Инструкция по сборке байдарки ладога 2

Обзор байдарок Ладога

Байдарки «Ладога» являются одноместными и двухместными моделями знаментой российской компании «Тритон ЛТД», выпускающей маломерные суда и снаряжение для активного водного отдыха уже третий десяток лет. Ее продукция известна своей долговечностью, высоким качеством, удобством в обслуживании, надежностью в использовании и является очень популярной. Байдарки «Ладога» являются каркасно-надувными и предназначены для большой воды. Это экспедиционные модели, на которых можно отправляться на кратковременные прогулки и в многодневные походы.

1.jpg

Конструкция байдарок «Ладога-1»

Байдарка «Ладога-1» является одноместной лодкой с длинным узким корпусом и острыми, немного приподнятыми носовой и кормовой частью. В ее конструкцию входят каркас, состоящий из дюралюминиевых элементов, оболочка из плотной ткани ПХВ и надувные баллоны, располагающиеся между каркасом и оболочкой. Эта модель «Тритона ЛТД» одержала победу на конкурсе маломерных судов в номинации «Preis-Tipp» в 2007 году и является ярким представителем класса сияков.
Байдарка имеет превосходные ходовые характеристики, отлично держит курс на волне, при встречном и боковом ветре, может развивать приличную скорость. Она оснащена люком с герметичными заглушками для транспортировки вещей, рулевым управлением с педальным приводом, имеет на носу и корме капроновые шнуры для транспортировки багажа в гермомешках.
Это модели с открытой декой, монокильсоном и надувными сиденьями с возможностью поддува, которые закрепляются на стрингерах. Каркас байдарок содержит штевни, шпангоуты, фальшборты, кильсоны, привальные брусья, стрингеры и крепежные детали, выполненные из нержавеющей стали. Лодки отличаются высокой остойчивостью, маневренностью и подходят под установку парусного вооружения. Их длина составляет 4,8 метра, ширина 65 сантиметров, вес 24 килограмма, высота по борту 24 сантиметра, грузоподъемность 150 килограмм.

2.jpg

Конструкция байдарок «Ладога-2»

Байдарки «Ладога-2» являются двухместными моделями с открытой декой, которые тоже стали победителями в номинации «Super-Tipp», но в 2008 году. Лодка превосходно держит курс на водлне и при встречном ветре, обладает отличной остойчивостью, развивает большую скорость и подходит для длительных походов по просторным морским и пресноводным акваториям.
Конструкция байдарки состоит из каркаса, оболочки и вклеенных в борта надувных баллонов, которые повышают непотопляемость лодки. На носовой части модели находится грузовой люк с заглушкой для перевозки вещей. Байдарка имеет рулевое управление с педальным приводом, сдвоенный кильсон, может комплектоваться защитным фартуком, состоящим из двух отдельных частей, и позволяет плавать в одиночку, если в центр лодки установить блок одноместной посадки и приобрести фартук из одной части.
Байдарка «Ладога-2» подходит для установки парусного вооружения и дополняется надувными сиденьями с поддувом, которые фиксируются на стрингерах. Это жесткая скоростная лодка, выдерживающая сильные удары, воздействие ультрафиолета, агрессивных сред и обладающая длительным сроком службы. Ее длина 5,9 метра, ширина 80 сантиметров, высота по борту 20 сантиметров, вес 32 килограмма, грузоподъемность 300 килограмм.

3.jpg

Сборка байдарок «Ладога»

Сборка байдарок «Ладога» происходит практически по одной схеме и заключается в сборке носового и кормового блока, установке их в оболочку, монтаже фальшбортов, соединении носового и кормового блока, установке миделей, центральных шпангоутов, рулевого управления и накачивании бортовых баллонов. Для начала следует найти ровное чистое место без песка и расстелить на нем оболочку. Рядом с ней по порядку раскладывают все элементы каркаса – шпангоуты к шпангоутам, стрингеры к стрингерам и так далее.  Детали пронумерованы, поэтому особых сложностей в сборке быть не должно.
Все муфты, имеющиеся на трубах продольных элементов нужно снять и отложить в сторону. Затем надо распределить комплектующие каркаса на носовой и кормовой части на оболочке. На них имеются маркировки «Н» и «К». На нос раскладываются штевень, шпангоут №1, четыре трубы с замком D 20 мм , верхние и нижние стрингера, привальные брусья, две трубы с замком и четыре без замка D 18 мм, кильсон под первым и под вторым номером.
На корме раскладываются кормовой штевень, четыре трубы с замком диаметром по 20 миллиметров, верхние стрингера и привальные брусья, две трубы с замком диаметром 18 миллиметров, нижние стрингера, восемь труб без замка диаметром 20 миллиметров, четыре трубы без замка диаметром 18 миллиметров, кильсон под номером 3 и 4 и шпангоут под номером 6. 
Остальные элементы каркаса пока откладывают. После этого приступают к сборке носовой части каркаса. К носовому штевню присоединяют первый и второй кильсоны с помощью фиксаторов. Потом устанавливают шпангоут №1, зацепив его петлю за крюк на кильсоне.
После этого на шпангоуте №1 фиксируют стрингеры и привальные брусья, используя защелки и ловители. Потом из отложенных деталей берут четыре трубы по 20 мм и состыковывают с привальными брусьями и верхними стрингерами, а две трубы диаметром по 18 мм соединяют с нижними стрингерами. На этом сборка носовой части каркаса закончена.
Сборка кормовой части начинается с установки третьего и четвертого кильсона. Кильсон №4 состыковывается со штевнем, потом к нему крепится кильсон под номером 3. Крюки деталей должны быть сверху. Затем монтируют шпангоут №6, соединяя его петлю с крюком от штевня. Шпангоут ставят вертикально и закрепляют его пуговицу в отверстии, имеющемся на пластине миделя.
После этого монтируют нижние стрингеры. Из отложенных деталей берут две трубы без замков с диаметром 18 миллиметров и состыковывают их так, чтобы окончания оказались на штевне. Потом две оставшиеся беззамковые трубы соединяют с уже установленными нижними стрингерами. Затем выбирают четыре трубы без замка диаметром 20 миллиметров и стыкуют их на штевне с окончаниями привальных брусьев и верхними стрингерами. Потом четыре оставшиеся трубы по 20 миллиметров соединяют с привальными брусьями и верхними стрингерами. После этого фиксируют стрингеры и привальные брусья на шпангоуте под номером 6. Потом из отложенных деталей берут четыре трубы с замками по 20 миллиметров в диаметре, соединяют их с привальниками и верхними стрингерами, а две трубы 18 мм фиксируют на нижних стрингерах. Сборка кормового блока завершена.
Теперь нужно установить носовой и кормовой блок в оболочке. Для этого берут одной рукой носовой блок за место соединения шпангоута с миделем, второй рукой приподнимают носовую область оболочки, вкладывают носовую часть каркаса в нее и заправляют в оболочку все стрингера и привальные брусья. Потом встают на колени лицом к носовой части каркаса, берут левой рукой левый верхний стрингер и привальный брус, правой рукой – правый привальник и стрингер, и медленно проталкивают вперед до упора так, чтобы швы на оболочке с двух сторон были симметричными. Установка кормовой части происходит аналогично.
Затем надо установить фальшборты и соединить носовой и кормовой блоки каркаса. Из оставшихся элементов каркаса берут две трубы по 24 миллиметра диаметром, не имеющие замков, соединяют их с двумя трубами такого диаметра с замками. Потом заправляют фальшборт в большой вырез в центре верхней части оболочки кольцом внутрь. После этого соединяют фальшборт с концом кормового миделя и так же устанавливают фальшборт с другой стороны. Затем переходят к монтажу фальшбортов на носу и корме, заправив их в специальные карманы оболочки. 
Теперь нужно соединить носовой и кормовой блок каркаса. Для этого на кильсоне №2 отвинчивают барашек, вытаскивают из него винт, потом берут одной рукой конец кильсона №3, другой окончание кильсона №2, приподнимают их вверх до тех пор, пока не появится возможность состыковать кильсоны. Потом берутся двумя руками за замок кильсона, придерживая пальцами конец кильсона № 3, медленно опускают все вниз и прижимают к оболочке. После этого вставляют винт в отверстие на замке и закручивают барашек.
Теперь надо соединить нижние кильсоны. Для этого берут муфту №1 и надевают на стрингер скошенной частью к замку. После этого совмещают между собой замки на стыкуемых стрингерах носа и кормы, сначала немного приподнимая стрингеры, а после совмещения замков опустив их. Потом надвигают муфту на место стыка замков. Точно так же соединяются два нижних стрингера с другого борта.
Затем наступает очередь содинения привальных брусьев. Для этого нужно надеть муфту №2 на один из привальников с каждого борта байдарки скошенной частью к замку. Потом приподнимают два соединяемых привальника и совмещают замки. Такую операцию проделывают с обоих бортов лодки. Потом надо соединить верхние стрингеры, которые стыкуются так же, как и нижние. После этого следует соединить фальшборты. Для этого надевают муфту №3 на трубу фальшборта, не имеющую кольца, по каждому борту. Затем совмещают замки и надвигают муфту сначала с одного, потом с другого борта.
Теперь нужно установить центральные шпангоуты, роль которых – правильное распределение труб продольного комплекта каркаса и создание поперечного натяжения шкуры. Сначала монтируют шпангоут №2. Перед этим устанавливают удлинитель носового миделя, состыковав его с окончанием пластины на носовом штевне. Фиксатор удлинителя должен попасть в отверстие пластины. Потом берут шпангоут №2, вкладывают его в оболочку, чуть-чуть приподнимают кильсон №1 и соединяют петлю шпангоута с крюком кильсона. После этого шпангоут поворачивают вертикально и фиксируют мидель в его ловителе. Затем в ловителях шпангоута защелкивают нижние и верхние стрингера.
После этого устанавливают шпангоут №5. Перед этим точно так же монтируют удлинитель кормового миделя, потом шпангоут №5 вставляется внутрь оболочки, приподнимается кильсон №4 и соединяется со шпангоутом крючком и петлей. Потом шпангоут устанавливают в вертикальное положение, закрепляют уголок миделя в скобе наверху шпангоута и защелкивают верхние и нижние стрингера в его петле. После этого в ловителях всех шпангоутов защелкивают привальные брусья и фальшборта.
Теперь наступает черед накачивания баллонов. Делать это можно насосом-лягушкой. Потом устанавливают сиденья. В Ладоге-2 кормовое сиденье размещается перед шпангоутом №5. Для этого нужно защелкнуть ловитель на кильсоне. Носовое сиденье монтируется перед шпангоутом №3 точно так же. Спинки для них имеют две мягкие стропы, которые следует продеть через кольца фальшбортов, зафиксировать пряжками, потом взять два резиновых шнура с пластмассовыми наконечниками, завернуть их на верхней части шпангоутов и продеть наконечники через петли на нижней части спинки.
Затем монтируют пяточные упоры. Это изогнутая труба с двумя ловителями и петлей, которую устанавливают в кильсон №3, цепляя петлей за его крюк. После этого нужно закрепить рулевую систему. Она состоит из пера руля, рулевых петель с капроновыми и резиновыми шнурами, регуляторов и коромыслом для фиксации пера. Сначала с оси коромысла снимают кольцо, монтируют перо руля в наклеенную рулевую накладку и закрепляют его коромыслом и кольцом. Потом коротким шнуром подтягивают перо до горизонтального положения и фиксируют в накладке вверху оболочки справа от сиденья. После этого на дне байдарки раскладывают петли, обладающие шнурами, закрепляют два резиновых шнура обеих петель на шпангоуте №3 в любом удобном месте. Затем продевают капроновый шнур одной и другой петли через отверстие в накладке на верхней части оболочки. Оба шнура закрепляют на коромысле в отверстиях, предназначенных для них. Перо фиксируют в нейтральном положении, садятся в лодку, регулируют петли под длину ног, используя специальные регуляторы.
Осталось установить защитный фартук с помощью имеющейся на нем липучки. Ее приклеивают к верхней части оболочки, ровно совмещая липучку и ленту и разглаживая их. Фартук нужно устанавливать перед загрузкой багажа.

Конструкция байдарок «Ладога-1»

Байдарка «Ладога-1» является одноместной лодкой с длинным узким корпусом и острыми, немного приподнятыми носовой и кормовой частью. В ее конструкцию входят каркас, состоящий из дюралюминиевых элементов, оболочка из плотной ткани ПХВ и надувные баллоны, располагающиеся между каркасом и оболочкой. Эта модель «Тритона ЛТД» одержала победу на конкурсе маломерных судов в номинации «Preis-Tipp» в 2007 году и является ярким представителем класса сияков.
Байдарка имеет превосходные ходовые характеристики, отлично держит курс на волне, при встречном и боковом ветре, может развивать приличную скорость. Она оснащена люком с герметичными заглушками для транспортировки вещей, рулевым управлением с педальным приводом, имеет на носу и корме капроновые шнуры для транспортировки багажа в гермомешках.
Это модели с открытой декой, монокильсоном и надувными сиденьями с возможностью поддува, которые закрепляются на стрингерах. Каркас байдарок содержит штевни, шпангоуты, фальшборты, кильсоны, привальные брусья, стрингеры и крепежные детали, выполненные из нержавеющей стали. Лодки отличаются высокой остойчивостью, маневренностью и подходят под установку парусного вооружения. Их длина составляет 4,8 метра, ширина 65 сантиметров, вес 24 килограмма, высота по борту 24 сантиметра, грузоподъемность 150 килограмм.

2.jpg

Конструкция байдарок «Ладога-2»

Байдарки «Ладога-2» являются двухместными моделями с открытой декой, которые тоже стали победителями в номинации «Super-Tipp», но в 2008 году. Лодка превосходно держит курс на водлне и при встречном ветре, обладает отличной остойчивостью, развивает большую скорость и подходит для длительных походов по просторным морским и пресноводным акваториям.
Конструкция байдарки состоит из каркаса, оболочки и вклеенных в борта надувных баллонов, которые повышают непотопляемость лодки. На носовой части модели находится грузовой люк с заглушкой для перевозки вещей. Байдарка имеет рулевое управление с педальным приводом, сдвоенный кильсон, может комплектоваться защитным фартуком, состоящим из двух отдельных частей, и позволяет плавать в одиночку, если в центр лодки установить блок одноместной посадки и приобрести фартук из одной части.
Байдарка «Ладога-2» подходит для установки парусного вооружения и дополняется надувными сиденьями с поддувом, которые фиксируются на стрингерах. Это жесткая скоростная лодка, выдерживающая сильные удары, воздействие ультрафиолета, агрессивных сред и обладающая длительным сроком службы. Ее длина 5,9 метра, ширина 80 сантиметров, высота по борту 20 сантиметров, вес 32 килограмма, грузоподъемность 300 килограмм.

3.jpg

Сборка байдарок «Ладога»

Сборка байдарок «Ладога» происходит практически по одной схеме и заключается в сборке носового и кормового блока, установке их в оболочку, монтаже фальшбортов, соединении носового и кормового блока, установке миделей, центральных шпангоутов, рулевого управления и накачивании бортовых баллонов. Для начала следует найти ровное чистое место без песка и расстелить на нем оболочку. Рядом с ней по порядку раскладывают все элементы каркаса – шпангоуты к шпангоутам, стрингеры к стрингерам и так далее.  Детали пронумерованы, поэтому особых сложностей в сборке быть не должно.
Все муфты, имеющиеся на трубах продольных элементов нужно снять и отложить в сторону. Затем надо распределить комплектующие каркаса на носовой и кормовой части на оболочке. На них имеются маркировки «Н» и «К». На нос раскладываются штевень, шпангоут №1, четыре трубы с замком D 20 мм , верхние и нижние стрингера, привальные брусья, две трубы с замком и четыре без замка D 18 мм, кильсон под первым и под вторым номером.
На корме раскладываются кормовой штевень, четыре трубы с замком диаметром по 20 миллиметров, верхние стрингера и привальные брусья, две трубы с замком диаметром 18 миллиметров, нижние стрингера, восемь труб без замка диаметром 20 миллиметров, четыре трубы без замка диаметром 18 миллиметров, кильсон под номером 3 и 4 и шпангоут под номером 6. 
Остальные элементы каркаса пока откладывают. После этого приступают к сборке носовой части каркаса. К носовому штевню присоединяют первый и второй кильсоны с помощью фиксаторов. Потом устанавливают шпангоут №1, зацепив его петлю за крюк на кильсоне.
После этого на шпангоуте №1 фиксируют стрингеры и привальные брусья, используя защелки и ловители. Потом из отложенных деталей берут четыре трубы по 20 мм и состыковывают с привальными брусьями и верхними стрингерами, а две трубы диаметром по 18 мм соединяют с нижними стрингерами. На этом сборка носовой части каркаса закончена.
Сборка кормовой части начинается с установки третьего и четвертого кильсона. Кильсон №4 состыковывается со штевнем, потом к нему крепится кильсон под номером 3. Крюки деталей должны быть сверху. Затем монтируют шпангоут №6, соединяя его петлю с крюком от штевня. Шпангоут ставят вертикально и закрепляют его пуговицу в отверстии, имеющемся на пластине миделя.
После этого монтируют нижние стрингеры. Из отложенных деталей берут две трубы без замков с диаметром 18 миллиметров и состыковывают их так, чтобы окончания оказались на штевне. Потом две оставшиеся беззамковые трубы соединяют с уже установленными нижними стрингерами. Затем выбирают четыре трубы без замка диаметром 20 миллиметров и стыкуют их на штевне с окончаниями привальных брусьев и верхними стрингерами. Потом четыре оставшиеся трубы по 20 миллиметров соединяют с привальными брусьями и верхними стрингерами. После этого фиксируют стрингеры и привальные брусья на шпангоуте под номером 6. Потом из отложенных деталей берут четыре трубы с замками по 20 миллиметров в диаметре, соединяют их с привальниками и верхними стрингерами, а две трубы 18 мм фиксируют на нижних стрингерах. Сборка кормового блока завершена.
Теперь нужно установить носовой и кормовой блок в оболочке. Для этого берут одной рукой носовой блок за место соединения шпангоута с миделем, второй рукой приподнимают носовую область оболочки, вкладывают носовую часть каркаса в нее и заправляют в оболочку все стрингера и привальные брусья. Потом встают на колени лицом к носовой части каркаса, берут левой рукой левый верхний стрингер и привальный брус, правой рукой – правый привальник и стрингер, и медленно проталкивают вперед до упора так, чтобы швы на оболочке с двух сторон были симметричными. Установка кормовой части происходит аналогично.
Затем надо установить фальшборты и соединить носовой и кормовой блоки каркаса. Из оставшихся элементов каркаса берут две трубы по 24 миллиметра диаметром, не имеющие замков, соединяют их с двумя трубами такого диаметра с замками. Потом заправляют фальшборт в большой вырез в центре верхней части оболочки кольцом внутрь. После этого соединяют фальшборт с концом кормового миделя и так же устанавливают фальшборт с другой стороны. Затем переходят к монтажу фальшбортов на носу и корме, заправив их в специальные карманы оболочки. 
Теперь нужно соединить носовой и кормовой блок каркаса. Для этого на кильсоне №2 отвинчивают барашек, вытаскивают из него винт, потом берут одной рукой конец кильсона №3, другой окончание кильсона №2, приподнимают их вверх до тех пор, пока не появится возможность состыковать кильсоны. Потом берутся двумя руками за замок кильсона, придерживая пальцами конец кильсона № 3, медленно опускают все вниз и прижимают к оболочке. После этого вставляют винт в отверстие на замке и закручивают барашек.
Теперь надо соединить нижние кильсоны. Для этого берут муфту №1 и надевают на стрингер скошенной частью к замку. После этого совмещают между собой замки на стыкуемых стрингерах носа и кормы, сначала немного приподнимая стрингеры, а после совмещения замков опустив их. Потом надвигают муфту на место стыка замков. Точно так же соединяются два нижних стрингера с другого борта.
Затем наступает очередь содинения привальных брусьев. Для этого нужно надеть муфту №2 на один из привальников с каждого борта байдарки скошенной частью к замку. Потом приподнимают два соединяемых привальника и совмещают замки. Такую операцию проделывают с обоих бортов лодки. Потом надо соединить верхние стрингеры, которые стыкуются так же, как и нижние. После этого следует соединить фальшборты. Для этого надевают муфту №3 на трубу фальшборта, не имеющую кольца, по каждому борту. Затем совмещают замки и надвигают муфту сначала с одного, потом с другого борта.
Теперь нужно установить центральные шпангоуты, роль которых – правильное распределение труб продольного комплекта каркаса и создание поперечного натяжения шкуры. Сначала монтируют шпангоут №2. Перед этим устанавливают удлинитель носового миделя, состыковав его с окончанием пластины на носовом штевне. Фиксатор удлинителя должен попасть в отверстие пластины. Потом берут шпангоут №2, вкладывают его в оболочку, чуть-чуть приподнимают кильсон №1 и соединяют петлю шпангоута с крюком кильсона. После этого шпангоут поворачивают вертикально и фиксируют мидель в его ловителе. Затем в ловителях шпангоута защелкивают нижние и верхние стрингера.
После этого устанавливают шпангоут №5. Перед этим точно так же монтируют удлинитель кормового миделя, потом шпангоут №5 вставляется внутрь оболочки, приподнимается кильсон №4 и соединяется со шпангоутом крючком и петлей. Потом шпангоут устанавливают в вертикальное положение, закрепляют уголок миделя в скобе наверху шпангоута и защелкивают верхние и нижние стрингера в его петле. После этого в ловителях всех шпангоутов защелкивают привальные брусья и фальшборта.
Теперь наступает черед накачивания баллонов. Делать это можно насосом-лягушкой. Потом устанавливают сиденья. В Ладоге-2 кормовое сиденье размещается перед шпангоутом №5. Для этого нужно защелкнуть ловитель на кильсоне. Носовое сиденье монтируется перед шпангоутом №3 точно так же. Спинки для них имеют две мягкие стропы, которые следует продеть через кольца фальшбортов, зафиксировать пряжками, потом взять два резиновых шнура с пластмассовыми наконечниками, завернуть их на верхней части шпангоутов и продеть наконечники через петли на нижней части спинки.
Затем монтируют пяточные упоры. Это изогнутая труба с двумя ловителями и петлей, которую устанавливают в кильсон №3, цепляя петлей за его крюк. После этого нужно закрепить рулевую систему. Она состоит из пера руля, рулевых петель с капроновыми и резиновыми шнурами, регуляторов и коромыслом для фиксации пера. Сначала с оси коромысла снимают кольцо, монтируют перо руля в наклеенную рулевую накладку и закрепляют его коромыслом и кольцом. Потом коротким шнуром подтягивают перо до горизонтального положения и фиксируют в накладке вверху оболочки справа от сиденья. После этого на дне байдарки раскладывают петли, обладающие шнурами, закрепляют два резиновых шнура обеих петель на шпангоуте №3 в любом удобном месте. Затем продевают капроновый шнур одной и другой петли через отверстие в накладке на верхней части оболочки. Оба шнура закрепляют на коромысле в отверстиях, предназначенных для них. Перо фиксируют в нейтральном положении, садятся в лодку, регулируют петли под длину ног, используя специальные регуляторы.
Осталось установить защитный фартук с помощью имеющейся на нем липучки. Ее приклеивают к верхней части оболочки, ровно совмещая липучку и ленту и разглаживая их. Фартук нужно устанавливать перед загрузкой багажа.

August 13 2009, 01:28

Category:

  • Корабли
  • Cancel

Судно: Байдарка «Ладога-2». Производство ООО «Тритон» (С.-Петербург).
(http://triton-ltd.ru/ru/products/canoes/ladoga2 — глазами производителя).

Сборка судна не вызвала существенных затруднений и аналогична сборке других тритоновских байдарок. Все элементы конструкции (за исключением сиденьев, о чем будет сказано ниже подробнее) точно подогнаны и «попадают на свои места».

Из присущих ей особенностей на этапе сборки можно выделить следующее: сиденья (как показывает опыт и других эксплуатантов) устанавливаются очень плохо. На мой взгляд их установка дополнительно нагружает каркас судна существенной нагрузкой, не скомпенсированной конструктивными решениями. Дополнительно к этому, по всей видимости, в инструкции по сборке содержиться ошибка (перепутаны рисунки переднего и заднего сиденья), еще более усугубляющую эту недоработку. Поэтому оценив их реализацию при предварительной пробной сборке байдарки впоследствии их решил не устанавливать.

Во время разборки существует небольшой сюрприз: носовая часть каркаса вылазит из «шкуры» совсем не просто. В одиночку ее вытащить оттуда не получилось —  виновников на мой взгляд двое:

  • передняя вилка, в которую устанавливаются брусья фальшборта размещена глубоко «внутри» носовой части и при сборке уходит под свод «шкуры» прекрасно ее натягивая, но, естественно, по доброй воле от туда уже не вылазящей;
  • форштевень с первым шпангоутом формируют специфические ладожные обводы корпуса (за что им спасибо — обеспечивают хорошую мореходность), но так растягивают шкуру при сборке входя туда острым «загрученным» клином, что трение покоя на стрингерах — огромное.

4 ходовых дня по спокойной реке, причем в полупрогулочном режиме движения конечно  не могут показать все особенности судна. Но ее хорошая курсовая устойчивость, хорошая остойчивость при своем совсем не «паромном» миделе, реально малая осадка даже при номинальной загрузке  произвели благоприятное впечатление. Байдарка двухместная, но в эти дни шла с одним человеком и грузом в переднем кокпите. Собственно говоря данное судно так и планировалось эксплуатировать. Первый опыт на воде показал правильность этих планов.

У Ладоги — полноценный руль. В целом, рулевое устройство и его реализация понравились. Эффективность руля на средних скоростях хорошая. Поднимается руль надежно. При движении по мелководью легко «отыгрывал» огибанием рельефа без создания заметной боковой нагрузки. Размещение фиксатора подъема руля желательно было бы разместить ближе к носу (отнесен слишком к корме) что требует отвлечения внимания на операцию подъема. Педальный узел может и не очень внятный по управлению, но его можно было бы критиковать если бы он вообще был. Элементы его конструкции настолько аскетичны, что рука не поднимается обвинить несуществующие детали в их неэффективной реализации. Отсюда -, предполагаю, паразитные подруливания при прохождении сложных участков (коих не было и о действии которых можно только умозаключать).

Грузить ее действительно не просто. Об этом упоминалось во многих отчетах, да и простого взгляда, брошенного на нее достатоно, что бы заметить насколько узка ее носовая часть. И даже комбинация герм малого объема (5-10 л) не удовлетворила своими результами. Предложение разместить на каркасе систему блоков, с помощь которой полиспастом загружать/разгружать узкий грузовой отсек, на мой взгляд, именно для Ладоги-2 не эффективна: имея впереди 2 замкнутых шпангоута и «выведенные» скулы бортов, конструктив судна будет оказывать существенное сопротивление перемещению любых универсальных герм. Отсюда — необходимость в двух гермах, загружающихся тандемом. Их геометрия — лекальные поверхности.
И если, например, для Варгузы эта затея искусствена, то с учетом специфики «Ладоги-2» (в том числе в силу ее экспедиционного предназначения) это оправдано.

Потому остановился на этих моментах, что вообще — Ладога  — мне понравилась. А уж если учесть мой опыт (а точнее его фактическое отсутствие) общения с байдарками, то она прекрасно защитила образ данного класса гребного судна в моих глазах.

Разборная байдарка «Ладога» (типа М-5,4) — судно, безусловно, неплохое: вместительное, хорошо идущее по волне, устойчивое и даже комфортабельное, насколько может быть комфортабельной байдарка. Однако эту лодку можно при желании и улучшить. Вот несколько советов по этому поводу.

Собирая байдарку, не забудьте смазать (например, вазелином) места соединений стрингеров и привальных брусьев, как это и предусмотрено инструкцией; иначе соединения может так «прихватить», что для разборки потребуются изрядные усилия. Однако смазанные выдвижные втулки даже при небольшой волне могут самопроизвольно Вдвигаться, разъединяя привальные брусья и стрингера на две части. Чтобы избежать этого, полезно сделать фиксаторы положения выдвижных втулок.

Материал для всех описываемых поделок выбирайте нержавеющий. Для изготовления деталей, работающих без большой нагрузки, можно применить дуралюмин Д16Т; в остальных случаях стоит отдать предпочтение нержавеющей стали. Стальных деталей будет немного, а кроме того, они очень мелкие, так что вес вашего судна практически не увеличится.

На рис. 1 изображен разрез штатной выдвижной втулки привальных брусьев, снабженной кнопочным фиксатором. Таких втулок для «Ладоги» нужно две штуки. Выдвижные втулки стрингеров (их четыре) значительно меньше по диаметру, поэтому цилиндрические пружины разместить трудно и приходится заменять их плоскими (рис. 2).

При вытаскивании лодки на берег иногда стрингеры отделяются от шпангоутов, так как крючки стрингеров соскакивают с фиксаторов. Это легко предотвратить, поставив пластинки из мягкого листового алюминия (рис. 3). Всего потребуется восемь таких пластин. Пластину нужно вставить между шпангоутом и крючком стрингера, а тонкий конец ее обогнуть вокруг крючка.

Вообще нужно отметить, что соединениям набора «Ладоги» не повезло; это самые уязвимые места байдарки. Поэтому стоит заняться и другими узлами. Крючки фальшбортов имеют обыкновение отсоединяться от шпангоутов прямо на воде, не считаясь с тем, что тотчас пристать к берегу не всегда возможно. Изогните эти крючки, как показано на рис. 4, и можете больше не опасаться, что фальшборты отскочат от шпангоутов в самый неподходящий момент.

Крючки на кильсоне, спинке кокпита (задняя планка фальшборта) и на козырьке волнореза тоже следует изогнуть, но несколько иначе — так, как изображено на рис. 5. Не будет лишним подогнуть и выступы четырех ползунов на замках носового и кормового кильсонов (рис. 6).

При плавании по порожистым рекам многие считают рулевое устройство не только лишним, но и опасным (если, например, байдарку развернет против течения и перо руля попадет между камнями, возможна авария). Однако на озерах и спокойных реках рулевое устройство облегчает плавание, особенно в ветренную погоду, так что неплохо и в нем кое-что усовершенствовать. Шарнир пера руля и фиксатор втулки стойки подпятника надо предохранить от выпадания, надев для страховки кусочек резиновой трубки перед поворотным язычком, как показано на рис. 7. Эксцентрик подпятника лучше заменить новой деталью (рис. 8); это избавит вас от внезапных выскакиваний подпятника из гнезда металлической пластины кильсона.

Крепление штуртросов к педали руля неудобно: за снятой педалью вечно тянутся длинными хвостами штуртросы, так как быстро отсоединить их нельзя. Снабдите педаль «пуговицами» и вопрос решен (рис. 9). Винт после сборки слегка расклепайте. Соединение штуртросов с пуговицами следует производить при помощи промежуточного веревочного кольца; его можно сделать из кусочка киперной ленты. Кольцо нужно продеть сквозь отверстие в педали и уже после этого набросить на пуговицу. Если на пуговицу надеть непосредственно штуртрос, то регулировать его длину манеткой будет трудно из-за трения в местах перегиба.

На первом шпангоуте для крепления стойки с педалью руля имеется трубка, которая мешает загружать нос лодки. Если эту трубку аккуратно обработать кусачками и зачистить напильником (рис. 10), ее можно сделать поворотной. Трубка небольшим усилием поворачивается и занимает горизонтальное положение, а вы без всяких помех укладываете груз или достаете его. Для установки педали достаточно трубку опустить,

В дождливую или холодную погоду путешественника спасает фартук. Крепить его на «Ладоге» очень удобно (рис. 11), так как на фальшбортах есть отверстия; стерженьки нужно располагать через два отверстия на третьем. Позаботьтесь, чтобы фартук наглухо закрывал кокпит от дождя и в тех случаях, когда байдарка причалена к берегу и вас в ней нет.

Переделайте крепление козырька-волнореза. В прорезиненном клапане, пришитом к деке, пробойником сделайте отверстия напротив отверстий алюминиевого козырька. Клапан оставьте снаружи, а внутрь заложит; козырек. Когда пришнуруете фартук соединение станет очень надежным а между фартуком и декой образуется удобное место для хранения мелких предметов.

Если вы предпочитаете дождь пережидать, захватите с собой кусок полиэтиленовой пленки примерно по длине лодки. Как только пошел дождь, приставайте к берегу и накрывайтесь пленкой, привязав весла к фальшбортам. Ни один дождь не длится вечно. Однако, подержав пленку; по которой барабанит дождь, час-другой на голове, вы согласитесь, что лучше из этой же пленки соорудить тент. Подпорки вырежьте из прутьев ивы заранее, когда начнете плавание. Гнезда (рис. 12) удобнее всего крепить барашками. На «Ладогу» хватит шести таких гнезд; еще два гнезда сделайте из кусочков дюралевой трубки, приклепав их по краям спинки кокпита (рис. 13). В трубках, напротив заклепок, сделайте отверстия, и тогда бородком без особых затруднений можно будет клепать.

В некоторых случаях, если, например, гребет ребенок, стоит уменьшить площади лопастей весла. Лопасть обрежьте с боков ножницами, а заусенцы снимите напильником. Для начала обрежьте миллиметров на двадцать.

Если вы при случае не прочь поставить паруса, то из двух весел можно сделать мачту (напомним, что «Ладога» укомплектована тремя веслами). Средники весел соедините отрезком трубы длиной примерно 160 мм с диаметром в свету 30 мм, а на верхний конец мачты наденьте цевье весла. Если лопасти не снимаются, а мачту вы хотите иметь подлиннее, то возьмите соединительную трубку большей длины. Для крепления такой мачты к кильсону можно сделать стакан, показанный на рис. 14.

Случается, что задняя спинка выскакивает из гнезд фальшбортов. Чаще всего это происходит при энергичной гребле, когда времени для того чтобы заниматься посторонними делами нет. Поэтому заднюю спинку также стоит переделать. Одну ось замените более длинной (рис. 15), а другую вообще замените болтом (рис. 16).

В одну из навигаций единственным, но зато постоянным видом ремонта, которым приходилось заниматься авторам, было приклепывание деревянных планок спинки к поперечине. Поэтому советуем усилить спинку алюминиевыми накладками (рис. 17).

В этой статье мы описываем только то, что изготовили и проверили на своей практике, используя и многолетний опыт своих старших товарищей. Но мы сделали еще не все. В дальнейшем считаем необходимым улучшить крепление шпангоутов (особенно третьего и четвертого) к кильсону, а также устранить возможность выскакивания стрингеров из резиновых сухарей шпангоутов. В нормальных условиях разборная байдарка может служить лет 10—15, поэтому владельцам есть смысл устранять недоделки и вносить все новые усовершенствования. Разумеется, многое из того, что говорилось о «Ладоге» М-5,4, можно сделать и на любой другой байдарке.

Чтобы продлить срок службы оболочки, туристы наклеивают с ее внешней стороны вдоль стрингеров и кильсона протекторы. Чаще всего наклеивают резиновые медицинские бинты. Мы считаем, что лучший протектор получается из шины гоночного велосипеда.

Многие используют в качестве сиденья подкладные медицинские круги. Напомним, что такие круги будут служить дольше, если их беречь от солнца и сильно не надувать. Места, пропускающие воздух, можно временно подлатать лейкопластырем.

Если вы возите с собой надувной матрац, то захватите и специальный насос к нему (такие насосы бывают в продаже). Надувать матрац насосом гораздо быстрее и легче. Насос поможет также надуть волейбольные камеры, если вы закладываете их в нос и корму лодки (кстати, такая предусмотрительность весьма полезна!). В плохую погоду насос ускорит разжигание костра, так как им очень хорошо раздувать огонь.

Дорожное снаряжение полезно дополнить алюминиевым ведром с крышкой. В нем должна помещаться вся посуда (если вы ее правильно подобрали, и один предмет вкладывается в другой, как матрешки).

Лучшие колышки для палатки получаются из сталистой проволоки диаметром 2,5—3 мм, длиной 50 см. Согните кусок такой проволоки пополам (наподобие женской шпильки)—и колышек готов. Он хорошо держит палатку на любом грунте. Немаловажно, что такие колышки компактны и легче алюминиевых. Их можно использовать и для швартовки к берегу при короткой остановке. Привяжите, например, к кормовой чалке колышек и воткните его в дно, а носовую привяжите на берегу (можно использовать второй колышек); лодка окажется расчаленной и будет все время находиться на плаву.

Если в лодку попадает грязь, оболочка в местах прилегания к стрингерам перетирается быстрее. Постелите в ногах кусок материи — и вся грязь будет оставаться на этом коврике.

Для удаления воды из лодки захватите с собой поролоновую губку. Влажный поролон достаточно положить в образовавшуюся лужу и вода соберется в губке. Остается только отжать ее за борт.

От друзей в качестве доброго напутствия байдарочник слышит — «Сухих спичек!». Если такое пожелание понять буквально, то нет ничего проще: сделайте герметический контейнер (рис. 18), но вместе со спичками не забудьте положить терку (боковинку) от коробка.

Итак, сухих вам спичек!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по сборке арматуры сливного бачка с кнопкой
  • Инструкция по сборке арки из воздушных шаров
  • Инструкция по сборке антенны триколор
  • Инструкция по сборке алюминиевых теплиц
  • Инструкция по сборке алюминиевого балкона