Разборку коробки передач проводим при ее ремонте.
Снаружи очищаем коробку передач от грязи (не допускайте попадания грязи внутрь коробки).
Для удобства дальнейшей разборки коробки передач навинчиваем на крепежную шпильку картера сцепления две гайки…
…и выворачиваем шпильку из картера сцепления.
Устанавливаем коробку передач на верстак картером сцепления вниз.
Головкой «на 13» отворачиваем проб ку фиксатора вилки включения передачи заднего хода…
Вынимаем из отверстия картера пружину фиксатора.
Используя магнит, вынимаем шарик фиксатора.
Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления задней крышки картера.
Постукивая молотком с пластмассовым бойком или обычным молотком через оправку из мягкого металла по приливам крышки…
…снимаем ее со шпилек.
Для отворачивания гаек валов необходимо застопорить валы от проворачивания, включив сразу две передачи. Для этого, вдавив до упора шток переключателя передач, включаем III передачу.
Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки V передачи.
Через выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке, включая V передачу.
Бородком выправляем места кернения буртиков гаек первичного и вторичного валов.
Головкой «на 32» с мощным воротком…
…отворачиваем гайки валов.
Поддев отверткой ведомую шестерню V передачи, снимаем узел V передачи в сборе.
Вынимаем вилку включения V передачи.
Пометив положение кольца синхронизатора относительно муфты…
…снимаем шестерню V передачи с блокирующим кольцом синхронизатора.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора.
Вынимаем упорную пластину синхронизатора
Отверткой поддеваем втулку ведомой шестерни V передачи…
…и снимаем ее с вторичного вала.
В зазор между упорной пластиной и ведущей шестерней V передачи вставляем одну или две отвертки. Поддевая отверткой (отвертками) шестерню…
…спрессовываем ее с первичного вала.
Снимаем с вторичного вала упорное кольцо.
Ударной отверткой с крестообразным наконечником PH3 отворачиваем четыре винта крепления упорной пластины подшипников.
Под головками винтов установлены специальные стопорные шайбы.
Снимаем упорную пластину.
Накидным ключом «на 13» отворачиваем три пробки фиксаторов штоков вилок переключения передач.
Вынимаем из гнезд пружины…
…и извлекаем магнитной отверткой шарики фиксаторов.
Двумя отвертками разжимаем концы стопорного кольца заднего подшипника первичного вала…
…и вынимаем кольцо из проточки картера.
Аналогично снимаем стопорное кольцо заднего подшипника на вторичном валу.
Накидным ключом «на 13» отворачиваем один болт и тринадцать гаек крепления картера коробки передач к картеру сцепления.
Вставив в паз на стыке привалочных плоскостей картеров отвертку, аккуратно приподнимаем картер коробки передач…
…и снимаем его.
Вынимаем из углубления картера коробки передач магнит.
Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения I–II передач к штоку.
Приподнимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора.
Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения III–IV передач к штоку…
…и отверткой выводим рычаг штока из механизма переключения передач.
Поднимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора.
Поворачивая шток вилки включения V передачи, выводим рычаг штока из механизма переключения передач.
Вынимаем ось промежуточной шестерни передачи заднего хода.
Вынимаем промежуточную шестерню передачи заднего хода.
Головкой «на 10» отворачиваем три болта крепления механизма переключения передач…
…и снимаем его.
Вынимаем одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления.
Вынимаем дифференциал в сборе.
Сдвигаем защитный резиновый чехол с шарнира штока переключателя…
…и накидным ключом «на 10» отворачиваем конический винт шарнира.
Снимаем со штока шарнир…
…и защитный чехол шарнира.
Если требуется снять переключатель передач или его шток…
…головкой «на 10» отворачиваем конический винт крепления переключателя передач.
Выдвигая шток из отверстия картера…
…снимаем со штока переключатель передач.
Отверткой извлекаем из сепаратора ролики переднего подшипника вторичного вала.
Вынимаем сепаратор подшипника.
Зацепив крючком ударного съемника буртик наружного кольца подшипника…
…выпрессовываем наружное кольцо подшипника.
Извлекаем маслосборник.
Таким же образом выпрессовываем наружное кольцо подшипника первичного вала.
Подходящим отрезком трубы выбиваем из картера сцепления…
…сальник привода колеса.
Через бородок наносим удары в торец наружного кольца подшипника дифференциала…
…и выпрессовываем кольцо.
Таким же образом выбиваем сальник и наружное кольцо подшипника дифференциала из картера коробки передач. Вынимаем регулировочное кольцо.
Разборка первичного вала
Зажимаем первичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Поддеваем двумя монтажными лопатками задний шариковый подшипник и спрессовываем его.
Через бородок наносим удары в торец внутреннего кольца переднего роликового подшипника…
…и спрессовываем кольцо.
Разборка вторичного вала
Зажимаем вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла. В зазор между торцами внутреннего кольца переднего подшипника вала и ведущей шестерни главной передачи вставляем две монтажные лопатки (чтобы не повредить зубья шестерни, можно подложить под монтажные лопатки проставки из мягкого металла).
Опираясь монтажными лопатками на шестерню…
…спрессовываем внутреннее кольцо переднего подшипника.
Щипцами для снятия стопорных колец разжимаем…
…и снимаем стопорное кольцо с переднего конца вала.
Зацепив трехзахватным съемником ведомую шестерню I передачи…
…спрессовываем ведущую шестерню главной передачи.
При отсутствии съемника подкладываем под ведомую шестерню I передачи упоры и спрессовываем ведущую шестерню главной передачи, нанося удары молотком с наконечником из мягкого металла по торцу вала.
Щипцами для снятия стопорных колец разжимаем…
…и снимаем стопорное кольцо ступицы муфты синхронизатора I–II передач.
Поддев двумя монтажными лопатками ведомую шестерню II передачи, спрессовываем с вала ступицу муфты синхронизатора I–II передач.
Снимаем синхронизатор I–II передач в сборе с ведомой шестерней II передачи.
Разъединяем ведомую шестерню II передачи и синхронизатор I–II передач.
Переворачиваем вал в тисках.
Установив на торец вала упор под винт двухзахватного съемника, спрессовываем съемником задний подшипник вала…
…и снимаем подшипник.
Снимаем упорную шайбу.
Снимаем ведомую шестерню IV передачи.
Щипцами разжимаем стопорное кольцо ступицы муфты синхронизатора III–IV передач…
…и снимаем кольцо.
Оперев шестерню III передачи на губки тисков (с накладками из мягкого металла), наносим через деревянный брусок в торец вала удары молотком, спрессовывая с вала ступицу муфты синхронизатора III–IV передач.
Снимаем синхронизатор III–IV передач в сборе с ведомой шестерней III передачи.
Разъединяем ведомую шестерню III передачи и синхронизатор III–IV передач.
Разборка и сборка синхронизатора
Синхронизаторы I–II, III–IV и V передач разбираются и собираются аналогично. Разборку и сборку синхронизатора показываем на примере синхронизатора V передачи. Перед разборкой помечаем блокирующие кольца и их положение относительно муфты синхронизатора. Снимаем блокирующие кольца. Помечаем положение ступицы относительно муфты и положение сухарей относительно пазов ступицы, с тем, чтобы при последующей сборке они были установлены на прежние места.
Для разборки синхронизатора…
…аккуратно сдвигаем муфту по ступице, придерживая рукой шарики от «выстреливания».
Детали синхронизатора V передачи:
1 — муфта;
2 — шарик;
3 — сухарь;
4 — пружина;
5 — ступица
Перед сборкой осматриваем детали синхронизатора. Забоины и сколы на шлицах ступицы и муфты, зубчатых венцах блокирующих колец и муфты — недопустимы. Дефектные детали заменяем новыми. При значительном износе рабочей конической поверхности блокирующего кольца (минимально допустимый осевой зазор между торцами зубчатых венцов шестерни и блокирующего кольца составляет 0,6 мм) его необходимо заменить.
Для удобства сборки синхронизатора обильно смазываем пружины, сухари и шарики пластичной смазкой.
Положив ступицу на верстак…
…вставляем в гнезда ступицы пружины, а в пазы — сухари (в соответствии с нанесенными ранее метками).
Вставляем подсобранную ступицу в муфту, сориентировав ее так, чтобы при последующей установке шарика…
…он находился точно в средней части проточки муфты — в наиболее глубоком ее месте.
Устанавливаем в отверстия сухарей шарики…
…и, поджимая отверткой поочередно каждый шарик…
…вдвигаем ступицу по шлицам муфты.
При установке на вал синхро ни за тора пазы на муфте и ступице должны быть обращены:
— для синхронизатора I–II передач — к шестерне I передачи;
— для синхронизатора III–IV передач — к шестерне III передачи;
— для синхронизатора V передачи — к упорной пластине подшипников валов.
Пазы на муфте и ступице синхронизатора
Разборка дифференциала
Зажимаем ведомую шестерню главной передачи в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Головкой «на 17» отворачиваем восемь болтов крепления шестерни к коробке дифференциала.
Оперев ведомую шестерню главной передачи на губки тисков (с накладками из мягкого металла)…
…молотком с пластмассовым наконечником (или наконечником из мягкого металла) выбиваем коробку дифференциала из ведомой шестерни.
Вставив притупленное зубило в зазор между торцом внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциала, наносим удары по зубилу, увеличивая зазор.
Затем, установив в образовавшийся зазор две монтажные лопатки…
…спрессовываем ими подшипник.
Снимаем задающее кольцо датчика скорости.
При последующей сборке лапки задающего кольца должны быть установлены в более глубокие пазы на торце коробки дифференциала.
Проворачивая, вынимаем шестерни приводов колес из коробки дифференциала.
Щипцами для снятия стопорных колец снимаем стопорное кольцо с оси сателлитов.
Вынимаем ось сателлитов и сателлиты из коробки дифференциала.
Сборка коробки передач
Для проверки технического состояния деталей коробки передач тщательно очищаем и промываем их керосином или уайт-спиритом.
На картерах и крышке коробки передач не должно быть трещин и выбоин. Повреждения на поверхностях прилегания картеров и крышки могут вызвать несоосность валов и утечку масла.
Поверхности картеров под подшипники и штоки не должны быть повреждены (сколы, вмятины и т. д.) и изношены. На резьбовой части валов, на шлицах и поверхностях валов под шестерни и подшипники повреждения не допускаются.
На посадочных поверхностях шестерен не должно быть задиров и следов износа. Не допускается выкрашивание и чрезмерный износ зубьев шестерен. Шариковые и роликовые подшипники не должны иметь повреждений на беговых дорожках, сепараторах, шариках и роликах, а также трещин и сколов на кольцах. Вращение колец подшипников должно быть ровным, без заеданий. Поврежденные подшипники заменяем новыми. Не допускается деформация штоков и вилок включения передач. Рабочие поверхности вилок, контактирующие с проточками скользящих муфт синхронизаторов, не должны иметь чрезмерный износ. Штоки в отверстиях картеров должны перемещаться свободно, без заеданий. Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.
При сборке дифференциала смазываем трансмиссионным маслом сателлиты и шестерни приводов.
Подшипники дифференциала монтируем с предварительным натягом. Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника диф- ференциала.
Cхема подбора регулировочного кольца подшипников дифференциала:
1 — индикатор;
2 — оправка;
3 — подшипник дифференциала;
4 — картер сцепления;
5 — картер коробки передач;
6 — оправка;
7 — установочное кольцо
Подбор толщины регулировочного кольца необходим в случае замены одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картеров сцепления и коробки передач.
Предварительный натяг подшипников дифференциала должен составлять 0,25 мм.
Чтобы обеспечить данный натяг, необходимо правильно подобрать толщину регулировочного кольца.
При подборе регулировочного кольца потребуются: установочное кольцо толщиной 1,25 мм, стойка с индикатором часового типа, оправка.
Вставляем установочное кольцо в гнездо картера коробки передач и запрессовываем наружное кольцо подшипника дифференциала с помощью оправки подходящего диаметра. Аналогично запрессовываем наружное кольцо подшипника дифференциала в картер сцепления. Устанавливаем дифференциал в картер коробки передач, после чего устанавливаем картер сцепления и стягиваем картеры гайками (в количестве не менее трех), расположенными равноудаленно. Проворачиваем дифференциал на несколько оборотов, для самоустановки подшипников. Устанавливаем оправку (в виде пробки) на торец дифференциала, а на картер сцепления стойку с индикатором, так чтобы ножка упиралась в оправку, и создаем натяг на индикаторе 1 мм.
Перемещаем дифференциал вверх и снимаем показания индикатора. Толщина регулировочного кольца подсчитывается по формуле: S=A+B+C, где
S — толщина регулировочного кольца,
А — величина осевого перемещения дифференциала,
В — величина предварительного натяга подшипников дифференциала,
С — толщина установочного кольца (1,25 мм).
После определения толщины регулировочного кольца разъединяем картеры коробки передач и сцепления, снимаем дифференциал, выпрессовываем наружное кольцо подшипника из картера коробки передач и заменяем установочное кольцо на подобранное регулировочное. В запасные части поставляются регулировочные кольца толщиной от 1,65 мм до 2,65 мм, с шагом через 0,05 мм.
После установки дифференциала в картер сцепления необходимо зафиксировать оправкой (заглушкой) одну из шестерен приводов колес, чтобы они не сместились с посадочных мест при дальнейшей сборке.
При сборке переключателя передач и шарнира штока переключателя со штоком предварительно обезжириваем резьбовые отверстия в корпусе шарнира и переключателе, а также конические винты их крепления. Перед заворачиванием наносим на резьбу винтов резьбовой герметик. Наружные кольца роликовых подшипников валов, сальники первичного вала, приводов и штока переключателя передач запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб. На рабочие кромки сальников наносим тонкий слой трансмиссионного масла.
Если сальники приводов колес имеют маслосгонные насечки, то в картер сцепления (для правого привода) устанавливаем сальник с правой насечкой, а в картер коробки передач (для левого привода) — сальник с левой насечкой. Стрелки на корпусах сальников должны совпадать с направлением вращения приводов при движении автомобиля вперед.
При сборке вторичного вала смазываем детали трансмиссионным маслом. Заменяем стопорные кольца ступиц синхронизаторов новыми. Ступицы синхронизаторов, внутреннее кольцо роликового подшипника, шариковый подшипник и ведущую шестерню главной передачи напрессовываем на вал оправками или подходящими отрезками труб. После сборки вторичного вала проверяем работу синхронизаторов, для чего перемещаем вручную муфты синхронизаторов в положение включения соответствующих передач.
Напрессовываем на первичный вал внутреннее кольцо роликового подшипника и шариковый подшипник. Перед установкой валов вводим в зацепление зубья шестерен обоих валов и в таком положении устанавливаем валы в картер сцепления.
Перед сборкой картера коробки передач с картером сцепления и задней крышкой наносим по периметру привалочных плоскостей тонкий слой герметика.
- Руководства по ремонту
- Руководство по ремонту ВАЗ 2170 (Приора) 2004+ г.в.
- Разборка коробки передач и дефектовка ее деталей
Предупреждение
Если в процессе ремонта коробки передач заменялась хотя бы одна из следующих деталей: картер сцепления или коробки передач, корпус дифференциала или подшипники дифференциала, то необходимо подобрать регулировочное кольцо подшипников дифференциала.
Вам потребуются: торцовый ключ (головка) «на 10», «на 13», «на 32», ключи «на 10» и «на 17», большая отвертка, бородок, молоток, клещи для снятия стопорных колец, ударная отвертка.
1. Снимите коробку передач с автомобиля (см. «Снятие и установка коробки передач»). Очистите ее от грязи и вымойте снаружи.
|
|
2. Выньте указатель (щуп) уровня масла из коробки передач. |
3. Установите коробку передач на картер сцепления вертикально, ключом «на 10» выверните болт 1 (под его головкой установлена плоская шайба) и две гайки 3 (под ними установлены пружинные шайбы) крепления кронштейна троса сцепления. Снимите кронштейн 2 троса сцепления с коробки передач. |
|
|
4. Ключом «на 10» отверните оставшиеся четыре гайки крепления задней крышки. |
5. Поддев отверткой прилив на крышке, снимите заднюю крышку. |
|
|
6. Ключом «на 10» выверните болт крепления вилки V передачи (под головкой болта установлена пружинная шайба). |
7. Зафиксируйте валы коробки передач от проворачивания. Для этого включите V передачу, переместив вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с шестерней, затем включите III либо IV передачу, переместив шток выбора передач. |
|
|
8. Расконтрите и головкой «на 32» отверните гайку крепления первичного вала. Для этого надо приложить большое усилие, так как гайка затянута большим моментом. |
9. Предварительно расконтрив, головкой «на 32» отверните гайку крепления вторичного вала. Для этого надо приложить усилие, так как гайка затянута большим моментом. |
10. Приподняв отвертками ведомую шестерню V передачи (тем самым спрессовав ступицу синхронизатора с вала), снимите ее вместе с синхронизатором и вилкой с вторичного вала.
Предупреждение
Следите за тем, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы, поскольку подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться.
|
|
11. Снимите с синхронизатора упорную пластину. Затем выньте из паза муфты синхронизатора вилку. |
12. Снимите шестерню V передачи с синхронизатора с блокирующим кольцом 1. Промаркируйте блокирующее кольцо 1 относительно муфты 2 и снимите его. При эксплуатации зубья кольца прирабатываются к зубьям муфты, поэтому при сборке кольцо надо установить в том же положении. Если не предполагается разбирать синхронизатор, свяжите его проволокой или веревкой, чтобы он не рассыпался. |
|
|
13. Снимите втулку с вторичного вала. |
14. Снимите ведущую шестерню передачи с первичного вала. Обратите внимание, как она установлена. |
|
|
15. С помощью ударной отвертки выверните четыре винта (под ними установлены пружинные шайбы) крепления пластины подшипников и снимите пластину 1 подшипников. Затем снимите упорную шайбу 2 с вторичного вала. |
16. Снимите стопорные кольца подшипников обоих валов, приподнимая валы рукой. |
|
|
17. Ключом «на 13» отверните три пробки фиксаторов и осторожно извлеките шарики фиксаторов с пружинами. |
18. Отвернув пробку фиксатора заднего хода, снимите уплотнительное кольцо, а затем извлеките пружину фиксатора. |
|
|
19. Наклонив коробку, извлеките шарик фиксатора. |
20. Отверните двенадцать гаек и выверните болт крепления картеров коробки передач. Обратите внимание на то, под какими гайками установлены держатель 1 и транспортная проушина 2. Под гайками и болтом установлены пружинные шайбы. Снимите заглушку 3, вставленную вместо одного из приводов. |
|
|
21. Вставляя отвертку в пазы (три специальных паза по периметру картеров), отделите картер коробки передач от картера сцепления. |
22. Немного приподнимите картер коробки передач, поверните его против часовой стрелки так, чтобы прилив 1 картера вышел из-под шестерни, и снимите картер коробки передач с картера сцепления. |
|
|
23. Ключом «на 10» выверните болты крепления вилок переключения I и II, III и IV передач. |
24. Немного приподнимите шток переключения I и II передач, чтобы он вышел из опоры 3, и поверните его против часовой стрелки, чтобы головка 1 штока вышла из зацепления с блокировочной скобой 2. Выведите вилку 4 штока из паза муфты синхронизатора и снимите шток с вилкой. Без необходимости не рекомендуется снимать вилки со штоков, чтобы не перепутать их при сборке. |
|
|
25. Повернув шток переключения III и IV передач, выведите его головку из зацепления с рычагом выбора передач. Затем немного приподнимите шток, чтобы он вышел из опоры, и, выведя вилку штока из паза муфты синхронизатора, снимите шток с вилкой. |
26. Повернув шток включения V передачи, выведите его головку из зацепления с блокировочной скобой. Снимите шток, выведя его из опоры. |
|
|
27. Выньте ось промежуточной шестерни заднего хода. |
28. Сдвиньте промежуточную шестерню заднего хода до упора в механизм выбора передач, поверните ее на 30–40° и, выведя из-под шестерен вала, снимите промежуточную шестерню. |
|
|
29. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы. |
30. Выньте дифференциал из картера сцепления. |
|
|
31. Ключом «на 10» выверните три болта крепления механизма выбора передач (под головками болтов установлены пружинные шайбы). Снимите механизм выбора передач. |
32. Выньте магнит из картера сцепления. |
|
|
33. Ключом «на 10» отверните гайку крепления датчика скорости и снимите датчик. |
34. Замените порванное или потерявшее упругость уплотнительное кольцо датчика скорости. |
|
|
35. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода. Под ним установлено металлическое уплотнительное кольцо. |
36. Для выпрессовки переднего подшипника вторичного вала существует специальный съемник. При его отсутствии выпрессуйте подшипник с помощью отвертки. |
|
|
37. Снимите маслосборник, установленный под подшипником. |
38. Для выпрессовки переднего подшипника первичного вала также существует специальный съемник. При его отсутствии сделайте приспособление в форме крючка из жесткой проволоки. Вставьте приспособление в один из двух пазов картера и заведите крючок под подшипник. Затем с помощью отвертки (подложив деревянный брусок) выпрессуйте подшипник из картера, прикладывая усилие к противоположному концу отвертки ударами молотка и поочередно переставляя крючок в пазах. |
39. Новые передние подшипники валов запрессуйте до упора в картер сцепления с помощью подходящей оправки.
|
|
40. Подденьте отверткой кромку защитного чехла штока выбора передач и сдвиньте ее с опорной втулки штока. |
41. Ключом «на 10» выверните болт 3 крепления рычага 2 выбора передач. Сдвинув шток 1, снимите рычаг выбора передач. Затем выньте шток выбора передач из картера сцепления. |
42. При необходимости замены шарнира штока сдвиньте с него защитный чехол и выверните болт крепления шарнира. Болт зафиксирован специальным клеем ТБ-1324. Перед вворачиванием болта очистите его от старого клея и нанесите новый. Замените порванный или потерявший эластичность защитный чехол шарнира штока.
43. Для замены картера сцепления снимите с него подшипник (см. «Замена подшипника выключения сцепления») и вилку выключения сцепления (см. «Замена вилки выключения сцепления»), выпрессуйте сальники (см. «Замена сальников коробки передач»).
|
|
44. Осмотрите картеры сцепления и коробки передач, а также заднюю крышку. На них не должно быть трещин и сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите шлифовальной шкуркой. При сильных повреждениях замените дефектные детали. |
45. Проверьте посадочные места под подшипники в картерах сцепления и коробки передач. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждений. В противном случае замените картеры. |
|
|
46. Проверьте состояние роликовых подшипников. При повреждении дорожек качения, сепаратора или роликов и при обнаружении люфта (радиальный зазор в подшипнике не должен превышать 0,07 мм) замените подшипник. |
47. Проверьте состояние штоков переключения передач. Погнутые штоки, с задирами, заусенцами или выработанными лунками под фиксаторы замените. Замените вилки, если они погнуты или изношены их лапки. |
48. Проверьте сальники полуосей. Они не должны быть покороблены, иметь надрывы. Рабочая кромка должна быть ровной, без выровов, вмятин и наплывов резины. Пружина сальника не должна быть сломана и растянута. Дефектные сальники замените.
49. Проверьте и при необходимости замените сальники первичного вала и штока выбора передач (см. «Замена сальников коробки передач»).
50. Замените поврежденные или сильно обжатые прокладки.
51. Очистите магнит от частиц износа деталей. Если на магните появились трещины или ослабли его магнитные свойства, замените магнит.
52. Тщательно очистите от старого герметика привалочные поверхности картеров сцепления и коробки передач, а также задней крышки.
53. Соберите коробку передач в порядке, обратном разборке, с учетом следующего.
|
|
54. Перед установкой валов введите зубья их шестерен в зацепление и в таком положении установите в картер сцепления. |
55. Обратите внимание на то, как устанавливают вилки на штоки переключения передач: 1 – шток с вилкой переключения I и II передач, 2 – шток с вилкой переключения III и IV передач. |
56. Обильно смажьте все трущиеся детали трансмиссионным маслом.
57. Не забудьте установить на место магнит.
58. Перед установкой картера коробки передач на картер сцепления и задней крышки нанесите герметик на их привалочные поверхности по всему периметру.
↓ Комментарии ↓
1. Устройство автомобиля
1.0 Устройство автомобиля
1.1 Общие сведения об автомобиле
1.2 Паспортные данные
1.3 Ключи автомобиля
1.4. Органы управления
1.5. Отопление и вентиляция салона
1.6 Обеспечение комфортной температуры воздуха в салоне
1.7. Двери
1.8. Средства пассивной безопасности на автомобиле
1.9. Сиденья
2. Рекомендации по эксплуатации
2.0 Рекомендации по эксплуатации
2.1. Правила техники безопасности и рекомендации
2.2 Обкатка автомобиля
2.3 Эксплуатация автомобиля в гарантийный период
2.4. Подготовка автомобиля к выезду
3. Неисправности в пути
3.0 Неисправности в пути
3.1. Двигатель не заводится
3.2 Неисправности системы впрыска топлива
3.3 Пропал холостой ход
3.4. Перебои в работе двигателя
3.5. Автомобиль движется рывками
3.6 Автомобиль плохо разгоняется
3.7 Двигатель заглох во время движения
3.8. Упало давление масла
3.9. Перегрев двигателя
3.10. Аккумуляторная батарея не подзаряжается
3.13. Стуки в двигателе
3.16. Прокол колеса
4. Техническое обслуживание
4.0 Техническое обслуживание
4.1. Общие положения
4.2. Контрольноосмотровые работы
4.3. Смазочнозаправочные работы
4.4. Диагностические работы
4.5. Ремонтнорегулировочные работы
5. Двигатель
5.0 Двигатель
5.1 Особенности конструкции
5.2 Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения
5.3 Полезные советы
5.4 Проверка компрессии в цилиндрах
5.5 Снятие и установка декоративного кожуха двигателя
5.6 Снятие и установка брызговика двигателя
5.7 Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
5.8 Замена ремня привода газораспределительного механизма и натяжного ролика
5.9 Замена опор силового агрегата
5.11. Замена уплотнений двигателя
5.13. Головка блока цилиндров двигателя
5.15. Ремонт двигателя
5.16. Система смазки
5.17. Система охлаждения
5.18. Система питания
5.19. Особенности конструкции
6. Трансмиссия
6.0 Трансмиссия
6.1. Сцепление
6.2. Коробка передач
6.3. Приводы передних колес
7. Ходовая часть
7.0 Ходовая часть
7.1. Передняя подвеска
7.2. Задняя подвеска
8. Рулевое управление
8.0 Рулевое управление
8.1 Особенности конструкции
8.2 Возможные неисправности рулевого управления, их причины и способы устранения
8.3. Рулевая колонка
8.4. Рулевая трапеция
8.5. Рулевой механизм
9. Тормозная система
9.0 Тормозная система
9.1 Особенности конструкции
9.2 Возможные неисправности тормозной системы, их причины и способы устранения
9.3 Прокачка гидропривода тормозной системы
9.4 Снятие и установка вакуумного усилителя тормозов
9.5 Замена втулок оси педали тормоза
9.6. Главный тормозной цилиндр
9.7. Тормозные механизмы передних колес
9.8. Тормозные механизмы задних колес
9.9. Регулятор давления
9.10. Тормозные шланги и трубки
9.11. Стояночный тормоз
10. Электрооборудование
10.0 Электрооборудование
10.1 Особенности конструкции
10.2. Аккумуляторная батарея
10.3. Монтажный блок (реле и предохранители)
10.4. Генератор
10.5. Стартер
10.6. Выключатель (замок) зажигания
10.7. Электронная система управления двигателем (ЭСУД)
10.8. Система зажигания
10.9. Освещение, световая и звуковая сигнализация
10.10. Очиститель ветрового стекла
10.11. Бачок омывателя
10.12. Электровентилятор системы охлаждения двигателя
10.13. Электродвигатель вентилятора системы отопления и вентиляции салона
10.15. Прикуриватель
10.16. Комбинация приборов
10.18. Электронная противоугонная система дистанционного управления
10.19. Иммобилизатор
10.21. Замена датчиков и выключателей
11. Кузов
11.0 Кузов
11.1 Особенности конструкции
11.2 Возможные неисправности кузова, их причины и способы устранения
11.3 Снятие и установка накладок рамы ветрового стекла
11.4 Снятие и установка шумоизоляционной обивки моторного отсека
11.5. Снятие и установка бамперов
11.6 Снятие и установка подкрылка и защитного кожуха крыла
11.7 Снятие и установка переднего крыла
11.8 Снятие и установка декоративных накладок порогов
11.9. Капот
11.10. Крышка багажника
11.11. Двери
11.12. Сиденья
11.13. Ремни безопасности
11.14. Зеркала заднего вида
11.15. Арматура салона
11.16. Панель приборов
11.17. Отопитель
11.20. Уход за кузовом
12. Приложения
12.0 Приложения
12.1 Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений, Н·м
12.2 Приложение 2. Горючесмазочные материалы и эксплуатационные жидкости
12.3 Приложение 3. Номинальные заправочные объемы
12.4 Приложение 4. Основные данные для регулировок и контроля
12.5 Приложение 5. Свечи зажигания, применяемые на автомобиле
12.6 Приложение 6. Лампы, применяемые на автомобиле
12.7 Приложение 7. Что нужно иметь в автомобиле
12.8 Приложение 8. Инструменты, применяемые при ремонте автомобиля
13. Схемы электрооборудования
13.0 Схемы электрооборудования
13.1 Схема 1. Соединения жгута панели приборов
13.2 Схема 2. Соединения переднего жгута проводов автомобиля
13.3 Схема 3. Соединения жгута электронной системы управления двигателем (ЭСУД)
13.4 Схема 4. Соединения заднего жгута проводов автомобиля
13.5 Схема 5. Соединения жгута проводов фонарей освещения номерного знака
13.6 Схема 6. Соединения жгута проводов левой передней двери
13.7 Схема 7. Соединения жгута проводов правой передней двери
13.8 Схема 8. Соединения жгута проводов задней двери
Разборка и сборка коробки передач
Разборку коробки передач проводим при ее ремонте.
Снаружи очищаем коробку передач от грязи (не допускайте попадания грязи внутрь коробки).
Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления кронштейна левой опоры силового агрегата и троса привода выключения сцепления.
Головкой «на 17» отворачиваем болт крепления кронштейна…
…и снимаем кронштейн.
Головкой «на 13» отворачиваем гайку крепления рыма…
…и снимаем его.
Отворачиваем выключатель света заднего хода (см. [[Ремонт Priora 238-2|«Снятие выключателя света заднего хода»). Снимаем датчик скорости (см. «Снятие датчика скорости автомобиля»).
Для удобства дальнейшей разборки коробки передач навинчиваем на крепежную шпильку картера сцепления две гайки…
…и выворачиваем шпильку из картера сцепления.
Устанавливаем коробку передач на верстак картером сцепления вниз.
Головкой «на 13» отворачиваем проб ку фиксатора вилки включения передачи заднего хода…
Вынимаем из отверстия картера пружину фиксатора.
Используя магнит, вынимаем шарик фиксатора.
Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления задней крышки картера.
Постукивая молотком с пластмассовым бойком или обычным молотком через оправку из мягкого металла по приливам крышки…
…снимаем ее со шпилек.
Для отворачивания гаек валов необходимо застопорить валы от проворачивания, включив сразу две передачи. Для этого, вдавив до упора шток переключателя передач, включаем III передачу.
Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки V передачи.
Через выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке, включая V передачу.
Бородком выправляем места кернения буртиков гаек первичного и вторичного валов.
Головкой «на 32» с мощным воротком…
…отворачиваем гайки валов.
Поддев отверткой ведомую шестерню V передачи, снимаем узел V передачи в сборе.
Вынимаем вилку включения V передачи.
Пометив положение кольца синхронизатора относительно муфты…
…снимаем шестерню V передачи с блокирующим кольцом синхронизатора.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора.
Вынимаем упорную пластину синхронизатора
Отверткой поддеваем втулку ведомой шестерни V передачи…
…и снимаем ее с вторичного вала.
В зазор между упорной пластиной и ведущей шестерней V передачи вставляем одну или две отвертки. Поддевая отверткой (отвертками) шестерню…
…спрессовываем ее с первичного вала.
Снимаем с вторичного вала упорное кольцо.
Ударной отверткой с крестообразным наконечником PH3 отворачиваем четыре винта крепления упорной пластины подшипников.
Под головками винтов установлены специальные стопорные шайбы.
Снимаем упорную пластину.
Накидным ключом «на 13» отворачиваем три пробки фиксаторов штоков вилок переключения передач.
Вынимаем из гнезд пружины…
…и извлекаем магнитной отверткой шарики фиксаторов.
Двумя отвертками разжимаем концы стопорного кольца заднего подшипника первичного вала…
…и вынимаем кольцо из проточки картера.
Аналогично снимаем стопорное кольцо заднего подшипника на вторичном валу.
Накидным ключом «на 13» отворачиваем один болт и тринадцать гаек крепления картера коробки передач к картеру сцепления.
Вставив в паз на стыке привалочных плоскостей картеров отвертку, аккуратно приподнимаем картер коробки передач…
…и снимаем его.
Вынимаем из углубления картера коробки передач магнит.
Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения I–II передач к штоку.
Приподнимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора.
Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения III–IV передач к штоку…
…и отверткой выводим рычаг штока из механизма переключения передач.
Поднимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора.
Поворачивая шток вилки включения V передачи, выводим рычаг штока из механизма переключения передач.
Вынимаем ось промежуточной шестерни передачи заднего хода.
Вынимаем промежуточную шестерню передачи заднего хода.
Головкой «на 10» отворачиваем три болта крепления механизма переключения передач…
…и снимаем его.
Вынимаем одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления.
Вынимаем дифференциал в сборе.
Сдвигаем защитный резиновый чехол с шарнира штока переключателя…
…и накидным ключом «на 10» отворачиваем конический винт шарнира.
Снимаем со штока шарнир…
…и защитный чехол шарнира.
Если требуется снять переключатель передач или его шток…
…головкой «на 10» отворачиваем конический винт крепления переключателя передач.
Выдвигая шток из отверстия картера…
…снимаем со штока переключатель передач.
Отверткой извлекаем из сепаратора ролики переднего подшипника вторичного вала.
Вынимаем сепаратор подшипника.
Зацепив крючком ударного съемника буртик наружного кольца подшипника…
…выпрессовываем наружное кольцо подшипника.
Извлекаем маслосборник.
Таким же образом выпрессовываем наружное кольцо подшипника первичного вала.
Подходящим отрезком трубы выбиваем из картера сцепления…
…сальник привода колеса.
Через бородок наносим удары в торец наружного кольца подшипника дифференциала…
…и выпрессовываем кольцо.
Таким же образом выбиваем сальник и наружное кольцо подшипника дифференциала из картера коробки передач. Вынимаем регулировочное кольцо.
Разборка первичного вала
Зажимаем первичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Поддеваем двумя монтажными лопатками задний шариковый подшипник и спрессовываем его.
Через бородок наносим удары в торец внутреннего кольца переднего роликового подшипника…
Разборка вторичного вала
Зажимаем вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла. В зазор между торцами внутреннего кольца переднего подшипника вала и ведущей шестерни главной передачи вставляем две монтажные лопатки (чтобы не повредить зубья шестерни, можно подложить под монтажные лопатки проставки из мягкого металла).
Опираясь монтажными лопатками на шестерню…
…спрессовываем внутреннее кольцо переднего подшипника.
Щипцами для снятия стопорных колец разжимаем…
…и снимаем стопорное кольцо с переднего конца вала.
Зацепив трехзахватным съемником ведомую шестерню I передачи…
…спрессовываем ведущую шестерню главной передачи.
При отсутствии съемника подкладываем под ведомую шестерню I передачи упоры и спрессовываем ведущую шестерню главной передачи, нанося удары молотком с наконечником из мягкого металла по торцу вала.
Щипцами для снятия стопорных колец разжимаем…
…и снимаем стопорное кольцо ступицы муфты синхронизатора I–II передач.
Поддев двумя монтажными лопатками ведомую шестерню II передачи, спрессовываем с вала ступицу муфты синхронизатора I–II передач.
Снимаем синхронизатор I–II передач в сборе с ведомой шестерней II передачи.
Разъединяем ведомую шестерню II передачи и синхронизатор I–II передач.
Переворачиваем вал в тисках.
Установив на торец вала упор под винт двухзахватного съемника, спрессовываем съемником задний подшипник вала…
…и снимаем подшипник.
Снимаем упорную шайбу.
Снимаем ведомую шестерню IV передачи.
Щипцами разжимаем стопорное кольцо ступицы муфты синхронизатора III–IV передач…
…и снимаем кольцо.
Оперев шестерню III передачи на губки тисков (с накладками из мягкого металла), наносим через деревянный брусок в торец вала удары молотком, спрессовывая с вала ступицу муфты синхронизатора III–IV передач.
Снимаем синхронизатор III–IV передач в сборе с ведомой шестерней III передачи.
Разъединяем ведомую шестерню III передачи и синхронизатор III–IV передач.
Разборка и сборка синхронизатора
Синхронизаторы I–II, III–IV и V передач разбираются и собираются аналогично. Разборку и сборку синхронизатора показываем на примере синхронизатора V передачи. Перед разборкой помечаем блокирующие кольца и их положение относительно муфты синхронизатора. Снимаем блокирующие кольца. Помечаем положение ступицы относительно муфты и положение сухарей относительно пазов ступицы, с тем, чтобы при последующей сборке они были установлены на прежние места.
Для разборки синхронизатора…
…аккуратно сдвигаем муфту по ступице, придерживая рукой шарики от «выстреливания».
Детали синхронизатора V передачи:
1 — муфта;
2 — шарик;
3 — сухарь;
4 — пружина;
5 — ступица
Перед сборкой осматриваем детали синхронизатора. Забоины и сколы на шлицах ступицы и муфты, зубчатых венцах блокирующих колец и муфты — недопустимы. Дефектные детали заменяем новыми. При значительном износе рабочей конической поверхности блокирующего кольца (минимально допустимый осевой зазор между торцами зубчатых венцов шестерни и блокирующего кольца составляет 0,6 мм) его необходимо заменить.
Для удобства сборки синхронизатора обильно смазываем пружины, сухари и шарики пластичной смазкой.
Положив ступицу на верстак…
…вставляем в гнезда ступицы пружины, а в пазы — сухари (в соответствии с нанесенными ранее метками).
Вставляем подсобранную ступицу в муфту, сориентировав ее так, чтобы при последующей установке шарика…
…он находился точно в средней части проточки муфты — в наиболее глубоком ее месте.
Устанавливаем в отверстия сухарей шарики…
…и, поджимая отверткой поочередно каждый шарик…
…вдвигаем ступицу по шлицам муфты.
При установке на вал синхро ни за тора пазы на муфте и ступице должны быть обращены:
— для синхронизатора I–II передач — к шестерне I передачи;
— для синхронизатора III–IV передач — к шестерне III передачи;
— для синхронизатора V передачи — к упорной пластине подшипников валов.
Пазы на муфте и ступице синхронизатора
Разборка дифференциала
Зажимаем ведомую шестерню главной передачи в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Головкой «на 17» отворачиваем восемь болтов крепления шестерни к коробке дифференциала.
Оперев ведомую шестерню главной передачи на губки тисков (с накладками из мягкого металла)…
…молотком с пластмассовым наконечником (или наконечником из мягкого металла) выбиваем коробку дифференциала из ведомой шестерни.
Вставив притупленное зубило в зазор между торцом внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциала, наносим удары по зубилу, увеличивая зазор.
Затем, установив в образовавшийся зазор две монтажные лопатки…
…спрессовываем ими подшипник.
Снимаем задающее кольцо датчика скорости.
При последующей сборке лапки задающего кольца должны быть установлены в более глубокие пазы на торце коробки дифференциала.
Проворачивая, вынимаем шестерни приводов колес из коробки дифференциала.
Щипцами для снятия стопорных колец снимаем стопорное кольцо с оси сателлитов.
Вынимаем ось сателлитов и сателлиты из коробки дифференциала.
Сборка коробки передач
Для проверки технического состояния деталей коробки передач тщательно очищаем и промываем их керосином или уайт-спиритом.
На картерах и крышке коробки передач не должно быть трещин и выбоин. Повреждения на поверхностях прилегания картеров и крышки могут вызвать несоосность валов и утечку масла.
Поверхности картеров под подшипники и штоки не должны быть повреждены (сколы, вмятины и т. д.) и изношены. На резьбовой части валов, на шлицах и поверхностях валов под шестерни и подшипники повреждения не допускаются.
На посадочных поверхностях шестерен не должно быть задиров и следов износа. Не допускается выкрашивание и чрезмерный износ зубьев шестерен. Шариковые и роликовые подшипники не должны иметь повреждений на беговых дорожках, сепараторах, шариках и роликах, а также трещин и сколов на кольцах. Вращение колец подшипников должно быть ровным, без заеданий. Поврежденные подшипники заменяем новыми. Не допускается деформация штоков и вилок включения передач. Рабочие поверхности вилок, контактирующие с проточками скользящих муфт синхронизаторов, не должны иметь чрезмерный износ. Штоки в отверстиях картеров должны перемещаться свободно, без заеданий. Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.
При сборке дифференциала смазываем трансмиссионным маслом сателлиты и шестерни приводов.
Подшипники дифференциала монтируем с предварительным натягом. Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника диф-
ференциала.
Cхема подбора регулировочного кольца подшипников дифференциала:
1 — индикатор;
2 — оправка;
3 — подшипник дифференциала;
4 — картер сцепления;
5 — картер коробки передач;
6 — оправка;
7 — установочное кольцо
Подбор толщины регулировочного кольца необходим в случае замены одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картеров сцепления и коробки передач.
Предварительный натяг подшипников дифференциала должен составлять 0,25 мм.
Чтобы обеспечить данный натяг, необходимо правильно подобрать толщину регулировочного кольца.
При подборе регулировочного кольца потребуются: установочное кольцо толщиной 1,25 мм, стойка с индикатором часового типа, оправка.
Вставляем установочное кольцо в гнездо картера коробки передач и запрессовываем наружное кольцо подшипника дифференциала с помощью оправки подходящего диаметра. Аналогично запрессовываем наружное кольцо подшипника дифференциала в картер сцепления. Устанавливаем дифференциал в картер коробки передач, после чего устанавливаем картер сцепления и стягиваем картеры гайками (в количестве не менее трех), расположенными равноудаленно.
Проворачиваем дифференциал на несколько оборотов, для самоустановки подшипников.
Устанавливаем оправку (в виде пробки) на торец дифференциала, а на картер сцепления стойку с индикатором, так чтобы ножка упиралась в оправку, и создаем натяг на индикаторе 1 мм.
Перемещаем дифференциал вверх и снимаем показания индикатора. Толщина регулировочного кольца подсчитывается по формуле: S=A+B+C, где
S — толщина регулировочного кольца,
А — величина осевого перемещения дифференциала,
В — величина предварительного натяга подшипников дифференциала,
С — толщина установочного кольца (1,25 мм).
После определения толщины регулировочного кольца разъединяем картеры коробки передач и сцепления, снимаем дифференциал, выпрессовываем наружное кольцо подшипника из картера коробки передач и заменяем установочное кольцо на подобранное регулировочное. В запасные части поставляются регулировочные кольца толщиной от 1,65 мм до 2,65 мм, с шагом через 0,05 мм.
После установки дифференциала в картер сцепления необходимо зафиксировать оправкой (заглушкой) одну из шестерен приводов колес, чтобы они не сместились с посадочных мест при дальнейшей сборке.
При сборке переключателя передач и шарнира штока переключателя со штоком предварительно обезжириваем резьбовые отверстия в корпусе шарнира и переключателе, а также конические винты их крепления. Перед заворачиванием наносим на резьбу винтов резьбовой герметик. Наружные кольца роликовых подшипников валов, сальники первичного вала, приводов и штока переключателя передач запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб. На рабочие кромки сальников наносим тонкий слой трансмиссионного масла.
Если сальники приводов колес имеют маслосгонные насечки, то в картер сцепления (для правого привода) устанавливаем сальник с правой насечкой, а в картер коробки передач (для левого привода) — сальник с левой насечкой. Стрелки на корпусах сальников должны совпадать с направлением вращения приводов при движении автомобиля вперед.
При сборке вторичного вала смазываем детали трансмиссионным маслом. Заменяем стопорные кольца ступиц синхронизаторов новыми. Ступицы синхронизаторов, внутреннее кольцо роликового подшипника, шариковый подшипник и ведущую шестерню главной передачи напрессовываем на вал оправками или подходящими отрезками труб. После сборки вторичного вала проверяем работу синхронизаторов, для чего перемещаем вручную муфты синхронизаторов в положение включения соответствующих передач.
Напрессовываем на первичный вал внутреннее кольцо роликового подшипника и шариковый подшипник. Перед установкой валов вводим в зацепление зубья шестерен обоих валов и в таком положении устанавливаем валы в картер сцепления.
Перед сборкой картера коробки передач с картером сцепления и задней крышкой наносим по периметру привалочных плоскостей тонкий слой герметика.
Снимаем коробку передач (см. «Снятие и установка коробки передач Лада Приора»)
Снаружи очищаем ее от грязи (не допускайте попадания грязи внутрь коробки)
Снимаем датчик скорости.
Для удобства дальнейшей разборки коробки передач, навинчиваем на крепежную шпильку картера сцепления две гайки, выворачиваем шпильку из картера сцепления.
Устанавливаем коробку передач на верстак картером сцепления вниз.
Накидным ключом на 13 отворачиваем пробку фиксатора вилки включения передачи заднего хода.
Вынимаем из отверстия картера пружину фиксатора
Используя магнит, вынимаем шарик фиксатора.
Выворачиваем из отверстий картера коробки передач соленоид блокировки включения передачи заднего хода и выключатель света заднего хода.
Накидным ключом на 1З отворачиваем гайку крепления задней крышки картера коробки передач, которая одновременно крепит кронштейн троса привода выключения сцепления.
Накидным ключом на 17 отворачиваем болт крепления кронштейна троса привода выключения сцепления.
Снимаем кронштейн.
Накидным ключом на 13 отворачиваем еще пять гаек крепления задней крышки картера
Постукивая молотком с пластмассовым наконечником или обычным молотком через оправку из мягкого металла по приливам крышки.
Снимаем со шпилек крышку.
Для отворачивания гаек валов необходимо застопорить валы от проворачивания, включив сразу две передачи.
Для этого, вдавив до упора шток переключателя передач, включаем III передачу.
Накидным ключом на 10 отворачиваем болт крепления вилки V передачи.
Через выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке, включая V передачу.
Бородком выправляем места кернения буртиков гаек первичного и вторичного валов.
Головкой на 32 с мощным воротком отворачиваем гайки валов.
Поддев отверткой ведомую шестерню пятой передачи, снимаем узел V передачи в сборе.
Вынимаем вилку включения V передачи.
Пометив положение блокирующего кольца синхронизатора относительно муфты, снимаем шестерню V передачи с блокирующим кольцом синхронизатора.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора.
Вынимаем упорную пластину синхронизатора.
Отверткой поддеваем втулку ведомой шестерни V передачи
Снимаем шестерню с вторичного вала
В зазор между упорной пластиной и ведущей шестерней V передачи вставляем одну или две отвертки.
Поддевая отверткой шестерню, спрессовываем ее с первичного вала.
Снимаем с вторичного вала упорное кольцо.
Ударной отверткой с крестообразным наконечником РНЗ отворачиваем четыре винта крепления упорной пластины подшипников.
Под головками винтов установлены специальные стопорные шайбы.
Снимаем пластину
Накидным ключом на 13 отворачиваем три пробки фиксаторов штоков вилок переключения передач.
Извлекаем магнитной отверткой шарики фиксаторов.
Двумя отвертками разжимаем концы стопорного кольца заднего подшипника первичного вала и вынимаем кольцо из проточки картера.
Аналогично снимаем стопорное кольцо заднего подшипника на вторичном вале.
Накидным ключом на 13 отворачиваем один болт и тринадцать гаек крепления картера коробки передач к картеру сцепления.
Вставляем в паз на стыке привалочных плоскостей картеров отвертку.
Аккуратно приподнимаем картер коробки передач и снимаем его
Вынимаем из углубления картера магнит.
Накидным ключом «на 10 отворачиваем болт крепления вилки включения I-II передач к штоку.
Приподнимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора.
Накидным ключом на 10 отворачиваем болт крепления вилки включения III-IV передач к штоку
Отверткой выводим рычаг штока из зацепления в механизме переключения передач.
Поднимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора.
Поворачивая шток вилки включения I передачи, выводим рычаг штока из зацепления в механизме переключения передач
Вынимаем ось промежуточной шестерни передачи заднего хода
Вынимаем промежуточную шестерню передачи заднего хода
Головкой на 10 отворачиваем три болта крепления механизма переключения передач.
Снимаем механизм переключения передач
Вынимаем одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления.
Вынимаем дифференциал в сборе.
Карданный шарнир штока переключения передач можно заменить, на автомобиле не снимая КПП, отсоединив от хвостовика шарнира тягу управления коробкой передач.
Для наглядности снятие шарнира показываем на снятой КПП.
Сдвигаем защитный чехол с шарнира штока и головкой на 10 отворачиваем конический винт шарнира.
Снимаем со штока шарнир и защитный чехол шарнира.
Если требуется снять переключатель передач или его шток головкой на 10 отворачиваем конический винт крепления переключателя передач.
Выдвигая шток из отверстия картера, снимаем со штока переключатель передач.
Замену сальника штока смотрим в статье «Как заменить сальники приводов колес Лада Приора».
Отверткой извлекаем из сепаратора ролики переднего подшипника вторичного вала.
Вынимаем сепаратор подшипника.
Зацепляем крючком ударного съемника буртик наружного кольца подшипника
И выпрессовываем наружное кольцо подшипника.
Извлекаем маслосборник.
Таким же образом выпрессовываем наружное кольцо подшипника первичного вала.
Подходящим отрезком трубы выбиваем из картера сцепления сальник привода колеса
Сальник привода колеса.
Через бородок, наносим удары в торец наружного кольца подшипника дифференциала.
И выпрессовываем кольцо.
Таким же образом выбиваем сальник и наружное кольцо подшипника дифференциала из картера коробки передач
Вынимаем регулировочное кольцо
Разборка и сборка первичного вала, вторичного вала, дифференциала и синхронизатора рассмотрим в статье — « Разборка и сборка валов, дифференциала и синхронизатора КПП Лада Приора».
Сборка КПП
Для проверки технического состояния деталей коробки передач тщательно очищаем и промываем их.
Поверхности картеров под подшипники и штоки не должны быть повреждены.
На резьбовой части валов, на шлицах и поверхностях валов под шестерни и подшипники повреждения не допускаются.
На посадочных поверхностях шестерен не должно быть задиров и следов износа. Не допускается выкрашивание и чрезмерный износ зубьев шестерен.
Шариковые и роликовые подшипники не должны иметь повреждений на беговых дорожках, сепараторах, шариках и роликах, а также трещин и сколов на кольцах.
Вращение колец подшипников должно быть ровным, без заеданий.
Поврежденные подшипники заменяем новыми. Не допускается деформация штоков и вилок включения передач.
Рабочие поверхности вилок, контактируемые с проточками скользящих муфт синхронизаторов не должны иметь чрезмерный износ.
Штоки в отверстиях картеров должны перемещаться свободно, без заеданий.
Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.
При сборке дифференциала смазываем трансмиссионным маслом сателлиты и шестерни приводов.
Подшипники дифференциала монтируем с предварительным натягом.
Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.
Подбор толщины регулировочного кольца необходим в случае замены одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картеров сцепления и коробки передач.
Предварительный натяг подшипников дифференциала должен составлять 0,25 мм.
Чтобы обеспечить данный натяг необходимо правильно подобрать толщину регулировочного кольца.
При подборе регулировочного кольца потребуются: установочное кольцо толщиной 1,25 мм, стойка с индикатором часового типа, оправка.
Вставляем установочное кольцо в гнездо картера коробки передач и запрессовываем наружное кольцо подшипника дифференциала с помощью оправки подходящего диаметра.
Аналогично запрессовываем наружное кольцо подшипника дифференциала в картер сцепления.
Устанавливаем дифференциал в картер коробки передач, после чего устанавливаем картер сцепления и стягиваем картеры гайками (в количестве не менее трех расположенными равноудаленно).
Проворачиваем дифференциал на несколько оборотов, для самоустановки подшипников.
Устанавливаем оправку (в виде пробки) на торец дифференциала, а на картер сцепления стойку с индикатором, так чтобы ножка упиралась в оправку, и создаем натяг на индикаторе 1 мм.
Перемещаем дифференциал вверх и снимаем показания индикатора.
Толщина регулировочного кольца подсчитывается по формуле:
S=A+B+C
где S— толщина регулировочного кольца, A — величина осевого перемещения дифференциала, B — величина предварительного натяга подшипников дифференциала, C — толщина установочного кольца (1,25 мм).
После определения толщины регулировочного кольца разъединяем картеры коробки передач и сцепления, снимаем дифференциал, выпрессовываем наружное кольцо подшипника из картера коробки передач и заменяем установочное кольцо на подобранное регулировочное.
В запасные части поставляются регулировочные кольца толщиной от 1,65 мм до 2,65 мм, с шагом через 0,05 мм.
После установки дифференциала в картер сцепления необходимо зафиксировать оправкой (заглушкой) одну из шестерен приводов колес, чтобы они не сместились с посадочных мест при дальнейшей сборке.
При сборке переключателя передач и шарнира штока переключателя со штоком предварительно обезжириваем резьбовые отверстия в корпусе шарнира и переключателе, а также конические винты их крепления.
Перед заворачиванием наносим на резьбу винтов резьбовой герметик. Наружные кольца роликовых подшипников валов, сальники первичного вала, приводов и штока переключателя передач запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб.
На рабочие кромки сальников наносим тонкий слой трансмиссионного масла.
Если сальники приводов колес имеют маслосгонные насечки, то в картер сцепления (для правого привода) устанавливаем сальник с правой насечкой, а в картер коробки передач (для левого привода) — сальник с левой насечкой.
Стрелки на корпусах сальников должны совпадать с направлением вращения приводов при движении автомобиля вперед.
При сборке вторичного вала смазываем детали трансмиссионным маслом.
Заменяем стопорные кольца ступиц синхронизаторов новыми.
Ступицы синхронизаторов, внутреннее кольцо роликового подшипника, шариковый подшипник и ведущую шестерню главной передачи напрессовываем на вал оправками или подходящими отрезками труб.
После сборки вторичного вала проверяем работу синхронизаторов, для чего перемещаем вручную муфты синхронизаторов в положение включения соответствующих передач.
Напрессовываем на первичный вал внутреннее кольцо роликового подшипника и шариковый подшипник.
Перед установкой валов вводим в зацепление зубья шестерен обоих валов и в таком положении устанавливаем валы в картер сцепления.
Перед сборкой картера коробки передач с картером сцепления и задней крышкой наносим по периметру привалочных плоскостей тонкий слой герметика.
Была кпп в запасе решил перебрать и поставить вместо умерающей.
Отмыл её и понеслась Разборка.
Все есть в инете. Я столкнулся несколько раз с трудностями.
У меня была коробка
Далее пошло все как по маслу.
Вытащил елки и разобрал вторичный вал.
Приговорил вторую передачу скользящую зубатку и 4 синхрона заменил.
Ещё перекинул местами само кольцо скользящей муфты 5 передачи на 3;4
Есть тут момент. Сами ступицы 3:4 передачи и пятой разные. Так вот при разборке естественно выпадают шарики сухари и пружинки. В ступицах разное углубление под них и пружинки 3 одной длины а три на виток по длиннее. Если вставлять длинные пружинки не в тот паз, то зумачаещься продавливать шар. А если все на своих местах то Геморой не будет.
Со стопочными кольцами тоже засада
Многие ставят обычные восьмые но даже в каталоге они стоят под разными номерами
Обмененное между первой и второй а обычное между 3 и 4. В чем это отличие заключается я так и не до понял.
И русские запчасти это русские.
Осадил ступицу первой второй передачи
Паз под стопор появился но кольцо туда не встаёт пришлось через оправку забивать
А вот между четвёртой и третьей без проблем.
Между первой и второй новая ступица наверное из за этого
Далее отмыл бензином корпуса, заменил все сальники. Заменил резинку вилки сцепления. Подшипники в корпусах менять не стал, так как они в нормальном состоянии. Выбор передачь и дифф то же целые.
И начал сборку
Все болты вилок и крепления выборки передач сажал ни синюю стоп резьбу.
Заднюю крышку на герметик. Проверка показала валы вращаться передачи включаются.
Установили на авто и проверили все работает.
Теперь я имею новые знания))))