Тема: Создаем тексты — инстукции и тексты-повествания
Что такое текст?
Текст – это два или более предложений, связанных между собой по смыслу.
Прочитай.
Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд.
Пошёл с ними и цыпленок. Утята — в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыпленка.
Докажи, что это текст.
Можно ли поставить к этому тексту вопросы: Что случилось? Что произошло?
Текст-повествование — это текст, в котором рассказывается о ком-то или о чем-то. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?
В тексте-повествовании выделяют 3 части:
1. Начало (говорится, где и с кем произошло событие).
2. Основная часть (говорится о том, что случилось).
3. Заключение (говорится о том, чем закончилась история).
Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.
Текст-повествование:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том
порядке, в котором их следует выполнять.
Текст-инструкция:
Из каких частей состоит текст-инструкция
План написания инструкции:
1. Что
необходимо приготовить для работы.
2. Порядок
действий.
3. Вывод( не всегда)
Пример текста- инструкции
«Как приготовить борщ»
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста,
лук.
1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель
2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
3.Налейте воды в кастрюлю.
4. Ждите пока свариться суп.
5. Доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
Восстановим правильный порядок действий.
Развитие речи. Создание текста-инструкции
Ц е л ь: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение» ,раздаточный материал (тексты инструкций и памяток), презентация.
Материалом урока являются упражнения 550—552.
На доске проблемный вопрос:
Что такое инструкция?
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою устную и письменную речь.
Одно из ваших домашних заданий было составить инструкцию по выполнению домашнего задания. Сегодня нам предстоит освоить принципы построения текста-инструкции и его составление.
3.Актуализация знаний:
Как вы понимаете, что такое инструкция?
Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).
Что же объединяет все эти тексты?
Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
4. Работа с готовым текстом-инструкцией.
У вас на столе лежит образец текста-инструкции. Прочитайте первый текст.
— Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.
— Что выражают глаголы повелительного наклонения? (просьба, совет)
— Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? ( главную).
— В какой части предложения стоят глаголы? В начале
План написания инструкции
-
Что необходимо приготовить для работы.
-
Порядок действий.
6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции:
Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод:
-
важную роль играют глаголы повелительного наклонения.
-
стоят в начале предложения (1,2 место)
-
употребляются в одной форме
7. Упражнения творческого характера:
Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции?
Прочитаем второй текст и оценим его.(ученики обнаруживают ошибки — нарушен порядок действий)
«Как приготовить борщ»
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель
2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
3.Налейте воды в кастрюлю.
4. Ждите пока свариться суп.
5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
-Восстановим правильный порядок действий, я вам помогу
«Как приготовить борщ»
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1. Налейте воды в кастрюлю.
2. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
3. пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.
5. Ждите пока свариться суп.
Так что же ещё необходимо знать и уметь?
Вывод:
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)
— Найдем в этом тексте глаголы, укажем наклонение.
9. Работа с раздаточным материалом.
Прочитаем третий текст.
Перед вам инструкция по изготовлению табурета.
-Чем она отличается от первых двух?
— А что указывает на порядок действий?
— Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом, затем, после, наконец и т.д.)
Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов.
10. Обобщение знаний о тексте-инструкции:
Итак, что надо помнить, чтобы написать письмо- инструкцию?
… (опорой служит информация, накопленная на доске в течение урока)
Несколько уроков назад мы с вами писали сочинение-рассуждение. Перед написанием сочинения мы с вами составляли план, по которому делали работу.
Для написания текста инструкции, нам он так же понадобиться.
Еще раз перечитайте все тексты, которые перед вами лежат и составьте план.
— Что же самое главное в тексте-инструкции?
— Из каких частей состоит текст-инструкция?
План написания инструкции:
1. Что необходимо приготовить для работы.
2. Порядок действий.
3. Вывод( не всегда)
12. Самостоятельная работа:
Я вам предлагаю написать свою инструкцию « Как выучить стихотворение». Употребив глаголы в форме повелительного наклонения.
Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно.
Сказать правильно – значит по правилам русского языка.
А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.
16. Задание на дом: Слова орфографического тренинга П.78.
17. Итог урока:
1. Сегодня на уроке я научился …, понял…
2. Было трудно…
3. Было интересно…
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Островецкая СОШ»
Елена Юрьевна Виниченко
Урок русского языка в 7 классе по теме:
«Инструкция».
Цель урока:
— закрепить знания об изученных односоставных предложениях; познакомить с инструкцией как возможной сферой употребления односоставных предложений.
Задачи урока: — научиться создавать инструкции; — уметь правильно употреблять односоставные предложения в инструкциях.
Как вы понимаете, что такое инструкция? Где вам приходилось встречаться с инструкциями?
Что же объединяет все эти тексты?
- кулинарный рецепт
- технический паспорт к игре
- инструкция к лекарству
Что такое инструкция?
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
Тема урока:
« Инструкция ».
Рассмотрим пример инструкции
Лекарственные препараты.
- Не применяйте препарат без назначения врача.
- Обязательно соблюдайте рекомендуемую врачом дозировку.
- При появлении побочных действий обязательно сообщите врачу.
- Храните препарат в темном месте.
А самое главное:
- Если вы заболели
- не занимайтесь самолечением!
- ОСТАВАЙТЕСЬ ДОМА!
- вызовите врача!
Глаголы повелительного наклонения
Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.
- — Что выражают глаголы повелительного наклонения?
- — Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте?
- — В какой части предложения стоят глаголы?
Как приготовить борщ
- Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, морковь, помидоры, картофель, капуста, лук.
- 1. Налейте воды в кастрюлю.
- 2. В холодную воду положите мясо, когда закипит, снимите пену и варите на среднем огне.
- 3. Пока варите мясо, почистите лук, морковь, свеклу, помидоры, картофель, нарежьте тонко капусту.
- 4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю картофель, подождите, пока сварится.
- 5. Затем добавьте зажарку из лука, свеклы, моркови и помидоров и капусту.
- 5. Ждите пока свариться борщ. Специи, соль и зелень добавьте по вкусу.
ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ: 1. Расскажите про структуру прочитанной инструкции. Из чего она состоит? 2. В каком порядке стоят предложения в данной инструкции? 3. Давайте найдем глаголы в каждом предложении, определим их форму и место в предложении.
Рефлексия — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Что я узнал нового на уроке? Что я запомнил? Как я буду составлять инструкцию дома?
Домашнее задание.
Жду ваших инструкций.
УДАЧИ ВСЕМ!
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Островецкая СОШ»
Елена Юрьевна Виниченко
Урок русского языка в 7 классе по теме:
«Инструкция».
Цель урока:
— закрепить знания об изученных односоставных предложениях; познакомить с инструкцией как возможной сферой употребления односоставных предложений.
Задачи урока: — научиться создавать инструкции; — уметь правильно употреблять односоставные предложения в инструкциях.
Как вы понимаете, что такое инструкция? Где вам приходилось встречаться с инструкциями?
Что же объединяет все эти тексты?
- кулинарный рецепт
- технический паспорт к игре
- инструкция к лекарству
Что такое инструкция?
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
Тема урока:
« Инструкция ».
Рассмотрим пример инструкции
Лекарственные препараты.
- Не применяйте препарат без назначения врача.
- Обязательно соблюдайте рекомендуемую врачом дозировку.
- При появлении побочных действий обязательно сообщите врачу.
- Храните препарат в темном месте.
А самое главное:
- Если вы заболели
- не занимайтесь самолечением!
- ОСТАВАЙТЕСЬ ДОМА!
- вызовите врача!
Глаголы повелительного наклонения
Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.
- — Что выражают глаголы повелительного наклонения?
- — Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте?
- — В какой части предложения стоят глаголы?
Как приготовить борщ
- Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, морковь, помидоры, картофель, капуста, лук.
- 1. Налейте воды в кастрюлю.
- 2. В холодную воду положите мясо, когда закипит, снимите пену и варите на среднем огне.
- 3. Пока варите мясо, почистите лук, морковь, свеклу, помидоры, картофель, нарежьте тонко капусту.
- 4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю картофель, подождите, пока сварится.
- 5. Затем добавьте зажарку из лука, свеклы, моркови и помидоров и капусту.
- 5. Ждите пока свариться борщ. Специи, соль и зелень добавьте по вкусу.
ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ: 1. Расскажите про структуру прочитанной инструкции. Из чего она состоит? 2. В каком порядке стоят предложения в данной инструкции? 3. Давайте найдем глаголы в каждом предложении, определим их форму и место в предложении.
Рефлексия — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Что я узнал нового на уроке? Что я запомнил? Как я буду составлять инструкцию дома?
Домашнее задание.
Жду ваших инструкций.
УДАЧИ ВСЕМ!