Инструкция по установке поршневых колец

Столкнулся с тем, что нет нормального мануала по установке комплекта с наборными маслосъемными кольцами. Решил поделиться и заодно сохранить у себя в блоге частично информацию из этой записи . Свои фотографии не делал, т.к. и здесь все подробно описано, да и кольца у меня такого же производителя.
И так, приступим к копированию контекста)))

«…Далее нужно одеть кольца.

Кольца взял типа SM, сейчас они называются NPREurope. Маслосъемные кольца у них наборные.

Кольца NPREurope
колечки

На вид кольца очень высокого качества. Верхнее чем то покрыто. С торца же покрыто хромом, как и положено. Второе кольцо чугунное.

Проверяем зазор в замках внутри цилиндров.

зазор к замке кольца

Что бы проверить зазор, нужен плоский щуп. Вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем его засовывая поршень в цилиндр до середины юбки. Кольцо должно стоять ровно, плотно к цилиндру. Если есть просветы между кольцом и стенкой гильзы, то такие кольца в мусор, если конечно заведомо известно что цилиндр не яйцом. С наборными же маслосъемными просветы будут, так как они должны распираться сепаратором.

Зазор в замках нормальный. Около 0,45мм компрессионные, и 0,35мм наборные маслосъемные. В предыдущей записи я писал что зазор в маслосъемных очень маленький и их нужно подпилить, но это не так =). Расжав кольцо к гильзе зазор стал около 0,35. В сборе это делает сепаратор. Так что все ок.

Теперь непосредственно одеваем на поршня. Начинать нужно с сепаратора, а затем тонкие маслосъемные. И уже потом второе компрессионное и затем первое компрессионное.
Но прежде нужно сделать следующее.
Очень важный момент! Который почему то почти ни где не описывают. Не в мануалах, не с инструкцией к кольцам.
Что бы масло мотор не расходовал с наборными кольцами, необходимо что бы кольца правильно работали их нужно правильно сориентировать на поршнях.
Постараюсь объяснить доступно =)

Нужно взять в руки «лапшу» и сжать, состыковав замок. Вот так.

сжимаем кольцо до прогиба

Прогибаются такие кольца только в одну сторону, такая у них особенность конструкции.

Далее, нужно пометить одну из сторон, например маркером. Я помечал выпуклую сторону на всех маслосъхемных кольцах.
Относительно поршня кольца должно быть сориентированы таким образом

ориентация наборных маслосъемных колец относительно поршня

Для чего это нужно?
Сейчас попробую объяснить.
При ходе поршня вверх, верхнее наборное кольцо изгибается и не плотно прилегает к цилиндру, пропуская оставшееся масло на цилиндре к нижнему наборному кольцу. Нижнее же наборное кольцо при этом (при ходе поршня вверх) выпрямляется и соскребает масло со стенок в канавку поршня с отверстиями для дренажа масла в картер. При ходе поршня в низ, все происходит с точностью да наоборот.

Вот схематично накидал картинку для наглядности.

схема работы наборных колец

Если кольца установить не правильно, то возможно будет расход масла выше нормы. Так как кольца будут соскребать масло не в дренажные отверстия а в сторону камеры сгорания, либо в сторону юбки.

После того как кольца наборные установлены, устанавливаются вторые компрессионные кольца. Они чугунные, очень хрупкие, сильно разжимать нельзя — лопнут. Оно работает как компрессионное и частично как маслосъемное. Для этого у них бывает либо выточка, либо срез торца под углом. Так же обязательно присутствует надпись «ВВЕРХ» или «ТОР». Ее нужно ориентировать к днищу поршня, в сторону к камере сгорания. Для проверки можно еще ориентироваться на выточки. Если выточка внутренняя (по внутреннему диаметру кольца), то такой выточкой кольцо должно смотреть в сторону камеры сгорания, если выточка по наружному диаметру — то такой стороной ориентируем в сторону картера.

Верхнее кольцо стальное, я ставлю надписями вверх (обычно пишут че нить на кольцах), хотя разницы особой нет.

После того как кольца одеты, их нужно развернуть относительно друг друга на 180 градусов. Но не как попало.
Маслосъеные наборные относительно замков друг друга на 180гр, а относительно замка сепаратора на 90гр.
Замки всех колец нельзя ориентировать в сторону холодильника ( в сторону пальца).

Поэтому ориентируем в сторону юбок.

кольца на поршне через 180гр друг от друга
с другой стороны

Перед установкой в гильзы кольца немного нужно развернуть.
Вот так

ориентация замков колец на поршне

А сепаратор замком в сторону холодильника. Замок у него покрашен для наглядности

замок на сепараторе

Далее что бы поставить поршни на место, нужно установить колено…»

Приношу пользователю SkyRider огромную благодарность за столь подробное описание правильной установки поршневых колец с наборными маслосъемными кольцами.

Установка поршневых колец на поршень: инструкция по монтажу компрессионных, маслосъемных колец своими руками

Поршневые кольца нуждаются в замене, часто независимо от пробега автомашины. По большей части эта процедура зависит от качества вливаемого в двигатель масла, как часто его меняют. Вначале можно узнать о признаках того, что пора проводить ремонтные работы по смене колец.

Строение колец на поршне

Первичное колечко – отвечающее за компрессию, производится из качественного и прочного сырья, оно переносит высокие температурные показатели и не очень расширяется при нагревании.

Особый покров на элементе снижает степень трения и уберегает от появления ржавчины. Кольцо в виде дуги с зазором на конце. Это требуется, чтоб после монтажа деталь уплотнённо примыкала к поршню.

Другое компрессионное колечко тоже уплотнённо примыкает к поршню и позволяет изымать лишнюю смазку. Оно не вступает в прямую связь с огромными температурами, так что его выпускают из не такого крепкого сырья. Разнящееся построение изделий поясняется различным действием.

Кольцо для съёма масла располагается пониже остальных. Оно изымает лишний материал, протягивая тончайшую плёнку, что снижает силу трения компрессионных и удлиняет их период действия. Замена поршневых элементов позволяет обрести движку изначальные качества.

Симптомы изнашивания поршневых колец

  • Если замечено, что машина потребляет больше горючего – это первейший из признаков того, что кольца выработались и необходима их смена. При изнашивании колец на поршнях уменьшается компрессия движка. Это побуждает шофёра транспорта больше вдавливать педаль газа, стремясь вернуть ту работу мотора, которая была ранее. Заканчивается тем, что горючим заливаются свечки из-за перенасыщенной смеси, или лишний бензин проникает в картер. Далее движок может троить и увеличивается расходование топливной смеси. Ко всему способна понизиться и мощь силовой установки. Большинство водителей с опытом, как раз по этому симптому распознают время для смены колец. И это верно, ведь интенсивность мотора обусловлена качеством колец. Вся поршневая группа должна предоставлять нужный параметр компрессии для оптимальной работы силовой установки. Имеется даже особое значение компрессии, она в норме равна 9. Изнашивание поршней, колец, увеличенное расходование масла, зачастую сопровождается снижением мощности движка.
  • Кольца масло съёмные не успевают снимать частицы смазки с плоскости цилиндра и из-за этого лишнее масло проникает в камеру горения. В этом месте, что не в состоянии сгореть, вылетает в катализатор и удаляется чрез выхлопную. Отсюда дальнейший признак – из трубы выходит синий дым, это говорит о горении масла. Но высокое потребление масла не однозначно относится к признакам, подтверждающим изнашивание колец на поршнях. Двигатель много ест масла по различным причинам, о них возможно разузнать в специализированных книгах.

Функции поршневых колец

  1. Производят герметизацию камеры горения, благодаря чему пресекается просачивание газов в картер. Кольца оказывают защиту для поршенька от перегревания. На поршневой головке всё время собирается тепло, а кольца стремятся перенаправлять его к цилиндру, часто омываемому охлаждающей жидкостью.
  2. За счёт поршневых кругов в равной мере рассредотачивается маслянистая плёночка по внутренности цилиндра.
  3. Не позволяется просачивание масла прямиком в камеру горения. Для эффективной функции колец, они должны в равной мере прислоняться ко всей цилиндрической плоскости. По прошествии некоторого, временного периода сам цилиндр изменяет форму, из-за чего становятся больше щели в каналах. Далее теряется кольцевая упругость. Потом наблюдается следующее – нарушается закупорка, газы проникают в картер, начинает происходить высокий износ всего поршневого комплекта. Если эти элементы выработались, тогда профессиональная смена колец на новёхонькие способна разрешить вышеописанные проблемы.

Как подобрать поршневые кольца?

К подбору запчастей следует отнестись со всей серьёзностью. Не нужно приобретать дешёвые детали, так как они послужат недолгое время и понадобится их заново менять.

Очень внимательно нужно осмотреть комплект, чтобы распознать возможные сколы и нарушения. лучше всего взять поршневые кольца с обозначением означающим верх изделия. К примеру, детали GMP отвечают всем необходимым свойствам.

Инструменты и материалы для замены поршневых колец

Для собственноручной смены деталей потребуются:

  • тиски для закрепления поршня;
  • обжимное устройство;
  • расширитель колец поршней, нужен для аккуратного разведения детали, не нарушая их;
  • масло для моторов, чтобы нанести его свежий слой;
  • ключ с динамометром и комплект насадок для него;
  • молоток для постукивания деталей;
  • тряпица для вытирания устаревшей смазки с элементов.

Могут понадобиться и другие приспособления, хотя описываемого выше инвентаря вполне достаточно для проведения процедуры.

Правильная установка поршневых колец (инструкция от А до Я)

Ремонт транспортного средства водитель может произвести своими силами. Хозяин автомобиля должен последовать чертежам, порядку и всем предписаниям. Первым делом проводится тщательная очистка б/у поршня от налипшей грязи. Обращается взгляд на то, чтоб ложбинки были очищены от маслянистого нагара и другой грязи.

По потребности за счёт сверла или прочего надлежащего приспособления, прочищаются дырки для стекания масла. Нужно постараться не нанести вред боковым плоскостям канавки при очищении из неё нагара.

У расположенной внизу боковой плоскости ложбинки имеется в наличии уплотнительная плоскость. При эксплуатировании машины, нарушения из-за царапин способны подвести к слишком большому расходованию масла или увеличенному протеканию газов из отсека сгорания в картер. Для установки и съёма поршневых колец настоятельно советуется применить специализированные щипцы для этой процедуры.

Остальные добавочные варианты типа провода, отвёртка – наносят вред кольцу с поршнем. Не стоит пробовать надеть кольцо руками, так как имеется риск излома элемента, его деформирования и растяжки, а также опасность пораниться о заостренные края кольца в случае его разлома.

Совет! Нужно избежать лишней выемки и натягивания кольца на поршень. При любой очередной вставке кольца немножко искажаются.

Очередность установки колец на поршень

Следует соблюсти очерёдность сборки колец. В первую очередь нужно произвести установку маслосъёмного кольца, потом второе, далее – первое кольцо компрессии.

При установке мастера рекомендую обращать внимание на надпись TOP – эта часть будет повёрнута вверх в камере горения. Когда нет обозначения TOP, тогда нужно вставить кольцо с наименованием наверх.

TOP не означает, что имеется ввиду первое сжимающее кольцо поршня. Следует убедиться что, поршневые кольца могут без помех проворачиваться в каналах. Проверяется – ушло ли целиком кольцо в канал по всему кругу, а рабочая плоскость кольца не может выглядывать за края поршня.

Установка маслосъемных колец

Особого внимания заслуживает установка маслосъемных колец, содержащих 2 части, стоит присмотреться на расположение пружины расширителя. Её края непременно должны находиться супротив стыковки кольца поршня.

Верное расположение расширяющей пружины – требуемое условие для функционала уборки маслянистой плёнки. Все стыковки масло съёмного кольца на поршне, вмещающего 3 части (2 пластинки из стали и расширяющая пружина), должны монтироваться со смещением на 120 градусов по размещению один к другому. Они способствуют работе поршня при первичном запуске движка.

Установка поршня с кольцами в гильзу блока

Особый зажимающий механизм применяется для лёгкого захода поршня в гильзу. Такое приспособление получится изготовить из металлической банки или приобрести в торговой точке. Для плавной проходки его обильно смазывают автомобильным маслом.

Выполнять затяжку необходимо умеренно, давая возможность ему двигаться около поршня от средней нагрузки. Потом немножко стучится молоточком по приспособлению, дабы оно отлично зашло на поршень.

Затем его вынимают с опоры и убирается бугель. На поршень надевается загодя намазанный свежим маслицем шатун. Устанавливается поршень выравнено. Ориентироваться возможно на соседствующие, если их не вынимали или монтировали ранее.

Молотком стремятся получить ровный захват цилиндра обжимающим механизмом. Когда необходимое уплотнение достигнуто, понадобится слабыми ударами втолкнуть элемент в отверстие цилиндра.

Теперь закрепляется шатун. В этом имеются свои нюансы. Вначале слегка закручиваются стягивающие шурупы руками. Потом возможно применить динамометрический ключ и закрутить болты полностью. Но здесь надо не переусердствовать, ведь это способно отразиться на работоспособности двигателя. В окончании собирается силовой агрегат и поддон картера прикручивается на место.

Фото-инструкция по установке поршневых колец

                поршн кольца.jpeg

Еще одна часть двигателя внутреннего сгорания, которая требует заботы и повышенного внимания – поршневые кольца. Это интересный и на первый взгляд простой элемент, который выполняет важную функцию. 

А именно – поршневые кольца. Они представляют собой незамкнутое кольцо, которое находится на поверхности поршня в поршневых двигателях. Глобально кольца бывают маслосъемные и компрессионные. Они выполняют обязательно выполняют функцию герметизации камеры сгорания – защищают от попадания отработанных газов из камеры сгорания.

Поршневые кольца – считаются расходным материалом. Их приблизительный эксплуатации около 9 тысяч км. для четырехтактных двигателей небольшого объёма двигателя и 14 тысяч км. для большого объёма. У двухтактников срок службы колец несколько меньше, 5 и 9 тысяч соответственно. Разумеется, что это весьма приблизительные цифры, так как на сроки жизни колец сильно влияют множество факторов (от модели двигателя до условий эксплуатации и частоты смены масла и его качества).

Но не зависимости от того, какой у вас пробег, поршневые кольца необходимо менять при снижении компрессии двигателя! До замены колец необходимо убедиться, что не нарушена герметичность клапанов, потому что часто потеря причина снижения компрессии кроется именно в недостаточной герметичности клапанного механизма (клапан закрывается не достаточно плотно). 

Кратко о том, какие бывают поршневые кольца: 

— цельные (имеют вид единого элемента, более жесткие и, следовательно хуже удаляют масло, т.к. хуже прилегают);

— наборные (состоят их двух или трех частей: несколько колец и пружина, что обеспечивает большую гибкость и качественное прилегание).

Поршневое кольцо служит в достаточно «трудных» условиях. Оно должно быть стойким к высоким температурам, должно обладать колоссальной износостойкостью из-за постоянного трения, необходимо точно соблюдать порядок установки поршневых колец.

Технические проблемы при изготовлении поршневых колец

Технические недочеты при установке поршневых колец

Для самостоятельного изготовления поршневых колец используются различные сплавы металлов, например, чугун с присадками хрома или молибденовая сталь с покрытием из хрома. 

При всем современном изобилии различных запчастей иногда подобрать нужное поршневое кольцо становится непосильной задачей, к счастью, такое бывает достаточно редко. Но все же, вдруг именно у вас будет редкий двигатель, нуждающийся в ремонте. Для таких случаев существует вариант изготовить поршневые кольца самостоятельно!

Это возможно и качество будет вполне приемлемым.

Разумеется, на кухне из подручных средств этого сделать не удастся, но если вы не нашли нужное поршневое кольцо, то найти умельца (или вдруг вы сами умелец) несколько проще.

Для не фабричного изготовления поршневых колец необходима толстостенного труба из мелкозернистого чугуна. Которую на токарном станке нужно выточить болванки. Которые при умелом обращении могут превратиться в поршневые кольца. Заготовки должны быть диаметром немного больше, чем необходимый нам размер кольца, т.к. из необходимо потом медленно и аккуратно подгонять под соответствующий диаметр. Сначала заготовка обтачивается снаружи, затем изнутри, после всего шлифуются боковые поверхности, а наружная поверхность полируется. 

Конечно, прибегать к такому способу приходится далеко не часто, и выточить наборные поршневые кольца не просто, подогнать их еще сложнее, но в умелых руках это возможно.

Проверка колец

Как мы уже написали выше у поршневых колец есть определенный срок службы, но все же иногда возникает необходимость их внеочередной замены. 

Самые яркие знаки, по которым сразу понятно, что пора осуществить замену кольца – это значительно увеличившийся жор масла, сизый дым из выхлопа, также иногда появляются темные следы на зеркале юбки поршневой.

юбка.jpeg

Если вы заметите все эти симптомы, то, в начале надо проверить поршневые кольца: замерить зазоры в замках колец и их упругость. Т.к с чрезмерным износом они могут потерять свою упругость, а с ней и часть своих свойств, также от того же износа стачивается рабочая кромка и увеличивается величина зазоров, что приводит к тому же эффекту.

На двухтактниках, однако, сначала советуют заменить сальник, потому что частенько именно из-за негерметичности сальника коленвала может снижаться компрессия.

Для проверки упругости колец конечно же есть прибор, но его никогда не бывает под рукой, поэтому достаточно просто сравнить упругость старого кольца или с новым или просто с пальцами.

Размеры зазоров на кольцах, конечно, проверяются сложнее, но сделать это необходимо. Важно и разница толщины кольца с размером глубины канавки, и величина расстояния в замке колец.

Размеры расстояния между стенками канавки и кольцом зависят от объема / модели движка. Эту цифру нужно уточнять или в мануале, или на просторах интернета для каждой модели двигателя. Похоже и с зазорами в замке колец. Примерно, зазор должен составлять от 0,1 до 0,2 мм, но могут быть и индивидуальные исключения. Важный факт – у кольца, находящегося сверху, зазор должен быть больше, чем у нижних.

Установка поршневых колец на поршень

Установка поршневых колец

При установке поршневого кольца на свое место надо быть максимально осторожным, так как большинство проблем возникает при неправильной установке. Обязательно используйте специальные щипцы для снятия и установки колец, чтобы не деформировать изгиб кольца или не поцарапать его снаружи или внутри. 

Обязательно очищайте поверхность поршня, в которую вы устанавливаете кольца от остатков масла и нагара, смажьте все очищенные места свежим моторным маслом.

Не старайтесь силой установить поршень в диаметр цилиндра, это может повредить и кольца, и сам цилиндр.

Избегайте ошибок при установке колец на поршень

Правильная установка поршневых колец – это гарантия спокойной и приятной эксплуатации вашего транспортного средства, не пренебрегайте этим.

Например, если установить поршневые кольца со слишком маленьким зазором для вашего двигателя, то при эксплуатации оно расширится (при работе все элементы двигателя достаточно сильно нагреваются) и заклинит поршень внутри самого узкого места цилиндра. Также важно, чтобы высота / толщина кольца подходила ширине канавки / углубления в поршне (необходимо чтобы кольцо входило на свое место без шатания, достаточно плотно, но ни в коем случае не стопориться, когда его прокручиваешь), для этого обычно кольцо меньше канавки примерно на 0,5 мм (или даже 0,6 мм). Особенно это важно при использовании масла низкого качества, из-за которого обычно быстрее образуется нагар, который «уменьшает» размер канавки поршня. Но даже если кольцо не заклинит поршень, но однозначно оно будет более туго и медленно двигаться и скорее забьется нагаром. 

Также не стоит и делать слишком большой зазор поршневого кольца, это тоже ни к чему хорошему не приведет. Чем это чревато? При работе поршня кольцо будет слишком интенсивно двигаться туда-обратно, а это обеспечит более быстрый износ поверхностей или само поршневое кольцо треснет от регулярных ударов. К тому же увеличится расход масла и бензина.

И обязательно нужно следить за верным и одинаковым расположением поршневых колец. 

ошибки при установке поршневых колец на поршень

Всегда на одной из поверхностей наносится пометка, определяющая, где верхняя сторона кольца, при всей кажущейся одинаковости неправильная установка чревата неправильной работой и не эффективной работой. 

Содержание страницы

  • 1. Оценка бывших в употреблении компонентов
  • 2. Оценка бывших в употреблении поршней
    • 2.1. Измерение параметров и оценка состояния кольцевых канавок
  • 3. Оценка бывших в работе отверстий цилиндров
    • 3.1. Блестящие рабочие поверхности цилиндров из серого чугуна
    • 3.2. Образование локальных блестящих мест из-за деформаций цилиндра
    • 3.3. Блестящие, отполированные места в верхней части цилиндра (BORE POLISHING)
    • 3.4. Износ пазухи
    • 3.5. Геометрические характеристики и круглость отверстий цилиндров
      • Классификация некруглостей отверстий цилиндров
    • 3.6. Причины возникновения отклонений формы отверстий цилиндров
    • 3.7. Обработка бывших в употреблении цилиндров
  • 4. Монтаж поршней и поршневых колец
    • 4.1. Монтаж и демонтаж поршневых колец
    • 4.2. Установка поршня в цилиндр
  • 5. Запуск и обкатка двигателя
    • 5.1. Общая информация
    • 5.2. Обкатка новых двигателей
    • 5.3. Обкатка отремонтированных двигателей
    • 5.4. Рекомендации по обкатке отремонтированных двигателей
      • Регулярная проверка уровня масла во время выполнения обкатки
      • Замена масла через 1000 км
  • 6. Проблемы с уплотнением и повреждения поршневых колец
    • 6.1. Перекос поршней
    • 6.2. Овальное отверстие цилиндра
    • 6.3. Заклинивание поршневых колец и помехи при их вращении
    • 6.4. Загрязнения
    • 6.5. Избыток топлива в камере сгорания
    • 6.6. Поломки поршневых колец
    • 6.7. Вибрация поршневого кольца
      • Осевая вибрация поршневого кольца
      • Радиальная вибрация поршневого кольца

Часть1. Поршневые кольца. Устройство, виды, функции поршневых колец

1. Оценка бывших в употреблении компонентов

Являясь частью уплотнительной системы, к которой относятся также поршни, цилиндры и моторное масло, поршневые кольца могут выполнять свои функции только в тех пределах, которые допускаются остальными компонентами системы. Снижение эффективности одного из уплотняющих компонентов системы в результате износа приводит к снижению эффективности всей уплотнительной системы.

Возможность повторного использования подержанных деталей скольжения, сопряженных с поршневыми кольцами (поршней и цилиндров) требует выполнения тщательной проверки. Уплотнительная система эффективна настолько, насколько эффективен её самый слабый компонент. Поэтому не имеет смысла пытаться отремонтировать двигатель только путем замены поршневых колец. Если кольца изношены, то предположительно изношены также сопряженные с ними детали и поверхности скольжения. В случае дальнейшего использования изношенного поршня или изношенной гильзы цилиндра, одна лишь замена поршневых колец не обеспечит желаемого результата. Попытка устранить таким образом потерю мощности или повышенный расход масла обречена на неудачу или принесет лишь краткосрочный успех.

бывшие в употреблении поршни и детали поршневой

2. Оценка бывших в употреблении поршней

2.1. Измерение параметров и оценка состояния кольцевых канавок

Если на бывший в употреблении поршень должны быть установлены новые поршневые кольца, то пригодность дальнейшего использования поршня определяется по величине зазоров колец по высоте. Соответствующее поршневое кольцо вставляют в очищенную кольцевую канавку, как показано на Рис. 1, после чего с помощью щупа измеряют зазор. Для определения зазора нового поршневого кольца по высоте в канавке бывшего в употреблении поршня лучше воспользоваться методом, представленным на рисунке, чем монтировать кольцо на поршень. Это объясняется тем, что монтирование поршневого кольца и его повторное снятие с поршня могут привести к деформации материала, которая отрицательно повлияет на работу кольца в дальнейшем.

Измерение зазора кольца по высоте

Рис. 1. Измерение зазора кольца по высоте

ВНИМАНИЕ!Степень износа определяется в области наружных кромок соответствующей кольцевой канавки. Это означает, что щуп толщиной 0,12 мм не должен проходить между поршневым кольцом и верхним торцом кольцевой канавки, как показано на Рис . 2. В противном случае кольцевая канавка считается изношенной.

определение степени износа

Изношенная кольцевая канавка

Рис. 2. Изношенная кольцевая канавка

У кольца трапециевидного сечения, установленного в канавку и находящегося в ненапряженном состоянии, определить зазор по высоте невозможно. Вследствие трапециевидной формы кольцевой канавки, надлежащий зазор кольца по высоте в такой канавке образуется только после того, как поршень с поршневым кольцом будет установлен в цилиндр и кольцо сожмется, прилегая к стенке цилиндра. Этим объясняется сложность измерения зазора. Поэтому в данном случае проводится только визуальная проверка канавки на износ (Рис. 3).

Визуальная проверка канавки кольца

Рис. 3. Визуальная проверка канавки

3. Оценка бывших в работе отверстий цилиндров

3.1. Блестящие рабочие поверхности цилиндров из серого чугуна

Блестящие, зеркально отполированные поверхности стенок цилиндров, на которых больше не видны риски хонингования, образуются либо в результате естественного износа после длительной эксплуатации, либо после непродолжительной эксплуатации под действием загрязнений, вызвавших полусухое трение.

Исчезновение всех рисок хонингования является однозначным признаком износа отверстий цилиндров. Последующее измерение с помощью соответствующих измерительных устройств становится излишним. В любом случае такие цилиндры необходимо заменить (путем замены гильз цилиндров) или расточить и отхонинговать заново (блоки цилиндров).

Отдельные блестящие места на рабочей поверхности цилиндра, которые образовались после сравнительно непродолжительной эксплуатации и полностью утратили структуру хонингования, являются доказательством того, что возникшее в этих местах полусухое трение вызвало повышенный износ поверхности цилиндра. Образование таких локальных блестящих мест объясняется двумя основными причинами, описанными ниже.

3.2. Образование локальных блестящих мест из-за деформаций цилиндра

Деформации цилиндра приводят к отклонению диаметра цилиндра от идеального круга в определенных местах, которые со временем приобретают блеск (Рис. 1). Следовательно, эти блестящие места образуются в местах деформаций цилиндра. Во время работы поршневые кольца двигаются по вызванным деформациями местам сужения цилиндра и снимают с них материал.

Локальные блестящие места

Рис. 1. Локальные блестящие места

При скольжении кольца по таким местам возникает недостаточное смазывание и полусухое трение, сопровождающееся непостоянным точечным контактом кольца со стенкой цилиндра.

Причины:

  • Тепловые деформации в результате локального перегрева, вызванного ухудшением передачи тепла в охлаждающую среду (из-за наличия отложений)
  • Несоблюдение заданных моментов затяжки, использование неподходящих герметизирующих прокладок и деформации, вызванные напряжениями

Меры по устранению:

  • Тщательная очистка, и при необходимости, доработка посадочных мест мокрых и сухих гильз цилиндров
  • Точное соблюдение заданных моментов затяжки при монтаже головки блока цилиндров
  • Регулярная очистка ребер охлаждения у цилиндров с ребрами и воздушным охлаждением
  • Обеспечение надлежащей работы системы охлаждения (скорость циркуляции жидкости, чистота)
  • Использование предусмотренных уплотнительных колец (размеры, состав материала)

3.3. Блестящие, отполированные места в верхней части цилиндра (BORE POLISHING)

В верхней части рабочей поверхности цилиндра, в месте движения жарового пояса (Рис. 2) могут образовываться отполированные места. Причинами этого являются твердые отложения на жаровом поясе в результате неравномерного сгорания топлива, плохое качество масла или низкая температура сгорания из-за частой работы двигателя на холостом ходу или в режиме частичной нагрузки. Образующийся слой масляного нагара (Рис. 3) приводит к абразивному износу стенки цилиндра, разрушению масляной пленки, полусухому трению, повышенному износу поршневых колец и, как следствие, к высокому расходу масла.

Блестящие, отполированные места в верхней части цилиндра

Рис. 2. Блестящие, отполированные места в верхней части цилиндра

Слой масляного нагара на жаровом поясе

Рис. 3. Слой масляного нагара на жаровом поясе

Меры по устранению:

  • Правильная эксплуатация двигателя
  • Использование масла предписанного качества
  • Использование отвечающего стандартам топлива
  • Квалифицированное техническое обслуживание, проверка и регулирование системы впрыска

3.4. Износ пазухи

Износ пазухи (Рис. 1) возникает после длительной эксплуатации в зонах возврата поршневых колец в областях верхней и нижней мертвых точек. В этих областях скорость движения поршня снижается, а в точках возврата поршень на короткое время даже останавливается.

В результате этого ухудшается процесс смазывания, поскольку из-за отсутствия скорости относительно стенки цилиндра поршневое кольцо больше не скользит по масляной пленке, и возникает его металлический контакт со стенкой цилиндра.

Износ пазухи

Рис. 1. Износ пазухи

Из-за конструктивных особенностей, зона возврата поршневых колец в области верхней мертвой точки подвержена более сильному износу, так как в ней на поверхность цилиндра действует высокая температура сгорания, в результате чего ухудшается процесс смазывания.

От степени износа пазухи зависит пригодность гильзы цилиндра или, соответственно, блока цилиндров к дальнейшему использованию. В случае превышения указанных в таблице значений износа пазухи требуется замена гильзы цилиндра или, соответственно, повторное хонингование блока цилиндров. Если подобный износ возникнет в каком-либо другом месте цилиндра, то приведенные ниже предельные значения износа действительны также и в этом случае.

На Рис. 3 показаны последствия установки нового поршня в изношенное отверстие цилиндра. По причине отсутствия износа кольцевых канавок нового поршня и наличия у новых поршневых колец острых кромок, во время работы двигателя кромка поршневого кольца ударяется об изношенную кромку цилиндра. Вследствие этого возникают значительные механические усилия, сильный износ и вибрация поршневого кольца, а также повышенный расход масла.

Удары поршневого кольца бывшего в эксплуатации поршня Удары поршневого кольца нового поршня

Рис. 2. Удары поршневого кольца бывшего в эксплуатации поршня

Рис. 3. Удары поршневого кольца нового поршня

3.5. Геометрические характеристики и круглость отверстий цилиндров

Важным условием для оптимального уплотнения поршневого кольца являются геометрические характеристики цилиндра. Отклонения от цилиндрической формы, некруглости, погрешности размеров и деформации отверстий цилиндров приводят к ухудшению уплотняющей способности поршневых колец. Это вызывает просачивание

в цилиндры большего количества масла, увеличение прорыва газов, повышение температуры и снижение мощности двигателя. По этим причинам возникают преждевременный износ и, не в последнюю очередь, повреждения поршней.

Классификация некруглостей отверстий цилиндров

Различают несколько степеней некруглости отверстий цилиндров. Отверстия идеальной цилиндрической формы без каких-либо некруглостей или отклонений формы в осевом направлении классифицируются как отверстия 1-го порядка. Овальные отверстия, которые образуются, как правило, вследствие неправильной обработки или недостаточного отвода тепла, относят к некруглостям 2-го порядка. Треугольные некруглости 3-его порядка образуются чаще всего в результате комбинации деформаций 2-го и 4-го порядка. Некруглости 4-го порядка в форме квадрата возникают, как правило, в результате деформаций, вызванных неправильной затяжкой болтов крепления головки блока цилиндров.

Величина некруглости может варьироваться в пределах от нуля до нескольких сотых миллиметра. Поэтому у некоторых двигателей, имеющих малые монтажные или рабочие зазоры поршней, отклонения от круглой формы величиной более одной сотой миллиметра (0,01 мм) могут оказаться слишком большими. Ведь поршневые кольца способны надежно уплотнять поршни в цилиндрах, отверстия которых имеют лишь незначительные некруглости 2-го порядка, т. е. слегка овальную форму по диаметру или слегка трапециевидную форму в осевом направлении. Некруглости 3-го и 4-го порядка, возникающие прежде всего в результате

неправильной затяжки болтов и/или неправильной обработки, очень быстро доводят поршневые кольца до пределов их уплотняющих возможностей. Проблемы с уплотнением в цилиндрах с некруглостями обостряются в отношении современных двигателей, где высота поршневых колец в некоторых случаях не достигает даже одного миллиметра. Конструктивное уменьшение высоты поршневых колец позволяет снизить потери на трение внутри двигателя и, следовательно, расход топлива.

Уменьшение поверхностей прилегания таких поршневых колец к стенкам цилиндров требует снижения их упругости. Иначе специфическое давление колец на поверхность станет слишком большим и приведет к ухудшению трибологических свойств. Если геометрические характеристики отверстий цилиндров находятся в допуске, то вызванное конструктивными особенностями снижение упругости поршневых колец не будет иметь какого-либо неблагоприятного воздействия. Такие кольца обеспечивают оптимальное уплотнение, вызывают лишь незначительные потери на трение и отличаются длительным сроком службы. Если же отверстия цилиндров имеют отклонения от круглости, то меньшая упругость поршневых колец становится причиной того, что кольца не адаптируются к стенкам цилиндров или адаптируются к ним очень медленно, не обеспечивая надлежащего уплотнения.

1-й порядок некруглостей отверстий цилиндров 2-й порядок некруглостей отверстий цилиндров 3-й порядок некруглостей отверстий цилиндров 4-й порядок некруглостей отверстий цилиндров

1-й порядок  2-й порядок  3-й порядок  4-й порядок

3.6. Причины возникновения отклонений формы отверстий цилиндров

Отклонения формы отверстий цилиндров могут иметь следующие причины:

  • Температурные деформации, возникающие в процессе эксплуатации из-за недостаточного отвода тепла вследствие неправильной циркуляции охлаждающей жидкости или воздуха у двигателей с воздушным охлаждением в случае загрязнения или замасливания ребер охлаждения. Перегрев отдельных участков рабочей поверхности цилиндра вызывает их повышенное тепловое расширение и, как следствие, отклонения от идеальной цилиндрической формы.
  • Обусловленные конструкцией температурные деформации, вызванные различной степенью теплового расширения при работе двигателя
  • Температурные деформации, возникающие из-за недостаточного смазывания и охлаждения во время обработки цилиндра
  • Некруглости, вызванные очень высоким давлением при обработке или использованием неподходящих инструментов для хонингования
  • Деформации цилиндров из-за внутренних напряжений, возникающих из-за отклонений от формы и неправильной затяжки болтов

На Рис. 1 показана деформация цилиндра 4-го порядка, обусловленная особенностями конструкции блока цилиндров, которая может возникнуть даже при корректной затяжке болтов крепления головки.

Деформация цилиндра 4-го порядка

Рис. 1. Деформация цилиндра 4-го порядка

  1. Сила реакции болтов крепления головки блока цилиндров
  2. Усилие прижима головки блока цилиндров и её прокладки
  3. Деформация цилиндра (сильно преувеличена на рисунке)

3.7. Обработка бывших в употреблении цилиндров

хонинговальные щетки и подпружиненные хонинговальные бруски

Часто на практике, в случае замены поршней или поршневых колец, выполняют обработку отверстий цилиндров с помощью так называемых хонинговальных щеток или подпружиненных хонинговальных брусков (Рис. 2 и 3). Однако с правильным процессом хонингования подобная обработка имеет мало общего. В этом случае более или менее изношенная рабочая поверхность цилиндра подвергается только очистке и приобретает незначительную шероховатость. Путем такой обработки невозможно улучшить геометрическую форму цилиндра, поскольку используемые подпружиненные шлифовальные инструменты точно повторяют форму любой некруглости или деформации. Кроме того, по причине незначительного давления прижима не достигается требуемая глубина шероховатости, которая способствовала бы улучшению процесса смазывания. При обработке такого рода незначительно увеличивается только сопротивление трения новых поршневых колец, благодаря чему они быстрее адаптируются к стенкам цилиндра. Таким образом невозможно устранить имеющийся износ внутренней поверхности цилиндра или уменьшить его воздействие. Обработка с помощью хонинговальных щеток или подпружиненных хонинговальных брусков не позволяет надолго повысить качество рабочей поверхности цилиндра, а только улучшает её внешний вид и слегка сокращает время приработки. Это означает, что данный метод не подходит для выполнения качественного ремонта.

Подпружиненный хонинговальный брусокХонинговальная щетка

Рис. 2. Подпружиненный хонинговальный брусок

Рис. 3. Хонинговальная щетка

4. Монтаж поршней и поршневых колец

Самые серьезные проблемы с поршневыми кольцами и их повреждения возникают при неквалифицированной установке колец на поршень. Именно в этом случае поршневые кольца подвергаются значительной механической нагрузке. Некачественно выполненная установка отрицательно сказывается на созданном в процессе производства контуре кольца и на распределении радиального давления. В результате этого уплотняющая функция колец осуществляется только частично или отсутствует вовсе.

Поршневое кольцо можно растягивать только до тех пор, пока его внутренний диаметр слегка не превысит наружный диаметр поршня. Дальнейшее растягивание кольца приводит к его деформации, особенно в области спинки (Рис. 1), что значительно ухудшает уплотняющую функцию кольца в установленном состоянии.

Чрезмерное растягивание поршневого кольца

Рис. 1. Чрезмерное растягивание поршневого кольца

Возникающие при этом проблемы, такие как образование трещин, отслаивание покрытий (особенно у колец с молибденовым покрытием), уменьшение усилия прижима в области спинки кольца, вплоть до образования серповидных зазоров (Рис. 2), нарушают работу поршневого кольца частично или полностью.

Образование серповидного зазора в результате чрезмерного растягивания кольца

Рис. 2. Образование серповидного зазора в результате чрезмерного растягивания кольца

ВНИМАНИЕ!

Ни в коем случае не растягивайте поршневые кольца с целью увеличения их упругости. При раздвигании стыковых концов кольцо деформируется только в одном месте, а именно в области спинки. Его упругость при этом не увеличивается. Возникает обратный эффект: при чрезмерном растягивании или деформировании кольцо теряет круглую форму и больше не обеспечивает надлежащего уплотнения.

4.1. Монтаж и демонтаж поршневых колец

  • Тщательно очистите бывшие в употреблении поршни от загрязнений. Обратите особое внимание на то, чтобы масляный нагар и загрязнения были удалены из кольцевых канавок. При необходимости очистите также отверстия для отвода масла сверлом или другим подходящим инструментом.
  • При удалении масляного нагара не повредите поверхности боковых сторон кольцевых канавок. Нижняя сторона канавки представляет собой уплотнительную поверхность. Её повреждение царапинами может вызвать при работе двигателя повышенный расход масла или повышенный прорыв газов.
  • Обязательно используйте для монтажа и демонтажа поршневых колец специальные щипцы для их установки. Использование других вспомогательные средств, например, проволочных петель или отвертки, может привести к повреждению поршневых колец или поршня.
  • Ни в коем случае не устанавливайте кольца вручную (исключение: маслосъемные поршневые кольца со стальными пластинками). При этом возникает не только риск поломки, деформации и перерастяжения кольца, но и опасность травмирования сломанным кольцом или его острыми краями.

Комплект для монтажа поршневых колецмонтаж поршневых колец

Комплект для монтажа поршневых колец

Каталожный № 12 00001 16 900 (для легковых автомобилей)

Каталожный № 12 00002 16 900 (для грузовых автомобилей)

ВНИМАНИЕ!

Быстрая установка поршневого кольца вручную, выполненная без его поломки, хотя и подтверждает ловкость рук механика, но при этом часто приводит к повреждению кольца в момент монтажа.

неправильный монтаж поршневых колец

  • Ни в коем случае не устанавливайте кольцо на поршень таким образом, как показано на рисунке выше. Деформированное кольцо больше не лежит ровно в канавке, не вращается в ней, неравномерно изнашивается и больше не обеспечивает надлежащего уплотнения. Однако, дело обстоит еще хуже, когда у кольца с молибденовым покрытием происходит отслаивание или повреждение молибденового слоя. При этом нарушение антифрикционного слоя возникает если не при монтаже, то в процессе работы двигателя. Антифрикционное покрытие отслаивается, повреждает цилиндр и поршень, на котором появляются задиры, вызванные прорывом горячих отработанных газов между поршнем и стенкой цилиндра. Отделившиеся фрагменты покрытия приводят к повреждению поршня и рабочей поверхности цилиндра.
  • Не снимайте и не устанавливайте поршневые кольца без необходимости. Каждый раз, при снятии или установке, кольца деформируются. Не снимайте кольца с предварительно собранных поршней, чтобы, например, проверить их размеры.
  • Соблюдайте последовательность установки поршневых колец: сначала установите маслосъемное кольцо, затем второе компрессионное кольцо, и в заключение первое компрессионное кольцо.
  • Руководствуйтесь установочными маркировками. «Top» означает, что эта сторона кольца должна находиться сверху и быть направлена к камере сгорания (Рис. 2). В случае сомнения или отсутствия маркировки «Top», установите кольцо надписью вверх.

маркировка стороны кольца

  • Проверьте, свободно ли кольца проворачиваются (вращаются) в кольцевых канавках.

Проверка свободного вращения поршневого кольца в кольцевых канавках

  • Последовательными нажатиями по всей окружности проверьте, утапливается ли кольцо полностью в кольцевую канавку, т. е. в месте утапливания pабочая поверхность кольца не должна выступать за край юбки поршня. Это важно, так как при отсутствии достаточного зазора до дна канавки (из-за использования неподходящего кольца или образования нагара на дне канавки) надлежащее функционирование колец не гарантируется.

проверка установки кольца - правильнаяпроверка установки кольца - неправильная

  •  При монтаже маслосъемных поршневых колец, состоящих из 2-х частей, всегда соблюдайте правильное положение пружинных расширителей. Концы пружинного расширителя всегда должны располагаться на противоположной стороне от замка поршневого кольца.

правильное положение пружинных расширителей кольца

  • У колец, состоящих из 3-х частей, соблюдение правильного положения пружины-расширителя является необходимым условием для обеспечения функции съема масла. Даже в случае установки в цилиндр поршня с предварительно смонтированными кольцами, обязательно проверьте правильность положения пружины-расширителя. Во время транспортировки таких поршней, концы пружины находятся в ненапряженном состоянии, из-за чего возможно их наложение друг на друга. Обе цветные маркировки на концах пружины должны быть видны. Если любая из них не видна, то концы пружины соединены внахлестку, и кольцо функционировать не будет. Все замки состоящего из 3-х частей маслосъемного поршневого кольца (обе стальные пластинки и пружина-расширитель) должны быть установлены под углом 120° относительно друг друга.

правильное положения пружины-расширителя кольца

  • Сместите замки поршневых колец готового к монтажу поршня так, чтобы они находились под углом примерно 120° относительно друг друга. Это облегчит работу поршня и поршневых колец при первом запуске двигателя. Причина: при первом запуске двигателя компрессия в цилиндрах несколько ниже, так как поршневые кольца еще не приработались. За счет смещения стыковых концов относительно друг друга предотвращается повышенный прорыв газов в картер, и тем самым улучшаются условия для надежного первого запуска двигателя.

Смещение замков поршневых колец готового к монтажу поршня на 120

4.2. Установка поршня в цилиндр

Установка поршня в цилиндр

  • Тщательно очистите уплотнительную поверхность блока цилиндров от фрагментов уплотнительных прокладок, если она не была подвергнута обработке во время ремонта двигателя.
  • Тщательно удалите из резьбовых отверстий загрязнения, масло и охлаждающую жидкость, если она в них имеется.
  • Выполните все работы по очистке до того, как поршни будут устанавливаться в цилиндры.
  • Смажьте все поверхности поршня свежим моторным маслом, в том числе поршневой палец и шатунный подшипник.
  • Учтите направление установки поршня (установочные маркировки на днище поршня, клапанные карманы).
  • Очистите отверстие цилиндра ветошью и также смажьте его моторным маслом.
  • Проверьте вашу оправку для поршневых колец на отсутствие повреждений и вмятин. Если таковые имеются, замените инструмент.
  • При установке поршня следите за тем, чтобы оправка или коническая монтажная гильза ровно прилегали к уплотнительной поверхности головки блока цилиндров.
  • Не устанавливайте поршни в цилиндры двигателя без использования соответствующего монтажного инструмента (опасность получения травмы, риск повреждения колец).

оправка для поршневых колец

Слишком большая фаска по краю цилиндраФаска небольшого размера по краю цилиндра: поршневое кольцо скользит вдоль зазора

Рис. 1. Слишком большая фаска по краю цилиндра: при монтаже поршневое кольцо зажимается между лентой монтажной оправки и цилиндром, блокируя поршень.

Рис. 2. Фаска небольшого размера по краю цилиндра: поршневое кольцо скользит вдоль зазора.

  • При установке поршня не допускается применение значительной силы. Если поршень не заходит в цилиндр, необходимо обязательно проверить оправку. Не располагайте место открытия ленты оправки таким образом, чтобы оно совпадало со стыковыми концами колец.
  • Если для монтажа используется рукоятка молотка, то на днище поршня может воздействовать только собственная масса молотка. Ни в коем случае не пользуйтесь молотком, чтобы с силой вогнать им поршень в цилиндр. Даже если поршневые кольца не сломаются от этого прямо в процессе установки поршня, они всё равно могут деформироваться, что не позволит им выполнять свои функции надлежащим образом во время работы двигателя.
  • Установка поршня в цилиндр с применением силы может привести к повреждению не только поршневых колец, но и самого поршня. Это в особенной степени относится к поршням бензиновых двигателей, у которых жаровые пояса или перемычки между кольцами, как правило, очень тонкие и легко разрушаются под воздействием ударов. В результате, уже после непродолжительной эксплуатации, происходит потеря мощности и возникает необходимость проведения дорогостоящего ремонта.
  • После установки поршней следите за тем, чтобы в цилиндры не попали песок и загрязнения. При необходимости накройте отверстия цилиндров чистой ветошью или заполните ей отверстия цилиндров, чтобы не допустить попадания в них загрязнений. Особенно это касается тех случаев, когда работы выполняются в пыльной среде и/или под открытым небом.

5. Запуск и обкатка двигателя

5.1. Общая информация

Под обкаткой двигателя часто имеется в виду приработка всех его подвижных деталей друг к другу. В принципе, это верно и относится прежде всего к поршневым кольцам. Ввиду своего назначения, поршневые кольца подвергаются максимальным нагрузкам и должны не только хорошо адаптироваться к поверхности сопряженной детали, но и обеспечивать после этого надежное уплотнение. Поэтому правильная и оптимальная обкатка двигателя наиболее важна именно для поршневых колец. Все остальные детали снабжаются маслом под давлением и, по сравнению с поршневыми кольцами, испытывают в процессе обкатки меньшие нагрузки.

Среди клиентов и механиков бытуют порой разные мнения о запуске и обкатке отремонтированных двигателей. Одни считают, что обкатка в течение первых 500–1500 км всё ещё необходима, а другие утверждают, что в наше время этого уже не требуется. Последнее мнение основано, не в последнюю очередь, на том, что некоторые производители двигателей специальную обкатку двигателей не предусматривают. Оба мнения верны и обоснованы. Однако необходимо делать различие между новыми и отремонтированными двигателями.

Запуск и обкатка двигателя

5.2. Обкатка новых двигателей

В настоящее время двигатели изготавливаются с применением новейших производственных технологий. Сопряженные подвижные детали двигателей в процессе изготовления подвергаются прецизионной обработке, благодаря чему их адаптация друг к другу, которая раньше достигалась в период обкатки двигателя, обеспечивается уже на стадии производства. Для этого используются специальные технологии изготовления, например, рабочих поверхностей цилиндров, а также высокопрецизионная обработка остальных сопряженных с ними поверхностей. В первую очередь выполняют доводку этих поверхностей, чтобы удалить с них мельчайшие заусенцы и сгладить неровности, образовавшиеся во время обработки. Раньше адаптация сопряженных подвижных деталей осуществлялась во время обкатки двигателя, что приводило, однако, к значительному износу материалов. Так, например, поршневые кольца теряли большую часть своих резервов на износ уже после нескольких часов эксплуатации. Сегодня, когда ведется борьба против каждого миллиграмма вредных выбросов, требуются двигатели, которые с самого начала эксплуатации выдерживают заданные показатели расхода топлива и ограничения по токсичности.

В современном моторостроении обкатка двигателей, во время которой происходит адаптация сопряженных поверхностей скольжения друг к другу посредством трения и повышенного износа, практически не мыслима.

Более того, конечный потребитель ожидает от двигателя ресурс, существенно превышающий тот, который считался оптимальным 25 лет тому назад. Немаловажным является и то, что новый автомобиль, прежде чем пройти путь от завода-изготовителя до различных логистических центров и, в конце концов, попасть к покупателю, испытывает колоссальные нагрузки. Нередко его двигатель должен выдержать до 150 холодных пусков, не достигая рабочей температуры. Не стоит забывать также о перевозке новых автомобилей морским путем в другие страны и на другие континенты. При таких обстоятельствах двигатель, еще требующий обкатки, не имел бы шансов на успех.

Еще одна причина снижения требований в отношении обкатки новых двигателей связана с тем, что сегодня эксплуатация автомобилей с максимальной отдачей практически не возможна из-за плотного дорожного трафика. Даже на автотрассах без скоростных ограничений редко возможно движение с максимальной скоростью или при максимальной мощности двигателя в течение длительного периода времени. Раньше продолжительное движение автомобиля с двигателем мощностью 30 кВт на более низкой в то время разрешенной максимальной скорости и при полной нагрузке была возможна даже на обычном шоссе.

Испытания двигателя на приработку и износ на испытательном стенде

Испытания двигателя на приработку и износ на испытательном стенде

5.3. Обкатка отремонтированных двигателей

В отличие от новых двигателей, отремонтированные двигатели, на которые были установлены новые гильзы цилиндров или у которых отверстия цилиндров были увеличены до ремонтного размера и подвергнуты хонингованию, требуют обкатки. Работы на предприятии по ремонту двигателей (в зависимости от имеющегося производственного оборудования) не всегда выполняются с соблюдением той же точности и чистоты, что и на заводе-изготовителе.

Бывшие в эксплуатации двигатели после ремонта не становятся новыми. Часто на них устанавливают как новые, так и бывшие в употреблении детали, а с целью снижения расходов их не подвергают тщательной и комплексной проверке. Наиболее острая необходимость в обкатке возникает в тех случаях, когда обработке были подвергнуты цилиндры, головки блоков цилиндров или коленчатые валы. Кроме того, часто на практике невозможно добиться таких же параметров обработки, что и на заводе-изготовителе, так как они в большинстве случаев не известны или имеющееся оборудование позволяет выполнять только стандартную обработку. По этим причинам рекомендуется соблюдать приведенные ниже инструкции по обкатке отремонтированных двигателей.

Обкатка отремонтированных двигателей

5.4. Рекомендации по обкатке отремонтированных двигателей

  • Всегда обкатывайте двигатель в движении или на испытательном стенде.
  • Загрузка автомобиля не должна быть максимальной.
  • Двигатель должен работать на разных частотах вращения, при этом нельзя превышать значение 2/3 от максимально допустимой частоты вращения.
  • Во время движения быстро меняйте передачи, избегайте движения на низких оборотах или, напротив, на максимальных для каждой передачи оборотах.
  • Избегайте длительного движения на подъем (чрезмерная нагрузка).
  • Избегайте длительного движения на спуске (недостаточная нагрузка и неблагоприятный режим принудительного холостого хода).
  • Не тормозите двигателем.
  • Двигайтесь по скоростным автотрассам, либо на высокой скорости – избегайте движения по дорогам, на которых образуются пробки.
  • Движение по свободным дорогам без пробок является наилучшим вариантом. Избегайте движения по городу в очень жаркую погоду и в час пик, когда приходится часто останавливаться на светофорах и долго ждать.

ВНИМАНИЕ!

Для новых автомобилей предусмотрена инструкция по эксплуатации в период обкатки. Подобные инструкции существуют также для отремонтированных двигателей. При отсутствии специального стенда, позволяющего выполнить обкатку по заданной программе, двигатель необходимо обкатывать в движении.

Регулярная проверка уровня масла во время выполнения обкатки

Во время выполнения обкатки возможен повышенный расход масла. Уровень масла рекомендуется проверять каждые 50–100 км; при необходимости масло следует доливать. В случае заметного снижения уровня масла на щупе, продолжайте контроль, сократив интервалы между проверками. Не заливайте в двигатель масло выше максимального уровня.

Замена масла через 1000 км

Замена масла в современных двигателях новых автомобилей после прохождения первых 500–1000 км уже давно не требуется, однако если речь идет об отремонтированных двигателях, масло рекомендуется заменить.

Загрязнения, попавшие в двигатель в результате его предшествующего повреждения или при последующей обработке различных деталей, часто всё еще находятся в системе смазки двигателя. Кроме того, вследствие приработки замененных компонентов, в двигателе образуются металлические продукты износа. Все эти загрязнения и абразивные частицы способствуют дальнейшему износу и поэтому подлежат удалению посредством замены масла после завершения обкатки.

ВНИМАНИЕ!

В этом случае, при замене масла необходимо заменить также масляный фильтр.

ВНИМАНИЕ!

Многочасовая работа на режиме холостого хода очень вредна для двигателя!

Приработка деталей двигателя на режиме холостого хода не обеспечивается. Наоборот, в этом случае возможно его повреждение. В результате работы двигателя на холостом ходу ухудшается снабжение подшипников и поршней маслом. Это происходит из-за того, что на режиме холостого хода масляный насос подает недостаточное количество масла. Поток масла через подшипники минимален, причем в самый неподходящий момент. Ведь по причине трения деталей во время приработки образуется больше тепла, но при этом масла, необходимого для смазывания и охлаждения этих деталей, оказывается недостаточно.

Из-за недостаточного потока масла не обеспечивается надлежащее удаление воздуха из каналов подачи масла и маслопроводов, а также их промывка. Металлические продукты износа и загрязнения, попавшие в систему смазки во время ремонта двигателя или в результате его повреждения, не удаляются достаточно быстро из подшипников скольжения и со стенок цилиндров. Они остаются в местах сопряжения деталей, вызывая дополнительный износ.

Не следует забывать также о топливной системе. Особенно на дизельных двигателях с новыми или отремонтированными форсунками важно, чтобы они хорошо промывались топливом. Однако количество топлива, впрыскиваемого на режиме холостого хода, минимально. Слегка заедающая игла форсунки может при этом не открываться или быть причиной плохого распыления топлива.

6. Проблемы с уплотнением и повреждения поршневых колец

6.1. Перекос поршней

Вследствие повреждения двигателя часто происходит также изгиб/скручивание шатуна. Если во время ремонта двигателя не проверить на параллельность верхнюю и нижнюю головки шатуна или не выпрямить шатун, то при последующей работе двигателя это приведет к перекосу поршня в цилиндре. Поршневые кольца движутся в цилиндре не по кругу, а по эллипсу. С одной стороны цилиндра поршневые кольца будут прилегать к поршневым канавкам нижними кромками, а с другой – верхними. Если кольцо еще способно вращаться в кольцевой канавке, то уже вскоре его рабочая поверхность приобретет ярко выраженную выпуклую форму. Эта выпуклость значительно превысит конструктивную выпуклость и приведет к ухудшению маслосъемной функции кольца, в результате чего намного увеличится толщина масляной пленки. Кроме этого, перекос поршня вызывает насосное действие поршневых колец, что приводит к усиленному проникновению масла в камеру сгорания.

Часто перекос поршня делает вращение колец невозможным, в результате они принимают форму эллипса. Это приводит к неравномерному радиальному износу, который нередко становится причиной поломки поршневых колец.

Перекос поршней

6.2. Овальное отверстие цилиндра

В цилиндрах с овальными отверстиями снижается упругость поршневых колец, из-за чего кольца не адаптируются к стенкам цилиндров или адаптируются к ним очень медленно, не обеспечивая надлежащего уплотнения.

6.3. Заклинивание поршневых колец и помехи при их вращении

Проблемы с уплотнением в четырехтактных ДВС часто возникают в том случае, если поршневые кольца перестают свободно вращаться в кольцевых канавках. При этом неизбежны повреждения поршней и цилиндров (перегрев и образование задиров на поршнях). Кольца трапециевидного сечения (см. главу 1.3.1 «Компрессионные поршневые кольца»), благодаря особенностям своей формы, менее подвержены заклиниванию или блокированию в кольцевых канавках.

Причины блокирования колец и способы его предупреждения

  • Кольца не должны заедать в канавках в осевом направлении. Необходимо обеспечить ровность поверхности колец. В любом случае необходимо избегать деформации поршневых колец из-за неквалифицированной установки их на поршни (см. 4.1 «Монтаж и демонтаж поршневых колец»).
  • Размеры кольцевой канавки должны соответствовать размерам поршневого кольца.
  • Кольцевые канавки должны быть свободны от загрязнений и каких-либо отложений (Рис. 1).
  • Спецификация моторного масла должна соответствовать предусмотренной производителем двигателя. Несоответствующее предписанному масло способствует образованию нагара и заклиниванию колец в канавках.
  • Работа двигателя с использованием растительных масел и альтернативных видов топлива.
  • Погнутые шатуны и связанный с этим перекос поршней в цилиндрах.

Загрязнения в кольцевой канавке

Рис. 1. Загрязнения в кольцевой канавке

6.4. Загрязнения

Попадание загрязнений в двигатель является одной из наиболее частых причин его преждевременного износа и, следовательно, износа поршневых колец. Существуют две основные причины возникновения повреждений из-за попадания загрязнений:

Причина № 1

Загрязнения попадают в цилиндр вместе с поступающим в двигатель воздухом. Это происходит, когда пренебрегают требованиями к регулярному обслуживанию воздушного фильтра. Если двигатель эксплуатируется без воздушного фильтра или система впуска негерметична, загрязнения легко проникают в камеру сгорания, минуя воздушный фильтр. Из камеры сгорания загрязнения проникают также в кольцевые канавки и смешиваются в них с имеющимся маслом, образуя абразивную пасту (Рис. 2). Под действием этой пасты уменьшается высота поршневых колец, а кольцевые канавки расширяются (Рис. 3). Износ поршневых колец, возникающий под действием загрязнений, проявляется прежде всего в осевом направлении, на боковых поверхностях колец.

Загрязнения и масляные отложения в кольцевой канавке образуют абразивную пастуРасширение кольцевой канавки поршня из-за изношенного под действием загрязнений поршневого кольца

Рис. 2. Загрязнения и масляные отложения в кольцевой канавке образуют абразивную пасту.

Рис. 3. Расширение кольцевой канавки поршня из-за изношенного под действием загрязнений поршневого кольца

В радиальном направлении (в зоне pабочих поверхностей) кольца также изнашиваются – из-за возникновения полусухого трения, однако не так сильно, как в области боковых поверхностей. Частым признаком попадания загрязнений в кольцевые канавки являются накатанные частицами следы, образующиеся на боковых поверхностях колец. Эти следы представляют собой типичные царапины, которые образуются в результате наличия загрязнений в виде мелкого песка в комбинации с вращением колец и качанием поршня.

Поскольку во время работы кольца прилегают в основном к нижним боковым поверхностям канавок, износ возникает преимущественно на их верхних боковых поверхностях. На этих поверхностях образуются также накатанные частицами следы (Рис. 4 и 5).

Примеры накатанных следов на верхней боковой поверхности кольца Примеры накатанных следов на верхней боковой поверхности кольца

Рис. 4 и 5. Примеры накатанных следов на верхней боковой поверхности кольца

Причина № 2

Загрязнения, попавшие в двигатель в результате его предшествующего повреждения и/или неквалифицированного выполнения ремонтных работ, всё еще находятся в системе смазки двигателя. Эти загрязнения вызывают износ, который начинается в кривошипной камере и распространяется на стенки цилиндров и поршни. Через загрязненную систему смазки частицы загрязнений попадают также во все места установки подшипников двигателя. Хотя масло фильтруется масляным фильтром, надлежащая очистка системы смазки часто не обеспечивается. Загрязнения, которые уже проникли на чистую сторону системы смазки, попадают в места установки подшипников, вызывая преждевременный износ или повреждения.

Часто при повреждении двигателя масляный фильтр засоряется продуктами износа настолько, что открывается его байпасный клапан. В этом случае моторное масло поступает в зоны смазывания неотфильтрованным.

Такая ситуация предусмотрена конструкцией двигателя, чтобы избежать его серьезных повреждений по причине полного отсутствия масла в подшипниках. Кроме того, после повреждения двигателя, большое количество загрязнений часто остается также в масляном теплообменнике и его маслопроводах. Поэтому безответственно устанавливать бывший в эксплуатации загрязненный масляный теплообменник в новый или отремонтированный двигатель и запускать его.

ВНИМАНИЕ!

Если загрязнение масляного теплообменника вызвано повреждением двигателя, то его очистка часто не дает желаемых результатов. В этом случае лучше установить новый масляный теплообменник, чтобы исключить риск возникновения повреждения, вызванного использованием старого масляного теплообменника.

6.5. Избыток топлива в камере сгорания

После повреждений, вызванных попаданием загрязнений, второй, наиболее частой причиной повреждения поршневых колец, является их износ и повреждения из-за наличия избытка топлива в камере сгорания. В результате избытка топлива масляная пленка на стенке цилиндра может пострадать настолько, что возникает металлическое трение поршневых колец о стенку цилиндра, при этом они очень быстро теряют радиальную толщину. Металлический контакт поршневых колец со стенкой цилиндра (Рис. 1) допускается только на короткое время и в исключительных случаях (например, при холодном пуске); при нормальной работе двигателя он недопустим. Под действием такого металлического контакта значительно сокращается срок службы поршней, поршневых колец и цилиндров.

В нормальном состоянии сопряженные металлические поверхности скольжения всегда отделены друг от друга масляной пленкой (Рис. 2). При этом толщина масляной пленки должна превышать высоту неровностей, имеющихся на сопряженных поверхностях скольжения.

Нарушения режима сгорания, возникающие во время работы двигателя, часто приводят к скоплению топлива и его конденсации на стенке цилиндра. Это вызывает разбавление или смывание масляной пленки.

Полусухое трение: поршневое кольцо и стенка цилиндра имеют металлический контакт Масляная пленка достаточной толщины: металлический контакт отсутствует

Рис. 1. Полусухое трение: поршневое кольцо и стенка цилиндра имеют металлический контакт.

Рис. 2. Масляная пленка достаточной толщины: металлический контакт отсутствует.

Возникающее в результате этого полусухое трение приводит к полному износу поршневых колец всего за несколько тысяч километров. Мощность двигателя снижается, а расход масла повышается.

Полусухое трение вызывает значительный радиальный износ поршневых колец и поверхности цилиндра. Он легко определяется по обоим рабочим пояскам маслосъемного поршневого кольца. На Рис. 3 показаны новое и изношенное в результате полусухого трения маслосъемные поршневые кольца. Оба маслосъемных рабочих пояска изношенного кольца полностью стерты. У двигателя, в котором находилось такое кольцо, наблюдался чрезмерный расход масла. Причиной подобного радиального износа, который может затронуть не только маслосъемные поршневые кольца, почти всегда является избыток топлива в камере сгорания.

Именно в том случае, когда износ затронул не все кольца в равной степени, наличие полусухого трения, возникшего в результате избытка топлива в камере сгорания, является единственно возможным объяснением. Такая ситуация встречается довольно часто и служит доказательством того, что износ колец произошел не по причине некачественного материала или неправильной обработки цилиндра, как предполагалось первоначально. Иначе износ был бы равномерным и затронул бы все поршни и поршневые кольца, а не только отдельные цилиндры.

Новое и изношенное маслосъемные поршневые кольца

Рис. 3. Новое и изношенное маслосъемные поршневые кольца

Износ от полусухого трения, возникшего в результате избытка топлива в камере сгорания, встречается в равной степени как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.

 ВНИМАНИЕ!

При наличии повреждений такого типа также необходимо учитывать, все ли цилиндры изношены или только некоторые из них. Если повреждения имеются во всех цилиндрах, вероятнее всего, имеет место общая причина, например, низкое качество топлива или плохое наполнение воздухом. Если износ затронул отдельные цилиндры, то возможными причинами являются неисправности топливных форсунок, топливопроводов высокого давления, свечей зажигания или повреждения высоковольтных проводов.

Основными причинами подобного износа у бензиновых двигателей являются частые поездки на короткие расстояния (особенно у карбюраторных двигателей старых моделей) и пропуски воспламенения смеси. Бензиновым двигателям для запуска и прогрева требуется гораздо больше топлива, чем для работы при рабочей температуре. При частых поездках на короткие расстояния и при определенных условиях топливо не испаряется, а конденсируется на стенке цилиндра и смешивается с моторным маслом. В результате этого масло разбавляется и теряет вязкость, из-за чего возникает полусухое трение. В бензиновых двигателях избыток топлива в камере сгорания может быть вызван также неправильной работой свечей или катушек зажигания, так как топливо при этом не воспламеняется и не сгорает.

В дизельных двигателях впрыскиваемое топливо воспламеняется в результате смешивания с сильно сжатым воздухом в камере сгорания. Недостаточное сжатие (плохое наполнение) или использование некачественного топлива приводит к позднему воспламенению смеси, неполному сгоранию и скоплению жидкого топлива в камере сгорания.

Дополнительные причины избытка топлива в камере сгорания у дизельных двигателей:

  • Неисправные и негерметичные топливные форсунки
  • Неисправности топливного насоса высокого давления или его неправильная регулировка
  • Неправильно проложенные и закрепленные топливопроводы высокого давления (колебания)
  • Механические неисправности (удары поршня о головку блока цилиндров) из-за неправильного значения высоты выступания поршня, вызванного обработкой уплотнительных поверхностей и использованием прокладки головки блока цилиндров неверной толщины
  • Плохое наполнение воздухом в результате засорения воздушного фильтра
  • Плохое наполнение воздухом вследствие повреждения или износа турбонагнетателя
  • Плохое наполнение воздухом в результате износа или поломки поршневых колец
  • Иизкое качество топлива (плохое самовоспламенение и неполное сгорание)

6.6. Поломки поршневых колец

Поршневые кольца ломаются либо в результате чрезмерного износа, либо под действием собственных вибраций, либо вследствие неправильной установки. Если какие-либо экстремальные условия эксплуатации отсутствуют, поломки поршневых колец во время работы двигателя не возникают. Механическая нагрузка на кольца при их установке на поршень намного выше, чем нагрузка во время их работы на двигателе. При монтаже на поршень кольца подвергаются более высокому изгибающему напряжению, чем при установке в цилиндр. Кольцо с дефектами структуры или материала сломалось бы уже при установке на поршень.

Если сломанные поршневые кольца найдены в двигателе сразу после ремонта двигателя с заменой поршней, то они в большинстве случаев были повреждены или сломаны в результате неквалифицированной установки поршней или использования неподходящих монтажных инструментов. Кольца могут сломаться во время работы, после длительного срока эксплуатации. Это происходит в том случае, если радиальная или осевая толщина колец значительно уменьшается в результате их износа. Сильно увеличенный зазор кольца по высоте канавки часто приводит к тому, что кольцо начинает вибрировать и не выдерживает воздействия этой нагрузки. При этом кольцо ломается, как правило, на много мелких частей.

Поломка колец не всегда, однако, связана с уменьшением толщины материала. В случае нарушения режима сгорания, под действием высокой нагрузки могут сломаться даже неизношенные кольца. Кроме того, поломка колец может быть вызвана случайным попаданием воды или масла в камеру сгорания. Поскольку жидкости не сжимаются. Если количество жидкости превысит объем камеры сжатия, то либо жидкость выдавливается, минуя поршень, либо поршень или поршневые кольца ломаются. В этом случае может также погнуться шатун или разрушиться стенка цилиндра/гильза цилиндра.

Сломанное поршневое кольцо

Сломанное поршневое кольцо

6.7. Вибрация поршневого кольца

Вибрация поршневого кольца может возникать особенно на бензиновых двигателях при средней нагрузке и высокой частоте вращения коленчатого вала. Под вибрацией понимают как отделение кольца от нижней поверхности прилегания, так и утрату уплотняющей функции кольца из-за отсутствия его радиального прилегания к стенке цилиндра (уменьшение давления кольца). И то, и другое приводит к снижению мощности и высокому расходу масла, так как уплотнительная функция кольца нарушается или перестает выполняться вовсе.

Осевая вибрация поршневого кольца

Осевая вибрация поршневого кольца начинается, как правило, на стыковых концах и передается от них к остальной части кольца. Из-за своего открытого положения стыковые концы склонны отделяться от нижней опорной поверхности, особенно при неблагоприятных условиях эксплуатации. От вибрирующих стыковых концов колебание передается в виде волны к остальной части поршневого кольца.

ВНИМАНИЕ!

По причине меньших сил инерции, более плоские кольца менее склонны к вибрации. Повышенное давление прижима, действующее на стыковые концы, препятствует возникновению вибрации.

Причины возникновения осевой вибрации поршневого кольца

  • Слишком большой зазор кольца по высоте
  • Снижение упругости кольца (износ) и вследствие этого ухудшение усилия его прижима в области стыковых концов, особенно у поршневых колец с грушевидным распределением радиального давления
  • Механический контакт поршня с головкой блока цилиндров, возникший из-за допущенных при ремонте ошибок, особенно у дизельных двигателей (Рис. 1)
  • Детонационное сгорание, вызванное неправильной работой системы управления двигателем (смесеобразование, зажигание) и/или низким качеством топлива (слишком низкое октановое число, примеси дизельного топлива)
  • Изношенные кольцевые канавки
  • Слишком малое пространство для газов на дне канавки из-за oтложений масляного нагара (причина: слишком высокая температура сгорания) и/или некачественное моторное масло

Вибрация поршневого кольца в результате механического контакта поршня и головки блока цилиндров

Рис. 1. Вибрация поршневого кольца в результате механического контакта поршня и головки блока цилиндров

Радиальная вибрация поршневого кольца

В результате увеличения давления газов на рабочую поверхность кольца в процессе сгорания (Рис. 2), соотношение сил на короткое время нарушается, поршневое кольцо отделяется от pабочей поверхности цилиндра и больше не обеспечивает надлежащего уплотнения. Постоянное повторение этого процесса вызывает вибрацию поршневого кольца.

Давление газов на рабочую поверхность кольца

Рис. 2. Давление газов на рабочую поверхность кольца

Причины возникновения радиальной вибрации поршневого кольца

  • Износ поршневого кольца (уменьшение радиальной толщины) и, как следствие, уменьшение усилия прижима кольца к стенке цилиндра, а также ослабление жесткости кольца
  • Некруглость отверстия цилиндра и вызванное этим увеличение давления сгорания, воздействующего на зазор между рабочей поверхностью поршневого кольца и стенкой цилиндра
  • Перекос поршня в результате изгиба шатуна: вследствие перекоса поршня траектория вращения кольца в отверстии цилиндра имеет слегка овальную форму. При этом на той стороне цилиндра, к которой поршень прилегает хуже, в зону жарового пояса и в зазор между поршневым кольцом и стенкой цилиндра проникает большее количество отработанных газов.
  • Чрезмерный износ pабочей поверхности поршневого кольца в виде чрезмерной выпуклости, из-за слишком большого зазора кольца по высоте
  • Повреждение кромок кольца в результате некачественно выполненного хонингования (образование металлической оболочки): кромки кольца крошатся (особенно у простых литых колец без покрытия рабочей поверхности), газы проникают в зазор и отделяют кольцо от pабочей поверхности цилиндра.

Отделение поршневого кольца от pабочей поверхности цилиндра

Рис. 3. Отделение поршневого кольца от pабочей поверхности цилиндра

Рано или поздно ваш мотор износится и потребует либо смены поршневых колец, либо поршневой в целом.

Вроде поменять поршневые кольца – это рядовая задача, доступная каждому, кто мало-мальски знаком с устройством и принципом работы примитивного четырехтактного мотора. Но, к сожалению, люди страшатся потратить 15 минут своего невероятно драгоценного времени на прочтение литературы и запихивают все в мотор по принципу (а так и стояло… наверное, работать будет). Ну, флаг вам в руки и скорейшего обращения в сервис.

Ну, а для тех, кому не все равно, как их мотор будет работать после переборки, следует прочитать данную статью.

Итак, берем поршень и видим 3 проточки под установку поршневых колец. Никаких ограничительных стопоров на 4-тактных моторах нет, как на 2-тактных двигателях, например.

Pravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-1.jpg

На 4-тактных моторах есть два вида поршневых колец. Первые два, которые устанавливаются в две верхние проточки, являются компрессионными. Исходя даже из названия понятно, что они отвечают за наличие компрессии в вашем моторе и должный удерживать собой газы, образовывающиеся в момент вспышки за счет горения топлива в камере сгорания.

Pravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-2.jpg

Следующие три кольца являются маслосъемными. Тут тоже сразу ясно их предназначение. Они отвечают за снятие масла, которое покрывает стенки цилиндра в тот момент, когда поршень возвращается вниз. Если эти кольца будут пропускать, то масло будет оставаться на стенках цилиндра, а это чревато тем, что мотор начнет поджирать масло, и, естественно, появится дым.

Pravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-3.jpg

Как устанавливать первично? Да, в принципе, как и стояли с завода, в том же порядке, но во избежание ошибок показываем еще раз.

Первоначально ставим главное маслосъемное кольцо: то, которое имеет волнообразную структуру. Установить его проще некуда, так как оно самое эластичное из всех.

Pravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-4.jpg

Дальше ставим верхнее и нижнее ТОНКИЕ маслосъемные кольца. Они немного тверже, но с их установкой тоже не должно возникнуть проблем.

Pravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-5.jpgPravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-6.jpg

Теперь ставим поршневые компрессионные кольца: те, которые более толстые и «твердые». Первоначально устанавливаем нижнее, затем верхнее. Поставить их немного сложнее, так как они менее эластичны и более твердые. Сломать вам их вряд ли удастся, но вот при совершенно кривых руках погнуть их проще некуда.

Pravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-7.jpgPravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-8.jpg

Думаете, на этом все? Нет!

Дело в том, что кольца еще нужно правильно расположить на поршне, чтобы замки колец (место пропила) не попадали друг на друга. Проще говоря, нужно, чтобы пропил нижнего кольца не был расположен прямо над пропилом верхнего кольца.

Начинаем с верхних поршневых колец.

Замок нижнего кольца располагаем посередине над полостью клапана, например, впускного (можно и выпускного, тут разницы нет).

Pravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-9.jpg

Замок же верхнего кольца располагаем строго в противоположной стороне от нижнего кольца. Соответственно, если замок нижнего кольца над полостью под впускной клапан, то замок верхнего над полостью под выпускной клапан.

Pravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-10.jpg

Теперь переходим к маслосъемным кольцам. Эти кольца точно так же нужно расположить, чтобы ни один замок не совпал. Поэтому верхнее кольцо располагаем над отверстием под поршневой палец, с правой стороны.

Pravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-11.jpg

Второе же (то, которое нижнее) располагаем с противоположной стороны, также примерно посередине отверстия под поршневой палец.

Pravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-12.jpg

Последнее же волнообразное маслосъемное кольцо ставим в любую из четырех получившихся секций между отверстием под палец и полостью под клапан.

Pravilnaja-ustanovka-porshnevyh-kolec-13.jpg

А теперь к вашему вопросу: что за ерунду нам тут втирает автор? И зачем так кропотливо выставлять положение всех 5 колец?

Объясняем. Все это мы делали, чтобы не получилось так, что когда один замок располагался над другим, через эти замки не проходят газы (в случае с поршневыми кольцами) и не оставалось на стенках масло (в случае с маслосъемными кольцами).

Чем это грозит?

Если брать во внимание поршневые кольца, то это потеря компрессии и пропуск раскаленных рабочих газов до маслосъемных колец, которые не рассчитаны на такие внезапно появившиеся высокие рабочие температуры. Как итог, кольца после определенного времени могут сгореть.

Если же обратиться к маслосъемным кольцам и совпадению замков на них, то у нас не будет полностью сниматься масло: оно будет доходить до поршневых колец, что приведет к закоксовыванию канавок колец, и как итог они залягут, а потом сгорят.

Как результат, вы получите сгоревшие кольца и износ поршневой.

Итог: выставить замки колец перед установкой – это дело 2 минут, а срок службы мотора данная операция может продлить на десятки часов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по установке подвесного унитаза roca gap
  • Инструкция по установке поверхностного насоса
  • Инструкция по установке по сервера
  • Инструкция по установке по на планшет
  • Инструкция по установке пмм bosch