«Топографическая карта» (№18,19,20)
1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10
см.
2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности.
Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км.
Ответ: 1км.
В заданиях КИМ есть вопросы которые можно отрабатывать на уроках
в 9 классе. Это важно потому что некоторые учащиеся выбирают географию
практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что
можно отработать на уроках: 1. Координаты (например,определить координаты
городов Федерального значения) (№17) 2.Факторы размещения промышленных
предприятий. (№23,№5)
3.Циклоны,
Антициклоны.
(при
изучении природы отдельных районов). (№10,№11)
№ |
Задача |
Карты |
Алгоритм действий |
||
9 |
Определение основных занятий населения |
Народы Природные |
1.Какие 2. 3. |
||
7 |
Динамика показателей населения |
Данные |
1. 2. которого 3. |
||
8 |
Вычисление показателей населения (естественный и миграционный прирост, плотность населения и |
Данные |
1. О пр Е Плотность
ВНИМАТЕЛЬНО |
||
16 |
Численность населения городов (города миллионеры) |
Плотность |
Вспомнить |
||
4. Рельеф, стихийные явления. (при изучении природы отдельных
районов). (№14,№15,№4,№24)
5. Города – миллионеры (при изучении состава районов)(№16)
Для самостоятельной работу учащихся над пробными вариантами
предлагаю инструкции-алгоритмы. Например,
Алгоритм решения типовых тестовых
заданий ГИА
Тема «Население России»
«Климат России и мира»
№ |
Задача |
Карты |
Алгоритм действий |
10 |
Чтение атмосферных |
Данные задания |
1. 2. давление) 3. 4. определить |
11 |
Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды |
Данные задания |
1.По 2. 3. |
27 |
Чтение |
Карта |
1. 2. 3. 4. |
Строение земной коры и процессы, происходящие в ней и в других
оболочках Земли, рельеф
№ |
Задача |
Карты |
Алгоритм действий |
15 |
Установление связей |
Карты строения земной коры (или другое) |
1. 2. речь, 3. 4. 5. |
16 |
Определение районов распространения данного явления |
Те же и политическая карта мира |
1. 2. 3. |
17 |
Чтение рельефа по карте |
Физическая карта |
1. 2. 3. 4. |
«План местности»
№ |
Задача |
Алгоритм действий |
18 |
Определение расстояний по плану |
Найдите С В Запишите |
19 |
Определение направлений по плану |
Найдите От Соедините Определите |
20 |
Умение читать план, определять и оценивать заданные условия |
1.Определите 2.Составьте 3. 4. |
21 |
Выбор профиля местности по отрезку плана |
1. 2. 3. 4. Определите 5. 6. |
«Географические координаты»
№ |
Задача |
Алгоритм действий |
17 |
Определение по географическим координатам объекта |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
«Факторы размещения промышленного
производства»
Задания 23 и 22
АО «Тульский комбайновый завод» — одно из крупнейших в России
предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Основу современной
производственной специализации составляют: комплекс зерноуборочной техники,
комплексы кормоуборочной техники для заготовки силоса, сенажа и сена. Все
конструкции
моделей сельскохозяйственных машин разработаны с учетом
современных технологий.
Задание 22 Картами какого
географического района нужно воспользоваться для того, чтобы определить
местоположение г.Тулы?
1) Европейского Севера
2) Урала
3) Центральной России
4) Северо-Запада России
Задание 23
Чем можно объяснить размещение производства комбайнов в г.Тула?
Укажите две причины. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке,
указав сначала номер задания.
Задание 22 обычно затруднений не вызывает. В данном случае,
проверяется знание состава экономических районов страны. Если ученик
сомневается в правильности ответа, то он имеет возможность проверить свою
версию ответа по атласу (с 2009 года на экзамене разрешается пользоваться
атласами 7, 8, 9 классов).
Задание 23. Основной материал, которым должен владеть учащийся – знание
факторов размещения отраслей российской промышленности. Для каждого
производства набор факторов будет различный. Полное, логичное, последовательное
объяснение – это главное в этом ответе. За правильное выполнение этого
открытого задания ученик получает 2 балла.
Ошибки, допускаемые учащимися:
1) Перечисляются все факторы, которые знает ученик
2) Ученик называет фактор и не дает объяснение (Пример ответа:
На размещение влияет сырьевой фактор)
3) Ученик называет только один фактор, а в задании просят
назвать две причины. В этом случае ученик получит только один балл за правильный
ответ.
Последовательность (алгоритм) действий,
рекомендуемая учащимся при
выполнении задания типа 23
1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое
предприятие?»
2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье,
топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.) Каковы технико-экономические
особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость,
трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств,
водоемкость и пр.)
3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры,
крупные габариты, малый срок хранения и др.)
4. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных
производств.
5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в
экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта
экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема
предлагается прямо в задании.
Давайте посмотрим, как эта схема применима к заданию указанному
выше. Итак:
1) Какую продукцию производит описываемое
предприятие?
АО
«Тульский комбайновый завод» производит сельскохозяйственную технику
(зерноуборочные и кормоуборочные комбайны)
2)
Какие условия необходимы для выпуска этой продукции?
При
изготовлении сельскохозяйственной техники требуется достаточно
много
металла, следовательно, это производство материалоемкое
3 3) Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры,
крупные габариты, малый срок хранения и др.)
Сельхоз техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень
большие.
4) Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных
производств.
При размещении материалоемкие производства будут
ориентированы на предприятия выпускающие металл – металлургические
комбинаты. Предприятия, выпускающие продукцию, перевозка которой обходится
очень дорого, размещаются вблизи потребителя. В
данном случае потребителем является сельское хозяйство.
5) Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в
экономическом районе указанном в задании.
В городе Тула (Центральная Россия) есть металлургические
предприятия. Такие предприятия есть и в других городах Центральной России
(напр. Липецк). В Тульской области развито сельское хозяйство, а
следовательно, необходима и сельхоз техника.
Если
знания факторов размещения промышленного производства вас подводят, то
рекомендуем следующую таблицу:
Факторы размещения некоторых отраслей
промышленного производства
Отрасли |
Технико-экономические особенности производства и особенности |
Ведущие факторы размещения производства. |
Черная Передельная металлургия |
Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и В качестве сырья использует металлолом. |
Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (железной руды), Размещение на пересечении потоков сырья и топлива. Сырьевой фактор – тяготение к районам с высокой |
Цветная Металлургия Металлургия |
Высокая сырья Низкое Высокая |
Сырьевой Сырьевой Энергетический |
Тяжелое — — — — — — |
Материалоемкость Транспортировка |
Сырьевой Потребительский |
Сложное техники) |
Трудоемкость Наукоемкость |
Трудовой Научный научной |
Сельскохозяйственное |
Сельхоз. Материалоемкость |
Потребительский Сырьевой |
Целлюлозно-бумажная промышленность |
Водоёмкость производстве Высокая |
Водный водохранилищам) Энергетический |
Производство |
В |
Достаточно Фактор Транспортный Сырьевой — |
Электроэнергетика тепловая гидроэнергетика атомная |
Стоимость -использует — топлива строятся низкая |
Для топливный потребительский тяготение природно-ресурсный потребительский |
Пищевая |
Сырье |
Сырьевой |
Пищевая |
Готовая |
Потребительский |
ВНИМАНИЕ! Учащиеся нередко
неправильно понимают выражение горное оборудование (горношахтное оборудование),
подразумевая под этим оборудование для работы в горах и в ответах пишут, что
данная отрасль получила развитие т.к. в этом районе есть горы. Горношахтное
оборудование предназначено для
добычи горных пород, т.е.
полезных ископаемых, которые
могут добываться не только в горных районах.
Задания № 29 на тему «Земля – планета Солнечной системы»
При решении данных задач необходимо учитывать два движения
Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Рассмотрим особенности каждого из них:
При движении Земли вокруг
Солнца происходит смена сезонов года и изменение
продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в течение года. Главная
причина – наклон Земной оси на 66,50 и
как результат смена полюсов освещенности. Необходимо запомнить несколько
знаменательных дат и их характеристики:
22 июня – день
летнего солнцестояния – Солнце в зените (под углом 900)
над северным тропиком (23,50 с.ш.),
от северного полюса до северного полярного круга (66,50 с.ш.)
– полярный день, следовательно, от южного полюса до южного полярного круга
(66,50ю.ш.)полярная ночь. Закономерность: продолжительность
Инструкция по подготовке и проведению ОГЭ по предмету «География»
Инструкция для организаторов экзамена в аудиториях
Организаторы должны знать:
нормативные правовые документы, регламентирующие проведение ОГЭ;
инструкции, определяющие порядок работы организатора в аудитории;
правила заполнения бланков ответов участников экзамена.
Особенности экзамена по географии
На выполнение всей экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут).
Экзаменационная работа состоит из 30-ти заданий: 27 заданий с записью краткого ответа, из них:17 заданий с ответом в виде одной цифры, 3 задания с ответом в виде слова или словосочетания, 7 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр; 3 задания с развернутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Ответы на задания, требующие полного развернутого ответа, выполняются на бланке ответов №2. Участник сначала записывает номер задания, а затем ответ на него.
При выполнении работы участнику экзамена разрешается использовать географические атласы для VII, VIII и IX классов, линейку и непрограммируемый калькулятор.
Подготовка к проведению экзамена
В день проведения экзамена организатор в ППЭ должен:
явиться в ППЭ не позднее, чем за один час тридцать минут до начала экзамена и зарегистрироваться у руководителя ППЭ;
получить у руководителя ППЭ информацию о назначении ответственных организаторов в аудитории и распределении по аудиториям ППЭ и информацию о сроках ознакомления участников ОГЭ с результатами и сроках подачи и рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами;
пройти инструктаж у руководителя ППЭ по процедуре проведения экзамена;
получить у руководителя ППЭ:
инструкцию для участников экзамена, зачитываемую организатором в аудитории перед началом экзамена;
возвратныq доставочныq пакет для бланков ответов,
секьюпак для КИМ;
не позднее, чем за 45 минут до начала экзамена пройти в свою аудиторию, проверить ее готовность к экзамену и приступить к выполнению обязанностей организатора в аудитории;
раздать на рабочие места участников экзамена черновики (минимальное количество — два листа) на каждого участника экзамена;
подготовить на доске (информационном стенде) необходимую информацию для заполнения регистрационных полей в бланках ответов.
Проведение экзамена
Организатору во время проведения экзамена в ППЭ запрещается:
иметь при себе средства связи; оказывать содействие обучающимся, выпускникам прошлых лет, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы. |
Вход участников экзамена в аудиторию.
Ответственный организатор при входе участников экзамена в аудиторию должен:
сверить данные документа, удостоверяющего личность участника экзамена со списками распределения;
проверить принесенные участником экзамена экземпляры географических атласов на отсутствие в них посторонних записей, вложений, скрепленных листов и т.д.
сообщить участнику экзамена номер его места в аудитории;
Организатор должен:
помочь участнику экзамена быстро занять отведенное ему место, при этом следить, чтобы участники экзамена не переговаривались и не менялись местами;
напомнить участникам экзамена о запрете иметь при себе и использовать во время проведения экзамена мобильные телефоны, иные средства связи, электронно-вычислительную технику.
Выдача экзаменационных материалов.
Не позднее, чем за 15 минут до начала экзамена ответственный организатор принимает у руководителя ППЭ ЭМ участников экзамена.
Ответственный организатор в аудитории должен:
раздать всем участникам экзамена ИК в произвольном порядке1;
зачитать инструкцию для участников экзамена, в процессе чтения инструкции дать указание участникам экзамена вскрыть конверт с ИК и проверить его содержимое;
по указанию ответственного организатора участники экзамена заполняют регистрационные поля бланков ответов №1;
после заполнения всеми участниками регистрационных полей бланков ответов №1 объявить начало экзамена, продолжительность и время окончания экзамена и зафиксировать на доске время начала экзамена.
Начало экзамена
Во время экзамена организатор в аудитории должен:
проверить правильность заполнения регистрационных полей на бланках ответов №1 у каждого участника и соответствие данных участника экзамена (ФИО, серии и номера документа, удостоверяющего личность) в бланке ответов №1 и документе, удостоверяющем личность2.
следить за порядком в аудитории и не допускать:
разговоров участников экзамена между собой;
обмена любыми материалами и предметами между участниками экзамена;
использования мобильных телефонов, иных средств связи и электронно-вычислительной техники; справочных материалов, кроме разрешенных;
выхода участника ОГЭ из аудитории во время экзамена без сопровождения организатора вне аудитории;
в случае, если участник экзамена предъявил претензию по содержанию задания своего КИМ, необходимо зафиксировать суть претензии в служебной записке и передать ее руководителю ППЭ (служебная записка должна содержать информацию об уникальном номере КИМ, задании и содержании замечания).
Выдача дополнительных бланков
В случае, если участник экзамена полностью заполнил бланк ответов № 2, организатор должен:
убедиться, чтобы обе стороны основного бланка ответов №2 были полностью заполнены, в противном случае ответы, внесенные на дополнительный бланк ответов №2, оцениваться не будут;
выдать по просьбе участника экзамена дополнительный бланк ответов №2;
заполнить поля в дополнительном бланке (код региона, код предмета, название предмета, номер варианта, номер КИМ, в поле «Лист№» вписывается следующий по порядку номер бланка, т.е. 2, 3 и т.д.).
Завершение экзамена и организация сбора экзаменационных материалов у участников экзамена.
За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена уведомить участников ОГЭ о скором завершении экзамена и напомнить о необходимости перенести ответы из черновиков в бланки.
За 15 минут до окончания экзамена:
пересчитать лишние ИК в аудитории.
По окончании экзамена организатор должен:
объявить, что экзамен окончен;
принять у участников экзамена в организованном порядке:
бланки ответов №1, бланки ответов №2, дополнительные бланки ответов № 2,
вариант КИМ, вложенный обратно в конверт,
черновики;
поставить прочерк «Z» на полях бланков ответов №2, предназначенных для записи ответов в свободной форме, но оставшихся незаполненными (в том числе и на его оборотной стороне), а также в выданных дополнительных бланках ответов № 2;
пересчитать бланки ОГЭ и запечатать их в возвратный доставочный пакет.
При этом запрещается:
использовать какие-либо иные пакеты вместо выданных возвратных доставочных пакетов,
вкладывать вместе с бланками какие-либо другие материалы,
скреплять бланки (скрепками, степлером и т.п.),
менять ориентацию бланков в пакете (верх-низ, лицевая-оборотная сторона);
сложить собранные у участников экзамена материалы:
в один возвратный доставочный пакет — бланки ответов №1,
бланки ответов № 2, в том числе и дополнительные бланки ответов №2. Дополнительный бланк ответов №2 необходимо размещать за основным бланком ответов №2;
в секьюрпак –конверты с КИМ;
черновики.
Сдать руководителю ППЭ:
возвратный пакет с бланками ответов участников экзамена
секьюрпак с КИМ,
черновики,
неиспользованные ИК,
формы ППЭ
служебные записки.
Организаторы покидают ППЭ после передачи всех материалов, оформления соответствующего протокола и только по разрешению руководителя ППЭ.
Порядок проведения инструктажа организаторами в аудитории
Текст, который выделен жирным шрифтом и приводится в рамке, должен быть прочитан участникам ОГЭ слово в слово. Это делается для стандартизации процедуры проведения.
Комментарии, отмеченные курсивом, не читаются участникам. Они даны в помощь организатору.
До экзамена на доске должна быть следующая запись
На доске (информационном стенде) в аудитории оформляется образец регистрационных полей бланков ответов участника ОГЭ. Организатор в аудитории на доске заполняет – код ППЭ, номер аудитории, код образовательной организации, класс (номер буква), Оставшиеся поля — ФИО, данные паспорта, пол – участники экзамена заполняют, используя свои данные из документа, удостоверяющего личность.
Инструкция для участников ОГЭ, зачитываемая организатором в аудитории:
Уважаемые участники экзамена! Сегодня Вы сдаете экзамен по географии в форме основного государственного экзамена.
Во время проведения экзамена вы должны соблюдать порядок проведения экзамена.
Во время проведения экзамена запрещается:
иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
разговаривать, вставать с мест, пересаживаться, обмениваться любыми материалами и предметами;
передавать, разглашать и фотографировать КИМ или их части;
иметь при себе и использовать корректирующую жидкость, карандаши;
выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы;
пользоваться справочными материалами, кроме тех, которые указаны в тексте КИМ;
перемещаться по ППЭ во время экзамена без сопровождения организатора.
В случае нарушения указанных требований порядка проведения ОГЭ вы будете удалены с экзамена.
Ознакомиться с результатами ОГЭ вы можете в образовательной организации.
Плановая дата ознакомления с результатами: _____________(назвать дату).
После получения результатов экзамена вы можете подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами. Апелляция подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов экзамена.
Апелляция по вопросам содержания и структуры экзаменационных материалов по учебным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением обучающимся требований Порядка или неправильного оформления экзаменационной работы, не рассматривается.
Во время экзамена на вашем рабочем столе, помимо экзаменационных материалов, могут находиться только:
Гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета;
документ, удостоверяющий личность;
черновик
Организатор обращает внимание участников ОГЭ на конверты с экзаменационными материалами.
В конвертах находятся индивидуальные комплекты с экзаменационными материалами.
(организатор раздает участникам ИК в произвольном порядке)).
Проверьте целостность своего индивидуального комплекта. Осторожно вскройте пакет, отрывая клапан (справа налево) по линии перфорации
(организатор показывает место перфорации на конверте).
До начала работы с бланками проверим содержание вашего индивидуального комплекта. В индивидуальном комплекте:
бланк ответов №1,
бланк ответов №2,
контрольный измерительный материал (КИМ).
Внимательно просмотрите текст КИМ, проверьте качество текста на полиграфические дефекты, количество страниц КИМ.
При обнаружении лишних или нехватки бланков, типографских дефектов заменить полностью индивидуальный комплект.
Проверьте, совпадает ли номер на листе КИМ с номером КИМ напечатанном на бланке №1.
Сделать паузу для проверки участниками целостности ИК
Приступаем к заполнению бланка №1
Записывайте буквы и цифры в соответствии с образцом на бланке. Каждая цифра, символ записывается в отдельную клетку.
Заполните регистрационные поля в соответствии с информацией на доске (информационном стенде). Обратите внимание участников на доску.
Заполняем поля: код образовательной организации, класс, код ППЭ, номер аудитории.
Заполняем поля: фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, пол.
Сделать паузу для заполнения участниками полей
Поставьте вашу подпись в поле «подпись участника», расположенном в верхней части бланка №1.
При выполнении заданий внимательно читайте инструкции к заданиям, указанные у вас КИМ. Записывайте ответы в соответствии с этими инструкциями.
Ваша экзаменационная работа состоит из 30 заданий. Ответы к заданиям 1–7, 9–13, 21, 22, 27–29 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в бланке ответа №1. Ответы к заданиям 8, 15–19, 24–26, 30 записываются в виде числа, слова (словосочетания) или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в бланке ответов № 1. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. При записи ответа в виде последовательности цифр на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. Если ответ на задание имеет единицу измерения, то при записи ответа на бланк следует записать только полученное число. Единицы измерения в ответе указывать не надо.
В работе есть три задания (14, 20 и 23), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются бланке ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.
При выполнении заданий внимательно читайте инструкции к ним, указанные у вас в текстах заданий. Записывайте ответы в соответствии с этими инструкциями.
При выполнении работы вам разрешается пользоваться географическими атласами для 7, 8 и 9 классы, линейкой и непрограммируемым калькулятором.
На бланках запрещается делать какие-либо записи и пометки, не относящиеся к ответам на задания, в том числе информацию о личности участника экзамена.
Инструктаж закончен. Вы можете приступать к выполнению заданий.
Начало экзамена: (объявить время начала экзамена)
Окончание экзамена: (указать время)
Запишите на доске время начала и окончания экзамена.
Время, отведенное на инструктаж и заполнение регистрационных частей бланков ОГЭ, в общее время экзамена не включается.
За 30 минут до окончания экзамена необходимо объявить
До окончания экзамена осталось 30 минут.
Не забывайте переносить ответы из текста работы и черновика в бланки ответов.
За 5 минут до окончания экзамена необходимо объявить
До окончания экзамена осталось 5 минут, досрочная сдача экзаменационных материалов прекращается.
По окончании времени экзамена объявить
Экзамен окончен. Положите на край стола свои бланки. КИМ вложите в конверт индивидуального комплекта.
Организаторы осуществляют сбор экзаменационных материалов в организованном порядке
Подборка по базе: практическая работа 1.pdf, контрольная работа Анализ данных.doc, Курсовая работа.doc, Контрольная работа №2.docx, РАХМАН ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx, ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.docx, Письменная работа.docx, Тема 2. Принципы работы психолога-консультанта. Позиции консульт, Приложение № 20 к Инструкции по организации движения поездов и м, Курсовая работа.doc
Тренировочная работа в формате ОГЭ
по ГЕОГРАФИИ
9 КЛАСС
Дата: ___ ___ 20__ г.
Вариант №: ___
Выполнена: ФИО_________________________________
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из 30 заданий. На выполнение работы по географии отводится 2,5 часа (150 минут).
Ответы к заданиям 1, 4, 5, 6, 11, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 2, 3, 7–10, 13–15, 19–27, 30 записываются в виде числа, слова (словосочетания) или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Единицы измерения в ответе указывать не надо.
Работа содержит 3 задания (12, 28 и 29), на которые следует дать развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на чистом листе. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.
При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейку и непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов
Желаем успеха!
1
Какая из перечисленных рек Европы является наиболее протяжённой?
1) Волга
2) Днепр
3) Дон
4) Печора
Ответ: ____
2
Вставьте название государства на место пропуска.
По территории Прикаспийской низменности проходит государственная граница РФ с государством ____________.
Ответ: ___________________________.
3
Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Республика Коми
2) Ставропольский край
3) Смоленская область
Ответ: ____
4
Группа студентов-биологов из Санкт-Петербурга планирует исследовать уникальную флору и фауну дельты крупнейшей реки Европейской части России. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?
1) Байкальский
2) Астраханский
3) Окский
4) Тебердинский
Ответ: ____
Задания 5 и 6 выполняются с использованием приведённой ниже карты погоды. |
5-6
5. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1) Архангельск
2) Омск
3) Петрозаводск
4) Нижний Новгород
Ответ: ____
6. Карта погоды составлена на 18 апреля 2012 г. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?
1) Оренбург
2) Ханты-Мансийск
3) Салехард
4) Москва
Ответ: ____
7
Определите, какой город имеет географические координаты 52° с.ш. 21° в.д.
Ответ: ___________________________.
8
Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) супесь
2) песок
3) известняк
Ответ: ____
Задания 9–12 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты. |
9-12
9. Определите по карте расстояние на местности по прямой от колодца до точки с высотой 137,8. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: ___________________________
10. Определите по карте, в каком направлении от мельницы находится родник.
Ответ: ___________________________.
11. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
Ответ: ____
12. Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода. Ответ запишите на чистом листе, сначала указав номер задания.
13
Температура воздуха равна +15 °С, содержание водяного пара в нём 9,0 г/м3. Какова относительная влажность воздуха, если максимально возможное содержание водяного пара при такой температуре составляет 12,8 г/м3? Полученный результат округлите до целого числа.
Ответ: ___________________________%.
14
Глобальное потепление климата может привести к повышению уровня Мирового океана в результате активного таяния ледников. Какие два из перечисленных городов России могут больше всего пострадать от этого? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные города.
1) Мурманск
2) Санкт-Петербург
3) Москва
4) Владивосток
5) Калининград
Ответ: ____
15
Какие два из перечисленных видов хозяйственной деятельности человека являются примерами рационального природопользования? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные примеры.
1) использование систем оборотного водоснабжения на целлюлозно-бумажных комбинатах
2) сжигание в факелах сопутствующего газа при нефтепереработке
3) использование металлолома в чёрной металлургии
4) вырубка лесов в верховьях малых рек
5) создание терриконов вблизи мест добычи полезных ископаемых
Ответ: ____
Задания 16 и 17 выполняются с использованием приведённого ниже текста. |
16-17
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 22 января 2013 г. Собранные ими сведения представлены в следующей таблице.
16. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимостей между полученными характеристиками. У всех ребят выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Михаил: «Среднесуточная температура воздуха повышается при движении с востока на запад».
2) Дарья: «Продолжительность дня уменьшается при движении с юга на север».
3) Борис: «Среднесуточная температура воздуха понижается с увеличением высоты местности».
4) Глеб: «Чем больше продолжительность дня, тем выше среднесуточная температура воздуха».
Ответ: ___
17. В каком из перечисленных городов 1 мая высота Солнца в полдень будет наименьшей?
1) Архангельск
2) Вологда
3) Уфа
4) Воронеж
Ответ: ___
18
Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
1) A | 2) B | 3) C | 4) D |
Ответ: ___
19
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители
встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Калининградская область
2) Красноярский край
3) Челябинская область
Ответ: ____
20
Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганами и регионами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СЛОГАНЫ | РЕГИОНЫ |
А) Здесь можно побывать в Западном и Восточном полушариях!
Б) Совершите путешествие в самые западные города России, ознакомьтесь с их достопримечательностями! |
1) Тюменская область 2) Чукотский АО 3) Калининградская область 4) Сахалинская область |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б |
21
В каких двух из приведённых высказываний содержится информация о миграциях населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные высказывания.
1) По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. численность постоянного населения России составляла 142,9 млн человек.
2) В 2010 г. в России из городов в сельские населённые пункты прибыло 546 582 человека, что на 62 511 человек меньше, чем в 2009 г.
3) По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., численность женщин превышала численность мужчин на 10,8 млн человек, или на 16,2%.
4) В 2010 г. население России проживало в 2386 городских населённых пунктах (городах и посёлках городского типа) и 134 тыс. сельских населённых пунктах.
5) В первом полугодии 2018 года население России продолжало увеличиваться за счёт приезжих из стран ближнего зарубежья.
Ответ: ____
Задания 22 и 23 выполняются с использованием статистических данных. |
22-23
Миграция в России в 2018–2021 годах
22. В каком году в России было зафиксировано наибольшее количество эмигрантов? Ответ запишите в виде числа.
Ответ: ___________________________ год.
23. Определите миграционный прирост населения России в 2021 г. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: ___________________________ человек.
24
В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наименьшая? Запишите в таблицу цифры, которыми обозначены эти регионы.
1) Новосибирская область
2) Курская область
3) Архангельская область
4) Магаданская область
5) Челябинская область
Ответ: ____
25
Расположите перечисленные города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Абакан
2) Самара
3) Хабаровск
Ответ: ____
26
В каких двух из перечисленных регионов России функционируют крупные предприятия цветной металлургии? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.
1) Республика Коми
2) Магаданская область
3) Республика Карелия
4) Оренбургская область
5) Астраханская область
Ответ: ___
Задания 27–29 выполняются с использованием приведённого ниже текста. |
27-29
Кольская ГМК
Кольская горно-металлургическая компания – дочернее предприятие ПАО ГМК «Норильский никель» – была создана в 1998 году. Единое горно-металлургическое производство по добыче сульфидных медно-никелевых руд и производству цветных металлов. Производственные площади Кольской ГМК расположены в трёх населённых пунктах: посёлок Никель, город Заполярный и город Мончегорск. По отношению ко всем этим населённым пунктам компания является градообразующим предприятием.
В Кольской ГМК и её дочерних предприятиях трудится около 13 тысяч человек. Предприятия выпускают следующие виды продукции: электролитный никель и медь, никелевые порошки, кобальтовый концентрат, серную кислоту и др. Продукция отличается высоким качеством и соответствует всем требованиям российских и международных стандартов.
27. На территории какого субъекта РФ находится Кольская ГМК?
Ответ: ___________________________область.
28. С чем связано наличие большого количества рудных полезных ископаемых на территории Кольского полуострова? Ответ запишите на чистом листе, сначала указав номер задания.
29. Объясните, почему предприятие по производству тяжёлых цветных металлов размещено у источников руды? Ответ запишите на чистом листе, сначала указав номер задания.
30
Определите регион по его краткому описанию.
Этот край не имеет выхода к морям. Административный центр находится на одинаковом расстоянии от экватора и Северного полюса. Бóльшую часть его территории занимает возвышенность. Одним из основных природных богатств края являются чернозёмные и каштановые почвы, поэтому сельское хозяйство – одна из важнейших отраслей экономики. Растениеводство представлено производством различных зерновых культур, подсолнечника; ведущая роль в животноводстве принадлежит скотоводству, тонкорунному овцеводству; в крае хорошо развиты садоводство, виноградарство, птицеводство, свиноводство. На территории края находится крупнейший курортный регион Российской Федерации.
Ответ: ___________________________ край.
© 2023 Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия esuo.ru запрещена
На первый взгляд, ОГЭ по географии проще, чем по остальным предметам, — для подготовки не надо зубрить правила, формулы или законы. Достаточно ориентироваться в карте России и внимательно читать задания. Однако без подготовки сдать экзамен по географии не получится. Разбираемся, как готовиться к ОГЭ по географии: в целом и на примере конкретных заданий.
Из чего состоит ОГЭ по географии в 2023 году
ОГЭ по географии проверяет знания за весь курс географии с пятого по девятый класс. Этот экзамен практико-ориентированный, то есть проверяет не только теоретические знания, но и умение применять их на практике. Выпускникам девятого класса предстоит доказать, что они умеют читать карты, знают расположение основных географических объектов и быстро их находят.
В 2023 году ОГЭ по географии состоит из 30 заданий:
-
8 заданий — ответ из одной цифры;
-
5 заданий — в ответе слово или словосочетание;
-
14 заданий — ответ в виде числа или последовательности цифр;
-
3 задания — развёрнутый ответ.
Задания в ОГЭ по географии разного уровня сложности:
-
15 вопросов базового уровня;
-
13 вопросов повышенного уровня;
-
2 вопроса высокого уровня сложности.
Проходной балл в профильных классах — 23. Правильных ответов на вопросы базового уровня хватит только на удовлетворительную оценку. Для четвёрки придётся ответить хотя бы на 4 вопроса повышенного или высокого уровня.
-
12 баллов — тройка;
-
19 баллов — четвёрка;
-
26 баллов — пятёрка.
Что можно взять с собой на ОГЭ по географии
На экзамене необязательно оставаться наедине со страхами и заданиями. Кое-что сможет вам помочь. Что именно можно брать с собой на ОГЭ по географии, объясняет методист домашней школы «ИнтернетУрок» Александра Сафронова:
«На экзамене по географии вы сможете использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейки, непрограммируемый калькулятор, гелевую или капиллярную ручку с яркими чёрными чернилами. Если вы хорошо умеете пользоваться атласом и знаете, какой атлас или карту использовать для поиска нужной информации, то легко ответите на многие вопросы ОГЭ по географии. Рекомендую брать с собой атласы, которыми вы уже пользовались при подготовке к экзамену, и хорошо в них ориентируетесь. Важно, чтобы в атласе не было никаких пометок, записей. Поэтому ничего в нём не пишите».
Сколько времени нужно на подготовку к ОГЭ по географии
Всё зависит от уровня знаний школьника, а также его мотивации, усидчивости и самостоятельности.
Если ребёнок системно изучал географию с пятого класса, помнит основные понятия и ориентируется в картах, то подготовиться к экзамену несложно. Достаточно начать за 2–3 месяца до начала экзамена.
Если у школьника есть пробелы в знаниях, то наверстать упущенное за пять лет обучения в короткий срок невозможно. Подготовка к ОГЭ по географии в таких случаях занимает больше 5 месяцев. Ускорить её могут онлайн школы и репетиторы.
Какие материалы использовать для подготовки к ОГЭ по географии
Подготовиться к ОГЭ по географии помогут учебники за 5–9 классы. Лучше брать пособия авторов, которые входят в предметную комиссию по географии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), поскольку эти же специалисты составляли задания для экзаменов.
Авторы пособия по подготовке к ОГЭ, которые входят в комиссию ФИПИ:
-
Вадим Барабанов;
-
Элеонора Амбарцумова;
-
Светлана Дюкова;
-
Андрей Жеребцов.
Одних учебников мало. Заданий на проверку теории в экзамене единицы. Большинство на проверку практики. Поэтому стоит уделить время изучению атласов. Если школьник умеет ими пользоваться и знает, в каком атласе какую информацию можно найти, то легко выполнит первые 12 заданий.
Например, давайте разберём демонстрационное задание ФИПИ:
Решить это задание поможет такая логическая цепочка: «Раз есть лавины, то должны быть и горы, ведь в горах много снега. Чтобы выяснить, какой из регионов соответствует этим условиям, надо открыть физическую карту России и найти горы. Затем открыть карту осадков и выяснить, где из найденных горных местностей больше всего снега». Получается, никаких специфических знаний задание не проверяет. Достаточно мыслить логически и ориентироваться в атласах.
В подготовке к ОГЭ по географии важна тренировка. В этом помогут:
-
контурные карты, атласы и карты-пазлы;
-
сайт ФИПИ с тестами прошлых лет;
-
сайт «Решу ОГЭ» — сборник тренировочных заданий в разных вариантах.
Как допустить меньше ошибок в ОГЭ по географии
Не всегда ошибки на экзамене связаны с незнанием материала.Сейчас объясним, на что стоит обратить особое внимание в заданиях ОГЭ по географии.
Перечитываем задание несколько раз
Важно внимательно читать задание, чтобы чётко ответить на него. Иногда в содержании и вопросе задачи есть подсказка к решению. Например:
Обратите внимание на формулировку «по степени уменьшения». То есть сначала надо указать более плодородные почвы, затем — менее плодородные.
Проверяем математические вычисления
Некоторые задания в ОГЭ по географии связаны с подсчётами. Чтобы не закралась математическая ошибка, полезно перепроверить действия. В некоторых заданиях последовательность состоит из отрицательных чисел. Поэтому результаты от большего к меньшему надо располагать с учётом не только цифр, но и знаков перед ними.
Даём развернутые ответы
Грамотная стратегия — не скупиться на слова в заданиях, где нужно записать обоснованный ответ. Объясните свою логику рассуждений, чтобы проверяющий видел не только ответ, но и то, как вы к нему пришли, какие доводы приводите.
Давайте подробно разберём пример: «Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям».
Правильным ответом на это задание будет подробное объяснение, почему не подходят два из участков. Третий находится на южном склоне и в целом соответствует пожеланию фермера: снег там будет сходить рано, а почва хорошо прогреется. Однако этот участок далеко от дороги. Первый участок близко к дороге, но склон северный, поэтому снег там будет сходить поздно, солнца на нём мало. Зато второй участок фермеру подойдёт. Он расположен на южном склоне, рядом с дорогой.
Берём с собой знакомый атлас
Сдавать экзамен надёжнее всего с тем атласом, по которому вы готовились к ОГЭ. Он вам уже знаком, вы в нём ориентируетесь и быстро сможете найти нужную карту. Если взять новый атлас, то можно легко запутаться и не найти нужную информацию.
Обратите внимание, что в атласе, который вы несёте на экзамен, не должно быть пометок. Поэтому во время подготовки ничего в нём не пишите. Иначе придётся брать с собой другое пособие.
Изучаем сайт ФИПИ
На сайте ФИПИ даны спецификация и кодификатор экзамена. Спецификация поясняет, как начисляются баллы за экзамен, а в кодификаторе дан перечень тем, которые будут представлены в ОГЭ. Демоверсия экзамена поможет сориентироваться в типах заданий, проверить себя и найти слабые места, пробелы в знаниях и умениях.
В каком порядке выполнять задания
Последовательность зависит от уровня владения картой. Если вам сложно ориентироваться в атласе, то пропускайте эти задания и сосредоточьтесь на тех, где информация дана в вопросе. На экзамене не будет времени на долгий поиск географических объектов.
Правило работает и наоборот. Если вы отлично ориентируетесь в картах, но сомневаетесь в других знаниях, то для начала ответьте на вопросы, в которых уверены.
Одним словом, сначала выполняйте простые для вас задания. В оставшееся время — сложные. Иначе не хватит времени сделать все задания. На решение ОГЭ даётся только 2,5 часа.
И напоследок мы подготовили для вас шпаргалку, которая поможет максимально продуктивно сдать ОГЭ по географии.
Алгоритм, как сдать ОГЭ по географии в 2023 году:
- Изучаем материалы сайта ФИПИ. Понимаем, из чего состоит экзамен, какие темы будут в вопросах, как начисляются баллы.
- Консультируемся с педагогом. Опытный наставник подскажет, на что обратить внимание в подготовке к экзамену, как организовать работу системно, чтобы охватить весь материал.
- Изучаем демоверсию экзамена на сайте ФИПИ. Определяем для себя, какие вопросы и темы вызывают сложности.
- Изучаем атласы: условные обозначения, типы карт.
- Запоминаем расположение основных географических объектов. Закрепляем знания на контурных картах.
- Тренируемся, доводим применение базовых знаний до автоматизма.
- Уделяем больше времени практике: решаем тесты, работаем с атласами.