Инструкция вводного инструктажа по бдд для водителей

В практику российских организаций и ИП вернулись инструктажи по безопасности дорожного движения. Расскажем, какие виды инструктажей необходимо организовать, какие требования установлены к инструктирующему

Для кого обязательны инструктажи по БДД

Новые правила Минтранс утвердил Приказом № 145 от 30.04.2021. Требования обязательны для физических лиц, которые работают на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг, и автобусах, а также для юридических лиц и ИП, которые:

  • работают на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
  • работают на основании договора перевозки грузов;
  • перевозят людей и грузы автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

Эти работодатели обязаны назначить ответственного за обеспечение БДД и организовать проведение инструктажей по безопасности перевозок пассажиров или грузов.

Новые правила не действуют в отношении:

  • органов государственной и муниципальной власти,
  • аварийно-спасательных служб,
  • иностранных (международных) грузовых и пассажирских перевозок,
  • перевозок грузов внутренним промышленным транспортом.

Какие инструктажи по БДД должен проводить работодатель

Работодатели обязаны организовывать инструктажи четырех видов: вводные, предрейсовые, сезонные и специальные. Программа инструктажа по БДД зависит от его вида.

  1. Вводный инструктаж проводится при приеме на работу.

В этот момент водитель получает сведения о видах перевозок, особенностях грузов, составе пассажиров, установленных в этой организации. На вводном инструктаже знакомят с нормами загрузки грузовых транспортных средств, рассказывают о типичных для организации рисках, наиболее частых причинах аварий.

В программу нужно также включить алгоритм действий в случае дорожно-транспортного происшествия, инструкцию о том, как вызвать аварийного комиссара в рамках обязательного страхования гражданской ответственности и сообщить об этом ответственным сотрудникам работодателя. Во время вводного инструктажа расскажите и о порядке предрейсового медосмотра на вашем предприятии.

  1. Предрейсовый инструктаж. Если в этот день по одному маршруту несколько рейсов, инструктаж проводят при первом выезде. Если маршруты разные — перед каждым рейсом.

Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать, какова протяженность маршрута, в каких дорожных условиях придется управлять ТС, какие опасные участки встретятся по пути и как обеспечить свою безопасность и безопасность перевозимых грузов или пассажиров.

  1. Сезонные инструктажи проводятся два раза в год: весной и осенью.

Во время весеннего инструктажа рассказывают о том, как двигаться в условиях таяния снега, возможных подтоплений, схода лавин. На осеннем инструктаже — об особенностях работы в условиях гололеда, снегопада, тумана, пониженной видимости, при движении по ледовым переправам.

Сезонные инструктажи содержат сведения о дополнительных мерах безопасности при аварийном торможении и в случае ДТП.

  1. Специальный инструктаж по БДД проводится при вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на работу водителей. Например, меняют правила движения в составе сопровождаемой колонны или детских перевозок.

Кого назначить ответственным за инструктажи по БДД

Богданова

Татьяна Богданова, эксперт по трудовому праву и охране труда:

Для проведения всех видов инструктажей работодатель обязан назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Обязательным условием является успешная аттестация сотрудника (Приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 283).

Квалификационные требования к назначаемому сотруднику:

  • Образование не ниже среднего профессионального. Работник должен представить документ об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящему в соответствующую уровню образования группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»
  • Профессиональная переподготовка с присвоением подтвержденной документом квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
  • Аттестация на право занимать соответствующую должность.

Как оформить инструктажи с водителями

Работодателям придется завести журнал учета инструктажей водителей, где отмечать все проведенные мероприятия. В журнале надо указать дату и вид инструктажа, должность, фамилию и инициалы проводившего инструктаж, фамилии и инициалы проинструктированных водителей и их подписи. Правила допускают применение электронной цифровой подписи, если работодатель уже ввел электронное оформление инструктажей.

Мы рекомендуем расширить объем журнала. Если работодатель решит вести инструктажи в электронном виде, то и журнал должен содержать ЭЦП ответственного и водителя. Для крупного бизнеса это выгодно, а ИП могут проводить инструктажи и в бумажном виде.

Пример заполнения журнала инструктажей по БДД вы найдете в нашей шпаргалке.

Чтобы узнать, как создать инструкции и программы инструктажа по БДД, как организовать повышение квалификации водителей и обеспечить охрану труда водителей по всем правилам, смотрите вебинар Марины Шобохоновой «Как допустить водителей к работе: инструктажи по БДД и режим работы».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образец заполнения журнала регистрации инструктажей по БДД
    18.6 КБ

Инструктажи водителей по безопасности дорожного движения

Все предприятия, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны в целях снижения травматизма регулярно проводить инструктажи по БДД для водителей. Инструктировать по безопасности дорожного движения следует всех сотрудников, допущенных к управлению автомобилем в организации.

Цель – обучение работников правилам безопасной эксплуатации транспортных средств. Проводить такой инструктаж может лишь аттестованный по БДД сотрудник. Непроинструктированного водителя нельзя допускать к работе на линии.

  Регламентирует процедуру этого мероприятия Приказ Минтранса России от 15.01.2014г. N 7 (ред. от 01.03.2018) «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации». 

Виды инструктажей для водителей транспортных средств: вводный; предрейсовый; сезонный; специальный.

Вводный инструктаж по БДД

Проводят сразу после приема на работу. Инструктируемый водитель должен получить в доступной форме всю необходимую информацию о порядке обеспечения БДД на предприятии. Инструктирующий рассказывает об особенностях предприятия, о специфике перевозимых грузов, о требованиях к перевозке пассажиров и к загрузке-выгрузке транспортных средств, дает пояснения по транспортной схеме предприятия, знакомит с планом расстановки техники в гараже и т.п. О действующих в организации правилах внутреннего трудового распорядка также нужно сообщить водителю во время вводного инструктажа, разъяснить порядок прохождения медосмотра перед и после рейса, рассказать о порядке прохождения контроля ТС перед выездом. По окончании вносят отметку в журнал регистрации.

Дата

Вид инс-трук-тажа

Ф. И. О. инструкти-руемого

Марка, государ-ственный номер транс-портного средства

Краткое содер-жание

Основа-ние прове-дения

Должность, Ф. И. О. проводив-шего лица

Подпись проводив-шего лица

Под-пись про-шед-шего лица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Пример :

Дата

Вид инс-

трук-

тажа

Ф. И. О. инструкти-руемого

Марка, государ-ственный номер транс-портного средства

Краткое содер-жание

Основа-ние прове-дения

Должность, Ф. И. О. проводив-шего лица

Подпись проводив-шего лица

Под-пись про-шед-шего лица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

04.09. 2017  

Ввод-ный  

Иванов Владимир Николаевич

Положение о безопасности дорожного движения в АО «Стройдеталь», транспортно-технологическая схема, правила внутреннего трудового распорядка, Порядок предрейсового медосмотра, Порядок предрейсового  контроля транспортного средства

Прием на работу  

Ответственный за БДД, начальник транспортного отдела Мешаков В.Н.

Мешаков

Иванов

Предрейсовый

Должен быть проведен перед выполнением работ повышенной опасности, например: при управлении ТС в составе колонны; при перевозке опасных грузов (горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, опасных отходов и т.д.); в случае первой поездки по определенному маршруту; перед поездкой в зону действия опасных производственных факторов и т.п. При его проведении в соответствующую графу журнала вносят номер и марку ТС. Следовательно, предрейсовый инструктаж проводится уже после издания приказа о допуске водителя к работе, после стажировки и приказа о закреплении транспортного средства за данным водителем

  Как, к примеру, выглядит запись о предрейсовом инструктировании по БДД с одним водителем? В период с 04.09.2017 года водитель прошел стажировку, был допущен к управлению ТС, за ним был закреплен автомобиль – грузовой фургон ГАЗ-66 Х056АА38rus. Соответствующую запись необходимо сделать в журнале регистрации, который должен храниться у диспетчера.

Дата

Вид инструк-тажа

Ф.И.О. инструктиру-емого

Марка, государ-ственный номер транс-портного средства

Краткое содержание

Основа-ние прове-дения

Должность, Ф.И.О. проводив-шего лица

Подпись проводив-шего лица

Подпись прошед-шего лица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10.09 .2017

Предрей-совый

Иванов Владимир Николаевич  

ГАЗ-66 Х056АА77

rus

Маршрут движения от базы № 1 до пункта по приему металлолома № 2 (Ховрино) через Каширское шоссе. Загрузка-выгрузка крупногабаритного и тяжеловесного стеллажного оборудования. Протяженность маршрута 80 км, опасные участки на маршрутном листе, условия движения в плотном транспортном потоке на МКАД

Выезд в рейс по путевому листу № 774012

Сотрудник диспетчер-ской службы Гамаюнова О.В.  

Гамаюнова

Иванов

Сезонный

Проводится со всем водительским составом 2 раза в год. Как понятно из названия, его проводят перед теплым и холодным сезонами года. Эти периоды характеризуются сложными погодными и, следовательно, дорожными условиями, требующими от водителя максимальной концентрации внимания и отличных водительских навыков. В ходе предзимнего сезонного инструктажа водителю нужно рассказать об особенностях управления транспортным средством в условиях гололёда. Весной водителя инструктируют по движению ТС в условиях весенней распутицы, таяния льда, и т.п.

  Данный вид в журнале фиксируется как сезонный осенне-зимний и сезонный весенне-летний. Даты проведения руководитель должен установить самостоятельно. Например: осенне-зимний – перед заменой шин на зимнюю резину (15 октября), а весенне-летний – перед заменой шин на летнюю (15 апреля). Также это мероприятие может быть приурочено к переходу на зимние и летние нормы расхода топлива. Даты фиксируются в локальном акте по обеспечению БДД.

Дата

Вид инструк-тажа

Ф.И.О. инструктиру-емого

Марка, государ-ственный номер транс-портного средства

Краткое содержание

инструктажа

Основа-ние прове-дения

Должность, Ф.И.О. проводив-шего лица

Подпись проводив-шего лица

Подпись прошед-шего лица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

15.10 .2017

Сезонный осенне-зимний  

Иванов Владимир Николаевич  

ГАЗ-66 Х056АА77

rus

Обеспечение БДД в сложных погодных и дорожных условиях. Езда в темное время суток. Езда в условиях гололеда.

Выезд в рейс по путевому листу № 774012

Ответственный за БДД, начальник транспортного отдела Мешаков В.Н.

Мешаков

Иванов

Специальный

  Необходим в тех случаях, когда требуется сообщить водительскому составу срочную и важную информацию: изменились пункты в правилах, регламентах; вступили в силу новые нормативные акты; изменился маршрут или условия, влияющие на безопасность движения; в организации или в отрасли произошло крупное ДТП; возникла угроза ЧС или теракта. Также проводится с водителями, направляемыми в командировку, для работы в отрыве от основной базы.

 Дата

Вид инструк-тажа

Ф.И.О. инструктиру-емого

Марка, государ-ственный номер транс-портного средства

Краткое содержание

Основа-ние прове-дения

Должность, Ф.И.О. проводив-шего лица

Подпись проводив-шего лица

Подпись прошед-шего лица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

15.01 .2018

Специальный  

Иванов Владимир Николаевич  

ГАЗ-66 Х056АА77

rus

Направление в командировку для работы в отрыве от основной базы. Инструкция по охране труда по проведению шиномонтажных работ в полевых условиях.

Выезд в рейс по путевому листу № 774012

Ответственный за БДД, начальник транспортного отдела Мешаков В.Н.

Мешаков

Иванов

  Кто проводит инструктажи по безопасности дорожного движения

  Ответственный за БДД может проводить вводный инструктаж, если на него приказом руководителя организации возложены соответствующие обязанности, а также остальные виды при условии, что является непосредственным руководителем водителей и прошёл не только аттестацию в ФГУ «Росавтотранс», но и проверку знаний в учебном центре Минтруда России по 40-часовой программе для руководителей и специалистов, осуществляющих организацию, контроль и надзор за безопасным проведением работ.

  Инструктировать водителей перед рейсом может не только ответственный за БДД, но и сотрудник диспетчерской службы, который так же, как и ответственный, прошел специальную профессиональную переподготовку с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта за счет средств работодателя. За сезонный и специальный инструктажи ответственность можно возложить на начальника колонны.

Как проводить инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей

Инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей — обязательное обучение водителей, без которого их нельзя выпускать на рейс.

Частный автомобилист сам отвечает за себя, своих пассажиров и перевозимый груз. В организациях все иначе. Если шофер работает по найму, а машина стоит на балансе, ответственность за безопасность участников дорожного движения отчасти ложится и на работодателя.

Законодательная база

Пункты 16-21 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 обязывают юридических лиц доводить до сотрудников сферы перевозки необходимую информацию. Рассмотрим, какие темы инструктажей по БДД с водительским составом предусмотрены и как часто нужно организовывать такие мероприятия.

Согласно Положению № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, существуют пять видов соответствующих мероприятий.

О чем нужно проинформировать шофера

Каждая организация составляет и утверждает программы и проводит календарно-тематическое планирование, руководствуясь требованиями законодательства и спецификой работы. Все темы можно разделить на пять категорий:

  1. Вводные необходимы каждому, кто только поступает на работу и будет сидеть за рулем.
  2. Предрейсовые проводят перед каждым выходом на маршрут, если шофер везет детей, туристов, опасные грузы, если едет в другой город или страну.
  3. Периодические служат для поддержания уровня знаний сотрудников. Как правило, инструктор организует их в последней декаде каждого месяца.
  4. Сезонные обязательны для напоминания сотрудникам об особенностях вождения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
  5. Специальные нужны в случае форс-мажора, когда стандартной информации, полученной на плановых мероприятиях, недостаточно.

Можно взять за образец пример Положения, разработанного НИИ автотранспорта, и адаптировать его под свои нужды.

Инструктаж водителей по безопасности дорожного движения: периодичность

Как видно из назначения этих мероприятий, часть из них можно запланировать и проводить в определенное время. Часть же предугадать невозможно. Начнем с тех, время организации которых известно заранее:

  1. Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения проводится раз в полгода. Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 рекомендует использовать периоды 20-30 марта и 20-30 октября. Эти даты во всех регионах страны означают переход с осенне-зимнего на весенне-летний сезон. Внутри этих интервалов можно подобрать подходящее время.
  2. Периодический обязательным не является, поскольку в Приказе Минтранса № 7 не упоминается. Цикл таких лекций компания может наметить по своему усмотрению.
  3. Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в некоторых компаниях не нужен вовсе. Если сотрудник возит, к примеру, стройматериалы по городу, его можно дополнительно и не информировать. Если же он управляет школьным автобусом, то такие мероприятия посещать должен каждое утро по установленному графику.

Вводный нужно организовывать каждый раз, как организация заключает договор с новым шофером.

Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения невозможно встроить в график. Его проводят по мере возникновения потребности (если изменился маршрут, появились опасные участки на нем).

Для учета проведенных тренингов используется журнал.

В больших автотранспортных компаниях для каждого вида тренинга ведется отдельный журнал.


Типовое положение о проведении инструктажей по БДД

Образцы инструктажей

Вводный

Предрейсовый

Сезонный

Гончарова Алина

Гончарова Алина
Юрист

Юрист сайта «Правовед.ру», автор научных статей по юриспруденции.

Все статьи автора

Вам может быть интересно:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы расскажем о последних новостях и публикациях

  • Юридическим лицам
  • Физическим лицам
  • Бухгалтерские услуги
  • Автоюрист. Ущерб от ДТП
  • Регистрация товарных знаков
  • Оценка
  • Вступление в СРО

Статьи и публикации юристов

  • ЮБК+
  • БДД
  • Статьи

программа 
проведения вводного инструктажа для водителей


Инструктаж водителя.jpeg

Статьей 20 Федерального Закона № 196 от 10.12.1995 г «О безопасности дорожного движения», при эксплуатации транспортных средств, к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам предъявляются требования по обеспечению безопасности дорожного движения. Одно из таких требований  — это соблюдение Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. 






Эти Правила утверждены Приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». «В целях предупреждения ДТП, субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок»  (п. 7 Приказа № 145)



Приказом Минтруда РФ №871Н от 09.12.2020 г. «Об утверждении правил по охране труда на автомобильном транспорте» утверждены общие требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств.

Темы для проведения вводного инструктажа

1. Общие сведения о субъекте транспортной деятельности. Размер и структура парка транспортных средств. Виды осуществляемых перевозок. 








2. Требования по безопасной эксплуатации транспортных средств.







3Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. 







4. Права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенного между страховщиком и страхователем, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда (для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев).




5. Порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров.





6. Порядок прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства.





7. Нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость).




8. Основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП.




9. Порядок действий при наступлении ДТП, включая оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.


10. Документы, необходимые для осуществления перевозок.


НЕТ ВРЕМЕНИ РАЗРАБАТЫВАТЬ ДОКУМЕНТЫ?

Комплект шаблонов по БДД.png              Комплект шаблонов по охране труда при эксплуатации автотранспорта.png             Комплект шаблонов по охране труда и обеспечению БДД.png

что такое вводный инструктаж

Вводный инструктаж — это способ доведения информации по определенным вопросам и темам для водителей впервые поступающих на работу. Вводный инструктаж должны пройти все водители при приеме на работу, вне зависимости от уровня квалификации и стажа работы. До водительского состава доводятся основные знания, касающиеся безопасных методов труда при эксплуатации транспорта.






По требованию Приказа Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», при организации и осуществлении перевозок, субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Таким образом, в обязательном порядке с водителями должен проводиться вводный инструктаж.

Тематика и вопросы вводного инструктажа

Приказ Минтранса № 145 включает в тематику вводного инструктажа основные ниже перечисленные вопросы. Всего 10 тем. Разберем каждый из них подробно и раскроем, какую информацию по каждой теме должен донести инструктирующий до водителя.





Тема 1. Общие сведения о субъекте транспортной деятельности. Размер и структура парка транспортных средств. Виды осуществляемых перевозок. 




  • Сведения об организации, о характере трудового процесса. Создание организации, характеристика ее деятельности, ее позиции и перспективы. Размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок;

  • Сведения о наличии потенциально опасных видов деятельности, производств и объектов. Опасные объекты и производства (при наличии опасного производства,  оборудования для хим., радиоактивн. производства и т.п.);

  • Правила поведения работающих на территории организации, в производственных зданиях (помещениях). Размещение основных структурных подразделений, подразделений обеспечения и вспомогательных помещений и элементов, специального оборудования (электрощитов, средств пожаротушения и т.д.);

  • Правила поведения работающих в зданиях, помещениях и на территории организации: общие правила поведения работающих; пропускной и внутриобъектовый режим (при наличии); порядок оповещения охраны, руководства и ответственных специалистов в случае возникновения травмоопасных, аварийных и чрезвычайных ситуаций;






Тема 2. Требования по безопасной эксплуатации транспортных средств.



  • Перед пуском двигателя транспортного средства необходимо убедиться, что транспортное средство заторможено стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение. Перед пуском двигателя транспортного средства, подключенного к системе подогрева, необходимо предварительно отключить и отсоединить элементы подогрева. Пуск двигателя транспортного средства должен производиться при помощи стартера. Запрещается запуск двигателя с помощью буксира.
  • Скорость движения транспортных средств по территории организации, в производственных и других помещениях.
  • При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:
    • выключено зажигание или прекращена подача топлива;
    • рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
    • транспортное средство заторможено стояночным тормозом;
    • под колесо грузового транспортного средства (автобуса) установлены не менее двух специальных упоров (башмаков).
  • При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить водитель, сцепщик и работник, координирующий их работу. В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохоз продуктов с полей) сцепку автомобиля и прицепа разрешается производить одному водителю. В этом случае необходимо:
    • затормозить прицеп стояночным тормозом;
    • проверить состояние буксирного устройства;
    • положить под колеса прицепа специальные упоры (башмаки);
    • произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепа.
  • Перед началом движения автомобиля задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.
  • В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач (контроллер) должен находиться в нейтральном положении. Запрещается для отключения коробки передач использовать педаль сцепления.
  • Сцепка и расцепка транспортного средства должны производиться только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться на одной прямой.
  • Борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что:
    • седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны;
    • полуприцеп заторможен стояночным тормозом;
    • передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло (при необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа).
  • При вывешивании транспортного средства на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат.
  • Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов и оврагов должны оборудоваться колесоотбойными брусами.Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать к откосу автомобиль-самосвал для разгрузки, должно определяться исходя из конкретных условий и угла естественного откоса грунта. Перед подъемом части транспортного средства домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, удалить пассажиров из салона (кузова) и кабины, закрыть двери и установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров (башмаков).
  • При вывешивании транспортного средства (автобуса) с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него козелок (подставку) и опустить на него кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо. 
  • Запрещается:
    • подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесоотбойного бруса;
    • движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом;
    • привлекать к ремонту транспортного средства на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих, пассажиров, прохожих);
    • устанавливать домкрат на случайные предметы: камни, кирпичи. Под домкрат необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалу, брусок, доску толщиной 40 — 50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата;
    • выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенным только на домкрате, без установки козелка (подставки);
    • выполнение работ по обслуживанию и ремонту транспортного средства на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;
    • при подаче автомобиля к прицепу находиться между автомобилем и прицепом;
  • При накачивании или подкачивании в дорожных условиях снятого с транспортного средства колеса необходимо в окно диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины или положить колесо замочным кольцом вниз.
  • Пробку радиатора на горячем двигателе транспортного средства необходимо открывать с использованием СИЗ рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
  • При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.










Тема 3Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. 







Требования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»










  • Конструктивные особенности транспортных средств.
  • Проведение осмотра транспортного средства перед его выходом на маршрут и по прибытии с маршрута в целях выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности транспортного средства;
  • Обеспечение объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется посадка-высадка пассажиров, погрузка-выгрузка багажа, ручной клади, проведение досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) на транспортное средство пассажиров, багажа, ручной клади. Досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности объектов досмотра, посадка (перемещение) которых осуществлялась на остановочных пунктах, расположенных вне объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивается на ближайшем по маршруту следования объекте транспортной инфраструктуры;
  • Оснащенность транспортного средства техническими средствами:
    • видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя);
    • оповещения и связи,
    • обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу;
    • Порядок обеспечения непрерывного круглосуточного функционирования технических средств;
    • При обслуживании, стоянке, остановке транспортного средства путем визуального контроля методы выявления перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности транспортного средства.


НЕТ ВРЕМЕНИ РАЗРАБАТЫВАТЬ ДОКУМЕНТЫ?

Комплект шаблонов по БДД.png              Комплект шаблонов по охране труда при эксплуатации автотранспорта.png             Комплект шаблонов по охране труда и обеспечению БДД.png



Тема 4. Права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенного между страховщиком и страхователем, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда (для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев).

  • Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ » Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ст. 12 Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

  • Потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу.
  • Пределы страховой суммы.
  • Заявление о предъявления страховщику о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
  • Необходимые документы для страхового возмещения, предусмотренные правилами обязательного страхования.
  • Сроки осуществления страховой выплаты.





Тема 5. Порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров.

  • Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
  • Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
  • Проведение медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя.
  • Медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:
    • сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
    • выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
    • количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
    • определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
    • при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи.
  • По результатам прохождения медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:
    • наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);
    • отсутствии признаков, препятствующих выполнению трудовых обязанностей;





Тема 6. Порядок прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства.




  • Контроль проводится во время подготовки транспортного средства к выполнению водителем или группой водителей одного или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
  • Контроль проводится в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортного средства и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее — парковка), до выезда транспортного средства с парковки.
  • При сменной работе водителей на одном транспортном средстве контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки.
  • При проведении контроля должны быть проверены исправность: тормозной системы; рулевого управления; стеклоомывателей; колес и шин; звукового сигнала; тахографа и аппаратуры спутниковой навигации; замков дверей кузова или кабины; запоров бортов грузовой платформы; запоров горловин цистерн и пробок топливных баков; устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья; устройств обогрева и обдува стекол; тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей); держателя запасного колеса; фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов;
  • При проведении контроля должны быть проверены наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства: индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе); стекол и обзорности с места водителя; зеркал заднего вида и их креплений; заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков; ремней безопасности  и подголовников сидений и их работоспособность;
  • При проведении контроля должны быть проверены работоспособность в установленном режиме: стеклоочистителей; внешних световых приборов и световозвращателей; герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств; укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами; отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы, дополнительных сидений, фар ближнего света, противотуманных фар и дневных ходовых огней;






Тема 7. Нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость).



  • Соблюдение норм предельной вместимости транспортных средств, указанных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, и (или) одобрении типа транспортного средства, и (или) свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. 
  • Соблюдение требований по месту размещения багажа в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ.




Тема 8. Основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП.



  • Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте. 
  • Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств.
  • Основные маршруты перевозки пассажиров или грузов. Особые условия на пути следования по планируемому маршруту.
  • Разбор условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения.
  • Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности. 
  • Профессиональное мастерство водителя транспортного средства. 
  • Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств (на примере конкретной организации). 
  • Формы и методы профилактики ДТП.
  • Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП:
    • Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях
    • Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд.
    • Следование за лидером.
    • Обгон-объезд
    • Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях
    • Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей
    • Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов
    • Посадка и высадка пассажиров
    • Маневрирование в ограниченном пространстве.
    • Буксировка транспортных средств


Тема 9. Порядок действий при наступлении ДТП, включая оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.


  • Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте. 
  • Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств.
  • Основные маршруты перевозки пассажиров или грузов. Особые условия на пути следования по планируемому маршруту.
  • Разбор условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения.
  • Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств (на примере конкретной организации). Формы и методы профилактики ДТП.
  • Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. 
  • Разбор и анализ примеров ДТП:
    • Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях
    • Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд.
    • Следование за лидером.
    • Обгон-объезд
    • Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях
    • Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей
    • Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов
    • Посадка и высадка пассажиров
    • Маневрирование в ограниченном пространстве.
    • Буксировка транспортных средств
  • Выполнение первичных действия при ДТП
    • Остановка автомобиля сразу после столкновения, с его фиксацией стояночным тормозом.
    • Включение аварийных сигналов и выставление знака аварийной остановки.
    • Соблюдение мер предосторожности при нахождении на проезжей части.
    • Если ДТП произошло вне населенного пункта в темное время суток или в условиях ограниченной видимости, водитель должен быть одет в куртку или жилет со световозвращающими полосами.
    • Запрещается перемещать и убирать какие-либо предметы или следы, имеющие отношение к ДТП.
    • За оставление водителем места ДТП предусмотрена административная ответственность (ч. 1, 2 ст. 12.27 КоАП РФ).
  • Если в результате ДТП погибли или ранены люди
    • Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию.
    • В экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия.
    • Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.
    • Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
    • За оставление человека в опасности предусмотрена уголовная ответственность (ст. 125 УК РФ);
  • Если в результате ДТП повреждено только имущество
    • Освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
    • Совершить один из следующих вариантов действий:






а) оформить документы о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (если предполагаемый размер страхового возмещения не превышает установленного законом суммы возмещения при оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции)Зафиксировать обстоятельства ДТП с помощью технических средств контроля, обеспечивающих получение в некорректируемом виде на основе сигнала ГЛОНАСС информации о ДТП, либо с использованием соответствующего установленным требованиям программного обеспечения и передать указанные данные в автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами ОСАГО, указав в нем на наличие и суть имеющихся разногласий










б) если предполагаемый размер страхового возмещения выше установленного законом суммы возмещения при оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции, а также при невозможности зафиксировать обстоятельства ДТП указанными выше способами либо при отказе второго участника от подписания извещения, записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления ДТП.






  • Если в результате ДТП повреждено только имущество и нет разногласий участников
    • Необходимо совершить следующие действия:


    1. освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств. Для фотофиксации могут использоваться, в частности, мобильные приложения «ДТП, Европротокол» или «Помощник ОСАГО» при наличии подтвержденной учетной записи на Портале госуслуг у одного или обоих водителей (в зависимости от выбранного приложения);
    2. сообщать о случившемся в полицию не обязательно (в том числе если вы являетесь единственным участником ДТП, например в случае съезда транспортного средства в кювет). В этом случае можно оставить место ДТП и совершить одно из следующих действий:
    3. оформить документы о ДТП с участием уполномоченных на то сотрудников полиции;
    4. оформить документы о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив извещение о ДТП в соответствии с правилами ОСАГО, если в ДТП участвуют два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.



    • Для получения страхового возмещения необходимо зафиксировать обстоятельства ДТП с помощью технических средств контроля, обеспечивающих получение в некорректируемом виде на основе сигнала ГЛОНАСС информации о ДТП, либо с использованием соответствующего установленным требованиям программного обеспечения и передать указанные данные в автоматизированную информационную систему обязательного страхования.



    • Если зафиксировать данные о ДТП предусмотренными законом способами невозможно, оформление осуществляется с участием сотрудников ГИБДД


    • Способ и сроки уведомления работодателя о происшествии и передача ему всех оформленных документов о ДТП.


Тема 10. Документы, необходимые для осуществления перевозок.






  • Водитель транспортного средства обязан иметь при себе:



    • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
    • регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
    • путевой лист
    • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси,  путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, сертификаты, паспорта качества, удостоверений, разрешений, инструкций, товарораспорядительных и других документов) документы, подтверждающие отгрузку товара (наименование документов об отгрузке, номер документа об отгрузке, дата документа об отгрузке, наименование и ИНН продавца и покупателя, др.), а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
    • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства на бумажном носителе или в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.



НЕТ ВРЕМЕНИ РАЗРАБАТЫВАТЬ ДОКУМЕНТЫ?

Комплект шаблонов по БДД.png              Комплект шаблонов по охране труда при эксплуатации автотранспорта.png             Комплект шаблонов по охране труда и обеспечению БДД.png


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ темы для вводного ИНСТРУКТАЖа

Действующее законодательство не ограничивает право субъектов транспортной деятельности на организацию и проведение дополнительных мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства водителей. Юридические лица и ИП вправе самостоятельно определить для себя дополнительные вопросы и темы вводного инструктажа, в зависимости от своих индивидуальных потребностей и финансовых возможностей.


Речь идет о доведении дополнительной информации до водителей при проведении вводных инструктажей. При выборе дополнительной тематики может быть использован руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 года. Нужно учитывать, что указанный документ не был зарегистрирован в Минюсте России, поэтому он носит рекомендательный характер и может быть использован в части, не противоречащей законодательству РФ, а именно Приказу № 145.



Так как вышеуказанное «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом» содержит более узкий круг вопросов для вводного инструктажа, чем вопросов утвержденных Приказом Минтранса № 145 и полностью их дублирует, то дополнительные темы могут быть введены по инициативе  самого субъекта транспортной деятельности.

КАК УЧИТЫВАТЬ ПРОВЕДЕНИЕ вводного ИНСТРУКТАЖа

Проведение (прохождение) вводного инструктажа должно быть зафиксировано. Согласно Правилам, утвержденным Приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г., информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей. 





Журнал учета инструктажей должен содержать:




  • дату проведения инструктажа;
  • вид инструктажа — вводный;
  • должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, его подпись;
  • фамилию и инициалы водителя, прошедшего инструктаж, его подпись.







Допускается ведение журнала в электронном виде с использованием программного обеспечения субъекта транспортной деятельности (сведения, внесенные в журнал лицом, проводившим инструктаж, и водителем, в отношении которого проведен инструктаж, заверяются электронной подписью в соответствии с ФЗ от 06.04.2011 г. № 63 «Об электронной подписи».

Журнал ведется лицом, на которое такая обязанность возложена Приказом руководителя предприятия «О проведении инструктажей по безопасности перевозок».

Наша группа ВКонтакте

Инструктажи для водителей транспортных средств являются неотъемлемой частью работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Рассмотрим следующие виды инструктажей водителей:

  • Инструктажи по безопасности перевозок (БДД);
  • Инструктажи по охране труда.

Инструктажи по охране труда

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить:

  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Инструктажи по охране труда проводятся с абсолютно всеми сотрудниками организации, в том числе и с водителями, и предназначены для предупреждения травматизма и улучшения условий пребывания на рабочих местах.

Руководителям, специалистам в области охраны труда и ответственным за обеспечение БДД, в своей деятельности следует руководствоваться следующим документом:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
  2. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. № 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»;
  4. ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст.

Разберем эти документы более подробно.

Согласно пункту 2.1.1 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»:

  • Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

Виды инструктажей по охране труда определены пунктами 2.1.2. и 2.1.3. Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»:

  • Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
  • Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).
  • Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Вводный инструктаж проходят:

  • все принимаемые на работу лица;
  • командированные в организацию работники выполняющие работы на выделенном участке;
  • работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке;
  • обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику;
  • другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:

  • со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
  • с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
  • с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Повторный инструктаж проходят все работники, прошедшие первичный инструктаж, с периодичностью не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится:

  • при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
  • при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  • при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
  • по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
  • при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев);
  • по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Далее необходимо разработать непосредственно сами инструкции. Инструкции по охране труда для водителей автомобилей разрабатываются на основании Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. № 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте». Об этом сказано в пункте 4 Правил:

  • На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств (далее — организация-изготовитель) работодателем разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда для работников и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Ниже представлен примерный перечень инструкций которые должны быть включены в положение о проведении инструктажей с водителями транспортных средств:

  • Инструкция об особенностях работы водителя в весенне-летний период;
  • Инструкция об особенности работы водителя ТС в осенне-зимний период;
  • Инструкция по мерам безопасности при движении в темное время суток;
  • Инструкция по безопасности движения и технике безопасности для водителей, направленных в командировки и дальние рейсы;
  • Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов;
  • Инструкция по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта;
  • Инструкция по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте;
  • Инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.

Положение о проведении инструктажей вместе с инструкциями необходимо утвердить приказом по организации.

Согласно Постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29:

  • Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Формы журналов не определены, но более конкретно о формах журналов инструктажей по охране труда сказано в ГОСТ 12.0.004-2015 утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст:

Журнал регистрации вводного инструктажа:

  • Дата;
  • Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
  • Год рождения;
  • Профессия и должность инструктируемого;
  • Наименование производственного подразделения, в которое направляется инструктируемый;
  • Фамилия, инициалы, должность инструктирующего;
  • Подпись инструктирующего;
  • Подпись инструктируемого.

Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый):

  • Дата;
  • Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
  • Год рождения;
  • Профессия, должность инструктируемого;
  • Вид инструктажа (первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый);
  • Причина проведения внепланового инструктажа;
  • Фамилия, инициалы, должность инструктирующего, допускающего;
  • Подпись инструктирующего;
  • Подпись инструктируемого;
  • Данные о стажировке на рабочем месте (количество смен, подпись стажируемого, допуск к работе).

Журнал регистрации целевого инструктажа:

  • Дата;
  • Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
  • Год рождения;
  • Профессия, должность инструктируемого;
  • Причина проведения целевого инструктажа;
  • Фамилия, инициалы, должность инструктирующего, допускающего;
  • Подпись инструктирующего;
  • Подпись инструктируемого.

Инструктажи по безопасности перевозок

Согласно пункту 1.3 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»:

  • На основе Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям Порядка.

Министерством транспорта РФ предусмотрены дополнительные инструктажи для водителей транспортных средств — Инструктажи по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Об этом сказано в Приказе Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Согласно пункту 3 Правил, при организации и осуществлении перевозок пассажиров или грузов, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать проведение следующих видов инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов:

  • вводный;
  • предрейсовый;
  • сезонный;
  • специальный.

Описывать виды инструктажей смысла нет, так как в пунктах 7.1, 7.2, 7.3 и 7.4 приказа Минтранса № 145 всё подробно описано.

Вводный инструктаж

7.1. При приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж (далее — вводный инструктаж).

В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:

  • общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);
  • требования по безопасной эксплуатации транспортных средств;
  • требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
  • права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенного между страховщиком и страхователем, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда (для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев);
  • порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров;
  • порядок прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость);
  • основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
  • порядок действий при наступлении ДТП, включая оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;
  • документы, необходимые для осуществления перевозок.

Предрейсовый инструктаж

7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).

Предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:

  • протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
  • погодные условия движения на маршруте;
  • конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
  • расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
  • безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Сезонный инструктаж

7.3. Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться инструктажи (далее — сезонные инструктажи).

Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

Специальный инструктаж

7.4. При необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) должен проводиться инструктаж (далее — специальный инструктаж).

При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.

Журнал учета инструктажей по безопасности перевозок

Согласно пункту 7 Правил, информация о прохождении инструктажей вносится в Журнал учета инструктажей водителей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Журнал должен содержать следующую информацию:

  • дату проведения инструктажа;
  • вид инструктажа;
  • должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж;
  • подпись лица, проводившего инструктаж;
  • фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж;
  • подписи водителей.

Напомню, к организациям эксплуатирующим только легковые автомобили и только для собственных нужд,  приказ Минтранса № 145 отношения не имеет. То есть, организации эксплуатирующие только легковые автомобили и только для собственных нужд не обязаны исполнять положения приказа № 145 касающиеся проведения инструктажей по безопасности перевозок.

Итог

Для того чтобы полностью закрыть вопрос инструктажей по охране труда и безопасности перевозок необходимо иметь следующую документацию:

  • Программа вводного инструктажа по охране труда;
  • Программа инструктажа на рабочем месте по охране труда;
  • Инструкции для проведения инструктажей по охране труда;
  • Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
  • Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый);
  • Журнал регистрации целевого инструктажа по охране труда;
  • Программа вводного инструктажа по безопасности перевозок;
  • Программа предрейсового инструктажа по безопасности перевозок;
  • Инструкции для проведения инструктажей по безопасности перевозок (сезонных, эксплуатация в сложных погодных и дорожных условиях, и т.д.);
  • Журнал регистрации инструктажа по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.

Напоминаем что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. В том числе в пакет входят все необходимые документы для организации инструктажей. Стоимость пакета 2500 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Инструкция вводного инструктажа для водителя
  • Инструкция варочная панель neff с магнитным переключателем
  • Инструкция варнавского о допуске электролаборатории
  • Инструкция валерьянки настойка по применению дозировка
  • Инструкция валерьянки в каплях по применению взрослым дозировка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии