Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике



«Противодействие коррупции» на сайте МОиН Самарской области



Официальный интернет-портал правовой информации



















Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике

1. Общие требования охраны труда
1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по физике не допускаются.
1.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов: — поражение электрическим током при работе с электроустановками;
— термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
— возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. 1.4. При проведении демонстрационных опытов по физике должна использовать ся следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
1.5. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.6. При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем порошковым или углекислотным, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
1.8. При проведении демонстрационных опытов соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.
2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.
2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

3. Требования охраны труда во время работы
3.1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.
3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.
3.3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла, а учитель (преподаватель) должен надеть защитные очки.
3.4. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
3.5. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла. 3.6. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.
3.7. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.
3.8. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.
39. Не допускать прямого попадания в глаза учителя (преподавателя) и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.
3.10. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно прекратить работу и отключить источник электропитания. Работу продолжать только после устранения неисправности.
4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их то сети, эвакуировать обучающихся их кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и при
ступить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошкового) огнетушителя или песком.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании, удалить обучающихся их кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания.
5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.
5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
5.4. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

Инструкция по охране труда
для учителя физики при проведении демонстрационных опытов

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года, разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации; с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и иных нормативных правовых актов по охране труда.
1.2. Данная инструкция устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании демонстрационных опытов в кабинете физики школы, обозначает безопасные методы и приемы выполнения работ учителем физики, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях при проведении экспериментов.
1.3. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются учителя физики, которые:

  • прошли медицинский осмотр, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • прошли вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте (если профессия и должность не входит в утвержденный директором Перечень освобожденных от прохождения инструктажа профессий и должностей);
  • изучили настоящую инструкцию по охране труда, безопасные способы проведения демонстрационных опытов по физики;
  • изучили инструкцию по охране труда для учителя физики.

1.4. Перечень профессиональных рисков и опасностей при проведении демонстрационных опытов по физике:

  • низкочастотные электрические и магнитные поля;
  • статическое электричество;
  • лазерное и ультрафиолетовое излучение;
  • поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования и электроприборов, к кабелям питания и проводам с нарушенной изоляцией;
  • поражение электрическим током при использовании неисправных электроприборов или электроприборов с отсутствующим или поврежденным устройством заземления;
  • термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
  • порезы на руках при неправильном или небрежном обращении с лабораторной посудой, приборами из стекла;
  • повреждения кожи и слизистых оболочек (химические ожоги) при работе с различными растворами и реактивами без средств индивидуальной защиты.

1.5. Учителю физики необходимо знать характеристику основных опасных и вредных веществ (опасных факторов для данного вида опытов) и их влияние на человека:

  • влияние электрического тока на человека;
  • последствия использования электроприборов без заземления;
  • причины короткого замыкания и ощущения тока на корпусе электроприборов;
  • горячей воды;
  • насосов для создания вакуума в стеклянных сосудах;
  • характеристику используемых растворов и реактивов.

1.6. Для проведения демонстрационных опытов учебный кабинет физики оборудуется демонстрационным столом, установленным на подиуме. Демонстрационный стол должны иметь покрытие, устойчивое к действию агрессивных химических веществ и защитные бортики по наружному краю стола.
1.7. При проведении демонстрационных опытов по физике устанавливаются требования к спецодежде и индивидуальным средствам защиты учителя: халат хлопчатобумажный, перчатки, защитные очки, защитный экран. Также, используются диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический резиновый коврик и изолирующие подставки.
1.8. Для устранения очага возгорания при проведении демонстрационных опытов по физике необходимо иметь в доступном месте первичные средства пожаротушения (песок, покрывало для изоляции очага возгорания, огнетушитель), для оказания первой помощи – медицинскую аптечку.
1.9. Запрещается учителю физики выполнять демонстрационные опыты по физике, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. К проведению демонстрационных опытов не допускаются обучающиеся.
1.10. Учитель физики, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда при проведении демонстрационных опытов, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом демонстрационных опытов

2.1. Убедиться в наличии первичных средств пожаротушения, аптечки первой помощи.
2.2. Убедиться в исправности и работе вытяжного шкафа путем кратковременного его включения.
2.3. Воспользоваться индивидуальными средствами защиты (халат хлопчатобумажный, перчатки резиновые, защитные очки, защитный экран).
2.4. Проверить наличие заземления, исправность используемых электроприборов.
2.5. Проверить собранность и исправность оборудования, целостность лабораторного оборудования и его наличие.
2.6. Проверить наличие необходимых реактивов и растворов, соответствие этикеток на склянках.
2.7. Подготовить демонстрационный стол, убрать посторонние предметы, бумагу и все, что может препятствовать безопасному проведению демонстрационных опытов и создать дополнительную опасность.
2.8. Устойчиво расположить лабораторное оборудование, приборы в необходимом порядке.
2.9. При необходимости для оказания помощи в подготовке демонстрационных опытов по предмету «Физика» привлечь лаборанта.

3. Требования охраны труда во время демонстрационных опытов по физике

3.1. При проведении демонстрационных опытов и экспериментов в кабинете физики запрещается применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, самодельные приборы, а также применять оборудование, приборы с открытыми токоведущими частями, провода и кабели с поврежденной изоляцией.
3.2. При необходимости, для оказания помощи при проведении демонстрационных опытов по предмету «Физика» привлекается лаборант. Привлекать обучающихся для этих целей строго запрещено.
3.3. Демонстрационные опыты по физике, во время проведения которых возможно загрязнение воздуха в учебном кабинете токсичными парами и газами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включенной вентиляцией.
3.4. При проведении опыта, в случае вероятности разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на учительском демонстрационном столе со стороны обучающихся должен быть установлен защитный экран, а учитель физики должен надеть защитные очки.
3.5. Соблюдать осторожность при проведении демонстрационных опытов с использованием лабораторной посуды из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду необходимо закреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
3.6. При работе со стеклянным лабораторным оборудованием использовать стеклянные трубки с оплавленными краями, тщательно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.
3.7. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, следить, чтобы не возникало резких изменений температуры и механических ударов.
3.8. Запрещается брать приборы с горячей жидкостью, не защищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
3.9. При выполнении работ на установках теплового баланса воду нагревать не выше 60-70 градусов по Цельсию.
3.10. При пользовании спиртовкой или сухим спиртом для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Процесс нагревания жидкостей необходимо производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.).
3.11. Пробирки перед началом нагревания запрещается заполнять жидкостью более чем на одну треть.
3.12. Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые, с каплями влаги внутри.
3.13. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.14. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне строго запрещается.
3.15. Для измерения напряжений и токов, измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. После окончания сборки схемы, источник тока подключать в последнюю очередь.
3.16. При измерении напряжений и токов амперметры и вольтметры присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками.
3.17. При сборке схемы гальванические элементы, аккумуляторы подключать в последнюю очередь. Замену деталей, измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.
3.18. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном электропитании.
3.19. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях при эксплуатации, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Чтобы исключить возможность травмирования учеников на демонстрационном столе устанавливается защитный экран.
3.20. При эксплуатации источников высокого напряжения (электрофорная машина) необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • не прикасаться к деталям и проводникам руками или токопроводящими предметами;
  • перемещать высоковольтные соединительные проводники или электроды шарикового разрядника с помощью исправной изолированной ручки;
  • после окончания работы необходимо разрядить конденсаторы, соединив их выводы разрядником или гибким изолированным проводом.

3.21. Уборку металлических опилок, используемых при наблюдении силовых линий магнитных полей, выполнять с помощью щетки.
3.22. Категорически запрещается оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.
3.23. Не допускать прямого попадания в глаза учителя и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.
3.24. Не допускать попадания растворов и реактивов на кожу, в глаза и на одежду.
3.25. Во время проведения демонстрационных опытов по физике необходимо строго соблюдать данную инструкцию по охране труда, поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать демонстрационный стол, соблюдать правила пожарной и электробезопасности.
3.26. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты при проведении демонстрационных опытов:

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • фартук должен облегать;
  • перчатки должны соответствовать размеру рук и не сползать с них;
  • при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций при проведении демонстрационных опытов по физике, причины их вызывающие:

  • повреждение стеклянного оборудования вследствие неаккуратного обращения;
  • короткое замыкание в электроприборе, ощущении действия тока;
  • пожар, возгорание, задымление вследствие неисправности электроприборов, ЭСО и иной оргтехники, шнуров питания, при неаккуратном использовании сухого горючего и спиртовок;
  • поражение электрическим током вследствие неисправности электроприборов, ЭСО и иной оргтехники, шнуров питания, отсутствия заземления.

4.2. Если при проведении демонстрационных опытов (экспериментов) разбилось или разорвалось стеклянное оборудование, запрещено собирать осколки незащищенными руками, необходимо использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При коротком замыкании в электроприборе, ощущении действия тока необходимо обесточить электроприбор.
4.4. Средства и действия, направленные на ликвидацию возгорания, возникшего вследствие небрежного обращения со спиртовкой или сухим горючим:

  • прекратить доступ кислорода, воздуха, закрыв спиртовку или таблетку сухого горючего специальным колпачком;
  • при проливе и возгорании горючих и легковоспламеняющихся жидкостей — прекратить доступ кислорода с применением листового асбеста, песка, покрывала для изоляции очага возгорания, огнетушителя.

4.5. При появлении задымления или возгорания необходимо прекратить проведение демонстрационного опыта, обесточить электрооборудование, вывести детей из кабинета физики – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по номеру телефона 101 (112), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты или порошка. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб.
4.6. В случае получения травмы учитель физики обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы лаборантом или обучающимся необходимо оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по номеру телефона 103 и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления протокола, фотографирования или иным методом.

5. Требования охраны труда по окончании демонстрационных опытов

5.1. Обесточить все используемые электроприборы.
5.2. Для оказания помощи по уборке лабораторного оборудования и электроприборов привлечь лаборанта кабинета физики.
5.3. Привести в порядок демонстрационный стол, убрать в лаборантскую комнату лабораторное оборудование, приборы.
5.4. Снять индивидуальные средства защиты.
5.5. Тщательно вымыть руки с мылом.
5.6. По завершению урока физики в отсутствии детей проветрить помещение кабинета физики.

Инструкцию разработал: ____________ /_____________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда ____________ /_____________________/
«___»__________202_г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202_г. ____________ /_____________________/

Рекомендуем перейти к:
Технике безопасности на уроках физики

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа №1394 «Воспитательно-образовательный центр «На набережной»

 (ГБОУ Школа  № 1394)

109144, г. Москва, Батайский проезд, д. 47

т/факс 8(495) 348-50-10 e-mail: 1394@edu.mos.ru

ОГРН 1137746767036

www.sch1394uv.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723881392/772301001

«Согласовано»

с 28.08.2015 г. на заседании профсоюзного комитета

Протокол № 01 от 28.08.2015 г.

Председатель профсоюзного комитета ГБОУ Школа №1394

_____________/ Писарева Л.П./

от « 28 »  августа  2015 года

«Утверждено»

Директор

_______________/ Тихонов В.А. /

от « 28 »  августа  2015 года

ИНСТРУКЦИЯ № 16

ИОТ-016-2015

По охране труда при проведении

демонстрационных опытов по физике.

Инструкция разработана: специалистом по охране труда

ГБОУ Школа №1394  Роговским А.А.

Дата введения в действие: 01.09.2015 года

ИНСТРУКЦИЯ № 16

ИОТ-016-2015

По охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике.

        1. Общие требования безопасности.

        1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по физике не допускаются.

        1.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

        1.3. При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

        —  поражение электрическим током при работе с электроустановками;

        — термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

        — порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

        — возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

        1.4. При проведении демонстрационных опытов по физике должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.

        1.5. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

        1.6. При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем порошковым или углекислотным, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.

        1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

        1.8. При проведении демонстрационных опытов соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

        1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

        2. Требования безопасности перед началом работы.

        2.1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.

        2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.

        2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

        3. Требования безопасности во время работы.

        3.1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.

        3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.

        3.3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла, а учитель (преподаватель) должен надеть защитные очки.

        3.4. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.

        3.5. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла.

         3.6. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.

        3.7. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.

        3.8. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.

        3.9. Не допускать прямого попадания в глаза учителя (преподавателя) и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.

        3.10. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.

        4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

        4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно прекратить работу и отключить источник электропитания. Работу продолжать только после устранения неисправности.

        4.2. При коротком замыкании в, электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их то сети, эвакуировать обучающихся их кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошкового) огнетушителя или песком.

        4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании, удалить обучающихся их кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

        4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

        4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

        5. Требования безопасности по окончании работы.

        5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания.

        5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.

        5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

        5.4. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

28 августа 2015 года                          Специалист по охране труда

                                                                     ГБОУ Школа № 1394

                                                      ____________________ Роговской А.А.

С инструкцией ознакомлен(на) _______________________________________

                                                                                       должность

                                                       ______________________/________________/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШИРОКОВСКАЯ
ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

Председатель
ППО

________Е.В
Тещаева

Протокол
№01 от 03.02.2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор
МБОУ «Широковская школа»

 _______Н.С.Ходова

Приказ №68-о
от 10.02.2020г.

И Н С Т Р У К Ц И
Я

по охране труда

при проведении демонстрационных опытов по
физике

ИОТ-009-2020

с.
Широкое

2020г.

И Н С Т Р
У К Ц И Я

по охране
при проведении демонстрационных опытов по физике

ИОТ-009-2020

1.      ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая
инструкция распространяется на всех учителей физики МБОУ «Широковская школа»
при проведении демонстрационных опытов по физике и является нормативным актом
об охране труда, содержит обязательные для соблюдения работниками требования
при выполнении им работ.

1.2.  Инструкция
действует на протяжении 5 лет с момента утверждения.

1.3. По данной
инструкции учитель физики инструктируется перед началом работы (первичный инструктаж),
а потом через каждые 6 месяцев (повторный инструктаж).

1.4. 
К
работе допускаются учителя, не моложе 18 лет, имеющие соответствующее
образование, прошедшие медосмотр(1 раз в год), имея допуск к работе в
санитарной книжке, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, а также
инструктаж до начала работы.

1.5. 
Учащиеся
к подготовке и проведению демонстрационных опытов по физике не допускаются.

1.6. 
Лица,
допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать
правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные
режимы труда и отдыха.

1.7.  При
проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих
и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

     поражение
электрическим током при работе с электроустановками;

     термические
ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

     порезы рук
при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

     возникновение
пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими
жидкостями.

1.8.  При проведении демонстрационных
опытов по физике должна использоваться специальная одежда (спецодежда) и
средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические
перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками,
диэлектрический коврик.

1.9.  Кабинет физики
должен быть укомплектован медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов
и перевязочных средств. В аптечке должны быть опись медикаментов и инструкция
по оказанию первой помощи при травмах.

1.10.  В процессе работы учитель
физики должен соблюдать правила ноше­ния спецодежды, пользования средствами
индивидуальной и коллектив­ной защиты, соблюдать правила личной гигиены,
содержать в чистоте рабочее место.

1.11.  Учитель обязан
соблюдать правила пожарной безопаснос­ти, знать места расположения первичных
средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами
пожа­ротушения: огнетушителем, ящиком с песком, совком и кошмой (одеялом),
пропитанным огнезащитным составом.

1.12. 
В
случае травмирования учащихся учитель в кабинете физики обязан немедленно
проинформировать о случившемся дежурного администратора и школьную медицинскую
сестру. При необходимости – оказать доврачебную помощь.

1.13.   На рабочем месте
запрещается распивать спиртные напитки, курить.

1.14.   Учитель имеет
право отказаться от порученной работы, если сложилась ситуация, опасная для его
здоровья или для людей, которые его окружают, окружающей среды.

1.15.   Невыполнение
требований инструкции по охране труда и производственной санитарии является
нарушением трудовой дисциплины, за что виновный работник может быть привлечен к
дисциплинарной, административной, уголовной ответственности согласно
законодательству в зависимости от тяжести и последствий допущенных нарушений
(ст.ст. 81, 192 ТК РФ).

2.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1.  Надеть спецодежду, 
при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.

2.2.   Подготовить  к 
работе и проверить исправность оборудования, приборов, лабораторной посуды,
убедиться
в наличии заземления электроустановок.

2.3.  Тщательно
проветрить помещение кабинета физики.

3.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. 
Соблюдать личную безопасность и требования настоящей
инструкции.

3.2. 
Для оказания помощи в подготовке и проведении
демонстрационных опытов по физике разрешается привлекать лаборанта, учащихся
привлекать для этой цели запрещается.

3.3. 
При работе с приборами из стекла применять
стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых
и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или
смазывать вазелином. При смешивании или разбавлении веществ, сопровождающемся
выделением тепла, следует пользоваться фарфоровой или термостойкой тонкостенной
химической посудой. Большие химические стаканы с растворами нужно поднимать
двумя руками так, чтобы отогнутые края (бортики) стакана опирались на
указательные и большие пальцы.

3.4. 
Отверстие пробирки или горлышко колбы при
нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не
допускать резких изменений температуры и механических ударов.

3.5. 
При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда
вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном
столе со стороны обучающихся необходимо устанавливать защитный экран из
оргстекла, а учитель  должен одеть защитные очки.

3.6. 
Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными
руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его
остывания.

3.7. 
Не превышать пределы допустимых скоростей вращения
при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя,
вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за
исправностью всех креплений в этих приборах.

3.8. 
При измерении напряжений и токов измерительные
приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными
наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.

3.9. 
Замену деталей, а также измерение сопротивлений в
схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда
конденсаторов с помощью изолированного проводника.

3.10.  
Не включать без нагрузки выпрямители и не делать
переключений в схемах при включенном питании.

3.11.  
Не допускать прямого попадания в глаза учителя и
обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и
лазера при демонстрации их работы.

3.12.  
Не оставлять без надзора включенные в сеть
электрические устройства и приборы.

3.13.  
При получении травмы немедленно обратиться к
медсестре, доложить администрации школы.

4.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1.Аварийные
ситуации могут возникнуть при:

­  нарушении правил
электробезопасности;

­  коротком замыкании
в электросети;

­  поломке электро– и
другого оборудования;

­  при неисправности
коммунальных систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции;

­  нарушении правил
пожаробезопасности;

­  пожаре;

­  аварийном
состоянии стен, пола, потолка, фрамуг;

­  стихийных
бедствиях .

4.2. В
аварийных ситуациях необходимо:

­  вывести из
кабинета учащихся, руководствуясь схемой эвакуации;

­  поставить в
известность администрацию;

­  принять меры по
исключению доступа посторонних лиц к местам пожара (аварии);

­  принять меры в
ликвидации пожара (аварии).

Если
имеются потерпевшие, необходимо оказать им доврачебную медицинскую помощь, а
при необходимости вызвать “скорую медицинскую помощь”.

4.3.
При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно
прекратить работу и отключить источник электропитания. Работу продолжать только
после устранения неисправности.

5.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ

5.1.  По окончанию
работы в кабинете физики необходимо проконтролировать приведение в порядок
рабочих мест учащихся.

5.2.  Отключить
электрические устройства и приборы от источника электропитания.

5.3.  Привести в порядок
рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую.

5.4. 
Снять
спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

Зам. по УВР                                                                                                                   Л.Е.
Горова

СОГЛАСОВАНО:

Специалист
по охране труда                                                                                        И.А.
Николаева

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике

1.
Общие требования безопасности

1.1.
К проведению демонстрационных опытов
по физике допускаются пе­дагогические
работники в возрасте не моложе 18 лет,
прошедшие инструк­таж по охране труда,
медицинский осмотр и не имеющие
противопоказа­ний по состоянию
здоровья. Учащиеся к подготовке и
проведению демон­страционных опытов
по физике не допускаются.
1.2. Лица,
допущенные к проведению демонстрационных
опытов по физике, должны соблюдать
правила внутреннего трудового распорядка,
расписание учебных занятий, установленные
режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении
демонстрационных опытов по физике
возможно воздействие на работающих и
обучающихся следующих опасных и вред­ных
производственных факторов:
— поражение
электрическим током при работе с
электроустановками;
— термические
ожоги при нагревании жидкостей и
различных физичес­ких тел;
— порезы
рук при небрежном обращении с лабораторной
посудой и приборами из стекла;

возникновение пожара при неаккуратном
обращении с легковоспла­меняющимися
и горючими жидкостями.
1.4. При проведении
демонстрационных опытов по физике
должна ис­пользоваться следующая
спецодежда и средства индивидуальной
защиты: халат хлопчатобумажный,
диэлектрические перчатки, указатель
напряже­ния, инструмент с изолированными
ручками, диэлектрический коврик.
1.5.
Кабинет физики должен быть укомплектован
медаптечкой с набо­ром необходимых
медикаментов и перевязочных средств в
соответствии с Приложением 5 Правил для
оказания первой помощи при травмах.

1.6. При проведении демонстрационных
опытов по физике соблюдать правила
пожарной безопасности, знать места
расположения первичных средств
пожаротушения. Кабинет физики должен
быть оснащен первич­ными средствами
пожаротушения: огнетушителем пенным,
огнетушителем порошковым или углекислотным,
ящиком с песком и накидкой из огнеза­щитной
ткани.
1.7. О каждом несчастном случае
пострадавший или очевидец несчас­тного
случая обязан немедленно сообщить
администрации учреждения. При неисправности
оборудования, приспособлений и инструмента
прекра­тить работу и сообщить
администрации учреждения.
1.8. При
проведении демонстрационных опытов
соблюдать правила но­шения спецодежды,
пользования средствами индивидуальной
защиты, со­блюдать правила личной
гигиены, содержать в чистоте рабочее
место.
1.9. Лица, допустившие невыполнение
или нарушение инструкции по охране
труда, привлекаются к дисциплинарной
ответственности в соответ­ствии с
правилами внутреннего трудового
распорядка и, при необходимо­сти,
внеочередной проверке знаний норм и
правил охраны труда.

2.
Требования безопасности перед началом
работы

2.1.
Надеть спецодежду, при работе с
электроустановками подготовить средства
индивидуальной защиты.
2.2. Подготовить
к работе необходимое оборудование и
приборы, про­верить их исправность,
убедиться в наличии заземления
электроустановок.
2.3. Тщательно
проветрить помещение кабинета физики.

3.
Требования безопасности во время работы

3.1.
При работе с приборами из стекла применять
стеклянные трубки с оплавленными краями,
правильно подбирать диаметры резиновых
и стеклянных трубок при их соединении,
а концы смачивать водой, глице­рином
или смазывать вазелином.
3.2. Отверстие
пробирки или горлышко колбы при нагревании
в них жидкостей направлять в сторону
от себя и обучающихся, не допускать
рез­ких изменений температуры и
механических ударов.
3.3. При работе,
если имеется вероятность разрыва сосуда
вследствие нагре­вания, нагнетания
или откачивания воздуха, на демонстрационном
столе со сто­роны обучающихся необходимо
устанавливать защитный экран из
оргстекла, а учитель (преподаватель)
должен надеть защитные очки.
3.4. Не
брать приборы с горячей жидкостью
незащищенными руками, а так­же закрывать
сосуд с горячей жидкостью притертой
пробкой до его ос­тывания.
3.5. Не
превышать пределы допустимых скоростей
вращения при де­монстрации центробежной
машины, универсального электродвигателя,
вра­щающегося диска и др., указанных
в технических описаниях, следить за
исправностью всех креплений в этих
приборах. Для исключения возмож­ности
травмирования обучающихся на
демонстрационном столе необхо­димо
устанавливать защитный экран из
оргстекла.
3.6. При измерении напряжений
и токов измерительные приборы при­соединять
проводниками с надежной изоляцией,
снабженными наконечни­ками. При сборке
схемы источник тока подключать в
последнюю очередь.
3.7. Замену деталей,
а также измерение сопротивлений в схемах
учеб­ных установок производить только
после ее выключения и разряда кон­денсаторов
с помощью изолированного проводника.

3.8. Не включать без нагрузки выпрямители
и не делать переключений в схемах при
включенном питании.
3.9. Не допускать
прямого попадания в глаза учителя
(преподавателя) и обучающихся света от
электрической дуги, проекционных
аппаратов, стробоскопа и лазера при
демонстрации их работы.
3.10. Не оставлять
без надзора включенные в сеть электрические
уст­ройства и приборы.

4.
Требования безопасности в аварийных
ситуациях

4.1.
При обнаружении неисправности в работе
электрических устройств, немедленно
прекратить работу и отключить источник
электропитания. Ра­боту продолжать
только после устранения неисправности.

4.2. При коротком замыкании в электрических
устройствах и их загора­нии, немедленно
отключить их то сети, эвакуировать
обучающихся их ка­бинета, сообщить о
пожаре в ближайшую пожарную часть и
приступить к тушению очага возгорания
с помощью углекислотного (порошкового)
огнетушителя или песком.
4.3. При разливе
легковоспламеняющейся жидкости и ее
загорании, уда­лить обучающихся их
кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую
пожар­ную часть и приступить к тушению
очага возгорания с помощью пер­вичных
средств пожаротушения.
4.4. В случае,
если разбилась лабораторная посуда или
приборы из стек­ла, не собирать их
осколки незащищенными руками, а
использовать для этой цели щетку и
совок.
4.5. При получении травмы оказать
первую помощь пострадавшему, сообщить
об этом администрации учреждения, при
необходимости отпра­вить пострадавшего
в ближайшее лечебное учреждение.

5.
Требования безопасности по окончании
работы

5.1.
Отключить электрические устройства и
приборы от источника элек­тропитания.

5.2. Привести в порядок рабочее место,
убрать оборудование и при­боры в
лаборантскую в шкафы.
5.3. Снять
спецодежду и тщательно вымыть руки с
мылом.
5.4. Тщательно проветрить
помещение кабинета физики.

1.
Общие требования безопасности.

  • К
    лабораторным (практическим) работам
    допускаются учащиеся, которые прошли
    медицинский осмотр, специальное
    обучение, инструктажи по охране труда,
    о безопасных методах работы.

  • Проведение
    инструктажей и проверка знаний по
    вопросам техники безопасности (охраны
    труда) производится в пределах учебной
    программы и оформляется соответственно
    в журнале инструктажа.

  • Выполнение
    данной инструкции является обязательной
    для всех лиц, которые выполняют
    практические работы по физике.

  • Тщательно
    придерживайтесь правил личной гигиены
    и санитарных норм на рабочем месте.

  • Выполняйте
    только ту работу, которую поручил
    учитель, руководитель.

2.
Требования безопасности перед началом
работы.

  • Оденьте
    спецодежду, застегните её на все
    пуговицы, волосы спрячьте под головной
    убор.

  • Располагайте
    приборы, материалы, оборудование на
    своём рабочем месте так, чтобы
    предотвратить их падение или
    переворачивание.

  • Перед
    началом работы необходимо внимательно
    изучить её содержание и ход выполнения.

  • Чтобы
    предотвратить падение во время проведения
    опытов, стеклянную посуду (пробирки,
    колбы) аккуратно закрепите в лапке
    штатива.

  • Не
    начинайте выполнять задание без
    разрешения учителя.

3.
Требования безопасности во время работы.

  • Будьте
    внимательны и дисциплинированы, точно
    выполняйте указания учителя, руководителя.

  • Во
    время проведения опытов не допускайте
    предельных нагрузок измерительных
    приборов. Работая с приборами из стекла,
    будьте особенно аккуратны. Не вынимайте
    термометры из пробирок с затвердевшим
    веществом.

  • Следите
    за исправностью всех креплений в
    приборах и устройствах. Не прикасайтесь
    к вращающимся частям оборудования и
    не наклоняйтесь над ним.

  • Для
    составления экспериментальных установок
    пользуйтесь проводами (с наконечниками
    и предохранительными чехлами) с крепкой
    изоляцией, без видимых повреждений.

  • Составляя
    электрическую цепь, избегайте касание
    проводов, запрещается пользоваться
    проводниками с отработанной изоляцией
    и выключателями открытого типа (при
    напряжении более 36 в).

  • Источник
    тока включайте в электрическую цепь в
    последнюю очередь. Сложную цепь включайте
    только после проверки и с разрешения
    учителя. Наличие напряжения в цепи
    проверяйте только приборами или
    измерителями напряжения.

  • Не
    дотрагивайтесь к элементам цепи, которые
    не имеют изоляции и находятся под
    напряжением. Не выполняйте повторно
    соединения в цепях до выключения
    источника электроэнергии.

  • Следите
    за тем, чтобы во время работы случайно
    не дотронуться к вращающимся электрическим
    машинам. Не выполняйте повторно
    соединения в электрических цепях машин
    до полной остановки якоря или ротора
    машины.

  • Не
    прикасайтесь к корпусам специального
    электрооборудования, к зажимам включённых
    конденсаторов.

  • Пользуйтесь
    инструментом с изолированными ручками.

  • Для
    присоединения потребителей к сети
    пользуйтесь штепсельными соединениями.

4.
Требования безопасности после окончания
работы.

  • После
    окончания работы выключите источник
    электроэнергии, а потом разберите
    электрическую цепь.

  • Приборы
    сложите в соответствующее для них
    место.

  • Не
    оставляйте рабочее место без разрешения
    учителя.

5.
Требования безопасности в аварийных
ситуациях.

  • При
    выявлении неисправности в электрических
    приборах, которые находятся под
    напряжением, немедленно выключите
    источник питания, а также при выявлении
    пожара, нарушений норм безопасности,
    травмировании немедленно сообщите об
    этом учителю.

  • Не
    устраняйте неисправности в электросети,
    электрооборудования самостоятельно

Инструкция

 по
охране труда при работе в кабинете
биологии

  1. Общие
    требования безопасности

1.1. К работе в
кабинете биологии допускаются лица не
моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по
охране труда, медицинский осмотр и не
имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.

1.2. Лица, допущенные
к работе в кабинете биологии, должны
соблюдать правила внутреннего трудового
распорядка, расписание учебных занятий,
установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При работе в
кабинете биологии возможно воздействие
на работающих опасных и вредных
производственных факторов:

— химические ожоги
при попадании на кожу или в глаза
растворов кислот, щелочек и других едких
веществ;

— термические ожоги
при неаккуратном пользовании спиртовками;

— порезы рук при
небрежном обращении с лабораторной
посудой, режущим и колющим инструментом;

— отравление
ядовитыми растениями и ядовитыми
веществами грибов.

1.4. Кабинет биологии
должен быть укомплектован  медаптечкой
с набором необходимых медикаментов и
перевязочных средств.

1.5. При работе в
кабинете биологии соблюдать правила
пожарной безопасности, знать места
расположения первичных средств
пожаротушения. Кабинет биологии должен
быть оснащен первичными средствами
пожаротушения: огнетушителем пенным и
углекислотным, ящиком с песком.

1.6. О каждом
несчастном случае пострадавший или
очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить администрации
учреждения. При неисправности оборудования,
приспособлений и инструмента прекратить
работу и сообщить администрации
учреждения.

1.7. В процессе
работы соблюдать правила личной гигиены,
содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Лица, допустившие
невыполнение или нарушение инструкции
по охране труда, привлекаются к
дисциплинарной ответственности в
соответствии с правилами внутреннего
трудового распорядка и, при необходимости.
Подвергаются внеочередной проверке
знаний норм и правил охраны труда.

  1. Требования
    безопасности перед началом работы

2.1. Подготовить к
работе необходимое оборудование,
инструменты, препараты, проверить их
исправность, целостность лабораторной
посуды и приборов из стекла.

2.3. Тщательно
проветрить помещение кабинета биологии.

3. Требования
безопасности во время работы

3.1. Пребывание
учащихся в помещении кабинета биологии
и в лаборантской допускается только в
присутствии учителя биологии.

3.2. Обеспечить
безопасное состояние  рабочих мест
для учащихся, приборов, оборудования,
инструментов, хранение химреактивов.

3.3. Стеклянная
посуда, колющие и режущие инструменты,
химреактивы должны храниться в
лаборантской и закрывающихся на замки
шкафах с глухими створками без стекол.

3.4. В кабинете на
видном месте должны быть вывешены
инструкции по охране труда для учащихся
при выполнении лабораторных и практических
работ, при работе на учебно-опытном
участке и при проведении экскурсий по
биологии.

3.5. В кабинете не
должно быть растений, содержащих ядовитые
вещества (олеандр, молочай и др.), а также
колючих растений.

3.6. Запрещается
иметь и использовать в работе
электронагревательные приборы с открытой
спиралью.

3.7. При работе с
лабораторной посудой, приборами из
стекла соблюдать осторожность, не
нажимать сильно пальцами на хрупкие
стенки пробирок, колб. Брать предметы
и покровные стекла за края легко во
избежание порезов пальцев.

3.8. При работе с
твердыми химреактивами набирать их из
баночек специальными пластмассовыми
или фарфоровыми ложечками, не допускать
попадания растворов кислот и щелочей
на кожу, в глаза и на одежду.

3.9. Не сливать
отработанные растворы химреактивов в
канализацию, использовать для их сбора
стеклянную тару с крышкой вместимостью
не менее 3 л.

3.10. Не мыть
лабораторную посуду с мылом, так как
она становится скользкой и ее легко
уронить и разбить.

3.11. Запрещается
использование в кабинете инсектицидов
для борьбы с насекомыми-вредителями
комнатных растений.

4. Требования
безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При разливе
легковоспламеняющейся жидкости и ее
воспламенении эвакуировать учащихся
из кабинета биологии, сообщить о пожаре
администрации учреждения и в ближайшую
пожарную часть, приступить к тушению
очага возгорания с помощью первичных
средств пожаротушения.

4.2. В случае, если
разбилась лабораторная посуда или
приборы из стекла, не собирать их осколки
незащищенными руками. А использовать
для этой цели щетку или совок.

4.3. При получении
травмы оказать первую помощь пострадавшему
и сообщить администрации учреждения,
при необходимости отправить пострадавшего
в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования
безопасности по окончании работы

5.1. Привести в
прядок рабочее место, убрать в лаборантскую
в шкафы оборудование, приборы, инструменты,
препараты, химреактивы.

5.2. отработанные
водные растворы реактивов слить в
закрывающийся крышкой стеклянный сосуд
вместимостью не менее 3 л с крышкой для
их последующего уничтожения.

5.3. Проветрить
помещение и тщательно вымыть руки с
мылом.

Инструкция

по
охране труда при проведении демонстрационных
опытов по  биологии
 

1. Общие требования
безопасности

           
1.1. К проведению
демонстрационных опытов по биологии
допускаются педагогические работники
в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие
инструктаж по охране труда, медицинский
осмотр и не имеющие противопоказаний
по состоянию здоровья. Учащиеся к
подготовке и проведению демонстрационных
опытов по биологии не допускаются.

1.2. лица, допущенные
к проведению демонстрационных опытов
по биологии, должны соблюдать правила
внутреннего трудового распорядка,
расписание учебных занятий, установленные
режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении
демонстрационных опытов по биологии
возможно воздействие на работающих
следующих опасных и вредных производственных
факторов:

— химические ожоги
при попадании на кожу или в глаза
растворов кислот, щелочек и других едких
веществ;

— термические ожоги
при неаккуратном пользовании спиртовками;

— порезы рук при
небрежном обращении с лабораторной
посудой, режущим и колющим инструментом;

— отравление
ядовитыми растениями и ядовитыми
веществами грибов.

1.4. Кабинет биологии
должен быть укомплектован  медаптечкой
с набором необходимых медикаментов и
перевязочных средств.

1.5. При работе в
кабинете биологии соблюдать правила
пожарной безопасности, знать места
расположения первичных средств
пожаротушения. Кабинет биологии должен
быть оснащен первичными средствами
пожаротушения: огнетушителем пенным и
углекислотным, ящиком с песком.

1.6. О каждом
несчастном случае пострадавший или
очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить администрации
учреждения. При неисправности оборудования,
приспособлений и инструмента прекратить
работу и сообщить администрации
учреждения.

1.7. В процессе
работы соблюдать правила личной гигиены,
содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Лица, допустившие
невыполнение или нарушение инструкции
по охране труда, привлекаются к
дисциплинарной ответственности в
соответствии с правилами внутреннего
трудового распорядка и, при необходимости.
Подвергаются внеочередной проверке
знаний норм и правил охраны труда.

2.Требования
безопасности перед началом работы

2.1. Подготовить к
работе необходимое оборудование,
инструменты, препараты, проверить их
исправность, целостность лабораторной
посуды и приборов из стекла.

2.3. Тщательно
проветрить помещение кабинета биологии.

3. Требования
безопасности во время работы

3.1. При использовании
режущих и колющих инструментов
(скальпелей. Ножниц, препаровальных игл
и пр.) соблюдать осторожность, не
направлять их заостренные части на себя
и на учащихся.

3.2. Соблюдать
осторожность при работе с лабораторной
посудой и приборами из стекла. Тонкостенную
лабораторную посуду следует укреплять
в зажимах штативов, слегка поворачивая
вокруг вертикальной оси или перемещая
вверх-вниз. Брать предметные стекла 
за края легко во избежании пореза
пальцев.

3.3. При пользовании
спиртовкой для нагревания жидкостей
беречь руки от ожогов. Нагревание
жидкостей производить только в
тонкостенных сосудах (пробирках, колбах
и пр.). Отверстие пробирки или горлышко
колбы при нагревании не направлять на
себя и на учащихся. При нагревании
жидкостей не наклоняться над сосудами
и не заглядывать в них.

3.4. При нагревании
стеклянных пластинок необходимо сначала
равномерно прогреть всю пластинку, а
затем вести медленный нагрев.

3.5. Кипячение
горючих жидкостей на открытом огне
запрещается.

3.6. Соблюдать
осторожность при работе с влажными и
сухими препаратами, не давать учащимся
трогать и нюхать ядовитые растения,
грибы и колючие растения.

3.7. При работе с
химреактивами не брать их руками, твердые
реактивы из склянок набирать специальными
ложечками, шпателями.

3.8. Поддерживать
порядок на рабочем месте, не загромождать
стол посторонними предметами.

4. Требования
безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При разливе
легковоспламеняющейся жидкости и ее
воспламенении эвакуировать учащихся
из кабинета биологии, сообщить о пожаре
администрации учреждения и в ближайшую
пожарную часть, приступить к тушению
очага возгорания с помощью первичных
средств пожаротушения.

4.2. В случае, если
разбилась лабораторная посуда или
приборы из стекла, не собирать их осколки
незащищенными руками. А использовать
для этой цели щетку или совок.

4.3. При получении
травмы оказать первую помощь пострадавшему
и сообщить администрации учреждения,
при необходимости отправить пострадавшего
в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования
безопасности по окончании работы

5.1. Привести в
прядок рабочее место, убрать в лаборантскую
в шкафы оборудование, приборы, инструменты,
препараты, химреактивы.

5.2. отработанные
водные растворы реактивов слить в
закрывающийся крышкой стеклянный сосуд
вместимостью не менее 3 л с крышкой для
их последующего уничтожения.

5.3. Проветрить
помещение и тщательно вымыть руки с
мылом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Инструкция по охране труда при проведении буровых работ
  • Инструкция по охране труда при применении лестниц и стремянок 2021
  • Инструкция по охране труда при приготовлении теста вручную
  • Инструкция по охране труда при приготовлении дезинфицирующих растворов
  • Инструкция по охране труда при постановке сельскохозяйственной техники на хранение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии