Как применять педагогический прием скрытая инструкция

Приемы
создания ситуации успеха в учебной деятельности и положительного отношения к
своим результатам

Детям важно чувствовать себя успешными в
своей деятельности. Это мотивирует их и дальше вкладываться в собственное
обучение.  

Прием «Скрытая инструкция»

Если видите, что ребенок боится приступить
к делу, так как уверен в своем провале, помогите ему начать. Намекните, на что
ребенку стоит обратить внимание в процессе работы над заданием.

Пример

Какие фразы помогут
ребенку сориентироваться

  
«Возможно, лучше всего начать с…..»

  
«Выполняя работу, не забудь о…..»

   «В условии
задачи есть скрытая подсказка».

Прием «Внесение мотива»

Покажите ребенку, ради чего он что-то делает, кому будет хорошо после
выполнения работы. Пример

Какие фразы помогут
ребенку осознать свои мотивы

  
«Ты это делаешь для того, чтобы хорошо написать контрольную
работу».

  
«Это повлияет на твою оценку в четверти».

   «Если сделаешь
это, я освобожу тебя от зачета».

Прием «Персональная исключительность»

Обозначьте важность усилий ребенка в
предстоящей или текущей деятельности. Ребенок должен осознать, насколько важен
его вклад в то, о чем вы его просите.

Пример

Какие фразы убедят ребенка, что без него ничего не
получится
– «Только ты и мог бы….».

  
«Только тебе я и могу доверить…».

   «Ни к кому,
кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

Прием «Мобилизация активности»

Побудите ребенка
выполнить какие-то действия. Покажите, насколько вы заинтересованы в его
активности и результатов, которых он добьется.

Пример

Какие фразы покажут вашу заинтересованность в работе
ребенка
«Нам уже не терпится начать работу…».

«Так хочется поскорее увидеть…».

«Уверена, у тебя получится что-то очень хорошее».

Приемы,
которые формируют у школьников положительное отношение к своим результатам

Есть дети, которые излишне самокритичны.
Им никогда не нравится, как и что они сделали, они видят только ошибки, а
успехи не замечают. От этого страдает их учебная мотивация. Какие приемы
помогут сформировать у детей положительное отношение к своим результатам?

Прием 1. Организуйте
выставку детских работ

В выставке могут участвовать детские
проекты, рисунки, поделки, сочинения и т. п. Это удовлетворит потребность
школьников в самоутверждении, престиже, соревновательной конкуренции.

Прием 2. Хвалите
детей даже за скромные успехи

Похвала действительно важна детям и
помогает решать разнообразные задачи. Во-первых, формирует в классе
положительную эмоциональную атмосферу. Во-вторых, укрепляет веру учеников в
себя и свои силы, мотивирует развиваться дальше. В-третьих, помогает детям
избавиться от излишней самокритичности. Особенно похвала важна для учеников,
которые долгое время находятся в категории неуспевающих. Прием 3.
Рассказывайте детям о важности их учебных результатов

Объясните, что обучение – это непрерывный
и взаимосвязанный процесс. От текущих результатов детей зависят их результаты
на последующих занятиях. А от результатов учебы в школе зависит обучение в
ВУЗе. Поэтому важно адекватно оценивать свою деятельность уже сейчас, не
бояться обсуждать с вами возможные сложности и сомнения.

Как позитивно
оценивать успехи учеников

Правило

Пояснение

Делайте
обратную связь конкретной  и содержательной, связывайте с работой или ответом
ученика

Ученик должен понимать, за что его хвалят, что именно вас
обрадовало или восхитило. Сравните: «Молодец, умница» и «Вера, ты великолепно
проанализировала это стихотворение Тютчева!». Второй вариант

предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно у

него получилось

Оценивайте проявленные усилия, настойчивость, достигнутые цели

Поддерживайте продвижение детей в понимании нового материала. Хвалить за
то, что ребенок просто запомнил материал, недостаточно

Любая похвала должна быть индивидуально
ориентированной, без оценок и сравнений  с другими учениками

Дух конкуренции в долговременной перспективе – неэффективный мотиватор.
Ученики не должны ориентироваться друг на друга – ровняться надо только на
себя, на свои знания и умения

Хвалите
искренне, честно  и спонтанно

Обращайте
внимание на свои интонации, мимику  и жесты. Избегайте наигранности, и тогда
дети вам поверят

Старайтесь находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей

Если кто-то из детей получает похвалу чаще остальных, в том числе не по
заслугам, то остальные ученики чувствуют несправедливость

Хвалите нужно чаще,
критиковать – реже

Похвала, которой вы признаете компетентность ребенка, вдохновляет его на
новые свершения. Критика же демотивирует

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Абакумова И.В.

1

Олейникова А.М.

1


1 ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» Ростов-на-Дону

В условиях модернизации российского образования особенно важным для педагога является умение актуально и эффективно применять новые психолого-педагогические технологии, использовать их в рабочем процессе для получения максимального результата. В данной статье представлены результаты исследования, посвященные изучению технологии «скрытой позиции», умению его применять в педагогической деятельности в рамках образования в школе и вузе. Результаты данного исследования позволяют выявлять те специфические психолого-педагогические особенности деятельности педагога, при которых возможно применение технологии «скрытой позиции». Технология «скрытой позиции педагога», в целом, едва ли не единственный способ получить результаты в тех педагогических ситуациях, когда нет других способов оказать необходимое влияние или приходится скрывать свои намерения. Данная технология универсальна для любого учебного заведения и направления подготовки. С помощью применения технологии «скрытой позиции» преподаватели различных учебных заведений могут разнообразить любой учебный материал независимо от его сложности и возрастных особенностей учащихся.

метод «скрытой позиции»

специфические психолого-педагогические особенности деятельности педагога

процесс обучения

1. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия: монография. – М.: Ин-т философии РАН, 1999. – 235 с.

2. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вестн. Моск. ун­та. Сер. 14, Психология. – 1993. – № 4. – С. 5.

3. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: учебное пособие. – М., 2000.

4. Олейникова А.М. Психолого-педагогические особенности применения скрытой позиции педагога в рамках современного образования в школе и вузе // Педагогика в XXI веке: синергетика, моделирование и прикладные исследования, электронное, мета-проектное и взаимное обучение, интерактивность и мультимедиа: международной научно-практической интернет-конференции. – Таганрог, 2012.

5. Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. – Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1985.

В условиях модернизации Российского образования особенно важным для педагога является умение актуально и эффективно применять новые психолого-педагогические технологии, использовать их в рабочем процессе для получения максимального результата. Одному из таких приемов психолого-педагогического воздействия и посвящена данная статья, в которой анализируются различные аспекты скрытого психолого-педагогического воздействия на личность, проводится анализ результатов ряда исследований процесса межличностного взаимодействия, и приводятся наиболее значимые, достоверные данные, полученные в нашем исследовании.

Цель исследования – исследование особенностей применения метода «скрытой позиции педагога» и подтверждение новой оригинальной концепции применения данного метода в педагогической практике преподавателей школ и вузов.

Материалы и методы исследования

Для изучения скрытой позиции в педагогическом коллективе были использованы следующие методики: Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьева), Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник), Экспресс-диагностика социальных ценностей личности, шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера, а также анкетирование, направленное на умение применять и формировать скрытую позицию.

Рассматривая различные понятия, отражающие способы и проявления тайного принуждения человека как социально-психологического явления, присущего социальному взаимодействию людей, следует отметить, что в научных исследованиях затрагиваются теоретические и прикладные вопросы изучения различных форм скрытого принуждения личности. Достаточно часто они описываются в понятиях, применяемых нами в повседневном языке и используемых в сфере социального управления, либо в общенаучных понятиях таких дисциплин, как социология, теория управления, политология, военное искусство и т.д. Наша задача раскрыть понятие скрытого принуждения личности в психолого-педагогическом контексте.

Важной отличительной чертой психолого-педагогических манипуляций является отношение к партнеру по взаимодействию и общению не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуются его интересы и удовлетворяются собственные потребности без учета интересов, воли и желаний другой стороны – человека, выступающего как объекта манипуляций [2].

Рассмотрение межличностной манипуляции как специфического вида психолого-педагогического воздействия предполагает выделение двух сторон в структуре данного процесса. Одна из сторон выступает как инициирующая и осуществляющая межличностную манипуляцию и является ее вдохновителем и активным реализатором. Эта сторона обозначается как источник манипулятивного воздействия, манипулятор или актор воздействия. Вторую сторону, на которую направлено манипулятивное воздействие и которая выступает как объект межличностной манипуляции, обозначают как адресат воздействия [2].

Важно отметить, что процесс психолого-педагогической манипуляции представляет собой скрытую или явную дискуссию двух или нескольких лиц, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания, то есть психолого-педагогическая манипуляция не может быть монологом, это обязательно диалогический процесс.

Является дискуссия скрытой или явной, зависит от социальных статусов манипулятора и субъекта манипуляции. Если они не равны, например, преподаватель – студент, последний, скорее всего не будет спорить открыто, но возражения иметь может, и дискуссия соответственно будет скрытая, и наоборот, если статусы равны, то – явная [3].

Скрытая и открытая позиции педагога в обучении рассматриваются нами в рамках более общей психолого-педагогической проблемы педагогического управления. Они квалифицируются как важнейшие составляющие педагогического управления и на этом основании определяются как принципы современного обучения, обогащающие их классическую номенклатуру. Осуществляемая ими регуляция познавательной деятельности обучающихся, как показывают наши предварительные исследования, отличается достаточной продуктивностью.

Скрытая позиция педагога в обучении предполагает ряд процедур, среди которых – изложение с задержанной информацией, отсутствие со стороны преподавателя оценки изучаемых событий, имитация подлинного диалога, неприятие педагогом мнения учащихся или студентов, в то время как объективно оно представляется правильным, и др. Открытая позиция педагога, напротив, предполагает поведение преподавателя и его действия как не игровые, а реальные. Преподаватель предстает перед обучающимися таким, каков он есть на самом деле, в своей открытости по отношению к ним.

Принцип скрытой позиции педагога тесно связан с известными принципами перспективности и опережения в обучении и относится в большей степени к психолого-дидактическим феноменам. Принцип открытой позиции выражает в большей степени нравственные аспекты межличностного общения в обучении и может быть отнесен к его психолого-педагогической, т.е. более общей сфере. Возникает задача всестороннего исследования специально как одной и другой позиций педагога, так и их динамического взаимодействия [5].

Учитель может добиться желаемого результата не только благодаря своим интуитивным управленческим действиям, но и за счет использования основных положений педагогического менеджмента, методики «скрытой позиции». Личность учителя, его гуманистические качества, методы и формы работы, такт, время и способ подачи информации, умение вести беседу – это лишь некоторые составляющие данной технологии, знание и использование которых позволяет добиться положительного эффекта. «Скрытая позиция», порой, является единственным способом воздействия. Она дает возможность учителю индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, предполагает сохранение здоровой творческой обстановки, способствующей эффективному обучению, созданию благоприятного психологического климата в классе.

Сущность скрытой позиции в обучении заключается в том, что когда процесс обучения спроектирован, то внутренняя подоплека действий педагога, их истинных устремлений от учащихся может быть скрыта. На основе этого становится возможным, несмотря на многоплановую организацию деятельности учащихся, четко направить процесс, а проявление самой связи сделать для них неожиданной, побуждая этим учащихся обратить на нее внимание.

Осуществляя технологию «скрытой позиции», необходимо «зацепить» того, на кого оказывается управляющее воздействие. Для этой цели используются «приманки» – приемы, которые облегчают инициатору достижение своей цели, помогают привлечь внимание объекта к выгодной для него стороне дела и тем самым отвлечь от истинной цели инициатора [4].

К ним можно отнести интерес к личности, интересы собеседника, обещания и т.д. Эти «приманки» обеспечивают также выполнение необходимого условия принципа «скрытой позиции» – непонимание адресатом того, что им управляют.

Скрытую позицию можно обнаружить фактически в любом фрагменте, аспекте, сегменте, компоненте учебного процесса. Данное обстоятельство и делает актуальной и возможной скрытую позицию педагога.

Таким образом, технология «скрытой позиции» отражает внутреннюю работу учителя по стимулированию познавательной активности детей, снятию их страхов и тревожности, поддержки в них чувства собственного достоинства, позволяет влиять на ребенка, опираясь на сильные стороны; его личности. Объектом такого управления выступают именно система взаимоотношений, процесс взаимодействия учителя и ученика, а сам ученик рассматривается как субъект управления. В школе оно обращено к личности, сложные обязанности в источник радости, творческого настроения, в личные устремления. Эффективность использования предложенной технологии зависит как от позиции учителя по отношению к ученику, так и от уровня его общей и управленческой культуры, авторитета, убежденности в правоте своих действий, наличия у него харизматических качеств. Ему необходимо ясно понимать, что происходит с ребенком в момент управления, прогнозировать перспективы его дальнейшего развития, основываться на психолого-педагогических знаниях особенностей ребенка, среды, в которой он находится, его взаимоотношений с этой средой.

Сущность педагогического процесса – в созидании и постоянном поддержании условий, способствующих саморазвитию, самореализации, становлению человека.

Есть объективная потребность в организации такого процесса? Несомненно, т.к. саморазвитие, самореализация, становление личности происходит, во-первых, в условиях многообразного, часто стихийного воздействия многочисленных факторов социо-кулътурной среды и есть необходимость упорядочить это воздействие, а, во-вторых, саморазвитие находится в прямой зависимости от «культурной насыщенности» среды.

Следует сказать, что воспитание как внутренний процесс саморазвития, воспитание как взаимодействие с социокультурной средой и воспитание как специально организованный педагогический процесс взаимосвязаны, взаимно обусловлены и существуют в единстве. В практике, в жизни эти феномены настолько слиты, что есть смысл говорить о трех сторонах единого процесса.

Поэтому деятельность должна носить совместно-разделенный характер. Суть этого заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности.

Совместно-разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности.

Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, совместным осмыслением жизни и ее устройства, а также уважительным и демократичным к нему отношением и демократичным стилем общения. Ребенок проживает взаимодействие с миром, и это составляет его счастье жизни как субъекта, обретающего свой внутренний мир и свою душу [4].

Открыть – это значит поставить ребенка в позицию субъекта.

Опорой для сохранения скрытой позиции станет ярко выраженный интерес к ребенку, его проблемам, поддержка ребенка в различных жизненных ситуациях.

Рассматривая дидактическую интерпретацию скрытой позиции необходимо упомянуть и о таком понятии, как «метод взрыва». Метод «взрыва» имеет свою специфику воздействия. Во многих случаях педагогической практики этот метод оказывается наиболее эффективным. Поэтому его рассмотрение в достаточной степени актуально в наше время.

В «методе взрыва» заложен большой психологический смысл. Мгновенное воздействие, категорическое, гневное, рассчитано на то, чтобы привести объекта воздействия в смятение, выбить из колеи привычного ему течения жизни, при которой он свыкся с опытом отрицательного поведения, заставить почувствовать непреклонное намерение воспитателя любой ценой заставить его стать другим и в то же время понять, что своими действиями и поступками он позорит не только себя, но и коллектив. Чтобы психологический эффект служил педагогическим целям, воспитатель должен до мелочей предусмотреть дальнейшее развитие событий, сделать все, чтобы коренным образом изменить условия жизни воспитуемого, – создать обстановку и установить режим, усилить контроль, дать новые поручения и организовать совместную с коллективом деятельность и т. д. В связи с этим мы предположили, что актуальным для нынешней системы образования было бы изучение принципа скрытой позиции и способность преподавателей школ и вузов использовать инновационные технологии в педагогическом процессе. Для этого мы провели исследование среди педагогов школ и вузов.

Всего в анкетировании по желанию приняли участие 280 человек в возрасте от 26–55 лет, 210 женщин и 70 мужчин) из образовательных учреждений г. Ростова-на-Дону (университеты и школы). Часть преподавателей рассматривалась нами как экспериментальная группа (150 человек – преподаватели школ), остальные – как контрольная. Важно отметить, что респонденты, принимавшие участие в исследовании, имели стаж работы от 5 до 30 лет и выше.

Для изучения приема скрытой позиции педагога в учебном процессе и отношения педагогов к пониманию принципа скрытой позиции педагога проводилось анкетирование, а также мы использовали следующие методики: тест смысложизненных ориентации (СЖО) является адаптированным Д.А. Леонтьевым, «Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханиным, диагностика личностной креативности была разработана Е.Е. Туник, экспресс – диагностика социальных ценностей личности.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов 1 этапа эксперимента показал, что существуют различные уровни применения различных технологий воздействия и инновационных методов обучения. В целом уровень применения данных технологий достаточно высок и у преподавателей школ, и у преподавателей вузов. Преподаватели вузов применяют инновационные технологии достаточно часто (92 %). По нашему мнению, это связанно с возрастом аудитории, в которой работает преподаватель, с готовностью студентов к различным способам передачи информации, а также с техническим оснащением в аудиториях. Преподаватели школ, по результатам анкетирования (78 %), стремятся разнообразить свои уроки различными технологиями и перейти на более качественный уровень подачи материала.

Рассматривая особенности применения скрытой позиции педагога в образовательном пространстве, мы посчитали необходимым отразить зависимость возраста и стажа профессиональной деятельности педагогов школ и вузов. Анализ полученных данных позволил утверждать, что прием скрытой позиции могут применять две возрастные категории педагогов со стажем работы от 10–20 лет (р < 0,01) и более 20 лет при р < 0,005.

Анализ результатов 2 этапа исследования показал, что существуют значимые различия у педагогов школ и преподавателей вузов, при оценке шкал локуса контроля «Я», «Результат» и «Цели», согласно методике «СЖО» Леонтьева. Также анализ нашего исследования показал, что существуют значимые различия по шкалам методики «Диагностика личностной креативности» у педагогов школ и преподавателей вузов.

Почти одинаковые высокие суммарные показатели в контрольной и экспериментальной группах получены по шкалам «Любознательность» и «Воображение». На основании этого мы можем говорить, что и в экспериментальной, и в контрольной группах существует равнозначная тенденция в исследовании нового, в поиске альтернативных путей решения задач и т.д. Высокие показатели именно по этим шкалам подтверждают умение педагогов школ и вузов применять скрытую позицию педагога, а также пробовать и изучать различные психолого-педагогические техники для наиболее эффективного усвоения материала учениками. Полученные данные верны при р < 0,001.

Высокий показатель по шкале «Склонность к риску» у педагогов школ свидетельствует о постановке четких целей и желании их осуществить, несмотря ни на что, отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию коллег, но при этом допускать для себя возможность ошибок и провалов, при этом они предпочитают рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится. По нашему мнению, это тоже достаточно яркий маркер, который может свидетельствовать о достаточно высокой инновационной деятельности педагога и применении скрытой позиции педагога в том числе. Полученные данные верны при р < 0,05.

Анализ полученных данных позволяет нам утверждать, что педагоги школ наиболее эффективно применяют скрытую позицию педагога, чем преподаватели вузов. Также можно отметить и тот акт, что педагоги школ более открыты к инновационной деятельности в рамках учебного процесса. Полученные данные подтверждают и корреляционные данные.

Анализ полученных данных по методике Спилбергера–Ханина позволяет выявить ряд значимых различий в контрольной и экспериментальной группах. У преподавателей вуза и педагогов школ в основном преобладает умеренный уровень и реактивной, и личностной тревожности. Это позволяет нам говорить о спокойствии и уравновешенности во время проведения исследования, о повышении внимания к моменту деятельности и повышении чувства ответственности. Но следует подчеркнуть, что среди педагогов школ были отмечены 11 % респондентов, у которых отмечается высокий уровень реактивной тревожности, и 17 % респондентов этой же группы, у которых отмечается высокий уровень личностной тревожности. Полученные данные, по шкале реактивной тревожности у педагогов школ, достоверны при р < 0,05, а по шкале личностной тревожности в этой же группе, данные достоверны при р < 0,01. Следовательно, данной группе свойственна устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие проблемы состоянием тревоги. Отметим, что эти состояния и эмоциональные реакции могут быть различными по состоянию и интенсивности, а также динамичными во времени. Полагаем, что, не смотря на то, что есть определенный высокий уровень личностной тревожности у педагогов школ, она (реактивная и личностная тревожность) все-таки полезна.

В ходе нашего исследования мы также выявили влияние стажа работы на реактивность и лабильность респондентов обеих групп. Уровень значимости критерия Фишера свидетельствует о наличии влияния стажа работы на уровень реактивной и личностной тревожности по шкале Спилбергера –Ханина.

Можно сделать предположение, что большей эмоциональной реактивностью и лабильностью обладают респонденты с небольшим стажем работы (от 5 до 10 лет) в различных учебных заведениях.

Заключение

Обобщая содержание данной статьи, можно сделать ряд выводов:

По результатам исследований в контрольной и экспериментальной группах обнаружена прямая зависимость между стажем педагогической деятельности и умением применять различные психолого-педагогические технологии, и принцип скрытой позиции в частности. Также можно отметить, что педагоги школ могут более часто применять принцип скрытой позиции. Это связано с возрастными рамками учащихся и уровнем осваиваемого материала. Необходимо отметить и тот момент, что многие педагоги школ открыты для различных инновационных техник и стремятся применять их в практике учебного процесса.

Таким образом, в процессе исследования мы не только подтвердили существование значимых различий между стажем педагогической деятельности и умением применять различные психолого-педагогические технологии, но и вскрыли универсальность принципа скрытой позиции для различных образовательных учреждений.

По нашему мнению, актуальность применения принципа скрытой позиции несомненна. С помощью него преподаватели различных учебных заведений смогут разнообразить любой учебный материал независимо от его сложности и возрастных особенностей учащихся.

Рецензенты:

Власова Т.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Теория и методика профессионального образования», г. Ростов-на-Дону;

Щербакова Т.Н., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии Ростовского областного института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Ростов-на-Дону.

Работа поступила в редакцию 04.04.2013.


Библиографическая ссылка

Абакумова И.В., Олейникова А.М. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СКРЫТОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-1.
– С. 169-173;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31437 (дата обращения: 14.07.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Доклад

«Ситуация успеха как условие

организации образовательной деятельности дошкольников»

«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна

быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью

подачи учителя… радость успеха может померкнуть»

В. А. Сухомлинский

Главный смысл деятельности образовательной организации в условиях ФГОС — создание каждому ребенку таких условий, при которых у него появляется возможность пережить радость своего личного успеха, осознания своих способностей, веры в себя. И, как итог, получить свою «порцию аплодисментов». Всё это приводит к появлению у ребенка чувства радости и гордости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т.е. состояния успеха. Оно в свою очередь, является катализатором новых потребностей в позитивном успехе, увеличивая стремление самореализовать себя в коллективе и окружающей социальной среде.

Что такое «успех», «ситуация успеха»?

В настоящее время слово «успех» — одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность. Успех в любой деятельности — один из самых важных источников внутренних сил человека, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, трудиться, совершенствоваться.

При этом важно обратить внимание на сущностные характеристики этого понятия. Во-первых, в него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности. Во-вторых, из понятия «успех» исключаются все случаи, связанные с везением, свалившимся на человека без приложения им самим каких-либо усилий.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

В.Ю. Питюков, Н. Щуркова под успехом понимают субъективное переживание личностью удовольствия от процесса и результата самостоятельно выполненной работы.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить своё «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Что значит «успех» для ребенка дошкольного возраста?

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Что следует понимать под словом «успех» в дошкольном возрасте, как воспитать ребенка успешным и какие приемы для этого использовать воспитателям?

Применительно к дошкольникам, с социальной, психологической, педагогической точек зрения, успех — это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидания и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.

Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества или неудачника. Как обнаружили учёные, успешность не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причём уже с детского возраста, и становится относительно устойчивой в 5–6 лет. Для ребёнка этого возраста настолько значим успех, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности — уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания. Приобретённая потребность в достижении успеха в последующей жизни почти не меняется. Она оказывает весьма значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом. Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний и показывают низкий уровень тревожности. Такие дети развиваются быстрее по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.

В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых для него взрослых — родителей, воспитателей. На разных этапах психического развития дошкольник по-разному реагирует на оценку своей деятельности. Установлено, что в возрасте от 3-х до 5-и лет у ребёнка наблюдаются неспецифические реагирования, в 6-7 лет – специфические (переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению).

Разновидности успеха дошкольника могут быть сведены к двум видам:

Признание конкретного результата ребенка, в т.ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;

Признание личности ребенка в целом.

При организации и осуществлении образовательной деятельности педагогу важно помнить, что на основе состояния успешности у дошкольника формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения. А. Белкин отмечает, что если ситуация успеха становится для ребенка постоянной, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

И, наоборот, эмоциональная неустойчивость, ощущение неуспешности мешают общению ребенка, формированию его взаимодействия в детском сообществе и отношениям со взрослыми, могут провоцировать робость, застенчивость, некоммуникабельность или, наоборот, агрессию, неадекватность реакции.

Обоснование ситуации успеха как педагогического средства позволяет максимально развить способности ребенка, его физические и духовные силы.

Кто обеспечивает для ребенка ситуацию успеха?

В ДОУ – педагоги (воспитатели). Воспитатель стремится быть откровенным и открытым, искренним; старается вселить силы в воспитанника, т.е. воспитатель и ребёнок находятся в равноправных позициях: открытость взрослого направлена к ребенку, как к человеку. Воспитатель должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства детей, право на свободу выбора. Но при этом уметь грамотно выстраивать границы, задавать ориентиры, предъявлять детям адекватные требования.Воспитатель создаёт такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, ребенку необходимо помогать добиваться успеха в любой деятельности — для этого нужно создавать ситуации успеха.

В условиях семьи – родители (законные представители). Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. Поэтому, важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры на родительских собраниях, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа развития, возрастных особенностей. Изучаются запросы родителей через опросники, анкеты. Важно привлечение родителей к совместному участию в детских праздниках и досугах, выставках и викторинах. Систематически демонстрируются результаты детской деятельности в Дни открытых дверей.

В условиях семьи необходимо предоставлять ребенку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность; в открытом доступе у него всегда должны быть самые разнообразные материалы; если, руководствуясь своим интересом, ребенок чем-то увлеченно занимается, не останавливать его, а дать возможность выполнить план; продвигать его успехи, предлагая новые материалы, книги; получив какой-либо ответ, просить объяснить, как ребенок пришел к такому выводу, решению.

Поле успеха.

Формировать успешную личность ребенка нужно начинать с создания поля успеха. Технологическими шагами его построения, по Е. И. Казаковой и А. П. Тряпицыну, являются:

Диагностическое исследование (в каких сферах жизнедеятельности ребенок может проявить способности и пережить успех);

Анализ возможностей (насколько значительны возможности ребенка, хватает ли ему поля деятельности);

Прогноз на успех и поражение (кто из детей имеет преимущество, а кто может оказаться в позиции постоянного поражения);

Проектирование (определение ситуаций достижений, новых видов деятельности).

Какие условия помогут создать ситуацию успеха?

Ситуация успеха создаётся при условиях:

Сотрудничества,которое является необходимым условием для личностного самоопределения детей, способствует открытию перед воспитанниками перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач образовательно — воспитательного процесса — помочь осознать свои возможности и поверить в себя. Сотрудничество воспитателя и детей, основанное на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание ситуаций переживания успеха.

Словесных поощрений, подбадривающих ребенка, вызывающих у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке педагога.

Благоприятной морально-психологической атмосфере выполнения тех и иных заданий, т.к. это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Обогащенной предметно-развивающей среды, в которой будет действовать ребенок. Чем богаче и комфортнее развивающая среда в ДОУ, тем больше возможностей у ребёнка развивать склонности и способности.

Какие приёмы целесообразно использовать для создания ситуации успеха у дошкольников?

Воспитатель должен помнить, что образовательная деятельность детей, как и любая интеллектуально-познавательная деятельность, должна быть связана с получением радости и удовольствия.

А поскольку радость — это социальное чувство, ребенок, как правило, несет свою радость другим. Очень важно, чтобы именно его успех или радость были замечены, одобрены и публично одобрены и поощрены. Ибо даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Иными словами поощрение вселяет уверенность, повышает статус личности, чувство собственного достоинства.

Очень позитивным является использование различных способов положительного подкрепления: наиболее часто используемыми приемами выступают одобрение и похвала сразу после достижения даже незначительного результата ребенком. Очень эффективно вознаграждение детей вниманием к их интересам, взаимопониманием, а затем реализацией их желаний путем проведения общих для группы событий и дел. Они преподносятся детям в подарок, т.е. используются как поощрение, усиливающее чувство радости от достигнутых успехов.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к познанию и обучению. Но в тоже время, достижение успеха затруднено рядом обстоятельств: недостаток знаний и навыков, психофизиологические особенности развития, слабая саморегуляция ребенка.

Поэтому, создание для ребенка ситуации успеха возможно с помощью приёмов, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации), так и невербальными (мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты) средствами и приёмами. Сочетание этих средств и приёмов создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия или деятельность детей. Какие вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия или деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке, мы применяем в своей работе чаще всего? Диапазон наших высказываний, типа: «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!» весьма скромен и настолько знаком детям, что порой уже особо не впечатляет и не «зажигает» детей на дальнейшие достижения.

Зарубежный исследователь Мойра Питерси предлагает расширить этот диапазон следующими фразами: «Прекрасно!», «Удивительно!», «Превосходно!», «Восхитительно!», «Очень неплохо!», «Ну просто изумительно!», «Ах, вы только посмотрите!», «Это что-то особенное!», «Это выглядит здорово!», «Именно так!», «Браво!», «Так чудно!», «Об этом обязательно нужно рассказать…», «Ты сделал это!», «Замечательно задумано!», «Я просто в восторге!» и др.

В. Ю. Питюков предлагает педагогическиеприёмы, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха:

снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить. Оно выражается в следующих фразах: «Для тебя это просто, однако если что-то не получится…», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задач», «Мы всё пробуем и ищем, только так может что-то получиться». Таким образом, педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия и желание выполнить задание.

мотивация деятельности вместе с целью и описанием предполагаемого результата воспитатель объясняет ребенку, ради чего или кого это. При этом педагог раскрывает перед ребенком значимость его усилий для других людей делается («Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться…»).

авансированиеуспешного результата помогает воспитателю выразить свою твердую убежденность в том, что ребёнок обязательно справится с поставленной задачей. Это внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности; включает в работу положительные и сильные стороны личности ребенка (хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и так далее), на которые воспитатель может опереться. Выражается в таких фразах: «Имея такие возможности как у тебя…», «Ты уже неоднократно демонстрировал нам, как нужно преодолевать трудности…», «Ты непременно всё сделаешь правильно, ведь…», «Ты справишься с этим…», «У тебя такая хорошая память, что ты помнишь даже …», «У тебя обязательно получится», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

скрытая инструкция является помощью ребенку в способах и формах совершения деятельности, поскольку он только учится обходиться без поддержки, опираясь на свои силы. Скрытая инструкция помогает ребёнку избежать поражения и реализуется путём использования намека, указания или пожелания — «Обрати внимание на …», «Наверное, лучше всего начать с …, а затем приступишь к…», «Ты же подскажешь Незнайке, что …», «Выполняя работу, не забудьте о…..».

персональная исключительность – приём, указывающий важность усилий именно этого ребенка в данном виде деятельности, приём, возлагающий ответственность на дошкольника, и мобилизирующий его, как личность.Выражается словами: «Только ты и мог бы…», «Только тебе я могу доверить…», «Только на тебя я могу положиться», «Только ты и сможешь предположить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

педагогическое внушение — эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную сферу ребенка, результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать и т.д. — «Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Знайке кажется, что ты справишься с заданием лучше и быстрее его», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…», «Так хочется поскорее увидеть…», «Нам уже не терпится начать работу…».

позитивная и искренняя оценка полученного результата детских усилий, при которой ребенок почувствует радость успеха, предусматривает как оценку целостного продукта деятельности, так и деталей, в которых проявилась индивидуальность ребенка, например, использование необычного способа, красивого оформления, оригинального элемента: «Особенно хорошо у тебя получилось…», «Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоей работе (твоем ответе)…», «Мне интересно твоё предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!», «Больше всего мне в твоей работе (ответе) понравилось…», «Я тебя хвалю за то, что ты сделал не так, как все, а по-своему…».

Алгоритм (схема) создания ситуации успеха для образовательной деятельности дошкольников.

снятие страха,

мотивация деятельности,

авансирование успешного результата,

скрытая инструкция,

персональная исключительность»,

педагогическое внушение,

позитивная и искренняя оценка полученного результата.

Основные типы ситуации успеха:

Выделяют несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности превзошли ожидания. Рассмотрим некоторые приёмы «неожиданной» радости.

Приём «Лестница». Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Приём «Даю шанс». Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации можно и не готовить специально, но воспитательный дар проявится в том, что педагог этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Общая радость – тип ситуации успеха, при котором ребёнок достигает нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной преподавателем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива или группы, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Раскроем приёмы, вызывающую общую радость.

Приём «Следуй за нами». Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ребенка, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

Приём «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел». Главная роль отведена воспитателю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребёнке, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

Приём «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано». В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчёте, в котором главное – выбор мощного источника интеллектуального заражения. «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастёт в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Радость познания. Образование может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Приём «Эврика». Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.

Давая ребенку возможность переживать удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в т.ч. достижение успеха. Как обнаружили ученые, она не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста становится относительно устойчивой в 5-6 лет.

Приобретенная потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом.

Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.

При организации и осуществлении образовательной деятельности воспитателю важно помнить, что на фоне состояния успешности у дошкольников формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения.

Таким образом, ситуации успеха накладываются на разные формы образовательной деятельности с детьми: организацию творческих мастерских и островков творчества в группе, конкурсов игр-самоделок, изготовленных дошкольниками совместно с родителями и воспитателями. Кроме того, жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями: участие во внутрисадовских, городских, региональных и всероссийских мероприятиях («Весенняя капель», «Росток», «Новогодняя игрушка для главной елки города», «День мам», «День смеха», «День Защитника Отечества», «Дни здоровья», спортивные олимпиады, выставки, встречи с интересными людьми и др.), которые развивают не только эмоциональную сферу дошкольников, но и формируют уверенность в своих возможностях, позитивное отношение к миру, самостоятельность, способствуют самосовершенствованию.

Детальное знание сущности ситуации успеха в организации образовательной деятельности дошкольника, мотивация воспитателей и родителей детей к её созданию позволит плодотворно осуществлять образовательный процесс в дошкольной группе, в результате чего растить успешных детей.

Список литературы и интернет-ресурсов:

Башлакова Л.Н. Характер общения воспитателя с детьми как фактор формирования детских отношений // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. М.:, 1985.

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Бондарь Е. И. Создание ситуации успеха – условие развития одаренной личности //Одаренный ребенок. – 2008. – № 3. – С. 93–97.

Гришина Н.Ю. Ситуация успеха в действии / Н.Ю. Гришина // Одаренный ребенок. – 2005. – №1. – С. 66–76.

Живогляд — Коваленко Е.В. Консультация для воспитателей «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»

Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 6, 2016г.

Казакова Е.И., Тряпицын А.П. Диалог на лестнице успеха. — СПб., 1997. — 158 с.

Михеева Е.Б. Современные технологии обучения дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2014

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб.-метод. пособие. — М., 2001. — 188 с.

Резниченко С.А. Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС. //«Детский сад. Всё для воспитателя» № 12 (48) декабрь 2015г.

Федина Н.В., Ламонова Ю.А. «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников». //«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» — №6 июнь 2016г.

http://konf.x-pdf.ru/18pedagogika/152989-4-yafaeva-venera-gavazovna-formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-sfere-intellektualnogo-razvitiya-dete.php

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/stati/268471-situacija-uspeha-kak-uslovie-organizacii-obra

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/399225-situacija-uspeha-kak-uslovie-organizacii-obra

Составила воспитатель КГКУ «Центр содействия семейному устройству

г. Находки»

Кузнецова Наталья Юрьевна

Технология создание ситуации поддержки успеха деятельности дошкольников.

Цель: педагога в использовании данной технологии, состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения какого-либо результата, осознать свои возможности, поверить в себя.

Задача педагога: отыскать и поддержать источник внутренних сил каждого ребенка для преодоления трудностей, желание познания окружающего мира.

Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность. В него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности.

Создавать ситуацию успеха необходимо не только в образовательной деятельности, но и в каждую минуту режимного момента.

Когда ребенок приходит в Центр (это дети с большими психологическими и педагогическими проблемами). он вроде и хочет сделать все и сразу, старается подражать старшим воспитанникам, но не может сделать ту или иную работу качественно, проявляет тревогу, слезы. И только системная, целенаправленная, терпеливая и кропотливая работа помогает преодолеть этот кризис. Играя в дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, обыгрывая проблемные ситуации, ребенок учится, развивается и социализируется в окружающем мире. Выполняя режимные моменты мы направляем, обучаем бытовым правилам:- держать ложку-одеваться/ раздеваться-правильно мыть руки т.д. И мы хвалим ребенка за это достижение. Радуемся вместе с ним малейшему успеху.

Ребенок вырастет и пойдет в школу. Он должен обладать определенными компетенциями в учебной деятельности. Поэтому на занятиях мы формируем произвольную сферу:

— умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;

— умение ориентироваться на заданную систему требований;

— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания;

— умения самостоятельно выполнять требуемое задание по образцу.

Занятия строим таким образом, чтобы каждый ребенок вжился в ту или иную ситуацию. Путем экспериментирования, сравнения, решения проблемных ситуаций каждый воспитанник приходил к самостоятельным выводам и открытиям.

У детей при этом формируется уверенность и вера в себя, в свои силы. Дети при этом не боятся оказаться у всех на виду и делают это адекватно ситуации, в которой находятся.

У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно – стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания и чувства.

Ситуация  успеха с психологической точки зрения – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась  личность  в своей деятельности, либо совпал  с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной  стратегии и тактики педагога,  при которых  для детей создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. А для этого важно создать комфортные психолого-педагогические условия каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят:

— мотивация благополучия 

— положительная оценка достижений ребенка

— недопущение отрицательной оценки 

— уважение к идеям и мыслям ребенка;

— обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.;        

  • выработка индивидуальных эталонов или относительных норм

  • индивидуализация степени трудности заданий

  • включение внутренних активизаторов ребенка;

  • осуществление оценки деятельности с точки зрения внутренних изменчивых факторов – усилий;

относительных норм.

При организации работы  необходимо помнить, что в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя) и на разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.

В возрасте 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, а в 6–7 — специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению.

Деятельность воспитателей по созданию ситуации успеха  должна быть направлена на:

• создание комфортности для ребенка

• погружение каждого ребенка в творческий процесс,

• опору на внутреннюю мотивацию,

 • постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным;

• вариативность,

• индивидуальный подход,

  •  комплексное развитие всех психических процессов

Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации успеха, как:

  • снятие страха 

  • внесение мотива 

  • авансирование успешного результата 

  • персональная исключительность 

  • мобилизация активности, педагогическое внушение 

Алгоритм выстраивание ситуации успеха:

Эмоциональное сближение детей (культивирование хорошего настроения); Сплочение коллектива — интонационно насыщенный способ убеждения воспитанников, который вызывает у детей чувство подъема, желание действовать.( Игры на развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива, умения действовать в команде «Назови ласково», «Ладонь в ладонь», «Комплименты», «Гусеница»)

Внесение мотива на деятельность : Нужно удачно выбрать мотивацию для своего занятия или какого-либо другого вида деятельности. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания. Мотивация должна произвести на ребенка эффект, побудить его к действию, заинтересовать ребенка

Игровые приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем….)

г) сюрпризность, эмоциональность 

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек 

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).

з) интригующие обстановки.

Снятие неуверенности, страха перед деятельностью . В такие моменты очень важен тактильный контакт и принцип общения «глаза в глаза». Дать понять ребенку, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия – попытка выполнить задание. («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»)

Скрытая инструкция (Скрытая помощь реализуется путем использования намека, указания, пожелания.) «Наверное, лучше всего начать с … а затем», «Обрати внимание…»
«Авансирование» ребенка : программирование ребенка на положительный результат. Оглашение достоинств, которые еще не успел проявить ребенок, но которыми его наделяют окружающие. («У тебя обязательно получится, ты же умница!», «Именно на тебя у нас большая надежда», «Только тебе я могу доверить)

Педагогическая оценка результатов и проявленных качеств личности. (Оцениваю детали, в которых проявилась индивидуальность ребенка, использование необычного способа, самостоятельный поиск, красивое оформление, аккуратность и т.д.). «Особенно у тебя хорошо получилось…», «Удивляет такой фрагмент…» «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…».

ИТОГ: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть  умелой рукой, они красиво зазвучат», — отмечал  В.А. Сухомлинский. Детская успешность – это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте.

Скрытая инструкция это подход к обучение английский язык учащимся, который объединяет обучение языку и содержанию. Фраза «защищенное обучение», первоначальная концепция и лежащие в ее основе теория понятного ввода все зачислены на Стивен Крашен.

Двойные цели защищенного обучения:

  1. для обеспечения доступа к основному контенту на уровне своего класса и
  2. способствовать развитию английского владение языком.

Определение

Инструкция по укрытию, также именуемая SDAIE в Калифорнии — это стиль обучения, основанный на концепции предоставления содержательных инструкций по предметным областям (общественные науки, математика, естественные науки) для перехода учащихся с ограниченным знанием английского языка (LEP) к более высоким академическим достижениям, пока они достигают английского Беглость.

Этот тип метода часто используется в обычных классах средней школы, где учащиеся имеют основы английского образования. Используются различные инструкции, в том числе теории Выготского зона ближайшего развития. Вместо упрощенной учебной программы для учащихся с LEP, защищенное обучение позволяет по содержанию быть таким же, как у носителей английского языка, одновременно улучшая их понимание языка. Учитель предлагает различные методы обучения, которые позволяют учащимся придавать значение многогранному содержанию в обсуждениях в классе, занятиях, чтении и письме. Учителя используют ряд различных методов обучения, таких как использование методов социализации, чтобы содержание было более доступным.

Различия между ESL инструктаж и использование защищенного инструктажа или SDAIE это закрытая инструкция не фокус полностью по развитию языка; вместо этого с помощью различных других тем или фактического материала учебной программы достигается знание английского языка.[1]

Первоначально целью защищенного обучения были учащиеся, относительно хорошо владеющие английским языком, но не умеющие писать и читать. С тех пор возросла потребность в опытных учителях, способных вести защищенный инструктаж. В ESL количество сертифицированных учителей и программ сократилось из-за нового законодательства, но количество студентов с LEP растет, что заставляет учителей развивать свои способности, чтобы работать в классе с языковым разнообразием.

Подготовка учителя

Как и при любом учебном подходе, использование закрытого обучения эффективно, когда учитель способен эффективно проводить уроки, хотя причинная направленность этого тавтологичного наблюдения не ясна. Если урок проводится эффективно, то, по определению, учитель способен проводить его эффективно, но если урок проводится неэффективно, то невозможно определить, связано ли это с факторами учителя или методологической слабостью. Без гораздо более строгой оценки утверждение о том, что этот подход является жизнеспособным, не может быть подтверждено, поскольку предполагается, что любые проблемы возникают из-за факторов учителя, а не из-за методологической слабости. Многие программы подготовки учителей к работе направлены на то, чтобы вооружить учителей навыками, необходимыми для достижения успеха. Начиная с предпрофессиональных преподавателей, которые получают прочную основу в области культурной психологии, теории и овладения языком, а также сертифицированные знания по предмету бакалавриата, курсы включают в себя разнообразный практический опыт, а также педагогические методы и обучение культурному разнообразию. Есть много альтернативных способов, с помощью которых учителя могут узнать, как повысить эффективность преподавания и создать класс, учитывающий культурные особенности, включая онлайн-ресурсы.[2]

Некоторые государственные школы США получают финансирование по Разделу III для оплаты этих подготовительных курсов. Раздел III является частью Ни один ребенок не останется без внимания который санкционирует финансирование программ изучения английского языка, включая Профессиональное развитие для педагогов.[нужна цитата ]

Стратегии

Поскольку на основе закрытого обучения или SDAIE состоит в том, чтобы обеспечить основу для развития языка, тогда один из самых простых способов следовать установленному формату инструкций. Например, начало каждого урока с вводного задания, в котором оцениваются знания учащихся в безопасном формате без оценок, позволит учителю оценить набор навыков учащихся. Жизненно важно, чтобы учитель придумывал свои уроки, чтобы четко определить язык и содержание, а также сделать упражнение значимым за счет связи с прошлыми знаниями, настоящими и дополнительными материалами. Некоторые примеры уроков включают практические занятия и совместное обучение, словарный запас и использование визуальных подсказок. Учителя также делают упор на развитие у учащихся организационных навыков и учебных навыков.[нужна цитата ]

Учителя могут использовать закрытое обучение в рамках различных программных моделей (например, погружение, вытягивание, командное обучение). Учителя могут использовать закрытые инструкции в основном классе для поддержки изучающих английский язык, или класс может быть специально разработан, например, «Защищенный История США.»[нужна цитата ]

«Многие ELL также беженцы «, таким образом защищенное обучение может быть одной из полезных стратегий их обучения.[3] Учитель должен «говорить яснее и медленнее», использовать больше графики и аналогичные «мультимодальные» учебные инструменты и говорить, используя более короткие «предложения и предложения».[3]

Такие классы могут включать только лиц, изучающих английский язык, или лиц, изучающих язык с разным языковым разнообразием, а также лиц, изучающих английский язык.свободно сверстники.[4]

По словам Михаила Гензука,[5] Стратегии SDAIE обычно включают:

  • Увеличьте время ожидания, наберитесь терпения. Дайте ученикам время подумать и обработать информацию, прежде чем давать ответы. Студент может знать ответы, но ему нужно больше времени на обработку, чтобы сказать это на английском языке.
  • Отвечайте на сообщение ученика, не исправляйте ошибки (Расширение). Если у учащегося правильный ответ и он понятен, не исправляйте его грамматику. Точное слово и правильный грамматический ответ со временем разовьются. Вместо этого повторите его или ее ответ на стандартном английском языке, используйте методы положительного подкрепления.
  • Упростите язык учителя. Говорите напрямую с учеником, подчеркивая важные существительные и глаголы, используя как можно меньше дополнительных слов. Повторение и громкая речь не помогают; перефразируя, и язык тела делает.
  • Не заставляйте оральное производство. Вместо этого дайте учащемуся возможность продемонстрировать свое понимание и знания посредством действий тела, рисования изображений, манипулирования объектами или указанием. Речь появится.
  • Демонстрируйте, используйте визуальные эффекты и манипуляторы. По возможности сопровождайте свое сообщение жестами, изображениями и предметами, которые помогают донести смысл. Используйте множество разных картинок или предметов для достижения одной и той же идеи. Дайте немедленный контекст для новых слов. Понимание ввода — ключ к овладению языком.
  • Сделайте уроки сенсорной деятельности. По возможности дайте студентам возможность потрогать, послушать, понюхать и попробовать. Обсудите слова, которые описывают эти чувства, когда ученики физически переживают урок. Пишите новые слова так же, как и произносите их.
  • Объединяйте или объединяйте студентов с носителями языка. Большая часть языковых навыков учащегося достигается благодаря общению со сверстниками. Дайте учащимся задания для выполнения, требующие взаимодействия каждого члена группы, но расположите их так, чтобы у учащихся были более простые лингвистические задания. Используйте методы совместного обучения в классе, ориентированном на учащихся.
  • Адаптируйте материалы к языковому уровню ученика, сохраняйте целостность содержания. Не «разбавляйте» контент. Лучше сделайте концепции более доступными и понятными, добавив изображения, диаграммы, карты, временные рамки и диаграммы, в дополнение к упрощению языка.
  • Увеличивайте свои знания. Узнайте как можно больше о языке и культуре своих учеников. Сходите в кино, читайте книги, смотрите картинки стран. Помните о сходствах и различиях, а затем проверьте свои знания, спросив учащихся, согласны ли они с вашими впечатлениями. Выучите как можно больше языка студента; даже несколько слов помогают.
  • Опирайтесь на предыдущие знания студента. Узнайте как можно больше о том, как идеи и концепции, которые вы преподаете, основываются на предыдущих знаниях студента или предыдущем способе обучения. Предложите студентам указывать на различия и соединять сходства.
  • Поддерживать родной язык и культуру учащегося; принесите это в класс. Важной целью должно быть поощрение учащихся к сохранению родного языка, поскольку они также изучают английский. Позвольте учащимся помочь привнести мультикультурную перспективу в изучаемые вами предметы. Поощряйте студентов приносить картинки, стихи, танцы, пословицы или игры. Поощряйте студентов приносить эти предметы как часть предмета, который вы преподаете, а не только как отдельное занятие. Делайте все возможное, чтобы помочь своим свободно говорящим по-английски ученикам видеть во всех учениках знающих людей уважаемой культуры.

Протокол наблюдения за инструкциями

В Протокол наблюдения за инструкциями это инструмент наблюдения, основанный на исследованиях, который используется для измерения обучения в защищенных условиях.[1][6] Это концептуальная методология подготовки учителей, также называемая SIOP, который используется для измерения эффективности учителя в классе.[7] Это «один из подходов, который используют учителя, чтобы помочь ELL» или изучающим английский язык.[8] SIOP использует несколько связанных мероприятий для достижения цели овладения вторым языком, в том числе: планы урока, задний план, ‘понятный ввод ‘, стратегии, взаимодействие, практика / применение, проведение урока, а также обзор и оценка.[1][7][8]

использованная литература

  1. ^ а б c «Руководство по изучению секретов EAS» (PDF). Метромикс. 2017. С. 22–25.. Получено 1 мая, 2017. (работа защищена авторским правом и не может быть скопирована)
  2. ^ «Системы доставки знаний». Получено 1 мая, 2017.
  3. ^ а б «Руководство по изучению секретов EAS» (PDF). Метромикс. 2017. с. 5. Получено 1 мая, 2017. (работа защищена авторским правом и не может быть скопирована)
  4. ^ Почтальон, Роберт (2015). Barron’s NYSTCE: EAS, ALST, Multi-Subject CST, Обзор edTPA (4-е изд.). Hauppauge, Нью-Йорк. п. 37. ISBN  978-1-4380-0618-5.
  5. ^ Гензук, Михаил. «Специально разработанная академическая инструкция на английском языке (SDAIE) для учащихся из числа языковых меньшинств» (PDF). Университет Южной Калифорнии. Получено 1 мая, 2017.
  6. ^ Эчеваррия, Яна (2001). «Модель SIOP». Preason Education. Получено 1 мая, 2017.
  7. ^ а б «Протокол наблюдения за структурированными инструкциями (SIOP)». Школьный округ North Slope Borough (Аляска). Получено 1 мая, 2017.
  8. ^ а б Почтальон, Роберт (2015). Barron’s NYSTCE: EAS, ALST, Multi-Subject CST, Обзор edTPA (4-е изд.). Hauppauge, Нью-Йорк. п. 39. ISBN  978-1-4380-0618-5.

Смотрите также

Приобретение второго языка

  • Интегрированное изучение содержания и языка (CLIL)
  • Понятный ввод (Увидеть: Стивен Крашен )
  • Приобретение языка на основе использования (Увидеть: Майкл Томаселло, Брайан МакУинни, Элизабет Бейтс, Дайан Ларсен-Фриман и другие.)
  • Модель конкуренции

Общее обучение и совместное построение знаний

  • Социальная интеракционистская теория: Объяснение языкового развития, подчеркивающее роль социального взаимодействия между развивающимся ребенком и лингвистически осведомленными взрослыми. Он во многом основан на социокультурных теориях советского психолога. Лев Выготский.
  • Зона ближайшего развития: Обучение через социализацию, при которой люди могут извлечь из опыта своих сверстников или учителей то, что они не смогли бы получить самостоятельно. Эта зона ликвидирует разрыв между тем, что известно, и тем, что может быть известно. Также во многом основанный на социокультурных теориях советского психолога. Лев Выготский.
  • Учебные леса: Процесс обучения, предназначенный для содействия более глубокому уровню обучения. Строительные леса — это поддержка, оказываемая в процессе обучения, которая адаптирована к потребностям учащегося с намерением помочь учащемуся достичь его / ее учебных целей (Sawyer, 2006). Хотя этот термин никогда не использовался в работах Выготского, эта концепция широко приписывается ему как необходимый компонент Зоны ближайшего развития.
  • Совместное обучение: Совместное обучение определяет методы обучения, при которых пары или небольшие группы учащихся работают вместе для достижения общей цели. Цель состоит в том, чтобы учащиеся могли сотрудничать с целью максимизировать свое обучение и обучение друг друга.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как применять панкреатин в таблетках взрослым инструкция
  • Как применять магния сульфат в порошке инструкция по применению взрослым
  • Как прикрепить резюме к заявлению на сайте госуслуги по безработице инструкция
  • Как прикрепить ребенка к поликлинике через госуслуги пошаговая инструкция
  • Как прикрепить другого человека к поликлинике через госуслуги пошаговая инструкция