Как отрегулировать клапана на ваз 2106 карбюратор своими руками пошаговая инструкция

Проводить регулировку клапанов на ВАЗ 2106, как и на других моделей жигулей «классика» рекомендовано через каждые 10 тыс. км пробега.

Не выполнение данных рекомендаций может привести к плачевным последствиям, в частности, увеличению расхода топлива, понижению мощности двигателя и многим другим неприятностям.

Но последним звеном в диагностировании того, что пора регулировать клапана, является их стучание на холостом ходу работы двигателя.

Данный звук очень специфический и перепутать его с каким-то другим звуком не возможно.

Каждый водитель сам решает, где ему регулировать клапана своей шестерки, на СТО или в гараже самостоятельно.

Давайте предположим, что Вы сами решили провести данные работы, тем более, что если Вы читаете данную статью, то скорее все это так и есть.

Специфика выполнения работ

Существует категория водителей, которые стремятся все работы по обслуживанию и ремонту своего автомобиля делать самостоятельно.

Особенно это свойственно для владельцев отечественных машин, и это похвально.

Особенно к таким работам относятся все регулировки, проводимые на карбюраторе, а также регулировка клапанов и еще ряд других регулировок.

Поэтому, если Вы это делаете в первый раз, то позовите человека, который, как минимум 3-5 раз проделывал такие работы на своем автомобиле, и желательно на такой же модели, как и у Вас.

Также перед проведением работ проверьте натяжение ремня ГРМ. Это важно.

ВАЖНО: Двигатель должен быть только холодным, но не ниже, чем 30 — 400С, это идеальная температура.

Если Вы только приехали в гараж и хотите в этот же день проводить регулировку клапанов, то нужно около 5-6 часов, чтобы двигатель остыл.

А лучше исходить из принципа: вечером приехал – утром проводи работы.

Кстати, не забудьте про прокладку под крышкой клапанов, в 90 % случаев ее приходится менять, поэтому новая прокладка должна быть у Вас под рукой.

Ведется следующим образом. Встаньте слева от автомобиля по ходу его движения, возле двигателя. Повернитесь лицом к двигателю.

Отсчет цилиндров и клапанов ведется слева на право от цепи ГРМ.

Последними будут 4-й цилиндр и 7,8 клапана, но регулировка начинается с клапанов № 6 и 8.

Отсчет цилиндров и клапанов

Подготовительные мероприятия

Для того, чтобы регулировать клапана на ВАЗ 2106 много инструмента не нужно, список приведен ниже.

  1. Широкий щуп для замера зазора 0,15 мм (узкий не подойдет, есть специальные вазовские);
  2. Ключ специальный для проворачивания колен вала двигателя (можно обойтись без него);
  3. Торцовый ключ на 10 для снятие крышки клапанов;
  4. Широкая плоская отвёртка;
  5. Рожковые ключи на 13 и 17;
  6. Стандартный набор инструментов.

Вид щупа для регулировки вазовских клапанов.

Вазовский щуп регулировки клапанов

Освобождаем рабочее пространство

Нужно понимать, что сразу крышку клапанов Вы не снимете, нужно до нее добраться.

Используя ключ на 8 откручиваем три болта и снимает крышку воздушного фильтра, а затем извлекаем фильтрующий элемент.

Снятие воздушного фильтра ВАЗ 2106Снятие воздушного фильтра ВАЗ 2106

Отсоединяем все шланги, которые идут к воздушному фильтру.

Отсоединяем шланги

Откручиваем ключем на 8 четыре болта крепления корпуса воздушного фильтра к карбюратору и окончательно демонтируем воздушный фильтр.

Снятие воздушного фильтраСнятие воздушного фильтра

Идем дальше.

Используя тот же ключ на 8, отсоединяем трос подсоса.

отсоединяем трос подсоса

Отсоединяем пружину шайбы, а затем непосредственно тягу педали газа.

Отсоединяем пружину шайбыОтсоединяем пружину шайбы

Затем снимаем крышку трамблера и отводим жгуты высоковольтных проводов в сторону, так, чтобы было удобно работать.

Затем снимаем крышу трамблера

Вынимаем масляной щуп, при этом вставив в отверстие чистую ветошь, чтобы не попала грязь.

Вынимает масляной щуп

Теперь мы можем свободно проводить нужные нам регулировки.

Также читайте — Притирка клапанов своими руками, видео, фото, используемые приспособления и инструменты.

Выставляем поршень 4-го цилиндра в положение ВМТ

Данное действие обязательно и для его выполнения придётся проворачивать коленчатый вал двигателя.

Если нет специального ключа,

Ключ для проворачивания коленвала двигателя

можно использовать головку на 36, или вывесив заднее колесо и включив 4-ю передачу проворачивайте его в нужном направлении.

Длинная метка на передней крышке и метка на шкиве коленвала совпадали.

метка на шкиве коленвала

Метка на ведомой звездочке распредвала должна совпадать с выступом на постели корпуса подшипников.

Метка на ведомой звездочке распредвала

Как это делать, это отдельная тема «разговора», но мы обязательно ее затронем в следующих статьях.

Если все метки выставлены правильно, приступаем к регулировке клапанов ВАЗ 2106.

Снятие крышки клапанов

Для снятие крышки клапанов ВАЗ 2106 используется торцевой ключ на 10, как правило данное действие ни у кого проблем не вызывает.

После того, как крышка клапанов снята, проверьте состояние прокладки, если есть дефекты на поверхности, то желательно сразу же провести ее замену.

Снятие крышки клапанов

Метки выставлены, крышка снята, приступаем непосредственно к регулировки клапанов.

Порядок выполнения работы

Четвертый цилиндр у нас в ВМТ, регулируем тепловые зазоры в 6-м и 8-м выпускных клапанах. 6-й клапан относится к 3-му цилиндру.

Теперь в работу вступает широкий щуп до 0,15 мм. Его нужно вставить так, как показано на фото.

Замер зазора клапанов

Если щуп проходит свободно или не проходит совсем, то значит нужно это исправить, до нормы 0,15 мм.

Для этого с помощью ключа на 17 ослабляется гайка, как показано на фото ниже.

Замер теплового зазора клапанов

С помощью рожкового ключа на 13, в зависимости от ситуации, путем его вращения в нужную сторону, выставляется правильный зазор.

Убедившись, что все нормально, переходим к 6-му клапану. Все действия повторяются.

Когда зазоры клапанов № 6,8 отрегулированы, приступаем к регулировки зазоров клапанов № 4 и 7, № 1 и 3, № 5 и 2.

Для получения верного результата необходимо проворачивать коленвал на определенный градус, смотрите рисунок ниже.

Углы проворачивания коленвала при регулировке зазора клапанов ВАЗ 2106

Так как крышка трамблера снята, то Вы можете заметить, что его бегунок проворачивается. Этот момент тоже можно использовать для правильной регулировки клапанов.

После поворота бегунка на каждый 90 градусов проводится регулировка следующей пары клапанов.

Для удобства можно сделать метки на корпусе через каждые ? оборота бегунка.

? оборота бегунка

Заведите машину, посмотрите, как работает двигатель на холостых оборотах, затем нужно проехать пару километров и сравнить приемистость мотора с той, которая была до проведения работ.

Также читайте по каким причинам на двигателях ВАЗ гнет клапана.

Подводим итог

Если двигатель холодный и заранее проведены подготовительные работы, то сам процесс регулировки клапанов ВАЗ 2106 займет до 30 – 40 минут. На все работы уйдет от 1 до 1,5 часа.

Регулировка клапанов ВАЗ «классика» — видео.

Если не хотите рисковать и проводить данные работы самостоятельно, то СТО Вам в помощь. Удачи.

Фото в бортжурнале LADA 21061

Для регулировки клапанов нам потребуется следущий набор инструментов: торцовые ключи на “8″, “10″ и на “13″, отвертка с

плоским лезвием, два ключа на “17″, специальный ключ для проворачивания коленчатого вала, щуп толщиной 0.15мм. Если все

необходимое есть, то можно приступать к ремонту.
Первым делом необходимо снять крышку головки блока цилиндров.
Устанавливаем поршень четвертого цилиндра в положение верхней мертвой точки ВМТ, в таком положении шестой и восьмой

клапана будут полностью закрыты, а значит между нажимными рычагами и кулачками будет максимальный зазор. Именно с них мы и

начнем регулировать клапана.
Возьмите щуп и вставьте его в зазор того клапана, который будете сейчас регулировать, то есть шестой или восьмой.

Перемещая щуп в разные стороны, проверьте зазор. Нормальным считается такой зазор, при котором щуп будет премещаться с

достаточным сопротивлением, но при этом он не будет слишком туго ходить и гнуться.
В случае если зазор отличен от нормы, то гаечным ключом на семнадцать ослабьте крепление контрагайки и после чего другим

ключом, вращая верхнюю регулировочную гайку, добейтесь оптимального зазора.
Установив необходимый зазор, удерживая ключом от проворачивания верхнюю регулировочную гайку, затяните нижнюю контрагайку.

После затяжки контрагайки, возможно смещение регулировочной гайки, поэтому заново перепроверьте зазор и при необходимости

подрегулируйте его снова.
Таким же образом отрегулируйте зазор следущего клапана.
После регулировки зазоров в шестом и восьмом клапанах, проверните коленчатый вал на 180 градусов и при необходимости

отрегулируйте зазоры 4 и 7 клапанов.

Порядок регулировки клапанов ваз 2106 показан на рисунке ниже.

Чтобы двигатель работал бесперебойно, нужна слаженная работа всех его узлов и систем. Один из явных симптомов неисправности – это характерные стуки в районе клапанной крышки, большой расход топлива, снижение мощности. Одна из причин такой работы двигателя – нарушения в работе клапанного механизма. Чтобы восстановить нормальную работу мотора, нужна настройка клапанов на ВАЗе-2106. Большинство автовладельцев предпочитают решать любые проблемы с автомобилем на СТО, но если регулировать клапаны своими руками, можно сэкономить приличную сумму денег, тем более что сама процедура настройки не сложная и не требует специальных знаний.

Зачем настраивать клапаны?

Несмотря на то что выпуск автомобилей ВАЗ-2106 давно прекращен, двигатели все равно до сих пор можно считать конструктивно сложными. От того, насколько четко работает силовой агрегат, зависит комфорт эксплуатации авто в целом.

ваз 2106 настройка клапанов инструкция

Из школьного курса физики известно, что любые твердые тела при нагревании до определенной температуры серьезно меняют свои линейные параметры. Проще говоря, линейные размеры увеличиваются. Постоянные перепады температур ведут к изменению размеров деталей. В первую очередь это относится ко всем элементам механизма ГРМ. Газораспределительный механизм в ВАЗе-2106 имеет достаточно сложное устройство. Одними из главных элементов являются сами клапаны. Они перекрывают доступ впускного и выпускного окон ГБЦ. Чем более плотно выполняется закрытие клапана, тем лучше будет работать мотор.

Представим, что каждая деталь в ГБЦ, пока она холодная, точно подогнана и находится в заводских нормах. По мере нагревания все детали начнут менять размеры. Больше всех элементов удлиняется шток клапана. Если регламентированный заводом-изготовителем тепловой зазор отсутствует, клапан не сможет плотно перекрывать окно. Инженеры рассчитали, что для нормальной работы двигателя между рабочей частью распредвала и коромыслом необходим зазор в 0,15 мм.

ваз настройка клапанов инструкция

Настройка клапанов на ВАЗе-2106 необходима, чтобы мотор устойчивее работал в любых режимах и в любом диапазоне оборотов. Из-за неверной настройки зазоры, которые обязательно должны быть между клапаном и кулачком распределительного вала, нарушаются. Это обычно приводит к тому, что клапаны чрезмерно открываются. Как следствие, цилиндр разгерметизируется. Разгерметизация, кроме повышенного расхода и снижения мощности, также негативно влияет на ресурс силового агрегата.

Как работают плохо настроенные клапаны?

В данном случае работа клапанного механизма серьезно нарушается. Клапаны будут открываться либо более необходимого, либо постоянно будут закрыты. Герметизация цилиндра в этом случае отсутствует. При этом владелец автомобиля будет слышать характерные стуки из-под клапанной крышки. Это сигнал к тому, что необходимо заняться регулировкой зазоров клапанов. Мы подробно рассмотрим, как выполняется данный процесс.

Подготовительные работы

Необходимо учитывать, что выполняемая настройка клапанов на ВАЗе-2106 своими руками требует определенных временных затрат. Также при этом нужно понимать процесс. Есть определенные алгоритмы, позволяющие реализовать данную задачу быстро и без ошибок. Для начала нужно установить машину на ровном участке и позаботиться о свободном доступе к двигателю. Перед началом работ необходимо, чтобы мотор был холодным.

Для работы понадобятся гаечные ключи, набор щупов, ключи для вращения коленчатого вала, набор отверток, прокладка для клапанной крышки.

Разборка двигателя включает в себя демонтаж воздушного фильтра, демонтаж всех патрубков, которые подсоединены к крышке воздушного фильтра, снятие тросика подсоса и тяги акселератора. Также необходимо снять крышку ГБЦ. Рекомендуется также демонтировать и крышку трамблера, чтобы работать было удобнее.

ваз 2106

На шкиве распределительного вала нанесены метки. Коленвал нужно поворачивать до момента совпадения меток. Это положение будет говорить о том, что начался такт сжатия в 4-м цилиндре двигателя.

Порядок регулировки

Имеется строгий порядок настройки клапанов ВАЗа-2106, и его следует обязательно придерживаться в ходе процедуры. Изначальное положение – метки полностью совпадают. В этом положении можно настраивать 6 и 8 клапаны. Если повернуть коленчатый вал двигателя еще на 180 градусов, тогда возможно будет регулировать 4-й и 7-й. Если поворачивать вал на 360 градусов, откроется доступ для настройки 1-го и 3-го клапана. Затем, провернув на 540 градусов, можно открыть 5-й и 2-й клапаны.

2106 настройка клапанов инструкция

Чтобы сделать процесс настройки клапанов ВАЗа-2106 удобнее, опытные автолюбители и специалисты делают на шкиве коленчатого вала свои метки. Чаще всего шкив делится на две части, а отметка делается напротив заводской.

Регулировка

Теперь перейдем непосредственно к работам по регулировке. За время эксплуатации автомобилей этой модели удалось разработать алгоритм, позволяющий даже новичкам настроить клапаны. Для удобства приведем пошаговую инструкцию настройки клапанов на ВАЗе-2106.

ваз 2106 клапанов инструкция

Когда положение коленчатого вала по меткам сохранено, нужно проверить тепловой зазор кулачков 8 и 6 на распределительном валу. Важный фактор – это то, что зазор считается от метки-звездочки, которая ближе к лобовому стеклу. От данного кулачка следует отсчитывать. Затем под распределительный вал выше рокера устанавливают измерительный щуп. Если он свободно проходит, ослабляют гайку того рокера, где выполняются измерения. Чтобы исключить риск прокрутки, ослабляют гайку на 13. Затем затягивают гайку на 17 и снова измеряют зазор. Нужно получить такой результат, когда щуп туго проходит в зазор и при этом не гнется. Когда результата удалось достичь, переходят к следующему кулачку.

Затем прокручивают коленчатый вал двигателя. Метки должны занять положение 9 часов. При этом метка на звездочке должна совпадать с той, что на шкиве коленчатого вала. Регулируют 4-й и 7-й кулачки. Процесс настройки проводится аналогично регулировке 8-го и 6-го кулачка.

Далее прокручивают коленчатый вал на 180 градусов. Метка на звездочке займет положение 6 часов. На шкиве коленчатого вала есть метка. Она должна совпасть с той, что на звезде. Данное положение позволяет отрегулировать 1-й и 3-й кулачки. Поворачивая коленчатый вал до положения метки на 3 часа, открываем доступ для регулировки 5-го и 2-го кулачков.

На последнем шаге двигатель прокручивается стартером. После осуществляется контроль всех зазоров. Если зазоры в норме, тогда все гайки затягивают и собирают все демонтированные элементы.

О цепи

Перед началом работ по настройке зазоров клапанов уделяют особое внимание цепи ГРМ. Нужно тщательно ее осмотреть – она должна быть установлена верно. Также нужно убедиться, что цепь достаточно натянута.

ваз 2106 настройка клапанов

О выборе щупов

Неравномерные стуки в зоне верхней части крышки клапанного механизма говорят об увеличенных зазорах. По инструкции настройки клапанов ВАЗа-2106, их можно отрегулировать. Изменяют зазоры с применением особых щупов для классических моделей ВАЗ. Данные щупы имеют большую ширину. Стандартный набор щупов узкий и не может перекрывать весь зазор по ширине в зоне работы нажимных рычагов и кулачков распредвала. Это не позволит точно определить, корректна ли величина зазора. На чехле, в котором продается щуп, имеется схема по регулировке клапанов в виде удобной таблицы.

Заключение

Правильно отрегулированные клапаны – это снижение шума при работе мотора, максимальная отдача мощности и экономия топлива. Чтобы достигнуть и затем поддерживать максимальные эксплуатационные характеристики, предусмотренные производителем, настройка клапанов и зажигания на ВАЗе-2106 должна выполняться один раз в 15 000 км.

регулировка клапанов ваз своими руками

Хай пипл. В этой статье рассмотрим как делать регулировку клапанов на классике. Владельцам отечественных автомашин семейства ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 приходится сталкиваться с такой работой двигателя, когда слышно, как стучат клапана. В этом случае надо найти причину, почему стучат и отрегулировать. Также надо их настраивать, были различные работы по ремонту ДВС, например, замена клапана, поршня, прокладки и т.д.

Содержание статьи:

  1. Правила регулировки клапанов.
  2. Инструменты для настройки клапанов.
  3. Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2101-2107.
  4. Видео.

Регулировка клапанов

При появлении стуков и нестабильной работы, повышенной вибрации следует обратить внимание на клапана.

Если фазы газораспределения газораспределительного механизма нарушены, срабатывают не точно, то есть не поступает полного объема газа в рабочую область цилиндров, не происходит полного сгорания топливно-воздушной смеси в рабочей камере, и не продуваются цилиндры. Это все сопровождается появлением ударной нагрузки кулачков распределительного вала на приводной рычаг и стержень вала. Также увеличивается расход топлива и моторного масла. Что будет, если ездить с не отрегулированными клапанами? Ответ: быстрый износ деталей двигателя, увеличение стоимости и времени ремонта.

регулировка клапанов на классике

Наибольшую опасность для мотора автомобиля является зазор меньше допустимого. Слишком маленький зазор между рычагом привода и кулачком распредвала препятствует шляпке клапана плотно сесть в свое посадочное место на головки блока цилиндров. Через не севший клапан из камеры сгорания выбиваются газы сгоревшей топливно-воздушной смеси. Из-за этого шляпка выпускного клапана по периметру начинает сгорать.

Резиновые маслоотражатели, они же маслаки, из-за сгоревшей шляпки клапана также сгорают, что ведет к увеличению расхода моторного масла. Если износ деталей мотора большой, то, возможно, лучше и легче будет сделать свап двигателя своими руками или же в СТО.

Даже, если в вашем двигателе не ременная передача, а цепная, то в случае, если не поменять цепь до истечения ее ресурса, то клапана погнутся о поршне, как, например, в двигателе sr20det производства Nissan.

Инструменты для настройки клапанов

Для качественного проведения ремонтных работ должны быть соответствующие инструменты. Чтобы отрегулировать клапанные механизмы, понадобятся следующие инструменты:

  • Набор ключей (торцевые и рожковые). Ключи на 13 мм и 17 мм обязательно.
  • Щуп для определения зазора.
  • Отвертки.
  • Фломастер.
  • Тряпки.

Щуп для определения зазора для классических автомобилей ВАЗ должен быть толщиной 0,15 мм.

Через сколько км пробега надо менять топливный фильтр?

Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2101-2107

Сначала подготавливаем автомобиль:

  • подождать пока двигатель остынет, если он работал;
  • поставить машину на ровное место;

Порядок регулировки клапанов:

    1. Снять крышку воздушного фильтра и сам фильтр.
    2. Отсоединить трубки крепления фильтра и демонтировать крепление.
    3. Снимаем тросик управления воздушной заслонки (подсос).
    4. Снять тягу дроссельной заслонки.
    5. Выкручиваем гайки крепления клапанной крышки и снимаем ее.
    6. Перед регулировкой клапанов, сразу проверяем как натянута цепь. Если натяжка не нормальная, придется проводить работы заново.
    7. Снимаем крышку трамблера (распределителя).регулировка клапанов ваз
    8. Устанавливаем в 4-м цилиндре поршень в верхнюю мертвую точку (ВМТ). ВМТ устанавливаются с помощью меток на шкиве коленвала ДВС и крышке привода распределительного вала, также метки нанесены на шестерни распредвала и крышки распредвала.как отрегулировать клапаны 2107Метку выставляют специальным ключом для болта шкива коленвала ДВС. как выставить метки вмтЕсли нет ключа, можно выставить 4-й поршень в ВМТ вращая одно из задних колес. Поднять одну сторону домкратом, рычаг переключения скоростей поставить на 4-ю передачу, чтобы было легче крутить и медленно крутить колесо. При выставлении меток без ключа, потребуется помощник, который будет смотреть на метки.
    9. Когда метки на распредвале и на крышке распредвала совместились, проверяем, чтобы метки на коленвале также совпали. Также можно проверить, совпали ли метки на бегунке трамблера. Контактный вывод должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения четвертого цилиндра. Как определять, раннее или позднее зажигание, мы уже разбирала в другой статье. регулировка клапанов ваз своими руками
    10. После совпадения меток приступаем к настройке зазоров клапанов.
      Правильный порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика» 2101-2107.
      Угол проворота коленчатого вала Регулируемые клапана
      0 8 и 6
      180 4 и 7
      360 1 и 3
      540 5 и 2

      Из таблицы мы видим, что, если 4-й поршень выставить в верхнюю мертвую точку, то измеряем и регулируем 6-й и 8-й клапана.

    11. Находим 8-й клапан. Отсчет идет со стороны бампера, восьмой будет первым от салона.
    12. Между рокером и кулачком распредвала вставляем щуп. Нормальный зазор — это проход щупа с небольшим ощутимым сопротивлением. зазоры клапанов ваз 8 клапановЕсли пластинчатый специальный щуп толщиной 0,15 проходит легко  или с большим усилием, то надо регулировать.
    13. На рокере сбоку есть гайка, закрученная на болт с головкой на 13 мм. Этим болтом выставляется зазор, а гайка защищает от самовыкручивания. Чтобы увеличивать или уменьшать зазор, ослабляем гайку под ключ на 17, одновременно удерживая болт. Когда болт ослаблен, вращаем его и изменяем зазор.порядок регулировки клапанов ваз 2106Когда выставили нужный зазор, приступаем к затяжке. После затяжки надо проверить заново, возможно болт чуток крутнулся и изменил зазор.
    14. Далее, проделываем то же самое с 6-м клапаном.
    15. Когда пару клапанов 8 и 6 отрегулировали. Приступаем, согласно таблице, к выставлению зазоров 4-го и 7-го клапанов. Но, перед тем, как приступить к настройке 4 и 7 клапанов, надо провернуть коленвал на 180 градусов. После поворота коленчатого вала ДВС на 180 градусов, уже поршень 3-го цилиндра выставится в ВМТ. Угол поворота при выставлении третьего поршня в верхнее мертвое положение неудобно выставлять. Для удобства используем маркер или фломастер. порядок регулировки зазора клапановЕсли коленвал ДВС повернется на 180 градусов, то бегунок трамблера повернется на 90 градусов. Значит, можно использовать трамблер и бегунок для выставления 3 поршня в ВМТ, сделав метки маркером на корпусе: отмечаем где сейчас контакт, и отмечаем где он должен быть строго через 90 градусов.метки на трамблере ваз
    16. После регулировки клапанов 3-го цилиндра автомобилей Ваз классических моделей, с помощью трамблера выставляем поршень 1-го цилиндра поворотом коленвала еще на 180 градусов, регулируем клапаны 1 и 3, аналогично. Затем, также выставляем поршень 2-го цилиндра в ВМТ и регулируем последние клапана 5 и 2.

Видео

В этом видео показана регулировка клапанов на ВАЗ 2106.

Видео про регулировку теплового зазора для машин ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107.

Для тех, кто хочет послушать как стучат клапана на «классике» Ваз.

Автор публикации

15

Комментарии: 25Публикации: 326Регистрация: 04-03-2016


Каждому обладателю ВАЗовской «шестёрки», как правило, следует осваивать некоторые виды ремонта, в том числе – регулировка клапанов ВАЗ. Учитывая уровень популярности машин «классических» серий, надеяться на быстрое вытеснение их с дорог новинками автопрома совершенно не приходится. Можно согласиться с тем, что «старушки» не столь комфортны и экономичны, но они обладают множеством преимуществ. Владельцами таких машин являются люди с не очень большим достатком, а в ремонте они требуют минимум средств.

Во-первых, «жигулёвские» запчасти достаточно дешевые и представлены в огромном ассортименте в магазинах. В-вторых, машины обладают очень простым устройством и позволяют проводить любые виды ремонта и регулировок владельцу самому без посещения автосервисов.

Регулировать клапана ВАЗ требует технология

Хозяева иномарок и новых отечественных машин совершенно не знакомы со многими процедурами, которые следует проводить с машинами, сконструированными в советский период. Технологии ушли далеко вперёд. Если на классических авто приходится многие регулировки выполнять вручную, то в новых машинах всё происходит автоматически.

Регулировка клапанов 2106 требуется по очень простой причине. При работе, движок нагревается предельно сильно. Как известно из физики, любое из твёрдых тел при нагреве изменяет свои линейные размеры – они увеличиваются. Собственно, постоянные перепады температуры и приводят к изменению параметров деталей, и некоторые из них требуют систематической регулировки до заводских норм.

В первую очередь это относится к ГРМ автомобиля. Газораспределительный механизм мотора имеет очень сложную конструкцию. Главный элемент – это клапан, который перекрывает просвет впускного и выпускного окна головки блоков. Чем плотнее закрывается клапан, тем лучше. На шток клапана, при необходимости его открытия, оказывает давление специальный рычаг.

Предположим, что все детали в холодном состоянии точно подогнаны друг к другу. С запуском мотора они начнут нагреваться и увеличиваться. Наибольшему удлинению подвергается шток клапана. При отсутствии необходимого теплового зазора после нагрева клапан перестанет закрывать окно. Это обязательно приводит к потерям мощности и перерасходу топлива. Конструкторы рассчитали, что между рабочей частью распределительного вала и рычагом должен быть тепловой зазор 0,15 мм.

Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2106

Регулировка клапанов на ВАЗ

Многие автолюбители с нежеланием занимаются регулировкой тепловых зазоров газораспределительного механизма. Эта процедура требует определённых навыков, выдержки, отнимает время. Частично нежелание заниматься регулировками обусловлено незнанием алгоритма выполнения работы и боязнью что-то сделать не так.

Прежде, чем приступать к работе, следует подготовиться. Автомобиль должен быть установлен на ровной площадке, моторный отсек хорошо освещаться.

Для работы работе понадобятся инструменты:

  • отвёртка;
  • гаечные ключи на «10», «14» и «17»;
  • ключ для того, чтобы провернуть коленвал;
  • щуп.

Для того, чтобы получить полноценный доступ к газораспределительному механизму следует снять крышку ГБЦ и воздушный фильтр. Для начала регулировки необходимо проворачивать коленвал до совпадения меток на шкиве и крышке сальника. Такое положение будет соответствовать такту сжатия в 4-м цилиндре.

Проверка правильности регулировки зазора производится таким образом:

  • в зазор между рабочей частью распределительного вала и площадкой рычага клапана вставляется щуп;
  • при перемещении щуп должен проходить с заметным затруднением;
  • если щуп проходит слишком легко или не проходит, необходимо производить регулировку зазора.

Для регулирования величины теплового зазора следует выполнить такие действия:

  • ключом на «14» удерживается головка регулировочного болта, ключом на «17» отпускается контргайка болта;
  • проворачивая регулировочный болт, регулируется величина зазора;
  • затягивается контргайка;
  • с помощью щупа проверяется правильность регулировки. При необходимости процедура повторяется.

Каждый клапан необходимо настраивать при определённом положении распределительного вала. Для этого следует строго соблюдать порядок регулировки клапанов ВАЗ 2106. Первыми регулируются 6 и 8 клапаны (отсчёт ведётся от передней части мотора).

Далее для регулировки следующей пары клапанов следует провернуть коленвал на 180º. Следующими регулируются 4 и 7 клапаны, а с каждым последующим проворачиванием коленвала следует проверять и регулировать: 1 и 3, 5 и 2 клапаны. После того, как цикл закончен, необходимо коленвал прокрутить несколько раз и снова проверить регулировки зазоров.

Когда проводить регулировку клапанов ВАЗ

Лишнее вмешательство в работу мотора не всегда приводит к положительным результатам. Для того, чтобы вскрыть крышку ГБЦ и приступить к регулированию тепловых зазоров, нужны веские обстоятельства. Очевидными причинами для проверки настроек клапанов являются: появление характерного шума в области клапанной крышки; заметное понижение мощности двигатели и изменение динамики разгона; вынужденный перегрев двигателя на высоких оборотах. Кроме этого необходимо следить за пробегом. Проводить проверку правильности регулировок зазоров клапанов рекомендуется послу каждых 10 тыс. километров пробега.

Классика автомобилей ВАЗ только потому держится на плаву до сих пор, что ее много, она дешевая и неприхотливая в ремонте. Эти три аспекта перекрывают с головой все ее недостатки — и архаичность конструкции, и повышенную сыпучесть некоторых деталей, и морально устаревший внешний вид. У ВАЗ 2106 есть масса поклонников, которых не купишь никакими Фольксвагенами и Фордами. Они любят свои машины, ухаживают за ними и регулируют клапана.

Зачем нужна регулировка клапанов

Люди скоро отучатся регулировать клапана, как отучились охотиться на мамонтов. Хорошо это, или плохо, но в любом случае, когда-нибудь застучит последний в мире четырехцилиндровый мотор с вылитыми на блоке цилиндров цифрами «2106».

Но пока этого не случилось, нам придется их обслуживать и приводить в порядок, а регулировка клапанов ВАЗ 2106 видео процесс которой вы сможете посмотреть на страничке, останется актуальной.

Регулировка клапанов проводится по очень простой причине — твердые тела при нагревании расширяются, и зазоры между ними уменьшаются. А газораспределительный механизм ВАЗ 2106 устроен таким образом, что требует определенного теплового зазора между рычагом толкателя клапана и шейкой распредвала. При разработке двигателя шестерки было установлено, что этот зазор должен быть 0,15 мм. С таким зазором при нагревании деталей ГРМ клапана закрываются плотно и обеспечивают нормальную подачу горючей смеси в камеру сгорания и своевременный вывод отработанных газов.

Когда регулировать клапана

Определенного регламента по регулировке клапанов двигателей ВАЗ нет. Но их необходимо регулировать в случаях нарушения целостности газораспределительного механизма — замене распредвала, замене сальников клапанов и других работах, предполагающих снятие распредвала.

Регулируют клапана и по необходимости, когда об этом говорит характерный звук из-под клапанной крышки. Если клапана потеряли нужный зазор, автомобиль работает нестабильно, потому что фазы газораспределения сбиты. Также может наблюдаться перерасход топлива, потеря мощности.

Подготовка к регулировке

Сам процесс регулировки очень прост, нужно знать некоторые закономерности и порядок работы цилиндров, и уметь совсем немного. Нужен будет еще щуп, которым проверяют зазор при регулировке. Также понадобятся:

  • рожковый ключ на 14;
  • рожковый на 17;
  • сам щуп;
  • ключ или «кривой стартер», чтобы провернуть коленвал.

Желательно работу проводить при хорошем освещении и на ровной площадке. Перед тем, как приступить к регулировке, обеспечим себе доступ к ГРМ, предварительно сняв воздушный фильтр, крышку газораспределительного механизма.

Технология регулировки

Чтобы начать регулировку, необходимо совместить метки на шкиве коленвала и передней крышке блока цилиндров. Теперь поршень 4 цилиндра расположен в ВМТ такта сжатия. Проверяем также метку на проводной шестерне ГРМ. Она ложна совпадать с приливом на корпусе распредвала. То есть, сейчас можно проверять те клапана, которые находятся в свободном состоянии, полностью закрыты. Это 6-й и 8-й клапан.

Затем берем приготовленный щуп и вставляем его в щель между рокером и кулачком распредвала. Щуп должен проходить с едва ощутимым натягом.

Если он проходит свободно — зазор большой. Если не проходит вообще — зазор недостаточный.

При необходимости регулируем зазор регулировочным болтом, сорвав контргайку ключом на 17, а положение болта относительно рокера регулируем самим болтом. Добиваемся того, чтобы щуп проходил с небольшим натягом. Придерживая регулировочный болт в нужном положении, законтрим его контргайкой. Вся регулировка. Остальные клапана регулируются точно так же, но в определенном порядке.

Порядок регулировки клапанов ГРМ ВАЗ 2106

Каждый из клапанов регулируется в строгой последовательности, которую нужно соблюдать неукоснительно. Ничего сложного в этом нет, и для наглядности мы свели методику в табличку:


Угол поворота

Номер клапана (слева направо)

Метки на приливе крышки

6,8

180⁰

4,7

360⁰

1,3

540⁰

5,2

Регулировка клапанов ВАЗ 2106 своими руками – пошаговая инструкция.

Шаг 1. Подготовьте инструмент.

К нему можно отнести:

  • рожковые ключи на 17 и на 13;
  • 0,15-миллиметровый щуп (можно заменить микрометром);
  • плоскую отвертку;
  • набор торцевых головок и трещотку.

Шаг 2. Удостоверьтесь, что соблюдены все необходимые условия:

  • температура движка максимально приближена к температуре в гараже (на улице);
  • ремень ГРМ имеет нормальное натяжение.

Шаг 3. Снимите клапанную крышку.

  • Выкрутите гайки крепления (3 шт.) крышки воздушного фильтра и снимите ее.
  • Выньте сам фильтр.
  • Вывентив 4 гайки крепления, отсоединив шланг сапуна, тросик подсоса и тягу привода заслонки карбюратора, демонтируйте оставшуюся часть корпуса воздушного фильтра.
  • Открутите крепежные гайки (8 шт.) клапанной крышки – здесь вам пригодиться головка на 10 и трещотка — и снимите ее.

Шаг 4. Выставьте шкив коленвала и распредвала по отметкам.

По сути, если натяжение цепи ГРМ было правильным, метки будут совпадать сами по себе – без регулировки. Однако в целях подстраховки, лучше все же перепроверять, совпадают ли метка шкива коленчатого вала и самая длинная метка на передней крышке карбюратора, а также метка шестерни звезды распределительного вала и выступ на крышке.

Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2106.

Шаг 5. Отрегулируйте клапана №6 и №8.

При правильно выставленных метках поршень 4-го цилиндра двигателя находится в ВМТ (верхней мертвой точке), а значит – самое время регулировать клапана №6 и №8. Отсчет номера клапана производится с передней части мотора, то есть слева от вас.

Итак, возьмите щуп и вставьте его между распределительным валом и рокером. Осуществляться данная процедура должна с заметным затруднением. Если это не так: щуп заходит очень легко или, наоборот, вообще не вставляется – воздействуя на регулировочный болт и контрольную гайку, клапана необходимо регулировать.

  • Рожковым ключом на 17 ослабьте зажим контргайки.
  • Не отпуская последнюю, ключом на 13 произведите вращение верхней регулировочной гайки до получения оптимального зазора.
  • Затяните контргайку в первоначальное положение.
  • Проведите контрольный измерения щупом.
  • При необходимости повторите все вышеописанные действия.

Шаг 6.

Повернув коленвал на 180 градусов, аналогично 5-му шагу отрегулируйте клапана №4 и №7.

Шаг 7.

Осуществите регулировку клапанов №1 и №3, предварительно вновь прокрутив коленчатый вал на 180 градусов (360 градусов от начального положения).

Шаг 8.

Опять же поверните коленвал на 180 градусов (540 градусов от начального положения) и отрегулируйте клапана №2 и №5. Действия прежние.

Шаг 9.

Завершите работы по регулировке клапанов на ВАЗ 2106, собрав все снятые детали в обратном порядке.

Регулировка клапанов

При появлении стуков и нестабильной работы, повышенной вибрации следует обратить внимание на клапана.

Если фазы газораспределения газораспределительного механизма нарушены, срабатывают не точно, то есть не поступает полного объема газа в рабочую область цилиндров, не происходит полного сгорания топливно-воздушной смеси в рабочей камере, и не продуваются цилиндры. Это все сопровождается появлением ударной нагрузки кулачков распределительного вала на приводной рычаг и стержень вала. Также увеличивается расход топлива и моторного масла. Что будет, если ездить с не отрегулированными клапанами? Ответ: быстрый износ деталей двигателя, увеличение стоимости и времени ремонта.

Наибольшую опасность для мотора автомобиля является зазор меньше допустимого. Слишком маленький зазор между рычагом привода и кулачком распредвала препятствует шляпке клапана плотно сесть в свое посадочное место на головки блока цилиндров. Через не севший клапан из камеры сгорания выбиваются газы сгоревшей топливно-воздушной смеси. Из-за этого шляпка выпускного клапана по периметру начинает сгорать.

Резиновые маслоотражатели, они же маслаки, из-за сгоревшей шляпки клапана также сгорают, что ведет к увеличению расхода моторного масла. Если износ деталей мотора большой, то, возможно, лучше и легче будет сделать свап двигателя своими руками или же в СТО.

Даже, если в вашем двигателе не ременная передача, а цепная, то в случае, если не поменять цепь до истечения ее ресурса, то клапана погнутся о поршне, как, например, в двигателе sr20det производства Nissan.

Подготовительные работы

Итак, двигатель – остывший, а сам автомобиль поставлен на ровную площадку и обездвижен. Можно приступать к работам:

  1. Снимаем крышку воздушного фильтра карбюратора и извлекаем фильтр;
  2. Откручиваем болты крепления фильтра и снимаем его, предварительно отсоединив патрубки, идущие к нему;
  3. Убираем трос ручного управления воздушной заслонкой (подсос) и отсоединяем тягу дроссельной заслонки;
  4. Откручиваем болты крепления клапанной крышки и демонтируем ее;
  5. Проверяем натяжение цепи (оно должно быть в норме, иначе сначала придется провести регулировку натяжки);
  6. Снимаем крышку распределителя (трамблера).

Теперь необходимо установить в 4-м цилиндре ВМТ поршня и помогут в этом метки, нанесенные на колен. валу и крышке привода распред. вала, а также на шестерне распределительного вали и его крышке.

Для этого можно воспользоваться соответствующим по размеру ключом, которым необходимо вращать колен. вал за болт приводного шкива. Или же воспользоваться одним из приводных колес. Для этого его нужно вывесить при помощи домкрата, включить 4-ю передачу и медленно прокручивать поднятое колесо. При этом трансмиссия обеспечит вращение коленчатого вала. Но при втором способе потребуется помощник, поскольку проконтролировать совпадение меток будет сложно.

Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2101-2107

Сначала подготавливаем автомобиль:

  • подождать пока двигатель остынет, если он работал;
  • поставить машину на ровное место;

Порядок регулировки клапанов:

    1. Снять крышку воздушного фильтра и сам фильтр.
    2. Отсоединить трубки крепления фильтра и демонтировать крепление.
    3. Снимаем тросик управления воздушной заслонки (подсос).
    4. Снять тягу дроссельной заслонки.
    5. Выкручиваем гайки крепления клапанной крышки и снимаем ее.
    6. Перед регулировкой клапанов, сразу проверяем как натянута цепь. Если натяжка не нормальная, придется проводить работы заново.
    7. Снимаем крышку трамблера (распределителя).

    8. Устанавливаем в 4-м цилиндре поршень в верхнюю мертвую точку (ВМТ). ВМТ устанавливаются с помощью меток на шкиве коленвала ДВС и крышке привода распределительного вала, также метки нанесены на шестерни распредвала и крышки распредвала.

      Метку выставляют специальным ключом для болта шкива коленвала ДВС.

      Если нет ключа, можно выставить 4-й поршень в ВМТ вращая одно из задних колес. Поднять одну сторону домкратом, рычаг переключения скоростей поставить на 4-ю передачу, чтобы было легче крутить и медленно крутить колесо. При выставлении меток без ключа, потребуется помощник, который будет смотреть на метки.

    9. Когда метки на распредвале и на крышке распредвала совместились, проверяем, чтобы метки на коленвале также совпали. Также можно проверить, совпали ли метки на бегунке трамблера. Контактный вывод должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения четвертого цилиндра. Как определять, раннее или позднее зажигание, мы уже разбирала в другой статье.

    10. После совпадения меток приступаем к настройке зазоров клапанов.
      Правильный порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика» 2101-2107.
      Угол проворота коленчатого вала Регулируемые клапана
      0 8 и 6
      180 4 и 7
      360 1 и 3
      540 5 и 2

      Из таблицы мы видим, что, если 4-й поршень выставить в верхнюю мертвую точку, то измеряем и регулируем 6-й и 8-й клапана.

    11. Находим 8-й клапан. Отсчет идет со стороны бампера, восьмой будет первым от салона.
    12. Между рокером и кулачком распредвала вставляем щуп. Нормальный зазор — это проход щупа с небольшим ощутимым сопротивлением.

      Если пластинчатый специальный щуп толщиной 0,15 проходит легко  или с большим усилием, то надо регулировать.

    13. На рокере сбоку есть гайка, закрученная на болт с головкой на 13 мм. Этим болтом выставляется зазор, а гайка защищает от самовыкручивания. Чтобы увеличивать или уменьшать зазор, ослабляем гайку под ключ на 17, одновременно удерживая болт. Когда болт ослаблен, вращаем его и изменяем зазор.

      Когда выставили нужный зазор, приступаем к затяжке. После затяжки надо проверить заново, возможно болт чуток крутнулся и изменил зазор.

    14. Далее, проделываем то же самое с 6-м клапаном.
    15. Когда пару клапанов 8 и 6 отрегулировали. Приступаем, согласно таблице, к выставлению зазоров 4-го и 7-го клапанов. Но, перед тем, как приступить к настройке 4 и 7 клапанов, надо провернуть коленвал на 180 градусов. После поворота коленчатого вала ДВС на 180 градусов, уже поршень 3-го цилиндра выставится в ВМТ. Угол поворота при выставлении третьего поршня в верхнее мертвое положение неудобно выставлять. Для удобства используем маркер или фломастер.

      Если коленвал ДВС повернется на 180 градусов, то бегунок трамблера повернется на 90 градусов. Значит, можно использовать трамблер и бегунок для выставления 3 поршня в ВМТ, сделав метки маркером на корпусе: отмечаем где сейчас контакт, и отмечаем где он должен быть строго через 90 градусов.

    16. После регулировки клапанов 3-го цилиндра автомобилей Ваз классических моделей, с помощью трамблера выставляем поршень 1-го цилиндра поворотом коленвала еще на 180 градусов, регулируем клапаны 1 и 3, аналогично. Затем, также выставляем поршень 2-го цилиндра в ВМТ и регулируем последние клапана 5 и 2.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как отрегулировать карбюратор на газ 53 своими руками пошаговая инструкция
  • Как отрегулировать карбюратор на бензопиле штиль 250 своими руками пошаговая инструкция
  • Как отрегулировать карбюратор на бензопиле штиль 180 своими руками пошаговая инструкция
  • Как отремонтировать самокат своими руками пошаговая инструкция
  • Как отрегулировать карбюратор на бензопиле хускварна 142 своими руками пошаговая инструкция