Инструкция по верификации закупленной продукции

 

Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков

Библиотека СРО

25 августа 2021

Совершенствование порядка проведения входного контроля поступающих материалов в строительстве и оформления его результатов

Входной контроль материалов является первой стадией строительного контроля, от которого зависит все дальнейшее строительство. На данный момент входному контролю часто не уделяется должного внимания, в результате в работе используются материалы, не соответствующие проекту, имеющие явные и скрытые дефекты, без необходимой товаросопроводительной документации. Подрядчик также часто фальсифицирует результаты собственного контроля и пытается допустить в работу такие материалы. Все это происходит от недостатков системы строительного контроля и системы его документального оформления в составе исполнительной документации.
В статье изучен порядок входного контроля поступающих материалов, его процедур и ответственности за проведение. Выявлены коллизии законодательства и стандартов, а также проблематика их практического применения. Произведен анализ форм, состава и характера оформления, а также практики проведения входного контроля. Даны рекомендации по изменению законодательства и стандартов касательно принципов проведения входного контроля, а также форм исполнительной документации.

Результаты исследования
Коллизии терминов и определений
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39 384-ФЗ, строительный контроль является одной из форм обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, процессов строительства, монтажа, наладки и утилизации в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 53 ГрК РФ).
Требования о применении соответствующих материалов в строительстве также указаны в ст. 34 384-ФЗ.
Входной контроль является первой стадией строительного контроля перед операционным и приемочным. Согласно п. 100 приложения 1 ГОСТ 16504-81, «входной контроль – контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции».
В отмененном ГОСТ 24297-87 также использовался термин входного контроля. Однако в ГОСТ 24297-2013, отменившем предыдущий, вместо входного контроля начали использовать термин верификации, который был использован на основании терминов ГОСТ ISO 9000-2011.
Согласно п. 3.8.4 ГОСТ Р ИСО 9000-2015, «верификация (verification) – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены». Кроме того, согласно п. 3.11.7 ГОСТ Р ИСО 9000-2015, «контроль (inspection) – определение соответствия установленным требованиям. Если результат контроля показывает соответствие, он может быть использован для целей верификации. Результат контроля может показывать соответствие, или несоответствие, или степень соответствия».
Таким образом, верификация является продолжением контроля, а не его вторым названием. Поэтому здесь возникает конфликт терминологии между ГОСТ 24297-2013 и СП 48.1330.2019, где верификационный контроль означает проверку заказчиком правильности произведенного контроля подрядчиком, что соответствует определению ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Из конфликта терминологии стандартов можно сделать ошибочные выводы, что верификацию поставленной продукции подрядчиком с оформлением необходимого журнала верификации, в соответствии с ГОСТ 24297 2013, обязан выполнять представитель строительного контроля заказчика. В связи с вышеизложенным, для исключения коллизий терминов далее используется термин входного контроля.

Зоны ответственности по входному контролю и порядок его проведения
В соответствии с ч. 3 ст. 34 384-ФЗ и п. 5 ПП РФ № 468, ответственным за входной контроль является лицо, осуществляющее строительство.
Согласно п. 6 ПП РФ № 468, заказчик осуществляет проверку правильности проведенного контроля подрядчиком.
Согласно п. 5.2 ГОСТ 24297-2013, за верификацию (прим. входной контроль) ответственен персонал с соответствующими полномочиями.
Согласно форме журнала верификации (прим. входного контроля) закупленной продукции приложения А ГОСТ 24297-2013, какая-либо подпись с ответственностью заказчика за входной контроль также не предусмотрена.
Таким образом, входной контроль находится в зоне ответственности подрядчика и является внутренним производственным контролем, а заказчик проверяет лишь правильность его проведения подрядчиком, осуществляя внешний инспекционный контроль.
Необходимо отметить, что на данный момент ответственным за входной контроль, как и за операционный и приемочный, назначен специалист по организации строительства (главный инженер проекта), согласно требованиям ч. 2 ст. 52 и ч. 5 ст. 55.5-1 ГрК РФ, а также в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по организации строительства». При этом специалист по организации строительства (главный инженер проекта), согласно требованиям ч. 55.5 ГрК РФ, должен состоять в национальном реестре специалистов НОСТРОЙ.
Порядок проведения входного контроля описан в пп. 7 и 8 ПП РФ № 468.

Планирование входного контроля и состав процедур
Для упорядочения требований и облегчения работы участникам строительства некоторыми ведомствами были разработаны методические материалы и положения для проведения входного контроля, а также о поставках и складировании материалов, как например: «Типовое положение о входном контроле материалов, комплектующих изделий и оборудования на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии», ВСН 212-85, а также положения о поставке продукции производственно-технического назначения и положения о поставках товаров народного потребления.
Необходимо отметить отсутствие эффективной и рабочей системы планирования проверок, в том числе входного контроля. Из трех стадий контроля — только операционный планируется посредством схем операционного контроля качества (далее — СОКК) в составе технологических карт (далее — ТК). И хотя, согласно пп. 5.3-5.9 ГОСТ 24297-2013, должен разрабатываться и согласовываться с заказчиком перечень продукции, подлежащей входному контролю, — на практике данная процедура чаще не исполняется, соответственно, не ставятся приоритеты, и процедуру проходят абсолютно все материалы, а также некоторые другие сопутствующие изделия.
Состав процедур входного контроля описан в ст. 474 ГК РФ. При этом качество товара должно соответствовать положениям ст. 469 ГК РФ.
Ранее, согласно п. 7.4 СНиП 3.01.01-85*, при входном контроле достаточно было проверить материалы внешним осмотром и соответствие их требованиям стандартов и рабочей документации, а также наличие сопроводительной документации. Таким образом, лабораторный контроль являлся чаще дополнительным, который назначался, как правило, для материалов и изделий с отсутствующей сопроводительной документацией, либо при сомнениях в их подлинности, либо при сомнениях касательно качества самих материалов.
Однако на данный момент, согласно СП 48.1330.2019 и п. 6.5 ГОСТ 24297-2013, состав мероприятий по входному контролю более не ограничивается проверкой внешним осмотром и наличия сопроводительной документации, т. е. не установлены минимальные требования мероприятий по входному контролю, и фактически проверяющие могут потребовать, чтобы подрядчик выполнил весь комплекс проверок согласно ГОСТ или ТУ на материал.
Кроме того, изготовитель материала (товара) также должен осуществлять контроль качества, соответственно, сопроводительный документ должен иметь такую отметку.
Практика входного контроля показывает, что чем больше прошло времени от момента прихода материала на площадку до момента оформления входного контроля, тем менее достоверна эта информация и тем выше риски потери сопроводительной документации.

Отсутствие сопроводительной документации
Часто на площадку поступают материалы и изделия без сопроводительной документации, подтверждающей качество, либо отсутствует часть документации. К ней относятся всевозможные сертификаты, паспорта, руководства и инструкции по монтажу и эксплуатации оборудования.
При этом всю товаросопроводительную документацию можно разделить на два типа: документы, выдаваемые органами по сертификации производителю продукции, а также документы, выдаваемые производителем. Кроме того, ПП РФ № 982 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Продукция должна соответствовать принятым техническим регламентам в соответствии со ст. 23,24 и 25 184-ФЗ.
С поставленной продукцией, кроме сертификата или декларации о соответствии, если их наличие требуется согласно соответствующему перечню сертификации, должен также предоставляться документ о качестве (паспорт), необходимость и состав которого регламентируется ГОСТ или ТУ на конкретную продукцию.
В ст. 464 ГК РФ описан порядок действий в случае, если поставщик не передал сопроводительную документацию, которые дают право отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
Также, согласно п. 7.3 ГОСТ 24297-2013, «при поступлении на верификацию (прим. входной контроль) продукции без сопроводительной документации, удостоверяющей ее качество, в отдельных случаях верификация (прим, входной контроль) может быть осуществлена на соответствие действующей НД на данный вид продукции с обязательным оформлением акта о ее фактическом качестве и комплектности с указанием отсутствующих документов».
Аналогичные условия существуют и в и. 14 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству П-7.
Исходя из вышеизложенного, для некоторых материалов можно осуществить входной контроль без сопроводительной документации, подтверждающей качество, и принять ее по количеству, ожидая передачи документов поставщиком, либо осуществить приемку по качеству на основе проведенных лабораторных испытаний. Касательно же оборудования — без комплекта оригиналов документации, к примеру по лифтам, сдать и поставить его на учет будет невозможно.

Оформление входного контроля
Согласно п. 8.1 ГОСТ 24297-2013, подрядчик для регистрации произведенного контроля должен вести журнал верификации (прим. входного контроля). На рисунке 1 представлена форма журнала.

Необходимо отметить, что форма журнала входного контроля, согласно отмененному ГОСТ 24297-87, имела также графы с информацией по рекламациям.
Используются и другие формы журнала. Приложением И СП 48.1330.2019 предусмотрена форма журнала входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов и оборудования. На рисунке 2 представлена форма журнала СП 48.1330.2019.

Также можно разработать собственную форму документа, утвердив ее по организации, как, например, сделала компания АО «Транснефть». На рисунке 3 представлен пример формы 12 журнала входного контроля качества РД 39-0147105-015-98.

Вместе с тем для заказчика основным документом входного контроля является именно журнал, и контролирует он именно те материалы, которые допущены в производство подрядчиком. Остальные акты, рекламации и др. являются по сути внутренними документами подрядчика.
Материалы и ссылки на сопроводительную документацию (паспорта, сертификаты и пр.) необходимо прописывать в графе 3 актов освидетельствования скрытых работ (далее — ОСР), освидетельствования ответственных конструкций (далее — ООК) и освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения (далее -ОУСИТО) по формам РД 11-02-2006, а также в гра-фах некоторых специальных журналов.
Также необходимо отметить, что стандартами не определен порядок проведения входного контроля отдельно для поставок подрядчика и отдельно для поставок заказчика, соответственно, по умолчанию обычно подрядчик производит контроль и того, и другого по одной и той же процедуре.

Дополнительный акт входного контроля
Вместе с тем на строительстве объектов кроме журнала верификации (прим. входного контроля) все чаще можно встретить дополнительные формы актов входного кон-троля с обязательной подписью представителя заказчика. Так, часто для данной цели используют акт о результатах проверки изделий на соответствие технической документации по форме 3.3 ВСН 012-88 ч. II, несмотря на то, что документ является ведомственным для строительства магистральных трубопроводов.
Кроме того, согласно пп. 1.4, 1.6 и 3.1 ВСН 012-88 ч. II, данная форма акта являлась текущей документацией и не предъявлялась приемочным комиссиям в составе исполнительной документации. Также форма предполагалась лишь для контроля наиболее важных изделий, таких как трубы, задвижки и пр. поставки заказчика. Необходимо также отметить, что сама форма являлась рекомендуемой и вместе с тем была довольно непрактичной в применении из-за повторения в ней одних и тех же данных по нескольку раз. В результате исполнители часто допускали ошибки при заполнении документа, а проверяющие, соответственно, их выявляли и предъявляли замечания к оформлению, увеличивая сроки подписания документа.
В СП 392.1325800.2018 данный документ с немного измененным названием «акт результатов входного контроля МТР и оборудования» по форме 2.1 уже стал обязательным для всех материалов по проекту. При этом с неясной целью к подписи специалиста строительного контроля заказчика дополнительно была добавлена подпись застройщика (заказчика). Часто на объекте такой акт применяется вообще без журнала входного контроля ГОСТ 24297-2013, так как подходы к ответственности за контроль с подписанием акта заказчиком и подписанием журнала одним лишь подрядчиком совершенно разные.
Таким образом, процедура выборочного контроля материалов заказчиком превращается во всеобъемлющий охват контролем поступающих материалов и изделий, увеличивая при этом объем работы, что не согласуется с функционалом строительного контроля технического заказчика в соответствии с положениями ПП РФ № 468. Минусом оформления входного контроля актами вме сто или дополнительно к журналу входного контроля является то, что многие проверяющие требуют оформления данных документов не по приходу материалов на весь их объем, а отдельно под конкретный шифр проектной или рабочей документации для удобства проверки. Иногда, как например, для технологических трубопроводов, проверяющие требуют оформления отдельных актов под каждую линию трубопроводов, увеличивая объемы оформления и копий сопроводительных документов в десятки или даже сотни раз. Соответственно, всю эту документацию в нескольких экземплярах требуется подписать, а копии соответствующим образом заверить.
Кроме того, сопроводительные документы обычно не лежат в одной папке (книге) с самого начала и до конца строительства, а постоянно перемещаются с их комплектацией или формированием. Поэтому сослаться в актах ОСР, как это требуется, на конкретную папку с документами входного контроля либо на папку с оригиналами паспортов и сертификатов часто не представляется возможным. Отследить все эти перемещения оригиналов по отдельным актам или нескольким рукописным журналам, а также понять самому или проконтролировать заказчику, сколько всего материала пришло и сколько осталось, занимает неоправданно много времени и ресурсов.
Подрядчика данная схема устраивает, так как он приносит документы на подпись заказчику, который в большинстве случаев смотрит только их и тем самым меньше выходит на проверку материалов на склад.

Доверие заказчика к контролю подрядчика
Согласно пп. 8.1–8.4 ГОСТ 24297-2013, подрядчик должен осуществлять входной контроль и не допускать в производство бракованную продукцию с оформлением всей необходимой документации. Таким образом, со стороны заказчика должна быть некоторая доля доверия к контролю подрядчика, в том числе осуществляемого строительными лабораториями. Однако позиция недобросовестного подрядчика чаще состоит в том, чтобы с помощью подписи представителя строительного контроля заказчика, в том числе на дополнительных актах входного контроля, легализовать поставленные материалы с несоответствующим качеством. То есть под предлогом более строгого контроля подрядчик или отдельные специалисты чаще пытаются разделить ответственность с заказчиком и вместо того, чтобы проводить входной контроль самим, пытаются протащить контрафакт в производство. Часто это срабатывает. Также недобросовестными подрядчиками в большинстве не исполняются положения ГОСТ 24297-2013 по маркировке и изоляции бракованной продукции.
Именно поэтому недобросовестные подрядчики никогда не заинтересованы ни в своевременном ведении строительного контроля, ни в достоверной его фиксации в исполнительной документации.
В связи с вышеизложенным, при соблюдении всех необходимых мероприятий на бумаге доверие заказчика к производимому контролю подрядчиком, как в части входного контроля, так и в части операционного контроля, если таковой вообще имеет место быть, полностью отсутствует.
Существует два варианта решения данной проблемы – проверять все самому, производя входной контроль за подрядчика, в том числе незаинтересованной лабораторией, либо осуществлять выборочные проверки и каждый раз «бить по рукам» таким «художникам», предъявляя претензии к компетенциям лаборатории и отдельных специалистов подрядчика. Второй вариант, ввиду ограничения ресурсов заказчика, представляется более практичным и соответствует действующему законодательству и стандартам.

Контрафакт и фальсификат
Согласно п. 5.1 ГОСТ 24297-2013, «верификацию (прим. входной контроль) закупленной продукции проводят с целью проверки соответствия качества продукции установленным требованиям и предупреждения запуска в производство или эксплуатацию несоответствующей продукции». Можно также добавить – фальсифицированной и контрафактной продукции.
Согласно ст. 1515 ГК РФ, «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».
С каждым годом на рынке России появляется все больше некачественных, поддельных строительных материалов. По некоторым оценкам, доля контрафактной и фальсифицированной продукции в некоторых сегментах рынка достигает 50–60 %, что наносит серьезный урон как экономике РФ, так и безопасности построенных зданий и сооружений.
Однако входной контроль является лишь последней стадией проверки, а между выпуском продукции и собственно входным контролем на площадке строительства должно осуществляться множество мероприятий, в том числе на государственном уровне.
Правительством РФ утверждена «Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года», согласно которой обозначены цели, поставлены задачи и должен быть разработан соответствующий комплекс мер. Также стратегией впервые приведен термин фальсифицированной продукции.
Каждый подрядчик в той или иной мере фальсифицировал документацию, скачивал из сети Интернет сертификаты и паспорта, корректировал даты и другие данные в документах, проводил входной контроль на новую поставку с документацией с предыдущих поставок и т. п. Однако необходимо отметить, что проблема входного контроля является более глубокой, чем может показаться на первый взгляд. Поставка контрафактной продукции поставщиками и тотальная фальсификация поставок подрядчиком связана, в первую очередь, с системой ценообразования.
Дело в том, что когда проектировщики при формировании стоимости позиций, отсутствующих в сметных сборниках, берут данные из прайсов недобросовестных поставщиков, которые торгуют более дешевыми контрафактными материалами, они часто тем самым занижают сметную стоимость, которая используется при формировании сметных расчетов. И далее подрядчик просто не имеет возможности найти требуемый качественный ма-
териал или изделие за стоимость, указанную в сметных расчетах. И уже во вторую очередь проблемой входного контроля можно назвать несовершенство отечественной системы строительного контроля.

Заключение
Низкая эффективность входного контроля является следствием отсутствия, в первую очередь, его планирования. Данный факт не позволяет выставлять приоритеты контроля, а также определять зону ответственности участников строительства за контроль.
Из практики проведения входного контроля можно сделать вывод, что отечественная система качества предполагает многоуровневую проверку материалов с фиксацией товаросопроводительных документов в актах ОСР, что часто фальсифицируется подрядчиком. Оформление отдельных актов с подписью заказчика по результатам входного контроля имеет множество недостатков. Более того, такой подход выгоден недобросовестным подрядчикам, так как позволяет переложить ответственность за поставленные некачественные материалы на заказчика.
Одним из путей решения указанных проблем может стать изучение передового зарубежного опыта в части контроля качества. Однако без внедрения системы отсечения прайсов контрафактной продукции, которые на данный момент используются при разработке проектировщиками сметных расчетов, в принятой системе ценообразования и закупок, а также борьбы с контрафактной продукцией на государственном уровне, проблему качества материалов в принципе невозможно решить. То есть подход ценообразования и экономии средств, в том числе бюджетных, не должен изначально базироваться на данных о некачественной или контрафактной продукции от недобросовестных поставщиков.

Верификация закупленной продукции

Верификацию закупленной продукции проводят с целью проверки соответствия качества продукции установленным требованиям и предупреждения запуска в производство или эксплуатацию несоответствующей продукции.

Верификацию закупленной продукции проводят в соответствии с утвержденным организацией-потребителем перечнем продукции, подлежащей верификации.

Номенклатуру закупаемой продукции, подлежащей верификации, контролируемые параметры и свойства, вид контроля и его объем следует определять исходя из стабильности качества продукции поставщиков, результативности их систем менеджмента качества, важности данного параметра.

Верификация закупленной продукции для нужд строительного производства путем осуществления:

  • проверки поступающих на строительную площадку материалов с помощью методов и средств измерений, соответствующих нормативным требованиям к данному материалу;
  • проверки сопроводительной документации;
  • идентификации продукции по результатам проверки;
  • оформления документации по результатам проверки;
  • уведомления заинтересованных сторон.

Текст ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

    ГОСТ 24297-2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ВЕРИФИКАЦИЯ ЗАКУПЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Организация проведения и методы контроля

Verification of purchased products. Organization and methods of control

ОКС 03.120.10

Дата введения 2014-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 7 июня 2013 г. N 43)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

(Поправка. ИУС N 6-2019).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 августа 2013 г. N 544-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 24297-2013 введен в действие для применения в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 24297-87

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2019 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 6, 2019 год с учетом уточнения, опубликованного в ИУС 11-2019

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные требования к организации, порядку проведения и оформлению результатов верификации закупленной продукции, поступающей от поставщика к потребителю.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 8.009-84 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ ISO 9000, ГОСТ 15467 (за исключением терминов, определенных в ГОСТ ISO 9000) и ГОСТ 16504.

4 Сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ГОСТ — межгосударственный стандарт;

НД — нормативная документация;

СИ — средства измерения.

5 Общие положения

5.1 Верификацию закупленной продукции проводят с целью проверки соответствия качества продукции установленным требованиям и предупреждения запуска в производство или эксплуатацию несоответствующей продукции.

5.2 Верификацию закупленной продукции осуществляет персонал, ответственный за ее проведение и имеющий соответствующие полномочия.

В случае необходимости для верификации продукции могут привлекаться специалисты сторонних организаций на договорной основе с определением условий и обязанностей сторон по проведению верификации продукции.

Подразделения и организации, в которые поступает продукция для проведения контроля или испытаний, должны выполнить их в установленные сроки и оформить заключение об установлении факта соответствия или несоответствия качества закупленной продукции установленным требованиям.

5.3 Верификацию закупленной продукции проводят в соответствии с утвержденным организацией-потребителем перечнем продукции, подлежащей верификации.

5.4 Номенклатуру закупаемой продукции, подлежащей верификации, контролируемые параметры и свойства, вид контроля и его объем следует определять исходя из стабильности качества продукции поставщиков, результативности их систем менеджмента качества, важности данного параметра.

5.5 Перечни продукции, подлежащей верификации, должны содержать:

— наименование, марку и тип закупаемой продукции;

— обозначение НД, требованиям которой должна соответствовать продукция;

— контролируемые свойства, параметры и точки их контроля;

— вид контроля, методы контроля, объем образцов (выборки или пробы), контрольные нормативы и решающие правила.

Примечание — Решающими правилами являются такие правила, которые позволяют найти решение без какого-либо рассмотрения разных вариантов. Особенность решающих правил заключается в том, что последовательность выполнения действий определяют путем применения простых процедур над исходными данными;

— средства измерения или испытаний или их технические характеристики;

— указания о маркировке (клеймении) продукции по результатам верификации;

— допустимый расход ресурса при верификации.

При необходимости в перечни допускается включать требования или указания, отражающие особенности конкретной продукции.

5.6 Разделы перечня закупаемой продукции, подлежащей верификации, разрабатывают:

— конструкторские службы — по продукции, предназначенной для комплектации;

— технологические службы — по сырью, материалам и полуфабрикатам, предназначенным для производства, ремонта, эксплуатации и обслуживания.

5.7 Перечни продукции, подлежащей верификации, согласовывают с лицом, ответственным за верификацию продукции и метрологию (в необходимых случаях — с заказчиком, если это будет оговорено в договорах или контрактах на поставку).

5.8 Перечни продукции, подлежащей верификации, утверждает уполномоченное лицо организации потребителя.

При необходимости может осуществляться верификация закупленной продукции, не включенной в перечень.

5.9 Верификация закупленной продукции в зависимости от ее объема может быть проведена путем сплошного или выборочного контроля или испытаний. Каждый из этих видов контроля (испытаний) в зависимости от средств получения информации, ее достоверности и достаточности может включать в себя измерительные, визуальные и органолептические методы верификации.

5.9.1 Измерительные методы верификации следует применять в тех случаях, когда требуется повышенная достоверность полученной информации и когда средствами контроля и испытаний продукции являются любые средства измерений и испытательное оборудование.

5.9.2 Органолептические и визуальные методы верификации следует применять в тех случаях, когда средствами контроля, испытаний или измерения продукции, как правило, являются органы чувств, например: органолептические — запах, вкус; визуальные — цвет, маркировка, упаковка, комплектность.

5.9.3 При проведении сплошной верификации каждую единицу продукции в закупленной партии следует подвергать контролю или испытаниям с целью выявления несоответствующих единиц продукции и принятия решения о пригодности продукции к использованию.

Сплошную верификацию следует проводить в тех случаях, когда она технически возможна и экономически целесообразна.

5.9.4 При выборочной верификации закупленной продукции из партии продукции случайным образом проводят отбор образцов (выборок или проб), по результатам контроля или испытаний которых принимают решение о пригодности продукции к использованию.

Планы контроля или испытаний, а также правила приемки должны соответствовать требованиям, установленным в НД на данный вид продукции, и должны быть ориентированы на применение статистических методов.

Правила отбора единиц продукции в выборку — по ГОСТ 18321.

5.10 При повторном предъявлении закупленной партии продукции на верификацию следует указывать, что партия, ранее признанная несоответствующей, предъявляется на верификацию повторно, чтобы ответственный за верификацию обратил особое внимание на характеристики, из-за которых она была признана несоответствующей.

5.11 При необходимости потребитель может проводить дополнительные проверки продукции, не предусмотренные в НД. Объем и методы верификации в этом случае должны быть согласованы между поставщиком и потребителем.

5.12 При верификации при необходимости допускается проводить испытания комплектующих изделий в условиях и режимах, предусмотренных НД, при этом в перечне продукции, подлежащей верификации, должны быть приведены соответствующие указания.

5.13 Решение о необходимости введения, ужесточения, ослабления или отмены верификации закупленной продукции принимает потребитель на основании особенности, характера и назначения продукции или результатов верификации данной или аналогичной продукции за прошедший период времени, или результатов использования готовой продукции у потребителя.

6 Организация верификации закупленной продукции

6.1 Основными задачами персонала, осуществляющего верификацию продукции, являются:

— проведение верификации закупленной продукции, а также оформление документов и записей по результатам верификации;

— проверка наличия сопроводительной документации на продукцию, удостоверяющую ее качество и комплектность;

— своевременная выдача разрешений на запуск продукции в производство по результатам верификации;

— оформление претензий или рекламаций на несоответствующую продукцию;

— периодический контроль за соблюдением складскими работниками правил хранения и выдачи продукции в производство;

— информирование подразделений о качестве закупленной продукции;

— извещение поставщиков о недостатках и несоответствиях продукции, выявленных при верификации, в процессе производства и эксплуатации; вызов, в случае необходимости, представителей поставщиков для участия в приемке и составлении актов о несоответствии продукции;

— накопление статистических данных об уровне (динамике) качества поступившей продукции от поставщиков.

6.2 Верификация закупленной продукции должна проводиться в специально отведенном месте, оборудованном всеми необходимыми средствами измерений, контроля и испытаний, обеспеченном методиками измерения, контроля или испытаний продукции, а также необходимой НД на продукцию.

6.3 Должны быть определены условия, при выполнении которых следует проводить верификацию.

К таким условиям или требованиям следует отнести, например, требования к распаковке и консервации продукции, времени вхождения продукции в рабочий режим, устранению солнечной радиации, агрессивных сред.

6.4 Последовательность проведения верификации должна быть такой, чтобы контроль или испытания одних параметров или свойств продукции не приводили к изменению других, а также скрытые дефекты, по возможности, были обнаружены на стадии верификации, а не в процессе производства или эксплуатации.

6.5 Продукцию подвергают верификации по правилам и в объеме, установленным в перечне или НД на конкретный вид продукции.

6.6 При необходимости верификация продукции может проводиться в присутствии представителя поставщика или третьей стороны (если это оговорено в договорах или контрактах на поставку).

6.7 Продукцию на верификацию представляют с сопроводительной документацией, удостоверяющей ее качество (например, сертификатом, паспортом, удостоверением о качестве и т.д.).

6.8 Методы и средства контроля и испытаний, применяемые при верификации закупленной продукции, следует выбирать с учетом требований, предъявляемых к точности измерения параметров или свойств продукции, установленных в НД на конкретный вид, а также в ГОСТ 8.009.

Если средства измерения и методы контроля отличаются от указанных в НД, то потребитель должен согласовать технические характеристики используемых средств измерения и методы контроля с поставщиком.

Если в ходе верификации будет обнаружено, что измерительное оборудование не соответствует установленным требованиям, то верификацию с помощью этого оборудования следует прекратить. Продукцию, при верификации которой были обнаружены эти несоответствия, следует подвергнуть повторной верификации с помощью других работоспособных и своевременно поверенных средств, и по результатам повторной верификации принимают решение о последующих действиях.

6.9 На верификацию представляют продукцию, принятую уполномоченным лицом поставщика, вместе с сопроводительной документацией, удостоверяющей ее качество (сертификатом, паспортом, удостоверением о качестве и т.д.), оформленной в установленном порядке.

7 Порядок проведения верификации закупленной продукции

7.1 Продукция, поступившая на верификацию, должна храниться отдельно от ранее принятой или признанной несоответствующей по результатам верификации и иметь соответствующую идентификацию (этикетку, ярлык и т.д.), указывающую на то, что продукция еще не принята или находится на контроле или испытании.

7.2 Верификация закупленной продукции может быть проведена в любое время с момента ее поступления на склад потребителя и до запуска в производство. Однако при этом следует учитывать сроки предъявления претензий, если впоследствии будет установлено, что закупленная продукция не соответствует установленным требованиям.

7.3 При поступлении на верификацию продукции без сопроводительной документации, удостоверяющей ее качество, в отдельных случаях верификация может быть осуществлена на соответствие действующей НД на данный вид продукции с обязательным оформлением акта о ее фактическом качестве и комплектности с указанием отсутствующих документов.

7.4 Перед предъявлением продукции на верификацию, если данную продукцию не подвергают верификации до начала хранения, она должна быть размещена на специальных площадках или в складских помещениях раздельно по поступлениям, партиям, маркам, наименованиям, размерам. При выгрузке продукции должны соблюдаться требования и правила, установленные в технологических картах, методиках, схемах и инструкциях.

7.5 Верификацию продукции по параметрам или свойствам, не установленным в НД, договорах или контрактах на поставку, допускается проводить без согласования с поставщиком и без права предъявления по ним претензий поставщику (например, для отработки технологии производства продукции).

7.6 Распаковку продукции, ее сортировку, доставку на место верификации, укладку, маркировку после проведения верификации осуществляет персонал, ответственный за ее хранение.

7.7 Персонал, ответственный за хранение, должен своевременно представлять закупленную продукцию на верификацию вместе с сопроводительной документацией поставщика, удостоверяющей ее качество и комплектность.

7.8 Персонал, ответственный за верификацию продукции, должен проверить:

— комплектность и качество сопроводительной документации, удостоверяющей качество продукции (сертификата, паспорта, удостоверения о качестве и т.д.), с регистрацией в журнале верификации (приложение А);

— внешний вид продукции, состояние поверхности, упаковку, маркировку, наличие механических и прочих повреждений.

Персонал, ответственный за верификацию, должен также провести необходимые измерения параметров или свойств продукции и оформить акт отбора образцов (выборок или проб) (приложение Б).

7.9 Отбор образцов (выборок или проб) продукции, поступившей на верификацию, осуществляет персонал, ответственный за ее хранение, под контролем персонала, ответственного за верификацию, от каждой поступившей партии отдельно в объемах, указанных в перечне продукции, подлежащей верификации, или НД на конкретный вид продукции.

7.10 Партия продукции, от которой отобраны образцы (выборки или пробы), и сами образцы (выборки или пробы) должны быть идентифицированы.

8 Оформление результатов верификации закупленной продукции

8.1 Персонал, ответственный за верификацию, при поступлении продукции и заявок на верификацию должен зарегистрировать ее в журнале верификации (см. приложение А) с указанием наименования, количества, даты поступления, поставщика и т.д., с последующим указанием результатов проведенного контроля, испытаний или измерений контролируемых свойств или параметров продукции, а также оформлением акта отбора образцов (выборки или пробы) (см. приложение Б).

8.2 При соответствии продукции установленным требованиям персонал, ответственный за верификацию, должен принять решение о передаче ее в производство.

На принятую продукцию персонал склада должен оформить ярлык соответствия (приложение В), подписанный персоналом, ответственным за верификацию, если это возможно и целесообразно.

8.3 Несоответствующая продукция должна быть идентифицирована ярлыком несоответствия (приложение Г) и помещена в изолятор в целях предотвращения непреднамеренного использования или поставки такой продукции до момента принятия поставщиком решения о дальнейших действиях в случае, если продукцию сразу не возвращают поставщику.

На несоответствующую продукцию должна быть оформлена претензия или рекламация, которые выставляются поставщику вместе с сохранной распиской (приложение Д) и актом отбора образцов (выборки или пробы) (см. приложение Б).

8.4 На продукцию, признанную несоответствующей, персонал, ответственный за верификацию, должен оформить запрет (приложение Е) на запуск в производство.

Приложение А

(справочное)

Форма журнала верификации закупленной продукции

Журнал верификации закупленной продукции

Дата поступ-

ления

Номер вагона (авто-

маши-

ны)

Постав-

щик

Наиме-

нование про-

дукции

Серти-

фикат качества (паспорт, серти-

фикат и т.д.)

Вид упа-

ковки

Масса, партия, номер

Дата изго-

товления

Место отбора образца (выборки или пробы)

Дата отбора образца (выборки или пробы)

Заключение о качестве, подпись лица, ответственного за верификацию

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Приложение Б

(справочное)

Форма акта отбора образцов (выборки или проб)

Акт отбора образцов (выборки или проб)

Настоящий акт свидетельствует о том, что _____________г. были отобраны образцы (выборки или

пробы) для проведения контроля или испытания и опломбированы.

1 Фамилии и должности членов комиссии

2 Наименование продукции

3 Поставщик

4 Железнодорожная (или иная) накладная

счет N

5 Вагон (автомашина) N

г.

6 Дата поступления продукции на склад

г.

7 Количество (масса), кг

8 Вид упаковки

9 Номера мест, из которых отобраны образцы (выборки или пробы)

10 Образцы (выборки или пробы) отобраны в соответствии с

11 Способ отбора образцов (выборок или проб), количество

12 Образцы (выборки или пробы) отобраны для хранения, опечатаны и снабжены этикетками

(ярлыками)

13 Отобранные образцы (выборки или пробы) направлены для контроля или испытания в

Фамилии и подписи членов комиссии:

Приложение В

(справочное)

Форма ярлыка соответствия

Ярлык соответствия

1 Наименование продукции

2 Номер партии

3 Количество (шт., кг, м)

4 Дата поступления в организацию

5 Продукция соответствует

указать документ, устанавливающий требования

Фамилия и подпись лица, ответственного за верификацию

Дата

Приложение Г

(справочное)

Форма ярлыка несоответствия

Ярлык несоответствия

1 Наименование продукции

2 Номер партии

3 Количество (шт., кг, м)

4 Дата поступления в организацию

5 Номер акта отбора образцов (выборки или пробы)

6 Продукция не соответствует

указать документ, устанавливающий требования

Фамилия и подпись лица, ответственного за верификацию

Дата

Приложение Д

(справочное)

Форма сохранной расписки

Сохранная расписка

Продукция

, не соответствующая по акту

номер акта

от

г., взята

на ответственное

наименование организации

хранение с

г. до

г.

Зав. складом

/

/

Приложение Е

(справочное)

Форма запрещения

Запрещение

Выдано

кому

в том, что запрещается запускать в производство продукцию

наименование

,

продукции

не соответствующую требованиям

указать документ, устанавливающий требования

Поставщик

Дата поступления

г.

Сопроводительные документы

Фамилия и подпись лица,

ответственного за верификацию

Дата

УДК 658.562.014:006.354

ОКС 03.120.10

Ключевые слова: верификация закупленной продукции; методы верификации; перечень продукции, подлежащей верификации; организация верификации; порядок проведения верификации; оформление результатов верификации

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Инструкция по ведению электронного документооборота
  • Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов 102 в рб
  • Инструкция по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами
  • Инструкция по бухгалтерскому учету долгосрочных активов предназначенных для реализации
  • Инструкция по ведению трудовых книжек в рб новая

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии