Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом

СЕРИЯ «ПРЕДМЕТ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ»

Дирижеры дорог. История жезла регулировщика

(к 80-летию со Дня образования подразделений ГАИ-УГИБДД в системе МВД России)

На первый взгляд, кажется, что работать жезлом регулировщика легко и просто. На самом деле, постового можно сравнить с дирижером большого оркестра, а его жезл – с дирижерской палочкой. Были времена, когда люди специально приходили смотреть, как на перекрестках работают регулировщики-виртуозы: на изысканность их движений и своеобразный «шик» в обращении с жезлом. Например, в послевоенном Ленинграде ходили «на Александрова».

Прародителем главного атрибута всех гаишников был белый жезл, история которого началась еще в царской России. На рубеже XIX-XX веков появление «самобеглых экипажей»-автомобилей и увеличение транспортного потока в целом потребовали привести уличное движение к некоему порядку.

2016-06-21_muzey1.jpgС 1907-1908 гг. по распоряжению градоначальника столичного Санкт-Петербурга Даниила Васильевича Драчевского дорожные регулировщики получили специальную деревянную палку-трость белого цвета длиной 90 см, которую полагалось носить с собой в кожаном чехле. Подавать ей можно было только такие знаки: указывать на экипаж, которому следует остановиться, или поднимать трость вверх и делать ей вращательные движения. Вращение означало, что замереть должны абсолютно все участники дорожного движения. Газета «Московские новости» тогда писала: «В Санкт-Петербургской полиции сделано нововведение. Чинам на некоторых постах, более бойких по движению улиц, присвоены короткие белые трости для регулирования движения и ограждения безопасности пешеходов».

С приходом к власти большевиков цвет жезла изменился на красный, но не для того, чтобы он стал «с красным знаменем цвета одного», а потому, что посчитали, будто красный цвет лучше привлекает внимание участников дорожного движения.

«Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом» № 546 от 29 ноября 1922 г. регламентировала: «В целях правильного урегулирования уличного движения, всем постовым милиционерам вручаются жезлы (длиною около 11-ти вершков (ок. 49 см) красного цвета с желтой рукояткой)…». В документе был расписан порядок движения и остановки транспорта, и отмечалось, что постовому запрещается делать какие-либо движения жезлом, кроме поднятия вверх (и опускания).

2016-06-21_muzey2.jpg

 2016-06-21_muzey3.jpg

Первые в Советской России светофоры начали появляться в Москве только с 1924 года: на Кузнецком мосту, на Страстной площади (ныне – Пушкинской) и др. Поэтому регулировщиков можно было увидеть практически на всех перекрестках. Так как выдаваемых жезлов на всех не хватало, милиционерам приходилось собственноручно выпиливать их из дерева и красить.

В Петрозаводске первый светофор заработал в 1950-х годах на перекрестке пр. Карла Маркса и ул. Комсомольской (ныне – Андропова).

В 1931-1932 гг. при управлениях милиции Советских Социалистических Республик, краев, областей были организованы отделы по регулированию уличного движения (ОРУД) и введен институт постового инспектора. В 1936 г. утверждено Положение о Госавтоинспекции (ГАИ).

2016-06-21_muzey4.jpg

Постовой на Зубовской. Москва, 1930-е гг.

2016-06-21_muzey5.jpg

Милиционер-регулировщик с новым жезлом-фонарем. Харьков, 1932 г.

В 1930-х годах жезлы решили отменить вообще (Инструкция Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции от 31 декабря 1932 г.) – вместо них милиционерам выдали белые перчатки, которые, по задумке властей, должны были быть ничуть не менее заметными. Но идея, как видно, не прижилась…

27 апреля 1939 года «палочки» вернули на службу. Вступил в действие циркуляр № 55 Главного управления РК милиции НКВД СССР, который предусматривал введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого милиционеры должны были заниматься регулировкой движения на дорогах. Оказалось, зрение человека устроено так, что на фоне множества дневных красок привлекает взгляд именно черно-белый предмет. Ночью же все цветное становится серым, и единственное, что видно отчетливо – снова черно-белые предметы!

Великая Отечественная война 1941-1945 годов внесла свои коррективы в работу ГАИ и ОРУД. Вместе со всей страной они перестроили свою деятельность на военный лад.

Одной из особенностей работы стало регулирование движения в затемненных городах: водители плохо ориентировались на перекрестках и бывали случаи наездов на постовых милиционеров. Поэтому стали применять светящиеся составы. Ими покрывали жезлы, каски, накидки регулировщиков, что сыграло важную роль в предотвращении аварий. Женщины-регулировщицы особенно страдали от холода. В самые морозные зимние дни им разрешалось надевать на голову шерстяной платок, а поверх него шапку со звездочкой.

Несмотря на экстремальные условия в годы Великой Отечественной войны, Госавтоинспекция и ОРУД справились с поставленными перед ними задачами и внесли немалый вклад в укрепление экономической и оборонной мощи нашей страны.

В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов, восстанавливалось разрушенное хозяйство, значительно возросли объемы дорожного строительства.

Малочисленный штат ГАИ и ОРУД не мог эффективно противостоять увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. В этой связи на уровне правительства страны и МВД СССР предпринимались меры по совершенствованию структур данных подразделений, укреплению их кадрами и внедрению в практику работы новых научных достижений.

2016-06-21_muzey6.jpgНа фотографии К. Первильева из фондов Национального архива Республики Карелия запечатлены работники ГАИ МВД КАССР во время несения службы в Петрозаводске. Мы видим, что на перекрестке ул. Ленина и ул. Энгельса установлен светофор, а в руке сотрудника – жезл регулировщика. Архив датирует эту фотографию 1954-1955 гг., но судя по форменной одежде, снимок сделан в 1956-1957 гг., когда в целях установления единообразия и улучшения снабжения для транспортной милиции, отделов регулирования уличного движения и служб безопасности движения была введена форма одежды, общая для всей милиции.

2016-06-21_muzey7.jpg

На снимке 1960-1961 гг. – в первом ряду женщины-сотрудницы ОРУД МВД КАССР. Эта и многие другие фотографии поступили в фонд нашего музея из архива Евгения Ивановича Калинкина, прослужившего в карельской Госавтоинспекции около 42 лет. По воспоминаниям ветерана, в Петрозаводске тогда было всего 5 светофоров, поэтому 25 сотрудниц службы ОРУД направляли движение на улицах города.

В 1960-х годах гаишников снова оставили без жезлов! С 1961 по 1963 гг. в Москве проводился эксперимент, когда «полосатые палочки» заменили перчатками с крагами.

Нововведение признали успешным, и Приказом МООП РСФСР от 22 апреля 1963 г. было регламентировано «регулирование движения на улицах и дорогах жестами взамен регулирования жезлом и о порядке ношения снаряжения и спецодежды белого цвета». До 1969 г. милиционеры направляли движение только руками. Потом жезлы все же вернули. Связано это было с тем, что к 1970-м годам старая государственная система обеспечения безопасности дорожного движения уже не справлялась с возложенными на нее задачами. Значительно выросло количество происшествий, число погибших и раненых. Вновь требовалась модернизация деятельности Госавтоинспекции.

В конструкции милицейского жезла также произошли существенные изменения. – его стали изготавливать из пластика с подсветкой внутри, благодаря чему жезл стал лучше виден ночью. Впоследствии белые полосы стали наносить светоотражающей краской.

2016-06-21_muzey8.jpg

На фотографии 1970-го года из архива Е.И. Калинкина старшина милиции Баушев регулирует движение в Петрозаводске на ул.(пр.) Ленина у Госуниверситета. Обратите внимание на форму жезла – у него точеная фигурная рукоять, а наконечник слегка расширен. Именно такой жезл – свой «рабочий инструмент» – по-прежнему хранит майор милиции в отставке Евгений Иванович Калинкин.

2016-06-21_muzey9.jpg

2016-06-21_muzey10.jpg 

На фотографии 1980 г. с поста ГАИ на 6-м километре, на выезде из Петрозаводска, жезл инспектора уже имеет привычную цилиндрическую форму.

Впоследствии жезл не раз пытались модернизировать. В 1980-е годы начальник оперативного отдела Аджарской АССР Арамаис Тоноян разработал так называемый «Универсальный жезл для сотрудников ГАИ». У него был пластмассовый корпус, а на белых полосах – номера угнанных машин, телефоны отделов УВД и позывные спецслужб. Кроме того, Тоноян вмонтировал в жезл фонарик, компостер для пробивания талонов нарушителей, а в ручку – свисток. Массового применения изобретение не получило – уникальный образец хранится в музее. Его называют прообразом нынешней базы данных ГАИ.

Современные технические характеристики, утвержденные Постановлением Госстандарта России № 33-ст в 2000 г., разделяют жезлы регулировщика по нескольким признакам:

  • по функциональному назначению – простые и комбинированные с дополнительными функциями;
  • по конструкции – цилиндрические и дисковые;
  • по принципу обеспечения светового потока – окрашенные красителями, электрифицированные, имеющие люминесцирующее вещество, имеющие световозвращающие элементы.

Ниже на фотографиях представлены регулировочные жезлы из коллекции нашего Музея истории: из дерева, из пластика и сувенирный. Последний подарен Владимиром Александровичем Федоровым, начинавшим милицейскую службу в ГАИ Карелии, а затем более 12 лет возглавлявшим всю российскую Госавтоинспекцию.

2016-06-21_muzey11.jpg

2016-06-21_muzey12.jpg

2016-06-21_muzey13.jpg

Пожалуй, самый большой и интересный музей жезлов – частная коллекция начальника Госавтоинспекции по Курской области полковника полиции Александра Викторовича Нарыкова. За годы службы ему удалось собрать около 50 различных жезлов, причем не только российских.

2016-06-21_muzey14.jpg

Даже сегодня, несмотря на новые технологии, ГИБДД не видит альтернативы жезлу регулировщика для управления движением.

Сотрудники Госавтоинспекции несут свою нелегкую службу по обеспечению безопасности наших граждан на улицах и дорогах страны. По роду своей деятельности они всегда на виду у людей, поэтому от работы сотрудников ГИБДД в немалой степени зависит авторитет полиции в целом.

В канун юбилея службы искренне желаем всем им крепкого здоровья и благополучия!

Автор-составитель С.В. Карпеченко,
хранитель фондов Культурного центра
МВД по Республике Карелия

История современной Госавтоинспекции берет свое начало в 1918 году.

В Постановлении Народных Комиссариатов по Внутренним Делам и Юстиции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции (Инструкция)», опубликованном в октябре 1918 года, одним из «предметов ведения Советской Милиции» являлось «обеспечение порядка на местах общего пользования, а равно наблюдение за исправным состоянием дорог, мостов, гатей*, улиц, площадей и проч., и надзор за порядком движения на них».

* Гать — насыпь, плотина, дорога через болото или загаченный участок затопленной суши, настил через трясину.

Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом. 29 ноября 1922 г. 22 ноября 1922 года была утверждена инструкция о порядке пользования жезлом, который вручался всем постовым милиционерам. Инструкция № 546 регламентировала: «В целях правильного урегулирования уличного движения, всем постовым милиционерам вручаются жезлы (длиною около 11-ти вершков (ок. 49 см) красного цвета с желтой рукояткой)…». В документе был расписан порядок движения и остановки транспорта, и отмечалось, что постовому запрещается делать какие-либо движения жезлом, кроме поднятия вверх (и опускания).Обязательное постановление Тагильского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 24 мая 1931 года № 21. (НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.117.Л.144)

В 1930 году вышло обязательное постановление областного исполнительного комитета, согласно которому к движению допускаются автомобили и мотоциклы, владельцы которых имеют соответствующее удостоверение на право их эксплуатации. На его основании постановлением Тагильского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 24 мая 1931 года был определен порядок регулирования уличного движения в городе.

3 июля 1936 г. постановлением Совета народных комиссаров утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР – эта дата считается днем рождения современной ГИБДД МВД России. Согласно данному положению, на ГАИ возлагались борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учёт, контроль подготовки и воспитания шофёров.

В Нижнем Тагиле непосредственным регулированием движения занимался ОРУД — отдел регулирования уличного движения, созданный в 1941 году. В последствие служба РУД и ГАИ объединились в единую организацию.

Решение исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся от 26 февраля 1941 года № 1211. (НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.487.Л.285)    Решение исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся от 17 ноября 1943 года № 625. (НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.506.Л.41)    Решение исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся от 23 ноября 1948 года № 809. (НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.587.Л.92-93)    Решение исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся от 23 ноября 1948 года № 809. (НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.587.Л.92-93)

В январе 1961 года в нашей стране введены в действие первые единые для всей территории Правила движения по улицам и дорогам СССР, а также введен новый ГОСТ на дорожные знаки.

29 декабря 1963 года Постановлением Совета Министров РСФСР к правилам были внесены дополнения и изменения. 

Решение исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся от 28 апреля 1964 года № 154. (НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.923.Л.139-140)   Решение исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся от 06 марта 1967 года № 69. (НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.994.Л.249-250)    Решение исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся от 06 марта 1967 года № 69. (НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.994.Л.249-250)

Справка о состоянии дорожно-транспортных происшествий в г. Нижний Тагил в 1971 году. 13 января 1972 г. (НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.1243.Л.57-58) Справка о состоянии дорожно-транспортных происшествий в г. Нижний Тагил в 1971 году. 13 января 1972 г. (НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.1243.Л.57-58) Уже 85 лет сотрудники ОРУД-ГАИ-ГИБДД стоят на страже безопасности дорожного движения. Благодаря предпринимаемым мерам и работе сотрудников автоинспекции по улучшению ситуацию на дорогах в России общее количество ДТП уменьшается. Например, в 1971 году было выявлено 476 дорожно-транспортных происшествия. А по официальным данным Госавтоинспекции в 2020 году на дорогах всех районов города произошло 222 ДТП.   

Сегодня трудно переоценить роль Госавтоинспекции. С каждым годом возрастает численность транспорта, все более интенсивным становится движение на дорогах. В этой ситуации работа инспекторов крайне трудна, но настолько же и необходима.

Пост Госавтоинспекции на Салдинском тракте. 1976 год. (НТГИА. Ф.70.Оп.4.Д.110.Л.5)    Автокласс в Производственном объединении грузового автотранспорта областного автоуправления. 1976 год. (НТГИА. Ф.70.Оп.4.Д.110.Л.1)    Сотрудники Госавтоинспекции перед началом агитпробега во время весеннего всесоюзного смотра безопасности дорожного движения. 1976 год. (НТГИА. Ф.70.Оп.4.Д.110.Л.17) Сотрудники Госавтоинспекции  во время проведения городской летней игры "Пешеходы". 1976 год. (НТГИА. Ф.70.Оп.4.Д.110.Л.5)    Участники городской олимпиады школьников по правилам дорожного движения. Март 1976 года. (НТГИА. Ф.70.Оп.4.Д.110.Л.4)

При любом воспроизведении информации ссылка на сайт обязательна


В этот день…

6 июля 2023 г. 0:45

В этот день 6 июля 1948 года

В этот день…

30 июня 2023 г. 0:30

В этот день 30 июня 1993 года

В этот день…

28 июня 2023 г. 0:30

В этот день 28 июня 1938 года

В этот день…

24 июня 2023 г. 0:30

В этот день 24 июня 1938 года

Публикации

20 июня 2023 г. 5:00

«Перестройка» в народном образовании Нижнего Тагила

В этот день…

17 июня 2023 г. 0:30

В этот день 17 июня 1958 года

Новости

12 июня 2023 г. 0:30

С Днем России!

В этот день…

11 июня 2023 г. 0:30

В этот день 11 июня 1993 года

Новости

6 июня 2023 г. 9:43

День открытых дверей в архиве

В этот день…

5 июня 2023 г. 0:30

В этот день 5 июня 1973 года

Прошли те времена, когда “работа жезлом” была для постового милиционера не способом разрулить пробку при сломанном светофоре, а настоящим искусством. Но полосатая палочка как была в руках регулировщика произведением искусства, так и осталась. Сегодня жезл празднует свой юбилей, ему стукнуло восемьдесят. Ведь именно 22 ноября 1922 года появилась на свет “Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом”.

Сами постовые о юбилее полосатого рабочего инструмента ничего не знали.

— Наш профессиональный праздник — 10 ноября, — удивились они. — Но спасибо, что подсказали.

До дня рождения полосатой палочки стражам порядка было крайне неудобно регулировать дорожное движение, так как водители попросту не замечали на дороге размахивающего руками постового. Размер и цветовая гамма жезла были строго регламентированы появившейся на свет инструкцией — 11 вершков (примерно 49 см) в длину, красного цвета с желтой рукояткой. Вышедший документ для пользования “нововведением” состоял всего из шести пунктов, рассказывающих, как следует регулировать движение “экипажей” и “автомотовеломашин”. Про пешеходов в важной бумаге вообще не было ни слова. Но самое главное — постовому тридцатых годов запрещалось делать лишние движения, только поднимать жезл вверх и опускать его.

Раньше, за неимением достаточного количества светофоров, постовых выставляли практически на всех перекрестках, и в жезлах была большая потребность. Теперь постовые выставляются лишь вместо сломанных светофоров да при проезде кортежей. Сами жезлы тоже изрядно видоизменились. Они превратились в пластиковые черно-белые, со светоотражателями или специальными лампочками внутри.

  • Главная
  • Новости
  • 22 ноября 1922 года в России утверждена инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом

22 ноября 1922 года в России (до основания Советского Союза оставался еще месяц) утверждена инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом.

Жезлы были тогда не черно-белыми, как сейчас, а красного цвета с желтой рукояткой и длиной в 11 вершков (около 49 см). Среди прочего в инструкции говорилось: «В случае необходимости задержания автомотовеломашины и экипажей милиционер останавливает таковые поднятием жезла. При остановке одного движущегося экипажа все идущие сзади также останавливаются, не заезжая вперед. Отсутствие поднятого жезла дает право свободного проезда при условии соблюдения правил уличного движения».

С приходом к власти большевиков цвет жезла изменился на красный, но не для того, чтобы он стал «с красным знаменем цвета одного», а потому, что посчитали, будто красный цвет лучше привлекает внимание участников дорожного движения.

«Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом» № 546 от 29 ноября 1922 г. регламентировала: «В целях правильного урегулирования уличного движения, всем постовым милиционерам вручаются жезлы (длиною около 11-ти вершков (ок. 49 см) красного цвета с желтой рукояткой)…». В документе был расписан порядок движения и остановки транспорта, и отмечалось, что постовому запрещается делать какие-либо движения жезлом, кроме поднятия вверх (и опускания).

История появление жезла регулировщика. часть 2

Лайков пока нет)

18.11.2017
431

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция постового у фасада пожарной части
  • Инструкция постановки на охрану с2000м
  • Инструкция после удаления зуба мудрости
  • Инструкция после увеличения губ филлером
  • Инструкция после увеличения губ филлером