Как играть в нарды длинные для начинающих пошаговая инструкция

доска с нардами

Нарды пользуются популярностью не одно тысячелетие. Игра захватывает участников, развивает память, устный счет, учит стратегически мыслить и не требует специальных знаний. Для начинающих понадобится немного времени, чтобы разобраться, как играть в нарды.

Содержание

  • 1 Описание и цель игры
    • 1.1 Разновидности нард
  • 2 Правила игры в длинные нарды
    • 2.1 Расположение фишек
    • 2.2 Бросок костей
    • 2.3 Движение фишек
    • 2.4 Ограничения и незаконные перемещения
    • 2.5 Вывод с доски
    • 2.6 Конец партии и возможные результаты
    • 2.7 Советы и рекомендации
  • 3 Особенности коротких нард
    • 3.1 Расположение фишек
    • 3.2 Движение фишек
    • 3.3 Поедание и введение в игру шашек
    • 3.4 Двойная кость

Описание и цель игры

Нарды – это настольная игра для двух участников. В набор входят:

В набор входят:

  • доска – поле, поделенное на две одинаковые части, расчерченные 24 треугольниками (пунктами, лунками) двух цветов;
  • кубики (кости) – 2 шт.,
  • фишки (шашки) – 30 шт., по 15 штук на игрока, черные и белые.

Цель игры: соперники должны перегнать все фишки своего цвета через игровое поле и вернуть на свою половину доски, чтобы потом их снять.

нарды на столе

Цель игры – перегнать фишки на другую половину доски.

Есть много предположений, гипотез и доказанных фактов об истории появления игры. По одной из версий, нарды берут начало в Персии. Предшественницей игры в современном виде называют римскую табулу. Похожее развлечение, сенет, пользовалось популярностью у египтян еще в 3500-е г. до н.э.

Само название игры переводится как «храбрый Ардашир» (иранский царь). В других странах ее называют по разному, иногда подразумевая схожие игры:

  • трик-трак;
  • тавла;
  • шеш-беш;
  • коша и т.д

Часто нарды сравнивают с шахматами и объединяют в общую группу игр, но они сильно различаются. Нарды отличаются простыми правилами и средним уровнем стратегии.

Разновидности нард

Выделяют множество самостоятельных видов игры. Наиболее популярны короткие и длинные нарды. Они различаются:

  • Начальным расположением фишек. В коротких нардах шашки помещаются игроками следующим образом: по 2 шт. на 24 пиках, по 5 шт. на 13 и 6 пунктах, 3 шт. – на 8. В длинных нардах все 15 фишек ставят на одну ячейку.
  • Направленностью передвижений. В коротких нардах шашки движутся навстречу друг другу, тогда как в длинных фигуры перемещаются в одну сторону.
  • Размещение в ячейках. В длинных нардах нельзя ставить шашку, если на этом треугольнике стоит хоть одна фишка противника. В коротких ячейка блокируется, только если там больше 2ух чужих фишек.
  • Роль удачи для выигрыша. В длинных нардах велика роль случая, а в коротких победа зависит в основном от мастерства игрока.

Большинство игроков-любителей отдают предпочтение именно длинным нардам. Связано это с их простотой и доступностью.

Правила игры в длинные нарды

Игра начинается с розыгрыша первого хода. Соперники распределяют между собой фишки по цветовым предпочтениям. Каждый берет по кубику и бросает его на доску туда, где расположены его фишки.

кубики на доске для нардов

Право первого хода определяется броском кубиков.

После сбрасывания игру начинает тот, у кого на кости большее число (от одного до шести). Если у противников выпали одинаковые значения, то сброс продолжается до тех пор, пока у кого-то не выйдет большее число.

Расположение фишек

На игровой доске 24 ячейки, каждая из которых обозначает один шаг. Левая половина доски, объединяющая с 1-го по 6-й треугольники, называется «домом». Правая часть, включающая пики с 7-ой по 12-ую – двором. Аналогично делятся другие 12 пунктов для соперника.

дом и двор в нардах

Расположение фишек в длинных нардах.

Шашки размещаются столбиком в правом верхнем углу на пике в количестве 15 шт. Эта зона доски называется «головой». В левом нижнем углу столько же фишек другого цвета.

Движение фигур осуществляется против часовой стрелки. Задача игрока – быстрее соперника завести шашки в свой дом.

Бросок костей

Для первого хода после розыгрыша жребия кости следует снова скинуть.

Игрок скидывает два кубика на свою часть доски. Нужно повторно бросить кости, если:

  • кубик перекатился на чужое поле;
  • кости после броска оказались на разных досках;
  • упали поверх фишки;
  • встали ребром.

Принято перемешивать игральные кости в специальном стакане, обитом тканью изнутри, хотя для любительских игр можно использовать руки.

Движение фишек

По усмотрению участника, передвигаются две шашки или одна. Например, на костях выпало «5» и «2»:

  • можно передвинуть одну шашку на пять ячеек, а затем вторую – на две;
  • либо передвинуть одну фишку в общей сложности на семь шагов.

дубль на кубиках в нардах

Если выпал дубль, игрок делает 4 хода с таким количеством шагов.

Если на кубиках выпали одинаковые значения, игрок может сделать сразу 4 хода с таким количеством шагов. Такая ситуация называется кушем, гошем или дублем. Когда на кубиках в начале партии выпали числа 6-6, 4-4, 3-3 – с головы снимают две фишки, так как полный ход осуществить не получится из-за шашек противника на голове.

За каждый ход игрок совершает от одного до четырех перемещений фишкой, в зависимости от выбитых на кубиках очков. Во всех случаях перемещение осуществляется в точном соответствии с полученным на кубике значением. Нельзя сходить на две ячейки, если на кубике выпало пять.

Ограничения и незаконные перемещения

Существуют следующие ограничения при движении шашек по доске:

  1. Нельзя занимать треугольник, на котором уже находится фишка соперника.
  2. Если есть возможность сыграть шашкой на оба числа из выпавших, движение осуществляется в соответствии с большим значением.
  3. Правило полного хода: нельзя сделать перемещения только по одному значению на костях, если существует возможность использовать оба числа.
  4. Если нельзя сдвинуться ни на одно значение из сброшенных, то ход передается сопернику.
  5. Запрещается пропускать ход, даже если игроку такое перемещение невыгодно.
  6. За исключением первого броска, за один ход с «головы» разрешается выводить только одну шашку. Если одна фишка не проходит, то снимают вторую.

доска с нардами

Пока кубики не попали к сопернику, игрок вправе изменить свой ход.

В случае когда игрок нарушает правила и неверно передвигает фишку, соперник может потребовать  соблюдения правил и повторения хода согласно числу точек на кубиках. Это возможно при условии, что кости не будут переброшены.

Вывод с доски

Когда 15 фишек прошли весь круг и вернулись в дом, их нужно снять с доски. Фигуры выводятся с поля согласно значениям, выпавшими на кубиках. Например, если на них выпали числа 2 и 5, то снимаются фишки со второй и пятой пики.

Числа, выпавшие на костях, игрок вправе использовать по своему усмотрению: снять фишку или сделать ходы в доме.

Допускается вывод шашки с лунки более низкого уровня, если пика, соответствующая значению на кубике, пустует. Например, выпало 5 очков. Если пика свободна, то снимают шашку с четвертого пункта. Если и на этом треугольнике нет фишки, то с третьего и т.д.

Конец партии и возможные результаты

Игра заканчивается, когда один из противников выводит с поля все свои фишки.

Результаты игры:

  1. Ойн. Если проигравшему удалось перегнать с доски хотя бы одну шашку, победителю начисляется 1 очко.
  2. Марс. Если проигравший не снял с доски ни одну фишку, счет 2-0.

фишки на доске для нард

Для очных турниров ввели понятие «ничья»…

Первоначально «ничьей» в классических нардах не было, но Федерация нард посчитала нужным ввести данное понятие для очных турниров. Порядок следующий: игру начинает обладатель белых фишек. Если он первым сбрасывает фигуры, то игроку с черными шашками дается право последнего броска. Если и он успевает вывести фишки, объявляется ничья. Каждому игроку присуждается по половине очка.

Советы и рекомендации

За многолетнюю историю игры успели придумать универсальные советы, которые помогут новичкам в их первых играх:

  1. Старайтесь занять как можно больше пространства в домах – своем и противника. На чужом поле вы сможете заблокировать вывод новых шашек в игру, а на своем не дадите запереть свои фишки.
  2. Пытайтесь «размазать» свои шашки тонким слоем по большему числу ячеек – это эффективней, чем строить башни в двух-трех.
  3. Заранее готовьтесь к выпадению дубля, когда можно сделать сразу 4 хода. Если не думать об этом, можно упустить преимущество.
  4. Фишки со второй четверти старайтесь переводить в третью за один ход – такое стремительное  наступление поможет спутать карты сопернику.

Остальные нюансы вы поймете уже во время игры, ведь знание приходит с практикой. Не оттягивайте тренировки – в интернете можно найти множество онлайн-сервисов, где можно сразиться с реальным человеком по сети. Так вы сможете посмотреть на чужие тактики и поэкспериментировать со своими.

Особенности коротких нард

Ознакомившись с длинными нардами, можно попробовать и короткие. Во многом эти виды схожи, и разобравшись с одним можно быстро освоиться со вторым. Главное понять, чем отличаются короткие и длинные нарды:

  1. Расположением.
  2. Движением фишек.
  3. Возможность «поедать» чужие шашки.
  4. Возможность удвоить ставку в игре.

В целом отличия незначительные, так что всего пара партий и вы освоитесь с новыми правилами игры.

Расположение фишек

Различить длинные и короткие нарды можно с первого взгляда – начальное положение фишек сильно различается. Если в первых они все расположены строго по углам доски, то здесь равномерно разбросаны по всей поверхности:

  • На 6 и 13 пиках расположено по 5 камешков.
  • На 8 – размещают по 3 камня.
  • На 24 пункте – по 2 камня.

Нумерация идет для черных фишек – с правого верхнего угла, для белых – с нижнего правого угла.

расположение фишек

Расположение фишек в коротких нардах.

Различается и расположение двора и дома для игрока с черными фишками.

Движение фишек

Бросок костей осуществляется точно также, как и для длинных. А вот движение игровых фишек различается: шашки идут навстречу друг другу: один игрок перемещает их по часовой стрелке, другой – против.

движение фишек в коротких нардах

Фишки двигаются навстречу друг другу.

Еще несколько важных отличий в движении шашек:

  • Начинать движение можно с любой башни, а не только с «головы».
  • Нельзя занимать треугольник, на котором находится больше двух шашек соперника. Такая ячейка называется «якорь».
  • Если на лунке стоит одна фишка противника, можно встать на эту ячейку и «выбить» шашку противника в бар. Ему придется вести ее заново по всей доске.

Последний пункт требует детального рассмотрения, потому что это одна из главных особенностей коротких нард.

Поедание и введение в игру шашек

Центральная выступающая часть, разделяющая доску пополам, называется «баром». Сюда попадает шашка, если она стояла на ячейке одна и сопернику выпала возможность поставить свою фишку сверху.

Игрок, имеющий хотя бы одну «съеденную» шашку, не может перемещать другие, пока не вернет ее на доску. Фишку можно снова ввести в игру, если на костях выпало число, позволяющее сделать ход до свободного треугольника в зоне дома соперника.

нарды с кубиками

Блот – лунка с одной фишкой противника.

Существует множество стратегий ведения игры:

  • В одном случае все внимание игрока уделяется быстрому заведению шашек в дом, а не построению ловушек для соперника.
  • В другом игрок выстраивает блок из нескольких шашек, чтобы препятствовать ходу противника, или удерживает якорь на одной лунке, пока не получится выбить блот соперника. Так называют треугольник, занятый только одной незащищенной фишкой.

Какой именно тактики придерживаться, решать вам.

Двойная кость

Куб удвоения (Даве) может быть использован игроками с целью поднять ставки в процессе игры. На гранях кости прописаны степени двойки от единицы до шести: 2, 4, 8, 16, 32, 64.

В процессе игры важно просчитывать ее дальнейшее развитие. В начале партии кубик помещают на бар посередине доски вверх стороной с числом 64. Перед скидыванием участник поворачивает кубик гранью с цифрой 2, показывая тем самым, что желает удвоить ставку. Противник должен принять новые условия или сдаться в 1 победное очко. Для того чтобы снова поднять ставки, кубик поворачивают следующей гранью с цифрой 4 и т.д.

Если противник на поднятие ставки сразу отвечает удвоением, по договоренности применяется «бивер». В первый ход удваивать партию нельзя. Игроки могут использовать «автодубль» – автоматически удвоение ставки, когда у обоих участников при розыгрыше первого хода на кубиках выпадают равные числа.

Сейчас научиться играть в нарды стало намного проще, чем раньше. Ведь теперь можно в любой момент найти противника на специальных онлайн сайтах. Можно играть как в длинные, так и в короткие нарды, смотря что нравится. С каждым днем оттачивая свое мастерство, совершенствуя стиль и сталкиваясь с соперниками разного уровня.

Правила игры в нарды для начинающих

год назад · 35929 просмотров

С давних пор человечество изобретало игры для досуга и особую популярность в мире приобрели нарды. Ещё древние вавилоняне любили посоревноваться в мастерстве и удаче за доской с шашками и костями. Следом увлечение переняли египтяне, а потом римляне. Но в привычном для нас виде нарды мы получили их уже из Персии. Нарды, они же триктрак, шеш-беш и другие названия, пришедшие из древности, были распространены среди народов Востока, Средней Азии и Кавказа, а в последствии завоевали интерес в Европе и в России.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Описание и цель игры

Классические нарды состоят из доски, которая имеет по верхнему и нижнему краю 24 лунки, 30 шашек двух цветов, по 15 каждого цвета, и двух игральных кубиков. Среди любителей нард принято называть кубики зарами или зариками, а фишка камнем или шашкой. В игре участвуют два игрока, которые поочередно кидают кубики и, в соответствии с выпавшим значением, перемещают шашки по лункам. Первый игрок, что пройдет всё поле и выведет из него все свои шашки, оказывается победителем. Правила игры в нарды при своей простоте, интригуют возможностью совмещения удачи и выстраиванием эффективной тактики — это и придает нардам столь обширный интерес и настолько, что во многих странах проводятся соревнования, наряду с простыми шашками и шахматами.

Разновидности нард

За многолетнюю историю игры, также зародилось много разновидностей нард. Однако наибольший интерес вызывают классические, они же длинные. Также многие любят «покатать» гюльбар или бешенные нарды, шесть-один, известные как быстрые, и конечно же короткие. Но в разных регионах и концах света люди до сих пор играют по зародившимся у них традиционным правилам, например, американка, голландский триктрак и прочие. Помимо правил, за историю существования игры, из чего только их не делали. Кубики неспроста назывались костями, а фишки камнями, ведь изначально их так называли по материалу изготовления. Поле для игры также вырубалось в камне, рисовалось на коже, тканях и даже земле. Но широкое распространение получило конечно же дерево, здесь искусные резчики нашли обширное поле для фантазии. Современные технологии также внесли вклад во внешний вид нард, и сейчас мы можем увидеть на прилавках пластиковые и металлические комплекты.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Классические нарды

Чтобы узнать, как научиться играть в нарды с нуля, достаточно освоить классические правила, следуя инструкции. Классическую разновидность также называют длинные нарды, но где-то их различают, однако основные правила остаются неизменными. Как играть в нарды для многих не представляет сложности. Для чайников классические длинные нарды один из самых простых и распространённых видов игры, где основные правила легко осваиваются. При должной внимательности, даже новичок может тягаться с опытным противником.

Правила игры в длинные нарды

Расположение фишек

Обучение правилам лучше всего начать с осмотра. Визуально доску для игры можно разделить на четыре сектора, правый и левый верхнего края, и правый и левый нижнего. На доске перед стартом противники выставляют все 15 фишек своего цвета в крайнюю первую лунку верхнего правого сектора, выстраивая так называемую «голову». Задача пройти через все сектора против часовой стрелки в последний правый нижний, который называется «дом». И из дома вывести все фишки с игрового поля.

Определение права первого хода

После расстановки каждый игрок берет себе по кубику и бросает. Тот, у которого выпало большее значение, ходит первым, цвет фишек в данной разновидности не имеет значения.

Бросок костей

Игроки бросают кубики по очереди. После броска кубиков игрок снимает фишку с «головы», либо ходит той, что стоит в игровом поле. Ходить можно либо одной фишкой количеством шагов, соответствующим выпавшим числам на обоих кубиках последовательно, либо двумя фишками в соответствии с выпавшими значениями каждого кубика. Например, на кубике выпало 3-2, игрок может одной фишкой сходить на 3 шага, потом ей же на два, либо одной фишкой на 3, а другой на 2. Если вам выпадает дубль, например, 2-2, то ход становится тоже двойным, то есть вы должны сходить четыре раза по 2.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Движение фишек

Следуя цели игры, пройти через всё поле и вывести фишки, каждый игрок делает самостоятельный ход, перемещая фишки с головы, против часовой стрелки в «дом». Ставить фишку можно только в свободную лунку, либо на свою фишку, тем самым выстраивая столбик, занятая лунка одной фишкой противника, называется блот. Тут для игрока открывается целое поле для выстраивания стратегии. Можно либо скорее перемещать фишки к финишу, либо стремиться перекрыть как можно больше лунок, чтобы затруднить проход противнику.

Ограничения и незаконные перемещения

  • С «головы» можно снимать только одну фишку за ход, за исключением дублей в первом ходе, когда мешает «голова» противника (3-3 или 4-4) или нет возможности для полного хода (6-6), либо в случае перекрытия соответствующих лунок противником для первого хода второго игрока. Например, если первый игрок выбросил с первого раза 5-5, то выпавшее 6-2 у второго игрока не идёт полным ходом, тогда можно снять вторую фишку.
  • Если на выпавшее число шагов стоит фишка противника, то вы обязаны сделать ход, той фишкой, что сможет его совершить, даже в ущерб интересам игрока. Если ни одна фишка не может попасть в соответствующую значению кубика лунку, вы пропускаете этот ход.
  • Нельзя ходить в лунки, занятые фишками противника. Нельзя делать двойной ход фишкой, если на пути соответствующего числа шагов стоит фишка противника. Например, выпало 2-3, вы передвигаете фишку на пять позиций, при условии, что в лунке на 2 или 3 шаге нет фишки противника.
  • Можно перекрывать противнику путь, выстраивая фишки в шести лунках подряд, однако делать этого нельзя пока хоть одна фишка противника не будет за заграждением.
  • Нельзя выводить фишки с поля, пока есть фишки вне «дома»

Вывод с доски

Когда вы переместили все свои фишки в «дом», следует завершающая стадия игры, где надо вывести все фишки за пределы доски. Для этого вы кидаете кубики и для каждого выпавшего значения убираете соответствующую фишку. Например, если выпало 5, то убираете фишку из пятой от края лунки, если выпало 3, а фишки есть только в четвертой лунке и далее, то вы передвигаете фишку ближе к краю на три шага. Главное это успеть выкинуть все фишки, когда противники оба приступили к выводу фишек, тут вступает в игру удача. Кто выбросит большие числа или дубли, и быстрее всё выведет, тот и победит.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Конец партии и возможные результаты

Итак, как мы уже выяснили, выигрывает тот, кто первый выбросил все фишки с поля. Даже если второй противник следующим ходом тоже выводит остатки, то он всё равно проигрывает, так как после последнего броска первого игрока игра заканчивается. Тут есть поправка, если игру начинал игрок белых, и заканчивают тоже белые, то по принятым правилам игроку черными, в случае возможности завершить вывод одним броском кубиков, дают сделать ещё один ход. И если ему это удается, то объявляется ничья и каждому из игроков идёт по одному очку. Вариантов же для проигрыша несколько:

  • Первый вариант это оин или простая игра. Это когда победитель выбрасывает все фишки с доски при условии, что противник вывел с доски хотя бы одну фишку. Победитель получает одно очко.
  • Второй вариант — это марс. Когда проигравший не смог вывести с доски ни одной фишки. Тогда победителю достается два очка.
  • Третий – это кокс. Когда победитель сбрасывает все фишки, когда противник не успевает зайти в «дом» ни одной фишкой. Часто это случается в результате Победитель получает тройное вознаграждение.
  • И наконец четвёртый, самый редкий и потому неприятный и «позорный» вариант – это домашний марс. Это когда в момент победы, проигравший завел все свои фишки в дом, но не смог выкинуть ни одной. Победа по договорённости, либо также, как и кокс в тройном размере.

Советы и рекомендации

  • Старайтесь занимать больше лунок в своём и в доме противника. У себя вы обеспечите свободное пространство для ходов и затрудните ходы противника с самой головы
  • По возможности занимайте как можно больше свободных лунок, это обеспечит быстрое и эффективное перемещение по доске
  • Заполнив шесть лунок подряд вы заблокируете путь фишек противника, однако не зацикливайтесь на заграждениях, а старайтесь развивать ходы по всей доске

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Как играть в короткие нарды?

Короткие нарды — это более динамичная и агрессивная разновидность. Вопреки названию, выпадает так, что одну игру можно играть гораздо дольше, чем в длинных. При своих особенностях правила игры в короткие нарды можно освоить самостоятельно, придерживаясь инструкции.

Первое, что нужно знать ¬– это расстановка. Если начинать отсчёт лунок от края нижнего правого сектора и далее по часовой, то расположение будет такое. 6 лунка 5 фишек, 8 лунка 3 фишки, 13 лунка 5 фишек, 24 лунка 2 фишки. У противника то же расположение только в зеркальном отображении. .

  • Во-первых, без договорённости марс, кокс и домашний марс считаются одинаково в двойне.
  • Во-вторых, у себя в доме, выбив фишку противника, нельзя ходить ей ещё раз, но накрыть другой можно.

Есть одна особенность, в коротких нардах существует понятие «домашний камень». При условии хотя бы частичного сохранения изначальной расстановки, когда у игрока выпадают комбинации 3-1, 4-2, 5-3, 6-1 и 6-4 лучший ход будет завести одну фишку в дом, а другой ее прикрыть. Это связано с особенностью расстановки и поможет игроку быстрее завести фишки в дом и перекрыть противнику лунки для зарядки. Новичкам будет сложно на первых порах освоиться во всех тонкостях игры, но небольшая практика поможет решить все затруднения.

Правила игры в нарды для начинающих

Источник:

Бешеные

А теперь забудьте, как правильно играть в нарды. Бешенные нарды рассчитаны исключительно на удачу и это отличный способ развлечься. Правила и расстановка схожи с длинными, но есть несколько необычных нюансов. Когда вам выпадает дубль, следует выполнить как обычно четыре хода, а затем по четыре хода на каждое последующее значение кубиков. Например, выпало 3-3, вы ходите четыре раза по 3 шага, потом четыре раза по 4 шага, потом 4 по пять и 4 по 6. Здесь везет тому, кто выбросит 1-1, а не 6-6, как в классических правилах. Если на каком-то ходе у вас нет возможности поставить фишку, тогда за вас ходит противник.

Американка

Эта разновидность была распространена в южных штатах Америки, отсюда и название. Здесь противники сначала разыгрывают цвет, а затем расставляются следующим образом. Чёрные ставятся в нижнем правом секторе, в крайнюю лунку пять фишек, в соседнюю три, в следующую пять, и затем две.

Гюльбар

Правила такие же как и в длинных нардах, однако когда у игрока отсутствует возможность сделать ход, следуя выпавшему значению, то за него этот ход делает противник.

Голландский триктрак

Здесь всё как в классических нардах, с одним отличием. Оба игрока заводят свои фишки с борта, и игра начинается только после этого.

Источник:

Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для игрока всего три:  шесть-шесть (6**6); четыре-четыре (4**4); три-три (3**3) . В данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки.

Примечание: При первом броске белых 5-5, и последующем броске чёрными 4-4, последние снимают одну шашку с головы играя одну четвёрку, так как пройти дальше мешает созданная помеха.

3.2. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, гош, куш), тогда игрок играет так, как-будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода.

3.3.Игрок имеет право изменить свой ход, пока зары не переданы сопернику или не нажата кнопка часов. Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход.

3.4. Запрещено выставлять блок (заграждение; мост) из шести шашек — и даже “пробегом”, если впереди этого блока нет шашки соперника.

Не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя. Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится перед этим заграждением.

3.5. Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой.

3.6. Если шашки заперты так, что игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (шашки «не идут»), то очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще.

3.7. На одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек. На лунку, занятую противником, свою шашку ставить нельзя. В ситуации, когда шашки не идут, то есть игрок не может их передвинуть на то количество лунок, которое выпало на зарах (шашки попадают на занятые лунки), все очки пропадают, и игрок пропускает ход. В ситуации, когда можно сделать ход на количество лунок, которое выпало на одном из заров, и нельзя переместить шашку на число лунок, выпавшее на другом заре, выполняется только возможный ход, а очки второго теряются. Игрок не может отказаться от полного хода, даже если он ему не выгоден. Если оба хода сделать невозможно, то играется большее число. Например, выпала комбинация шесть-пять. Игрок может сделать ход на шесть лунок или на пять. Игрок обязан сделать старший ход (на шесть лунок), а меньший ход (на 5 лунок) сгорает.

3.8. Вывод шашек происходит следующим образом. Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит на лунке, соответствующей числу выброшенных на зарах очков. Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).

3.9. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля (лунки), если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет, то со второго и т.д. Партия заканчивается.

4. Счёт в игре.

4.1. Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется «оин» (0-1).

4.2.Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется «марс» (2-0).

4.3.* Ничья в нардах. Если один игрок игравший белым цветом выбросил все свои шашки, то второй игрок игравший чёрным цветом имеет право последнего броска, так как он изначально начинал партию – гейм позже. В этом случае, если игрок игравший чёрным цветом, использовав своё право последнего броска и вывел с доски свои шашки, то партия заканчивается в ничью и игроки получают по пол очка (1/2-1/2), либо по одному очку (1-1) в зависимости от регламента турнира.

*Ничья в длинных классических нардах — нововведение.

Как играть в нарды

Рассказываем, как освоить два варианта популярной настолки.

Как играть в нарды

Что такое нарды

Нарды — это увлекательная настольная игра, которая рассчитана на двух человек. У каждого есть по 15 фишек, которые распределяются в 24 ячейках на доске определённым образом. Первоначальная расстановка зависит от того, в какой вид нардов вы играете — короткие или длинные. Игроки по очереди бросают два кубика и делают ходы, перемещая фишки по доске, в соответствии с выпавшим числовым значением. Побеждает тот, кто первым проведёт свои фишки через поле, соберёт их в «доме», а затем выбросит с доски. В процессе можно всячески мешать сопернику, блокируя его фишки.

Кстати, в нардах никогда не бывает ничьей: игра так или иначе заканчивается триумфом одного из участников.

Что понадобится для игры в нарды

  • Специальная доска для нардов с 24 ячейками.
  • 30 круглых фишек двух цветов. Обычно используются 15 чёрных и 15 белых, но в современных наборах могут быть и другие варианты.
  • Два игральных кубика с цифрами от 1 до 6. Для удобства у каждого игрока может быть своя пара.

Что купить

  • Малые нарды, 940 рублей →
  • Комплект из нард и шашек от «Томика», 1 093 рубля →
  • Нарды ручной работы, 3 674 рубля →
  • Нарды в матовом кейсе, 15 500 рублей →

Как расставить фишки для игры в нарды

Всё игровое поле делится на две одинаковые части, разделённые перегородкой, которую называют «бар».

Расположение фишек на доске на старте будет различаться в зависимости от разновидности игры. В коротких нардах их размещают так, как показано на изображении. При этом «дом» чёрных фишек находится в правом верхнем углу (6 ячеек), а ход идёт против часовой стрелки. «Дом» белых — в левом верхнем углу относительно игрока, а ход направлен по часовой стрелке.

Красными стрелками обозначено направление хода чёрных фишек, синими — белых фишек. Фото: Виктория Курачёва / Лайфхакер

В длинных нардах разместить фишки проще. В начале игры участник ставит все 15 шайбочек своего цвета в левом нижнем углу. При этом «дом» располагается в левом верхнем углу, а ход идёт против часовой стрелки.

Фото: Виктория Курачёва / Лайфхакер

Как определить, кто будет ходить первым

Участники бросают по одному игральному кубику. Право хода достаётся выбросившему большую цифру. Если значения на костях одинаковые, нужно попробовать ещё раз.

При этом в коротких нардах игрок перемещает фишки в соответствии с выпавшими цифрами. В длинных — бросает два кубика заново.

Как играть в короткие нарды

Помните, что в коротких нардах фишки двигаются навстречу друг другу: чёрные — против часовой стрелки, а белые — по часовой стрелке.

Решите на костях, кто будет первым. Дальше ход переходит по очереди. При этом перемещать можно только свои фишки.

Цифры на кубиках означают, что вы можете походить двумя шайбочками по отдельности, или одной в сумме. Например, на костях выпало 2 и 3. Значит, можно переместить одну фишку на два пункта, а другую на три. Или походить одной сначала на два, а потом на три пункта. Если на кубиках выпал дубль, вы можете совершить четыре хода. Например, у вас на костях 5 и 5. Значит, вам доступно четыре хода по пять пунктов: можно передвинуть четыре фишки на пять ячеек, одну — четыре раза на пять ячеек, две дважды на пять ячеек и так далее.

Ставить шайбочки разрешается в свободные ячейки и в те, где уже находятся ваши фишки. Если место занято всего одной фигуркой противника, можно выбить её и расположить там свою. Шайба соперника кладётся на «бар», и он должен следующим ходом ввести её на поле, то есть переместить в пустые лунки в соответствии с цифрами на кубиках. Причём отсчёт идёт с первой ячейки в правом нижнем углу. Она будет соответствовать единице на костях. Например, вам выпали 1 и 2. Вы можете поставить фишку в первую или вторую лунку. Если обе из них заняты оппонентом, ход сгорает. Нельзя использовать другие свои фигурки, пока не вернёте в игру ту, что лежит на «баре».

Фото: Виктория Курачёва / Лайфхакер

Когда игрок вывел все свои 15 фишек в «дом», приходит время выбрасывать их с доски. Ячейкам присваиваются значения от 1 до 6: крайняя правая будет единицей, левая — шестёркой. Участник бросает кубики, и шайбочки, стоящие в соответствующих выпавшим цифрам лунках, выбывают из игры.

Если ячейка свободна, можно передвинуть фишки. Например, на одном кубике выпало 5, но место пустует. В этом случае можно переставить фигурку из шестой лунки в первую.

Тот, кто первым выбросит все свои шайбочки с доски, считается победителем.

Как играть в длинные нарды

Напомним: по правилам, в длинных нардах ход направлен против часовой стрелки, а «дом» находится в левом верхнем углу относительно игрока. Все фишки, собранные в стартовой ячейке, называются «головой».

Так же, как и в короткой версии, право первого хода определяется броском кубиков, а дальше передаётся по очереди. Цифры на кубиках означают, на сколько ячеек надо передвинуть фишки. При первом ходе разрешается взять две фигурки с «головы», а при последующих — только одну. Например, вам выпало 4 и 5. Вы можете переместить шайбочку с «головы» на пять пунктов, а фишку из другой ячейки на доске — на четыре. Допускается суммирование значений на костях, а выпавший дубль означает, что вы можете совершить четыре хода.

В отличие от коротких нардов, в длинных нельзя выбивать фишки. То есть вы не можете поставить свою фигурку в ячейку, занятую соперником. В этом и заключается основная хитрость игры: можно специально размещать шайбочки так, чтобы создавать преграды противнику.

Если у игрока не получается сделать ход на выпавшее количество очков, нужно передвинуть фишку, ориентируясь на значение только одного кубика. Цифры со второго просто сгорают.

Фото: Виктория Курачёва / Лайфхакер

Когда все фигурки одного цвета окажутся в «доме», нужно выбить их с поля. Нумерация ячеек от 1 до 6 идёт слева направо. В зависимости от цифр на кубиках выбрасывайте шайбочки в соответствии с номерами. Например, если выпало 1 и 3, нужно убрать фишки из первой и третьей лунок. При отсутствии кандидатов на выбывание в старших ячейках можно удалять фигурки из ближайших младших.

Выигрывает тот, кто первым выбросит все свои фишки за пределы поля.

Читайте также 🧐

  • 5 фактов о шахматах, которые оценят любители этой игры
  • Как играть в «Козла»
  • Как играть в «Пьяницу»
  • Как играть в «Уно»
  • 10 настольных игр для двоих, которые не дадут заскучать

Как научиться играть в нарды

Чтобы скрасить свободное время, приятно провести досуг с коллегами по работе, одногруппниками, просто друзьями в выходной день, рекомендуем вам освоить игру под названием нарды. Это увлекательная и достаточно сложная настольная игра, которая впервые упоминается в исторических справках еще в 3500 годах до нашей эры. Еще в Древней Месопотамии люди играли в подобие нард, при этом культура игры там была достаточно развита. Как научиться играть в нарды и начать проводить свой досуг более содержательно и весело? Рассмотрим основные нюансы этого непростого дела во всех подробностях.

Суть нард сводится к тому, что необходимо, бросая кости, постепенно перевести все свои шашки на так называемый дом, который в народе жаргонно нередко называют «хатой». Игроки бросают идущие вместе с доской и шашками кости, на которых выпадает определенное число очков. В зависимости от него надо передвигать свои фигуры на определенное количество шагов, приближаясь к заветной цели.  Как правильно играть в нарды и быстрее всех собирать фигуры в доме? Для начала, потребуется освоить основные техники игры, набраться опыта с противниками своего уровня, а уже потом постепенно применять различные хитрости и приемы, которых здесь достаточно много. Мы изучим основные характеристики коротких и длинных нард, интересные фишки, советы, как добиться победы меньшими усилиями и быстрее своего коллеги на той стороне доски.

Приобретите классические и эксклюзивные нарды со скидкой

Как научиться играть в нарды

 Какие существуют нарды

На свете есть множество разновидностей нард, включая такие варианты:

  • Длинные нарды;
  • Короткие нарды;
  • Американка;
  • Голландский триктрак;
  • Гюльбар;
  • Жакет Единичка-двоечка;
  • Мариенбад и множество других видов.

Уже из такого разнообразия становится понятно, что игра в нарды – это целый огромный мир, который затягивает некоторых усидчивых людей сильнее любой зависимости. Рассмотрим подробнее самые популярные разновидности нард.

Наши эксперты рекомендуют Вам прочесть эти книги для обучения игры в нарды

Короткие нарды

Самый популярный вариант игры, который известен человечеству уже более 5,5 тысяч лет. Более подробно эту разновидность нард мы рассмотрим ниже, здесь же стоит сказать, что вся доска перед игроками условно разбита на пункты: двор, дом, двор противника и дом противника. 15 шашек каждого участника баталии необходимо провести через все встречающиеся им на пути номера пунктов так, чтобы как можно быстрее вывести их во двор и убрать их с игровой доски. Победителем партии считается тот, кто первый снял все шашки с доски.

В коротких нардах первым ходит тот игрок, который выигрывает начальный жребий. Передвигать шашки по пунктам (пипсам) необходимо, исходя из чисел, которые появляются при бросании костей. Нередко встречается, что в данную игру люди играют на деньги, что повышает конечные ставки и позволяет любителям этого занятия даже немного подзаработать на досуге, если повезет.

Короткие нарды

Длинные нарды

Также наиболее популярный вариант игры наравне с короткими нардами, который позволяет раскрыть свой талант в плане умения стратегически мыслить и проводить сложные комбинаторные схемы. Основными отличиями от предыдущего варианта здесь является несколько иная начальная расстановка шашек на доске, движение шашек происходит для каждого игрока лишь в одном направлении (против часовой стрелки), сбивать шашки противника ни в коем случае не разрешается. Также в длинных нардах можно создавать такие комбинации, когда шашка врага оказывается «запертой» — ею нельзя ходить. Смысл победы остался тем же – необходимо первым вывести свои шашки в так называемый дом и «выбросить» их за пределы доски.

Что делать, если нет соперника? 

Вы являетесь любителем нард, но нет возможности собраться с друзьями или не знаете, где их найти? Не проблема! 

Яндекс.Игры предлагают вам БЕСПЛАТНО сыграть в нарды онлайн! Вам больше не нужно беспокоиться о том, где найти соперника. В игре вы можете сражаться с игроками со всего мира. Нарды – это не только классическая игра, но и увлекательная стратегическая игра. Яндекс.Игры предоставляют разнообразные режимы и опции для тех, кто хочет погрузиться в мир нард в полной мере. В игре доступно множество настроек и опций для каждого игрока, в зависимости от его уровня подготовки и предпочтений.

Независимо от того, являетесь ли вы начинающим любителем или опытным игроком нард, онлайн-игра на Яндекс.играх — это отличное место для сражения и развития.

Жми на баннер и начинай играть!

Американка

Большой популярностью нарды Американка пользуются в США, а также Канаде. Если брать классические нарды – правил выбора цвета здесь нет, каждый берет тот цвет, который хочет. В Американке же право играть тем или иным цветом определяется с помощью жеребьевки. Существуют отличия для постановки шашек для «черных» и «белых»: черные шашки ставятся на правой нижней части игрового поля, а белые – в левой нижней части доски. Белым ходить сложнее, так как они занимают лишь первую, вторую и третью ячейки на доске, все остальные фишки, которые туда не влезли, ставятся на борт. Но и победа для «белой» стороны приносит сразу три ставки одновременно.

Гюльбар

Гюльбар – вариант длинных нардов, но здесь темп игры намного стремительнее. В отличие от классического варианта игры, где противники могут сидеть друг против друга часами, здесь партия может быть завершена в считанные минуты. Очень большое значение при игре в Гюльбар играет банальная случайность – выигрывает здесь не самый просчитанный и мудрый игрок, а тот, кому просто повезло.

Голландский триктрак

В этом варианте нард камни вводятся в игровое поле с борта. Первым делом участникам необходимо бросить жребий и определить порядок совершения ходов. Далее важнейшая задача – вывести с поля на доску свои шашки. Только после этого они могут ходить и просчитывать стратегию победы. Правила здесь очень похожи на короткие нарды.

Короткие нарды: основные правила игры

Чтобы разбираться в большинстве существующих типов игры, необходимо просто освоить базовые длинные и короткие нарды. Игра предназначена для двух участников, в процессе сражения используется доска, шашки, кубики для бросания жребия, или кости.

Первым делом, необходимо обустроить начальную позицию противников. Доска для игры разделена специальными сужающимися полосами, которые именуются здесь пунктами. Всего 24 пункта, они разделены на такие группы:

  • Дом (пункты 1-6);
  • Двор (пункты 7-12);
  • Дом противника (13-18);
  • Двор противника (19-24).

Между двором и домом находится планка, середина доски. Она имеет специальное название бар.

Основные правила игры в нарды

Для начала игры необходимо расставить шашки по местам. Для белых и черных шашек расстановка одинакова: 2 шашки в 24 пункт, 5 – в 13 пункт, 3 – в 8 пункт, 5 – в 6 пункт. Кому достанется право ходить первым – решает жребий. Для этого игроки должны кинуть жребий и тот, у кого будет по итогу больше очков, ходит первым.

Как происходит движение шашек

Отдельного внимания стоит рассмотрение вариантов ходов для шашек из разных пунктов. Здесь действуют такие достаточно запутанные правила:

  • Движение начинается из дома черных и белых шашек. Один игрок ходит по часовой стрелке, его противник – против часовой стрелки. Каждая шашка проходит путь со своего дома, через двор противника в свой двор, откуда должны быть в итоге выведена за пределы игровой доски;
  • Шашки можно ставить либо на пустые пункты, либо на те, где есть лишь одна шашка противника. В последнем случае камень противника считается «убитым». Величина хода определяется броском двух кубиков с числами. Кидаются кубики из специального мешочка, а не с рук. Выпавшие числа, скажем, 1:3, можно применить к одной шашке, суммируя их (1+3=4 хода) или же ходить двумя отдельными шашками, одной на 1 ход, другой – на 3;
  • Если случается так, что игрок собирается ходить двумя шашками, но выпавший жребий на одну из них указывает на занятое двумя или больше шашками противника место – такой ход просто сгорает, так как его нельзя выполнить;
  • Удачной считается комбинация, когда на обоих кубиках выпадает одинаковое число – дубль. К примеру, если выпало 2:2, то игрок может совершить ход 2 целых 4 раза.

Как бить шашки противника и выводить свои из игры

Нельзя пропускать ход – если кубики брошены, необходимо ходить. Также нельзя пропустить и полный ход, когда выпадает целых 10 ходов.

Правила игры в нарды для начинающих кажутся достаточно сложными, но в процессе получения опыта можно научиться играть достаточно легко и свободно. Помните про задачу соревнования – вывести все свои шашки с игрового поля. Но как это сделать, если придется столкнуться с шашками противника? Вот основные правила:

  • Если на пункте или ячейке стоит всего одна шашка противника, то это место называется «блот». Если на «блоте» остановится шашка противника, то он является битым и шашка отсюда перекладывается на бар – разделительную линию в центре поля. Если у игрока в баре уже есть хоть одна шашка – следующим шагом он должен ее опять поставить в начальное положение в дом противника;

Блот в нардах
  • Когда выпадает определенный ход на кубиках, игрок совершает ходы. Если, к примеру, упало 3:4, то можно поставить шашку в пункт 3 или 4, но только при условии, что место здесь не занято двумя или больше шашками противника;
  • Если у игрока в баре есть какие-то шашки, то он не может ходить по доске другими шашками, пока эти не будут выведены в начальное игровое положение.
  • Когда в дом игрока заведены все его 15 шашек – можно начинать выводить их из игрового поля. Выводить шашки можно как с нового хода, так и в виде продолжения длительного удачного хода. Если в процессе игры хоть одна шашка будет бита – ее надо «заряжать» в начальное положение и вести заново по доске. Если есть хоть одна шашка вне «дома», начинать выводить камни нельзя.

Также нет требования обязательно выбрасывать шашки с поля. Если игрок посчитал нужным, он может оставить шашку в «доме», а сам совершить ход другими фигурами на доске.

Длинные нарды: отличительные особенности

Длинные нарды существенно отличаются от коротких. Здесь 24 ячейки на игровой доске, каждая из них обозначает один шаг. На левой половине доски ячейки 1-6 называются «домом» для одного игрока, а 7-12 ячейки на правой части доски – его «двором». По аналогии, 13-18 – «дом» противника, а 19-24 – его «двор».

Все шашки в исходном положении размещаются вместе на одной стороне – в правом верхнем углу для обеих сторон. Эта конструкция называется в длинных нардах «головой». Жребий решает, кто будет ходить первым. Если кубики встали ребром, перекатились на сторону доски соперника, оказались на различных частях доски или упали на фишку – необходимо перекидывать жребий.

Научиться играть в нарды самостоятельно

Как ходить шашками

Для игры в длинные нарды расстановка фишек отличается, но правила ходов примерно такие же, как и в коротких нардах. Игрок может после броска жребия ходить либо одной шашкой на все ходы, либо задействовать сразу две, но ходить, соответственно, на ходы с двух кубиков. К примеру, если упало 2:6, то можно либо пойти одной шашкой на 2, другой на 6, либо же одной на 8.

Игроку может упасть «куш» – этим словом здесь обозначается ситуация, когда на обоих кубиках выпало одинаковое число. Если у игрока «куш» — он делает сразу 4 хода с тем количеством шагов, которое выпало. При выпадении комбинаций 3-3, 4-4 или 6-6 с головы необходимо снять две фишки.

Ограничения

Далее процесс происходит таким же образом, как и в коротких нардах, но есть некоторые серьезные отличия, выраженные такими ограничениями:

  • Если на пункте, или треугольнике уже находится шашка противника – его занимать нельзя;
  • Если игрок желает ходить одной шашкой на все ходы с двух кубиков, но для этого уже нет места – ходить надо с того кубика, где выпало большее значение;
  • Если есть возможность ходить с обоих кубов на все ходы, то игнорировать одно из значений с того или иного кубика запрещено;
  • Ни в коем случае не допускается пропускать ход, даже когда игроку выпала крайне невыгодная комбинация;
  • С одного хода можно вывести с «головы» лишь одну шашку. Правило не касается первого хода в партии.

Игру должен начинать человек, выступающий белыми камнями. Допускается возможность ничьей, если при сбросе всех фигур белой стороной черный за один ход также выводит свои шашки с доски.

Научиться играть в нарды с нуля

Если вас интересуют нарды, основные понятия, изложенные здесь, будут достаточны для старта. Но в целом, данная игра настолько сложная, что для подробного изучения придется вникнуть еще во множество стратегий, инструкций и советов. Некоторые мы рассмотрим ниже.

Общие советы по игре в нарды

Если вы со знания темы на уровне вопросов «сколько фишек в нардах» перешли в статус уверенного новичка, то можете использовать такие выверенные временем рекомендации для более успешной игры:

  • В каждой игре надо стараться занимать как можно больше пространства в «домах», как своих, так и противника. Это позволяет блокировать вывод новых шашек противника на поле и не дать заблокировать себя;
  • Лучше не пытаться строить «башни» из множества фишек, а распространить их по большему количеству пунктов;
  • Игра в нарды для начинающих может предоставить новичку дубль, но он не сможет грамотно использовать ситуацию в своих целях. Лучше сразу заранее думать о том, что делать, если действительно выпадет два одинаковых числа на кубиках.

Сложно описать во всей полноте, как научиться играть в нарды с нуля, так как это занятие достаточно сложное и в нем скрыто множество тайн и секретных приемов. Но имея первоначальные навыки, описанные в данной статье, вы можете продолжать совершенствовать свои знания дальше и стать опытным игроком в нарды.

Научиться играть в нарды

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как играть в лаки джет инструкция
  • Как играть в короткие нарды для начинающих пошаговая инструкция
  • Как играть в корова 006 видео инструкция
  • Как играть в карты уно правила инструкция на русском языке бесплатно
  • Как играть в карты uno инструкция на русском