По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкция по технике безопасности при проведении занятий по физической культуре
Приведена должностная инструкция по соблюдению правил техники безопасности на уроках физкультуры…
Комплекс инструкций по технике безопасности
Данный комплекс инструкций является нормативным документом; регулирующий вопросы отношений между детьми и взрослыми.Комплекс инструкций предполагает, что при полном его соблюдении, будут созданы безоп…
ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, на участке
1. Общие требования безопасности.
1.1. Педагог должен знать Инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, поражениях электрическим током…
Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда
Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда…
Комплекс инструкций по технике безопасности в детском сад.
Данный комплекс инструкций является нормативным документом прямого действия. регулирующий вопросы отношений между детьми и взрослыми и является документом обязывающим всех участников образовательного …
Инструкция по технике безопасности на прогулочных площадках в зимний период
Консультация для воспитателей по охране жизни и здоровья детей в зимний период…
Инструкции по технике безопасности. Область — физическое развитие
Вводная инструкция в которой предусмотркно передвижение от группы до спортивного зала. Инструкция №1 предусматривае поведение детей в спортивном зале на занятии…
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
муниципального образования Динской район
«Центр творчества ст. Новотитаровской»
Методическая разработка по декоративно – изобразительной
композиции:
Педагог дополнительного образования
Маслакова Людмила Анатольевна
Ст. Новотитаровская
Аннотация
Данная методическая разработка
предназначена для использования на уроках по декоративно-изобразительной
композиции на подготовительном отделении в детских художественных школах.
Цели:
Образовательные:
— познакомить с технологией
выполнения глиняных тарелок;
— научить планировать работу над
изделием;
— расширить и уточнить знания
учащихся об особенностях работы с глиной.
Развивающие:
— продолжить развитие образного
мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать;
— совершенствовать навыки культуры
труда;
— продолжить развивать
самостоятельность в получении нужной информации.
Воспитательные:
— учить художественному
видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем
мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические
изделия.
Введение
Художественная деятельность
связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной
сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его
интеллекта и характера.
Пластика – одна из наиболее
эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках
расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение,
конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку
реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Актуальность данной методической
разработки состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение
к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания,
воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Очень важным
моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной
фактуры.
Работа с детьми строится на
взаимопонимании, на основе уважительного отношения друг к другу.
Во время работы с глиной
ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от
форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка развивает у детей лучшую
координацию движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей
свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства,
объёма, глубины. Дети этого возраста с большим успехом передают движения в
осязаемом объёме.
Изделия, получаемые в процессе
работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости,
уверенности в себе.
Занятия развивают умственные
способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные
представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему
миру, воспитывают любовь к труду.
История
Изучение
истории мировой культуры непременно начинается с керамики. Еще в мифах о
сотворении мира повествуется о том, как Бог стал месить глину, придал ей форму
по образу и подобию своему и вдохнул жизнь в свое создание.
История
керамики начинается с незапамятных времен и непосредственно связана с историей
человека.
Первые
глиняные сосуды появились в эпоху неолита, когда кочевники перешли к оседлому
образу жизни и им понадобились предметы обихода для длительного хранения
продуктов. Со временем люди научились обжигать глиняную посуду на огне, что
сделало ее прочной и водонепроницаемой. К этому времени относятся и первые
свидетельства об украшении глиняных сосудов.
Прежде
чем приступить к работе над керамическим изделием, необходимо познакомиться с
материалами, специальными инструментами и оборудованием, которые могут
понадобиться. Поскольку в керамике переплетено ремесло и искусство, то знание
технических характеристик исходных материалов: глины, глазури и красок для
декорирования – важный момент творческого процесса, от которого в значительной
мере зависит конечный результат. Глинами называются осадочные породы,
образовавшиеся в результате длительного процесса выветривания горных пород,
проходившего под воздействием окружающей среды: перепада температур,
воздействия воды и других факторов.
Глина
как пластический материал обладает большими возможностями для лепки. Керамисты,
художники, преподаватели и врачи используют глину как инструмент для творчества
и лечения.
Еще в
глубокой древности люди заметили, что при увлажнении глина становится мягкой и
податливой. Свою первую посуду человек лепил, раскатывая глину в лепешку и
загибая ее края. Скатывали также длинный глиняный жгут, а потом сворачивали его
в спираль.
После
того как изобрели гончарный круг и печь для обжига, посуда стала более прочной
и красивой. Такую посуду делали в Древней Греции.
Декорирование
глиной и декорирование глины – разные процессы. В первом случае во внимание
принимаются особые свойства глины, а во втором – речь идет о разнообразии
глазурованного покрытия.
Из
глины были и первые таблички для письма. Острой палочкой по влажной глине
писали такие значки. Эти предметы тоже изготовляли из глины.(театральная маска,
игрушки) Глина служила и строительным материалом. В сирийских селениях и сейчас
строят такие глиняные жилища.
Этапы работы по лепке из глины
1.
Передача общего строения
2.
Уточнение общего строения
3.
Проработка основных деталей
4.
Обработка поверхности изделия кисточкой при помощи воды
5.
Просушивание изделия
6.
Обработка поверхности изделия наждачной бумагой
7.
Покраска основной краской
8.
Продумывание эскиза росписи изделия на альбомном листе
9.
Раскрашивание готового изделия
10. Покрывание
лаком. Для усиления декоративного эффекта и получения водоотталкивающей
защитной пленки на изделиях, расписанных обычными красками, можно покрыть
изделие бесцветным мебельным лаком, например марки ПФ-283. Чтобы усилить блеск,
лак после высыхания наносится повторно. Такие изделия можно протирать мокрой
тряпкой и даже мыть.
Инструкция по технике безопасности при работе с глиной
1.Перед началом работы с глиной
необходимо одеть фартуки
2.Нельзя делать резких движений
стекой при работе с глиной в направлении радом сидящего человека
3. При работе, глина
находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках
4.На рабочем столе должна быть
доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.
5.При завершении работ готовые
глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах
6. После обработки сухих
изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную
ёмкость
7.По окончании работы нужно убрать
свое рабочее место, вымыть руки.
Глиняные тарелки своими руками
В
своей разработке хотелось бы рассказать, как можно сделать глиняные тарелки своими
руками.
Глиняные
тарелки – это превосходный подарок к любой дате или празднику. Процесс их
изготовления необычайно захватывающий и интересный, а цвет и дизайн изделий
модно подбирать самим.
Преимущества
таких тарелок очевидны: каждое изделие имеет только свой характер, изюминку и
характерную черту.
Давайте
приступим к изготовлению таких замечательных тарелок.
Нам
понадобится:
дека – с
узорчатой текстурой
глина
качалка
лак
разноцветные
краски – акриловые
стеки
нож
Для начала
подготавливаем глину. Для этого разминаем ее хорошенько.
Затем
отделяем кусочек глины и выкладываем его на поверхность, текстура которого нам
больше подходит и нравится, раскатывает глину по поверхности качалкой (можно и
роликом).
Вырезаем
изделие ножом. Форма может быть любая: овальная, квадратная, ромб, сердечко и
так далее.
Затем
изделие должно высохнуть. Мы кладем его на специальные стеллажи.
Как наши
тарелочки высохли, их зачищаем наждачной бумагой. Затем покрывают белой
акриловой краской. Пока тарелочка сохнет, разрабатываем эскиз тарелки. Когда он
готов, переносим на нее, либо через кальку, либо самостоятельно и начинаем
расписывать. Акрил хорош именно тем, что он не стирается. Затем тарелочку
покрываем лаком. Лак специальный — акриловый глянцевый для художественных работ
и декоративно-прикладного творчества. Он ровно ложится и не дает сильного
блеска. А если объемные с лепниной тарелки, то их вначале покрываем белым
акрилом, а затем расписывают цветными акриловыми красками. Так же разрабатывается
рисунок. Когда эскиз готов, то можно начинать лепить. Если лепим замок или
домик, то вырезаем все ножом и накладываем на тарелку. Если хотим, чтобы
получилась настоящая трава, то берем настоящую железную сетку и пропускаем
сквозь нее глину. Выходят по форме травы. Какие-то формы отливаются так же как
и тарелочка. Можно еще делать с помощью отмина. Это гипсовая форма с вырезанным
рисунком, куда накладывается глина срезается затем снимается.
Держа в
руках и расписывая такую тарелочку, мы вкладываем в нее частичку своей души,
наполняя ее теплом своих рук. В процессе изготовления мы не просто делаем
бездушные тарелки, а «живых» красавиц, сделанных с любовь и вниманием. Такие
неповторимые шедевры станут незабываемыми, памятными подарками.
Список используемой литературы
1.
Б.М.Неменский. Мудрость красоты. О Проблемах
эстетического воспитания.– М.: Просвещение, 1987.
2.
Уроки
изобразительного искусства. / Л. Горяева.
3.
Проблемы
народного искусства/под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. –
М.: Изобразительное искусство,1982.
4.
Алёхин А.Д. Когда начинается художник. –
М.: Просвещение,1993.
5.
Федотов
Г.Я. Послушная
глина. М., “АСТ-Пресс”, 1997.
6.
Федотов
Г.Я. Глина и
керамика. М.: “Эксмо”, 2005.
7.
Конышева
Н.М. Лепка в
начальных классах. М., П., 1980.
8.
Акунова Л.
Ф., Крапивин В. А. Технология производства и декорирования керамических изделий;
Учебник для худ.-пром. уч-щ и уч-щ прикл. искусства М., 1984
9.
В.С.
Горичева М.И. Нагибина. Сказку сделаем из, глины, теста, снега, пластилина.
Ярославль: “Академия развития”, 1998.
10. Д.Фишер. Расписываем керамику. – М.: АСТ
Астрель, 2005.
11. Дашкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь глина. –
Петербург: “Кристалл”.
12. Кэтрин Дьюи. Учимся лепить животных. Мн.:
ООО “Попурри”, 2002.
13. Журналы “Эскиз”.
14. Журналы “Юный художник”.
15. Журналы “Художественный совет”.
Обновлено: 13.07.2023
Ознакомление с приемами работы. Правила техники безопасности. Физкультминутка. Подготовка материалов. Освоение способов ручной лепки. Лепка и отделка изделий. Итог урока.
ознакомление школьников с основными свойствами и приемами
работы с глиной; формирование основных знаний по приемам ручной работы с глиной (приемы подготовки глиняной массы к работе, способы лепки, приемы отделки изделия);
развитие художественно-эстетических способностей учащихся, чувство красоты и гармонии, развитие самостоятельности учащихся и выполнять творческие задания.
воспитание культуры труда, формирование понятий
о красоте и гармонии.
портативный компьютер, мультимедийный проектор изображения, экран, подкладные
емкости с водой
Беседа о животных. Освоение основных приемов работы с глиной. Правила техники безопасности. Физкультминутка. Выполнение скульптурной композиции. Анализ и оценка художественного творчества. Итог урока.
работы с глиной;
закреплять умения работы с глиной.
развивать кругозор детей,
Воспитывать любовь к животным, аккуратность. урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий словесный, наглядный, практический
Беседа о овощах и фруктах. Повторение приемов работы с глиной. Правила техники безопасности. Физкультминутка. Подготовка материалов. Лепка и отделка изделий. Итог урока.
закрепить знания учащихся
выполнения ручной работы с глиной; выполнить
лепку овощей и фруктов; учить
воображение, мышление, развивать мелкую
отношение к природе,
отгадывание загадок. Изучение внешнего вида медведя и лисы, определение
Повторение способов лепки.
Правила техники безопасности Физкультминутка. Подготовка материалов. Лепка и отделка изделий. Итог урока.
Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания
Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ
Инструкция
по правилам безопасного поведения для воспитанников
при работе с пластилином, глиной
Настоящая инструкция по правилам безопасного поведения детей ДОУ при работе с пластилином (глиной) составлена с целью предупреждения фактов травмирования воспитанников детского сада на занятиях по лепке и сохранения их здоровья. Воспитатель знакомит воспитанников с данной инструкцией во время первого занятия по лепке.
- надеть специальную рабочую одежду (фартук);
- засучить рукава;
- поставить мисочку с водой для смачивания рук.
- Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет липнуть к рукам.
- Внимательно слушайте воспитателя и следите за показом приемов, которые он использует при выполнении задания.
- Перед работой разогрейте пластилин в руках. Разминать сразу весь кусок тяжело и неудобно, поэтому отделите небольшую часть, разомните, потом следующую.
- При работе с пластилином следует сидеть свободно и прямо, не сутулиться.
- На протяжении занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.
- Используйте в работе стеки только под руководством воспитателя.
- выберите нужный цвет пластилина;
- кладите пластилин на специальную дощечку, лепку выполняйте только на ней;
- не разбрасывайте пластилин по столу, не роняйте на пол;
- используйте стеки-ножи для пластилина. Стеки, нужно каждый раз протирать салфеткой, если вы используете разные цвета пластилина. Стеки не острые, но будьте при работе внимательными;
- отрежьте стекой нужное количество пластилина;
- согрейте кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
- подносить их к лицу, пробовать на вкус, засовывать в нос, уши и волосы;
- бросаться кусочками пластилина (глины) в окружающих детей;
- касаться грязными руками лица, глаз, одежды;
- трогать тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна.
- После работы с пластилином хорошо вытрите руки сухой мягкой тряпочкой и только, потом вымой их с мылом.
- После работы с пластилином (глиной) очистите от пластилина (глины) доски, протрите стол влажной тряпочкой.
- Храните пластилин и стеки в коробочке, в строго отведенном месте, отдельно от книг и тетрадей.
- В случае каких-либо неполадок или повреждений кожи обратитесь за помощью к воспитателю.
Инструкцию разработал: __________ /_______________________/
скачать: Инструкции для детей ДОУ
56 инструкций по Правилам безопасного поведения воспитанников!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Внеурочное занятие . Работа с глиной
Цель: Знакомство с гончарным искусством, развитие творческого экспериментирования при работе с глиной на объемных предметах.
Расширить основы эстетической культуры в процессе приобщения детей к художественно-творческой деятельности (работа с глиной).
Закрепить технологические знания и умения при работе с глиной.
Научить самим создавать прекрасное своими руками.
Развивать познавательный интерес к изучению народных промыслов; творческие способности детей, художественный вкуса, воображение.
Материалы к занятию. Глина, клеенки, баночки и салфетки на каждого ребенка, стеки
Примечание. Занятие проводится за круглым столом; количество детей 9 человек; в классе подготовлена выставка работ; экран; компьютер. На столах подготовлены глина, клеенки, баночки и салфетки на каждого ребенка.
Беседа с целью создания игровой мотивации.
Переход к продуктивной деятельности.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! На экране дети видят город (слайд 1)
Педагог: Что это за город и где он находится?
Ответ детей: На вопрос педагога дети читают стихи по очереди.
Мастера и мастерицы
Там на улочках живут.
По ветвям порхают птицы,
А в горшках цветы цветут!
Все здесь сделано руками!
Здесь в почете любой труд!
Мастерицы с мастерами
Вышивают, вяжут, шьют.
Им известна масса техник,
Как за несколько минут
Из вещей ненужных, ветхих
Создать сказочный уют!
Пергамано, оригами,
Квиллинг, бисер, декупаж.
Часто мастерят ночами!
Труд их — высший пилотаж!
Если сложно Вам поверить,
Ждут Вас в гости мастера,
Распахнув все настежь двери
В мир чудес и ремесла!
Город ловких и умелых,
Город творческих умов,
Город славных рукоделов,
Город чудо-Мастеров!
На экране появляется загадка про глину: (слайд 2)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (Глина)
Согласно одному из древних мифов, человек тоже был создан Богом с помощью глины. Из поколения в поколение передавалась эта легенда, которая хранит в себе загадку. Почему в качестве материала для создания человека была выбрана именно глина?
Боги создали людей из 4 первоэлементов: смешали Воду с Землей, а с воздухом Огонь
( божественную искру жизни) (таз с водой и глиной свеча зажженная и человечек из глины готовый)
Интересную легенду о сотворении Богом человека придумали эфиопы.
Однажды Господь вылепил из глины человеческую фигурку и положил ее в печь для обжига, но забыл о ней и глина оказалась пережженной. Так получились негры. (слайд 5)
Тогда он слепил новую фигурку, поместил в печь, но на этот раз поторопился вытащить ее — так родился белый человек. (слайд6)
И вот третью фигурку положил Бог в печь, выдержал ее там необходимое время — и на свет появились эфиопы. (слайд 7)
Интересна древняя легенда о сотворении людей относится к Древней Индии.
Попробую ее пересказать:
Все что водилось на земле, было создано неким высшим существом по имени Сингбонга. После того как он слепил землю и бросил в нее семена всех растений и деревьев, он решил создать многочисленные племена живых существ. (взять поделку у Р Г осеннюю)
Он начал с лошади. Слепив ее из глины и высушив, он приступил к сотворению людей.
Разминая влажную глину, он вылепил фигурки мужчин и женщин и оставил их сохнуть на ночь. Но лошадь испугалась, что люди, появившись на земле, вскоре подчинят ее себе и будут на ней ездить. И тогда она под покровом ночи, затоптала мягкие глиняные фигурки в землю, так, что творец, найдя их утром, понял, что вся его работа испорчена.
Тогда он вновь принялся за работу, и создал сперва фигурку собаки, а затем людей.
Он положил их сохнуть под ветром. С наступлением ночи, собака высохла, а ветер вдохнул в нее жизнь. Фигурки же людей, были еще влажными, и Сингбонга поставил собаку охранять их.
Ночью опять пришла лошадь, чтобы уничтожить своих врагов, но собака с лаем набросилась на нее и прогнала. На следующее утро, фигурки были сухи и целы. Тогда волшебник вдохнул в них жизнь. Так была создана человеческая раса, а ее отношения с лошадьми и собаками определились на веки вечные.
Наверняка вы не раз задумывались, из чего сделана чашка, из которой вы пьете, тарелка, из которой вы едите, или умывальник в ванной? Все это глина или керамика .
Педагог: А кто же нас завет в гости? Посмотрите, на экране появился какой-то странный человечек? Кто это? (слайд 11)
Посмотрите, сколько интересных вещей он показывает нам? (На экране появляются предметы домашней утвари, сделанные из глины, поделки из глины). (слайд 12)
Педагог: Я поняла, мы попали в гости к мастеру Глинчик, я слышала про этого мастера, но никогда не была в его мастерской. На экране появляется следующая загадка. (слайд 13)
Педагог: Смотрите еще одна загадка от мастера Глинчика.
Педагог обращается к детям: Вы можете ее отгадать?
На примере этой загадки можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Ребята вам все понятно?
Ответы детей: Люди используют керамическую посуды для того, чтобы кушать. (слайд 19)
Педагог: Сколько интересного мы узнали о глиняной посуде. Чтобы сделать посуду из глины, использовали специальное приспособление, которое называется гончарный круг Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров. (слайд 21)
В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом. (слайд 22)
Вращая круг можно получить форму любой посуды (слайд 23 — 24)
Только вот у нас нет такого станка. Что же делать. А кажется я придумала. (позвонить в колокольчик) Эй двое из ларца одинаковы с лица. Явитесь передо мной.
Двое из ларца: Здрасьте, будет сделано. (учитель шепчется с ними и они уходят из комнаты и приносят ларец в котором, заготовки сосудов).
Двое из ларца : А что плохо – то , ну зато делать не надо вазы уже все готовое.
Педагог: Да, вазы уже готовые, но они все одинаковые. Давайте с вами украсим вазы и каждый сделает свою вазу неповторимой, непохожую на все остальные.(слайд 25)
Смотрите, и мастер Глинчик предлагает сделать творческую работу. Посмотрите, какие вазы в его мастерской. (На экране слайд 26 — 27)
двое из ларца не откажутся присоединиться к нам. (Ребята садятся за столы).
Выполнение творческой работы.
Перед началом работы обратить внимание детей, что глиняные вазы еще не высохли и работать с ними надо осторожно.
1. Правила работы с глиной. (слайд 28)
Лепку выполняй на подкладной доске, не клади глину на парту.
Приготовь баночку с водой.
Глина должна быть без примесей, без комочков.
Не бросай остатки глины на пол.
Работать нужно в специальном фартуке.
Используй инструменты, стеки.
Убери рабочее место, вымой руки с мылом.
Педагог: Глиняную вазу мы видим со всех сторон, поэтому и рисунок на вазе у вас должен быть выполнен по кругу.
Во время творческой работы спросить детей путь, который проходит глина прежде, чем стать керамическим изделием.
Педагог: Ребята давайте вспомним, в как кусочек глины становится красивым керамическим горшком?
Технология выполнения любого глиняного изделия.
Давайте (вспомним о том, как создается любое глиняное изделие. (слайд 29)
1) Добывание глины
2) Подготовка глины для лепки
3) Лепка
4) Сушка и обжиг
6) Роспись
Как называется приспособление, которое используют для изготовления глиняных изделий? Гончарный круг
Как называют мастеров которые работают на гончарном круге? гончары
Вы сказали, что мои руки станут золотыми, а они стали грязными.
Ответы детей: Это люди, которые могут превращать самые обыкновенный материал в полезные и красивые вещи.
Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
Это не последняя встреча с глиной На следующем занятии мы будем лепить Дымковскую игрушку
Чем знаменито Дымково? —
Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично —
Ликующе и празднично!
В ней молодость — изюминка!
В ней удаль и размах.
Урок для класса дополнительного образования в доме детского творчества. Количество детей в классе – 10-12 человек.
Данный урок – ознакомительный. Это первая работа детей с глиной, знакомство с материалом, техниками, приемами работы.
Камушкова Светлана Александровна
Урок для класса дополнительного образования в доме детского творчества. Количество детей в классе – 10-12 человек.
Данный урок – ознакомительный. Это первая работа детей с глиной, знакомство с материалом, техниками, приемами работы.
Урок длится 1 час, но в результате ученик получает готовую работу. Такая форма позволяет проводить урок в форме выездного мастер-класса, для презентации программы и курса лепки из глины.
При подготовке данного урока и программы в целом использовались книги:
— Познакомить учеников с новым для них материалом – глиной. Ее свойствами, особенностями работы, инструментами.
Задачи урока:
— Рассказать о том, где и как добывается глина.
— Почему этот материал так важен, где применяется. Что делают из глины.
— Как работают с глиной: инструменты, техники.
— Почему занятия с глиной так важны для детей и взрослых.
— Создать готовое изделие из глины.
Используемые материалы: глина для скульптурной лепки (брикеты по 1 кг, примерно 300 гр. на ученика), стеки, доски для лепки, вода в стаканчиках, ткань (х.б. полотенца), одноразовые фартуки
Техника и аппаратура: компьютер, проектор, экран (презентация о глине)
На занятии используется объяснительно-иллюстративный метод подачи материала. Учитель рассказывает и показывает ученикам глину, способы работы с ней, инструменты и т.д.
В ходе урока учитель ведет диалог с учеником, в ходе которого школьник сам озвучивает многие знания, полученные в ходе практики: особенности глины, скорость ее высыхания, что происходит, когда она взаимодействует с водой. Тем самым применяются и элементы исследовательского метода обучения.
Приветствие и вступление – 10 минут
— Приветственное слово учителя
— Краткий рассказ о глине, ее свойствах, применении
— Диалог с учениками: что же делают из глины, как она применяется в быту
— Рассказ о технике безопасности при работе с глиной
(Ученики сидят за столами, на которых лежит дощечка для лепки, на ней ткань, на ткани глина. На каждую пару учеников – стакан с водой. У каждого ученика свой стек, скалка и губка) (рис. 1)
Учитель: Здравствуй ребята. Сегодня мы с вами будем изучать новый для вас материал – глину. Кто-нибудь из вас знает, что такое глина и для чего она применяется?
Ученики: называют предметы, которые делают из глины – посуда, игрушки, кирпичи.
Учитель: да, все правильно. Глина это материал, из которого можно сделать много разных и главное полезных вещей. От строительных материалов до красивых изящных чашечек. Так как добывается глина? Оказывается, что бы добыть глину нужно вырыть большой карьер, яму в земле, из которой с помощью специальной техники (экскаваторов) добывают глину, которая залегает в земле пластами. Глина, которая лежит у вас на столе уже, готова к работе. Она мягкая и пластичная, как пластилин. Этим два материала похожи. Но глина – природный материал, а пластилин искусственный. Оба материала помогают нам с вами не только создавать красивые предметы, но и отдыхать и даже учиться. Оказывается, наши с вами пальчики тесно связаны с головным мозгом, и чем больше вы работаете руками, особенно с мелкими предметами (конструктором, бисером, бусинами, глиной) тем активнее работает наш с вами мозг, тем больше он запоминает, тем умнее мы с вами становимся. Вот почему так важно заниматься творчеством. А для кого-то творчество становится работой. Человек, который учился профессионально работать с глиной, называется мастером. Мастером-гончаром, человеком который создает посуду, или мастером по керамике.
Из глины делают и кирпичи для строительства, и игрушки, и посуду. Но тут самое важное помнить, что глина при высыхании становится ломкой, хотя и твердой. Вот почему глину обжигают, что бы сохранить ее форму, сделать ее более прочной. Температура обжига разная, и в зависимости от того, как, где и сколько обжигается глина – и результат бывает разный.
А еще глина очень маркая. Т.е. оставляет следы и на ваших рука и на вышей одежде. Вот почему прежде чем начать работу мы закатаем рукава одежды, если они у вас длинные, и наденем фартуки.
Рассказ о материалах и техниках – 5 минут
— Ученикам разрешается трогать и мять глину, у них есть возможность рассказать о своих ощущениях от нее.
— Рассказ об инструментах: доска для лепки, ткань, губка, стеки, скалка, вода
— Первые попытки слепить основные элементы
Учитель: а вот теперь я разрешаю вам не просто потрогать глину, но даже помять ее, разделить на части, в общем – начать изучать новый материал. Расскажите, какая глина на ощупь? Нравится ли вам с ней работать?
Ученики рассказывают, что глина прилипает к рукам, плохо отчищается, похожа на пластилин и т.д.
Учитель: Давайте попробуем слепить из глины самые простые элементы, вы их уже пробовали лепить раньше из пластилина. Это шарики – раскатываем глину между пальцами или между ладонями круговыми движениями. Колбаски – раскатываем кусочек глины между ладонями или на столе параллельно поверхности. Капельки – раскатываем шарик ребрами ладони, так что часть его утончается.
Рядом с вами лежат самые разные инструменты для лепки. Самый крупный – скалка. Он поможет нам раскатать большой кусок глины в плоский блин. Есть стеки – они помогают отрезать ровные кусочки глины. Есть вода, с ее помощью мы не только замазываем ошибки на поверхности глины, но и склеиваем разные части будущей фигурки. Важно помнить, что брать воду надо по чуть-чуть, совсем капельку, иначе глина превратиться в грязь.
Лепим мы не на столах, а на специальных дощечках для лепки, они легкие и пластиковые. Что бы раскатать глину, надо взять кусочек, положить ее между двумя слоями ткани и начать раскатывать. Попробуем?
Начало практической работы. – 40 минут
— Повторение за учителем основных элементов для создания основы будущей работы.
— Самостоятельное украшение готовой работы в зависимости от фантазии и полученных знаний.
Приступим к нашей работе. Скатаем из глины шарик. Положим его между двумя слоями ткани и начнем раскатывать скалкой. В результате у нас должен получиться глиняный блин толщиной с наш палец. Стараемся раскатывать равномерно, что бы по всей поверхности блин был одинаковой толщины. (рис 2)
Теперь, поднимаем верхний слой ткани и с помощью острого края стека вырезаем фигуру нашей будущей поделки. У нас это свинка. Вырезаем по контуру, стараемся прорезать хорошо, до самой ткани, и убираем лишнюю глину, прячем ее под ткань, чтобы она не высохла. (рис 3)
С помощью влажной губки хорошо протрем края нашего изделия, что бы они стали ровными. Губка должна быть именно влажной и хорошо отжатой. (рис 4)
Теперь приступим к формированию мордочки нашей хрюшки. Катаем два небольших шарика из остатков глины для глаз и один большой для пяточка. Распределяем их на мордочке между ушами, по центру. В зависимости от размеров глаз, пяточка и их расположения будет меняться и характер поросенка. Надо помнить, что просто так прикрепить шарики к телу не получится, потому что при высыхании глина чуть-чуть уменьшается в размерах и неправильно приклеенные элементы могут просто отвалиться. Что же делать? Во-первых на месте, куда вы хотите прикрепить глаз и пятачок с помощью стека надо сделать две поверхностные насечки, две царапинки, и сверху на них капнуть капельку воды. И лишь тогда приклеить нужный элемент. И чуть-чуть прижать сверху. Шарик уплощится и станет еще больше похож на глаз или пятачок. Затем крутим колбаску, небольшую, для хвостика, скручиваем ее в спираль и прикрепляем к хрюшке. (рис 5)
(раздаем старые фломастеры)
Мы с вами любим и умеем фантазировать, применять обычные вроде бы предметы в работе с глиной. Вот например старые фломастеры. С их помощью мы сейчас придадим нашей свинки чуть больше индивидуальности, сделаем ей зрачки и оформим пятачок. Надо просо сделать отпечаток колпачка на глазах и грифелем фломастера сделать точки на пяточке. (рис 6-7)
Что ж, а теперь я разрешаю вам не повторять за мной, а самостоятельно украсить свою свинку. Можно слепить ей новогоднюю шапку, или украсить спинку цветами, которые вы сделаете из глиняных шариков. Или сделать завитки из тонких колбасок. Все на ваше усмотрение. (рис 9-10)
Завершение урока. – 5 минут
— Подведение итогов. Ученики могут высказать свое мнение, понравлюсь им лепить или нет. Какие элементы были сложными, какие легкими.
— Рассматриваем работы друг друга.
— Уборка: вылить воду, протереть столы, промыть стеки и скалки.
— Рассказ учителя о способах сушки глины.
Учитель: ну что ж, вот наш урок и подошел к концу. Понравилось ли вам лепить?
Ученики: высказывают свое мнение.
Учитель: Теперь надо запомнить как мы будем сушить глину. Так как у нас глина не проходит обжиг, то сушка будет по особым правилам. Во-первых, не на солнце и не на открытом тепле, т.е. не на батарее, иначе изделие потрескается. На первые сутки изделие будет накрыто влажной тканью, а затем уже без нее. Через два дня глину можно будет даже раскрасить.
А теперь приступим к уборке.
В финале урока учитель показывает уже готовые изделия, что бы ученики представляли к чему им стоит стремиться. (рис 11)
Подобные уроки всегда вызывают неизменный восторг у школьников. Возможность создать свою поделку, поработать с новым материалом и размять пальцы всегда привлекает ребенка. Урок всегда проходит в дружеской, творческой обстановке, ученики обмениваются идеями, советуют друг другу как лучше украсить персонажа и помогают, если что-то не получается.
Для урока специально выбраны простые варианты изделия, что бы ребята могли покинуть занятие с готовым изделием, высушить его дома или вернуться и раскрасить на следующем занятии.
Главным итогом ознакомительного урока становится интерес ребенка к занятиям по лепке из глины, желание заниматься дальше и заинтересованность в новом виде творчества.
Систематическое посещение уроков по лепке из глины позволит ребенку развиться в творческую личность, с богатой фантазией и пониманием мира прекрасного.
Читайте также:
- Соколов средневековая философия кратко
- Правила безопасности на массовых мероприятиях кратко
- Политическое развитие советского общества кратко
- Различие понятие доли больших полушарий и зоны больших полушарий кратко
- Техника безопасности при работе с кислотами кратко
Правила безопасного поведения детей при работе с пластилином, глиной
Инструкция
по правилам безопасного поведения для воспитанников
при работе с пластилином, глиной
Настоящая инструкция по правилам безопасного поведения детей ДОУ при работе с пластилином (глиной) составлена с целью предупреждения фактов травмирования воспитанников детского сада на занятиях по лепке и сохранения их здоровья. Воспитатель знакомит воспитанников с данной инструкцией во время первого занятия по лепке.
- Перед началом работы с пластилином (глиной) необходимо:
- надеть специальную рабочую одежду (фартук);
- засучить рукава;
- поставить мисочку с водой для смачивания рук.
- Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет липнуть к рукам.
- Внимательно слушайте воспитателя и следите за показом приемов, которые он использует при выполнении задания.
- Перед работой разогрейте пластилин в руках. Разминать сразу весь кусок тяжело и неудобно, поэтому отделите небольшую часть, разомните, потом следующую.
- При работе с пластилином следует сидеть свободно и прямо, не сутулиться.
- На протяжении занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.
- Используйте в работе стеки только под руководством воспитателя.
- При работе с пластилином:
- выберите нужный цвет пластилина;
- кладите пластилин на специальную дощечку, лепку выполняйте только на ней;
- не разбрасывайте пластилин по столу, не роняйте на пол;
- используйте стеки-ножи для пластилина. Стеки, нужно каждый раз протирать салфеткой, если вы используете разные цвета пластилина. Стеки не острые, но будьте при работе внимательными;
- отрежьте стекой нужное количество пластилина;
- согрейте кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
- При работе с пластилином и глиной нельзя:
- подносить их к лицу, пробовать на вкус, засовывать в нос, уши и волосы;
- бросаться кусочками пластилина (глины) в окружающих детей;
- касаться грязными руками лица, глаз, одежды;
- трогать тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна.
- После работы с пластилином хорошо вытрите руки сухой мягкой тряпочкой и только, потом вымой их с мылом.
- После работы с пластилином (глиной) очистите от пластилина (глины) доски, протрите стол влажной тряпочкой.
- Храните пластилин и стеки в коробочке, в строго отведенном месте, отдельно от книг и тетрадей.
- В случае каких-либо неполадок или повреждений кожи обратитесь за помощью к воспитателю.
Инструкцию разработал: __________ /_______________________/
Рекомендуем перейти к разделу:
Инструкции для детей ДОУ
Инструкции для воспитанников ДОУ
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Несмотря на отсутствие токсичных веществ в составе полимерной глины, не нужно забывать о том, что полимерная глина всё-таки искусственный материал
. Под воздействием высокой температуры, полимерная глина из мягкой пластичной массы превращается в твёрдый материал, выделяя при этом характерный запах.
1. Дети до 6-ти лет могут работать с
полимерной глиной только под присмотром взрослых. Следите, чтобы дети не ели полимерную глину и не засовывали в рот запечённые изделия из полимерной глины.
2. Не используйте ёмкости для приготовления пищи в работе с полимерной глиной.
3. Полимерную глину нельзя варить в воде и запекать в микроволновой печи. Запекайте полимерную глину в духовке, аэрогриле или отдельной печке.
4. При запекании используйте рукав для запекания, который используют для запекания мяса. Один конец рукава закройте скрепкой или завяжите нитью. Положите изделие из глины внутрь рукава, используя подложку на ваш выбор (керамическая плитка, фольга, бумажная салфетка и т.д.). Закройте второй конец рукава металлической скрепкой или завяжите нитью. Не проделывайте отверстия в рукаве-ваша задача сохранить все вредные запахи внутри рукава, а не распространять их на всю духовку. После запекания достаньте рукав из духовки, включите вытяжку и под работающей вытяжкой откройте один конец рукава. Пусть весь запах из рукава выветрится под вытяжкой. если у вас нет вытяжки, приоткройте форточку и откройте рукав с одной стороны.
5. При запекании полимерной глины без рукава (в отдельной духовке, аэрогриле и т.д.) вы можете ощущать химический запах, поэтому проветривайте помещение после каждого запекания глины.
6. Не используйте для еды и приготовления пищи ёмкости, изготовленные из полимерной глины. Запечённая полимерная глина имеет поры, которые могут стать средой для распространения бактерий. Полимерная глина не является пищевым пластиком, поэтому есть из таких изделий нельзя.
7. При работе с полимерной глиной не используйте столовые приборы и кухонную утварь. Всё, что вы используете для приготовления пищи не должно контактировать с полимерной глиной.
8. Если вы склонны к аллергическим реакциям или у вас сухая кожа рук, используйте перчатки. Если вы работаете без перчаток, перед работой с полимерной глиной нанесите немного крема на руки и дождитесь пока он впитается. Крем образует тонкую плёнку на коже и защитит их от пересушивания. После работы с глиной опять смажьте руки кремом.
9. Никогда не превышайте температуру запекания, которая указана на пачке производителем полимерной глины. При превышении температуры полимерная глина начнёт гореть, распространяя токсичные пары. Если глина сгорела, проветрите помещение и удалите из помещения детей и животных.
10. При шлифовке и сверлении используйте респиратор и защитные очки. Даже небольшой осколок полимерной глины способен нанести ощутимый вред вашим глазам.
11. Если ваше изделие готово, но не запечено, храните его в отдельной ёмкости. При длительном контакте сырой глины с пластиком, окрашенными или лакированными поверхностями возможны повреждения поверхности. Лично у меня сырая глина проделала дыру во флоковой доске для сборке украшений, это стало мне хорошим уроком.
После запекания полимерная глина полностью безопасна.
Соблюдайте эти правила и ваше хобби будет приносить вам только радость.
Остались вопросы? Задайте их в комментариях к этой статье.
С уважением, Жанна craftband.ru