Инструкция при направлении в командировку или дальний рейс

По охране труда для водителей, выезжающих в командировку (дальние рейсы) или на работу в отрыве от организации

1.Общие требования безопасности.

1.1. В длительные командировки (дальние рейсы) или на работу в отрыве от организации подбираются наиболее дисциплинированные водители, имеющие опыт и стаж работы на данных категориях транспортных средств, своевременно прошедшие медицинское переосвидетельствование, инструктажи по технике безопасности и охране труда, стажировку и проверку знаний требований техники безопасности и охраны труда.

1.2. При направлении в командировку двух и более водителей автотранспортных средств для совместной работы на срок более двух суток — приказом руководителя организации назначается работник, ответственный за охрану труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей этой группы.

1.3. При остановке на отдых или ремонт вне населенных пунктов работник, ответственный за охрану труда, должен контролировать соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.

1.4. Водитель должен знать, что наиболее опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, является:

  • вывешенный автомобиль, или агрегаты;
  • горячая вода и пар;
  • легковоспламеняющиеся вещества;
  • газы и другие токсичные вещества и химикаты;
  • этилированный бензин;
  • оборудование, инструмент, приспособления;
  • падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из автомобиля.

1.5. Каждый водитель должен пройти обучение и уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.

1.6. Никто не имеет право принуждать водителя выезжать в рейс если до выезда водитель не имел достаточного времени для отдыха, которое предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.

1.7. За невыполнение требований данной инструкции водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

2.Требования безопасности перед началом работ.

2.1 Водитель, выезжающий в командировку, обязан:

  • иметь при себе следующие документы: водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист, документы на перевозимый груз, кроме этого командировочное предписание, паспорт, доверенность на право получения груза;
  • пройти предрейсовый медицинский осмотр, о чем делается запись в журнале предрейсового медицинского осмотра и ставится отметка в путевом листе о его прохождении медосмотра и о допуске водителя в рейс;
  • получить инструктаж о маршруте и графике движения, местах отдыха, местах смены водителей (если в рейс отправляется 2 водителя), о чем делается запись в путевом листе;
  • получить инструктаж о правилах перевозки груза, людей, о метеорологической обстановке, о дорожных условиях и режимах работы на маршруте;
  • получить инструктаж о времени прибытия в пункт назначения и возвращения;
  • при выезде из города водитель совместно с ответственным за техническое состояние должен проверить техническое состояние и оборудование транспортных средств, согласно «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», и обратить особое внимание на отсутствие утечек топлива из системы, состояние шин и колесных дисков, приборов освещения, сигнализации, работу стеклоочистителя и стеклоомывателя, устройств обогрева и обдува стекол, спидометра, наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки, инструментов, противооткатных приспособлении, заправку топливом, маслом, тормозной жидкостью, электролитом в аккумуляторных батареях, а также проверить его плотность.

2.2. Водитель расписывается в путевом листе о принятии автомобиля в технически исправном состоянии.

2.3. В случаях выявленных неисправностях автомобиля выезд в рейс запрещен.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Во время работы водитель обязан выполнять требования «Правил дорожного движения», следить за техническим состоянием транспортного средства, контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создание помех для движения.

3.2 Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;
  • отклоняться, самовольно изменять маршрут, если это не связано с ухудшением дорожных или климатических условий, обо всех отклонениях от маршрута в путевом листе должна быть сделана отметка;
  • нарушать режимы труда и отдыха установленные заданием, графиком движения (при суммированном учете рабочего времени продолжительность работы не должна превышать в течений дня 10 ч, в случае, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего место отдыха, продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов, продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 12 часов в сутки, сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя в течении двух дней подряд четырех часов);
  • категорически запрещается спать в кабине при работающем двигателе;
  • перевозить людей в кузове грузового автомобиля;
  • открывать двери транспортного средства, если это создает помехи другим участникам дорожного движения;
  • нарушать скоростной режим;
  • резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
  • пересекать организованные (в т. ч. пешие) колоны и занимать место в них;
  • проводить разворот на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах путепроводах эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах расположения остановочных пунктах, на автомагистралях и дорог обозначенных знаком 5,3 (дорога для автомобилей);
  • проводить обгон на регулируемых перекрестах с выездом на полосу встречного движения н на нерегулируемых перекрестах при движении по дороге не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесного транспортного средства без бокового прицепа, разрешенного обгона справа), на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними, в конце подъем и др. участков дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения;
  • перевозить груз, если он затрудняет управление, нарушает устойчивость транспортного средства, закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создают шум, пылит, загрязняют дорогу и окружающую среду. Если состояние и размещение груза не удовлетворяют установленным требованиям, безопасной перевозки, водитель обязан принять меры к устранению перечисленных причин либо прекратить дальнейшее движение;
  • выезжать на железнодорожный переезд при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора), при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума), при запрещающем сигнале дежурного по переезду, если за переездом образовался затор, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина), самовольно открывать шлагбаум, объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.

3.3 Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

3.4. При вынужденной остановке в месте, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для удаления транспортного средства из этого места (если это не возможно — включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановке на расстояние не менее чем за 15 м. в населенном пункте и не менее чем 30 м. вне населенного пункта).

3.5. Запрещается движение транспортных средств при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

4. Требования безопасности при возникновении аварийной ситуации.

4.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Не перемещать предметы, имеющие отношения к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной мед. помощи пострадавшим, вызвать «Скорую мед. помощь». А в экстренных случаях отправить пострадавших на попутной автомашине, а если это не возможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства с предъявлением документа, удостоверяющего личность и возвратиться к месту происшествия, освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.

4.2. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей: положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившемся в милицию и в свою организацию.

4.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м (причем на гибкой сцепке должны быть предупредительные устройства (не менее двух) флажки или щитки в виде флажков (200 х 200 мм) с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами), а при буксировке на жесткой сцепке не более 4 м.

4.4. Буксировка запрещается:

  • транспортных средств, у которых не действует рулевое управление;
  • двух и более транспортных средств;
  • транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства.

4.5. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке.

5. Требования безопасности по окончании работ.

5.1. После окончания работы (командировки) водитель обязан:

5.1.1. После постановки автомобиля на ночную или дневную стоянку закрыть расходные вентили (для сжатого газа) или магистральный вентиль (для сжиженного газа), выработать газ из системы питания, после чего выключить зажигание и отключить «массу».

5.1.2. О недостатках, обнаруженных во время работы (командировки), известить руководителя отдела эксплуатации транспорта.

Безопасность движения и техника безопасности для водителей, направленных в командировки и дальние рейсы

Общие требования безопасности.

В длительные командировки, дальние рейсы подбираются наиболее дисциплинированные водители, имеющие опыт и стаж работы на данных категориях транспортных средств, своевременно прошедших медицинский осмотр и инструктажи.

Требования безопасности перед выездом в командировку.

Водитель, выезжающий в командировку, обязан:

  • иметь при себе документы: водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист, паспорт;
  • в полном объеме изучить данную инструкцию;
  • пройти предрейсовый медицинский осмотр, о чем делается запись в журнале предрейсового медицинского осмотра и ставится отметка в путевом листе о его прохождении медосмотра и о допуске водителя к рейсу;
  • получить инструктаж о маршруте движения, расписания (график) движения, местах отдыха, месте и времени смены водителей (если в рейс отправляется 2 водителя), о чем делается запись в путевом листе;
  • о правилах перевозки груза, людей, об изменении метеорологических, дорожных и других условиях и режимах работы на маршруте;
  • о времени прибытия в пункт назначения (оборота) и возвращения в офис;
  • при выезде со стоянки водитель совместно с ответственным за техническое состояние должен проверить техническое состояние и оборудование транспортных средств, согласно «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Следует обратить особое внимание на отсутствие подтеков топлива из системы, состояние колес и шин, приборов освещения, сигнализации, работу стеклоочистителя и стеклоомывателя, устройств обогрева и обдува стекол, спидометра, тахографа (если он установлен), противоугонные устройства, наличие аптечки, огнетушителя, инструментов, противооткатных приспособлении, знака аварийной остановки, заправку топливом, маслом, тормозной жидкостью, электролитом в аккумуляторных батареях, а также проверить его плотность.

Водитель расписывается в путевом листе о принятии автомобиля. В случае выявления технических неисправностей никто не имеет право принуждать водителя выезжать в рейс.

Требования безопасности во время работы.

Во время работы водитель обязан выполнять требования «Правил дорожного движения», следить за техническим состоянием транспортного средства, контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создание помех для движения.

Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения: передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством данной категории; пересекать организованные (в т. ч. пешие) колоны и занимать место в них;
  • отклоняться, самовольно изменять маршрут, если это не связано с ухудшением дорожных или климатических условий (обо всех отклонениях от маршрута в путевом листе должна быть сделана отметка);
  • перевозить людей в кузове грузового автомобиля;
  • нарушать режимы труда и отдыха установленные заданием, графиком движения (при суммированном учете рабочего времени продолжительность работы не должна превышать в течений дня 10 ч, в случае, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего место отдыха, продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов, продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 12 часов в сутки, сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя в течении двух дней подряд четырех часов);
  • категорически запрещается спать в кабине при работающем двигателе (это опасно для жизни);
  • открывать двери транспортного средства, если это создает помехи другим участникам дорожного движения;
  • нарушать скоростной режим, установленный ПДД;
  • резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
  • проводить разворот на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах путепроводах эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах расположения остановочных пунктах, на автомагистралях и дорог, обозначенных знаком 5,3 (дорога для автомобилей);
  • проводить обгон на регулируемых перекрестах с выездом на полосу встречного движения н на нерегулируемых перекрестах при движении по дороге не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесного транспортного средства без бокового прицепа н разрешенного обгона справа), на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, на железнодорожных переездах и ближе чем за 100м. перед ними транспортного средства производящего обгон или объезд, в конце подъем и др. участков дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения;
  • перевозить груз, если он затрудняет управление, нарушает устойчивость транспортного средства, закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создают шум, пылит, загрязняют дорогу и окружающую среду. Если состояние и размещение груза не удовлетворяют установленным требованиям, безопасной перевозки, водитель обязан принять меры к устранению перечисленных причин либо прекратить дальнейшее движение;
  • выезжать на железнодорожный переезд при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора), при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума, при запрещающем сигнале дежурного по переезду, если за переездом образовался затор, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина), самовольно открывать шлагбаум, объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.

Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест (если это не возможно — включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановке на расстояние чем за 15 м. в населенном пункте и не менее 30 м. вне населенного пункта).

Запрещается движение транспортных средств при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях не достаточной видимости, не действующем со стороны водителя стеклоочистителя во время дождя или снегопада.

Требования безопасности при возникновении аварийной ситуации.

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Не перемещать предметы, имеющие отношения к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной мед. помощи пострадавшим, вызвать «Скорую мед. помощь». А в экстренных случаях отправить пострадавших на попутной автомашине, а если это не возможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства с предъявлением документа, удостоверяющего личность и возвратиться к месту происшествия, освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.

При необходимости освобождения проезжей части или доставки, пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей: положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившемся в милицию и в свою организацию.

При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м (причем на гибкой сцепке должны быть предупредительные устройства (не менее двух) флажки или щитки в виде флажков (200 х 200 мм) с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами), а при буксировке на жесткой сцепке не более 4 м.

Буксировка запрещается:

  • транспортных средств, у которых не работает рулевое управление;
  • двух и более транспортных средств;
  • транспортных средств с нерабочей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства, при меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке.

Требования безопасности по окончании работ.

После окончания работы (командировки) водитель обязан:

  • о недостатках, обнаруженных во время работы (командировки), известить начальника Транспортного отдела и своего непосредственного руководителя.

Loading…

1. Перед направлением водителя в дальний рейс или в командировку на автомобиле, администрация обязана каждый раз проводить инструктаж об особенностях работы и мерах безопасности, проверять наличие инструмента, запасного колеса, средств тушения пожара, медицинской аптечки, записать в путевой лист пункты, места отдыха, дату и время возврата в гараж.

2. Администрация не имеет права  направлять водителя в рейс на технически неисправном автомобиле, и если водитель не имел до выезда отдыха.

3. Прохождение инструктажа документируется в журнале специальной формы.

4. При направлении нескольких автомобилей для работы в одном месте администрация обязана назначить старшего из числа ИТР или лучших водителей.

5. Выполнение требований этого ответственного обязательно для всех водителей указанной группы.

6. Во время стоянки запрещается шоферу и сопровождающим лицам отдыхать или спать в кабине и кузове легкового автомобиля при работающем двигателе.

Водителю запрещается:

— управлять автомобилем в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;

— управлять автомобилем в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которое может повлиять на безопасность движения;

— передавать управление автомобилем лицам, находящимся в нетрезвом состоянии и не имеющим при себе удостоверения на право управления, не указанных в путевом листе.

При работе на линии и в пути следования шофер обязан:

— выполнять правила безопасности движения;

— поддерживать скорость в соответствии с требованиями правил движения и с учетом состояния дороги;

— наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля и правильной работой всех механизмов;

— при неисправности в автомобиле, угрожающей безопасности принять меры к устранению повреждений, а если это невозможно следовать на ближайшую ремонтную базу или возвратиться в гараж с соблюдением всех необходимых мер осторожности;

— при остановках автомобиля принимать меры предосторожности: выбрать наиболее безопасный участок для остановки и парковки, съехать с проезжей части дороги, включить и проверить сигнальные огни, при необходимости поставить ограждение,  при выходе из кабины убедиться в отсутствии встречного и попутного движения транспорта;

— на загородных трассах через каждый час движения делать кратковременную остановку, выходить из кабины для разминки и внешнего осмотра основных частей автомобиля;

— соблюдать особую предосторожность при движении в условиях гололеда, бурана, ограниченной видимости, на поворотах, подъемах и спусках, железнодорожных переездах, проезде мостов и переправ, при разъезде  со встречным транспортом, при обгоне, при движении в ночное время и  незнакомой трассе;

— при внезапных метеорологических изменениях погоды (сильных буранах, метелях, ураганах ветра), захвативших в пути, доехать до ближайшего населенного пункта и находиться там до выяснения полной безопасности на трассе.

3. При езде в ночное время с одной фарой, свет должен быть обязательно с левой стороны.

4.К управлению автомобилей, перевозящим людей, допускаются водители первого и второго класса, водители третьего класса в исключительных случаях по письменному разрешению руководителя при наличии стажа водителя не менее трех лет.

5.Перевозка пассажиров на грузовых автомобилях должна производиться только в соответствии «Правил движения по улицам городов, населенных пунктов, по дорогам РФ».

6.Запрещается перевозка посторонних людей, не имеющих отношения к выполняемой шофером работе.

7.Если водитель при тех или иных работах окажется в опасных условиях, он обязан приостановить работу, сообщить об этом своей администрации или той, в распоряжении которой находится, сделать отметку в путевом листе и продолжить работу только после устранения опасности.

8.Особые меры предосторожности необходимо соблюдать при работе на автопоездах, при их погрузке и разгрузки, при сцепке и расцепке, обеспечение смежных сцепных устройств, обеспечение страхующих тросов, соблюдение скорости движения, предосторожность проезда поворотов.

9.При ремонте автомобиля на линии водитель обязан соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и техобслуживания автомобиля в гараже.

10.Если объем ремонта превышает разрешенный для линии, а у водителя необходимых приспособлений и инструментов, ремонт запрещается. Не выполнять такие работы по ремонту автомобиля и устранению неисправности при работающем двигателе.

11.При работе на обочине дороги, работать следует только справа по ходу движения. Запрещается находиться на проезжей части.

12.Водителю запрещается допускать к ремонту автомобиля лиц, не имеющих на это право (грузчиков, сопровождающих, экспедиторов, агентов и т.д.).

13.Буксировка неисправных автомобилей должна производиться автомобилями помощи, оборудованными прицепными приспособлениями.

14.При подаче автомобиля назад, водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и  поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

15.При плохой видимости подачу назад производить с сигнальщиком.

16.На погрузочно-разгрузочных объектах, в зоне действия механизмов запрещается выполнение каких-либо работ по ремонту и обслуживанию автомобилей.

17.Переправа автомобилей вброд и по льду разрешается производить только в местах, обозначенных специальными знаками и указателями.

18.При накачивании шин на линии обязательно применять предохранительную вилку или колесо, следует класть кольцом вниз к земле.

19.Не протирайте двигатель ветошью, смоченной бензином.

20.Не засасывайте ртом этилированный бензин.

21.При пуске двигателя рукояткой, проверьте нейтральное положение рычага включения передач, не берите рукоятку в обхват.

22.Подогрев двигателя, коробки передач, заднего моста и других агрегатов автомобиля открытым огнем запрещается.

23.Открывайте пробку радиатора работающего двигателя осторожно, оберегая лицо и руки  от ожогов паром.

24.В дождливую погоду, при снегопаде и гололеде будьте осторожны при входе в кабину и выходе из нее, своевременно очищайте грязь, снег и лед с подножек кабины.

25.При погрузке автомобиля шофер обязан следить за правильным размещением груза в кузове, соблюдением разрешенных габаритом, его укладку, крепления и увязку, обеспечивающих надежность и безопасность.

Оформление командировки в 2023 году: пошаговая инструкция

Иллюстрация: pressfoto/freepik

Что такое служебная командировка

Основные правила, гарантии и требования при организации служебных командировок, содержатся в гл. 24 ТК.

Простым языком, служебная командировка – это поездка сотрудника по распоряжению работодателя на заранее определенный срок для выполнения служебного задания вне места постоянной работы.

Для оформления поездки в качестве служебной командировки необходимо:

  • чтобы поездка носила производственный характер;

  • сотрудник был устроен по трудовому договору и никак иначе;

  • сотруднику не введен трудовым договором разъездной характер работы (как, например, у курьеров, экспедиторов и пр.), т.е. за ним закреплено стационарное рабочее место;

  • длительность командировки выбрана целесообразно (например, поездка на полгода в другой регион для организации деятельности филиала скорее похожа на временный перевод, а не командировку).

Общие правила направления сотрудников в командировку

По общему правилу, если работодатель направляет сотрудника в командировку, то отказаться от поездки тот права не имеет.

Какие еще правила для кадровиков ввели в 2023 году мы рассказали на курсе профпереподготовки «Кадровик с нуля до профи». Выдаем красный диплом, получите актуальные знания.

Оформить курс в рассрочку

Такие действия расцениваются как уклонение от своих служебных обязанностей, что может закончиться дисциплинарным взысканием или привести к увольнению. Но, не всегда.

Например, если работник находится в отпуске, на больничном или поездка приходится на его официальный выходной, то отказ правомерен. Тут сотрудник сам может решить – ехать ему или нет.

При этом отпуск сотрудника придется переносить или отменять вообще, делать перерасчет.

А вот, если сотрудник решит поехать в командировку, находясь на больничном, он нарушит режим – одновременно болеть и работать нельзя. В этом случае он рискует потерей выплат по больничному листу или существенному их сокращению.

Кого нельзя отправлять в командировки или можно, но с ограничениями

Не каждого сотрудника компания может обязать поехать в командировку.

Есть некоторые категории работников, которые могут от нее отказаться на законных основаниях, а некоторых нельзя отправить даже если они сами согласны.

  1. Беременных женщин – без каких-либо «но» нельзя направлять в командировки. Их права защищает ст. 259 ТК.

  2. Несовершеннолетних детей можно отправлять в командировку, но только если они являются спортсменами или творческими работниками. Данное правило закреплено в ст. 268 ТК.

  3. Работников, трудоустроенных по ученическому договору, в обычную командировку отправлять нельзя. Они могут ехать только в командировку, связанную с ученичеством (ст. 203 ТК). Например, для сдачи экзаменов или на сессию.

  4. Сотрудников с ограниченными физическими возможностями можно направлять в командировки, но только если это не противоречит индивидуальной программе реабилитации (ст. 23 закона № 181-ФЗ).

Кроме того, статьи 259 и 264 ТК говорят о том, что, необходимо получить письменное согласие следующих сотрудников, направляя их в командировку:

  • женщин, имеющих детей до 3 лет;

  • отцов, матерей или опекунов, единолично воспитывающих детей до 14 лет;

  • родителей детей с ограниченными физическими возможностями;

  • одного из родителей ребенка до 14 лет, если второй родитель работает вахтовым методом;

  • многодетных родителей (трое и более детей до 18 лет), пока младшему не исполнится 14 лет;

  • сотрудников на больничном по уходу за членами семьи;

  • кандидатов в депутаты в период выборов.

Вот примерный образец бланка на согласование командировки:

ООО «РАССВЕТ»

УВЕДОМЛЕНИЕ
о направлении в командировку

Уважаемый(-ая) ____________________________________________________

Уведомляя о направлении в служебную командировку сроком на _______, просим дать согласие на направление в служебную командировку с ______________________ по _______________________ в _________________ для ___________________________________________________________.

Разъясняем, что согласно ст. 259 ТК РФ Вы имеете право отказаться от направления в служебную командировку в связи с тем, что _________________
Ответ ожидается не позднее _____________ 20… г.

«…» ………………. 20… года /……………….

С ведением электронного кадрового оборота в программе 1С поможет разобраться этот вебинар. Узнаете, как работает обмен, подписание, контроль, хранение и регистрация всех документов внутри программы. Бесплатно для подписчиков Клерк.Премиум.

Командировка сотрудника-иностранца

Если работодатель намерен направить в командировку иностранных работников, то следует иметь в виду, что такая возможность зависит от профессии, должности и статуса иностранного работника.

Особенности командирования иностранных сотрудников мы собрали в отдельной таблице.

Статус пребывания иностранного работника в РФ

Ограничение по должностям

Ограничение по сроку командирования

Временно пребывающий в безвизовом порядке (патент)

нет

ограничен сроком дополнительного патента в регионе командирования

Пребывающий на основании визы (разрешение на работу)

Должность или профессия должны попадать в перечень (п. 1 Приложения к приказу Минздравсоцразвития от 28.07.2010 № 564н)

  • не более 10 календарных дней (за весь период действия разрешения);

  • не более 60 дней (за весь период действия разрешения), если работа имеет разъездной характер.

Временно проживающие

Должность или профессия должны попадать в перечень (п. 2 Приложения к приказу Минздравсоцразвития от 28.07.2010 № 564н)

  • не более 40 календарных дней (за весь период действия разрешения);

  • не более 90 дней (за весь период действия разрешения), если работа имеет разъездной характер.

Высококвалифицированные специалисты с видом на жительство

нет

нет

Высококвалифицированные специалисты с разрешением на работу или временным проживанием

нет

  • не более 30 календарных дней в году;

  • без ограничений при разъездном характере работы.

Граждане ЕАЭС, постоянно проживающие и работающие в РФ

нет

нет

Временно пребывающий в безвизовом порядке иностранец получает патент.

Приезжающий по визе – разрешение на работу.

В обоих случаях свобода передвижения иностранца ограничена субъектом РФ, выдавшим ему разрешение или патент.

Если работодатель хочет занять работой иностранного сотрудника в двух и более субъектах РФ, то ему придется оформить патент на каждый из них.

При этом срок нахождения работника в другом субъекте будет строго ограничен сроком действия доппатента, который, в свою очередь, не должен превышать срок ранее полученного основного патента.

С иностранцем, имеющим разрешение на работу, немного проще. Он может ехать в командировку на срок не более 10 календарных дней (за весь период действия разрешения) или на 60 дней, если его работа имеет разъездной характер и это закреплено в трудовом договоре.

Туда попадают такие рабочие профессии как: каменщик, машинист, механик и пр. и творческие – артист, ведущий программ, аккомпаниатор. Должности, состоя на которых иностранец может ехать в командировку – руководители учреждений, функциональных и специализированных служб.

Иностранные сотрудники, имеющие статус временно проживающих должны работать в регионе, где им выдали разрешение.

Командировать можно только представителей рабочих и творческих профессий, а также руководящих должностей. Полный перечень содержится в п. 2 Приложения к приказу № 564н.

Общий срок пребывания временно проживающих иностранцев в служебных командировках не должен превышать 40 календарных дней за весь период действия разрешения и не более 90 календарных дней при разъездном характере работы.

Если иностранный работник признается высококвалифицированным специалистом и имеет вид на жительство, то его спокойно можно отправлять в командировки без каких-либо ограничений по профессиям и должностям.

При наличии у такого специалиста разрешения на работу или на временное проживание, он не может находиться в командировке более 30 календарных дней в году.

А вот если закрепить в его трудовом договоре разъездной характер работы, то срок нахождения в командировке будет не органичен.

Граждане ЕАЭС, постоянно проживающие и работающие в РФ, могут на любой период быть направлены в служебную командировку. На них действует тот же порядок, что и для российских граждан.

Срок командировки

  • Сроком служебной командировки принято считать период со дня выезда сотрудника по день его возвращения, включительно. Этот срок определяет сам работодатель.

  • Важно, чтобы руководитель установил ее конечный срок еще до начала командировки. Сотрудник должен четко понимать когда он вернется, а бухгалтерия должна рассчитать авансовые суммы перед поездкой и правильно расставить отметки в табеле рабочего времени.

Согласование командировки и заявление на выплату аванса

Закон не предусматривает проведения дополнительного согласования служебной командировки. Более того, у работодателя нет обязанности предупреждать о ней сотрудника заранее.

Однако, организации вправе разработать образец служебной записки, позволяющей согласовать служебную поездку и уточнить сопутствующие траты.

На практике, такую служебную записку составляет руководитель направляемого в командировку сотрудника.

В документе указывают ФИО и должность сотрудника, срок командировки, а также расшифровываются основные предстоящие расходы.

Генеральному директору ООО «СТИЛЬ»
Петрову И.И.
От руководителя отдела маркетинга
Иванова В. В.

Уважаемый Иван Иванович!

В связи с возникшей необходимостью осуществления переговоров с крупным потенциальным клиентом, который не имеет возможности посетить Санкт-Петербург, прошу командировать заместителя начальника отдела маркетинга Смирнова Д.С. в город Ростов-на-Дону. Предполагаемая длительность командировки: с 16 апреля по 21 апреля 2023 года.

Прошу дать указание о выдаче командировочных средств главному бухгалтеру в размере:

– 20 000 на проживание в гостинице.
– 6 000 на питание.
– 15 000 на транспорт.

Подпись

«__» ___________________ 2023 г.

Во многих компаниях процесс согласования командировок, как и документооборот в целом автоматизирован.

Сотрудник создает онлайн заявку, подписывает и согласовывает с руководством. Далее она уходит к ответственным сотрудникам смежных подразделений.

После того, как служебная записка согласована, работнику надо написать заявление на перечисление аванса, для покупки билетов и предварительной брони жилья, если эти хлопоты не берет на себя сама компания.

Конкретного расчета данных сумм нет. Достаточно знать приблизительную стоимость аренды жилья и расходов на проезд.

При этом, категория как самой гостиницы, так и номера должны совпадать с условиями, прописанными в Положении о командировках для конкретной должности.

Также можноограничить и класс поездки. Например, рядовые сотрудники могут ездить только в плацкарте на поезде и летать эконом-классом в самолете, а руководство – в купе и бизнес-классе соответственно.

В авансовый платеж, помимо указанных расходов, включаются суточные. Размер суточных не ограничен. Но по НК не облагаются налогом только суточные в пределах 700 рублей по России и 2 500 рублей (эквивалент в валюте) за границей.

Учитесь на вебинарах с Клерк.Премиум, задавайте вопросы лекторам, получайте сертификаты. 500+ часов обучающего контента для бухгалтеров, кадровиков, ИП.

Приказ о командировке

Каждая командировка начинается с оформления приказа.

С 1 января 2013 года применять унифицированные формы документов не является обязанностью.

Законодатель позволил компаниям самостоятельно разработать бланк приказа, утвердив его в своей учетной политике.

Главное чтобы в нем были все данные, предусмотренные ФСБУ 27/2021, позволяющие идентифицировать:

  • ФИО сотрудника, направляемого в командировку, должность и подразделение;

  • куда оформлена командировка;

  • в какие даты и на сколько календарных дней;

  • цель поездки;

  • кто финансирует поездку (работодатель).

Но и использование уже имеющихся унифицированных форм допустимо:

  • Т-9, при условии, что в командировку едет один сотрудник;

  • Т-9а, если командированных несколько.

Ранее, помимо приказа, необходимо было оформить служебное задание и командировочное удостоверение.

Постановление Правительства № 1595 сделало их применение необязательным. Хотя есть и такие компании, которые используют эти документы и сейчас. Это не запрещено.

Если работник будет находиться в пути в выходной или праздничный день либо, будучи в командировке, в такие дни он будет занят работой (при условии, что это не предусмотрено его обычным графиком), обязательно следует взять от работника письменное согласие на работу в выходной и издать соответствующий приказ.

Если в выходной или праздник командированный будет отдыхать, эти бумаги не понадобятся.

Бронирование жилья и билетов

Эту часть оформления командировки организация полностью устанавливает сама.

Кому-то удобно назначить в отделе кадров ответственного, который будет бронировать гостиницы и приобретать билеты на общественный транспорт.

Кто-то доверяет это своим сотрудникам, отправляющимся в командировку. Они из выданного им аванса оплачивают и жилье, и проезд.

Некоторые сотрудники получают разрешение ехать на личном или служебном авто. В данном случае им оформляются путевые листы, форму которых организация вправе утвердить сама.

Для подтверждения расходов в таком случае потребуются чеки на топливо, которое будет оплачивать сотрудник во время поездки.

Выплата суточных

Суточные должны быть выплачены заранее, перед командировкой. Размер суточных работодатель устанавливает самостоятельно и закрепляет его в Положении о командировках или Коллективном договоре.

Единственное ограничение, которое есть по суточным – их не выплачивают тем, кто едет в однодневную командировку (п. 11 постановления № 749).

Если однодневная командировка является заграничной, то выплата суточных производится в размере 50% от установленной работодателем для них нормы (ст. 168 ТК, п. 20 постановления № 749).

Лимит по суточным также не регламентирован. Организация вправе установить совершенно любой размер, закрепив его во внутренних документах.

Многие предприятия стараются указать суточные для командировок по России в размере 700 рублей. Выбор логичен. Именно такая сумма не подлежит обложению НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК). Для загранкомандировок необлагаемый НДФЛ размер суточных – 2 500 рублей.

Суточные сверх указанных лимитов облагаются еще и страховыми взносами. Но взносы «на травматизм» с суточных платить не нужно.

Например. Иванов И.И. пробыл в командировке 4 дня и получил суточные в размере 1500 рублей в день. За дни командировки он получил 6 000 рублей. Не облагаются взносами и НДФЛ только 2 800 рублей (4 * 700 руб.). Получается, что с разницы 6 000 – 2 800 = 3200 рублей нужно удержать НДФЛ и заплатить страховые взносы.

Следует также иметь ввиду, что если место командировки недалеко от фактического места проживания командированного и у него есть возможность каждый вечер возвращаться домой, то суточные ему не выплачиваются (п. 11 постановления № 749) .

Отчет о командировочных расходах (авансовый отчет)

Основная задача работника, находящегося в командировке – сохранять все документы:

  • посадочные талоны;

  • билеты;

  • чеки;

  • документы, подтверждающие расходы на проживание;

  • другие документы по произведенным затратам (чеки на купленные канцтовары, материалы, оплату провоза багажа и др.).

Правительство уточнило перечень документов для подтверждения срока пребывания в командировке без проездных документов.

Например, если сотрудник едет на собственном авто. С 10 марта 2023 года работники, которых направили в командировку, смогут подтвердить проживание в гостинице если у них отсутствуют проездные документы:

  • договором на оказание гостиничных услуг по месту командирования;

  • кассовым чеком;

  • документом, оформленным на бланке строгой отчётности, подтверждающим предоставление гостиничных услуг по месту командирования (БСО).

После того, как работник вернулся из командировки, ему необходимо будет в течении 3 дней отчитаться о потраченных суммах:

  • собрать все сохраненные расходные документы;

  • заполнить авансовый отчет, указав сколько денег на командировку получено и сколько израсходовано, уточнить есть ли остаток или перерасход;

  • если сотрудник потерял какой-либо документ, то ему нужно составить служебную записку на возмещение потраченных средств (но, надо иметь в виду, что руководитель вправе отказать в компенсации соответствующего расхода).

После того, как бухгалтерия получит все документы, рассмотрит их и сверит затраты с размером аванса, будет произведён перерасчёт.

Если после командировки еще остались непотраченные средства, то их придется вернуть.

Если трат оказалось больше, при условии, что это не противоречит положению о командировках, оставшиеся средства перечислят на счёт командированного или выдадут из кассы.

Особенности командировок на территорию ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей

В 2022 году официально разрешили направлять работников в командировку в новые регионы для восстановления коммуникаций и налаживания бизнес-процессов.

Также были разработаны Правила командирования на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей (постановление Правительства от 28.10.2022 № 1915) для следующих категорий сотрудников:

  • работников организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам;

  • работников других организаций, которые участвуют в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры.

В период их нахождения на указанных территориях им положены:

  • выплата среднего заработка в двойном размере. Он рассчитывается в соответствии с постановлением № 922;

  • суточные в размере 8 480 рублей за каждый день пребывания в командировке;

  • выплаты по безотчетным суммам в целях возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками.

Работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Примечание 9.

Примечание 9: командировочные расходы (например, расходы по найму жилого помещения и проезду) могут быть оплачены работодателем самостоятельно, в этом случае соответствующих подотчетных сумм работнику не выдается.

К расходам на проезд относятся расходы на оплату передвижения:

  • к месту командировки (как на территории РФ, так и на территории иностранных государств) и обратно;
  • из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах.

Указанные расходы включают оплату проезда транспортом общего пользования к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти затраты; оплату услуг по оформлению проездных документов; оплату услуг по предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

Работодатель обязан возместить командированному работнику расходы на наем жилого помещения:

  • на территории РФ, за исключением случаев, когда работнику предоставляется бесплатное помещение для проживания, например, при госпитализации в стационар медицинского учреждения;
  • на территории иностранных государств.

Работодатель обязан выплатить работнику суточные в счёт возмещения работнику дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства:

  • за каждый день пребывания в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также дни, проведенные в пути, в том числе время вынужденной остановки;
  • за весь период нетрудоспособности, наступившей в командировке.

К иным относятся расходы: на оплату услуг связи; на получение визы и других выездных документов; на оформление заграничного паспорта; на оплату обязательных консульских и аэродромных сборов; на оформление обязательной медицинской страховки. Примечание 10.

Сумма, которую необходимо выдать работнику, определяется исходя из продолжительности командировки, стоимости проезда, приблизительных расходов на оплату жилья, величины суточных, установленных в организации для командировок. Примечание 11.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Примечание 10: при командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Примечание 11: порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 12.10.2013 № 916, Постановление Правительства РФ от 04.03.2013 № 180).

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам территориальных фондов обязательного медицинского страхования или государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция при встрече с дикими животными транснефть
  • Инструкция при вооруженном нападении на объект
  • Инструкция при вооруженном нападении на объект
  • Инструкция при вооруженном нападении в школе
  • Инструкция при вооруженном нападении в школе