Инструкция по ведению билетного хозяйства в учреждениях культуры рф

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

Китайгородский проезд, д. 7 стр. 2, г. Москва, 109074

тел. 925 11 95, факс 928 1791

17.03.05 № 7-01-16/08 на № _______________от____________________

Об особенностях функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Российской Федерации Органы управления культуры субъектов Российской Федерации

В целях оптимизации функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает для сведения и руководства. Одним из направлений осуществления уставной деятельности учреждениями культуры и искусства в Российской Федерации является проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (далее — культурные мероприятия), аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, а также экскурсий. Данные виды деятельности учреждений культуры и искусства социально значимы, признаются некоммерческими, как не направленными на систематическое извлечение прибыли, и считаются услугами, поскольку представляют собой деятельность учреждения культуры и искусства, не имеющую материального результата. Вместе с тем, учреждения культуры и искусства вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, в частности, оказывать услуги по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение культурных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок (далее — входные билеты).

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 20 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 21 Налог на добавленную стоимость) реализация данных видов услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), если одновременно соблюдаются следующие три условия: во-первых, реализуются и (или) распространяются входные билеты, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, во-вторых, реализация и (или) распространение происходит на территории Российской Федерации, и, в-третьих, такую реализацию и (или) распространение осуществляет учреждение культуры и искусства.

Действующим законодательством (абзац пятый пункта 20 части 2 статьи 149 НК РФ) к учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены, независимо от их организационно-правовой формы, следующие организации: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки. Поскольку иное не установлено действующим законодательством, то, основываясь на требованиях абзаца первого пункта 1 статьи 49, абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, средством, позволяющим определить принадлежность организации к учреждениям культуры и искусства, являются ее учредительные документы, в которых должны быть указаны в том числе предмет и цели ее деятельности. Практика хозяйствования свидетельствует о необходимости также подтверждения такой принадлежности через присвоение организации соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенного с 1 января 2003 г. на основании Постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе. Таким образом, реализацией входных билетов признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на указанные билеты, как товары, другим лицам, в том числе другим учреждениям культуры и искусства. Распространением входных билетов — признается деятельность, направленная на их массовую реализацию.

Учреждения культуры и искусства вправе осуществлять услуги по реализации и распространению входных билетов на посещение культурного мероприятия как за наличный, так и безналичный расчет. В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

В настоящее время, до определения Правительством Российской Федерации во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ специального порядка, действуют ранее принятые правовые нормы, в частности приказ Минфина России от 25.02.2000 № 20н «Об утверждении бланков строгой отчетности», изданный во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745, действующего, в свою очередь, в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ, и письмо Минфина России от 23.08.2001 № 16-00-24/70, в соответствии с которым документы строгой отчетности должны содержать наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, следующие обязательные реквизиты: гриф утверждения, наименование формы документа; шестизначный номер; серия; код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД); дата осуществления расчета; наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО); код ИНН; вид оказываемых работ (услуг); единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении); наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления с личной подписью. Форматы утвержденных документов строгой отчетности являются рекомендательными и могут изменяться.

Художественное оформление и техническое редактирование документов строгой отчетности определяются организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Помимо изложенного обращаем внимание, что, как установлено абзацем вторым пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, бланки строгой отчетности приравнены к кассовым чекам. По указанной причине корешки реализованных (распространенных) входных билетов на посещение культурного мероприятия должны оставаться у того лица, которое реализовало (распространило) соответствующие бланки строгой отчетности населению за наличный расчет.

В связи с изложенным, в случае, если учреждение культуры и искусства для массовой реализации входных билетов на посещение культурного мероприятия сотрудничает с распространителем, рекомендуем вести раздельный учет билетов — бланков строгой отчетности, реализованных за наличный расчет учреждением культуры самостоятельно через свою кассу, и билетов, переданных за безналичный расчет другой организации для распространения.

В случае реализации билетов за безналичный расчет они передаются распространителю на основании приемо-сдаточного акта, накладной, иного документа, подтверждающего факт передачи товарно-материальных ценностей, который служит отчетным документом по реализованным за безналичный расчет билетам — бланкам строгой отчетности. Учреждение культуры и искусства может само изготавливать или заказывать изготовление билетов. Также является правомерным предоставлять по договору распространителям право заказывать изготовление билетов для учреждения культуры и искусства, при этом в договоре целесообразно указывать, что билеты-бланки строгой отчетности с момента их изготовления являются собственностью заказчика и считаются переданными для распространения. В случае если учреждение культуры и искусства передает билеты распространителю, то оно вправе потребовать от последнего отчета о реализованных и не реализованных билетах, возврата нереализованных билетов, перечисления в свою пользу денежных средств за реализованные распространителем билеты.

В случае если учреждение культуры и искусства сотрудничает с распространителем, использующим автоматизированные информационные системы продажи входных билетов, то в договор с указанной организацией целесообразно включать условие о том, что билет, изготавливаемый распространителем для учреждения культуры и искусства, считается переданным распространителю с момента передачи ему в электронной форме сведений об этом билете. При этом моментом передачи таких сведений считается момент изготовления распространителем билета-бланка строгой отчетности с их использованием. В этом случае корешки билетов — бланков строгой отчетности остаются у распространителя, осуществившего распространение населению входных билетов за наличный расчет.

Билеты из хранящегося в учреждении культуры и искусства комплекта, содержащие те же сведения, что и билеты, реализованные распространителем через автоматизированную информационную систему их продажи, должны погашаться учреждением культуры и искусства в порядке, установленном приказом руководителя. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации обращает внимание учреждений культуры и искусства, что

Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы от 05.04.1999, упраздненного Министерства культуры Российской Федерации, носят рекомендательный характер, применяются в части не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.

Д.М.Амунц

Исп. Андреева Т.П.

928-44-89

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 20 июня 2003 г. N 858

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ЕДИНОМ ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ БИЛЕТНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЛАТНЫЙ ПУБЛИЧНЫЙ ПОКАЗ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях регулирования проката и показа аудиовизуальных произведений на территории Российской Федерации, обеспечения единообразия системы учета и отчетности в области проката и показа их приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о едином порядке ведения билетного хозяйства организациями, осуществляющими платный публичный показ аудиовизуальных произведений на территории Российской Федерации (далее — Инструкция).

2. Департаменту государственной поддержки кинематографии (С.В. Лазарук) в установленном порядке направить настоящую Инструкцию в Министерство юстиции Российской Федерации для регистрации.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации А.А. Голутву.

Министр
М.Е.ШВЫДКОЙ

Приложение
к Приказу
Министерства культуры
Российской Федерации
от 20.06.2003 N 858

ИНСТРУКЦИЯ
О ЕДИНОМ ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ БИЛЕТНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЛАТНЫЙ ПУБЛИЧНЫЙ ПОКАЗ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1.1. На основании Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ и «Положения о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. N 308, в целях:

— регулирования проката и показа аудиовизуальных произведений на территории Российской Федерации;

— защиты обладателей прав на аудиовизуальные произведения;

— соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе в области предпринимательской деятельности, авторского права и смежных прав, защиты прав потребителя;

— обеспечения единообразия системы учета и отчетности в области проката и показа аудиовизуальных произведений устанавливается единый порядок ведения билетного хозяйства при осуществлении платного публичного показа аудиовизуальных произведений на территории Российской Федерации для организаций всех форм собственности, организационно-правовых форм и вне зависимости от ведомственной подчиненности (далее — организаций).

1.2. Организации при заключении договоров на оказание услуг, связанных с платным публичным показом аудиовизуальных произведений, руководствуются главами 9 и 27 — 29 Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения» от 17 ноября 1994 г. N 1264, а при осуществлении денежных расчетов с населением — руководствуются Законом Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. N 5215-1.

1.3. На основании Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин» от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 917), организации могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравненных к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

1.4. При осуществлении денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин организации используют абонементы и билеты по формам, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 20н:

— бланк строгой отчетности «Билет» — код формы по ОКУД 0793001;

— бланк строгой отчетности «Абонемент» — код формы по ОКУД 0793005.

1.5. Продажа билетов и абонементов может производиться организациями только на показ аудиовизуальных произведений, имеющих прокатные удостоверения, выданные в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации, и при наличии у организации права на осуществление их показа в соответствии с действующим законодательством.

II. Изготовление, приемка, учет и хранение бланков строгой отчетности

2.1. Бланки строгой отчетности «Билет» и «Абонемент» должны соответствовать, в части наличия на них обязательных реквизитов, формам, установленным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 20н. Места размещения обязательных реквизитов на лицевой и оборотной сторонах бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» определяются организациями самостоятельно.

2.2. Бланк строгой отчетности «Билет», «Абонемент» должен иметь две части: корешок, остающийся у организации и являющийся первичным бухгалтерским документом для учета и контроля, и основную часть с полем «контроль», которая передается зрителю и является пропуском на посещение сеанса. С момента продажи билета (абонемента) между организацией и зрителем заключается договор на оказание услуги, связанной с публичным показом аудиовизуальных произведений.

2.3. Бланки строгой отчетности «Билет», «Абонемент» изготавливаются типографским способом и могут поставляться в виде билетных книжек, рулонов и стоп. Серия и регистрационный порядковый номер печатаются на корешке и основной части каждого бланка. Серия обозначается двумя буквами, а регистрационный порядковый номер — пятью-шестью цифрами, начиная с первого номера, например: АБ N 00001, АБ N 00002 и т.д.

2.4. Решения по художественному оформлению билетов и абонементов принимаются организацией самостоятельно. Заполнение бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» может производиться как вручную, так и с использованием технических средств (периферийных устройств персональных компьютеров, билетных принтеров и т.д.).

2.5. Приемка бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент», выполненных в виде билетных книжек, рулонов и стоп, производится по накладной и счету поставщика (изготовителя) представителем организации по доверенности.

При приемке изготовленных бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» надлежит руководствоваться следующим:

— для бланков строгой отчетности, выполненных в виде билетных книжек, проверяется количество книжек и выборочно — количества бланков в билетных книжках;

— бланки строгой отчетности, выполненные в рулонах и стопах (в виде непрерывной ленты) проверяются на целостность упаковки и наличие сопроводительных документов, показывающих количество бланков в рулоне или стопе, с указанием серий, первого и последнего регистрационных порядковых номеров.

2.6. При получении бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» по почте проверяется целостность упаковки, соответствие количества мест и веса почтовым документам. При наличии поврежденной упаковки или недостачи веса производится проверка содержимого места и, в случае недостачи, в присутствии представителя предприятия связи, составляется акт.

2.7. При наличии претензий к поставщику (изготовителю) бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» организация-получатель обязана приложить к рекламации соответствующий акт, типографский ярлык и талон с указанием номера и фамилии упаковщика, а в необходимых случаях и забракованные бланки строгой отчетности.

2.8. Бланки строгой отчетности «Билет», «Абонемент» сдаются на хранение по накладной организации-поставщика (изготовителя) материально ответственному лицу, специально выделенному приказом директора организации.

2.9. Бланки строгой отчетности «Билет», «Абонемент» хранятся отдельно от других материальных ценностей — в специально отведенном месте под замком и пломбой организации.

2.10. Лица, которым поручается получение, хранение, выдача и использование бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент», заключают с руководителем организации договор о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

2.11. Для приемки и выдачи бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» используются формы учета, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» от 30 октября 1997 г. N 71а. Учет движения бланков строгой отчетности ведется в журнале (приложение 1). В приказе об учетной политике организации, разработанном в соответствии с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н), организации самостоятельно определяют порядок и использование рекомендуемых форм учета движения бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент».

2.12. Организация ведет бухгалтерский учет бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» по цене заготовления на счете учета материалов. Выданные под отчет бланки строгой отчетности со склада списываются со счета учета материалов на счет учета общехозяйственных расходов. Заготовленные к продаже билетные книжки учитываются на забалансовом счете учета бланков строгой отчетности в количественном и стоимостном выражении.

В качестве регистров аналитического учета к забалансовому счету учета бланков строгой отчетности ежемесячно составляются оборотные ведомости по видам бланков и местам их хранения. Данные оборотных ведомостей должны ежемесячно сверяться с записями в журнале учета движения бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» (приложение 1), о чем в журнале производится соответствующая запись.

2.13. При получении бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» получатели обязаны проверить в присутствии материально ответственного лица:

— для бланков строгой отчетности, выполненных в виде билетной книжки, — наличие всех экземпляров, их серии, регистрационные порядковые номера и пригодность для работы;

— для бланков строгой отчетности, выполненных в виде рулонов и стоп, — целостность упаковки и наличие сопроводительного документа, указывающего количество бланков в рулоне или стопе, с указанием серий, первого и последнего регистрационных порядковых номеров бланков.

III. Использование билетных книжек

3.1. Билетные книжки заготавливаются к продаже путем проставления цены. Цена также обязательно проставляется на корешках билетных книжек.

3.2. Заготовленные к продаже билетные книжки проверяются бухгалтерией организации, при этом на титульном листе каждой билетной книжки проставляется регистрационный номер, дата регистрации и подпись работника бухгалтерии, проверившего и зарегистрировавшего книжку. Заготовленные билетные книжки сдаются на хранение материально ответственному лицу с регистрацией в журнале учета движения заготовленных билетных книжек (приложение 4).

IV. Контроль за сохранностью бланков строгой отчетности

4.1. Бланки строгой отчетности «Билет», «Абонемент», хранящиеся у материально ответственных лиц, проверяются в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации» (утвержден Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40) и порядком, закрепляемым в приказе об учетной политике организации, разработанном в соответствии с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Приказ Минфина России 9 декабря 1998 г. N 60н).

4.2. О случаях выявления расхождения или недостач бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» главный бухгалтер письменно докладывает руководителю организации для принятия мер.

4.3. Ответственность за хранение и использование бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» несет руководитель организации или материально ответственные лица.

V. Порядок списания и уничтожения бланков строгой отчетности

5.1. Копии квитанций, корешки билетов и абонементов, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в организации в упакованном виде в архиве или на складе. Срок хранения бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» определяется действующим законодательством. По истечению срока хранения они сдаются на пункты вторсырья или уничтожаются самостоятельно.

В таком же порядке изымаются и уничтожаются некомплектные или испорченные при изготовлении, хранении и пересылке бланки строгой отчетности.

5.2. Списание и уничтожение бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» производятся постоянно действующей комиссией, назначаемой приказом директора организации. Комиссия готовит акт на списание и уничтожение бланков строгой отчетности, утверждаемый директором.

VI. Требования, предъявляемые к бланкам строгой отчетности, поставляемым в виде билетных книжек, рулонов и стоп

6.1. Бланки строгой отчетности «Билет», «Абонемент» должны иметь нанесенные на них типографским способом обозначения серий и регистрационных порядковых номеров в соответствии с требованиями пункта 2.3 настоящей Инструкции. Не допускается использование рулонов и стоп, не соответствующих требованиям нормативно-технической документации.

6.2. Информация, нанесенная на бланки строгой отчетности «Билет», «Абонемент» при заполнении бланков, должна сохраняться на них в течение всего срока хранения, предусмотренного действующим законодательством, независимо от способа оформления документа.

6.3. Свойства материала, расположение и точность нанесения технологических меток и/или маркеров и рисунка на бланки строгой отчетности «Билет», «Абонемент» должны отвечать требованиям нормативно-технической документации и соответствовать техническим характеристикам используемых печатающих устройств.

VII. Отчетность

7.1. Кассиры, продающие билеты и абонементы, ежедневно составляют и сдают в бухгалтерию организации оформленные отчеты по сменам кассиров (приложение 2), прилагая к ним корешки проданных билетов (абонементов), возвращенные билеты (абонементы), испорченные бланки «Билет», «Абонемент».

7.2. Отчеты по сеансам (приложение 3) составляются и оформляются организациями ежедневно, причем графа 2 (название аудиовизуального произведения, входящего в сеанс), графа 3 (номер прокатного удостоверения аудиовизуального произведения) и графа 4 (дата выдачи прокатного удостоверения аудиовизуального произведения) заполняются в обязательном порядке для каждого произведения, входящего в данный сеанс.

Графа 5 отчета по сеансам (название кинозала) обязательна для заполнения при наличии в организации двух и более кинозалов.

VIII. Требования, предъявляемые к электронным системам продажи билетов

8.1. К электронным системам продажи билетов (ЭСПБ) относятся системы, имеющие в своем составе печатающие устройства, используемые для заполнения бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» и получающие данные через канал связи от ЭВМ.

8.2. ЭСПБ должны обеспечивать контроль продажи билетов на показ аудиовизуальных произведений, имеющих прокатные удостоверения, выданные в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации. ЭСПБ должны осуществлять продажу билетов только после регистрации в системе реквизитов прокатных удостоверений аудиовизуальных произведений и сроков действия прав проката.

8.3. В ЭСПБ формирование прилагаемых к настоящей инструкции (приложения 2 и 3) и других необходимых форм отчетности должно осуществляться в автоматизированном режиме, на машинных носителях информации, с последующим оформлением документов на бумажных носителях в соответствии с действующим законодательством.

IX. Контроль за соблюдением порядка ведения билетного хозяйства

9.1. Контроль над организациями по соблюдению установленного настоящей Инструкцией порядка ведения билетного хозяйства осуществляют финансовые органы на местах и контролирующие органы в соответствии с действующим законодательством.

Форма N 1

(предприятие, организации)

ЖУРНАЛ
УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ «БИЛЕТ», «АБОНЕМЕНТ»
ЗА _____________

Порядковый номер записи Номер приходно-расходного документа Дата приходно-расходного документа От кого получены или кому отпущены Серия С номера Количество Подпись бухгалтера в получении документов Расшифровка подписи бухгалтера
1 3 4 5 6 7 8 9 10
                 
                 
                 

Форма N 2

(предприятие, организации)

ОТЧЕТ ПО СМЕНАМ КАССИРА (ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО)
ЗА «__» __________ 20__ ГОДА

Смена Бланки билетов Остаток на начало дня Получено Продано Возвращено билетов и испорченных бланков билетов Остаток на конец дня
серия с номера количество сумма (руб.) количество сумма (руб.) всего в том числе количество сумма (руб.) с номера количество сумма (руб.)
количество сумма (руб.) на сеансы текущего дня предварительно
количество сумма (руб.) количество сумма (руб.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
                                   
                                   
                                   
                                   
Итого                                  
Выручка в сумме ______ руб. ___ коп. ______ руб. ___ коп.
  (цифрами) (прописью)
ПРИЛОЖЕНИЕ:    
корешки билетов в количестве ________________ шт. ________________ шт.
  (цифрами) (прописью)
     
на сумму ______ руб. ___ коп. ______ руб. ___ коп.
  (цифрами) (прописью)
Сдал  
  (кассир, продающий билеты, — подпись, расшифровка подписи)
   
Принял  
  (старший (дежурный) кассир — подпись, расшифровка подписи)
   
Проверил  
  (подпись, расшифровка подписи бухгалтера)

Форма N 3

      УТВЕРЖДАЮ
         
(предприятие, организация)   (должность)   (подпись, расшифровка подписи)
         
        «__» ____ 20__ года

ОТЧЕТ ПО СЕАНСАМ
ЗА «__» ___________ 20__ ГОДА

Название сеанса Название аудиовизуального произведения, входящего в сеанс <*> Номер прокатного удостоверения аудиовизуального произведения <*> Дата выдачи прокатного удостоверения аудиовизуального произведения <*> Название кинозала <**> Дата сеанса Время сеанса Продано билетов Возвращено билетов Всего продано билетов
количество сумма (руб.) количество сумма (руб.) количество сумма (руб.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
                         
     
     
     
                         
     
     
     
                         
     
     
     
                         
     
     
     
                         
     
     
     
Итого                        
Отчет составил  
  (должность, подпись, расшифровка подписи)

<*> Заполняется для каждого аудиовизуального произведения, входящего в данный сеанс.

<**> Обязательно для заполнения при наличии в кинотеатре двух и более кинозалов.

Форма N 4

(предприятие, организации)

ЖУРНАЛ
УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ЗАГОТОВЛЕННЫХ БИЛЕТНЫХ КНИЖЕК
ЗА ___________

Порядковый номер записи Номер приходно-расходного документа Дата приходно-расходного документа От кого получены или кому отпущены Серия С номера Количество Сумма (руб.) Подпись бухгалтера в получении документов Расшифровка подписи бухгалтера
1 3 4 5 6 7 8 9 10 11
                   
                   
                   

Одним из направлений
осуществления уставной деятельности
уч­реждений культуры и искусства в
Российской Федерации является про­ведение
театрально-зрелищных, культурно-просветительных
и зрелищ­но-развлекательных мероприятий,
аттракционов в парках культуры и отдыха,
зоопарках, а также экскурсий.

Эти виды деятельности
учреждений культуры и искусства
соци­ально значимы, считаются
некоммерческими как не направленными
на систематическое извлечение прибыли
и называются услугами,
посколь­ку
представляют собой деятельность
учреждения, не имеющую матери­ального
результата.

Нормы закона
о билетном хозяйстве

Но учреждения
культуры и искусства вправе осуществить
и приносящую доходы деятельность, в
частности оказывать услуги по
распространению и реализации входных
билетов и абонементов на по­сещение
культурных мероприятий, аттракционов
в зоопарках и парках культуры и отдыха,
экскурсионных билетов и экскурсионных
путевок.

Формы бланков
строгой отчетности «Билет»,
«Абонемент» ут­верждены приказом
Министерства финансов от 25.02.00 №20н,
яв­ляющимся нормативным актом, имеющим
юридическую силу на тер­ритории РФ.
Указанный приказ вступил в силу с 1
апреля 2000 года. Срок действия указанного
нормативного акта может быть ограничен
или прекращен только в связи с выходом
соответствующего приказа

Минфина России. В
соответствии с изложенным применение
бланков строгой отчетности, утвержденных
вышеназванным приказом, являет­ся
правомочным до их переутверждения.

Налоговый кодекс
Российской Федерации (глава 21, статья
149, часть 2, пункт 20 «Налог на добавленную
стоимость») устанавливает, что
реализация данных видов услуг не
подлежит налогообложению
(освобождается
от налогообложения), если одновременно
соблюдают­ся следующие три условия:

  • во-первых,
    реализуются и (или) распространяются
    входные би­леты, форма которых
    утверждена в установленном порядке
    как бланк строгой отчетности;

  • во-вторых, реализация
    и (или) распространение происходит на
    территории Российской Федерации;

  • в-третьих, реализацию
    и (или) распространение осуществляет
    учреждение культуры и искусства.

Налоговый кодекс
Российской Федерации (абзац пятый пункта
20 части, 2 статьи, 149 главы 21 НК РФ) относит,
независимо от орга­низационно-правовой
формы, к учреждениям культуры и искусства
следующие организации: театры, кинотеатры,
концертные организации и коллективы,
театральные и концертные кассы, цирки,
библиотеки, музеи, выставки, дома и
дворцы культуры, клубы, дома (в частности,
кино, литератора, композитора), планетарии,
парки культуры и отдыха, лектории и
народные университеты, экскурсионные
бюро (за исключе­нием туристических
экскурсионных бюро), заповедники,
ботанические сады и зоопарки, национальные
парки, природные парки и ландшафтные
парки.

Поскольку иное не
установлено действующим законодательством,
то, основываясь на требованиях абзаца
первого пункта 1 статьи 49, абзаца первого
пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи
52 Гражданского ко­декса Российской
Федерации, средством, позволяющим
определить принадлежность организации
к учреждениям культуры и искусства,
являются ее учредительные документы,
в которых должны быть указаны в том
числе предмет и цели ее деятельности.

Практика
хозяйствования свидетельствует о
необходимости так­же подтверждения
такой принадлежности через присвоение
организа­ции соответствующего кода
Общероссийского классификатора видов
экономической деятельности ОК 029-2001
(КДЕС Ред. 1), введенного с 1 января 2003 г.
на основании постановления Госстандарта
России от 06.11.01 № 454-ст. В соответствии
с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса
Российской Федерации реализацией
товаров, работ или услуг организацией
или индивидуальным предпринимателем
признается со­ответственно передача
на возмездной основе (в том числе обмен
товарами, работами или услугами) права
собственности на товары, резуль­татов
выполненных работ одним лицом для
другого лица, возмездное оказание услуг
одним лицом другому лицу, а в случаях,
предусмот­ренных настоящим Кодексом,
передача права собственности на това­ры,
результатов выполненных работ одним
лицом для другого лица, оказание услуг
одним лицом другому лицу — на безвозмездной
основе.

Таким образом,
реализацией
входных билетов признается со­ответственно
передача на возмездной основе права
собственности на указанные билеты, как
товары, другим лицам, в том числе дру­гим
учреждениям культуры и искусства.
Распространением вход­ных билетов
признается деятельность, направленная
на их массовую реализацию. Учреждения
культуры и искусства вправе осуществ­лять
услуги по реализации и распространению
входных билетов на посещение культурного
мероприятия, как за наличный, так и
безна­личный расчет.

Федеральный закон
от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении
контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов
и (или) расчетов с использованием
платежных карт» (абзац первый, пункт
2, статья 2) организации и индивидуальные
предприниматели в со­ответствии с
порядком, определяемым Правительством
Российской Феде­рации, могут
осуществлять наличные денежные расчеты
и (или) расчеты с использованием платежных
карт без применения кон­трольно-кассовой
техники
в
случае оказания услуг населению при
условии выдачи ими соответствующих
бланков строгой отчетности.

Реквизиты билетов

В соответствии с
письмом Минфина России от 23.08.01 №
16-00-24/70, документы строгой отчетно­сти
должны содержать наряду с показателями,
харак­теризующими специфику оформляемых
операций, следующие обяза­тельные
реквизиты:

  • гриф утверждения,
    наименование формы документа;

  • шестизначный
    номер;

  • серия;

  • код формы по
    Общероссийскому классификатору
    управленче­ской документации (ОКУД);

  • дата осуществления
    расчета;

  • наименование и
    код организации по Общероссийскому
    класси­фикатору предприятий и
    организаций (ОКПО);

  • код ИНН;

  • вид оказываемых
    работ (услуг);

  • единицы измерения
    оказанных услуг (в натуральном и
    денеж­ном выражении);

— наименование
должности лица, ответственного за
совершение хозяйственной операции и
правильность ее оформления с личной
под­писью.

Форматы утвержденных
документов строгой отчетности являют­ся
рекомендательными и могут изменяться.
Художественное оформле­ние и техническое
редактирование документов строгой
отчетности оп­ределяются организацией
самостоятельно, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
Начинающему менеджеру следует обращать
внимание на то, что бланки строгой
отчетности при­равнены к кассовым
чекам (абзац второй пункт 2 статья 2
Федерально­го закона от 22.05.03 № 54-ФЗ).
Это означает, что корешки реализо­ванных
(распространенных) входных билетов на
посещение культур­ного мероприятия
должны оставаться у того лица, которое
реализовало (распространило) соответствующие
бланки строгой отчетности насе­лению
за наличный расчет.

В случае, если
учреждение культуры и искусства для
массовой реализации входных билетов
на посещение культурного мероприятия
сотрудничает с распространителем,
рекомендуется
вести раздельный учет билетов-бланков
строгой отчетности, реализованных за
налич­ный расчет учреждением культуры
самостоятельно через свою кассу, и
билетов, переданных за безналичный
расчет другой организации для
распространения.

Изготовление
и распространение билетов

Учреждение культуры
и искусства может само изготавливать
или заказывать изготовление билетов.
Также является правомерным предоставлять
по договору распространителям право
заказы­вать изготовление билетов для
учреждения культуры и искусства, при
этом в договоре целесообразно указывать,
что билеты-бланки строгой отчетно­сти
с момента их изготовления являются
собственностью заказчика и счи­таются
переданными для распространения.

Билеты (абонементы)
печатаются типографским способом с
обо­значением серии и порядкового
номера или изготавливаются самостоя­тельно
с помощью технических средств (персональных
компьютеров и офисной техники). Они
должны быть пронумерованы с помощью
нуме­ратора и специальной программы
автонумерации, исключающей возмож­ность
повтора в использовании номера.

В силу сложившейся
практики, во многих театрах, клубных
учреж­дениях, концертных организациях
и т.д., при изготовлении билетов, вхо­дящих
в билетные книжки, заготавливаемые на
определенную дату и конкретное
мероприятие, порядковый номер и серия
присваиваются би­летной книжке. Все
бланки билетов, входящие в эту книжку,
имеют об­щий порядковый номер и серию,
которые соответствуют билетной книжке.
Законность применения такого порядка
подтверждена письмом Мин­фина России
от 28.01.03 года. В нем указывается, что
использование бланков билетов, имеющих
общий порядковый номер и серию, которые
соответствуют номеру и серии билетной
книжки, изготовленной на опре­деленную
дату, на определенное театрально-зрелищное
мероприятие, правомерно, так как в
пределах одной билетной книжки, являющейся
до­кументом строгой отчетности,
реализация билетов с повторяющимся
обо­значением ряда и места в зрительном
зале исключена.

Категорически
запрещается расшивать билетные книжки
и выры­вать из них страницы. В случае
порчи должен быть составлен акт о
при­чинах порчи с указанием виновного
лица. Книжки погашаются специаль­ным
штампом, сохраняются до уничтожения в
установленном порядке и предъявляются
при проверках.

Вырезка билетов
для передачи их на реализацию кассам и
не­штатным уполномоченным по реализации
билетов производится без расшивки
билетных книжек, с оставлением в книжках
корешков. По­лучение комплектов
билетов, абонементов со склада для
заготовок к продаже производится штатным
работником организации, уполномо­ченным
на это приказом руководителя.

Выдача комплектов
билетов, абонементов со склада оформляет­ся
требованием, подписанным руководителем
организации или его за­местителем и
главным бухгалтером, и производится
под расписку на этом требовании лица,
получающего билеты, абонементы. Данное
тре­бование выписывается в двух
экземплярах, один экземпляр передается
в бухгалтерию, второй остается у лица,
получившего билеты, абоне­менты. (См.
образец).

Образец бланка

Требование № …

отпустите из
кладовой комнаты комплекты билетов
(абонементы) для заготовки и регистрации
гр.
________________________________________________________________

(фамилия, имя,
отчество)

на спектакли,
представления, концерты в ____декаде 200
г.

вид билетов(абонементов)

Единицы
измерения

Цифрами

Прописью

1.
Количество полных комплектов

штук

2.
Серии комплектов

серии

3.
Количество билетных книжек №

штук

4.
Количество билетов в книжках всего и
их номера

штук

5.
Стоимость изготовления билетов
(абонементов)

руб
коп.

Директор организации
________________________________________ (подпись)

Главный (старший)
бухгалтер __________________________________(подпись)

Указанные в
требовании

билеты (абонементы)
выдал ____________________________________(подпись)

Получил _____________________________________(подпись)

« _____ »________________
200 г.

При заготовке
билетов к продаже на спектакли, концерты,
пред­ставления, проводимые на
стационаре, а также гастрольные спектакли,
проводимые на других концертных и
театральных площадках, где со­храняется
порядок реализации билетов с типографским
обозначением места, ряда, на билетах
специальным штампом проставляется дата
проведения спектакля, его название и
цена.

При заготовке
билетов для выездных и гастрольных
концертов и спектаклей билетные книжки,
после регистрации в бухгалтерии,
вы­даются кассирам или уполномоченным
без проставления на них даты, ряда,
места, названия спектакля, времени его
начала и цены. Эти обо­значения
проставляются кассиром (уполномоченным)
в момент подго­товки к реализации
билетов. Заготовленные к продаже билеты,
абоне­менты проверяются бухгалтерией
организации и записываются в осо­бый
регистрационный журнал.

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ
БИЛЕТОВ

___________________________________________________________

(наименование
организации)

Регистрационный
номер комплекта

Серии и номера
билетов

Номера билетных
книжек

Дата спектакля
(концерта, представления)

Вечерний, дневной,
целевой

Название спектакля
(вид концерта)

Стоимость
комплекта билетов

Куда (кому) передан
комплект

Расписка в
получении комплекта

Примечание

Число билетов

Сумма по номиналу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

При этом на титульном
листе каждого билетного комплекта
(книжки) проставляется регистрационный
номер, дата регистрации и подпись
работника бухгалтерии, проверившего и
зарегистрировавшего комплект (книжку).
Заготовленные к продаже билеты сдаются
под расписку в регистрационном журнале
лицу, ответственному за реали­зацию
билетов. Лицо, ответственное за реализацию
билетов, абоне­ментов, выдает
зарегистрированные билеты, абонементы
по наклад­ным кассиру билетной кассы,
нештатным уполномоченным, билетным
кассам для регистрации.

Накладная
выписывается в двух экземплярах — один
выдается вместе с билетами получателю,
второй передается в бухгалтерию
ор­ганизации по реестру.

Заготовленные к
продаже билеты, абонементы проверяются
бухгал­терией и записываются в особый
регистрационный журнал. На титульном
листе каждого билетного комплекта
(книжки) проставляются регистрационный
номер, дата регистрации и подпись
работника бухгалтерии, прове­рившего
и зарегистрировавшего комплект (книжку).

В случае если
учреждение культуры и искусства передает
билеты распространителю, то оно вправе
потребовать от последнего отчета о
реа­лизованных и нереализованных
билетах, возврата нереализованных
би­летов, перечисления в свою пользу
денежных средств за реализованные
распространителем билеты.

В случае если
учреждение культуры и искусства
сотрудничает с рас­пространителем,
использующим автоматизированные
информационные сис­темы продажи
входных билетов, то в договор с указанной
организацией целесообразно включать
условие о том, что билет, изготавливаемый
рас­пространителем для учреждения
культуры и искусства, считается
передан­ным распространителю с момента
передачи ему в электронной форме
сведе­ний об этом билете.

Событием передачи
таких сведений считается момент
изготовления распространителем
билета-бланка строгой отчетности с их
использованием. В этом случае корешки
билетов-бланков строгой отчетности
остаются у рас­пространителя,
осуществившего распространение населению
входных биле­тов за наличный расчет.

Списание билетов

Билеты из хранящегося
в учреждении культуры и искусства
комплекта, содержащие те же сведения,
что и билеты, реализованные распространителем
через автоматизированную информационную
систему их продажи, должны погашаться
учреждением культуры и искусства в
порядке, установленном приказом
руководителя.

Не реализованные
на конкретную дату билеты, включенные
в соот­ветствующую билетную книжку,
согласно Методическим указанием
Минкультуры России от 13.04.00 года №
01-67/16-21, согласованным с Минфи­ном
России, должны погашаться, списываться
и уничтожаться в соответст­вии с
установленным для бланков строгой
отчетности порядком в сроки, утвержденные
приказом руководителя организации.
Выданные для про­дажи, но нереализованные
билеты должны возвращаться кассой и
не­штатными уполномоченными по
распространению билетов лицу, от которого
получены билеты, в установленное
руководством организа­ции время, но
не позднее чем за 2 часа до начала
спектакля, концерта, представления, для
продажи этих билетов через кассу
организации.

Не возвращенные
своевременно билеты считаются проданными,
и касса или нештатный уполномоченный
оплачивают их номинальную стоимость,
возврат билетов оформляется накладной.

Выданные для
реализации и непроданные абонементы
должны возвращаться лицу, выдавшему
их, в установленный руководством
ор­ганизации срок, но не позднее чем
за день до проведения первого объявленного
по данному абонементу концерта. Нештатные
уполномо­ченные по реализации билетов,
абонементов и билетные кассиры
орга­низации обязаны в срок, установленный
приказом руководителя орга­низации,
сдать в кассу организации или перечислить
на его расчетный счет вырученные деньги
за реализованные билеты и представить
отчет по проведенным операциям по
продаже билетов, абонементов.

В отчете по
проведенным операциям должны отражаться
все обороты по полученным для реализации,
проданным и возвращенным билетам.
Остаток непроданных билетов, абонементов,
показанный в отчете, должен соответствовать
данным накладных по возврату биле­тов,
абонементов.

Сводный отчет о
продаже билетов по каждому спектаклю,
кон­церту, представлению должен
составляться кассой организации на
ос­новании данных о регистрации
билетов, абонементов, накладных на их
отпуск для реализации, накладных на
возврат непроданных билетов.

Разница по итогам
между графами «к продаже» и «остались
не­проданными» должна соответствовать
итогу по графе «продано».

Списание изъятых
из обращения билетов (абонементов)
производится на основании составленного
комиссией акта, утвержденного руководителем
организации (учреждения). При этом к
данному акту прилагаются докумен­ты
(акты) об их уничтожении.

Следует обратить
внимание на то, что корешки нереализованных
би­летов не уничтожаются, а хранятся
в течение пяти лет. Сводный отчет о
продаже билетов, абонементов должен
поступать в бухгалтерию орга­низации
для проверки и обработки не позднее
следующего дня после спектакля, концерта,
представления при проведении на
стационаре.

К этому отчету
должны быть приложены корешки билетов
ис­пользованного комплекта в
сброшюрованном виде и все оставшиеся
непроданными билеты, погашенные
специальным штампом с описью. Погашение
билетов производится кассиром при
составлении сводного отчета.

Ответственность
за хранение билетов и абонементов, в
соответствии с действующим законодательством,
несет ответственность руководитель
уч­реждения культуры или другие
работники, по письменному указанию
руко­водителя.

Указанные советы
и рекомендации о порядке учета, хранения
и унич­тожения бланков строгой
отчетности организациями и учреждениями,
из­ложены по материалам Письма
Министерства культуры и массовых
ком­муникаций РФ от 17.03.05 № 7-01-16/08,
носят рекомендательный харак­тер и
не противоречат действующему
законодательству Российской Феде­рации.

Контрольные вопросы
и задания

  1. Почему услуги
    культуры не считаются коммерческим
    видом деятельно­сти?

  2. Нормы закона о
    билетном хозяйстве.

  3. Как квалифицируется
    законом право реализации входных
    билетов?

  4. Требования к
    реквизиту билетов.

  5. Кто имеет право
    изготовлять и реализовывать билеты?

  6. Порядок
    изготовления и распространения билетов.

  7. Хранение, списание
    и уничтожение билетов.

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 08.12.2021 № 2057
«О внесении изменений в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 29.06.2020 № 702 «Об утверждении форм билета, абонемента и экскурсионной путевки (в том числе форм электронного билета, электронного абонемента и электронной экскурсионной путевки) на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия как бланки строгой отчетности»
(Зарегистрирован 14.04.2022 № 68198)

Номер опубликования: 0001202204140015

Дата опубликования:
14.04.2022


Страница №1
из 4:
Увеличить

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Инструкция по безопасности и охране труда о мерах пожарной безопасности
  • Инструкция по ведению архива лаборатории неразрушающего контроля
  • Инструкция по безопасности и охране труда для водителя автомобиля
  • Инструкция по ведению архива в организации
  • Инструкция по безопасности жизнедеятельности воспитанников доу

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии