Настоящая инструкция по охране труда для водителя автомобиля (эвакуатора) доступна для бесплатного просмотра и скачивания.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К выполнению работы по профессии водитель автомобиля (эвакуатора) (далее — водитель) допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие водительское удостоверение, прошедшие психиатрическое освидетельствование, медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к выполнению этой работы.
1.2. Водитель, допущенный к самостоятельной работе, должен знать:
— Правила дорожного движения;
— производственную инструкцию по эксплуатации эвакуатора; параметры и технические характеристики эвакуатора;
— устройство эвакуатора, назначение его механизмов;
— безопасные способы зацепки и погрузки автомобиля на платформу.
1.3. Водитель должен знать, что для проверки исправного состояния грузоподъемного устройства, оно должно подвергаться периодическому техническому освидетельствованию.
1.4. Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда.
1.5. Водитель, направленный для участия в ремонтных или других, несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.6. Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которыми он не обучен.
1.7. Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
— потеря устойчивости и опрокидывание эвакуатора;
— падающий с высоты эвакуируемый автомобиль, например, при неправильной его зацепке или обрыве стропа;
— высокое нервно-эмоциональное напряжение, например, во время работы в условиях интенсивного движения транспортных средств, недостаточной видимости и др.;
— физические перегрузки, например, при установке дополнительных опор, смене грузозахватных приспособлений и др.;
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях стальных канатов, грузоподъемного механизма и грузозахватных приспособлений, деталей и узлов эвакуатора и инструмента;
— неблагоприятные погодные условия;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— повышенная загазованность воздуха отработанными газами автомобилей.
1.8. Водитель должен пользоваться спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами.
1.9. В случае заболевания, плохого самочувствия водитель эвакуатора обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.10. Если водитель оказался свидетелем несчастного случая, то он должен оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся непосредственному руководителю.
1.11. Водитель должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.12. Водитель должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.
1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушений со стороны других работников.
1.14. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.15. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом работы водитель должен пройти медицинский осмотр; водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических средств, к работе не допускается.
2.1. Водитель, находящийся в болезненном или утомленном состоянии, не должен садиться за руль эвакуатора, так как это может привести к дорожно-транспортному происшествию.
2.2. Перед началом работы следует надеть спецодежду, спецобувь и другие необходимые для работы средства индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
2.2. Перед выездом на линию водитель должен проверить исправность эвакуатора, в том числе тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состояние аккумулятора, отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, проверить давление в шинах.
2.3. Перед началом работы водитель должен убедиться в исправности грузоподъемного устройства; для этого нужно выполнить следующее:
2.4.1. Осмотреть грузоподъемный механизм.
2.4.2. Осмотреть состояние металлических канатов и их крепление.
2.4.3. Осмотреть конструкцию стрелы.
2.4. Осмотр эвакуатора следует осуществлять только при неработающих механизмах.
2.5. После осмотра эвакуатора перед пуском его в работу водитель должен опробовать грузоподъемный механизм эвакуатора на холостом ходу.
2.6. При обнаружении во время осмотра и опробования эвакуатора неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами водитель, не приступая к работе, должен сообщить об этом непосредственному руководителю.
2.7. Водитель не должен приступать к работе на эвакуаторе при наличии следующих неисправностей:
2.8.1. Если имеются трещины и деформации в стреле.
2.8.2. Если канаты имеют число обрывов проволочек или поверхностный износ, превышающий установленную норму, оборванную прядь или местное повреждение.
2.8.3. Если грузоподъемный механизм имеет дефекты, угрожающие безопасности работы.
2.8.4. Если детали тормоза, механизмы подъема автомобиля имеют повреждения.
2.8.5. Если неисправен или отсутствует ограничитель грузоподъемности.
2.8. Перед началом работы водитель должен проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений; на каждом приспособлении должно быть клеймо или бирка с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При установке эвакуатора водитель должен убедиться в надежности грунта на месте предстоящей работы.
3.2. При установке эвакуатора расстояние между поднимаемым автомобилем при любом его положении и габаритами строений или другими автомобилями должно быть не менее 1 м.
3.3. Водитель должен помнить о том, что за повреждения, причиненные действием эвакуатора, он несет ответственность.
3.4. Перед тем, как поднять эвакуируемый автомобиль, водитель должен выполнить следующие операции:
3.4.1. Убедиться в том, что грузоподъемность эвакуатора не ниже массы эвакуируемого автомобиля.
3.4.2. Убедиться в том, что грузоподъемный механизм установлен над автомобилем так, что при подъеме будет исключено косое натяжение канатов.
3.4.3. Предупредить всех находящихся в зоне работы эвакуатора лиц о необходимости уйти из зоны поднимаемого автомобиля и возможного его падения.
3.5. При подъеме автомобиля, по массе близкого к разрешенной грузоподъемности эвакуатора, водитель должен предварительно поднять его на высоту не более 200-300 мм, чтобы убедиться в устойчивости эвакуатора и исправности действия тормозов, после чего производить его подъем на нужную высоту.
3.6. При подъеме и опускании автомобиля водитель должен убедиться в отсутствии людей между поднимаемым автомобилем и платформой эвакуатора.
3.7. Во время работы водителю следует внимательно следить за канатами и в случае обнаружения повреждений канатов необходимо приостановить работу эвакуатора.
3.8. Перемещение эвакуируемого автомобиля водитель должен производить только при отсутствии людей в зоне работы эвакуатора.
3.9. Перемещаемый в горизонтальном направлении автомобиль водитель должен предварительно приподнять на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
3.10. При погрузке и разгрузке эвакуируемого автомобиля не разрешается нахождение людей в нем, в том числе водителя в кабине автомобиля, в чем водитель должен предварительно убедиться.
3.11. При подъеме и перемещении автомобиля водителю запрещается:
3.11.1. Допускать к зацепке автомобиля случайных лиц, не имеющих на это права.
3.11.2. Применять канаты без бирки или клейма с информацией о сроках очередных испытаний.
3.11.3. Поднимать автомобиль, масса которого превышает грузоподъемность эвакуатора.
3.11.4. Производить резкое торможение при повороте стрелы с эвакуируемым автомобилем.
3.11.5. Подтягивать автомобиль по земле грузоподъемным механизмом при косом натяжении канатов.
3.11.6. Вытаскивать грузоподъемным механизмом автомобиль, засыпанный землей или примерзший к земле.
3.11.7. Поднимать неправильно зацепленный автомобиль.
3.11.8. Поднимать автомобиль с находящимися в нем людьми.
3.11.9. Передавать управление эвакуатором лицу, не имеющему на это права.
3.12. При перевозке автомобиля водитель должен знать и выполнять следующие требования безопасности:
3.12.1. Перед погрузкой автомобиля на платформу эвакуатора водитель должен убедиться в том, что эвакуатор находится на ровной горизонтальной площадке и надежно заторможен.
3.12.2. Вкатывать эвакуируемый автомобиль на платформу эвакуатора можно при помощи лебедки по надежно устроенному пандусу.
3.12.3. Перед погрузкой аварийного автомобиля следует максимально возможно поднять поврежденные части автомобиля, чтобы они не мешали движению по пандусу.
3.12.4. После погрузки автомобиля необходимо надежно закрепить его на платформе эвакуатора.
3.12.5. Во время перевозки автомобиля на эвакуаторе в кабине автомобиля запрещается находиться водителю или другим людям.
3.13. Во время работы водитель должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
3.14. Во время работы следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Если во время работы эвакуатора с ним произошла авария, то водитель обязан немедленно поставить об этом в известность непосредственного руководителя.
4.2. При несчастном случае водитель должен немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача по телефону 103 или 112 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.1. На случай возникновения пожара, эвакуатор должен быть укомплектован порошковым огнетушителем, а водитель — уметь им пользоваться.
4.2. В случае возникновения пожара в зоне стоянки автомобилей или на территории организации следует вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112, эвакуировать автомобиль в соответствии с разработанным планом эвакуации, если это не угрожает жизни и здоровью работника.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании работы водитель обязан поставить эвакуатор в предназначенное для стоянки место.
5.2. По окончании работы следует привести в порядок эвакуатор, убрать инструменты, приспособления и т.п.
5.3. Использованные при уборке тряпки, ветошь и другие материалы следует сложить в специально отведенное место (например, металлический ящик с закрывающейся крышкой).
5.4. По окончании работы следует снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости – сдать в стирку, чистку.
5.5. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, по возможности принять душ.
5.6. Обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях применяемого инструмента и оборудования, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.
Скачать Инструкцию
Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.
____________________________________________________
(наименование организации)
---------T--------------T--------------¬
¦Дата ¦Обозначение ¦Отметка об ¦
¦выдачи ¦(номер) ¦ознакомлении ¦
¦ ¦инструкции ¦ ¦
L--------+--------------+---------------
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Наименование должности Наименование должности
руководителя профсоюзного работодателя
либо иного уполномоченного ___________ ____________________
работниками органа (подпись) (Ф.И.О.)
___________ ______________
(подпись) (Ф.И.О.) Дата утверждения
Дата согласования
или
СОГЛАСОВАНО
Реквизиты документа,
выражающего мнение
профсоюзного или иного
уполномоченного работниками
органа
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для водителя эвакуатора
Примечание. На оборотной стороне инструкции
рекомендуется наличие виз: разработчика
инструкции, руководителя (специалиста)
службы охраны труда и других заинтересованных лиц.
Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для водителя эвакуатора при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации — _____________________.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузового автомобиля и профессиональные навыки водителя эвакуатора, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
— обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Водители эвакуатора обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
— движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
— передвигающиеся грузы;
— повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
— опасная дорожная обстановка;
— эмоциональные перегрузки.
1.3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений водители эвакуатора обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на опасной территории (стройплощадки, место аварии и т.п.) водители эвакуатора должны носить защитные каски.
1.4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, водители эвакуатора обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
1.5. В процессе повседневной деятельности водители эвакуатора должны:
применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
1.6. Водители эвакуатора обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом работы водитель эвакуатора обязан:
а) предъявить руководителю работ удостоверение на право управления автомобилем и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;
в) ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале.
2.2. После получения задания водитель эвакуатора обязан:
а) осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы, состояние шин;
б) убрать все посторонние предметы на площадке эвакуатора и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т.п.;
в) убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении;
г) перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;
д) после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе: выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу тормозов; проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки; проверить исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала;
е) произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений (строп, траверсы, захватов) и других рабочих органов (ковша, вил);
ж) убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия;
з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений;
и) проверить работу концевых выключателей механизма подъема.
2.3. Водитель эвакуатора не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях эвакуатора;
б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;
в) падении давления в шинах;
г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя;
д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;
е) неисправности кранового гуська (износа грузового каната, дефекта механизма подъема груза и т.п.) и грузозахватных приспособлений;
ж) недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;
з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;
и) несоответствии характера поднимаемого груза рабочему органу и грузозахватным приспособлениям.
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это водитель эвакуатора обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание автоэвакуатора в исправном состоянии.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При передвижении эвакуатора по территории предприятия водитель эвакуатора обязан:
а) убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;
б) при движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на строительной площадке и территории предприятия;
г) не покидать кабину эвакуатора при работающем двигателе;
д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде.
3.2. При выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ водитель эвакуатора обязан:
а) при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
б) приближаться к транспортному средству для производства погрузочно-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
в) перемещать крупногабаритный груз только на жесткой сцепке.
3.3. Водителю эвакуатора запрещается передвигаться на поперечных уклонах более 10 град., на продольных — свыше 20 град.
3.4. При подъеме и транспортировании груза эвакуатором, оборудованным крановым гуськом, водитель эвакуатора обязан:
а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закрепленного руководителем работ;
б) применять для строповки груза маркированные стропы, соответствующие массе поднятого груза и схеме строповки;
в) при подъеме груза, близкого по массе к предельной грузоподъемности эвакуатора, сначала зафиксировать груз на высоте не более 100 — 200 мм, после чего осуществлять подъем груза на требуемую высоту;
г) опускать груз на предварительно уложенные прокладки для извлечения строп из-под груза без их повреждения.
3.5. Водителю эвакуатора запрещается:
а) резко тормозить при движении эвакуатора с грузом;
б) таскать груз юзом.
3.6. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегатов следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
3.7. При проведении технического обслуживания водитель эвакуатора обязан:
а) поднять капот эвакуатора в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
б) при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего пара, не наклоняя лицо над горловиной;
в) пользоваться насосом для продувки топливопровода;
г) пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях.
3.8. При выполнении указанных работ водителю эвакуатора запрещается:
открывать водяной краник радиатора при работе двигателя;
заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе;
засасывать топливо ртом через шланг.
3.9. При проезде по населенному пункту и по автомобильным дорогам водитель эвакуатора обязан:
а) привести рабочий орган в транспортное положение;
б) определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;
в) сохранять включенной передачу при движении под уклон;
г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
д) при остановке эвакуатора включить стояночный тормоз;
е) выходя из кабины эвакуатора на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;
ж) применять при транспортировке эвакуаторов на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку;
з) выполнять правила дорожного движения.
3.10. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи водитель эвакуатора обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации — владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
3.11. В зимнее время водителю эвакуатора запрещается:
а) подогревать двигатель открытым пламенем;
б) работать на эвакуаторе с неисправным устройством для обогрева кабины;
в) выполнять работы лежа под эвакуатором без применения утепленного мата.
3.12. При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение водителем эвакуатора фар допускается в качестве дополнительного источника света.
3.13. Передвижение эвакуатора вброд, по льду, по заболоченной местности следует осуществлять только с письменного разрешения руководителя работ в местах, оборудованных указателями. Двери кабины во время переправы по льду водоемов следует держать открытыми.
3.14. Передвижение эвакуатора через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
4.2. В случае потери устойчивости эвакуатора в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести эвакуатор в нормальное положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости эвакуатора.
4.3. При ДТП действовать в соответствии с п. 2.5 Правил дорожного движения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
По окончании работы водитель эвакуатора обязан:
а) отвести эвакуатор на стоянку;
б) опустить рабочие органы на подставку;
в) привести рычаги управления в нейтральное положение;
г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель;
д) очистить элементы ходовой рамы эвакуатора и рабочее оборудование;
е) обо всех замеченных неисправностях в работе эвакуатора сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии.
Сохраните этот документ сейчас. Пригодится.
Инструкция по охране труда для водителя автомобиля (эвакуатора)
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К выполнению работы по профессии водитель автомобиля (эвакуатора) (далее — водитель) допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие водительское удостоверение, прошедшие психиатрическое освидетельствование, медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к выполнению этой работы.
1.2. Водитель, допущенный к самостоятельной работе, должен знать:
— Правила дорожного движения;
— производственную инструкцию по эксплуатации эвакуатора; параметры и технические характеристики эвакуатора;
— устройство эвакуатора, назначение его механизмов;
— безопасные способы зацепки и погрузки автомобиля на платформу.
1.3. Водитель должен знать, что для проверки исправного состояния грузоподъемного устройства, оно должно подвергаться периодическому техническому освидетельствованию.
1.4. Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда.
1.5. Водитель, направленный для участия в ремонтных или других, несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.6. Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которыми он не обучен.
1.7. Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
— потеря устойчивости и опрокидывание эвакуатора;
— падающий с высоты эвакуируемый автомобиль, например, при неправильной его зацепке или обрыве стропа;
— высокое нервно-эмоциональное напряжение, например, во время работы в условиях интенсивного движения транспортных средств, недостаточной видимости и др.;
— физические перегрузки, например, при установке дополнительных опор, смене грузозахватных приспособлений и др.;
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях стальных канатов, грузоподъемного механизма и грузозахватных приспособлений, деталей и узлов эвакуатора и инструмента;
— неблагоприятные погодные условия;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— повышенная загазованность воздуха отработанными газами автомобилей.
1.8. Водитель должен пользоваться спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами.
1.9. В случае заболевания, плохого самочувствия водитель эвакуатора обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.10. Если водитель оказался свидетелем несчастного случая, то он должен оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся непосредственному руководителю.
1.11. Водитель должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.12. Водитель должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.
1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушений со стороны других работников.
1.14. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.15. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом работы водитель должен пройти медицинский осмотр; водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических средств, к работе не допускается.
2.1. Водитель, находящийся в болезненном или утомленном состоянии, не должен садиться за руль эвакуатора, так как это может привести к дорожно-транспортному происшествию.
2.2. Перед началом работы следует надеть спецодежду, спецобувь и другие необходимые для работы средства индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
2.2. Перед выездом на линию водитель должен проверить исправность эвакуатора, в том числе тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состояние аккумулятора, отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, проверить давление в шинах.
2.3. Перед началом работы водитель должен убедиться в исправности грузоподъемного устройства; для этого нужно выполнить следующее:
2.4.1. Осмотреть грузоподъемный механизм.
2.4.2. Осмотреть состояние металлических канатов и их крепление.
2.4.3. Осмотреть конструкцию стрелы.
2.4. Осмотр эвакуатора следует осуществлять только при неработающих механизмах.
2.5. После осмотра эвакуатора перед пуском его в работу водитель должен опробовать грузоподъемный механизм эвакуатора на холостом ходу.
2.6. При обнаружении во время осмотра и опробования эвакуатора неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами водитель, не приступая к работе, должен сообщить об этом непосредственному руководителю.
2.7. Водитель не должен приступать к работе на эвакуаторе при наличии следующих неисправностей:
2.8.1. Если имеются трещины и деформации в стреле.
2.8.2. Если канаты имеют число обрывов проволочек или поверхностный износ, превышающий установленную норму, оборванную прядь или местное повреждение.
2.8.3. Если грузоподъемный механизм имеет дефекты, угрожающие безопасности работы.
2.8.4. Если детали тормоза, механизмы подъема автомобиля имеют повреждения.
2.8.5. Если неисправен или отсутствует ограничитель грузоподъемности.
2.8. Перед началом работы водитель должен проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений; на каждом приспособлении должно быть клеймо или бирка с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При установке эвакуатора водитель должен убедиться в надежности грунта на месте предстоящей работы.
3.2. При установке эвакуатора расстояние между поднимаемым автомобилем при любом его положении и габаритами строений или другими автомобилями должно быть не менее 1 м.
3.3. Водитель должен помнить о том, что за повреждения, причиненные действием эвакуатора, он несет ответственность.
3.4. Перед тем, как поднять эвакуируемый автомобиль, водитель должен выполнить следующие операции:
3.4.1. Убедиться в том, что грузоподъемность эвакуатора не ниже массы эвакуируемого автомобиля.
3.4.2. Убедиться в том, что грузоподъемный механизм установлен над автомобилем так, что при подъеме будет исключено косое натяжение канатов.
3.4.3. Предупредить всех находящихся в зоне работы эвакуатора лиц о необходимости уйти из зоны поднимаемого автомобиля и возможного его падения.
3.5. При подъеме автомобиля, по массе близкого к разрешенной грузоподъемности эвакуатора, водитель должен предварительно поднять его на высоту не более 200-300 мм, чтобы убедиться в устойчивости эвакуатора и исправности действия тормозов, после чего производить его подъем на нужную высоту.
3.6. При подъеме и опускании автомобиля водитель должен убедиться в отсутствии людей между поднимаемым автомобилем и платформой эвакуатора.
3.7. Во время работы водителю следует внимательно следить за канатами и в случае обнаружения повреждений канатов необходимо приостановить работу эвакуатора.
3.8. Перемещение эвакуируемого автомобиля водитель должен производить только при отсутствии людей в зоне работы эвакуатора.
3.9. Перемещаемый в горизонтальном направлении автомобиль водитель должен предварительно приподнять на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
3.10. При погрузке и разгрузке эвакуируемого автомобиля не разрешается нахождение людей в нем, в том числе водителя в кабине автомобиля, в чем водитель должен предварительно убедиться.
3.11. При подъеме и перемещении автомобиля водителю запрещается:
3.11.1. Допускать к зацепке автомобиля случайных лиц, не имеющих на это права.
3.11.2. Применять канаты без бирки или клейма с информацией о сроках очередных испытаний.
3.11.3. Поднимать автомобиль, масса которого превышает грузоподъемность эвакуатора.
3.11.4. Производить резкое торможение при повороте стрелы с эвакуируемым автомобилем.
3.11.5. Подтягивать автомобиль по земле грузоподъемным механизмом при косом натяжении канатов.
3.11.6. Вытаскивать грузоподъемным механизмом автомобиль, засыпанный землей или примерзший к земле.
3.11.7. Поднимать неправильно зацепленный автомобиль.
3.11.8. Поднимать автомобиль с находящимися в нем людьми.
3.11.9. Передавать управление эвакуатором лицу, не имеющему на это права.
3.12. При перевозке автомобиля водитель должен знать и выполнять следующие требования безопасности:
3.12.1. Перед погрузкой автомобиля на платформу эвакуатора водитель должен убедиться в том, что эвакуатор находится на ровной горизонтальной площадке и надежно заторможен.
3.12.2. Вкатывать эвакуируемый автомобиль на платформу эвакуатора можно при помощи лебедки по надежно устроенному пандусу.
3.12.3. Перед погрузкой аварийного автомобиля следует максимально возможно поднять поврежденные части автомобиля, чтобы они не мешали движению по пандусу.
3.12.4. После погрузки автомобиля необходимо надежно закрепить его на платформе эвакуатора.
3.12.5. Во время перевозки автомобиля на эвакуаторе в кабине автомобиля запрещается находиться водителю или другим людям.
3.13. Во время работы водитель должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
3.14. Во время работы следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Если во время работы эвакуатора с ним произошла авария, то водитель обязан немедленно поставить об этом в известность непосредственного руководителя.
4.2. При несчастном случае водитель должен немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача по телефону 103 или 112 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.1. На случай возникновения пожара, эвакуатор должен быть укомплектован порошковым огнетушителем, а водитель — уметь им пользоваться.
4.2. В случае возникновения пожара в зоне стоянки автомобилей или на территории организации следует вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112, эвакуировать автомобиль в соответствии с разработанным планом эвакуации, если это не угрожает жизни и здоровью работника.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании работы водитель обязан поставить эвакуатор в предназначенное для стоянки место.
5.2. По окончании работы следует привести в порядок эвакуатор, убрать инструменты, приспособления и т.п.
5.3. Использованные при уборке тряпки, ветошь и другие материалы следует сложить в специально отведенное место (например, металлический ящик с закрывающейся крышкой).
5.4. По окончании работы следует снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости – сдать в стирку, чистку.
5.5. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, по возможности принять душ.
5.6. Обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях применяемого инструмента и оборудования, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Водитель, работающий на автомобиле-эвакуаторе (далее — Работник), относится к рабочим.
1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Работника при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в «________________» (далее — Работодатель).
1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.
1.4. Работник подчиняется непосредственно ______________.
1.5. Работник должен знать:
— назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», их неисправности: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения;
— объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;
— способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;
— особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;
— режим работы водителей;
— технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей;
— основные понятия о хозрасчете на автотранспортном предприятии, показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей;
— основные положения планирования и учета работы автомобилей;
— правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;
— элементы дороги, их влияние на безопасность движения;
— основные понятия из теории движения автомобиля;
— свойства, применение, правила транспортирования и хранения основных эксплуатационных материалов, нормы расхода и меры по их экономии;
— способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей;
— устройство, кинематические и электрические схемы обслуживаемых подъемных механизмов;
— расположение обслуживаемых участков;
— электротехнику и слесарное дело.
1.6. В период временного отсутствия Работника его обязанности возлагаются на _____________________________________.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА
2.1. Управление автомобилями-эвакуаторами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «С» и «Е».
2.2. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, в том числе требующих разборки механизмов.
2.3. Выполнение регулировочных работ в дорожных условиях при отсутствии технической помощи.
2.4. Управление автоподъемными механизмами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке автомобилей, требующих повышенной осторожности.
2.5. Перестановка (подъем и перемещение на длину стрелы крана) автомобилей, их буксировка на жесткой сцепке.
3. ПРАВА РАБОТНИКА
3.1. Работник имеет право на:
— предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
— рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
— полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
— профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
— получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности;
— взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
4.1. Работник несет ответственность за:
Невыполнение своих функциональных обязанностей.
Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.
Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Работодателя.
Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда.
Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.
Несоблюдение трудовой дисциплины.
Работник несет полную индивидуальную материальную ответственность в соответствии с законодательством и трудовым договором.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.
5.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).