Инструкция по служебной деятельности 199 369

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №ГКПИ11-1774

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Москва 24 я н в а р я 2012 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Емышевой В.А.

при секретаре Карулине И.В.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бабошина К А Алиева Р Р Газукина В В о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. № 199дсп/369дсп,

установил:

приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. № 199дсп/369дсп утверждена Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (далее — Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2006 г., № 8094.

Абзацем вторым пункта 167 Инструкции предусмотрено, что при размещении в камерах спецвагона беременных женщин или женщин с детьми в возрасте до трех лет нормы посадки сокращаются на 50%. При конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагоне не более 4 часов допускается посадка в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек.

Абзацем третьим пункта 167 Инструкции установлены нормы посадки в спецавтомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонн — до 13 человек, 2,5-3 тонн — до 21 человек, 4 тонны — до 36 человек.

Бабошин К.А., Алиев Р.Р., Газукин В.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 167 Инструкции в части, допускающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек, и абзаца третьего пункта 167 Инструкции, ссылаясь на их противоречие общепризнанным принципам и нормам международного права, запрещающим применение пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения, и практике Европейского Суда по правам человека.

Также, по их мнению, в результате применения оспариваемых положений перевозка осужденных осуществляется в условиях, когда площадь на одного заключенного в многоместной камере спецвагона составляет 0,6 — 0,8 кв. м, в спецавтомобиле — 0,6 — 0,8 кв. м; абзац второй пункта 167 Инструкции не предусматривает выделение заключенным отдельного спального места и спальных принадлежностей. Нахождение в таких условиях с личными вещами считают жестоким и унижающим человеческое достоинство обращением.

Заявители извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

Представитель заявителей Мезак Э.А. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Михайлов П.Н., представители Федеральной службы исполнения наказаний Комарова И.В., Побединский И.Н., представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Прошунин А.В., Петухов Ю.С, Марьян Г.В возражали против доводов заявителей и пояснили, что Инструкция издана в соответствии с предоставленной компетенцией, оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителей не нарушают.

Выслушав объяснения представителя заявителей, представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей удовлетворить заявление частично, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Инструкция утверждена Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с предоставленными полномочиями и определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.) запрещена перевозка заключенных в условиях недостаточной вентиляции или освещения или же в любых других физически излишне тяжелых условиях (подпункт 2 пункта 45). Согласно пункту 32.2 приложения к Рекомендации Кес (2006)2 Комитета Министров государствам-членам Совета Европы, касающейся Европейских тюремных правил, утвержденной Комитетом Министров 11 января 2006 г перемещение заключенных в условиях недостаточной вентиляции и освещения или же в любых других условиях, создающих для них излишние неудобства или унижающих их достоинство, запрещается.

В силу статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия (часть 3).

В судебном заседании установлено, что для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по плановым и сквозным железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Вагоны для спецконтингента в зависимости от модели могут быть 9-камерными (5 больших камер и 4 малые) или 8-камерными (5 больших камер и 3 малые Большая камера оборудована 6 полками и 1 перекидным клапаном рассчитанными на 5 лежачих и 8 сидячих мест, по 4 человека на каждую из двух нижних полок; малая камера оборудована 3 полками, рассчитанными на 2 лежачих и 4 сидячих места.

С 2004 года для перевозки осужденных используется вагон ЦМВ61-4500. Согласно техническим условиям на эту модель вагон является 8-камерным (5 больших камер и 3 малые), количество мест — 85 (10 служебных и 75 мест для спецконтингента), оснащен вентиляцией и кондиционированием, освещением, отоплением, туалетом, все окна в спецвагоне снабжены решетками, конструкция которых позволяет открывать окна для проветривания вагона сдвиганием рамы окна вниз. При этом в камерах непосредственно окон не имеется, однако от общего коридора режимной части спецвагона они отделены не стеной, а решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое пространство.

Конструкция вагона, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № 12.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 г. абзац первый пункта 167 Инструкции устанавливающий норму посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из расчета по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры признан не противоречащим нормам международного права, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Абзац второй пункта 167 Инструкции допускает посадку при конвоировании не более 4 часов в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек.

Согласно техническим условиям большая камера имеет размер 205×150,9 см, малая — 205×100 см; длина полки составляет 205 см, ширина прохода — 47 см.

Размещение 6 человек в малой камере, оборудованной 3 полками рассчитанной на 2 лежачих и 4 сидячих места, не превышает проектную вместимость, не противоречит каким-либо нормам международного или федерального законодательства.

Как пояснил суду представитель ФСИН России, в случае посадки в большую камеру 16 лиц, они будут размещены следующим образом: по 5 человек на двух нижних полках, по 1 человеку на верхних полках, 4 человека — на средних двух и откидной полках.

Принимая во внимание размеры полок, ширину откидного клапана (не более 47 см), суд считает, что перемещение в большой камере, рассчитанной на 5 лежачих и 8 сидячих мест, 16 заключенных создает для них излишние неудобства и не соответствует Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. В связи с чем абзац второй пункт 167 Инструкции в указанной части подлежит признанию недействующим.

Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, установлено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (пункт 22.3), запрещено перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (пункт 22.8).

Абзац третий пункта 167 Инструкции, устанавливающий нормы посадки в спецавтомобиль исходя из грузоподъемности транспортного средства, при условии, что количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не превышает установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками норм, не противоречит приведенным положениям Правил дорожного движения.

В соответствии со стандартом отрасли ПР 78.01.0024-2010 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», принятым и введенном в действие 14 октября 2010 г. (взамен ОСТ 78.01.0002-99 от 1 июня 1999 г спецавтомобили изготавливаются на базе грузовых, легковых автомобилей автофургонов, автобусов; предназначены для перевозки только сидящих людей, оборудованы системой отопления, вентиляцией, освещением биотуалетами (более 7 человек спецконтингента) (пункты 4.3, 4.5, 5.4, 5.8., 5.9, 5.10); имеют одну или две общих камеры и одиночные камеры оборудованные сидениями, длина многоместных сидений определяется из расчета не менее 45 см на одного человека, одноместного — не менее 42 см минимальный размер одиночной камеры для спецконтингента составляет 50×65 см.

Как следует из объяснений представителей заинтересованных лиц, в настоящее время для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в основном используются спецавтомобили, изготавливаемые на базе серийно выпускаемых транспортных средств типа КАМАЗ, ГАЗ пассажировместимость которых определяется одобрением типа транспортного средства (далее — ОТТС).

Так, одобрением типа транспортного средства на спецавтомобиль на базе ГАЗ-3307 определено наличие 2 общих и 1 одиночной камер пассажировместимостью 25 человек, из них 21 — спецконтингент. В ОТТС на спецавтомобиль на базе КАМАЗ-4308 указана пассажировместимость 37 человек, из них 6 человек — состав караула, 31 — спецконтингент (2 общие и 1 одиночная камеры для размещения спецконтингента).

Таким образом, установленная абзацем третьим пункта 167 Инструкции норма посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей соответствует установленным для данных транспортных средств техническим характеристикам.

Не противоречит оспариваемое положение и статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающей применение пыток жестокого и унижающего достоинство обращения.

Согласно правовым позициям, выраженным в постановлениях Европейского Суда по правам человека, пытка — умышленное, как правило на протяжении непродолжительного периода причинение человеку физических, психических, моральных страданий с целью заставить человека совершить те или иные действия или, наоборот, воздержаться от совершения действий. Бесчеловечное обращение или наказание — умышленное причинение лицу физических, психических, моральных страданий без какой либо цели.

Перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиле при соблюдении установленных абзацем третьим пункта 167 Инструкции норм посадки само по себе не свидетельствует о применении пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения.

Поскольку абзац второй пункт 167 Инструкции в части предусматривающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в малые камеры до 6 человек, абзац третий пункта 167 Инструкции не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат нормам международного права, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 — 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Бабошина К А Алиева Р Р , Газукина В В удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. № 199дсп/369дсп, в части, предусматривающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в большие камеры до 16 человек. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме Судья Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышева

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Наставление по служебной деятельности ИВС

Наставление по служебной деятельности ИВС

Подборка наиболее важных документов по запросу Наставление по служебной деятельности ИВС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2022 N 3230-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Крупочкина Олега Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 128, частью 5 статьи 208 и частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»Вступившим в законную силу определением судьи Верховного Суда Российской Федерации О.В. Крупочкину было отказано в принятии административного искового заявления об оспаривании отдельных положений пункта 135 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (утверждены приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950) и пункта 118 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (утверждено приказом МВД России от 7 марта 2006 года N 140дсп). Как указал суд, положения, аналогичные оспариваемым, содержатся в части первой статьи 18 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а значит, административный истец, по сути, оспаривает положения названного Федерального закона; соответственно, проверка названных Правил и Наставления в аспекте, указанном истцом, не может быть осуществлена в порядке административного судопроизводства.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные аспекты содержания подозреваемых, обвиняемых и лишенных свободы за пределами следственного изолятора (теоретическое исследование)
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2022, N 5)В ст. 76 УИК РФ обозначены общие правила перемещения осужденных к лишению свободы. В них установлено, что перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования. Там же указано, что порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ. Такими актами, например, являются Приказ Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г. N 199/369-ДСП «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию» и МВД России N 140 ДСП от 7 марта 2006 г. «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», в которых обозначены некоторые запреты и обязанности конвоируемых лиц. Проблема в том, что данные акты содержат гриф «для служебного пользования», и они остаются «закрытыми». Если в момент конвоирования не соблюдаются условия содержания перемещаемых лиц, установленные названными актами, но ввиду отсутствия у перемещаемого лица доступа к ним, умаляется его право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей, реализация которого закреплена статьей 17.1 ФЗ о содержании под стражей.

Нормативные акты

Решение Верховного Суда РФ от 17.05.2010 N ГКПИ10-366
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзаца 2 пункта 97 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утв. Приказом МВД РФ от 07.03.2006 N 140дсп, пунктов 18, 65, 67.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей системы внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 26.02.2002 N 174дсп, частично Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утв. Приказом МВД РФ от 09.10.2004 N 640>ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Определение Верховного Суда РФ от 29.07.2010 N КАС10-334
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 17.05.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утв. Приказом МВД РФ от 09.10.2004 N 640>рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ю. о признании недействующими абз. 2 п. 97 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N 140 дсп, пп. 18, 65, 67.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. N 174 дсп, частично Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного Приказом МВД РФ от 9 октября 2004 г. N 640,


      3. Абзац 2 п. 167 Инструкции по служебной деятельности
         специальных подразделений уголовно-исполнительной
                     системы по конвоированию,
               утвержденной приказом Минюста России
          и МВД России от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп,
          в части, предусматривающей посадку в спецвагон
            осужденных и лиц, содержащихся под стражей,
                  в большие камеры до 16 человек,
              признан недействующим со дня вступления
                      решения в законную силу

                    Решение Верховного Суда РФ
                от 24 января 2012 г. N ГКПИ11-1774,
              оставленное без изменения определением
             Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ
                 от 17 апреля 2012 г. N АПЛ12-200

                           (Извлечение)


     Приказом Минюста  России  и  МВД  России  от  24  мая  2006 г.
N 199дсп/369дсп утверждена  Инструкция  по  служебной  деятельности
специальных  подразделений   уголовно-исполнительной   системы   по
конвоированию (далее - Инструкция).
     Абзацем 2 п. 167 Инструкции предусмотрено, что при  размещении
в камерах спецвагона  беременных  женщин  или  женщин  с  детьми  в
возрасте  до  трех  лет  нормы  посадки  сокращаются  на  50%.  При
конвоировании  осужденных  и  лиц,  содержащихся  под  стражей,   в
спецвагоне не более 4 часов допускается посадка в большие камеры до
16 и в малые до 6 человек.
     Абзацем  3  п. 167  Инструкции  установлены  нормы  посадки  в
спецавтомобиль  грузоподъемностью  1,5 - 2 тонн -  до   13 человек,
2,5 - 3 тонн - до 21 человека, 4 тонны - до 36 человек.
     Б., А., Г. обратились  в  Верховный  Суд  РФ  с  заявлением  о
признании  недействующими  абз.  2  п. 167  Инструкции   в   части,
допускающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся  под
стражей, в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек,  и  абз.  3
п. 167  Инструкции,  ссылаясь  на  их  противоречие  общепризнанным
принципам и нормам  международного  права,  запрещающим  применение
пыток, жестокого и унижающего  достоинство  обращения,  и  практике
Европейского Суда по правам человека.
     Также, по их  мнению,  в  результате  применения  оспариваемых
положений перевозка осужденных  осуществляется  в  условиях,  когда
площадь на одного заключенного  в  многоместной  камере  спецвагона
составляет  0,6 - 0,8 кв. м,  в   спецавтомобиле - 0,6 - 0,8 кв. м;
абз.  2  п. 167  Инструкции    не     предусматривает     выделение
заключенным  отдельного спального места и спальных принадлежностей.
Нахождение в  таких условиях  с  личными  вещами  считали  жестоким
и  унижающим человеческое достоинство обращением.
     Верховный Суд  РФ  24  января  2012 г.  заявленные  требования
частично удовлетворил по следующим основаниям.
     Согласно  ст. 12  Закона  РФ  от  21  июля  1993 г.   N 5473-I
"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания  в  виде
лишения свободы" порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу,
устанавливается   законодательством    Российской    Федерации    и
совместными  нормативными  правовыми  актами  федерального   органа
исполнительной  власти,  осуществляющего  функции  по  выработке  и
реализации   государственной   политики   и    нормативно-правовому
регулированию   в   сфере   исполнения   уголовных   наказаний,   и
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  функции
по   выработке   и   реализации    государственной    политики    и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
     Инструкция  утверждена  Минюстом  России  и   МВД   России   в
соответствии с предоставленными полномочиями и  определяет  порядок
организации  конвоирования  осужденных  и  лиц,  содержащихся   под
стражей, по установленным  маршрутам  конвоирования,  конвоирования
граждан Российской Федерации и лиц без  гражданства  на  территорию
Российской  Федерации,  а  также  иностранных  граждан  и  лиц  без
гражданства в случае  их  экстрадиции,  а  также  порядок  действий
караулов и должностных лиц при происшествиях (п. 1).
     Минимальными стандартными правилами обращения  с  заключенными
(приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению  преступности  и
обращению  с  правонарушителями  30  августа   1955 г.)   запрещена
перевозка  заключенных  в  условиях  недостаточной  вентиляции  или
освещения или же в любых других физически излишне тяжелых  условиях
(подп. 2  п. 45).  Согласно  п. 32.2  приложения   к   Рекомендации
Rec(2006)2 Комитета Министров государствам - членам Совета  Европы,
касающейся  Европейских  тюремных  правил,  утвержденной  Комитетом
Министров 11 января 2006 г.,  перемещение  заключенных  в  условиях
недостаточной  вентиляции  и  освещения  или  же  в  любых   других
условиях, создающих для них излишние неудобства  или  унижающих  их
достоинство, запрещается.
     В силу ч. 3  ст. 76  УИК  РФ  при  перемещении  осужденных  им
обеспечиваются       необходимые       материально-бытовые        и
санитарно-гигиенические условия.
     В судебном заседании установлено, что для перевозки осужденных
и  лиц,  содержащихся  под  стражей,   по   плановым   и   сквозным
железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют
собой модификацию стандартного  пассажирского  вагона.  Вагоны  для
спецконтингента  в  зависимости  от  модели могут  быть 9-камерными
(5 больших камер и 4 малые)  или  8-камерными  (5  больших камер  и
3 малые). Большая камера  оборудована  6  полками  и  1  перекидным
клапаном, рассчитанными на  5  лежачих  и  8  сидячих  мест,  по  4
человека на каждую из двух нижних полок; малая камера оборудована 3
полками, рассчитанными на 2 лежачих и 4 сидячих места.
     С  2004 года  для  перевозки  осужденных  используется   вагон
ЦМВ61-4500. Согласно  техническим  условиям  на  эту  модель  вагон
является 8-камерным (5 больших камер и 3 малые), количество мест  -
85  (10  служебных  и  75  мест   для   спецконтингента),   оснашен
вентиляцией и кондиционированием, освещением, отоплением, туалетом,
все окна  в  спецвагоне  снабжены  решетками,  конструкция  которых
позволяет открывать окна для проветривания вагона  сдвиганием  рамы
окна вниз. При этом в  камерах  непосредственно  окон  не  имеется,
однако от общего коридора режимной части спецвагона они отделены не
стеной, а решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором  единое
пространство.
     Конструкция  вагона,  внутреннее  оборудование   и   оснащение
помещений, а также системы  жизнеобеспечения  вагона  соответствуют
требованиям, установленным  Санитарными  правилами  по  организации
пассажирских   перевозок   на   железнодорожном   транспорте,    СП
2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 4 марта 2003 г. N 12.
     Вступившим в  законную  силу  решением  Верховного Суда РФ  от
13 октября 2011 г. абз. 1 п. 167 Инструкции, устанавливающий  норму
посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из  расчета  по
12 человек в большие и по 5 человек  в  малые  камеры,  признан  не
противоречащим нормам международного права, федеральному закону или
другому нормативному правовому акту,  имеющим  большую  юридическую
силу.
     Абзац 2 п. 167 Инструкции допускает посадку при  конвоировании
не более 4 часов в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек.
     Согласно техническим   условиям   большая  камера имеет размер
205 x 150,9 см,   малая - 205 х 100 см;   длина   полки  составляет
205  см, ширина прохода - 47 см.
     Размещение 6 человек в малой камере, оборудованной 3  полками,
рассчитанной на 2 лежачих и 4 сидячих места, не превышает проектную
вместимость, не противоречит каким-либо нормам  международного  или
федерального законодательства.
     Как пояснил суду представитель ФСИН России, в случае посадки в
большую камеру 16 лиц они будут размещены следующим образом:  по  5
человек на двух нижних полках, по 1 человеку на верхних  полках,  4
человека - на средних двух и откидной полках.
     Принимая во внимание размеры полок, ширину  откидного  клапана
(не более 47 см), суд  сделал  вывод,  что  перемещение  в  большой
камере, рассчитанной на 5 лежачих и 8 сидячих мест, 16  заключенных
создает для них излишние неудобства и не соответствует  Минимальным
стандартным правилам  обращения  с  заключенными.  Учитывая  данное
обстоятельство, суд признал недействующим абз. 2 п. 167  Инструкции
в указанной части.
     В удовлетворении требований о признании недействующим  абз.  2
п. 167 Инструкции в части, предусматривающей  посадку  в  спецвагон
осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в  малые  камеры  до  6
человек, и абз. 3 п. 167 Инструкции суд отказал, так как установил,
что они не  нарушают  прав  и  законных  интересов  заявителей,  не
противоречат нормам международного права, федеральному  закону  или
другому нормативному правовому акту,  имеющим  большую  юридическую
силу.


                           _____________

A. Инструкция по служебной деятельности специальных

подразделений уголовно-исполнительной системы

по конвоированию

64. Стандарты перевозки заключенных изложены в документе, утвержденном совместно Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации приказом от 24 мая 2006 г. (N 199дсп/369дсп, с изменениями, внесенными совместным приказом от 22 октября 2008 г. N 236дсп/900дсп) и имеющем гриф «Для служебного пользования». Копия Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (далее — Инструкция по конвоированию) была передана представителем заявителей (см. ниже § 87) и была сверена с цитатами из этого документа, приведенными в решениях внутригосударственных судов.

65. В разделе II Инструкции по конвоированию описывается процедура утверждения регулярных транзитных маршрутов. Согласно этой процедуре вагонзаки присоединяются к пассажирским поездам или к почтовым поездам (пункт 14). Железные дороги указаны как наиболее предпочтительный вид транспорта. Регулярные автомобильные маршруты устанавливаются, только если отсутствует железнодорожное сообщение (пункт 17 Инструкции по конвоированию). Регулярные маршруты должны устанавливаться с учетом необходимости минимизации количества этапов и увеличения до максимально допустимого числа заключенных, которых можно перевозить одновременно. Если это количество опускается ниже 40% наполняемости на протяжении трехмесячного срока, региональное управление исполнения наказаний должно предложить реорганизовать установленные маршруты (пункт 19 Инструкции по конвоированию).

66. В разделе XVII Инструкции по конвоированию установлены условия содержания обвиняемых и осужденных в ходе перевозки. От конвоиров требуют обеспечивать раздельное содержание 16 категорий перевозимых лиц: женщин отдельно от мужчин, детей отдельно от взрослых, не осужденных отдельно от осужденных, а также иностранцев, лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы, больных заключенных, бывших сотрудников органов внутренних дел из любой группы и так далее (пункты 164 — 166 Инструкции по конвоированию). Не допускается одновременно помещать в вагонзак заключенных из более чем шести категорий или использовать более 70% от допустимой наполняемости вагона. В вагонзаке могут находиться столько категорий заключенных, сколько в вагоне есть камер (пункт 168 Инструкции по конвоированию).

67. Норма загрузки вагонзака установлена в размере 12 человек для большой камеры или пять человек для маленькой камеры. Если поездка длится менее четырех часов, допустимо поместить в большую камеру до 16 человек и до шести человек в маленькую камеру. Автозак грузоподъемностью в две тонны может перевозить до 13 заключенных, с грузоподъемностью до трех тонн — до 21 заключенного, а с грузоподъемностью до четырех тонн — до 36 заключенных (пункт 167 Инструкции по конвоированию). Заключенные могут перевозить багаж весом до 50 килограммов (пункт 174 Инструкции по конвоированию).

68. Сухие пайки предоставляются исправительным учреждением, из которого заключенные отправляются на этап, на все время перевозки. В случае задержки в пути дополнительные сухие пайки предоставляются ближайшим следственным изолятором или исправительной колонией. Процедура распределения горячей воды должны быть установлены руководителем регионального управления ФСИН (пункт 175 Инструкции по конвоированию).

69. 24 января 2012 г. Верховный Суд Российской Федерации частично удовлетворил жалобу троих заключенных, которых представлял Э. Мезак (дело N ГКПИ11-1774, решение было оставлено апелляционной инстанцией без изменения 17 апреля 2012 г.). Истцы утверждали, что тексты второго и третьего абзацев пункта 167 Инструкции по конвоированию создавали условия для чрезмерной переполненности в ходе перевозки. Что касается перевозки в вагонзаках, Верховный Суд Российской Федерации указал следующее:

«Размещение шести человек в малой камере… не превышает проектную вместимость, не противоречит каким-либо нормам международного или федерального законодательства…

Принимая во внимание размеры полок, ширину откидного клапана (не более 47 см), суд считает, что перемещение в большой камере, рассчитанной на пять лежачих и восемь сидячих мест, 16 заключенных создает для них излишние неудобства и не соответствует Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. В связи с чем абзац второй пункта 167 Инструкции в указанной части подлежит признанию недействующим».

В отношении автозаков Верховный Суд Российской Федерации указал следующее:

«…установленная абзацем третьим пункта 167 Инструкции норма посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, соответствует установленным для [автозаков] техническим характеристикам. Норма не противоречит статье 3 Европейской Конвенции… [поскольку] перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиле, при соблюдении установленных абзацем третьим пункта 167 Инструкции норм посадки, само по себе не свидетельствует о применении пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения…».

70. В 2018 году нормы вместимости вагонзаков снизили до 10 человек в большой камере и до четырех человек в маленькой (см. ниже § 76).

Скачать документ целиком в формате PDF

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по складыванию палатки восьмеркой
  • Инструкция по складированию и хранению металлопроката
  • Инструкция по складированию и хранению материалов на складе
  • Инструкция по скачиванию фильмов на планшет
  • Инструкция по скачиванию игр через торрент