «Нематериальные активы» присвоен номер 010201000;
  • счет 01040600 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря (в
    части прочих основных средств)» изменен на 010407000 «Амортизация прочих
    основных средств», а счет 010407000 «Амортизация нематериальных активов» – на
    010408000.

Раздел 3. Обязательства

Раздел 3 дополнен рекомендуемой корреспонденцией по отражению операций,
связанных с возникшими у бюджетного учреждения обязательствами.
Существенным
изменением является также исключение из инструкции двух счетов: 030500000
«Расчеты по невыясненным поступлениям в органах, осуществляющих кассовое
обслуживание исполнения бюджетов», предназначенного для учета операций,
предусмотренных специальными указаниями, и 031000000 «Расчеты с кредиторами по
прочим операциям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения
бюджетов».

Раздел 4. Финансовые результаты

Раздел 4 дополнен бухгалтерскими записями по отражению операций:

  • с доходами в части начисления сумм возвратов доходов плательщикам, отражения
    администраторами перечисленных в другие бюджеты бюджетной системы РФ сумм
    регулирующих доходов органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения
    бюджетов;
  • с расходами в части корреспонденции по начислению сумм по государственным и
    муниципальным гарантиям, по которым не возникает эквивалентных требований со
    стороны гаранта к должнику.

Списание произведенных расходов по
выполненным работам, оказанным услугам, изготовленной готовой продукции,
переданным в соответствии с заключенными договорами заказчику, отражается
корреспонденцией счетов по дебету счета 040101130 «Доходы от рыночных продаж
готовой продукции, работ, услуг», а также кредиту счетов 010507440 «Уменьшение
стоимости готовой продукции» и 010604440 «Уменьшение стоимости изготовления
материалов, готовой продукции (работ, услуг)»21. Возможно, что в ближайшее время Минфин РФ примет
дополнительные разъяснения к Инструкции.


1) Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н
«Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»

2) п. 10 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

3) п. 12 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

4) п. 14 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

5) п. 16 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

6) п. 22 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

7) п. 18 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 26.08.2004 N70н

8) п. 21 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

9) п. 24 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

10) п. 32, 58 Инструкции по бюджетному
учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

11) п. 33 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

12) п. 38 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

13) п. 45 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

14) п. 48 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

15) п. 55 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

16) п. 71 Инструкции по бюджетному учету,
утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

17) п. 72, 73 Инструкции по бюджетному
учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

18) п. 88, 137 Инструкции по бюджетному
учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

19) п. 145, 158, 163 Инструкции по
бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

20) п. 169, 170 Инструкции по бюджетному
учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

21) п. 222 Инструкции по бюджетному
учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н

МинфинРоссии

  • En

  • 220 лет Минфину России

  • Министерство

  • Деятельность

  • Организационная структура

  • Открытое министерство

  • Государственная служба

  • Планы и отчёты

  • Государственные услуги и функции

  • Документы

  • Обращения

  • Открытые данные

  • Статистика

  • Информационные системы

  • Исполнение судебных актов

  • Контакты

  • Пресс-центр

  • Противодействие коррупции

  • Финансовая грамотность

  • Выдача разрешений

  • COVID-19

  • Антимонопольный комплаенс

  • Документы

ПРИКАЗ Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н

«Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»

скачать (ZIP, 0.39 MB)

Опубликовано: 13.04.2006Изменено: 10.02.2006

скачать (ZIP, 0.39 MB)

1,5

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

ПРИКАЗ Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н
Скачать

  • Отправить документ по электронной почте

    Документ успешно отправлен
    на электронную почту

    Ошибка отправки документа
    на электронную почту

    Вернуться к документу

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная

Важные изменения

Минфин России приказом от 14.09.2020 № 198н обновил приказ 157н и единый план счетов. Приказ отправлен на регистрацию в Минюст и еще не вступил в силу. Планируется, что все изменения начнут действовать с 01.01.2021 и будут применяться при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

Обновленная инструкция по ведению бюджетного учета в бюджетных учреждениях выглядит так:

  1. Коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830 при завершении года по счетам с остатками не обнуляются.
  2. Доходы будущих периодов разделяются по датам признания в учете. В финансовом результате текущего года суммы учитывают по счету 401 41. Остальные суммы отражают по счету 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
  3. Вновь принятый к учету объект основных средств (ОС) после разукомплектования инвентарной группы отмечается новым инвентарным номером. Внутренние инвентарные номера по объектам в составе группы в дальнейшем не используются.
  4. На забалансовом счете 27 подлежат регистрации ОС в личном использовании работников. Это имущество организации, которое они используют, в том числе, за пределами учреждения и вне рабочего времени — ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты.

Единый план счетов

В 2020 действующая редакция инструкции 157н по бюджетному учету — это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Кто применяет:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальная инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2022 году с последними изменениями:

Скачать инструкцию 157н по бюджетному учету с изменениями 2022 года

Памятка по актуальным изменениям

Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Открыть инструкцию 174н по бюджетному учету с изменениями 2022 года

Для автономных учреждений — приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н

Действующая редакция инструкции 183н по бюджетному учету

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н

Действующая редакция инструкции 162н по бюджетному учету

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.

В нормативах указано, могут ли бюджетные и автономные учреждения вести бюджетный учет по инструкции № 162н, — да, бюджетники и автономные учреждения ведут бухучет по этой инструкции. Полный перечень организаций, которые вправе применять 162н, перечислен в п. 4 приказа.

Напомним, что госучреждения вправе использовать дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это устанавливается учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

Приказ 52н регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н).

Открыть инструкцию 52н по бюджетному учету с изменениями в 2022 году

Документ устанавливает:

  • перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  • унифицированные бланки документации;
  • методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Но такие решения согласовывают с вышестоящими РБС. Приказ 52н не обязателен к применению.

Отчетность бюджетников

Полный перечень отчетных форм для бюджетников регламентирован специальными НПА Минфина. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, внебюджетные фонды) действует инструкция по бюджетному учету для казенных учреждений — № 191н (приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Скачать инструкцию № 191н по бюджетному учету

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность, используя приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Скачать инструкцию 33н по бюджетному учету в 2022 году с изменениями

Подробнее об отчетности читайте в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В 33н сроки не регламентированы. Конкретные даты предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Минфин выпустил приказ № 292н от 30.11.2020. Норматив внес изменения в инструкцию № 33н и порядок составления основных отчетов. Приказ вступает в силу 16.02.2021 и утверждает новый порядок заполнения отчетных форм, начиная с отчетности по итогам 2020 года. Минфин утвердил изменения в следующих формах:

  1. Пояснительная записка (ф. 0503760). В таблице № 1 теперь отражают только те виды деятельности, которые учреждение запустило или, наоборот, закрыло в отчетном году. А в таблице № 4 следует раскрывать сведения об учетной политике.
  2. Сведения об исполнении ПФХД (ф. 0503766). Это ежеквартальная форма, но за 1 квартал ее не сдают. Отчет составляют по КФО 5,6. В раздел расходования средств вносят показатели, которые ниже плана исполнения: 45% — по состоянию на 01.07, 70% — по состоянию на 01.10, 95% — на 01.01.2021.
  3. Сведения о кредиторской задолженности (ф. 0503769). Изменили порядок заполнения сч. 304 06. Показатель на конец года включается в состав незавершенных расчетов после регистрации итоговых оборотов. Дебетовый остаток отражается в графах 2, 9 и 12 формы, но со знаком минус.
  4. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773). Внесли блок с корректировками по забалансу.
  5. Баланс (ф. 0503730). Скорректировали справку о наличии имущества и обязательств по забалансу и включили счета 38, 39, 45. Установили новое требование к ОКВЭД в кодовой части формы — организации ставят основной вид экономической деятельности, по которому производится большая часть расходов и платежей за год.
  6. Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721). Добавили новую детализацию по КОСГУ 340 и 440. Заполнять детализирующие сроки необходимо только для подстатей 347 и 447.

Часть изменений вступает в силу не сразу, а с отчетности 2022 года. По новым правилам сдавайте формы за 2 квартал 2021 (по состоянию на 01.07.2021):

  1. Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Суммы по обязательствам, принятым по извещениям о закупке у единственного поставщика, не включаются в графу 5. Для закупок по 44-ФЗ такие извещения не формируют, а по 223-ФЗ эти суммы больше не отражают на счете 0 502 07 000.
  2. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769). В разрядах 24 и 25 номера счета в графе 1 раздела 1 ставятся нули. В КОСГУ указывается только разряд 3.
  3. Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775). В разделе 4 не учитываются обязательства по извещениям на закупку у единственного поставщика.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н регламентирует порядок формирования сведений и правила обмена этой информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

Скачать приказ № 173н от 29.12.2014

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2022 году.

Скачать инструкцию № 152н по бюджетному учету

Об авторе статьи

Евдокимова Наталья

Евдокимова Наталья

Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Инструкция по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности действующая
  • Инструкция по бухучету основных средств
  • Инструкция по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности 2022
  • Инструкция по ветеринарному клеймению мяса действующая
  • Инструкция по бухгалтерскому учету операций в иностранной валюте

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии