1. Приложение а
Порядок
действия поездной бригады при обнаружении
пожара в пассажирском вагоне
А.1 В
случае обнаружения пожара проводники
обязаны:
При
обнаружении задымленности в вагоне,
появлении запаха дыма или открытого
огня во время следования поезда дежурный
проводник, немедленно вызвав проводника,
находящегося на отдыхе, обязан:
– остановить
поезд стоп-краном (за исключением
случаев, когда поезд находится в тоннеле,
на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе
или под мостом и в других местах, где
затруднена эвакуация пассажиров и
имеются препятствия для тушения пожара).
В
случае, когда возникновение пожара
обнаружено при нахождении поезда в
местах, исключающих его остановку, он
должен быть остановлен немедленно после
проследования этих мест;
– обесточить
вагон (в светлое время суток), а в ночное
время отключить все потребители кроме
цепи аварийного освещения и приступить
к тушению пожара.
Дежурный
проводник приступает к тушению пожара
соблюдая правила личной безопасности
в изолирующем самоспасателе (СПИ-20 или
др.) первичными средствами пожаротушения
и установкой пожаротушения с использованием
запаса воды из системы вагона (кроме
электрощита вагона и агрегатов находящихся
под напряжением).
В
случае срабатывания установки пожарной
сигнализации (УПС) дежурный проводник
вагона должен убедиться в достоверности
ее показания и в случае обнаружения
пожара принять вышеуказанные меры, а в
случае ложного срабатывания вызвать
электромеханика поезда;
Второй
проводник в это время обязан вызвать
по цепочке через проводников соседних
вагонов или по внутрипоездной связи
начальника поезда и поездного
электромеханика и сообщить машинисту
локомотива. Открыть и зафиксировать
тамбурные боковые и торцевые двери (а
при отсутствии высокой платформы и
фартуки) обоих тамбуров в аварийном
вагоне и закрепить их фиксаторами.
Открыть аварийные двери (окна) где они
предусмотрены конструкцией вагона, при
отсутствии аварийных выходов в вагоне
и невозможности эвакуации пассажиров
через тамбурные двери, разбить или
открыть окна, расположенные за очагом
пожара. Открыть двери всех купе, объявить
и организовать эвакуацию пассажиров.
Примерный
текст оповещения пассажиров:
«Граждане
пассажиры! В связи с возможной опасностью
пожара прошу срочно покинуть вагон. Все
двери и аварийные выходы открыты».
При
эвакуации пассажиров проводники
аварийного и соседнего вагонов должны
не допуская паники и встречного движения
вывести пассажиров в соседние вагоны
и на полевую сторону путей.
В
зависимости от места возникновения
пожара эвакуацию пассажиров производить
с учетом того, что огонь распространяется
в противоположном направлении по ходу
поезда.
Второй
проводник – после эвакуации пассажиров
обязан закрыть торцевые тамбурные двери
на соседних и на горящем вагонах и
приступить к тушению пожара. Во время
тушения пожара, после эвакуации
пассажиров, торцевые тамбурные двери
должны быть закрыты до окончания тушения
пожара.
Второй
проводник приступает к тушению пожара
в изолирующем самоспасателе (далее –
самоспасатель) первичными средствами
пожаротушения и установкой пожаротушения
с использованием запаса воды из системы
вагона (кроме электрощита вагона и
агрегатов, находящихся под напряжением),
а также после эвакуации пассажиров –
аэрозольными генераторами оперативного
применения.
Проводники
приступают к тушению пожара, не дожидаясь
прибытия начальника поезда и поездного
электромеханика.
При
этом в целях соблюдения личной безопасности
проводники должны помнить продолжительность
времени защитного действия самоспасателя
указанного в паспортах к этим средствам
защиты.
При
обслуживании тремя проводниками двух
вагонов: два проводника выполняют работы
в аварийном вагоне (согласно выше
описанным действиям), третий проводник
помогает эвакуации пассажиров, затем
выполняет распоряжения начальника
поезда по участию в тушении пожара и
ликвидации его последствий.
А.2
Действия дежурного проводника соседнего
вагона.
Получив
информацию о пожаре, проводник обязан
сообщить по цепочке проводнику следующего
вагона, либо по телефонной связи.
Разбудить
отдыхающего проводника, предупредить
о возникновении пожара в соседнем вагоне
и возможной эвакуации и размещении
пассажиров в его вагоне.
Направить
отдыхающего проводника к горящему
вагону с огнетушителями и самоспасателем
по полевой, стороне пути.
Объявить
и организовать эвакуацию пассажиров,
открыть тамбурные боковые, торцевые
двери.
После
полной эвакуации пассажиров из своего
вагона приступает к тушению пожара
горящего вагона.
А.3
Действия отдыхающего проводника
соседнего с горящим вагоном.
Получив
сообщение от дежурного проводника о
пожаре – обязан взять огнетушители и
доставить их к горящему вагону выйдя
на полевую сторону пути.
Оказывать
помощь при тушении пожара и эвакуации
пассажиров горящего вагона, действовать
по указанию начальника поезда.
А.4
Дежурный проводник хвостового вагона
обязан:
Сообщить
отдыхающему проводнику.
Привести
в действие ручной тормоз.
Оградить
свой и соседний путь согласно ИСИ, по
указанию ЛНП. Отдыхающий проводник
хвостового вагона берет огнетушители
и прибывает к горящему вагону и действует
по указанию начальника поезда.
А.5
Дежурные и отдыхающие проводники
остальных вагонов обязаны:
(кроме дежурного проводника головного
вагона) прибыть к горящему вагону с
огнетушителями или другими средствами
пожаротушения и действовать по указанию
начальника поезда.
А.6
Начальник поезда обязан:
Немедленно
прибыть к месту задымления, либо пожара
с огнетушителями или с другими средствами
пожаротушения, самоспасателями и носимой
радиостанцией.
Лично
убедиться в полной эвакуации пассажиров
из вагона, используя для этих целей
самоспасатель.
Вызвать
по радиосвязи через локомотивную бригаду
территориальное пожарное подразделение
или пожарный поезд, сообщить по мобильному
телефону или другими средствами связи
оперативному дежурному ФПД:
– номер
поезда;
– местонахождение;
– свою
фамилию, имя, отчество, номер мобильного
телефона;
– обстоятельства
случившегося.
Принять
меры к расцепке состава и отводу горящего
вагона на расстояние, исключающее
возможность перехода огня на соседние
вагоны (не менее 10 м) или близко
расположенные здания и сооружения, а
также обеспечить беспрепятственный
подъезд передвижных средств пожаротушения.
При этом машинист и помощник машиниста
локомотива обязаны действовать по
указанию начальника поезда.
После
расцепки состава потребовать через
машиниста локомотива снятия напряжения
с контактной сети.
Организовать
ограждение хвостовой части состава и
горящего вагона поезда на перегоне
согласно требованиям Инструкции по
сигнализации на железных дорогах
Российской Федерации от 26.05.2000 года №
ЦРБ-757, а также закрепление оставленной
группы вагонов и загоревшегося вагона
в соответствии с Инструкцией по движению
поездов и маневровой работе на железных
дорогах Российской Федерации от
16.10.2000 г. № ЦД-790;
До
прибытия территориального пожарного
подразделения или пожарного поезда
организовать работу поездной бригады
и принимать все зависящие меры по
эвакуации пассажиров и ликвидации
пожара, используя все имеющиеся средства
пожаротушения и индивидуальной защиты.
А.7
Поездной электромеханик обязан:
Немедленно
прибыть к месту задымления, либо пожара
с огнетушителями и другими средствами
пожаротушения, а также со самоспасателем.
Убедиться
в том, что вагон обесточен (в светлое
время суток), а в ночное время отключены
все потребители, кроме цепи аварийного
освещения.
Удалить
предохранитель аккумуляторной батареи
(далее – АБ) на пульте управления (по
возможности) и в обязательном порядке
предохранитель, расположенный в коробке
на аккумуляторном ящике (с целью полного
обесточивания системы электроснабжения
вагона).
По
указанию начальника поезда и под его
руководством – выполнить расцепку
состава и отвод горящего вагона на
расстояние, исключающее возможность
перехода огня на соседние вагоны и
близко расположенные здания и сооружения,
а также обеспечить беспрепятственный
подъезд передвижных средств пожаротушения,
действуя при этом в следующей
последовательности:
а)
пройти к кабине локомотива и взять у
машиниста или его помощника ключ
высоковольтного отопления поезда;
б)
посмотреть в справке формы ВУ-45 потребное
количество осей для безопасного
закрепления состава на перегоне (станции)
и дать команду проводникам о закреплении
каждой группы вагонов ручными тормозами
(башмаками) после изоляции горящего
вагона;
в)
разъединить высоковольтную магистраль
головного вагона поезда и электровоза
(при этом на электровозе предварительно
должны быть опущены токоприемники);
г)
отцепить вагоны, стоящие за горящим
вагоном, для чего поднять переходные
площадки горящего вагона, разъединить
межвагонные соединения с обоих концов
горящего вагона, перекрыть концевые
краны, разъединить тормозные рукава,
привести в действие автотормоза
оставляемой на месте части поезда,
повернуть рычаг автосцепки горящего
вагона в положение расцепа, проследить
за тем, чтобы часть поезда вместе с
горящим вагоном продвинулась локомотивом
на расстояние не менее 10 м;
д)
отцепить загоревшийся вагон от поезда,
для чего перекрыть концевые краны
загоревшегося и соседнего вагонов,
разъединить тормозные рукава, привести
в действие автотормоза загоревшегося
вагона полным открытием концевого крана
и повернуть рычаг автосцепки в положении
расцепа, головную часть вагонов продвинуть
на расстояние 15―20 м.;
е) до
прибытия территориального пожарного
подразделения или пожарного поезда
принимать все возможные меры по эвакуации
пассажиров и тушения (локализации) очага
возгорания (задымления), используя все
имеющиеся средства пожаротушения и
индивидуальной защиты.
А.8 В
вагоне-ресторане.
В
период работы вагона ресторана, первый
из обнаруживших пожар работников
поездной бригады обязан остановить
поезд стоп-краном за исключением случая,
когда поезд находится в тоннеле, на
мосту, виадуке, путепроводе или под
мостом и в других местах, не допускающих
эвакуацию пассажиров и препятствующих
тушению пожара (поезд должен быть
остановлен немедленно после проследования
этих мест); затем сообщает о пожаре всем
дежурным работникам вагона ресторана
(на кухне и в зале).
Сторож
(во время его отдыха официант) обязан:
– подготовить
пути эвакуации;
– оповестить
по цепочке поездную бригаду (вызывает
ЛНП и ПЭМ);
– приступить
к тушению пожара.
Рабочий
по кухне:
– подготавливает
пути эвакуации со стороны кухни;
– оповещает
по цепочке поездную бригаду (вызывает
ЛНП и ПЭМ);
– приступает
к тушению пожара.
Повар:
– приступает
к тушению пожара.
Директор
вагона-ресторана (в случае его отсутствия
— официант) обязан:
– оповестить
посетителей о необходимости эвакуации;
– обесточить
вагон нажатием на аварийную кнопку и
удалить предохранители АБ на пульте
управления;
– руководить
эвакуацией посетителей;
– после
эвакуации приступает к тушению пожара.
Официант:
– помогает
эвакуации посетителей;
– после
эвакуации приступает к тушению пожара.
В
нерабочее время:
Сторож
вагона-ресторана:
– останавливает
поезд стоп-краном за исключением случая,
когда поезд находится в тоннеле, на
мосту, виадуке, путепроводе или под
мостом и в других местах, не допускающих
эвакуацию пассажиров и препятствующих
тушению пожара (поезд должен быть
остановлен немедленно после проследования
этих мест);
– обесточивает
вагон нажатием на аварийную кнопку и
удалением предохранителя АБ на пульте
управления (в ночное время – только
нажатием на аварийную кнопку);
– оповещает
о пожаре поездную бригаду (со стороны
расположения штабного вагона);
– перекрывает
торцевую дверь и открывает боковые;
– приступает
к тушению пожара.
А.9 В
багажном вагоне, следующем в составе
пассажирского поезда.
Дежурный
приемосдатчик груза и багажа в поездах
обязан:
– остановить
поезд стоп-краном за исключением случаев,
когда поезд находится в тоннеле, на
мосту, виадуке, путепроводе или под
мостом и в других местах, не допускающих
эвакуацию пассажиров и препятствующих
тушению пожара (поезд должен быть
остановлен немедленно после проследования
этих мест);
– сообщить
отдыхающему приемосдатчику;
– обесточить
вагон нажатием на аварийную кнопку и
удалить предохранители АБ на пульте
управления (в ночное время – только
нажать на аварийную кнопку);
– приступить
к тушению пожара.
Отдыхающий
приемосдатчик груза и багажа в поездах:
– выходит
на полевую сторону ж/д пути и сообщает
о возгорании проводнику первого вагона;
– приступает
к тушению пожара.
А.10 В
почтовом вагоне, следующем в составе
пассажирского поезда.
Проводник-электрик
обязан:
– остановить
поезд стоп-краном за исключением случая,
когда поезд находится в тоннеле, на
мосту, виадуке, путепроводе или под
мостом и в других местах, не допускающих
эвакуацию пассажиров и препятствующих
тушению пожара (поезд должен быть
остановлен немедленно после проследования
этих мест);
– обесточить
вагон нажатием на аварийную кнопку и
удалить предохранители АБ на пульте
управления (в ночное время – только
нажатием на аварийную кнопку);
– приступает
к тушению пожара.
Заместитель
начальника почтового вагона:
– выходит
на полевую сторону ж/д пути и сообщает
о возгорании проводнику ближайшего
пассажирского вагона;
– приступает
к тушению пожара.
Начальник
почтового вагона организует тушение
пожара.
Обязанности
других членов поездной бригады при
возгорании в вагоне – ресторане, багажном
и почтовом вагонах соответствуют их
обязанностям при возгорании пассажирского
вагона.
До
прибытия территориального пожарного
подразделения или пожарного поезда
поездная бригада должна принимать все
зависящие от нее меры по спасению
пассажиров и ликвидации пожара, используя
все имеющиеся средства пожаротушения
и индивидуальной защиты.
Сразу
после ликвидации пожара составляются
соответствующие документы.
Люди, отправляющиеся в командировку, на отдых в вагонах пассажирских поездов, рассматривая мелькающие пейзажи, грузовые составы, в том числе перевозящие горючие жидкости, газы, редко задумываются, насколько опасным может стать путешествие, если железнодорожники и пассажиры не будут соблюдать требования безопасности.
Обеспечение требований пожарной безопасности в поездах это очень важно, так как на небольшое количество вагонов, большое количество пассажиров; узкие коридоры, неудобные эвакуационные, аварийные пути, выходы при возникновении возгорания, задымлении затрудняют экстренное покидание, ставя под угрозу здоровье и жизнь людей. Рассмотрим подробнее.
Вагоны пассажирского поезда
Нормативные документы
Разработку, выполнение противопожарных мероприятий, организацию проведения различных работ, направленных на обеспечение безопасности от пожара в пассажирских, грузовых поездах, проводят на основании следующих официально утвержденных нормативных документов:
- ППР в РФ – основополагающие государственные правила ПБ, в которых приведен ряд требований к грузовым составам, но практически нет указаний по организации противопожарного режима в пассажирских поездах.
- ППБО-109-92 – «Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте», часто кратко именуемые ЦУО/112 по номеру приказа МПС РФ.
Хотя данные правила неприменимы с 21.07.2019 согласно приказу Минтранса РФ, но это наиболее полный свод требований к обеспечению ПБ людей, транспортируемых грузов в пассажирских, грузовых поездах как на стадии формирования, в пути следования, так при стоянках на станциях, экстренных остановках, поэтому до выхода в свет новых утвержденных ППБ на ж/д транспорте, целесообразно пользоваться этим нормативным документом.
- ЦЛ-ЦУО-448 – актуальная инструкция пожарной безопасности для пассажирских поездов, изданная в 1997 году.
А также другие приказы, новые указания РЖД, в том числе изданные в связи с происшедшими авариями, пожарами на подвижном составе железной дороги.
Требования
Общие, так и конкретные противопожарные требования изложены в вышеуказанных нормативных документах.
При перевозке опасных и взрывопожароопасных грузов по железной дороге следует руководствоваться требованиями раздела XII «ППР в РФ» о транспортировке таких веществ, материалов, а также указаниями ППБО-109-92.
В целях обеспечения безопасности работников железной дороги, защиты дыхательных путей, глаз на случай действий при пожаре в пассажирских, грузовых поездах с 20.03.2019 в «ППР в РФ» дополнительно включен пункт 288.1, предписывающий обязательное обеспечение локомотивов, вагонного подвижного состава средствами индивидуальной защиты исходя из расчета – не меньше 1 комплекта на 1 работника локомотивных, поездных бригад.
Шкаф и пульт управления пожарной сигнализацией
Общие
- Включать под нагрузку силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, при нагреве аппаратов или отдельных мест на пульте управления, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра.
- Самостоятельно заменять электрические лампы.
- Самостоятельно заменять сработавшие предохранители.
- Включать электроплитки и другие нагревательные приборы и электропотребители, не предусмотренные электрической схемой вагона.
- Хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы в близи приборов отопления, электросветильников, газовых горелок и других бытовых приборов предусмотренных конструкцией вагона.
- Эксплуатировать вагон с замыканием, утечкой тока на корпус вагона.
- Включать потребители электроэнергии вагона без соответствующего контроля за показаниями на приборах (вольтметр, амперметр). Электрообогреватели водоналивных и сливных труб не имеющие устройств автоматического отключения, включать более чем на 15-20 минут. Электрообогрев вагона с электроотоплением напряжением 3000 В при ручном режиме включается не более чем на 30-40 минут (в зависимости от температуры в купе вагона).
- Включать электрокалориферы при неработающей вентиляции и допускать их нагрев выше 28 С по показанию дистанционного термометра.
- Оставлять меж вагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки.
- Эксплуатировать неисправные аккумуляторные батареи и производить их зарядку не установленным способом.
- Сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кухонных плитах, кипятильниках, дизель-генераторных установках и выпускных трубах.
- Выполнять самостоятельный ремонт электрооборудования.
- Оставлять вагон без присмотра.
- Применять для растопки котлов печей, плит и кипятильников легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (керосин, бензин, масло и др.) и сжигать в них топливо, несоответствующее эксплутационной документации на вагон.
- Хранить около котла, в нише кипятильника, возле кухонных плит, на электропечах и под ними горючие предметы, материалы.
- Топить котел, бойлер и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, их деталями а также применять дрова, длина которых превышает размер топки.
- Оставлять без надзора действующие отопительные приборы.
- Выбрасывать на перегонах и подстанциях в не установленных местах шлак и золу, а также чистить котёл при открытых тамбурных дверях при движении вагона. Выбрасывать шлак, золу и мусор следует только в предусмотренных для этого в местах на станциях, указанных в расписании пунктах формирования и оборота.
- Эксплуатировать вагоны с нарушенной (частично или полностью) термоизоляцией стен и перегородок, в котельных помещениях, кухнях, возле кипятильника и надпотолочном пространстве в районе проходя дымовытяжных труб.
- Оставлять неочищенные от пыли и прочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельных, места расположения циркуляционных насосов отопления и вентиляционные дефлекторы.
- Применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы не предусмотренные конструкцией или модернизацией вагона.
- Отогревать открытым огнем (факелом, раскалёнными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановой трубы.
- Применять для освещения открытый.
- Курить в не установленных для этих целей местах. Курить разрешается только в нерабочем тамбуре, оборудованном пепельницами (не менее двух).
- Закрывать переходные тамбурные двери при неисправной вызывной сигнализации на внутренний замок «секретку» в пути следования поезда.
- Загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (большой коридор, малый коридор, косой коридор, рабочий и не рабочий тамбура).
- Допускать к поездке пассажиров с легковоспламеняющимися жидкостями, взрывоопасными материалами.
ВАЖНО: при обнаружении неисправности электрического оборудования или возникновения короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на пульте управления погасла, другая горит полным накалом), проводник обязан отключить все потребители, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
В пассажирском поезде
Купейные, плацкартные или вагоны пригородной электрички, с точки зрения порядка эвакуации при пожаре, мало чем отличаются по своей конструкции, устройству эвакуационных, аварийных выходов:
- При обнаружении запаха дыма во время движения поезда, необходимо без паники, помогая престарелым людям, детям, эвакуироваться в противоположную от очага возгорания сторону через двери тамбуров в соседние вагоны.
- После остановки поезда следует выходить наружу через штатные боковые двери в тамбурах вагонов пассажирских поездов, электричек.
- При невозможности воспользоваться основными эвакуационными выходами в пассажирских вагонах – купейных, типа «плацкарта» необходимо открывать аварийные выходы, которыми являются окна в купе № 3, 6, обозначенные надписями: «Аварийный/запасный выход», укомплектованными ручным инструментом для разрушения оконных стекол.
Кроме того, хладнокровно действуя в чрезвычайной ситуации, при невозможности по тем или иным причинам воспользоваться штатными, аварийными выходами из вагона, следует разбивать твердыми предметами, включая огнетушители, которыми в обязательном порядке укомплектован каждый пассажирский поезд, любые доступные для проведения эвакуации окна, очищая проемы от остатков стекла по всему периметру.
Ответственными за ПБ, в том числе за организацию работ по ликвидации пожара в пассажирских, грузовых вагонах, цистернах, на платформах в пути следования подвижного состава являются:
- Начальники, механики-бригадиры, электромеханики данных поездов.
- Машинисты отвечают за локомотивы, мотор-вагонный состав.
- Обеспечение пожарной безопасности в вагоне должностными обязанностями возложено на проводников, начальников, экспедиторов почтово-багажных вагонов, приемосдатчиков багажа, грузов; электромонтеров, механиков вагонов с дизельными электростанциями; директоров вагонов-ресторанов, заведующих купе-буфетами.
Эвакуационные выходы из вагона поезда
Запрещено отправлять в рейс пассажирские вагоны:
- При выявлении технических неисправностей, которые могут привести к возникновению возгорания.
- Не полностью укомплектованных средствами первичного пожаротушения.
- С неисправными системами тушения пожаров, установками сигнализации, в которых оконечными устройствами обнаружения очага возгорания служат дымовые извещатели.
- С неработоспособными аварийными выходами, системами принудительного удаления дыма.
- С нестандартными аппаратами, плавкими вставками защиты от короткого замыкания электрооборудования, что может привести к возгоранию.
Пассажирские вагоны комплектуются воздушно-пенными, углекислотными, порошковыми огнетушителями согласно нормам оснащения, приведенным в таблице 1 ЦЛ-ЦУО-448.
Для проводника вагона при эксплуатации, проведении технического сервиса важно выполнять основные требования ПБ, изложенные в правилах, инструкциях, приказах Минтранса, РЖД:
- Знать, неукоснительно исполнять должностные, противопожарные инструкции.
- Не допускать любые действия, которые могут способствовать возникновению очага возгорания.
- Выполнять все технологические, регламентные работы по обеспечению ПБ при подготовке к отправке в рейс пассажирских вагонов.
- Не использовать неисправное оборудование, приборы, инструменты; соблюдать эксплуатационные правила безопасности.
- Выполнять указания начальников депо, вагоноремонтных участков; лиц, что отвечают за проведение пожароопасных работ.
- Уметь пользоваться имеющимися в вагоне средствами тушения пожаров.
- Не допускать загромождение проходов, тамбуров, выходов из вагонов, а также провоз опасных грузов – горючих, легко воспламеняемых жидкостей, взрывчатых веществ.
Пожарные извещатели в вагоне поезда
Все должностные лица, которые виновны в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера, последствий своих поступков, бездействия, несут ответственность – от дисциплинарной до уголовной, согласно законодательству РФ.
В грузовом поезде
Пожарная безопасность поезда, перевозящего различные грузы, определяется как их свойствами, например, пожарной опасностью нефти, нефтепродуктов, бензина, так и комплексом стандартных противопожарных мероприятий – от регламентного проведения работ по наливу, загрузке без потеков на корпусах, россыпей, проливов горючего сырья, материалов внутри грузовых вагонов, на транспортных платформах до соблюдения правил перевозки, аккуратной разгрузки, слива в емкости хранения.
Огнетушитель ОСП в шкафу электрооборудования
Среди них такие требования пожарной безопасности:
- Любой подвижной состав, который подается под загрузку пожароопасным сырьем, товарами, должен быть технически исправен, предварительно очищен от следов ранее перевозимых материалов, сгораемой упаковки, мусора.
- Запрещено производить погрузку пожароопасных материалов в поврежденной таре, с открытыми крышками.
- При обнаружении в ходе транспортировки поврежденной тары/упаковки, россыпей, розливов взрывопожароопасных материалов, следует немедленно их удалить, убрать, очистить пол.
- Недопустима перевозка на открытых платформах, площадках грузов в бумажной, пергаментной упаковке или из других легкогорючих материалов.
- В вагоне поезда опасные грузы – различные виды агрессивных, взрывоопасных, горючих веществ, материалов следует разделять, производя складирование в противоположных отсеках. При этом запрещается погрузка в вагоны, в контейнеры на платформах грузовых поездов взрывопожароопасных материалов, что не разрешены к совместной транспортировке.
- Все опасные грузы, включая взрывопожароопасные, требуется надежно закреплять внутри вагонов, контейнеров, на открытых площадках, платформах, чтобы исключить перемещение в ходе движения, резкого торможения.
- Уровень заполнения цистерн горючими жидкостями, ЛВЖ не должен превышать показатели, что установлены в документации на эксплуатацию этого вида подвижного состава.
- При разгерметизации цистерн, воспламенении истекающих сжиженных углеводородных газов следует немедленно подробно сообщить об аварийной ситуации диспетчеру поезда, дежурному ближайшей станции.
Подводя итоги, можно сказать, что безопасность людей в пути следования поездов в целом зависит от их действий – от не курения пассажирами в тамбурах вагонов до грамотных, умелых действий работников железной дороги в повседневных, аварийных ситуациях.
Средства пожаротушения
- Огнетушители (оборудован каждый вагон):
- ОСП устанавливается в шкафах управления электрооборудованием;
- ОУ или ОП в малом коридоре со стороны рабочего тамбура;
- ОВП в малом коридоре со стороны нерабочего тамбура.
Огнетушители в вагоне поезда
- Установка газового пожаротушения применяется в шкафах управления электрооборудованием (вместо ОСП).
- Установка водяного пожаротушения (имеется не во всех вагонах) – это пожарный рукав, кран и кнопка запуска находится в нише 2-го и 7-го купе.
- Установка пожарной сигнализации (оборудован каждый вагон) располагается в служебном купе проводника.
- Пожарный кран. В зависимости от типа вагона расположен в различных доступных для обнаружения местах (котельное отделение, туалет и др.).
- Багор, лом, топор – находятся в ресторане или в штабном вагоне.
- Песок находится в вагоне – ресторане.
Места быстрого набора воды
Пожарный кран – вода подается из системы водоснабжения сильным потоком, необходимым для своевременного тушения.
Кран в служебном отделении вагона – располагается над мойкой и обычно используется для бытовых нужд во во время эксплуатации.
Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне
Фановая труба – данный тип быстрого набора воды доступен только во время стоянки поезда. Для набора воды подобным образом необходимо два человека: первый – держит педаль спуска воды в туалете (возможно использование тяжелого предмета, который кладется на педаль), второй в это время набирает воду под вагоном.
Водопроводные краны в туалете с нерабочего конца – они расположены снизу и сверху от раковины, указывают уровень воды в системе водоснабжения вагона.
Установка водяного пожаротушения (имеются не во всех вагонах) – пожарный рукав, кран и кнопка запуска находятся в нише 2-го и 7-го купе. В случае отказа в работе электронасоса необходимо открыть кран, через который начнет поступать вода самотеком.
Комбинированный кипятильник – для быстрого набора воды необходимо отключить комбинированный кипятильник, перевести трехходовой кран в положение «Закрыто», снять натяжную скобу, стеклянный колпак и сетчатый фильтр. Установить емкость для набора воды под трехходовым краном, перевести ручку крана в положение «Сырая вода».
Действия персонала
При обнаружении пожара
Ответственным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде является начальник поезда.
При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда каждый работник поездной бригады, начальник поезда, электромеханик, проводники вагонов, работники багажного, почтового, почтово-багажного, вагона-ресторана и купе-буфета, вагона-клуба, видеосалона и служебно-технического вагона обязаны:
- Остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара). Разбудить проводника находящегося на отдыхе, вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива.
В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест.
- Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров. Обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители, кроме цепи аварийного освещения, открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы – и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами;
- Открыть аварийные выходы (окна), где они предусмотрены конструкцией вагона, а при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров.
Стоп кран в вагоне поезда
В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять необходимые меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда.
Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника поезда и электромеханика поезда, обязаны приступить к тушению пожара в самоспасательном изолирующем противогазе (СПИ-20) первичными средствами пожаротушения. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для перехода из вагона в вагон в соседних с горящим вагонах должны быть закрыты.
Все работники поездной бригады обязаны прибыть к месту пожара с огнетушителями или с другими средствами пожаротушения и принять участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара.
По различной обстановке (например потеря связи): при остановке поезда, один проводник хвостового вагона бежит с сигнальными огнями приблизительно за километр от состава в сторону путей и сигнализирует о ЧП.
По прибытии к месту пожара начальник поезда и проводник горящего вагона должны лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, используя для этих целей самоспасатель СПИ-20, а электромеханик удалить предохранитель аккумуляторной батареи на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания).
Отцепка горящего вагона
Во всех случаях при возникновении пожара начальник поезда обязан через локомотивную бригаду или дежурного по станции и поездного диспетчера вызвать территориальное пожарное подразделение или пожарный поезд. Одновременно принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (но не менее 10 м) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить удобный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.
После расцепки состава начальник поезда обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения в контактной сети.
Отцепка горящего вагона
Расцепку состава производят электромеханик и начальник поезда в следующей последовательности:
- Взять у машиниста локомотива или его помощника ключ отопления поезда и разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены токоприемники);
- Отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять переходные площадки горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона, привести в действие автотормоза хвостовой (оставляемой на месте) части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение расцепа, выдвинуть головную часть поезда вместе с горящим вагоном на расстояние не менее 10 м;
- Отцепить загоревшийся вагон от головной части поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положение расцепа. Головную часть вагона подвинуть на расстояние 15-20 м.
В случае невозможности удержать вагоны на автотормозах, привести в действие ручные тормоза; помощник машиниста в данной ситуации должен уложить под колёса I вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки. Тормозные башмаки укладываются с учётом уклона пути.
При отцепке хвостовой части состава и горящего вагона, а также ограждении поезда на перегоне подавать машинисту локомотива сигналы, установленные Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации № ЦРБ-757.
До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принимать все зависящие от нее меры по спасению пассажиров и ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты, а после прибытия командного состава на место происшествия руководствоваться их указаниями.
Эвакуация пассажиров
Своевременная и правильно организованная эвакуация пассажиров позволяет значительно снизить число пострадавших, а чаще всего, практически полностью избежать несчастных случаев и человеческих жертв.
Необходимо помнить, что при пожаре в вагоне чаще всего главную опасность для большинства людей представляет собой вовсе не огонь, а дым и токсические выделения внутренней обшивки и оборудования вагона. Угарный газ, синильная кислота, хлористый водород (и другие соединения), выделяющиеся при горении, являются сильнейшими «кровяными ядами» и блокируют свойства гемоглобина по переноске кислорода к тканям организма. В первую очередь это пагубно сказывается на деятельности жизненно важных органов. При вдыхании продуктов горения в течение одной – двух минут человек перестает адекватно реагировать на обстановку, теряет сознание. Если своевременно не вынести пострадавшего из зоны задымления и не оказать медицинскую помощь – в 100% случаев наступает летальный исход.
Возможные поражения (травматические повреждения) людей при пожаре в вагоне и эвакуации:
- ожоги (при термическом действии пламени, от контактов с раскаленными и тлеющими поверхностями);
- отравление продуктами горения (при вдыхании дыма), острые приступы у страдающих заболеваниями дыхательных путей (астма и т.д.);
- переломы, вывихи, ушибы (при давке, выходе из вагона и т.д.)
- кровотечения (при контакте с битым стеклом и другими режущими, колющими предметами);
- сердечные приступы, нервные срывы.
Избежать (либо свести к минимуму) вышеперечисленные поражения позволяет правильно организованная эвакуация пассажиров.
Одним из главных правил в действиях при пожаре должен быть принцип «защита временем». Чем быстрее будет обнаружен очаг возгорания, чем быстрее начнутся мероприятия по его ликвидации, чем быстрее пройдёт спасение людей, тем меньше будет ущерб от случившегося.
Для оптимального проведения эвакуации крайне важным является согласованность действий. Необходимо помнить, что пассажиры не знакомы с порядком эвакуации и в состоянии крайнего возбуждения могут действовать по своему усмотрению (и не всегда правильно). Особую трудность представляет эвакуация в ночное время, когда необходимо быстро разбудить всех пассажиров и объяснить каждому порядок действий. Дополнительную сложность представляет и плохая видимость в темное время суток.
Пожар в вагоне относится к разряду экстремальных ситуаций. Поведенческие реакции людей в данных условиях крайне не однозначны и напрямую зависят от доминирующих типов высшей нервной деятельности (темперамента). В любом случае человек испытывает стресс, который в свою очередь может привести как к панике, апатии либо к активным и разумным действиям.
Наибольшую опасность представляет паника. Люди, подверженные панике теряют способность к адекватной оценке ситуации, действуют бессознательно, не организованно, представляют реальную угрозу для самих себя и окружающих. Значительно проще предотвратить панику, чем управлять ей. Для этого необходимо помнить о том, что проводник должен первым (а не от пассажиров) узнать о происшествии, своевременно и правильно оповестить людей о случившемся, быстро и четко поставить задачу по порядку эвакуации, оказать помощь (либо организовать оказание помощи) нуждающимся. Важно не допустить проявление любой инициативы от активных пассажиров, чьи неправильные действия могут осложнить ситуацию и привести к потере времени. В состоянии паники люди начинают подражать тем, чьи действия им подсознательно кажутся убедительными. Значит «пример для подражания» должен действовать правильно.
Правила поведения проводника при организации эвакуации в вагоне
Материал доступен по кнопке СКАЧАТЬ внизу статьи
- Сконцентрировать на себя внимание пассажиров (резким хлопком ладоней, громким твердым голосом).
- Учитывая, что концентрация внимания будет очень кратковременной необходимо незамедлительно четко, громко и внятно объявить о происшествии, объяснить порядок действий. Психологи рекомендуют в данном случае вместо слова «пожар» использовать выражение «возгорание в вагоне». Таким образом, первая фраза проводника может звучать следующим образом: «Внимание, граждане пассажиры! Прошу тишины! Внимание в вагоне произошло возгорание (либо угроза возгорания)! Просьба всем срочно покинуть вагон! Все двери и аварийные выходы открыты!». Важно помнить, что большинство пассажиров (тем более в состоянии стресса) плохо себе представляют, где находятся рабочий (или не рабочий) тамбур. Проводник должен указать словами (продублировав рукой) направления выхода из вагона.
- Необходимо, прежде всего, эвакуировать людей! Выполнение этой задачи может осложнить то, что большинство пассажиров в первую очередь начнут собирать свои вещи, тем самым, теряя драгоценное время. Кроме того, выход с вещами значительно затруднит и замедлит прохождение узких коридоров в вагоне. Пассажирам необходимо объяснить, что сначала нужно спасти людей, а вещи можно будет забрать после ликвидации пожара, либо в случае их порчи (утраты) железная дорога возместит ущерб в полном объёме.
- Обеспечить одностороннее непрерывное движение пассажиров в направлении «из вагона».
- Использовать помощников из числа пассажиров для содействия в эвакуации. Для этих целей лучше всего подходят военные, спортсмены, либо просто вменяемые, владеющие собой люди, а также, безусловно члены поездной бригады.
Каждому из них необходимо четко, внятно, правильно поставить задачу, которая может выглядеть следующим образом:
- дублирование команд проводника по вагону (купе);
- недопущение заторов на путях эвакуации (коридоры, тамбуры, ступени и т.д.);
- контроль за состоянием ранее зафиксированных дверей в тамбурах;
- помощь в выходе пожилым, инвалидам, детям, лицам с неадекватным поведением, вынос пострадавших;
- приём пассажиров с улицы (со ступенек вагона, из окон);
- проверка наличия не эвакуированных (либо спящих) пассажиров в купе;
- нейтрализация лиц в состоянии глубокой паники (отвлечение, вывод «за руку», в критических случаях физическое воздействие);
- нейтрализация лиц осложняющих эвакуацию своими неправильными действиями.
- По окончании эвакуации убедиться, что в вагоне не осталось пассажиров и травмированных членов поездной бригады.
Источники и литература:
- Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов» № ЦЛ-ЦУО-448;
- Правила пожарной безопасности на ж.д. транспорте ЦУО/112 (ППБО-109-92);
- ППР РФ.
Обновлено: 13.07.2023
В период прохождения практики ведут следующую документацию:
-отчеты по производственной практике,
На транспортных средствах, таких, как пассажирский поезд, не исключена вероятность пожара. Причинами, способствующими возникновению этой опасности, является высокая горючая нагрузка на единицу площади транспортного средства( в пассажирском вагоне- это постельные принадлежности и другой внутренний инвентарь, вещи пассажиров).
В небольшом сравнительно объеме пассажирского вагона заключены система отопления, водоснабжения и другие сложные технические устройства. Сами материалы, из которых изготовлен вагон, обладает определенной степенью горючести и токсичности при сгорании. Указанные причины, а также сложность контроля пожарной безопасности, пожаротушения и спасения людей в пассажирских вагонах делают устранение причин и ликвидацию пожара в этих условиях важнейшим и в высшей степени ответственным делом.
На железнодорожном транспорте разработаны и применяются системы профилактики загораний и пожаров и ответственности работников и руководителей за не обеспечение пожарной безопасности. Однако при нарушениях правил перевозок пассажиров и багажа, недостатках в техническом содержании вагонов, неправильном пользовании техническими устройствами, из-за недисциплинированности работников поездной бригады и халатного отношения к своим обязанностям различных должностных лиц возможны загорания в вагонах.
2. Рекомендации по подбору учебно-
Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.
Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.
Учебно-воспитательная работа мастера при обучении учащихся на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.
3. Примерные критерии оценки
Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества усвоения учащимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:
- правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;
- учебно-производственных работ;
- выполнение установленных количественных показателей;
- степень самостоятельности выполнения задания.
урока производственного обучения
Образовательная: научить обучающихся правильному пользованию огнетушителями в пассажирских поездах;
Развивающая : развивать мышление у обучающихся в рамках правильного пользования приборами во избежание пожаров;
Воспитательная: привить обучающимся внимательность в рамках соблюдения пожарной безопасности пассажирами.
1.Организационный момент (проверка наличия обучающихся).
Вопрос №1 Какие существуют недопустимые причины загорания в пассажирских вагонах?
Причинами пожара в пассажирских вагонах могут быть:
— короткое замыкание в проводах и приборах электрооборудования;
— перегрузка проводов и приборов электрооборудования;
— применение открытого огня в вагонах, в том числе пассажирами и проводниками, для отогревания замороженных труб отопления зимой;
— нарушение правил курения в вагонах, загорания от незатушенных окурков и спичек;
— употребление спиртных напитков пассажирами и работниками бригады;
— топка котлов отопления и кипятильника без воды;
— перевозка, хранение и применение легковоспламеняющихся жидкостей ( бензин, керосин, спирт, масла, краски, нитролак);
— неисправности дымовытяжных труб и пожарных разделок котлов и кипятильников;
— скопления пыли и сажи в вентиляционных каналах, надпотолочных пространствах, нишах, дымовытяжных приборах;
— хранение и сушка дров, тряпок возле приборов отопления;
— подключение к электросети электронагревательных приборов ( утюг, чайник, электроплитка), а также магнитофонов, приемников и др.
Вопрос №2 При каких неисправностях в системе электроснабжения вагона может произойти загорание?
— отсутствие дополнительной изоляции в местах прохода проводов через отверстия в перегородках и стенках, клеммных коробках, а также в местах крепления электропроводки и электроприборов к металлическим стенкам;
— попадание влаги на электропроводку;
— ослабление контактов в электрораспределительном щите и в других местах включения электроприборов;
— применение нетиповых предохранителей, также неисправности приборов защиты;
— неправильные действия проводника вагонов при эксплуатации электрооборудования, в том числе нарушение порядка отключения системы электроснабжения при обнаружении неисправности электрооборудования.
Вопрос №3. Что является первичными средствами пожаротушения?
Огнетушители являются надежными первичными средствами тушения пожара до прибытия пожарных подразделений.
В пассажирских, багажных, почтовых, почтово- багажных вагонах применяются огнетушители: ручные углекислотные ОУ- 3 или ОУ- 6; ручные порошковые ОПУ- 5 или ОПУ- 10; ручные воздушно- пенные ОВП- 5 или химические воздушно- пенные ОХВП- 10; водные мелкодисперсные ОВМ -5 или ОВМ-10. Огнетушители укрепляются на специальных кронштейнах в установленных местах.
Все пассажирские поезда должны быть обеспечены комплектом исправных средств пожаротушения. Например, пассажирский вагон с электроотоплением должен быть оборудован двумя углекислотными огнетушителями (один в купе проводника, другой со стороны рабочего тамбура) и одним пенным в нерабочем тамбуре.
Пассажирский вагон с водяным отоплением должен иметь один углекислотный огнетушитель в купе проводника и один пенный в нерабочем тамбуре.
Вопрос №4 . Какие должны быть действия проводника при обнаружении пожара?
При обнаружении пожара в пассажирском вагоне во время следования по перегону каждый работник ( начальник поезда, электромеханик, проводник пассажирского вагона или работник вагона- ресторана) должен немедленно остановить поезд стоп- краном, после чего в случае отсутствия в данном вагоне начальника поезда и поездного электромеханика вызвать их по цепочке через проводников соседних вагонов, выключить устройства, электрооотопления, организовать эвакуацию пассажиров, их личных вещей и приступить к тушению пожара первичными средствами.
Необходимо помнить, что в случае возникновения пожара запрещается останавливать поезд на железнодорожных мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях, под мостами, путепроводами и других местах, затрудняющих организацию тушения и эвакуацию пассажиров. При остановке на перегоне должны соблюдаться меры безопасности, предусмотренные Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ. Кроме того, начальник поезда должен немедленно поручить локомотивной бригаде доложить о случившемся поездному диспетчеру.
Вопрос №5. Как проводник должен производить эвакуацию пассажиров?
Эвакуация вещей пассажиров и имущества вагона не должна препятствовать эвакуации пассажиров, при этом в первую очередь следует эвакуировать пассажиров с детьми, престарелых и инвалидов, принять меры для размещения пассажиров в других вагонах и обеспечения их всем необходимым. Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника и электромеханика поезда, обязаны приступить к тушению пожара.
5. Вопросы от обучающихся и ответы на них
6. Распределение обучающихся по рабочим местам.
7. Текущий инструктаж.
Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки
- Правильности организации рабочего места.
- Правильности приемов самоконтроля
3. Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.
4. Проверка загрузки обучающихся..
8. Заключительный инструктаж.
1. Подведение итогов урока.
2. Отметка положительных и отрицательных моментов урока.
3. Объявление оценок обучающимся.
4. Замечание по работе.
5. Выдача домашнего задания.
Список используемой литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема: «Требования к качеству блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, оформление, отпуск, требования к качеству. Работа со Сборником рецептур.».
Цель урока: Образовательная: Научить обучающихся правильно с технологической .
Методическая разработка урока производственного обучения по теме «Приготовление сладких блюд»
Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок.
Методические разработки уроков производственного обучения
Методическая разработка урока производственного обучения
В данном разделе представлена методическая разработка урока.
Углекислотный огнетушитель эффективно работает всего в течение 30 — 50 секунд. Углекислотные огнетушители должны периодически проверяться: весовая проверка проводится не реже одного раза в три месяца, а освидетельствование баллонов с гидравлическим испытанием — через пять лет. Запорное и предохранительное устройства углекислотных огнетушителей должны быть опломбированы.
ОБЯЗАННОСТИ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА
ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА.
(Выписка из инструкции № 2251р от 05.11.09г по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов)
5.1. В случае срабатывания пожарной сигнализации, появления дыма или запаха гари в вагоне необходимо определить и осмотреть источник возможного возгорания, проверить исправность работы электрооборудования.
5.2. Порядок действия поездной бригады при обнаружении пожара в пассажирском вагоне приведён в приложении А настоящей Инструкции.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПОЕЗДНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ОБНАРУЖЕПИИ
В ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ.
А.1 В случае обнаружения пожара проводники обязаны:
При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник, немедленно вызвав проводника, находящегося на отдыхе, обязан:
— остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения пожара).
В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;
— обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения и приступить к тушению пожара.
Дежурный проводник приступает к тушению пожара соблюдая правила личной безопасности в изолирующем самоспасателе (СПИ-20 или др.) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением).
В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять вышеуказанные меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда;
При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны не допуская паники и встречного движения вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.
В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить с учетом того, что огонь распространяется в противоположном направлении по ходу поезда.
Второй проводник — после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и приступить к тушению пожара. Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара. Второй проводник приступает к тушению пожара в изолирующем самоспасателе (далее — самоспасатель) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона(кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением), а также после эвакуации пассажиров — аэрозольными генераторами оперативного применения. Проводники приступают к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.
При этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить продолжитель- ность времени защитного действия самоспасателя указанного в паспортах к этим средствам защиты.
При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.
Пожарная безопасность при обслуживании пассажирских вагонов
Персонал, обслуживающий пассажирский вагон, до начала поездки в процессе подготовки к самостоятельной работе должен пройти обучение по соответствующей программе и сдать экзамен по пожарной безопасности, связанной не только с эксплуатацией оборудования пассажирского вагона, но и с работой на объектах железнодорожного транспорта, иметь навык в работе со штатными и подручными средствами пожаротушения, находящимися в вагоне. Кроме того, перед каждым рейсом поездная бригада должна инструктироваться специалистом по пожарной безопасности, о чем делается соответствующая отметка в журнале регистрации инструктажа. Ответственными лицами за обеспечение пожарной безопасности вагона, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения является начальник (механик-бригадир) поезда, проводник пассажирского вагона, поездной электромеханик, директор вагона-ресторана по кругу своих обязанностей. На членов поездной бригады возлагается ответственность за поддержание противопожарного оборудования в постоянной готовности.
Проводники вагонов должны знать места расположения средств тушения пожара, порядок своих действий в случае возникновения пожара. При заступлении на дежурство проводник обязан проверить наличие и исправность противопожарного инвентаря, средств пожаротушения и оборудования. Все эти действия осуществляются под непосредственным контролем, а при необходимости и с участием начальника поезда. Необходимо помнить, что в случае возникновения пожара запрещается останавливать поезд на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, путепроводами и других местах, затрудняющих организацию тушения и эвакуацию пассажиров.
При остановке поезда на перегоне должны соблюдаться меры безопасности, предусмотренные Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ. Кроме того, начальник поезда должен немедленно поручить локомотивной бригаде доложить о случившемся поездному диспетчеру. Пожар в вагоне возникает не сразу. При перегрузке электрические провода нагреваются постепенно, появляется характерный запах горящей резины и пряжи, обусловленный перегревом изоляции. От слабых контактов происходит местный нагрев контактных зажимов, предохранителей, пакетных выключателей и т.д., и возникает характерный запах. От чрезмерного нагрева изоляции проводов могут загореться даже панели с аппаратурой. Поэтому при появлении запахов — предвестников загорания и разрушения изоляции — необходимо обнаружить их источник и принять меры к устранению неисправностей. Если в вагоне загорелись электрические провода или электрооборудование, то следует, прежде всего, в светлое время суток полностью обесточить электропроводку, вечером и ночью аварийное освещение не отключать до полной эвакуации пассажиров. Тушение горящих электропроводов и аппаратуры, находящихся под напряжением, может производиться только углекислотными огнетушителями.
В случае появления дыма в вагоне и характерных запахов от топки котла или кипятильника проводник обязан немедленно проверить исправность дымовытяжных труб, выяснить причину появления дыма и запаха в вагоне и возможность эксплуатации отопительных и нагревательных приборов до устранения причин их возникновения. При этом необходимо тщательно проверить, нет ли очагов возгорания в чердачном отделении, особенно примыкающем к котельным установкам, и над электрооборудованием в служебном купе. Если же в вагоне появился запах гари (горящей резины, пряжи, ткани и т.д.) и дым, необходимо выяснить причину, для чего также следует осмотреть служебное помещение, все купе вагона, котельное помещение и междувагонное суфле, проверить исправность работы электрооборудования. Ведущая роль в обеспечении пожарной безопасности пассажирских вагонов принадлежит поездной бригаде; только неуклонное выполнение бригадой поезда, и прежде всего проводником вагона, всех требований пожарной безопасности обеспечит безаварийную работу подвижного состава, комфортабельный и безопасный проезд пассажиров.
Углекислотный огнетушитель эффективно работает всего в течение 30 — 50 секунд. Углекислотные огнетушители должны периодически проверяться: весовая проверка проводится не реже одного раза в три месяца, а освидетельствование баллонов с гидравлическим испытанием — через пять лет. Запорное и предохранительное устройства углекислотных огнетушителей должны быть опломбированы.
Проводники пассажирских вагонов обязаны обеспечивать противопожарную безопасность и уметь тушить пожар, возникший в вагоне.
немедленно остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на железнодорожном мосту, виадуке, путепроводе, под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих организации тушения пожара;
выключить приборы электроотопления, обесточить электрические цепи вагона (при горении электрооборудования) путем снятия главных предохранителей (сначала генераторного, затем батарейного) и по цепочке вызвать механика-бригадира (начальника) поезда;
в ночное время электроосвещение не выключать до полной эвакуации пассажиров из вагона, организовать эвакуацию (высадку) пассажиров и их личных вещей на полевую сторону железнодорожного полотна или перевод их в соседние вагоны и приступить к тушению пожара средствами огнетушения, имеющимися в вагоне.
Если поездная бригада ликвидировать пожар своими силами не в состоянии, механик-бригадир (начальник) поезда обязан через локомотивную бригаду и поездного диспетчера вызвать ближайшее пожарное подразделение (пожарный поезд или пожарную команду), на электрифицированных участках потребовать снятия напряжения с контактной сети, одновременно принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны или находящиеся вблизи здания и сооружения.
При наличии в зоне горения постельных принадлежностей, особенно из поролона и полихлорвинила, тушение их внутри вагона следует производить в противогазе промышленного типа, соблюдал меры против отравления.
Отцепку и ограждение горящего вагона необходимо производить следующим образом:
разобщить тормозную магистраль, перекрыв одновременно у обоих расцепляемых вагонов концевые краны и разъединить головки соединительных тормозных рукавов;
расцепить автосцепку, для чего повернуть вверх ру коятку расцепного рычага и положить его на полочку кронштейна; по положению сигнального отростка замка автосцепки убедиться в том, что вагоны расцеплены. Чтобы отцепленная хвостовая часть состава не могла самопроизвольно прийти в движение, открыть концевой кран, приведя таким образом в действие автоматические тормоза, а также затормозить ручной тормоз. На уклоне, кроме того, надо под последний (в сторону спуска) вагон подложить тормозной башмак, который хранится на локомотиве. Такой же порядок выполнения операций соблюдать и при торможении отцепленного горящего вагона;
оградить хвостовую и головную часть поезда в соответствии с ПТЭ.
При расцепке состава в первую очередь отцепляется группа вагонов, стоящая за горящим вагоном. Затем головная часть поезда вместе с горящим вагоном продвигается вперед и только после этого отцепляется горящий вагон. Интервалы между горящим вагоном и головной и хвостовой группами состава должны быть не менее 10 м.
Во всех случаях возникновения пожара в пассажирских дизель- и электропоездах локомотивная бригада обязана по давать сигнал пожарной тревоги. При наличии поездной радиосвязи необходимо немедленно сообщить по радио об остановке поезда на перегоне машинистам поездных локомотивов, находящихся на перегоне, и дежурным по станциям, ограничивающим перегон. Дежурные по станциям обязаны немедленно доложить об этом дежурному поездному диспетчеру. Если поездной радиосвязи нет, а причина, вызвавшая остановку поезда, не может быть устранена в течение 10 мин, необходимо доложить об остановке поезда дежурному поездному диспетчеру или дежурному по станции, воспользовавшись переносным телефонным аппаратом (находится в кабине локомотива), включив его в провода поездной диспетчерской связи.
Средства и аппараты для тушения пожара. Всякий по жар, если он своевременно обнаружен и не получил зна чительного распространения, может быть легко потушен. Наиболее распространено тушение пожаров водой, паром, а также химическими веществами. В отдельных случаях горящую поверхность засыпают песком и покрывают тяжелыми тканями. Песок применяется при тушении воспламенившихся химических продуктов, бензина, керосина и других горючих жидкостей, тушить которые водой нельзя. Горящие электрические приборы, аппаратуру и кабель до их обесточивания (снятие напряжения) тушить водой и пенным огнетушителем запрещается.
Пассажирские, багажные и почтовые вагоны, вагоны- рестораны обеспечиваются следующими первичными средствами пожаротушения:
Рис. 90. Огнетушитель ОП-5:
1 — цилиндр; 2 — стакан кислотный; 3 — переходник горловины; 4 — гайка с мембраной; 5 — спрыск; 6 — крышка; 7 — шток; 8 — рукоятка клапана; 9 — пружина; 10 — клапан резиновый; 11 — ручка; 12 — дно
При возникновении пожара необходимо снять огнетушитель со стены и поднести к очагу пожара на 1,5—2 м.
Рис. 91. Огнетушитель ОУ-5:
1 — баллон; 2 — сифонная трубка; 3 — предохранитель; 4 — металлическая пломба; 5 — вентиль; 6 — поворотный механизм с раструбом; 7 — опорный кронштейн; 8 — верхний хомут; 9 — маховичок вентиля; 10 — рукоятка; 11 — этикетка; 12 — нижний хомут
Данная методическая разработка по уроку производственного обучения используется при реализации программы производственной практики по профессии 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте.
Производственная практика направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Методическая разработка урока производственного обучения по профессиональному модулю ПМ 02. Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
Тема: Обеспечение пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов.
мастер производственного обучения Кривко Л.Н.
Рассмотрено на заседание Утверждаю:
цикловой методической Зам. директора по ПР
цикла по ППКРС __________ Д.Н. Молчанов
___________ Ю.В. Левченко
Рекомендации по подбору учебно-производственных работ.
Примерные критерии оценки.
План – конспект урока производственного обучения.
Вопросы и ответы на них от обучающихся.
Распределение обучающихся по рабочим местам.
Список используемой литературы.
Данная методическая разработка по уроку производственного обучения используется при реализации программы производственной практики по профессии 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте.
Производственная практика направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей.
Обучающиеся период прохождения практики ведут следующую документацию:
-отчет по производственной практике,
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Конструкции пассажирских вагонов с каждым годом совершенствуются и вместе с тем усложняются. Особое значение приобретают вопросы пожарной безопасности. Крайне опасен пожар в движущихся поездах, где возникновение экстремальной ситуации влечет за собой неадекватные действия как со стороны пассажиров, так и обслуживающего персонала.
Опасность возникновения пожара в пассажирском вагоне усугубляется сосредоточением в нем большого количества людей, отдаленностью вагона, находящегося в пути следования, от пожарных подразделений, быстрым повышением температуры в очаге пожара, образованием токсичных газов, а также трудностью эвакуации пассажиров, особенно на перегонах в ночное время. Вероятность возникновения пожара в пассажирских поездах зависит от качества проектирования и строительства вагонов, типа и материала внутренней отделки.
2. Рекомендации по подбору учебно-
производственных работ
Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы в образовательном учреждении.
Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.
Учебно-воспитательная работа мастера при прохождении обучающимися на предприятии производственной практике значительно отличается от обучения в производственных мастерских (лабораториях). Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.
3. Примерные критерии оценки
Одним из важнейших требований производственной практики является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества освоения обучающимися знаний, умений и навыков по производственной практики является:
правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;
выполнение установленных количественных показателей;
уровень самостоятельности выполнения задания.
4. ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока производственного обучения
Образовательная: отработать порядок действия проводника при обнаружении пожара в вагоне пассажирского поезда;
Развивающая: развивать ответственность и точность исполнения обучающимися инструкции о требовании противопожарной безопасности;
Воспитательная: привить обучающимся внимательность , ответственное отношение за безопасность проезда пассажиров и соблюдение ими требований по пожарной безопасности в пути следования и материальное обеспечение вагона.
1.Организационный момент (проверка внешнего вида и количество обучающихся).
Вопрос№1 Назовите основные причины возгорания в пассажирских вагонах.
Основные причины пожаров в пассажирских вагонах :
— короткое замыкание проводов с нарушенной изоляцией, а также при нарушении изоляции проводов противоположной полярности и замыкании их на корпус вагона;
— перегрузка проводов вследствие подключения к сети приборов завышенной мощности, наличия межвитковых замыканий в обмотках электрических машин, нагревательных элементов;
-неисправность аккумуляторной батареи;
— ослабление контакта, которое приводит к резкому увеличению переходного сопротивления в месте ослабления, повышению температуры и в конечном счете к загоранию изоляционных панелей и изоляции проводов;
— применение предохранителей с плавкой вставкой на завышенный или заниженный против нормы ток, неисправных приборов защиты;
— применение открытого огня в вагонах, в том числе пассажирами и проводниками, для отогревания замороженных труб отопления зимой;
-применение для растапливания котлов легковоспламеняющихся жидкостей, а также открытого огня для отогрева замерзших труб отопления и водоснабжения;
— неисправность разделок и дымовытяжных труб котлов отопления, кипятильников и плит для приготовления пищи;
— хранение и сушка дров и других сгораемых материалов около отопительных приборов ;
— выбрасывание на ходу поезда горящих угля, золы и шлака.
Вопрос №2 При каких неисправностях в системе электроснабжения вагона может произойти возгорание?
— отсутствие дополнительной изоляции в местах прохода проводов через отверстия в перегородках и стенках, клеммных коробках, а также в местах крепления электропроводки и электроприборов к металлическим стенкам; — попадание влаги на электропроводку;
— ослабление контактов в электрораспределительном щите и в других местах включения электроприборов;
— применение нетиповых предохранителей, также неисправности приборов защиты;
— неправильные действия проводника вагонов при эксплуатации электрооборудования, в том числе нарушение порядка отключения системы электроснабжения при обнаружении неисправности электрооборудования.
Вопрос №3. Перечислите, что обязаны контролировать проводники вагонов?
— выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать пользования ими открытым огнем и курение в вагоне,
— контролировать показания электроизмерительных приборов и сигнализации пульта управления электрооборудованием вагона.
Вопрос №4. Что запрещается выполнять проводникам пассажирского вагона при обслуживании электрооборудования?
-ремонтировать и регулировать электрооборудование.
Вопрос №5. Назовите первичные средства пожаротушения?
Огнетушители являются надежными первичными средствами тушения пожара до прибытия пожарных подразделений.
В пассажирских, багажных, почтовых, почтово- багажных вагонах применяются огнетушители: ручные углекислотные ОУ- 3 или ОУ- 6; ручные порошковые ОПУ- 5 или ОПУ- 10; ручные воздушно- пенные ОВП- 5 или химические воздушно- пенные ОХВП- 10; водные мелкодисперсные ОВМ -5 или ОВМ-10. Огнетушители укрепляются на специальных кронштейнах в установленных местах.
Все пассажирские поезда должны быть обеспечены комплектом исправных средств пожаротушения. Пассажирский вагон с водяным отоплением должен иметь один углекислотный огнетушитель в нише перегородки котельного отделения для тушения огня в установках электрооборудования и кондиционирования воздуха. Один огнетушитель порошкового типа, предназначенный для тушения огня в остальном оборудовании вагона установлен в нише коридора нетормозного конца вагона. Огнетушители самосрабатывающие типа ОСП установлены в верхней части аккумуляторных боксов, посередине каждой секции. Огнетушитель типа ОСП установлен также в верхней части пульта управления электрооборудования. Данные огнетушители срабатывают автоматически. Самоспасатель промышленный изолирующий СПИ- 20 находится в штабном вагоне. Самоспасатель предназначен для автономного обеспечения дыхания человека газовоздушной смесью в аварийной ситуации, а также полной защиты органов дыхания человека от окружающей среды с недостатком или полным отсутствием кислорода, в том числе с высоким содержанием опасных химических веществ.
Вопрос №6. Перечислите порядок действия проводника при обнаружении пожара?
При обнаружении задымленности вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник, немедленно вызвав проводника, находящегося на отдыхе, обязан: — остановить поезд стоп- краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушению пожара). В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест; -обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения и приступить к тушению пожара.
Дежурный проводник приступает к тушению пожара соблюдая правила личной безопасности в изолирующем самоспасателе (СПИ-20 или др.) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона ( кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением).
Второй проводник в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива. Открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами. Открыть аварийные двери (окна) где они предусмотрены конструкцией вагона, при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара. Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров.
Вопрос №7. Действия проводника при эвакуации пассажиров?
Читайте также:
- Конспект урока гоголь шинель 9 класс
- Смачивание и несмачивание физика конспект
- Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в младшей группе в гостях у бабушки
- П абубакарова дешнех ловзар план конспект 2 класс
- Сценическая свобода конспект занятия