Инструкция по зарядке agm аккумулятора

Материал мне показался доступным и понятным и чтоб потом не искать.

схема внутренностей AGM? полагаю, что в оригинальных аккумуляторах МВ также.
Называется, — найди хоть одно отличие от варты :)
Вариант AGM в круглых банках и стандарт.
ну тут совсем все понятно

: безопасная зарядка, правильная эксплуатация

«Как правильно заряжать AGM аккумуляторAGM аккумулятор: безопасная зарядка, правильная эксплуатация? Почему не стоит спешить прикурить AGM батарею? Чем отличается AGM от обычной АКБ? Что такое терморазгон и почему его следует бояться в процессе зарядки AGM аккумулятора?»

Еще относительно недавно автомобили (как высокотехнологические изделия) продавали инженеры. Но все меняется: растет конкуренция, рынок и покупателя нужно постоянно завоевывать. Поэтому в наше время, за дело плотно взялись уже маркетологи. Не обошли они своим вниманием и аккумуляторы.

AGM аккумуляторы: что мы покупаем на самом деле

Покупатели современного авто премиум класса станут обладателями «суперсовременного», очень дорогого AGM аккумулятора с дополнительным BEM-кодом на наклейке, без которого машина не поедет :) — об этом маркетинговом ходе читайте в отдельной статье. Маркетологи даже подобрали AGM батареям новое название: «start-stop» или «start-stop-plus», намекая что только эта батарея подойдет для современного авто с системой старт-стоп.

На заметку: несколькими годами ранее, маркетологи придумали новый вид аккумуляторов — «необслуживаемые». Хотя это были самые обычные свинцово-кислотные батареи, у которых пластины легированы кальцием. В действительности все необслуживаемые аккумуляторные батареи со временем нужно обслуживать. Летняя жара, длительные поездки приводят к выкипанию воды и уменьшению уровня электролита.

Отличие AGM аккумулятора от его собратьев — это размещенные между пластинами стекловолоконные маты-промокашки, в которые впитан обычный жидкий электролит. Неоспоримый плюс такой конструкции — более высокая устойчивость к вибрациям и удержание намазки на пластинах от осыпания. Во всем остальном АГМ батареи ничем не отличаются от обычных. Не по сроку службы, не по характеристикам, не по составу электролита и пластин. И для законов химии и физики, AGM аккумуляторы — обычные свинцово-кислотные аккумуляторы

AGM батареи: тот момент, когда идея «прикурить» аккумулятор может стоить очень дорого

Важно: Если ваша машина самостоятельно не завелась, а у вас стоит AGM батарея — не стоит прикуривать от автомобиля-донора и отправляться в поездку. Это может закончится очень печально. Ваш аккумулятор разряжен, а возможно даже не исправен, например по причине короткого замыкания. А значит серная кислота «ушла» из электролита впитанного в стекломаты и в них по сути осталась одна вода.

Сопротивление разряженного AGM аккумулятора внутри матов различается (помним о слабой перемешиваемости) поэтому ток заряда в автомобиле, даже который контролируется современной системой BMS, станет для некоторых участков слишком высоким — и в батареи появятся первые «очаги» нагрева. А в скором времени вода в этих участках начнет выкипать, «излишний» ток не участвующий в процессе заряда, запустит процесс электролиза, разлагающий воду на составные части: водород + кислород, которую химики называют «гремучая смесь». Кроме того кислород начнет окислять отрицательные пластины с нагревом.

Если процесс заряда вовремя не остановить, корпус аккумуляторов станет от нагрева размягчаться и разбухать. АКБ будет выделять пары закипевшего электролита через газовые клапаны. Если процесс терморазгона вовремя не обнаружить, батарея может разрушиться сама, повредить автомобиль и привести к пожару.

После такого события «вареный» аккумулятор долго остывает — процесс окисления отрицательных пластин продолжится и после отключения. Можно конечно, в дальнейшем попытаться восстановить такую батарею, но результат вас не обрадует. Батарею после таких повреждений приходится менять.

AGM аккумулятор: как правильно зарядить и на что обратить внимание

В своем стремлении отвоевать покупателя, маркетологи умолчали о серьезнейшим опасном недостатке AGM аккумуляторов — склонности к попаданию в режим терморазгона!

Из Википедии узнаем, что «Тепловой разгон аккумулятора — явление, возникающее при зарядке аккумулятора. Заключается в том, что увеличение температуры электролита приводит к росту зарядного тока, который может возрасти до значения, приближающегося к значению тока короткого замыкания.»

AGM стекломаты держат электролит в «связанном» состоянии, не допуская его свободного перемешивания. Тепловой разгон может произойти при сочетании факторов присущих AGM аккумуляторам: недостатке электролита в элементах батареи (его меньше чем в обычном наливном) и его слабой диффузии (перемешиваемости). Из учебника химии узнаем, что кислород, выделяемый в процессе электролиза окисляет отрицательные электроды аккумулятора. Такая реакция окисления протекает с выделением большого количества тепла и происходит разогрев электролита. Нагретый электролит имеет меньшее сопротивление. Соответственно АКБ станет принимать больший ток заряда, приводящий в свою очередь к увеличению количества выделяемого кислорода (и водорода). Таким образом возникает самоускоряющийся процесс нагревания — «терморазгон».

Заряжать разряженную AGM батарею нужно только в стационарных условиях, зарядным устройством. Перед началом заряда необходимо выкрутить пробки и убедится, что стекломаты не высохшие. Если выяснится, что они сухие, то необходимо добавить в них дистилированную воду. Сухой стекломат при зарядке будет нагреваться.

Кроме обычных методов контроля заряда:
— не превышать напряжение при зарядке 14,4 Вольта,
— не превышать токи заряда выше 1/10 номинальной емкости аккумулятора,
следует контролировать температуру аккумулятора!

При малейших признаках нагрева корпуса — зарядку прекращать, давая возможность произойти медленнейшему процессу диффузии — позволить перемешаться «заряженному-незаряженному» электролиту с различным сопротивлением току в стекломатах. Заряд сильно разряженного AGM аккумулятора может занять несколько дней, прежде чем батарея начнет принимать положенные ей токи заряда без нагрева и срыва в терморазгон.

Один из признаков начала терморазгона — уменьшения напряжения заряда и одновременное увеличение тока заряда!

Внимание: Нагрев одной из банок AGM аккумулятора при зарядке может означать серьезную неисправность.

Если в процессе первой зарядки обнаружилось, что какая-то из банок после доливки воды в сухой мат греется заметно сильнее других, причем напряжение аккумулятора при зарядке резко повышается, а при прекращении заряда быстро падает — то это значит что аккумулятор надо сдать в утиль :( Пластины в банке рассыпались.

К сожалению современные AGM аккумуляторы в отличии от обычных наливных, чаще склонны к катастрофическим отказам, в частности, к возгоранию и взрывам! Не рекомендуется применение AGM батарей в автомобиле в мотрном отсеке. Температура там доходит летом до 100 С!

И все таки AGM батареи лучше большинства своих собратьев с жидким электролитом. Все дело в том, что производители в AGM версиях изготавливают свои топовые АКБ, у которых и без применения стекломатов превосходные характеристики. Например, VARTA свои топовые тяжелые, служащие по 10 лет батареи, выпускает сегодня только как AGM. Varta с жидким электролитом весит гораздо меньше AGM Varta того же размера. Производители делают все, чтобы AGM аккумуляторы превосходили свои «наливные» аналоги.

Покупка AGM аккумулятора правильный выбор (хотя и недешевый). Всегда помните основные правила эксплуатации:

-не перегревать AGM аккумулятор: не устанавливайте АКБ в моторном отсеке;

— не допускайте разрядов ниже 12 Вольт;

— заряжая, сильно разряженную AGM батарею, контролируйте ее температуру, не допуская терморазгона.

СТАТЬЯ С www.oil-ok.com.ua/blog/Ho…ly-charge-the-AGM-battery
картинки — просторы интернета.

Автомобильные аккумуляторные батареи типа AGM являются более надежным аналогом обычных кислотных АКБ. У них есть свои особенности, которые нужно учитывать, думая о том, как заряжать AGM-аккумулятор. Это позволит продлить срок эксплуатации прибора.

Зарядка

Заряжайте AGM аккумулятор правильно.

А если вы интересуетесь вопросом: как заряжать Теслу, то об этом вы сможете узнать из отдельного материала.

Инструкция, как правильно заряжать AGM-аккумулятор

Автовладельцы часто считают, что зарядка АКБ — трудоемкая задача, которую лучше доверить экспертам. Однако аккумулятор для машины заряжать несложно. Нужно просто подобрать подходящее зарядное устройство и придерживаться ряда рекомендаций специалистов.

Существует несколько разновидностей устройств для зарядки автомобильных АКБ:

  • автоматические;
  • механические.

В устройствах механического типа тому, кто их использует, приходится самостоятельно регулировать напряжение и силу тока. Автоматизированные приборы необходимо подбирать сразу с 2 режимами работы — подзарядка и хранение.

Кроме того, при выборе зарядного устройства нужно учитывать следующие критерии:

  1. Функция отображения тока зарядки.
    Современные устройства для подзарядки оборудованы жидкокристаллическими мониторами, на которых отображается вся необходимая информация.
  2. Тип АКБ.
    Подбирая прибор для зарядки аккумулятора, нужно учитывать тип энергоисточника. Например, станции для подзарядки жидко-кислотных видов АКБ не подходят для зарядки гелиевых или АГМ-моделей.
  3. Компенсация температуры.
    В процессе подзарядки температурные показатели аккумуляторной батареи могут существенно увеличиваться. Этот процесс может усилить и высокая температура в месте, где производится заряд.
    Если устройство для подзарядки не оснащено функцией компенсации температуры, то это может стать причиной перезаряда АКБ, который отрицательно повлияет на его ресурс. Лучше подбирать модели зарядных приборов со встроенными температурными датчиками.
  4. Этапы подзарядки.
    Эту характеристику необходимо учитывать в тех случаях, когда зарядное устройство применяется для обслуживания свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
  5. Регулируемая быстрота вращения вентилятора.
    От этой характеристики зависит эффективность охлаждения и срок службы устройства для подзарядки. Функция контроля скорости вращения охлаждающих вентилей дает возможность снизить шум при функционировании прибора или уменьшить его температуру, предотвратив перегрев всего оборудования.
  6. Диапазон рабочих температур.
    Классические модели зарядных устройств могут работать при температуре в пределах +5…+45°C. Кроме того, в продаже есть устройства с более обширным диапазоном температур. Такая техника разработана специально для профессионального применения. Если аккумуляторная батарея будет подзаряжаться в неотапливаемом помещении или на свежем воздухе, эту характеристику тоже нужно учитывать при подборе.

Стандартная процедура

Классическая зарядка автомобильного АКБ типа AGM состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала севший АКБ извлекается из автомобиля. При этом необходимо учитывать требования безопасности.
  2. Место, в котором батарея будет заряжаться, обязательно должно быть защищено от воздействия отрицательных факторов извне (химические вещества, горючие смеси, пламя и т.д.).
  3. АКБ подключается к прибору для подзарядки, который включается в электросеть.
  4. Устройство для зарядки автоматически подстраивается под напряжение и силу тока АКБ.
  5. Затем остается лишь подождать, пока аккумуляторная батарея полностью зарядится. После окончания процедуры заряженное и готовое к эксплуатации устройство устанавливается обратно в машину.

Трехступенчатая зарядка

Состав

Составные части AMG аккумулятора.

Эксперты отмечают, что методика трехступенчатой подзарядки аккумулятора является наиболее эффективной. Однако фирмы-изготовители подобных устройств редко о ней упоминают.

Это объясняется рядом трудностей, с которыми связана трехступенчатая зарядка.

Процедура состоит в следующем:

  1. Сначала AGM-батарея на 10-30% от своей емкости заряжается при напряжении от 14,2 до 14,8 В. Этот цикл является основным и дает возможность компенсировать около 80% от всей емкости.
  2. После этого производится накопительный цикл. На этой стадии на устройстве для подзарядке выставляется минимальная сила тока в 0,3 В. До 100% заряд АКБ доходит за 3-3,5 часа.
  3. Третья стадия — плавающая зарядка. В этом режиме напряжение устройства варьируется от 13,2 до 13,8 В.

Двухступенчатая

Принцип этой методики имеет сходство с трехступенчатой подзарядкой. Однако при двухступенчатом способе отсутствует режим плавающего заряда.

Подпитка

Этот режим применяется только для оперативной зарядки устройства. В качестве основной методики он не используется.

Принцип подпитки состоит в том, что на аккумуляторную батарею подается плавающий ток с напряжением от 13,2 до 13,8 В. Производители АКБ не советуют применять подпитку для восстановления полностью севших устройств. В таких ситуациях лучше подходят многоступенчатые зарядки.

Основные рекомендации по выполнению зарядного процесса

Перед подзарядкой AGM-батареи следует ознакомиться со стадиями этого процесса:

  • основная — емкость АКБ восстанавливается на 80%;
  • плавающая — емкость энергоисточника восстанавливается до значения в 100%;
  • хранение — на этой стадии АКБ типа AGM потребляет минимум тока от подзарядного прибора;
  • накопительная — батарея нормализует и фиксирует свои эксплуатационные параметры.

Заряжать аккумуляторы AGM нужно с помощью специализированного устройства, которое может определить напряжение и силу тока. Эти характеристики обязательно нужно контролировать, в противном случае внутри АКБ может возникнуть нежелательный процесс газообразования.

Запрещается заряжать AGM-батареи с помощью стандартных зарядных приборов. С такой целью лучше применять спецстанции со смарт-управлением. Такие приборы позволят заряжать АГМ в щадящем режиме.

Во время процедуры зарядки необходимо контролировать температурные показатели электролита. Они должны быть не выше +50°C, в противном случае ресурс работы АКБ сократится.

Кроме того, если для подзарядки применять напряжение больше 15,2 В, то в устройстве начнет протекать гидролиз, который приведет к потере воды из электролита и образованию газовой подушки. Это отрицательно отразится на состоянии AGM-аккумулятора.

Определить степень

Определение степени заряженности аккумулятора.

Восстановление и обслуживание АГМ-аккумулятора

Возможность восстановления аккумуляторной батареи типа АГМ зависит от ее состояния и срока эксплуатации. Это связано с тем, что даже дорогое и надежное устройство, если его использовать неправильно, может сломаться, поэтому покупать подобные АКБ с рук рискованно.

Приобретая энергоисточник AGM, следует узнать о нюансах обслуживания подобного оборудования. В реанимации АГМ-АКБ нет ничего трудного, т.к. для этой процедуры тоже понадобится электролит, но не в жидком виде.

Некоторые владельцы автотранспорта заполняют подсохшие внутренние пустоты аккумуляторной батареи чистой водой с помощью шприца. Принцип этой методики состоит в том, что с течением времени сепараторные пластинки впитают влагу, после чего АКБ можно будет зарядить.

Другой способ восстановления состоит в «обмане» подзарядного устройства, т.е. вместе с «мертвым» АКБ к прибору подключается «живой» источник электроэнергии. Если «умерший» АКБ начал потреблять электроэнергию, значит, он подлежит восстановлению.

Спустя 15-20 минут работающий аккумулятор необходимо отключить, а второе устройство продолжит подзаряжаться. Однако даже если севший АКБ зарядится, его тем не менее придется заменить. Кроме того, эксплуатировать подобное устройство может быть опасно из-за повышенного риска газообразования в корпусе.

Как правильно заряжать AGM аккумулятор автомобиля?

AGM аккумуляторы сегодня пользуются огромным спросом. Многие автопроизводители устанавливают именно их под капоты своих машин, в частности это относится к BMW и Mercedes-Benz. Ну, а такие производители, как Varta или Bosch выпускают АКБ по AGM технологиям. И, судя по отзывам автовладельцев, срок службы такой батареи достигает 5-10 лет. За это время обычные жидкостные кислотно-свинцовые аккумуляторы, как правило, полностью вырабатывают свой ресурс.

Однако, как бы далеко не зашли технологии, идеальной аккумуляторной батареи еще не было создано. У AGM аккумуляторов есть целый ряд собственных недостатков:

  • они не переносят глубокий разряд;
  • их нельзя прикуривать от другого автомобиля, так как при этом из-за химических реакций под действием электрического разряда выделяются взрывоопасные кислород и водород;
  • крайне чувствительны к повышению заряда;
  • быстро разряжаются из-за возможных утечек тока.

В любом случае, если у вас на машине стоит именно такой аккумулятор, нельзя допускать его разряда. Соответственно, возникает вопрос — как правильно заряжать AGM аккумулятор? Проблема усугубляется еще и тем, что часто автолюбители путают AGM АКБ с Gel технологией. По большому счету AGM батареи практически ничем не отличаются от обычных АКБ, просто электролит в них находится в микропористом пластике, и это накладывает некоторые проблемы. Например во время подзарядки перемешивание электролита не происходит столь активными темпами, как в обычных жидкостных батареях стартерных.

Способы зарядки AGM аккумуляторов

Прежде всего портал vodi.su отмечает, что оставлять АГМ АКБ без надзора нельзя во время зарядки. Нужно контролировать не только силу и напряжение тока, но и температуру. Иначе можно столкнуться с таким явлением, как терморазгон или тепловой разгон аккумулятора. Что это такое?

Говоря простым языком, это разогрев электролита. При разогревании жидкости снижается сопротивление, соответственно, она может принимать еще больше зарядного тока. В результате корпус начинает реально греться и появляется риск короткого замыкания. Если вы столкнулись с тем, что АКБ греется, зарядку нужно моментально прекратить и дать время на остывание и диффузию, чтобы произошло перемешивание электролита.

Мы бы не рекомендовали прислушиваться к советам знакомых или различных блогеров, которые зачастую пишут статьи, не особо разбираясь в материале. Если у вас есть AGM аккумулятор того или иного производителя, к нему обязательно в комплекте должен идти гарантийный талон и буклет, где описываются способы и условия зарядки.

Так, производитель Varta дает следующие рекомендации, как заряжать AGM аккумуляторы:

  • применяйте зарядные устройства с функцией отключения;
  • оптимальный вариант — электронные зарядные устройства с режимом зарядки IUoU (многоступенчатая зарядка, о которой напишем ниже);
  • нельзя ставить на зарядку холодные или перегретые (выше +45°С) АКБ;
  • в помещении должна быть хорошая вентиляция.

Таким образом, если у вас нет в наличии специального зарядного устройства, поддерживающего различные режимы зарядки, лучше не приступать к данному мероприятию, а доверить его опытным аккумуляторщикам.

Режимы зарядки AGM аккумулятора

Нормальный, 100-процентный уровень заряда для АГМ батареи составляет 13 Вольт. Если же это значение понижается до 12,5 и ниже, то его нужно срочно зарядить. При заряде ниже 12 Вольт батарею нужно будет «разгонять» или оживлять, причем процесс этот может занять до трех суток. Если же АКБ начинает быстро разряжаться, а под капотом присутствует запах электролита, это может говорить о замыкании ячеек, из-за чего происходит перегрев и испарение через выпускные отверстия.

Режим зарядки IUoU (его можно выбрать автоматически на электронном устройстве), состоит из нескольких этапов:

  • зарядка стабильным током (0,1 от емкости батареи) с напряжением не более 14,8 Вольт;
  • накопление заряда под напряжение 14,2-14,8 Вольт;
  • поддержание стабильного напряжения;
  • «добивка» — зарядка плавающим зарядом 13,2-13,8 Вольт, пока напряжение на электродах АКБ не достигнет 12,7-13 Вольт в зависимости от расчетной величины.

Плюс автоматического зарядного устройства в том, что оно контролирует различные параметры зарядки и самостоятельно отключается или понижает напряжение и силу тока при повышении температуры. Если же пользоваться обычной зарядкой, то можно, отлучившись даже на короткое время, сжечь мат (стеклопластик), который не подлежит восстановлению.

Есть и другие режимы:

  • IUIoU — на третьем этапе стабилизация происходит более высокими токами (подходит для АКБ емкостью от 45 Ач);
  • двухступенчатая зарядка — подача основного заряда и его «добивка», то есть хранение на плавающем напряжении;
  • зарядка основным током — 10% от емкости и напряжение до 14,8 Вольт.

Если же батарею снимаете на зиму и ставите на длительное хранение, ее необходимо регулярно заряжать на плавающих токах (под напряжением не более 13,8 Вольт). Квалифицированные аккумуляторщики на СТО знают массу других способов, как оживить аккумулятор, например несколько часов «разгоняют» его на низких токах, затем проверяют напряжение в каждой из банок.

Как указано в гарантии к аккумуляторам Varta AGM, срок их службы составляет 7 лет, при условии полного соблюдения требований производителя. В целом же, данная технология себя зарекомендовала с наилучшей стороны, так как АКБ легко переносят сильные вибрации, хорошо запускают двигатель при низких температурах. Радует и тот факт, что их цена в продаже постепенно снижается — AGM аккумулятор в среднем стоит в два раза дороже своих жидкостных аналогов. А еще совсем недавно цена была выше почти в три раза.



Загрузка…

От исправной работы аккумуляторной батареи зависит самое главное. Речь идёт о пуске двигателя. Не зря ведь автомобильные АКБ называют стартерными.

Аккумулятор на зарядке

Задачи по питанию аудиосистемы и прочих потребителей, когда двигатель не заведён, тоже важны, но они играют второстепенную роль.

Большинство автомобилистов привыкли к классическим свинцово-кислотным батареям, внутри которых находится специальная жидкость. Но электролит бывает и гелеобразным. Появление технологии AGM позволило сделать большой шаг вперёд в плане качества, эффективности и работоспособности аккумуляторов. Но не все до конца понимают, что это такое.

Содержание

  1. Устройство аккумуляторов AGM
  2. Принцип работы
  3. Рекомендации по эксплуатации
  4. Преимущества и недостатки
  5. Требования к ЗУ
  6. Как выполняется зарядка

Такой тип аккумулятора как AGM появился сравнительно недавно. Это прекрасная альтернатива стандартным обслуживаемым АКБ, где нужно периодически открывать крышки, доливать электролит или просто дистиллированную воду.

Для начала стоит узнать, как расшифровывается понятие AGM аккумулятор. Дословно AGM — Absorbent Mat Glass. То есть это аккумуляторы, внутри которых используются абсорбирующие стеклянные маты.

Эта расшифровка во многом объясняет основную разницу между обычными АКБ и рассматриваемыми. Абсорбирующий электролитный раствор более устойчив к вибрациям, он позволяет устанавливать АКБ под различными углами, под наклоном и пр. Не опасаясь при этом, что жидкость выльется. Также применение такого варианта электролита сделало батареи более устойчивыми к температурным скачкам и увеличило число выдерживаемых циклов разряда-заряда.

Между пластинами электродов размещается тонкий слой из стекловолоконного материала. Его пропитывают примерно на 95% от объёма, который стекловолокно может в себе удерживать. Этот материал при укладке между пластинами немного сжимается и припаивается, чтобы он не смещался со своей позиции. Плотная упаковка волокна и пластин обеспечивает высокие показатели устойчивости к вибрациям.

Тонкие стеклянные волокна позволяют увеличить площадь рабочей поверхности, удерживающей в себе электролит в течение всего эксплуатационного срока. На состояние этих волокон не влияет электролит или кислота. Объём волокна увеличивается примерно на 2-5% за счёт пропитки.

Конструктивные особенности позволяют считать такие АКБ необслуживаемыми. Но чтобы поддерживать рабочее напряжение у AGM аккумулятора, всё же заряжать такие девайсы придётся. Хотя процедуры по доливке воды, электролита, проверке плотности исключены.

Одной из особенностей AGM является низкое внутреннее сопротивление. За счёт этого АКБ выдаёт постоянный ток даже в состоянии сильного разряда.

Плюс эти батареи заметно меньше подвержены такому эффекту как сульфатация. То есть AGM могут длительное время находиться в разряженном состоянии, не опасаясь серьёзных последствий. Но чем глубже заряд, тем интенсивнее будет сокращаться ресурс батареи. Жизненный цикл может составлять от 500 до 1300 циклов разряда-заряда.

Понимая, что должно означать наличие надписи AGM на аккумуляторной батарее, стоит также изучить особенности работы.

Принцип работы

Вы уже примерно понимаете, что собой представляет технология AGM и как она реализована в аккумуляторных батареях.

Принцип работы основан на протекающих электрохимических процессах. Здесь особых отличий от стандартных WET аккумуляторов (свинцово-кислотные) нет. Внутри находится свинец и кислота в составе электролита. Просто последний связан за счёт стекловолоконных матов. При этом электролит и свинец вступают в реакцию, выделяя воду и сульфат свинца. Когда АКБ заряжается, происходит обратный процесс. Отличия появляются тогда, когда зарядный ток выходит за максимальные пределы.

Зарядное устройство для аккумулятора

При слишком высоком зарядном токе в жидкостных АКБ начинается электролиз, когда вода распадается на кислород и водород. Из-за этого такие батареи требуют периодической доливки.

Что же касается AGM, то здесь газы удерживаются внутри герметичного корпуса, пока давление не превышает допустимые значения. Если давление выше, тогда задействуют предохранительные клапаны. Они сбрасывают лишнее давление.

При соблюдении правил эксплуатации, срок службы AGM аккумуляторов будет достаточно внушительным. Производители могут заявлять около 8-10 лет службы. Но если не придерживаться рекомендаций, то тогда ресурс начнёт постепенно сокращаться. Но справедливо будет сказать, что AGM работают заметно дольше, нежели WET. Но и цена у них разная.

Рекомендации по эксплуатации

Есть несколько советов и правил, позволяющих продлить срок службы, увеличить ресурс AGM батарей под капотом вашего автомобиля.

Весь смысл сводится к выполнению следующих наставлений:

  • в качестве профилактики перед установкой АКБ рекомендуется провести уравнительный заряд;
  • если используется несколько АКБ, их ёмкость должна быть одинаковой;
  • старайтесь избегать глубокого и длительного разряда, поскольку сульфатация всё равно происходит;
  • при длительном хранении важно соблюдать температурный режим, который в идеале составляет 18-25 градусов Цельсия;
  • хранить такие АКБ в разряженном состоянии не рекомендуется;
  • если планируется длительное хранение, хотя быть раз в 5-6 месяцев батарею следует ставить на зарядное устройство;
  • температура хранения выше 25 градусов ведёт к увеличению саморазряда;
  • сверлить отверстия, чтобы долить электролит, ни в коем случае нельзя.

Это простые, но важные для выполнения рекомендации.

Преимущества и недостатки

Как видите, технология AGM, применяемая в аккумуляторных батареях, имеет некоторые отличия в сравнении с классическими свинцово-кислотными устройствами.

Чтобы как-то подвести итоги, стоит рассмотреть главные особенности, плюсы и минусы, которыми можно охарактеризовать AGM аккумулятор при его использовании для автомобиля.

В равной степени выделить преимущества и недостатки довольно сложно. Слабых сторон у аккумуляторов типа AGM не так много. Среди них можно выделить такие:

  • достаточно большой вес за счёт использования свинца;
  • ограниченное число зарядов-разрядов;
  • чувствительность к перенапряжению;
  • невозможность повлиять на количество электролита;
  • повышенные требования к зарядным устройствам;
  • высокая цена.

Насколько эти минусы можно считать значимыми — вопрос очень спорный. Единственный нюанс заключается в подборе зарядного устройства. Здесь действительно обычные зарядки с ручным управлением не подойдут.

Зарядное устройство для AGM аккумулятора

Что же касается положительных качеств, то они такие:

  • полностью герметичный корпус;
  • отсутствие жидкого электролита;
  • возможность размещать АКБ в любом положении;
  • вода практически не испаряется, кроме сброса аварийного давления;
  • для пластин применяют очищенный высококачественный свинец;
  • улучшенные характеристики в сравнении с WET технологией;
  • устойчивость к разряду;
  • ускоренная зарядка;
  • улучшенные значения пускового тока;
  • солидный ресурс и пр.

Практически по всем параметрам, если не считать стоимость, AGM превосходят более бюджетные WET аналоги.

Требования к ЗУ

Перед тем как начать заряжать свой AGM аккумулятор, под него следует подобрать соответствующее зарядное устройство.

Это можно считать условным недостатком, но покупка современного ЗУ даёт намного больше преимуществ. Им можно заряжать не только AGM, но и любые другие типы АКБ.

Соответствующие зарядки для AGM аккумулятора должны отвечать таким требованиям:

  • Функция изменения зарядного тока. У дешёвых ЗУ её нет. Зарядный ток выбирают строго в соответствии с рекомендациями производителя. При его превышении АКБ быстро выйдет из строя.
  • Компенсация температурного режима. У качественных ЗУ есть температурный контроллер. Датчики следят за температурой батареи. Если компенсация отсутствует, баланс нарушается, температура выходит за пределы разрешённой. Как результат, снижение ресурса.
  • Зарядка неизменным напряжением. Ещё одна желательная функция, которая есть не на всех ЗУ.
  • Система охлаждения. Защищает от перегрева, принудительно запускает процесс охлаждения заряжаемого устройства.
  • При подключении сначала щупы ЗУ соединяются с клеммами АКБ. Только потом ЗУ подключается в сеть. Что же касается того, каким током следует заряжать свой AGM аккумулятор, то сначала ставится 0 А. А затем по рекомендациям производителя. Это от 10 до 30% от номинальной ёмкости, указанной на корпусе.
  • После завершения подключения подаётся ток заряда. Его сила составляет 10-30% от ёмкости. За процессом заряда следует постоянно следить.

Если процесс протекает правильно, то постепенно параметры напряжения начнут расти, а ток уменьшаться. Когда ток упадёт до нулевого значения, зарядный процесс завершён.

Как выполняется зарядка

Теперь более подробно о том, как зарядить свой подсевший AGM аккумулятор и какие методы для этого используются.

Есть 3 основных варианта.

Первый — классический. Если вы знаете, как правильно заряжать свинцово-кислотный аккумулятор, с AGM накопителем не возникнет никаких проблем. Просто соединяете его с современным ЗУ и ждёте, пока процесс автоматически завершится. Такую зарядку ещё называют одноступенчатой. Но для постоянного применения не рекомендуется. Актуален лишь тогда, когда следует быстро восстановить заряд АКБ. Зарядный ток будет 10-30% от ёмкости, а напряжение 13,2-13,8 В.

Самой эффективной считается 3-ступенчатая зарядка. Хотя сами производители АКБ обычно об этом не говорят. Это объясняется сложностью зарядного процесса.

Следует уточнить, что нужно знать о технологии 3-ступенчатой зарядки, обслуживая AGM аккумуляторы.

Выполняется процедура в 3 шага:

  • Сначала идёт основная зарядка напряжением 14,2-14,8 В. Зарядный ток ставится на 10-30% от ёмкости.
  • Далее идёт накопительный этап. Здесь напряжение остаётся тем же, но зарядный ток снижается до 10%, не более.
  • Завершается зарядка этапом плавающего заряда. Ток не меняется, напряжение снижается до 13,2-13,8 В.

Самостоятельная зарядка и обслуживание, когда речь идёт про AGM аккумулятор, выполняется 2-ступенчатым циклом. Именно его советуют применять изготовители.

Первый шаг. Подаётся напряжение 14,2-14,8 В. Зарядный ток составляет 10-30% от ёмкости АКБ. Второй шаг. Накопительный цикл пропускают и сразу переходят на плавающий. Здесь требуется снизить напряжение от 13,2-13,8 В.

Есть несколько факторов, которые пока не позволяют AGM устройствам превзойти по популярности и распространённости классические WET АКБ. Но основным из них выступает именно стоимость.

Если вы готовы потратить такую сумму, то переход на AGM аккумулятор себя в полной мере оправдает.

Привет, Хабр! Сегодня мы введём в эксплуатацию сухозаряженный мотоциклетный AGM аккумулятор. Данное руководство можно использовать и для обычных сухозаряженных кальциевых АКБ с жидким электролитом.

Заодно обсудим, чем отличаются разные типы свинцовых аккумуляторов, и как это сказывается на их применении. Как всегда, будут видео и показания приборов.

Такие маленькие аккумуляторы используются в мотоциклах, скутерах, квадроциклах, гидроциклах, снегоходах, мотокультиваторах, мини-тракторах и даже опрыскивателях.

Основным отличием мотоциклетного AGM аккумулятора от привычных резервных (для источников бесперебойного питания, ИБП) и тяговых является назначение, соответственно которому нормируются ключевые параметры. У аккумуляторов, предназначенных для разных целей и условий применения, эти параметры разные.

Напряжения в этой статье будут приводиться для наиболее распространённых 12-вольтовых аккумуляторных батарей, к которым относится и подопытная.

Для стартерного или маломощного резервного аккумулятора титульной является полезная ёмкость 20- часового, иногда 10-часового разряда до 10.5 или 10.8 вольт под нагрузкой. Пример — GS-12-12 L: 12 вольт, 12 ампер*часов.

Для тягового (глубокого цикла) в качестве основного параметра нормируется ёмкость 2-часового разряда (6-DZM-12: 6 банок, то есть, 12В, 12 А*ч), для мощного резервного — мощность 15-минутного разряда (HR-W 12-34: 12В, 34 ватта на банку). Вот и ответ на вопрос, почему тяговая или премиум ИБП батарея того же напряжения, той же титульной ёмкости имеет массу, цену и иногда размер заметно выше, чем у бюджетной линейки для ИБП.

При глубоких разрядах химического источника большими для него током и мощностью вступает в силу закон Пейкерта, согласно которому, полезная отдаваемая ёмкость окажется ниже, чем при более низких токах.
Причины такого феномена — поляризация и загромождение пор активных масс продуктами реакции, в случае свинцового аккумулятора — кристаллами сульфата свинца. Выход из положения — заложить больше активных масс, что, наряду с более стойкой конструкцией тоководов, пластин и предотвращающими их разрушению сепараторами, пригодится и для повышения следующих характеристик.

Вторым и третьим важнейшими параметрами являются количество циклов заряд-разряд и срок службы при постоянном буферном подзаряде до снижения ёмкости на 20-40 процентов. Дополнительно в информационном листке (даташите) к аккумуляторной батарее производители обычно предоставляют таблицы и графики ёмкости при разных токах и мощности разряда до разных напряжений с учётом температуры.

В отличие от тяговых и резервных, стартерный аккумулятор после ёмкости имеет второй, самый ключевой параметр — пусковой ток, нормируемый как ток холодной прокрутки по тому или иному стандарту измерений. Именно он определяет способность запустить двигатель стартером, что является наипервейшей задачей автомобильной или мотоциклетной АКБ.
Потому основное свойство стартерной аккумуляторной батареи — кратковременно выдавать весьма значительный ток, а затем оперативно восполнять затраченный заряд от генератора.

Стартерный аккумулятор современного транспортного средства, в котором много потребителей электроэнергии, в том числе, таких мощных, как нагревательные приборы и лебёдки, которое часто эксплуатируется в «городском» режиме коротких поездок, кроме достойной ёмкости, должен обладать и третьим важным свойством — способностью выдерживать циклирование и длительное пребывание в состоянии частичной заряженности — PSoC, partial state of charge. Именно поэтому под капот всё чаще ставят AGM или EFB (SFB и др.) — стартерные батареи, имеющие некоторые черты тяговых.

В AGM — absorbent glass mat — жидкий электролит не плещется свободно, а пропитывает сепараторы из стекловолокна — стекломаты. Подобные стекломаты, наряду с конвертами, защищающими пластины, могут быть в конструкции EFB, где электролит свободно плещется. Также эти батареи премиум-сегмента снабжены усиленными решётками и утолщёнными активными массами по сравнению с обычными стартерными и дешёвыми резервными. Всё это повышает надёжность и стойкость, но чаще всего затрудняет диффузию ионов и перемешивание электролита, потому при эксплуатации продвинутых АКБ следует учитывать их особенности.

Итак, перед нами новый AGM аккумулятор Siltech DC MF 1205 12 В 5 А*ч. В комплекте паспорт с инструкцией на русском языке, сам аккумулятор, винты с гайками для клемм, удобная батарея капсул с дозированным электролитом и клапанные пробки на заливные горловины, конструктивно объединённые с верхней крышкой.

Вскрывать ёмкости с электролитом не следует, плёнки на горлышках капсул пробиваются иглами заливных горловин при установке ёмкости на аккумулятор. Но мы всё же проткнём одну из плёнок, чтобы измерить плотность рефрактометром. (Не повторяйте это!)

Плотность чуть выше 1.31. В очередной раз убеждаемся, что в AGM заливают электролит повышенной плотности.

Формовка сухозаряженных аккумуляторов производится на заводе, далее пластины сушат, и уже из сухих формованных пластин собирают аккумулятор. Срываем наклейку, предохраняющую от кислорода, влаги и пыли, видим заливные горловины с иглами.

Перед заливкой электролита подключим к клеммам АКБ вольтметр с регистратором, чтобы посмотреть, как произойдёт активация химического источника тока. Исходная температура аккумулятора 24.3 градуса Цельсия.

Аккуратно переворачиваем ёмкость-дозатор, устанавливаем её сверху батареи и утапливаем вниз, прокалывая плёнки на горлышках. Это пришлось делать двумя руками. потребовалось прилагать усилие равномерно с левой и правой стороны.

Ещё не весь электролит поступил в банки аккумулятора, а его температура уже поднялась почти на 2 градуса, до 26.2.

Убедились, что весь электролит вытек, снимаем ёмкость-дозатор. Температура 31 градус.

Активация идёт полным ходом, с выделением теплоты. Реакция экзотермическая.
Так как электролит поступал в банки неравномерно, рост напряжения при активации также неравномерный. За минуту напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) поднялось с 10.72 до 12.55 вольт, затем две минуты росло до 12.7 и продолжает расти.

Прошло полчаса, на клеммах 12.78 В. Температура снижается, активацию можно считать завершённой.

Мотоциклетные аккумуляторы маркируются в японском индустриальном стандарте JIS. Нашу АКБ производитель маркировал собственным кодом DC MF 1205, но в JIS такой типоразмер обозначается UT5L-BS. Именно этот пункт выбираем в меню тестера.

Внутреннее сопротивление 18.18 мОм, ток холодной прокрутки 165 А, НРЦ 12.72 В. Батарея исправна.

Тестер показывает, что АКБ полностью заряжена, но инструкция предписывает, что перед установкой аккумулятора на транспортное средство после активации его обязательно необходимо зарядить, в противном случае батарея теряет до 20% ёмкости.

Инструкция рекомендует заряжать током 1/10 ёмкости, (в нашем случае 500 мА), и остановить заряд при достижении напряжения 16 вольт. Рекомендуется полная зарядка на стационарном зарядном устройстве не реже, чем один раз в 3 месяца.

В лаборатории автоэлектрики «Вектор» мы предпочитаем при заряде постоянным током перед высоковольтным дозарядом произвести этап основного заряда током 10% ёмкости до напряжения от 14.1 до 14.8 вольт, в зависимости от типа аккумулятора, (обычно 14.4-14.7), дождаться снижения тока при этом напряжении, и заряжать далее при повышенном напряжении более низким током, обычно 2% от ёмкости.

Однако одноэтапный профиль из инструкции Siltech предписывает не держать АКБ при 16 вольтах, а сразу отключать заряд по достижении этого напряжения. Так как это стартерная AGM, этот профиль можно считать годным для безопасного заряда, но в таком случае важно не прозевать момент достижения 16 вольт и немедленно отключить ток.

Заряжать можно как стабилизированным источником тока и напряжения в виде зарядного устройства (ЗУ) или блока питания, так и ЗУ с автонастройкой параметров заряда с микропроцессорным управлением в реальном времени. Таких продвинутых автоматов сегодня существует много, например, зарубежные СТЕК, Optimate, NOCO и отечественные изделия от предприятий ЛБ-Электро, Автоэлектрика, Балсат. Мы воспользуемся прибором Бережок-V на базе ЗУ Вымпел-30 производства Орион СПБ.

При запуске заряда автомат подал на нашу 5 А*ч АКБ ток, выросший примерно за секунду от рекомендованных в инструкции 0.5 до 5 ампер, то есть, 1C, 100% ёмкости, казалось бы, десятикратное превышение. Что это, глюк, сбой, ошибка или недоработка алгоритма?

На самом деле, никакого превышения нет. По Вудбриджу, ток начала заряда постоянным напряжением как раз составляет 100% ёмкости. И такое начало первого этапа далеко не редкость из мира сверхбыстрых методов заряда и полезных моделей, их реализующих. Наоборот, это происходит повседневно — под капотом авто. Генератор автомобиля часто выдаёт 60 ампер, а то и больше, 60 А*ч аккумуляторной батарее. Но это не значит, что так можно зарядить аккумулятор за час, или что этот ток можно держать вплоть до 16 вольт. Как только напряжение на клеммах достигает уставки регулятора напряжения, зарядный ток снижается.

Не всегда состояние аккумуляторной батареи позволяет принимать такой высокий ток после запуска двигателя стартером, часто мешает прогрессирующий разбаланс из-за недозаряда и сульфатации. И увы, никогда полный выравнивающий восстановительный заряд не может осуществиться при напряжениях бортовой сети автомобиля, (если не говорить о гипотетических сложных микропроцессорных системах, где в бортсети есть контроллер заряда, датчик батарейного тока, и так далее). Потому не реже, чем раз в 3 месяца, аккумулятору необходим стационарный заряд. Стационарный — то есть, не от штатного генератора, а от специализированного зарядного устройства или источника питания, адекватно управляемого вручную или автоматом.

5 ампер было при 13.5 вольтах, а по прошествии 5 минут при 14.1 В всего 4 ампера. Далее напряжения будут расти, а максимальные токи снижаться, это общее правило почти всех методов и профилей заряда. Исключение составляют специальные режимы для эффективного перемешивания электролита, когда подаются значительные токи при перенапряжениях в течение нормированного времени, а также режимы буферного и периодического подзаряда в хранении. Параметры этапа зависят также от температуры аккумулятора, которая может меняться в ту или иную сторону по внутренним и внешним причинам несколько раз на протяжении заряда.

На утро следующего дня ЗУ в режиме хранения, заряд завершён. На клеммах 13 вольт.

Тестер показывает 16.38 мОм, 184 А, 12.88 В. Параметры батареи улучшились в сравнении с теми, что были до заряда: 18.18 мОм, 165 А, НРЦ 12.72 В.

Электронную нагрузку настроим на ток 20-часового разряда по ГОСТ до 10.5 вольт. Для 5 А*ч АКБ этот ток равен 250 мА.

Аккумулятор отдал 5.461 А*ч. Прекрасный результат.

На разряженной АКБ тестер показывает 129.87 мОм, ТХП 24 А, здоровье 16%, НРЦ 11.03 В, и предписывает зарядить и повторно проверить.

Степень заряженности 0%, потому и внутреннее сопротивление высоко, здоровье и токоотдача низкие. Будем заряжать.

Прошли 2 часа после заряда, можно закрыть крышку и использовать аккумулятор по назначению. Он введён в эксплуатацию.

Показания тестера после разряда 15.27 мОм, 196 А, 12.92 В. Благодаря контрольно-тренировочному циклу (КТЦ), они ещё более улучшились с предыдущих 16.38 мОм, 184 А, 12.88 В. Здоровье АКБ 100%.

По итогам измерений, и пусковой ток, и ёмкость данного аккумулятора соответствуют заявленным, производитель не обманывает, эту сухозаряженную АКБ можно рекомендовать к приобретению.

Итак, после заливки сухозаряженного свинцово-кислотного аккумулятора его действительно необходимо зарядить, чтобы не получить потерю ёмкости и токоотдачи, что мы увидели из показаний приборов в данном эксперименте.

Статья составлена в сотрудничестве с аккумуляторщиком Виктором VECTOR.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Инструкция по запуску дизель генератора пошаговая
  • Инструкция по запусканию воздушного змея
  • Инструкция по запросу сертификата в казначействе
  • Инструкция по заправке холодильника фреоном
  • Инструкция по заправке фреоном инструкция по заправке фреоном

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии