Положение о закупках товаров, работ, услуг для 2023 г. составляют все заказчики, которые работают по нормам 223-ФЗ. В положении прописывают все правила для проведения тендеров: процедуры, требования, условия. При составлении нужно учесть все текущие изменения по 223-ФЗ.
Какие задачи решает положение
Заказчики, которые работают по 223-ФЗ, обязаны разработать положение о закупке товаров, работ, услуг. Этот документ имеет особый характер, т. к. регламентирует всю закупочную деятельность. Вот что должно быть прописано в положении о закупках по 223-ФЗ у каждого заказчика:
- порядок подготовки и проведения процедур, в том числе электронных, условия их применения;
- способы осуществления заказов по 223-ФЗ;
- условия заключения договора: порядок заключения и исполнения по результатам конкурентных процедур и правила работы с единственным поставщиком — положение о закупках как приложение к договору не составляется, оно всегда размещается в ЕИС отдельно;
- иные вопросы, связанные с обеспечением процедур по нормам 223-ФЗ.
Именно на эти разделы рекомендуем обратить внимание заказчикам при подготовке стандарта. Этот перечень является открытым, определите самостоятельно структуру положения и включите сведения, максимально подробно регламентирующие процесс закупки.
Следуя правилам иерархии нормативно-правовых актов, эксперты отвечают, к какому виду подзаконных актов относится положение о закупке, — локальные нормативные акты, т. е. такие, которые регулируют работу внутри конкретной организации и не имеют нормативного характера.
Как утвердить и разместить
Согласно ч. 3 ст. 2 223-ФЗ, заказчик утверждает стандарт, в зависимости от организационно-правовой формы, следующими органами управления:
- государственная корпорация или компания — высшим органом управления (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
- кто утверждает положение о закупке в унитарном предприятии — руководитель (№ 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
- автономное учреждение — наблюдательным советом (№ 174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях»);
- АО — советом директоров, общим собранием, коллегиальным исполнительным органом (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»);
- ООО — общим собранием участников, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом (№ 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
- положение о закупке государственного (муниципального) бюджетного учреждения утверждается его учредителем (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
- публично-правовая компания — наблюдательным советом (№ 236-ФЗ от 03.07.2016 «О публично-правовых компаниях»).
Стандарт закупочной деятельности и вносимые в него изменения заказчик размещает на сайте ЕИС в течение 15 дней со дня подписания акта. Каждый желающий вправе изучить документы, которые находятся в Единой информационной системе в открытом доступе. Это указано в ч. 1 ст. 4 223-ФЗ. А затем в информационном листе закупки и преамбуле проекта разрабатывается текст, который отсылает на правила локального положения заказчика.
Заказчик по 223-ФЗ не обязан согласовывать положения с федеральными органами власти. Минфин в письме № 24-04-08/84947 от 29.09.2020 указал, что 223-ФЗ не устанавливает требований к юридическо-техническим средствам и приемам, применяемым при формировании и утверждении положения о закупке. Такие средства и приемы заказчик, органы управления определяют самостоятельно с учетом ч. 2.1 ст. 2 223-ФЗ.
Учитывайте, когда нужно разместить положение о закупках по 223-ФЗ на 2023 год (по аналогии — и на следующие периоды):
- для новых бюджетных учреждений стандарт закупочной деятельности утверждается в срок 3 месяца. Это правило распространяется и на других новых заказчиков по 223-ФЗ. Для вновь образованных компаний срок считают с момента регистрации в ЕГРЮЛ. Для компаний, которые стали заказчиками по 223-ФЗ из-за изменения доли госучастия в уставном капитале, срок течет с момента получения уведомления об этих изменениях. Это указано в ч. 5, 6 ст. 8 223-ФЗ. Если в этот срок документ не разместить, то придется закупать товары, работы, услуги по основным правилам 44-ФЗ. Это закреплено в ч. 5.1 ст. 8 223-ФЗ;
- для проведения тендеров по закону о закупках отдельными видами юрлиц бюджетное учреждение должно утвердить и опубликовать не позже 31 декабря предыдущего года. Это урегулировано в п. 4, 5 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ. Это правило распространяется и на унитарные предприятия.
Положения на 2023 г. действующие заказчики размещали до 31.12.2022. Но если в течение 2023 у них возникнет необходимость изменить положение, они вправе это сделать. Опубликовать новую версию положения надо в течение 15 дней после ее утверждения.
Вот пошаговая инструкция, как разместить положение о закупках в ЕИС:
Шаг 1. Авторизуйтесь в личном кабинете ЕИС.
Шаг 2. Заполните общие сведения: наименование, дата утверждения и вступления в силу, утвердивший орган.
Шаг 2. Заполните общие сведения: наименование, дата утверждения и вступления в силу, утвердивший орган.
Шаг 3. Загрузите файл-положение.
Шаг 4. Отметьте способы закупок.
Шаг 4. Отметьте способы закупок.
Шаг 5. Подпишите введенные сведения электронной подписью.
В ч. 4-6 ст. 8 223-ФЗ указано, что заказчики, которые не разместили положение, вплоть до дня его размещения руководствуются при закупке товаров нормами 44-ФЗ. Закон о контрактной системе применяется не полностью. Нормы, распространяющиеся на заказчиков в случае неразмещения стандарта закупочной деятельности, прописаны в ч. 5.1 ст. 8 223-ФЗ.
Содержание положения
Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но и 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» и «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.
Заказчик обязан соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.
Типовое положение о процедурах отдельными видами юрлиц содержит разделы:
- термины и определения;
- цели и принципы закупочной деятельности;
- утверждение стандарта и внесение изменений;
- формирование и корректировка плана заказов;
- выбор способа и формы заказа;
- правила подготовки и проведения;
- принципы формирования требований и критериев оценки;
- требования к описанию объекта;
- требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора;
- подготовка, согласование и утверждение закупочной документации;
- порядок проведения процедуры;
- контроль и обжалование;
- отчетность по закупочной деятельности;
- требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.
В 2022-2023 гг. ввели новые правила, которые обязательно надо включить в положение о закупке по 223-ФЗ.
Вот что изменилось в работе заказчиков в 2022-ом:
- изменился объем закупок у МСП — с 20 до 25%. Не менее 20% годового стоимостного объема договоров составляют договоры по результатам закупок, в которых участвуют только СМСП (ПП РФ № 1128 от 07.07.2021);
- срок оплаты сократили до 7 рабочих дней. Это касается всех ситуаций — и закупок на общих основаниях, и заказов для СМСП, и для субъектом МСП-субподрядчиков (104-ФЗ от 16.04.2022, ПП РФ № 417 от 21.03.2022);
- существенные условия договоров по строительству разрешили менять. Для этого контрагент направляет заказчику документально обоснованное предложение и подписанный проект соглашения о корректировке договора. Заказчик отвечает ему в течение 10 рабочих дней (ПП РФ № 680 от 16.04.2022);
- из-под действия 223-ФЗ изъяли некоторые закупки у взаимозависимых лиц, если эти лица сами выступают заказчиками по 223-ФЗ и если такие закупки обеспечивают единый технологический процесс (159-ФЗ от 11.06.2022);
- установили новые требования к закупочным комиссиям. Руководитель заказчика и члены закупочной комиссии обязаны предпринимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Кроме того, ввели перечень лиц, которым нельзя входить в закупочную комиссию. Перечень является открытым, заказчик сможет его дополнить в положении о закупке (160-ФЗ от 11.06.2022);
- обновили перечень оснований для включения в РНП. В него входят уклонение от заключения договора с заказчиком, расторжение договора по решению суда и расторжение заказчиком, против которого ввели санкции, договора из-за существенных нарушений со стороны поставщика (104-ФЗ от 16.04.2022);
- в описание предмета закупки разрешили включать наименование страны происхождения товара (104-ФЗ от 16.04.2022);
- заказчикам разрешили одновременно закупать работы по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции или капремонту объекта капстроительства и оборудование, если оно есть в проектной документации и обеспечивает эксплуатацию объекта (104-ФЗ);
- установили требования к независимой гарантии при закупках у малого бизнеса. В нее надо включать условие о сроке действия: не менее 1 месяца с даты окончания срока подачи заявок — для обеспечения заявок и не менее 1 месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства — для обеспечения договора (109-ФЗ от 16.04.2022);
- определили порядок закупок у СМСП через электронный магазин. При закупке у СМСП заказчик сможет установить в положении такой способ неконкурентной закупки (ПП РФ № 2323 от 16.12.2021);
- применяется положение о независимых гарантиях. Положение регулирует вопросы предоставления независимых гарантий при конкурентных закупках среди СМСП — для обеспечения заявки и для обеспечения исполнения договора (ПП РФ № 1397 от 09.08.2022);
- в перечень основных сведений положения о закупке, которые надо сформировать через ЕИС, включили перечень ТРУ, сроки оплаты которых отличаются от предусмотренных законом, и сами сроки оплаты (ПП РФ № 1946 от 31.10.2022);
- на стороне участника закупки не смогут участвовать ни юрлица, ни физлица, являющиеся иностранными агентами (498-ФЗ от 05.12.2022).
Изменения 2023 года:
- необходимо размещать в ЕИС без размещения на официальном сайте сведения о закупках, которые проводят в случаях, установленных правительством по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ. Точно так же размещают информацию о заключении и исполнении договоров по результатам указанных закупок (104-ФЗ, ПП РФ № 2359 от 20.12.2022);
- установили правила о том, какая информация и документы не размещаются на официальном сайте ЕИС и как размещают типовое положение о закупке и сведения о внесении в него изменений. Раздел положения о закупке, содержащий перечень взаимозависимых лиц заказчика, надо размещать в ЕИС отдельно от остальных разделов положения (ПП РФ № 1946 от 31.10.2022);
- вводится реестр независимых гарантий. Он публикуется в ЕИС. В течение 1 рабочего дня после включения сведений в реестр гарант направляет участнику закупки выписку из реестра (109-ФЗ от 16.04.2022).
Как использовать типовые шаблоны
Специалисты разъясняют, где взять шаблон положения о закупках — в типовых положениях, они опубликованы в ЕИС. В типовое положение включают такие сведения (ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ):
- регламент подготовки и реализации госзакупок;
- способы определения поставщика и случаи, когда они применяются;
- срок заключения договора по результатам конкурентных торгов.
Эти сведения нельзя изменять при разработке и утверждении бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями собственных документов.
В стандартном документе должны предусматриваться особенности участия субъектов МСП, которые утверждены Постановлением Правительства № 1352 от 11.12.2014.
Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней: федеральными, региональными, муниципальными. Вышестоящие органы закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты. Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ему надлежит сформировать регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в подготовленных стандартах (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).
В ч. 4-6 ст. 8 223-ФЗ указано, что заказчики, которые не разместили положение, вплоть до дня его размещения руководствуются при закупке товаров нормами 44-ФЗ. Закон о контрактной системе применяется не полностью. Нормы, распространяющиеся на заказчиков в случае неразмещения стандарта закупочной деятельности, прописаны в ч. 5.1 ст. 8 223-ФЗ.
Содержание положения
Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но и 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» и «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.
Заказчик обязан соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.
Типовое положение о процедурах отдельными видами юрлиц содержит разделы:
- термины и определения;
- цели и принципы закупочной деятельности;
- утверждение стандарта и внесение изменений;
- формирование и корректировка плана заказов;
- выбор способа и формы заказа;
- правила подготовки и проведения;
- принципы формирования требований и критериев оценки;
- требования к описанию объекта;
- требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора;
- подготовка, согласование и утверждение закупочной документации;
- порядок проведения процедуры;
- контроль и обжалование;
- отчетность по закупочной деятельности;
- требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.
В 2022-2023 гг. ввели новые правила, которые обязательно надо включить в положение о закупке по 223-ФЗ.
Вот что изменилось в работе заказчиков в 2022-ом:
- изменился объем закупок у МСП — с 20 до 25%. Не менее 20% годового стоимостного объема договоров составляют договоры по результатам закупок, в которых участвуют только СМСП (ПП РФ № 1128 от 07.07.2021);
- срок оплаты сократили до 7 рабочих дней. Это касается всех ситуаций — и закупок на общих основаниях, и заказов для СМСП, и для субъектом МСП-субподрядчиков (104-ФЗ от 16.04.2022, ПП РФ № 417 от 21.03.2022);
- существенные условия договоров по строительству разрешили менять. Для этого контрагент направляет заказчику документально обоснованное предложение и подписанный проект соглашения о корректировке договора. Заказчик отвечает ему в течение 10 рабочих дней (ПП РФ № 680 от 16.04.2022);
- из-под действия 223-ФЗ изъяли некоторые закупки у взаимозависимых лиц, если эти лица сами выступают заказчиками по 223-ФЗ и если такие закупки обеспечивают единый технологический процесс (159-ФЗ от 11.06.2022);
- установили новые требования к закупочным комиссиям. Руководитель заказчика и члены закупочной комиссии обязаны предпринимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Кроме того, ввели перечень лиц, которым нельзя входить в закупочную комиссию. Перечень является открытым, заказчик сможет его дополнить в положении о закупке (160-ФЗ от 11.06.2022);
- обновили перечень оснований для включения в РНП. В него входят уклонение от заключения договора с заказчиком, расторжение договора по решению суда и расторжение заказчиком, против которого ввели санкции, договора из-за существенных нарушений со стороны поставщика (104-ФЗ от 16.04.2022);
- в описание предмета закупки разрешили включать наименование страны происхождения товара (104-ФЗ от 16.04.2022);
- заказчикам разрешили одновременно закупать работы по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции или капремонту объекта капстроительства и оборудование, если оно есть в проектной документации и обеспечивает эксплуатацию объекта (104-ФЗ);
- установили требования к независимой гарантии при закупках у малого бизнеса. В нее надо включать условие о сроке действия: не менее 1 месяца с даты окончания срока подачи заявок — для обеспечения заявок и не менее 1 месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства — для обеспечения договора (109-ФЗ от 16.04.2022);
- определили порядок закупок у СМСП через электронный магазин. При закупке у СМСП заказчик сможет установить в положении такой способ неконкурентной закупки (ПП РФ № 2323 от 16.12.2021);
- применяется положение о независимых гарантиях. Положение регулирует вопросы предоставления независимых гарантий при конкурентных закупках среди СМСП — для обеспечения заявки и для обеспечения исполнения договора (ПП РФ № 1397 от 09.08.2022);
- в перечень основных сведений положения о закупке, которые надо сформировать через ЕИС, включили перечень ТРУ, сроки оплаты которых отличаются от предусмотренных законом, и сами сроки оплаты (ПП РФ № 1946 от 31.10.2022);
- на стороне участника закупки не смогут участвовать ни юрлица, ни физлица, являющиеся иностранными агентами (498-ФЗ от 05.12.2022).
Изменения 2023 года:
- необходимо размещать в ЕИС без размещения на официальном сайте сведения о закупках, которые проводят в случаях, установленных правительством по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ. Точно так же размещают информацию о заключении и исполнении договоров по результатам указанных закупок (104-ФЗ, ПП РФ № 2359 от 20.12.2022);
- установили правила о том, какая информация и документы не размещаются на официальном сайте ЕИС и как размещают типовое положение о закупке и сведения о внесении в него изменений. Раздел положения о закупке, содержащий перечень взаимозависимых лиц заказчика, надо размещать в ЕИС отдельно от остальных разделов положения (ПП РФ № 1946 от 31.10.2022);
- вводится реестр независимых гарантий. Он публикуется в ЕИС. В течение 1 рабочего дня после включения сведений в реестр гарант направляет участнику закупки выписку из реестра (109-ФЗ от 16.04.2022).
Как использовать типовые шаблоны
Специалисты разъясняют, где взять шаблон положения о закупках — в типовых положениях, они опубликованы в ЕИС. В типовое положение включают такие сведения (ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ):
- регламент подготовки и реализации госзакупок;
- способы определения поставщика и случаи, когда они применяются;
- срок заключения договора по результатам конкурентных торгов.
Эти сведения нельзя изменять при разработке и утверждении бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями собственных документов.
В стандартном документе должны предусматриваться особенности участия субъектов МСП, которые утверждены Постановлением Правительства № 1352 от 11.12.2014.
Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней: федеральными, региональными, муниципальными. Вышестоящие органы закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты. Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ему надлежит сформировать регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в подготовленных стандартах (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).
Таким же образом вносятся изменения. Если законодатель внес коррективы в типовой закупочный регламент, организация-заказчик должна поправить локальный акт в течение 15 дней (ч. 2.7 ст. 2 223-ФЗ).
Новые или скорректированные типовые нормативы размещаются в 15-дневный срок с момента их утверждения контролирующими органами власти.
Как найти опубликованные положения
В ЕИС доступны для ознакомления готовые утвержденные шаблоны. Вот инструкция, где посмотреть положение о закупках по 223-ФЗ заказчика: во вкладке «Планирование» на верхней панели на главной странице в ЕИС.
Еще по теме:
- глобальная реформа 223-ФЗ;
- ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках;
- разрабатываем положение о контрактной службе по 44-ФЗ.
II. Порядок размещения положения о закупке,
типового положения о закупке
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Для размещения в единой информационной системе положения о закупке представитель заказчика:
а) размещает в единой информационной системе положение о закупке в электронном виде, за исключением раздела положения о закупке, предусмотренного подпунктом «б» настоящего пункта;
б) размещает в единой информационной системе раздел положения о закупке, содержащий перечень юридических лиц, предусмотренных пунктом 13 части 4 статьи 1 Федерального закона (при наличии такого перечня);
в) формирует с помощью функционала единой информационной системы документ, содержащий следующие основные сведения о положении о закупке:
наименование положения о закупке;
полное и сокращенное (при наличии) наименование заказчика в соответствии с учредительными документами;
идентификационный номер налогоплательщика;
основной государственный регистрационный номер заказчика;
даты утверждения и вступления в силу положения о закупке;
наименование органа, утвердившего положение о закупке;
срок (сроки) оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяется такой срок (применяются такие сроки) оплаты в случае установления заказчиком срока (сроков) оплаты, отличного (отличных) от сроков оплаты, предусмотренных частью 5.3 статьи 3 Федерального закона. Срок (сроки) оплаты указываются в рабочих или календарных днях либо указывается порядок его (их) определения, а указанный перечень формируется с использованием Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).
(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
(см. текст в предыдущей редакции)
10(1). Для размещения в единой информационной системе типового положения о закупке представитель органа или организации, предусмотренных частью 2.1 статьи 2 Федерального закона, утвердивших типовое положение о закупке, размещает в электронном виде в единой информационной системе типовое положение о закупке.
(п. 10(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
11. Положение о закупке, типовое положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктами 10 и 10(1) настоящего Положения.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2016 N 76, от 31.10.2022 N 1946)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке, типовое положение о закупке представитель заказчика в соответствии с пунктами 10 и 10(1) настоящего Положения размещает измененный электронный вид положения о закупке, типового положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке, типовом положении о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 Положения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Изменения в положение о закупке, типовое положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2016 N 76, от 31.10.2022 N 1946)
(см. текст в предыдущей редакции)
Что такое положение о закупках
Действие Федерального закона № 223 распространяется на отдельные типы организаций: заказ в рамках этого закона носит обобщенный характер и не имеет строгих ограничений. В 223-ФЗ указано, что представляет собой положение об отделе закупок, — это локальный норматив, который регламентирует порядок торгов для организации. Заказчики обязаны проводить закупочную деятельность в полном соответствии с утвержденным нормативным актом — осуществлять торги разрешено только после разработки, утверждения и размещения положения о закупках.
По правилам для проведения закупок по 223-ФЗ бюджетное учреждение должно утвердить и опубликовать положение о закупке. Локальный документ составляют в соответствии с 223-ФЗ и Законом о защите конкуренции 135-ФЗ от 26.07.2006. При формировании акта следует ориентироваться и на стандарт осуществления закупочной деятельности от Федеральной антимонопольной службы.
При подготовке содержательной части документа каждый заказчик обязан следовать определенным принципам (ч. 1 ст. 3 223-ФЗ):
- информационная открытость заказов;
- равенство всех участников;
- отсутствие необоснованных ограничений к участникам торгов;
- эффективность и целесообразность при расходовании бюджета, предназначенного для заказов;
- адекватные требования, не ограничивающие допуск участников к закупочным процедурам.
Дублировать блоки и разделы из законодательных нормативов в локальном акте необязательно: все нормы прямого действия заказчик применяет, даже если они не включены в закупочный документ организации (Письмо Минфина № 24-04-08/84947).
Где посмотреть положения заказчиков по 223-ФЗ
В руководстве пользователей по работе в Единой информационной системе разъясняется, где посмотреть положение о закупках по 223-ФЗ заказчика — в ЕИС, в разделе планирования.
Еще по теме:
- глобальная реформа 223-ФЗ;
- ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках;
- разрабатываем положение о контрактной службе по 44-ФЗ.
II. Порядок размещения положения о закупке,
типового положения о закупке
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Для размещения в единой информационной системе положения о закупке представитель заказчика:
а) размещает в единой информационной системе положение о закупке в электронном виде, за исключением раздела положения о закупке, предусмотренного подпунктом «б» настоящего пункта;
б) размещает в единой информационной системе раздел положения о закупке, содержащий перечень юридических лиц, предусмотренных пунктом 13 части 4 статьи 1 Федерального закона (при наличии такого перечня);
в) формирует с помощью функционала единой информационной системы документ, содержащий следующие основные сведения о положении о закупке:
наименование положения о закупке;
полное и сокращенное (при наличии) наименование заказчика в соответствии с учредительными документами;
идентификационный номер налогоплательщика;
основной государственный регистрационный номер заказчика;
даты утверждения и вступления в силу положения о закупке;
наименование органа, утвердившего положение о закупке;
срок (сроки) оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяется такой срок (применяются такие сроки) оплаты в случае установления заказчиком срока (сроков) оплаты, отличного (отличных) от сроков оплаты, предусмотренных частью 5.3 статьи 3 Федерального закона. Срок (сроки) оплаты указываются в рабочих или календарных днях либо указывается порядок его (их) определения, а указанный перечень формируется с использованием Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).
(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
(см. текст в предыдущей редакции)
10(1). Для размещения в единой информационной системе типового положения о закупке представитель органа или организации, предусмотренных частью 2.1 статьи 2 Федерального закона, утвердивших типовое положение о закупке, размещает в электронном виде в единой информационной системе типовое положение о закупке.
(п. 10(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
11. Положение о закупке, типовое положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктами 10 и 10(1) настоящего Положения.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2016 N 76, от 31.10.2022 N 1946)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке, типовое положение о закупке представитель заказчика в соответствии с пунктами 10 и 10(1) настоящего Положения размещает измененный электронный вид положения о закупке, типового положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке, типовом положении о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 Положения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Изменения в положение о закупке, типовое положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2016 N 76, от 31.10.2022 N 1946)
(см. текст в предыдущей редакции)
Что такое положение о закупках
Действие Федерального закона № 223 распространяется на отдельные типы организаций: заказ в рамках этого закона носит обобщенный характер и не имеет строгих ограничений. В 223-ФЗ указано, что представляет собой положение об отделе закупок, — это локальный норматив, который регламентирует порядок торгов для организации. Заказчики обязаны проводить закупочную деятельность в полном соответствии с утвержденным нормативным актом — осуществлять торги разрешено только после разработки, утверждения и размещения положения о закупках.
По правилам для проведения закупок по 223-ФЗ бюджетное учреждение должно утвердить и опубликовать положение о закупке. Локальный документ составляют в соответствии с 223-ФЗ и Законом о защите конкуренции 135-ФЗ от 26.07.2006. При формировании акта следует ориентироваться и на стандарт осуществления закупочной деятельности от Федеральной антимонопольной службы.
При подготовке содержательной части документа каждый заказчик обязан следовать определенным принципам (ч. 1 ст. 3 223-ФЗ):
- информационная открытость заказов;
- равенство всех участников;
- отсутствие необоснованных ограничений к участникам торгов;
- эффективность и целесообразность при расходовании бюджета, предназначенного для заказов;
- адекватные требования, не ограничивающие допуск участников к закупочным процедурам.
Дублировать блоки и разделы из законодательных нормативов в локальном акте необязательно: все нормы прямого действия заказчик применяет, даже если они не включены в закупочный документ организации (Письмо Минфина № 24-04-08/84947).
Где посмотреть положения заказчиков по 223-ФЗ
В руководстве пользователей по работе в Единой информационной системе разъясняется, где посмотреть положение о закупках по 223-ФЗ заказчика — в ЕИС, в разделе планирования.
Переходите в раздел положений и выбирайте нужного заказчика или его закупочный норматив.
Когда размещать локальный норматив
По правилам в бюджетных учреждениях положение о закупках должно быть утверждено до начала нового отчетного периода, то есть до 31 декабря текущего года. Если организация не успеет, то ей придется закупать товары, работы и услуги только в рамках Федеральной контрактной системы.
Правила подготовки локального акта для бюджетников практически ничем не отличаются от других заказчиков (некоторые заказы регулируются иными нормативами). Но закупать товары, работы и услуги бюджетным учреждениям разрешено не сразу, а только на следующий год после размещения положения в Единой информационной системе (п. 4 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ).
Порядок и сроки утверждения локального акта для остальных категорий заказчиков представим в таблице (ч. 3 ст. 2 223-ФЗ):
Категория организаций-заказчиков | Кто утверждает положение о закупках | Срок утверждения |
---|---|---|
Государственные корпорации и компании | Высший орган управления | В течение 3 месяцев с момента регистрации в ЕГРЮЛ |
ГУП и МУП | Руководитель | |
Автономные учреждения | Наблюдательный совет | |
Акционерные общества | Совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, общее собрание акционеров | |
Государственные, муниципальные бюджетные учреждения | Учредитель | |
Публично-правовые компании | Наблюдательный совет |
После утверждения положение о закупках необходимо разместить в Единой информационной системе в течение 15 дней с даты его согласования. Те же сроки установлены и для публикации изменений ПЗ. А вот положение о закупках 44-ФЗ составлять не требуется, так как нормативы действующего законодательства о госзаказе строго регулируют закупочную деятельность организаций.
Как использовать типовое положение
Учредители бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий вправе утверждать типовые положения, определять область правоприменения такой документации и период, в течение которого организации-заказчики обязаны привести в соответствие собственные стандарты госзакупок (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).
Если федеральные, региональные и муниципальные органы власти утвердили типовой документ, то подведомственные заказчики обязаны скорректировать актуальное или разработать новое положение о закупке, основанное на выпущенном регламенте. Новые локальные стандарты и вносимые в них изменения подлежат публикации в ЕИС в срок до 15 дней с момента их утверждения.
В типовые ПЗ включаются следующие сведения (ч. 2.3, 2.4 ст. 2):
- регламент подготовки и осуществления заказа;
- применяемые способы и условия их использования;
- особенности участия в торгах субъектов МСП;
- порядок и срок заключения договоров.
Типовые ПЗ находятся в открытом доступе в Единой информационной системе. Каждая организация-заказчик имеет возможность свободно ознакомиться с представленной документацией.
Все действующие типовые положения об отделе закупок по 223-ФЗ опубликованы в специальном разделе ЕИС. Чтобы его найти, пользователю следует перейти в блок «Планирование», а затем — «Типовые положения о закупке».
Что включить в локальный акт
При разработке документа необходимо рассмотреть следующие критерии (ч. 2 ст. 2 223-ФЗ):
- порядок планирования закупочной деятельности;
- способы заказа и возможности их применения;
- требования к участникам и составу документации заказа;
- регламент подготовки закупочной процедуры и условия ее осуществления;
- порядок и сроки заключения и исполнения договоров;
- иные существенные условия.
Заказчики предусматривают в своем регламенте все способы, которыми они определяют поставщиков, и условия выбора такого способа, описывают порядок подготовки к торгам, обозначают правила определения начальной (максимальной) цены договора. А в отдельном разделе локального акта следует закрепить порядок работы с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМСП) и самозанятыми лицами. Структура и содержание внутреннего норматива законом не ограничены. Это означает, что заказчик включает те разделы и главы, которые необходимы, чтобы подробно описать регламент закупочной деятельности в соответствии с отраслевой и организационной спецификой.
Примерное содержание локального закупочного стандарта таково:
- Общие положения.
- Порядок планирования заказов.
- Способы закупки, условия их применения.
- Порядок обоснования НМЦД.
- Порядок проведения закупок (отдельно для каждого способа).
- Заказы у субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых лиц.
- Заключение и исполнение договора.
Основания для закупок у СМСП и самозанятых для автономных учреждений отличаются от других организаций. Такие заказчики проводят торги с малым бизнесом и самозанятыми, если в прошлом году заключили договоры на сумму 250 миллионов рублей и больше. Это необходимо отразить в соответствующем разделе локального нормативного акта.
Учитывайте последние изменения 2022 и 2023 года
В 2022 г. изменили порядок подготовки локальных актов. При подготовке нормативов на 2023 г. необходимо учитывать новые правила:
- Новые сроки оплаты договоров — не более 7 рабочих дней (104-ФЗ от 16.04.2022).
- Сокращение перечня закупок у взаимозависимых лиц (159-ФЗ от 11.06.2022). Допускаются закупки у взаимозависимых лиц, если они сами выступают заказчиками или же такие заказы обеспечивают единый технологический процесс.
- Новые требования к закупочным комиссиям (160-ФЗ от 11.06.2022). Установили перечень лиц, которым нельзя входить в комиссию, и определили, какие действия предпринимает комиссия по урегулированию конфликта интересов.
- Новые требования к независимой гарантии для конкурентных закупок у малого бизнеса (109-ФЗ от 16.04.2022). Теперь заказчик сможет принимать гарантии из банков по перечню для 44-ФЗ. Еще в гарантию включают условие о сроке действия для обеспечения заявок и договоров.
- Положение о независимых гарантиях (ПП РФ № 1397 от 09.08.2022). Регулирует вопросы предоставления независимых гарантий при конкурентных закупках среди СМСП для обеспечения заявки и исполнения договора.
А с 1 апреля 2023 года меняются правила размещения типового норматива в ЕИС (ПП РФ № 1946 от 31.10.2022). Раздел положения с перечнем взаимозависимых лиц заказчика размещают в ЕИС отдельно от остальных разделов.
Как размещать в ЕИС
Для всех организаций действует одинаковый порядок публикации документов в Единой информационной системе. Вот пошаговая инструкция, как разместить положение о закупках по 223-ФЗ в ЕИС:
- Зайти в личный кабинет.
- Заполнить специальную форму и внести общие сведения: название документа, даты утверждения и вступления в силу, наименование утвердившего органа.
- Подписать документ усиленной квалифицированной электронной подписью и разместить в системе.
Организация вправе дополнительно опубликовать локальный стандарт и на своем официальном сайте.
Какова ответственность за нарушения
Если организация-заказчик не размещает ПЗ в установленный срок, то при проведении закупочной деятельности ей предстоит руководствоваться нормами и правилами 44-ФЗ (ч. 4–6 ст. 8 223-ФЗ). Кроме того, предусмотрена и административная ответственность по ст. 7.32.3 КоАП РФ. За нарушение сроков публикации должностным лицам придется заплатить от 2000 до 5000 рублей, а юридическим — от 10 000 до 30 000 рублей. За неразмещение обязательной информации штраф для должностного лица составит от 30 000 до 50 000 рублей, для юридического — от 100 000 до 300 000 рублей.
Еще по теме:
- как составить годовой отчет о закупках у МСП по 223-ФЗ;
- как запросить коммерческие предложения для обоснования НМЦК;
- калькулятор НМЦД.
Об авторе статьи
Задорожнева Александра
Бухгалтер
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Другие статьи автора на gosuchetnik.ru
- On 10.12.2021
- 0 Comments
- 223-ФЗ, ЕИС, Конкурс, Статьи
Как известно, закон 223-ФЗ является рамочным и дает заказчикам много свободы. Тем не менее в отношении документов, которые они обязаны размещать в ЕИС, закон довольно строг. Давайте разберемся, какие документы и отчеты следует публиковать, и что будет, если этого не делать.
Что и когда нужно размещать в ЕИС
В отношении документов, подлежащих размещению в системе, установлены различные сроки. В следующей таблице мы собрали информацию о том, что и когда нужно размещать в ЕИС заказчикам по 223-ФЗ, а также указали соответствующие нормы законодательства.
Рекомендуйте сервисы Контура и зарабатывайте, станьте Реферальным партнером крупной IT-компании!
Таблица. Сроки размещения документов в ЕИС (по 223-ФЗ)
Документ | Срок размещения | Норма закона |
---|---|---|
Положение о закупке (в т.ч. изменения) | Не позднее 15 дней со дня утверждения | ч. 1 ст. 4 223-ФЗ |
План закупок (в т.ч. изменения) | 10 календарных дня с даты утверждения, но не позднее 31 декабря | п. 14 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 |
В отношении конкурса / аукциона:
|
Не менее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок | ч. 2 ст. 3 223-ФЗ |
В отношении иных способов закупки:
|
В сроки, предусмотренные Положением о закупке | ч. 3 ст. 3 223-ФЗ |
Изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке | Не позднее, чем в течение 3 дней со дня принятия | ч. 11 ст. 4 223-ФЗ |
Разъяснения документации о закупке | ||
Протоколы, составляемые в ходе закупки | Не позднее чем через 3 дня со дня подписания | ч. 12 ст. 4 223-ФЗ |
Отказ от проведения закупки | В сроки, предусмотренные Положением о закупке | |
Иная информация о закупке | ||
Сведения о количестве и общей стоимости договоров (4 вида отчетов) | Ежемесячно, до 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным | ч. 19 ст. 4 223-ФЗ |
Информация и документы о заключении договора с поставщиком | Направляются в Реестр в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора | ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ |
Информация и документы об изменении, исполнении или расторжении договора | В течение 10 дней | ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ |
Годовой отчет о закупках у МСП | До 1 февраля года, следующего за отчетным | ч. 21 ст. 4 223-ФЗ |
Что можно не публиковать
Однако размещению в ЕИС подлежит не вся информация о закупках по 223-ФЗ. В частности, не размещаются такие данные:
- О закупках в рамках гостайны.
- Если в отношении закупки принято решение правительства в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона 223-ФЗ.
- О закупках стоимостью не более 100 тыс. рублей.
- Для заказчиков, чья годовая выручка за отчетный год составила более 5 млрд рублей — о закупках, стоимостью не более 500 тыс. рублей.
Контур.Призма — управление рисками по 115-ФЗ, заключайте только безопасные сделки с контрагентами и соблюдайте требования закона.
Не разместили информацию? Готовьтесь к штрафам!
Для заказчиков по 223-ФЗ и их должностных лиц предусмотрены довольно большие штрафы за нарушение порядка и сроков публикации документов в ЕИС:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- Если информация не размещена, то штраф для заказчиков составит 100-300 тыс. рублей, а для должностных лиц – 30-50 тыс. рублей.
- Если информация размещена с нарушением срока, штраф для заказчиков составит 10-30 тыс. рублей, а для должностных лиц 2-5 тыс. рублей.
Важно знать! Иногда бывает, что заказчик не успевает разместить информацию в срок из-за технических сбоев в ЕИС. В этом случае крайний срок отодвигается на 1 рабочий день с момента устранения всех неполадок в работе системы.
О размещении ежемесячных отчетов в ЕИС:
Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации. Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.