Как отрегулировать раздатку на ниве 21214 своими руками пошаговая инструкция

Про центровку раздатки написано настолько много, что казалось бы писать уже нечего.
Сразу оговорюсь это не поможет вам избавиться от вибрации если у вас «кривой» вертолет, бублик, или вторвал в кпп. Это способ как выставить раздатку правильно, чтобы она не стояла криво боком, не добавляла доп. вибраций.
Но осмелюсь внести свою лепту, т.к. такого способа я не встречал еще нигде. Хотя вроде все очевидно…

Ну так вот, сразу скажу что я не сторонник ставить раздатку так «как она сама хочет». Я считаю что ставить её надо правильно, как сказано в книгах, а именно соосно продольно КПП и так чтобы карданы были параллельны условной «земле».

С карданами проблем нет никаких, это делается просто визуально. пододвигаем вперед/назад раздатку таким образом делая выше/ниже выходные фланцы РК.

А вот с соосностью уже не так очевидно.

Я делаю так: на РК есть технологические приливы, которые используются на заводе во время сборки агрегата. И совершенно случайно (а может и нет, но в книгах не встречал такого), напротив нижнего прилива есть ребро жесткости, которое идет параллельно оси РК.

Сразу хочу обратить внимание что это ребро не совпадает с осью входного вала РК!

Красным отмечена ось ребра которое параллельно технологическому отверстию, а зеленым ось входного вала.

Далее смотрим на КПП. На колокол или картер сцепления. Там также есть ребро жесткости совершенно случайно совпадающее с продольной осью промежуточного вала КПП.

Промежуточного! Но не вторичного. Вторичный чуть в стороне (правее если смотреть на КПП со стороны хвостовика).

На картинке красным отмечена видимая ось, которую вы видите на картере сцепления. Зеленым ось вторичного вала КПП которая чуть правее если смотреть на КПП со стороны хвостовика.

А теперь происходит чудо!
Мы как в прицел (!), смотрим в технологическое отверстие на РК видим ребро картера РК и пытаемся сделать его параллельным ребру на картере сцепления КПП. Отмечу, что они не встанут в одну линию, хотя это и кажется по началу. Линии должны быть параллельны. Промвал ввиду своего наличия, (как третья опора, привет всем кто считает что РК на ниве стоит на 2х опорах, АХАХХАХ))) позволяет нам выставить параллельность смещением подушек левой/правой вперед/назад. Таким образом обеспечивая параллельность видимых линий на картерах РК и сцепления мы выставляем соосность РК относительно КПП избегая паразитного излома в промвалу.

Хочу обратить внимание что КПП не параллельна земле, а как бы немного завалена назад, (в стоке, в случае когда у вас стандартные подушки двигателя), что и видно на рисунке.

Т.е. это нормальное явление. Соосность выставляется не в этой плоскости. Проще говоря — соосность, не если смотреть «сбоку» авто, а если смотреть «сверху».

При выставлении РК описанным мною способом не испытываю проблем с вибрацией на всех 5 скоростях КПП ( когда РК в нейтрали), при условии что не имеем биения на хвостовике КПП и биений в пром.валу, включая бублик.

Надеюсь мой способ будет Вам полезен.

ЗЫ Чтобы нивелировать несоосность «при виде сбоку», я вижу единственное решение — промвал на двух ШРУС. Но там нужно будет заморачиваться с доп опорой, т.к. промвал сам по себе уже не будет исполнять роль опоры. Т.е. теоретически хочу попробовать в дальнейшем, но т.к. вибрации у меня и так нет, делать это пока я конечно же не буду.

NIVA-FAQ

Вибрация — самая противная и неистребимая неисправность в Ниве. Хотелось бы понять, как, по каким причинам она возникает, и какими способами с ней бороться, исключая шаманство, типа лазерной центровки на компьютерном стенде. Материал подготовлен с упором на редкие и комбинированные дефекты, трудноопределимые своей неочевидностью.

Исходя из богатого опыта по выявлению причин вибрации, хотелось бы отметить: вопреки расхожему мнению, что вибрации возникают только от несбалансированности карданов, промвала и установки раздатки, эта неисправность проявляется в ещё более хитрых случаях, и не всё так элементарно, как кажется. Все перечисленные явно видные неисправности — уже следствия скрытых дефектов. Проблемы и ремонт автомобилей ВАЗ-2121 Нива (ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214)

Кривой «вертолёт»

Основная и неопределимая с ходу на глаз беда. «Вертолёт» может быть кривым, как со стороны коробки, так и со стороны промвала. В результате, в одном случае можно обойтись его заменой, сняв промвал, в другом нужно снять раздатку (и заодно «как надо» затянуть или заделать гайку хвостовика коробки).

Проявляется кривизна в оттопыривании одной из лопастей на пару миллиметров внутрь детали, что ведёт к искривлению муфты. Также отверстие под хвостовик КПП в «вертолёте» точится, будучи, вероятно, зажатым не во втулку центрирующего кольца, а в отверстия болтов муфты, что в связи с изначальной кривизной лопасти приводит к неправильной центровке осей лопастей и оси вращения «вертолёта» или что-то в этом роде. На промвале в сборе это не видно, так как на новой муфте надет хомут. А на машине это видно, как искривление полосочки облоя, проходящей вдоль центра фрагментов муфты, в месте гнутой лопасти «вертолёта».

Даже при идеальном ШРУСе «расколбас» начинается уже с первых оборотов промвала. Далее муфта пытается найти среднее положение, частота вибраций увеличивается, но они не пропадают. При медленном вращении промвала раздатка начинает выписывать круговые движения — это вал «вертолёта» раскачивает фланец с промвалом. При этом муфта достаточно прочна на изгиб, зацентрована резинкой хвостовика и не испытывает деформации. Отклонение от общей оси начинается именно у лопастей «вертолёта», а максимальное отклонение будет на конце шлицевого, то есть на ШРУСе — там основание конуса, как получившегося в результате кривизны «вертолета» тела вращения. А вершина этого конуса в центровочной резинке.

Дефект лечится заменой «вертолёта». Только вот как его проверить на соосность в магазине — непонятно. На машине это видно визуально, если поставить раздатку в нейтраль, завести двигатель, залезть под машину и наблюдать. Колодки под колеса и ручник ставить обязательно! Балансировка при нормальной муфте и «вертолёте» большого значения не имеет, по опыту, если все нормальное — вибраций вообще нет, ни при каких оборотах. А вот если «вертолёт» на коробке кривой, то какой бы вы промвал не поставили, как бы вы не старались отцентрировать раздатку — результат будет плачевным — вибрации не пропадут.

Возможны случаи кривого хвостовика(!) коробки — это тоже можно обнаружить визуально при снятой РК и муфте промвала.

Опора и кронштейн крепления коробки

Существуют 2 вида кронштейнов опор КПП: 2121 и 21213. Это не номерная деталь, и на ней нет никаких признаков принадлежности к той или иной модификации. Навскидку они абсолютно одинаковые, с одной лишь разницей — различные кронштейны крепления опоры к коробке (зеркальное отображение отверстий для шпилек коробки 4-х, и 5-тиступки) изменяют положение опоры относительно центра КПП. Если предположить, что по разгильдяйству в кучу кронштейнов 21213 попало несколько 2121, то на конвейере их могли легко поставить на новую машину. Если же ваша машина не новая — кто знает, что там меняли до вас. Если кронштейн опоры не соответствует опоре, то коробка и двигатель на подушках смещаются, т. к. положение опоры по отношению центра коробки разное: на 2121 окно подушки опоры в кронштейне на 7 мм левее, чем на 21213, и опора крепится глубже, т. е. коробка опускается:

В результате раздатку, закрепленую на шпильках, невозможно отцентрировать по причине ее изначальной несоосности с хвостовиком КПП. Отсюда возникают вибрации на определённых оборотах и тот же «расколбас» на малых, с круговыми движениями раздатки.

Карданы

Отбросим случаи смерти крестовин и связанные с ними неприятности. Рассмотрим случай с задним карданом и его передней крестовиной на короткой Ниве 21213.

Что мы имеем: кардан достаточно короток, изогнут в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Конструкторы расположили всю трансмиссию правее оси симметрии кузова, а задний мост остался симметричным. В результате этого задний кардан не имеет ни одной плоскости, где бы крестовины, фланцы и кардан были бы на одной оси симметрии (как на классике — вид сверху или снизу). Такое неприятное расположение углов в сумме даёт сложные распределения моментов на подшипниках крестовины, а при некоторых положениях — провоцирует выход за допустимые углы работы и вибрацию раздаточной коробки, как стоящего на подушках агрегата, компенсирующего неспособность крестовины отработать вращающий момент в каком-либо положении. Разворот раздатки по диагонали в сторону искривления кардана решает эту проблему. Конечно, задняя крестовина тоже оказывается не в лучшем положении, но все-таки в целом ситуация улучшается.

Вопрос центровки раздатки относительно ШРУСа промвала подвижкой её так, чтобы при развороте точка центра «вертолёта» промвала не ушла в противоположную сторону, решается установкой регулировки влево-вправо, то есть разворотом только задней части раздатки, чтобы не нарушить соосность центральной точки промвала в ШРУСе. Это достигается только использованием альтернативного способа крепления раздатки, в частности применением подрамника.

В работе переднего кардана при этом особых изменений не будет, так как вполне статичен при работе.

Мелкие пакости

Существует также несколько видов мелких неисправностей, влияющих на увеличение вибраций при движении. На первый взгляд они совершенно не связаны с появлением или увеличением вибрации, однако, связь межу агрегатами в машинах с полным приводом очень жесткая.

К таким неисправностям относятся подклинивание задних тормозных цилиндров или перетяжка ручника: любая лишняя нагрузка на кривой задний кардан даст вибрацию на раздатку. При этом ощущается потеря наката, непопадание синхронизаторов КПП при переключении передач, утягощение вращения руля, поскольку машину как бы растягивает преимуществом тяги переднего моста, и невозможностью дифа заднего моста работать нормально. Блокируется всё, что можно, и ход у машины ужасный, управление тем более, удары при каждом нажатии на газ, плохая работа сцепления. Для этого достаточно лишь одного из двух заклинивших поршней тормозного цилиндра на одном колесе.

Ну с передними тормозами понятно — будет то же самое, но в меньшей степени из-за более благоприятного положения переднего кардана. Со схождением тоже очевидно. В общем, все неисправности, связанные с подтормаживанием чего-либо, вызывающие изменение в соотношении моментов 50/50% на карданах и 25% на колёсах, при больших отклонениях дадут вибрацию в гибких и эластичных элементах.

Проверять исправность тормозных цилиндров а также подшипников полуосей надо обязательно, так как подшипники децентрируют при люфтах барабан, и колодки, которые закреплены на щитке, начинают тереться о нижнюю часть барабана. На весу при этом всё выглядит нормально, колесо крутится свободно, так как под весом диска и резины весь люфт подшипника уходит вверх, а при нагрузке под тяжестью кузова он будет внизу.

Ещё неприятное дело — внутренние ШРУСы. Если у вас машина лифтованная, то сепаратор наклоняется под углом к гранате, и шарики начинают двигаться в ней по волнообразной траектории. При выработке сепаратора шарики начинают подклинивать, не давая подвеске свободно совершать движение вверх-вниз,. Затрудняется изменение длины привода в шлицах. Вибрации в этом случае идут от переднего моста и ощущаются на колонке руля. Так как движок и всё остальное расположено на подушках, «колбасит» всё: от мотора с коробкой до карданов. Определяется это по специфическому «расколбасу» рычага КПП при движении: щелчками и общим сотрясением передка.

Конечно, данная статья не претендует на то, чтобы стать аксиомой, а являет собой попытку изыскания скрытых причин надоевших всем нивовских болезней. Автор добился достаточных успехов в борьбе с причинами, а не следствиями вибраций, потратив на это очень много времени и средств. Так что, просил бы общественность не критиковать материал, а искать в нём рациональное зерно и пополнять данную тему своими наблюдениями и предложениями.

Автор KEROSIN

· Опубликовал Pretich April 04 2014 · В Автотранспорт · 0 Комментариев · 21922 Прочтений ·

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.

Авторизация

Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.

Рег.: 21.03.2008
Сообщений: 485
Откуда: Москва
Возраст: 61
Авто: Нива ВАЗ 21214М 2012 г.

Во! Вспомнил, что хотел посмотреть пол. Недавно сломал один из кронштейнов раздатки. Пока лазил менять — заодно повнимательнее присмотрелся к полу: ни фига он не мятый.

Рег.: 03.11.2008
Сообщений: 6
Откуда: kostroma
Возраст: 34
Авто: niva-21213, 1997

Рег.: 12.09.2007
Сообщений: 158
Откуда: г.Нижний Новгород
Возраст: 53
Авто: Была — ВАЗ21213, 1997г.в. Сейчас — Suzuki Grand Vitara 2008г. 2,0л 140л/с мкпп

Рег.: 08.11.2008
Сообщений: 500
Откуда: Хакасия, Черногорск
Возраст: 44
Авто: 21214, 2001, Бош МП7.0, К-139, кулиса, замки дверей 09.

Где бы найти точный чертеж промвала с рк и кпп.
По этой картинке у меня получилось, что для установки РК на одну ось с кпп, ее нужно повернуть относительно оси вращения шруса на 2.5градуса и под подушки положить проставки примерно по 5 мм.

Как можно сделать это точно? Получается на глазок?

Я где то спрашивал уже, но повторюсь, что если попробовать сделать так:
1. заневолить заднюю опору КПП при снятом промвале,
2. поставить вместо промвала жескую конструкцию по длине как промвал, с фланцем и вертолетом (предварительно проверив ее на станке)
3. подогнать подушки РК (3 штуки!), или проставки под них так чтобы РК встала без зазоров и натягов.
4. точно заметить положение РК, снять РК, Поставить промвал, поставить РК.
5. освободить заднюю опору КПП.

Помоему так будет достаточно точно отцентрована РК.
Может и бублик бы тогда выкинуть можно было бы.

Как вам такая идея?
Кстате кто то до меня что то похожее предлагал.

Опубликовано 29 Августа 2016

Как центровать раздаточную коробку НИВЫ? Центровку раздатки можно сделать своими силами. Вибрация раздатки НИВА. Убийца раздатки. Проверить за 1 минуту промежуточный карданный вал НИВЫ
Для тех, у кого нет возможности машину поднять на подъёмник, можно центровку сделать так: выбираем ровную асфальтовую дорогу, с отсутствием большого движения машин, залазаем под машину и ослабляем болты крепления раздатки, разгоняемся плавно до 80 км/ч, проезжаем на этой скорости 300-500м. , отжав сцепление, плавно останавливаемся с краю дороги, (желательно в длинный карман ) не съезжая с ровного асфальта, включаем аварийку, ставим знак аварийной остановки и затягиваем гайки крепления раздаточной коробки НИВЫ.
Лучше всего центровку раздаточной коробки НИВЫ, делать с нагруженной подвеской. Т.е. не на подъёмнике, а на подставках. То есть сделать центровку раздатки в совершенно естественных условиях её работы с карданами.
Самый лучший результат дает центрирование на подставках под рычагами подвески. (подставки должны быть супер-надёжные, а то придавит). При таком центрировании карданы имеют те же углы, что и при движении машины.
Успех результата центровки раздатки зависит от состояния всего комплекса узлов: самой раздаточной коробки, крестовин и шлицов карданов, промвала и т.д., т.к. балансируется комплекс из всех перечисленных узлов. Шлицы и крестовины карданов необходимо тщательно проверить и прошприцевать. Или если стоят шрусы, то проверить их. Необходимо также предварительно помыть от грязи и отбалансировать все колеса.

Во время процесса центровки раздатка сама смещается на линию нужного баланса. Находит нужное положение относительно коробки и карданов. Остаётся только закрутить болты крепления Раздаточной Коробки НИВЫ.

Подписывайтесь на мой канал
Осмотр и покупка Б.У. автомобиля НИВА 1 часть. Подробно. С чего начать выбор НИВЫ

Отлично, полезно. Ждем еще.

А на шниве то же самое?

Спасибо вам за видео.

Спасибо применил все получилось ++++

Андрей, добрый вечер! Спасибо Вам за Ваши видео! Какой смазкой шприцевали?

Рекомендуют смазкой фиол-2у, N158. Но это как бы устаревшие смазки. Сейчас вообще идёт для ВАЗА — «Литин-2». Она универсальная и вроде даже лучше SHELL. Я смазал высокотемпературной смазкой красного цвета Lubri-Loy для подшипников ступицы. Просто она у меня осталась в шприце после замены подшипников передней ступицы. Стоит около 200руб. Специально для крестовин, рекомендованную заводом, покупать не стал. Использовал то , что было под рукой. По опыту- разницы не будет. Всё равно крестовины надо шприцевать каждый раз, как много покатался по бродам, пыльным дорогам и песку .Тут главное не какая смазка, а как часто и во время шприцуешь. Смазанные крестовины 158 выйдут из строя быстрее, чем смазанные простым литолом, если литолом смазывали в 3 раза чаще летом после экстремальных поездок, а 158 один раз и успокоились. Главное выдавить грязь( песок, влагу ) с крестовин и шлицов. На зиму надо фиол-2у или 158, можно красной, литин-2 (если найдёте) литол густеет.

Спасибо, обязательно сделаю так, как Вы рекомендуете.

установите раздатку на подрамник и забудете про вибрацию

Спасибо, но у меня другое мнение про подрамники.

Андрюха спасибо за видео ЛАЙК! Есть 4 тый вариант! загоняеш машину на яму отпускаеш и ставиш раздатку в нейтраль заводиш машину и включаеш 4 тую передачю и спускаешся в яму а там выставляеш раздатку по высоте при помощи спец подложек и по углам на искос пока ее не перестанет трусить! НО прежде чем это делать нужно отцентровать пром вал если пром вал будет трусить то вибрацыю не убереш НИ ОДНИМ ИЗ ЭТИХ СПОСОБОВ! 

А КСТАТИ как проверить трусит ли пром вал — заводиш машину включаеш нейтраль на роздатке и включаеш первую на КПП если рычаг на повышенной виляет по кругу значит пром вал кривоват!

спасибо за информацию надо попробовать а то вибрация конкретная 

подскажите пожалуйста разгоняюсь где то 40 км вибрация есть при больше скорости пропадает но когда выключаю передачу такая вибрация что кажется сейчас моя нивка развалится .Это первая моя нива, карданы не менял может и в них проблема и ещё один вопрос постоянно летят подшипники в ступицах может такие подшипники или мастера заранее спасибо 

спасибо будем устранять 

я менял пром вал была вибр на 100 км ч . просто пометил вокруг крепления раздатки шилом как она стояла и всё потом поставил на тежи метки вибр нет

всегда делаю по 2му способу, работает! есть нюанс, если этот способ не помог, значит ищи заклинившую крестовину или лювтяший вал РК. Автору: на «шрусовых» карданах, страдает только задний пыльник т.к. находится в нижней точке трансмиссии. Передний кардан вообще никогда не страдает. Отличное видео!

Роман Федоровский Писал: всегда делаю по 2му способу, работает! есть нюанс, если этот способ не помог, значит ищи заклинившую крестовину или лювтяший вал РК. Автору: на «шрусовых» карданах, страдает только задний пыльник т.к. находится в нижней точке трансмиссии. Передний кардан вообще никогда не страдает. Отличное видео! Андрей Лапочкин Ответил; Здравствуйте. Конечно задний в первую очередь страдает. Остальные как повезёт. Вот несколько примеров: я например очень много ездил по молодой поросли осины (километры). Высота от 1.5-4м. Выбираешь самые тонкие стволы и маневрируешь между ними. По другому через поляну в нужное место не проехать. Теперь представьте, как эти ветки, с жёсткими сучьями, шоркаются по карданам, продирая снизу всё аж до блеска. Деревни во круге все давно умерли, а дороги — только обозначенные на старых картах. В реалии полевых дорог уже нет — лес. Едешь просто сквозь лес, через бурелом, часто попадают крепкие сухие ветки от сосны с острыми сучьями, куда попало под кузов, естественно и на крутящиеся крестовины (шрусы). И убирать все ветки на протяжение многих километров езды по лесу тоже смысла нет. Отодвигаешь самые толстые, что бы проехать и не порвать что-то под кузовом, и вперёд. Следующее — если из грязи с ветками, с щебёнкой выбираться или пузом сели на колее и она твёрдая, и вы пару раз буксанули, карданы как по асфальту по кочкам и попавшим камням прошлись. Пыльникам привет. Вариантов много. У нас дорожные условия и преодоления препятствий на НИВЕ разные. Разный опыт. Поэтому и видение ситуации тоже. Тут всё по условиям эксплуатации выбираешь. Я шрусы убью сразу, после первой поездки. И не по тому , что не аккуратно езжу (вначале выхожу смотрю и изучаю препятствие , потом еду), а просто по другому маршруту проехать не получиться. А если чистить дорогу перед машиной для шрусов, тогда я неделю буду ехать к нужному месту. Может просто пусть крестовины стоят? Тем более что, в шрусах в лесу какой смысл? Едешь медленно, вибрации по барабану. Машина сама по себе по бездорожью, кочкам, гравийке- стиралке, так прыгает вибрирует, что совершенно всё равно, что у вас стоит, шрусы или крестовины, или подрамник есть или нет. Главное держатся в седле крепче. Это на трассе имеет смысл какой то. На трассе или в городе ко всему прислушиваешься и незначительные вибрации уже раздражают. А в лесу то уже всё пофигу? Достаточно отцентровать, что бы раздатка дольше ходила и всё. И на этой машине 21214 сейчас стоит защита, а на карбюраторной 21213 у меня не чего не стоит. Только передняя заводская от репья. Езжу я в тайгу только на карбюраторной. С ручным стартером (просверлил бампер и гайку, под заводку машины с кривого стартера, на коленвал прикрутил) и т.д.

Александр Никонов Писал: установите раздатку на подрамник и забудете про вибрацию Андрей Лапочкин Ответил: Спасибо, но у меня другое мнение про подрамники. Может и ошибаюсь, но подрамник меняет углы карданов уже на не загруженной машине. В НИВЕ инженерами рассчитано так, что при загрузке машины, кузов опускается вниз и карданы меняют угол. При езде по бездорожью любая лишняя деталь, которая мешает скольжению кузова по плотной грязи, мне совершенно не к чему. Без подрамника раздатка выше и более обтекаема. Даже крепления амортизаторов к колёсам с 2010г. выпуска на 21214 или на Шевениве, является ощутимым тормозом. При реальном бездорожье бессмысленно. Подрамник лишняя цеплялка (как крепления амортизаторов к колёсам с 2010г. выпуска ВАЗ-21214), нарушающая обтекаемость машины. После грязи подрамник и всё пространство у раздатки забито грязью, глиной. Потом она высыхает и ей удобненько лежать на подрамнике и превращаться в бетон, в котором крутятся карданы и промвал. Каждая не обтекаемая выпуклость детали имеет вес проблемы. У НИВЫ и так их хватает. А вы хотите, что бы я ещё и подрамник поставил. Да ещё и деньги затратил за это. Смысл? НИВА ДЛЯ БЕЗДОРОЖЬЯ. По трассе быстрее 90 км.ч. я на ней не езжу. Большая скорость на ниве сокращает её жизнь на много. Излишняя вибрация легко убирается центровкой и т.д. А по бездорожью вибрация, не приводящая к поломкам, мне ни как не мешает. А если вы по бездорожью мало ездите или в мракачачу не лезете, тогда поставить шрусы лучше решение чем подрамник, меняющий просчитанную конструкцию машины. Я не считаю себя, что умнее конструкторов. Даже замена колёс на не стандартные меняет многое. Диски должны быть штамповка, как с завода, под резину размера и вылета, рассчитанную инженерами. А не литьё с широкой или тяжёлой резиной, которая меняет моменты силы и нагрузки на агрегаты. К тому же литьё не работает при ударе, не сминается и не гасит удар. Удар от литья передаётся всем узлам и деформирует их. А штамповка сохраняет дорогостоящие агрегаты. Часто спасает и геометрию. Есть вероятность, что не понадобиться дорогостоящая работа для замены расколовшихся или деформированных узлов и деталей. А сама штамповка стоит 800р. Б.У. 200р. И гнутую заменить не проблема. На эту тему, изменения и «улучшения» людьми своих машин, можно много рассуждать.

юрий юхимчук Писал: подскажите пожалуйста разгоняюсь где то 40 км вибрация есть при больше скорости пропадает но когда выключаю передачу такая вибрация что кажется сейчас моя нивка развалится .Это первая моя нива, карданы не менял может и в них проблема и ещё один вопрос постоянно летят подшипники в ступицах может такие подшипники или мастера заранее спасибо Андрей Лапочкин Ответил: Карданы гнутые бывают или не отбалансированные. Причин много. Проверьте затяжку всех болтов по всей цепочке. Начиная с карданов и кончая коробки. Центровку сделать надо. Проверить все крестовины. Из-за них на малой скорости бывает вибрация. На большой скорости вибрация — дисбаланс карданов. Может в шлицах закусывать (сильный износ шлицов, может без смазки, ржавые) и в крестовинах. При загруженной ниве или пустой машине будет разница в вибрациях. В первую очередь проверить промежуточный вал. Как проверить у меня есть видео. Следует проверить крепление и состояние болтов эластичной муфты, а также затяжку болтов задней опоры коробки передач. Надо постепенно методом исключения находить причину. Возможно и по вертикали раздатку надо регулировать прокладками. По подшипникам передней ступицы: Если не правильно стоят грязезащитные кольца и по жидкой грязи ездить очень часто, плюс сальники уже плохие, то очень быстро подшипники выходят из строя. Они и с хорошими сальниками могут быстро из-за грязи выходить из строя. Сальники работают на не выпускание (давление) изнутри смазки. А на давление снаружи не рассчитаны. Если, например создаётся длительное достаточной силы давление жидкой грязи на сальники при буксировке (буксовать). Тогда вода и грязь (грязь –это абразив плюс вода) продавливается внутрь. Ещё варианты: проверить шаровые опоры, отбалансировать колёса. Если диски ( не стандартные) с выносом, тоже будут подшипники разбивать. Причину плохой смазки в подшипниках или её отсутствие, а так же перетяжку гайки, регулирующей зазор, наверно можно исключить. Т.к . не могут же мастера всё время забывать смазку ложить и гайку перетягивать. А вот постоянно подшипники ставить с некачественной сталью возможно и могут. Сами того не зная. Хотя при осмотре будет видно износ обоймы , напоминающей стиральную доску и наличие металлических частичек в зоне качения роликов. Износ ступицы тоже причина. Но при износе ступицы, как ориентир, зазор постоянно будет плохо держаться. Как-бы расслабляться часто. Хотя и подтягивали до нормы. При перетяжке подшипники греются, тоже ориентир.греются, тоже ориентир.

Andy Seen Спросил: А на шниве то же самое? Андрей Лапочкин Ответил: Нет, не тоже самое. На НИВЕ Шевроле раздатка закреплена тремя опорами и дырки креплений опор под болты не продолговатые. Поэтому коструктивно — НЕТ, не центрируется. Но на практике люди всё равно делают ту-же операцию ( считающуюся бессмысленной) и уверяют, что становиться лучше. Если заменить крепления опор раздатки на другие, с продолговатыми дырками, то тогда операция станет возможно не бессмысленной ( в теории).Конструктора решили, что теперь центровка Шниве не нужна, раз они промежуточный вал сделали длинным и опору третью поставили, что бы раздатка не гуляла по вертикали. Хотя мне не понятна эта логика. Да, угол возможного не совпадения оси вала коробки передач и вала раздатки, стал меньше влиять за счёт длинны промвала и шруса. Но возможную неточность балансировки карданов, а так-же креплений агрегатов к кузову( по всей цепочки, от двигателя до колёс) не кто не отменял. Что уж, так всё супер точно стало? А припуски — допуски куда делись? Поэтому на Шевиках — кому как повезёт. Кто изначально с вибрацией машину получил тому головняк. Это сугубо личное мнение. Может быть не верным. Но точно знаю, что при износе агрегатов и карданов и т.д. , после ремонта и замены чего либо, а так-же вибраций от дороги и ударных нагрузок на ходовую часть, время от времени необходимо делать центровку раздатки. Т.к. всё шевелиться, изнашивается и происходит разбалансировка , что на ВАЗе, что на Шевике. Мне кажется можно было и оставить возможность для центровки раздатки. Хотя повторяю- возможно я заблуждаюсь.

90 сообщений на предыдущих страницах
90 сообщений на предыдущих страницах

Рег.: 21.03.2008
Сообщений: 485
Откуда: Москва
Возраст: 65
Авто: Нива ВАЗ 21214М 2012 г.

SVA

Во! Вспомнил, что хотел посмотреть пол. Недавно сломал один из кронштейнов раздатки. Пока лазил менять — заодно повнимательнее присмотрелся к полу: ни фига он не мятый.


В действительности все не так, как на самом деле.

Рег.: 03.11.2008
Сообщений: 6
Откуда: kostroma
Возраст: 38
Авто: niva-21213, 1997

Мой вариант центрирования. Было: вибрация и шум после 80 км/ч. Решил по ФАКу заменить бублик на Шнивовский. Вибрация стала жесткой и не пропала. Задался вопросом о соосности КПП и РК. Таким образом центр хвостовика КПП и центр выступа на задней крышке первичного вала должны быть на одной оси! Для этого я снял РК, пром вал и на КПП оставил один вертолет. К каждому лопастю вертолета прикрутил алюминиевую проволоку, таки образом чтобы три луча сходились в 5 мм от задней стенки тунеля. Одна из трех проволок на 2 см длинее. Вращая
вертолет КПП с проволокой и подгибая её я добился того чтобы конец проволоки у задней стенки тонеля только вращался и не не отклонялся по кругу. У меня центр оси оказался на 5 мм ниже кузова в конце тунеля. В данном месте я сделал отметку на днище и устанавливая РК совместил эту отметку с центром выступа у первичного вала на задней крышке РК. Мне пришлось под опоры РК ставить пластины толщиной 8 мм и двигать её вправо до упора на сколько позволил элипс в опорах. При полной сборке всех карданах я крутил пром. вал без нагрузки на 5 передаче в нейтральном положении рычага РК но вибрация при 2700 обор. осталась, однако на трассе при разгоне до 100 был приятно удивлен тем что вибрации нет и шум от РК намного ниже, рычаги стоят мертво. При скорости более 100 км/ч начинается еле ощутимая вибрация рычага понижайки. Но это из за заднего кардана (два раза менял в полевых условиях крестовины с помощью молотка:-().

Рег.: 12.09.2007
Сообщений: 158
Откуда: г.Нижний Новгород
Возраст: 57
Авто: Была — ВАЗ21213, 1997г.в. Сейчас — Suzuki Grand Vitara 2008г. 2,0л 140л/с мкпп

Несколько раз центрировал раздатку так, — заезжал на ровную асфальтовую дорогу где нет движения, залазил под машину и ослаблял болты крепления раздатки, затем садился в машину и плавно разгонял ее до 60км/ч, проезжал метров 500, затем останавливался и затягивал болты, результат всегда радовал, последний раз так центрировал летом, после установки подрамника, сейчас машина по шумам и вибрациям мало чем отличается от классики (хотя тут может и заслуга подрамника), но считаю такой способ центровки самым простым и доступным (хотя зимой и не очень приятным [:)] )

Рег.: 08.11.2008
Сообщений: 500
Откуда: Хакасия, Черногорск
Возраст: 48
Авто: 21214, 2001, Бош МП7.0, К-139, кулиса, замки дверей 09,…

nelexsus:

под опоры РК ставить пластины толщиной 8 мм

Где бы найти точный чертеж промвала с рк и кпп.
По этой картинке у меня получилось, что для установки РК на одну ось с кпп, ее нужно повернуть относительно оси вращения шруса на 2.5градуса и под подушки положить проставки примерно по 5 мм.

nelexsus:

устанавливая РК совместил эту отметку с центром выступа у первичного вала на задней крышке РК

Как можно сделать это точно? Получается на глазок?

Я где то спрашивал уже, но повторюсь, что если попробовать сделать так:
1. заневолить заднюю опору КПП при снятом промвале,
2. поставить вместо промвала жескую конструкцию по длине как промвал, с фланцем и вертолетом (предварительно проверив ее на станке)
3. подогнать подушки РК (3 штуки!), или проставки под них так чтобы РК встала без зазоров и натягов.
4. точно заметить положение РК, снять РК, Поставить промвал, поставить РК.
5. освободить заднюю опору КПП.

Помоему так будет достаточно точно отцентрована РК.
Может и бублик бы тогда выкинуть можно было бы… [:)]

Как вам такая идея?
Кстате кто то до меня что то похожее предлагал.



Рег.: 14.11.2007
Сообщений: 44
Откуда: г.Воронеж
Возраст: 43
Авто: ВАЗ 2123 16г.в.

Стрелок47:

Получается на глазок?

Я именно так и делал. Вырезал пластины разной толщины болгаркой и подбирал….(на рынке сильно много денег просят).

Рег.: 04.11.2008
Сообщений: 1721
Откуда: Красноярск
Возраст: 68
Авто: 2123 -2007г.

Стрелок47

Стрелок47:

Как можно сделать это точно? Получается на глазок?

Рег.: 17.05.2011
Сообщений: 4217
Откуда: Ульяновск
Возраст: 60
Авто: было ВАЗ-21213 1999г , Сейчас Шеви Нива 2007г

Провёл таки финишную настройку положения РК по высоте, контролируя деформацию эластичной муфты. Общая деформация составляла 0.4 мм/об между соседними болтами, заметил, что слегка наклонив раздатку к передему кардану деформация уходит. Поставил прокладку 1 мм, приборчик стал показывать отсутствие деформации, ну или почти отсутствие 3-4 сотки, на один оборот промвала. Крепил индикатор на сильненький магнит.
Чуда в снижении шумов и вибраций не жду, но очередной шажок в этом направлении сделан. Как ни странно, в горизонтальной плоскости индикатор показывает почти 0 деформации, видимо достаточно жёсткая шнивская муфта точненько подтягивает раздатку в нужное место, если ослаблены её крепления .
Почему регулировка по высоте важна даже для шрусовых машин? Безусловно её значение снижается намного, но не забываем, что есть ещё карданы, для которых оптимальное положение раздатки совсем не под днищем машины. Причём у всех оно может быть различным. Индикатором может служить величина деформации бублика. Причём, когда я задумывал — думал, что по продольной деформации ловить положение раздатки, а по поперечной -биение вала, ан нет ,мож биения не оказалось?

эласт1.jpg
эласт1.jpg


кулаки с двухрядниками Ивеко.

Рег.: 16.06.2008
Сообщений: 352
Откуда: Питер
Возраст: 38
Авто: Ниву продал :(

После замены опор раздатки и эластичной муфты дикая вибрация на разгоне на 1-2 передачах пропала, но теперь есть небольшая вибрация на всех передачах, ощущается только на ручках раздатки (амплитуда буквально 1мм), через сидение не передаётся.
Подскажите, как всё таки лучше отцентровать раздатку:
— вывешивать колёса (достаточно ли вывесить 1 переднее и 1 заднее колесо, ведь так оба кардана будут вращаться?)
— по методу n-dee: ослабить гайки, проехать 500м, затянуть гайки
?

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 69
Авто: 21214M, 2013 гв.

TyPuCT
Советую посмотреть статью в FAQ…


Рег.: 16.06.2008
Сообщений: 352
Откуда: Питер
Возраст: 38
Авто: Ниву продал :(

ALER,
совет, конечно, очень дельный.
Вот только на форуме неоднократно упоминалось, что лучше центровать раздатку не на подъемнике (как в статье в FAQ), а подставках, то есть чтобы подвеска была нагружена, тогда карданы будут находиться в более естественных положениях.
Оба предложенных мной варианта подразумевают под собой центрирование с нагруженной подвеской, вопрос в том, какой из них лучше.

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 69
Авто: 21214M, 2013 гв.

TyPuCT
А может все-таки стоит посмотреть статью???

Вот не могу понять: почему юзеры не лезут первым делом в FAQ, как следовало бы? Каждый раз приходится носом тыкать… А сейчас — даже по два раза…


Рег.: 16.06.2008
Сообщений: 352
Откуда: Питер
Возраст: 38
Авто: Ниву продал :(

ALER,
я правильно понимаю, что ты имеешь ввиду эту статью: http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/transmis/pazdatka/centre.htm ? (других то вроде и нет)
Её я уже смотрел еще до того, как задал конкретный вопрос: какой из двух описанных выше методов центрирования раздатки лучше?
Многократным посыланием в FAQ ты хочешь сказать, что центровка с вывешенными колёсами лучше?
Если так, то какие аргументы? Почему раздатка не может отцентрироваться сама на ходу по методу n-dee?

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 69
Авто: 21214M, 2013 гв.

TyPuCT
Многократным посыланием в FAQ я хотел добиться, чтобы ты

не поленился

, а прочитал статью до конца и внимательно.

Вот юзеры попадаются — три раза подряд приходится в FAQ посылать! [:(]


Рег.: 16.06.2008
Сообщений: 352
Откуда: Питер
Возраст: 38
Авто: Ниву продал :(

Ок, цитирую FAQ: (вероятно отсыл в FAQ был толстым намёком на эту фразу?)

Самый лучший результат дает эксклюзивное центрирование — на подставках под рычагами подвески при снятых колесах. При таком центрировании карданы имеют те же углы, что и при движении машины.

Чем вывешивание со снятыми колёсами лучше, чем ослабление гаек крепления опор раздатки и автоцентрирование на ходу?
(уже 4й раз перефразирую один и тот же вопрос)
Ведь на ходу все условия будут точно такими же, как и при езде после центрирования.
А если машина стоит на деревяшках со снятыми колёсами, то подшипники, полуоси, шрусы могут не создавать вибрации, которая появится на ходу.

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 69
Авто: 21214M, 2013 гв.

TyPuCT:

Ведь на ходу все условия будут точно такими же, как и при езде после центрирования.

Ответ очевиден. На ходу — да. Ты на ходу собираешься гайки закручивать? [:RWL]


Нива 4×4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Центровка раздаточной коробки (РК)

Содержание

  1. Разбираемся в терминологии.
  2. Изучаем проблемы и способы ремонта.
    1. Вибрация и как с ней справиться.
    2. Убираем вой и гул.
    3. Снимаем вероятность протечки масла.
  3. Универсальное средство, которое точно уберёт шум раздатки.
  4. Разница есть? Какие раздаточные коробки стоят на разных модификациях Нивы.
    1. Нива (LADA 4×4)
    2. Chevrolet Niva
  5. Рекомендации SV-PARTS.

Разбираемся в терминологии

Начнём с того, что окунёмся в матчасть. Раздаточная коробка (РК) – отдельный узел полноприводной машины, который осуществляет разнорежимную раздачу мощности от двигателя к передней и задней оси.

Внешне это механизм, расположенный под днищем машины, в корпусе которого последовательно помещается демультипликатор (делитель) для получения промежуточного передаточного числа в трансмиссии и разветвитель одного потока мощности на два. Именно с помощью этого устройства и его органов управления (рычагов), выходящих в салон автомобиля, водитель LADA 4×4 выбирает режим работы полного привода.

Непосредственно с КПП автомобиля РК связывает передний карданный вал и промежуточный вал (промвал) с гасителем колебаний. Как, наверное, уже понятно из описания, с задней осью машины данный элемент агрегатируется посредством заднего карданного вала.

Устройство раздаточной коробки Нивы 2121

Коробка раздаточная ВАЗ 21213 Нива, с 2-х рядным подшипником

+

Назад к содержанию

Изучаем проблемы и способы ремонта.

Любому автовладельцу точно не нужно рассказывать – почему вой и гул – это плохо. Вибрация раздатки на Ниве на маленькой скорости – встречается довольно часто. Водитель, конечно, привыкает постепенно ко многим посторонним звукам в машине, но уровень шума достаточно высок, чтобы в поездке с пассажирами невозможно было поддерживать беседу. Из-за чрезмерного шумового загрязнения – поневоле придётся бороться с проблемой.

Вибрация и как с ней справиться.

Основная причина возникновения лишних звуков – разночастотные колебания составных частей трансмиссии. Вообще, вибрация раздатки на Ниве – один из наиболее распространённых краеугольных камней, с которыми иные автовладельцы вынуждены бороться (или мириться) постоянно.

  • Проверьте подушки (опоры) на которых к кузову крепится силовой агрегат, КПП и др. детали вплоть до глушителя. Любая изношенная подушка или резинка легко может быть причиной излишние тряски железа и сопутствующего громыхания. Изношенные сайлентблоки и подушки лучше сразу заменить.
  • Непременно обратите внимание на промежуточный вал (промвал). Увидели признаки «усталости» – поменяйте элементы, пришедшие в негодность, или деталь целиком!
  • Вал карданный промежуточный (промвал) 2123 Шевроле Нива

    +

    Вал карданный ВАЗ-2121,21214 промежуточный SV-PARTS

    +

  • Изучите – в каком состоянии карданные валы. «Старая» версия кардана позволяет обслужить (отремонтировать) деталь, например, заменив разбитые крестовины.

    Крестовина кардана 2121-2123 Сызрань

    +

    В случае со ШРУСовыми карданами придётся заменить полностью неработающий элемент.

    Вал карданный задний в сборе на шрусах НИВА 2121-2123

    +

    Вал карданный передний на шрусах НИВА 2121-21214

    +

    Что касается карданных валов на шарнирах равных угловых скоростей (ШРУСах), то такая конструкция дороже, но у неё есть неоспоримое преимущество – легко демонтировать и установить обратно, а также при этой операции не нарушается балансировка карданных валов.

  • Не лишним будет уделить внимание посадке раздаточной коробки. Если установлено дополнительное (третье) крепление РК – открутите его от коробки, от кузова откручивать не нужно. Установите раздатку в нейтраль, заведите машину и на четвёртой передаче раскрутите ещё примерно до 3-4 тысяч оборотов. Она должна стабилизироваться и, что называется, найти своё место. Заглушите автомобиль, и закрепите механизм.

Пожалуй, это наиболее полный набор мер, которые советуют бывалые автомеханики, когда гудит и вибрирует раздатка на Ниве!

Назад к содержанию

Убираем вой и гул

Будем считать, что с вибрацией справились, но осталась не менее существенная проблема – как убрать вой раздатки на Ниве. Далеко не всегда колебания механизма – единственная причина появления посторонних раздражающих звуков. А характерный шум раздаточной коробки, увы, один из «фирменных» недостатков одного из лучших отечественных внедорожников.

  1. Первое, на что следует обратить внимание – рычаги. Лучше сразу их заменить на бесшумные – с антирезонансными втулками внутри. Весь гул они не ликвидируют, но некоторую его долю точно погасят.
  2. Ещё лучше результат будет если установить мелкомодульную раздатку – с передними и задними крышками, оснащёнными двухрядными подшипниками. В 2010 году АВТОВАЗ внедрил новые двухрядные подшипники выходных валов, чтобы избавиться от люфтов и биений, а также продлить жить сальникам и, в целом, увеличить надёжность механизма. Здесь логика – друг человека: меньше тряски и колебаний – выше ресурс и надёжность.
  3. Коробка раздаточная ВАЗ 21213 Нива, с 2-х рядным подшипником

    +

Назад к содержанию

Снимаем вероятность протечки масла

В стремлении снять вопрос как избавиться от воя раздатки, ещё до обновления 2010 году производитель стал осуществлять сборку данного механизма с использованием силиконового герметика взамен картонных прокладок. И внедрил улучшенную систему вентиляции картера с открытым сапуном, который был выведен под капот. Опять же, чуть возросла надёжность машины при прохождении бродов, а главное попутно снизилась нагрузка на сальники.

Упоминаем о них вновь раз, чтобы обратить внимание, что чем меньше вибраций и толчков, тем дольше не придётся обнаружить течь масла на корпусе раздатки из-за пришедших в негодность сальников. Тем более, фланец в крышках РК может быть причиной шума – в ходе эксплуатации попросту разбиваются посадочные места подшипников.

Надеемся, что перечисленные выше действия станут полноценной пошаговой инструкцией, как устранить шум раздаточной коробки на Ниве.

Назад к содержанию

Универсальное средство, которое точно уберёт шум раздатки?

Для людей, которые не хотят тратить много времени на доработку агрегатов своего внедорожника, существует проверенное решение. Довольно надёжным универсальным вариантом, как убрать вой раздатки на Ниве, можно сказать, ноу-хау от компании SV-PARTs, является установка стального четырёхсателлитного дифференциала.

Дифференциал раздаточной коробки 2121, 2123 усиленный 4-х сателлитный 24 шлица AVT

+

Дифференциал раздаточной коробки 2121, 2123 усиленный 4-х сателлитный 22 шлица AVT

+

Практика показывает, что он нивелирует до 90% шума. Пожалуй, если ещё выполнить предыдущие рекомендации, то суммарных усилий будет достаточно для обретения коморта и покоя за рулём любимой машины.

Назад к содержанию

Разница есть? Какие раздаточные коробки стоят на разных модификаций Нивы

Следует уделить внимания ещё одному моменту – есть ли разница для разных модификаций автомобиля Нива.

Нива (LADA 4×4).

Автомобиль ВАЗ-21213 (Нива), а вместе с ним и модели ВАЗ-21214, LADA 4×4 URBAN и прочие мелко-серийные аппараты, собираемые на их базе, оснащаются единственной раздаточной коробкой, лишь с учётом обновлений и улучшений, внедрённых заводом в 2009-2010 годах.

Chevrolet Niva

Здесь нужно учитывать, что раздаточная коробка автомобиля ВАЗ-2123, коим собственно является Niva, имеет абсолютно то же устройство, что и аналогичные узлы на обыкновенном ВАЗовском внедорожнике.

Но у Шевроле Нивы, как известно, другой механизм управления – в ней используется единственный рычаг раздатки, а не два. Передачи переключаются вдоль, а блокировка – поперёк. При этом, на неё изначально устанавливали иное сцепление (Valeo) и мелкомодульные РК с однорядными или двухрядными подшипниками. А ещё уже с завода автомобиль выезжал, имея рычаг управления раздаткой со встроенным демпфером, который, снимал лишний шум в диапазоне 4-5 тысяч оборотов силового агрегата.

Так что, относительно рассуждений на тему «причины вибрации и воя в раздатке на Ниве Шевроле и как это устранить?» вполне уместны советы, которые мы привели выше.

Назад к содержанию

Рекомендации SV-PARTS

Мы обращаем внимание, что в ассортименте интернет-магазина SV-PARTS есть всё, чтобы решить вопросы с раздаточной коробкой, даже агрегаты в сборе для Нива 4×4 (ВАЗ 2121) и Chevrolet Niva. А ещё мы записали короткое видео в помощь автолюбителям, чтобы вам не пришлось тратить много своего времени

Смотрите, комментируйте и штурмуйте новые горизонты на бездорожье вместе с нами!

От легковых автомобилей ВАЗ машины семейства «Нива» отличаются постоянным полным приводом – у них два ведущих моста. Всего в трансмиссии у вазовского внедорожника есть три дифференциала – по одному на каждый мост и еще межосевой дифференциал.

Схема устроиства раздатки ВАЗ 2121

1. Сальник; 2. Упорное кольцо переднего подшипника ведущего вала; 3. Крышка переднего подшипника; 4. Передний подшипник ведущего вала; 5. Передняя крышка раздаточной коробки; 6. Шестерня высшей передачи; 7. Ступица муфты включения передач; 8. Муфта включения передач; 9. Шестерня низшей передачи; 10. Картер раздаточной коробки; 11. Задний подшипник ведущего вала; 12. Ведущий вал; 13. Задняя крышка раздаточной коробки; 14. Промежуточный вал; 15. Задний подшипник промежуточного вала; 16. Задний подшипник корпуса дифференциала; 17. Установочное кольцо подшипника вала привода заднего моста; 18. Подшипник вала привода заднего моста; 19. Маслоотражатель сальника; 20. Фланец вала привода заднего моста; 21. Вал привода заднего моста; 22. Упорное кольцо подшипника; 23. Корпус дифференциала; 24. Шестерня привода заднего моста; 25. Сателлит; 26. Ось сателлитов; 27. Стопорное кольцо оси сателлитов; 28. Пружинная шайба; 29. Ведомая шестерня; 30. Стопорное кольцо подшипника корпуса дифференциала; 31. Муфта блокировки дифференциала; 32. Вал привода переднего моста; 33. Картер привода переднего моста; 34. Стопорное кольцо подшипника вала привода переднего моста; 35. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Передний подшипник корпуса дифференциала; 37. Ведомая шестерня привода спидометра; 38. Корпус привода спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Регулировочные прокладки; 45. Кронштейн подвески раздаточной коробки; 46. Кронштейн задней подвески двигателя. 

I. Включена высшая передача; II. Включена низшая передача; III. Включена низшая передача, дифференциал блокирован.

Раздаточная коробка «Нива» предназначена для распределения тяговых усилий между мостами, и работает по принципу 2-ступенчатой коробки передач.

Устройство раздаточной коробки ВАЗ Нива

Раздатка присутствует не во всех легковых автомобилях ВАЗ, а только на машинах с двумя ведущими мостами. В трансмиссии раздаточная коробка (РК) устанавливается сзади коробки передач, на ее хвостовике крепится задний карданный вал, который соединяет раздатку с задним мостом. Передний мост приводится в движение также от РК, он связан с раздаткой передним карданным валом.

Понижающая передача в РК предназначена для получения высокого крутящего момента, она используется для преодоления сложных участков дороги, помогает справиться с бездорожьем. В раздаточной коробке ВАЗ Нива присутствуют следующие основные детали:

  • сам корпус;
  • вал привода переднего моста;
  • промежуточный вал;
  • ведущий вал;
  • шестерни;
  • подшипники;
  • корпус дифференциала;
  • сателлиты;
  • муфта блокировки дифференциала;
  • муфта переключения передач;
  • фланцы (для соединения с карданными валами);
  • сальники;
  • рычаги управления.

Раздаточная коробка Нива 21213

Модель ВАЗ-21213 – легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом и блокировкой дифференциала. Марка 21213 является рестайлинговой версией первого вазовского внедорожника ВАЗ-2121. РК Нивы 21213 имеет три передачи:

  • первую – с передаточным числом 1,2;
  • вторую, пониженную – с числом 2,135;
  • нейтраль.

21213 комплектуется 4-ступенчатыми и 5-ступенчатыми коробками передач, и когда включена первая скорость раздатки, машина работает в стандартном режиме, передаточные числа в трансмиссии с 5-ст. КПП следующие:

  • 1 – 4,4;
  • 2 – 2,52;
  • 3 – 1,63;
  • 4 – 1,2;
  • 5 – 0,98.

При включении второго положения рычага раздаточной коробки (положение назад) передаточные числа меняются (понижаются):

  • 1 – 7,83;
  • 2 –4,48;
  • 3 – 2,90;
  • 4 – 2,14;
  • 5 – 1,75.

По обычным дорогам на раздатке постоянно включена первая передача, рычаг управления раздаточной коробкой (понижающим редуктором) выдвинут вперед. Нейтральная передача РК разъединяет трансмиссию, и в таком положении автомобиль не едет, нейтраль есть также и в КПП.

Часто автомобилистами задается вопрос – зачем нужна нейтральная передача в раздаточной коробке. Нейтраль используется при подключении к трансмиссии дополнительных агрегатов, например, механической лебедки, в этом случае должна быть еще установлена коробка отбора мощности.

Раздаточная коробка Нива 21214

На автомобилях «Нива» (за исключением Chevrolet Niva) применяется два основных типа раздаточных коробок:

  • 21213 (модификации 21213-1800020-01 и 21213-1800020-02):
  • 21214 (модификации 21214-1800020-01, 21214-1800020-02, 21214-1800020-10).

Между собой раздатки имеет практически одинаковую конструкцию – на РК 21214 дополнительно имеется привод датчика скорости.

Раздаточная коробка Нива Шевроле

Раздатка автомобиля ВАЗ 2123 принципиально имеет такое же устройство, что и узел 21213/21214, но у «Шеви Нивы»:

  • иной механизм управления (с одним рычагом);
  • установлена дополнительная опора (на простой «Ниве» РК крепится на двух опорах, на авто ВАЗ 2123 – на трех опорах).

Неисправности раздаточных коробок ВАЗ

Раздатка на Ниве является достаточно надежным узлом, проблемы с ремонтом в самом механизме возникают в основном из-за недостаточного уровня масла в РК – если по каким-либо причинам масло вытекло, происходит интенсивный износ всех деталей. Среди часто возникающих неисправностей можно отметить:

  • вибрацию по кузову на различных скоростях при движении авто;
  • вибрацию в момент трогания автомашины с места;
  • шум в раздатке во время пробуксовки или вхождения автомобиля в поворот;
  • тугое включение повышенной или пониженной передачи, затрудненное включение блокировки.

Вибрация

Вибрация по кузову – основная «болезнь» Нивы, она часто возникает из-за неправильной центровки раздаточной коробки. Чаще всего вибрация бываеет на машинах ВАЗ 21213/21214, так как крепится РК только на двух опорах по бокам корпуса, на Chevrolet Niva раздаточная коробка уже устанавливается на трех опорах. Но прежде чем начать регулировку положения раздатки, следует проверить состояние других деталей ходовой части – возникать вибрация может и по другим причинам:

  • плохо закреплены карданные валы;
  • не отбалансированы колеса;
  • есть люфт в крестовинах кардана (особенно на вибрацию влияют люфты в крестовинах заднего карданного вала);
  • вибрирование идет от самого двигателя.

Вибрация при трогании с места на Ниве также может происходить по следующим причинам:

  • раскрутилось крепление установочных опор раздатки;
  • порвалась резина на самих опорах РК.

Центровка раздаточной коробки

Правильная установка раздаточной коробки может производиться несколькими способами. Чаще всего в автомастерских ремонтники пользуются следующим методом:

  • вывешивают машину на подъемнике;
  • ослабляют крепление раздатки;
  • запускают двигатель;
  • включают передачу и разгоняют машину по спидометру до скорости, на которой идет вибрация (часто она возникает на скоростях от 40 до 80 км/ час);
  • без применения тормозов гасят скорость двигателем, затем выключают зажигание.

Раздатка сама центруется по местам, остается только затянуть крепления опор.

Отрегулировать положение РК также можно с помощью проволоки, делаем это следующим образом:

  • ослабляем все четыре крепления опор раздатки;
  • закрепляем один конец проволоки на резиновой муфте карданного вала;
  • крепим еще отрезок проволоки на ШРУСе, другие концы проволоки подводим друг к другу;
  • вращаем вал, если раздатка не отцентрована, концы проволоки будут при вращении расходиться;
  • задача сводится к тому, чтобы установить методом подбора раздаточную коробку так, чтобы концы проволоки практически не расходились между собой в любом положении при поворачивании вала.

Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей

Установка третьей опоры РК на автомобилях ВАЗ 21213/21214 позволяет уменьшить уровень вибрации раздатки, с этой опорой проще произвести центровку раздаточной коробки. Деталь можно приобрести в автомагазинах или изготовить ее самостоятельно. В комплекте готового изделия идут три длинных шпильки (для модели 2121), для установки третьей опоры на этой машине необходимо будет вывернуть короткие шпильки из корпуса раздатки и установить новые шпильки из комплекта. Ремонт производим следующим образом:

  • демонтируем в салоне переднее сиденье пассажира;
  • снимаем облицовку тоннеля пола;
  • в салоне отодвигаем ковролин, закрывающий кузовной усилитель (спереди рычага ручного тормоза);
  • снимаем раздаточную коробку (как вариант, ее можно просто вывесить, но со снятием монтаж третьей опоры делать удобнее);
  • крепим на корпусе РК кронштейн новой опоры;
  • устанавливаем раздаточную коробку на место, центруем ее в оптимальном положении, крепим боковые опоры;
  • совмещаем третью опору с кузовом, просверливаем в днище два отверстия;
  • с помощью шайб, болтов и гаек (из комплекта) крепим опору к днищу кузова.

Более эффективно устраняется вибрация за счет установки под раздатку подрамника. Такое приспособление также можно изготовить своими руками или купить готовое изделие в автомагазине.

Для того чтобы установить подрамник, следует снять раздаточную коробку. Производить такую работу удобнее на яме, ремонт выполняем следующим образом:

  • оставляем машину на нейтральной передаче;
  • отсоединяем от раздатки карданный вал, желательно пометить фланец кардана и РК, чтобы при установке установить карданный вал по меткам – таким образом, исключается появление лишних вибраций;
  • демонтируем кронштейн крепления глушителя;
  • снимаем траверс КПП;
  • поддомкрачиваем раздатку, снимаем боковые крепления РК;
  • места посадки подрамника к кузову обрабатываем мовилем;
  • насаживаем подрамник на шпильки коробки передач;
  • размечаем места крепления подрамника на лонжеронах, сверлим отверстия, наживляем болты на кузове;
  • затягиваем все крепления, кроме самих опор раздатки;
  • производим центровку РК;
  • окончательно затягиваем опоры раздаточной коробки.

Следует отметить, что установка дополнительной опоры или подрамника на РК не всегда приводит к желаемому эффекту, в некоторых случаях вибрация только увеличивается.

Снятие раздатки Нива

Чтобы выполнить ремонт раздаточной коробки на автомобиле ВАЗ 21213 (21214), узел предварительно необходимо снять. Снятие производим в следующем порядке:

  • в салоне демонтируем пластмассовую накладку рычагов КПП и РК;
  • отворачиваем набалдашники рычагов переключения раздатки, снимаем под ними кожух;
  • отсоединяем трос спидометра, для РК 21214 нужно будет отсоединить дополнительно еще датчик скорости;
  • разворачиваем болты с гайками крепления эластичной муфты переднего и заднего карданных валов, для того чтобы вынуть болты, карданы необходимо проворачивать – вынимаются они по одному в одном определенном положении вала;
  • под раздатку устанавливаем домкрат (или другой упор), отмечаем места, где крепились боковые опоры РК. Делается это для того, при установке центровку раздаточной коробки свести к минимуму;
  • отворачиваем 4 гайки крепления РК к коробке передач;
  • откручиваем 4 крепления опор РК к кузову автомобиля;
  • теперь остается только демонтировать раздаточную коробку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как отрегулировать пластиковые двери входные на прижим самостоятельно пошаговая инструкция
  • Как отправить бандероль почтой россии инструкция и цены в другой город
  • Как отрегулировать переключение скоростей на велосипеде shimano пошаговая инструкция
  • Как отправить авито доставкой если продаешь в другой город пошаговая инструкция
  • Как отличить вупсеня от пупсеня инструкция