Ключевые вопросы: новый Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определение состава смесей загрязняющих веществ, учет трансформации в более вредные вещества.
Инвентаризация источников выбросов
Основой для установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее — НДВ) являются результаты инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — инвентаризация выбросов). Достоверность устанавливаемых НДВ в значительной степени зависит от качества и полноты исходных данных о параметрах источников выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух конкретного объекта, оказывающего негативного воздействия на окружающую среду (далее — объект ОНВ).
Порядок № 871
Действовавший с 2018 г. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (в ред. от 17.09.2019), с 01.03.2022 отменен — введен в действие новый Порядок № 871[1].
Полезность порядка проведения инвентаризации выбросов в первую очередь связана с его статусом, характеризующим уровень легитимности. Дело в том, что в течение многих лет за документ такого статуса контролирующие органы принимали Инструкцию по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденную Госкомприроды СССР. Основываясь на ее положениях, многих природопользователей заставляли проводить инвентаризацию только инструментальными методами вне зависимости от типа источника, объемов выбросов и степени воздействия выбросов на атмосферный воздух. В результате неоправданно возрастали объемы инструментальных работ (особенно по источникам, для определения выбросов от которых имеются расчетные методики) и затраты на инвентаризацию выбросов.
Основным отличием Порядка № 871 является включение положений об инвентаризации передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ), которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВ.
Введенный в действие Порядок № 871 содержит много апробированных на практике положений Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного научно-техническим советом АО «НИИ Атмосфера» (далее — МП-2012), что хорошо. Однако ограниченный объем Порядка № 871 в ряде случаев не содержит необходимых методических (методологических) пояснений и рекомендаций для расчета и получения полных и достоверных данных о параметрах выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух источников разного типа при проведении инвентаризации выбросов. Поэтому все еще остается актуальным обращение к МП-2012.
Следует обратить внимание на ряд положений порядка проведения инвентаризации выбросов.
Отдельная нумерация передвижных ИЗАВ
В п. 15 Порядка № 871 предусмотрено:
• передвижные ИЗАВ на объекте ОНВ нумеруются отдельно;
• при нумерации передвижных ИЗАВ используется индекс «п»;
• нумерация передвижных ИЗАВ начинается с № 0001п и ведется в возрастающей последовательности.
Кроме того, можно дополнительным буквенным индексом обозначать вид передвижного ИЗАВ. В данном случае передвижной ИЗАВ одновременно является источником выделений и выбросов.
Весьма полезным для дальнейшего развития работ по нормированию выбросов от передвижных ИЗАВ на объектах ОНВ является п. 13 Порядка № 871, согласно которому:
Местоположение маршрутов перемещения передвижных ИЗАВ по объекту ОНВ, стоянок передвижных ИЗАВ и сооружений, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ, определяется в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, передвижное средство с работающим двигателем, которое является источником выброса, и его местоположение определено в единой системе координат, что полностью совпадает с определением «стационарный источник», приведенном в ст. 1 Закона № 96-ФЗ[2]. Итак, любое передвижное средство можно задавать как стационарный источник.
Чтобы сохранять действующую систему нумерации ИЗАВ для стационарных источников с разделением на организованные и неорганизованные, применительно к передвижным ИЗАВ целесообразно использовать положение п. 15 Порядка № 871 о том, что допускается нумерация стоянок и иных мест и сооружений, где эксплуатируются (функционируют) передвижные ИЗАВ, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для стационарных ИЗАВ.
Рассмотрим реализацию п. 15 Порядка № 871 на примере автотранспорта.
Применение данных рекомендаций о процедуре нумерации позволяет природопользователю включить эти передвижные ИЗАВ в таблицу 3.1 и при необходимости в таблицу 3.2 Приложения № 3 к Порядку № 871.
В этом случае имеется возможность использования данных о выбросах передвижных ИЗАВ, которые идентичны по определению термину «стационарный источник» для включения в расчеты рассеивания по загрязняющим веществам исходя из категории ОНВ. Это позволяет не использовать рекомендацию о косвенном учете воздействия выбросов от передвижных источников через фоновое загрязнение атмосферного воздуха. В результате это, естественно, повышает достоверность получаемых при расчетах рассеивания оценок воздействия данного объекта ОНВ на атмосферный воздух по величинам расчетных приземных концентраций.
Учет эффекта нестационарности
В п. 9 Порядка № 871 справедливо отмечено, что в ходе инвентаризации выбросов при определении качественных и количественных показателей выбросов от стационарных ИЗАВ анализируются изменения показателей выбросов во времени, обусловленные неравномерной работой оборудования, изменениями режимов и стадийности технологических процессов, в ходе которых образуются и выделяются загрязняющие вещества. Для учета эффекта нестационарности в Порядке № 871 даны рекомендуемые образцы таблиц для документирования данных при нестационарности выбросов, приведенные в Приложении № 1. После выполнения всех процедур по фиксации нестационарности необходимо использовать количественный критерий фиксации режимов нестационарности при инструментальных измерениях. Этот критерий приведен в МП-2012, апробирован и применяется при проведении инвентаризации выбросов на многих предприятиях.
На основании полученных значений выбросов по каждому измерению оценивается возможный эффект нестационарности работы технологического оборудования:
Рассчитанные значения выбросов отличаются между собой более чем на 50 % |
Работу данного оборудования необходимо разделить на несколько режимов, на каждом из которых будут выполняться инструментальные измерения и рассчитываться соответствующие средние значения выбросов. За максимальный выброс принимается наибольшее среднее значение из значений, полученных на разных режимах. Валовый выброс рассчитывается исходя из средних значений выброса и времени работы оборудования на каждом режиме |
Рассчитанные значения выбросов отличаются между собой менее чем на 50 % |
За максимальное значение выброса принимается среднее значение, рассчитанное по ряду проведенных измерений |
Требования при проведении инвентаризации выбросов
При проведении инвентаризации выбросов необходимо учитывать ряд требований, позволяющих получать более достоверную информацию, необходимую в дальнейшем при проведении расчетов рассеивания выбросов в атмосферном воздухе и установлении НДВ.
Основные требования при проведении инвентаризации выбросов:
• определение параметров ИЗАВ должно осуществляться при регламентной загрузке технологического оборудования и нормальных условиях эксплуатации газоочистных установок;
• параметры ИЗАВ следует фиксировать и на основных режимах работы технологического оборудования (установки), и на стадиях технологических процессов;
• результат определения разового значения каждого параметра газовоздушной смеси (далее — ГВС) и других параметров, описывающих режим выброса загрязняющих веществ из ИЗАВ, должен характеризовать среднее за 20-минутный интервал времени значение этого параметра.
Выбор метода инвентаризации выбросов
Инвентаризация выбросов проводится инструментальными и расчетными методами (п. 2 ст. 22 Закона № 96-ФЗ). Таким образом, при проведении инвентаризации могут в одинаковой степени применяться эти два метода. Вместе с тем п. 17 Порядка № 871 нарушает это законодательное положение, т.к. в нем указано, что для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы.
К сведению
По мнению автора статьи, при выборе метода инвентаризации выбросов организованных источников следует исходить из значимости источника по воздействию его выбросов на атмосферный воздух жилых зон и территорий, к которым предъявляются повышенные экологические требования.
[1] Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.
[2] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).
Н.С. Буренин, начальник лаборатории методологии нормирования выбросов в атмосферу (ЛМНВА) АО «НИИ Атмосфера», к.г.н., заслуженный эколог РФ
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2022.
Официальное опубликование правовых актов
ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ
-
- Сегодня
- Неделя
- Месяц
- ПОИСК
- КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.11.2021 № 871
«Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»
(Зарегистрирован 30.11.2021 № 66125)
Номер опубликования: 0001202111300119
Дата опубликования:
30.11.2021
Страница №1 из 35: |
|
Отправить документ
Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу — обязательная процедура определения и систематизации данных о выбросах в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта (предприятия или организации).
Инвентаризация является базовым понятием системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и служит основой для множества других работ: определения категории объекта НВОС, проекта ПДВ, мероприятий в период НМУ, проекта СЗЗ и др.
1. Максимально коротко об инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ атмосферу.
В соответствии с требованиями законодательства проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является обязанностью для всех предприятий и организаций, имеющих выбросы в атмосферный воздух.
Необходимость проведения инвентаризации не зависит от количества и состава источников выбросов, а также от отнесения к категории объектов НВОС!
В процессе проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу определяется количественный и качественный состав выбросов, но не проводится расчет рассеивания выбросов в атмосферном воздухе. Указанный расчет выполняется в проекте ПДВ и в ряде других работ, выполняемых на основе материалов инвентаризации.
Для определения показателей выбросов используются преимущественно инструментальные методы (замеры на источниках выбросов), при использовании расчетных методов требуется обязательное обоснование.
В связи с выходом Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, определяющего новые требования к порядку инвентаризации, все юридические лица и индивидуальные предприниматели после 01.03.2023 г. обязаны иметь отчет об инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выполненный по новой форме!
Ранее действующий порядок инвентаризации, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, не предусматривал установленной формы учета передвижных источников, отчет по инвентаризации выбросов от таких источников разрабатывался в свободной форме. Теперь форма учета передвижных источников и выбросов от них строго регламентируется нормами Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.
В случае невыполнения требований по проведению инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможен административный штраф до 100 тысяч руб. в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований) и до 80 тысяч руб. по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации).
Согласование отчета по инвентаризации в органах надзора не требуется, однако при выявлении некорректной инвентаризации в ходе контрольно-надзорных мероприятий под сомнение может быть поставлена большая часть природоохранной документации предприятия или организации.
Чтобы заказать проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выполнить инструментальные исследования силами аккредитованной лаборатории ГК «ЭКО ЦЕНТР», необходимо обратиться в один из территориальных офисов группы компаний или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.
2. Нормативные основания для проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Основным документом, определяющим необходимость проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, является Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии со ст. 22, 30 данного документа юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации.
Необходимо учитывать отсутствие взаимосвязи обязанности по проведению инвентаризации и присвоенной категории НВОС. Исходя из формулировок, указанных в Федеральном законе от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, требование о проведении инвентаризации в равной степени относится к любому предприятию или организации, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Такими источниками могут быть:
- дымоотводящие трубы (котельные, печи, топливосжигающее технологическое оборудование и т.д.);
- системы вытяжной или общеобменной вентиляции (посты окрашивания, посты ремонта и обслуживания автотранспорта, экструзионные установки и т.д.);
- места перегрузки и хранения сыпучих материалов;
- технологические установки, оборудованные системами очистки газа и пыли;
- неплотности технологического оборудования, через которые загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух;
- оборудование, работающее на открытых площадках (пилорамы, сварочные посты и т.д.).
С 1 ноября 2019 г. Федеральным законом от 26.07.2019 г. № 195-ФЗ были внесены изменения в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, что сделало обязательным также проведение инвентаризации передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха.
Основными передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются:
- автомобильный транспорт;
- железнодорожный транспорт;
- строительная, сельскохозяйственная и иная техника.
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ для объектов, вводимых в эксплуатацию, инвентаризация проводится не позднее чем через 2 года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Вместе с тем, рекомендуется выполнить инвентаризацию как можно раньше, так как ее материалы служат основой для постановки на учет объектов НВОС. Предельный срок для постановки на учет объектов НВОС составляет 6 месяцев с момента начала эксплуатации.
Порядок проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.
Начало действия Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871 — 01.03.2022 г.
3. Состав инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В связи с тем, что инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ранее выполнялась совместно с проектом ПДВ, важно понимать, какие именно работы входят в состав инвентаризации, а какие — нет.
В составе работ по инвентаризации выполняются:
- анализ ранее разработанных документов;
- анализ технологии, составление пояснительной записки;
- детальное описание источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе координат;
- подготовка картографических материалов;
- инструментальные замеры на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- формирование таблиц параметров и состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- составление отчета.
При этом в состав инвентаризации не выходят следующие работы:
- проведение расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
- расчет нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- разработка мероприятий в период НМУ;
- определение плана-графика контроля для ПЭК;
- получение экспертного, санитарно-эпидемиологического заключений;
- получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В связи с переходным периодом по внедрению новых норм законодательства рекомендуем выполнять проект ПДВ, в процессе разработки которого не только проводится инвентаризация с составлением отчета по новой форме, но и осуществляются расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
4. Применение инструментальных и расчетных методов определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В соответствии с п. 18 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы.
В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.
Область применения расчетных методов (п. 26-28 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды от 19.11.2021 г. № 871):
- отсутствие аттестованных методик измерения загрязняющего вещества;
- отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;
- отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику);
- неорганизованные и линейные стационарные источники;
- ограниченное количество технологических процессов, с использованием результатов измерения отдельных характеристик источника выброса.
5. В каких случаях необходима корректировка отчета по инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ изменение требований к порядку проведения инвентаризации является основанием для корректировки данных инвентаризации. При этом п. 49 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, установлена обязанность корректировки данных инвентаризации не позднее 1 года с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
Таким образом, после 01.03.2023 г. все объекты, имеющие на своем балансе стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны иметь отчет по инвентаризации, выполненный по форме, установленной Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.
Важно учитывать, что указанное требование не зависит от необходимости или отсутствия необходимости нормирования выбросов в атмосферный воздух для конкретного объекта НВОС, наличия или отсутствия проекта ПДВ.
Другими основаниями для корректировки инвентаризации, в соответствии с п. 45, 46 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, являются:
- изменение технологических процессов и режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
- изменение объемов производства;
- реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и массы выбросов;
- изменение максимально разовых выбросов более чем на 25% или валовых выбросов более чем на 10%.
В случае возникновения указанных обстоятельств материалы инвентаризации также должны быть откорректированы в течение 1 года.
Для получения выгодных условий выполнения и корректировки материалов инвентаризации в ГК «ЭКО ЦЕНТР», необходимо обратиться в один из территориальных офисов группы компаний или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.
6. Учет передвижных источников в материалах инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В соответствии со п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны проводить инвентаризацию источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая выбросы от стационарных и передвижных источников.
Вместе с тем, порядок, утвержденный ранее действовавшим Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, распространял свое действие исключительно на стационарные источники. Вопрос учета передвижных источников в законодательстве определен не был. До внесения изменений в указанные требования в составе работ по инвентаризации выбросов выполнялись два отчета, соответственно для стационарных и передвижных источников выбросов.
В связи со вступлением в силу Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871 выбросы от стационарных и передвижных источников нужно теперь учитывать в одном отчете по инвентаризации, по установленной форме.
7. Возможные штрафные санкции.
За несоблюдение требований по проведению инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможны административные штрафы по следующим статьям КоАП РФ:
- ст. 8.1 — штраф до 100 тыс. руб. (несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений);
- ст. 8.5 — штраф до 80 тыс. руб. (сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды).
Важно понимать, что в случае неправильно проведенной инвентаризации под сомнение могут быть поставлены множество других обязательных природоохранных документов.
В этом случае штрафы могут исчисляться сотнями тысяч рублей.
8. Особенности проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ГК «ЭКО ЦЕНТР».
Отдел, занимающийся вопросами охраны атмосферного воздуха, — один из самых больших в ГК «ЭКО ЦЕНТР». Его численность составляет более 30 человек.
Значительный штат опытных сотрудников — основа специализации проектирования в ГК «ЭКО ЦЕНТР», как по различным типам производств, так и по различным субъектам РФ. Специалистами группы компаний выполняются работы на крупнейших предприятиях страны.
Но оперативное и точное выполнение проектных работ было бы невозможно без участия лаборатории. В ГК «ЭКО ЦЕНТР» на данный момент четыре аккредитованных лаборатории, персонал которых оснащен современными приборами и собственным автопарком. Именно эти специалисты обеспечивают выполнение инструментальных исследований, необходимых в процессе инвентаризации.
Интеграция опыта сотрудников, возможностей программных комплексов, разработанных программистами ГК «ЭКО ЦЕНТР», с организацией работ по принципу единого окна позволяет сделать работу по-настоящему удобной.
Чтобы получить необходимые консультации, а также специальные цены на проведение инвентаризации в ГК «ЭКО ЦЕНТР», обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.
9. Частые проблемы, возникающие при проведении инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в сторонних организациях.
Наиболее частая проблема в сфере инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, с которой приходится в последнее время сталкиваться заказчикам работ, — это отказ проектной организации от замеров в пользу применения расчетных методов.
Действительно, инструментальные исследования повышают трудоемкость выполнения работ, а для проектной организации, не имеющей собственной лаборатории, подчас делают невозможными исполнение работы как с организационной, так и с экономической точек зрения.
Но в использовании исключительно расчетных методов есть «подводные камни». Приказ Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871 требует обязательного обоснования применения расчетных методов, и если лаборатория такого обоснования не выполнила (а обычно так и бывает), то на последующие вопросы придется отвечать отвечать уже заказчику. А ответить на такие вопросы в процессе контрольно-надзорных мероприятий бывает действительно сложно. Например, прочему в программе ПЭК и в инвентаризации выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от одного и того же источника определяются разными методами (инструментальным и расчётным)?
Также необходимо отметить отличительную особенность отчета по инвентаризации. Данный отчет не требует согласования с надзорными структурами и утверждается руководителем предприятия или организации. Пользуясь этим, отдельные проектные организации сдают заведомо некорректную работу, а после подписания акта приема-передачи перестают выходить на связь.
Минимизируйте риски!
Чтобы заказать проведение инвентаризации в ГК «ЭКО ЦЕНТР», обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.
Подготовка любой экологической документации для предприятия начинается с обследования площадки, выявления процессов, воздействующих на окружающую среду, и составления отчетов по инвентаризации.
В части охраны атмосферного воздуха согласно статье 22 одноимённого федерального закона № 96 проводится инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и по её результатам инженер-эколог разрабатывает отчет согласно приказу № 871 от 19 ноября 2021 г. «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
Данный отчет является обязательным для всех предприятий, имеющих источники выбросов.
Источником выбросов следует считать оборудование, сооружение, в процессе работы которого происходит выделение в воздух загрязняющих веществ, то есть таких веществ, которые при достижении определенной концентрации могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека и среду его обитания.
Например, вентиляционный выход от кухни ресторана, где используются пекарные шкафы, фритюрницы и грили; окно склада службы доставки, где используются погрузчики на дизельном топливе (или пост зарядки аккумуляторов для электронных погрузчиков); труба котельной, которую эксплуатирует бизнес-центр для получения тепла и горячего водоснабжения.
Источники выбросов делятся на стационарные (эти источники выбросов имеют постоянные координаты на местности – например, труба котельной, вентиляционное отверстие цеха и так далее), и передвижные (например, двигатели транспортных средств).
Различия между Приказом №871 и Приказом №352
1 марта 2022 года был утвержден новый порядок инвентаризации выбросов приказом №871, в котором учет передвижных источников выбросов является главным отличием от прежнего порядка, который был утвержден приказом № 352 от 7 июля 2018 г.
Стоит отметить, что многие экологи и раньше учитывали передвижные источники, включая в отчет стоянки автотранспорта, погрузо-разгрузочные посты и ремонтные гаражи, и рассчитывали выбросы от них как от стационарных источников.
Кому нет необходимости корректировать ИИВ?
Согласно пункту 5 статьи 1 Приказа № 871, в случае если выбросы от перечисленных типов источников были учтены как стационарные, корректировка отчета не требуется.
Также отчет можно не корректировать если на объекте используются только легковые машины в количестве не более двадцати в день и грузовые – не более трех в день, и при этом не осуществляется промышленное производство.
Кому необходимо корректировать ИИВ?
Таким образом, все объекты, имеющие в собственности передвижные источники выбросов и не попадающие под оговоренные выше условия, в течение одного года должны откорректировать разработанные ранее отчеты по приказу №352.
Источники выбросов: типы и виды
По типу источники выбросов разделяют на организованные и неорганизованные.
Выбросы от организованных источников попадают в воздух через специальные устройства направленным потоком, например через трубы, вентиляцию, газоходы и так далее.
От неорганизованных источников выбросы поступают в воздух в составе ненаправленных потоков. Например, карьер по добыче песка будет являться неорганизованным источником выбросов пыли и веществ от работы двигателей специальной техники.
Также источники выбросов могут быть трех видов:
- точечные, выброс от которых сосредоточен в одной точке, например вентиляционное отверстие на крыше здания или дымовая труба от котельной;
- линейные источники, выброс от которых имеет значительную протяженность в пространстве, например ряд аэрационных фонарей, или автомагистраль;
- площадные, то есть имеющие такие параметры как ширина и длина, например полигон захоронения бытовых отходов, или стоянка автотранспорта.
Инвентаризацию выбросов необходимо провести в течение двух лет с момента ввода объекта в эксплуатацию.
По результату проведенной инвентаризации составляется отчет об инвентаризации источников выбросов.
Процесс инвентаризации
Подготовка отчета по выбросам начинается с выезда эколога на площадку предприятия, её обследования, выделение производственных процессов в результате которых могут образовываться выбросы загрязняющих веществ.
Далее выявляются источники выбросов, то есть пути выхода потоков газовоздушной смеси непосредственно в окружающую среду — атмосферный воздух. Это может быть труба, вентиляционное отверстие на крыше, ворота гаража, окно сварочного цеха и тд.
После выезда эколог составляет перечень источников выбросов загрязняющих веществ и высылает заказчику на ознакомление и согласование.
На основании согласованного перечня источников выбросов эколог запрашивает необходимые для разработки отчета исходные данные, и составляет заявку в аккредитованную лабораторию на выполнение инструментальных замеров выбросов.
В них входит измерение параметров источника (высота, диаметр), замеры аэродинамических характеристик (скорость выхода газовой смеси, её объем), а также измерение концентраций загрязняющих веществ в выбросах.
Далее лаборатория выставляет счет за свои услуги, и после оплаты назначает дату выезда на объект. После замеров представитель лаборатории высылает инженеру-экологу черновики протоколов для проверки правильности их оформления и произведённых расчетов. Когда черновики утверждены, лаборатория печатает протоколы с обязательным приложением аттестата аккредитации.
Существуют случаи, когда выбросы нельзя замерить инструментальным путем, например от неорганизованных или горячих источников. В таком случае используются утвержденные методики расчета концентраций загрязняющих веществ.
Отчет об инвентаризации источников выбросов
После получения всех необходимых исходных данных, а также проведения расчетов и получения протоколов от лаборатории, инженер-эколог составляет отчет по инвентаризации источников выбросов, который содержит:
- общие сведения о предприятии;
- описание производственной деятельности с выделением процессов, при которых происходит выброс загрязняющих веществ, перечислением этих веществ и описанием пути их выхода в атмосферный воздух;
- описание перспективы развития предприятия, если планируется реконструкции, расширение и тд.
- характеристику газоочистного оборудования, таких как фильтры, скрубберы и тд, в процессе работы которых часть загрязняющих веществ улавливается и удаляется, не попав в атмосферный воздух;
- перечисление нормативно-методических документов и методик, использованных при составлении отчета;
- сводные таблицы характеристик источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- сводную таблицу суммарных выбросов каждого загрязняющего вещества в целом по объекту;
- карту-схему с изображением всех источников выбросов на местности с привязкой к единой системе координат.
К отчету необходимо приложить все использованные в процессе разработки документы: договоры на инженерное обеспечение, паспорта очистных сооружений, протоколы лаборатории и тд.
Готовый отчет утверждается руководителем предприятия, согласование в контролирующих органах действующим приказом № 871 не предусмотрено.
Отчет действителен до момента возникновения обстоятельств указанных в п. 45 и п. 46 приказа № 871.
В случае изменения технологических, технических характеристик производства, увеличения объема выбрасываемого вещества от конкретного источника на 25 % или общего объема всех выбрасываемых от объекта веществ на 10 %, корректировку отчета проводят не позднее чем через год, после чего в обязательном порядке и в кратчайшие сроки необходимо актуализировать всю экологическую документацию основой для которой является отчет по инвентаризации выбросов.
Отчет об ИИВ как исходный документ
Отчет по инвентаризации источников выбросов используется как исходный документ для постановки объекта на государственный учет и присвоения ему категории воздействия (свидетельство НВОС).
В зависимости от категории объекта эколог разрабатывает все необходимые проекты в части охраны атмосферного воздуха (для которых необходимы данные из инвентаризации источников выбросов), такие как комплексное экологическое разрешение, проект нормативов допустимых выбросов, программа производственного экологического контроля, план снижения выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.
Расчет платы за негативное воздействие и заполнение ежегодного отчета 2-тп воздух производится также на основании данных отчета по выбросам.
Ответственность и штрафы
Любое нарушение норм экологического законодательства имеет последствия в виде штрафов и приостановления работы предприятия.
В случае наличия процессов, при которых вредные вещества попадают в атмосферный воздух и отсутствия отчета по инвентаризации таких процессов, объекту как юридическому лицу согласно ст. 8.1 КоАП РФ грозит штраф до 100 000 рублей, а также до 80 000 рублей согласно ст. 8.5 КоАП РФ за сокрытие экологической информации.
В случае охраны атмосферного воздуха существует статья 251 и в Уголовном кодексе Российской Федерации, где помимо штрафных перечислены санкции в виде обязательных работ или ареста лица, виновного в загрязнении атмосферы.
Видео-урок «Инвентаризация источников выбросов»