Простой учебник, который поможет ездить на мотоцикле.
Вы уважаемый друг собираетесь научиться ездить на мотоцикле? Правильно? Для этого наверно и пошли в автошколу, чтобы получить первоначальные навыки вождения мотоцикла и за одно изучить правила дорожного движения, для последующего получения водительских прав категории «А» или «А1»? Но по каким-то причинам вам нужны еще и дополнительные знания а также доступные простые объяснения, которые помогут вам легко и быстро научиться водить мотоцикл? Без проблем. Наше интернет-издание предлагает Вам небольшое руководство- «Шаг за шагом» с помощью которого любой желающий сможет для себя понять, что ему необходимо предпринять, чтоб быстро научиться управлять мототехникой.
Мотоцикл как и автомобиль однозначно притягивает к себе внимание. Многие бы из нас в своих мечтах хотели бы овладеть им (его управлением), но как обычно заранее ошибочно полагают, что водить мототехнику довольно-таки сложно и очень опасно. Но это друзья совсем не так, на самом деле все достаточно просто, необходимо просто соблюдать все меры предосторожности и конечно же правила дорожного движения, тогда сам мотоцикл станет для Вас не опаснее автомобиля.
Но все-таки мотоцикл по-прежнему считается транспортным средством с повышенным риском на котором легко можно попасть в аварию. Не смотря на это уважаемые друзья мы со своей стороны считаем, что наши советы все-же помогут Вам сделать процесс своего первоначального обучения езды на мотоцикле и получения первоначального опыта более приятным и комфортным.
Шаг 1: Основа.
Предположим, что Вы уже знаете какой тип мотоцикла вам больше подходит по душе, и вы уже получили первые несколько уроков по вождению байка. Независимо от этапа вашего обучения необходимо помнить, что вы обязательно должны одевать перед ездой защитное снаряжение. Кроме всего, садясь за руль мототехники Вы должны также знать, что та техника, которой вы доверяете свою жизнь, полностью находится в исправном состоянии.
Именно по этой причине любой владелец мототехники обязан периодически проводить технический осмотр и плановое техническое обслуживание своего мотоцикла, чтобы заранее и во время выявить все возможные неисправности.
Шаг 2: Ваша безопасность.
Садясь за руль любой мототехники Вы непременно должны помнить, что за ее рулем в случае аварии вы ни чем не защищены. Поэтому, необходимо всегда быть максимально защищенным различным снаряжением, которое в случае ДТП поможет вам просто выжить.
Вы всегда должны быть максимально экипированы всем защитным снаряжением, а именно: перчатками, шлемом, спец-одеждой, ботинками и т.п. экипировкой.
После всего того, как Вы одели на себя все необходимое для вашей безопасности, то можно переходить уже к следующему шагу.
Шаг 3: Посадка на мотоцикл.
В зависимости от вашего роста и от высоты мотоцикла закидывать одну ногу через сам мотоцикл во время посадки на него может быть изначально не очень-то удобно, особенно для многих начинающих водителей-новичков. Начинайте делать это с левой стороны. Стабилизируйте свой баланс встав на левую ногу, прислонившись к бензобаку и перенеся часть центра тяжести тела на сам руль байка.
Далее, подняв правую ногу начинайте перекидывать ее через сиденье байка. Будьте при этом осторожны и не поднимайте правую ногу слишком высоко, иначе Вы можете потерять равновесие и упасть вместе с мотоциклом.
Шаг 4: Выучите основные средства управления: Газа / Тормоза.
Ваша правая рука за рулем мотоцикла отвечает за две важнейшие функции, а именно: — за ускорение и за торможение. При скручивании правой ручки на мотоцикле на себя (ваше запястье руки движется в низ) Вы добавляете двигателю крутящий момент (по аналогии с автомобилем — «нажимаете педаль газа»). Правда здесь стоит сразу отметить следующее, если Вы водитель-новичок, то обязательно должно пройти какое-то время, чтобы Вы смогли привыкнуть к правой ручке газа. В первое время возможно вы будете делать перегазовку на двигатель, т.е. не чувствовать должным уровнем сам дроссель на мотоцикле (т.е. ручку газа).
Также ваша правая рука кроме самой регулировки оборотов двигателя отвечает еще и за торможение передних тормозов мотоцикла (на фотографии сверху Вы можете видеть положение правой руки для момента торможения).
Потянув рычаг на себя Вы сможете снизить скорость мотоцикла или полностью остановиться. Здесь как и с набором оборотов мотора также требуется гладкость и аккуратность, чтобы не переборщить с интенсивностью торможения.
Помните пожалуйста о том, если Вы надавите на рычаг переднего тормоза и переборщите с этой силой нажатия, то ваш мотоцикл может потерять сцепление с дорогой и пойти в занос.
Обратите Ваше внимание, что большинство современных мотоциклов устроены так, что в них теперь не требуется прилагать большого усилия при нажатии на сам рычаг тормоза. Поэтому во многих моделях мотоциклов можно применять всего лишь двухпальцевый метод торможения (на фото сверху). Тем не менее друзья, на некоторой мототехнике по-прежнему все остается как было, то есть, чтобы нажать передний тормоз Вам необходимо нажимать (выжимать) рычаг всеми свободными пальцами.
Ваша правая нога также отвечает за торможение, но уже задним тормозом (в нижней части фотографии сверху). Вам необходимо знать, что задние тормоза мотоцикла становятся менее эффективными, если Вы пользуетесь передней тормозной системой (передним тормозом). Дело здесь вот в чем, в момент торможения передним тормозом весь вес центра тяжести тут-же переходит в переднюю часть мотоцикла.
Задняя тормозная система мотоцикла очень полезна при определенных ситуациях. Например, очень удобно и безопасно пользоваться задним тормозом при маневрировании на маленькой скорости. Иногда задние тормоза бывают на много эффективней тех же передних тормозов (на любой скорости), если Вы управляете «крейсерским мотоциклом», у которого весь основной вес приходится на его задние колеса.
Передние же тормоза нужны для того, чтобы можно было более эффективно остановить мотоцикл, когда как при помощи заднего тормоза Вы сможете при необходимости только всего лишь немного снизить эту скорость.
Шаг 5: Как управлять сцеплением.
Сцепление на мотоцикле и на другой мототехнике находится с левой стороны на левой рукоятке. У большинства спортбайков требуется всего лишь два пальца руки. чтобы нажать рычаг сцепления (в верхней части фотографии), когда как туристические, крейсерские и другие типы мотоциклов для выжимания сцепления требуют усилия уже всей кисти руки.
Это сцепление на мотоцикле так же как и в автомобиле безусловно необходимо, чтобы подключать или отключать двигатель от передачи. Нажимая рычаг сцепления и включая к примеру нейтральную скорость, Вы полностью отключаете двигатель от коробки передач, которая перестает передавать крутящий момент от мотора на заднее колесо. Далее, таким образом нажав сцепление и включив передачу мы возвращаем передачу крутящего момента через трансмиссию на заднее колесо мотоцикла.
Шаг 6: Переключение передач на мотоцикле.
Переключение передач на мотоцикле происходит совсем по-другому в отличие от тех же автомобилей. Не смотря на тот же принцип их работы само переключение передач происходит с помощью ножного рычага, который передвигается левой ногой вверх или вниз. Вот уважаемые друзья порядковый список этих передач в большинстве мотоциклов (т.е. по порядку):
— 6-я передача (бывает не во всех мотоциклах);
— 5-я передача;
— 4-я передача;
— 3-я передача;
— 2-я передача;
— НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ;
— 1-я передача.
В подавляющем большинстве мотоциклов и другой мототехники используется вышеуказанный порядок передач. Обычно их называют коротко, так: — «1-я передача — вниз, 5-я передача вверх». Так легче всего запомнить, куда нужно нажимать рычаг коробки передач для включения необходимой скорости.
Для того, чтобы найти нейтральное положение естественно левой ногой (в этом положение на заднее колесо перестает передаваться крутящий момент), для этого может понадобиться определенное время, сначала надо привыкнуть к тому, чтобы делать все быстро и на подсознательном уровне.
Стоит также отметить, что некоторые модели мотоциклов позволяют автоматически включать нейтральное положение в коробке при нажатии рычага сцепления. Также, на большинстве мототехники при переключении передач на контрольной панели приборов высвечивается именно та скорость, которую вы включили.
И еще, при включении нейтрального положения на многих мотоциклах вы можете лицезреть (видеть) перед собой, что включена именно нейтральная передача (нейтральная передача обозначается буквой «N», она подсвечивается зеленым цветом).
Переключение передач происходит в следующем порядке:
— Нажимаете ручку сцепления (с помощью левой руки).
— Включаете необходимую передачу (с помощью левой ноги).
— Плавно отпускаете сцепление поворачивая плавно ручку газа на себя (правое запястье вниз)
Помните пожалуйста друзья, что на каждой скорости Вы не должны разгоняться выше определенных установленных значений. Чтобы легче разобраться и понять, когда нужно включать другую скорость, необходимо сначало научиться чувствовать работу самого двигателя. Например, если на какой-то определенной скорости мотор мотоцикла начинает сильно надрываться, то нужно сразу же сменить скорость. К тому же, если Вы двигаетесь не по трассе а по пересеченной или грунтовой дороге, то у вас нет никаких причин раскручивать мотор до слишком уж больших оборотов.
Если же на начальном этапе весь процесс переключения передач Вам покажется достаточно сложным, особенно при начале движения, то старайтесь не волноваться, все образумится. На самом деле весь этот процесс намного проще, чем он сначала кажется. Необходимо просто привыкнуть к порядку переключения передач, а далее будет получаться уже автоматически.
Шаг 7: Запуск двигателя мотоцикла.
Теперь, когда вы знакомы со всеми основными органами управления мототехникой пришло время, чтобы начать само движение. Для этого необходимо сначала запустить двигатель мототехники. В наши дни практически большинство мотобайков оснащаются электрической системой пуска двигателя.
Знайте друзья, если положение выключателя зажигания будет находиться в выключенном состоянии, то повернув ключ зажигания мотор у мотоцикла не заведется.
Поэтому запомните, прежде чем запустить двигатель мотоцикла не забудьте пожалуйста нажать кнопку- «Включить» (на фото). Такой выключатель на многих мотоциклах находится с правой стороны. Он легко нажимается большим пальцем правой руки.
Теперь поверните ключ в положение- «Зажигание», как показано на фотографии в нижней части. Обычно для того, чтобы повернуть ключ в положение «зажигание» необходимо повернуть его в правую сторону. Большинство современных мотоциклов после этого действия начинают сразу проводить самопроверку, именно для того чтобы убедиться, что все датчики в мотоцикле функционируют.
Если во время самопроверки вы увидите, что стрелки спидометра и тахометра сначала поднялись и потом опустились до нуля, то не переживайте пожалуйста, это нормально.
Когда самопроверка будет завершена, то убедитесь, что коробка передач находится в нейтральном положении (на панели приборов горит зеленым цветом- «N»).
Затем большим пальцем правой руки необходимо нажать на кнопку запуска, которая располагается как правило ниже самого выключателя зажигания и обозначается логотипом из «молнии и круговой стрелки».
Многая мототехника сразу потребует от вас отпустить сцепление, чтобы запустить мотор. Это сделано прежде всего в качестве меры предосторожности, чтобы не допустить неконтролированного движения мотоцикла в том случае, когда водитель забыл просто поставить мотоцикл (коробку передач) в нейтральное положение.
Далее нажав кнопку запуска мотор мотоцикла запуститься.
Некоторые карбюраторные мотоциклы перед запуском того-же мотора требуют, чтобы водитель нажал ручку газа для закачки топлива в цилиндры. Но большинство современных мотоциклов уже не требуют использования самой ручки газа для запуска мотора.
После того, как Вы запустили мотоцикл необходимо немного подождать, прежде чем начать наслаждаться дальнейшей поездкой и постигать новый мир мотокультуры.
Шаг 8: Прогрев двигателя мотоцикла.
Любой двигатель внутреннего сгорания достигает оптимальной производительности только после того, как полностью прогреется и достигнет своей рабочей температуры. Правда в автомобильном мире практика прогрева двигателя практически сегодня уходит уже в прошлое.
Большинство современных автомашин сегодня тоже не требуют прогрева мотора, так как после его запуска дальнейшей работой уже управляют сложные компьютерные системы машины и электронные датчики. Однако мотоциклетные моторы по-прежнему требуют сегодня предварительного прогрева перед самой поездкой. Особенно в том случае, если мотоцикл оснащен карбюратором. Если мототехника оснащена электронным впрыском топлива, то сам прогрев мотора требует уже гораздо меньше времени.
После того, как вы запустили мотор, то дайте ему немного поработать на холостом ходу, минимум от 45 секунд и до нескольких минут. Старайтесь збегать больших оборотов мотора, поскольку на холодном силовом агрегате моторное масло не может быстро распределиться во всех его движущихся частях.
Правда само время, необходимое для разогрева двигателя, будет фактически меняться от различных факторов, начиная от той же самой температуры внешний окружающей среды и от самого объема мотора, и заканчивая мощностью самой силовой установки и типа используемого масла.
Для того чтобы понять, когда температура двигателя достигла нормального значения, чтобы начать движение, используйте пожалуйста температурный датчик, который будет показывать Вам температуру мотора.
Шаг 9: Перед началом движения не забудьте убрать подножку.
Большинство современных мотоциклов имеют функцию безопасности, которая предотвращает движение на мотобайке с поднятым механизмом подножки. То есть, если вы забыли убрать подножку из под мотоцикла после запуска мотора, то электронная система сама автоматически выключит зажигание.
Если же ваша мототехника не оборудована подобной техникой, то перед началом самого движения не забудьте проверять по нескольку раз, убрали ли вы данный механизм подставки. Чтобы убрать механизм подставки достаточно сложить его движением левой ноги.
Шаг 10: Начало движения.
После того, как Вы изучили необходимые шаги (действия) от № 1 — по 9 и все системы вашей техники находятся в исправном состоянии, то можно сказать, что все готово для начала движения. На этом шаговом действии Вы должны вспомнить функции ручки газа, как работает передний и задний тормоз, как работает ручка сцепления и ножной рычаг переключения передач, а также, как нужно плавно отпускать ручку сцепления и одновременно поворачивать ручку газа.
Потяните пожалуйста рычаг сцепления на себя. Нажмите ножной рычаг переключения вниз поставив тем самым саму коробку передач на первую скорость. Далее плавно и медленно отпустите педаль сцепления, Вы сразу почувствуете, как мотоцикл начинает плавно двигаться.
Небольшое выкручивание ручки газа (запястье вниз) поможет Вам удержать мотоцикл от сваливания. Как только мотоцикл получит достаточный импульс движения, который не позволяет ему сваливаться на бок, то можете поставить обе ноги на подножки.
После того как Вы тронулись и поставили ноги на подножки, можете принимать поздравления. Вы самостоятельно едите на мотобайке.
Большинство начинающих новичков-водителей мотоциклов сталкиваются во время движения с проблемами при поворотах. Точно также происходит и на велосипеде при движении на нем больше 15 км/час. Для поворота в нужную сторону Вам необходимо с силой нажать на ручку руля с той стороны, в которую вам нужно повернуть. При этом Вы тоже должны наклониться в ту сторону, в которую хотите повернуть.
На самом деле друзья теория теорией, а практику никто еще не отменял и ее никто не заменит. Поверьте нам, управлять мотоциклом просто, чем то же описание этой самой техники по вождению мототехники. Поэтому запомните друзья, когда Вы находитесь за рулем мотоцикла, то должны доверять своим инстинктам, вы должны научиться чувствовать свое транспортное средство.
Переключение самих передач которое описано в шаге №6, потребует от Вас определенной практики и привычки (навыков). Торможение и работа ручкой газа описана нами в шаге №4. Эти действия также потребуют от Вас некоторой практики, которую можно быстро усвоить на площадке в той же автошколе.
Но главное для безопасного вождения не это друзья. Основная задача безопасности — это грамотное маневрирование на дороге и гладкость всех ваших действий за рулем данной мототехники. Если Вы водитель-новичок, то вы не должны стремиться сразу к большой скорости. Это обучение должно быть постепенным и последовательным, оно позволит Вам сохранять максимальную безопасность за рулем мотоцикла и надежно закрепить полученные навыки в процессе всего вашего обучения.
Ни в коем случае не позволяйте данной информации и полученным знаниям в автошколе Вас напугать. Научиться водитель мотоцикл достаточно легко. Но чтобы научится делать все правильно и безопасно, то обязательно потребуется вся ваша добросовестность и строгое безукоризненное выполнение всех требований мотоинструктора и наших естественно рекомендаций.
Если Вы уважаемый читатель еще не приобрели для себя свой первый мотоцикл, то советуем сначала прочитать нашу статью, которая рассказывает, какие мотобайки больше всего изначально подходят начинающим водителям-новичкам.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Ветер развивает волосы, вы мчитесь по пустынному шоссе.. Хотя лучше таки надеть шлем. В любом случае езда на мотоцикле — это удовольствие, ни с чем не сравнимое! У вас уже есть мотоцикл и права? Эта статья поможет вам на пути к становлению мотоциклистом.
-
1
Имейте в виду правила безопасности. Езда на мотоцикле связана с большим риском для здоровья. Знание и использование простых правил может спасти вам жизнь и сохранить здоровье.
- Носите специальную мотоциклетную экипировку.
- Держите дистанцию от автомобилей.
- Не превышайте скорость и держитесь транспортного потока.
- Проверяйте периодически состояние мотоцикла: покрышки, педали, рычаги, фары, аккумулятор, масло, шасси, подножки. T (Tires): резина и колеса; C (Controls) — органы управления: рычаги и педали, кабели, шланги, дроссель; L (Lights) — свет: аккумулятор, фары, поворотники, зеркала и так далее; O (Oil) — масло: уровень жидкости и протечки; C (Chassis) — шасси: рама, подвеска, цепочка и так далее; S (Stands) — центральная и боковая подножки.
-
2
Изучите инструкцию к мотоциклу. Ознакомьтесь с органами управления и их расположением. Стандартные органы управления:
- ручка газа справа;
- рычаг тормоза справа;
- рычаг сцепления слева;
- лапка-педаль переключения скоростей;
- спидометр и прочие датчики.
-
3
Знайте правила дорожного движения для мотоциклистов. Они отличаются от ПДД для автомобилистов. Ознакомьтесь с мотоциклетной спецификой. Например:
- особые условия страхования для мотоциклистов;
- правила перевозки пассажиров;
- скоростные ограничения;
- использование выделенных полос;
- ограничения касательно шума, издаваемого мотоциклом.
-
4
Сдайте на права. Пройдите обучение и сдайте экзамен на права категории А.
Реклама
-
1
Привлеките опытного наставника. Обратитесь в автошколу или попросите знакомого помочь вам на практике.
-
2
Сядьте на мотоцикл. Правильная посадка очень важна — если вы упадете вместе с мотоциклом, который весит сотни килограмм, можно получить травму. Следуйте следующим советам:
- Немного наклонитесь к баку и положите руки на руль.
- Садитесь с той стороны, где стоит подножка. Если подножка по центру — без разницы, с какой стороны садиться. Никогда не садитесь на мотоцикл сзади.
- Аккуратно перекиньте правую ногу через мотоцикл. Поднимайте ногу как можно выше, чтобы не зацепиться за что-нибудь. Вес держите на опорной ноге пока не сядете на мотоцикл.[1]
-
3
Настройтесь под мотоцикл и подстройте его под себя. Найдите удобную позу, привыкните к расположению органов управления, настройте зеркала.
-
4
Изучите органы управления. Попросите наставника показать, как: трогаться, ускоряться, тормозить, переключать скорости, парковаться.
-
5
Газ и тормоз. На правой рукоятке руля обычно находятся газ и передний тормоз. Задний тормоз обычно расположен под правой ногой.
- Поверните правую ручку на себя, чтобы задействовать газ (ускорение). Будьте аккуратны с рукояткой газа, движения должны быть плавными. Иначе велик риск того, что мотоцикл просто вылетит из под вас.
- Нажмите правый тяговой рычаг, чтобы задействовать передний тормоз. Передний тормоз обычно используется как основной. Опять таки, нажатие должно быть плавным. Чтобы не нажимать на рычаг слишком сильно, можно использовать всего два пальца — для большинства мотоциклов такой подход работает.
- Задний тормоз используется в основном для стабилизации мотоцикла на дороге. Исключение составляют мотоциклы, где основной вес сконцентрирован в задней части мотоцикла (байкерские версии, круизные варианты) — на них задние тормоза зачастую эффективнее передних.[2]
-
6
Сцепление. За сцепление отвечает тяговой рычаг слева. Как и в случае с правым рычагом, здесь можно использовать технику двух пальцев. Однако на некоторых мотоциклах такой подход не работает и нужно использовать всю ладонь.
- Сцепление является связующим звеном между двигателем и трансмиссией. Нажмите сцепление, чтобы разъединить шестерни; отпустите его, чтобы соединить их и включить выбранную скорость.
- По аналогии с газом и тормозом нажатие должно быть плавным.[3]
-
7
Переключение скоростей. Лапка КПП обычно находится под левой ногой.
- Большинство мотоциклов используют схему «1 вниз, 5 вверх»: 6 скорость (опционально), 5 скорость, 4 скорость, 3 скорость, 2 скорость, нейтральная скорость, 1 скорость.
- Нужна практика для того, чтобы привыкнуть к переключению. Переключая скорости, смотрите на зеленый индикатор «N».
- Учитывайте порядок переключения передач: сначала левой рукой выключите сцепление; переключите передачу левой ногой; плавно отпустите сцепление.
- Постепенно поворачивайте рукоятку газа, чтобы плавнее переключать скорость.[4]
- Подробную информацию о переключении скоростей вы найдете в статье «Как переключать скорости на мотоцикле».
-
8
Заведите двигатель. Современные мотоциклы не нужно заводить «с пинка», поскольку они оснащены стартером. Для того, чтобы завести мотоцикл, нужно выполнить простые шаги:
- Переключатель должен находиться в положении «Включено» (как правило, переключатель имеет красный цвет и расположен на правой ручке).
- Поверните ключ в положение «зажигание». Мотоцикл выполнит самопроверку. Убедитесь, что мотоцикл находится на нейтральной передаче (дважды проверьте это, убедившись, что на панели приборов горит зелёный индикатор «N»).
- Отпустите сцепление, чтобы мотоцикл можно было завести.
- Используя большой палец правой руки нажмите на кнопку зажигания, которая обычно располагается ниже переключателя и отмечена логотипом круговой стрелки, окружающей молнию. На некоторых мотоциклах нужно выжать сцепление, чтобы заставить двигатель работать.
- Подождите около минуты, чтобы двигатель прогрелся. На это может уйти от 45 секунд до нескольких минут. Прогрев двигателя мотоцикла, в отличие от автомобилей, — обязательная составляющая безопасной поездки.[5]
-
9
Не забудьте убрать подножку. Буквально одно лёгкое движение левой ноги позволяет подножке аккуратно уложиться под днище мотоцикла Теперь вы сидите в седле, ноги стоят на земле и вы готовы ехать.
Реклама
-
1
Найдите изолированное место для практики. Было бы неплохо все-таки иметь при себе наставника.
-
2
Трогайтесь плавно и медленно. Используйте первую скорость для надежности. Не забудьте ставить ноги на подпорки, когда мотоцикл наберет достаточную скорость.
- Выжмите сцепление, чтобы отключить его.
- Ногой включите первую передачу.
- Медленно отпустите сцепление.
- Поворачивайте ручку газа, чтобы двигатель не останавливался.
- Вы почувствуете, как мотоцикл тронулся. Как только наберете обороты, поставьте ноги на подставки. Поздравляем! Вы управляете мотоциклом! Прежде чем выезжать на дорогу, проверьте тормоза.
-
3
Используйте контрруление. Эта методика заключается в следующем:
- Перед поворотом на скорости около 16 км/ч делается кратковременный плавный поворот руля в сторону, противоположную повороту. Затем руль поворачивается в сторону поворота. Тем самым мотоцикл как бы заваливается на сторону и достигается нужный угол наклона. При выходе из поворота, контрруление применяется в обратную сторону.
-
4
Практикуйтесь в переключении скоростей. Приобретя опыт и уверенность на низких скоростях, можно переходить к более высоким. Будьте предельно осторожны, плавно нажимайте на сцепление, газ и тормоза. «Грация» движений придет с практикой и временем.
-
5
Начинайте движение по городу, соблюдая правила и уважая других участников движения.[6]
Реклама
Советы
- «Куда смотришь — туда и едешь». Не смотрите на землю под ногами — завалитесь. Если перед вами препятствие — не смотрите на него, а смотрите туда, куда нужно ехать. Нужно держать в обзоре многое, но не нужно зацикливать взгляд на чем-то одном.
Реклама
Предупреждения
- Помните, что мотоциклист по определению менее защищен, чем водитель автомобиля. Цените свою жизнь и используйте защитную экипировку, либо, как минимум — шлем. Ознакомьтесь как можно с большей информацией о безопасной езде на мотоцикле.
- Обучаться нужно у профессионала (в автошколе), либо у опытного взрослого.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 45 729 раз.
Была ли эта статья полезной?
Download Article
What you need to ride a motorcycle for the first time
Download Article
- Getting a License & Registering Your Bike
- Wearing the Right Gear
- Learning the Controls on Your Bike
- Practicing Riding Techniques
- Video
- Q&A
- Tips
- Warnings
|
|
|
|
|
|
|
Motorcycles are fun vehicles that allow you to experience the open road. However, it’s critical that you learn to ride in a controlled and safe way. Take a motorcycle safety course and get a permit or license if it is required in your region. Before you start to ride, purchase safety gear and get to know how your bike handles. With a little time and practice, you’ll be ready to cruise around on your bike!
-
1
Sign up for a motorcycle safety course. Look online to find a course near you so you can learn the basics of operating and controlling a motorcycle. These classes typically offer a classroom safety portion and a hands-on riding portion. If you’re uncomfortable with riding a motorcycle, a course is a great place to start.[1]
- Some classes will have motorcycles that you can ride if you do not have one of your own.
- Check for licensing classes if you need a motorcycle license in your area. These classes tend to run a few more days than a non-licensing class, but you’ll receive the proper permit’s once you’re finished.
- Motorcycle laws vary depending on where you live. Consult with your local department of motor vehicles to determine the prerequisites for obtaining a license. In the United States, most places require you to be 15 or 16 in order to get a permit. Otherwise, you must be under the supervision of a licensed instructor.
-
2
Take the written exam and vision test if required. Schedule a test time that works best for you. The written test will cover basic concepts and rules of the road while the vision test will determine if you can safely drive without a prescription. You need to pass this written exam first before you take the on-cycle test.[2]
- Written and on-cycle exams are required in order to get your license.
- Questions on written exam include safety information, riding techniques, and how to operate your bike. Get familiar with how your motorcycle works and what your area’s laws are for riding a motorcycle. Read through a copy of your location’s motorcycle handbook to familiarize yourself with safety tips, laws, and regulations.[3]
- Go to your department of motor vehicle’s website to find online practice tests for the written exam.
Advertisement
-
3
Pass the on-cycle exam to get your license. Schedule the test appointment at your department of motor vehicles. The tester will observe you as you ride your motorcycle, making sure you follow the rules of the road. Follow all of the safety precautions you’ve learned prior as you complete the test. Once you pass the exam, you can pay the registration fee for your licensing.[4]
- The on-cycle exam will include identifying where the controls are for your bike, as well as riding slowly in a circle and serpentine pattern. Make sure to practice these techniques on your own before you take the test.[5]
- During the test, be aware of your surroundings and always travel below the speed limit.
- Depending on your location, this can be done at the department of motor vehicles or with a certified third-party tester.
- In the United States, you need to hold an instruction permit for 12 months if you are under 16 in order to get your license.
- The on-cycle exam will include identifying where the controls are for your bike, as well as riding slowly in a circle and serpentine pattern. Make sure to practice these techniques on your own before you take the test.[5]
-
4
Register your motorcycle. Visit your local department of motor vehicles in order to register your bike. You will need to have the title for your motorcycle as well as make a required payment. Check online for any other specifics you need while registering your vehicle.[6]
- Registration may differ in your area if you purchased it from a dealership or a private seller. Check your local regulations online.
- Ensure you have updated tags for your license plate, if required in your area.
-
5
Get insurance for your bike. In order for you to legally drive in some areas, you need to have insurance. Check with your local regulations to see if you need insurance. If so, talk to your current insurance provider to see if they have an option or bundle for motorcycles.
-
6
Check your bike to make sure it is in working condition. Check your tire air pressure with a tire pressure gauge and fill them if they are low. Look at your brake fluid and oil levels to make sure they are filled correctly. Kneel on the ground to visually inspect your brake pads and chains to make sure they aren’t worn down or rusted. If anything looks wrong on your bike, don’t ride it.[7]
- Test turning your lights and turn signals on and off to make sure none of the bulbs are burnt out.
Advertisement
-
1
Purchase a helmet. Head injuries are the main cause of serious or fatal accidents for cyclists, and helmets can greatly reduce the risk of harm. Find a full-coverage helmet that has a visor that doesn’t limit your vision so you can stay aware of your surroundings. Make sure the chinstrap fit’s tightly around your head so the helmet stays secure.[8]
- Look for a Department of Transportation (DOT) or European Commission (ECE) sticker or label to see if the helmet meets the legal requirements for safe riding.
- Do not wear helmets with tinted visors when visibility is low or while riding at night.
- Helmets usually have ventilation systems so your head will stay cool in hot weather.
- Not all locations require you to wear a helmet when you ride. Check with your local laws to find out.
-
2
Get a snug jacket made of a sturdy material. Jackets made out of leather or a strong synthetic material will work the best for the most protection. Find jackets with lightweight body armor on your shoulders and elbows so you’re less prone to injury if you get into an accident.[9]
- Find a jacket that has reflectors built into the fabric so you are more visible to other vehicles. If you cannot find a jacket with them sewn in, use reflective tape on the front, back, and on the arms of your jacket.
-
3
Wear long pants to protect your legs. In case of a fall, pants will protect the entire lengths of your legs more than shorts. Purchase a thicker material like denim for the best protection while riding your motorcycle.[10]
- Wear leather chaps over your pants for an extra layer of protection.
-
4
Pick out boots and gloves. Get boots with short heels so they don’t get caught on any rough surfaces. Make sure the gloves cover all of your fingers and the boots come above your ankle. Find a non-slip material that is durable, such as leather, that makes it easier to hold onto your bike in all weather conditions.[11]
- Tuck the laces inside your boot so they don’t hang or get caught on anything.
- Not only do gloves protect your hands while riding or during an accident, they will also help prevent your skin from drying out.
Advertisement
-
1
Locate the throttle on the right side grip of your motorcycle. Find the throttle on the right-hand grip of your bike. The throttle controls the speed of the motorcycle. To accelerate and engage the engine, twist the throttle toward you.[12]
- Make sure the throttle snaps back into place if you turn it and let go. If not, have a mechanic take a look at it before you ride.
-
2
Find the brakes above the right grip and near your right foot peg. Locate the brake for the front wheel by the handle right above the throttle. You’ll be using the front brake most frequently. While sitting on the bike, find the rear wheel brake with your right foot. Depress the lever to engage the brake.[13]
- Most of your stopping power will come from braking your front tire.
- If you don’t see a lever near your right foot for a rear wheel brake, consult the owner’s manual for your motorcycle to learn where specific controls are found.
-
3
Familiarize yourself with the clutch and shifter. Most motorcycles are manual transmissions and need to be shifted up or down as you accelerate and decelerate. Look for the clutch above the left handlebar. It will look similar to the handle that controls your brakes. Find the shifter in front of your left foot and control it with the up and down lever.[14]
- Keep your bike in neutral with your kickstand down when you aren’t using it. Neutral is usually found in between the first and second gear.
- Many motorcycles work with a “1 down, 5 up” shift pattern. From lowest to highest, the gears usually go first, neutral, second, third, fourth, fifth, and sixth.
Advertisement
-
1
Get on your bike. Approach your bike from the left side and hold onto the left handlebar for support. Swing your leg over the seat, making sure not to hit your foot on the tail of the bike. Plant both of your feet flat on the ground and get comfortable in your seat. Once you have your feet planted, you can raise the kickstand with the back of your foot.[15]
- Ensure your kickstand is up before you start riding.
-
2
Start your engine and let it run for about 1 minute. Turn the key in the ignition so that it’s on and turn the red switch on your right handlebar to the “on” or “run” position. Ensure your bike is in neutral before starting the engine. Hold the clutch in before hitting the start button, which is usually below the red switch and is marked with a lightning bolt. Let the engine turn over so that it is warmed up and properly running when you ride your bike.[16]
- Always look on the gauge indicator on your motorcycle’s dashboard to ensure that it’s in neutral. If not, adjust the gear shift lever while holding the clutch to the neutral position.
- Holding the clutch in while starting your motorcycle prevents it the bike from moving forward if you aren’t in neutral.
- If you have a kick start bike, the starting mechanism is found behind your right foot. Press down on it firmly to turn over the engine.
-
3
Keep your headlights on and use turn signals. Locate the controls for your headlights and turn signals, which are typically found on the left handlebar. Use them whenever you ride on populated roads so other drivers can see you.[17]
- If your bike doesn’t have turn signals, you’ll need to use hand signals. Stick your left hand straight out so it’s parallel to the ground, palm facing down, to indicate a left turn. Bend your left elbow so your forearm is at a 90-degree to your bicep (which should be parallel to the ground) and close your fist to indicate a right turn. Begin signaling 100 feet (30 m) before you make the turn and return both hands to the handlebars when executing the turn.[18]
- If your bike doesn’t have turn signals, you’ll need to use hand signals. Stick your left hand straight out so it’s parallel to the ground, palm facing down, to indicate a left turn. Bend your left elbow so your forearm is at a 90-degree to your bicep (which should be parallel to the ground) and close your fist to indicate a right turn. Begin signaling 100 feet (30 m) before you make the turn and return both hands to the handlebars when executing the turn.[18]
-
4
Shift into first gear and slowly ride your bike. Position your left foot so your heel is on the peg and your toes are near the lever. Hold the clutch down and shift to first gear by pushing the shifter down with your left foot. Your bike will start to move on it’s own without activating the throttle as you slowly release the clutch. Practice keeping your balance as it moves forward at a slow speed. Keep your hand on the brake in case you start losing control.[19]
- Practice on an isolated section of road or in a parking lot that has little traffic so you don’t have to worry about other motorists.
- If you let go of the clutch too fast, you may kill the engine. If this happens, shift back into neutral and start your engine again.
- Practice “power walking” by walking it forward while slowly releasing the clutch to accelerate. Work your way up until you’re comfortable keeping your feet on the pegs while your bike is moving.
-
5
Squeeze your clutch and shift gears with your left foot. When you feel comfortable going faster, turn the throttle slightly towards your body as you release the clutch to accelerate. Once you go over 5 mph (8.0 km/h), ease off of the throttle, squeeze your clutch in, and pull your shifter up past neutral into second gear. Once you’ve shifted your motorcycle, let go of the clutch and accelerate again.[20]
- As you increase your speed, you need to shift into higher gears. As you decrease speed, downshift to a lower gear. Make sure to let off of your throttle when you squeeze your clutch as you shift.
- Once you switch into second gear, you don’t have to shift down to first gear until you come to a complete stop.
-
6
Make turns by pushing the handlebar on the opposite side forward. Look in the direction you’re turning rather than looking straight forward. Slow down as you approach your turn by releasing the throttle. To make a left turn, pull the left handlebar closer to you and push the right handlebar forward. For a right turn, pull the right handlebar close to you and push the left one forward.[21]
- For faster turns, practice countersteering. As you make your turn, lean slightly in the direction you wish to go while pushing the handlebar away from you to stay balanced.
- If you make too sharp of a turn, it will cause you to crash.
-
7
Practice slowing to a stop. As you release the throttle, slowly pull on the clutch and squeeze the front brake to slow down. Rest your foot on the rear brake and press down slightly to slow down. Once you come to stop, plant your left foot on the ground and keep your right foot on the rear brake.[22]
- If you are finished riding, shift your bike into neutral once you come to a stop.
- Don’t squeeze hard on the front brake or else you could cause your tires to lock up and cause skidding or an accident.
-
8
Move on to more populated roads. Once you feel more comfortable with the basics of riding and controlling your bike, work onto roads with slight amounts of traffic. Keep your surroundings in mind as you ride your bike and be aware of other drivers.
Advertisement
Add New Question
-
Question
What do I do while turning the motorcycle in narrow street?
This answer was written by one of our trained team of researchers who validated it for accuracy and comprehensiveness.
wikiHow Staff Editor
Staff Answer
-
Question
How do I overcome my fear of motorcycles?
Try riding it in your driveway, or somewhere safe. Wear lots of protection, such as knee pads, arm pads, and a helmet.
-
Question
How do I handle a motorcycle on a stop and go situation?
Hold your clutch and brake, but make sure your engine does not stop by moving the throttle.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
-
Check with your local department of motor vehicles to see if you need a permit or special license before you ride a motorcycle.
Advertisement
-
Practice under the supervision of an experienced rider to stay safe.
-
Avoid potholes, gravel, and hazardous road conditions. While cars can usually handle these easily, they are extremely dangerous for cyclists.
-
Always stay aware of where other drivers are on the road.
-
Heavy vehicles including trucks and buses need to make wide turns. Please give them enough space to maneuver and do not try to pass them until they complete their turn. Avoid being in their blind spot for too long, they may need to merge in your lane but may not see you.
-
Wear all of the safety gear, including a helmet, jacket, long pants, gloves, and boots, to protect yourself in case you fall off your bike. Helmets are mandatory in most states.
-
Avoid lane-splitting. It is illegal in most states and dangerous (not all drivers use their mirrors or turn signals when changing lanes). Lane splitting is when a cyclist maneuvers between rows of cars.
-
It is not recommended you allow a young child (below 4 feet or under the age of to ride. Some states have a minimum age requirement for the passenger. If you will allow a young child to ride, it is recommended they wear a safety strap and a helmet. Tell them to hold onto you at all times.
-
Unlike automobiles, motorcycles do not have seatbelts or airbags, increasing your likelihood of severe injury or death in a collision. You should drive professionally, and treat a motorcycle as if you were driving a car.
-
Do not cause road rages with automobile drivers, for example smashing mirrors or windows after an argument because you are asking for trouble (the driver may get revenge on you) and you will be in a lot of trouble with law enforcement.
-
Do not drink and drive or drive under the influence. Never allow an intoxicated passenger to ride.
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
If you want to ride a motorcycle, make sure you have any required licenses and safety gear, especially a durable helmet. Lift the kickstand with the back of your foot and start the engine. To accelerate the bike, turn the throttle on the right-hand grip of the bike toward you, and use the handlebars to steer the bike left and right. As you accelerate, use the left foot shifter and the clutch lever on the left handlebar to shift gears. When you’re ready to stop, gradually squeeze the brake above the throttle on the right grip or depress the rear right wheel brake with your right foot. Read on for tips on steering and shifting the bike as you ride!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 555,219 times.
Reader Success Stories
-
«Fantastic information in this article. Thanks a lot, thumbs up. »
Did this article help you?
Учимся ездить на мотоцикле (азбука вождения)
Самостоятельное упражнение № 1
Знакомимся с мотоциклом
И вот ваша заветная мечта перед вами. Так и хочется вспрыгнуть в седло и…
Но не торопитесь! Мотоцикл, как и автомобиль — средство повышенной опасности! Легко поскользнуться на четырех колесах, а на двух — гораздо проще! Отнеситесь к процессу обучения (а позже и вождения) с максимальным вниманием и осторожностью. Научитесь слушать и понимать мотоцикл. Он не прощает ошибок и их последствия могут быть очень тяжелыми, а зачастую и трагическими. Но освоив мотоцикл полностью, вы поймете, каким прекрасным инструментом вы овладели.
Итак, для начала ознакомимся с органами управления мотоциклом. Подойдите к нему и встаньте слева. Это обусловлено тем, что у мотоциклов, предназначенных для правостороннего движения, кикстартер располагается слева, а у мотоциклов для левостороннего движения — справа.
Слева, кроме стартера, располагается рычаг коробки передач. Он имеет положение нейтрали и 4-5 положений включенной передачи, а на гоночных мотоциклах и до 12. Нейтральная передача позволяет отключать с помощью сцепления двигатель от коробки передач и прерывать передачу крутящего момента от двигателя на колесо. Это необходимо для остановки мотоцикла, для выбора нужной передачи в зависимости от скорости и условий движения.
Первая передача включается переводом рычага из нейтрального положения вниз, высшие передачи — переводом рычага вверх, через «нейтраль».
Иногда переключение передач осуществляется не левой ногой, а поворотом рукоятки на руле или отдельным рычагом, размещенным около бензобака или на раме мотоцикла. Но эти варианты встречаются достаточно редко, поэтому заострять на них внимание не будем.
Справа от двигателя находится педаль «ножного» тормоза. Этот тормоз воздействует на заднее колесо и, как следует из названия, работать с ним вы будете» правой ногой.
Основные органы управления расположены на руле мотоцикла. Справа на руле расположена вращающаяся рукоятка управления дроссельной заслонкой. Поворачивая ее по часовой стрелке или против, вы можете добавлять или уменьшать обороты двигателя соответственно. Перед ней находится рукоятка «ручного» тормоза. Он действует на переднее колесо. Посередине руля, как правило, находится комбинация приборов и контрольных ламп. Тут же чаще всего расположен и замок зажигания. Слева расположена рукоятка сцепления. Остается найти блок управления осветительными приборами и научиться им пользоваться — езда без включенной фары запрещена Правилами дорожного движения.
Самостоятельное упражнение № 2
Снимаем мотоцикл с подставки
Теперь учимся снимать и ставить мотоцикл на подставку. Встаньте слева от мотоцикла. Левой рукой возьмитесь за руль, правой рукой — за ручку на седле или около негр. Толкните мотоцикл вперед так, чтобы он «спрыгнул» с подставки и встал на колеса. При этом будьте внимательны и осторожны. Встав на колеса, мотоцикл тут же начнет заваливаться на бок. Столкнув его с подставки, постарайтесь, чтобы мотоцикл слегка наклонился на вас — вы его наверняка удержите достаточно легко. Но если мотоцикл начнет валиться в противоположную от вас сторону, то шансов удержать его у вас, практически нет!
Удержав мотоцикл, учимся ставить его на подставку.
Возможно, вам придется проделать это упражнение несколько раз, пока вы не научитесь быстро и уверенно снимать, удерживать и ставить его на подставку.
Самостоятельное упражнение № 3
Учимся водить мотоцикл
Название упражнения верно! Еще не ездить, а только водить его «за рога», за руль. Сняв мотоцикл с подставки, убеждаемся, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении и, чуть наклонив мотоцикл на себя, слегка толкаем его вперед, держа мотоцикл двумя руками за руль, водим его по двору или площадке. Сначала отрабатываем движение по кругу против часовой стрелки — это сделать проще, так как мотоцикл чуть завален на вас.
Затем делаем круги по часовой стрелке. При вождении мотоцикла за руль учимся останавливаться у намеченного предмета, пользуясь рукояткой ручного тормоза. Выполняйте это упражнение до тех пор, пока почувствуете, что мотоцикл уже не стремится упасть, а его поведение вами полностью контролируется.
Самостоятельное упражнение № 4
Скатываемся под уклон
Отработав предыдущее упражнение, переходим к следующему. Для него вам потребуется найти площадку с небольшим уклоном. Сев в кресло мотоцикла, отталкивайтесь ногами от земли и начинайте движение под уклон. Если при этом вы почувствуете, что мотоцикл начинает заваливаться вправо или влево, выравнивайте его поворотом руля в соответствующую сторону.
При скатываний мотоцикла под уклон пользуйтесь ручным тормозом, чтобы не дать мотоциклу сильно разогнаться. Отрабатывайте это упражнение до тех пор, пока не добьетесь умения уверенно держать равновесие.
На следующем этапе упражнения съезжайте, стоя на левой подножке мотоцикла, а в конце уклона перенесите правую ногу через седло и сядьте в него. Необходимо также научиться, разогнав мотоцикл, вскакивать на него, на ходу. Это может вам пригодиться при поломке кикстартера или разряженной аккумуляторной батарее. Освоив это упражнение и почувствовав, что мотоцикл вам полностью послушен, приступаем к запуску двигателя.
Самостоятельное упражнение № 5
Запускаем двигатель
Допустим, что системы питания и зажигания мотоцикла исправны, в баке есть топливо, а аккумуляторная батарея полностью заряжена. В первую очередь, перед запуском двигателя убедитесь, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. Затем плавно два-три раза нажмите на педаль кикстартера. При этом обогащенная смесь поступает в цилиндр двигателя. Теперь вставьте ключ в замок зажигания и поверните ключ в положение «Вкл». При этом должна загореться индикаторная лампа.
Затем поверните ручку «газа» на 1/3-1/4 оборота и резко нажмите на педаль кикстартера. Если все отрегулировано правильно, двигатель тут же заработает. При запуске двигателя никогда не поворачивайте ручку «газа» до упора, так как при этом в цилиндр поступает слишком много воздуха, смесь становится обедненной и запуск двигателя становится затрудненным.
Запустив двигатель, дайте ему прогреться примерно до 60 гр.ц. Если на вашем мотоцикле стоит двигатель с водяным охлаждением, это легко сделать по соответствующему прибору. Если такого датчика нет, то можно прибегнуть к старому «дедовскому» способу. Приложите ладонь к цилиндру. Если она еще терпит, а тыльная сторона — нет, то двигатель прогрелся до рабочей температуры.
Самостоятельное занятие № 6
Трогаемся с жеста и останавливаемся
Теперь учимся трогаться и останавливаться. При трогании с места надо выключить сцепление и включить первую передачу. При этом вы почувствуете, как мотоцикл чуть дернулся вперед. Это говорит о том, что шестерни в коробке передач вошли в зацепление. Но диски сцепления еще разъединены и поэтому крутящий момент от двигателя не передается на привод. Медленно отпускайте рычаг сцепления и внимательно прислушайтесь к двигателю (или смотрите на тахометр, если ваш мотоцикл им оборудован). При включении сцепления обороты начнут падать, а мотоцикл потянет вперед. Почувствовав этот момент, выключите сцепление и переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение. Проделайте это упражнение несколько раз, добейтесь умения безошибочно определять момент включения сцепления и трогания. Освоив и закрепив это упражнение, переходим к следующему этапу.
«Поймав» момент включения сцепления, задержите рычаг в этом положении и немного прибавьте газ. Мотоцикл начнет медленно двигаться вперед. Поставьте ноги на подножки и плавно отпустите рычаг сцепления до конца. Для остановки вам необходимо выключить сцепление, сбросить обороты двигателя и притормозить. Затем не забудьте перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение и опустить ноги на землю.
При освоении трогания с места возможно несколько типичных ошибок. Если вы долго будете держать в фиксированной позиции рычаг сцепления, мотоцикл будет медленно двигаться вперед с буксующим сцеплением, а это существенно сократит срок его службы. Кроме того, на маленькой скорости очень трудно держать равновесие и мотоцикл будет заваливаться на бок, а вы — постоянно отталкиваться от земли то одной, то другой ногой. Возможно, что вы слишком быстро отпустите (включите) сцепление, но недостаточно прибавите оборотов двигателю. В этом случае мотоцикл дернется, а двигатель заглохнет. Если вам удалось тронуться с места, а вы слишком резко и много добавили оборотов двигателю, то мотоцикл может встать на заднее колесо и довезти вас до первого препятствия или выбросить из седла. Характерной ошибкой начинающего мотоциклиста может стать ситуация, когда вы после остановки забыли выключить передачу, но отпустили рычаг сцепления. В этом случае мотоцикл резко прыгнет вперед и хорошо, если в этот момент перед ним никого и ничего не будет.
Чтобы избежать этих ошибок, повторяйте трогание с места, даже если оно получилось у вас с первого раза, до тех пор, пока все ваши действия не будут доведены до полного автоматизма.
Не торопитесь с переходом на вторую передачу. Когда ваш мозг запомнит последовательность взаимодействий рук-ног как «отче наш», переходите к освоению перехода на высшие передачи.
Советы начинающему мотоциклисту
Внимательно изучите инструкцию на ваш мотоцикл. В ней, как правило, приведено значение максимальной скорости движения для каждой передачи. Ни в коем случае не превышайте указанную скорость! В противном случае нарушаются условия смазки и охлаждения двигателя, а это чревато заклиниванием поршня и, как следствие, дорогостоящим ремонтом. Переключите передачи, когда двигатель наберет 70-80% оборотов допустимых для движения в этом диапазоне скоростей. Чем больше объем и мощность двигателя, тем эти цифры ниже. Ранний переход на следующую передачу также не сулит двигателю ничего хорошего. Умение и понимание того, когда двигатель «просит» перейти на следующую передачу, придет с опытом. Научитесь применять торможение двигателем, то есть включать пониженную передачу для данной скорости. Это пригодится не только при экстренном торможении, но и в случае потери управляемости при движении по грязной дороге, льду, снегу. Но не переусердствуйте: Если при движении с большой скоростью включить слишком низкую передачу, вероятно возникновение заноса. Наиболее правильное торможение — одновременное торможение двигателем и тормозами. Причем торможение двигателем не всегда осуществляется переходом на нижнюю передачу. Для возникновения этого эффекта достаточно повернуть ручку «газа» для уменьшения оборотов.
Вам необходимо научиться ездить, управляя мотоциклом одной рукой. Хотя современные мотоциклы оборудованы всей необходимой светотехникой, при сдаче экзамена в ГИБДД, весьма вероятно, вас попросят показать рукой сигналы поворотов и торможения.
Что нужно для сдачи экзаменов в ГИБДД
Вы уже уверенно ездите на мотоцикле, выучили назубок Правила дорожного движения и, как вам кажется, готовы к сдаче экзаменов в ГИБДД.
Прежде чем отправляться на сдачу экзаменов, вам необходимо получить медицинскую справку установленного образца. Ее выдают в специальной медицинской комиссии. Для ее прохождения вам надо предоставить две фотографии 3×4 см и взять еще две справки, что вы не состоите на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере. На водительской комиссии вас проверят терапевт, хирург, окулист, невропатолог и отоларинголог. Окулист проверит не только остроту зрения, но и проконтролирует, насколько хорошо вы воспринимаете и различаете цвета. Если окажется, что для вождения вам необходимы очки, он сделает запись в вашей карте. В этом случае соответствующий «штампик» появится и в ваших будущих «правах», а на фотографии, вклеиваемой в них, вы также должны быть в очках. Справка выдается сроком на три года и ее необходимо предъявлять при прохождении технического осмотра и при постановке мотоцикла на учет.
Для сдачи экзаменов в ГИБДД вам необходимо предоставить следующий пакет документов:
1. Заявление. Оно заполняется на фирменном бланке непосредственно в отделении ГИБДД, где вы будете сдавать экзамен.
2. Экзаменационная карточка водителя и, если вы заканчивали мотошколу, свидетельство о прохождении обучения по соответствующей программе.
3. Медицинскую справку, о которой мы говорили выше.
4. Две фотографии 3.5х4.5 см на матовой бумаге с правым углом. Если в вашем ГИБДД выдают современные удостоверения в виде пластиковой карты, то фотографирование производится в ГИБДД перед сдачей экзамена.
5. Паспорт или документ его заменяющий, подтверждающий вашу прописку.
6. Квитанция об уплате сбора за экзамен и водительского удостоверения.
Как видите, документов надо совсем немного.
В случае благополучной сдачи первой части экзамена — теоретической — соответствующая запись делается в вашей экзаменационной карточке.
Она действует три месяца и если в течение этого промежутка времени вы не сдали практическую часть экзамена — вождение — то придется пересдавать ее еще раз.
Если вам не удалось сдать практическую часть экзамена, то следующая попытка предоставляется не ранее чем через семь дней — у вас еще будет время потренироваться. А о методике сдачи экзамена в ГИБДД расскажем в следующей главе.
Тимошенко Андрей
Политика конфиденциальности
Администрация cайта https://motoinstructor.ru/ не может передавать или раскрывать информацию предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.
Для регистрации на странице, пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, страница оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.
Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не может быть раскрыта третьим лицам.
Спасибо!
Ваша заявка принята!
В ближайшее время
мы свяжемся с Вами
Как научиться ездить на мотоцикле с нуля?
В наше время мотоцикл по популярности не уступает, а кое в чем даже перегнал автомобиль. Это легкое, быстрое, изящное средство передвижения хотят иметь мужчины и женщины, а романтика свободных дорог, по которым можно мчаться в закат, бередит даже стойкие сердца. Но чтобы управлять мотоциклом мечты, нужно обладать определенными умениями и навыками. О них мы и поговорим.
Как ездить на мотоцикле?
Прежде чем вливаться в уличное движение, становиться его частью, осваиваясь на оживленных улицах, неплохо было бы освоить мотоцикл, прочувствовать его. Мотоциклист должен знать, как вести себя, если будет юз колеса, с какой силой жать на педали. Водительские навыки должны быть отработаны до автоматизма, это увеличит вашу безопасность в непредвиденных ситуациях.
Для опытного водителя нужны шлем, очки и перчатки, так же крепкие штаны и куртка из непродуваемой ткани, чтобы не мерзнуть во время скоростной езды.
Управление мотоциклом. Основные моменты
Посадка
Для того, чтобы поездка на мотоцикле была безопасной, сначала надо научиться правильно на него садиться. Обычно для этого настраивают руль так, чтобы тело немного наклонялось вперед, а колени сжимали бак для топлива. Не смотря на то, что так кажется правильней, сидеть с прямой спиной небезопасно из-за неровности дороги.
Движение
Начинающим водителям мотоциклов лучше начинать движение без запуска двигателя и для разгона выбрать открытую территорию. Для того, чтобы начать движение нужно:
Во время тренировок разгона в последнюю очередь рекомендуется осваивать разгон на подъёме. Учитесь разгоняться постепенно, все больше уменьшая пробуксовывание сцепления.
Сядьте на мотоцикл так, чтобы упираться в землю правой ногой, тогда как левая должна оставаться свободной для переключения передач. Затем определите точку включения сцепления, это делают медленно опуская рычаг. Вы почувствуете момент, когда мотоцикл будет готов взять разгон, и в следующий раз опускайте рычаг до этой точки.
Настало время прибавить газ на треть и, когда мотоцикл тронется с места, медленно отпустите сцепление. Теперь можно прибавить скорость и получить удовольствие от езды.
Переключаем передачи
Верх — высокая передача, вниз – более низкая.
Остановка
Для остановки нужно постепенно сбрасывать скорость, переключая передачи до первой, выжимая сцепление. Из тормозов используйте задний, но не думайте, что его использования достаточно. Начните остановку с него, потом переходите на передний. Также важно просчитать торможение, чтобы тормозной путь не оказался слишком длинным.
Советы
Некоторые меры безопасности при езде на мотоцикле просто необходимы:
Можно ли ездить без прав?
Если во время езды без правил вас остановят вы должны будете выплатить штраф, а ваш мотоцикл конфискуют с предупреждением, что только обладатели прав категории А могут водить это средство передвижения.
Конечно, можно пойти на хитрость, вроде снятия шлема перед постом, чтобы избежать преследования, сокрытия номеров и прочих усложняющих жизнь осторожностей, но все это крайне не рекомендуется.
Видео уроки
Источник
Теория вождения мотоциклом
Вы собираетесь научиться ездить на мотоцикле? Для этого вы пошли в автошколу, чтобы получить первоначальные навыки и изучить правила дорожного движения, для получения водительских прав категории «А» или «А1»? Но по каким-то причинам вам нужны дополнительные знания и простые объяснения, которые помогут вам легко научиться водить мотоцикл? Наше интернет-издание предлагает вам небольшое руководство «Шаг за шагом», с помощью которого любой желающий сможет понять, как быстро научиться управлять мототехникой.
Мотоцикл также как и автомобиль притягивает к себе большое внимание. Многие бы мечтали овладеть им, но ошибочно полагают, что водить мототехнику сложно и опасно. На самом деле, это достаточно просто, и соблюдая все меры предосторожности и правила дорожного движения, мотоцикл становится не опаснее автомобиля.
Тем не менее, все-таки мотоцикл все равно считается транспортным средством с повышенным риском попасть в аварию. Но, несмотря на это, наши советы помогут вам сделать процесс обучения и получения первоначального опыта вождения мототехникой более приятным и комфортным.
Оглавление:
Шаг 1: Основа
Предположим, что вы уже знаете какой вам тип мотоцикла больше по душе, и вы уже получили первые несколько уроков вождения байком. Независимо от этапа вашего обучения, помните, что вы всегда должны одевать защитное снаряжение. Кроме того, садясь за руль мототехники, вы должны знать, что техника, которой вы доверяете свою жизнь, находится полностью в исправном состоянии.
Именно поэтому любой владелец мототехники обязан периодически проводить технический осмотр и плановое техническое обслуживание мотоцикла, чтобы во время выявить все возможные неисправности.
Шаг 2: Ваша безопасность
Садясь за руль любой мототехники, вы должны помнить, что за рулем вы не защищены ни чем, в случае аварии. Поэтому вы должны максимально быть защищены различным снаряжением, которое поможет вам выжить в случае ДТП.
Вы должны быть максимально экипированы всем основным защитным снаряжением: перчатки, шлем, одежда, ботинки и т.п.
После того как вы одели на себя все, что необходимо для вашей безопасности, можно переходить к следующему шагу.
Шаг 3: Посадка
В зависимости от вашего роста и высоты мотоцикла, закидывать ногу через мотоцикл во время посадки может быть не очень удобно для многих новичков. Начинайте с левой стороны. Стабилизируйте свой баланс, встав на левую ногу, прислонившись к бензобаку и перенеся часть центра тяжести тела на руль.
Далее, подняв правую ногу, начинайте перекидывать ее через сиденье байка. Будьте осторожны и не поднимайте правую ногу слишком высоко, так вы можете потерять равновесие и упасть вместе с мотоциклом.
Шаг 4: Выучите средства управления: Газа / Тормоза
Правая рука за рулем мотоцикла отвечает за две важнейших функций в мотоцикле: ускорение и торможение. При скручивании правой ручки на себя (запястье движется в низ) вы добавляете двигателю крутящий момент (по аналогии с автомобилем — «нажимаете педаль газа»). Правда стоит отметить, что если вы новичок, то должно пройти определенное время чтобы привыкнуть к правой ручке газа. В первое время вы, возможно, будете делать перегазовку, не чувствуя должным уровнем дроссель (ручку газа).
Также правая рука помимо регулировки оборотов двигателя отвечает за торможение с помощью передних тормозов (на фотографии сверху вы можете видеть положение правой руки для торможения).
Потянув рычаг на себя, вы сможете снизить скорость мотоцикла или полностью остановится. Здесь также как и с набором оборотов мотора, требуется гладкость и аккуратность, чтобы не переборщить с интенсивностью торможения.
Помните, что если вы надавите на рычаг переднего тормоза или переборщите с силой нажатия, то мотоцикл может потерять сцепление с дорогой и пойти в занос.
Обратите внимание, что большинство современных мотоциклов теперь не требуют прилагать слишком большого усилия, чтобы нажимать рычаг тормоза. Поэтому во многих моделях можно применять двухпальцевый метод торможения на мотоцикле (на фото сверху). Тем не менее, на некоторой мототехнике по-прежнему, чтобы нажать передний тормоз, необходимо нажимать рычаг всеми свободными пальцами.
Правая нога, также отвечает за торможение задним тормозом (в нижней части фотографии сверху). Вам необходимо знать, что задние тормоза становятся менее эффективными, если вы пользуетесь передней тормозной системой. Все дело в том, что в момент торможения передним тормозом весь вес центр тяжести переходит в переднюю часть мотоцикла.
Задняя тормозная система очень полезна при определенных ситуациях. Например, очень удобно и безопасно пользоваться задним тормозом при маневрировании на маленькой скорости. Иногда задние тормоза намного эффективнее передних (на любой скорости) если вы управляете крейсерским мотоциклом, у которого весь основной вес приходится на задние колеса.
Передние же тормоза нужны, для того чтобы более эффективно остановить мотоцикл, когда как с помощью задних вы можете немного снизить скорость при необходимости.
Шаг 5: Как управлять сцеплением
Сцепление на мотоцикле и на другой мототехники находится на левой рукоятке. Большинство спортбайков требует только двух пальцев рук для нажатия рычага сцепления (в верхней части фотографии), когда как туристические, крейсерские и другие типы мотоциклов требуют, чтобы сцепление выжималось всей рукой.
Сцепление на мотоцикле, так же как и в автомобиле, необходимо, чтобы подключать или отключать двигатель от передачи. Нажимая рычаг сцепления, и включая к примеру, нейтральную скорость, вы отключаете двигатель от коробки передач, которая перестает передавать крутящий момент от мотора на заднее колесо. Далее, нажав сцепление и включив передачу, мы возвращаем передачу крутящего момента через трансмиссию на заднее колесо мотоцикла.
Шаг 6: Переключение передач на мотоцикле
Переключение передач на мотоцикле происходит по-другому в отличие от автомобилей. Несмотря на тот же принцип работы, переключение передач происходит с помощью ножного рычага, который передвигается левой ногой вверх или вниз. Вот список передач по порядку в большинстве мототехнике:
Подавляющее большинство мотоциклов и другой мототехники использует вышеуказанный порядок передач. Обычно его называют коротко так: «1-я передача — вниз, 5-я передача вверх». Так легче запомнить, куда нужно нажимать рычаг коробки передач для включения необходимой скорости.
Для того чтобы найти нейтральное положение левой ногой (в этом положение на заднее колесо перестает передаваться крутящий момент) может понадобиться некоторое время, чтобы привыкнуть все делать быстро на подсознательном уровне.
Стоит отметить, что некоторые модели мотоциклов позволяют автоматически включить нейтральное положение при нажатии рычага сцепления. Также на многой мототехнике при переключении передач на контрольной панели приборов высвечивается та скорость, которую вы включили.
В том числе, и при включении нейтрального положения на многих мотоциклах вы можете видеть перед собой, какая передача включена (нейтральная передача обозначается буквой «N» которая подсвечивается зеленым цветом).
Переключение передач происходит в следующем порядке:
Помните, что на каждой скорости вы не должны разгоняться выше определенных значений. Чтобы легче понять, когда нужно включать другую скорость, вы должны научиться чувствовать работу двигателя. К примеру, если на определенной скорости мотор мотоцикла начинает надрываться, то нужно сразу сменить скорость. К тому же если вы двигаетесь не на трассе, то нет никаких причин раскручивать мотор до слишком больших оборотов.
Если на начальном этапе вам покажется сложным процесс переключения передач, при начале движения, не волнуйтесь. На самом деле этот процесс намного проще, чем кажется. Необходимо просто привыкнуть к порядку переключения передач.
Шаг 7: Запуск двигателя мотоцикла
Теперь, когда вы знакомы со всеми основными органами управления мототехникой, пришло время чтобы начать движение. Для этого сначала необходимо запустить двигатель мототехники. В наши дни практически большинство мотобайков оснащаются электрической системой пуска двигателя.
Помните, что если положение выключателя зажигания будет находиться в выключенном состоянии, то, повернув ключ зажигания, мотор не заведется.
Поэтому прежде чем запустить двигатель не забудьте нажать кнопку «Включить» (на фото). Такой выключатель на многих мотоциклах находится с правой стороны. Его легко нажимать большим пальцем правой руки.
Теперь поверните ключ в положение «Зажигание», как показано на фотографии в нижней части. Обычно чтобы повернуть ключ в положение «Зажигание» необходимо повернуть его в правую сторону. Большинство современных мотоциклов после этого начнут проводить самопроверку, для того чтобы убедиться, что все датчики функционируют.
Если во время самопроверки вы увидите что стрелки спидометра и тахометра поднялись и потом опустились до нуля, не переживайте это нормально.
Когда самопроверка завершена, убедитесь, что коробка передач находится в нейтральном положении (на панели приборов горит зеленым цветом N).
Затем большим пальцем правой руки необходимо нажать на кнопку запуска, которая, как правило, располагается ниже выключателя зажигания и обозначается логотипом из молнии и круговой стрелкой.
Многая мототехника потребует от вас отпустить сцепление, чтобы запустить мотор. Это сделано в качестве меры предосторожности, чтобы не допустить не контролированного движения мотоцикла, в случае, если водитель забыл поставить мотоцикл в нейтральное положение.
Далее нажав кнопку запуска, мотор запуститься.
Некоторые карбюраторные мотоциклы, перед запуском мотора требуют, чтобы водитель нажал ручку газа, для того чтобы закачать топливо в цилиндры. Но большинство современных мотоциклов не требует использования ручки газа для запуска мотора.
После того как вы запустили мотоцикл необходимо немного подождать, прежде чем вы насладитесь поездкой на мотобайке и начнете постигать мир мотокультуры.
Шаг 8: Прогрев двигателя мотоцикла
Любой двигатель внутреннего сгорания достигает оптимальной производительности только после того, как полностью прогреется и достигнет рабочей температуры. Правда в автомобильном мире практика прогрева двигателя практически уходит в прошлое.
Большинство современных автомашин не требуют прогрева мотора, так как после запуска мотора дальнейшей работой управляют сложные компьютерные системы и электронные датчики. Однако мотоциклетные моторы по-прежнему требуют предварительного прогрева перед поездкой. Особенно если мотоцикл оснащен карбюратором. Если мототехника оснащена электронным впрыском топлива, то прогрев мотора требует гораздо меньше времени.
После того как вы запустили мотор, дайте ему поработать на холостом ходу как минимум от 45 секунд до нескольких минут. Избегайте больших оборотов мотора, поскольку при холодном силовом агрегате масло в нем не может быстро распределиться во всех движущихся частях.
Правда фактически время, необходимое для разогрева двигателя, будет меняться от разных факторов, начиная от температуры внешний среды и объема мотора и заканчивая мощности силовой установки и типа используемого масла.
Для того чтобы понять, когда температура двигателя достигла нормального значения для начала движения, используйте температурный датчик, который показывает вам температуру мотора.
Шаг 9: Перед началом движения не забудьте убрать подножку
Большинство современных мотоциклов имеют функцию безопасности, которая предотвращает движение на мотобайке с поднятым механизмом подножки. То есть если вы забыли убрать подножку после запуска мотора, электронная система автоматически выключить зажигание.
Если ваша мототехника не оборудована подобной техникой, то перед началом движения всегда проверяйте, по нескольку раз, убрали ли вы механизм подставки. Для того чтобы убрать механизм подставки достаточно сложить его левой ногой.
Шаг 10: Начало движения
После того как вы изучили шаги № 1-9, и все системы вашей техники находятся в исправном состоянии, все готово для начала движения. На этом шаге вы должны вспомнить функции ручки газа, как работает передний и задний тормоз, как работает ручка сцепления и ножной рычаг переключения передач, а также как нужно плавно отпускать ручку сцепления и одновременно поворачивать ручку газа.
Потяните рычаг сцепления на себя. Нажмите ножной рычаг переключения вниз, поставив коробку на первую скорость. Далее плавно и медленно отпустите педаль сцепления, и вы почувствуете, как мотоцикл начинает двигаться.
Небольшое выкручивание ручки газа (запястье вниз) поможет вам удержать мотоцикл от сваливания. Как только мотоцикл получит достаточный импульс движения, который не позволяет ему сваливаться на бок, поставьте обе ноги на подножки.
После того как вы тронулись и поставили ноги на подножки, можете принимать поздравления. Вы едите самостоятельно на мотобайке.
Большинство начинающих водителей мотоциклов сталкиваются с проблемами при поворотах во время движения. Точно также как и на велосипеде при движении больше 15 км/час для поворота в нужную сторону вам необходимо с силой нажать на ручку руля с той стороны, в которую вам нужно повернуть. При этом вы также должны наклониться в ту сторону, в которую хотите повернуть.
На самом деле теория, теорией, а практику никто не заменит. Поверьте управлять мотоциклом проще, чем описание самой техники вождения мототехникой. Поэтому когда вы находитесь за рулем мотоцикла вы должны доверять своим инстинктам. Вы должны научиться чувствовать транспортное средство.
Переключение передач, которое описано в шаге №6, требует определенной практики и привычки. Торможение и работа ручкой газа описана в шаге №4. Эти действия также требуют некоторую практику, которую вы быстро усвоите на площадке в автошколе.
Но главное для безопасного вождения не это. Основная задача в безопасности, это грамотное маневрирование и гладкость всех действий за рулем мототехники. Если вы новичок вы не должны стремиться к большой скорости. Все обучение должно быть постепенным и последовательным. Это позволит вам сохранять максимальную безопасность за рулем мотоцикла, а также позволит вам надежно закрепить полученные навыки в процессе обучения.
Источник
Краткая инструкция для потенциальных байкеров
или Что нужно для первых шагов в мире мотоциклов
Хоть сайт и автомобильный, но я в таком восторге от того, что пересел на два колеса, что решил поделиться с вами своим весьма скромным, но, думаю, полезным опытом — по поводу процесса вхождения в мотомир. Поделиться этим опытом я решил по одной причине: в народе ходит слишком много странных предрассудков связанных с байками, а у новичков — слишком много вопросов, которых матёрые байкеры просто не понимают (это как не помнить правил русского языка, но уметь грамотно писать — просто знаешь, что так правильно, и все, а объяснить не можешь).
Итак, ключ на старт.
А оно мне точно надо?
— это первый вопрос, с которым вы должны разобраться.
В 90% случаев начнется борьба сердца и мозга: сердце-то хочет, но мозг упрямо твердит: «опасно, будешь очередным хрустиком, убьешься, а по статистике…, ты еще не дорос etc». Но все эти размышления — пустое теоретизирование.
Единственный верный и безопасный путь получить реальный ответ — сходить на практическое занятие по вождению мотоцикла. Сейчас практически в каждом районе есть площадки, где обучают вождению байка: цена вопроса в среднем составляет 1500 рублей за час, во время которых вас посадят на самый простенький и безопасный байк, объяснят базовые принципы управления, и вы сможете попробовать, почувствовать, что это такое, и надо ли оно вам.
Если вам это все же надо, то читаем дальше 😉
Что нужно, чтобы езда на мотоцикле была безопасной.
Мотоцикл — это не опасно. Опасность — она в людях, управляющих мотоциклами.
Поэтому самое-самое главное правило безопасности на байке — помнить, что эта самая безопасность зависит ТОЛЬКО ОТ ВАС! Не от дороги, не от других водителей, а именно от вас! И если вдруг вас такой подход не устраивает — пользуйтесь метро, не увеличивайте собой статистику смертности байкеров.
Когда же мысль о собственной ответственности за все происходящее с вами за рулем мотика (да и вообще в жизни, в общем-то) станет в вашей голове родной и любимой, то для безопасного вождения нужно всего-ничего:
— навыки управления мотоциклом
— технически исправный мотоцикл
— защитная экипировка
— уметь видеть на 360 градусов
— умение «читать» дорожную ситуацию и предвидеть ее на пару шагов вперед
— хорошая реакция
— предельная концентрация на вождении и холодная голова
Всего-то, не правда ли? 😉
На самом деле, ничего страшного и сложного, давайте по пунктам:
Навыки управления мотоциклом
Тут рецепт простой — хотя бы часов 10 на тренировочной площадке, чтобы получить основные навыки вождения и как минимум не думать в процессе езды, где газ/тормоз/сцепление и т.д. Никакие статьи и теоретические знания об этом на дороге не помогут, только практика-практика-практика под руководством инструктора, который вовремя все объяснит, исправит.
Технически исправный мотоцикл
Мотоцикл, у которого что-то работает не исправно или вовсе не работает, превращается для вас в один из кратчайших способов попасть в больницу, а то и вовсе привезет прямиком к лодке Харона. Исключений тут быть не может — если что-то не так, то либо исправляем самостоятельно, либо — эвакуатор, но не садимся за руль, пока не исправлено.
Защитная экипировка.
Для меня экипировка на байке — то же самое, что ремень безопасности в автомобиле: каждый раз одевая ее (пристегивая ремень) я надеюсь, что мне никогда не придется использовать их по назначению. Что именно вам нужно: мотоботинки (усиленные нос, пятка, щиколотка); наколенники; защита для плечей, локтей, позвоночника (как правило, идет комплектом в «черепахе» или в куртке), ну и конечно же шлем. Причем, запомните твердое-твердое правило: никогда не садиться на байк без шлема. Если основная цель экипа для тела — уберечь кожу от асфальта (да-да, от переломов она не убережет), то шлем способен буквально спасти вам жизнь: совсем недавно мой знакомый хоронил зятя, который решил за рулем свеже купленного байка проехать от эвакуатора до гаража: шлема не было, на ровном месте упал, ударился головой — умер. Так что повторюсь, ибо это категорически важно: НИКОГДА НЕ САДИТЕСЬ НА БАЙК БЕЗ ШЛЕМА!
Умение видеть на 360 градусов
За рулем байка вам нужно видеть буквально все, что происходит вокруг! Поэтому грамотная настройка зеркал и развитое боковое зрение — наше все. С зеркалами все понятно: сели и настроили. И перед каждой поездкой — проверили!
Что до бокового зрения, то развить его не сложно — направив взгляд на что-то, начните, не меняя положения зрачков, вниманием отслеживать то, что происходит по бокам. Поначалу будет трудновато, зато потом очень легко и просто, а тренироваться в этом можно в метро, за рулем авто, да где угодно!
Умение «читать» дорожную ситуацию и предвидеть ее на пару шагов вперед
Это один из важнейших навыков, требуемых при вождении мотоцикла! Уметь видеть происходящее на дороге, умение понимать, кто, куда, в какой момент планирует поехать, дернуться и т.д. — это позволит вам предпринимать все необходимые действия ЗАРАНЕЕ. В идеальном мире все ездили бы согласно ПДД и все было бы легко, но реальность куда как интереснее. И единственный способ «почувствовать дорогу» — это только и исключительно опыт. Так что настоятельно говорю: если у вас нет хотя бы 2-3 лет опыта регулярного вождения автомобиля, то садиться за руль мотоцикла вам не стоит, поскольку риск попасть в сложную ситуацию будет драматически высок.
Кстати, именно поэтому для меня загадка, почему можно получить права на мотоцикл в 16 лет (период буйства гормонов, перебивающих способность думать), причем достаточно сдать только площадку, а в городе на мотоцикле не практикуются! На мой взгляд — это феерически неразумно, с горячей головой, не умея ориентироваться в дорожной ситуации шанс угодить в неприятную ситуацию черезвычайно высок! Что, впрочем, и подтверждается статистикой…
Хорошая реакция
Хорошая реакция необходима, когда происходит что-то неожиданное. При соблюдении двух предыдущих пунктов (видеть на 360 градусов и уметь читать дорожную ситуацию) хорошая реакция потребуется только в 1 случае на 1000. После многих лет водительского стажа я могу смело утверждать, что именно таков процент ситуаций на дороге, которые при полном внимании и контроле нельзя спрогнозировать хоть капельку заранее. Для примера — люк в любой момент может открыться, поэтому его нужно объезжать, в пробке машина всегда может внезапно сместиться или вовсе открыть дверь, поэтому нужно делать свое присутствие сзади максимально заметным (фары, гудки) и быть готовым в любой момент нажать тормоз — все это можно учесть заранее. Да, бывают и совершенно неожиданные ситуации, я не спорю, для них и нужна хорошая реакция, но тем не менее 99,9% происходящего на дороге — предсказуемо при должном опыте и внимательности.
Предельная концентрация на вождении и холодная голова.
На дороге есть как приятные люди, уступающие дорогу, так и бяки, которые будут всеми силами стараться подрезать, не дать проехать или стараться устроить гонки — и если при встрече с этими бяками в вас просыпается Халк, яростный, сильный и глупый, то, как уже было сказано, не стоит садиться за руль байка и увеличивать статистику смертности на мотоциклах. Голова все время должна быть «холодной» и спокойной. И эта холодная голова должна быть сконцентрирована исключительно на процессе вождения! Посмотрите ролики на ютьюбе: чаще всего люди наворачиваются с байков в стремлении выпендриться перед кем-то или просто отвлекаясь на что-то (иногда это что-то — это собственные мысли)! Так что если любите позёрство или регулярно улетаете мыслями в дальние дали, то лучше делайте это в общественном транспорте, там оно безопаснее. За рулем же байка — только полная сосредоточенность на процессе езды. По этой же причине КАТЕГОРИЧЕСКИ не советую в качестве первого мотоцикла покупать спортбайк, поскольку они ооочень требовательны к навыкам вождения! Если же для вас их внешний вид и то, как круто вы будете на нем смотреться, это куда как более весомый аргумент, чем не умеение с ним грамотно управляться — то вы явно входите категорию «позёров» — и мое мнение по этому поводу вы только что прочитали 😉
Вот, в принципе, основные вещи, при соблюдении которых мифическая «опасность вождения мотоцикла» к вам относиться не будет, зато сам мотоцикл будет дарить вам море кайфа и радости! Счастья вам в жизни и удовольствия на дорогах!
Источник