Как разместить доп соглашение в еис по 44 фз пошаговая инструкция

Изменение госконтракта: как внести изменения в заключенный госконтракт?

7 января 2022 г.

Нередко уже на начальном или на более поздних этапах этапе исполнения заключенных государственных и муниципальных контрактов (далее – «контракты», «госконтракты») возникают обстоятельства, вследствие которых их исполнение значительно усложняется, либо вовсе становится невозможным. В целях адаптации госконтракта к таким обстоятельствам предусмотрен механизм изменения госконтрактов. При этом на практике возникает немалое количество вопросов о том, по каким основаниям и в каком порядке возможно изменение госконтракта.

1 января 2022 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон № 44-ФЗ», «Закон о контрактной системе»), предусмотренные Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые среди прочего затронули порядок и основания изменения государственных контрактов. В рамках данной статьи рассмотрим подробно порядок изменения и основания госконтрактов, действующей с 1 января 2022 года.

Как и любые другие договоры, госконтракты содержат существенные и несущественные условия. В случае с несущественными условиями, с такими как, например, реквизиты сторон, сложностей не возникает – их изменение специально не регламентировано и осуществляется по общим правилам предусмотренным Гражданским кодексом РФ для сделок, совершенных в письменной форме.

Иначе дело обстоит с существенными условиями госконтрактов. По общему правилу, указанному в части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия «существенные условия госконтракта», однако статья 34 Закона № 44-ФЗ указывает на «обязательные условия» госконтракта. Таким образом, «обязательные условия» в контексте Закона №44-ФЗ в тоже время являются «существенными», без согласования которых госконтракт не может считаться заключенным.

Анализируя положения статьи 34 Закона № 44-ФЗ можно выделить две группы существенных условий:

1) существенные (обязательные) условия, которые обязательны для всех видов госконтрактов;

2) во вторую – существенные условия, которые должны быть включены в госконтракт в определенных случаях.

В первую группу входят следующие существенные (обязательные) условия:

  1. цена контракта (в общем случае) или цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта (для закупок с неопределённым объёмом) или цену каждого этапа контракта (в случае, если контракт исполняется поэтапно), а также условие о том, что сумма, оплачиваемая исполнителю (подрядчику, поставщику), уменьшается на размер налоговых платежей, которые платит заказчик (ч. 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  2. условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (ч. 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  3. условия о порядке и сроке оплаты (ч. 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  4. условия о порядке и сроке приёмки (ч. 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  5. условия о порядке и сроке оформления результатов приёмки (ч. 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).

Во вторую группу существенных условий госконтрактов следует отнести такие условия как:

  1. порядок определения количества товара (для закупок с неопределённым объёмом ч. 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  2. график исполнения контракта (если контракт заключается на срок более чем три года, и цена контракта составляет более чем 100 миллионов рублей ч. 12 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  3. порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (в случае установления требования к такому обеспечению ч. 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  4. размер, порядок и срок выплаты аванса, в том числе в отношении каждого этапа контракта (в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса ч. 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  5. стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае заключения контракта жизненного цикла ч. 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ)
  6. условие об обязанности поставщика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договоры с поставщиком, общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта (ч. 23 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  7. условие о банковском сопровождении контракта (в случае, если необходимо банковское сопровождение ч. 26 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  8. срок возврата обеспечения исполнения контракта (в случае требования такого обеспечения ч. 27 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  9. условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины (для контрактов по охране, защите, воспроизводству лесов ч. 28 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  10. условие об обязательстве поставщика предоставить новое обеспечение исполнения контракта, если перестало действовать старое (в случае требования такого обеспечения ч. 30 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).

В зависимости от вида госконтракта, в соответствии с положениями ГК РФ, к существенным также могут быть отнесены и другие условия госконтрактов. При этом следует исходить из того, что п. 2 ст. 432 ГК РФ существенными являются (1) условия о предмете договора, (2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, (3) а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Непосредственно порядок и основания изменения госконтрактов содержится в статье 95 Закона № 44-ФЗ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым могут быть изменены условия контрактов.

Как отметил Верховный Cуд в пункте 41 постановления Пленума от 4 марта 2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»: «Изменение сторонами условий договора, заключенного по результатам обязательных процедур, конкурентных закупок, допускается в пределах, установленных законом». Однако, в тоже время, Верховный Суд указывает, что «если договор изменен настолько, что это влияет на условия, представляющие существенное значение, например, для определения цены договора, и имеются достаточные основания полагать, что в случае изначального предложения договора на измененных условиях состав участников был бы иным и (или) победителем могло быть признано другое лицо, то действия сторон по изменению договора могут быть квалифицированы как обход требований Закона о защите конкуренции, а соглашение, которым внесены соответствующие изменения, считается ничтожным».

Более того, за изменение условий контракта по основаниям, не предусмотренным статьей 95 Закона № 44-ФЗ, установлена административная ответственность по части 4 и части 5 статьи 7.32 КоАП (см., например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2015 по делу № А60-1860/2015; решение Забайкальского краевого суда от 13.04.2015 по делу № 21-93/2015).

Всего законодателем предусмотрено более 10 оснований для изменения существенных условий госконтрактов, которые было бы целесообразно объединить в следующие группы:

  1. изменение по соглашению сторон (подпункты 1.1-1.3, 10, 12 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
  2. изменение на основании решений органов исполнительной власти (подпункты 2 – 4 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
  3. изменение контрактов при наличии к тому объективных, не зависящих от воли сторон обстоятельств (подпункты 5 – 7 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
  4. изменение отдельных видов контрактов, предметом которых является строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия изменения контрактов, а также выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (подпункты 8-9, 11,13 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Рассмотрим каждую группу оснований предметно.

Изменение госконтракта по соглашению сторон

Изменение существенных условий госконтрактов по соглашению сторон возможно в следующих ситуациях:

  1. при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
  2. если по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 %. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных госконтрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
  3. при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства цены контракта не более чем на 10 % цены госконтракта;
  4. в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
  5. если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

Таким образом, данная группа оснований предполагает, что для изменения условий госконтрактов достаточным условием является волеизъявление сторон. Однако, несмотря на это, на практике нередко возникают спорные ситуации.

Так, довольно интересной представляется ситуация, когда документацией о закупке в цену контракта заложен НДС, а победитель закупки, не является его плательщиком – (1) должна ли в таком случае измениться цена госконтракта и (2) должен ли победитель закупки уплатить НДС?

В качестве ответа на первый вопрос, следует привести позицию, отраженную в определении судебной коллегии по экономическим спора Верховного Суда РФ № 305-ЭС19-391 от 30.05.2019 по делу № А40-88142/2018 «С учетом приведенных положений Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.»

При этом, например, Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 15.10.2019 № Ф09-4893/20 по делу № А60-55923/2019 сделал вывод, что не только цена госконтракта, но и её структура не может изменяться в зависимости от системы налогообложения, используемой участником закупки, путем применения «понижающего коэффициента»:

«Обязательных правил для заказчиков, предписывающих исключить строку НДС, либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и сметы без НДС, то есть разработать условия документации и сформировать цену контракта в зависимости от применения системы налогообложения участником закупки Закон № 44-ФЗ не содержит.

Последующие отношения, связанные с исчислением и уплатой НДС при получении оплаты по контракту лицами, применяющими общую систему налогообложения, а также с перечислением НДС в бюджет лицами, освобожденными от уплаты НДС, регулируются налоговым законодательством.

Данные обстоятельства являются предпринимательскими расходами и рисками лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и выбравших определенную систему налогообложения.

Следовательно, исключение затрат на уплату НДС дополнительным соглашением из расчета стоимости подрядных работ, и актов о приемке выполненных работ формы КС-2 и включение «понижающего коэффициента по итогам аукциона 0,841814787188249» в нарушение требований ч. 2 ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ привело к незаконному перечислению подрядчику бюджетных средств в размере _ руб.».

Отвечая на второй вопрос, следует привести выдержку из определения Верховного суда РФ от 19.03.2019 № 302-КГ18-24863 по делу № А74-17122/2017: «Оценив содержание проекта государственного контракта, суды отметили, что заказчиком еще на этапе планирования закупки и размещения закупки на официальном сайте ЕИС в сфере закупок в проекте контракта аукционной документации предусмотрен случай, что победителем электронного аукциона может быть признан участник, который не является плательщиком НДС. Следовательно, отказ заказчика от изложения контракта в предложенной победителем торгов редакции является необоснованным, поскольку государственный заказчик не вправе принуждать участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, к уплате НДС. Данное требование общества о внесении изменений в проект государственного контракта было направлено не на одностороннее изменений условий контракта, в нарушение ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе (как ошибочно полагает учреждение), а на приведение в соответствие с фактическими обстоятельствами документального содержания налоговых правоотношений, в которых участвуют стороны сделки, при неизменности цены контракта (п. 1 ст. 710, п. 2 ст. 766, ст. 768 ГК РФ)».

Резюмируя положения приведенной судебной практики, можно сделать следующие выводы:

1. Цена уже заключенного контракта не может изменяться в зависимости от применяемой победителем закупки системы налогообложения путем подписания дополнительных соглашений (в том числе, путем применения понижающих коэффициентов без изменения цены контракта).

2. В случае если закупочной документацией предусмотрено, что победителем закупки может стать участник, который не является плательщиком НДС, исключение НДС из цены (без её изменения) контракта на этапе его подписания является правомерным.

В части изменения цены государственных контрактов, при увеличении или уменьшении количества товара, объемов работы или услуги, а также при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия в размере не более чем 10% от цены контракта также сложилась заслуживающая внимания правоприменительная практика.

1. Стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона (см. п. 12 обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

2. В исключительных случаях (если их нельзя было учесть в документации о закупке и без них невозможно завершить учтенные работы; невыполнение этих работ негативно влияет на годность и прочность результата основных работ; они не могли быть выполнены иным лицом без увеличения их стоимости), дополнительные строительные работы, цена которых превышает 10% подлежат оплате (см. постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 марта 2020 г. № Ф10-6463/19 по делу № А84-3886/2018).

3. Изменения экономической ситуации в части колебаний курса валют не может служить основанием для увеличения цены (см. определение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2017 г. № 303-ЭС17-21159, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 апреля 2017 г. № Ф03-1413/17 по делу № А51-19845/2015).

В случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ могут быть изменены любые существенные условия контрактов (см. письмо Минфина России от 19 декабря 2019 г. № 24-03-07/99602), что обусловлено спецификой таких контрактов:

  1. п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – закупка товара, работы или услуги, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»), а также услуг центрального депозитария;
  2. п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением закупок сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
  3. п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
  4. п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – закупка работ, услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих или переданных заказчику, закупка услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в том же здании. При отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с подрядчиком, исполнителем указанных работ, услуг заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости таких работ, услуг пропорционально размеру площади принадлежащих или переданных заказчику помещений в общей площади здания, с лицом, заключившим договор (контракт) на выполнение, оказание этих работ, услуг;
  5. п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком;
  6. п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства;
  7. п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ;
  8. п. 51 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – осуществление закупок юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов Российской Федерации в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств.

Как отражено в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом. Однако, в случае если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, то такое изменение условий контракта является правомерным.

Таким образом, признаком, объединяющим все вышеуказанные основания в единую группу, является то, что для изменения условий госконтрактов достаточным условием является волеизъявление сторон.

Изменение контрактов на основании решений органов исполнительной власти

Изменение существенных условий госконтрактов на основании органов исполнительной власти возможно в следующих ситуациях (подпункты 2 – 4 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ):

  1. если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства;
  2. если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  3. если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации.

Порог цен контрактов, изменение которых возможно по решению исполнительного органа, установлен постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1186 «Об установлении размера цены контракта, предельного размера цены контракта, при которых или при превышении которых существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации, в случае если исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно»:

  1. 10 млрд. рублей – для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд;
  2. 1 млрд. рублей – для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
  3. 500 млн. рублей – для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд;
  4. 40 млн. рублей – для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения;
  5. 100 млн. рублей – для контракта жизненного цикла.

Таким образом, на основании решений органов исполнительной власти контракты могут быть изменены при единовременном соблюдении следующих условий:

  1. цена контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством;
  2. срок исполнения контракта составляет или превышает пределы, установленные законом;
  3. исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно;
  4. принято решение соответствующего исполнительного органа.

Таким образом, при соблюдении указанных условий по решению соответствующего исполнительного органа могут изменяться любые существенные условия контрактов, без изменения которых его исполнение невозможно.

Изменение контрактов при наличии к тому объективных, не зависящих от воли сторон обстоятельств

В соответствии с положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ объективными, не зависящими от воли сторон обстоятельствами, которые могут стать основанием для изменения контракта, служат следующие ситуации:

  1. изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
  2. в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – «БК РФ»), при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
  3. в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина;
  4. в законодательстве отсутствует единый перечень регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, таким образом оценивая возможность изменения условий контракта по данному основанию, следует сверяться с отраслевым законодательством.

Так, например, размер тарифов в электроэнергетике регулируется постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», а в сфере водоснабжения и водоотведения – постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

В тоже время, не любое изменение тарифов является основанием для одностороннего изменения цены государственного контракта. Так, Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 17 мая 2017 г. № Ф05-3996/17 по делу № А40-82386/2016 указал, что суд первой инстанции, апелляционный суд, применив положения статей 34, 42, 95 Закона № 44-ФЗ, исследовав и оценив условия государственного контракта и приложения к нему в совокупности с другими доказательствами, пришли к правомерному выводу о том, что цена государственного контракта является твердой и определяется на весь период исполнения контракта, а причина повышения тарифов, связанная с изменением стоимости услуг на перевозку грузов (вагонов) на паромных судах морского перевозчика, не является основанием для изменения цены государственного контракта. С учетом этого, приняв во внимание, что ответчик без получения согласования применил завышенные ставки, нарушив тем самым условия государственного контракта и положения Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ст. 161 БК РФ в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги).

Порядок сокращения количества товара, объема работы или услуги в данном случае определяется постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1090 «Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта».

Отдельно следует отметить, что в случае изменения контракта на основании п. 6 ст. 161 БК РФ, исполнитель вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий контракта.

Процедура изменения контракта, в случае изменения цены при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, заключенного с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации детально не раскрыта в законодательстве РФ, однако в пункте 5 постановления Правительства РФ от 11 ноября 2013 г. № 1011 «Об утверждении Правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» указано, что контракт должен содержать условия, соответствующие требованиям Закона № 44-ФЗ и учитывающие нормы законодательства государства, на территории которого находится иностранная организация, в том числе: порядок изменения и расторжения контракта.

Таким образом, можно сделать вывод, что порядок изменения контракта в данном случае регулируется исключительно положениями контракта лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Отдельно стоит остановиться на случаях, когда существенные условия госконтракта можно изменить в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны госконтракта при его заключении, в соответствии со статьей 451 ГК РФ. По общему правилу изменить условия договора в рамках статьи 451 ГК РФ можно либо по соглашению сторон, либо же в судебном порядке при соблюдении следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны не могли предвидеть изменения обстоятельств его исполнения;

2) изменение обстоятельств вызвано независящими от сторон обстоятельствами;

3) исполнение договора без изменения его условий нарушает интересы сторон и повлечет для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Правоприменительная практика по вопросу о том возможно ли изменить существенные условия госконтрактов на основании статьи 451 ГК РФ противоречива. Так, в постановлении от 25 апреля 2018 г. № Ф05-3776/18 по делу № А40-58425/2017 Арбитражный Суда Московского округа указывает:

«Как верно указал суд, поскольку специальный закон, регулирующий отношения сторон, не предусматривает возможности изменения сроков выполнения работ по контракту, такое изменение невозможно и в судебном порядке.

Положения ст. 451 ГК РФ в части изменения договора в связи в связи с существенным изменением обстоятельств к государственным и муниципальным контрактам не применяются в силу специального регулирования данных отношений Законом № 44-ФЗ.

В этой связи довод общества о необходимости изменения существенных условий контракта применительно к положениям статей 450, 451 ГК РФ, суд кассационной инстанции считает несостоятельным».

Такой же позиции придерживаются и другие суды: постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 февраля 2018 г. № Ф01-6286/17 по делу № А11-3576/2017, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 апреля 2019 г. № Ф02-808/19 по делу № А33-34156/2017, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 августа 2018 г. № Ф02-3487/18 по делу №А33-27819/2017.

Однако существует и иная позиция, отраженная в постановлении арбитражного суда Уральского округа от 25 апреля 2016 г. № Ф09-2704/16 по делу № А60-27041/2015, согласно которой «отсутствие надлежащих точек подключения, отсутствие разделов проектной документации по благоустройству и озеленению в связи с принятием решения об отказе от строительства подземной парковки, судами правомерно признаны достаточными основаниями для изменения срока государственного контракта на основании ст. 451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств».

Таким образом, вопрос о применимости положений статьи 451 ГК РФ в качестве основания для изменения госконтрактов должен рассматриваться в каждом случае отдельно с учетом фактических обстоятельств.

Особенности изменения отдельных видов госконтрактов

В отдельную группу оснований изменения контрактов жизненного цикла и контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских (НИОКР) или технологических работ, можно выделить следующие ситуации:

  1. если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта жизненного цикла (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закон № 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
  2. если контракт жизненного цикла (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
  3. если при исполнении контракта жизненного цикла (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на 30 %;
  4. если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение НИОКР или технологических работ, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %.

Таким образом, законодатель выделил вышеперечисленные ситуации, которые могут быть основанием для изменения контрактов, ввиду их особой специфики и объема порученных работ (цены контракта). В связи с тем, что зачастую уже в ходе производства работ по контрактам обнаруживается неполнота исходных данных и отсутствие необходимых работ в техническом задании, это требует существенной корректировки как цены контрактов, так и их сроков выполнения.

Порядок и последствия изменения госконтракта

В соответствии со статьей 450 ГК РФ «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».

Законодатель не предусмотрел специального порядка заключения дополнительных соглашений к контрактам. Таким образом, дополнительное соглашение к государственному контракту должно быть совершено в той же форме что и сам контракт.

После подписания дополнительного соглашения, оно должно быть опубликовано в ЕИС в течении 5 рабочих дней в соответствии с требованием ч. 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.

Из существа статьи 450 ГК РФ следует, что условия госконтракта могут быть изменены только в двустороннем порядке, по соглашению сторон. В связи с этим возникает вопрос – возможно ли изменить условия госконтракта, если, например, такие положения будут включены в его условия? Представляется, что в таком случае такие положения госконтракта не будут соответствовать действующему законодательству, поскольку ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не указывает на возможность одностороннего изменения условий госконтрактов.

В соответствии с ч. 1 статьи 453 ГК РФ является «При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде».

Согласно ч. 3 статьи 453 ГК РФ «В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.»

Таким образом, после вступления в силу решения суда или дополнительного соглашения к госконтракту, обязательства между заказчиком и исполнителем контракта сохраняются в измененном виде, согласно условиям дополнительного соглашения или соответствующего решения суда.

Резюмируя, можно сказать, что процедура изменения госконтрактов достаточно сложный и многогранный процесс, который включает множество обязательных к исполнению условий и правил. Однако, несмотря на всю сложность, процедура изменения госконтрактов является одной из самых важных составляющих контактной системы РФ, позволяющая в процессе исполнения госконтрактов адаптировать их положения к динамично изменяющимся обстоятельствам.

7 января 2022 г.

  Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.   Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.

Заключение дополнительного соглашения, внесение изменений в договор

Создание и отправка дополнительного соглашения (проекта изменений договора) участнику закупки

При необходимости заключения дополнительного соглашения по проекту договора необходимо в колонке «Действия» реестра договоров выбрать действие «Формировать доп. соглашения».

При выборе указанных действий открывается форма «Карточка проекта доп. соглашения – Формирование проекта доп. соглашения».

Содержание полей формы «Карточка проекта доп. соглашения – Формирование проекта доп. соглашения» идентично содержанию полей формы создания карточки проекта договора. За тем исключением, что необходиом заполнить дополнительный блок «Информация об изменении договора».

В нижней части формы «Редактирование карточки проекта договора» отображаются функциональные кнопки:

  • кнопка «Вернуться», при нажатии на которую происходит возврат в реестр «Мои договоры»;
  • кнопка «Сохранить черновик», при нажатии на которую происходит сохранение внесенных изменений без проверки корректности указанных данных.
  • кнопка «Подписать и отправить», при нажатии на которую проект изменений договора (дополнительное соглашение) отправляется участнику, статус исходного договора изменяется на «Доп. соглашение передано на подписание участнику закупки».

Подписание дополнительного соглашения (проекта изменений договора) участником

По созданному дополнительному соглашению (проекту изменений договора) участник может принять одно из решений:

  • подписать доп. соглашение (проект изменений). При этом статус договора изменится на «Доп. соглашение передано на подписание заказчику»;
  • отказаться от подписания доп. соглашения (проекта изменений договора). При этом статус договора изменится на «Исполнение договора»;
  • сформировать протокол разногласий. При этом статус договора изменится на «Формирование доп. соглашения» и далее Заказчику необходимо повторно формировать проект дополнительного соглашения с обоснованием отклонений позиций протокола разногласий (форма аналогична форме повторного формирования проекта договора при ответе на протокол разногласий по исходному проекту договора). Для выполнения данного действия в реестре «Мои договоры» для соответствующего договора необходимо в колонке «Действия» выбрать действие «Формировать доп. соглашение».

Подписание дополнительного соглашения заказчиком

В случае если Участником успешно подписана форма «Карточка проекта доп. соглашения» (проект изменений договора), то в реестре «Мои договоры» Заказчика отображается действие «Просмотреть доп. соглашение», при выборе которого отображается страница «Карточка проекта доп. соглашения».

При подписании заказчиком доп. соглашения статус договора изменяется на «Доп. соглашение отправлено на ООС».

Ошибка отправки доп. соглашения на ООС

При получении с ООС сообщения с ошибками валидации статус договора изменится на «Ошибка отправки доп. соглашения на ООС», а пользователю будут доступны следующие действия:

1) просмотреть договор;

2) просмотреть доп. соглашение;

3) редактировать доп. соглашение;

4) просмотреть ошибки.

При переходе по действию «Редактировать доп. соглашение» отображается форма «Карточка доп. соглашения», которая была подписана пользователем заказчика, при этом доступно редактирование следующих блоков:

1) перечень позиций закупки;

2) информация об изменении договора;

3) сведения о договоре;

4) этапы оплаты;

5) информация о привлечении субподрядчиков;

6) основание заключения договора;

7) дополнительная информация;

8) дополнительные документы по договору, прикрепленные заказчиком;

9) дополнительные документы по договору, прикрепленные участником.

После подписания и отправки формы, статус договора изменяется на «Доп. соглашение передано на подписание участнику закупки».

Ожидание публикации доп. соглашения на ООС

При получении с ООС сообщения об успешной валидации пакета с доп. соглашением статус договора изменяется на «Доп. соглашение ожидает публикации на ООС» Пользователю доступны действия:

1) просмотреть договор;

2) просмотреть доп. соглашение.

Публикация доп. соглашения на ООС

При получении с ООС сообщения об успешной публикации доп. соглашения на ООС статус договора изменяется на «Исполнение договора». Пользователю доступны действия:

1) просмотреть договор;

2) формировать доп. соглашение;

3) сделать расторжение договора.

Сведения о договоре обновляются сведениями из доп. соглашения.

Блог » Выплаты » Как правильно оформить дополнительное соглашение об изменении суммы контракта по 44-фз

Инструкция по оформлению дополнительного соглашения к госконтракту

Дополнительное соглашение к госконтракту по 44-ФЗ — это документ, в котором фиксируют изменения или дополнения в государственном контракте. Основное содержание — корректировка ранее подписанных обязательств сторон (ст. 451 ГК и ст. 95 ФЗ-44).

По каким правилам подписывается

Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» допускает возможность изменения существенных условий контракта. В части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ приведен перечень случаев, когда условия контракта изменяются по соглашению сторон.

Возможно изменение перечисленных условий, если оно предусмотрено документацией о закупке и договором (ч. 1 ст. 95). Разрешается корректировать количественные показатели (увеличивать или уменьшать) в пределах 10%., если:

  • изменились цены (тарифы) на товары, работы, услуги, регулируемые законодательством;
  • уменьшились лимиты бюджетных обязательств в рамках п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса, ранее доведенные до госзаказчика как получателя бюджетные средства;
  • изменились медицинские показания на лечение гражданина России за рубежом. (для госконтрактов с иностранной организацией).

Цена, срок исполнения, количество товаров, объем работ (услуг).

Заключите договор с правопреемником, если произошло преобразование, слияние или присоединение (реорганизация) — ч. 5, 6 ст. 95 44-ФЗ, письмо Минфина № 24-03-08/71520 от 31.10.2017.

  • заключенных по требованиям п. 1 постановления правительства № 1186;
  • подписанных с единственным поставщиком по п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Это указано в п. 10 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.

В первом случае изменения вводятся по решению:

  • правительства РФ;
  • госоргана субъекта РФ;
  • местной администрации (п. 2-4 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ).
  • по строительству;
  • реконструкции;
  • капремонту;
  • сносу объекта капстроительства;
  • по сохранению объектов культурного наследия.

Срок исполнения изменяется:

  • по вине подрядчика;
  • по не зависящим от сторон обстоятельствам.

Изменения вносятся и в проектную документацию (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Для подписания соглашения с новым сроком:

  • неустойка (штрафы, пени) подрядчика обязательно оплачивается;
  • обеспечение исполнения госконтракта продлено на новый срок.

Допсоглашения к строительным госконтрактам вправе касаться и других существенных условий, если это не ведет к увеличению срока исполнения или его цены более чем на 30%. Это касается госконтрактов:

  • заключенных на год и более;
  • со стоимостью, равной или превышающей 100 млн рублей;
  • в ходе исполнения которых возникли не зависящие от сторон обстоятельства.

Допсоглашение потребует письменного обоснования после вынесения решения уполномоченного органа:

  • правительства;
  • высшего исполнительного органа региона;
  • местной администрации.

Когда изменения невозможны

С помощью дополнительного соглашения нельзя изменить:

  1. Предмет договора.
  2. Поставщика (исключение — уступка права требования исполнения денежного обязательства к заказчику третьему лицу (п. 17 обзора судебной практики президиума Верховного Суда от 28.06.2017).
  3. Страну происхождения товара, когда запрет прописан в нормативных актах и связан с действием национального режима (ч. 6 ст. 14 44-ФЗ).
  4. Другие параметры договора, если не действуют условия ст. 95 44-ФЗ.

Общее правило о неизменности предмета договора тоже имеет исключения, если есть решения местной администрации, региональных властей или правительства, и они касаются договоров (п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 95 ФЗ-44, абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК, п. 1 постановления № 1186):

  • федеральных на срок от трех лет и ценой от 10 млрд рублей;
  • на клинические исследования лечебных препаратов — от 40 млн;
  • на удовлетворение региональных нужд на срок от трех лет и ценой от 1 млрд руб.;
  • муниципальных образований со сроком исполнения от года — от 500 млн руб.

Как подготовить допсоглашение

Шаг 1. Внесите в текст соглашения наименования и реквизиты сторон.

Шаг 2. Внесите в текст содержание изменений и их обоснование, укажите, какие положения остаются без изменений.

Шаг 3. Подготовьте два экземпляра документа.

Шаг 4. Согласуйте текст проекта и подпишите его, в соответствии с регламентом, у ответственных лиц заказчика и поставщика.

Шаг 5. В течение пяти рабочих дней с даты подписания допсоглашения направьте сведения о нем в реестр контрактов в ЕИС.

Ответственность

Прописана ответственность за неправильную работу с дополнительным соглашением.

Если в госконтракт внесены изменения, не соответствующие законодательству, последует ответственность (ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП):

  • для должностного лица — 20 000 рублей;
  • юридического лица — 200 000 рублей.

В случае дополнительного израсходования бюджетных средств или уменьшения объекта закупки штраф взимается в двукратном размере:

  • дополнительно израсходованных средств;
  • цены уменьшенного объема по договору.

Образец доп соглашения к муниципальному контракту об изменении цены

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 1

к контракту № 0122300076548000002-0091796-02 от 01.11.2019

на поставку и монтаж ограждения футбольного поля с калиткой и воротами, урн

г. Москва 29 декабря 2020 года

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Аллюр», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице директора И.И. Иванова, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Спортстрой», именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице генерального директора С.С. Смирнова, действующего на основании Устава, с другой стороны, в дальнейшем вместе именуемые «Стороны», и каждый в отдельности «Сторона», заключили настоящее Дополнительное соглашение к Контракту № 0122300076548000002-0091796-02 от 01 ноября 2020 года (далее — Контракт) о нижеследующем:

Как изменить несущественные условия контракта

Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ — это корректировка соглашений между заказчиком и исполнителем, не влияющих на результат исполнения договора. В статье разберем, что относится к несущественным параметрам и как их изменить.

В процессе исполнения госконтракта как у заказчика, так и у поставщика могут возникнуть обстоятельства, требующие изменение условий контракта. 44-ФЗ четко определяет правила изменения существенных условий. Но как быть с теми пунктами, которые не попадают под это определение?

Рассмотрим, можно ли вносить изменения в контракт по 44-ФЗ после заключения, и каким образом осуществить возможные корректировки.

Что считать несущественными условиями

Ни закон о контрактной системе, ни гражданское законодательство не дает определение несущественных условий. Отталкиваясь от норм ГК РФ (глава 28), можно дать следующее определение — это параметры госконтракта, которые не являются существенными для данного вида сделки и не требуют согласие каждой из сторон. Другими словами, изменение не существенных условий контракта по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения договора.

Какие пункты госконтракта можно исправить без изменения ключевых договорных соглашений? Можно выделить следующие разделы:

  1. Платежные реквизиты сторон. Как заказчик, так и поставщик в процессе исполнения договора имеют право корректировать расчетные и корреспондентские счета, изменять банк для перечисления денежных средств.
  2. Местонахождение организаций. Адрес, контактные данные в виде телефона, электронной почты подлежат правке без необходимости получения разрешения другой стороной.
  3. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в наименовании организации, в фамилии, имени, отчестве сторон договора, неверные расчеты в спецификации, не совпадающие с ценой контракта.

В зависимости от стадии закупки, изменение условий контракта по 44-ФЗ происходит в различном порядке. Далее рассмотрим, как производится изменение условий в договоре — этапы заключения и исполнения.

Как изменить контракт на этапе заключения

Поставщик направляет заказчику протокол разногласий, указывающий на изменение несущественных условий государственного контракта и причины таких корректировок. К примеру, в связи со сменой местонахождения организации просит раздел «Реквизиты» читать в новой редакции. Если закупка проводилась в электронном виде, то обязательно направление протокола разногласий посредством программно-технических средств оператора торговой площадки. Если у заказчика возникла необходимость несущественных корректировок, то функционал площадок позволяет отозвать контракт на доработку и повторно направить участнику скорректированную версию.

Протокол разногласий или доработанный контракт подлежат ознакомлению на предмет того, существенные правки или нет.

В случае изменения несущественных условий договор заключается. Если поставщик направлял протокол разногласий, заказчик изменяет контракт и доработанную его версию направляет повторно победителю на подпись.

Внесение изменений в контракт в связи с технической ошибкой 44-ФЗ возможно, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в изначальном виде. Коррективы в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС.

При этом если неточность является несущественной, сторонам лучше ее проигнорировать и подписать договор так, как есть. Если же ошибка существенно влияет на результат контрактных отношений и грозит штрафными санкциями, то сторонам надлежит оформить протокол разногласий и исправить ее.

Например, изменение условий в спецификации на стадии заключения контракта (техническая ошибка при расчетах и проч.) производится после внесения данного договора в реестр контрактов. После обнаружения неточности и регистрации в ЕИС данных о договоре стороны составляют дополнительное соглашение, которым вносят коррективы в договорные условия на этапе заключения отношений.

Как изменить контракт на этапе исполнения

Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон возможно и на этапе исполнения. Аналогично первому случаю повторяются этапы уведомления и анализа предложений по корректировке, а третьим шагом является составление дополнительного соглашения с указанием всех необходимых параметров.

Заказчику в последующем необходимо отразить все сделанные изменения в Единой информационной системе, опубликовав акт корректировки.

Когда существенные условия нельзя изменить

Также в ходе исполнения договора недопустимо менять источник финансирования, так как это является существенным параметром (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015).

Также не допускается изменение следующих параметров:

  1. Смена исполнителя договора (ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юридического лица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом допускается замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новой организации-заказчику (ч. 6 ст. 95 44-ФЗ).
  2. Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, если иное не указано в договоре.
  3. Корректировка цены контракта более чем на 10 %.

Особое внимание следует обратить на увеличение ставки НДС до 20 % с 01.01.2019. Ко всем договорам, которые были заключены до роста НДС, с 01.01.2019 применяется новая ставка. Общая стоимость при этом не меняется, а налог увеличивается за счет исполнителя (Письмо Минфина России № 24-03-07/61247 от 28.08.2018). Данное требование неприменимо для договоров, соответствующих критериям, закрепленным в Постановлении Правительства № 1186 от 19.12.2013.

Можно ли изменять существенные условия госконтракта: изменения с 2023 года

Возможно ли изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ — да, в строго ограниченных случаях. Есть положения, которые меняют и улучшают без проблем, а есть требования, которые править категорически запрещено. С 2022 года появятся новые основания, а действующие утратят силу.

Что изменится в 2022 году

С 01.01.2022 вступают в силу изменения в Закон о контрактной системе, которые установлены 360-ФЗ от 02.07.2021. Поправки коснулись и правил работы с изменением существенных условий.

Со следующего года право на уменьшение цены контракта без изменения объема по п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе утратит силу. А существенные условия контракта будут менять, в том числе и если такое право не прописано в документации и контракте.

Добавили право менять объем и вид работ: у сторон появится возможность однократно изменить срок по контрактам жизненного цикла и госконтрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

А изменять стоимость придется только в пределах доведенных ЛБО. Подробнее: «Лимиты бюджетных обязательств: как принять и распределить на госзакупки».

Дополнили список оснований, когда вправе изменить существенные условия контракта:

  1. Если заключен госконтракт жизненного цикла со стройкой и капремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. При условии что сметная стоимость по итогам госэкспертизы превышает цену госконтракта. Корректировка цены госконтракта допускается в пределах 30 %.
  2. Появится право изменить срок исполнения отдельного этапа госконтракта, но в рамках общего срока исполнения контракта.
  3. Если заключен госконтракт на срок не менее одного года с предметом закупки научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Цена соглашения равна или превышает предельный размер правительства. И изменение потребовалось из-за обстоятельств, которые не зависят от сторон и препятствуют выполнению обязательств. Чтобы изменить госконтракт, придется обосновать решение. Корректировка объема и цены допускается в пределах 30 %.

Для работы с существенными условиями в госконтракте жизненного цикла установили правило, что если сметная стоимость по результатам госэкспертизы меньше цены госконтракта, то заказчику придется уменьшить цену до сметной.

А с 01.07.2023 соглашение об изменении госконтракта по результатам электронных процедур стороны начнут заключать в ЕИС, кроме случаев, когда в ЕИС запрещено публиковать информацию.

Что относится к существенным условиям

К существенным условиям относятся положения, которые обязательно включаются в госконтракт в силу прямого указания закона.

В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и всех тех условий, относительно которых по заявлению одной из сторон достигается соглашение.

В ст. 34 Закона о контрактной системе указано, что в госконтракте обязательно отражают такие условия:

  • порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
  • цену;
  • итоговую цену каждого этапа;
  • ответственность заказчика и поставщика; , работы, услуги;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
  • уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик;
  • обеспечение исполнения обязательств и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
  • порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
  • предоставление нового обеспечения исполнения обязательств, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств, отозвали лицензию.

В 2021 году заказчики, которые получают деньги из федерального бюджета, в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 385-ФЗ от 08.12.2020, обязаны включать в контракт условие о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.

В помощь заказчикам разрабатывают готовые формы госконтрактов, в которых закреплены все существенные условия. Это позволяет не допускать ошибок. Правила использования таких форм утверждены постановлением Правительства № 606 от 92.07.2014. В п. 7 этого ПП указано, можно ли вносить изменения в типовой контракт по 44-ФЗ, — нет, заказчики только выбирают от одного до нескольких значений перечня для заполнения переменной части. Постоянная часть типовых контрактов не изменяется.

В письме Минфина № 24-05-06/28316 от 08.04.2020 указано, что другие данные, кроме предлагаемых типовыми формами или типовыми условиями, приводить нельзя.

За изменение типовых условий или включение дополнительных условий, не предусмотренных типовым контрактом, работников заказчика штрафуют на 3000 рублей по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как изменять госконтракты без нарушений и штрафов. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как изменить существенные условия

По общему правилу менять существенные условия не допускается. Однако в ч. 1 ст. 95 и ч. 54 ст. 112 44-ФЗ закреплены причины изменения контракта по 44-ФЗ — основания, когда эти правила нарушаются. Собрали их в таблицу.

Увеличивается или уменьшается по предложению заказчика количество товара, объема работы или услуги. Пропорционально происходит изменение цены контракта по 44-ФЗ после заключения обеими сторонами дополнительного соглашения

Предел корректировок цены — 10 % в сторону увеличения или уменьшения.

Возможность прописывается в документации и госконтракте или только в госконтракте, если закупка проходит у единственного поставщика.

Изменение госконтракта по 44-ФЗ по этому основанию не дает сторонам права дополнять спецификацию новыми позициями или исключать из нее уже утвержденные

Изменяются условия, т.к. возникли не зависящие от сторон обстоятельства, и продолжать выполнять обязательства нельзя

Сделка заключена на срок не менее трех лет для обеспечения федеральных и региональных нужд.

Цена такого госконтракта равна или превышает размер цены, установленной в п. 1 постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 для обеспечения:

  • федеральных потребностей — 10 млрд руб.;
  • региональных нужд — 1 млрд руб.;
  • местных нужд — 500 млн руб.

Для закупок на проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения цена договора превышает или равна 40 млн руб.

Внесение изменений в контракт по 44-ФЗ происходит на основании решения правительства, высшего органа исполнительной власти региона или местной администрации соответственно

Заказчик и поставщик заключают дополнительное соглашение на изменение договора по 44-ФЗ. Согласовываются новые условия контракта, в том числе цена, сроки его исполнения и количество товара, объем работы либо услуги, которые прописаны в нем.

Изменение спецификации госконтракта по 44-ФЗ для сокращения количества товара, объема работы или услуги делается на основании Методики, которая утверждена постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013

Изменение суммы договора по 44-ФЗ в сторону увеличения или уменьшения производится по медицинским показаниям перечня услуг, которые связаны с лечением.

Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена в договоре

В ч. 5 ст. 95 44-ФЗ указано, что при исполнении контракта не допускается перемены поставщика. Исключение — если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому госконтракту вследствие реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Как изменить госконтракты на строительные работы

С 01.07.2019 в ч. 1 ст. 95 44-ФЗ ввели п. 8, 9, в которых закрепили, можно ли внести изменения в существенные условия при исполнении контракта, если меняете объем или виды работ по строительству, — да. Собрали все условия для этого действия в таблицу.

В строительной сфере изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случаях:

  • заключен на год и более;
  • цена равна или превышает 100 млн руб. Это закреплено в п. 1 (1) Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013;
  • работы не выполняются по не зависящим от сторон обстоятельствам;
  • изменение не приведет к увеличению срока исполнения или цены более чем на 30 %.

Чтобы изменить условия, требуется письменное обоснование решения. Оно основывается на акте правительства, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации

Изменяют один раз, новый срок не больше первоначального.

Контракт не исполняется по не зависящим от сторон обстоятельствам или по вине подрядчика. Если виноват подрядчик, то ему придется сначала оплатить неустойку (штрафы, пени) и предоставить обеспечение исполнения госконтракта на новый срок. Срок действия банковской гарантии, которая предоставлена в качестве такого обеспечения, должна не менее чем на месяц превышать измененный срок исполнения госконтракта. Это указано в ч. 3 ст. 96 44-ФЗ

Как изменить ставку НДС в контракте

С 01.01.2019 ставка НДС увеличилась с 18 до 20 %, и в Законе о контрактной системе появилось новое основание для изменения существенных условий. Изменение условий проекта контракта по 44-ФЗ из-за корректировки ставки НДС происходит на основании ч. 54 ст. 112 Закона о контрактной системе.

До 01.10.2019 по соглашению сторон цена госконтракта в рамках срока его исполнения увеличивается в пределах увеличенной ставки НДС, если выполняются следующие условия:

  • контракт заключен до 01.01.2019;
  • условиями госконтракта (в том числе при обосновании НМЦК) не предусмотрена увеличенная с 01.01.2019 ставка НДС;
  • приемка и оплата товаров (работ, услуг) производится после 01.01.2019.

Как изменить предмет контракта

По общему правилу изменение предмета договора не допускается.

За его изменение оштрафуют должностное лицо на сумму в 20 000 руб., а юридическое — на 200 000 руб. А суды признают допсоглашение с изменением предмета контракта недействительным.

Но в ч. 7 ст. 95 44-ФЗ указано, что по согласованию сторон поставляются другие товары. Главное, чтобы качество и технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) были лучше по сравнению с предметом контракта.

Сторонам нельзя применять это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет закрепляется нормативными правовыми актами, которые приняты в рамках ч. 3 и 4 ст. 14 44-ФЗ.

Вот пример реализации этой нормы.

Дополнительное соглашение к контракту по 44-ФЗ

Разъяснения по теме

Количество ТРУ разрешено увеличивать (уменьшать) неоднократно, так как законодательством не ограничено количество внесения изменений в госконтракт в этих случаях.

Главное разъяснение про увеличение контракта на 10 процентов по 44-ФЗ — новая цена контракта не должна отличаться более чем на 10 процентов от цены, по которой заключен госконтракт

Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-8176 от 20.06.2016

Осуществляют увеличение ставки НДС госзаказчики только в рамках лимитов, доведенных на срок исполнения контракта.

Если их нет, то изменяют цену госконтракта в связи с увеличением ставки НДС только после доведения дополнительных лимитов

Оцените статью:

[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]

Для внесения изменения в ранее размещенное в ЕИС Исполнение контракта надо в навигаторе в папке «Исполнение контракта» открыть фильтр «Зарегистрированы», выделить из списка требуемый документ и нажать кнопку [Сформировать изменение] (Рисунок 1).
Рисунок 1. Кнопка формирования изменения исполнения контракта

В окне подтверждения действия для продолжения процедуры формирования изменения надо нажать кнопку [ОК] (Рисунок 2).
Рисунок 2. Окно подтверждения действия

По результатам выполнения операции по формированию изменения документы Система отобразит протокол о невозможности формирования изменения с отображением причин или же отобразить протокол успешного формирования изменения документа (Рисунок 3). По клику ЛКМ на гиперссылку с номером изменения в протоколе можно открыть сформированный документ.
Рисунок 3. Протокол успешного формирования изменения документа

Вновь сформированный документ будет доступен в папке Навигатора «Исполнение контракта» в фильтре «Создание нового». Для открытия вновь сформированного документа необходимо его выделить в списке и нажать кнопку [Редактировать] (Рисунок 4) или движды кликнуть по записи в списке ЛКМ.
Рисунок 4. Кнопка открытия документа

В момент формирования изменения исполнения контракта происходит автоматическая связка изменения исполнения контракта с последней актуальной редакцией зарегистрированного в ЕИС контракта (Рисунок 5).
Рисунок 5. Изменение исполнения контракта

Значение в поле «Этап контракта» автоматически обновляется на основе данных из последней актуальной редакции контракта на основе соответствия данных по идентификатору этапу контракта или по дате начала исполнения этапа контракта. Если ни по одному из этих параметров соответствие не будет найдено в актуальной редакции контракта, то значение этапа контракта останется неизменным. Так же в изменении исполнения контракта для заказчиков доступна возможности ручного выбора этапа контракта. Чтобы избежать перемешивания различных редакций исполнения контракта в рамках этапов контракта предусмотрен системный блокирующий контроль, проверяющий корректность выбора этапа контракта. Данный контроль не сработает для пользователей с ролью администратора Системы.

Так же в момент формирования изменения исполнения контракта автоматически обновляются сведения об объеме исполненных обязательств поставщиком в связке с актуальной редакцией контракта.

Во вкладке «Изменение» надо заполнить поля «Номер редакции сведений в ЕИС», «Основание изменения (исправления) опубликованной редакции/ Описание изменения» (Рисунок 6).
Рисунок 6. Вкладка «Изменения»

После внесения необходимых изменений в сведения об исполнения контракта надо нажать кнопку [Сохранить].

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как разместить доп соглашение в еис 223 фз пошаговая инструкция
  • Как разместить вакансию на портале работа в россии инструкция
  • Как разместить вакансию на hh пошаговая инструкция
  • Как разместить вакансию на hh пошаговая инструкция
  • Как разместить аукцион в электронной форме по 44 фз еис инструкция