Тема:
Измерение времени.
С. 26—27
Цель: Познакомить
с устройством и назначением часов. Учить детей измерять время по часам.
Характеристика
деятельности учащихся:
Знать, что
время измеряется в часах, минутах, секундах; как устроены часы; понятия
«сутки», «полдень», «полночь»; сколько часов в сутках.
Уметь
называть
части часов (минутная стрелка, часовая стрелка, циферблат); определять время
по часам; пользоваться часами.
Составлять
собственный словарь с объяснением
значения незнакомых слов. Планировать
своё участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Пользоваться часами и рассказывать о строении часов.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
Мы
начнем сейчас урок.
Нам пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо — не лениться
И старательно трудиться.
II.
Проверка домашнего задания.
— Наш
урок мы начинаем с проверки домашнего задания.
— Какие виды термометров вы знаете?
— Как устроен термометр?
— В каких единицах измеряется температура?
— Для кого важна температура?
— Как ты оденешься, если на
термометре +20⁰, +5⁰?
— Когда мы говорим мороз: — 20⁰ или -2⁰?
— Можно ли судить о температуре
воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?
— Сравните:
+45⁰ … +53⁰
+15⁰ … –15⁰
–40⁰ … –20⁰
–7⁰ … 0⁰
+12 ⁰… –2⁰
+
7⁰ … 0⁰
III.
Постановка учебной задачи.
Мне
пришла
посылка,
в ней лежит интересный прибор.
Мы
должны отгадать, загадку, тогда увидим отгадку.
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
— Правильно, это часы.
—
Давайте
прислушаемся к этим часам, они приглашают нас в путешествие.
—
Сегодня
мы поговорим о часах.
IV.
Развитие познавательного интереса. История часов.
—
Очень
часто вам говорят: «Заканчивайте, осталось 5 минут» — и смотрят на часы. Или:
«В десять часов идем на физкультурное занятие». А если бы не было часов, знал
бы человек, когда ему вставать, когда завтракать, когда идти на работу? Я вам
напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:
Петя, Петя, петушок, —
Золотой гребешок,
Петя рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает!
— Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти
часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат:
«Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и
везде ли есть петух?
(Точное время нельзя узнать по петуху. Он
может кричать раньше времени.)
—
Правильно, по пению петуха трудно определить точное время: то он свалится с
жердочки и закричит раньше времени, то лиса его унесет. А если петушок проспал,
будит солнышко.
—
Какие
первые часы придумал человек?
История
изобретения часов уходят в глубокую древность. Первыми были солнечные часы,
время которых узнавали по тени установленного предмета. Человек заметил, что утром солнце
находится справа от жилья, вечером слева, а днем – прямо над домом. И еще он
заметил, что если солнышко находится сзади, то тень всегда спереди, если
солнышко справа, то тень слева. Мы с вами наблюдали это. И человек подумал:
нельзя ли сделать солнечные часы. (Показывает картинки с изображением солнечных
часов.)
Их
очень легко сделать: начертить круг, палочку в середину поставить, отметить
цифры, тень будет падать. Так мы узнаем, который час.
— Но
пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему? (Часы работают
только в солнечную погоду. Их в дом не принесешь. Ночью и вечером они не
работают.)
— Человек стал
думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у
дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее
становилось все меньше и меньше. Но такие часы были неудобны – все время
приходилось доливать воду.
— Затем
человек создал песочные часы.
—
Примерно
в IX – X веках
были изобретены первые механические часы.
Про
человека, изготавливающего часы, в летописи сказано «мастер и художник».
Это высшая похвала любого мастера – искусного художника своего дела. Имя
мастера было Лазарь. Он родился в Сербии, поэтому его и прозвали Лазарь Сербин.
Он пришел «от Святая горы». Святая гора Афон возвышается в части Греческого
острова Айон-Орос в Эгейском море. Там был мужской монастырь. Из этого
монастыря пришел монах Лазарь, искусный мастер, который изобрел в Москве
первые на Руси механические башенные часы.
Механизм этих часов состоял из вала с намотанной на
него веревкой. К концу веревки прикреплялась гиря, при опускании гири и
вращения вала не останавливались, использовался маятник. Это был груз,
подвешенный на тонком стержне. Маятник соединялся с зубьями большого колеса.
Таким образом, что за одно качание маятника колесо поворачивалось на один
зубец. Маленькое колесо соединялось со стрелками часов и приводило их в
движение по циферблату. Позднее веревку с грузом заменили пружиной.
Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов
находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи
батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для
перевода стрелок.
На улицах, башнях, в метро висят большие электронные
часы. У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута
– прыгнули! Еще минута – снова прыгнули.
Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок.
В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай
их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на
батарейках.
Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные
часы, часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они
придумали часы-сказку.
V.
Первичное
закрепление.
·
ДИДАКТИЧЕСКАЯ
ИГРА «КТО БОЛЬШЕ
ЗНАЕТ?»
—
При
помощи какого прибора измеряется время?
—
Всегда
ли были часы?
—
Как
люди измеряли время до появления часов?
—
Как
называются главные часы нашей Родины, и где они находятся?
—
Как
называется профессия человека, который ремонтирует часы?
—
Почему
о часах можно сказать: «недремлющие часовые»?
—
Можно
ли остановить время или его увидеть?
—
Что
главное в часах?
—
Какая
стрелка важнее?
—
Что
можно сделать за одну минуту, за полчаса, час и т.д.?
VI.
Физкультминутка. Часы
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к
другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в
такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе.
На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
VII.
Самостоятельное добывание знаний. Строение часов.
Работа по учебнику (стр. 26)
VIII.
Детям о времени.
Давайте немного поразмышляем о времени.
Время
нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в
окружающем нас мире протекают во времени!
Время всегда находится в движении. Оно не
останавливается ни на один миг! Причем «течет» время всегда только в
одном направлении — от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад,
задержать или остановить.
Древние греки считали, что рядом с людьми
струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы.
Они назвали эту реку Летой — рекой времени.
Испытывали ли вы чувство, будто время словно летит
на крыльях? Прошел час, другой, третий, а вам кажется, что промелькнуло одно
мгновение! Когда это бывает?
Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным
делом. Недаром говорится: «Счастливые часов не наблюдают».
Но случается и так, что вам кажется, будто время
ползет медленно, как улитка. Если приходится кого-нибудь ждать или нечем
заняться, время словно замедляется. «Скучен день до вечера, если делать
нечего» — заметили люди.
Немало пословиц и поговорок сложено о времени.
Есть среди них и такие: «Время дороже золота», «Время ни за
какие деньги не купишь». Почему
так говорится?
— Да
потому, что жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное
время нужно на интересные и добрые дела.
IX.
Учимся определять время.
Вопросы и задания:
1. Из чего
состоит час? (из минут).
2. Сколько в
часу минут? (60).
3. А сколько
в минуте секунд? (тоже 60).
4. Расскажите
о стрелках часов.
5. Скажи:
«Ра-а-аз» — это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до
60 («ра-а-аз». «два-а-а» и т.д.), то пройдет примерно одна
минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй
написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
6. На
циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5,
6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
7. Посчитай, сколько
минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
8. Каждый
отрезок — это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры
до другой — значит прошло 5 минут.
9. Сколько
минут содержится в половине часа?
10. Сколько минут
содержится в четверти часа?
11. Найди лишнее
слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
X.
Итог урока.
— Я вас поздравляю. Сегодня вы
узнали, как определить время.
— Кто сегодня самый счастливый из
вас, рад полученным знаниям?
Батарея
В приобретенных Вами часах находится батарея, установленная заводом-изготовителем для тестовых испытаний, поэтому срок службы этой батареи по сравнению со стандартной, вероятно будет сокращен. При первых признаках недостаточного питания (при замедлении отсчета времени) необходимо заменить батарею в гарантийном сервисном центре. Замена батареи производится за счет клиента.
Защита от воды
Допускается легкое попадание влаги в виде капель дождя, однако советуем по возможности не допускать этого, либо вовремя убирать влагу с помощью влагопоглащающей мягкой ткани. Стоит учесть, что данные часы могут не обладать водостойкой конструкцией, если таковая заявлена в их оригинале.
Уход за часами
Никогда не пытайтесь вскрывать корпус и снимать заднюю крышку.
Не подвергайте часы воздействию предельных (высоких или низких) температур.
Избегайте грубого обращения с часами и не допускайте их падения.
Не застегивайте ремешок слишком сильно. Между вашим запястьем и ремешком должен проходить палец.
Для очистки часов и ремешка используйте сухую мягкую ткань, либо мягкую ткань, смоченную в водном растворе мягкого нейтрального моющего средства. Никогда не используйте для этого легко испаряющиеся средства, (такие как бензин, растворители, распыляющиеся чистящие средства и т.п.).
Когда Вы не пользуетесь часами, храните их в сухом месте.
Избегайте попадания на часы бензина, чистящих растворителей, аэрозолей из распылителей, клеящих веществ, краски и т.п. Химические реакции, вызываемые этими материалами, приводят к повреждению, полировки корпуса и разъеданию покрытия ремешка.
В ходе эксплуатации допускается естественное стирание покрытия корпуса и браслета часов.
Регулярное попадание на кожаный или пластмассовый ремешок пота или влаги, а также длительный контакт с сухим горячим воздухом, может привести к повреждению разрыву или растрескиванию ремешка. Для того чтобы обеспечить длительный срок службы ремешка, осуществляйте регулярный уход за ним, соблюдая вышеперечисленные условия.
Длительное облучение прямым солнечным светом может привести к постепенному исчезновению флуоресцентной окраски (для часов с флуоресцентными частями корпуса).
Не следует выполнять установку числа и дня недели в период с 8:00 вечера до 4:00 утра. (Представленные на табло день недели и число могут не измениться на следующий день, это так же может привести к повреждению механизма).
Как установить текущее время
1. Вытяните колесико до второго щелчка так, чтобы секундная стрелка остановилась именно в тот момент, когда она будет направлена на 12 часов.
2. Поверните стрелки вперед и установите время на четыре или пять минут больше текущего времени. Затем отведите стрелки назад и установите их согласно текущему времени.
3. Вдавите колесико обратно в момент исполнения сигналов точного времени.
Как установить текущее число месяца
1. Вытяните колесико до первого щелчка.
2. Установите поворотом колесика текущее число месяца.
3. Вдавите колесико обратно.
Урок окружающего мира.
2 класс
(Программа РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова,
учебник Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва «Окружающий мир»,)
Личностные результаты
- умение работать в паре с более старшим учеником; умение дружно работать в группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада;
- умение слушать другого ученика в ходе общеклассной дискуссии;
- установка на безопасный образ жизни (следование правилам техники безопасности при проведении опытов, измерений);
- знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе;
Метапредметные результаты:
- вместе с другими учениками предложить способы проведения измерений для решения разнообразных задач и провести эти измерения с помощью простых средств и измерительных средств и измерительных приборов;
- осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач и провести эти измерения с помощью простых средств и измерительных приборов;
- осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (спрашивая, планируя наблюдение, проводя эксперименты, читая справочную литературу), работать с информацией, представленной в виде шкал и классификаций, простых схем;
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет |
Окружающий мир |
Класс |
2 |
Тип урока |
Урок решения частных задач |
Технология построения урока |
Развивающее обучение |
Тема урока |
Измерение времени. Нециклические и циклические процессы. Конструирование часов. |
Цель урока |
Организовать осмысление детьми способов измерения времени и сконструировать приборы для измерения времени. |
Основные термины, понятия |
Циклические и нециклические процесс, |
Планируемый результат |
|
Предметные результаты:
|
Личностные: формирование умения ценить своё время и время других. Регулятивные: составление инструкции по работе с прибором. Познавательные: сконструировать прибор для измерения времени. Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя, умение выслушивать мнения других. — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Работа в группах |
Книгопечатная продукция: учебник Технические средства обучения: Интерактивная доска, презентация Оборудование: измерительные приборы, предметы для изготовления разных часов: свеча, булавка, нить, железный предмет, пластиковые бутылки, держатель для бумаги, фламастеры |
Этапы урока |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Образовательный результат |
Создание учебной ситуации |
Создание положительного эмоционального фона. Обеспечение в самом начале урока высокий уровень вовлечённости в учебную деятельность |
На демонстрационном столе лежат различные приборы, в том числе приборы, изготовленные детьми. Есть неизвестные приборы — Как можно назвать эти предметы? — Как вы определили? (слайд 1) — Для чего они нужны? Термометр? Линейка? Весы? И т.д. — Какие приборы вы уже сконструировали сами? Проверим себя |
Дети отвечают на вопросы Измерительные приборы Есть шкала…….. -для измерения величин Сам. работа (Приложение 1) Что научились измерять и каким прибором Самопроверка (Слайд |
|
Целеполагание |
Сформулировать задачи, которые возможно решить в процессе деятельности. |
— Как называется величина, которой можно измерить продолжительность событий, которые происходят в жизни? — Чем мы измеряем время? — Каким прибором люди измеряют время сейчас? — А как определял крестьянин минувших столетий время, когда нужно сеять? — А как птицы узнавали, когда им прилетать к себе на Родину? — А вы как определяете время? — Как вы считаете, какой прибор изготовим сегодня? |
Время — Сезонами, днями, неделями, месяцами, годами и т. д — Часы — По приметам По солнцу, по часам…… |
|
Решение учебной задачи |
. |
— Внимательное наблюдение за сменой времён года помогло людям научиться ухаживать за растениями. Это было важно для земледельцев. Теперь можно было знать, когда сажать растения, когда убирать урожай. Можно было не бояться, что зимой останешься без еды. А как же охотничьи племена? Им тоже нужно было знать время, чтобы договориться о совместной охоте. Когда спрятаться в засаде? Когда остановиться, чтобы подождать другую группу? Те способы измерения времени, которые годились для земледельцев охотникам не подходили. Две группы первобытных охотников должны встретиться у белых скал в определённое время. Часов у них нет. Как им договориться? Придумайте в группе, хотя бы один способ определения времени и расскажите о нём. А если вы окажитесь в тёмной пещере, а у вас нет часов и осветительных приборов, как вы определите время? Мерами времени могут быть разные процессы. Это особенные процессы. Учебник стр.112. Знакомство с циклическими и нециклическими процессами. |
Работа в группе (по солнцу, по растениям, по пению птиц, по тени от деревьев) |
|
Практическая работа № 26 |
Практическая работа № 26 Стр.113-115 По группам прочитать тексты и изготовить из предложенных предметов часы. Стр. Представление своей работы |
Работа в группах вместе с родителями Изготовление различных часов Записать инструкцию по пользованию часов |
|
|
Рефлексия |
Я узнал,,,,, Мне было интересно….. |
Приложение 1.
Соедини линией, что и чем измеряется
1.Температура воздуха 2. Сила ветра 3. Направление ветра 4. Масса предмета 5. Влажность воздуха 6. Количество осадков 7. Длина |
А. Гигрометр Б. Весы В. Линейка Г.Термометр Д. Осадкомер Е. Флюгер Ж. Шкала Бофорта |
Практическая работа «Часы».
1. Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройства. Покажите и назовите части часов.
2. Понаблюдайте за движением стрелок. Какая из них самая «быстрая», а какая − самая «медленная»? Когда учитель подаст сигнал, определите время по часам. Запишите: _.
3. На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.
4. Допишите.
Часы − это _.
reshalka.com
ГДЗ Окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь №1 Плешаков, Новицкая. Время. Номер №3
Решение
Практическая работа «Часы».
1. Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройства. Покажите и назовите части часов.
2. Понаблюдайте за движением стрелок. Какая из них самая «быстрая», а какая − самая «медленная»? Когда учитель подаст сигнал, определите время по часам. Запишите: 10 часов 11 минут.
Самая «быстрая» стрелка на часах − секундная, а самая «медленная» − часовая стрелка.
3. На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.
Время на рисунке 1 − 4 часа 40 минут.
Время на рисунке 2 − 8 часов.
Время на рисунке 3 − 10 часов 30 минут.
4. Допишите.
Часы − это прибор для измерения времени.
Цели:
- дать первоначальные сведения о времени и о
часах; - научить определять время по часам;
- познакомить с историей развития часов, с
устройством часов.
Оборудование:
- иллюстрации различных часов: старинные и
современные: будильники, ходики, настенные,
напольные, наручные, карманные; с арабскими и
римскими цифрами; - песочные часы;
- модели часов из картона для учащихся класса.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
— Приветствие.
— Организация рабочего места.
II. Постановка задачи урока.
Разгадывание кроссворда
— Отгадайте кроссворд. Определите тему урока.
1. Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (Весна)
2. Главные часы, расположенные на Красной
площади. (Куранты)
3. Часть суток. (Вечер)
4. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
5. Увидав рожок над крышей,
Ты его узнаешь вмиг,
Если вечером повыше
Задирать свой нос привык. (Месяц)
Ключ к кроссворду
— О чем мы будем говорить на уроке? (На уроке мы
будем говорить о времени)
— А чтобы вы могли точнее сформулировать тему,
отгадайте загадку.
Стучит, гремит, вертится,
Никого не боится,
Считает свой век,
Сам не человек. (Часы)
— Тема нашего урока о времени и о часах.
III. Введение в тему.
На доске записан отрывок из сказки “Старик –
годовик”
Вышел старик-годовик, махнул рукавом – и
полетели двенадцать птиц.
У каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле
по семь перьев, каждое перо с одной стороны
черное, а с другой – белое.
Беседа по отрывку сказки
Дети отвечают, учитель записывает ответы или
помещает на доску карточки с ответами.
— Объясните, кто – такой старик – годовик? (Старик
– годовик это один календарный год)
— Назовите двенадцать птиц. (Двенадцать птиц –
это месяцы)
— Почему у каждой птицы по четыре крыла?
(Четыре крыла – это недели)
— Почему в каждом крыле по семь перьев? (Семь
перьев – семь дней недели)
— Объясните, как могло получиться, что перо с
одной стороны белое, а с другой стороны черное?
(Перо с одной стороны белое – это день, с другой
стороны черное – это ночь)
— Как по другому называется день и ночь? (Сутки)
IV. Изучение нового материала.
Работа с карточками
— Что обозначают все эти слова? (Эти слова
относятся ко времени, к единицам измерения
времени)
— Расположите данные единицы времени от
наименьшей к наибольшей.
— Можем ли мы продолжить этот ряд в порядке
увеличения? Какие единицы измерения времени
больше года? (Больше года: век, тысячелетие)
— Каких единиц времени не хватает в данном
ряду? (В данном ряду не хватает секунды, минуты,
часа)
— Сколько недель в одном месяце?
— Сколько месяцев в году?
— Сколько дней в одном месяце?
— Назовите самый короткий месяц.
— Сколько лет составляет один век?
Заслушиваются ответы учащихся
Знакомство с устройством часов
— С помощью какого прибора мы измеряем,
определяем время? (Время мы определяем при
помощи часов)
— Как устроены часы? (У всех часов есть корпус,
часовой механизм, циферблат, стрелки: секундная,
минутная, часовая)
Работа по учебнику
— Как определять время при помощи часов, вы
узнаете, если прочитаете первый абзац на стр. 35.
— Как определит время при помощи часов?
Заслушиваются ответы учащихся
Практическая работа
- При помощи модели часов учитель показывает
время. Ученики называют время. - Учитель называет время, дети при помощи моделей
часов показывают время.
Знакомство с разнообразием часов. Часы.
С давних времен и до наших дней
На доске размещены иллюстрации различных
часов: старинные и современные: будильники,
ходики, настенные, напольные, наручные,
карманные; с арабскими и римскими цифрами;
песочные часы.
— Покажите одни из первых часов.
— Разделите данные часы в две группы. (Разделив
часы в две группы, мы можем выделить, современны
часы и старинные часы)
— Как еще можно разделить данные часы в группы? (Можно
выделить настенные часы, напольные, наручные,
карманные)
— Покажите часы и расскажите, что вы о них
знаете.
Заслушиваются ответы учащихся
Информация для учителя
Время – достаточно абстрактная вещь, почти
не поддающаяся пониманию, но поддающаяся
измерению. Именно за этим были сотни лет назад
придуманы первые часы. Как нетрудно догадаться,
первыми часами, которыми стал пользоваться
человек, были простейшие солнечные часы,
представлявшие собой обыкновенный воткнутый в
землю шест. Вокруг него нарисована шкала времени.
Тень от шеста, передвигаясь по ней, показывала,
который сейчас час. Позднее такие часы делали из
дерева или камня и устанавливали на стенах
общественных зданий. Затем появились переносные
солнечные часы, которые изготавливали из ценных
пород дерева, слоновой кости или бронзы. Были
даже часы, которые условно можно назвать
карманными; их нашли при раскопках древнего
города. Часы были небольшие. Их вполне можно было
бы поместить в кармане. Но карманов жители
древнего города еще не придумали. Вот и носили
такие часы на шнурке, цепочке или прикрепляли к
тросточкам из дорогого дерева.
Логичным недостатком такого устройства было
то, что оно не работало в помещениях и в темное
время суток. Это, конечно, было крайне неудобно.
Видимо, поэтому изобрели водяные часы. По
капелькам вода перетекала из одного сосуда в
другой, и по тому, сколько воды вытекало,
определяли, сколько прошло времени. Много сотен
лет такие часы – их называли клепсидрами –
служили людям. В Китае, например, ими
пользовались 4,5 тысячи лет назад. Кстати, первый
будильник на земле тоже был водяным – и
будильником, и школьным звонком одновременно.
Его изобретателем считают древнегреческого
философа Платона, жившего за 400 лет до нашей эры.
Этот прибор, придуманный Платоном для созыва
своих учеников на занятия, состоял из двух
сосудов. В верхний наливалась вода, откуда она
понемногу вытекала в нижний., вытесняя оттуда
воздух. Воздух по трубке устремлялся к флейте, и
она начинала звучать. Причем будильник
регулировался в зависимости от времени года.
Клепсидры были очень распространены в древнем
мире.
Кроме водяных часов были известны еще часы
песочные и огневые. На Востоке последние
представляли собой палочки или шнуры, сделанные
из медленно горящего состава.
Следующим шагом в развитии часовой
промышленности было изобретение часов с
маятником. Его приписывают великому ученому
Галилео Галилею. Он в конце XVI века заметил, что
периоды колебания маятника зависят от длины
цепи, на которой он подвешен. И, начиная с XVIII–XIX
веков, часы прочно вошли в нашу жизнь, став
необходимой вещью.
Интересно, но факт:
1470: Изобретены часы, работающие от энергии
пружины и устройство для завода пружины в
часах.
1485: Леонардо да Винчи сделал эскиз устройства
fusee для башенных часов. Как выяснилось, карманные
часы от башенных отличаются только размерами,
принцип тот же. Со временем удалось и уменьшить и
усовершенствовать.
1630: Циферблат часов впервые накрыт стеклом.
1680: Изобретен секундный механизм и,
соответственно, появилась секундная стрелка.
1720: Впервые на часах появилось клеймо
производителя.
1914: Впервые был передан радиосигнал точного
времени.
1961: Юрий Гагарин впервые в истории
человечества полетел в космос с часами Fortis.
1969: Часы Omega Speedmaster – первые и единственные
часы, которые побывали на Луне.
1979: Vacheron Constantin представил модель «Kallista»
– самые дорогие часы в мире. Усыпанные
бриллиантами общим весом 130 карат, часы стоят
порядка 9,000,000 долларов США.
Работа по учебнику
Стр. 36
— Какие цифры могут использоваться на
циферблатах часов? (На циферблатах часов
используются арабские и римские цифры)
V. Физкультминутка.
Часы
Тики-так, тики-так, –
Так ходики стучат.
Дети наклоняют голову вправо-влево в такт
словам
Туки-так, туки-так, –
Так колёса стучат.
Поочередно правой и левой рукой описывают
перед собой круг
Токи-ток, токи-ток, –
Так стучит молоток.
Изображают кулочками молоточки
Туки-ток, туки-ток, –
Так стучит каблучок.
Стучат каблучками
VI. Закрепление изученного материала.
Работа в тетради
Стр. 6 №8
Вставь пропущенные дни недели.
Стр. 6 № 9
Отметьте знаком события, которые уже произошли, а
знаком те,
которые еще будут.
Работа по учебнику
Стр. 37
— Прочитайте стихотворение “Приятная весть” В.
Берестовая.
— Какую приятную весть сообщил нам герой
стихотворения?
— Почему герой стихотворения был так этому рад? (Он
был рад, так как он научился узнавать время по
часам)
VII. Итог урока.
— Расположите по порядку единицы времени.
— Назовите самые первые часы.
— Как устроены часы?
— Какое время показывают часы в данный момент.
VIII. Домашнее задание.
Учебник: стр. 35–37 читать, тетрадь стр. 6, № 7.
Литература:
- Методическое пособие “Окружающий мир”, автор
Н. Ф. Виноградова, М. Изд. центр “Венета–Граф”, 2002
г. - Учебник “Окружающий мир” (2 части) 2 класс, Н. Ф.
Виноградова, М. Изд. центр “Венета–Граф”, 2006 г. - Рабочая тетрадь “Учимся думать и
фантазировать”. (2 части), Н. Ф. Виноградова, М. Изд.
центр “Венета–Граф”, 2006 г. - Большая энциклопедия начальной школы. Школьная
программа вместе с родителями. В 2-х ч. – СПб.:
“Издательский Дом “Нева”; М: “ОЛМА–ПРЕСС”, 2002. - Чайкова Е.С. Детские кроссворды, ребусы, игры,
загадки. – Минск: Кузьма, 2003. - Большая электронная энциклопедия “Кирилла и
Мефодия” 2006 г.