Инструкция по охране труда инструктора по труду
Инструкция
по охране труда для инструктора по труду
1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая инструкция по охране труда для инструктора по труду в школе разработана в соответствии с Приказами Минтруда России: от 29 октября 2021 года № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», от 27 ноября 2020 года №835н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями»; Постановлениями Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28.01.2021г №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; разделом Х ТК РФ и иными нормативными правовыми актами по охране труда.
1.2. Данная инструкция устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании работы инструктора по труду в школе, а также устанавливает требования охраны труда в аварийных ситуациях, определяет безопасные методы и приемы выполнения работ на рабочем месте.
1.3. Инструкция по охране труда составлена в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья инструктора по труду, осуществляющего занятия в учебных мастерских, при выполнении им своих трудовых обязанностей и функций в образовательной организации.
1.4. К выполнению обязанностей инструктора по труду в общеобразовательной организации допускаются лица:
- имеющие образование и обучение, соответствующие требованиям к квалификации (профстандарта) по своей должности;
- соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению директора, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, наличия личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
1.5. Принимаемый на работу инструктор по труду обязан пройти в установленном порядке вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы, проходить повторные инструктажи не реже одного раза в шесть месяцев, а также внеплановые и целевые в случаях, установленных Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
1.6. Инструктор по труду должен изучить настоящую инструкцию по охране труда, пройти обучение и проверку знания требований охраны труда, обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим, обучение правилам пожарной безопасности и электробезопасности и проверку знаний правил в объеме должностных обязанностей с присвоением III квалификационной группы допуска по электробезопасности.
1.7. Инструктор по труду проводит занятия в учебной школьной мастерской (слесарная мастерская, столярная мастерская или комбинированная мастерская), где осуществляет строгий контроль соблюдения обучающимися правил и требований охраны труда.
1.8. Инструктор по труду в целях соблюдения требований охраны труда обязан:
- соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья обучающихся;
- обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации занятий по технологии;
- соблюдать правила личной гигиены;
- знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
- соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав общеобразовательной организации;
- придерживаться установленных режимов труда и отдыха;
- соблюдать должностную инструкцию инструктора по труду;
- соблюдать инструкцию по пожарной безопасности в учебной мастерской;
- соблюдать инструкцию по охране труда в учебной мастерской школы.
1.9. В процессе работы возможно воздействие на инструктора по труду следующих опасных и (или) вредных производственных факторов:
- напряженность трудового процесса: нагрузка на голосовой аппарат;
- виброакустические факторы: шум, локальная вибрация;
- тяжесть трудового процесса: рабочая поза (длительное нахождение в положении «стоя» в течение рабочего дня).
Факторы признаются вредными, если это подтверждено результатами СОУТ.
1.10. Перечень профессиональных рисков и опасностей при работе инструктором по труду:
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места, при длительной работе с документами, тетрадями;
- травмирование при неаккуратной работе на станках, без использования средств индивидуальной защиты, при использовании некачественных материалов, сырья и заготовок, поломке электрооборудования;
- поражение током при отсутствии заземления, прикосновении к токоведущим частям оборудования и кабелям с нарушенной изоляцией, работе мокрыми руками и стоя на влажном полу без использования диэлектрического коврика.
- травмирование при неаккуратном обращении с инструментами, а также с неисправными инструментами и имеющими повреждения;
- травмирование глаз отлетающей стружкой при выполнении работ без использования защитных экранов и защитных очков;
- травмирование головы недостаточно закрепленной деталью, а также при работе без защитного экрана на станке;
- травмирование при применении неправильных приемов труда;
- травмирование в результате падения при захламленности рабочего места.
1.11. Инструктор по труду пользуется индивидуальным средствам защиты: халат хлопчатобумажный, берет, защитные очки или защитный щиток лицевой, рукавицы (перчатки). Могут использоваться диэлектрические коврики.
1.12. В случае травмирования уведомить заместителя директора по УВР любым доступным способом в ближайшее время. При неисправности мебели, верстаков и станков, электроинструментов, вытяжной вентиляции сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков и получения разрешения.
1.13. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм инструктор по труду должен:
- оставлять верхнюю одежду, обувь в предназначенных для этого местах;
- мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы и после каждого занятия, после посещения туалета, перед приемом пищи;
- осуществлять проветривание учебной мастерской согласно СанПин;
- соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.
1.14. Запрещается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.15. Инструктор по труду, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Инструктор по труду общеобразовательной организации должен приходить на работу в чистой, опрятной одежде, перед началом работы вымыть руки. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и получения травмы.
2.2. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью освещение в учебной мастерской и убедиться в исправности электрооборудования:
- осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
- уровень искусственной освещенности в мастерской по обработке металлов и древесины должен составлять не менее 300 люкс (мастерской трудового обучения – не менее 400 люкс);
- коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Проверить окна на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол.
2.4. Надеть спецодежду, застегнуть ее на все пуговицы, застегнуть обшлага рукавов.
2.5. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.6. Произвести сквозное проветривание мастерской, открыв окна с ограничителями и двери.
2.7. Удостовериться, что температура воздуха в помещении учебной мастерской соответствует требуемым санитарным нормам 18-20°С, в теплый период года — не более 28°С.
2.8. Убедиться в свободности выхода из учебной мастерской, проходов и соответственно в правильной расстановке мебели и верстаков в учебном кабинете.
2.9. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность мебель и верстаки в учебной мастерской, оценить покрытие столов, верстаков и стульев, которое не должно иметь дефектов и повреждений.
2.10. Проверить состояние отключающих устройств и устройств заземления электрооборудования (станков).
2.11. Убедиться в наличии подставок для ног у столярных и слесарных верстаков, которые должны соответствовать росту обучающихся.
2.12. Убедиться в исправности оборудования, станков, наличии защитных средств (предохранительные сетки, стекла), исправности местного освещения.
2.13. Проверить наличие и состояние диэлектрических ковриков на полу, если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала.
2.14. Проверить исправность и работу вытяжки (местной механической вентиляции).
2.15. Убедиться в исправности электроприборов, электроинструмента, отсутствии повреждений изоляции их шнуров питания.
2.16. Проверить исправность рабочих инструментов, отсутствие травмоопасных признаков, заточку инструмента для использования на уроке технологии (технического труда).
2.17. Проверить исправность ручного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:
- отсутствуют травмоопасные признаки;
- инструменты соответствующим образом заточены;
- бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без наличия скосов, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
- рукоятки молотков гладкие, без трещин;
- отвертки имеют исправные рукоятки, ровный стержень, рабочая часть — прямые плоские боковые грани, без сколов и видимых повреждений;
- инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, керны и др.) гладкий, его затылочная часть без видимых трещин, заусенцев, наклепа и сколов;
- рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь никаких дефектов в виде трещин, забоин, скосов.
2.18. Убедиться в правильной и достаточной заточке пил (ножовок, поперечных, лучковых и пр.), в закрепленности ручек пил и их гладкости.
2.19. Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и др.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки. Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки должны быть гладкими. Резцы строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно закреплены к деревянным колодкам и не должны иметь повреждений.
2.20. Проверить исправность тисков и убедиться в том, что стальные сменные плоские губки тисков имеют несработанную перекрестную насечку на рабочей поверхности, подвижные части тисков перемещаются легко и надежно фиксируются в требуемом для работы положении, на рукоятке тисков отсутствуют забоины и заусенцы.
2.21. Подготовить и осмотреть на безопасность заготовки, материалы для выполнения работ обучающимися.
2.22. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Во время работы необходимо соблюдать порядок в учебной мастерской, где проводятся занятия по технологии, не загромождать свое рабочее место и места обучающихся, а также выход из кабинета и подходы к первичным средствам пожаротушения.
3.2. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности учебной мастерской не ставить на подоконники цветы, не располагать учебники, заготовки, материалы и иные предметы.
3.3. Поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, не разрешать ученикам самовольно уходить из кабинета без разрешения, не оставлять обучающихся одних без контроля.
3.4. Станки и электроприборы, верстаки и иное оборудование применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности и технические руководства по эксплуатации.
3.5. Электроинструменты, рабочие инструменты, наглядные пособия применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности.
3.6. При проведении практических работ провести с обучающимися инструктаж по правилам безопасного выполнения работ и работе с оборудованием, станками и инструментами впервые, применительно особенностей занятия, акцентируя внимание на опасных факторах, которые могут возникнуть при неправильном выполнении работ.
3.7. Контролировать выполнение заданий обучающимися и использование ими следующих индивидуальных и коллективных средств защиты: халат хлопчатобумажный или фартук с нарукавниками, рукавицы (перчатки), защитные очки, а также защитные приспособления на оборудовании (предохранительные сетки, стекла).
3.8. Не допускать складирование посторонних предметов на рабочих местах, захламление рабочей зоны и проходов.
3.9. Перед включением станков в электрическую сеть следует встать на диэлектрический коврик на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала), а также убедиться, что его пуск никому не угрожает.
3.10. Во время работы на станке следить за тем, чтобы разлетающаяся стружка не травмировала обучающихся. Для этих целей устанавливать защитный экран, используются защитные очки.
3.11. Для уборки стружки использовать только крючок или щетку, не сдувать и не собирать стружку руками.
3.12. Не тормозить станок рукой, нажимом на патрон или инструмент.
3.13. При использовании станков, электроприборов и иного электрооборудования инструктору по труду запрещается:
- включать в электросеть и отключать от неё электрооборудование мокрыми и влажными руками;
- вытирать влажной тряпкой рубильники и другие выключатели тока;
- нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
- размещать на электрооборудовании предметы (бумагу, тряпки, вещи и т.п.);
- выполнять работы на станках и ином электрооборудовании в случае его неисправности, возникновения искрения, задымления, нарушения изоляции или заземления;
- разбирать включенные в электросеть приборы, электроинструменты, станки;
- прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией кабелям питания;
- сгибать и защемлять кабели питания;
- оставлять без присмотра включенное электрооборудование.
3.14. Во время работы на станке запрещается:
- смазывать и чистить станок на ходу;
- производить регулировку или наладку станка на ходу;
- работать в рукавицах;
- касаться вращающихся частей рукавами;
- сверлить незакрепленные детали;
- сдувать оставшуюся стружку со станков или убирать ее руками;
- осуществлять уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов и деталей станка;
- использовать инструмент и станки не по прямому назначению.
3.15. При работах зубилом и подобными инструментами применять защитные очки.
3.16. Заготовки, отходы и другие материалы не должны находиться на рабочем месте и в проходах, если они не требуются для работы.
3.17. Запрещено собирать вместе в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленную ветошь (для каждого вида отходов должен быть отведен отдельный ящик).
3.18. Не использовать в помещении учебной мастерской переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники, плитки и не сертифицированные удлинители.
3.19. Во время перерывов между занятиями в отсутствии обучающихся проветривать учебную мастерскую, при этом оконные рамы фиксировать в открытом положении. Руководствоваться показателями продолжительности, указанными в СанПиН 1.2.3685-21:
Температура наружного воздуха, °С |
Длительность проветривания помещений, мин. | |
---|---|---|
Учебные мастерские в малые перемены, мин |
Учебные мастерские в большие перемены, мин |
|
от +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
от +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
от 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
от -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
3.20. Инструктору по труду необходимо соблюдать правила передвижения в помещениях и на территории школы:
- во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
- ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны;
- при передвижении по лестничным пролетам следует соблюдать осторожность и внимательность, не перешагивать через ступеньки, не наклоняться через перила, ходить осторожно и не спеша;
- не проходить ближе 1,5 метра от стен здания общеобразовательной организации.
3.21. Не заниматься самостоятельно ремонтом электроинструментов, электроприборов, станков и другого электрооборудования.
3.22. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.23. Соблюдать во время работы настоящую инструкцию по охране труда для инструктора по труду, требования инструкции по охране труда в учебной мастерской, иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с инструментами, станками и иным оборудованием, установленный режим рабочего времени и времени отдыха.
3.24. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной и коллективной защиты:
- халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
- при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание;
- перчатки (рукавицы) должны соответствовать размеру рук и не соскальзывать с них;
- диэлектрические коврики должны быть испытаны и без повреждений, находиться перед электрооборудованием;
- при неисправности СИЗ заменить на исправные.
3.25. При длительной работе с документами, за компьютером (ноутбуком) с целью снижения утомления зрительного анализатора, предотвращения развития познотонического утомления через час работы делать перерыв на 10-15 минут, во время которого следует выполнять комплекс упражнений для глаз, физкультурные паузы.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. Не начинать работу в случае плохого самочувствия или внезапной болезни.
4.2. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, причины их вызывающие:
- возникновение неполадок в работе электроприбора, электроинструмента, станка или иного электрооборудования, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха тлеющей изоляции электропроводки;
- пожар, возгорание, задымление вследствие неисправности электрооборудования, кабелей питания, воспламенения древесных опилок;
- травмирование при неаккуратном обращении и нарушении правил безопасности при работе с ручными инструментами и электроинструментами, на станке;
- поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования, кабелям питания с поврежденной изоляцией, при отсутствии заземления;
- прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
- террористический акт или угроза его совершения.
4.3. Инструктор по труду обязан немедленно известить заместителя директора по УВР или директора школы:
- о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и работников общеобразовательной организации;
- о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- о каждом несчастном случае, произошедшем в школе;
- об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
4.4. Не собирать упавшие опилки и стружку руками, использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При возникновении неполадок в работе электроприбора, электроинструмента, станка или иного электрооборудования, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха тлеющей изоляции электропроводки незамедлительно обесточить данное электрооборудование (отключить от электрической сети), отключить в распределительном щитке, изъять или ограничить к нему доступ. Сообщить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной части. Работу с данным электрооборудованием можно продолжить только после устранения неполадок или замены на его новое, после получения разрешения на его использование.
4.6. В случае появления задымления или возгорания в учебной мастерской, инструктор по труду обязан немедленно прекратить работу, отключить в распределительном щитке питание на розетки (на электрооборудование), вывести обучающихся из помещения – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по номеру телефона 101 (112), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб.
4.7. В случае получения травмы инструктор по труду обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы обучающимся необходимо устранить травмирующий фактор (отключить станок, обесточить электрооборудование), оказать ему первую помощь, воспользовавшись аптечкой. Вызвать медицинского работника школы, при необходимости — скорую медицинскую помощь по номеру телефона 103, сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления протокола, фотографирования или иным методом.
4.8. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения, канализации и вентиляции в учебной мастерской необходимо вывести обучающихся из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации.
4.9. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Отключить электроинструменты, электроприборы, станки от электросети.
5.2. Отключить местную вытяжную вентиляцию.
5.3. Отключить питание на розетки в распределительном щитке учебной мастерской.
5.4. Принять от обучающихся выданные им для работы инструменты, материалы, сверить их количество и убрать в места хранения.
5.5. Проконтролировать уборку обучающимися своих рабочих мест. Очистить и привести в порядок станки.
5.6. Провести осмотр санитарного состояния учебной мастерской. Убрать учебные и наглядные пособия, методические пособия и раздаточный материал в места хранения.
5.7. Проветрить учебную мастерскую в отсутствии детей.
5.8. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.9. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения учебной мастерской.
5.10. Закрыть окна, вымыть руки с мылом, перекрыть воду и выключить свет.
5.11. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы.
5.12. При отсутствии недостатков закрыть учебную мастерскую на ключ.
Инструкцию разработал: ____________ /_____________________/
СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда ____________ /_____________________/
«___»__________202_г.
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202_г. ____________ /_____________________/
Рекомендуем перейти к:
Охране труда учителя
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Подборка по базе: Охрана труда.doc, Охрана труда_ТБбдо-2006а А.В.Ткаченко.docx, ДИПЛОМ. Мотивация и стимулирование труда работников малого предп, 1. Карта раб. труда.pdf, требования правил охраны труда при выполнении основных и специал, Курсовая. Разработка организацион но-технических мероприятий по п, Соблюдение правил охраны труда при тушении пожаров и проведении , Организация на рынке труда (1).pdf, Тема №1 Основные требования законодательства РФ об охране труда, буклет правила общения в семье.doc
Правила по охране труда в детском доме
1. Общие положения
1.1. Правила по охране труда в детском доме (далее — Правила) устанавливают требования охраны труда для работников в детском доме.
1.2. Требования Правил обязательны для исполнения всеми работниками детского дома независимо от специальности, квалификации и стажа работ.
1.3. В случае применения материалов, технологической оснастки и оборудования, выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих нормативные требования охраны труда, и требованиями технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.
1.4. Директор детского дома обеспечивает:
1) содержание оборудования в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;
2) обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
3) контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
1.5. При выполнении работ, на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
— повышенный уровень напряженности электрического и магнитного полей в широком диапазоне частот;
— не соответствующие санитарным нормам визуальные параметры дисплеев; повышенный уровень прямой и отраженной блесткости; повышенная яркость светового изображения; повышенный уровень пульсации светового потока; неравномерность распределения яркости в поле зрения и др.;
— избыточные энергетические потоки сине-фиолетового света от экрана дисплея в видимом диапазоне длин электромагнитных волн, снижающие четкость восприятия изображения глазом;
— пониженный или повышенный уровень освещенности;
— повышенный уровень напряженности статического электричества;
— повышенный уровень загазованности воздуха, особенно в плохо вентилируемых помещениях;
— повышенный уровень запыленности воздуха рабочей зоны от внешних источников;
— не соответствующие нормам параметры микроклимата: повышенная температура из-за постоянного нагрева деталей ПК, пониженная влажность, пониженная или повышенная скорость движения (подвижность) воздуха рабочей зоны;
— нарушение норм по аэроионному составу воздуха;
— повышенный уровень шума от работающих вентилятора охлаждения ПК и принтера, от неотрегулированных источников люминесцентного освещения и др.;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
— повышенные зрительные нагрузки;
— монотонность труда;
— повышенное умственное напряжение из-за большого объема перерабатываемой и усваиваемой информации;
— физическое перенапряжение из-за нерациональной организации рабочего места;
— нервно-психические перегрузки.
1.5. При организации выполнения работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, руководитель структурного подразделения обязан принять меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.
При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса проведение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной и коллективной защиты запрещается.
1.6. Руководители структурных подразделений, исходя из оценки уровня профессионального риска, вправе устанавливать дополнительные требования безопасности, непротиворечащие данным Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа.
2. Основные понятия
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
Вредный производственный фактор — фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.
Опасный производственный фактор — фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.
Опасность — потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем руководителя подразделения. Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Средство индивидуальной защиты — средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения.
Средства коллективной защиты — технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.
Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами детского дома, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.
Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Профессиональный риск — вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
3 Требования охраны труда работников при организации и проведении работ
3.1. Работник детского дома обязан:
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;
- следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
- использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
- незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях используемых оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности в детском доме, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению руководителя подразделения, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.
3.2. Работы должны выполняться в соответствии с требованиями локальных нормативных актов, содержащих нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.
3.3 По каждому случаю профессионального заболевания работников в детском доме на основании обстоятельств и причин профессионального заболевания комиссия по расследованию определяет мероприятия по устранению и предупреждению воздействия вредных производственных факторов на здоровье работников, работающих в аналогичных производственных условиях.
4. Требования охраны труда, предъявляемые к территории организации, к производственным помещениям (производственным площадкам)
Территория должна быть благоустроена и озеленена. При озеленении не допускается использование ядовитых и колючих растений. Зеленые насаждения (деревья, кустарники) не должны снижать естественную освещенность в помещениях для пребывания детей.
Территория отдельно стоящего здания организации для детей-сирот должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток, для слабовидящих детей — не менее 40 лк.
При наличии выделенной территории организации для детей-сирот должны быть выделены зона отдыха, игровая зона, физкультурно-спортивная зона, хозяйственная зона.
Для защиты детей от солнца и осадков на территории игровых площадок устанавливается теневой навес.
Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в летнее время.
3.4. Теневые навесы оборудуются деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполняются из других строительных материалов, безвредных для здоровья человека.
Теневые навесы для детей дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждаются с трех сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м. В климатических подрайонах IA, IB, IГ вместо теневых навесов оборудуются прогулочные веранды.
Навесы или прогулочные веранды для детей раннего возраста (до 2 лет) допускается пристраивать к зданию организации для детей-сирот и использовать как веранды для организации прогулок или сна.
Теневые навесы (прогулочные веранды), пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения для пребывания детей и снижать естественную освещенность.
Покрытие игровых и спортивных площадок должно быть хорошо дренирующим и беспыльным. Допускается выполнение покрытия площадок строительными материалами, безвредными для здоровья детей.
На территории хозяйственной зоны могут размещаться: гараж, овощехранилище, складские помещения, места для сушки белья, проветривания и выколачивания ковровых изделий. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны могут размещаться котельная, сооружения водоснабжения.
В хозяйственной зоне оборудуется площадка с твердым покрытием для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. На площадке устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией организации для детей-сирот контейнерных площадках жилой застройки.
Площадка оборудуется с трех сторон ограждением, превышающим высоту используемых контейнеров.
Въезды и входы на территорию организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадке для сбора мусора покрываются асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
Уровни шума на территории организации для детей-сирот не должны превышать допустимые уровни, установленные санитарными нормами.
Для предупреждения затопления и загрязнения территории обеспечивается отвод паводковых и ливневых вод.
На территории организации для детей-сирот ежедневно проводится уборка.
В зимнее время проводится очистка территории от снега по мере необходимости, территорию допускается посыпать песком. Использование химических реагентов не допускается.
Очистка мусоросборников производится при их заполнении на 2/3 объема. Очистка мусоросборников проводится специализированными организациями.
Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках для детей дошкольного возраста проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям.
Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводят внеочередную смену песка.
В зданиях предусматриваются следующие функциональные зоны и помещения:
а) для проживания детей и воспитателей;
б) для отдыха, игр, занятий;
в) для хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья, приготовления и приема пищи;
г) для хранения средств индивидуального перемещения, технических средств реабилитации, спортивного инвентаря;
д) для медицинского обслуживания;
е) для проведения реабилитационных мероприятий;
ж) административно-хозяйственного назначения;
з) санитарно-бытовые помещения.
Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений для размещения помещений, предназначенных для пребывания в них детей.
Входы в здание организации для детей-сирот оборудуются тамбурами или
Для создания условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в организациях для детей-сирот при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.
Численность детей в воспитательной группе в возрасте до 4 лет не должна превышать 6 человек, в возрасте от 4 и старше — 8 человек.
При наличии в воспитательной группе детей в возрасте до 4 лет и старше наполняемость группы не должна превышать 6 человек.
Набор помещений воспитательных групп включает: жилые комнаты (спальни); помещение для отдыха и игр (гостиная); помещение для занятий (подготовки уроков); помещение для приема и (или) приготовления пищи; санитарно-бытовые помещения (санитарные узлы, душевая или ванная комната); комнату воспитателя; раздевальную (прихожую).
Санитарные узлы и душевые (ванные комнаты) размещаются в отдельных и/или в совмещенных помещениях.
Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с организацией для детей-сирот не допускается.
Переходы, лестницы, площадки и перила к ним должны содержаться в исправном состоянии.
Ступени должны выполняться на всю ширину прохода. Лестницы должны оборудоваться перилами высотой не менее 1,1 м, ступени должны выполняться ровными и нескользкими. Металлические ступени должны иметь рифленую поверхность.
При организации рабочих мест охрана труда работников обеспечивается:
1) защитой работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
2) рациональным размещением технологического оборудования в производственных помещениях и вне их: обеспечением безопасного расстояния между оборудованием, оборудованием и стенами, колоннами, безопасной шириной проходов и проездов;
3) удобным и безопасным обращением с материалами, заготовками, полуфабрикатами;
4) регулярным техническим обслуживанием и ремонтом технологического оборудования, инструмента и приспособлений;
5) защитой работников от неблагоприятных метеорологических факторов.
Площадь на одно постоянное рабочее место пользователей персональных компьютеров на базе электронно-лучевой трубки, должна составлять не менее 6 м, в помещениях культурно-развлекательных учреждений, на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) — не менее 4,5 м.
Оснащение светопроницаемых конструкций и оконных проёмов должно позволять регулировать параметры световой среды в помещении.
Персональные компьютеры следует размещать таким образом, чтобы показатели освещенности не превышали установленных гигиенических нормативов.
5. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, в целях обеспечения охраны труда работников
5.1 Требования к рабочему столу
5.1.1 Конструкция рабочего стола должна обеспечивать возможность размещения на рабочей поверхности необходимого комплекта оборудования и документов с учетом характера выполняемой работы.
5.1.2 Рабочие столы по конструктивному исполнению подразделяют на регулируемые и нерегулируемые по изменению высоты рабочей поверхности.
Регулируемая высота рабочей поверхности стола должна изменяться в пределах от 680 до 800 мм. Механизмы для регулирования высоты рабочей поверхности стола должны быть легко досягаемыми в положении сидя, иметь легкость управления и надежную фиксацию.
Высота рабочей поверхности стола при нерегулируемой высоте должна составлять 725 мм.
5.1.3 Размеры рабочей поверхности стола должны быть: глубина — не менее 600(800) мм, ширина — не менее 1200(1600) мм.
Примечание — В скобках указаны предпочтительные значения.
5.1.4 Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной — не менее 500 мм, глубиной на уровне колен — не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног — не менее 650 мм.
5.1.5 Рабочая поверхность стола не должна иметь острых углов и краев. Покрытие рабочей поверхности стола должно быть из диффузно отражающего материала с коэффициентом отражения 0,45-0,50.
5.2 Требования к рабочему стулу (креслу)
5.2.1 Рабочий стул (кресло) должен обеспечивать поддержание физиологически рациональной рабочей позы работника в процессе трудовой деятельности, создавать условия для изменения позы с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины, а также для исключения нарушения циркуляции крови в нижних конечностях.
5.2.2 Рабочий стул должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.
В целях снижения статического напряжения мышц рук следует использовать стационарные или съемные подлокотники, регулирующиеся по высоте над сиденьем и внутреннему расстоянию между подлокотниками.
Регулирование каждого положения должно быть независимым, легко осуществимым и иметь надежную фиксацию.
5.2.3 Поверхность сиденья должна иметь ширину и глубину не менее 400 мм. Должна быть предусмотрена возможность изменения угла наклона поверхности сиденья от 15° вперед до 5° назад. Высота поверхности сиденья должна регулироваться в пределах от 400 до 550 мм.
5.2.4 Опорная поверхность спинки стула (кресла) должна иметь высоту (300±20) мм, ширину не менее 380 мм и радиус кривизны в горизонтальной плоскости 400 мм.
Угол наклона спинки в вертикальной плоскости должен регулироваться в пределах 0°±30° от вертикального положения.
Расстояние спинки от переднего края сиденья должно регулироваться в пределах от 260 до 400 мм.
5.2.5 Подлокотники должны быть длиной не менее 250 мм, шириной — 50-70 мм, иметь возможность регулирования по высоте над сиденьем в пределах (230±30) мм и регулирования внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах от 350 до 500 мм.
5.3 Требования к дисплею
5.3.1 Дисплей на рабочем месте работника должен располагаться так, чтобы изображение в любой его части было различимо без необходимости поднять или опустить голову.
5.3.2 Дисплей на рабочем месте должен быть установлен ниже уровня глаз работника. Угол наблюдения экрана работником относительно горизонтальной линии взгляда не должен превышать 60°.
5.4 Требования к клавиатуре
5.4.1 Клавиатура на рабочем месте работника должна располагаться так, чтобы обеспечивалась оптимальная видимость экрана.
5.4.2 Клавиатура должна иметь возможность свободного перемещения. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии от 100 до 300 мм от переднего края, обращенного к работнику, или на специальной регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
6 Ответственность
6.1 Руководители детского дома и структурных подразделений несут ответственность за невыполнение требований настоящих Правил, предусмотренную действующим законодательством РФ и локальными нормативными актами детского дома.
Страница обновлена 25.09.2017
Государственное учреждение
Ярославской области
«Переславль-Залесский
санаторный детский дом»
Инструкция по охране труда воспитателя iot-_001.jpg vospitatel.doc
Инструкция по охране труда для инструктора по физической культуре iot-002.jpg instruktor_po_fizre.doc
Инструкция по охране труда для кладовщика iot-003.jpg kladovshchik_novaya.doc
Инструкция по охране труда для директора iot-004.jpg direktor.doc
Инструкция по охране труда для музыкального руководителя iot-005.jpg muzikalniy_ruk.doc
Инструкция по охране труда для заместителя директора по учебно-воспитательной работе iot-006.jpg zam.po_uvr.doc
Инструкция по охране труда для сторожа, вахтера iot-007.jpg storozh_vahter.doc
Инструкция по охране труда для логопеда, дефектолога, педагога-психолога iot-008.jpg psiholog,_logoped.doc
Инструкция по охране труда для заместителя директора по административно-хозяйственной работе iot-009.jpg zam.po_ahch.doc
Инструкция по охране труда для рабочего по ремонту зданий iot-010.jpg rabochiy_po_obsl.doc
Инструкция по охране труда для младшего воспитателяiot-000.jpg mladshiy_vospitatel.doc
Инструкция по охране труда для дворника iot-012.jpg dvornik.doc
Инструкция по охране труда для подсобной рабочей кухни iot-013.jpg podsobnaya_rabochay_kuhni.doc
Инструкция по охране труда водителя iot-014.jpg voditel.doc
Инструкция по охране труда при уборке помещений iot-015.jpg uborka_pomeshcheniy.doc
Инструкция по труда при стирке белья iot-016.jpg
Инструкция по охране при работе с кухонной электроплитой iot-017.jpg el_plita.doc
Инструкция по охране труда при работе с электроводонагревателем iot-018.jpg elektrovodonagrevatel.doc
Инструкция по охране труда при работе на лестницах и стремянках iot-019.jpg lestnitsi.doc
Инструкция по охране труда при мытье посуды iot-020.jpg
Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом iot-021.jpg utyug.doc
Инструкция по охране труда при электроустновок до 1000 В iot-022.jpg el.utyug.doc
Инструкция по охране труда при работе с компьютерами, принтерами, ксероксами и другими электрическими приборами jpgiot-023.jpg kompyuteri,_printeri.doc
Инструкция по электробезопасности для персонала 1 квалификационной группы iot-024.jpg personal_1gr.elekt..doc
Инструкция по правилам безопасности на спортивной площадке iot-025.jpg sportploshchadka.doc
Инструкция по охране труда для кастелянши iot-026.jpg kastelyansha.doc
Инструкция по охране труда при работе с электромясорубкой iot-027.jpg
Инструкция по охране труда при работе с жарочным шкафом iot-028.jpg zhar_shkaf.doc
Инструкция поохране труда для повара iot-029.jpg povar.doc
Инструкция по охране труда при проведении занятий по лыжной подготовке iot-030.jpg lizhi.doc
Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике iot-031.jpg gimnastika.doc
Инструкция по охране труда при проведении занятий по плаванию iot-032.jpg plavanie.doc
Инструкция по охране труда при проведении занятий по легкой атлетике iot-033.jpg legkaya_atletika.doc
Инструкция по охране труда при проведении спортивных соревнований iot-034.jpg sorevnovaniya.doc
Инструкция по охране труда при проведении занятий в тренажерном зале iot-035.jpg trenazherniy_zal.doc
Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм iot-036.jpg podvizhnie_igri.doc
Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий, экспедиций iot-037.jpg pohodi_i_ekskursii.doc
Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий iot-038.jpg massovie_meropriyatiya.doc
Инструкция по охране труда библиотекаря iot-039.jpg bibliotekar.doc
Инструкция по охране труда для врача и медицинской сестры при работе в медицинском отделении iot-040.jpg vrach_i_medsestra.doc
Инструкция по охране труда при организации и проведении погрузочного-разгрузочных работ iot-041.jpg pogruzka_razgruzka.doc
Инструкция по охране труда при работе на деревообрабатывающих станках iot-042.jpg instruktsiya_po_ohrane_truda_dlya_stanochnikov_derevoobrabativayushchih_stankov.doc
Инструкция по охране труда для персонала кабинета физиотерапии iot-043.jpg personal_kabinetov_fizeoterapii.doc
Инструкция по охране труда для бухгалтера iot-044.jpg buhgalter.doc
Инструкция по охране труда и пожарной безопасности iot-046.jpg ohrana_truda_i_pozh.doc
Инструкция по охране труда на учебно-опытном участке iot-047.jpg uch-opitn.__uchastok.doc
Инструкция по охране труда при работе с тканью iot-049.jpg rabota_s_tkanyu.doc
Программа вводного инструктажа по охране труда 1.jpg
Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте 2.jpg
Тематичнский план и программа обучения по охране труда педагогических работников, рабочих и служащих 3.jpg
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция инструктора по труду [наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Инструктор по труду относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность инструктора по труду назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность инструктора по труду в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Инструктор по труду должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка;
— возрастную и специальную педагогику и психологию;
— физиологию, гигиену;
— формы и методы обучения и воспитания;
— инструктивно-нормативные документы и рекомендации по организации трудового обучения и воспитания;
— концепцию профильного обучения;
— методы развития мастерства;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— действующие стандарты и технические условия эксплуатации оборудования, технических средств;
— основы организации труда;
— способы оказания первой доврачебной помощи;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Инструктору по труду запрещается:
— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов инструктора по труду;
— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.6. Инструктор по труду назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
2. Должностные обязанности
Инструктор по труду:
2.1. Формирует у обучающихся, воспитанников трудовые умения и навыки, готовит их к практическому применению полученных знаний.
2.2. Проводит с обучающимися, воспитанниками профориентационную работу, организует их общественно полезный и производительный труд, участвует в предпрофильной подготовке подростков и организации профессионального обучения старшеклассников, расширяет знания обучающихся, воспитанников о труде и его видах, используя в профориентационной работе современные знания о труде, образовательных и производственных технологиях.
2.3. Содействует формированию основных составляющих компетентности коммуникативной, информационной, правовой у обучающихся, воспитанников.
2.4. Обеспечивает выполнение программы обучения.
2.5. Принимает необходимые меры по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами, отвечает за их сохранность и рациональное использование.
2.6. Осуществляет текущий и профилактический ремонт оборудования и технических средств или организует его проведение.
2.7. Обеспечивает выполнение обучающимися, воспитанниками требований охраны труда и пожарной безопасности.
2.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
2.9. Оказывает при необходимости первую доврачебную помощь.
2.10. Применяет навыки работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
2.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи педагогическим работникам.
2.12. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.13. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.14. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
2.15. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
2.16. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
2.17. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
2.18. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
2.19. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.20. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.21. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
2.22. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
2.23. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
2.24. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Инструктор по труду имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Инструктор по труду несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Государственное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Зубцовскй детский дом»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГКУ
«Зубцовский детский дом»
________________ НВ Журавлева
«___» ______________2017г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ИНСТРУКТОРА ПО ТРУДУ
(с приложениями)
№ __12__ _______________
(дата)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность инструктора по труду.
1.2 Инструктор по труду назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора учреждения по представлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.3. Взаимоотношения по должности:
1.3.1. Прямое подчинение заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
1.3.2. Дополнительное подчинение директору учреждения.
1.4. Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее, профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
1.5. Инструктор по труду работает в режиме нормированного рабочего дня (36 часов в неделю), исходя из графика утвержденного директором учреждения.
1.6. Инструктор по труду должен знать и применять:
1.6.1.Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
1.6.2.Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
1.6.3. Конвенцию о правах ребенка;
1.6.4. Основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
1.6.5. Возрастную и специальную педагогику и психологию;
1.6.6. Физиологию и гигиену;
1.6.7. Формы и методы обучения и воспитания;
1.6.8. Концепцию профильного обучения;
1.6.9. Методы развития мастерства;
1.6.10. Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
1.6.11. Действующие стандарты и технические условия эксплуатации оборудования, технических средств;
1.6.12. Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с детьми (подростками);
1.6.13. Основы организации труда;
1.7 Инструктор по труду работает в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией, медицинским и другими работниками Учреждения.
1.8. Инструктор по труду руководствуется в своей деятельности:
1.8.1. Законодательными актами РФ.
1.8.2. Правилами этики и эстетики.
1.8.3. Правилами делового общения.
1.8.2. Уставом учреждения.
1.8.3. Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами учреждения.
1.8.4. Приказами и распоряжениями руководства.
1.8.5. Настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные функции и обязанности.
2.1. На инструктора по труду возлагается функция содействия формирования у детей (подростков) трудовых умений и навыков, подготовки их к практическому применению полученных знаний.
2.2. Для выполнения возложенных на него функций инструктор по труду обязан:
2.2.1. Прибыть на рабочее место за 15 минут до начала рабочей смены, без хозяйственных сумок и пакетов;
2.2.2. Проконсультироваться у заместителя директора по учебно-воспитательной работе приоритетных делах на рабочий день.
2.3. Содействует формированию основных составляющих компетентности коммуникативной, информационной, правовой у детей (подростков).
2.4. Обеспечивает выполнение программы обучения.
2.4.1. Самостоятельно разрабатывает программу дополнительного образования (направление выбирается в соответствии потребностей учреждения для гармоничного развития детей (подростков)).
2.4.2. Составляет календарно-тематическое планирование на учебный год:
2.4.3. Ведет журнал (ы) занятий.
2.4.4. По итогам учебного года предоставляет анализ работы по дополнительному образованию.
2.5. Принимает необходимые меры по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами, отвечает за их сохранность и рациональное использование.
2.6.Осуществляет текущий и профилактический ремонт оборудования и технических средств или организует его проведение.
2.7. Выявляет творческие способности детей (подростков), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
2.8. Готовить детей (подростков) и принимать участие в мероприятиях различного уровня.
2.9. Поддерживать одаренных и талантливых детей (подростков).
2.10. Организовывать выставки из работ выполненных детьми (подростками).
2.11. Обеспечивает выполнение детьми (подростками) требований охраны труда и пожарной безопасности.
2.12. Организует с детьми (подростками) общественно полезный и производительный труд, расширяет знания детей (подростков) о труде и его видах.
2.13. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей (подростков) во время образовательного процесса.
2.14. Оказывает при необходимости первую доврачебную помощь.
2.15. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, а так же в проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих).
2.16. Применяет навыки работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
2.17. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
2.18. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности детей (подростков), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
2.19. За 10 минут до окончания рабочей смены быть готовым к анализу выполненной работы за день.
2.20. Проходит обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.21. Систематически повышает профессиональную квалификацию.
2.22. По производственной необходимости может привлекаться к работе в качестве воспитателя по дополнительному трудовому соглашению, согласна графика утвержденного директором.
2.23. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности.
2.24. Проходит периодические бесплатные медицинские осмотры.
2.25. Следить за внешним видом. Соблюдать в одежде классический стиль.
2.26. Соблюдает профессиональные и этические нормы поведения в учреждении, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению работника данного учреж¬дения.
3. Права.
Инструктор по труду вправе:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет на то с разрешения руководителя учреждения).
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
3.6. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
Инструктор по труду пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации
4. Ответственность.
Инструктор по труду несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
4.4. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
4.5. За ведение документации, предусмотренной должностными обязанностями.
4.6. За соблюдение защиты персональных данных детей (подростков) и сотрудников учреждения.
4.7. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.8. За оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения, его работникам и иным лицам.
За нарушение законодательных и нормативно-правовых актов инструктор по труду может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Руководитель структурного подразделения:
______________ ___Некрасова ТИ _________
Подпись фамилия, инициалы дата
С инструкцией ознакомлен (а):
______________ __________________ _________
Подпись фамилия, инициалы дата
Приложение№1
к должностной инструкции Инструктора по труду
Инструкции, требования, памятки
Обязательные к выполнению при исполнении трудовой функции
1. Сборник инструкций по технике безопасности.
2. Инструкция действий руководителей и работников при угрозе террористического акта.
3. СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
4. План эвакуации;
5. Памятка действий при пожаре;
6. Номера телефонов при экстренных случаях и черезвычайных ситуациях;
7. Порядок действия при пожаре;
8. Положение о пропускном режиме.
9. Положение о обработке и защите персональных данныхю
Ознакомлен (а):
______________ __________________ _________
Подпись фамилия, инициалы дата
Приложение №2
к должностной инструкции Инструктора по труду
Документы
Обязательные к заполнению при исполнении трудовой функции:
К исполнению:
1. Расписание дополнительного образования;
2. График работы;
3. График работы библиотеки;
4. Методические материалы, учебно-методические пособия по реализации образовательной программы.
К заполнению:
1. Правила пользования швейной мастерской;
2. Годовой план работы швейной мастерской;
3. Анализ о проведенной работе за год;
4. Программа дополнительного образования;
5. Календарно-тематический план;
6. Журнал посещения детей (подростков) швейной мастерской.
7. Журнал дополнительного образования.
8. Акты раскроя;
9. Перечень учебно-методического комплекса.
Ознакомлен (а):
______________ __________________ _________
Подпись фамилия, инициалы дата