Составитель: Борыгина
Римма Альбертовна (учитель ОСП «Воезерская основная школа»)
Методические рекомендации
по выполнении заданий 23,
24 ОГЭ по химии
Задание
23
Пример
1.
Дан
раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов: медь, серная
кислота, растворы гидроксида натрия, карбоната натрия и нитрата серебра.
Используя
только реактивы из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух
реакций, которые характеризуют химические свойства хлорида алюминия, и
укажите признаки их протекания.
Решение
(элементы ответа):
Составлены
уравнения двух реакций, характеризующих химические свойства хлорида алюминия,
и указаны признаки их протекания:
Опыт
1. AlCl3+ 3AgNO3 = Al(NO3)3 + 3AgCl
признак реакции — выпадение белого осадка;
Опыт
2. AlCl3 + 3NaOH =
Al(OH)3+ 3NaCl признак
реакции — выпадение студневидного осадка.
Действия |
Техника |
Техника |
Опыт 1. Налить прилить |
1. 2. |
1. 2. 3. |
Опыт Налить |
1. 2. |
1. 2. 3. |
Пример 2. Дано
железо, а также набор следующих реактивов: оксид меди(II) , растворы
гидроксида натрия, сульфата меди(II), соляной кислоты и фосфата калия.
Используя только реактивы из приведенного перечня,
запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические
свойства железа, и укажите признаки их протекания.
Решение (элементы
ответа):
Составлены уравнения
двух реакций, характеризующих химические свойства цинка, и указаны признаки их
протекания:
1. Fe+2HCl
= FeCl2 + H2
признак реакции — выделение бесцветного газа без запаха, издающего при
поджигании хлопок;
2. Fe+CuSO4
=FeSO4 + Cu
признак реакции – на поверхности железа появляется красный налет из меди.
Действия ученика Опыт 1 |
Техника выполнения химических операций |
Техника безопасности |
Поместить |
Для |
1. 2. 3. Если |
Прилить |
1. 2. Пипетка в |
1. 2. 3. |
К |
Для 1) снять 2) 3) |
Спирта Нельзя Нельзя Нельзя Нельзя |
Действия ученика Опыт 2 |
Техника выполнения химических операций |
Техника безопасности |
Поместить |
Для |
1. 2. 3. Если |
Прилить |
1. 2. Пипетка в |
1. 2. 3. |
Задание
24. Приступайте
к выполнению задания под наблюдением эксперта-экзаменатора
·
Ознакомьтесь с инструкцией по выполнению задания
24, прилагаемой к заданиям КИМ.
·
Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое
для проведения эксперимента.
·
Проведите химические реакции между хлорида
алюминия и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями
реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к
заданию.
·
Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе
проведённых реакций.
·
Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание
23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или
скорректируйте его.
Инструкция
по выполнению задания 24
Внимание:
в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения
обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.
1.
Вы
приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным
оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в
аудитории.
2.
Прочтите
ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь,
что на выданном лотке находится пять перечисленных в перечне реактивов.
3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите
ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание
на рекомендации, которым Вы должны следовать.
• В склянке находится пипетка. Это означает,
что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции
необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают
7–10 капель реактива.
• Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В
этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую
располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в
ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора
не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2
см).
• Для проведения опыта требуется порошкообразное
(сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют
только с помощью ложечки или шпателя.
• При отборе исходного реактива взят его излишек.
Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его
помещают в отдельную, резервную пробирку.
• Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком)
обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.
• При растворении в воде порошкообразного
вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по
дну пробирки.
• Для определения запаха вещества взмахом руки
над горлышком сосуда с веществом направляют пары этого вещества на себя.
• Для проведения нагревания пробирки с реактивами на
пламени спиртовке необходимо:
1) снять колпачок
спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;
2) закрепить пробирку
в пробиркодержателе на расстоянии 1–2 см от горлышка пробирки;
3) внести пробирку в
пламя спиртовки и передвигать её в пламени вверх и вниз так, чтобы пробирка с
жидкостью равномерно прогрелась;
4) далее следует
нагревать только ту часть пробирки, где находятся вещества, при этом пробирку
удерживать в слегка наклонном положении;
5) открытый конец
пробирки следует отводить от себя и других лиц;
6) после нагревания
жидкости пробиркодержатель с пробиркой поместить в штатив для пробирок;
7) фитиль спиртовки
закрыть колпачком.
• Если реактивы попали на рабочий стол, на кожу
или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту
по обеспечению лабораторных работ в аудитории.
4. Вы готовы к выполнению эксперимента.
Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории,
который пригласит экспертов предметной комиссии для оценивания проводимого Вами
эксперимента.
5. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике
свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.
6. Вы завершили эксперимент. В бланке ответов № 2 подробно
опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из
двух проведённых Вами реакций.
Эксперимент на ОГЭ по химии у многих вызывает вопросы, ведь далеко не во всех школах на уроках проводят опыты. Как подготовиться к экспериментальной части? Что на ней нужно делать? Как заработать максимум баллов и за что их можно лишиться? Рассказываем в этой статье.
В этой статье:
Эксперимент на ОГЭ по химииЗадание 23Задание 24
Приходите на курсы подготовки к ОГЭ по химии в MAXIMUM Education: я и другие наши преподаватели отлично знаем структуру экзамена и умеем подавать сложные темы просто и доступно. Благодаря занятиям ваши знания по химии выстроятся в систему, а на экзамене вы не запутаетесь в хитрых вопросах составителей. Готовьтесь к ОГЭ осознанно — тогда высокий балл вам гарантирован!
Эксперимент на ОГЭ по химии
Экспериментальная часть экзамена по химии представлена двумя заданиями: 23 и 24. В 23-м задании нужно записать два уравнения качественных реакций, подтверждающие свойства заданного вещества.
Пример 1. Дан раствор сульфата железа (II), а также набор следующих реактивов: оксид меди (II), соляная кислота, растворы хлорида бария, гидроксида калия, серной кислоты.
Запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата железа (II), и укажите признаки их протекания. Используйте только вещества из приведенного выше перечня.
Запишите уравнения реакции
Чтобы записать два уравнения реакции, вы можете использовать такой лайфхак. Заданное вещество — сульфат железа (II) — состоит из катиона Fe2+ и аниона SO42–. Запишем их и все формулы реактивов в виде таблицы:
CuO | HCl | BaCl2 | KOH | H2SO4 | |
Fe2+ | |||||
SO42– |
Затем, пользуясь таблицей растворимости солей, кислот и оснований, находим нерастворимые вещества. Отмечаем это в таблице.
CuO | HCl | BaCl2 | KOH | H2SO4 | |
Fe2+ | — | — | — | Fe(OH)2 | — |
SO42– | — | — | BaSO4 | — | — |
Теперь записываем уравнения реакций:
- FeSO4 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + K2SO4
- FeSO4 + BaCl2 = FeCl2 + BaSO4↓
За эту запись вы получите 2 балла.
Укажите цвет осадка
Чтобы получить еще 2 балла, нужно описать качественные признаки. Если качественный признак — осадок, нужно указать его цвет. Помните, что осадки металлов, находящихся в ряду активности до хрома, имеют белый цвет, как и AgCl. А вот осадки металлов после хрома включительно — цветные.
Можно выучить цвета часто используемых осадков:
Белые осадки | Желтые осадки | Голубой осадок | Черные осадки | Бурый осадок | Зеленый осадок |
---|---|---|---|---|---|
BaSO4, CaCO3, AgCl, ZnS, Mg(OH)2, Al(OH)3 и т. д. | AgBr, AgI, PbI2, Ag3PO4 | Cu(OH)2 | CuS, PbS, Ag2S | Fe(OH)3 | Fe(OH)2, FeCO3 |
Но, если эта задача кажется, невыполнимой, вы можете оставить место после уравнений, выполнить эксперимент, а затем вернуться к работе и записать признак, какой увидели в пробирке.
Охарактеризуйте газы
Кроме осадков, мы часто наблюдаем другой качественный признак — выделение газа.
Пример 2. Дан раствор серной кислоты, а также набор следующих реактивов: цинк, соляная кислота, растворы хлорида бария, карбоната натрия, хлорида магния.
Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства серной кислоты, и укажите признаки их протекания.
Запишем уравнения реакций для серной кислоты:
- H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2↑
- H2SO4 + Na2CO3 = Na2SO4 + H2O + CO2↑
Для характеристики газов следует указывать цвет и запах. В данном случае Н2 и СО2 — это бесцветные газы без запаха. Также в задании 23 вы можете встретить газы H2S и SO2 (бесцветные газы с неприятным запахом) и NH3 (бесцветный газ с резким запахом).
Опишите окраску индикатора
Но самое сложное задание 23 для учеников — это эксперимент с использованием индикаторов.
Пример 3. Дан раствор гидроксида натрия, а также набор следующих реактивов: медь, оксид меди (II), соляная кислота, растворы карбоната калия, сульфата меди (II), фенолфталеина. Возможно использование индикаторной бумаги.
Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства гидроксида натрия, и укажите признаки их протекания.
Известно, что индикатор меняет свою окраску при изменении типа среды раствора. Поэтому описать его окраску необходимо до и после протекания реакции. Записать это следует так:
Добавим 1–2 капли фенолфталеина в пробирку с NaOH. Наблюдается появление малиновой окраски раствора:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
После протекания реакции наблюдается исчезновение окраски раствора:
2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4 — выпадение голубого осадка.
Итого: за 2 уравнения реакций и 2 описания качественных признаков вы получаете уже 4 балла. Но это еще не все: вас ждет задание 24 — сам эксперимент.
Задание 24
В каждом КИМ вы увидите инструкцию по выполнению практического задания. Мы выбрали для вас пункты, на которые стоит обратить пристальное внимание.
1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание ее в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.
2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при ее наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»).
3. Отбор порошкообразного вещества из емкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.
4. Возврат излишка реактива в исходную емкость категорически запрещен.
За правильно выполненный эксперимент вы получаете еще 2 балла, и ваш результат увеличивается уже на 6 баллов!
Теперь вы знаете, как выполнить эксперимент на ОГЭ по химии и правильно оформить задания 23 и 24 в бланке. Используйте наши советы и лайфхаки для получения максимальных результатов на экзамене. Успехов!
ОГЭ по химии. Особенности задания №24.
Элементы содержания по кодификатору, проверяемые
заданием №24. Критерии оценивания
этого задания.
Кодификатор проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования и элементов содержания для проведения основного
государственного экзамена по химии подготовлен Федеральным государственным бюджетным
научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» Химия.
Кодификатор проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного
экзамена по химии (далее – кодификатор) является одним из документов,
определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее
– КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования и элементов содержания.
Если задание 23
является практико-ориентированным, ориентировано на
проверку умений планировать
проведение эксперимента на основе
предложенных веществ;
описывать признаки протекания химических
реакций, которые следует
осуществить; составлять уравнения этих реакций,
то задание 24 в
экзаменационной работе органично связано по своему
содержанию с заданием 23, но
имеет характер реального химического
эксперимента и его выполнение
ориентировано на умение безопасного обращения с веществами и лабораторным
оборудованием.
Задание 24 предусматривает только осуществление
практических действий и возможность корректировки записей в решении задания 23
после выполнения эксперимента.
Раздел 1. Перечень
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования по
ХИМИИ Код
контролируемого требования по ФГОС
ООО
2.6 и 2.7 «Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ:
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических
экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов»
Раздел 2. Перечень
элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по химии
Код раздела — 4,
Экспериментальная химия
Код контролируемого элемента:
4.1 «Лабораторное
оборудование и приёмы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической
лаборатории»
4.2 «Качественные реакции на
ионы в растворе»
4.4» Решение
экспериментальных задач по темам «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»;
«Металлы и их соединения»
Критерии оценивания
Содержание верного ответа и |
Баллы |
Химический эксперимент |
|
Химический эксперимент выполнен |
2 |
Правила техники |
1 |
Правила техники |
1 |
|
2 |
При существенном нарушении
правил техники безопасности, эксперт обязан прекратить выполнение эксперимента
обучающимся.
Руководитель ММО Лукуша Е.Ф.