Инструкция по размещению положения о закупках по 223 фз в еис

Положение о закупках товаров, работ, услуг для 2023 г. составляют все заказчики, которые работают по нормам 223-ФЗ. В положении прописывают все правила для проведения тендеров: процедуры, требования, условия. При составлении нужно учесть все текущие изменения по 223-ФЗ. 

Какие задачи решает положение

Заказчики, которые работают по 223-ФЗ, обязаны разработать положение о закупке товаров, работ, услуг. Этот документ имеет особый характер, т. к. регламентирует всю закупочную деятельность. Вот что должно быть прописано в положении о закупках по 223-ФЗ у каждого заказчика:

  • порядок подготовки и проведения процедур, в том числе электронных, условия их применения;
  • способы осуществления заказов по 223-ФЗ;
  • условия заключения договора: порядок заключения и исполнения по результатам конкурентных процедур и правила работы с единственным поставщиком — положение о закупках как приложение к договору не составляется, оно всегда размещается в ЕИС отдельно;
  • иные вопросы, связанные с обеспечением процедур по нормам 223-ФЗ.

Именно на эти разделы рекомендуем обратить внимание заказчикам при подготовке стандарта. Этот перечень является открытым, определите самостоятельно структуру положения и включите сведения, максимально подробно регламентирующие процесс закупки.

Следуя правилам иерархии нормативно-правовых актов, эксперты отвечают, к какому виду подзаконных актов относится положение о закупке, — локальные нормативные акты, т. е. такие, которые регулируют работу внутри конкретной организации и не имеют нормативного характера.

Как утвердить и разместить

Согласно ч. 3 ст. 2 223-ФЗ, заказчик утверждает стандарт, в зависимости от организационно-правовой формы, следующими органами управления:

  • государственная корпорация или компания — высшим органом управления (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • кто утверждает положение о закупке в унитарном предприятии — руководитель (№ 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • автономное учреждение — наблюдательным советом (№ 174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях»);
  • АО — советом директоров, общим собранием, коллегиальным исполнительным органом (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»);
  • ООО — общим собранием участников, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом (№ 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • положение о закупке государственного (муниципального) бюджетного учреждения утверждается его учредителем (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • публично-правовая компания — наблюдательным советом (№ 236-ФЗ от 03.07.2016 «О публично-правовых компаниях»).

Стандарт закупочной деятельности и вносимые в него изменения заказчик размещает на сайте ЕИС в течение 15 дней со дня подписания акта. Каждый желающий вправе изучить документы, которые находятся в Единой информационной системе в открытом доступе. Это указано в ч. 1 ст. 4 223-ФЗ. А затем в информационном листе закупки и преамбуле проекта разрабатывается текст, который отсылает на правила локального положения заказчика.

Заказчик по 223-ФЗ не обязан согласовывать положения с федеральными органами власти. Минфин в письме № 24-04-08/84947 от 29.09.2020 указал, что 223-ФЗ не устанавливает требований к юридическо-техническим средствам и приемам, применяемым при формировании и утверждении положения о закупке. Такие средства и приемы заказчик, органы управления определяют самостоятельно с учетом ч. 2.1 ст. 2 223-ФЗ.

Учитывайте, когда нужно разместить положение о закупках по 223-ФЗ на 2023 год (по аналогии — и на следующие периоды):

  • для новых бюджетных учреждений стандарт закупочной деятельности утверждается в срок 3 месяца. Это правило распространяется и на других новых заказчиков по 223-ФЗ. Для вновь образованных компаний срок считают с момента регистрации в ЕГРЮЛ. Для компаний, которые стали заказчиками по 223-ФЗ из-за изменения доли госучастия в уставном капитале, срок течет с момента получения уведомления об этих изменениях. Это указано в ч. 5, 6 ст. 8 223-ФЗ. Если в этот срок документ не разместить, то придется закупать товары, работы, услуги по основным правилам 44-ФЗ. Это закреплено в ч. 5.1 ст. 8 223-ФЗ;
  • для проведения тендеров по закону о закупках отдельными видами юрлиц бюджетное учреждение должно утвердить и опубликовать не позже 31 декабря предыдущего года. Это урегулировано в п. 4, 5 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ. Это правило распространяется и на унитарные предприятия.

Положения на 2023 г. действующие заказчики размещали до 31.12.2022. Но если в течение 2023 у них возникнет необходимость изменить положение, они вправе это сделать. Опубликовать новую версию положения надо в течение 15 дней после ее утверждения.

Вот пошаговая инструкция, как разместить положение о закупках в ЕИС:

Шаг 1. Авторизуйтесь в личном кабинете ЕИС.

Личный кабинет заказчика по 223-ФЗ в ЕИС

Шаг 2. Заполните общие сведения: наименование, дата утверждения и вступления в силу, утвердивший орган.

Общая информация для положения о закупке по 223-ФЗ в ЕИС

Шаг 2. Заполните общие сведения: наименование, дата утверждения и вступления в силу, утвердивший орган.

Общая информация для положения о закупке по 223-ФЗ в ЕИС

Шаг 3. Загрузите файл-положение.

Загрузка файла положения о закупке по 223-ФЗ в ЕИС

Шаг 4. Отметьте способы закупок.

Способы закупки в положении о закупке по 223-ФЗ в ЕИС

Шаг 4. Отметьте способы закупок.

Способы закупки в положении о закупке по 223-ФЗ в ЕИС

Шаг 5. Подпишите введенные сведения электронной подписью.

Размещение положения о закупке по 223-ФЗ в ЕИС

В ч. 4-6 ст. 8 223-ФЗ указано, что заказчики, которые не разместили положение, вплоть до дня его размещения руководствуются при закупке товаров нормами 44-ФЗ. Закон о контрактной системе применяется не полностью. Нормы, распространяющиеся на заказчиков в случае неразмещения стандарта закупочной деятельности, прописаны в ч. 5.1 ст. 8 223-ФЗ.

Содержание положения

Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но и 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» и «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.

Заказчик обязан соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Типовое положение о процедурах отдельными видами юрлиц содержит разделы:

  • термины и определения;
  • цели и принципы закупочной деятельности;
  • утверждение стандарта и внесение изменений;
  • формирование и корректировка плана заказов;
  • выбор способа и формы заказа;
  • правила подготовки и проведения;
  • принципы формирования требований и критериев оценки;
  • требования к описанию объекта;
  • требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора;
  • подготовка, согласование и утверждение закупочной документации;
  • порядок проведения процедуры;
  • контроль и обжалование;
  • отчетность по закупочной деятельности;
  • требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.

В 2022-2023 гг. ввели новые правила, которые обязательно надо включить в положение о закупке по 223-ФЗ.

Вот что изменилось в работе заказчиков в 2022-ом:

  • изменился объем закупок у МСП — с 20 до 25%. Не менее 20% годового стоимостного объема договоров составляют договоры по результатам закупок, в которых участвуют только СМСП (ПП РФ № 1128 от 07.07.2021);
  • срок оплаты сократили до 7 рабочих дней. Это касается всех ситуаций — и закупок на общих основаниях, и заказов для СМСП, и для субъектом МСП-субподрядчиков (104-ФЗ от 16.04.2022, ПП РФ № 417 от 21.03.2022);
  • существенные условия договоров по строительству разрешили менять. Для этого контрагент направляет заказчику документально обоснованное предложение и подписанный проект соглашения о корректировке договора. Заказчик отвечает ему в течение 10 рабочих дней (ПП РФ № 680 от 16.04.2022);
  • из-под действия 223-ФЗ изъяли некоторые закупки у взаимозависимых лиц, если эти лица сами выступают заказчиками по 223-ФЗ и если такие закупки обеспечивают единый технологический процесс (159-ФЗ от 11.06.2022);
  • установили новые требования к закупочным комиссиям. Руководитель заказчика и члены закупочной комиссии обязаны предпринимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Кроме того, ввели перечень лиц, которым нельзя входить в закупочную комиссию. Перечень является открытым, заказчик сможет его дополнить в положении о закупке (160-ФЗ от 11.06.2022);
  • обновили перечень оснований для включения в РНП. В него входят уклонение от заключения договора с заказчиком, расторжение договора по решению суда и расторжение заказчиком, против которого ввели санкции, договора из-за существенных нарушений со стороны поставщика (104-ФЗ от 16.04.2022);
  • в описание предмета закупки разрешили включать наименование страны происхождения товара (104-ФЗ от 16.04.2022);
  • заказчикам разрешили одновременно закупать работы по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции или капремонту объекта капстроительства и оборудование, если оно есть в проектной документации и обеспечивает эксплуатацию объекта (104-ФЗ);
  • установили требования к независимой гарантии при закупках у малого бизнеса. В нее надо включать условие о сроке действия: не менее 1 месяца с даты окончания срока подачи заявок — для обеспечения заявок и не менее 1 месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства — для обеспечения договора (109-ФЗ от 16.04.2022);
  • определили порядок закупок у СМСП через электронный магазин. При закупке у СМСП заказчик сможет установить в положении такой способ неконкурентной закупки (ПП РФ № 2323 от 16.12.2021);
  • применяется положение о независимых гарантиях. Положение регулирует вопросы предоставления независимых гарантий при конкурентных закупках среди СМСП — для обеспечения заявки и для обеспечения исполнения договора (ПП РФ № 1397 от 09.08.2022);
  • в перечень основных сведений положения о закупке, которые надо сформировать через ЕИС, включили перечень ТРУ, сроки оплаты которых отличаются от предусмотренных законом, и сами сроки оплаты (ПП РФ № 1946 от 31.10.2022);
  • на стороне участника закупки не смогут участвовать ни юрлица, ни физлица, являющиеся иностранными агентами (498-ФЗ от 05.12.2022).

Изменения 2023 года:

  • необходимо размещать в ЕИС без размещения на официальном сайте сведения о закупках, которые проводят в случаях, установленных правительством по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ. Точно так же размещают информацию о заключении и исполнении договоров по результатам указанных закупок (104-ФЗ, ПП РФ № 2359 от 20.12.2022);
  • установили правила о том, какая информация и документы не размещаются на официальном сайте ЕИС и как размещают типовое положение о закупке и сведения о внесении в него изменений. Раздел положения о закупке, содержащий перечень взаимозависимых лиц заказчика, надо размещать в ЕИС отдельно от остальных разделов положения (ПП РФ № 1946 от 31.10.2022);
  • вводится реестр независимых гарантий. Он публикуется в ЕИС. В течение 1 рабочего дня после включения сведений в реестр гарант направляет участнику закупки выписку из реестра (109-ФЗ от 16.04.2022).

Как использовать типовые шаблоны

Специалисты разъясняют, где взять шаблон положения о закупках — в типовых положениях, они опубликованы в ЕИС. В типовое положение включают такие сведения (ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ):

  • регламент подготовки и реализации госзакупок;
  • способы определения поставщика и случаи, когда они применяются;
  • срок заключения договора по результатам конкурентных торгов.

Эти сведения нельзя изменять при разработке и утверждении бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями собственных документов.

В стандартном документе должны предусматриваться особенности участия субъектов МСП, которые утверждены Постановлением Правительства № 1352 от 11.12.2014.

Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней: федеральными, региональными, муниципальными. Вышестоящие органы закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты. Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ему надлежит сформировать регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в подготовленных стандартах (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Типовые положения о закупке по 223-ФЗ в ЕИС

В ч. 4-6 ст. 8 223-ФЗ указано, что заказчики, которые не разместили положение, вплоть до дня его размещения руководствуются при закупке товаров нормами 44-ФЗ. Закон о контрактной системе применяется не полностью. Нормы, распространяющиеся на заказчиков в случае неразмещения стандарта закупочной деятельности, прописаны в ч. 5.1 ст. 8 223-ФЗ.

Содержание положения

Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но и 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» и «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.

Заказчик обязан соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Типовое положение о процедурах отдельными видами юрлиц содержит разделы:

  • термины и определения;
  • цели и принципы закупочной деятельности;
  • утверждение стандарта и внесение изменений;
  • формирование и корректировка плана заказов;
  • выбор способа и формы заказа;
  • правила подготовки и проведения;
  • принципы формирования требований и критериев оценки;
  • требования к описанию объекта;
  • требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора;
  • подготовка, согласование и утверждение закупочной документации;
  • порядок проведения процедуры;
  • контроль и обжалование;
  • отчетность по закупочной деятельности;
  • требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.

В 2022-2023 гг. ввели новые правила, которые обязательно надо включить в положение о закупке по 223-ФЗ.

Вот что изменилось в работе заказчиков в 2022-ом:

  • изменился объем закупок у МСП — с 20 до 25%. Не менее 20% годового стоимостного объема договоров составляют договоры по результатам закупок, в которых участвуют только СМСП (ПП РФ № 1128 от 07.07.2021);
  • срок оплаты сократили до 7 рабочих дней. Это касается всех ситуаций — и закупок на общих основаниях, и заказов для СМСП, и для субъектом МСП-субподрядчиков (104-ФЗ от 16.04.2022, ПП РФ № 417 от 21.03.2022);
  • существенные условия договоров по строительству разрешили менять. Для этого контрагент направляет заказчику документально обоснованное предложение и подписанный проект соглашения о корректировке договора. Заказчик отвечает ему в течение 10 рабочих дней (ПП РФ № 680 от 16.04.2022);
  • из-под действия 223-ФЗ изъяли некоторые закупки у взаимозависимых лиц, если эти лица сами выступают заказчиками по 223-ФЗ и если такие закупки обеспечивают единый технологический процесс (159-ФЗ от 11.06.2022);
  • установили новые требования к закупочным комиссиям. Руководитель заказчика и члены закупочной комиссии обязаны предпринимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Кроме того, ввели перечень лиц, которым нельзя входить в закупочную комиссию. Перечень является открытым, заказчик сможет его дополнить в положении о закупке (160-ФЗ от 11.06.2022);
  • обновили перечень оснований для включения в РНП. В него входят уклонение от заключения договора с заказчиком, расторжение договора по решению суда и расторжение заказчиком, против которого ввели санкции, договора из-за существенных нарушений со стороны поставщика (104-ФЗ от 16.04.2022);
  • в описание предмета закупки разрешили включать наименование страны происхождения товара (104-ФЗ от 16.04.2022);
  • заказчикам разрешили одновременно закупать работы по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции или капремонту объекта капстроительства и оборудование, если оно есть в проектной документации и обеспечивает эксплуатацию объекта (104-ФЗ);
  • установили требования к независимой гарантии при закупках у малого бизнеса. В нее надо включать условие о сроке действия: не менее 1 месяца с даты окончания срока подачи заявок — для обеспечения заявок и не менее 1 месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства — для обеспечения договора (109-ФЗ от 16.04.2022);
  • определили порядок закупок у СМСП через электронный магазин. При закупке у СМСП заказчик сможет установить в положении такой способ неконкурентной закупки (ПП РФ № 2323 от 16.12.2021);
  • применяется положение о независимых гарантиях. Положение регулирует вопросы предоставления независимых гарантий при конкурентных закупках среди СМСП — для обеспечения заявки и для обеспечения исполнения договора (ПП РФ № 1397 от 09.08.2022);
  • в перечень основных сведений положения о закупке, которые надо сформировать через ЕИС, включили перечень ТРУ, сроки оплаты которых отличаются от предусмотренных законом, и сами сроки оплаты (ПП РФ № 1946 от 31.10.2022);
  • на стороне участника закупки не смогут участвовать ни юрлица, ни физлица, являющиеся иностранными агентами (498-ФЗ от 05.12.2022).

Изменения 2023 года:

  • необходимо размещать в ЕИС без размещения на официальном сайте сведения о закупках, которые проводят в случаях, установленных правительством по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ. Точно так же размещают информацию о заключении и исполнении договоров по результатам указанных закупок (104-ФЗ, ПП РФ № 2359 от 20.12.2022);
  • установили правила о том, какая информация и документы не размещаются на официальном сайте ЕИС и как размещают типовое положение о закупке и сведения о внесении в него изменений. Раздел положения о закупке, содержащий перечень взаимозависимых лиц заказчика, надо размещать в ЕИС отдельно от остальных разделов положения (ПП РФ № 1946 от 31.10.2022);
  • вводится реестр независимых гарантий. Он публикуется в ЕИС. В течение 1 рабочего дня после включения сведений в реестр гарант направляет участнику закупки выписку из реестра (109-ФЗ от 16.04.2022).

Как использовать типовые шаблоны

Специалисты разъясняют, где взять шаблон положения о закупках — в типовых положениях, они опубликованы в ЕИС. В типовое положение включают такие сведения (ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ):

  • регламент подготовки и реализации госзакупок;
  • способы определения поставщика и случаи, когда они применяются;
  • срок заключения договора по результатам конкурентных торгов.

Эти сведения нельзя изменять при разработке и утверждении бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями собственных документов.

В стандартном документе должны предусматриваться особенности участия субъектов МСП, которые утверждены Постановлением Правительства № 1352 от 11.12.2014.

Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней: федеральными, региональными, муниципальными. Вышестоящие органы закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты. Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ему надлежит сформировать регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в подготовленных стандартах (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Типовые положения о закупке по 223-ФЗ в ЕИС

Таким же образом вносятся изменения. Если законодатель внес коррективы в типовой закупочный регламент, организация-заказчик должна поправить локальный акт в течение 15 дней (ч. 2.7 ст. 2 223-ФЗ).

Новые или скорректированные типовые нормативы размещаются в 15-дневный срок с момента их утверждения контролирующими органами власти.

Как найти опубликованные положения

В ЕИС доступны для ознакомления готовые утвержденные шаблоны. Вот инструкция, где посмотреть положение о закупках по 223-ФЗ заказчика: во вкладке «Планирование» на верхней панели на главной странице в ЕИС.

Положения о закупке по 223-ФЗ в ЕИС

Еще по теме:

  • глобальная реформа 223-ФЗ;
  • ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках;
  • разрабатываем положение о контрактной службе по 44-ФЗ.

II. Порядок размещения положения о закупке,

типового положения о закупке

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Для размещения в единой информационной системе положения о закупке представитель заказчика:

а) размещает в единой информационной системе положение о закупке в электронном виде, за исключением раздела положения о закупке, предусмотренного подпунктом «б» настоящего пункта;

б) размещает в единой информационной системе раздел положения о закупке, содержащий перечень юридических лиц, предусмотренных пунктом 13 части 4 статьи 1 Федерального закона (при наличии такого перечня);

в) формирует с помощью функционала единой информационной системы документ, содержащий следующие основные сведения о положении о закупке:

наименование положения о закупке;

полное и сокращенное (при наличии) наименование заказчика в соответствии с учредительными документами;

идентификационный номер налогоплательщика;

основной государственный регистрационный номер заказчика;

даты утверждения и вступления в силу положения о закупке;

наименование органа, утвердившего положение о закупке;

срок (сроки) оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяется такой срок (применяются такие сроки) оплаты в случае установления заказчиком срока (сроков) оплаты, отличного (отличных) от сроков оплаты, предусмотренных частью 5.3 статьи 3 Федерального закона. Срок (сроки) оплаты указываются в рабочих или календарных днях либо указывается порядок его (их) определения, а указанный перечень формируется с использованием Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

10(1). Для размещения в единой информационной системе типового положения о закупке представитель органа или организации, предусмотренных частью 2.1 статьи 2 Федерального закона, утвердивших типовое положение о закупке, размещает в электронном виде в единой информационной системе типовое положение о закупке.

(п. 10(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

11. Положение о закупке, типовое положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктами 10 и 10(1) настоящего Положения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2016 N 76, от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке, типовое положение о закупке представитель заказчика в соответствии с пунктами 10 и 10(1) настоящего Положения размещает измененный электронный вид положения о закупке, типового положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке, типовом положении о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 Положения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Изменения в положение о закупке, типовое положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2016 N 76, от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

Что такое положение о закупках

Действие Федерального закона № 223 распространяется на отдельные типы организаций: заказ в рамках этого закона носит обобщенный характер и не имеет строгих ограничений. В 223-ФЗ указано, что представляет собой положение об отделе закупок, — это локальный норматив, который регламентирует порядок торгов для организации. Заказчики обязаны проводить закупочную деятельность в полном соответствии с утвержденным нормативным актом — осуществлять торги разрешено только после разработки, утверждения и размещения положения о закупках.

По правилам для проведения закупок по 223-ФЗ бюджетное учреждение должно утвердить и опубликовать положение о закупке. Локальный документ составляют в соответствии с 223-ФЗ и Законом о защите конкуренции 135-ФЗ от 26.07.2006. При формировании акта следует ориентироваться и на стандарт осуществления закупочной деятельности от Федеральной антимонопольной службы.

При подготовке содержательной части документа каждый заказчик обязан следовать определенным принципам (ч. 1 ст. 3 223-ФЗ):

  • информационная открытость заказов;
  • равенство всех участников;
  • отсутствие необоснованных ограничений к участникам торгов;
  • эффективность и целесообразность при расходовании бюджета, предназначенного для заказов;
  • адекватные требования, не ограничивающие допуск участников к закупочным процедурам.

Дублировать блоки и разделы из законодательных нормативов в локальном акте необязательно: все нормы прямого действия заказчик применяет, даже если они не включены в закупочный документ организации (Письмо Минфина № 24-04-08/84947).

Где посмотреть положения заказчиков по 223-ФЗ

В руководстве пользователей по работе в Единой информационной системе разъясняется, где посмотреть положение о закупках по 223-ФЗ заказчика — в ЕИС, в разделе планирования.

Положения о закупке заказчиков по 223-ФЗ

Еще по теме:

  • глобальная реформа 223-ФЗ;
  • ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках;
  • разрабатываем положение о контрактной службе по 44-ФЗ.

II. Порядок размещения положения о закупке,

типового положения о закупке

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Для размещения в единой информационной системе положения о закупке представитель заказчика:

а) размещает в единой информационной системе положение о закупке в электронном виде, за исключением раздела положения о закупке, предусмотренного подпунктом «б» настоящего пункта;

б) размещает в единой информационной системе раздел положения о закупке, содержащий перечень юридических лиц, предусмотренных пунктом 13 части 4 статьи 1 Федерального закона (при наличии такого перечня);

в) формирует с помощью функционала единой информационной системы документ, содержащий следующие основные сведения о положении о закупке:

наименование положения о закупке;

полное и сокращенное (при наличии) наименование заказчика в соответствии с учредительными документами;

идентификационный номер налогоплательщика;

основной государственный регистрационный номер заказчика;

даты утверждения и вступления в силу положения о закупке;

наименование органа, утвердившего положение о закупке;

срок (сроки) оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяется такой срок (применяются такие сроки) оплаты в случае установления заказчиком срока (сроков) оплаты, отличного (отличных) от сроков оплаты, предусмотренных частью 5.3 статьи 3 Федерального закона. Срок (сроки) оплаты указываются в рабочих или календарных днях либо указывается порядок его (их) определения, а указанный перечень формируется с использованием Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

10(1). Для размещения в единой информационной системе типового положения о закупке представитель органа или организации, предусмотренных частью 2.1 статьи 2 Федерального закона, утвердивших типовое положение о закупке, размещает в электронном виде в единой информационной системе типовое положение о закупке.

(п. 10(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

11. Положение о закупке, типовое положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктами 10 и 10(1) настоящего Положения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2016 N 76, от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке, типовое положение о закупке представитель заказчика в соответствии с пунктами 10 и 10(1) настоящего Положения размещает измененный электронный вид положения о закупке, типового положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке, типовом положении о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 Положения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Изменения в положение о закупке, типовое положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2016 N 76, от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

Что такое положение о закупках

Действие Федерального закона № 223 распространяется на отдельные типы организаций: заказ в рамках этого закона носит обобщенный характер и не имеет строгих ограничений. В 223-ФЗ указано, что представляет собой положение об отделе закупок, — это локальный норматив, который регламентирует порядок торгов для организации. Заказчики обязаны проводить закупочную деятельность в полном соответствии с утвержденным нормативным актом — осуществлять торги разрешено только после разработки, утверждения и размещения положения о закупках.

По правилам для проведения закупок по 223-ФЗ бюджетное учреждение должно утвердить и опубликовать положение о закупке. Локальный документ составляют в соответствии с 223-ФЗ и Законом о защите конкуренции 135-ФЗ от 26.07.2006. При формировании акта следует ориентироваться и на стандарт осуществления закупочной деятельности от Федеральной антимонопольной службы.

При подготовке содержательной части документа каждый заказчик обязан следовать определенным принципам (ч. 1 ст. 3 223-ФЗ):

  • информационная открытость заказов;
  • равенство всех участников;
  • отсутствие необоснованных ограничений к участникам торгов;
  • эффективность и целесообразность при расходовании бюджета, предназначенного для заказов;
  • адекватные требования, не ограничивающие допуск участников к закупочным процедурам.

Дублировать блоки и разделы из законодательных нормативов в локальном акте необязательно: все нормы прямого действия заказчик применяет, даже если они не включены в закупочный документ организации (Письмо Минфина № 24-04-08/84947).

Где посмотреть положения заказчиков по 223-ФЗ

В руководстве пользователей по работе в Единой информационной системе разъясняется, где посмотреть положение о закупках по 223-ФЗ заказчика — в ЕИС, в разделе планирования.

Положения о закупке заказчиков по 223-ФЗ

Переходите в раздел положений и выбирайте нужного заказчика или его закупочный норматив.

Когда размещать локальный норматив

По правилам в бюджетных учреждениях положение о закупках должно быть утверждено до начала нового отчетного периода, то есть до 31 декабря текущего года. Если организация не успеет, то ей придется закупать товары, работы и услуги только в рамках Федеральной контрактной системы.

Правила подготовки локального акта для бюджетников практически ничем не отличаются от других заказчиков (некоторые заказы регулируются иными нормативами). Но закупать товары, работы и услуги бюджетным учреждениям разрешено не сразу, а только на следующий год после размещения положения в Единой информационной системе (п. 4 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ).

Порядок и сроки утверждения локального акта для остальных категорий заказчиков представим в таблице (ч. 3 ст. 2 223-ФЗ):

Категория организаций-заказчиков Кто утверждает положение о закупках Срок утверждения
Государственные корпорации и компании Высший орган управления В течение 3 месяцев с момента регистрации в ЕГРЮЛ
ГУП и МУП Руководитель
Автономные учреждения Наблюдательный совет
Акционерные общества Совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, общее собрание акционеров
Государственные, муниципальные бюджетные учреждения Учредитель
Публично-правовые компании Наблюдательный совет

После утверждения положение о закупках необходимо разместить в Единой информационной системе в течение 15 дней с даты его согласования. Те же сроки установлены и для публикации изменений ПЗ. А вот положение о закупках 44-ФЗ составлять не требуется, так как нормативы действующего законодательства о госзаказе строго регулируют закупочную деятельность организаций.

Как использовать типовое положение

Учредители бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий вправе утверждать типовые положения, определять область правоприменения такой документации и период, в течение которого организации-заказчики обязаны привести в соответствие собственные стандарты госзакупок (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Если федеральные, региональные и муниципальные органы власти утвердили типовой документ, то подведомственные заказчики обязаны скорректировать актуальное или разработать новое положение о закупке, основанное на выпущенном регламенте. Новые локальные стандарты и вносимые в них изменения подлежат публикации в ЕИС в срок до 15 дней с момента их утверждения.

В типовые ПЗ включаются следующие сведения (ч. 2.3, 2.4 ст. 2):

  • регламент подготовки и осуществления заказа;
  • применяемые способы и условия их использования;
  • особенности участия в торгах субъектов МСП;
  • порядок и срок заключения договоров.

Типовые ПЗ находятся в открытом доступе в Единой информационной системе. Каждая организация-заказчик имеет возможность свободно ознакомиться с представленной документацией.

Все действующие типовые положения об отделе закупок по 223-ФЗ опубликованы в специальном разделе ЕИС. Чтобы его найти, пользователю следует перейти в блок «Планирование», а затем — «Типовые положения о закупке».

Типовые положения о закупке по 223-ФЗ в ЕИС

Что включить в локальный акт

При разработке документа необходимо рассмотреть следующие критерии (ч. 2 ст. 2 223-ФЗ):

  • порядок планирования закупочной деятельности;
  • способы заказа и возможности их применения;
  • требования к участникам и составу документации заказа;
  • регламент подготовки закупочной процедуры и условия ее осуществления;
  • порядок и сроки заключения и исполнения договоров;
  • иные существенные условия.

Заказчики предусматривают в своем регламенте все способы, которыми они определяют поставщиков, и условия выбора такого способа, описывают порядок подготовки к торгам, обозначают правила определения начальной (максимальной) цены договора. А в отдельном разделе локального акта следует закрепить порядок работы с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМСП) и самозанятыми лицами. Структура и содержание внутреннего норматива законом не ограничены. Это означает, что заказчик включает те разделы и главы, которые необходимы, чтобы подробно описать регламент закупочной деятельности в соответствии с отраслевой и организационной спецификой.

Примерное содержание локального закупочного стандарта таково:

  1. Общие положения.
  2. Порядок планирования заказов.
  3. Способы закупки, условия их применения.
  4. Порядок обоснования НМЦД.
  5. Порядок проведения закупок (отдельно для каждого способа).
  6. Заказы у субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых лиц.
  7. Заключение и исполнение договора.

Основания для закупок у СМСП и самозанятых для автономных учреждений отличаются от других организаций. Такие заказчики проводят торги с малым бизнесом и самозанятыми, если в прошлом году заключили договоры на сумму 250 миллионов рублей и больше. Это необходимо отразить в соответствующем разделе локального нормативного акта.

Учитывайте последние изменения 2022 и 2023 года

В 2022 г. изменили порядок подготовки локальных актов. При подготовке нормативов на 2023 г. необходимо учитывать новые правила:

  1. Новые сроки оплаты договоров — не более 7 рабочих дней (104-ФЗ от 16.04.2022).
  2. Сокращение перечня закупок у взаимозависимых лиц (159-ФЗ от 11.06.2022). Допускаются закупки у взаимозависимых лиц, если они сами выступают заказчиками или же такие заказы обеспечивают единый технологический процесс.
  3. Новые требования к закупочным комиссиям (160-ФЗ от 11.06.2022). Установили перечень лиц, которым нельзя входить в комиссию, и определили, какие действия предпринимает комиссия по урегулированию конфликта интересов.
  4. Новые требования к независимой гарантии для конкурентных закупок у малого бизнеса (109-ФЗ от 16.04.2022). Теперь заказчик сможет принимать гарантии из банков по перечню для 44-ФЗ. Еще в гарантию включают условие о сроке действия для обеспечения заявок и договоров.
  5. Положение о независимых гарантиях (ПП РФ № 1397 от 09.08.2022). Регулирует вопросы предоставления независимых гарантий при конкурентных закупках среди СМСП для обеспечения заявки и исполнения договора.

А с 1 апреля 2023 года меняются правила размещения типового норматива в ЕИС (ПП РФ № 1946 от 31.10.2022). Раздел положения с перечнем взаимозависимых лиц заказчика размещают в ЕИС отдельно от остальных разделов.

Как размещать в ЕИС

Для всех организаций действует одинаковый порядок публикации документов в Единой информационной системе. Вот пошаговая инструкция, как разместить положение о закупках по 223-ФЗ в ЕИС:

  1. Зайти в личный кабинет.
  2. Заполнить специальную форму и внести общие сведения: название документа, даты утверждения и вступления в силу, наименование утвердившего органа.
  3. Подписать документ усиленной квалифицированной электронной подписью и разместить в системе.

Организация вправе дополнительно опубликовать локальный стандарт и на своем официальном сайте.

Какова ответственность за нарушения

Если организация-заказчик не размещает ПЗ в установленный срок, то при проведении закупочной деятельности ей предстоит руководствоваться нормами и правилами 44-ФЗ (ч. 4–6 ст. 8 223-ФЗ). Кроме того, предусмотрена и административная ответственность по ст. 7.32.3 КоАП РФ. За нарушение сроков публикации должностным лицам придется заплатить от 2000 до 5000 рублей, а юридическим — от 10 000 до 30 000 рублей. За неразмещение обязательной информации штраф для должностного лица составит от 30 000 до 50 000 рублей, для юридического — от 100 000 до 300 000 рублей.

Еще по теме:

  • как составить годовой отчет о закупках у МСП по 223-ФЗ;
  • как запросить коммерческие предложения для обоснования НМЦК;
  • калькулятор НМЦД.

Об авторе статьи

Задорожнева Александра

Задорожнева Александра

Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Закупки по 223-ФЗ: что заказчик должен размещать в ЕИС

  • On 10.12.2021
  • 0 Comments
  • 223-ФЗ, ЕИС, Конкурс, Статьи

Как известно, закон 223-ФЗ является рамочным и дает заказчикам много свободы. Тем не менее в отношении документов, которые они обязаны размещать в ЕИС, закон довольно строг. Давайте разберемся, какие документы и отчеты следует публиковать, и что будет, если этого не делать.

Что и когда нужно размещать в ЕИС

В отношении документов, подлежащих размещению в системе, установлены различные сроки. В следующей таблице мы собрали информацию о том, что и когда нужно размещать в ЕИС заказчикам по 223-ФЗ, а также указали соответствующие нормы законодательства.

Рекомендуйте сервисы Контура и зарабатывайте, станьте Реферальным партнером крупной IT-компании!

Таблица. Сроки размещения документов в ЕИС (по 223-ФЗ)

Документ Срок размещения Норма закона
Положение о закупке (в т.ч. изменения) Не позднее 15 дней со дня утверждения ч. 1 ст. 4 223-ФЗ
План закупок (в т.ч. изменения) 10 календарных дня с даты утверждения, но не позднее 31 декабря п. 14 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908
В отношении конкурса / аукциона:

  • извещение о закупке,
  • документация о закупке,
  • проект договора
Не менее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок ч. 2 ст. 3 223-ФЗ
В отношении иных способов закупки:

  • извещение о закупке,
  • документация о закупке,
  • проект договора
В сроки, предусмотренные Положением о закупке ч. 3 ст. 3 223-ФЗ
Изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке Не позднее, чем в течение 3 дней со дня принятия ч. 11 ст. 4 223-ФЗ
Разъяснения документации о закупке
Протоколы, составляемые в ходе закупки Не позднее чем через 3 дня со дня подписания ч. 12 ст. 4 223-ФЗ
Отказ от проведения закупки В сроки, предусмотренные Положением о закупке
Иная информация о закупке
Сведения о количестве и общей стоимости договоров (4 вида отчетов) Ежемесячно, до 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Информация и документы о заключении договора с поставщиком Направляются в Реестр в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ
Информация и документы об изменении, исполнении или расторжении договора В течение 10 дней ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ
Годовой отчет о закупках у МСП До 1 февраля года, следующего за отчетным ч. 21 ст. 4 223-ФЗ

Что можно не публиковать

Однако размещению в ЕИС подлежит не вся информация о закупках по 223-ФЗ. В частности, не размещаются такие данные:

  1. О закупках в рамках гостайны.
  2. Если в отношении закупки принято решение правительства в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона 223-ФЗ.
  3. О закупках стоимостью не более 100 тыс. рублей.
  4. Для заказчиков, чья годовая выручка за отчетный год составила более 5 млрд рублей — о закупках, стоимостью не более 500 тыс. рублей.

Контур.Призма — управление рисками по 115-ФЗ, заключайте только безопасные сделки с контрагентами и соблюдайте требования закона.

Не разместили информацию? Готовьтесь к штрафам!

Для заказчиков по 223-ФЗ и их должностных лиц предусмотрены довольно большие штрафы за нарушение порядка и сроков публикации документов в ЕИС:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Если информация не размещена, то штраф для заказчиков составит 100-300 тыс. рублей, а для должностных лиц – 30-50 тыс. рублей.
  2. Если информация размещена с нарушением срока, штраф для заказчиков составит 10-30 тыс. рублей, а для должностных лиц 2-5 тыс. рублей.

Важно знать! Иногда бывает, что заказчик не успевает разместить информацию в срок из-за технических сбоев в ЕИС. В этом случае крайний срок отодвигается на 1 рабочий день с момента устранения всех неполадок в работе системы.

О размещении ежемесячных отчетов в ЕИС:

  Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.   Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по раздельному сбору отходов на предприятии
  • Инструкция по раздельному сбору мусора
  • Инструкция по разгону оперативной памяти и настройке таймингов
  • Инструкция по разведению дезинфицирующих средств ника 2
  • Инструкция по разведению дезинфицирующих средств в школе по санпин