Наименование | Дата введения в действие | Для кого |
---|---|---|
Инструкция №15 по организации дорожного движения на территории морского порта (ТОИ-РД 31.82.05.15-95) | 10.04.1995 | Инструкция обязательна для всех водителей автомобилей, автопогрузчиков, автоконтейнеровозов, контейнерных погрузчиков, электропогрузчиков, тракторов, пневмокранов, тягачей, самоходных тележек независимо от ведомственной подчиненности. Водители портальных погрузчиков фирмы «Пайнер», автопогрузчиков «Гермес», «ЛВМ», портовых тягачей «Сису», «Терберг» и др. руководствуются положениями данной Инструкции и Инструкциями по охране труда для водителя вышеуказанных машин |
Инструкция №14 по охране труда для работников порта и станций железной дороги (ТОИ-РД 31.82.05.14-95) | 10.04.1995 | Инструкция распространяется на маневровые работы, выполняемые станциями железной дороги на территории морского порта, погрузочно-разгрузочные работы при обработке железнодорожных вагонов и маневровые операции, выполняемые портом |
Инструкция №13 по охране труда для докеров-механизаторов аварийных бригад (звеньев) по ликвидации аварийных ситуаций при перегрузке опасных грузов (ТОИ-РД 31.82.05.13-95) | 10.04.1995 | Инструкция предназначена для докеров-механизаторов аварийных бригад (звеньев) по ликвидации аварийных ситуаций при перегрузке опасных грузов |
Инструкция №12 по охране труда для докера-механизатора при перегрузке опасных грузов (ТОИ-РД 31.82.05.12-95) | 10.04.1995 | Инструкция предназначена для докера-механизатора при перегрузке опасных грузов |
Инструкция №11 по охране труда для докера-механизатора-лебедчика (ТОИ-РД 31.82.05.11-95) | 10.04.1995 | Инструкция предназначена для докера-механизатора-лебедчика |
Инструкция №10 по охране труда для докера-механизатора-швартовщика (ТОИ-РД 31.82.05.10-95) | 10.04.1995 | Инструкция предназначена для докера-механизатора-швартовщика |
Инструкция №9 по охране труда для докера-механизатора — водителя портального погрузчика «Пайнер» и «Валмет» (ТОИ-РД 31.82.05.09-95) | 10.04.1995 | Инструкция предназначена для докера-механизатора — водителя портального погрузчика «Пайнер» и «Валмет» |
Инструкция №8 по охране труда для докера-механизатора-сигнальщика — сцепщика железнодорожных вагонов (ТОИ-РД 31.82.05.08-95) | 10.04.1995 | Инструкция предназначена для докера-механизатора-сигнальщика — сцепщика железнодорожных вагонов |
Инструкция №7 по охране труда для докера-механизатора — водителя колесного транспорта (ТОИ-РД 31.82.05.07-95) | 10.04.1995 | Инструкция предназначена для докера-механизатора — водителя колесного транспорта |
Инструкция №6 по охране труда для докера-механизатора — водителя электропогрузчика (ТОИ-РД 31.82.05.06-95) | 10.04.1995 | Инструкция предназначена для докера-механизатора — водителя электропогрузчика |
Инструкция №5 по охране труда для докера-механизатора — водителя автопогрузчика (ТОИ-РД 31.82.05.05-95) | 10.04.1995 | Инструкция предназначена для докера-механизатора — водителя автопогрузчика |
Инструкция №4 по охране труда для докера-механизатора — крановщика (машиниста) портального электрического крана (ТОИ-РД 31.82.05.04-95) | 10.04.1995 | Инструкция предназначена для докера-механизатора — крановщика (машиниста) портального электрического крана |
Инструкция №3 по охране труда для докера-механизатора-сигнальщика (ТОИ-РД 31.82.05.03-95) | 10.04.1995 | Инструкция предназначена для докера-механизатора-сигнальщика |
Инструкция №2 по охране труда для докера-механизатора-стропальщика (ТОИ-РД 31.82.05.02-95) | 10.04.1995 | Инструкция предназначена для докера-механизатора-стропальщика |
Инструкция №1 по охране труда для докера-механизатора (ТОИ-РД 31.82.05.01-95) | 11.04.1995 | Инструкция предназначена для докера-механизатора |
Типовая инструкция по охране труда для станочника широкого профиля, токаря, фрезеровщика, шлифовальщика, полировщика, зуборезчика, заточника (ТОИ Р-31-204-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих обработку металлов на металлорежущих станках (токарных, сверлильно-расточных, фрезерных, строгальных, долбежных, протяжных, зуборезных, отрезных, шлифовальных), а также совмещающих другие профессии с профессиями токаря, фрезеровщика, зуборезчика, шлифовщика, изолировщика, заточника (станочника широкого профиля) |
Типовая инструкция по охране труда для маляра (ТОИ Р-31-206-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу маляра и совмещающих другие профессии с профессией маляра |
Типовая инструкция по охране труда для судового повара, пекаря, камбузника (ТОИ Р-31-005-96) | 01.03.1997 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу судового повара, пекаря, камбузника и других работников судового камбуза |
Типовая инструкция по охране труда для судового токаря-кладовщика (ТОИ Р-31-004-96) | 01.03.1997 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу токаря-кладовщика и совмещающих другие профессии с профессией токаря-кладовщика |
Типовая инструкция по охране труда для судового электрика (ТОИ Р-31-003-96) | 01.03.1997 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу судового электрика (старшего электрика) |
Типовая инструкция по охране труда для моториста, рефрижераторного моториста, котельного машиниста и электрогазосварщика транспортного судна (ТОИ Р-31-002-96) | 01.03.1997 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу моториста, рефрижераторного моториста, котельного машиниста, электрогазосварщика или лиц, совмещающих указанные профессии |
Типовая инструкция по охране труда для матроса транспортного судна (ТОИ Р-31-001-96) | 01.03.1997 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу старшего матроса (судового плотника), матросов I класса, II класса и совмещающих другие профессии с профессией матроса |
Типовая инструкция по охране труда для судового буфетчика, дневального, уборщика, кастелянши (ТОИ Р-31-006-96) | 01.03.1997 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу судового буфетчика, дневального, уборщика и кастелянши, или лиц, совмещающих указанные профессии |
Типовая инструкция по охране труда для судокорпусника-ремонтника (ТОИ Р-31-201-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу судокорпусника-ремонтника и совмещающих другие профессии с профессией судокорпусника |
Типовая инструкция по охране труда для работников, обслуживающих суда Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР | 01.10.1986 | Инструкция предназначена для работников, обслуживающих суда Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР |
Типовая инструкция по безопасности труда для слесаря, выполняющего техническое обслуживание и ремонт машин непрерывного действия (РД 31.82.15-83) | 01.05.1984 | Инструкция распространяется на работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом машин непрерывного действия |
Типовая инструкция по безопасности труда для электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт машин внутрипортового транспорта (РД 31.82.14-83) | 01.06.1984 | Инструкция применяется при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования внутрипортового транспорта |
Типовая инструкция по безопасности труда для слесаря, выполняющего техническое обслуживание и ремонт машин внутрипортового транспорта (РД 31.82.13-83) | 01.06.1984 | Инструкция применяется при техническом обслуживании и ремонте машин внутрипортового транспорта |
Типовая инструкция по безопасности труда для электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов и контейнерных перегружателей (РД 31.82.12-83) | 01.06.1984 | Инструкция применяется при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования портальных кранов, контейнерных причальных перегружателей, мостовых и козловых кранов |
Типовая инструкция по безопасности труда для слесаря, выполняющего техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов и контейнерных перегружателей (РД 31.82.11-83) | 01.06.1984 | Инструкция применяется при техническом обслуживании и ремонте портальных кранов, контейнерных причальных перегружателей, мостовых и козловых кранов |
Типовая инструкция по охране труда для жестянщика (ТОИ Р-31-215-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу жестянщика и совмещающих другие профессии с профессией жестянщика |
Типовая инструкция по охране труда для термиста (ТОИ Р-31-214-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу термиста |
Типовая инструкция по охране труда для трубопроводчика (ТОИ Р-31-213-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу трубопроводчика и совмещающих другие профессии с профессией трубопроводчика |
Типовая инструкция по охране труда для оператора котельной (ТОИ Р-31-212-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу оператора котельной |
Типовая инструкция по охране труда для плотника (ТОИ Р-31-211-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу плотника и совмещающих другие профессии с профессией плотника |
Типовая инструкция по охране труда для аккумуляторщика (ТОИ Р-31-210-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу аккумуляторщика |
Типовая инструкция по охране труда для наполнителя и приемщика баллонов (ТОИ Р-31-209-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу наполнителя (приемщика) баллонов |
Типовая инструкция по охране труда для электромонтажника судового (ТОИ Р-31-208-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работы электромонтажника судового |
Типовая инструкция по охране труда для слесаря-судоремонтника (ТОИ Р-31-207-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу слесаря-судоремонтника и совмещающих другие профессии с профессией слесаря-судоремонтника |
Типовая инструкция по охране труда для гальваника (ТОИ Р-31-205-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу гальваника |
Типовая инструкция по охране труда для кузнеца (ТОИ Р-31-203-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу кузнеца |
Типовая инструкция по охране труда для газоэлектросварщика (ТОИ Р-31-202-97) | 01.07.1998 | Инструкция распространяется на лиц, выполняющих работу газоэлектросварщика и совмещающих другие профессии с профессией газоэлектросварщика |
Утверждаю |
|
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] |
[должность, подпись, Ф. И. О. директора или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию] |
[число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция старшего механика на судне
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Данная инструкция определяет функциональные обязанности старшего механика на судне.
1.2. Старший механик назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации, в установленном действующим законодательством порядке.
1.3. Старший механик является заместителем руководителя организации и осуществляет непосредственное руководство механикой судна.
1.4. На должность старшего механика назначается лицо, обладающее необходимыми знаниями, навыками, умениями, имеющее [среднее, высшее] техническое образование и стаж работы не менее [значение] лет.
1.5. В ведении старшего механика находятся: главные и вспомогательные двигатели, главные редукторы, валопроводы, движители, котлы, опреснители, системы энергетической установки и общесудовые системы, вспомогательные механизмы, клинкетные двери в машинных отделениях, механическая и гидравлическая части приводов, средства предотвращения загрязнения моря, механическая часть палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механические средства бытового назначения, система кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия перечисленного оборудования, материально-техническое снабжение и аварийное имущество машинного отделения, тоннели валопроводов и трубопроводов, румпельное отделение, механические мастерские, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения, помещения: машинные, аварийного дизель-генератора, вентиляторов, для производства электрогазосварочных работ и хранения баллонов, сепараторов и обработки сточных вод, опреснителей, насосные, а также противопожарные и грузоподъемные средства в указанных помещениях.
2. Функциональные обязанности
Старший механик:
2.1. Обеспечивает надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств своего заведования, постоянную готовность технических средств жизнеобеспечения судна.
2.2. Распределяет подчиненных по вахтам и работам; ведет учет рабочего времени; обеспечивает безопасную организацию работ.
2.3. Контролирует наличие запасов топлива, смазочных масел, воды, снабжения для нужд службы.
2.4. Планирует и проводит техническую учебу.
2.5. Контролирует качество ремонта технических средств, выполняемого предприятиями и судовыми специалистами.
2.6. Обеспечивает ведение технической документации; контролирует ведение машинного журнала и представляет на подпись главному механику.
3. Ответственность
Старший механик несет ответственность за:
3.1. Необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей.
3.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.
3.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений главного механика.
3.4. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности судна и его экипажу.
3.5. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
Примечание. Настоящая инструкция не ограничивает права капитана в определенных случаях возлагать на членов экипажа дополнительные обязанности применительно к реальным условиям и состоянию судна.
С инструкцией ознакомлен и обязуюсь выполнять
([вписать нужное]) [подпись] [Ф. И. О.]
Обновлено: 13.07.2023
Должностная инструкция механика – судового
от ___ ____________ 20__ г.
5. К выполнению обязанностей механика–судового допускаются лица не имеющие противопоказаний по медицинскому освидетельствованию и, признанные пригодными к выполнению работ на судне в данной должности, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующий диплом, знающие правила безопасных приемов и методов работы, прошедшие вводный инструктаж по охране труда при приеме на работу, первичный инструктаж на рабочем месте, проверку знаний по охране труда.
15. При назначении на судно новых членов экипажа механик–судовой ознакамливает, в пределах своей компетенции, с их обязанностями по работе, правилами и порядком производства и технологией ремонтных работ.
16. Остальные действия производить согласно нормативных документов в пределах действующего законодательства и Устава службы на судах.
4. Контролирует состояние противопожарной безопасности судна и соблюдение экипажем противопожарных правил.
5. Обеспечивает меры противопожарной защиты при выполнении на судне ремонтных работ и работ с открытым огнем; не допускает эксплуатации на судне оборудования, технических средств и материалов, состояние которых создает опасность возникновения пожара.
6. Проверяет стационарные и переносные средства пожаротушения, готовность их к действию, исправность средств пожарной сигнализации и систем противопожарных закрытий.
7. При постановке судна на ремонт, длительной стоянке, а также во время производства грузовых работ при низкой температуре наружного воздуха механик судовой обязан обеспечивать проведение мероприятий и предупредительных мер с целью предотвращения размораживания судовой техники.
8. При работе судна с закрепленными баржами без команд механик судовой обеспечивает техническую эксплуатацию судовой техники на баржах, за исключением средств связи.
9. Механик судновой, назначенный на судно, принимает от своего предшественника в установленном порядке судовую технику, топливо, смазочные материалы, инвентарь, запасные части и приспособления, нормативную техническую документацию, а также делопроизводство и отчетность по своему заведованию.
Обязанности работника по соблюдению требований
нормативно-правовых актов по охране труда
- Должен заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ, соблюдать личную осторожность и внимательность при нахождении на теплоходах, несамоходных и других судах (баржах), при нахождении в трюмах, в помещениях судна, на причале и в других подразделениях и территории порта.
- Знать и выполнять требования нормативно – правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
- Проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.
1. Механик-судовой несет личную ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных действующими правовыми нормами и настоящей должностной инструкцией, а также за состояние охраны труда в его заведовании, за нарушения требований, изложенных в данной Инструкции согласно действующему законодательству, и лично отвечает за свои действия в части соблюдения требований техники и пожарной безопасности.
3. За недостоверную информацию о состоянии выполнения своих должностных обязанностей.
4. За невыполнение приказов, распоряжений и поручений директора по эксплуатации флота..
5. За непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности и других правил, создающих угрозу деятельности судну и его экипажу.
6. За несоблюдение трудовой и исполнительской дисциплины подчиненного персонала его заведования на судне.
В ведении Старшего механика находятся главные и вспомогательные двигатели, главные редукторы, валопроводы, движители, котлы, опреснители, системы энергетической установки и общесудовые системы, вспомогательные механизмы, клинкетные двери в машинных отделениях, механическая и гидравлическая части приводов, средства предотвращения загрязнения моря, механическая часть палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механические средства бытового назначения, система кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия перечисленного оборудования, материально-техническое снабжение и аварийное имущество машинного отделения, тоннели валопроводов и трубопроводов, румпельное отделение, механические мастерские, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения, помещения: машинные, аварийного дизель-генератора, вентиляторов, для производства электрогазосварочных работ и хранения баллонов, сепараторов и обработки сточных вод, опреснителей, насосные, а также противопожарные и грузоподъемные средства в указанных помещениях.
2. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
1. Обеспечивает надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств своего заведования, постоянную готовность технических средств обеспечения живучести судна.
2. Распределяет подчиненных по вахтам и работам; ведет учет рабочего времени; обеспечивает безопасную организацию работ.
3. Контролирует наличие запасов топлива, смазочных масел, воды, снабжения для нужд службы.
4. Планирует и проводит техническую учебу.
5. Контролирует качество ремонта технических средств, выполняемого предприятиями и судовыми специалистами.
6. Обеспечивает ведение технической документации; контролирует ведение машинного журнала и представляет на подпись главному механику.
Примечание. Настоящая инструкция не ограничивает права капитана в определенных случаях возлагать на членов экипажа дополнительные обязанности применительно к реальным условиям и состоянию судна.
175. Старший механик является заместителем капитана по технической эксплуатации судна, несет ответственность за техническое состояние корпуса и технических средств судна.
Старший механик является начальником службы технической эксплуатации, ведает планированием и выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту, рациональным расходованием средств на сменно-запасные части, материально-техническое снабжение и ремонт судна.
Указания и распоряжения старшего механика по вопросам технической эксплуатации судна обязательны для всех членов экипажа.
176. Старший механик обязан обеспечивать:
(01) руководство технической эксплуатацией корпуса и технических средств судна в строгом соответствии с Положением о технической эксплуатации морского флота, правилами технической эксплуатации судовых технических средств, инструкциями заводов-строителей и другими нормативными документами и инструкциями, утвержденными Министерством морского флота или судовладельцем;
(02) выполнение правил техники безопасности на судах морского флота, правил, инструкций и приказов по технике безопасности, издаваемых Министерством морского флота, судовладельцем и подчиненными ему лицами;
(03) планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту судна, нормальную организацию труда и отдыха членов службы технической эксплуатации, расстановку их по вахтам и заведованиям, контроль учета их рабочего времени и дней отдыха;
(04) организацию вахтенного обслуживания механической установки и несет ответственность за техническую эксплуатацию всех судовых технических средств.
Примечание. На судах, где штатным расписанием предусмотрено менее четырех механиков, к несению вахты механика может допускаться старший моторист (машинист) под ответственность старшего механика.
(05) знание и соблюдение правил техники безопасности подчиненными лицами и несет ответственность за это;
(06) выполнение наставления по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР, постоянную готовность к действию пожарных и отливных насосов и систем, безотказное действие приводов клинкетных дверей и исправность противопожарных устройств;
(07) соблюдение правил пожаробезопасности во всех машинных помещениях, организацию и подготовку всех подчиненных ему членов судового экипажа к борьбе за живучесть судна; при объявлении судовых тревог — руководство действиями по борьбе за живучесть в машинных помещениях;
(08) своевременное предъявление, с ведома капитана, судна и его технических средств к освидетельствованию Регистром СССР и другими органами технического надзора;
(09) своевременное составление ремонтных ведомостей по всем частям судна, контроль за качеством работ, выполняемых береговыми предприятиями (БТО, СРЗ и др.), судовыми ремонтными бригадами, а также судовыми специалистами;
(10) контроль за своевременным снабжением аварийным имуществом, инвентарем, материалами, сменно-запасными частями, правильным хранением, расходованием и учетом топлива, масла и воды для нужд механической установки;
(11) личное руководство управлением механической установкой при входе судна в порт или выходе из него и во время швартовных операций. В указанных случаях старший механик может отлучаться из машинного помещения только с разрешения капитана, оставляя вместо себя второго механика;
(12) быстрое выполнение подаваемых с командного мостика распоряжений. О всех случаях невозможности или задержки выполнения распоряжений с мостика старший механик обязан немедленно сообщать об этом на командный мостик;
(13) на судах с дистанционным управлением работой механической установки, когда с командного мостика управление не передано в машинное помещение, ответственность за выполнение маневра и нагрузочного режима главных двигателей несет вахтенный помощник капитана. О передаче управления главными двигателями с командного мостика в машинное помещение и из машинного помещения на командный мостик делается запись с указанием точного времени передачи в судовой журнал вахтенным помощником капитана и вахтенным механиком в машинный журнал;
(14) выполнение всех распоряжений капитана. В случаях, когда исполнение распоряжения может причинить вред техническим средствам, старший механик обязан предупредить капитана о предполагаемых последствиях и действовать в соответствии с последующим распоряжением капитана; о всех распоряжениях такого рода должны быть сделаны записи в машинном и судовом журналах;
(15) планирование проведения технической учебы;
(16) ежедневную проверку суточных записей в машинном журнале, подписывать и представлять его на подпись капитану;
(17) ведение и представление судовладельцу установленной отчетной документации по технической эксплуатации и техническому состоянию корпуса и технических средств судна.
177. Старший механик распределяет в соответствии с настоящим Уставом все технические средства механической установки и корпуса в заведование подчиненным лицам командного состава.
178. Перед выходом судна в рейс старший механик обязан проверить готовность механической установки судна к плаванию и за 15 минут до назначенного времени отхода совместно со старшим помощником капитана доложить капитану о ее готовности.
179. Вывод из действия технических средств, заполнение танков, цистерн и других емкостей, перекачка воды, топлива, которые могут привести к изменению остойчивости, крена или дифферента судна, допускаются только с разрешения капитана, а вахтенный помощник капитана должен быть информирован об этом вахтенным механиком.
180. Старший механик имеет право самостоятельно выводить из действия технические средства, если это не угрожает безопасности судна и не нарушает его нормальную эксплуатацию.
В случае необходимости уменьшить ход судна либо остановить двигатель для предупреждения аварии или ликвидации ее последствий старший механик должен предварительно получить на это разрешение капитана. В экстренных аварийных случаях, когда исключается возможность своевременного получения разрешения капитана, старший механик действует по своему усмотрению, докладывая капитану о принимаемых мерах.
181. Если действия кого-либо из подчиненных угрожают выходом из строя технического средства, старший механик имеет право отстранить указанное лицо от исполнения обязанностей, доложив об этом капитану.
182. Старший механик по согласованию с капитаном разрешает увольнение с судна на берег подчиненных ему лиц и дает соответствующие указания второму или вахтенному механику.
183. Старший механик может покинуть судно, стоящее на рейде, имеющее на борту опасный груз, а также при бункеровке по разрешению капитана, оставляя вместо себя второго или третьего механика.
184. Старший механик, назначенный на судно, принимает от своего предшественника в установленном порядке корпус и технические средства, топливо, инвентарь, сменно-запасные части, техническую документацию судна на основании рапортов ответственных лиц командного состава (рапорты пишутся на имя сдающего старшего механика), а также все документы, книги и чертежи по механической установке согласно описи.
О приеме-сдаче составляется акт, один экземпляр которого представляется капитану и остается на судне, а другой представляется судовладельцу. Прием-сдача и время фиксируются в машинном журнале, о чем докладывается капитану. С момента совершения указанной записи вновь назначенный старший механик вступает в должность.
185. Старший механик, назначенный на строящееся или вновь построенное судно, обязан обеспечить прием корпуса и технических средств, технической документации, сменно-запасных частей, инструмента и инвентаря по заведованиям подчиненными ему лицами командного состава, руководствуясь контрактными условиями на постройку, спецификацией, материалами приемной комиссии и документами Регистра СССР и другими материалами.
186. Во время вывода судна из эксплуатации на ремонт старший механик по согласованию с капитаном распределяет обязанности всего экипажа по организации и проведению ремонта судна.
187. При постановке судна на ремонт, при длительной стоянке, а также во время производства грузовых операций при низкой температуре наружного воздуха старший механик обязан обеспечить проведение мероприятий и предупредительных мер против размораживания технических средств и корпуса судна.
После постановки судна в док и перед выводом из дока совместно с капитаном и старшим помощником старший механик обязан произвести наружный осмотр корпуса, донно-забортной арматуры, движительно-рулевого комплекса и обратить особое внимание на установку пробок спускных отверстий, крепление движительно-рулевого комплекса и кингстонных сеток.
188. При наличии в штате судна главного механика и одновременно старшего механика и главного инженера атомной энергетической установки их права и обязанности определяются судовладельцем.
Судовой механик — это человек, занимающиеся эксплуатацией, а также техобслуживанием и ремонтом любого судового оборудования. На его плечи ложится обеспечение безопасности плавания. В нашем обзоре мы подробнее остановимся на должностных обязанностях судомеханика, особенностях получения профессии и перспективах карьеры этого специалиста.
Описание профессии
Механик на корабле относится к категории специалистов мореходства, основной задачей которых стала организация беспрерывного и безопасного функционирования всех технологических установок и механизмов на борту судов. Этот человек отвечает за бесперебойное, практичное обслуживание и последующий ремонт всей техники плавсредства. Основные задачи специалиста на этой позиции:
- систематический контроль за всеми основными, а также вспомогательными механизмами, корабельным оборудованием и системами судовых машин, их техобслуживание;
- проведение мелких ремонтных работ, устранение поломок, а также осуществление аварийных работ.
В своей деятельности механик скрупулёзно следует утверждённым трудовым инструкциям, он должен заполнять всю необходимую рабочую документацию. Если возникла аварийная ситуация, которая требует принятия незамедлительных мер безопасности, то судомеханик немедленно проводит действия, направленные на обеспечение безопасности плавсредства, а также сохранение жизней членов экипажа и пассажиров судна.
Рабочее место корабельного механика — это всё судно в целом и машинное отделение в частности. Условия работы неблагоприятные — трудовая активность связана с высокой влажностью, теснотой рабочего помещения, отсутствием естественного освещения, а также взаимодействием с масляными средами. Тем не менее бытовые условия судомехаников довольно комфортные — в распоряжении команды судна имеются каюты со встроенными санузлами, а также зоны общего пользования (место отдыха, кинозал, кабинеты и столовая).
Механику в силу особенностей своей профессиональной деятельности приходится работать далеко от родных и дома — это выдерживают не все люди. Длительность рабочего периода на корабле бывает различной. Например, круизные плавательные средства, работающие на небольших маршрутах, предполагают занятость в формате 2/2, когда две недели отведены для работы, а две недели — время отдыха. А вот на торговых кораблях рейс может длиться по 6 месяцев и более.
Организация деятельности на судне предусматривает деление суток на несколько периодов по 4 часа, их перераспределяют между тремя механиками так, чтобы они сменяли друг друга. Соответственно, каждый из них работает в режиме — 4 часа вахта и 8 часов отдыха. Судовой механик обязательно должен носить спецодежду.
Как правило, это костюм, состоящий из полукомбинезона и куртки, их шьют из стойкого к неблагоприятным природным условиям полотна.
Должностные обязанности
В должностные обязанности механика морского или речного корабля входят:
- техническая эксплуатация главного и дополнительного энергетического оборудования, а также корпусных устройств, конструкций судовых систем, буровых платформ, автономных энергетических установок и плавательных устройств;
- обслуживание корабельного электрооборудования и средств автоматики судов;
- контроль соблюдения международных и национальных норм по эксплуатации плавательных средств;
- разработка и организация мероприятий, гарантирующих повышение транспортной безопасности на судне;
- обеспечение беспрерывности работы оборудования, оперативное выявление поломок и их ликвидация;
- предотвращение аварийных ситуаций;
- проведение экстренных и плановых ремонтных работ.
Помимо этого, судомеханик обязан ввести всю требуемую документацию.
Требования
Любое пребывание на корабле предполагает повышенные физические и эмоциональные нагрузки, а также возможность организма выдерживать непростые морские условия. К примеру, такая работа нередко сопровождается частыми головокружениями и тошнотой, которые вызываются морской болезнью. Наличие таких проявлений является противопоказанием к работе судомехаником. Этот работник должен в совершенстве знать конструкционные особенности и технологию работы всех базовых корабельных приборов и машин. Навыки работы механика на судне относят к таким предметам, как электротехника, электрика, термическая динамика, техническая механика, а также гидравлика, технология металлов, сопромат и черчение. Специалистам в данной сфере нужны знания металлов и их физико-химических особенностей, сфер использования. Этот работник должен хорошо разбираться в различных типах масел и топлива.
Что касается личных качеств, то здесь принципиальным станет наличие таких характеристик, как:
- умение концентрировать внимание;
- физическая и психологическая выносливость;
- мотивация к постоянному обучению;
- аккуратность.
Обучение и карьерный рост
На корабельного механика обучают в Морской школе или Морской академии, эти учебные заведения имеются не в каждом городе России. В первом случае длительность обучения варьируется от 2,5 до 4 лет в зависимости от категории плавсредства и количества рабочих машин. По окончании учебы студентам выдается диплом о среднем специальном образовании.
Кроме того, они могут с успехом самореализоваться и в береговых организациях. Здесь они с легкостью реализуют свои профессиональные навыки на позиции ведущего энергетика, инженера или куратора проекта производственного предприятия.
Зарплата
Заработная плата всей команды машинного отделения обычно устанавливается трудовым договором и прямо зависит от должности и широты выполняемых профессиональных обязанностей. Кроме того, многие судоходные компании дополнительно оплачивают выполнение обязанностей старшего механика на корабле, проведение специализированных работ и занятость в сверхурочное время. Бонусом к зарплате идёт бесплатное питание, а также периодическая проверка состояния здоровья, ее проводят ежегодно за счет работодателя. Кроме того, все члены экипажа плавательного средства в обязательном порядке страхуются от причинения вреда здоровью вследствие выполнения трудовых задач.
В России судовые механики в среднем зарабатывают 35 тыс. руб., но точная цифра зависит от региона и компании, принявшей человека на работу. Анализируя сайты по трудоустройству, можно отметить, что минимально эти работники получают 25 тыс. руб., в то время как максимальный порог, к примеру, в Ростове-на-Дону, превышает отметку в 100 тыс. руб.
Читайте также:
- Бог чур у славян кратко
- Судебное следствие кратко шпаргалка
- Волчья кровь 1995 сюжет кратко
- Искусственное освещение гигиена кратко
- Инфинитив в английском языке кратко
Общие сведения
Инженер-механик – это универсальная базовая единица любого предприятия. Как отмечалось ранее, в должностные обязанности сотрудника входит проектирование, конструирование и эксплуатация оборудования. Представители данной профессии участвуют в производстве материальных благ во всех отраслях народного хозяйства – от бытовых принадлежностей до космических ракет. Базовое образование инженера позволяет ориентироваться в постоянно изменяющемся мире техники и совершенствовать навыки. При этом инженер может выбрать специализацию в разных направлениях. От этого в будущем будут зависеть его обязанности и функции.
Инженер-механик может сделать как научную, так и управленческую карьеру. В первом случае сотрудник будет трудиться в лабораториях, научно-исследовательских и образовательных центрах. В перспективе работник сможет получить ученую степень, что положительно скажется на его перспективах в России и за границей.
Инженер, который проявляет себя в качестве лидера и получил высшую квалификационную степень имеет право претендовать на высокие должности. При выборе данного направления требуется развивать управленческие навыки, а также получить базовые знания в других профессиях. Например, в менеджменте или в руководстве техническими проектами. Работая механиком, параллельно можно освоить и смежные должности – инженера по качеству или технолога.
На заметку! Некоторые работники предпочитают работать в надзорных органах, выполняя функции эксперта.
Деятельность работника технического профиля связана с технологией и организацией производственных процессов. Должностные обязанности механика могут дополняться в зависимости от места его работы. Список полномочий такого сотрудника указываются во внутренних актах. Инструкция по охране труда для инженера-механика должна присутствовать в любой организации.
Варианты должностей
Одно из преимуществ профессии инженера труда – это множество вариантов специализации и областей применения. Данные сотрудники работают во всех отраслях народного хозяйства: на производстве, в строительстве, на горных предприятиях, на атомных электростанциях, др. Профессию инженера делят на несколько направлений – конструктор, технолог и испытатель. При этом варианты должностей могут иметь разные названия и специфику:
- инженер-механик;
- механик на автотранспорте или на судне;
- главный механик, прочее.
Уровень мастерства инженера определяется присвоенным ему разрядом. Всего существует 5 категорий. Присваиваются квалификации поочередно в зависимости от навыков и умений. На плечах механика лежит большой массив обязанностей, поэтому к нему предъявляют повышенные требования относительно личных и профессиональных качеств. Любой работник должен знать законодательство в области охраны труда и пожарной безопасности и принципы эксплуатации промышленного оборудования.
Деятельность инженера-механика сложна как с физической, так и психологической точки зрения. В условиях производственных цехов существует повышенный риск травматизма – ушиба или перелома. Негативно на здоровье сотрудника сказывается постоянный шум и вибрации, исходящие от работающих механизмов.
Допуск к работе
К самостоятельной работе в качестве инженера-механика допускаются лица старше 18 лет, имеющие III и выше группу по электробезопасности. При этом сотрудник должен пройти обязательное медицинское освидетельствование, вводные и другие инструктажи. Занимать должность механика не могут лица, имеющие противопоказания по состоянию здоровья. Помимо этого, работнику требуется окончить стажировку на рабочем месте и подтвердить квалификацию. В 2022 году нормативная база РФ в области охраны труда. Работодателям требуется внимательно изучить нововведения и руководствоваться только действующими положениями подзаконных актов.
В результате проверки знаний инженер получит допуск к работе – обязательный документ, который подтверждает подготовку сотрудника к самостоятельно деятельности. Удостоверение выдается механику в день их официального трудоустройства. При этом действовать оно начинает только после внесения записей об аттестации и присвоения группы. Предъявляется допуск по требованию руководителя, должностных лиц или надзорных органов.
Образование
Профессия инженера-механика многогранна и позволяет работать в разных направлениях – от производства бытовых принадлежностей до электрооборудования. Для ее получения требуется окончить высшее учебное заведение. Сделать это можно только после получения аттестата или документа о средне-специальном образовании. При этом важно заранее установить будущую специализацию, поскольку в одном и том же образовательном учреждении могут подготавливать как инженеров, так и сотрудников по проектированию гидрологического оборудования.
Чтобы поступить на механика требуется сдать несколько обязательных экзаменов: по физике и по математике. В университете часто присутствуют дополнительные испытания. Лучшими вузами для инженеров считаются:
- МИИТ.
- Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана.
- НИУ МАИ.
- Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова.
После бакалавриата студенты могут окончить магистерские программы. Альтернативный вариант обучения – курсы. Здесь можно получить базовые знания и навыки, пройти профпереподготовку или повысить квалификацию.
Навыки и умения
Навыки и умения, которыми должен обладать инженер-механик указаны в профтсандарте. Работать на данной должности невозможно без интереса к оборудованию, творческого и одновременного практического отношения к деятельности, точного глазомера. Помимо этого, работодатели ожидают от сотрудников технического профиля способности к концентрации внимания, настойчивости и целеустремленности. Важным качеством для инженера является и смекалка, которая позволяет находить нестандартные решения.
Другие качества:
- крепкое физическое здоровье;
- конструктивное и логическое мышление;
- аналитический ум;
- оригинальность мышления;
- реакция;
- организаторские навыки;
- ответственный подход к работе.
Инженер-механик должен свободно владеть специализированными программами. Например, AutoCAD или CorelDraw. Специфика деятельности обязывает представителей данной профессии разбираться в точных науках.
Медицинское обследование
Перед трудоустройством инженер-механик должен пройти медицинское обследование. Данное условие является обязательным и закреплено в Федеральном законе №196-ФЗ от 10.12.1995 г. Организовать освидетельствование можно как на предприятии, так и в больнице или в частном центре. Главное, чтобы медицинский работник имел профильную квалификацию, а кабинет был оборудован по ГОСТу. Если в ходе обследования врач обнаружит нарушения со стороны здоровья, сотруднику будут назначены дополнительные анализы. Только после осмотра и положительного заключения инженер сможет приступить к выполнению своих прямых обязанностей.
Медицинские противопоказания для работы инженером-механиком:
- Заболевания органов слуха, зрения.
- Нарушения со стороны нервной системы.
- Проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
- Психические расстройства.
Порядок организации и осуществления медобследования устанавливает Министерства здравоохранения. Согласно нормативно-правовым актам, механики должны пройти следующих врачей: офтальмолог, психиатр, нарколог, терапевт. Нарколога и психотерапевта можно посетить только в специализированных клиниках.
Условия работы
Руководитель предприятия должен создать оптимальные условия труда для инженера-механика. Для этого сотруднику оборудуется место и предоставляется необходимый для полноценной деятельности инвентарь. Оснащение оргтехникой зависит от обязанностей работника и характера выполняемых им работ.
На заметку! Многие механики проводят на смене около 7-8 часов. Следовательно, для полноценного труда необходимо обеспечить удобство рабочего места.
Внимание уделяется и освещению. При этом работодателю требуется выдать сотруднику спецодежду, а также средства защиты.
Права и обязанности
Инструкция по охране труда для механика отображает его права и обязанности. Главная функция сотрудника – организовать бесперебойное функционирование промышленного оборудования. Помимо этого, работник должен разрабатывать графики и планы профилактических технических обслуживаний или ремонта. Дополнительно механик ведет учетную и иную документацию. В случае необходимости инженер должен вносить предложения относительно модернизации и улучшения используемой на производстве техники.
Инженеры принимают непосредственное участие в отладке и настройке, а также в экспериментах. В должностные обязанности механика входит и руководство подопечными, обучение нового персонала. К правам сотрудника относятся:
- составление технических заданий;
- контроль за своевременностью исполнения поручений;
- предоставление СИЗ, нужного инвентаря.
В случае опасности инженер должен немедленно прекратить работу.
Опасности работы
Деятельность инженера-механика сопряжена с опасными факторами. Часто они сталкиваются с недостаточной освещенностью рабочего места, постоянным шумом и вибрациями.
Другие опасности работы:
- падение грузов;
- тяжелая, напряженная деятельность;
- травмоопасность;
- предельный уровень шума, вибрации;
- нервно-психические, физические перегрузки.
Инженер должен придерживаться режима дня и отдыха, поскольку в случае переутомления могут спровоцировать потенциально опасную для себя и окружающих ситуацию.
Кто отвечает за безопасность работы
За безопасность работ на производстве отвечает руководитель и должностные лица. Помимо этого, часть ответственности возлагается непосредственно на сотрудников предприятия. Для назначения уполномоченных за охрану труда и безопасность работ требуется выпустить соответствующий приказ. Оформляется он в соответствии с ГОСТ и другими национальными стандартами.
На заметку! Должностные лица наравне с работодателями отвечают за безопасные условия труда. В случае нарушений им может грозить административное, дисциплинарное или уголовное наказание.
Руководителям, а также уполномоченным сотрудникам необходимо внимательно следить за персоналом, поскольку любые нарушения могут стать причиной травматизма или иного несчастного случая.
Наказание при несоблюдении требований ОТ
За несоблюдение требований по охране труда инженеру-механику грозит соответствующее наказание. Чаще всего сотруднику выносится выговор с занесением в трудовую книжку. В некоторых случаях работника могут отстранить от должности или уволить. Помимо этого, инженер должен будет возместить нанесенный ущерб. В случае более серьезных нарушений механику могут назначить штраф. В 2022 году он составит от 2 000 до 80 000 рублей. При наличии отягощающих обстоятельств санкции увеличиваются.
Если нарушения повлекли за собой утерю имущества, тяжкий вред здоровью или гибель человека, дело рассматривается в рамках уголовного кодекса. Дополнительно контролирующие органы вправе приостановить деятельность предприятия на установленный законодательством срок. Ответственность инженера-механика за нарушения требований охраны труда указана в КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ.
ИОТ
Инструкция по охране труда для главного механика – это локальный акт, регламентирующий права и обязанности сотрудника. В документе подробно описан алгоритм действия инженера в случае внештатной ситуации или аварии, порядок осмотра рабочего места до и после смены. Соблюдение положений, указанных во внутренним регламенте, – это обязательно условие.
Разработка инструкций относится к пассивным мерам обеспечения пожарной безопасности. Они позволяют исключить травматизм, а также другие несчастные случаи. Дополнительно документ утверждает требования и запреты по обеспечению охраны труда.
Разработка
Должностные инструкции разрабатываются должностными лицами на основании соответствующего приказа. Проект документа предоставляется в правовую и кадровую службу для проверки. Здесь сотрудники осматривают локальный акт на предмет соответствия нормам делопроизводства. Утверждает внутренний регламент руководитель предприятия. Для этого на бланке проставляется гриф или подпись.
Общие требования
Инструкция по охране труда механика судна или любой другой локальный акт начинается с раздела «Общие требования». При оформлении документа необходимо учитывать Приказ Минтруда России от 09.12.2020 N 871н и другие нормативно-правовую документацию. В соответствии с требованием, руководитель предприятия обязан:
- Обучить штатный персонал.
- Контролировать работу.
- Предоставить нужное оборудование, инвентарь.
В данной главе указывается, какие опасные и вредные факторы оказывают на сотрудников негативное влияние. К выполнению работ допускаются лица старше 18 лет, прошедшие подготовку и аттестацию. Помимо этого, работодатель обязан организовывать предварительные, а также периодические медицинские осмотры. Для защиты здоровья инженерам раздаются СИЗ.
Работники обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка и законные предписания. Инженеры, которые трудятся зимой на открытом воздухе, должны делать перерывы для обогрева. Рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с санитарными нормами. Отдельно в главе рассматриваются положения относительно хранения рабочих инструментов.
Перед началом работы
Перед началом смены инженер должен осмотреть рабочее место и проверить исправность оборудования. Техническое обслуживание или ремонт техники производится только в специально предназначенных для этого местах. При работе с инструментами необходимо соблюдать требованиями Правил по охране труда. Работы повышенной опасности выполняются только после получения наряда-допуска. Помимо этого, требуется проведение инструктажей.
Во время работы
Инженер-механик несет полную ответственность за несчастные случаи или другие внештатные ситуации. Работы выполняются в соответствии с разработанными схемами и инструкциями. В зоне производства или недопустимо присутствие третьих лиц. Дополнительно в данном разделе инструкции указываются запреты, правила. Они обязательны к исполнению.
В аварийных ситуациях
В случае аварийной ситуации инженер должен остановить работу и оказать первую медицинскую помощь пострадавшему. Сведения о ней докладываются руководителю. В последующем руководителю необходимо провести расследование несчастного случая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По окончании работ
Использованные во время работы материалы нужно немедленно убрать в герметичные тары, которые ежедневно очищаются после рабочего дня. Помимо этого, площадка очищается от пыли, мусора и других производственных отходов. Для этого можно использовать щетки-сметки или пылесосы. Применять сжатый воздух при уборке недопустимо.
Сведения о неисправностях или внештатных ситуациях доносятся до руководителя. По окончании работ спецодежда снимается и убирается в шкафы. Руки и лицо тщательно моются чистой водой с мылом.
Утверждение и ознакомление
Ознакомление инженера-механика с инструкцией происходит под подпись. К документу требуется приложить лист ознакомления.
Срок действия и пересмотр
инструкция по охране труда старшего механика судна действует 5 лет, но не более 2 сроков. При этом локальный акт может быть досрочно пересмотрен в силу:
- Изменений нормативной базы РФ.
- Предписаний со стороны надзорных органов – ГПС или МЧС.
- Внедрения новых технологий, оборудования.
- Корректировки существующих технологических процессов.
- Возникновения травматизма, возгораний, других ЧС.
В таком случае с сотрудниками проводят внеплановые инструктажи. Откорректированный регламент повторно утверждают и раздают для ознакомления штатному персоналу предприятия.
Заключение
Одно из обязательных условий для работодателей – это создание безопасных условий для труда штатного персонала. Делается это с помощью организационных и практических мероприятий. В структуру системы по охране труда входит разработка должностных инструкций. Локальные акты представляют собой подробное описание обязанностей, прав и ответственности работников. Впоследствии они используются при проведении инструктажей.