Инструкция по сборке катамарана ветер



Сборка парусного катамарана Ветер

Предисловие.

В марте 2005 года я приобрел парусный катамаран «Ветер». Знатоки предупреждали,
первая сборка при отсутствии опыта может оказаться очень непростым занятием,
найденные в Сети материалы на тему сборки тоже оказались неутешительны (так,
на одном из сайтов
я обнаружил предупреждение, что сборка в одиночку может занять 6-8 часов!).
И вообще, во многих отзывах сквозило мнение, что «Ветер» – неплохой аппарат,
но излишне сложный и трудоемкий в монтаже. На деле все оказалось не так страшно.
Первая сборка (с одним помошником) заняла 4,5 часа, в прошедшие выходные (9
сент. на Мосморе) показатель был улучшен до 2,5 ч.

(Примечание 2011 год: ровно 3 часа в одиночку. Один раз позвал человека на помощь на 30 сек, чтобы перевернуть раму, и второй раз- чтобы подержать ставящуюся мачту)


Сборка.

Выбрано ровное место для стапеля, выгружены все четыре укладки:

1.Короткое» железо, трамплин, весь стояций и бегучий такелаж, мех, аптечка, якорь, спасжилеты и т.п. мелочь. (ок. 30 кг)
2.Баллоны, перо руля и шверт. (ок. 15 кг)
3.Всё длинное железо, весла.. (ок. 30 кг)
4.Паруса.


Открываем укладки 1 и 3, расстилаем палубу «лицом вверх»:


Первый важный момент: продеваем поперечную трубку кокпита (тонкая трубка с плавными изгибами на обоих концах) в соответствующий рукав-карман. В официальном Руководстве это одна из последних операций («Установка носового обтекателя»), но это настоящая засада: карман настолько узок, что на растянутой и прошнурованной палубе изогнутые концы трубы никак не проходят!


Переворачиваем палубу «лицом вниз». Расстилаем впереди от нее грузовой трамплин. Продеваем в карман грузового трамплина стаксельную поперечную балку (40 мм, на концах – болты), в карман палубы – «носовую» балку (50 мм). Раскладываем по порядку остальные балки поперечного набора: швертовую, шкотовую, кормовую (отличается наличием посередине развальцованной трубки, в которую должна заходить ось рулевой коробки).


Между носовой и швертовой устанавливаем продольную подмачтовую балку (швертовая коробка обращена к корме!). Под барашки подкладываем изогнутые шайбы. Справа и слева от палубы выкладываем элементы продольного набора: носовые части правого и левого верхних стрингеров (отличаются от кормовых частей тем, что не имеют шарнирно закрепленных планок с дырками – «вант-путенсов). Раскладываем параллельно стаксельной балке тросик шпрюйта штага стакселя (у меня – в сборе с барабаном закрутки и талью натяжения штага).
Собираем узел стаксельной балки: болт стаксельной балки проводим через крайнее отверстие стрингера, вместо шайбы одеваем пластину от тросика шпрюйта, наживляем барашек. Затягивать пока не нужно, сочленение должно иметь свободу.


Разкладываем в правильном порядке шпангоуты: малый-большой-малый по каждому борту.
Разворачиваем так называемый «паук», и раскладываем его: центр — в середине подмачтовой балки, передние тросы (с винтовыми талрепами) – к правой и левой оконечностям носовой балки, кормовые тросы – аналогично к швертовой балке.
Собираем первую от носа пару шпангоутов. Подстыковываем стрингера, затем цепляем талрепы «паука», сверху одеваем пластины с кольцами – нижние части мягких талрепов от передних вант. И снова не затягиваем барашки!


Ставим шверт: вставляем пластину шверта между щеками швертовой коробки, свинчиваем ось поворота, присоединяем укосы.

Важно: болты, проходящий поперек большого шпангоута – увеличенной длины, т.к. в эту точку заводятся и укосы шверта. Таких болтов в мешочке с крепежом всего два, чтобы не перепутать их с остальными, при разборке я оставляю их наживленными на укосы.

К носовым частям стрингеров подстыковываем кормовые. Вант-путенсы сейчас смотрят вниз, чтобы в нормальном положении катамарана они оказались смотрящими вверх.

Собираем вторую от носа пару – «большие» шпангоуты, вместо шайб под барашек идут задние тросы «паука».

(на данном фото установка паука не показана, потому что… забыл! Пришлось ставить позже, что не есть оптимально: надо будет обратно отворачивать гайки. Подобные отступления от правильной последовательности сборки не смертельны, но именно из-за них и набегает порой лишний час сборки).


Собираем третью пару шпангоутов – так же, как и первую:


Собираем на кормовой балке узел рулевой коробки с подкосами (тут тоже в тритоновском руководстве некорректно прописана последовательность действий, что приводит к сложностям: рулевая коробка не вставляется).

Примечание: на фото видно, что у меня верхняя часть оси рулевой коробки вставляется не в развальцовку непосредственно на кормовой балке, а в отверстие специальной пластины. Про эту доработку — читать здесь.


Замыкаем раму кормовой балкой, через крайние отверстия стрингеров. Под барашки вместо шайб одеваем концевые пластины еще одного тросика с кольцом посередине, аналогично тому, что ставили на стаксельную балку. Это будет так называемый погон блока грота-шкота.


Стыкуем продольный укос шарнира рулевой коробки со шкотовой балкой. Вместо шайбы под барашек заводится пластина с резиновым жгутом – оттяжка пера руля. (И еще я завожу на это соединение петлю снасти для подъема шверта, с блоком для удвоения усилия).



Для опускания шверта в рабочее положениеу меня предназначена другая снасть. Со сложенным вдвое резиновым амортизатором (который позволяет шверту откинуться при наезде на мель или иное препятствие), и с блоком для удвоения усилия. Проводится этот фал от носовой балки, через блочок на шверте, и обратно через носовую в щелевой стопор:


Теперь надо обойти всю раму по периметру, и окончательно затянуть все наживленные барашки – свобода перемещения деталей рамы более не актуальна.


Собираем нижние стрингера. Сходящиеся к носу и корме парные трубки соединяем болтом. Стыкуем среднюю часть каждого стрингера к кормовой части (телескопическое соединение с кнопкой-защелкой).


Продолжение на стр. 2

Яндекс.Метрика


Тема: Сборка «Ветра» в картинках  (Прочитано 11181 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Алекс М560

  • Сообщений: 4072
  • Уважуха: +348/-163
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560

Отснял пооперационно все этапы сборки «Ветра» (более 50 фоток), оформил в виде статьи в помощь начинающим ветроводам А также лицам, планирующим покупку сего аппарата. Особое внимание уделено НЕПРОПИСАННЫМ в типовом тритоновском «руководстве по сборке» хитростям и тонкостям, облегчающим и ускоряющим сборку. Думаю, что будет особенно полезно людям, туго воспринимающим инструкции в виде сухого технического текста (а ведь таких немало!).
Ознакомиться можно по адресу:
http://alekssi.narod.ru/Veter/Sborka1.html
и продолжение:
http://alekssi.narod.ru/Veter/Sborka2.html
http://alekssi.narod.ru/Veter/Sborka3.html
http://alekssi.narod.ru/Veter/Sborka4.html
Данный набор картинок – основу, в дальнейшем планируется расширять отдельными статьями о вносимых (и лично опробованных) усовершенствованиях и доработках.
Велкам :-)


Записан

Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.


wed

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +1/-1
  • Тип: Ветер 2М

Добрый день=)
я уже второй день пытаюсь собрать катамаран=) Остановился на сборке/постановке мачты. У кого есть возможность сфотографировать крепления мачты к корпусу, сфотайте пожалуйста…  Мне непонятно следующее:
На стык крепится U образная скоба с верхними вантами. Прикрепил.
у этой U скобы есть тросы, куда крепятся? Кольца — вообще загадка.
Про нижние ванты тоже остался в непонятках, единственно что нашел похожее это шнур с скобой. 
 


Записан


Дмитрий

  • Сообщений: 153
  • Уважуха: +8/-1
  • M-802 «Exciter»
  • Название: Exciter
  • Номер: M802


Записан

Bogaev D.


Cтарый

  • Сообщений: 53
  • Уважуха: +2/-3
  • Название: Мокен
  • Номер: M605

Кольца с планками это пара мягких талрепов передних вант. Ставятся под барашки второй поперечной балки. От скобы пара вант без колец заводятся на ватпутенс, который должен присутствовать на верхнем стрингере у третьей балки ближе к корме. Нижние ванты, через кольца с планками (мягкий талреп) ставятся под барашки третьей балки.
Шнур предпологается исользовать для талрепа.


Записан

Делай добро и бросай его в воду. Оно не пропадёт, добром к тебе вернётся…


wed

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +1/-1
  • Тип: Ветер 2М

Мдя… перелистнул страницу инструкции и нашел рисунок мягких талрепов, догадаться что он к мачте относится сложно.
Странная инструкция, рисунки не подписаны никак.. иной раз ссылается мол на рисунке посмотрите а на каком рисунке неясно. Вроде что-то понял, в след выхи буду пробовать собирать=)


Записан


Алекс М560

  • Сообщений: 4072
  • Уважуха: +348/-163
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560

Не стоит к каждой веревочке, вложенной в комплект катамарана производителем, относиться как к догме, типа вот это — правая малая ванта, и ничто иное (диагностический признак — привязанное колечко, про которое говорится в тексте инструкции). А вот это — снасть подъема шверта, потому что больше эта веревка никуда не пристраивается…
Помните, что производитель (во всяком случае Тритон — точно, проверено), нарезает концы не по принципу необходимой и достаточной длины, а лишь бы число концов боле-мене соответствовало описи вложения. Видимо, исходят их того, что правильный владелец все равно бОльшую часть такелажа переделает под себя, накупит красивых разноцветных веревочек, дополнительных стопоров и т.п.


Записан

Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.


За время существования фирмы «Тритон» для парусных катамаранов Ветер было выпущено несколько модификаций основной палубы. Самое глобальное различие — переход от надевания палубы на вторую балку к надеванию палубы на кормовую (рулевую) балку у Ветер 2М. Параллельно произошёл отказ от пришитого кокпита-укрытия. 

«Верфь Успенских» выпускает варианты палубы как в исполнении Ветер 2М, так и в классическом варианте (обычно без рубки). Как и в аналогичных случаях, в зависимости от пожелания клиента, палуба может быть выпущена как сплошной, так и комбинированной с сеткой, при чем размеры сетчатой  части могут варьироваться. 

Сплошная палуба для катамарана Ветер

Исполняется из ткани Ferrari 705 Precontraint®  плотностью 650 гр/кв.м. что делает её достаточно лёгкой, прочной и позволяет хорошо «набивать» из за низкого коэффициента растяжения тканей, изготовленных по технологии Precontraint®.

На фотографиях сплошная палуба в классическом варианте — надеваемая на вторую от носа  балку. Натяжение палубы осуществляется притягиванием трубки, продетой в карман в палубе, к раме (продольные стрингера и кормовая балка), веревкой 4-6 мм.   Все прорези в палубе (кроме отверстий для шнуровки) продублированы. Для слива воды в палубе сделаны отверстия, заклеенные сеткой — шпигаты.

Палуба на Ветер

В варианте классического «Ветра» рулевое «окно» замкнуто. 

Рулевое окно

Рулевое окно

Для фиксации груза на палубе к ней приклеены D-кольца. Отверстие для степса мачты усилено. В переднем кармане сделана прорезь для крепления грузовой палубы и/или бушприта, используемого для несения дополнительного паруса — генакера.

Грузовая площадка палубы

Рулевое окно

Для фиксации груза на палубе к ней приклеены D-кольца. Отверстие для степса мачты усилено. В переднем кармане сделана прорезь для крепления грузовой палубы и/или бушприта, используемого для несения дополнительного паруса — генакера.

Грузовая площадка палубы

Грузовая площадка палубы

Комбинированная палуба для катамарана Ветер

Палуба на Ветер. Сетка

Комбинированная палуба для Ветра.

Вариант комбинированной палубы имеет сплошную часть в грузовом отсеке и сетчатую в местах расположения экипажа. Исполняется, так же, в двух вариантах: с карманом для кормовой балки и с карманом, надевающимся на переднюю мачтовую балку (№2). В местах прохожденя над балками  предусмотрена возможность дублирования сетки полосой сплошной ткани. Как и на сплошной палубе, все вырезы и отверстия продублированы.

Дублирование вырезов

Комбинированная палуба для Ветра.

Вариант комбинированной палубы имеет сплошную часть в грузовом отсеке и сетчатую в местах расположения экипажа. Исполняется, так же, в двух вариантах: с карманом для кормовой балки и с карманом, надевающимся на переднюю мачтовую балку (№2). В местах прохожденя над балками  предусмотрена возможность дублирования сетки полосой сплошной ткани. Как и на сплошной палубе, все вырезы и отверстия продублированы.

Дублирование вырезов

Дублирование вырезов в палубе

Для натяжения используются ремни с «липучкой»

Ремни для натяжения палубы с застёжкой "липучка"

Ремни

*** Статья в процессе редактирования ******* 

Задумали мы эти испытания еще летом, когда под натиском звонков в редакцию с просьбой сообщить координаты людей, строящих парусные надувные катамараны, мы решили договориться о сотрудничестве с единственными на сегодняшний день производителями таких плавсредств в стране — питерской фирмой «Тритон». Действительно, не было в прошедшем сезоне популярнее вопроса: «Скажите, кто у нас делает надувные катамараны?» Даже из Канады звонили. Нам это в конце концов надоело, и мы решили не только ответить на этот вопрос, но и познакомить желающих с «Ветром», о котором упоминалось в предыдущем номере.

Технические характеристики разборного парусного катамарана «Ветер»

Ширина по осям поплавков, м 2.0
Диаметр поплавка, м 0.45
Высота мачты, м 6.6
Грузоподъемность, кг 350
Площадь парусности, м2:
Грот 8.0
Стаксель 2.0
Вес, кг 65
Габариты упаковок, м: 0.4х0.25х1.1
2.2х0.25х0.25
Предназначен для походов и прогулок по рекам и озерам при высоте волны не более 0.5 м и силе ветра не более 10 м/с.

Поскольку владелец «Ветра», любезно согласившийся предоставить нам его для испытаний, принимал участие в традиционных соревнованиях туристов-парусников, забирать катамаран нам пришлось прямо «с воды», после финиша заключительной гонки. Для полной, по-научному выражаясь, презен-тативности теста нам следовало получить его в заранее упакованном виде, дабы проверить, уложимся ли мы в предусмотренный изготовителем полуторачасовой норматив сборки без посторонней помощи, пользуясь одной лишь инструкцией. Но все же мы не удержались от того, чтобы не понаблюдать за процессом, что называется, в обратном порядке.

Увиденное нас несколько успокоило — буквально минут через десять после финиша «Ветер» был полностью разобран, а детали убраны во вместительный «баул» и длинный мягкий пенал. Обе упаковочные емкости изготовлены, надо сказать, весьма культурно, снабжены многочисленными ремешками с самоконтрящимися пластиковыми пряжками и удобными мягкими ручками. На «короткой» упаковке имеются даже рюкзачные лямки, но от «пешеходной» части испытаний, прикинув вес баула в руках, мы сразу решили отказаться и подогнали стоящий наготове ВАЗ-2107 с установленным на крыше багажником поближе к берегу.

Инструкция предлагает перевозить баул в заднем багажнике, а пенал — на крыше. С фиксацией последнего проблем не возникло — одного отрезка обычной бельевой веревки длиной метров семь оказалось вполне достаточно. Единственно советуем владельцам «Ветра» последовать нашему примеру и время от времени проверять крепление,особенно на первых километрах пути — на ухабистом трясучем проселке, ведущем от озера к шоссе, уложенные в мягкий пенал трубы распределились поплотнее, и натяжение веревки ослабло.

А вот «баул» залезать в багажник «семерки» почему-то отказывался. Можно было бы выиграть пространство, переложив со штатного места «запаску», но мы решили не возиться и пристроили его на свободном заднем сиденье. (Забегая вперед, скажем, что уже после окончания испытаний, аккуратно и без спешки уложив содержимое упаковки, мы все-таки сумели впихнуть ее в багажник, причем там еще и хватило место для пары объемистых сумок. Нужда заставила — сиденье потребовалось для пассажиров.)

Без приключений одолев полторы сотни километров до традиционной акватории редакционных испытаний — озера Вуокса в районе Приозерска — и как следует отдохнув, на следующий день около десяти утра мы въехали на территорию при-озерской спасательной станции и выгрузили тюки из машины. Многозначительно щелкнул секундомер.

Недаром говорят мудрые люди: где один управится за час, там семеро провозятся десять! В общем, такие сцены, как сборка «Ветра» испытательской командой «КиЯ», надо снимать на кино.

Как вы уже догадались, было нас много — а именно пятеро. И происходило все примерно так: один из нас, держа в руке инструкцию, словно оперный певец партитуру, и вдохновенно запрокинув голову, провозглашал что-нибудь вроде: «Через нижние кольца центральных шпангоутов проденьте центральные части нижних стрингеров обсаженной частью в сторону кормы и состыкуйте их!» После этого минут десять слышались только звяканье перебираемых деталей и невнятное бормотание: «Это у тебя верхний стрингер или нижний?» — «Какой еще нижний — передний!» Апофеозом нашего сборочного идиотизма оказалась установка ноковой части гика вместо укосин шверта (эти шарнирные детали малость похожи) и безуспешные попытки приспособить к торчащим из-под днища коротким трубочкам что-нибудь подходящее по диаметру. В общем, все очень напоминало старинную цирковую репризу «Бим и Бом строят дом».

И действительно: выбрать при первой сборке из кучи всевозможных трубок нужную, руководствуясь исключительно принятой в инструкции терминологией, оказалось вовсе не простым делом (несмотря на то, что среди сборщиков имелись люди с дипломами кораблестроителей!). Согласны, что мы дураки, но и инструкция должна быть на дурака рассчитана! На третьем часу возни (секундомер был давно стыдливо убран подальше) мы единодушно решили посоветовать создателям «Ветра» хоть как-то отмаркировать всю эту бездну деталей — например, выбитыми на них цифрами. Руководящие указания стали бы куда проще: скажем, «подсоединить деталь № 3 к детали № 28». Удобна была бы и цветовая маркировка, когда синюю метку совмещаешь с синей, красную — с красной и т.д.

Во время всей этой суеты очень понравилось, что нарядное анодное покрытие не только придает алюминиевым деталям «фирменный» вид, но и не пачкает руки, как происходит это при сборке подобных судов любительской постройки. Пришлись нам по душе и поплавки из виниплана плотностью 800 г/м2. Прочность материала — по крайней мере, внешне — сомнений не вызывает (в отличие от материала, примененного на «Просторе»). Кроме того, каждый из поплавков разделен на два независимых отсека, и в случае даже значительного повреждения можно безопасно добраться до базы.

Поскольку катамаран уже пару раз разбирали и собирали до нас, вскрылись некоторые слабые места конструкции. В частности, однажды наши предшественники, судя по всему, не до конца надвинули фиксирующую трубочку на замок одного из стрингеров, отчего стальной замок перекосился в алюминиевой трубе. Попытки устранить перекос ни к чему не привели, и нам пришлось прибегнуть к помощи напильника. Сорванной стальным болтом оказалась и алюминиевая резьба на одном из углов «рамы» катамарана, и это неудивительно — соединение не шарнирное, и обеспечить соосность резьбы, «наживляя» болт и удерживая на весу длинную массивную трубу, достаточно трудно. (Конструктор катамарана Игорь Романов, которому мы потом высказали свои замечания, согласился, что эти узлы требуют доработки и даже поделился некоторыми предварительными конструктивными решениями. Обещал он, кстати, и более понятную, богато иллюстрированную инструкцию).

Когда уже практически в сумерках сборка была более-менее закончена, мы вкратце подвели итоги и пришли в такому выводу: доведись нам собирать катамаран еще раз, то часа в три мы бы уложились — львиная доля времени была потеряна на «опознание» нужных деталей, поиск ошибок и их исправление, для чего собранные уже узлы приходилось разбирать по новой.

Поскольку на Вуоксе с утра царил полный штиль, собранный катамаран мы оставили на спасательной станции и отложили ходовые испытания на следующий день.

С утра мы с удвоенной энергией довооружили парусник и не мешкая вышли на воду.

Вышли втроем, посадив на руль настоящего специалиста — мастера спорта международного класса по парусу Алексея Мурашкина. Ко всем прочим достоинствам и титулам добавим то важное обстоятельство, что Алексей единственный из нас уже имел опыт хождения на надувных катамаранах — в свое время он был владельцем популярного в народе катамарана «Простор» и кое-какие ощущения от тех плаваний еще сохранил в памяти. Уже в момент установки рангоута он отметил, что мачта «Ветра» сильно напоминает «просторовскую». Как позже выяснили из инструкции, так оно и есть: создатели «Ветра» не стали совершенствовать неплохо зарекомендовавшую себя мачту «Простора» и просто закупают комплект рангоута на ныне простаивающем заводе в Москве. При проектировании нового катамарана внимание было уделено, в основном, прочности и обводам надувных корпусов, общему дизайну и технологичности производства. Ну и снижению себестоимости, естественно. Напомним, что на «Просторе» стояли 5.3-метровые поплавки из тонкой прорезиненной ткани, усиленные в носах узкими «башмаками». Поплавки на «Ветре» выполнены из современных, более надежных материалов (из виниплана делают все современные «надувнушки») и имеют цельноклееную конструкцию без дополнительных «надстроек». Они стали и внешне приятнее, и работать с ними удобнее.

Вуокса откликнулась на наше желание покататься на новом для нас снаряде легким ветром и практически гладкой водой. Так что нам не удалось проследить за тем, как «Ветер» всходит на волну, как он ведет себя на кренах и каким образом берутся рифы при неожиданном усилении ветра. Впрочем, и тем условиям, что подарила нам в тот день осенняя природа, мы были рады.

Общий вес груза (т.е. нас троих в теплых непромоканцах) составлял порядка 250 кг, в то время как инструкция допускает нагрузку в 350 кг — для проверки мы смело могли взять с собой еще какого-нибудь толстяка, но слабый ветер отговорил нас от этой затеи. Между тем наши четверть тонны были без проблем сдвинуты с места — катамаран легко «подхватил» и побежал в полветра. Не успели еще сопровождавшие нас коллеги «раскурить» движки на своих моторках, как мы уже ушли от базы километра на полтора.

Пока Алексей приноравливался к рулю (точнее, к румпелю: накануне эксперимента «родное» перо было сломано, и нам достался его аналог — руль от самодельного несерийного катамарана, и его румпель явно нуждался в доработке), мы распределили обязанности: второй член экипажа взялся за стаксель-шкоты, а третий занялся замерами внешних параметров — силы и направления ветра, скорости, температуры воздуха за бортом, да и вообще — следил за ощущениями.

На ходу то и дело проверяли работу шверта, перегибаясь через переднюю балку. Основания для сомнений были — дело в том, что в штатном варианте рабочее положение шверта обеспечивается резиновой оттяжкой (которая не способна удержать его даже на берегу), и поэтому при сборке мы прицепили еще одну — дополнительную.

Замысел, в принципе, неплохой — при задевании, скажем, за ту же каменную гряду (которые в обмелевшей Вуоксе «вылезли» в самых неожиданных местах) шверт попросту автоматически откидывается, и побледневшие, но невредимые яхтсмены бодро продолжают свой путь. «Поворот делаем при характерном постукивании из-под палубы!» — командовал наш титулованный рулевой при лавировке в узкости. Хотя принудительно выбрать шверт нереально — снасточка-то для этого имеется, но ее необходимо снабдить талями как минимум в три лопаря, чтобы с этой задачей справился обычный человек, а не тяжелоатлет.

Кроме того, даже двух резиновых оттяжек оказалось недостаточно — под конец путешествия шверт ушел назад, отчего центровка катамарана, естественно, изменилась. Было бы куда лучше снабдить шверт нормальными шверт-талями, действующими в обе стороны. Ходовую ветвь талей можно пустить поверх палубы в ДП и снабдить ее цветной марочкой, чтобы определять положение шверта. А роль «автомата безопасности» мог бы сыграть специальный стопор, открывающийся при пиковых нагрузках — скажем, при ударе шверта о камни.

Вскоре подоспели и мотолодки. Договорившись о пути следования, мы продолжили плавание в сторону второго плеса, туда, где открытой воды и ветра побольше, где, может быть, мы встретим волну. Выход на плес лежал через узкую горловину, создающую эффект аэродинамической трубы — ветер здесь стабильно дул вдоль естественного канала строго навстречу нашему движению. Таким образом мы могли сразу же приступить к оценке ла-вировочных качеств доверенного нам спортивного снаряда.

Лавировка в узкой горловине против ветра, дувшего со скоростью 3-5 м/с, позволила нам произвести более-менее точные замеры лавировочного угла и дрейфа. Путь через горловину лежал в направлении строго на север. На левом галсе наш компасный курс составлял 45°, в то время как GPS показывал 55°. Повторив замеры несколько раз, аналогичную разницу получили и на правом галсе. 10-градусный дрейф даже в слабый ветер вполне понятен — вес самого катамарана втрое меньше веса седоков, да и шверт тут один, а не два, как на гоночных катамаранах.

Алексей отметил, что оверштаг крутить значительно проще, чем на «Просторе», где отсутствует стаксель. Передний парус, несомненно, принципиально улучшает способность катамарана совершать повороты.

Пока развлекались с приборчиками, катамаран выскочил на широкий плес, и мы некоторое время походили специально, что называется, «на камеру». Поскольку, повторим, ветра было немного, заставить парусник выйти на один поплавок и сделать эффектный снимок нам никак не удавалось. Возникла сумасшедшая идея закренить катамаран под ветер и так сфотографироваться. Как только мы втроем сместили свою массу на подветренный борт, наветренный поплавок оторвался от воды и катамаран начал стремительно опрокидываться. Нежелание купаться в октябрьской воде положительно сказалось на быстроте реакции, и естественное распрямление наших тел в сторону, противоположную крену, успокоило восставшую машину и вернуло нам спокойствие неторопливого плавания.

«Нужно закренивать вдвоем, а кто-то один пусть остается на наветренном борту» — последовал вполне логичный совет из моторки. Мы, в свою очередь, предложили советчикам лично продемонстрировать нам такую технику хождения под парусами. Сами понимаете, что эксперимент так и не состоялся. Поэтому имеем, что имеем: идиллические картинки по типу «Трое в лодке…» — только зонтиков не хватает.

Попробовав управление на различных курсах, мы решили, что самое время сделать замеры для построения «поляр», то бишь полярных диаграмм скоростей. Как раз в этот момент подраздуло. Чистый ветер выбил из «ветрочета» вполне приличные показания (5-6 м/с), и мы поехали. Еще одна лавировка, галфвинд, бакштаг… Пока шли бакштаг левого галса, забрались сильно под берег, а здесь уже другой ветер. Стали возвращаться на осевую линию плеса, попробовали галфвинд правого борта — очень хорошо! Уже и динамика какая-то появилась, и брызги в лицо, и на порывчиках можно вывеситься в открен, зацепившись ногами за ремни…

Тут бы и поработать нашим фотомастерам, да мы их, как на грех, отпустили — мол, не мешайте работать. Те, в свою очередь, показав нам рукой генеральное направление движения («Следуйте до горизонта, далее направо порядка пятидесяти метров, там мы и будем рыбачить»), отправились к таинственному острову, на котором «все готово в лучшем виде, только не задерживайтесь», и через несколько минут скрылись из виду. Рев «Нептуна» и заморской «Сельвы» затих в далеких камышах.

Мы продолжили эксперимент. К сожалению, пока наслаждались движением в полветра, тот и сам вполовину поубавился, и замерить полный бакштаг и чистый фордевинд в прежней ветровой кондиции нам не удалось. «Поляра» потихоньку уплывала из наших рук, но теперь это уже не расстраивало — мы просто получали наслаждение от хождения под парусами. Даже наш великий кормчий А.Мурашкин оставил свои гоночные замашки и умиротворенно заметил: «Эх, ребята, что еще нужно простому туристу? Плывешь себе, куда надо — ни на веслах не надрываешься, ни мотором не тарахтишь…»

Тем временем определились некоторые ощущения, связанные с техникой управления катамараном, на которых теперь хотелось бы остановиться.

При достаточной нагрузке на грот даже у опытного рулевого (а в опыте Мурашки-на сомневаться не советуем) возникает желание закрепить гика-шкот на палубе, а не держать его в руке. Тем более захочется разгрузить руку при длительном движении одним галсом. А заложить-то шкот не за что! Стопоров нету. Попробовали такой вариант: линь пера руля завязали петлей на баллерной коробке, а освободившийся стопорный блочок, закрепленный на металлической пластине, употребили для фиксации упомянутого шкота. Помогло, но ненадолго: пластина вскоре отогнулась — уж больно слаба.

Позднее конструкторы объяснили нам, что фиксировать гика-шкот нежелательно, так как владельцы туристских парусных катамаранов в большинстве своем не являются искушенными яхтсменами, и вполне могут прозевать усиление ветра или крепкий ветровой порыв. Если шкот будет заложен, путешественники неминуемо окажутся в воде, что плохо. Нам же кажется, что быстро обезветрить грот, гика-шкот которого проведен через стопорный блок, после некоторой тренировки сможет практически каждый.

Что же касается стаксель-шкотов, то здесь все более понятно и удобно. Пара блоков закреплена посередине между ДП и каждым бортом на стропе, идущем поперек катамарана, и пропущенные через них шкоты фиксируются в кулачковых стопорных блочках, закрепленных по бортам. Однако следует отметить, что усилия при выборке и набивании шкота показались «матросу» великоватыми, хотя стаксель-то с носовой платочек!

Вероятно, это связано с особенностями проводки: чтобы заложить на стопор ходовой конец, приходилось тянуть его не к себе, а немного в сторону, так как сам стопор расположен дальше в нос от того места на палубе, где сидит шкотовый. И поскольку быстрота и «красота» поворота на нашем катамаране, практически не имеющем инерции, во многом зависела как раз от грамотной и расторопной работы на стакселе, наш «горилла» после получаса интенсивной лавировки принялся дуть на стертые ладони, а вскоре и вовсе стал откровенно сачковать.

Пока мы изучали работу такелажа, возлежащий в районе мачты коллега (который утруждал себя исключительно нажиманием кнопок на приемнике GPS) лениво отметил, что брызги все-таки летят, и что неплохо было бы использовать специальный виниловый обтекатель, который крепится в носовой части катамарана и хорошо предохраняет от замывания. Такой обтекатель предлагается фирмой в качестве одной из опций поставки.

К слову, фирма-изготовитель предлагает в комплект к «Ветру» также и съемный багажник — бортовые баллоны из того же материала; на время перехода они навешиваются на поплавки в корме.

Как мы уже говорили, повода брать рифы, уменьшать парусность у нас не было — стоял погожий осенний день, и ветер был почти ласковым. И все же мы ухитрились попасть в ситуацию, когда возникла необходимость стравить грот по фалу. Сделать этого мы не смогли, и вот по какой причине.

При постановке грота (еще на берегу) мы прибегли к упрощенному способу: заведя усиленную переднюю шкаторину в лик-паз на мачте, мы просто зафиксировали топовый угол в верхней точке, не утруждая себя проводкой грота-фала. Поступать так, конечно, можно, ведь большинство плаваний на подобных суденышках проходит вблизи берега, и всегда есть возможность, выйдя на твердую землю, перезавести грот, взять рифы и продолжить плавание. Этот вариант ввиду его простоты является наиболее популярным. Инструкцией же предусмотрена проводка грота-фала через блок, закрепленный у топа мачты, и в этом случае последующая работа с гротом существенно упрощается.

Так вот: разгоняясь после очередного поворота оверштаг, мы заметили, что галсовый угол грота выскочил из лик-паза, а за ним начинает потихоньку вываливаться и нижняя часть передней шкаторины.

Бороться с этим явлением довольно просто — нужно наряду с вертикальной оттяжкой заводить и горизонтальную, которая бы плотно притягивала галсовый угол к мачте (в инструкции про это не говорилось). Можно придумать и конструктивное решение — например, возможность фиксировать галсовый угол грота на мачте с помощью шпильки или пальца, пропущенных в люверс. Мы же, поленившись приставать к берегу из-за такой ерунды, решили возникшую проблему довольно варварским способом — отверткой затолкали шкаторину обратно в ликпаз и притянули ее к мачте шкертом. Плавание продолжалось.

Получив практически все интересовавшие нас цифры и ощущения, мы направили катамаран вдогонку нашим товарищам. Путь лежал между маленькими островками, вдали от «большой воды», где еще хоть как-то дуло. Здесь же ветер, до того постепенно стихавший, попав в лабиринт островов, и вовсе сник, распался штилем. Мы, несколько удрученные таким поворотом событий (весла-то у нас не было), пытались подольше сохранить ход по инерции, но вскоре все же остановились. Тихо, красиво кругом, и — никого.

В этот момент мы волей-неволей задумались о том, что неплохо было бы еще и мотор подвесной с собой прихватить. Силы так на две-три. С другой стороны, куда и как его крепить, было непонятно — инструкция на этот счет пояснений не давала, а однозначного места на катамаране для этой цели вроде бы и нет. Что странно, ведь в дальнем туристском походе без подвесника вряд ли можно обойтись. Конструкторам «Ветра» явно необходимо подумать над этим вопросом.

Проходит пять, десять минут ожидания. Что ж нам делать-то?! Наконец, откуда-то из-за островов слышен мощный рев подвесника. За нами приехали. Брошен буксирный конец, который мы фиксируем на стаксельной балке, и наш «Ветер» бодро устремляется вслед за «Казанкой».

На берегу нас действительно уже поджидал роскошный прием: костерок, накрытый стол и все такое. В общем, через пару часов решили возвращаться, чтобы успеть засветло на базу. Вышли под парусами. Задувало слабо-слабо (от силы 2 м/с). И тем не менее, стоило только парусам зацепить немного ветра, забрать его легкое, почти неощутимое дыхание, как катамаран послушно подавался вперед. Да, похоже, что «Ветер» с ветром — «на ты».

Оставалось уточнить время, которое мы затратим на разборку и упаковку. Та же инструкция, к примеру, обещала нам 30минутный процесс. Но, как говорится, ломать — не строить. Буквально минут через пятнадцать после выхода на берег мы уже садились в машины и выруливали на Приозерское шоссе. Довольные катамараном и собой мы возвращались домой, в серый промозглый Питер.

А.Петров, А.Лисочкин

Редакция выражает признательность начальнику Приозерской спасательной станции ГИМС Ленинградской области Виталию Максимовичу Карязову за радушный прием и содействие в проведении испытаний.

Парусный катамаран «Ветер»   «Тритон-Лтд»

Новая модификация парусного катамарана «Ветер»!!!
Отличается от предыдущих моделей по следующим позициям:
Рама катамарана расположена выше над водой, за счет применения шпангоутов от катамарана «Тайфун». Изменился диаметр основных труб фермы катамарана. Появилась возможность перевозить собранные фермы катамарана целиком, на верхнем багажнике автомобиля(см. фото ниже). Корпуса стали длиннее на 500 мм, изменилась форма кормы и диаметр корпусов (480 мм), убрана застежка носового обтекателя баллона. Возрасла грузоподъемность. На шкоты установлены блоки со стопорами производства фирмы Ronstan. Швертовое устройство выполнено аналогично как на катамаране «Тайфун». Шверт из алюминиевого профиля (305х1350), на карданной подвеске. Изменились форма и размер парусов — грот 8 м.кв., стаксель 2 м.кв.
Основная палуба оснащена специальными местами для крепления гермоупаковок.

По заказу катамаран может быть дополнительно укомплектован:
комплектом трапеции (на два борта)
закруткой стакселя,
комплектом краспиц с ромб-вантами,
палаткой,
носовой палубой-сеткой,
генакерным вооружением 12 м.кв,
транцем под мотор,
бортовыми баллонами,
веслами,
спасательными жилетами,
гермоупаковками или гермобаулами.

                                        Материалы

Рама: дюралюминиевый сплав Д16Т, сталь нержавеющая;
Оболочка поплавков: ткань PVC 900 г/кв.м
Парус: дакрон 210 г/кв.м;
Руль: стеклокомпозит
Шверт: профиль алюминиевый
Трамплин (палуба с носовым обтекателем): ткань PVC 650 г/кв.м

Общие характеристики

Длина катамарана, м 5,5
Диаметр баллона mах, мм 480
Ширина максимальная, м 2.48
Высота мачты , м 6,6
Парусность : грот, кв.м 8
Парусность : стаксель, кв.м 2
Вес катамарана, кг
Количество упаковок, шт. 3
Экипаж в походе, чел 2-3
Экипаж в соревнованиях, чел. 2
Полезная нагрузка, кг. до 400

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по сборке кровати trofast
  • Инструкция по сборке каркасного бассейна intex на русском
  • Инструкция по сборке кровати solana одри
  • Инструкция по сборке каркасного бассейна bestway прямоугольного 400х211
  • Инструкция по сборке кровати leksvik