Инструкция по проведению егэ по литературе

09.09.2022
60504

Литература — предмет, который многие боятся сдавать. Ученики считают, нужно обладать писательским талантом и помнить, какого цвета платье было у Наташи Ростовой на балу. Кто-то убежден, что литературу оценивают субъективно — ведь большую часть экзамена занимают сочинения, которые могут не понравиться эксперту. Все это стереотипы. Чтобы хорошо сдать ЕГЭ по литературе 2023, нужно помнить… нет, вовсе не цвет платья Наташи Ростовой, а структуру экзамена.

В этой статье:

Изменения в ЕГЭ по литературе 2023Структура ЕГЭ по литературе 2023Как получить высокий балл на ЕГЭ по литературе?

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023 — структура и особенности

Изменения в ЕГЭ по литературе 2023

За все годы существования ЕГЭ литература практически не менялась, если сравнивать с другими предметами. Лишь 2022 год ознаменовался достаточно серьезной перестройкой экзамена: поменялась структура, стали оценивать грамматику, добавили зарубежную литературу и т. д.

В 2023 году ЕГЭ по литературе вернулся к старым традициям: в нем изменилась только формулировка задания 9 — снято указание точного количества правильных ответов в вопросе (ранее всегда было 3). Теперь ученик должен выбрать ВСЕ правильные ответы, а это значит, что их количество может варьироваться.

егэ по литературе 2023

Обновленное задание 9, ЕГЭ по литературе 2023

Изменений в ЕГЭ по литературе 2023 действительно немного, но они все же важны. Если их не учитывать, вы потеряете несколько баллов, которые могут стоить вам поступления. Поэтому на своих занятиях по подготовке к экзамену я подробно рассказываю, как правильно решать обновленные задания. Ведь когда вопрос меняется, меняются и особенности ответа на него.

Именно это я и объясняю и показываю своим ученикам. Где-то, например, нужно обязательно дать подробное определение термина, чтобы получить максимальный балл. Но как вы узнаете об этом, если в формулировке задания это четко не сказано? Все хитрости по решению ЕГЭ по литературе я могу рассказать и вам — приходите на мои занятия, и мы вместе разберемся во всех сложностях.

Структура ЕГЭ по литературе 2023

Экзамен состоит из двух частей. Максимальный первичный балл, который можно набрать — 58.

Первая часть

Содержит 11 заданий, 7 из которых с кратким ответом и 4 так называемые «мини-сочинения».

Ее условно также можно разделить на 2 блока:

Блок 1 — вопросы по отрывку из эпического, драматического или лироэпического произведения

  • Задания 1-4 с кратким ответом направлены на знание рода, жанра, направления произведения, особенностей композиции, характеристик героев и литературных терминов, полный перечень которых можно найти в Кодификаторе. 

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023
  • Задание 5.1 и 5.2 подразумевает выбор одного вопроса из двух, где необходимо написать сочинение в 5-10 предложений на анализ отрывка. Например: «Какую роль играет пейзаж в приведенном фрагменте?». 
  • Задание 6 — это мини-сочинение сопоставление, где нужно вспомнить один пример на заданную тему и сравнить с исходным произведением. 

Блок 2 — вопросы по лирическому произведению. Если стихотворение большое, в КИМ поместят только его часть

  • В заданиях 7-9 с кратким ответом также могут спросить род, жанр, размер и направление стихотворения, средства выразительности, типы рифмовки и т. д. 

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023
  • Задания 10.1 и 10.2 аналогичны заданиям 5.1 и 5.2 — они подразумевают выбор только одного вопроса из двух и требуют мини-сочинения в 5-10 предложений, но уже по лирическому произведению.
  • Задание 11 — это снова мини-сочинение на сопоставление, в котором также необходимо вспомнить один пример и сравнить в заданном направлении анализа. Темы в подобных сочинениях достаточно разнообразны. Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека, осени и т. д.

Наши преподаватели ежегодно ходят на досрочный экзамен в целях «разведки», и одному из них однажды попался «мотив звезд» по стихотворению Маяковского «Послушайте!». Вспомните другие стихотворения, где встречается подобная тема. Получилось? А ведь нужно не просто их вспомнить, но и процитировать и сопоставить. Вдобавок еще время поджимает и нервы шалят… Но даже с этим можно справиться, если знать, как 😉

Например, на занятиях со своими учениками я подробно разбираю самые неожиданные темы из ЕГЭ по литературе. Мы находим и сопоставляем несколько стихотворений, рассказов или романов из русской и зарубежной литературы. А еще учимся формулировать ответ так, чтобы эксперты не придрались ни к одному слову — а они это любят, поверьте… Если хотите тоже научиться всему этому, приходите ко мне на подготовку к ЕГЭ — дойдем до 80+ баллов вместе!

Вторая часть

С этого года имеет 5 вопросов (несколько лет назад их было всего 3), из которых по личным предпочтениям нужно выбрать только один и написать объемное сочинение не менее 200 слов(одно из изменений этого года). Вот примеры тем из демонстрационного варианта ЕГЭ-2023:

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023

Как получить высокий балл на ЕГЭ по литературе?

Формула успеха простая: теоретическая база + знание структуры экзамена. Когда-то она помогла набрать мне 98 баллов, а теперь помогает готовить учеников, которые, как и вы, мечтают поступить на бюджет в лучшие вузы страны.

Задания с коротким ответом

Главное — знать как и к чему готовиться. Например, роман-эпопею «Война и мир» из 4 томов боятся все ученики, но на экзамене из него встретятся только 4 темы. Мы это знаем благодаря нашему отделу исследований и разработок. Он проанализировал все варианты по литературе с момента существования ЕГЭ! И мы с удовольствием делимся такими секретами, ведь подобной информацией обладает не каждый репетитор. На онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ мы не только рассказываем необходимую информацию, но и учим применять ее на практике.

Один человек не справится с таким глубоким погружением в аналитику — у нас этим занимаются 200 человек. Благодаря аналитике мы смогли выявить и упрощающие методы решения заданий. Например, в заданиях с кратким ответом достаточно обратить внимание на ключевые слова и тут же записать верный ответ. На экзамене встречается не весь объем литературных терминов, а определенный (и достаточно небольшой) перечень, который необходимо заучить.

Сочинения

За 4 года практики я видела много учеников с хорошим художественным слогом. Но при подготовке их часто обходили не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях ребята. Дело в том, что проверяющий эксперт выступает в роли такого же компьютера — и оценивает сочинения по четко установленным требованиям. Если вы эти требования хорошо знаете и выполняете — успех гарантирован.

Правда, если вы попробуете ознакомиться с критериями оценивания, то вряд ли что-то поймете. Формулировки у составителей отвратительные!

Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ по литературе я всегда объясняю каждый критерий простым языком. Мои ученики четко понимают, какие темы им нужно раскрыть при решении каждого задания. А еще они узнают о типичных ошибках, которые школьники часто совершают, и понимают, как их избежать. Так что после такой подготовки к ЕГЭ мои выпускники обходят даже тех, кто способен перечислить крестьян Коробочки по именам! Присоединяйтесь и вы!

`

Лайфхаки экзамена

К рубрике

Сложно выбирать предметы, которые выпускник хочет сдавать в конце одиннадцатого класса (вот, кстати, список того, что нужно сдавать по Вашей специальности). Голова кругом идет. Куда поступать и что для этого нужно? И тут у многих на пути всплывает прекрасная литература, которую так любят все гуманитарные вузы. Есть мнение, что литература – один из самых сложных предметов для подготовки, поэтому выбирают его не часто и с большим страхом. Конечно, все это имеет место быть, но нередко такие мнения исходят из стереотипов. Один из них – внимание к мельчайшим деталям. Нет, поверьте, Вам вовсе не обязательно знать, что ест на «завтракобедоужин» Обломов. И нет, экзамен не состоит только из сочинений немыслимых размеров. Многомудрый Литрекон хотел бы развеять Ваши страхи и сомнения. Вполне достаточно знать структуру предстоящего экзамена, чтобы суметь подготовиться на высший балл. ЕГЭ по литературе в 2023 году вполне пригоден для сдачи, даже если Вы не семи пядей во лбу.

Содержание:

  • 1 Даты и правила написания
  • 2 Изменения ЕГЭ в 2023 году
  • 3 Структура ЕГЭ по литературе
    • 3.1 Подытожим
  • 4 Подготовка
    • 4.1 Список литературы
    • 4.2 Теория
    • 4.3 План сочинения
    • 4.4 Как сдать?
  • 5 Критерии оценивания
  • 6 Таблица баллов
  • 7 Апелляция

Даты и правила написания

В 2022 году экзамен претерпел серьезные изменения, вот список. В частности, очень сильно расширился список литературы для подготовки. Теперь выпускникам нужно читать много зарубежной классики. Однако экзамен по литературе, как и прежде, доступен для сдачи по выбору.

Даты проведения — 26 мая 2023 года. Резервный день 23 июня и 1 июля. Если сдали плохо, пересдать можно только в следующем году.

Даты проведения ЕГЭ состоят из основного и резервного периода. В резервный период экзамен сдают те, кто не смог сдать экзамен в основной по уважительной причине (выступление на олимпиаде, болезнь, серьезные семейные проблемы). В резервный этап ЕГЭ по литературе планируется провести 23 июня 2023 года.


Уважаемые выпускники, будьте внимательны. На экзамене не разрешено пользоваться текстами произведений, не предоставленными в самих КИМах. Запрещены любые словари или иные источники. Это очень важный момент для будущей подготовки.


По великому обыкновению проводится всё следующим образом:

  1. В день «Х» необходимо приехать за 40 минут до начала. Опоздавших пропустят, но Вы не получите славных инструкций от организаторов, а также не сможете продлить себе время, отведенное на сдачу ЕГЭ.
  2. Взять с собой можно только черную ручку (а лучше несколько), паспорт, водичку (не перепутайте), питание по необходимости.
  3. Взять с собой телефон, чтобы ответить маме на смс про кота, не выйдет.
  4. Вас проводят до нужной аудитории, где уже заранее уготовлено место.
  5. В аудитории находятся ученики. По одному за каждой партой. Сидят строго как в шахматах.
  6. Организаторы рассказывают о проведении всю-всю полезную информацию, которую, скорее всего, каждый школьник слышал уже 1000 и 1 раз.
  7. Происходит заполнение бланков, затем — проверка на ошибки.
  8. Раздаются КИМы, по одному на каждую парту.
  9. Отсчитывается время и выписывается на доску, точность до минут.
  10. Начинается процесс, в ходе которого можно просить дополнительные бланки и черновики. Разговоры с другими запрещены.
  11. За полчаса до окончания Вы получите предупреждение, что пора включать режим Флэша.
  12. Предупреждение также услышите за пять минут до конца.
  13. Сдаёте работу и покидаете ППЭ.

Изменения ЕГЭ в 2023 году

Многомудрый Литрекон очень бы хотел, чтобы все прошло быстро и легко, а такие незначительные изменения в ЕГЭ по литературе 2023 года не помешали выпускникам успешно завершить последний школьный год.

Итак, что изменилось? В 9 задании снято указание точного количества правильных ответов (ранее всегда было 3). В этом году нужно выбрать все правильные ответы (их количество может варьироваться). А в остальном, прекрасные маркизы, все хорошо (без изменений).

Структура ЕГЭ по литературе

И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 12 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.

  1. Первая включает в себя 11 заданий. 7 из них подразумевают краткий ответ, а еще 4 — это мини-сочинения (развернутые ответы на вопросы). Первые 4 вопроса направлены на выявление знаний таких основ, как жанры, направления, роды литературы. Задание 5.1 и 5.2 — это анализ отрывка, который будет состоять из 5-10 предложений. В задании 6 нужно сопоставить приведенный отрывок с другим произведением (которое нужно вспомнить самостоятельно). Свой выбор нужно обосновать, вспомнить «абы что» не получится. Задания 7-9 потребуют краткого ответа и знания рифмы, размера, жанра, средств выразительности стихотворения. 10.1 и 10.2 аналогичны заданиям 5.1 и 5.2: нужно выбрать одну тему из двух предложенных и написать мини-сочинение по лирическому произведению. Задание 11 снова рассчитано на сопоставление двух произведений: приведенного в КИМе и подобранного Вами. Темы встречаются разные: одиночество, свобода, любовь, ностальгия и др.
  2. Вторая же часть — это сочинение (не менее 200 слов). Вам дается на выбор 5 тем. Вот темы из демоверсии этого года:

Скрин демоверсии ЕГЭ по литературе

Совсем недавно ФИПИ на своем официальном портале представил проекты документов, в которых излагаются все изменения в КИМ. Стало известно, что с 2022 года Единый государственный экзамен будет проводиться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Многомудрый Литрекон искренне желает, чтобы изменения в проведении ЕГЭ по литературе никак не повлияли на завершение учебного года.

Образец выполнения заданий на ЕГЭ по литературе с расширенным ответом Вы можете найти по ссылке.

Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 12 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.

Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.

Подытожим

Существенное изменение в КИМ ЕГЭ по литературе (внесенное еще в 2022 году и повергнувшее многих в шок) заключается в том, что теперь участники должны будут показать свои глубокие знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Кроме того, оценивая работу выпускника, организаторы теперь будут учитывать аспект грамотности. Также составители заданий значительно обогатили литературный материал, шире представив поэзию второй половины 19-20 столетий и русскую литературу 21 века.

КИМ ЕГЭ по литературе включает в себя две части и состоит из 17 заданий.

Первая часть состоит из двух комплексов заданий.

  1. Первый из них относится к фрагменту драматического, лироэпического или эпического произведения. Здесь выпускнику необходимо решить 4 номера с кратким ответом, а также задание с развёрнутым ответом.
  2. Второй комплекс заданий направлен на анализ лирического произведения. Здесь представлено пять заданий, предполагающих краткий ответ, а также задание с развернутым ответом. Ответы к заданиями с кратким ответом участник ЕГЭ должен записать в бланк в виде слова, словосочетания или последовательности цифр.

Вторая часть КИМ состоит из пяти заданий (17.1-17.4). Из них выпускник должен выбрать только одно и предоставить на него аргументированный ответ в виде сочинения (объёмом от 200 слов).

На выполнение всей работы выпускнику даётся 3 часа 55 минут. Эксперты советуют выпускникам два часа потратить на решение первой части заданий, а оставшееся время – на вторую часть.

Подготовка

Конечно же, готовиться можно как с репетитором, так и самостоятельно. Если выбираете второй вариант, тогда советы по подготовке к ЕГЭ по литературе от Многомудрого Литрекона Вам точно понравятся!

  1. Совет первый: Ваш самый лучший и главный друг – кодификатор. Его можно найти на сайте ФИПИ или тут. В этом документе содержатся все темы, требования к ответам, полный список произведений. Того, чего нет в кодификаторе, точно не будет на экзамене.
  2. Совет второй: проза должна читаться. И читаться вовремя. Не откладывайте, информации слишком много. Придется не только читать полностью, но и закреплять материал краткими пересказами и анализами. Все это позволяет уложить по полочкам новые знания, а также помогает лучше разобраться в проблематике произведений. Все книги из кодификатора в сокращении и их анализы доступны на нашем сайте — используйте поиск.
  3. Совет третий: выписывайте стихотворения по авторам. Придется запоминать большое количество названий, а также имена поэтов, но их не так много. Учите стихи наизусть, желательно по 2-3 у каждого поэта, а также разнообразьте темы, необходимы самые разные – любовь, природа, дружба, родина. Если Вам нужна помощь — смело обращайтесь к нам! В разделе «контакты» есть почта, куда Вы можете скинуть идеи для публикаций, которые могли бы помочь Вам и Вашим товарищам в подготовке к ЕГЭ по литературе. Также у нас есть свое сообщество в ВК.
  4. Совет четвертый: Напишите личный план по подготовке к ЕГЭ по литературе в виде таблицы, распечатайте его и двигайтесь четко по плану, чтобы все успеть. Если представлять весь путь, который Вам придется пройти, то можно свихнуться от отчаяния. Но если каждый день делать помаленьку, думая лишь о том, что запланировано сегодня, то подготовка к ЕГЭ по литературе в 2023 году не будет такой стрессовой, как, например, новостная сводка этого года.
  5. Совет пятый: Ведите конспекты от руки, чтобы лучше запоминать все полученные сведения. Их же можно сократить, сложить и взять с собой на ЕГЭ, но исключительно для храбрости. Шпаргалки помогают собраться с мыслями и набраться уверенности в себе.

Подробный план подготовки к ЕГЭ по литературе Вы увидеть здесь.

Если Вы читаете все вовремя, уже немного знакомы с литературоведческими терминами, умеете анализировать работы, то помощь репетитора не понадобится. Но в работе с сочинениями очень важно давать их на проверку преподавателю, чтобы не закреплять собственные ошибки.

Список литературы

Многомудрый Литрекон подобрал для Вас несколько книг, которые точно пригодятся на экзамене. Они универсальны. Но будьте внимательны и изучите кодификатор, чтобы ознакомиться с полным списком. Вот обновленная версия полного списка литературы 2023 года. Подготовка к ЕГЭ по литературе подразумевает чтение этих произведений:

  • Война и мир: краткое содержание и анализ
  • Герой нашего времени: краткое содержание и анализ
  • Преступление и наказание: краткое содержание и анализ
  • Капитанская дочка: краткое содержание и анализ
  • Отцы и дети: краткое содержание и анализ
  • Тихий дон: краткое содержание и анализ
  • Недоросль: краткое содержание и анализ
  • Горе от ума: краткое содержание и анализ
  • Евгений Онегин: краткое содержание и анализ
  • Тарас Бульба: краткое содержание и анализ
  • Ревизор: краткое содержание и анализ
  • Мастер и Маргарита: краткое содержание и анализ
  • Обломов: краткое содержание и анализ

Также подготовлен небольшой списочек прекрасных стихотворений (Нажмите на название и попадете на анализ произведения):

  • «К Фелице» — Державин
  • «Туча» – Пушкин
  • «Смерть поэта» – Лермонтов
  • «Еще майская ночь» – Фет
  • «Есть в осени первоначальной..» – Тютчев
  • «Русь» – Есенин
  • «О доблестях, о подвигах, о славе..» — Блок

Конечно, этого слишком мало для полной подготовки, но если из приведенного Выше Вы знакомы со всем или почти со всем, то.. будьте уверены, что ЕГЭ по литературе 2023 Вам по зубам! Многомудрый Литрекон верит в Вас.

Теория

Чтобы решить практические задания, нужно хорошо знать произведения, основные термины и определения. Теория для подготовки к ЕГЭ по литературе включает следующие разделы:

  1. роды, виды, жанры;
  2. направления, течения;
  3. тематика лирических произведений;
  4. композицию;
  5. конфликт в произведениях;
  6. система образов;
  7. писательскую роль в произведении;
  8. сатира и юмор;
  9. художественные детали, пространство и время;
  10. эпизод;
  11. пейзаж в тексте.

Также при подготовке к экзамену повторите основы сложения стихотворений. Вспомните, что такое строфа, какие рифмы относятся к мужским, а какие — к женским. При анализе произведений Вам потребуются сведения о том, с помощью каких приемов создаются и раскрываются литературные образы. Особое внимание уделяется характерам героев. Все характеристики героев с цитатами и пояснениями Вы найдете на нашем сайте.

План сочинения

Любому сочинению на ЕГЭ по литературе очень нужна структура. Важно четко разделять начало мысли и ее завершение, для этого и существует небольшая шпаргалка в виде плана. Пропустите этот пункт, если уже отточили мастерство написания и не нуждаетесь в дополнительной структурированности своих мыслей.

  1. Вступление.
  2. Аргумент 1-й.
  3. Аргумент 2-й.
  4. Заключение.

Во вступлении очень важно выдвинуть тезис, то есть кратко сформулировать главную мысль.

Каждый аргумент также делится на три основных части: введение, доказательство и микровывод. Это важно. Именно так можно сохранить логику и целостность всего сочинения на ЕГЭ по литературе. Кстати, вот еще шаблоны и клише для этой работы. Они подходят и для сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

Вот примеры сочинений по демоверсии этого года.

Как сдать?

Советы по подготовке к ЕГЭ по литературе были перечислены, но все же давайте подумаем вместе. Что же нужно делать, чтобы сдать? А чтобы сдать на высший балл?

Формула успеха в двух шагах: теоретическая база + знание структуры, о которой мы говорим уже много времени.

Распределите свои силы рационально. Решайте для начала легкие задания, оставляя больше времени для сложных. Потребуется много времени, чтобы узнать всё необходимое. Записывайтесь на курсы, решайте прошлогодние варианты, советуйтесь с педагогом. Но самый недорогой и рациональный вариант — это самостоятельная подготовка к ЕГЭ по литературе. Вот лайфхаки для выпускников:

  1. Нет времени читать — слушайте. Аудиокниги помогут быстро освоить необходимый материал. Когда моете посуду или идете домой из школы, включайте Толстого и Пушкина. Это гораздо лучше, чем вообще ничего не успеть, так что берите совет на вооружение.
  2. Нет времени разбираться в стихотворных размерах — вот краткая инструкция для чайников.
  3. Нет времени изучать направления — вот сентиментализм, романтизм, классицизм, модернизм (символизм, футуризм, акмеизм), серебряный век, реализм , постмодернизм кратко и понятно.
  4. Нет времени подбирать материал и структурировать его — обращайтесь к нам и подавайте идеи для новых публикаций.
  5. Нет времени разбираться в демоверсиях — почитайте наш краткий разбор заданий.
  6. Краткие содержания и анализы высокого качества — это к нам! Если чего-то не досчитались, пишите, мы все сделаем)

Не спешите. Все обязательно получится.

Критерии оценивания

Критерии оценивания ЕГЭ по литературе совсем не сложные для понимания, даже если речь идет о гуманитариях. За полностью решенные 12 заданий можно получить 58 первичных баллов.

Правильный ответ на каждое из заданий 1−4 и 7−9 оценивается 1 баллом.

За задания 5.1/5.2, 10.1/10.2 можно получить аж целых 6 «первичек»! Оцениваются такие задания по следующим критериям:

  1. Соответствие условию — 2 балла (если тут 0, то все задание пролетает; если тут 1, то по следующему критерию тоже не больше 1).
  2. Аргументы взяты из литературных произведений — 2 балла (если тут 0, то то в предыдущем — максимум 1, а в следующем — 0 баллов)
  3. Логичность мысли, соответствие речевым нормам — 2 балла

По каждому из критериев начисляет максимально 2 балла.

Задания 6 и 11 оцениваются чуть сложнее. К вышеперечисленным добавляются два новых критерия: сопоставление 1-го и 2-го произведения с предложенным текстом. Получается, каждое задание принесет по 8 баллов. Баллы на ЕГЭ по литературе собрать не так уж сложно.

  1. Сопоставление выбранного произведения
    с предложенным текстом — 2 балла (если тут 0, то все задание не засчитывается).
  2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации — 4 балла (для получения максимума следует приводить важные для понимания цитаты из обоих текстов, упоминать детали и характеристики, безошибочно трактовать авторскую позицию).

Самые сложные критерии и наибольшее количество первичных баллов (18 баллов), конечно же, отдано сочинению. Как же иначе? Оцениваются они следующим образом:

  1. Соответствие теме и ее раскрытие. (3б)
  2. Аргументация с помощью литературного произведения. (3б)
  3. Опора на теоретико-литературные понятия. (3б)
  4. Логичность и композиционная целостность. (3б)
  5. Соблюдение речевых норм. (3б)
  6. Соблюдение орфографических норм (1б)
  7. Соблюдение пунктуационных норм. (1б)

Важно отметить, что в этом году критерии оценивания немного изменились, вот полный список критериев оценки ЕГЭ по литературе для 2023 года.

Таблица баллов

Существует специальная таблица перевода первичных баллов в тестовые на ЕГЭ по литературе. Выглядит она следующим образом:

Первичный балл Тестовый балл
1 3
2 5
3 7
4 10
5 12
6 14
7 16
8 19
9 21
10 23
11 26
12 28
13 30
14 32
15 33
16 34
17 35
18 36
19 37
20 38
21 39
22 40
23 41
24 42
25 43
26 44
27 45
28 46
29 47
30 48
31 49
32 50
33 51
34 52
35 53
36 54
37 55
38 56
39 57
40 58
41 59
42 60
43 61
44 62
45 63
46 68
47 73
48 77
49 82
50 87
51 91
52 96
53 100

Красной чертой был отмечен минимальный порог прошлых лет. Получив 14 «первичек», можно было облегченно выдохнуть. Теперь же минимум — 32 балла. А для поступления в государственные вузы понадобится набрать от 40 баллов.

Апелляция

За каждый балл придется бороться. Грызть зубами соперников, пробивая себе место на бюджет в вузе. Да-да, Вы не ослышались! Или не «овиделись»…

Ладно, расслабьтесь. Это все немного не так, но важность каждого балла никто не отменял. Для таких случаев существует специальная комиссия по проверке работ.

Апеллируется только письменная часть, поэтому если Вы заполнили что-то неверно в тестовой, то придется смириться. Работу первой части проверяет исключительно компьютер. Для письменной стоит подготовиться. Проверять будут всю работу, а не только те моменты, которые Вы бы так хотели уточнить. Говорят, что комиссия придирчива и порой забирает баллы, которые уже были поставлены. И все же, согласно статистике, около четверти апелляций удовлетворяется, так что попробовать стоит, особенно если на кону поступление в вуз мечты.

Идти на апелляцию следует в сопровождении взрослого. Возьмите за ручку маму или папу, а лучше своего педагога! Если региональная апелляция Вас не устроит, то можно подать заявление на федеральную апелляцию. Там работу проверят с самого начала, не зная, сколько баллов за нее поставили. Литрекон желает успехов в этом трудном деле. Он думает, что у Вас все получится!

Так что же можно сказать выпускникам? Стоит пожелать удачи и терпения. Впереди еще долгий путь, но время летит неумолимо быстро. Сейчас Вы читаете текст, а уже завтра выходите с экзамена, уверенные в том, что отлично справились со своей работой. Все это вполне реально, если прикладывать усилия. Прекрасных Вам результатов!

ни пуха ни пера

Автор: Ульяна Елизарова

Текст, который организаторы будут зачитывать на каждом экзамене.

Первая часть инструктажа (начало проведения с 9.50 по местному времени):

Уважаемые участники экзамена! Сегодня вы сдаете экзамен по _______________ (назовите соответствующий учебный предмет) в форме ЕГЭ.

ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Поэтому каждый из вас может успешно сдать экзамен.

Вместе с тем напоминаем, что в целях предупреждения нарушений порядка проведения ЕГЭ в аудиториях ППЭ ведется видеонаблюдение.

Во время проведения экзамена вам необходимо соблюдать порядок проведения ГИА.

В день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) запрещается:
→ иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
→ иметь при себе уведомление о регистрации на экзамен (при наличии – необходимо сдать его нам);
→ выносить из аудиторий и ППЭ черновики, экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы;
→ пользоваться справочными материалами, кроме тех, которые указаны в тексте контрольных измерительных материалов (КИМ);
переписывать задания из КИМ в черновики (можно делать заметки в КИМ);
→ перемещаться по ППЭ во время экзамена без сопровождения организатора.

Во время проведения экзамена запрещается:
→ выносить из аудиторий письменные принадлежности;
→ разговаривать, пересаживаться, обмениваться любыми материалами и предметами.

В случае нарушения порядка проведения ГИА вы будете удалены с экзамена.

В случае нарушения порядка проведения ГИА работниками ППЭ или другими участниками экзамена вы имеете право подать апелляцию о нарушении порядка проведения ЕГЭ. Апелляция о нарушении порядка проведения ГИА подается в день проведения экзамена члену ГЭК до выхода из ППЭ.

Ознакомиться с результатами ЕГЭ вы сможете в своей школе или в местах, в которых вы были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ.

Плановая дата ознакомления с результатами: _____________(назвать дату).

После получения результатов ЕГЭ вы можете подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами. Апелляция подается в течение двух рабочих дней после официального дня объявления результатов ЕГЭ.

Апелляцию вы можете подать в своей школе или в месте, где вы были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ, или в иных местах, определенных регионом.

Апелляция по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ требований порядка и неправильным оформлением экзаменационной работы, не рассматривается.

Обращаем ваше внимание, что во время экзамена на вашем рабочем столе, помимо экзаменационных материалов, могут находиться только:
→ гелевая, капиллярная ручка с чернилами черного цвета;
→ документ, удостоверяющий личность;
→ черновики со штампом школы на базе, которой расположен ППЭ (в случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») черновики не выдаются);
→ лекарства и питание (при необходимости);
→ дополнительные материалы, которые можно использовать на ЕГЭ по отдельным учебным предметам (по математике линейка; по физике – линейка и непрограммируемый калькулятор; по химии – непрограммируемый калькулятор; по географии – линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор).

Организатор обращает внимание участников ЕГЭ на доставочный (-ые) спецпакет (-ы) с ЭМ.

Экзаменационные материалы в аудиторию поступили в доставочном спецпакете. Упаковка спецпакета не нарушена.

Вторая часть инструктажа (начало проведения не ранее 10.00 по местному времени).
Продемонстрировать спецпакет и вскрыть его не ранее 10.00 по местному времени, используя ножницы.

В спецпакете находятся индивидуальные комплекты с экзаменационными материалами, которые сейчас будут вам выданы.
(Организатор раздает участникам ИК в произвольном порядке).

Проверьте целостность своего индивидуального комплекта. Осторожно вскройте пакет, отрывая клапан (справа налево) по линии перфорации.
(Организатор показывает место перфорации на конверте).

До начала работы с бланками ЕГЭ проверьте комплектацию выданных экзаменационных материалов. В индивидуальном комплекте находятся:
→ бланк регистрации,
→ бланк ответов № 1,
→ бланк ответов № 2 (за исключением проведения ЕГЭ по математике базового уровня),

Ознакомьтесь с информацией в средней части бланка регистрации по работе с индивидуальным комплектом и убедитесь в правильной комплектации вашего конверта.

Проверьте, совпадает ли цифровое значение штрих-кода на бланке регистрации со штрих-кодом на конверте индивидуального комплекта. Номер бланка регистрации находится в нижнем правом углу конверта с подписью «БР».

Проверьте, совпадает ли цифровое значение штрих-кода на листе КИМ со штрих-кодом на конверте индивидуального комплекта. Цифровое значение штрих-кода КИМ находится в нижнем левом углу конверта с подписью «КИМ».

Внимательно просмотрите текст КИМ, проверьте наличие полиграфических дефектов, количество страниц КИМ.

В случае если вы обнаружили несовпадения, обратитесь к нам.

При обнаружении несовпадений штрих-кодов, наличия лишних (нехватки) бланков, типографских дефектов заменить полностью индивидуальный комплект на новый. Сделать паузу для проверки участниками комплектации ИК.

Приступаем к заполнению бланка регистрации.

Записывайте буквы и цифры в соответствии с образцом на бланке регистрации. Каждая цифра, символ записывается в отдельную клетку, начиная с первой клетки.

Заполните регистрационные поля в соответствии с информацией на доске (информационном стенде) гелевой, капиллярной ручкой с чернилами черного цвета. При отсутствии такой ручки обратитесь к нам, так как бланки, заполненные иной ручкой, не обрабатываются и не проверяются.
Обратите внимание участников на доску.

Заполните поля: «Код региона», «Код пункта проведения ЕГЭ», «Номер аудитории», «Код предмета», «Название предмета», «Дата проведения ЕГЭ». При заполнении поля «Код образовательной организации» обратитесь к нам, поле «Класс» заполняйте самостоятельно. Поля «Служебная отметка» и «Резерв-1» не заполняются.

Заполните сведения о себе: фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность.
Сделать паузу для заполнения участниками бланков регистрации.

Поставьте вашу подпись строго внутри окошка «подпись участника ЕГЭ», расположенного в нижней части бланка регистрации.
В случае если участник ЕГЭ отказывается ставить личную подпись в бланке регистрации, организатор в аудитории ставит в бланке регистрации свою подпись.

Приступаем к заполнению регистрационных полей бланков ответов.

Регистрационные поля в бланке ответов № 1 и бланке ответов № 2 (за исключением проведения ЕГЭ по математике базового уровня) заполняются в соответствии с информацией на доске. Поставьте вашу подпись строго внутри окошка «Подпись участника ЕГЭ», расположенного в верхней части бланка ответов № 1.

Служебные поля «Резерв-4» и «Резерв-5» не заполняйте.

Организаторы проверяют правильность заполнения регистрационных полей на всех бланках ЕГЭ у каждого участника ЕГЭ и соответствие данных участника ЕГЭ в документе, удостоверяющем личность, и в бланке регистрации.

Напоминаем основные правила по заполнению бланков ответов.

При выполнении заданий внимательно читайте инструкции к заданиям, указанные у вас в КИМ. Записывайте ответы, начиная с первой клетки, в соответствии с этими инструкциями.

При выполнении заданий с кратким ответом ответ необходимо записывать справа от номера задания в бланке ответов № 1.

Не разрешается использовать при записи ответа на задания с кратким ответом никаких иных символов, кроме символов кириллицы, латиницы, арабских цифр, запятой и знака «дефис» («минус»).

Вы можете заменить ошибочный ответ.

Для этого в поле «Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом» следует внести номер задания, ответ на который следует исправить, а в строку записать новое значение верного ответа на указанное задание.

Обращаем ваше внимание, что на бланках ответов № 1 и № 2 запрещается делать какие-либо записи и пометки, не относящиеся к ответам на задания, в том числе содержащие информацию о личности участника ЕГЭ. Вы можете делать пометки в черновиках и КИМ. Также обращаем ваше внимание на то, что ответы, записанные в черновиках и КИМ, не проверяются.

В случае нехватки места в бланке ответов № 2 Вы можете обратиться к нам за дополнительным бланком № 2.

По всем вопросам, связанным с проведением экзамена (за исключением вопросов по содержанию КИМ), вы можете обращаться к нам. В случае необходимости выхода из аудитории оставьте ваши экзаменационные материалы и черновики на своем рабочем столе. Организатор проверит комплектность оставленных вами экзаменационных материалов, после чего вы сможете выйти из аудитории. На территории пункта вас будет сопровождать организатор.

В случае плохого самочувствия незамедлительно обращайтесь к нам. В ППЭ присутствует медицинский работник. Напоминаем, что по состоянию здоровья и заключению медицинского работника, присутствующего в данном ППЭ, вы можете досрочно завершить экзамен и прийти на пересдачу.

Инструктаж закончен. Перед началом выполнения экзаменационной работы, пожалуйста, успокойтесь, сосредоточьтесь, внимательно прочитайте инструкцию к заданиям КИМ и сами задания.

Начало выполнения экзаменационной работы: (объявить время начала)
Окончание выполнения экзаменационной работы: (указать время)

Запишите на доске время начала и окончания выполнения экзаменационной работы. Время, отведенное на инструктаж и заполнение регистрационных полей бланков ЕГЭ, в общее время выполнения экзаменационной работы не включается.

Не забывайте переносить ответы из черновика и КИМ в бланки ответов гелевой, капиллярной ручкой с чернилами черного цвета.

Вы можете приступать к выполнению заданий. Желаем удачи!

За 30 минут до окончания выполнения экзаменационной работы необходимо объявить:

До окончания выполнения экзаменационной работы осталось 30 минут.

Не забывайте переносить ответы из КИМ и черновиков в бланки ответов гелевой, капиллярной ручкой с чернилами черного цвета.

За 5 минут до окончания выполнения экзаменационной работы необходимо объявить:

До окончания выполнения экзаменационной работы осталось 5 минут.

Проверьте, все ли ответы вы перенесли из КИМ и черновиков в бланки ответов.

По окончании выполнения экзаменационной работы объявить:
Выполнение экзаменационной работы окончено. Вложите КИМ в конверт индивидуального комплекта. Остальные экзаменационные материалы положите на край стола. Мы пройдем и соберем ваши экзаменационные материалы.

Организаторы осуществляют сбор экзаменационных материалов с рабочих мест участников ЕГЭ в организованном порядке.

    Единый государственный
экзамен по литературе… Эти слова
бросают в дрожь, наверное,
каждого: и ученика, и учителя. Дей­
ствительно, как же в одном
сравнительно небольшом тестовом
задании уместить все вопросы
и все ответы по курсу русской ли­
тературы, во всяком случае,
в том объеме, в котором ее изучают в школе?

В последнее время ведется много споров о том, как
правильно подготовить учащихся к единому
государственному экзамену по литературе и нужно ли вообще это делать. Ведь
тесты так ковар­
ны! На мой взгляд,
конечно же, тесты не могут дать исчерпываю­
щую информацию о знаниях, которые есть у учащихся, но все-таки они могут помочь «сгруппировать полученные
знания»
и сконцентрировать внимание
учащихся на отдельных пробле­
мах,
поднимаемых в художественных произведениях, и вопро­
сах, которые являются наиболее важными и
актуальными.

Мы привыкли, что после
изучения каждой монографической
темы по литературе задается
сочинение. Естественно, кто-то пи­
шет эти сочинения
самостоятельно, а кто-то копирует уже кем-
то когда-то
написанные. Все это превращается в бессмысленное
времяпрепровождение,
так как учащиеся без особого интереса,
«для галочки»,
переписывают, а учитель без интереса, в очеред­
ной
раз, проверяет один и тот же текст. В то время как тесты заставляют всё же
подумать, прежде чем или выбрать ответ, или самому его сформулировать.

           Художественная
литература наряду с другими видами искус­
ства сопровождает
человека с раннего детства и помогает ему
в
осмыслении жизни. Предлагаемые тестовые задания по лите­ратуре выявляют, прежде
всего, литературную начитанность школьников, уровень понимания художественного
текста, его
структуры, системы образов, жанровых
особенностей произведе­
ния. Так как в старших классах средней
общеобразовательной
школы курс изучается на
историко-литературной основе, в ряде
заданий учащимся
предлагается вспомнить отдельные факты из истории литературы, определить связи
произведения с литера­турной традицией, эпохой, направлениями в литературе и ис­
кусстве.

      Более
чем по какому-либо другому предмету по литературе успех обеспечивается
системной работой, начиная со среднего звена: подавляющая часть заданий
ориентирована на выявление филологической и речевой компетентности.

Единый государственный экзамен по литературе
– это достаточно сложное испытание для выпускников общеобразовательных
учреждений. И чтобы его
выдержать достойно,
необходимо со всей ответственностью и серьезностью
отнестись
к подготовке к нему, которая должна начинаться гораздо ранее последней четверти
11 класса.

 Такая подготовка начинается уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках литературы знакомятся с художественными произведениями, с первыми теоретическими понятиями, работают над развитием своей речи. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний, умений и навыков по литературе. Но
целенаправленно и осознанно учащиеся
начинают готовиться к
Единому государственному экзамену в  10-11
классах,
на повторительно-обобщающих уроках, на групповых и индивидуальных  
консультациях, в системе элективных курсов. Последние не должны обязательно
быть по теме подготовки к ЕГЭ, поскольку любой филологический курс формирует
умения и навыки работы с текстом, учит видеть внутрипредметные связи, формирует
культуру мышления и речи.

Задачи,
содержание, структура
ЕГЭ

Любая подготовка начинается с осознания
необходимости «предмета», его назначения, конкретных задач, содержания,
структуры.
В целом содержание и структура
экзаменационной работы должны
проверить знание учащимися содержания курса
истории русской литературы, а также
необходимый комплекс умений по предмету:

*   умение воспринимать и анализировать
художественный текст в его

     жанрово-родовой специфике;

*   выделять смысловые части художественного
текста;

 выделять и
формулировать тему, проблематику произведения, давать

     характеристику
героев;

*   характеризовать
особенности сюжета, элементов композиции, роль

     изобразительно-выразительных
средств в произведении;

*   сопоставлять литературные
факты и явления;

*   выделять позицию автора в
произведении;

*   выражать свое отношение к прочитанному в
форме письменного

     высказывания на литературную тему.

Последняя версия ЕГЭ
по литературе после многочисленных изменений на сегодня оказалась более
приемлемой для такого специфичного предмета, как литература. В ней не
осталось заданий с выбором ответа
. Все задания требуют ответа на
поставленный вопрос в форме или одного – двух слов, или краткого ответа из 5-10
предложений (их четыре) и развёрнутого ответа в объёме не менее двухсот слов.

 Подобная комбинация заданий
в экзаменационной работе призвана обеспечить необходимый содержательный охват
материала курса экзамена и
одновременно выявить уровень
сформированности у выпускников основных
учебных умений,
соответствующих ряду важнейших предметных компетенций
читательских, литературоведческих, речевых и т.д.

В целом содержание и структура
экзаменационной работы дают возможность
проверить знание
учащимися содержательной стороны курса (история и теория
литературы),
а также выявить уровень владения основными умениями
применительно
к анализу художественного текста в его жанрово-родовой
специфике.
В итоге имеющие наиболее формализованный характер «
элементарные»
тесты получили вполне конкретную направленность в рамках
анализируемого
текста, а доля заданий со свободным развернутым ответом
существенно
возросла. Подобная структура экзаменационной модели дает
возможность
комплексной проверки разноуровневых умений учащихся (речевая,
читательская и литературоведческая компетенции).

В целом содержание и структура экзаменационной
работы дают возможность
проверить знание учащимися
содержательной стороны курса (история и теория
литературы),
а также выявить уровень владения основными умениями
применительно
к анализу художественного текста в его жанрово-родовой
специфике.
В итоге имеющие наиболее формализованный характер «
элементарные»
тесты получили вполне конкретную направленность в рамках
анализируемого
текста, а доля заданий со свободным развернутым ответом
существенно
возросла.

Конкретика (прямой ответ на
поставленный вопрос, цитацию как аргумент) и краткость ответа.

Первый
совет
:
научите школьников внимательно вчитываться в формулировку вопроса.

Совет
второй:

учите и учитесь отвечать на него сжато, чётко, не отклоняясь от
темы. Возможно, следует показать школьникам сходство этого вопроса со сжатым
изложением, какое они писали в среднем звене темы. Вот где справедливо
утверждение, что «краткость – сестра таланта». К экзамену готовить надо
исподволь
, заранее, когда можно на один и тот же вопрос ответить сжато и
полно, можно в обратном порядке: сначала полно, а потом сжато. На сегодня, как
показывает практика, готовы к этому далеко не все школьники.

Может быть,
сказывается наше требование отвечать полнее. Полнота полноте рознь. Не за счёт
«воды» она должна достигаться, а за счёт аргументации, цитирования

Совет
третий:

обязательно обдумайте ответ на вопрос, составьте  план и по нему
излагайте материал.

Совет
четвёртый:
в обучении важно не только учитывать ошибки и просчёты, не менее
необходимы образцы ответов (правильных, хороших, соответствующих предъявляемым
к ответу требованиям).

Различные формы и методы
контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ по
литературе

        Подготовка к экзамену по
литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее
пройденного материала курса, содержание которого определено обязательным
минимумом по предмету. В соответствии с этим школьникам предлагаются
проверочные работы и формы контроля, различные по содержательной
направленности, полноте охвата литературного  материала и характеру оценки
результатов.

Типология проверочных работ,
используемых в системе подготовки к экзамену

  Все проверочные работы можно
разделить на три типа:

—   работы, проверяющие знакомство
учащихся с содержанием

    произведений, входящих в круг
обязательного чтения;

—  работы, проверяющие глубину освоения
литературных произведений и

    знаний о литературе;

—  работы, выявляющие качество речевых
умений и навыков, формируемых

   в процессе изучения литературы.

   Имея различную
направленность, эти работы тесно связаны между собой. Только успешное
выполнение работ каждого из названных типов может свидетельствовать о
соответствии знаний, умений и навыков старшеклассников программно –
методическим документам.

  Задания первого типа проверяют
знакомство учащихся с кругом обязательного чтения и охватывают изученный курс
литературы, в основном произведения, предназначенные для текстуального
изучения. Эти работы предполагают свободно конструируемые, хотя и краткие
ответы.

  Вопросы, входящие в состав этих
проверочных работ, двух видов. Один из них – на узнавание произведения по
отрывку, по высказываниям писателей и критиков. Другой вид заданий – вопросы,
проверяющие знание тематики, героев, понимание взаимосвязи событий сюжетного развития.

  Пример задания за курс 10 класса:

«Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и
гражданин», «Пророк». Назовите автора этих стихотворений. В каком из них
развиваются мотивы поэта и поэзии?

  Или: кому из героинь и какой пьесы
принадлежат слова, ярко ее характеризующие?

«Я говорю: отчего люди не летают так,
как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так и
тянет тебя лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

  Из приведенных примеров видно, что
каждое задание состоит из двух вопросов. Причем один из них рассчитан на
воспроизведение элементарных сведений о литературном произведении (авторство,
название, герои), а другой предполагает осмысление отдельных сторон  его
содержания и формы (тема, проблема).

      Таким образом, проверочные
работы этого типа ориентированы не только на выявление знаний о произведениях,
изученных в течение года, но и на проверку готовности учащихся к
самостоятельному истолкованию художественного текста.

    Работы второго типа направлены на
выявление глубины освоения изученных произведений и знаний о литературе. Они
имеют комплексный характер и соответствуют аналитической деятельности, которая
формируется у учащихся на уроках литературы. Основу этой деятельности
составляют умения воспринимать, анализировать, оценивать литературные
произведения, которые находят свое проявление в истолковании его художественных
особенностей и идейного замысла.

  Учащимся предлагаются фрагменты
изученного произведения и вопросы, направленные на объяснение изображенного. Проверяются
умения выделять и истолковывать художественные особенности текста, умение
объяснять мотивы поведения, характеры или отношения героев, а также
истолковывать общий смысл фрагмента как части целого произведения

 (его связь с проблематикой и роль в
композиции).

  В проверочных работах
старшеклассников задания к тексту могут предлагаться как в виде вопросов
определенной направленности, так и в виде рекомендаций, указаний к выполнению
всей работы. Учащиеся могут воспользоваться этими советами, а могут выбрать и
собственный путь истолкования текста. 

  Приведем образец проверочной работы
этого типа.

И.С.Тургенев. Вариант №1

  Перечитайте фрагмент 10 главы
романа «Отцы и дети» со слов «Схватка произошла в тот же день…» до слов «Оба
приятеля вышли…» и выполните задания:

1. Покажите на нескольких примерах,
как с помощью ремарок автора            раскрывается душевное состояние
спорящих.

2. Назовите несколько самых важных
вопросов, которые разделяют спорящих; раскройте смысл спора героев о русском народе;
объясните, на  чьей вы стороне.

А.П.Чехов. Вариант №2

Перечитайте 4 главу рассказа «Ионыч».
Раскройте идейный смысл и художественное своеобразие этой части рассказа.
Отвечая на вопросы, используйте понятие «художественная деталь».

Считаете ли вы, что рассказ актуален
и в наши дни?

     Из приведенных ниже примеров
видно, что обе работы близки по трудности и соответствуют возрастным
особенностям учащихся. Выбор учителем того или иного вида заданий зависит от
знания им индивидуальных особенностей учащихся своего класса.

        Работы третьего типа
направлены на проверку главным образом уровня развития школьников в процессе
изучения литературы. По итогам обучения в 11 классе этот уровень может быть
проверен с помощью сочинений разных жанров на материале литературных
произведений или жизненных впечатлений.

  Например, в 10-11 классе можно
предложить учащимся сочинение – рассуждение в виде вопроса: «Нигилизм – панацея
от социальных болезней или болезнь века? Излечима ли она или смертельна для
общества?»

     При характеристике типов
проверочных работ и различных форм контроля следует отметить широкую
практическую направленность работы самих учащихся по составлению заданий
тестового характера. Готовясь к составлению теста, школьники повторяют
теоретический материал, текст самого художественного произведения и критических
статей. Этот вид работы не только готовит выпускников к ЕГЭ по литературе, но и
акцентирует их внимание на важных художественных особенностях изучаемых
текстов. Перед тем, как дать ребятам задание по составлению тестов, я знакомлю
их с типологией тестов и предлагаю им составить тестовые задания разных типов,
которые классифицируются следующим образом:

   1. Задания теоретического блока.

   2. Задания историко–биографического
блока.

   3. Задания идейно–тематического
блока.

   4. Задания по форме произведения.

   5. Задания по художественно –
изобразительным средствам.

  Приведу пример фрагмента теста,
подготовленного учащимися 10 класса при изучении творчества А.Н.Островского.

1. Островский раскрывает социально –
типические и индивидуальные        свойства персонажей определенной
общественной среды, какой?

   — помещичье – дворянской

   — купеческой

   — аристократической

   — народной.

2. Яркими представителями «темного
царства» в пьесе являются

    (найди лишнее)

  -Тихон

  -Дикой

  -Кабаниха

  -Кулигин.

3. Финал пьесы трагичен. Самоубийство
Катерины, по мнению

    Добролюбова, является проявлением:

  -духовной силы и смелости

  -слабости и бессилия

  -моментального эмоционального
взрыва.

4. Островский тесно сотрудничал с
театром, на сцене которого были осуществлены практически все постановки
драматурга. Как называется этот театр?

  — Художественный театр

  — Малый театр

  — Театр «Современник»

  — Большой театр.

Психологический аспект
подготовки  ЕГЭ по литературе

      Психологический аспект при
подготовке к единому государственному экзамену, несомненно, важен. Диагностика
уровня тревожности выпускников 11 класса показывает, что часть учащихся
психологически не совсем готова к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Какие же
существуют пути по преодолению этой ситуации?

    В процессе обучения и при сдаче
экзамена большую роль играет, во-первых, понимание того, что надо делать, и,
во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям необходимо максимально
обеспечить учащихся и родителей информацией, касающейся экзамена;  активнее
вводить тестовые технологии в систему обучения. Зная типовые конструкции
тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время
на выполнение инструкции. Важно отрепетировать ситуацию проведения ЕГЭ, еще и
потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее
воспроизведение происходят в сходных условиях, то и воспроизведение на экзамене
будет более успешным. Также необходимо обучить выпускников способам
профилактики неблагоприятного эмоционального состояния, научить замечать свои
достижения и вырабатывать чувство уверенности в собственных силах, спокойно
воспринимать собственные ошибки, делать выводы и находить выход из создавшейся
ситуации.

Рекомендации
по подготовке к ЕГЭ по литературе

Результаты ЕГЭ разных лет показывают, что
главное в учебной подготовке
по предмету хорошее знание текста произведений,
именно оно во многом
определяет успешность овладения курсом в
целом. В наибольшей мере степень знакомства выпускника с содержанием
произведений школьной
программы, проявляется при выполнении
заданий, требующих связного речевого
высказывания о
литературном произведении, в частности
в ответах на проблемные вопросы (сочинение).

Как правило, выпускники, осознанно освоившие
школьный курс литературы,
свободны и самостоятельны в
своих суждениях на литературные темы, способны к
глубокому
анализу произведения, в том числе в формате ЕГЭ.

Главной задачей
учителя литературы, я считаю, является построение
учебного
процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали
произведения отечественной классики, освоили специфические
законы
литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации
произведений, умели бы выразить свои суждения в
устной и
письменной форме.

Выпускники, готовящиеся держать ЕГЭ и
получить высокий балл, должны иметь представление (знать):

* о путях развития русской литературы, об
особенностях литературны  
направлений и творческого
метода писателя;

* о родо-жанровом многообразии русской
литературной классики;

* о содержательности художественных средств
изображения жизни в
русской литературе;

* о проблематике и
системе образов произведений, входящих в
обязательный минимум
содержания литературного образования;

* о
сквозных темах и мотивах русской литературы.

Выпускники
должны уметь:

* определять хронологию творчества писателя
или событий, отраженных в произведениях;

* определять место действия в эпическом
произведении и
ориентироваться в системе образов;

* рассматривать произведение в контексте
развития литературы;

* выявлять общие
особенности поэтики автора, сюжетно-композиционные
особенности его произведений;

* кратко и точно
характеризовать основную проблему литературного
произведения;

*
анализировать литературные произведения с опорой на авторский
замысел;

* создавать развернутое
письменное высказывание на литературную
тему, используя
теоретико-литературные понятия.

Это можно рассмотреть и как определение
конкретных задач
обучения в 5-11 классах. Обозначенный уровень требований к
выпускникам на ЕГЭ позволяет выявить приоритеты при организации учебного
процесса.

Особую важность представляет
организация повторения изученного
материала, необходимость
при анализе произведения обращать внимание на
характеристику
особенностей художественной формы, активное использование
на
уроках методики «медленного» чтения, совершенствование приемов работы с
эпизодом или сценой, формирование у учащихся умения анализировать стихотворение в
единстве его содержания и формы, а также умения применять знания в новой
ситуации. Особое внимание нужно уделять рекомендациям по развитию у старшеклассников способностей «контекстного»
рассмотрения
литературных явлений, умения сопоставлять литературные
факты, проводить аналогии, выстраивать
литературные параллели и т.п.

Вновь подчеркну, что решение проблемы
успешной подготовки к экзамену
прежде всего видится в
совершенствовании методики обучения сочинению
в
школе,
поэтапном формировании у учащихся в процессе освоения курса
литературы логико-аналитических и речевых умений, необходимых для овладения жанром самостоятельной письменной работы на литературную
тему.

При подготовке к ответам самого разного уровня
можно использовать
задания в форме тренировочных тестов на проверку
знания текста произведений. Тесты можно
составить, используя литературу, содержащую типовые задания по
ЕГЭ, в сочетании с авторскими вопросами,
предложенными учителем, а иногда
даже
самими учениками. Подготовка вопросов
очень продуктивная форма работы над текстом
произведения. Особое внимание рекомендуем обратить на вопросы по теории
литературы
, составленные в ЕГЭ по школьной программе, а также на вопросы историко-литературного характера.
Ученики должны научиться
понимать логику развития литературы, определять
типологически родственные явления, уметь
сопоставлять их по предложенным в вопросах признакам. Можно выделить несколько
типов заданий
:

1)               
 на знание элементов композиции сюжета пьесы
или романа

         
(повести,
рассказа);

2)               
 на понимание функции фрагмента текста
(эпического или

         
драматического
произведения) в целом произведении;

3)               
 на определение тематики фрагмента
произведения;

4)               
 на определение жанровых особенностей произведения;

5)               
 выявление мотивов поведения героев;

6)               
 на определение художественного метода;

7)               
 определение темы лирического стихотворения;

8)                
 знание стиховедческой терминологии (рифма, размер, ассонанс,

           аллитерация, стопа, строка, строфа и пр.);

9)                
умение определять виды и функции
изобразительно-выразительных

           средств;

10)         
 выявление пафоса, эмоционального тона
стихотворения;

11)          
 обобщение проблематики произведения,
включение его в

        
литературный
контекст.

Главное правило, которое нужно помнить ученикам
при подготовке к
экзамену, ничего не делать формально. Художественное произведение это сложный, своеобразный
мир, который хочется познать, почувствовать и
полюбить.
Мы изучаем литературу в школе не для того, чтобы сдать экзамен, а
чтобы приобщиться к великой культуре, само существование которой оправдывает противоречивый путь человечества от варварства к
цивилизации.

Выводы

Экзамен по литературе в формате ЕГЭ имеет
практическую значимость. За
годы эксперимента получили
развитие важные направления методической науки. ЕГЭ по литературе позволяет
повысить объективность экзаменационной отметки,
точнее
дифференцировать выпускников с учетом их образовательных достижений по
предмету и в соответствии с задачами отбора в высшие и средние специальные
учебные заведения.

    Экзамен по литературе — одна из
острейших образовательных тем сегодня. Литература — это предмет, который
организует личность, организует поведение человека, его умение говорить, умение
воспринимать окружающий мир, понимать прошлое и настоящее. Тем более что
литература, по словам Премьер министра РФ Дмитрия Медведева,- предмет
государствообразующий.

        В заключение следует
отметить, что использование данных методических рекомендаций по подготовке
учащихся к итоговой аттестации по литературе в форме ЕГЭ позволяет реализовать
требование государственной программы по формированию коммуникативной
компетенции учащихся, по созданию на уроках культурной речевой среды, анализа
образцов правильной, грамотной и красивой речи, которые встречаются в
художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы. Также в процессе
работы анализировать историко-литературный контекст, в рамках которого
рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи;
формировать у школьников культуру литературных ассоциаций, умение обобщать и
сопоставлять различные литературные явления и факты.

При этом у учащихся
формируются  и социально значимые навыки и компетенции:

— умение принимать решение, делать
осознанный выбор и нести за него       ответственность;

-умение эффективно организовывать
деятельность, ориентируясь на конечный результат;

-умение работать в информационном
пространстве;

-навык самообразования;

-навык рефлексии, способствующий
успешному функционированию субъекта в любой деятельности.

Литература

1. Генералова Н.С. Литература: пособие для
подготовки к ЕГЭ и
централизованному тестированию. М.: Экзамен, 2010.

2. Генералова Н.С.Никулина
М.Ю. Литература: самостоятельная подготовка к
единому
государственному экзамену.
М.:
Экзамен, 2011.

3.       Ерохина Е.Л. Единый государственный экзамен. Литература. Методика подготовки. М.: Эксмо, 2013.

4.       Зинин С.А. ЕГЭ 2012. Литература. Федеральный банк экзаменационных
материалов.
М.: Эксмо, 2012.

5.  
 Г.С. Ковалева. Методическое письмо «Об
использовании результатов единого
государственного экзамена
2012 года в преподавании литературы в средней
школе». Сайт ФИПИ (http://www.fipi.ru).

6.    Роговик Т.Н. Никулина
М.Ю. ЕГЭ. Литература. Эффективная методика.
М.: Экзамен, 2011.

7. Самойлова Е. Единый
государственный экзамен. Литература. Поурочное
планирование.
М.: Эксмо, 2005.

8.  О новой модели ЕГЭ по литературе. Краткая
информация об изменении
экзаменационной модели по
литературе в формате ЕГЭ на 2013год.

Содержание:

  1. Новое в заданиях
  2. Какие задания будут на экзамене
  3. Темы сочинения ЕГЭ по литературе
  4. Объем сочинения ЕГЭ по литературе
  5. Продолжительность экзамена
  6. Чем можно пользоваться на ЕГЭ по литературе
  7. Средний балл
  8. Первичные и тестовые баллы ЕГЭ по литературе
  9. Минимальный балл для вуза
  10. Речевые ошибки, за которые могут снизить баллы

Новое в заданиях

— В задании 9 не указывается точное количество правильных ответов. Раньше надо было найти 3 правильных из 5. Теперь правильных ответов может быть и 2, и 4. Например, дается сонет Шекспира в переводе Маршака, и вам надо выбрать из предложенного перечня (анафора, метафора, гротеск, инверсия, эпитет) все (!) названия художественных средств, использованных в тексте.

— Уточнен критерий соответствия теме сочинения. «Это критерий глубины. Надо раскрывать тему глубоко и многосторонне, — пояснил руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по литературе Сергей Зинин. — Нельзя написать «Чацкий любит Софью, но долго путешествовал, где-то ездил, она от него отвыкла и забыла. К тому же он шутит все время…» Придерживайтесь авторской позиции, а не только своих впечатлений». По словам Сергея Зинина, в сочинении можно написать «мне кажется…», но при этом надо знать, что и автор думает по этому поводу.

Какие задания будут на экзамене

— В ЕГЭ по литературе две части. Первая — 11 вопросов, вторая — развернутое сочинение не менее 200 слов, на выбор предлагается пять тем. В ЕГЭ будут задания трех уровней — базового, повышенного и высокого. Первая часть — задания базового и повышенного уровней. Сочинение считается заданием высокого уровня сложности. Примерное время выполнения сочинения — два часа.

«В первой части экзамена надо детально разобраться с двумя текстами, ответить на вопросы. Первый текст представляет собой фрагмент из эпического, лиро-эпического, драматического произведения. Второй текст — законченный полностью текст лирического произведения. Тут нужен целостный анализ, — пояснил Сергей Зинин. — Вторая часть — полноценное сочинение».

Темы сочинения ЕГЭ по литературе (примеры от ФИПИ)

— Какую роль сыграл Порфирий Петрович в судьбе Раскольникова?

— Какие советы Вы были дали художнику, иллюстрирующему рассказ А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

— Роль ремарок в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

— Ваши рекомендации художнику-иллюстратору романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (С опорой на текст произведения)

— Какие рекомендации Вы дадите исполнителю роли Базарова в экранизации романа И.С. Тургенева «Отцы и дети (с опорой на текст произведения)

— Как в творчестве А.А. Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

— Какие эпизоды Вы бы выбрали для иллюстрации сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (с опорой на текст произведения)

— Своеобразие любовной темы в лирике Б.Ш.Окуджавы (С опорой на текст произведения. Не менее трех стихотворений).

Объем сочинения ЕГЭ по литературе

Рекомендуемый объем сочинения — 250-350 слов, сочинение меньше 200 слов не оценивается.

Продолжительность экзамена

3 часа 55 минут. Рекомендуется не более двух часов потратить на первую часть, остальное время — на сочинение.

Чем можно пользоваться на ЕГЭ

На ЕГЭ по литературе можно пользоваться орфографическим словарем.

Средний балл ЕГЭ по литературе

По данным за 2022 год, средний балл ЕГЭ по литературе — 78,3.

Первичные и тестовые баллы ЕГЭ по литературе

Работа оценивается в первичных баллах. За задания первой части с кратким ответом можно получить максимум 7 баллов, за задания этой же первой части с развернутым ответом — 28. Максимальный первичный балл за сочинение — 18. Итого 53. Потом эти баллы переводят в стобалльную шкалу.

Минимальный балл для вуза

Для поступления в вуз потребуется набрать минимум 32 тестовых балла.

Речевые ошибки, за которые могут снизить баллы

— Неоправданный повтор одного и того же слова или однокоренных слов,

— неточное словоупотребление,

— немотивированное употребление стилистически сниженных конструкций и слов,

— необоснованный пропуск слова,

— неуместное употребление слов (особенно местоимений).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по проведению гидравлических испытаний трубопроводов тепловых сетей
  • Инструкция по проведению геофизических исследований рудных скважин
  • Инструкция по проведению генеральных уборок в медицинском учреждении
  • Инструкция по проведению генеральной уборки в процедурном кабинете
  • Инструкция по проведению внепланового инструктажа по охране труда