Заключение договора энергоснабжения по 44-ФЗ и других коммунальных услуг может проходить без проведения торгов. Но важно учесть все особенности, характерные для приобретения конкретного вида «коммуналки», и правильно выбрать нужный пункт части 1 статьи 93.
Что понимается под коммунальными услугами
Согласно постановлению правительства № 354 от 06.05.2011 под коммунальными услугами понимается передача коммунальных ресурсов.
В таблице показано, какую услугу купить при потреблении того или иного ресурса.
Коммунальный ресурс | Коммунальная услуга |
---|---|
Холодная питьевая вода | Холодное водоснабжение |
Горячая вода | Горячее водоснабжение |
Сточные воды | Водоотведение |
Электрическая энергия | Электроснабжение |
Газ, включая баллоны | Газоснабжение |
Тепловая энергия | Отопление |
Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) | Сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО |
ВАЖНО!
С коммуналкой по 44-ФЗ часто отождествляют услуги связи, хотя технически они к ней не относятся. При подготовке документов смотрите ОКПД 2. К примеру, ОКПД 2 при покупке тепловой энергии 35.30.11.111, а код для услуг связи — 61.10.11.
Специальные нормы в закупках коммунальных услуг
В Законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере коммунальных услуг и конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. При закупке коммуналки заказчик опирается на специальные нормативно-правовые акты.
При расчете НМЦК на закупку коммунальных услуг используется тарифный метод, так как процесс ценообразования регулируется государственными органами. По ч. 8 ст. 22 44-ФЗ максимальное значение цены контракта коммуналки не устанавливается. Цена контракта определяется по действующим регулируемым ценам на эти услуги.
Наименование коммунальной услуги | Специальный нормативно-правовой акт | Нормативно-правовой акт, регулирующий цену (тариф) |
---|---|---|
Водоснабжение |
Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» |
Постановление правительства № 406 от 13.05.2013 «О госрегулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» |
Водоотведение | ||
Теплоснабжение | Федеральный закон № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» | Постановление правительства № 1075 от 22.10.2012 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» |
Электроснабжение | Федеральный закон № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» | Постановление правительства № 1178 от 29.12.2011 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» |
Газоснабжение |
Федеральный закон № 69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении» |
Постановление правительства № 1021 от 29.12.2000 «О госрегулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям» |
Обращение с отходами | Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» | Постановление правительства № 484 от 30.05.2016 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» |
Связь | Федеральный закон № 126-ФЗ от 07.07.2003 | Постановление правительства № 637 от 24.10.2005 «О госрегулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» |
Разъясняем, что главнее 44-ФЗ или Закон о теплоснабжении: нормами 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения. Конкретные особенности исполнения договоров прописаны в 190-ФЗ. Например, при выборе способа закупки руководствуются нормами 44-ФЗ, а при расчете неустойки — нормами Закона о теплоснабжении.
Как выбрать способ определения поставщика
Услуга по сбору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению ТКО — единственная, которую проводят конкурентным способом в случае отсутствия регионального оператора. Для проведения закупки целесообразно выбрать электронный аукцион, так как код ОКПД 2 находится в аукционном перечне. К примеру, возмещение коммунальных услуг в ОКПД 2 — 81.10.10.000, обычно для таких заказов проводят электронный аукцион.
ВАЖНО!
Не забудьте потребовать лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности.
Есть заказчики, которые проводят тендеры на теплоснабжение для заключения энергосервисного договора.
Но чаще всего для коммуналки заключают контракт с единственным поставщиком. Например, закупают электроэнергию по п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ: по этому пункту проводят договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электроэнергии.
Если заказчик закупает коммунальные услуги у единственного поставщика, то:
- не готовит документы заказа и извещение;
- заключает контракт на следующий день после публикации плана-графика в любой форме согласно Гражданскому кодексу;
- изменяет любые существенные условия заключенного договора;
- не применяет условия об ответственности из закона № 44-ФЗ и постановления правительства № 1042 от 30.08.2017;
- не включает в контракт обязательные требования ст. 33 закона № 44-ФЗ.
Эти преимущества свидетельствуют о целесообразности выбора в качестве способа закупки у единственного поставщика.
В ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе установлено, как заключать контракты на коммунальные услуги по 44-ФЗ в зависимости от того, у кого и что планируется закупить.
Вид коммунальной услуги | Закупка у ед. поставщика | Когда выбираем |
---|---|---|
|
По п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
|
|
По п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
|
|
По п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
|
Энергоснабжение или купля-продажа электрической энергии от гарантирующего поставщика электрической энергии | По п. 29 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ |
|
Все вышеперечисленные | По п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ | Договор по коммуналке заключают по п. 4 ч. 1 ст. 93, если:
|
Все вышеперечисленные | По п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
|
ВАЖНО!
Контракт на коммуналку по п. 25 ч. 1 ст. 93 не заключают, для этого есть другие основания статьи 93. По п. 25 ч. 1 ст. 93 контракт с едпоставщиком заключают, если не состоялась конкурентная закупка: не подали ни одну заявку, комиссия отклонила все заявки, все участники не соответствуют требованиям или заказчик отказался заключать контракт с единственным участником (п. 3–6 ч. 1, ч. 8 ст. 52 44-ФЗ). По нормам 360-ФЗ от 02.07.2021, начиная с 1 апреля 2023 года заключение контракта по п. 25 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ при отсутствии заявок или по другим основаниям, такие контракты начнут заключать с использованием Единой информационной системы. Сейчас заказчик вправе заключать контракт с едпоставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 без использования ЕИС.
Как составить проект контракта
Законом типовой контракт на поставку тепловой энергии не утверждён. Общие условия для включения в контракт определяются статьей 34 закона 44-ФЗ. Проверьте наличие таких положений:
- наименование заказчика и исполнителя;
- объект закупки;
- ИКЗ;
- информацию о количестве, месте и периоде оказания услуг;
- цену контракта, порядок расчетов;
- права и обязанности сторон;
- условия об ответственности;
- срок действия договора;
- реквизиты сторон.
При составлении проекта контракта учитывайте особенности:
- цена контракта необязательно является твердой;
- для услуг по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению и водоотведению пеня за просрочку исполнения обязательств рассчитывается в соответствии со специальным нормативным актом. Неустойку за просрочку рассчитывают в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка от не выплаченной в срок суммы;
- при оплате предусматривается авансирование в размере 30 % с оплатой до 18-го числа текущего месяца. Остаток платится до 10-го числа следующего месяца (п. 34 (1) постановления правительства № 808 от 08.08.2012, п. 5 постановления правительства № 294 от 04.04.2000);
- государственные заказчики при заключении контракта на водоснабжение по 44-ФЗ пользуются единым типовым договором на водоснабжение и водоотведение по постановлению правительства № 645 от 29.07.2013;
- при заключении договора по обращению с ТКО с региональным оператором используйте типовой договор, который утвержден постановлением правительства № 1156 от 12.11.2016;
- в договоре на энергоснабжение с гарантирующим поставщиком устанавливается порядок оплаты в соответствии с п. 82 постановления правительства № 442 от 04.05.2012: 30 % стоимости электроэнергии за текущий месяц оплачивается до 10-го числа этого месяца, 40 % стоимости за текущий месяц — до 25-го числа этого месяца, остаток стоимости платится до 18-го числа в следующем месяце;
- договор при закупке тепловой энергии у единственного поставщика по 44-ФЗ обязательно включает все существенные условия из правил организации теплоснабжения по постановлению правительства № 808 от 08.08.2012;
- в контракте с единственным поставщиком по п. 23 следует включить обоснование цены, а расчет сделать приложением к контракту.
Как выбрать поставщика коммунальных услуг
Выбор поставщика зависит от предмета закупки. Одни и те же коммунальные услуги отражены в различных пунктах ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, следует обратить внимание на следующие особенности:
1. При выборе закупки по п. 1 ч. 1 ст. 93 следует проверить, что услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий по № 147-ФЗ от 17.08.1995.
В Федеральной контрактной системе разъясняется, попадает ли закупка у субъекта естественных монополий в электронную приемку — нет, не попадает. При закупках у единственного поставщика электронное актирование обязательно только в особых случаях:
- Если проводится закупка товаров на сумму до 3 млн рублей с использованием электронной площадки по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ. Такие закупки относятся к электронным процедурам, поэтому к ней применяются правила об электронном актировании.
- Если электронная процедура не состоялась, и заказчик заключает контракт с единственным поставщиком по п. 24 или п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Контракт заключают на тех же условиях, что и в извещении о закупке. Условия о приемке включают в проект контракта, а проект контракта является приложением к извещению и разрабатывается заказчиком для проведения электронной процедуры, в него включают условие об электронном актировании (п. 1 ч. 13 ст. 34, п. 5 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 93 44-ФЗ).
Еще электронное актирование используют при закупках у единственного поставщика в случаях, которые прописаны в ч. 1, 2 ст. 15 46-ФЗ от 08.03.2022 (ч. 5 ст. 15 46-ФЗ).
2. Вот по какому пункту статьи 93 закона 44-ФЗ о теплоснабжении заключают контракт — по п. 8 ч. 1 ст. 93:
- цена рассчитывается на основании регулируемых тарифов;
- заказчик заключает договор с организацией, которая оказывает коммунальные услуги по месту его нахождения.
Также заказчик закупает услуги по водоснабжению питьевой водой и водоотведению согласно части 8 статьи 93 закона 44-ФЗ у единственного поставщика.
3. При выборе закупки по п. 23 ч. 1 ст. 93:
- помещение заказчика — нежилое;
- заказчик владеет помещением на любом законном основании (в том числе аренда);
- выбирается исполнитель, который обслуживает всех лиц в этом здании.
4. При выборе закупки по п. 29 ч. 1 ст. 93 следует:
- убедиться, что предмет контракта включает в себя куплю-продажу электрической энергии, а не только ее передачу;
- контракт заключается исключительно с организацией из реестра гарантирующих поставщиков. Реестр находится на сайте УФАС.
Когда договор госзаказа размещают в экстренном режиме, например проводят заключение договора по 44-ФЗ при аварии теплотрассы, руководствуются п. 9 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.
Как запланировать и заключить контракт
Вот инструкция, как планировать закупку коммуналки у единственного поставщика по 44-ФЗ:
- Включите планируемую закупку в план-график до заключения договора на коммунальные услуги по 44-ФЗ в соответствии со ст. 16. Внесите информацию согласно постановлению № 1279 от 30.09.2019 (ИКЗ, наименование объекта закупки, ОКПД 2, год заключения договора и объем финансового обеспечения). Если проводите закупку у едпоставщика по п. 4, 5 или 23, то в план вносится одна общая строка на размер годового объема денежных средств.
- Заключите договор не ранее, чем на следующий день после утверждения плана-графика.
- Информацию о заключенном договоре включите в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней (за исключением договоров по п. 4, 5 или 23 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
Формировать обоснование закупки у едпоставщика при планировании не надо, это не предусмотрено 44-ФЗ. Но из логики Федеральной контрактной системы понятно, надо ли обоснование контракта за услугу поверки счетчика по теплу по 44-ФЗ — да, если проводите этот заказ конкурентным способом. Поверка счетчика не относится к коммунальным услугам.
Для признания закупки у единственного поставщика обоснованной достаточно, чтобы она соответствовала требованиям ФКС по нормированию и формированию цены контракта с едпоставщиком (ч. 1 ст. 18 44-ФЗ). Заказчики обосновывают цену контракта с едпоставщиком, только если заключают его по пунктам 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30–35, 37–41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 (ч. 4 ст. 93 44-ФЗ).
ВАЖНО!
При планировании закупок по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ учитывайте СГОЗ для таких закупок. Его нельзя превышать.
Как внести сведения в ЕИС
Инструкция, как разместить контракт по коммуналке в ЕИС заказчику:
Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.
Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».
Шаг 3. Нажать кнопку «Сформировать информацию о контракте».
Шаг 4. Выбрать способ закупки — у единственного поставщика.
Шаг 5. Найти позицию в плане-графике.
Шаг 6. Заполнить сведения о контракте на вкладке «Общая информация»:
- предмет контракта;
- дата заключения;
- номер контракта;
- сроки его исполнения;
- сумма расходов;
- иные сведения.
Шаг 7. На вкладке «За счёт бюджетных средств» или «За счёт внебюджетных средств» внести информацию о финансировании.
Шаг 8. Заполнить вкладку «Объект закупки»:
- наименование;
- ОКПД 2;
- единица измерения;
- количество;
- стоимость.
Шаг 9. На вкладке «Информация о поставщиках» внести информацию об организации, с которой заключён контракт.
Шаг 10. Подгрузить файл с контрактом и подписать его электронной подписью.
Шаг 11. Отправить контракт на контроль, нажав на кнопку «Направить на контроль и разместить».
Как внести изменения, связанные с увеличением по коммуналке по 44-ФЗ, в ЕИС:
Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.
Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».
Шаг 3. Выбрать нужный контракт и открыть реестровую запись.
Шаг 4. На вкладке «Документы» нажать кнопку «Создать информацию об изменении контракта».
Шаг 5. Внести изменения.
Шаг 6. Прикрепить файлы с обоснованием изменений.
Шаг 7. Подписать файлы и отправить на контроль.
Как принять и оплатить услуги
Иногда договор по коммуналке заключается сроком до трех лет и в этом случае делится на этапы. Как заказчики принимают коммунальные услуги — каждый из этапов принимается в течение года нарастающим итогом в рамках лимитов бюджетных средств, выделенных на конкретный вид коммунальных услуг.
При исполнении договора платежи за коммунальные услуги в ЕИС размещаются в течение пяти рабочих дней. В эти же сроки публикуют еще такую информацию о:
- приемке (датой приемки является дата подписания акта приема-передачи);
- оплате (оплата осуществляется платежными поручениями на основании счетов на оплату от исполнителя);
- изменении договора (например, при изменении тарифов и заключении допсоглашения);
- расторжении договора (например, при окончании срока действия договора за фактически поставленные коммунальные ресурсы).
ФЗ № 71 от 01.05.2019 освободил заказчиков от отчетности по заключению контрактов с ресурсоснабжающими организациями. Теперь отчёт об исполнении коммунальных договоров не размещают в Единой информационной системе.
Об авторе этой статьи
- Александр Паршиков
- Практик, эксперт в закупках по 44-ФЗ, имеет большой опыт работы со стороны заказчика.
Другие публикации автора
Абсолютно все заказчики, от мала до велика, закупают коммунальные услуги. При этом многие предпочитают заключать контракты стоимостью до 100 000 рублей. С одной стороны, это упрощает жизнь. Но с другой стороны, лимит таких закупок ограничен. И тратить его на коммуналку целесообразно далеко не всегда. Для закупки электричества, услуг по водоснабжению, отоплению и прочих подобных правильнее использовать специальные основания. А малые закупки оставить на всякий случай — вдруг возникнут какие-то срочные потребности?
Основания для закупки коммунальных услуг
Коммунальные услуги закупаются у единственного поставщика. Регулируются такие закупки частью 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. В принципе для этого можно использовать и общие основания (пункты 4 и 5 части 1 упомянутой статьи). Хотя Минфин и подтверждает правомерность такого подхода (письмо от 21.06.2017 № 24-05-07/38889), но особого смысла в этом нет. На схеме ниже указано, какие основания предусмотрены именно для закупок коммуналки.
Специальные основания для закупки коммунальных услуг (статья 93 закона 44-ФЗ) |
1. Услуги связи. Пункт 1 части 1 |
2. Вода, отопление, газоснабжение, бытовые отходы. Пункт 8 части 1 |
3. Электричество. Пункт 29 части 1 |
Например, заказчик планирует заключить с поставщиком услуг по водоснабжению контракт, цена которого меньше 100 000 рублей. Можно использовать для этого общее основание в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93. А можно воспользоваться нормами пункта 8. Оба подхода законны.
Однако если заказчик пойдет по первому пути, это увеличит его шансы к концу года исчерпать лимит малых закупок. И тогда вместо заключения прямого контракта на какие-нибудь канцелярские принадлежности придется проводить конкурентную процедуру.
Перед применением специальных оснований следует ознакомиться с законом № 147-ФЗ, а именно с пунктом 1 статьи 4. В нем описана сфера деятельности субъектов естественных монополий.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Особенности закупки разных коммунальных услуг
Водо- и газоснабжение
Водоснабжение, водоотведение, снабжение газом можно закупать по пункту 8 части 1. А с этого года по этому же основанию разрешено заключать контракты на вывоз мусора (услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами). Такой контракт заключается с региональным оператором. Если таковой не выбран, то пункт 8 применять нельзя. Стоимость контракта определяется в пределах лимита тарифов оператора.
Энергоснабжение
Контракта на энергоснабжение целесообразно заключать по пункту 29. Но прежде стоит посетить Сайт антимонопольной службы и в разделе «Информационные системы» скачать реестр гарантирующих поставщиков. По нему следует проверить поставщика, с которым собираетесь заключить контракт:
Реестр гарантирующих поставщиков на сайте Антимонопольной службы
Обязательно следует проверить реестр. Ведь если заключить контракт с поставщиком, не входящим в этот реестр, выбор признают необоснованным. Это подтверждается практикой контролирующих органов.
Например, такие выводы следуют из Акта плановой проверки Комитета по контролю в сфере закупок по Тюменской области от 12.03.2018 № 04/01-19/2018.
Связь
Для контракта на определенные услуги связи есть пункт 1 упомянутой части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. По этому основанию можно закупить, например, услуги общедоступной почтовой связи.
Вместе с тем нужно помнить, что услуги, входящие в монопольный перечень, не стоит включать в один контракт с теми, которые не попадают в него. Это запутает поставщика и не понравится контролирующим органам (решение ФАС от 7 ноября 2017 по делу № ВП-540/17).
Планирование закупки коммунальных услуг
Как и любую закупку, контракт на коммунальные услуги нужно спланировать. А еще обосновать его цену. При этом следует помнить о наличии тарифного метода — использовать следует именно его.
При заключении контракта на коммуналку через малые закупки планирование осуществляется в упрощенном порядке — их нужно отразить одной строкой (постановление Правительства от 25.01.2017 № 73). Если же используются специальные пункты, то каждая закупка должна быть отдельной позицией в плановых документах. В качестве способа определения выбирается закупка у единственного поставщика.
Чтобы правильно заполнить плановые документы, рекомендуем обратиться к первоисточникам:
- Федеральные заказчики найдут порядок заполнения планов и планов-графиков в следующих документах:
- постановление от 05.06.2015 № 552 — план закупки;
- постановление от 05.06.2015 № 553 — план-график.
- Региональным и муниципальным заказчикам нужно обратиться к таким документам:
- постановление от 21.11.2013 № 1043 — план закупки;
- постановление от 05.06.2015 № 554 — план-график.
Ниже показано отражение закупки коммунальных услуг в ЕИС:
Закупки по специальным основаниям указаны отдельными позициями
Обосновывая способ закупки, необходимо сослаться на соответствующий пункт статьи 93 и указать «тарифный метод». А также нормативные акты, которые регулируют тарифы. Право на установление обеспечения контракта подобного типа остается за заказчиком.
В середине 2018 года отменено «правило 10 дней» для закупок у единственного поставщика. План-график можно изменить не позже, чем за 1 день до размещения в информационной системе соответствующего извещения либо до заключения контракта.
Например, заказчик закупает коммунальные услуги по спецпункту 8. Он может внести изменения в план-график, через день опубликовать извещение в ЕИС и через 5 дней заключить контракт.
Извещение публикуется в виде заполнения формы с информацией о закупке. Многие поля заполняются автоматически — данные берутся из плана-графика, поэтому остается только указать источник финансирования и место оказания услуг. Если это возможно, целесообразно прикрепить к извещению проект контракта.
Содержание контракта
Если контракт заключается по пункту 1, 8 или 29 части 1 статьи 93, оформляется он по упрощенным требованиям. В нем должны быть такие положения:
- Преамбула, в которой необходимо указать основание (пункт 1, 8 или 29 части 1 статьи 93).
- Условия о цене, ее твердости и неизменности на весь срок контракта (часть 2 статьи 34).
- Условия о неизменности положений контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95. А также о том, что все изменения и дополнения действительны, если оформлены в письменном виде и закреплены подписями сторон (пункт 2 статьи 34).
- Положение о сроке оплаты — не более 30 дней с даты подписания документа о приемке (пункт 13.1 статьи 34).
- Положение о расторжении — оно допускается по соглашению сторон, решению суда и в одностороннем порядке, если другая сторона отказывается от его исполнения (пункт 14 статьи 34, пункт 8 статьи 95).
Если предусмотрен аванс
Условия об авансовых платежах часто включается в коммунальные договоры. Необходимо следить за тем, чтобы были отражены реальные сроки оплаты. Например, в соответствии с платежной дисциплиной заказчик производит платежи за коммунальные услуги два раза в месяц: 1/3 до 10 числа текущего месяца, остальное — до 18 числа следующего месяца. Именно такой порядок следует прописать в контракте. Если поставщик указал свои сроки оплаты, нужно составить протокол разногласий и указать в нем реальный режим перечисления платежей.
Можно ли заключить контракт на коммунальные услуги задним числом?
Согласование контракта может затянуться, а получать свет, воду и газ заказчику нужно ежедневно. В связи с этим порой контракты заключаются задним числом — в тексте прописывается, что действие документа распространяется на периоды до его заключения. Это так называемая ретроактивная оговорка.
В отношении прочих контрактов ФАС не приемлет такой подход. Однако что касается соглашений на предоставление коммунальных услуги, то это допустимо. И даже если контролеры вынесут предписание, высок шанс оспорить его в суде (письмо Минфина от 21.06.2017 № 24-04-06/38896, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.08.16 № Ф03-3644/2016).
Когда контракт заключен
После заключения контракта нужно внести его в соответствующий реестр в ЕИС. Если проводилась малая закупка, то сведения вносятся только в реестр договоров по закупкам малого объема, а в реестр контрактов не передаются. Также необходимо учесть сумму контракта в годовом объеме закупок малого объема.
Данные о контракте, заключенном по спецоснованиям, в реестр ЕИС нужно подать в течение 5 рабочих дней после того, как он был заключен. При этом скан контракта должен полностью соответствовать структурированной форме в информационной системе. Иначе контракт не зарегистрируют. Пример причины отказа в регистрации показан на следующем изображении:
Отказ в регистрации контракта с указанием причин
А это отказ по причине того, что в контракте присутствует аванс, тогда как в структурированной форме его нет:
Отказ по причине неуказания аванса
Чтобы не было вопросов, следует заполнить внимательно все строки структурированной формы контракта так, как они есть на скан-копии. Аванс прописывается в процентном выражении и фиксированной суммой:
Условие об авансе прописывается в % и в рублях
Нельзя забывать и о таких «мелочах», как единица измерения и количество. Если эти данные вносились на этапе планирования, то они подгрузятся автоматически.
В ЕИС следует разместить контракт, приложения и дополнительные соглашения, если они имеются. Иначе можно получить штраф.
Исполнение контракта
После размещения контракта начинается его исполнение. Работа для заказчика есть и на этом этапе. Необходимо осуществлять приемку услуг, получать от контрагента документы об оплате и вовремя ее производить.
Обмениваться документами с поставщиками коммунальных услуг придется ежемесячно и постоянно. Поэтому целесообразно заключить соглашение об электронном документообороте. Это позволит вовремя получать все документы, сократит затраты времени и количество ошибок.
Принятый и оплаченный контракт нужно разместить в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты принятия.
Нужно ли отчитываться по этапам контракта?
Поправки середины текущего года изменили правила отчетности по этапам контракта. Теперь нужно размещать отчет по каждому этапу в том случае, если цена контракта превышает 1 млрд рублей, а также при закупке работа по строительству. Изменения внесены законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. При этом не поясняется, действуют ли новые правила только на контракты, заключенные после 1 июля, или они применяются ко всем соглашениям.
Но есть письмо Минфина № 24-03-07/34121 от 18.05.2018, в котором ведомство поясняет следующее. Если обязанность размещать отчет об исполнении этапа у заказчика была до 1 июля 2018 года, то нужно ее исполнять. Если контракт заключен до 1 июля, но разместить отчет по этапу заказчик должен после наступления этой даты, то делать этого не нужно.
Вместе с тем это лишь мнение Минфина, которое не имеет законной силы. А посему до сих пор многие заказчики по-прежнему размещают «этапный» отчет в ЕИС.
Если план расходится с фактическими затратами
Точно определить потребности, связанные с коммунальными услугами, часто не представляется возможным. Но в течение года уже бывает понятно, совпадет ли расход с тем, что было запланировано. При необходимости можно расторгнуть заключенные контракты и подписать новые, подправив лимиты потребления. Изменение следует отразить в плановых документах. В первоначальных позициях нужно указать фактическое потребление, а затем создать позиции по новым контрактам. Тогда в конце года план и факт совпадут.
Закупая коммунальные услуги по 44-ФЗ, необходимо помнить о способах определения цены, о правилах закупки у единственного поставщика, о закупке без торгов и пр. Рассказываем о нюансах контрактов по коммуналке.
Что относится к коммунальным услугам
Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 определяет коммунальные услуги как передачу коммунальных ресурсов.
Мы собрали в таблицу коммунальные услуги и ресурсы:
Ресурс |
Услуга |
---|---|
Холодная вода |
Холодное водоснабжение |
Горячая вода |
Горячее водоснабжение |
Сточные воды |
Водоотведение |
Электроэнергия |
Электроснабжение |
Газ |
Газоснабжение |
Теплоэнергия |
Отопление |
Обращение с ТКО |
Сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО |
При оформлении закупок оформляйте коммунальные услуги по ОКПД, поскольку, не сверяя коды, есть вероятность допустить ошибку:
Например, неверно относить к коммуналке услуги связи. ОКПД связи 61.10.1 не относится к коммунальным ресурсам.
Нормы в закупках коммунальных услуг
Законодательство о закупках не учитывает специфику закупаемых ТРУ. Особенности поставки ресурсов регламентируют профильные нормативные акты, которые необходимо учитывать при подготовке закупочной документации.
При расчете НМЦК применяют тарифный метод, поскольку ценообразование в отрасли регламентировано государством. Максимальное значение цены контракта по ч. 8 ст. 22 ФЗ № 44 не устанавливают.
Используйте бесплатные калькуляторы по закупкам:
Мы собрали в таблицу перечень нормативных актов, регламентирующих ценообразование и особенности поставки ресурсов:
Наименование услуги |
Профильный нормативный акт |
Порядок ценообразования |
---|---|---|
Водоснабжение, водоотведение |
Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» |
Постановление Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 «О госрегулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» |
Теплоснабжение |
Федеральный закон № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» |
Постановление Правительства РФ № 1075 от 22.10.2012 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» |
Электроснабжение |
Федеральный закон № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» |
Постановление Правительства РФ № 1178 от 29.12.2011 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» |
Газоснабжение |
Федеральный закон № 69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении» |
Постановление Правительства РФ № 1021 от 29.12.2000 «О госрегулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям» |
ТКО |
Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» |
Постановление Правительства РФ № 484 от 30.05.2016 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» |
44-ФЗ и профильные нормативные акты не конкурируют по юридической силе: для закупок применяют 44-ФЗ, а при расчете неустойки — профильный закон.
Например, заключая муниципальный контракт на подачу тепловой энергии, выбор способа закупки проводят по 44-ФЗ, а неустойку считают по ФЗ № 190.
Дополнительно: удержание неустойки из суммы контракта по 44-ФЗ
Выбор способа определения поставщика
В случае отсутствия регионального оператора по ТКО, услуги по сбору, транспортировке, обезвреживанию и захоронению ТКО — закупку проводят конкурентным способом. Для ее проведения рекомендуем выбрать электронный аукцион, так как код ОКПД 2 относится к аукционным.
При подготовке закупочной документации не забудьте потребовать у поставщика лицензию на работу с ТКО.
Наиболее распространенный вид закупки — с единственным поставщиком: поставка тепловой энергии по ОКПД 2 разрешена законодательством. У едпоставщика закупают электричество, газ и воду. Ограничений по ресурсам не установлено.
При закупке у единственного поставщика учитывайте нюансы:
- заказчик не готовит документы заказа и извещение;
- заключение контракта допустимо на следующий день после публикации плана-графика;
- заказчик вправе менять существенные условия контракта;
- условия об ответственности по 44-ФЗ и ПП РФ № 1042 не применяют;
- требования ст. 33 ФЗ № 44 не включают в контракт.
В организации коммунальной службы работы по закупкам необходимо различать вид коммунальной услуги и особенности выбора поставщика. Мы собрали в таблицу, когда целесообразно закупать услугу у единственного поставщика по ст. 93:
Вид услуги |
Какой пункт статьи 93 44-ФЗ о монополистах по коммуналке |
В каких случаях выбрать |
---|---|---|
|
П. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
Услуги сферы естественных монополий ФЗ № 147 от 17.08.1995 |
|
П. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
Исполнитель — не субъект естественной монополии. Для ТКО заказчик входит в местность обслуживания регионального оператора |
|
П. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
При оказании услуг в одном здании другим лицам (заказчик — не единственный пользователь) |
Энергоснабжение или покупка электроэнергии у гарантирующего поставщика |
П. 29 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ |
Заключают единый договор, поставщик — в реестре гарантирующих поставщиков |
Все указанные выше |
П. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
Цена контракта не более 600 тыс. руб. Годовой лимит — не выше 2 млн руб. или не более 10 % от СГОЗ и не более 50 млн руб. |
Все указанные выше |
П. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
Цена контракта не более 600 тыс. руб. Годовой лимит — не выше 2 млн руб. или не более 10 % от СГОЗ и не более 50 млн руб. Заказчик — учреждение культуры, образования, науки или спорта |
По п. 25 контракт заключают в случаях, если не состоялась конкурентная закупка: не подали заявки, комиссия отклонила заявки, участники не соответствуют требованиям, заказчик отказался заключать договор с ед. поставщиком. С 01.04.2023 такой контракт заключают через ЕИС.
Составляем проект контракта
Общие условия для договора закреплены в ст. 34 ФЗ № 44.
Проверьте наличие положений:
- наименование сторон;
- предмет договора;
- ИКЗ;
- объем услуг, период их оказания;
- цену контракта, порядок расчетов;
- права и обязанности, ответственность сторон;
- срок действия договора.
Учитывайте особенности:
- Цена договора не всегда имеет твердый размер.
- Для услуг, кроме ТБО, пеню считают по профильному нормативу — 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
- Устанавливают аванс в размере 30 %, его вносят до 18-го числа текущего месяца. Остаток вносят до 10-го числа следующего месяца (п. 34 (1) ПП РФ № 808 от 08.08.2012).
- При заключении договоров на водоснабжение и водоотведение, на ТКО используют типовые договоры, утвержденные правительством.
- Для электроэнергии установлен иной порядок оплаты: 30 % — до 10-го числа, 40 % — до 25-го числа, остаток — до 18-го числа следующего месяца (п. 82 ПП РФ № 442 от 04.05.2012).
- В договор на теплоснабжение включают обязательные условия из ПП РФ № 808 от 08.08.2012.
- В контракте с единственным поставщиком расчет цены включают в приложение.
Образец расчета цены:
Например, неверно относить к коммуналке услуги связи. ОКПД связи 61.10.1 не относится к коммунальным ресурсам.
Нормы в закупках коммунальных услуг
Законодательство о закупках не учитывает специфику закупаемых ТРУ. Особенности поставки ресурсов регламентируют профильные нормативные акты, которые необходимо учитывать при подготовке закупочной документации.
При расчете НМЦК применяют тарифный метод, поскольку ценообразование в отрасли регламентировано государством. Максимальное значение цены контракта по ч. 8 ст. 22 ФЗ № 44 не устанавливают.
Используйте бесплатные калькуляторы по закупкам:
Мы собрали в таблицу перечень нормативных актов, регламентирующих ценообразование и особенности поставки ресурсов:
Наименование услуги |
Профильный нормативный акт |
Порядок ценообразования |
---|---|---|
Водоснабжение, водоотведение |
Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» |
Постановление Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 «О госрегулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» |
Теплоснабжение |
Федеральный закон № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» |
Постановление Правительства РФ № 1075 от 22.10.2012 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» |
Электроснабжение |
Федеральный закон № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» |
Постановление Правительства РФ № 1178 от 29.12.2011 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» |
Газоснабжение |
Федеральный закон № 69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении» |
Постановление Правительства РФ № 1021 от 29.12.2000 «О госрегулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям» |
ТКО |
Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» |
Постановление Правительства РФ № 484 от 30.05.2016 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» |
44-ФЗ и профильные нормативные акты не конкурируют по юридической силе: для закупок применяют 44-ФЗ, а при расчете неустойки — профильный закон.
Например, заключая муниципальный контракт на подачу тепловой энергии, выбор способа закупки проводят по 44-ФЗ, а неустойку считают по ФЗ № 190.
Дополнительно: удержание неустойки из суммы контракта по 44-ФЗ
Выбор способа определения поставщика
В случае отсутствия регионального оператора по ТКО, услуги по сбору, транспортировке, обезвреживанию и захоронению ТКО — закупку проводят конкурентным способом. Для ее проведения рекомендуем выбрать электронный аукцион, так как код ОКПД 2 относится к аукционным.
При подготовке закупочной документации не забудьте потребовать у поставщика лицензию на работу с ТКО.
Наиболее распространенный вид закупки — с единственным поставщиком: поставка тепловой энергии по ОКПД 2 разрешена законодательством. У едпоставщика закупают электричество, газ и воду. Ограничений по ресурсам не установлено.
При закупке у единственного поставщика учитывайте нюансы:
- заказчик не готовит документы заказа и извещение;
- заключение контракта допустимо на следующий день после публикации плана-графика;
- заказчик вправе менять существенные условия контракта;
- условия об ответственности по 44-ФЗ и ПП РФ № 1042 не применяют;
- требования ст. 33 ФЗ № 44 не включают в контракт.
В организации коммунальной службы работы по закупкам необходимо различать вид коммунальной услуги и особенности выбора поставщика. Мы собрали в таблицу, когда целесообразно закупать услугу у единственного поставщика по ст. 93:
Вид услуги |
Какой пункт статьи 93 44-ФЗ о монополистах по коммуналке |
В каких случаях выбрать |
---|---|---|
|
П. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
Услуги сферы естественных монополий ФЗ № 147 от 17.08.1995 |
|
П. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
Исполнитель — не субъект естественной монополии. Для ТКО заказчик входит в местность обслуживания регионального оператора |
|
П. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
При оказании услуг в одном здании другим лицам (заказчик — не единственный пользователь) |
Энергоснабжение или покупка электроэнергии у гарантирующего поставщика |
П. 29 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ |
Заключают единый договор, поставщик — в реестре гарантирующих поставщиков |
Все указанные выше |
П. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
Цена контракта не более 600 тыс. руб. Годовой лимит — не выше 2 млн руб. или не более 10 % от СГОЗ и не более 50 млн руб. |
Все указанные выше |
П. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
Цена контракта не более 600 тыс. руб. Годовой лимит — не выше 2 млн руб. или не более 10 % от СГОЗ и не более 50 млн руб. Заказчик — учреждение культуры, образования, науки или спорта |
По п. 25 контракт заключают в случаях, если не состоялась конкурентная закупка: не подали заявки, комиссия отклонила заявки, участники не соответствуют требованиям, заказчик отказался заключать договор с ед. поставщиком. С 01.04.2023 такой контракт заключают через ЕИС.
Составляем проект контракта
Общие условия для договора закреплены в ст. 34 ФЗ № 44.
Проверьте наличие положений:
- наименование сторон;
- предмет договора;
- ИКЗ;
- объем услуг, период их оказания;
- цену контракта, порядок расчетов;
- права и обязанности, ответственность сторон;
- срок действия договора.
Учитывайте особенности:
- Цена договора не всегда имеет твердый размер.
- Для услуг, кроме ТБО, пеню считают по профильному нормативу — 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
- Устанавливают аванс в размере 30 %, его вносят до 18-го числа текущего месяца. Остаток вносят до 10-го числа следующего месяца (п. 34 (1) ПП РФ № 808 от 08.08.2012).
- При заключении договоров на водоснабжение и водоотведение, на ТКО используют типовые договоры, утвержденные правительством.
- Для электроэнергии установлен иной порядок оплаты: 30 % — до 10-го числа, 40 % — до 25-го числа, остаток — до 18-го числа следующего месяца (п. 82 ПП РФ № 442 от 04.05.2012).
- В договор на теплоснабжение включают обязательные условия из ПП РФ № 808 от 08.08.2012.
- В контракте с единственным поставщиком расчет цены включают в приложение.
Образец расчета цены:
Выбор поставщика коммунальных услуг
При выборе поставщика учитывайте особенности:
1. По закупке по п. 1 ч. 1 ст. 93 убедитесь, что услуги относятся к деятельности субъектов естественной монополии по ФЗ № 147. ФАС в Письме № АЦ/31173/15 от 23.06.2015 отметила, что заказчику необходимо ориентироваться на ст. 4 ФЗ № 147, а не на нахождение поставщика в реестре на сайте ФАС.
2. При закупке у ед. поставщика электронное актирование обязательно в двух случаях:
- для закупки до 3 млн руб. с использованием электронной площадки по ч. 12 ст. 93;
- если электронная закупка не состоялась, и заказчик заключает договор по п. 24 или 25 ч. 1 ст. 93.
3. Обратите внимание, по какому пункту 44-ФЗ заключить контракт на теплоснабжение — по п. 8 ч. 1 ст. 93. Цену рассчитывают по регулируемым тарифам, а договор заключают с поставщиком, который оказывает услуги по месту нахождения заказчика.
4. При закупке по п. 23 учитывайте:
- помещение заказчика — нежилое;
- необходимо законное владение помещением (собственность, аренда и пр.);
- выбирают того поставщика, который обслуживает иных потребителей в здании.
Обратите внимание: можно ли заключить госконтракт с единственным поставщиком по 44-ФЗ в рамках федерального проекта чистая вода — такой вариант допустим.
Как запланировать и заключить контракт
При планировании и заключении договора воспользуйтесь рекомендациями:
- Закупку включают в план-график до заключения договора. В план вносят информацию по ПП РФ № 1279: ИКЗ, наименование объекта, ОКПД 2 и пр. При закупке у ед. поставщика, в план вносят общую строку по размеру годового объема денежных средств.
- Договор заключают не ранее одного дня после утверждения плана-графика.
- Вот в какие сроки вносятся сведения о контракте на теплоснабжение в реестр контрактов — в течение пяти дней, как и для других коммунальных ресурсов.
Обоснование закупки при планировании не требуется. При закупке у ед. поставщика обоснование готовят при заключении контракта по пунктам 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30–35, 37–41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 (ч. 4 ст. 93 44-ФЗ).
Учитывайте СГОЗ для закупок по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Возникают ситуации, когда заказчик не укладывается в запланированный объем закупки. Вот что делать, если по госконтракту поставили весь объем тепла на объект досрочно: необходимо скорректировать контракт и отразить изменения в ЕИС.
Внесение сведений в ЕИС
Для внесения данных в ЕИС воспользуйтесь пошаговой инструкцией.
Шаг 1. Зайдите в личный кабинет на сайте ЕИС, используя ЭЦП.
Шаг 2. В разделе «Реестр контрактов» сформируйте информацию о новом контракте.
Шаг 3. Укажите способ закупки — у ед. поставщика и найдите в плане-графике требуемую позицию.
Шаг 4. Сведения о контракте заполняют во вкладке «Общая информация».
Укажите:
- предмет договора;
- дату заключения;
- номер контракта;
- цену договора;
- срок его действия.
Шаг 5. Заполните информацию о финансировании — за счет бюджетных или внебюджетных средств.
Шаг 6. Заполните данные по объекту закупки:
- наименование;
- ОКПД 2;
- количество, единица измерения;
- стоимость.
Шаг 7. Укажите информацию о поставщике.
Шаг 8. Загрузите файл с контрактом и подпишите с помощью ЭЦП.
Шаг 9. Отправьте документ на контроль, после чего его автоматически разместят в системе.
Шаг 2. В разделе «Реестр контрактов» сформируйте информацию о новом контракте.
Шаг 3. Укажите способ закупки — у ед. поставщика и найдите в плане-графике требуемую позицию.
Шаг 4. Сведения о контракте заполняют во вкладке «Общая информация».
Укажите:
- предмет договора;
- дату заключения;
- номер контракта;
- цену договора;
- срок его действия.
Шаг 5. Заполните информацию о финансировании — за счет бюджетных или внебюджетных средств.
Шаг 6. Заполните данные по объекту закупки:
- наименование;
- ОКПД 2;
- количество, единица измерения;
- стоимость.
Шаг 7. Укажите информацию о поставщике.
Шаг 8. Загрузите файл с контрактом и подпишите с помощью ЭЦП.
Шаг 9. Отправьте документ на контроль, после чего его автоматически разместят в системе.
Вот как изменить внесенные данные:
Шаг 1. Откройте реестровую запись в реестре контрактов.
Шаг 2. Во вкладке «Документы» кликните «Создать информацию об изменении контракта».
Шаг 3. Заполните изменения и прикрепите документы — обоснования.
Шаг 4. Подпишите файлы и отправьте на контроль.
Как принять и оплатить услуги
Если исполнение договора предполагает этапы — работы принимают поэтапно в течение года нарастающим итогом в рамках сумм, выделенных из бюджета.
В ЕИС информацию о платежах размещают в течение пяти рабочих дней.
В течение пяти рабочих дней в ЕИС публикуют:
- информацию о приемке услуг;
- об изменении договора;
- о расторжении договора.
Отчет и добавление сведений об исполнении контракт по водоканалу по 44-ФЗ и по иным коммунальным услугам не публикуют в ЕИС.
Закупка коммунальных услуг по 44-ФЗ — это процедура, которую заказчик вправе провести неконкурентным способом по правилам статьи 93 44-ФЗ.
Что понимается под закупкой коммунальных услуг
Коммунальные услуги — это обеспечение учреждений водоснабжением и водоотведением, тепловой и электрической энергией и обращение с твердыми коммунальными отходами. По ст. 93 44-ФЗ, заказчики вправе закупать коммунальные услуги у субъектов естественных монополий, выступающих в роли единственного поставщика, если:
- приобретаются услуги по поставке водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии и газоснабжения (кроме поставок сжиженного газа) и обращению с твердыми коммунальными отходами, п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
- заключается договор на поставку энергоснабжения, электрической энергии с гарантирующим поставщиком, п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
На основании положений ФЗ 147-ФЗ от 17.08.1995, передача тепловой и электрической энергии и обслуживание организаций по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Закупая электроэнергию, заказчик должен помнить, что по требованию п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ договор заключается только с гарантирующим поставщиком (35-ФЗ от 26.03.2003), который:
- имеет статус гарантирующего поставщика, присвоенный ему в соответствии с законодательством РФ;
- осуществляет энергосбытовую деятельности;
- обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему потребителем электрической энергии, желающим приобрести электрическую энергию.
Определение цены на закупку коммунальных услуг
Так как цены на «коммуналку» подлежат государственному регулированию, то при заключении контрактов по «коммуналке» применяется тарифный метод обоснования цены: виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию, определены ч. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ от 07.12.2011, для тепловой энергии — ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010, для электрической энергии — ч. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ.
Тарифным методом цена контракта определяется как произведение количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) на цену (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.
ЦК=V х Ц, где:
- ЦК — цена контракта, определяемая тарифным методом;
- V — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
- Ц — цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.
Цена контрактов на водоснабжение, водоотведение тепло- и газоснабжение определяется на основании регулируемых тарифов, установленных действующим российским законодательством, в пределах выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).
Договор по энергоснабжению или поставке электрической энергии заключается согласно п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик передает, а потребитель принимает и обязуется оплачивать электрическую энергию в количестве и по ценам, предусмотренным официальным документом. Стоимость такого контракта рассчитывается и обосновывается согласно тарифному методу определения цены контракта.
В том случае если цена контракта на коммуналку устанавливается в пределах 600 000 руб., то закупку проводят в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ (Письма Минфина №24-03-07/63434 от 28.09.2017, №24-02-08/88374 от 29.12.2017).
При этом важно помнить, что заказчик заключает контракты на основании данного пункта на общую сумму не более 2 000 000 руб., либо не более 10% от совокупного годового объема закупок заказчика и не более 50 000 000 руб. В связи с чем проводить закупку в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ следует только в исключительных случаях.
Ограничения суммы закупок, осуществляемых на основании п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. Аналогично заказчики, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, вправе осуществить закупку в пределах 600 000 руб. Но годовой объем таких закупок не должен превышать 5 000 000 руб. или 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 30 000 000 руб.
26.02.2018 Федеральное казначейство растолковало противоречия бюджетного законодательства и правовых актов в области отдельных коммунальных ресурсов. Подробнее вы можете прочитать в статье «Казначейство разрешило проблему с авансами».
Как закупить коммунальные услуги у единственного поставщика
Рассмотрим поэтапно:
- Заключение контракта.
- Внесение сведений о заключенном договоре в реестр контрактов в ЕИС. Сведения вносятся в пятидневный срок (рабочие дни) при заключении контракта и в аналогичный период при его исполнении либо отдельного его этапа (ч. 3 ст. 103 44-ФЗ).
- Оплата вносится только при наличии подписанных актов на оказанные коммунальные услуги.
Обязательные условия
В каждом контракте на оказание коммунальных услуг в обязательном порядке указывают наименование заказчика и поставщика, полное описание объекта закупки (ст. 33 44-ФЗ), информация о количестве и о месте оказания услуги, период оказания услуги, источник финансирования и цена контракта, и следует предусмотреть в контракте цену единицы услуги.
В договоре необходимо указать, что его цена является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения договорных отношений (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ), а также, что изменение условий контракта в период его действия допускается только в случаях, предусмотренных ст. 95 44-ФЗ.
Заказчик обязан включить в контракт условия об ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пример контракта
Закрытие контракта
Контракт на коммунальные услуги заключается сроком на один финансовый год, согласно плану-графику и выделенным лимитам бюджетных обязательств. Перечисление денежных средств по договору происходит по платежным поручениям, в которых указывается номер и дата документа по перечисленной сумме.
В реестр вносятся суммы из исполненных за весь период платежных поручений, которые подкрепляются подписанными актами сдачи-приемки. Указываются реквизиты самого платежного поручения. По итогам внесения всех сумм в соответствии с ценой контракта на оказание коммунальных услуг в реестре контрактов производится закрытие конкретного контракта.
Как проводить другие госзакупки
У нас есть подробные инструкции, как правильно закупать:
- Продовольствие для жизнеобеспечения граждан.
- Продукты питания.
- НИОКР.
- Вывоз мусора.
- Лекарственные средства.
- Мебель.
- Недвижимость.
- Электроэнергию.
- ОСАГО.
- Результаты интеллектуальной деятельности.
- Расходные материалы.
- В аварийных ситуациях.
- Иностранным поставщикам.
Задорожнева Александра
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Другие статьи автора
Закупка коммуслуг по 44-ФЗ в 2021 году производится у едпоставщика по следующим основаниям:
Вид приобретаемой услуги // Основание по 44-ФЗ
● Водоотведение, водо-, тепло-, газоснабжение (исключение – реализация сжиженного газа), обращение с ТКО, подключение к инженерно-техническим сетям по регулируемым ценам — пункт 8 части 1 статьи 93
● Расходы по управлению МКД, если помещения находятся в частной, муниципальной или госсобственности — пункт 22 части 1 статьи 93
● Расходы на техобслуживание и ремонту в нежилых помещениях, принадлежащих госзаказчику, на услуги по водоотведению, водо-, тепло-, электро-, газоснабжению, обращению с ТКО, если такие услуги оказываются другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями в этом же здании — пункт 23 части 1 статьи 93
● Энергоснабжение от гарантирующего поставщика — пункт 29 части 1 статьи 93
● Все перечисленное на сумму до 600 тыс. руб. — пункт 4 части 1 статьи 93
● Все перечисленное на сумму до 600 тыс. руб. учреждениями культуры, образования или спорта — пункт 5 части 1 статьи 93
Особенности закупок коммуслуг по 44-ФЗ заключаются в том, что образец договора чаще всего необходимо разрабатывать с учетом типового договора (например, при закупке услуг по обращению с ТКО типовой договор утвержден постановлением от 12.11.2016 № 1156, а на водоснабжение, водоотведение – постановлением от 29.07.2013 № 645).
Кроме того, нормативные акты содержат ряд особенностей. Например, оплата электроэнергии происходит в следующем порядке: 30% стоимости за текущий месяц следует оплатить до 10-го числа этого месяца, 40% — до 25-го числа, остальные денежные средства нужно внести до 18-го числа месяца, следующего за расчетным (п. 82 Основных положений, утв. постановлением от 04.05.2012 № 442).
Закупка коммунальных услуг по 44-ФЗ у единственного поставщика — пример
Заключение договора происходит в следующем порядке:
● до подписания договора закупку необходимо включить в план-график. Закупки у едпоставщика по п. 4, 5, 23 ч. 1 ст. 93 в план-график вносят одной строкой (подп. «г» п. 18 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков, утв. постановлением от 30.09.1279);
● при подписании контракта с едпоставщиком по п.п. 22, 23 ч. 1 ст. 93 необходимо определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93);
● подписать договор можно не раньше, чем на следующий день после включения сведений о закупке в план-график;
● сведения о подписанном контракте необходимо внести в реестр контрактов. Исключение составляют коммуслуги по 44-ФЗ п.4, 5, 23 ч. 1 ст.93 (ч. 1 ст. 103).