Инструкция по технике безопасности на занятиях по физической культуре в доу

                                                    Инструкции по технике безопасности для детей

                                                    Составлены инструктором  по физической культуре

                                                    ГБДОУ детский сад №23

                                                    Мышкиной В.К.

                                             Инструкция

                                 По технике безопасности для детей                              

                         при проведении занятий в спортивном зале.

                                       Вводный инструктаж

                   по охране жизни и здоровья воспитанников.

                      1. При переходе из групповой комнаты в спортивный зал.

1.1. Выходя из группы:

 — убедись, что за дверью никого нет;


—  дверь открывать осторожно, держась рукою за ручку;


— посмотри, нет ли рядом детей, не грозит ли опасность прижать кому-либо руку (пальцы);

 — при открывании и закрытии двери будь осторожен. Не подставляй пальцы, не хлопай дверью, не держи дверь;

 — закрывай дверь медленно, внимательно.


1.2. Переходить из групповой комнаты нужно только в сопровождении взрослого.

 — идти спокойным шагом, не бежать, не кричать;

 — .во время движения не толкать впереди идущего ребенка, не ставить подножки, не     удерживать за одежду;

 — спускаясь по лестничному пролёту держаться за перила, смотреть вперёд, не толкать впереди идущего, не спрыгивать с последней ступени;

 — проходя по коридору  идти по правой стороне;


1.3.Запрещается брать посторонние предметы с собой (игрушки, заколки, и др.).


1.4. .В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадин немедленно обратиться к инструктору.

              2. Возвращаясь с занятия  вспомнить правила перехода и выполнять их.

                                                          Инструкция №1

                                             По технике безопасности детей

                                     при проведении занятий в спортивном зале.

1. Общие требования безопасности

1.1.  Выполнять основные виды движений только на  специальном оборудовании.

1.2. При выполнении основных видов движения:

      — бег – соблюдать дистанцию, не толкать впереди бегущего;

     — метание – выполнять только по команде инструктора, убедившись, что  впереди или на площадке никого нет;

       при работе с мячом  соблюдать дистанцию не бросать мяч в голову и живот.

    — упражнения на гимнастической скамейке выполнять, соблюдая дистанцию, при ходьбе по гимнастической скамейке  выполнять задание по 2 человека; при ползании и прыжках через скамейку соблюдать дистанцию, не начинать движение пока  двигающийся ребёнок не окажется на середине скамейки.

   — лазанье по гимнастической стенке – правильно выполнять хват рейки кистью (четыре пальца сверху, большой палец снизу). На пролёте находится только один ребёнок. Нельзя  оборачиваться, класть локти на рейку;

  — со скакалкой – соблюдать дистанцию;

  — при проведении подвижных игр – ориентироваться в зале, не наталкиваться друг на друга,  не бежать на встречу друг другу.  

                                2. Техника безопасности во время занятий.

2.1. На занятия дети должны приходить в спортивной форме и обуви на не скользящей подошве (кеды, кроссовки).

2.2. Во время непредвиденной ситуации с обувью или формой  ребёнок должен выйти из строя.

2.3. Выполняя  упражнения  с предметами  соблюдать дистанцию, осторожность, быть внимательным.

2.4. В случае даже незначительного ушиба немедленно обратиться к инструктору.

2.5. Запрещается устанавливать и переносить снаряды в зале без разрешения инструктора.

2.6. Запрещается заниматься на снарядах без инструктора.

2.7. Нельзя спрыгивать с гимнастической стенки.

2.8. Запрещается подносить гимнастическую палку  к глазам, и размахивать ею.

2.9. Запрещается брать спортивное оборудование в рот.

2.10. Нельзя ставить подножки и толкать детей, а так же отвлекать во время занятий.

2.10. Нельзя приходить в спортивный зал с игрушками.

2.11. После занятий физкультурой нужно переодеться, вымыть руки, попить воды.

Инструкция
по охране труда при проведении занятий в физкультурном зале

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда при проведении занятий в физкультурном зале ДОУ (детского сада) разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», действующим с 1 марта 2022 года, Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28 января 2021 года №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по охране труда.
1.2. Данная инструкция по охране труда в физкультурном зале ДОУ устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании проведения занятий по физкультуре в детском саду, определяет безопасные методы и приемы выполнения упражнений детьми, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях.
1.3. Ответственным за соблюдение норм и требований охраны труда в физкультурном зале детского сада является инструктор по физической культуре, непосредственно проводящий физкультурные занятия.
1.4. График работы физкультурного зала определяется утвержденным в соответствующем порядке расписанием занятий.
1.5. К занятиям физическими упражнениями в физкультурном зале допускаются воспитанники детского сада, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.6. Инструктор по физической культуре проводит в начале года с детьми вводный инструктаж по физкультуре, повторные и первичные инструктажи с внесением отметок в журнал инструктажа воспитанников, инструктирует детей перед использованием спортивных снарядов детьми впервые.
1.7. В целях выполнения требований охраны труда в физкультурном зале ДОУ необходимо:

  • соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников;
  • обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации образовательной деятельности;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь;
  • соблюдать должностную инструкцию инструктора по физкультуре в ДОУ;
  • соблюдать инструкцию по охране труда инструктора по физкультуре в ДОУ;
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, режим рабочего времени и времени отдыха, Правила внутреннего распорядка воспитанников.

1.8. В физкультурном зале возможны следующие профессиональные риски и опасности:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости зала;
  • травмирование при неаккуратном выполнении упражнений на спортивных снарядах, а также на спортивном оборудовании, имеющем дефекты или недостаточно закрепленном;
  • травмирование при нарушении правил использования спортивного оборудования и инвентаря, при неаккуратном обращении со спортивным инвентарем;
  • травмирование при падении во время проведения подвижных игр;
  • травмирование при перемещении по влажном полу;
  • поражение электрическим током при использовании неисправных звуковоспроизводящих электроприборов;
  • перенапряжение голосового анализатора;
  • высокая плотность эпидемиологических контактов.

1.9. Используемое спортивное оборудование в физкультурном зале должно быть выполнено из материалов, допускающих их влажную обработку моющими и дезинфекционными средствами.
1.10. В физкультурном зале необходимо находиться в спортивной одежде и удобной спортивной обуви с нескользкой подошвой.
1.11. Для обеспечения пожарной безопасности в зале должны быть размещены первичные средства пожаротушения (огнетушители), иметься аптечка первой помощи, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
1.12. В физкультурном зале должен быть вывешен комнатный термометр для контроля температурного режима.
1.13. В случае травмирования уведомить непосредственного руководителя любым доступным способом в ближайшее время. При обнаружении повреждений спортивного оборудования и инвентаря изъять его или ограничить к нему доступ, сообщить заместителю заведующего по АХР (завхозу) и не использовать до устранения всех недостатков.
1.14. Все положения данной инструкции по охране труда в физкультурном зале детского сада обязательны для исполнения инструкторами по физической культуре, иными педагогическими работниками, проводящими занятия, спортивные соревнования и игры, спортивные мероприятия с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения.
1.15. Педагогические работники, осуществляющие деятельность в физкультурном зале ДОУ и допустившие нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматриваются как нарушители производственной дисциплины и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом занятий в физкультурном зале

2.1. В физкультурном зале ДОУ перед началом занятий необходимо оценить состояние электрооборудования:

  • осветительные приборы должны быть исправны, надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию: в физкультурном зале – защитную, в душевых – пылевлагонепроницаемую;
  • уровень искусственной освещенности при общем освещении в физкультурном зале детского сада должен составлять не менее 200 люкс;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.2. Убедиться в целостности окон, отсутствии трещин и иное нарушение целостности стекол.
2.3. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности.
2.4. Убедиться в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами и перевязочными средствами.
2.5. Убедиться в свободности выходов из физкультурного зала.
2.6. Провести осмотр санитарного состояния зала, а также оценить покрытие пола, которое не должно быть сырым, иметь дефектов и повреждений.
2.7. В отсутствии воспитанников произвести проветривание физкультурного зала в течение не менее 10 минут.
2.8. Нормативы площадей физкультурных залов должны составлять: физкультурный зал или объединенный физкультурный и музыкальный зал при проектной мощности детского сада менее 250 детей — 75,0 м2.
2.9. Температура воздуха в физкультурном зале ДОУ должна соответствовать требуемым санитарным нормам:

  • в холодный период года — 19-21°С;
  • в теплый период года верхняя граница допустимой температуры воздуха не более 28°С, нижняя граница идентична холодному периоду года.

2.10. Относительная влажность в физкультурном зале детского сада должна быть в пределах нормы — 40-60%.
2.11. Необходимо проверить правильность установки и безопасность спортивного оборудования, проверить на устойчивость и исправность спортивные снаряды и иное спортивное оборудование с целью исключения травмоопасных ситуаций с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения.
2.12. Проверить прочность креплений спортивных снарядов, канатов, целостность шведской стенки.
2.13. В узлах и сочленениях спортивных снарядов не должно быть люфтов, качаний, прогибов. Жерди шведских стенок, скамьи гимнастические, бревна гимнастические напольные, наклонные доски и лестницы не должны иметь трещин, сколов и заусенцев.
2.14. Обшивка козла и гимнастических матов не должна быть порвана. Наполнительный материал матов должен быть равномерно распределен по всей поверхности.
2.15. Убедиться в целостности и исправности спортивного инвентаря с учётом требований к проводимому занятию, спортивной или подвижной игре.
2.16. При подготовке к занятиям по спортивным (подвижным) играм необходимо проверить накачку мячей, целостность и крепление спортивного оборудования.
2.17. При использовании на занятиях электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов убедитесь в их исправности и целостности подводящих шнуров и электровилок.
2.18. Приступать к проведению занятий в физкультурном зале разрешается при соответствии помещения и спортивного оборудования гигиеническим нормативам, после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время занятий в физкультурном зале

3.1. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводиться в физкультурном зале дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия в физкультурном зале организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья воспитанников детского сада. Структура занятий по физкультуре должна соответствовать современным требованиям построения и проведения учебно-оздоровительных занятий по физической культуре для детей дошкольного возраста. За основу построения занятия принято деление его на три части: подготовительную, основную и заключительную.
3.3. Дети должны находиться в физкультурном зале в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользящей подошвой, соблюдать правила личной гигиены.
3.4. Провести инструктаж воспитанников по безопасным приемам выполнения физических упражнений и правилам поведения в физкультурном зале.
3.5. Во время занятий необходимо соблюдать порядок в физкультурном зале детского сада, не загромождать пути для выполнения бега, эстафет спортивными снарядами и инвентарем, не загромождать выходы и подходы к первичным средствам пожаротушения.
3.6. В физкультурном зале ДОУ необходимо поддерживать дисциплину во время занятий, не разрешать воспитанникам самовольно уходить из зала без разрешения инструктора по физической культуре, не оставлять детей одних без контроля.
3.7. Следует следить за правильным и безопасным выполнением упражнений воспитанниками, осуществлять страховку, исключать конфликтные ситуации во время занятий, возможность столкновения детей друг с другом или со спортивным оборудованием.
3.8. Необходимо быть внимательным при перемещении в физкультурном зале детского сада, при выполнении упражнений с отягощениями (гантелями), соблюдать достаточный интервал и дистанцию, избегать столкновений.
3.9. Соблюдать правила использования спортивных снарядов, спортивного инвентаря, учитывая их конструктивные особенности.
3.10. Не выполнять упражнения на неисправном спортивном оборудовании и с поломанным спортивным инвентарем.
3.11. Использовать спортивный инвентарь и вспомогательное оборудование только по их прямому назначению, в строгом соответствии с инструкциями по эксплуатации.
3.12. Начинать выполнение упражнений и заканчивать детям следует только по команде инструктора по физической культуре.
3.13. При выполнении упражнений потоком соблюдать определенный интервал между детьми, чтобы не было столкновений.
3.14. При ходьбе и беге в колонне по одному соблюдать дистанцию в два шага. Чтобы не возникло столкновений у детей исключить при беге резко «стопорящую» остановку. Убрать с дороги все предметы, мешающие идти, бежать.
3.15. При выполнении упражнений, таких как прыжки и соскоки со спортивных снарядов, приземляться мягко, пружинисто приседая. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной. Страховать детей в месте приземления.
3.16. Веревку для прыжков в высоту не привязывать к стойкам, а класть на штырьки в стойках.
3.17. При выполнении прыжков в длину с места, с продвижением вперед на одной, двух ногах давать указание прыгать «мягко», «тихо» на носках.
3.18. Не разрешать воспитанникам спрыгивать с большой высоты.
3.19. При выполнении упражнений в равновесии, на специальной гимнастической скамейке напомнить детям правила поведения на спортивном снаряде (не толкаться, не подгонять друг друга, не обгонять, при потере равновесия не держаться за товарища, а сойди со снаряда).
3.20. Чтобы не получить челюстно-лицевую травму, при ползании по гимнастической скамейке, необходимо следить за правильной постановкой рук (обхватить ее с боку так, чтобы большой палец был сверху, а остальные пальцы под скамейкой). Сначала поставить руки на скамейку и затем ноги, сходить со снаряда только после окончания выполнения упражнений (сначала поставить ноги на пол, затем выпрямиться).
3.21. Вдоль шведской стенки расстелить маты, встать справа от воспитанника, оказывая помощь при необходимости, следить за правильным хватом рук, постановкой стопы на рейку.
3.22. При лазании по шведской стенке обязательно страховать детей от падения, запрещать им самостоятельно подниматься на высоту.
3.23. При лазании не провисать, нельзя висеть на одной руке, лазать, пропуская рейки, спрыгивать с высоты. Руки отпускать тогда, когда обе ноги будут стоять на полу.
3.24. Обучить детей старшего дошкольного возраста страховке.
3.25. Если у ребенка запутались ноги в веревочной лестнице или у него устали руки, он должен сразу сказать об этом инструктору по физической культуре.
3.26. При выполнении работы с гимнастическими палками соблюдать дистанцию при выполнении упражнений, палками не драться, не махать, держать их в двух руках внизу или на плече как «ружье» (палку поставить на ладонь правой руки опущенной вниз, левой рукой прижать к правому плечу) при объяснении упражнения или перестроения.
3.27. В процессе работы с вестибулярным тренажером «перекати-поле» выполнять следующие правила: внутри должен находиться один ребенок, не находиться в зоне прокатывания, при выполнении упражнения голова ребенка должна находиться внутри, во время движения вылезать из тренажера запрещается.
3.28. В физкультурном зале ДОУ запрещено:

  • выполнять упражнения и действия на спортивных снарядах, противоречащие прямому предназначению данного оборудования;
  • раскачиваться и спрыгивать с каната;
  • использовать спортивное оборудование в качестве подставок под иное спортивное оборудование;
  • допускать повышенное скопление неиспользуемого спортивного оборудования и любого другого инвентаря;
  • бросать предметы и спортивный инвентарь в окна.

3.29. При использовании электроаппаратуры в физкультурном зале ДОУ запрещается:

  • включать в электросеть и отключать от неё электроприборы мокрыми руками;
  • размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
  • скручивать, защемлять и натягивать шнуры питания;
  • переносить или перемещать включенные электроприборы;
  • разбирать включенные электроприборы;
  • оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть электроприборы.

3.30. Не допускается при проведении занятий в физкультурном зале детского сада нарушать настоящую инструкцию по охране труда, иные инструкции по технике безопасности при выполнении упражнений на спортивных снарядах, при проведении спортивных и подвижных игр.
3.31. После каждого занятия или спортивного мероприятия в отсутствии детей проветривать физкультурный зал дошкольного образовательного учреждения в течение не менее 10 минут. Оконные рамы при этом фиксировать крючками или ограничителями.
3.32. В физкультурном зале ДОУ должна осуществляться ежедневная обработка спортивного инвентаря и матов с использованием мыльно-содового раствора.
3.33. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Ковровое покрытие не реже одного раза в месяц подвергается влажной обработке.
3.34. Влажная уборка в физкультурном зале проводится не реже 2 раз в день.
3.35. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности зала для занятий физкультурой окна не заставляются спортивным оборудованием.
3.36. Не использовать в помещении физкультурного зала детского сада переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций в физкультурном зале, причины их вызывающие:

  • техническая неисправность спортивных снарядов вследствие износа;
  • пожар, возгорание, задымление, поражение электрическим током, вследствие неисправности электрооборудования в спортзале, электроприборов;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.2. В случае возникновения технической неисправности спортивных снарядов, спортивного инвентаря педагог должен остановить занятие, изъять данное оборудование или ограничить к нему доступ, и не использовать его в физкультурном зале ДОУ до полного устранения неисправностей и получения разрешения заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (специалиста по охране труда).
4.3. При ухудшении самочувствия и получении травмы воспитаннику следует прекратить выполнение упражнения и сообщить инструктору по физической культуре дошкольного образовательного учреждения.
4.4. При получении травмы воспитанником оказать ему первую помощь, вызвать медицинского работника ДОУ (транспортировать потерпевшего в медицинский кабинет), при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по номеру телефона 103 и сообщить о происшествии заведующему. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем фотографирования или иным методом. Оказать содействие при проведении расследования несчастного случая.
4.5. В случае появления задымления или возгорания в физкультурном зале необходимо вывести детей из зала – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по номеру телефона 101 (112), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС (если не сработала), сообщить заведующему детским садом. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб огнетушителя.
4.6. При аварии (прорыве) в системе отопления в физкультурном зале необходимо вывести воспитанников из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе (завхозу) дошкольного образовательного учреждения.
4.7. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требования охраны труда по окончании занятий в физкультурном зале

5.1. Собрать у воспитанников спортивный инвентарь, проверить на целостность и разместить в инвентарной (снарядной).
5.2. Провести осмотр санитарного состояния физкультурного зала.
5.3. Выключить и обесточить используемые звуковоспроизводящие электроприборы.
5.4. Проветрить физкультурный зал дошкольного образовательного учреждения.
5.5. Удостовериться в противопожарной безопасности физкультурного зала, инвентарной (снарядной). Удостовериться, что противопожарные правила в помещениях соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя сообщить лицу, ответственному за пожарную безопасность в детском саду. Проконтролировать установку перезаряженного (нового) огнетушителя.
5.6. Проконтролировать проведение влажной уборки, обработку спортивного инвентаря и матов с использованием мыльно-содового раствора.
5.7. Закрыть окна, вымыть руки и выключить свет.
5.8. Известить непосредственного руководителя о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы.
5.9. При отсутствии недостатков закрыть физкультурный зал на ключ.

Инструкцию разработал: ____________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»___________202__г. ____________ /_______________________/

Перейти к разделу:
Инструкциям по охране труда работников ДОУ

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Инструкция по охране труда для воспитанников при проведении занятий по физкультуре в ДОУ

Настоящая инструкция по охране труда при проведении занятий по физкультуре разработана для воспитанников ДОУ (детского сада) с целью предупреждения случаев травмирования и сохранения здоровья детей.

С данной инструкцией по охране труда для детей ДОУ (детского сада) при проведении занятий по физкультуре воспитанников знакомит инструктор по физической культуре или воспитатель непосредственно перед началом первого занятия по физической культуре.

1. Перед началом занятия проверьте свою обувь, завязаны ли на ней шнурки.
2. Не мешайте инструктору по физкультуре проводить занятие, а также другим детям выполнять упражнения.
3. Запрещается жевать жевательную резинку на занятии по физкультуре.
4. Слушайте внимательно команды.
5. Выполняйте только те упражнения, которые разрешил выполнять инструктор по физкультуре.
6. Запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь.
7. После выполнения своего задания не мешайте другим детям.
8. Нельзя передвигать спортивные снаряды без разрешения.
9. Избегайте столкновений с другими детьми, не толкай и не ставь подножки.
10. В соревнованиях по бегу, бегите только по своей дорожке.
11. Чтобы избежать столкновений, не останавливайтесь резко во время бега.
12. При выполнении упражнений один за другим соблюдайте безопасную дистанцию.
13. Не выполняйте упражнений без страховки взрослого.
14. При обнаружении поломок спортивного оборудования или инвентаря сообщите об этом инструктору по физкультуре или воспитателю.
15. В случае плохого самочувствия, получения травмы на занятии незамедлительно сообщите об этом инструктору по физкультуре (воспитателю).
16. После занятия тщательно вымойте руки с мылом.

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский
сад «Солнышко» р. п. Чишмы муниципального района

Чишминский
район Республики Башкортостан

Консультация
для воспитателей

«Обеспечение
техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных
учреждениях»

Инструктор по
физической культуре

Курбанова
Зульфия Римовна

Сентябрь,
2018 г.

Одной из сторон развития
личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом
связано со здоровьем человека. Фундамент здоровья, физического и психического,
закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит
целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные
привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к
занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это непросто.
Физическая культура и спорт — эффективное и действительное средство воспитания
духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Программа воспитания
в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков,
развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических
навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому
воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к
соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения
самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям
спортом, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания
является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует
всестороннему развитию ребенка.

Недостаточность внимания
к созданию условий физическому воспитанию может привести не только к ошибкам,
но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому
организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения
правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом
дошкольном учреждении с учетом его особенностей, и вместе с тем отвечать
определенным требованиям.

Ответственность
за вред, причиненный ребенку во время его пребывания в детском саду, однозначно
несет администрация ДОУ. Прежде всего, необходимо отметить, что согласно Положению
о дошкольном учебном заведении работники этих заведений (к которым в том числе
относятся и частные детские сады) несут ответственность за сохранение жизни,
физического и психического здоровья своих воспитанников в соответствии с
действующим законодательством. То есть педагог детского сада просто обязан
предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных
навредить его здоровью. Причем в этом случае имеются в виду любые действия —
как самого ребенка, так и персонала, а также сверстников воспитанника. Если же
воспитатель не смог предотвратить травматизм в ДОУ, то он несет ответственность
за это.

Статистика
показывает, что уровень здоровья дошкольников достаточно низкий, поэтому нельзя
допускать травматизм детей в ДОУ. Охрана здоровья детей, его укрепление
составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не
может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают
благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности,
питание, способствуют двигательной активности и т.п.

Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов
жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на
организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное
физическое и психическое благополучие.

Физическое
воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в
дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия
формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность
и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития
личности.

В дошкольном учреждении режим дня ребенка
предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на
воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются
региональные и климатические условия.

Основной формой обучения детей движениям признаны
занятия, проводимые инструктором по физической культуре. В тоже время
значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры,
которые широко применяются на занятиях учителя-дефектолога, на других занятиях
(музыка, ритмика, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок,
проводимых воспитателем.

Занятия по физическому воспитанию решают как
общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения,
направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание,
ползание, прыжки). Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного
направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного,
эстетического и трудового воспитания.

Требования
к условиям организации занятия дошкольников

Любая деятельность, а
особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и
наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке
должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:

а) все оборудование:
гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены;
всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и
размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей
возможность падения;

б) инвентарь,
используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их
груди.

Помещение, в котором
организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо
проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным
санитарно-гигиеническим нормам. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более
2-2,5кг. (Для ребенка старшего дошкольного возраста). Категорически запрещается
привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования.

Материалы и
оборудование.

1. Оборудование, которым
пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным
показателям.

2. В пользование детям
даются только исправные и безопасные предметы.

3. Запрещается
использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых;
нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых
промышленностью для игровой деятельности детей.

4. Все оборудование и
инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться
в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в
недоступном для детей месте.

Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в
детском саду

1. Обучая детей различным
навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный
показ движения.

2. При организации
занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и
тренажеры.

3. Не допускать
нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра
преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала.

4. При проведении занятия
следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения
находились все дети.

5. При выполнении
упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным
интервалом и дистанцией между детьми.

6. Воспитатель
(инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль над
сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.

7. При организации
занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их
переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель
предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную
деятельность.

8. Воспитатель
(инструктор по физической культуре) в обязательном порядке знакомит детей с
правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.

Таким образом, все
оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и
размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных
занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование
должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям.
Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен
осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных
учреждениях на физкультурных занятиях

1. Нарушение правил
организации занятий.

— проведение занятий с
большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается;

— нахождение детей в зале
без присмотра преподавателя и неорганизованный вход, и выход из зала;

— самовольный доступ к
снарядам и тренажерам;

— неправильный выбор
преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне
его поля зрения;

— недостаточные интервал
и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.

2. Нарушение в методике
преподавания

— форсированное обучение
сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка,
упражнениям без достаточной его подготовленности;

— чрезмерная нагрузка на ребенка
в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению
концентрации внимания;

— излишнее эмоциональное
возбуждение, вызванное выполнением южных упражнений, игр, эстафет.

3. Нарушение санитарно-гигиенических
условий и формы одежды.

— недостаточная
освещенность зала или площадки для занятий;

— отсутствие вентиляции;

— неудобная, сковывающая
движения и затрудняющая теплообмен одежда;

— скользкая кожаная или
пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, незавязанные шнурки;

— посторонние колющие
предметы на одежде или в карманах (значки,
булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.).

— бусы, цепочки, тесемки,
завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на
резинку волосы у девочек;

— очки у плохо видящих
детей, не закрепленные на затылке резинкой.

4. Отсутствие систематического врачебного контроля над
физическим воспитанием
.

— чрезмерность нагрузки
для детей, недавно перенесших заболевания;

— отсутствие
систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;

— отсутствие сведений о
хронических заболеваниях и травмах.

5. Недооценка значения страховки и помощи.

— неправильная страховка
или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах,
основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;

— отсутствие матов под
снарядами и тренажерами.

6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние
мест занятий, инвентаря, оборудования.

— малые размеры зала или
площадки для занятий;

— неровности пола,
расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;

— неисправность коврового
покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного
крепления к полу;

— плохо закрепленные и
неисправные электрические выключатели, розетки;

— низко повешенные
декоративные растения, украшения, светильники;

— расположение
магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;

— отсутствие ярких
наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;

— свободный доступ детей
к окнам, открытым для проветривания;

— отсутствие телефона в
доступном месте;

— отсутствие в
легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.

Таким образом, для
предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться
все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической
деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических условий и форм одежды.
Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием
детей, осознано оценивать значение страховки и помощи; место занятия, инвентарь
и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста
направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное
физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических
качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к
упорядоченному ритму жизни.

Психические процессы, такие как память, мышление,
восприятие, воображение и речь помогают развитию физических навыков. С помощью
психических процессов дети запоминают последовательность движений и двигательных
операций, умеют выполнять движения по словесной инструкции, проводят анализ
движений по качеству его выполнения.

Все оборудование и инвентарь, используемый детьми
должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение
для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим
нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их
возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя,
который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми
действиями.

Ответственными лицами за организацию работы в детском
саду являются заведующий детским садом, старший воспитатель и воспитатель или
инструктор по физической культуре.

При медико-педагогическом
контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего
двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю
динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и
самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен
являться средством укрепления здоровья детей.

Для предотвращения
травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила
организации занятия, требования к методике преподавания физической
деятельности, соблюдение санитарно – гигиенических условий и форм одежды.
Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием
детей, осознано оценивать значение страховки и помощи; место занятия, инвентарь
и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.

«Техника безопасности на физкультурных занятиях»

для молодых специалистов

руководитель физического воспитания

О.М. Михеева

В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется и осуществляется заместителем заведующей по основной деятельности, воспитателем, руководителем физического воспитания, медицинскими работниками. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Однако педагогическая деятельность каждого направлена на одного ребёнка, поэтому действия их должны быть согласованы между собой. От этого зависит полноценное физическое развитие и воспитание детей, их здоровье.

Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия руководителя физического воспитания и воспитателя. Так как воспитатель является активным участником образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.

Маленькие дети постоянно требуют повышенного внимания, особенно если они занимаются какой-либо деятельностью: будь то игра или рисование, выполнение различных поделок или занятия на физкультуре. В любой деятельности детей одной из главных задач педагога является соблюдение техники безопасности.

Так как воспитатель является активным участником воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.

Воспитатель должен знать и понимать свою роль на занятии, в каждой его части и в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программное содержание. При этом его активность на занятии зависит, прежде всего, от возраста детей.

В чем заключается соблюдение техники безопасности на физкультурных занятиях?

1. Форма ребенка. Как с гигиенической точки зрения, так и с точки зрения безопасности у каждого малыша на занятии должна быть спортивная форма.

Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в спортивную форму. Перестраивает детей по росту: от самого низкого ребёнка до самого высокого.

2. Перед тем как отправиться в спортзал обязательно нужно выяснить кто из детей освобожден от физической нагрузки; проверить, нет ли у детей во рту жвачки, конфеты, леденца и др.

3. Переход детей из группы в спортзал должен осуществляться в сопровождении двух взрослых (первый — спереди детей, второй – сзади). Контролирует как дети заходят в зал и как строятся.

4. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:

а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.

Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (Для ребенка старшего дошкольного возраста). Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования.

Материалы и оборудование.

  • Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.
  • В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
  • Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.
  • Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.
  • В спортивном зале должно быть чисто, пол – сухой.

5. Для того, чтобы избежать травм, случайных растяжений и т. п, необходимо занятие начинать с хорошо продуманной разминки.

6. Все дети во время занятий должны быть постоянно в поле зрения РФВ и воспитателя. Ни в коем случае нельзя отвлекаться на посторонние дела (телефон, разговор с кем-либо и др).

7. Необходимо постоянно наблюдать за состоянием детей во время занятий, регулировать нагрузку упражнений согласно нормативной программе. Не следует давать детям упражнений, не соответствующих возрасту.

8. Обязательно страховать детей в тех видах упражнений, в которых требуется страховка. Даже если ребенок легко справляется с заданием, ни в коем случае нельзя его оставлять без страховки (например, лазанье по гимнастической стенке, ходьба по гимнастической скамейке и др).

9. Не разрешать детям (без ведома взрослых) брать в спортивном зале какой-либо инвентарь (мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки и др).

10. Перед проведением подвижных игр четко дать ребенку понимание того, что нельзя делать во время игры (например, толкать друг друга, тянуть за руку и др).

11. Никогда не оставлять детей в зале без присмотра даже на секунду.

12. Выход из зала после занятий должен быть организованным. Нельзя отпускать детей в группу одних.

Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программные задачи. При этом его активность на занятии зависит, прежде всего, от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.

В средней, старшей  группах воспитатель  помогает руководителю физического воспитания в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.

Во время выполнений общеразвивающих упражнений  и  в основных видах движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.

Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике  и в повседневной жизни детей.

Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и руководителю физического воспитания  осуществлять физическое развитие всех детей.

Примерное распределение обязанностей в ходе занятия:

1часть.  

Руководитель физического воспитания – обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы и бега, выполняет бег вместе с детьми.

Воспитатель – следит за осанкой детей и  за внешними признаками утомления, выполняет ходьбу  вместе с ними.

При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.

2часть.  

А) ОРУ

Руководитель физического воспитания – объясняет и показывает упражнение, контролирует его правильность выполнения.

Воспитатель – следит за правильностью выполнения упражнений, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает принять исходное положение, исправляет неверно выполненное упражнение, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.

Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то РФВ контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних.

При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

Б) ОВД

Во время выполнения ОВД воспитатель так же должен знать, что существуют разные способы организации детей во время обучения движениям: фронтальный, групповой, индивидуальный. 

При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. (Прыжки на скакалках, ловля и отбивание мяча). Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.

При групповом способе группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание (Одна группа перебрасывает мячи друг другу, а вторая отрабатывает прыжки разными способами: на прав и лев ноге). После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.

Руководитель физического воспитания – расставляет инвентарь, объясняет и показывает упражнения детям, контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, занимается с первой подгруппой.

Воспитатель – контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, вместе с детьми помогает убирать инвентарь, занимается со второй подгруппой.

При индивидуальном способе каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

По мере освоения техники — ОВД выполняются потоком. Особую разновидность поточного способа представляет круговое («станционное») выполнение упражнений.

На одном занятии можно чередовать способы организации детей.

При использовании группового способа организации обучения РФВ  занимается с одной группой, а воспитатель с другой. При организации поточного способа – кругового, воспитатель и РФВ делят «станции» между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений.

Также воспитатель оказывает помощь при размещении оборудования, его уборке.

В) ИГРА

Руководитель физического воспитания – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель – на первом этапе разучивания берет на себя роль ловишки, на последующих принимает участие в игре, следит за соблюдением правил и за внешними признаками утомления. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности. Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

3часть.

Руководитель физического воспитания – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель – следит за соблюдением правил, следит за осанкой, принимает участие в игре.

В заключительной части занятия физической культурой при подведении инструктором  итогов,  воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки  и игры он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 479 с.
  2. Ермак, Н.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в подготовительном классе: Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Н.Н. Ермак. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. – 112 с.
  3. Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / В.А. Шишкина. – Минск: Национальный институт образования, 2011.– 136 с.
  4. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. – Минск: «Універсітэцкае” 1998. – 183 с.
  5. https://nsportal.ru
  6. https://du47grodno.schools.by

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по теплому полу valtec
  • Инструкция по текущему содержанию трамвайных путей
  • Инструкция по текущему содержанию пути ржд
  • Инструкция по текущему содержанию пути и контактного рельса метрополитенов купить
  • Инструкция по текущему содержанию пути и контактного рельса 2021