Бельгийская компания TecMate является лидером по производству зарядных устройств. Она специализируется на выпуске приборов для диагностики, предметов тюнинга и профессиональных устройств, заряжающих аккумуляторные батареи. Лидером линейки зарядных устройств является модель OptiMate 6. Отзывы об этом приборе малочисленны, но имеют положительную динамику.
Описание прибора
Зарядное устройство серийных моделей OptiMate разработано для обслуживания любых аккумуляторных батарей, использующихся в автомобилях, мототехнике и небольшом речном транспорте. Прибор работает с батареями, емкость которых доходит до 240 Ач. Зарядный прибор имеет функцию проведения теста АКБ и может помочь владельцу в хранении батареи на время неиспользования.
Компания выпускает шесть моделей зарядного устройства с наименованием OptiMate. Приборы различаются по силе тока заряда и режиму повышения функциональных возможностей. Устройство OptiMate 6 является полностью автоматическим импульсным зарядным прибором.
Во время проведения тестирования зарядное устройство наблюдает за напряжением аккумуляторной батареи в неактивном состоянии после процесса зарядки. Если у АКБ присутствует проблема утечки энергии, то прибор просигнализирует об этом владельцу с помощью специального светодиодного интерфейса.
Внешний вид устройства
Корпус зарядного устройства OptiMate 6 напоминает своей формой очертание автомобиля и изготовлен из качественного пластмасса. Габаритные размеры устройства составляют 225 х 90 х 68 мм. На лицевой стороне в нижней половине находятся светодиодные индикаторы. С передней и задней торцевой стороны выходят провода: задний — для подключения к сети переменного тока 220 В, передний – для зарядки АКБ. Кабель для зарядки оснащен специальным разъемом, к которому присоединяются провода для непосредственной функциональной работы. Таких проводов в комплекте два вида. Они различаются методом подсоединения зарядного устройства к аккумуляторной батарее. Первый провод имеет наконечники, типа «крокодил», второй — зажимные клеммы под болт. На плюсовом кабеле вмонтирован предохранитель.
На верхней лицевой части зарядного прибора OptiMate 6 выведено краткое описание параметров. Низ корпуса состоит из вентиляционной сетки.
Подготовка к зарядке
В инструкции OptiMate 6 указано, что в первую очередь необходимо убедиться в соответствии напряжения аккумуляторной батареи и зарядного устройства.
Перед процессом зарядки нужно проделать несложные манипуляции:
- отключить все приборы и гаджеты в транспортном средстве;
- обеспечить проветриваемое пространство вокруг батареи;
- контакты аккумулятора должны быть чистыми;
- проверить уровень электролита в АКБ, при необходимости восполнить недостающее количество дистиллированной водой;
- открыть крышки ячеек аккумулятора на время зарядки (если таковые предусмотрены моделью);
- для зарядки батареи вне моторного отсека при демонтаже АКБ плюсовой кабель отсоединять первым.
Устанавливать прибор для зарядки OptiMate 6 необходимо подальше от аккумулятора. Устройство должно быть размещено на ровной твердой плоскости. Не ставить на тканевые, кожаные или пластиковые поверхности. Избегать попадания аккумуляторной жидкости на прибор.
Процесс зарядки
Данное зарядное устройство является полностью автоматическим прибором, который не требует участия человека в регулировке процесса. Но все же некоторый контроль, в целях безопасности, осуществлять необходимо.
После подсоединения и активации устройство продиагностирует АКБ. Если батарея имеет не менее 2В, начнется процесс зарядки. OptiMate 6 автоматически подберет эффективный режим зарядки, опираясь на данные состояния заряда и электрической емкости. Ток зарядки может составлять 0,4 А до 5.
Когда напряжение дойдет до 14,3 В после первого раза этапа объемной зарядки, активируется процесс поглощения импульсов тока. Во время этой стадии зарядное устройство будет поддерживать напряжение в районе 14 В для того, чтобы сравнять общее состояние во всех ячейках. При этом будет преследоваться цель скорейшего достижения стадии полной заправки аккумулятора электрической энергией.
После последует проверка зарядки. Прибором будет создано ограничение на напряжение уровнем не выше 13,6 В, которое продлится в течение 5 минут. Это время соответствует продолжительности проверки. При выявлении прибором недостатка в зарядке OptiMate 6 вернется к программе импульсного поглощения. Режим возврата может быть произведен несколько раз, пока зарядный аппарат не определит, что батарея полностью заряжена.
Время зарядки разряженной батареи равняется примерно 20 % от Ач емкости аккумулятора. Например, для АКБ с емкостью в 120 Ач продолжительность заряда составит около 20 часов, до момента включения тестового режима. Для сильно опустошенных аккумуляторов период наполнения может резко возрасти.
Функция восстановления
Данный процесс может быть запущен зарядным устройством при выявлении сильно разряженной батареи или наличия солей серной кислоты на пластинах аккумулятора.
Во время функции восстановления собирается высокое напряжение для дальнейшей подачи в АКБ с целью реанимирования. Продолжительность может составлять до 2 часов и зависит от уровня разряда или загрязненности солями. Первоначальное напряжение не будет превышать 16 В. Это необходимо для определения процессором устройства уровня десульфатации батареи. Имеющийся специальный режим «Турбо» дает возможность восстановить полностью истощенные аккумуляторные батареи.
Не многие зарядные устройства могут похвастаться такими функциями. Аппарат является очень полезным в повседневной жизни автовладельца. Но цена OptiMate 6 сильно «кусается» для среднестатистического потребителя. Она зависит от региона, площадки продажи и комплектации. В среднем колебания стоимости происходят в пределах от 6100 до 8900 руб. (от 110 до 160 долларов).
Отзывы о зарядном устройстве
Автовладельцы, имеющие опыт использования прибора, в целом довольны его функциональными возможностями. Автомобилисты отмечают быстрое и безопасное подключение, соответствие заявленным параметрам действительности, абсолютную автоматизацию всех процессов. Прибор помогает определить источник проблемы электрического характера в определенном автомобиле. Так как устройство реанимирует АКБ и после этого батарея опять быстро теряет заряд, то это указывает на проблемы в электроцепи транспортного средства.
Некоторые сожалеют в своих отзывах о OptiMate 6, что в комплект поставки не входит штекер для зарядки через прикуриватель.
INSTRUCTIONS FOR USE
IMPORTANT: Read completely
before charging
MODE D’EMPLOI
IMPORTANT: à lire avant
d’utiliser l’appareil
ANWENDUNGSVORSCHRIFTEN
WICHTIG: Vollständig vor der
Benutzung lesen
GEBRUIKSAANWIJZING
BELANGRIJK: Lees volledig voor
gebruik
MODO DE EMPLEO
IMPORTANTE: a leer antes de
utilizar el aparato
INSTRUÇÕES DE UTILIZAÇÃO
IMPORTANTE: Ler antes de
utilizar.
ISTRUZIONI PER L’USO
IMPORTANTE: da leggere prima
di utilizzare l’apparecchio
INSTRUKTIONER
VIKTIGT: läs följande fullständiga
instruktioner för användningen
innan du använder laddaren
Automatic charger for 12V lead/acid batteries • Chargeur automatique pour
batteries 12V plomb-acide • Cargador automático para baterías 12V
plomo-ácido • Carregador automático para baterias de 12V chumbo/ácido •
Automatische Ladegerät für 12V Blei-Säure Batterien • Automatische lader
voor 12V loodzuur accu’s • Caricabatterie automatico per batterie 12V
piombo-acido • Automatisk diagnostisk laddare för 12V blybatterier
1 x 12V
STD / AGM-MF / GEL / CYCLIC CELL
15 — 240Ah (48 hour charge)
+
—
MODEL: TM180
AC: 220 – 240VAC 50/60Hz
DC: 60W
5A @ 12V
Привожу свой отзыв о ЗУ «Optimate 6» для того, чтобы помочь в выборе зарядного устройства тому, кто мучается этим вопросом. Сам прошёл через это и нуждался в отзывах других, но, почему-то на данное зарядное устройство отзывов мало.
Немного о себе: проживаю в г. Чите (Забайкальский край), климат резко-континентальный. Зимой морозы до — 40. В использовании до настоящего времени УЗПУ-С-12-9,1 производства г. Воронеж, трансформаторного типа (такая голубая металлическая коробка). Очень надёжное. Ощущение куда более приятное и основательное чем от автоматических устройств. Но зарядка этим устройством требует познаний и контроля.
По этой причине для более частного, быстрого и безпроблемного использования приобрёл ранее автоматическое ЗПУ «Орион». Им остался не доволен. Дважды сгорало. Один раз поменял по гарантии, второй раз, поскольку гарантия закончилась, выкинул. В городе ремонтировать негде, а завод-производитель сообщил мне, что нужно высылать им почтой. Затраты не окупятся.
Решил приобрести себе другое полностью автоматическое устройство. Пересмотрел много отзывов в Интернет. Остановился на выборе между двумя устройствами: «Ctek» и «Optimate 6». Оба достаточно дорогие. Про первое устройство очень много отзывов. Про второе – почти нет. Долго мучился выбором и решил приобрести «Optimate 6».
Основными критериями такого выбора явилось: Во-первых, «Optimate 6» в отличие от «Ctek» полностью автоматическое и не требует вообще ника-кого участия человека в процессе зарядки. В «Ctek» нужно выбирать режим. Во-вторых, «Optimate 6» в отличие от «Ctek» имеет функцию тестирования АКБ. У модели «Ctek» имеется одна модель в функцией тестирования, но это несколько иное. Вообще, насколько я понял, «Ctek» разрабатывает чисто за-рядные устройства, постепенно расширяя его функции к диагностики. А «Optimate» разрабатывала диагностические устройства, добавив функцию зарядки. Грубо, но примерно так. ЗУ «Optimate 6» соответствует по цене «Ctek 5.0». Но за эту цену «Ctek» не даёт никакой диагностики и не предусмотрен для зарядки при минусовых температурах. Если хочешь, чтобы работал при сильных морозах, то нужно брать модель «Polar», которая стоит намного дороже. А если хочешь диагностику, то это тоже другая модель, которая тоже дороже. Как совместить? — я не понял. В отличие от этого «Optimate 6» сразу предоставляет вам возможность работы до – 40 градусов и функцию диагностики АКБ, какой нет у «Ctek». Кроме того, «Optimate 6» в отличие от «Ctek» заряжает АКБ ёмкостью до 240 А/ч. То есть, линейка заряжаемых АКБ у «Optimate 6» шире. У «Ctek» придётся выбирать между различными моделями. Функции, касающихся чисто зарядки АКБ, у них практически одинаковые. По 7 этапов. Я преднамеренно не вдаюсь в вопросы внешнего вида и интуитивных симпатий и антипатий. Это дело вкуса каждого. Напри-мер, внешний вид «Ctek» мне даже больше нравится, но ещё раз скажу, что это дело вкуса. Важнее всего функционал.
Поэтому напишу только про «Optimate 6», ни в коей мере на ругая «Ctek». У меня нет для этого никаких оснований. Я не пользовался данным устройством. Судя по отзывам очень достойное устройство. Была бы возможность сравнить оба самому на практике, было бы здорово, но такой возможности нет.
Итак, поскольку в нашем городе вышеуказанные зарядные устройства не продаются, приобрёл «Optimate 6» через Интернет в ноябре 2015 года. Сразу подключил переходник к клеммам АКБ и теперь подключаю ЗУ одним движением соединяя штекеры. Быстро и безопасно. Можно докупить штекер для зарядки через прикуриватель. Цена около 1200 руб. В будущем куплю, если не разочаруюсь прибором.
Пока ещё времени использования месяц, но уже ощутил пользу.
Прибор сначала заряжал АКБ в автоматическом режиме. Всё происходило как описано в Инструкции. Сначала короткий тест на состояние АКБ, затем произошёл выбор режима. Поскольку моя АКБ не была сульфатирована и глубоко разряжена, сразу началась зарядка. После зарядки сразу началось тестирования. Сначала быстрое, потом 12-часовое. Оставил на ночь. Утром пришёл, увидел, что в разделе состояние АКБ горят одновременно зелёный и жёлтый сигналы. То есть результат хороший, но не отличный. Решил проверить, как рекомендовано в Инструкции. Отсоединил АКБ от сети автомобиля и снова подключил к ЗУ. Через 12 часов результат теста проявился в виде горящего постоянно только зелёного сигнала. То есть результат отличный. Вывод – имеется проблема в бортовой сети автомобиля, которая влечёт повышенный разряд АКБ. Незначительная проблема, но она есть. А я и раньше замечал, что АКБ быстро разряжается. Значит, нужно ехать к автоэлектрику. Если бы не «Optimate 6», я, скорее всего, не определил бы эту проблему. А тут хотя бы стало понятно, что проблема не в АКБ, а электросети авто-машины. Вот такой вот первый опыт использования. Пока не жалею о потраченных деньгах.
Не знаю, поеду или нет к автоэлектрику, поскольку проблема не слишком большая. Прошлый АКБ прослужила 4 года. Может быть просто буду чаще подзаряжать, особенно зимой. Благо с «Optimate 6» никаких проблем нет. Заехал в гараж, одним движением подключил прибор, не отсоединяя АКБ от сети автомобиля. Закрыл гараж и ушёл. Утром пришёл, одним движением отсоединил прибор и поехал. Заряд АКБ – 100%.
Кстати «Optimate 6» можно оставлять подключённым к АКБ неограниченно долгое временя (несколько месяцев) и он будет поддерживать АКБ в полностью заряженном состоянии.
По мере использования, постараюсь дополнить свой отзыв. Может быть он окажется кому-то полезным.
Ну вот, как обещал, дополняю свой отзыв. Уже конец января 2016 г. ЗУ работает исправно. Дважды оставлял ЗУ на достаточно длительное время (до двух недель) подключённым к АКБ без отключения АКБ от сети автомобиля. Результат нормальный. Придя в гараж, установил, что АКБ была заряжена полностью. Несколько дней назад обслужил АКБ. Из-за низкого уровня электролита пришлось долить немного воды в 1 и 2 банки. Подключил ЗУ. После тестирования ЗУ в течение нескольких секунд выдал результат в виде горящих одновременно жёлтого и красного светодиодов, чего раньше не было. Сначала я напрягся. Неужели АКБ приходит конец. Но потом успокоился. Оказалось, что ЗУ реально отследило изменение состояния АКБ из-за долива воды. Затем ЗУ определил режим заряда, который соответствовал достаточно глубокому разряду. Мне не нужно было ничего выбирать. ЗУ определило само исходя из фактического состояния батареи. После нескольких минут импульсного заряда ЗУ перешло в режим обычного заряда. По результатам заряда и тестирования АКБ после окончания заряда ЗУ выдало результат в виде постоянно горящего зелёного светодиода. То есть результат отличный. Раньше у меня всегда был хороший результат (горящие одновременно зеленый и жёлтый светодиоды). Сразу вспоминаю инструкцию ЗУ «Ctek». В описанной ситуации пришлось бы самому выбирать правильный режим заряда, и я уверен, что я не придал бы никакого значения тому, что я долил воды. Поставил бы обычный заряд. В связи с этим для себя делаю вывод, что автоматический выбор режима заряда с учётом фактического состояния АКБ является большим плюсом «Optimate» перед «Ctek».
Сегодня 3 июня 2016 года. Зарядное устройство работает отлично. Использую по-прежнему раз в две недели. Случилось, что зарядное устройство упало с машины на бетонный пол. Думал, что сломалось. Но, обошлось. Работает исправно.