Инструкция по профилактике детского травматизма в доу

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО — ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

•  Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам, воспитатель обязан точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким — либо причинам дети в детском саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определенного сотрудника.

•  Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по мостовой вдоль тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.

•  Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься чем — нибудь, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых: один идет впереди, другой — сзади.

•  Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки перехода, по пешеходным дорожкам и при зеленом сигнале светофора.

•  Переходить через улицу надо не спеша, спокойным ровным шагом.

•  Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось), потому что это ближайший путь на противоположную сторону.

•  При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на зеленый сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара необходимо пропустить машины.

•  В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.

•  Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.

•  Большое значение имеет обучение детей правилам уличного движения. Это следует делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями детского возраста.

•  Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием преподать их детям.

Перевозка детей.

  •  Перевозить детей разрешается только в автобусах.

•  При посадке в автобус детям показывают через какую дверь надо входить. В салоне их рассаживают на сидениях.

•  Воспитатель должен еще раз убедиться в том, что все двери и все стекла в окнах закрыты.

Правила организации и проведения походов с дошкольниками

Любому походу предшествует большая предварительная работа. Воспитатели разрабатывают подробные планы пребывания детей в походе.

В любом походе мы обязательно вспоминаем с детьми правила поведения в природе. Выход с детьми на природу требует тщательной подготовки, соблюдения техники безопасности, поэтому важно  досконально проверить запрограммированный маршрут. Накануне похода педагоги обследуют дорогу, места стоянок и игр, определяют время движения. Необходимо предусмотреть все мелочи, продумать сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом.

При организации похода рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • во время следования дети идут в парах, соблюдая правила дорожного движения;
  • менее подготовленные дети, гиперактивные, а также те, которые легко отвлекаются, идут впереди;
  • взрослые идут так, чтобы держать в поле зрения всех детей;
  • на месте стоянки следить за самочувствием и настроением детей;
  • дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых.

Чем тщательнее поход будет подготовлен взрослыми, тем ярче и насыщеннее будут детские впечатления, тем больше пользы принесет это путешествие.

1. Общие требования дорожно-транспортной безопасности

1.1. Сопровождающие детей воспитатели обязаны знать и строго придерживаться правил дорожного движения, подавать детям пример дисциплинированности на улице.

1.2. Направляясь на прогулку по городским улицам, сопровождающие воспитатели должны знать точное количество детей, которых они берут с собой, и выбрать безопасный маршрут.

1.3. Внимательно следить за тем, чтобы дети в группах шли организованно парами, не отлучаясь из строя.

1.4. Группу детей всегда должны сопровождать не менее двух взрослых: один – впереди, другой – сзади.

1.5. Сопровождающим воспитателям необходимо брать с собой красные флажки для подачи сигнала водителям, чтобы они остановились и пропустили детей.

1.6. Чтобы не нарушить правила дорожного движения, воспитателям следует организовывать выход детей к месту проведения мероприятий (посещение кинотеатра, бассейна и т.д.) заранее, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

2. Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2.1. К причинам детского дорожно-транспортного травматизма относятся:

  • неумение наблюдать;
  • невнимательность;
  • недостаточный контроль взрослых над поведением детей.

2.2. Воспитателям отрядов следует регулярно проводить с детьми беседы и инструктажи по соблюдению ПДД, с обязательной регистрацией в журнале по ТБ. Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.

2.3. Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; практическую деятельность (изо, ручной труд). 

2.4. Необходимо организовывать практические занятия по изучению ПДД: экскурсии по городским улицам; просматривать обучающие фильмы; вовлекать детей в агитбригады ЮИД (Юные инспекторы движения) РФ.

2.5. Беседуя с детьми, не нужно говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не должны бояться улицы, потому что чувство страха мешает сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической угрозы.

2.6. В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя. 

2.7. Проводить информационно-профилактические работы с родителями (беседы, составление памяток) по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Порядок организации и построения группы детей для следования

3.1. При проведении прогулок или экскурсий с детьми по улицам, тротуарам и дорогам, при общем количестве воспитанников в группе свыше 15 человек, должно быть не менее двух взрослых сопровождающих.

3.2. Один из сопровождающих назначается старшим и ответственным за всю группу. Старший сопровождающий идет впереди группы, а второй – замыкающий позади. В случае, когда сопровождающий один, он должен находиться позади группы детей, чтобы постоянно их видеть.

3.3. Дети должны построиться в колонну по два и взять друг друга за руки. Необходимо следить, чтобы во время движения колонны в руках у них не было посторонних предметов и игрушек.

3.4.  Каждый из сопровождающих должен иметь при себе красный флажок.

4. Порядок следования по тротуарам и обочинам дорог

4.1. Группа воспитанников, построенных в колонну по два, при движении шагом по тротуару или пешеходной дорожке, придерживается правой стороны.

4.2. Сопровождающие воспитатели обязаны находиться со стороны проезжей части впереди и позади колонны и не позволять детям выходить на проезжую часть.

4.3. Если вдоль дороги тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести колонну детей по левой обочине дороги навстречу движению транспортных средств, но только лишь в светлое время суток.

4.4. При движении по обочине дороги, независимо от количества детей в группе, должно быть два сопровождающих. При этом они несут два красных флажка: один в голове группы, другой – позади колонны.

4.5. Вести детей следует продуманным маршрутом, чтобы по пути было как можно меньше переходов через проезжую часть дороги или улицы.

4.6. Сопровождающие воспитатели обязаны внимательно следить за выездом машин со дворов и примыкающих улиц.

5. Порядок перехода проезжей части улицы и дороги

5.1. Переходить проезжую часть дороги разрешается в местах с наличием разметки или дорожного знака «пешеходный переход», а если их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

5.2. На регулируемых перекрестках проезжей части переходить группе можно только при разрешающем сигнале светофора или регулировщика.

5.3. Вне населенных пунктов  при отсутствии пешеходных переходов дорогу следует переходить только под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны, и только после того, как  воспитатель убедиться в отсутствии приближающегося транспортного средства. Переход улиц и дорог с группой детей в зоне ограниченной видимости, когда существует возможность внезапного появления транспорта,  строго запрещен!

5.4. При переходе нерегулируемых перекрестков и загородных дорог, а также перекрестков оборудованных светофором или с регулировщиком, сопровождающие должны иметь наготове красные флажки.

5.5. Перед  началом  перехода  улицы или дороги ответственному сопровождающему необходимо остановить  направляющую  пару детей,  с целью группирования растянувшегося строя.

5.6. Перед началом перехода дороги сопровождающий должен оценить дорожную обстановку, выйти на проезжую часть с поднятым красным флажком, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что его заметили можно начинать переход колонны детей через дорогу.

5.7. Во время перехода через проезжую часть:

  • переводить детей через улицу строго в местах, где есть знаки пешеходного перехода, по пешеходным дорожкам на зеленый сигнал светофора, даже при отсутствии машин;
  • переводить детей через улицу не торопясь, спокойным ровным шагом прямо, а не наискось;
  • строго следить за тем, чтобы дети не отвлекались на разговоры между собой и по телефону, не толкали друг друга и не устраивали игр;
  • запрещено выводить детей на проезжую часть из-за транспорта или кустов, которые заграждают видимость дороги;
  • следует убедиться в том, что все автомобили уступают вам дорогу.

5.8. Если группа не успела закончить переход проезжей части к моменту появления транспорта на близком расстоянии, сопровождающий группы дополнительно предупреждает водителя поднятием красного флажка, развернувшись лицом к приближающемуся транспортному средству.

6. Требования безопасности при перевозке детей

6.1. Перевозка детей возрастом до 16 лет разрешается только в автобусах. Категорически запрещается перевозка детей в кузове грузового автомобиля!

6.2. Автобус, предназначенный для перевозки детей, должен быть соответствующим образом подготовлен, исправлен, чисто вымыт, салон убран. Автобус накануне поездки должен пройти  обязательную проверку районной Госавтоинспекции.

6.3. К управлению автобусом допускается только опытный водитель со стажем вождения, прошедший специальный инструктаж и отлично знающий маршрут движения.

6.4. На каждый автобус, в котором перевозятся дети, назначается старший сопровождающий, ответственный за соблюдение всех правил безопасности при перевозке детей. Старший сопровождающий назначается приказом директора школы, с которым он должен ознакомиться под подпись. Сопровождающий обязан следить за соблюдением порядка в салоне автобуса во время движения и не допускать выхода детей во время остановок.

6.5. Водитель автобуса должен быть в обязательном порядке проинструктирован администрацией школы о том, что начинать движение можно только с разрешения руководителя перевозки детей. Сопровождающий группы должны лично убедиться в том, что двери автобуса закрыты.

6.6. Количество детей в автобусе не должно превышать количества оборудованных для сидения мест, установленного технической характеристикой автобуса.

6.7. При перевозке детей необходимо, чтобы в автобусе находилось не менее двух взрослых человек.

6.8. Посадка и высадка детей производится  только по команде старшего сопровождающего. Высаживать детей из автобуса со стороны проезжей части категорически запрещено!

6.9. Перевозка детей запрещена в сложных метеорологических условиях (метель, сильный дождь, туман, гололед и т.п.). При внезапном возникновении перечисленных погодных условий в пути следования автобуса решение о продолжении движения принимается лицом, ответственным за перевозку детей.

6.10. Каждый автобус перевозящий детей должен быть оборудован двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее 2-х литров (один — в кабине водителя, другой – в салоне), спереди  и сзади на автобусе должен находиться знак «ДЕТИ». Также, автобус должен быть укомплектован знаком  аварийной остановки и медицинской аптечкой.

6.11. При передвижении детей в общественном транспорте, необходимо выполнять правила входа и выхода из данного транспорта. О входе и выходе ответственный сопровождающий должен предупредить водителя.

«ПРОФИЛАКТИКА
ТРАВМАТИЗМА»  

В ДОУ   мероприятия по
профилактике травматизма у воспитанников проводятся по следующим направлениям: 

Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает
жизнь ребенка. 

Направленное воспитание у детей и
окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать
их. 

                                                                                                                                                          

 Организовать работу по
обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в образовательном
учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей
подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации.
В своей работе по профилактике травматизма у детей мы руководствуемся
следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании»,
инструкцией по охране жизни и здоровья детей, планом работы ДОУ по
предупреждению травматизма. В целях предупреждения детского травматизма в ДОУ и
вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма,  с
использованием современных педагогических технологий в ДОУ создана система
профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов
образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Генеральная цель этой
работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.

 В ДОУ ведется работа с педагогическим составом,
медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике
травматизма детей.

  Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ: ведь в
любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья
детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и
деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ, должен разумно
организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям
СанПиНа к организации режима дня и учебных занятий. 

 В работе по профилактике
детского травматизма наш детский сад  придерживается следующей системы:

I.  Профилактические
мероприятия в   ДОУ 

1.                 
В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению
территории детского сада:

 оборудование, расположенное на
территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в
обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет
нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки
(перед летним  оздоровительным периодом, перед началом учебного года). Кроме
того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку
состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть
без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в
группах и оборудование на участках должны быть закреплены;   игровые горки,
лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать
возрасту детей и санитарным нормам.

2.                 
Весной, летом и осенью период проводятся мероприятия по
устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора;
приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток
деревьев и молодой поросли.

3.                 
В зимний период
проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от сосулек крыши
здания, от снега дорожек, детских площадок, ступенек крыльца. Проводится
посыпание песком.

4.                 
Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется
контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с
возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного
материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек), смена игрового оборудования в
связи с сезонными изменениями.

5.                 
Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать
требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно
находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку
в соответствии с сезоном года, возрастом детей.

II.
Мероприятия с персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма:
 

Заведующей ДОУ проводятся
инструктажи по охране жизни и здоровья детей:

«Инструкция по охране жизни и здоровья детей дошкольного
возраста», «Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста», 
«Инструкция по охране жизни и здоровья детей во время экскурсий за пределы
детского сада», «Инструкция по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма», «Инструкция по профилактике травматизма и оказанию первой помощи»,
«Инструкция по предупреждению отравления детьми ядовитыми грибами и растениями»
и др. 

На педагогических советах рассматриваются вопросы по
безопасному проведению физкультурных мероприятий в ДОУ», «Организация
безопасной зимней прогулки».

 На производственных совещаниях 
проходит анализ работы по профилактике травматизма и создания безопасных
условий пребывания детей в ДОУ, консультирование воспитателей  и обслуживающего
персонала по профилактике травматизма в ДОУ, профилактике гриппа, ОКИ, оказание
первой помощи детям при различных видах травм. 

Воспитателями в группах созданы
уголки безопасности, в которых имеются настольные и дидактические игры,
альбомы, плакаты, раскладушки, макеты дорог, иллюстративный материал по
обучению детей безопасному поведению. 

III. Профилактические
мероприятия с дошкольниками                                                     

Одной из приоритетных задач в работе педагогического
коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей
дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

                                                                                                                                                          

 Работа с дошкольниками проводится с использованием
различных форм: 

— Непосредственно образовательная деятельность –
коммуникация, познание, художественное творчество (рисование, лепка,
конструирование, ручной труд, аппликация).  Занятия проводятся в форме
живой беседы с использованием наглядности. 

             

 Беседы («Осторожно
«Дорога»», «Внимание – Переходим улицу», «Игры во дворе», «Откуда
может прийти беда»). 

             

 Целевые прогулки к проезжей части, экскурсии по улицам
города. 

             

 Встречи с инспектором ГИБДД, прогулка в пожарную часть. 

             

 Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные). 

             

 Конкурсы рисунков, просмотр
мультфильмов. 

IV.
Работа с родителями по профилактике детского травматизма.
 

                                                                                                                                                          

Работа с родителями – одно из
важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для
благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества.
Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только
в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации
могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать
о безопасности.  Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

 Цель работы с родителями – объяснить
актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный
уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми
необходимо знакомить прежде всего в семье.

 Родители для детей всегда являются авторитетом и
примером для подражания.
       

  С целью формирования у дошкольников знаний, умений
навыков безопасного поведения на улице в ДОУ проводятся следующие формы
взаимодействия и общения с родителями:

                                                                                                                                                          

на родительских собраниях воспитатели рассказывают
родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по
воспитанию и обучению безопасному поведению; 

     ознакомление
проводятся через материал, представленный на стендах в родительских уголках,
раскладушках, заметках в уголках «Шалость детей с огнем», «Безопасность
ребенка», «Внимание-дорога!», «Соблюдай правила дорожного движения»,
«Использование ремня безопасности и детских кресел»; 

             

показ выставок детских рисунков
по тематике дорожной безопасности и пожарной безопасности; 

             

встреча с инспекторами ГИБДД; 

Меры по оптимизации работы по
профилактике травматизма: 

1.  

Приобрести оборудование городка по изучению ПДД. 

2.  

В работе с детьми вести систематическую планомерную работу
по формированию безопасного поведения ежедневно во всех формах работы с
детьми. 

3.  

Разнообразить формы работы с родителями. Использовать анкетирование,
выставка совместных работ из природного и бросового материала на тему
«Безопасность», 

4.  

Организация развлечения с родителями, КВН на тему
«Безопасное поведение на дороге и дома». 

Основные черты, характеризующие детский травматизм, –
распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на
протяжении последних 20-30 лет.  В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза
чаще, чем у девочек.

 В структуре детского травматизма
преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют
около 80% всех повреждений.  При этом 78% травм дети получают во дворах, на
улицах и только 22% – в помещениях. 

 На первое
место
по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы
разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках,
занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на
велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование
при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в
гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным
от снега и льда и не посыпанным песком;            

На второе место по
частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и
льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами,
невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же
при наличии ямок и выбоин на участке;  

                                                                                                                                                          

На третьем месте – травмы при прикосновении в
морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с
горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя;
травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период
оттепели;    

На
четвертом месте
– травмирование от неприкрепленной мебели в группах;
травмирование при ДТП. 

 Профилактические мероприятия,
направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в нашем детском
саду проводятся целенаправленно, исходя из вышеперечисленных причин и
обстоятельств возникновения травм. Мы выявили, что каждой возрастной группе присущи
свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

 Так, различные колющие и режущие
предметы (ножницы, спицы, остро отточенные карандаши, иголки, ножи, вилки) при
неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

 Для малышей до 4-летнего
возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду
или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, блестящие монеты,
разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок
засунет их в рот, нос, уши…

 В ясельном возрасте (1–3 года) основные двигательные
навыки (ходьбы, лазания) еще находятся в стадии становления, поэтому развитием
навыков, а также умением ориентироваться в окружающей обстановке, предвидеть
опасность и обусловлены основные воспитательные меры воздействия для
профилактики травматизма в этом возрасте.

                                                                                                                                                          

 Изменяется характер повреждений: уменьшается количество
ожогов, увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Нередки и электротравмы.
Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых. Статус нашего
ДОУ предусматривает комплексное лечение детей, имеющих нарушения
опорно-двигательного аппарата. 

 Исходя из этого, старшей
медицинской сестрой фи проводятся  групповые и индивидуальные  беседы с
воспитанниками о правилах поведения в  лечебном блоке во время процедур
«Осторожно, электричество!», все розетки находятся на недоступной для детей
высоте, прием процедур проводится под постоянным наблюдением взрослого. 

Для детей
дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности,
активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное
содержание этого возрастного периода – появление начальных форм самосознания.
Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а
с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены
тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми
полностью еще не овладели. У дошкольников,  в отличие от детей раннего
возраста, основным местом происшествия становится двор. 

 Учащается количество падений,
особенно в зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими
из-под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других
острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения,
травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом,
языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой
контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых
ситуациях.

 Большое внимание мы уделяем
ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и
проводим тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех
сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

  Профилактика 
травматизма у детей                                                                                     

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и
серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше
располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без
присмотра взрослых.

 Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины,
вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней
среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение
ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно,
возникновению травм способствуют и психологические особенности детей:
любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного
опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. 

 Взрослые
обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.                  

Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти
в 

2 направлениях: 

Устранение травмоопасных
ситуаций; 

Систематическое обучение детей
основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства
робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если
вести себя правильно. 

Наиболее        часто
       встречающийся        травматизм        у        детей        –        бытовой. 

Основные
виды травм, которые дети могут получить дома, и их причины:
 

      
ожог    от        горячей           плиты,            посуды,          пищи,
кипятка,          пара,   утюга,       других

электроприборов и открытого огня; 

             

падение с кровати, окна, стола и ступенек; 

             

удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.); 

      
отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами,
моющими

жидкостями, отбеливателями и др.); 

       поражение
электрическим током от неисправных электроприборов,обнаженных проводов, от 
втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную
проводку. 

Падения 

Падение —
распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их
можно предотвратить, если:

-не разрешать детям лазить в опасных местах; 

-устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

В летнее время зоной повышенной
опасности становятся детские площадки, а особенно качели. Если ребенок упал с
качели, он должен прижаться к земле и подальше отползти, чтобы избежать
дополнительного удара. 

Добровольный прыжок с качели
никогда не заканчивается безопасным приземлением на ноги. От резкого касания с
грунтом — перелом лодыжек, берцовых костей, вывих голеностопных суставов.

Порезы 

Разбитое стекло может стать
причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать
подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к
разбитому стеклу.

Ножи, лезвия и ножницы необходимо
держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному
обращению с этими предметами. 

Можно избежать многих травм, если
объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с
ножами или ножницами очень опасно.

Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать
источником заражения ран.

Таких       предметов
     не      должно       быть      на      детских      игровых       площадках. 

                                                                                                                                                          

Травматизм
на дороге.
 

Из всевозможных травм на
улично-транспортную приходится каждая двухсотая. Но последствия их очень
серьезны. Самая опасная машина — стоящая: ребенок считает, что если опасности
не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63
ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой
машины.

Дети
должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:
 

             

остановиться на обочине; 

             

посмотреть в обе стороны; 

       перед
тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств
на дороге нет;
    

             

переходя дорогу, держаться за руку
взрослого или ребенка старшего возраста;
 

             

идти, но ни в коем случае не бежать; 

       переходить
дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора;
       

       на
дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель
видел тебя;
 

             

переходить дорогу надо по перпендикуляру
к оси, а не по диагонали;
 

             

если транспортный поток застал  на
середине дороги, следует остановиться и не паниковать;
 

             

маленького ребенка переводить через
дорогу надо только за руку;
 

       надо
научить ребенка не поддаваться «стадному» чувству при переходе улицы
группой;
 

             

детям нельзя
играть возле дороги, особенно с мячом;
          

 Во избежание несчастных случаев детей
нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению.
 

Старших детей необходимо научить
присматривать за младшими. 

При перевозке ребенка в
автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности,
ребенка надо посадить сзади и справа.

Несчастные случаи при езде на велосипеде являются
распространенной причиной травматизма среди детей старшего возраста. Таких
случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка
безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову
шлемы и другие приспособления для защиты. 

Еще ни одно увлечение детей не
приводило к такому наплыву раненых, как роллинг (катание на роликовых коньках),
который в последнее время стал особенно популярным. В роллинге слишком высоки
требования к владению телом — малейший сбой приводит к падению, что всегда
чревато травмой. 

Покупая ребенку роликовые коньки,
научите стоять на них и перемещаться. Для этого можно подвести к перилам,
поставить между двух стульев. Проследите за правильной постановкой
голеностопного сустава. 

Не покупайте детям роликовых коньков китайского
производства, хотя и стоят они дешевле. Они травмоопасны и недолговечны.

Голенище должно служить хорошей
опорой, поэтому должно быть твердым. 

Пригласите опытного роллера, если
сами не можете научить хотя бы одному методу торможения.

Обязательно приобретите наколенники, налокотники,
напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы. 

Научите правильно падать — вперед на колени, а затем на
руки.

Кататься нужно подальше от
автомобильных дорог. 

Научите детей избегать высоких
скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным. 

 

Водный травматизм 

Взрослые должны научить детей
правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра
вблизи водоемов.

Дети могут утонуть менее, чем за две минуты даже в небольшом
количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ
воды, в т.ч. – в ванной. 

Нужно закрывать колодцы, ванны, ведра с водой.

Детей нужно учить плавать, начиная с раннего возраста. 

Дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра
взрослых.

Ожоги 

Ожогов можно избежать, если:

держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга; 

устанавливать плиты достаточно высоко или
откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать; держать детей
подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;  прятать от
детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также
спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

Удушье от малых предметов 

Маленьким детям не следует давать еду с маленькими
косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды.
Кормите ребенка измельченной пищей.

Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать
звуки — это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья. Следует убедиться,
что с ребенком все обстоит благополучно. Если у него затруднено дыхание, нельзя
исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка,
даже если никто не видел, как ребенок клал что-нибудь в рот. 

 

Отравления 

Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и
горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для
пищевых продуктов — дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует
держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей
месте.

Отбеливатель, яды для крыс и
насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут
вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен
не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и
даже на одежду. 

Лекарства, предназначенные для
взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно
давать только по назначению врача и ни в коем случае не

давать ему лекарства,
предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты
необходимо в местах недоступных для детей.

Неправильное применение и
передозировка антибиотиков могут привести у маленьких детей к глухоте. 

Поражение электрическим током

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы
или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы
предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть
недоступны детям — обнаженные провода представляют для них особую опасность. 

Очень важно
для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях,
демонстрируя детям безопасный образ жизни.  Не забывайте, что пример взрослого
для ребенка заразителен!
 

Инструкция
по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

1. Общие требования

1.1. Настоящая инструкция по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма составлена в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с изменениями на 2 июля 2021 года; Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», с учетом Постановления Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; согласно разделу Х Трудового кодекса Российской Федерации.
1.2. Данная инструкция разработана с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ, школе, лагере и иных детских организациях, устанавливает порядок построения, следования и перехода проезжей части, требования безопасности при перевозке детей, определяет мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
1.3. Сотрудник, включенный в приказ в качестве сопровождающего детей или ответственного, должен изучить инструкцию по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, пройти целевой инструктаж по правилам сопровождения детей с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда, обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Сопровождающие детей сотрудники обязаны знать и строго придерживаться правил дорожного движения, подавать детям пример дисциплинированности на улице.
1.5. Перед началом пешей экскурсии или организованной перевозки детей сопровождающие ответственные лица должны провести с детьми инструктаж с записью в журнале регистрации инструктажей обучающихся (воспитанников).
1.6. Группу детей всегда должны сопровождать не менее двух взрослых: один – впереди, другой – сзади.
1.7. Сопровождающим необходимо брать с собой красные флажки для подачи сигнала водителям, чтобы они останавливались и пропускали детей.
1.8. Лица, сопровождающие детей, должны знать точное количество вышедших детей, вернувшихся детей, выбрать безопасный маршрут движения.
1.9. Чтобы не нарушить правила дорожного движения, требования инструкции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, сопровождающим из школы, детского сада или лагеря следует организовывать выход детей заранее, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас необходимого времени.

2. Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2.1. К причинам детского дорожно-транспортного травматизма относятся:

  • неумение наблюдать;
  • невнимательность;
  • недостаточный контроль сопровождающих над поведением детей;
  • нарушение правил дорожного движения.

2.2. Сопровождающим педагогическим работникам следует регулярно проводить с детьми беседы и инструктажи по соблюдению ПДД, с обязательной регистрацией в журнале. Занятия проводятся в форме беседы с использованием наглядности.
2.3. Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно:

  • организовывать конкурсы плакатов;
  • использовать наглядность;
  • осуществлять показ видеоматериалов;
  • проводить увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры;
  • осуществлять практическую деятельность (рисование, лепка);
  • организовывать театральные тематические постановки;
  • знакомить детей с правилами поведения в транспорте;
  • организовать уголок по обучению правилам дорожного движения (брошюры, иллюстрации, детские книги, настольно-печатные и дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, карточки — задания и т.п.).

2.4. Следует организовывать практические занятия по изучению ПДД:

  • экскурсии по улицам;
  • просматривать обучающие фильмы;
  • вовлекать детей в агитбригады ЮИД;
  • знакомить детей с работой ГИББД;
  • в летний период организовывать на участке игры по обучению правилам дорожного движения.

2.5. Беседуя с детьми, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, потому что чувство страха мешает сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической угрозы.
2.6. В освоении детьми правил дорожного движения значительную роль играет конкретная, четкая речь педагога.
2.7. Целесообразным является разработка и составление памяток по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Порядок организации и построения детей для следования

3.1. Во время прогулок и экскурсий, связанных с необходимостью перехода проезжей части, детей должны сопровождать не менее двух взрослых, заранее прошедших инструктаж о мерах безопасности на дороге. Один из сопровождающих назначается ответственным за всю группу детей.
3.2. Ответственный сопровождающий проводит инструктаж детей по требованиям безопасности и правилам поведения детей на дороге.
3.3. Дети должны построиться в колонну по два, желательно взять друг друга за руки.
3.4. Ответственный сопровождающий идет впереди группы, а второй замыкающий сопровождающий позади.
3.5. Каждый из сопровождающих должен иметь при себе красный флажок.
3.6. Следует следить, чтобы во время движения колонны в руках у детей не было посторонних отвлекающих предметов.

4. Порядок следования по тротуарам и обочинам дорог

4.1. Группа детей, построенных в колонну по два, при движении шагом по тротуару или пешеходной дорожке придерживается правой стороны.
4.2. Если вдоль дороги тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести колонну детей по левой обочине дороги навстречу движению транспортных средств, но только лишь в светлое время суток.
4.2. Сопровождающие обязаны находиться со стороны проезжей части впереди и позади колонны и не позволять детям выходить на проезжую часть.
4.4. При движении по обочинам пешеходам следует иметь жилеты со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.5. При движении по обочине дороги должно быть два сопровождающих в группе. При этом они несут два красных флажка: один в голове группы, другой – позади колонны.
4.6. Вести детей следует продуманным маршрутом, чтобы по пути было как можно меньше переходов через проезжую часть дороги или улицы.
4.7. Сопровождающие детей обязаны внимательно следить за выездом машин со дворов и примыкающих улиц.
4.8. Следует внимательно следить за тем, чтобы дети шли организованно парами и не отлучались из строя.

5. Порядок перехода проезжей части улицы и дороги

5.1. Переходить проезжую часть дороги разрешается в местах с наличием разметки или дорожного знака «пешеходный переход», а если их нет – на перекрестках по линии тротуаров.
5.2. На регулируемых перекрестках проезжей части переходить можно только при разрешающем сигнале светофора или регулировщика.
5.3. Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходных переходов дорогу следует переходить только под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны, и только после того, как сопровождающий убедится в отсутствии приближающегося транспортного средства.
5.4. Переход улиц и дорог с группой детей в зоне ограниченной видимости, когда существует возможность внезапного появления транспорта, строго запрещен.
5.5. При переходе нерегулируемых перекрестков и загородных дорог, а также перекрестков оборудованных светофором или с регулировщиком, сопровождающие должны иметь красные флажки.
5.6. Перед началом перехода улицы или дороги ответственному сопровождающему необходимо остановить направляющую пару детей с целью группирования растянувшегося строя.
5.7. Перед началом перехода дороги сопровождающий должен оценить дорожную обстановку, выйти на проезжую часть с поднятым красным флажком, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что его заметили можно начинать переход колонны детей через дорогу.
5.8. Во время перехода через проезжую часть:

  • переводить детей группы через улицу строго в местах, где есть знаки пешеходного перехода, по пешеходным дорожкам на зеленый сигнал светофора, даже при отсутствии машин;
  • переводить детей через улицу не торопясь, спокойным ровным шагом прямо, а не наискось;
  • строго следить за тем, чтобы дети не отвлекались на разговоры между собой и по телефону, не толкали друг друга и не устраивали игр;
  • запрещено выводить детей на проезжую часть из-за транспорта или кустов, которые заграждают видимость дороги;
  • следует убедиться в том, что все автомобили уступают вам дорогу.

5.9. Если отряд детей не успел закончить переход проезжей части к моменту появления транспорта на близком расстоянии, сопровождающий дополнительно предупреждает водителя поднятием красного флажка, развернувшись лицом к приближающемуся транспортному средству.
5.10. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги.

6. Требования безопасности при перевозке детей

6.1. Педагогический работник, включенный в приказ в качестве ответственного за организованную перевозку детей, сопровождающие лица должны пройти целевой инструктаж по правилам сопровождения детей с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда, быть ознакомлены о спасательных мерах при авариях, а также с инструкцией для сопровождающих при перевозке детей автобусом.
6.2. Перед началом перевозки группы детей лицом, планирующим организованную перевозку группы детей (организатором перевозки), в том числе фрахтователем или фрахтовщиком, должно быть подано уведомление в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне не позднее 48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении и не позднее 24 часов до начала перевозок в городском и пригородном сообщениях.
6.3. Автобусы, используемые для осуществления перевозок групп детей, должны соответствовать ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей». Проходят обязательный технический осмотр перед выходом.
6.4. Водитель перед выездом должен пройти медицинский осмотр с отметкой в путевом листе и соответствующей записью в журнале предрейсовых медицинских осмотров, а также регулярный предрейсовый регистрируемый инструктаж.
6.5. В состав группы не допускается включение детей возрастом до 7 лет, если согласно графику движения время следования автобуса при организованной перевозке группы детей превышает 4 часа.
6.6. Допускается организованная перевозка группы детей в ночное время (с 23 часов до 6 часов) к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей при незапланированном отклонении от графика движения, а также организованная перевозка детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
6.7. У ответственных за организованную перевозку детей должны иметься:

  • средства мобильной связи;
  • сигнальные флажки для движения групп после высадки с автобуса.

6.8. Осуществление поездки не допускается в следующих случаях:

  • при наличии недостатков в организации перевозки детей, влияющих на безопасность, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей;
  • при недостаточной подготовленности автотранспортного средства, отсутствии ремней безопасности, первичных средств пожаротушения, аптечки первой помощи, знаков и маячков, предупреждающих о перевозке детей;
  • при наличии признаков алкогольного опьянения у водителя автобуса либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

6.9. Посадка детей в автотранспортное средство должна осуществляться по количеству посадочных мест на посадочных площадках, со стороны тротуара и только после его полной остановки.
6.10. Все дети должны быть пристегнуты к креслам ремнями безопасности, отрегулированными в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства.
6.11. Во время поездки необходимо:

  • соблюдать порядок в салоне автобуса, не захламлять вещами проход и выходы;
  • не отвлекать водителя от управления автобусом во время его движения;
  • не допускать во время движения действий детей, которые потенциально способны привести к несчастному случаю (вставание с места, хождение по салону, сидение в непредназначенных для поездки позах, высовывание рук из окна, использование острых предметов и т.д.);
  • закрывать окна в салоне автобуса при движении.

6.12. Контролировать состояние детей во время поездки, при необходимости дать воду, оказать первую помощь.
6.13. Не допускается нахождение детей в буксируемом автобусе.
6.14. Во время остановки или стоянки автобуса следует руководствоваться требованиями к безопасности высадки детей, исключить выход детей на проезжую часть дороги.
6.15. При передвижении детей детского сада, школы или лагеря общественным транспортом, необходимо выполнять правила входа и выхода из данного транспорта. О входе и выходе предупреждается водитель общественного транспорта.

Инструкцию разработал: __________ /________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда __________ /________________/
«___»__________202__г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_________202__г. ___________ /________________/

Рекомендуем перейти к:
Правилам дорожного движения для детей

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Уважаемые родители! Уже в раннем возрасте ребенок становится участником дорожного движения. Предлагаем вашему вниманию материалы для обучения детей правилам дорожного движения и поведения в качестве пешеходов и пассажиров, водителей велосипеда и самоката. Материалы размещены по ссылкам https://onlinetestpad.com/ru/testview/422929-pdd-dlya-shkolnikov  https://learningapps.org/

Детский травматизм и его профилактика

Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах. Слово «травма» (переводится как рана)    повреждение  в организме человека или животного, вызванное действием факторов внешней среды.

Детский травматизм — одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей.   Чаще травмы возникают дома и на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в  детских учреждениях, во время занятий спортом, еще реже наблюдаются утопления  и отравления.

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, беспокоятся по поводу возможных травм, которые он может там получить. В СМИ регулярно появляются сообщения о случаях травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), закончившихся увечьем или гибелью. Задача персонала ДОУ — предупредить травмоопасные ситуации, обеспечить детям полную безопасность во время пребывания их в детском саду.

Причины детского травматизма:

1 На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным спец.составом;

  1. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а также при наличии ямок и выбоин на участке;
  2. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;
  3. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши…

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода – появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего возраста, основным местом происшествия становится двор.

В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из-под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

 По данным исследований «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора причины травм заключаются в следующем:                                        

1.Беспечность взрослых — когда взрослый человек ошибочно считает, что ничего страшного не произойдет. В присутствии взрослых произошло 98,7% автотравм.

 В 78,9% случаев дети получали травмы дома.

2.Халатность взрослых —  невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами и родителями своих обязанностей.

3.Недисциплинированность детей (более25% случаев).

  1. Несчастные случаи — непредвиденные события, когда никто не виноват(2%).

5.Убийства (4,5%)-чаще страдают дети до года.

6.Самоубийства (5%)-чаще подростки 10-15 лет.

7.Прочие причины (10% случаев)

Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет   70-75%. Бытовые травмы снижаются в школьном возрасте. Уличный нетранспортный травматизм обусловлен несоблюдением детьми правил дорожного движения. Уличная транспортная травма является самой тяжелой.

Существуют объективные причины детского травматизма:

  • ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию);
  • расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).

На первый взгляд кажется, что травма ребенка — явление случайное, непредвиденное, а само понятие «травматизм» представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых. Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности детей. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать.

По видам:

  • падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);
  • падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);
  • ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);
  • ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);
  • ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);
  • обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);
  • укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);
  • отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);
  • повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);
  • ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом);
  • занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).

Травмоопасные ситуации:

  • в процессе подвижных игр (салочки, прятки, жмурки, бег наперегонки, спрыгивания и т. д.);
  • в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);
  • при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате; при купании в водоемах; во время игр на проезжей части.

Основными причинами возникновения повреждений у детей в дошкольных учреждениях являются прежде всего:

  • неудовлетворительный уход за детьми,
  • недостаточный контроль за ними со стороны взрослых,
  • а также слабая постановка или полное отсутствие системы в работе по профилактике травматизма.

Работа по предупреждению детского травматизма.

Большое внимание в детский садах уделяется ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводится тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детских садах предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

  • 1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
  • 2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий пребывания в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В своей работе по профилактике травматизма у детей мы руководствуемся следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Инструкцией по охране жизни и здоровья детей, Планом работы учреждения по предупреждению травматизма. В целях предупреждения детского травматизма в учреждении и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в детском саду создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Генеральная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.

В детском саду ведется работа с педагогическим составом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов и медицинского работника: ведь в любое время года педагог и мед. работник должны выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения, должны разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.

В работе по профилактике детского травматизма детский сад придерживается следующей системы:

Профилактические мероприятия в детском саду.

Воспитатели, медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды. Основная «вакцина» против травматизма — правильное воспитание, оно всецело зависит от родителей и воспитателей. В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма.

Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми.

  1. В детском саду четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

— оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, мед. работник, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

— игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

— уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега.

— на участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников.

— категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для обработки и подкормки деревьев, кустарников, растений цветников и огородов во избежание отравлений детей и персонала дошкольного учреждения.

— для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючими листьями.

— оборудование на участках и в помещениях детского учреждения должно быть надежно и устойчиво закреплено и исключать все возможные случаи травмирования детей.

  1. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;
  2. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.
  3. Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).
  4. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями Роспотребнадзора.
    1. Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены.
    2. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления — иметь съемные решетки.
    3. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка.
    4. Лестничные марши должны иметь ограждения.

Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, эстампы, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми. Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, на участке, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены. Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям.

Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным.

Мероприятия с персоналом детского сада по профилактике детского травматизма:

1.Проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, охране труда и пожарной безопасности;

  1. Проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения мероприятий за пределами детского сада;
  2. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
  3. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.
  4. Мед. работник проводит инструктаж по профилактике детского травматизма, оказанию первой медицинской помощи.
  5. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности

Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

  • на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;
  • ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;
  • через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;
  • показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;

Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 –х направлениях:

  1. Устранение травмоопасных ситуаций;

2.Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.

Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Требования к организации и проведению занятий с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в непосредственно образовательной деятельности, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях. Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено. Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними. В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения — уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте — с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами). В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами. Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику.

Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными:

НОД в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т. д. Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта. Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив. Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу — как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков. Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

Конечно, полностью искоренить детский травматизм невозможно — от несчастного случая, увы, не застрахован никто. Но задача педагогов и родителей — максимально обезопасить ребенка. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по профессии водителя автомобиля ее требования
  • Инструкция по противопожарной защите угольных шахт 2021
  • Инструкция по противопожарной безопасности на строительном объекте
  • Инструкция по противопожарной безопасности на рабочем месте
  • Инструкция по противопожарной безопасности в школе по новым правилам