Как играть в короткие нарды для начинающих пошаговая инструкция

доска с нардами

Нарды пользуются популярностью не одно тысячелетие. Игра захватывает участников, развивает память, устный счет, учит стратегически мыслить и не требует специальных знаний. Для начинающих понадобится немного времени, чтобы разобраться, как играть в нарды.

Содержание

  • 1 Описание и цель игры
    • 1.1 Разновидности нард
  • 2 Правила игры в длинные нарды
    • 2.1 Расположение фишек
    • 2.2 Бросок костей
    • 2.3 Движение фишек
    • 2.4 Ограничения и незаконные перемещения
    • 2.5 Вывод с доски
    • 2.6 Конец партии и возможные результаты
    • 2.7 Советы и рекомендации
  • 3 Особенности коротких нард
    • 3.1 Расположение фишек
    • 3.2 Движение фишек
    • 3.3 Поедание и введение в игру шашек
    • 3.4 Двойная кость

Описание и цель игры

Нарды – это настольная игра для двух участников. В набор входят:

В набор входят:

  • доска – поле, поделенное на две одинаковые части, расчерченные 24 треугольниками (пунктами, лунками) двух цветов;
  • кубики (кости) – 2 шт.,
  • фишки (шашки) – 30 шт., по 15 штук на игрока, черные и белые.

Цель игры: соперники должны перегнать все фишки своего цвета через игровое поле и вернуть на свою половину доски, чтобы потом их снять.

нарды на столе

Цель игры – перегнать фишки на другую половину доски.

Есть много предположений, гипотез и доказанных фактов об истории появления игры. По одной из версий, нарды берут начало в Персии. Предшественницей игры в современном виде называют римскую табулу. Похожее развлечение, сенет, пользовалось популярностью у египтян еще в 3500-е г. до н.э.

Само название игры переводится как «храбрый Ардашир» (иранский царь). В других странах ее называют по разному, иногда подразумевая схожие игры:

  • трик-трак;
  • тавла;
  • шеш-беш;
  • коша и т.д

Часто нарды сравнивают с шахматами и объединяют в общую группу игр, но они сильно различаются. Нарды отличаются простыми правилами и средним уровнем стратегии.

Разновидности нард

Выделяют множество самостоятельных видов игры. Наиболее популярны короткие и длинные нарды. Они различаются:

  • Начальным расположением фишек. В коротких нардах шашки помещаются игроками следующим образом: по 2 шт. на 24 пиках, по 5 шт. на 13 и 6 пунктах, 3 шт. – на 8. В длинных нардах все 15 фишек ставят на одну ячейку.
  • Направленностью передвижений. В коротких нардах шашки движутся навстречу друг другу, тогда как в длинных фигуры перемещаются в одну сторону.
  • Размещение в ячейках. В длинных нардах нельзя ставить шашку, если на этом треугольнике стоит хоть одна фишка противника. В коротких ячейка блокируется, только если там больше 2ух чужих фишек.
  • Роль удачи для выигрыша. В длинных нардах велика роль случая, а в коротких победа зависит в основном от мастерства игрока.

Большинство игроков-любителей отдают предпочтение именно длинным нардам. Связано это с их простотой и доступностью.

Правила игры в длинные нарды

Игра начинается с розыгрыша первого хода. Соперники распределяют между собой фишки по цветовым предпочтениям. Каждый берет по кубику и бросает его на доску туда, где расположены его фишки.

кубики на доске для нардов

Право первого хода определяется броском кубиков.

После сбрасывания игру начинает тот, у кого на кости большее число (от одного до шести). Если у противников выпали одинаковые значения, то сброс продолжается до тех пор, пока у кого-то не выйдет большее число.

Расположение фишек

На игровой доске 24 ячейки, каждая из которых обозначает один шаг. Левая половина доски, объединяющая с 1-го по 6-й треугольники, называется «домом». Правая часть, включающая пики с 7-ой по 12-ую – двором. Аналогично делятся другие 12 пунктов для соперника.

дом и двор в нардах

Расположение фишек в длинных нардах.

Шашки размещаются столбиком в правом верхнем углу на пике в количестве 15 шт. Эта зона доски называется «головой». В левом нижнем углу столько же фишек другого цвета.

Движение фигур осуществляется против часовой стрелки. Задача игрока – быстрее соперника завести шашки в свой дом.

Бросок костей

Для первого хода после розыгрыша жребия кости следует снова скинуть.

Игрок скидывает два кубика на свою часть доски. Нужно повторно бросить кости, если:

  • кубик перекатился на чужое поле;
  • кости после броска оказались на разных досках;
  • упали поверх фишки;
  • встали ребром.

Принято перемешивать игральные кости в специальном стакане, обитом тканью изнутри, хотя для любительских игр можно использовать руки.

Движение фишек

По усмотрению участника, передвигаются две шашки или одна. Например, на костях выпало «5» и «2»:

  • можно передвинуть одну шашку на пять ячеек, а затем вторую – на две;
  • либо передвинуть одну фишку в общей сложности на семь шагов.

дубль на кубиках в нардах

Если выпал дубль, игрок делает 4 хода с таким количеством шагов.

Если на кубиках выпали одинаковые значения, игрок может сделать сразу 4 хода с таким количеством шагов. Такая ситуация называется кушем, гошем или дублем. Когда на кубиках в начале партии выпали числа 6-6, 4-4, 3-3 – с головы снимают две фишки, так как полный ход осуществить не получится из-за шашек противника на голове.

За каждый ход игрок совершает от одного до четырех перемещений фишкой, в зависимости от выбитых на кубиках очков. Во всех случаях перемещение осуществляется в точном соответствии с полученным на кубике значением. Нельзя сходить на две ячейки, если на кубике выпало пять.

Ограничения и незаконные перемещения

Существуют следующие ограничения при движении шашек по доске:

  1. Нельзя занимать треугольник, на котором уже находится фишка соперника.
  2. Если есть возможность сыграть шашкой на оба числа из выпавших, движение осуществляется в соответствии с большим значением.
  3. Правило полного хода: нельзя сделать перемещения только по одному значению на костях, если существует возможность использовать оба числа.
  4. Если нельзя сдвинуться ни на одно значение из сброшенных, то ход передается сопернику.
  5. Запрещается пропускать ход, даже если игроку такое перемещение невыгодно.
  6. За исключением первого броска, за один ход с «головы» разрешается выводить только одну шашку. Если одна фишка не проходит, то снимают вторую.

доска с нардами

Пока кубики не попали к сопернику, игрок вправе изменить свой ход.

В случае когда игрок нарушает правила и неверно передвигает фишку, соперник может потребовать  соблюдения правил и повторения хода согласно числу точек на кубиках. Это возможно при условии, что кости не будут переброшены.

Вывод с доски

Когда 15 фишек прошли весь круг и вернулись в дом, их нужно снять с доски. Фигуры выводятся с поля согласно значениям, выпавшими на кубиках. Например, если на них выпали числа 2 и 5, то снимаются фишки со второй и пятой пики.

Числа, выпавшие на костях, игрок вправе использовать по своему усмотрению: снять фишку или сделать ходы в доме.

Допускается вывод шашки с лунки более низкого уровня, если пика, соответствующая значению на кубике, пустует. Например, выпало 5 очков. Если пика свободна, то снимают шашку с четвертого пункта. Если и на этом треугольнике нет фишки, то с третьего и т.д.

Конец партии и возможные результаты

Игра заканчивается, когда один из противников выводит с поля все свои фишки.

Результаты игры:

  1. Ойн. Если проигравшему удалось перегнать с доски хотя бы одну шашку, победителю начисляется 1 очко.
  2. Марс. Если проигравший не снял с доски ни одну фишку, счет 2-0.

фишки на доске для нард

Для очных турниров ввели понятие «ничья»…

Первоначально «ничьей» в классических нардах не было, но Федерация нард посчитала нужным ввести данное понятие для очных турниров. Порядок следующий: игру начинает обладатель белых фишек. Если он первым сбрасывает фигуры, то игроку с черными шашками дается право последнего броска. Если и он успевает вывести фишки, объявляется ничья. Каждому игроку присуждается по половине очка.

Советы и рекомендации

За многолетнюю историю игры успели придумать универсальные советы, которые помогут новичкам в их первых играх:

  1. Старайтесь занять как можно больше пространства в домах – своем и противника. На чужом поле вы сможете заблокировать вывод новых шашек в игру, а на своем не дадите запереть свои фишки.
  2. Пытайтесь «размазать» свои шашки тонким слоем по большему числу ячеек – это эффективней, чем строить башни в двух-трех.
  3. Заранее готовьтесь к выпадению дубля, когда можно сделать сразу 4 хода. Если не думать об этом, можно упустить преимущество.
  4. Фишки со второй четверти старайтесь переводить в третью за один ход – такое стремительное  наступление поможет спутать карты сопернику.

Остальные нюансы вы поймете уже во время игры, ведь знание приходит с практикой. Не оттягивайте тренировки – в интернете можно найти множество онлайн-сервисов, где можно сразиться с реальным человеком по сети. Так вы сможете посмотреть на чужие тактики и поэкспериментировать со своими.

Особенности коротких нард

Ознакомившись с длинными нардами, можно попробовать и короткие. Во многом эти виды схожи, и разобравшись с одним можно быстро освоиться со вторым. Главное понять, чем отличаются короткие и длинные нарды:

  1. Расположением.
  2. Движением фишек.
  3. Возможность «поедать» чужие шашки.
  4. Возможность удвоить ставку в игре.

В целом отличия незначительные, так что всего пара партий и вы освоитесь с новыми правилами игры.

Расположение фишек

Различить длинные и короткие нарды можно с первого взгляда – начальное положение фишек сильно различается. Если в первых они все расположены строго по углам доски, то здесь равномерно разбросаны по всей поверхности:

  • На 6 и 13 пиках расположено по 5 камешков.
  • На 8 – размещают по 3 камня.
  • На 24 пункте – по 2 камня.

Нумерация идет для черных фишек – с правого верхнего угла, для белых – с нижнего правого угла.

расположение фишек

Расположение фишек в коротких нардах.

Различается и расположение двора и дома для игрока с черными фишками.

Движение фишек

Бросок костей осуществляется точно также, как и для длинных. А вот движение игровых фишек различается: шашки идут навстречу друг другу: один игрок перемещает их по часовой стрелке, другой – против.

движение фишек в коротких нардах

Фишки двигаются навстречу друг другу.

Еще несколько важных отличий в движении шашек:

  • Начинать движение можно с любой башни, а не только с «головы».
  • Нельзя занимать треугольник, на котором находится больше двух шашек соперника. Такая ячейка называется «якорь».
  • Если на лунке стоит одна фишка противника, можно встать на эту ячейку и «выбить» шашку противника в бар. Ему придется вести ее заново по всей доске.

Последний пункт требует детального рассмотрения, потому что это одна из главных особенностей коротких нард.

Поедание и введение в игру шашек

Центральная выступающая часть, разделяющая доску пополам, называется «баром». Сюда попадает шашка, если она стояла на ячейке одна и сопернику выпала возможность поставить свою фишку сверху.

Игрок, имеющий хотя бы одну «съеденную» шашку, не может перемещать другие, пока не вернет ее на доску. Фишку можно снова ввести в игру, если на костях выпало число, позволяющее сделать ход до свободного треугольника в зоне дома соперника.

нарды с кубиками

Блот – лунка с одной фишкой противника.

Существует множество стратегий ведения игры:

  • В одном случае все внимание игрока уделяется быстрому заведению шашек в дом, а не построению ловушек для соперника.
  • В другом игрок выстраивает блок из нескольких шашек, чтобы препятствовать ходу противника, или удерживает якорь на одной лунке, пока не получится выбить блот соперника. Так называют треугольник, занятый только одной незащищенной фишкой.

Какой именно тактики придерживаться, решать вам.

Двойная кость

Куб удвоения (Даве) может быть использован игроками с целью поднять ставки в процессе игры. На гранях кости прописаны степени двойки от единицы до шести: 2, 4, 8, 16, 32, 64.

В процессе игры важно просчитывать ее дальнейшее развитие. В начале партии кубик помещают на бар посередине доски вверх стороной с числом 64. Перед скидыванием участник поворачивает кубик гранью с цифрой 2, показывая тем самым, что желает удвоить ставку. Противник должен принять новые условия или сдаться в 1 победное очко. Для того чтобы снова поднять ставки, кубик поворачивают следующей гранью с цифрой 4 и т.д.

Если противник на поднятие ставки сразу отвечает удвоением, по договоренности применяется «бивер». В первый ход удваивать партию нельзя. Игроки могут использовать «автодубль» – автоматически удвоение ставки, когда у обоих участников при розыгрыше первого хода на кубиках выпадают равные числа.

Сейчас научиться играть в нарды стало намного проще, чем раньше. Ведь теперь можно в любой момент найти противника на специальных онлайн сайтах. Можно играть как в длинные, так и в короткие нарды, смотря что нравится. С каждым днем оттачивая свое мастерство, совершенствуя стиль и сталкиваясь с соперниками разного уровня.

Правила короткие нарды

Начальная позиция

Начальная позиция в коротких нардах

Начальная позиция в коротких нардах

У каждого игрока имеется по 15 шашек одного цвета (как правило, белые и черные). У каждого из игроков расположены две шашки в 24 пункте, пять в 13, три в 8 и пять в 6.

Одна из четвертей игрового поля для каждого игрока называется “домом” — “дом белых” (1-6) и “дом чёрных” (19-24). Белые шашки двигаются против часовой стрелки, черные — по часовой стрелке.

В игре используется пара обычных игральных кубиков (зар) и куб Даве.

Куб удвоения

Куб Даве (куб удвоения)

Куб Даве (куб удвоения)

Куб Даве (куб удвоения) — это куб большего размера с нанесенными на его грани числами 2, 4, 8, 16, 32 и 64. Он указывает текущую игровую ставку и дает право предлагать повторное удвоение ставок. В начале игры он устанавливается возле доски посередине между игроками так, чтобы показывать число 64, что означает, что удвоения еще не было.

Розыгрыш первого хода

В международном спортивном варианте коротких нард, как правило применяется сокращённый розыгрыш первого хода. В начале игры игроки бросают по одному кубику, до тех пор пока не выбросят разные цифры. Игрок, у которого выпало большее число во время жребия, начинает игру. Для своего первого хода он использует показания своего кубика и кубика противника. Таким образом, первый ход никогда не может быть дублем.

После первого хода, игроки поочередно бросают по два кубика и выполняют ходы.

Цель игры

Цель игры — перевести все свои шашки в свой “дом” и затем вывести их с доски.

Игрок, который первым вывел все свои шашки, выигрывает партию.

Правила и ограничения:

  • Во время своего хода, каждый игрок обязан передвинуть одну или две своих шашки на количество лунок, равное числу, выпавшему на кубиках.
  • Шашку можно переместить на любую позицию, кроме лунок, занятых более чем одной шашкой соперника.
  • Передвинуть две шашки на число клеток, показанное одним кубиком, нельзя.
  • Если выпал дубль, игрок делает четыре хода (на соответствующее кубикам число лунок).
  • Игрок обязан использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (при дубле он обязан использовать все четыре числа). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть большее число. Нельзя отказываться от хода, если результат хода невыгоден.
  • Если шашка попадает на клетку, занятую шашкой противника, она бьёт шашку противника, т.е. становится на её место, а противник выставляет свою шашку за пределы игрового поля (на бортик). Одиночную шашку противника бить не обязательно, если есть возможность более выгодного хода.
  • Если шесть полей перед шашкой занимают сдвоенные шашки противника, то такая шашка “заперта” и не может перемещаться, пока помеха не будет устранена.
  • Если шашку игрока сбила шашка соперника, ее нужно сначала ввести на игровое поле (“зарядиться”) в свободный домашний пункт противника согласно совпадению числа зара и номера пункта.
  • Если битых шашек несколько, то для того, чтобы зарядиться каждой из них, нужен ход – т.е. обычным кубиком (не дублем). При отсутствии помех можно зарядиться двумя шашками, дублем – четырьмя. Если в доме соперника место занято сдвоенными шашками противника, игрок не может “зарядить” шашку и пропускает ход.
  • Игрок не может продолжить перемещение шашек раньше, чем “зарядит” сбитую шашку.

Вывод шашек

Выводить или выбрасывать шашки – это значит делать ими такие ходы, чтобы шашка оказывалась за пределами доски.

Как только все пятнадцать шашек оказались в своем доме, можно начинать снимать их с доски. Снимается шашка, стоящая в лунке, номер которой соответствует одному из значений, выпавших на кубиках.

Если в лунке нет ни одной шашки, необходимо сделать обычный ход шашкой с лунок, больших выпавшего числа. Если же таких шашек не осталось, можно снимать шашки с младших пунктов.

Если в ходе вывода, одна из шашек сбивается и отправляется на борт, игрок должен “зарядить” ее и снова завести в свой дом, чтобы продолжить снимать шашки.

Расчёт выигрыша и удвоение очков

Во время игры, каждый из игроков может (на своем ходу, перед тем, как бросать кубики) предложить удвоить ставку. Соперник должен принять решение — согласиться или отказаться.

Если соперник отказывается, то игра прекращается и он проигрывает 1 очко. Если соперник соглашается, то ставка удваивается (до 2 очков), при этом право предложить следующее удвоение есть только у него.

Если проигравший успел снять хотя бы одну шашку с доски, он проигрывает столько очков, сколько показывает в этот момент куб удвоения (куб Даве).

Если проигравший не успел выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марсом и победитель получает удвоенное число очков.

Если же, более того, проигравший не снял ни одной шашки, а одна или несколько его шашек остались на борту или в доме противника, он проигрывает коксом. В этом случае победитель получает утроенное число очков.

Авто-удвоение (авто-дабл). Если обоим игрокам выпало одинаковое число очков первым ходом, то ставки удваиваются. Кубик поворачивается по два и остается на середине доски. Игроки обычно заранее договариваются об ограничении числа авто-даблов в начале игры. Это правило в основном используется при игре на деньги для придания большего азарта.

Бивер. Если игроку предлагают удвоение, он может немедленно объявить встречный редабл (бивер) т.е. переудвоить ставку.

Его соперник может принять бивер или спасовать, как в случае простого удвоения, но при этом он проигрывает уже удвоенную ставку.

Правило Кроуфорда. В матчевых поединках применяется правило Кроуфорда. Согласно которому, если до победы в матче одному из игроков осталось 1 очко, то в текущей игре удвоение не применяется.В последующих играх данного матча можно продолжать удваивать ставки без каких-либо ограничений.

Правило Якоби. Согласно правилу Якоби выигрыши марс и кокс считаются как одно очко, если ни один из игроков не предлагал удвоение в ходе игры. Это правило ускоряет игру, поскольку устраняет ситуации, где игрок не объявляет удвоение, поскольку стремится выиграть марсом.

Отличие от длинных нард

  • Короткие нарды отличаются от длинных нард начальной позицией и направлением хода.
  • В длинных нардах нет возможности сбивания шашек соперника.
  • В длинных нардах шашки из дома сначала необходимо “снять с головы”. В коротких нардах игрок может ходить любой из своих шашек.
  • В длинных нардах, как правило, отсутствует возможность удвоения ставок и победа коксом.

Разновидности:

  • Кавказские короткие нарды
  • Нэкгэммон
  • Гипергэммон
  • Швец
  • Гарангуэт
  • Единичка-двоечка
  • Голландский триктрак
  • Русский триктрак (Погоня)
  • Исландский триктрак
  • Турецкий триктрак (Жаки)
  • Змей (Дракон)
  • Шлем
  • Четверной шлем
  • Жакет
  • Матадор

Короткие нарды — правила игры

Оценка пользователей 5 из 5 (всего 39 голосов)

Любая игра, будь то карточная или имеющая специальную доску, всегда подразумевает две составляющие: интеллектуальную и элемент везения (в большей или меньшей степени каждая, в зависимости от игры). Нарды — не исключение. Это игра для двух человек на специальной доске, имеющей 24 ячейки, по 15 шашек у каждого соперника и два кубика (кости). Начинающему игроку может показаться, что исход игры зависит в большей степени от везения, от того, какие значения выпали на костях для совершения хода, но это не совсем так. Опытный игрок, владеющий стратегией игры (интеллектуальной составляющей), даже при определенном “невезении” в выбросе костей достаточно легко обыграет новичка.

Правила игры в Короткие нарды могут показаться немного запутанными, т.к. в них есть возможность убить шашку соперника (наряду с передвижением шашек по игровому полю), а затем эту шашку игрок обязан заново ввести в игру. Но после внимательного прочтения и нескольких тренировочных партий они не вызовут никаких затруднений.

Правила игры в Короткие нарды

В игре принимают участие два человека. Задача игрока – перевести свои шашки через все поле игры по кругу и вывести их за его пределы.

Начальная позиция

В Короткие нарды играют на доске, имеющей двадцать четыре ячейки, называемых пунктами. Пункты объединены в четыре группы по шесть ячеек в каждой. Эти группы называются:

  • дом (1-6),
  • двор (7-12),
  • двор противника (13-18),
  • дом противника (19-24).

Короткие нарды правила - двор и дом

Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

У каждого игрока имеется 15 шашек: у одного — черные, у другого — белые.

В игре используется пара игральных костей.

Начальная расстановка шашек у каждого из игроков: пункт 24 — две шашки, пункт 13 — пять шашек, пункт 8 — три шашки, пункт 6 — пять шашек.

Первенство хода определяется сбросом костей. Одновременно каждый участник бросает по одному кубику, первым ходит тот, у которого значение больше. Если на костях выпадают одинаковые значения, они перебрасываются до тех пор, пока кто-то не выбросит больше. Ходы в игре выполняются в порядке очереди, которая соблюдается после первого хода.

В непрерывной серии игр первый ход в каждой новой партии игроки делают по очереди.

Движение шашек

В Коротких нардах шашки двигаются навстречу друг другу. Шашки, дом которых расположен визуально внизу (на изображении), двигаются против часовой стрелки, а шашки, дом которых расположен вверху — по часовой.

Короткие нарды правила направления движения фишек

Шашки начинают движение из «дома противника», входят во «двор противника», попадают во «двор», после чего к себе «домой», а далее выводятся за пределы игровой доски.

После броска кости показывают значения, на которые необходимо передвинуть одну или две свои шашки. При этом значения на обеих костях составляют отдельные ходы.

Шашки в игре можно ставить на пустые пункты (ячейки) или на пункты, занятые только одной шашкой соперника, в этом случае она считается убитой.

Если ход выполняется одной шашкой, то значения на костях суммируются. Например, выпало 5:3, игрок может пойти своей шашкой суммарно 8 но только в том случае, если может выполнить промежуточный ход 5 или 3.

Короткие нарды правила хода двумя фишками

Если ход выполняется двумя шашками, то значения одного кубика — это количество шагов одной шашки, второго кубика — второй шашки.

Отказы от выполнения ходов (при возможности сделать ход) в игре недопустимы.

Если удается передвинуть одну шашку, а вторую нет (позиция занята двумя и более шашками противника) — игрок делает один ход, второй ход сгорает. При этом, если удается передвинуть только одну шашку на выбор, её передвигают на большее значение (например, выпало 6:4, есть возможность играть или 6 или 4, игрок обязан играть 6).

Если на костях выпадает одинаковое значение – дубль, количество ходов удваивается. Например, выпало 3:3, игрок делает ход 3 четыре раза (одной-двумя-тремя-четырьмя шашками на выбор).

Нельзя пропускать полный ход, если есть такая возможность, даже если это невыгодно (например, выпало 6:4. Есть возможность играть одной шашкой 6, тогда 4 играть уже невозможно, и есть возможность играть 6:4 другой шашкой, игрок обязан играть 6:4, т.е. использовать полный ход).

Как побить и вновь ввести шашку в игру

Ячейка на доске, занятая одной шашкой противника, именуется «Блот».

«Блот» считается побитым, если шашка противника останавливается на нем. Битая шашка кладется на «бар», так называется центр поля.

Короткие нарды правила хода из бара

Игрок, которому принадлежат одна или более шашек, отправленных в бар, обязан первоочередно их «зарядить» в дом соперника (заново ввести в игру).

Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости. Например, если игроку выпало 2 и 5, он может зарядить шашку во 2-й либо в 5-й пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, то игрок пропускает свой ход. Если занят один пункт, а второй свободен, шашка ставится на свободный, а часть хода пропускается.

Движение шашек на поле доски невозможно до того момента, пока все шашки не выведены с бара.

После того, как все шашки будут введены с бара в игру, оставшееся значение костей можно использовать как обычно, перемещая шашку, которую вы “зарядили”, или любую другую шашку.

Финальная стадия или как выбросить шашки из игры

Начать выбрасывать шашки можно только после того, как игрок завел в свой дом все свои 15 шашек.

Вывод шашек из игры может быть начат как новым ходом (шашки заведены в дом предыдущим ходом, игрок бросает кости и делает выброс), так и продолжением хода (первым ходом завел 15-ю шашку в свой дом, вторым — выбросил одну из заведенных шашек или сделал ход в доме; при выпадении дубля вариантов еще больше, т.к. ходов четыре).

В стадии выбрасывания все шашки игрока должны находиться в его доме. Если одна шашка (или больше) будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен “зарядить” и привести шашку (или больше) обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки.

Номера ячеек в доме считаются справа налево — крайняя справа — 1, далее 2, 3, 4, 5 и 6.

Выбросить можно шашку, которая стоит на пункте, соответствующем значению на кубике. Если у игрока выпали кости 6 и 4 — он снимает одну шашку с 4-ой ячейки и одну с 6-ой.

Короткие нарды правила выброса фишек из дома

Необязательно только выбрасывать шашки с поля, из стратегических соображений можно делать и обычный ход. Например, у игрока выпали кости 6 и 4 — он снимает одну шашку с 6-ой ячейки и делает ход второй шашкой с 6-ой ячейки на 2-ю (при этом на 4-й ячейке есть шашка, которую можно выбросить).

Если на ячейке с номером выброшенной кости нет шашек — игрок должен сделать ход по правилам — передвинуть шашку, согласно выпавшему значению кости.

Если нет вариантов передвинуть шашку (нет шашек на пункте, соответствующем и бо́льшем, чем значение выпавшей кости), игрок должен снять шашку, которая стоит на пункте с меньшим номером. Например, выпало 4, а на 4-м, 5-м и 6-м полях нет шашек, то сбрасывается шашка с 3-го, если нет на 3-м поле, то сбрасывается со 2-го, и если нет на 2-м, то с 1-го.

Игрок обязан использовать оба числа, которые ему выпали, нельзя отказываться от хода, если результат хода невыгоден. Например, шашки стоят на позициях 1, 4, 6, а игроку выпадает 5:3. Он хочет пойти 3 с 6-й позиции на 3-ю, чтобы выбросить 5-кой фишку с 4-й позиции, т.е. фактически сыграть 4:3. Но игрок обязан играть полный ход 5:3, т.к. такой ход у него есть: с 6-й позиции ходит 5 пунктов на 1-ю позицию, а с 4-й позиции ходит 3 пункта на 1-ю позицию.

Итог игры

Партию в нарды выигрывает тот, кто первым выведет все свои шашки за пределы игрового поля.

Если один из игроков нажимает кнопку «Сдаться», он фактически признает поражение, игра завершается и выигрыш получает противник.

Короткие нарды отличаются от прочих игр на доске тем, что в них не предусматривается ничья. Всегда четко определены победитель и проигравший.

В нашем проекте реализован вариант ничьей в предварительных настройках игры — «право последнего броска». Игрок черными, который вначале партии ходил вторым, может сделать последний бросок после того, как игрок белыми вывел все свои фигуры и, если в результате тоже смог вывести все свои фигуры, засчитывается ничья.

Оин, Марс и Кокс

«Оин» это положение в игре, когда проигравший сумел вывести из дома хотя бы одну шашку, при этом он проигрывает оин — одну ставку.

«Марс» — это положение в игре, при котором проигравший не успел выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марс — две ставки.

«Кокс» это положение в игре, когда проигравший не выбросил ни одной шашки и одна (или более) из его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс — три ставки.

В нашем проекте, в предварительных настройках, реализованы варианты окончания игры «Оин», «Марс» и «Кокс»:

  • Если игрок в настройках игры выбирает параметр “Оин”, он проигрывает одну ставку при любых вариантах окончания партии.
  • Если игрок выбирает параметр “Марс”, то проигрывает одну ставку, согласно правилу “Оин”, или две ставки, согласно правилам “Марс” и “Кокс”.
  • Если игрок выбирает параметр “Кокс”, то проигрывает одну ставку, согласно правилу “Оин”, две ставки, согласно правилу “Марс”, или три ставки, согласно правилу “Кокс”

Данное правило также соблюдается в случае, если один из игроков сдался. Количество проигранных ставок определяется согласно выбранным настройкам (Оин-Марс-Кокс) и тому положению шашек проигравшего, при котором была нажата кнопка “Сдаться”. Например, если игрок выбрал в настройках параметр “Кокс”, а сдался при положении своих шашек “Марс”, то его проигрыш составляет две ставки.

Кавказские Нарды — отличие от стандартных правил

В Кавказских нардах в своём “доме” нельзя убить шашку противника и спрятаться. Другими словами, шашку, которая била шашку противника, нельзя этим же ходом передвинуть так, чтобы она встала на другую шашку и была сдвоенной, то есть вне досягаемости для удара. Убить и накрыть бившую шашку другой — можно. Убить и передвинуть дальше на свободное поле, но не прятаться — можно. Убить и выбросить (если нет другого хода) — можно. При выпадении на костях дубля, например 1:1, можно в своем доме убить-убить-убить-передвинуть на пустое поле или другое сочетание в рамках вышеописанных правил.

Также советуем попробовать Длинные нарды!

Не нашли что искали?

Ссылки для быстрого доступа

DMCA.com Protection Status

Отзывы

Осталось символов:

Игрок852477936

где можно посмотреть как считается рейтинг в коротких нардах?


Baltazaur

Не так сложно как может показаться с первого взгляда. Правила можно прочитать за считанные минуты, а освоить за пару игр.


Василек23

Правила коротких нардов не сложные, мне в них играть проще чем в длинные. Поэтому играю чаще в длинные))) чтоб поинтереснее было. и выигрывать мне сложнее.


oMain.isReviewPage = 1;

Правила игры в нарды для начинающих

год назад · 35929 просмотров

С давних пор человечество изобретало игры для досуга и особую популярность в мире приобрели нарды. Ещё древние вавилоняне любили посоревноваться в мастерстве и удаче за доской с шашками и костями. Следом увлечение переняли египтяне, а потом римляне. Но в привычном для нас виде нарды мы получили их уже из Персии. Нарды, они же триктрак, шеш-беш и другие названия, пришедшие из древности, были распространены среди народов Востока, Средней Азии и Кавказа, а в последствии завоевали интерес в Европе и в России.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Описание и цель игры

Классические нарды состоят из доски, которая имеет по верхнему и нижнему краю 24 лунки, 30 шашек двух цветов, по 15 каждого цвета, и двух игральных кубиков. Среди любителей нард принято называть кубики зарами или зариками, а фишка камнем или шашкой. В игре участвуют два игрока, которые поочередно кидают кубики и, в соответствии с выпавшим значением, перемещают шашки по лункам. Первый игрок, что пройдет всё поле и выведет из него все свои шашки, оказывается победителем. Правила игры в нарды при своей простоте, интригуют возможностью совмещения удачи и выстраиванием эффективной тактики — это и придает нардам столь обширный интерес и настолько, что во многих странах проводятся соревнования, наряду с простыми шашками и шахматами.

Разновидности нард

За многолетнюю историю игры, также зародилось много разновидностей нард. Однако наибольший интерес вызывают классические, они же длинные. Также многие любят «покатать» гюльбар или бешенные нарды, шесть-один, известные как быстрые, и конечно же короткие. Но в разных регионах и концах света люди до сих пор играют по зародившимся у них традиционным правилам, например, американка, голландский триктрак и прочие. Помимо правил, за историю существования игры, из чего только их не делали. Кубики неспроста назывались костями, а фишки камнями, ведь изначально их так называли по материалу изготовления. Поле для игры также вырубалось в камне, рисовалось на коже, тканях и даже земле. Но широкое распространение получило конечно же дерево, здесь искусные резчики нашли обширное поле для фантазии. Современные технологии также внесли вклад во внешний вид нард, и сейчас мы можем увидеть на прилавках пластиковые и металлические комплекты.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Классические нарды

Чтобы узнать, как научиться играть в нарды с нуля, достаточно освоить классические правила, следуя инструкции. Классическую разновидность также называют длинные нарды, но где-то их различают, однако основные правила остаются неизменными. Как играть в нарды для многих не представляет сложности. Для чайников классические длинные нарды один из самых простых и распространённых видов игры, где основные правила легко осваиваются. При должной внимательности, даже новичок может тягаться с опытным противником.

Правила игры в длинные нарды

Расположение фишек

Обучение правилам лучше всего начать с осмотра. Визуально доску для игры можно разделить на четыре сектора, правый и левый верхнего края, и правый и левый нижнего. На доске перед стартом противники выставляют все 15 фишек своего цвета в крайнюю первую лунку верхнего правого сектора, выстраивая так называемую «голову». Задача пройти через все сектора против часовой стрелки в последний правый нижний, который называется «дом». И из дома вывести все фишки с игрового поля.

Определение права первого хода

После расстановки каждый игрок берет себе по кубику и бросает. Тот, у которого выпало большее значение, ходит первым, цвет фишек в данной разновидности не имеет значения.

Бросок костей

Игроки бросают кубики по очереди. После броска кубиков игрок снимает фишку с «головы», либо ходит той, что стоит в игровом поле. Ходить можно либо одной фишкой количеством шагов, соответствующим выпавшим числам на обоих кубиках последовательно, либо двумя фишками в соответствии с выпавшими значениями каждого кубика. Например, на кубике выпало 3-2, игрок может одной фишкой сходить на 3 шага, потом ей же на два, либо одной фишкой на 3, а другой на 2. Если вам выпадает дубль, например, 2-2, то ход становится тоже двойным, то есть вы должны сходить четыре раза по 2.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Движение фишек

Следуя цели игры, пройти через всё поле и вывести фишки, каждый игрок делает самостоятельный ход, перемещая фишки с головы, против часовой стрелки в «дом». Ставить фишку можно только в свободную лунку, либо на свою фишку, тем самым выстраивая столбик, занятая лунка одной фишкой противника, называется блот. Тут для игрока открывается целое поле для выстраивания стратегии. Можно либо скорее перемещать фишки к финишу, либо стремиться перекрыть как можно больше лунок, чтобы затруднить проход противнику.

Ограничения и незаконные перемещения

  • С «головы» можно снимать только одну фишку за ход, за исключением дублей в первом ходе, когда мешает «голова» противника (3-3 или 4-4) или нет возможности для полного хода (6-6), либо в случае перекрытия соответствующих лунок противником для первого хода второго игрока. Например, если первый игрок выбросил с первого раза 5-5, то выпавшее 6-2 у второго игрока не идёт полным ходом, тогда можно снять вторую фишку.
  • Если на выпавшее число шагов стоит фишка противника, то вы обязаны сделать ход, той фишкой, что сможет его совершить, даже в ущерб интересам игрока. Если ни одна фишка не может попасть в соответствующую значению кубика лунку, вы пропускаете этот ход.
  • Нельзя ходить в лунки, занятые фишками противника. Нельзя делать двойной ход фишкой, если на пути соответствующего числа шагов стоит фишка противника. Например, выпало 2-3, вы передвигаете фишку на пять позиций, при условии, что в лунке на 2 или 3 шаге нет фишки противника.
  • Можно перекрывать противнику путь, выстраивая фишки в шести лунках подряд, однако делать этого нельзя пока хоть одна фишка противника не будет за заграждением.
  • Нельзя выводить фишки с поля, пока есть фишки вне «дома»

Вывод с доски

Когда вы переместили все свои фишки в «дом», следует завершающая стадия игры, где надо вывести все фишки за пределы доски. Для этого вы кидаете кубики и для каждого выпавшего значения убираете соответствующую фишку. Например, если выпало 5, то убираете фишку из пятой от края лунки, если выпало 3, а фишки есть только в четвертой лунке и далее, то вы передвигаете фишку ближе к краю на три шага. Главное это успеть выкинуть все фишки, когда противники оба приступили к выводу фишек, тут вступает в игру удача. Кто выбросит большие числа или дубли, и быстрее всё выведет, тот и победит.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Конец партии и возможные результаты

Итак, как мы уже выяснили, выигрывает тот, кто первый выбросил все фишки с поля. Даже если второй противник следующим ходом тоже выводит остатки, то он всё равно проигрывает, так как после последнего броска первого игрока игра заканчивается. Тут есть поправка, если игру начинал игрок белых, и заканчивают тоже белые, то по принятым правилам игроку черными, в случае возможности завершить вывод одним броском кубиков, дают сделать ещё один ход. И если ему это удается, то объявляется ничья и каждому из игроков идёт по одному очку. Вариантов же для проигрыша несколько:

  • Первый вариант это оин или простая игра. Это когда победитель выбрасывает все фишки с доски при условии, что противник вывел с доски хотя бы одну фишку. Победитель получает одно очко.
  • Второй вариант — это марс. Когда проигравший не смог вывести с доски ни одной фишки. Тогда победителю достается два очка.
  • Третий – это кокс. Когда победитель сбрасывает все фишки, когда противник не успевает зайти в «дом» ни одной фишкой. Часто это случается в результате Победитель получает тройное вознаграждение.
  • И наконец четвёртый, самый редкий и потому неприятный и «позорный» вариант – это домашний марс. Это когда в момент победы, проигравший завел все свои фишки в дом, но не смог выкинуть ни одной. Победа по договорённости, либо также, как и кокс в тройном размере.

Советы и рекомендации

  • Старайтесь занимать больше лунок в своём и в доме противника. У себя вы обеспечите свободное пространство для ходов и затрудните ходы противника с самой головы
  • По возможности занимайте как можно больше свободных лунок, это обеспечит быстрое и эффективное перемещение по доске
  • Заполнив шесть лунок подряд вы заблокируете путь фишек противника, однако не зацикливайтесь на заграждениях, а старайтесь развивать ходы по всей доске

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Как играть в короткие нарды?

Короткие нарды — это более динамичная и агрессивная разновидность. Вопреки названию, выпадает так, что одну игру можно играть гораздо дольше, чем в длинных. При своих особенностях правила игры в короткие нарды можно освоить самостоятельно, придерживаясь инструкции.

Первое, что нужно знать ¬– это расстановка. Если начинать отсчёт лунок от края нижнего правого сектора и далее по часовой, то расположение будет такое. 6 лунка 5 фишек, 8 лунка 3 фишки, 13 лунка 5 фишек, 24 лунка 2 фишки. У противника то же расположение только в зеркальном отображении. .

  • Во-первых, без договорённости марс, кокс и домашний марс считаются одинаково в двойне.
  • Во-вторых, у себя в доме, выбив фишку противника, нельзя ходить ей ещё раз, но накрыть другой можно.

Есть одна особенность, в коротких нардах существует понятие «домашний камень». При условии хотя бы частичного сохранения изначальной расстановки, когда у игрока выпадают комбинации 3-1, 4-2, 5-3, 6-1 и 6-4 лучший ход будет завести одну фишку в дом, а другой ее прикрыть. Это связано с особенностью расстановки и поможет игроку быстрее завести фишки в дом и перекрыть противнику лунки для зарядки. Новичкам будет сложно на первых порах освоиться во всех тонкостях игры, но небольшая практика поможет решить все затруднения.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Бешеные

А теперь забудьте, как правильно играть в нарды. Бешенные нарды рассчитаны исключительно на удачу и это отличный способ развлечься. Правила и расстановка схожи с длинными, но есть несколько необычных нюансов. Когда вам выпадает дубль, следует выполнить как обычно четыре хода, а затем по четыре хода на каждое последующее значение кубиков. Например, выпало 3-3, вы ходите четыре раза по 3 шага, потом четыре раза по 4 шага, потом 4 по пять и 4 по 6. Здесь везет тому, кто выбросит 1-1, а не 6-6, как в классических правилах. Если на каком-то ходе у вас нет возможности поставить фишку, тогда за вас ходит противник.

Американка

Эта разновидность была распространена в южных штатах Америки, отсюда и название. Здесь противники сначала разыгрывают цвет, а затем расставляются следующим образом. Чёрные ставятся в нижнем правом секторе, в крайнюю лунку пять фишек, в соседнюю три, в следующую пять, и затем две.

Гюльбар

Правила такие же как и в длинных нардах, однако когда у игрока отсутствует возможность сделать ход, следуя выпавшему значению, то за него этот ход делает противник.

Голландский триктрак

Здесь всё как в классических нардах, с одним отличием. Оба игрока заводят свои фишки с борта, и игра начинается только после этого.

Источник:

Среди популярных занятий досуга – шахматы, шашки, нарды. История возникновения популярных игр связана с древними занятиями императоров. Римлянин Зенон проводил свободное время за передвижением жетонов в Табуле, в Месопотамии превалировала Ура, иранцы «резались» 60 фишками и двумя костями, индийцы придумали Чатранг-Намак. После крестовых походов на Восток нарды захватили умы европейских вельмож и простых людей.

Позже состязательные правила распространились на все континенты благодаря мореплавателям и путешественникам. В России много поклонников интеллектуального досуга: почти все знают, как играть в современные нарды – основные понятия и правила для начинающих описаны подробно в обучающей статье. До сих пор процесс состязания вызывает неподдельный интерес у народов Азии, Закавказья и других стран Востока.

Содержание

  1. Как научиться играть в нарды с нуля самостоятельно
  2. Подготовка к игре
  3. Необходимый инвентарь
  4. Как выглядит доска
  5. Правила расставления фишек
  6. Определение права первого хода
  7. Броски кубиков и движение шашек
  8. Ограничения в движении и бросках кубиков
  9. Виды побед
  10. Игра в нарды пошагово: инструкция для начинающих
  11. Классические нарды
  12. Правила игры в длинные нарды
  13. Как играть в короткие нарды: правила
  14. Бешенные
  15. Американка
  16. Гюльбар
  17. Голландский триктрак
  18. Как выиграть в длинные нарды: секреты и тактика
  19. Полезные советы и общие рекомендации профессиональных игроков
  20. Обучающее видео по игре в нарды

Как научиться играть в нарды с нуля самостоятельно

После приобретения игральной доски с прочим инвентарем узнают правила, по которым двигают шашки и выбрасывают кости. Опытные нардисты рекомендуют начинать обучение со следующих шагов:

  • подготовка инвентаря;
  • поиск партнера с опытом, который укажет на ошибки, напомнит стратегии для перестановки диспозиции черных либо белых фигурок;
  • пересмотр обучающих видео в Ютубе популярных блогеров;
  • заучивание терминологии, правил передвижения фишек;
  • опытные игроки рекомендуют начинать с простых шагов;
  • сложные комбинации записывают или схематично изображают на бумаге.

Как научиться играть в нарды: пошаговая инструкция с нуля для новичков

Подготовка к игре

Пригласив партнера на очередную партию, готовят подставку или стол, на котором располагают доску в раскрытом виде. Столик удобной высоты ставят в центре комнаты, для каждого играющего в нарды готовят стул, подходящий под высоту поверхности, где будет лежать доска. Габаритные размеры должны быть достаточными для хранения снятых шашек, стакана для костей.

Читайте также: Как научиться играть в домино

Туры продолжаются долго – многое зависит от везения игроков, поэтому в процессе состязания участники пьют кофе, чай, другие напитки. На столе должно оставаться место для расположения подноса с заварочным чайником и чашками.

Захватывающий процесс манипуляций с жетонами любят многие, поэтому на турнир приходят болельщики. Для зрителей предусматривают место рядом с игральным столом – на стульях, на диване, чтобы для гостей создать комфортную атмосферу.

Необходимый инвентарь

Любовь к нардам обусловлена не только простыми правилами, но и минимальным набором принадлежностей. Для игры необходимо расставить:

  • прямоугольной формы доску, которую раскрывают для создания игрального двухсекционного поля;
  • внутри доски хранят шашки – круглые, цилиндрической, слегка приплюснутой формы, одинаковые фигуры;
  • стакан для расколачивания костей;
  • кубики с нанесенными точками контрастного цвета – 2 штуки или две пары. Игральные кости представлены в виде маленьких кубиков правильной формы, которые имеют разное количество точек белого цвета – 1, 2, 3, 4, 5, 6. Для каждого участника предусмотрена отдельная пара костей.

Сколько фишек в нардах должно быть: всего 30 фишек, каждый из соперников получает по 15 штук, их цвета игроки выбирают самостоятельно

Как выглядит доска

Главным элементом инвентаря является доска – современное исполнение учитывает основные игральные функции. Дизайн изделия не уступает по красочности и колориту.

  1. Для изготовления используют натуральную древесину, которой подбирают фон, матируют, придают состаренный дорогой оттенок. Подарочные экземпляры оформляют с резьбой и красивым декором – картинкой в традициях Востока.
  2. Большинство досок выполнены из шлифованной фанеры с толщиной одного листа 4-6 мм. Поверх приклеивают рейки длиной 22 мм для создания лунок.
  3. При оформленииприменяют морилку, лак, аппарат для выжигания, лобзик.

В результате ручной работы мастера доска выглядит как ценный подарочный экземпляр. Две части изделия соединяют стандартными петлями либо завесами. Для закрытия доски крепят аккуратные замочки – для фурнитуры применяют состаренные бронзированные цвета с оттененными переходами. При закрытии двух половин внутри получается пространство для хранения шашек, кубиков.

Как научиться играть в нарды: пошаговая инструкция с нуля для новичков

Доска для нард – самодостаточный предмет, вмещающий игральный реквизит. При наличии горизонтальной плоскости в виде столика, подставки, начинают игру в любом месте – в холле общественных зданий, в поезде, в гостинице, в торговом центре, в парке, сквере и других местах.

Правила расставления фишек

Каждый игрок имеет одинаковое количество фишек – 15 шашечек белого и 15 черного цвета. Внутренняя часть доски разукрашена в виде схемы – при развороте получают горизонтальное поле, на котором нанесены пункты.

На горизонтальной плоскости открывается двадцать четыре вытянутых треугольника, основания которых находятся с двух сторон торцевой части плоскости. Высота пункта составляет половину длины деревянного изделия. В основании позиции для жетонов пронумерованы от 1 до 24.

Для удобства графического и визуального восприятия пункты имеют два цветовых варианта – четные светлее, нечетные – темнее. Картинки показывают, где расположить пешки каждого участника.

Жетоны передвигают по пунктам в зависимости от выпавшей суммы числа на двух кубиках. Например, на каждой стороне кости получилось 4 и 2. Соответственно, 4+2=6. Здесь нардист проявляет смекалку и передвигает фишку на шесть позиций либо две шашечки – одну на 4 пункта, другую – на два.

Иногда необходимо дальше продвинуть шашку, в других случаях занять оборонительную позицию и продвигаться широким фронтом, но небольшими шажками.

Перед началом состязаний пешки расставляют по краю игрального поля – по диагонали белые и черные. В правом верхнем углу находится «Голова» – это место для белых фишек, внизу – крайне правый угол – для черных фигур. Направление ходов сохраняют против часовой стрелки.

Как научиться играть в нарды: пошаговая инструкция с нуля для новичков

Определение права первого хода

Право первого хода определяет жребий – два кубика подбрасывает каждый игрок. Доминирующее право остается у того, кому выпало большее количество очков. Кости подбрасывают над игровым полем, так как доска имеет ограничительные рейки по краям и не дает разлететься кубикам в разные стороны. Кубики имеют тяжелый вес – хорошо приземляются на одну из сторон, выпадая из стакана и указывая количество очков каждому нардисту.

Броски кубиков и движение шашек

Перед каждым ходом бросают костяные кубики – участник выбрасывает содержимое стакана на свою половину игрового поля, чтобы определить количество пунктов для перестановки фишки. Движение пешек происходит по следующим правилам:

  1. Направление против часовой стрелки.
  2. При выпадении на костях одинакового числа ход одной или двух шашек удваивается. Например, если выпало 4 и 4 очка, значит количество перешагиваний по пунктам составит 8 и 8. Данная комбинация будет называться «дубль» хода.
  3. Среди стандартных правил для новичков отмечают понятный прием – на одну позицию ставят более одного жетона определенного игрока.
  4. Полный обход поля не означает завершение и выход к итогу. При возвращении в дом шашки по мере выпадения очков выбрасывают за пределы доски. Победителем станет тот участник, который выполнит задание первым.

Как научиться играть в нарды: пошаговая инструкция с нуля для новичков

Ограничения в движении и бросках кубиков

Нарды учитывают стандартные правила и ограничительные ситуации, когда положение фишек либо выпадение очков не подходит под предусмотренные варианты:

  1. Опытные игроки стремятся аккуратно подбрасывать кубики, чтобы залетали на «свою» половину. Если одна из подброшенных костей падает на часть поля противника, результат очей обнуляют – подбрасывание проводят повторно. Данное ограничение действует на кубик, стоящий ребром либо упавший на шашку.
  2. Жетон не ставят на позицию, где находится пешка соперника.
  3. Ход переходит сопернику, если участник поединка не может сделать ни одну перестановку.
  4. Каждый из играющих совершает полный ход – сумму шагов с двух кубиков.
  5. Если необходимо сделать выбор на одну из выпавшей позиции, предпочтение отдают большему числу.

Виды побед

Веселый досуг и азарт в нардах обеспечены, так как удовольствие доставляет процесс состязания и победа. Выигрыш наступает в следующих комбинациях:

  • при быстром достижении цели и опережении соперника на несколько ходов – удалении всех шашек с доски;
  • вариант «кокс» считают достигнутым, когда на поле фишки противника заперты и не могут сделать очередной ход;
  • вариант «марс» наступает, когда пешки конкурента перешли на другую часть доски, но не дошли до дома;
  • комбинация «домашний марс» получается проще, когда соперник довел шашечки до начального положения, но не успел вывести за пределы игрового поля.

Как научиться играть в нарды: пошаговая инструкция с нуля для новичков

Игра в нарды пошагово: инструкция для начинающих

Прежде чем перейти к рассмотрению правил игры в нарды расскажем несколько основных понятий, принятых среди игроков:

Понятие Что означает
Дом Крайняя четверть игрового поля, куда передвигаются шашки, чтобы снять с доски
Блот Ячейка, занятая одной фишкой
Снятие шашек Перемещение из собственной домашней четверти за границы игрового поля
Куб Даве Предложение игрока об удвоении ставки. Выполняется до броска зар, но не раньше, чем сделан первый ход.

Если соперник откажется, засчитывается поражение и выплачивается исходная ставка. В случае согласия ставка удваивается

Бивер Ситуация с поддержанным Даве и моментальным новым удвоением. Применяется по взаимной договоренности
Дубль Равное число очков при броске игральных костей
Марс Бешеный проигрыш, когда с доски не получилось снять ни одной шашки. В противном случае количество заработанных очков равняется числу оставшегося у соперника на игровом поле
Якорь Пункт, одновременно занятый несколькими фишками
Зары Две игровых кости, бросаемые игроками
Матч Договоренное количество партий
Бар Разделение игровой доски, куда в короткой партии выкладываются сбитые шашки
Ставка Размер суммы выигрыша
Голова В длинной партии – начальное построение всех пятнадцати фишек на одной угловой ячейке игрового поля

Нарды – игра, связанная с удачей, так как многое зависит от выпадающей на костях комбинации. Но в процессе расставления пешек по пунктам остается задача продумывания стратегии. Важно не только стремиться перемещать фишки по полю, но и не позволить противнику занять свободные позиции. Инструкция для начинающих выглядит следующим образом:

  • проводят жребий для определения права первого хода;
  • далее выбрасывают кубики для подсчета позиции первой шашки – одной или двух фигур;
  • соблюдают правила, не спеша делают каждый ход, продумывают не только свои маневры, но просчитывают возможности противника;
  • первый жетон снимают с одного вертикального ряда в направлении, противоположном часовой стрелке;
  • пешку переставляют на пустую ячейку, на ранее передвинутую фишку того же цвета, на выбранный пункт;
  • вертикальный ряд ограничивает снятие жетонов – за один ход допускают взятие только одной шашки. На втором, третьем шагах и так далее, пешку берут с поля, а не с вертикального ряда;
  • если ход попадает на пункт, где стоит шашка противника, участник нард пропускает выпавшую комбинацию;
  • хорошая расстановка «дубль» позволяет удвоить число очков на каждом кубике и существенно продвинуть две или одну шашки;
  • после перемещения фишек в «Дом», процесс продолжается до окончательного удаления фигур за пределы игрального поля.

Классические нарды

Стандартные правила нард предполагают соблюдение существующих правил:

  1. Выбрасывают кости для определения права первого хода.
  2. Правильно расстанавливают шашки по верхнему правому углу «своего» поля в вертикальный ряд, накладывая один жетон на другой.
  3. При первом ходе разрешают снимать одну фишку. Две шашечки берут в случае выпадения комбинации «дубль».
  4. Направление перемещений пешек всегда идет против часовой стрелки.
  5. На пункт, где стоит жетон другого цвета – пешки противника – запрещено ставить «свою» фигурку.
  6. На один пункт запрещают ставить шашки разных игроков.
  7. Целью игры остается перемещение пешек в «дом», а затем постепенное удаление с поля.

Правила игры в длинные нарды

Длинные нарды предполагают распределение игровой доски на зоны:

  • свой дом и двор;
  • двор и дом соперника.

Для передвижения шашек по доске используют цветовую схему пунктов, разметку, цифровые значения каждой ячейки. Длинные нарды отличаются от коротких первоначальной диспозицией пешек – вертикальный ряд, аккуратно уложенных одна на одну фишку в правом верхнем углу «своего» дома.

Перестановка длинных комбинаций нард запрещает сбивать либо удалять с поля жетоны противника, если они стоят в нужной по количеству баллов лунке.
Перемещение пешек происходит в одном направлении – против часовой стрелки.

Как играть в короткие нарды: правила

Короткие нарды представляют собой особый вид расстановки на четыре группы вначале игрового процесса:

  • пункты 1-6 относят к первому дому;
  • пункты 7-12 к первому двору;
  • пункты 13-18 ко второму двору;
  • пункты 19-24 ко второму дому.

Как научиться играть в нарды: пошаговая инструкция с нуля для новичков

Расстановка шашек в коротких нардах

Некоторым участникам сложно запомнить, сколько однотонных фишек в коротких нардах ставят на доску – должно быть следующее количество пунктов и жетонов:

  • в ячейку 24 – попадает 2 штуки;
  • в ячейку 13 – располагают 5 штук;
  • на места пунктов под номером 8 – следуют 3 штуки;
  • на места пунктов под номером 6 – поставят 5 штук.

Выигрыш участника засчитывают в случае перевода пешек в «дом» и последовательного удаления с игрового поля. Отличие от длинных нард состоит:

  • в перемещении пешек в противоположных направлениях;
  • допускают суммирование выпадающих очков для перестановки одной шашечки;
  • комбинация «дубль» предполагает перемещение четырех фигурок;
  • пропуск хода бывает, если ячейка занята фишкой соперника.

Бешенные

Правила и цель игры в бешенные нарды не существенно отличается от длинных. Основная разница заключается в ограничениях и путях решения сложных комбинаций:

  • при выпадении значительного числового значения на ход, который из-за нехватки шашек невозможно завершить, инициативу с очками передают сопернику;
  • очень емкая и продуктивная комбинация «дубль» в бешенных нардах приносит еще больше удачи. Например, при положении кубиков на одинаковый счет 2:2, пешку передвигают определенное количество раз до шестерки – четыре раза по два, по три, по четыре, по пять, по шесть;
  • в процессе сброса выпавший «дубль» указывает на возможность удаления увеличенного вдвое количества фишек;
  • шашки, завершившие «кругосветное» путешествие по игральным секциям противника и возвращенные в «дом», запрещено перемещать на пункты по второму кругу.

Американка

На территории Северной Америки, в южной части континента местные жители установили собственные правила с теми же нардами.

В начале американки проводят жеребьевку, чтобы выбрать, какая фишка пойдет первой. На первый, второй, третий пункт выкладывают белые пешки в нижнем углу с левой стороны секционного отделения. Остальные девять жетонов размещают на бортике. Шашки противника занимают нижнюю правую четверть доски по следующей схеме:

  • в 12 ячейку – 5 штук;
  • в 11 ячейку – 3 штуки;
  • в 10 лунку – 5 штук;
  • в 9 лунку – 2 штуки.

Белые пешки имеют право первого хода. Фишки направляют против часовой стрелки. В североамериканских нардах участвует комбинация, которая запирает шашечки противника путем выстраивания цепочки из шести жетонов «своего» цвета.

Кто первым выбрасывает все фигурки с игрового поля, получает три дополнительных бонуса в виде трех ставок и становится победителем.

Гюльбар

Динамичный и стремительный подвид длинных нард предполагает усовершенствованную вариацию классического расклада на игровом поле. Первоначальная диспозиция фишек совпадает с правилами в длинных пунктах. Основными отличиями являются следующие схемы, стратегии и комбинации:

  • в положении, когда участник поединка по разным причинам не может сделать ход, инициатива передается сопернику;
  • при попадании в «дубль» гюльбардист обязан выполнить столько удвоенных комбинаций, начиная с выпавшего номера, сколько осталось до шести. Например, если выпал показатель 4:4. Количество последовательных шагов будет выглядеть так – четыре раза по 4, столько же по 5 и 6.

Читайте также: Как научиться играть в карточного Дурака и выигрывать

Нарды-гюльбар не требуют глобальных аналитических раздумий – здесь соперники полагаются на удачу. Выпадающие кубики указывают на количество очков, которые в результате дубля удваиваются, поэтому играющие быстро приходят к итогу в «дом». Это вызывает эмоции и реакцию болельщиков. После окончания гюльбара происходит замена участника и поединки продолжаются.

Гюльбар-нарды вызывают интерес, так как не требуют знания огромного массива информации, правил, ограничивающих комбинаций – гюльбардисты бросают кости, выполняют перемещение фишек.

Голландский триктрак

Старинная французская игра, перекочевавшая из Персии вместе с торговыми караванами, завоевала сердца простых людей – с XV века мореходы, торговцы, военные и местные жители начали «резаться» в нарды.

  1. Старт триктрака начинают с выбора играющего, который пойдет первым.
  2. Правила предполагают передвижение двух или одной шашечки по каждому ходу.
  3. В стакане трясут кости, желая получить «дубль» либо максимально удачную комбинацию значений.
  4. Нардисту, занявшему первым 12 ячеек, назначают триктраковский флажок из слоновой кости.
  5. Двенадцать триктраковых стержней или флажков означают победу,завершение партии.

Понятие «французский триктрак» означает разновидность игры в короткие нарды, усложненную особыми правилами с наличием промежуточных достижений – голландские нардисты занимают 12 пунктов или клеток на поле, чтобы получить солидный куш.

Правила простые, понятные – позволяют положиться на удачу, демонстративно расколачивая кости в стакане и выбрасывая на доску. Повсеместному распространению триктрака способствовало отсутствие дорогого реквизита, игральных приспособлений, простые и понятные правила участия и состязаний.

Как выиграть в длинные нарды: секреты и тактика

Полезные советы и общие рекомендации профессиональных игроков

Секрет удачного хода – простое везение. Выпавшие кости указывают, насколько можно продвинуть фишку. Сложно ускорить перемещение шашек с помощью интеллектуального продумывания схемы или использования выверенной стратегии. Хорошая тактика позволяет удачно противостоять противнику, если в костях не выпадает крупный куш:

  • если необходимо быстро перевести фишку в направлении «дома», суммируют выпавшую комбинацию и на максимальное количество шагов двигают пешку;
  • если противник наступает по всем «фронтам», имеет смысл сосредоточить внимание на защите позиции и выстраивании цепочки из шести фигур, чтобы не пропустить противника на «свою» половину двухсекционного поля. Такой финт возможен только в короткой разновидности нард;
  • размеренно расставляя пешки по свободным пунктам, играющий создает невозможность расположения жетонов противника и тот вынужден пропустить ход;
  • дефицит хода дают стоящие рядом шашечки в количестве шесть штук;
  • закрывают ячейки соперника, чтобы ограничить доступ на «свою» часть поля;
  • при выпадении незначительного значения очков занимают «оборону», при «дублях» и максимальных значениях двигают колонну фишек по кругу, чтобы быстрее добраться до «дома».

Как научиться играть в нарды: пошаговая инструкция с нуля для новичков

Мастера по нардам с опытом проведения турниров более трех лет, рекомендуют быстро ориентироваться в ситуации и предпринимать комбинированные шаги. Где-то уместно применять оборонительную тактику, где-то внедрить наступление на территорию соперника. Хитрости ведения каждой партии состоят в том, чтобы предугадать поведение соперника, не показывать демонстративно собственную схему продвижения.

По внешнему виду не дают определить, насколько рады или огорчены выпавшей комбинации – любая цифра означает шанс на победу и продвижение к заветной цели. А как она будет использована, зависит от того, насколько самостоятельное решение принимает игрок.

Обучающее видео по игре в нарды

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как играть в карты уно правила инструкция на русском языке бесплатно
  • Как играть в карты uno инструкция на русском
  • Как играть в калах инструкция
  • Как играть в игру цветариум видео инструкция
  • Как играть в игру тетрис инструкция