Инструкция по развалу схождению колес

Углы развала-схождения колес автомобиля можно отрегулировать своими руками, используя подручные средства и простые приспособления. В этом материале мы расскажем о том, как сделать развал-схождение самостоятельно в домашних условиях, и с какими трудностями чаще всего сталкиваются при регулировке углов установки колес.

Неправильная регулировка развала-схождения может являться причиной, например, быстрого износа покрышек, или того, что при движении по прямой машину будет уводить влево или вправо.

В конце этой статьи вы найдете видео, в котором подробно рассказано и показано все, что нужно знать о развале-схождении.

Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс и как от них зависит поведение машины на дороге?

Развал-схождение – что это такое?

Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).

Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.

У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).
Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.

Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.

Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.

В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.

Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.

Инструкция по регулировке развала-схождения своими руками

Перед тем, как приступать к регулировке углов развала и схождения, в обязательном порядке необходимо проверить ходовую автомобиля. Если нужен ремонт, то развал-схождение делать бессмысленно. Рулевое управление и подвеска должны быть в полном порядке.

Обратите внимание на три момента, от которых очень сильно зависят углы установки колёс на автомобиле:

Исправность ходовой (подробнее о диагностике подвески автомобиля).
Давление в шинах.
Загрузка машины.
Обязательно перед регулировкой развала-схождения проверяйте давление в покрышках и убедитесь в том, что случано не забыли в багажнике пару мешков картошки или цемента :)

В качестве примера, мы опишем, как сделать развал-схождение своими руками на автомобиле ВАЗ 2109.

Чтобы избежать лишних регулировок развала и схождения после ремонта ходовой, перед разборкой подвески следует метить все разъединяемые соединения относительно друг друга. Лучше всего это делать зубилом, керном или краской. Необходимо также считать число оборотов при выворачивании наконечников из рулевых тяг.

Регулировка угла развала колес

Регулировка углов развала выполняется в следующем порядке (напоминаем, что в нашем случае действия описаны для автомобиля ВАЗ 2109):

Перед началом регулировки развала машина должна стоять на ровной площадке.
Ставим на ободе колеса мелом по диаметру две вертикальные метки – одну сверху, другую снизу.
Шнур с отвесом прикладываем к крылу, и вдоль меток линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от обода до шнура у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна составлять ±3 мм.
Обод может быть не идеальным, поэтому желательно прокатить машину, повернув колесо на 90°, и сделав еще 2 вертикальные метки. Снова производим замер.
Проделайте тоже самое на втором колесе и запишите результат.
После этого разверните машину на 180° и снова произведите замеры, запишите их и сравните.
Затем снимите колесо и двумя ключами на 19 отпустите два болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку.
Сдвиньте поворотный кулак ключом на 19 за счет эксцентриситета головки болта внутрь или наружу на необходимое расстояние, таким образом добиваясь необходимого угла развала.
Подтяните болты, поставьте колесо на место, опустите автомобиль и качните несколько раз, нажав на крыло. Проведите замеры.
Отойдите от машины на некоторое расстояние и посмотрите на положение передних колес, сравнивая их с плоскостью задних.
На заднеприводных автомобилях угол развала должен быть в пределах +1/+3мм, а на переднеприводных машинах нормальным считается развал в диапазоне от -1 до +1мм.

Регулировка угла схождения колес

Для регулировки угла схождения замеры удобнее всего производить специальной телескопической линейкой со шкалой (смотрите на фото выше). Работать удобнее на яме. Руль должен находиться в положении прямолинейного движения.

Перед регулировкой схождения, с внутренней стороны колёс мелом нанесите по одной метке на левой и правой покрышке как можно ближе дискам.
Создав в линейке предварительный натяг, установите ее, уперев концами в намеченные точки так, чтобы ее корпус не касался деталей кузова и подвески.
Слегка встряхните линейку, на подвижной шкале совместите «ноль» с неподвижным указателем. Зафиксируйте шкалу.
Осторожно прокатите автомобиль вперед, чтобы линейка вместе с колесами переместилась назад, но не коснулась деталей подвески и кузова.
Проверьте показания.
Если на ВАЗ 2109 расстояние между колесами сзади меньше чем спереди, то рулевые тяги надо укорачивать, а если больше, то – удлинять.

Ключом на 27 ослабьте контргайки на рулевых тягах. Гайки с рисками на гранях имеют левую резьбу.
Ключом на 24 вращайте муфту для изменения длины тяги.
Не забывайте следить за горизонтальным положением спицы руля.
Поставьте подвижную шкалу на линейке для регулировки схождения на «ноль» и прокатите машину назад.
При показаниях от -1 до +1мм можно закончить регулировку угла схождения. Для дополнительно контроля прокатите автомобиль вперед.
Посмотрите по очереди со стороны каждого переднего колеса в створ каждого заднего. При горизонтально стоящей спице руля вы легко увидите есть или нет смещения обоих колес влево или вправо. Если смещение заметно явно, то, выкрутив одну тягу и закрутив другую на одинаковое количество оборотов, исправьте смещение.

После регулировки развала-схождения своими руками, стоит задуматься о том, какие выбрать колесные диски: штампованные или литые? Считается, что литые диски значительно снижают нагрузку на подвеску, а штампованные – более практичны.

Загрузить PDF

Загрузить PDF

Правильное выставление угла колес очень важно для адекватной реакции рулевого колеса и для продления срока эксплуатации шин. Если ваш автомобиль демонстрирует неравномерный или неестественно быстрый износ шин, его тянет в одну сторону или наличествуют посторонние вибрации во время езды, либо если руль никак не хочет вставать прямо, существует большой шанс того, что углы выравнивания колес находятся за пределами допустимых параметров.[1]
Применяя следующие шаги, вы сможете диагностировать общие проблемы регулировки вашего автомобиля и исправить наиболее распространенные из них, таких как регулировка углов передних-задних колес, в домашних условиях.

  1. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 1

    1

    Проверьте давление в шинах. Перед началом действий, шины автомобиля должны быть накачаны равномерно и надлежащим образом.

    • Спущенные шины на самом деле могут быть причиной ваших проблем с управляемостью, так что в первую очередь проверьте именно их. В таком случае вам не понадобится больше ничего делать.
    • Кроме того, накачка шин должным образом имеет важное значение для получения точности измерений, производимых вами в дальнейшем.
  2. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 2

    2

    Изучите руководство по эксплуатации. Обратитесь к руководству вашего автомобиля за более подробной информацией о правильной настройке углов. Вы должны найти числа, отображающие идеальные углы схождения, развала и, возможно, кастора автомобиля.

    • Выпишите себе эти числа. Пока что вы можете не догадываться о том, что означают эти цифры, но не волнуйтесь, это будет разъяснено в части 2 и 3 этой статьи. Для начала просто убедитесь, что вы выписали их дословно
  3. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 3

    3

    Проверьте наконечник передней подвески. Если подвеска ходит свободно или какие-либо ее части изношены, это также может быть причиной ваших проблем. Так же как и вопрос давления в шинах, проблемы с подвеской могут повлиять на ваши последующие измерения, поэтому важно позаботиться о любых ее проблемах в первую очередь.

    • Остановите машину на ровной поверхности, поддомкратьте переднюю подвеску и выставьте авто на опоры.
    • Самый простой способ проверить подвеску на поднятом автомобиле – это ухватиться за каждое колесо и попытаться расшатать его по горизонтали и по вертикали. Если вы не чувствуете каких либо свободных движений колеса, вероятнее всего ваш подвеска находится в хорошем состоянии. Если же чувствуется большой люфт — это может оказаться источником проблем.[2]
    • Если подвеска разболтана, необходимо заменить изношенные детали. Это может включать в себя замену изношенных шаровых шарниров, стоек, втулок, коробки передач, рулевых тяг, рулевых колодок.
    • Если у вас нет опыта ремонта подвески, вам, вероятно, нужно отдать автомобиль в руки профессионального механика.

    Реклама

  1. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 4

    1

    Определите правильный угол схождения. Схождение должно быть равнозначным на ближней части колеса (схождение внутреннее) либо дальней (схождение наружное) по их передней кромке, в отличие от их задних кромок, как видно на рисунке выше.[3]
    В зависимости от вашего автомобиля, руководство по эксплуатации может рекомендовать установку нулевого схождения (равное расстояние между передней и задней частью колеса), либо небольшого схождения, повышающего устойчивость.[4]

    • Схождение является наиболее распространенной проблемой выравнивания углов, которую вы сможете устранить самостоятельно.[5]
  2. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 5

    2

    Нарисуйте линию. На автомобиле, установленном на домкрат, держите карманный нож, тонкий кусок мела, или белый карандаш напротив центра протектора шины. Держите руку неподвижно, и попросите помощника провернуть колесо на один полный оборот, таким образом создавая линию по его окружности. Проделайте ту же операцию с колесом с противоположной стороны автомобиля.

    • Если на шине нет плоского участка, на котором возможно начертить линию, вам потребуется закрепить маркировочный инструмент на клипсах или при помощи подходящего стабилизатора.[6]
  3. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 6

    3

    Опустите автомобиль. После того как вы опустите автомобиль на землю, качните его с каждой стороны колеса несколько раз, что позволит всем деталям подвески встать на свои места.

  4. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 7

    4

    Катите автомобиль. Протолкните машину вперед минимум на 3 метра с разблокированным рулевым колесом, чтобы убедиться, что колеса встали на одну прямую.

  5. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 8

    5

    Натяните шнур. При помощи напарника, возьмите шнур или проволоку и натяните его параллельно полу по передней части шин, лучше по их оси, и замерьте это расстояние. Повторите этот процесс и на задней части каждой шины.

    • Если вы используете шнур или проволоку, которая не будет растягиваться, то сможете получить очень точный замер.[7]
  6. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 9

    6

    Вычислите разницу. Вы получили внутреннее схождение, если расстояние по передней стороне меньше, чем по задней. Если же расстояние меньше по задней стороне – значит схождение внешнее. Если они идентичны – значит вы получили нулевое схождение.[8]

    • Заднее схождение также важно для контроля устойчивости и срока службы шин. Также возможно, что передние и задние колеса выровнены относительно друг друга (например, параллельны).[9]
      Схождение задних колес вы можете измерить точно так же, как и передних. Если схождение задних колес находятся за пределами допустимых параметров, вам, возможно, потребуются услуги профессионального механика. Заднее схождение должно быть скорректировано до того, как вы начнете корректировку переднего, так что если вы столкнулись с данной проблемой заднего схождения, не тратьте время на самостоятельную настройку переднего.[10]

    Реклама

  1. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 10

    1

    Определите правильный угол развала. Развалом называется угол наклона колес по вертикали, если смотреть на переднюю часть автомобиля.[11]
    Если верхняя часть колес расположена ближе между собой относительно нижней части, то такой развал называется «отрицательным», если же колеса ближе друг к другу в нижней части – то развал «положительный».[12]
    В зависимости от вашего автомобиля, руководство по эксплуатации может рекомендовать наличие небольшого отрицательного развала, так как это увеличивает устойчивость на дороге.

  2. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 11

    2

    Вырежьте измерительный треугольник. Возьмите кусок твердого картона или дерева и вырежьте из него фигуру прямоугольного треугольника (один из углов должен быть 90 градусов), равного по высоте вашим колесам.

  3. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 12

    3

    Разместите треугольник. Начиная от передней части автомобиля, приложите основание треугольника к земле перпендикулярно машине, а другую сторону угла 90 градусов к центру одного из колес.[13]

  4. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 13

    4

    Сделайте замеры. Между измерительным устройством и вашим колесом возникнет некоторый зазор, вероятно, в самом верху шины. Замерьте это расстояние с помощью линейки или штангенциркуля. Это величина вашего развала.[14]

    • Повторите те же замеры с другим передним колесом автомобиля. Угол обоих колес должен быть примерно одинаков, и выставлен в пределах, указанных в руководстве по эксплуатации. Если же нет – то возможно потребуется корректировка развала. Повторите тот же процесс с задними колесами.
    • Если вы считаете, что у вас нулевой развал, катните автомобиль вперед-назад на расстояние равное половите окружности колеса, а затем попробуйте повторить измерения.[15]
    • Неправильный развал передних или задних колес может повлечь за собой проблемы с управляемостью автомобиля.[16]
      . В то же время, если ваш автомобиль не участвовал в серьезной аварии, то проблемы с развалом очень маловероятны.[17]
      Если развал нуждается в корректировке, то это должно быть сделано перед регулировкой схождения.[18]
    • Как правило, развал не может быть откорректирован правильно в домашних условиях при помощи подручных инструментов.[19]
      И это действительно так, для некоторых автомобилей он не может быть откорректирован без рихтовки или замены основных частей подвески.[20]
      Не пытайтесь отрегулировать его самостоятельно, если у вас нет опыта автомобильного ремонта и профессиональных инструментов.

    Реклама

  1. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 14

    1

    Выявите расположение наконечников рулевых тяг. Рулевая тяга соединяет между собой механизм рулевого управления и колеса автомобиля.[21]
    Рулевая тяга имеет L-образную форму ближе к внутренней части колеса.

    • Посмотреть внешний вид рулевой тяги вы можете в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля и / или на некоторых фотографиях в Интернете, если вы все еще не сделали этого раньше.
  2. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 15

    2

    Ослабьте контргайки. Между тягой и наконечником рулевой тяги расположена гайка, которая удерживает наконечник на месте. Вы должны будете ослабить эту гайку с помощью гаечного ключа.

    • Помните, что на некоторых автомобилях гайка наконечника со стороны водителя может быть с резьбой против часовой стрелки, в то время как со стороны пассажира с резьбой по часовой стрелке.[22]
    • В зависимости от механизма рулевого управления, на нем может быть расположен также хомут, фиксирующий пыльник рулевой рейки, который должен быть удален, чтобы пыльник не удерживал внутреннюю часть тяги.[23]
      За деталями обратитесь к руководству по эксплуатации.
    • Если с момента предыдущей регулировки прошло долгое время, резьбовые соединения могут закиснуть и потребуют некоторой смазки для восстановления подвижности, например WD40.[24]
  3. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 16

    3

    Сделайте регулировку. В зависимости от типа механизма рулевого управления существует два различных способа, с помощью которых вы можете отрегулировать схождение.

    • Если рулевое управление осуществляется при помощи рейки, вы должны подтянуть тягу по отношению к рулевому наконечнику. Вращая тягу, вы подтягиваете или отпускаете рулевой наконечник.[25]
    • Если на авто установлено управление при помощи рулевой трапеции, вам нужно будет регулировать втулки, при помощи которых можно подтягивать наконечник. В результате регулировки эти втулки могут быть повреждены, так что производите регулировку осторожно. Существуют специальные инструменты для регулировки тяг, которые могут предотвратить повреждение.[26]
    • Какой бы механизм управления ни был установлен на вашем авто, имейте ввиду, что внесение изменений в настройку наконечников затронет регулировку обоих колес. Каждый рулевой наконечник должен быть вкручен примерно на 1/2 от общей длины резьбы вовнутрь или наружу рулевой тяги.
  4. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 17

    4

    Еще раз проверьте схождение. Затяните гайки (и хомуты, если они предусмотрены) обратно. Затем еще раз проверьте схождение, используя те же процедуры, которые были проведены в части 2. Отрегулируйте при необходимости.

    • Так как вы до этого никогда не занимались регулировкой, у вас может уйти на это некоторое время и определенное количество проб и ошибок.
  5. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 18

    5

    Тест-драйв автомобиля. Прокатитесь на автомобиле, чтобы убедиться, что все очевидные проблемы центрирования были исправлены (например, что машина больше не тянет в одну из сторон и не наблюдаются чрезмерные вибрации руля).

    • Если проблемы по-прежнему остались, возможно, у вас более серьезный случай, который требует вмешательства профессионального механика.

    Реклама

Советы

  • В дополнение к развалу и схождению, существует третья регулируемая величина, называемая углом кастора. Кастор – это угол продольного наклона оси, если смотреть с боку автомобиля.[27]
    Угол кастора очень трудно замерить без специализированных инструментов и невозможно настроить в домашних условиях.[28]
    В большинстве автомобилях кастор вообще не регулируется без установки подходящей для этого подвески. Если коррекция схождения не решила ваши проблемы, тогда возможно вам требуется регулировка кастора. Механик сможет рассказать вам о том, необходимо ли это и возможно ли в принципе.
  • Существуют недорогие специализированные устройства, которые могут быть использованы для измерения развала. Если у вас возникли проблемы с измерениями развала при помощи описанного выше метода, одно из таких устройств может оказаться более понятным для вас в использовании.[29]

Реклама

Предупреждения

  • После поддомкрачивания автомобиля, убедитесь, что он стабильно устойчив, особенно перед началом расшатывания колеса во время проверки подвески. Если автомобиль упадет с домкрата, это может привести к серьезной травме или даже к смерти.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 12 090 раз.

Была ли эта статья полезной?

Каждый автопроизводитель для улучшения устойчивости и управляемости предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.

Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обычном случае — к дороге). При отрицательном развале колёса визуально становятся будто «домиком», при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.

Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно «сходясь навстречу» друг другу, при отрицательном — где-то сзади (расхождение). 

Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля

Кастер (иногда говорят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, «смотрит вперёд». 

Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль наиболее стабилен до тех пор, пока едет по прямой. И только в том случае, если подвеска достаточно жесткая: не просто так на старых автомобилях колёса имели положительный развал, то есть «домиком наоборот», что в некоторой степени компенсировало мягкость амортизаторов и нестабильность углов под нагрузкой. 

Однако со временем от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, поскольку колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта. 

Развал «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при скоростном прохождении поворотов

Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур

Поэтому околонулевые настройки в теории положительно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин. Именно поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обычные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.

Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.

Как регулируются углы установки колес? 

На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.

Однако так было не всегда — на той же «восьмерке», с которой выросли все остальные автомобили этой платформы , регулировались не только схождение с развалом, но и кастер. Интересно, что допуски при этом были довольно большими, а ремонтники при регулировке далеко не всегда меняли все углы, предпочитая во многих случаях не трогать кастер — дескать, возни много и толку особо никакого.

Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30′, схождение = 0°15′ ± 10′ и кастер = 0°20±30’0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может «гулять» в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти «плюсовых» минут имеет законное право «уходить в минус».

Передняя подвеска ВАЗ-2108 – классический Мак-Ферсон без подрамникабез подрамника
​
Допуски производителя на Самаре довольно большие, поэтому «среднестатистический» результат посещения стенда выглядит примерно так. Как видно, все параметры укладываются в «зелёный» диапазон

Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…

На что влияет кастер?

С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.

На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек). 

Кастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб

Продольные растяжки подвески ВАЗ-2108 спереди крепятся к кронштейнам, сзади – к поперечным рычагам. Именно поэтому они влияют на кастер

Убрав шайбы, стойку можно «завалить» назад в пределах градуса, а колесо – наоборот, сместить относительно центра арки в сторону переднего бампера. В реальности, правда, наблюдается обычно обратная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону передней двери из-за ударов и усталости металла, причем вернуть его на место получается далеко не всегда, даже если убрать все шайбы.

Так выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылу
Это уже не кастер, а приговор передней подвеске и даже кузову. Вернуть колесо на место «малой кровью» не выйдет

Чем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только) автомобиль стабильнее ведёт себя на высоких скоростях. Положительный кастер способствует меньшему «вилянию» машины, которая становится не такой чувствительной к колеям и неровностям. 

Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки. Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера. Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.

При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый

Какие выбрать углы? 

Обычно выбор углов установки колес из допустимого диапазона является прерогативой самого «развальщика». И это не всегда хорошо, поскольку многие из них, годами занимаясь своей работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые нередко противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых качеств автомобиля и преждевременному износу шин. Поэтому к итоговым цифрам распечатки нужно относиться с большим вниманием, а в отдельных случаях – не стесняться давать рекомендации.

Какой же ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – максимально допустимый положительный, то есть 0°50′ для переднеприводной Самары, да и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» — в пределах допусков, и если этот параметр настраивается, конечно. Это обеспечит автомобилю лучшую курсовую устойчивость на высоких скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и небольшое отклонение от заводских допусков – например, увеличение кастера до одного градуса (60-65′).

Свои углы» могут выглядеть примерно так
Удивительно, но современный стенд «знает» даже о том, что Самара выпускалась в двух поколениях!

Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пытаться резче вернуться в прежнее положение. Однако к такой новой особенности машины можно привыкнуть буквально за несколько минут.

Что касается развала, то иные «городские гонщики» нередко «разваливают в минус» передние колёса до одного градуса и более. Однако при этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может буквально «рваться из рук» (особенно – на больших и широких колёсах!). Еще одна плата за «спортивные амбиции» — преждевременный износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!

Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов

Лучше всего, если развал передних колёс после регулировки будет иметь «лёгкий намёк на минус» — то есть, в пределах -0°5-10′ на сторону. Правда, выставлять этот параметр с такой ювелирной точностью на советско-российской машине не так уж просто, да и далеко не все мастера согласны тратить своё рабочее время на подобные забавы.

Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan

Регулировка схождения на Самаре – процесс довольно хлопотный (особенно со стороны водителя), поэтому некоторые развальщики даже самостоятельно (!) изготавливают подобный специнструмент

При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также лучше всего сильно не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при небольшой загрузке автомобиля (водитель и пассажир) оно начинает изменяться примерно на 5-7 минут, причём в какую именно сторону (в «плюс» или в «минус») зависит от положения «усов» рулевой рейки на конкретном автомобиле. 

Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)

Перед регулировкой схождения руль нужно выставить строго горизонтально и зафиксировать, для чего на СТО используются специальные приспособления

Что будет, если их не делать?

В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.

А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется. Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость. Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение. 

При настолько сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красным), машина едет «как-то странно», постоянно рыская по дороге, а руль просто не возвращается обратно! Если всё оставить как есть, то протектора хватит буквально на пару тысяч километров.

Бывает, что машину не просто тянет влево или вправо, а она при движении все время «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной траектории. Кроме того, что ехать на таком автомобиле будет не слишком приятно, очень быстро владелец обнаружит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и весьма преждевременно. 

Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала

Известны случаи, когда из-за неправильного «схода-развала» проектор почти новой шины буквально «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тысяч километров!

Когда регулировка углов установки колес не помогает?

Далеко не всегда даже квалифицированный специалист на правильно отъюстированном стенде (а это очень важно!) сможет выставить углы установки колес в заданных производителем допусках. Обычно этому мешают изношенные детали подвески, в которых возникли заметные люфты. Ловить минуты там, где во время движения детали «гуляют» на целые градусы – занятие довольно бессмысленное. Поэтому опытный «развальщик» обычно начинает с первичной (то есть «грубой») диагностики ходовой части, внимательно осматривая резино-металлические элементы и проверяя их на взаимное перемещение. Во многих случаях прежде, чем заезжать на стенд «схода-развала», необходимо посетить пост общеремонтных работ для замены изношенных деталей подвески. И лишь «перетряхнув ходовку» можно пробовать добиться требуемых углов установки колес.

Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, развал или кастер все равно не получается. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной аварии или вследствие коррозии силовых элементов. И если в первом случае еще хотя бы теоретически может помочь стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью проблему не решить, а большой – не имеет смысла.

Иногда даже после того, как углы выставлены правильно, автомобиль всё равно уводит в сторону. В этом случае нужно попробовать переставить колёса местами (а лучше – сменить подозрительную пару), поскольку часто из-за деформации каркаса или неоднородности слоёв брекера шина становится «кривой»

Опрос

Давно делали «развал-схождение»?

Правильное развал-схождение или сход-развал — залог того, что ваш автомобиль будет прекрасно слушаться вас на дороге практически в любых условиях. Но начинающий автолюбитель, скорее всего, не знает, что же это за параметр такой, который еще и нужно правильно отрегулировать. В статье ниже мы дадим ответ на этот вопрос, а заодно выясним, почему же все-таки развал-схождение нарушается, по каким признакам определить, что пора заехать в сервис на его регулировку. А заодно разберемся, как выполнить развал-схождение своими руками, без помощи сторонних специалистов.

Содержание

  1. Развал-схождение: что это
  2. Зачем нужна регулировка
  3. Когда следует делать развал-схождение
  4. Самостоятельная регулировка развала
  5. Диагностика
  6. Инструменты и материалы
  7. Инструкция
  8. Видео — Теория развал-схождения колес
  9. Линейка для регулировки схода-развала
  10. Пошаговая инструкция
  11. Важные моменты
  12. Что лучше — ручная или компьютерная регулировка?
  13. Видео — Развал-схождение дедовским способом

Развал-схождение: что это

Что же скрывается за этим словосочетанием, которое нередко слышишь в среде автомобилистов? Итак, немного теории. Развал-схождение или сход-развал — это определенные углы постановки каждого колеса автомобиля. Их определяют и устанавливают еще во время изготовления машины на заводе, причем не просто так, а в зависимости от конструктивных особенностей авто и после проведения определенных испытаний. Эти углы важно обязательно выдерживать именно в строго определенном положении, которое рекомендует производитель: управляемость авто и его поведение на дороге зависит во многом от этого параметра, а значит, от этого зависит и ваша безопасность.

Что такое развал-схождение

Что такое развал-схождение

Почему эти углы называются «развал-схождение»? Все легко объяснимо и предельно просто: у автомобильного колеса не один, а два угла, указывающих на его положение в пространстве.

  1. Развал — определенный угол, который формируется между плоскостью самого колеса и вертикальной осью. Если он установлен правильно, то шина идеально стыкуется с дорожным полотном, и машина будет превосходно «держать дорогу». Измеряется это значение в самых обычных градусах. Бывает положительным и отрицательным.
  2. Схождение, которое также бывает как отрицательным, так и положительным, — угол, который находится между плоскостью вращения каждого колеса и направлением движения машины. Правильно установленный угол данного параметра позволит снизить износ резины и позволит добиться максимальной устойчивости авто во время даже самых лихих поворотов. Измеряется данный параметр и в привычных нам миллиметрах, и в не менее привычных градусах.

Развал-схождение: терминология

Развал-схождение: терминология

Если вы обращали внимание, то у некоторых машин колеса не всегда стоят строго перпендикулярно дороге. Кажется, что схождение и развал сделаны не так, как нужно. Но прежде чем осуждать мастера, присмотритесь: что за машина перед вами. У ТС с так называемым задним приводом показатель схождения положительный — колеса несколько повернуты друг к другу. А авто с приводом передним обладают отрицательными показателями значения этого угла.

Углы наклона колес

Углы наклона колес

Поясняем. Если между условно обозначенными задними точками колес промежуток больше, чем между передними, и кажется, что колеса в паре вывернуты «внутрь», то схождение положительное. А если они как будто «смотрят» в стороны, то оно будет называться отрицательным.

Отрицательное значение развала

Отрицательное значение развала

Отрицательное значение развала — это когда верхняя часть любого из колес наклонена к центральной части авто. Это оптимальный вариант для тех, кто любит большие скорости и много ездит по извилистым, кольцевым дорогам. Положительный развал — наоборот, то есть верх колеса отклонен от авто.  Оптимальный вариант для тех, кому нужно много маневрировать и полностью контролировать управляемость железного коня.

Что такое угол кастера

Что такое угол кастера

На заметку! И еще есть такое понятие как кастер. Это тоже угол, но другой, показывает значение продольного наклона оси поворота. Но его устанавливают на производстве и больше этот угол не меняется. Исключение — ДТП и полный перебор подвески. Только тогда в сервисе могут обратить на него внимание.

Зачем нужна регулировка

По всему, что выше сказано, догадаться не трудно, что одна из причин, почему все-таки стоит следить за правильностью сход-развала — ваша же безопасность. Авто, имеющее правильные углы постановки колес, маневренное и послушное, хорошо держит дорогу, его не заносит, он чутко и — главное — правильно реагирует на движения руля.

Для чего нужна регулировка развала колес

Для чего нужна регулировка развала колес

Также  правильно выставленный угол схождения и развала позволит вам немного экономить на резине и расходниках, так как дольше сохраняет их в нормальном состоянии, позволит избавиться от быстрого износа, убережет детали подвески от разрушения. И протектор покрышек, и подшипники в ступицах, и всякие резиночки-детальки — все скажут «спасибо» за хороший развал.

Объемная регулировка развала

Объемная регулировка развала

Читайте также: Замена рулевых наконечников

Когда следует делать развал-схождение

Регулировать углы нужно не так часто, как кажется на первый взгляд. Но хотя бы единственный раз за весь год использования авто стоит уделить внимание этой процедуре при условии, что машина постоянно, но спокойно эксплуатируется на хороших городских дорогах. Если вы лихачите или живете там, где дороги заставляют проронить скупую слезу только при взгляде на них, то развал стоит делать почаще. Особенно — после суровой зимы, в весенний период, когда везде «оттаивают» ямы.

В каких случаях нужен развал-схождение

В каких случаях нужен развал-схождение

Также проверка и дальнейшая регулировка (при необходимости) развал-схождения обязательно проводятся при некоторых ремонтных работах по улучшению состояния подвески, а также элементов рулевого управления. Все это приводит к изменению углов колес. Однозначно следует сделать регулировку углов после ДТП, сильного бокового удара по колесу. Кстати, интересно, но на углы не всегда влияет замена таких деталей и элементов как втулок стабилизатора, амортизатора, самих стабилизатора и амортизатора в сборе, ступичных подшипников. Но если вы меняли рулевые тяги или наконечники, пружины, рулевую колонку, проставки, сайлентблоки или маятник рулевого управления, то визит в сервис обязателен.

Когда нужно делать развал-схождение

Когда нужно делать развал-схождение

Признаки, которые покажут, что пора ехать в сервис, это:

  • смена траектории движения авто при езде по прямой;
  • быстрый износ покрышки с одной из сторон, стирание протекторов;
  • увеличение расхода топлива;
  • быстрый износ элементов подвески.

Признаки неправильного сход-развала

Признаки неправильного сход-развала

На заметку! Автомобилисты отмечают, что первые звоночки о нарушении углов сход-развала появляются обычно каждые 10-15 тысяч километров пробега.

Самостоятельная регулировка развала

Отрегулировать углы сход-развала не так просто, как кажется. Это достаточно серьезное нарушение в конструкции автомобиля. Но все же выполнить эту процедуру можно и самим. Разберемся, как это делается.

Диагностика

Прежде чем что-то регулировать, стоит провести диагностику. Для этого достаточно взять обычный штангенциркуль или рулетку, отвес и маркер.

Штангенциркуль для измерения угла развала

Штангенциркуль для измерения угла развала
  1. Поставьте авто в гараж на ровную поверхность.
  2. Поднимите на подъемнике или домкрате.
  3. Сидя в автомобиле, проверните поочередно до упора каждую пару колес в одну и другую сторону, используя руль. Затем выставьте руль ровно, чтобы колеса встали прямо.
  4. Утяжелите автомобиль. Для этого можно поместить в салон и багажник мешки со щебенкой.
  5. Затем нажимайте по очереди на крылья капота, багажник, но обязательно делайте нажимы в прыжке, чтобы увеличить уровень воздействия. Эта несколько комичная процедура позволит стабилизировать всю систему подвески.
  6. Затем возьмите отвес и поместите его на перед капота так, чтобы его нить свисала вдоль колеса вниз.
  7. Возьмите маркер и отметьте прямо на шине место, где проходит нить.
  8. Вычислите промежутки между линией маркера и верхнего и нижнего краев покрышки.
  9. Затем продвиньте авто немного вперед так, чтобы колеса прокрутились на 180 градусов. Выполните те же самые действия.

Диагностика угла развала на стенде

Диагностика угла развала на стенде

Теперь сравните полученные результаты. Если разница между ними будет более 3 мм, то важно как можно скорее отрегулировать углы развала и схождения.

Инструменты и материалы

На самом деле, несмотря на всю сложность и кропотливость выравнивания углов, для выполнения этой работы не нужно большого количества инструментов. Список достаточно короткий: это домкрат, ключи рожковые, накидные, колесные.

Инструмент для регулировки развала-схождения

Инструмент для регулировки развала-схождения

Совет! Перед началом регулировки сход-развала обязательно проверьте исправность всей рулевой системы. Если с ней что-то не в порядке, то регулировкой заниматься бесполезно.

Инструкция

Если у вас есть место, время и все необходимые инструменты, то вы можете сами выполнить регулировку углов. И лучше делать ее сразу после диагностики, которую мы провели ранее, если машина в этом нуждается. Кратко расскажем о порядке действий во время регулировки сход-развала.

Развал-схождение своими руками

Развал-схождение своими руками
  1. Сначала снимите с подвески колесо, а затем при помощи ключа ослабьте немного крепеж амортизатора, чтобы он опустился к поворотному кулаку.
  2. Затем сдвиньте этот кулак в любую сторону. Данный процесс поможет поменять угол до нужного значения.
  3. Натяните проволоку от ступицы переднего до ступицы заднего колеса. Применяя ее, сверьте угол наклона колес.
  4. Далее регулируйте схождение. Сначала ослабьте затянутые гайки на так называемых рулевых тягах.
  5. Затем выставьте идеально ровно руль и зафиксируйте его при помощи хомутов и жерди.
  6. После клещами-коброй удерживайте муфту тяги и аккуратно поворачивайте ее. Так вы измените длину тяги до того момента, пока руль не начнет сопротивляться вашим движениям. Кстати, следите и за расстоянием между нитью отвеса и шиной. Как только зазор исчезнет, то это будет означать, что схождение выставлено так, как должно быть. Совместное схождение пары должно быть 2 мм.

Регулировка угла схождения колес

Регулировка угла схождения колес

Видео — Теория развал-схождения колес

Вот так выполняется регулировка угла с помощью инструмента. После окончания работ обязательно затяните все соединения.

Затягивание всех соединений после регулировки угла схождения

Затягивание всех соединений после регулировки угла схождения

Линейка для регулировки схода-развала

Диагностировать состояние сход-развала можно, используя особую линейку. Ее можно купить или сделать самостоятельно. Показания, полученные во время диагностики, записывайте. Не запутаться в них поможет таблица, приведенная ниже.

Таблица. Устройство регулировочной линейки.

Элемент линейки, фото Описание
Овальная трубка
Овальная трубка
Это трубка, имеющая специальный наконечник с одной стороны и шкалу для измерений — с другой.
Передние штоки
Передние штоки
В конструкции есть специальные штоки, предназначенные для настройки линейки для разных моделей авто.
Другой конец линейки
Другой конец линейки
Эта часть должна оставаться неподвижной.
Штырь с прорезью
Штырь с прорезью
Он находится на другом конце трубки. Штырь предотвращает соскальзывание линейки с колеса.
Подвижный штырь
Подвижный штырь
Он расположен на другой стороне линейки.

Подобная конструкция отлично себя зарекомендовала при выполнении развала-схождения на разных моделях автомобиля и разных годов выпуска.

Самодельная линейка для регулировки схода-развала

Самодельная линейка для регулировки схода-развала

Пошаговая инструкция

С помощью линейки нужно измерить расстояние между двумя точками колес, а затем продвинуть машину вперед, что прокрутить колеса на 180 градусов. Далее снова измеряется расстояние между точками колес. Разницу между первым и вторым показателем и нужно оценивать.

Регулировка схода-развала

Регулировка схода-развала

То есть пошагово этот процесс выглядит примерно так:

Шаг 1. Делаем отметки на поверхности резины по двум сторонам.

Отметки на поверхности шины

Отметки на поверхности шины

Шаг 2. Измеряем промежуток между этими метками: нужно выполнить замеры как спереди, так и сзади.

Измерение промежутка между метками

Измерение промежутка между метками

Шаг 3. Вычисляем разницу и уже после этого выравниваем колеса под необходимые параметры.

Выравнивание колеса под нужные параметры

Выравнивание колеса под нужные параметры

Важно! Всегда помните о поправке на резьбу в половину миллиметра.

Важные моменты

После регулировки прокатитесь на машине по ровной дороге. Если авто тянет в сторону, то можете попробовать поменять колесные пары — перекинуть перед на зад, и наоборот.  Если после этого машину тянет, но уже в противоположную сторону, то проблема заключается не в неправильном развале, а в покрышках, требующих замены.

Схождение колес своими руками

Схождение колес своими руками

Когда будете устанавливать параметры рулевой тяги, то считайте, сколько вы сделаете оборотов. В случае ошибки вы будете знать, как вернуть предыдущее положение схождения.

Что лучше — ручная или компьютерная регулировка?

Этот вопрос беспокоит каждого начинающего автомобилиста, а уж сколько споров в гаражах и сервисов на эту тему ведется — не счесть! Посоветовавшись с экспертами, отвечаем на него. Итак, намного лучше и точнее регулировка вручную. Дело в том, что стенд даст возможность получить идеальный вариант только в том, случае, если он идеально отрегулирован и настроен сам. А сделать это не так-то просто. Таким образом регулировка развала-схождения руками будет быстрее, эффективнее и надежнее, чем компьютерная.

Компьютерная или ручная регулировка схода-развала

Компьютерная или ручная регулировка схода-развала

Однако если вы не хотите делать это самостоятельно, то важно найти хорошего специалиста в этой области с большим опытом и хорошими рекомендациями.

Видео — Развал-схождение дедовским способом

Развал-схождение ­— важный параметр, значением которого уж точно не стоит пренебрегать. Поэтому уделите его регулировке достаточно внимания. А лучше всего изучите и освойте сами процесс регулирования углов.

На чтение 6 мин Просмотров 59.8к. Опубликовано 29.11.2018
Обновлено 29.11.2018

Чтобы отрегулировать направление и наклон колес автомобилисты обращаются к профессионалам в станции техобслуживания, где данная процедура осуществляется на специальном оборудовании. Стоимость услуги небольшая – по этой причине владельцы авто редко выполняют эту работу самостоятельно, хотя особых сложностей здесь нет. Настраивая развал и схождение своими руками, важно соблюдать точность и безопасность.

сход развал

Содержание

  1. Что такое сход-развал колес?
  2. Угол развала
  3. Угол схождения
  4. Признаки плохого развала-схождения
  5. Регулировка установки колёс на легковых автомобилях
  6. Инструменты и оборудование
  7. Регулировка развала
  8. Подготовка
  9. Диагностика
  10. Регулировка
  11. Регулировка углов схождения
  12. Подготовительные работы
  13. Как проверять
  14. Самостоятельная регулировка

Что такое сход-развал колес?

Автомобильные колеса имеют угол установки. Данное понятие существует с давних времен, и со временем по причине возрастания автомобильных скоростей, инженеры были вынуждены все больше уделять внимание развитию подвески, чтобы улучшать безопасность при езде, а также создавать необходимый комфорт для водителя.

Рулевая система и детали подвески содержат в своей конструкции рычаги и тягу, которые соединены шарнирными деталями. Как только эти самые шарниры изнашиваются, наблюдается возникновение повышенного люфта (другими словами зазоров).

Результат — наклон колес относительно вертикали меняется, что ухудшает управляемость, смещает машину в сторону при езде, а также уменьшает срок годности шин.

развал и схождение

Угол развала

Точное определение — это угол между вертикальной плоскостью и прямой линией, вдоль которой вращается колесо.

Или, по-другому — угол наклона колеса, относительно боковой части машины.

Угол схождения

Точное определение — это угол между траекторией движения машины и плоскостью, вдоль которой вращается колесо.

Или, по-другому — это разница расстояний, между колесами в одном мосту, измеренная в двух крайних точках колеса.

Представим две воображаемые линии: одна вертикальная, а другая направлена вдоль вращения колеса.

Углы схождения также делятся на положительные и отрицательные. Представьте машину сверху и вообразите две прямые: одна вдоль вращения колеса, вторая параллельно движению автомобиля. Если линия, вдоль которой вращается колесо, расположена между линиями траектории, то угол считается положительным, а если наоборот, то отрицательным.

Признаки плохого развала-схождения

развал схождение

Чтобы определить в каком состоянии находятся углы развала-схождения, стоит приглядеться к нижеперечисленным факторам:

  • авто клонит влево-вправо при движении вперед;
  • смещение в сторону перекладины руля, когда колеса направлены вперед;
  • авто плохо откликается на вращение руля;
  • тяжело крутить руль;
  • машину увозит в сторону при нажатии педали тормоза;
  • колеса касаются подкрылок при максимальном угле поворота;
  • если выйти из поворота руль не принимает прежнее положение;
  • громкие звуки со стороны покрышек при езде;
  • резина износится неравномерно.

У заднеприводных машин подобные проблемы возникают, если нарушено развал схождение задних колес.

Регулировка установки колёс на легковых автомобилях

Колеса разных моделей авто часто отличаются по углам установки. Связано это с тем, что подвески имеют разную форму конструкции.

Попробуем понять, как сделать правильные углы колес на примере Lada Samara.

Инструменты и оборудование

При работе не обойтись без:

  1. гаечных ключей разных размеров;
  2. приспособлений для определения правильного вертикального и горизонтального положения (отвес и уровень);
  3. длинной проволоки либо прочного шпагата;
  4. строительной рулетки;
  5. двух одинаковых толстых досок (примерно 50-60 см);
  6. двух опор, обеспечивающих скольжение под настраиваемые колёса;
  7. ямы для осмотра.

Регулировка развала

признаки развала и схождения

Подготовка

Чтобы починить развал своими руками, работу начинают с установки авто на «блины», потом проверяют, чтобы они были расположены на одинаковой высоте, иначе кривая опора негативно повлияет на измерения.

«Блины» изготавливаются из четырех металлических листов. Для смазывания каждой такой пары используют солидол, что улучшает скольжение.

При настройке развала-схождения одного колеса, другое должно быть неподвижным.

Диагностика

Переходим к другой стадии — снятие замеров: при помощи строительного отвеса либо уровня.

ОТВЕС

  • Все колеса выставляем по прямой линии, чтобы не ошибиться в расчетах.
  • Следует измерить расстояние от точки 1 до точки 2 (с левого и правого колеса). Здесь понадобится закрепить отвес на крыле, а точку отсчета брать с обода колеса. Фиксируем полученные данные в блокноте.
  • Далее следует прокатить машину так, чтобы сдвинуть точку замера на 90 градусов. Записываем новые данные. Процесс повторяется дважды для усреднения информации, избавляясь, таким образом, от погрешности.
  • Производитель советует для нашей марки автомобиля отрегулировать угол развала в районе двух миллиметров.

УРОВЕНЬ

На данной модели была поставлена задача, добиться отрицательного развала, и чтобы облегчить процесс, уровень был скреплен с пластиной (толщина четверть сантиметра).

Регулировка

Строительный уровень прикладывают к ободу, и далее регулируют угол колеса до того момента, как пузырек окажется в центральном положении. То же самое делают со вторым колесом.

Регулирование в основном представляет собой обычное откручивание болтов. Принцип прост: необходимо отклонить ось колеса на 90 градусов от кузова.

Переднеприводные модели регулируются болтами, держащими стойку, а заднеприводные машины регулируются за счет количества шайб между балкой и рычагом.

Регулировка углов схождения

регулировка развала

Подготовительные работы

Ставим машину в исходную позицию, колеса направлены вперед. Закрепляем посередине колес (чуть пониже) вдоль горизонтальной прямой специальные бруски.

Для более точного измерения промежутка межколесного пространства, на один край доски прикрепляем конец рулетки. На противоположном колесе начало рулетки не закрепляем.

С двух сторон, от задних колес к передним тянем (по центру) бечевку. Очень важно, чтобы она ни к чему не прижималась.

Отечественные модели известны тем, что ось позади более узкая, чем передняя, поэтому с двух сторон задних колес подкладываем предметы одного размера под бечевку для увеличения расстояния, например, небольшой кусочек бруска.

Как проверять

Рулетка нам понадобится, чтобы сделать замеры в определенных местах, указанных на картинке.

делаем замеры

После замеров расстояний 1,2,3,4 получилось:

  1.  = 163 мм;
  2.  = 162 мм;
  3.  = 7 мм;
  4.  = 4 мм.

Имеем разницу десять миллиметров, а такое число нас не устраивает. Во-первых, следует сделать зазоры 3 и 4 одинаковыми по длине, желательно в один сантиметр. Во-вторых, стоит изменить расстояние 1 и 2, а т.к. наш автомобиль имеет передний привод, то для него угол схождения должен иметь отрицательный вид.

Причина такова: при езде движение передних колес направлено внутрь, а у машин, привод которых находится сзади, все иначе: передние колеса расходятся по сторонам от центра, а значит, такому железному коню схождение следует сделать положительным.

Самостоятельная регулировка

Углы схождения своими руками регулируются так: чтобы уменьшить цифру рулевые тяги подтягивают, а чтобы увеличить при помощи муфты длину тяги укорачивают. Промежуток между точками изменяют за счет обеих тяг. Усредненное расстояние между показателями 1 и 2 считают равным в один миллиметр.

Регулируя тяги (по очереди каждую, а не только одну), смотрим за пыльником, т.к. он должен проворачиваться без проблем. Если он закручивается, то необходимо ослабить хомут.

В итоге получаются следующие параметры:

  1.  = 163 мм;
  2.  = 162.9 мм;
  3.  = 0.9 мм;
  4.  = 0.9 мм.

Такие показатели считаются нормой. Регулировка развала схождения на Lada Samara может считаться готовой.

Сделать развал схождения самому — дело несложное, однако работа с зарубежными моделями требует большей точности, здесь любая погрешность недопустима. Если же у владельца автомобиля отсутствует желание тратить свое время и усилия на данную затею, тогда лучше обратиться в СТО, где за пятьсот рублей специалисты проведут полный цикл работ.

На следующем видео смотрите регулировку развала-схождения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по работе с эксель для чайников скачать бесплатно
  • Инструкция по разборке автомата калашникова
  • Инструкция по работе со сканером
  • Инструкция по работе с шаблоном
  • Инструкция по работе со световым микроскопом