Как заправляться метаном на заправке инструкция по применению

Метаном машины заправляют на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), пропаном на газозаправочных (АГЗС).

О том, как правильно заправлять автомобиль с ГБО, а также какие меры безопасности при этом должны соблюдаться, мы расскажем в данной статье.

Содержание

  • 1 Требования техники безопасности на газовых заправках
  • 2 Какие нужны документы на ГБО для заправки
  • 3 Как проходит заправка баллонов метаном
  • 4 Процесс заправки пропаном

Требования техники безопасности на газовых заправках

Из-за высокого давления газомоторного топлива, наполнение баллонов происходит с соблюдением дополнительных мер предосторожности. Поэтому процесс заправки, а также применяемое для этого оборудование, отличаются от привычной бензиновой или дизельной схемы.

Работа газовых станций регулируется рядом нормативных документов. Общие требования по безопасной эксплуатации для АГНКС и АГЗС регламентирует Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2014 года №559 «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», где пункты 110-113 гласят:

  1. не допускается въезд на территорию автозаправочной станции автомобилей, с неисправным газобаллонным оборудованием
  2. баллоны подлежат освидетельствованию в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, и эксплуатационными документами организации-изготовителя
  3. баллоны должны быть прочно укреплены и герметично присоединены к газопроводам топливной системы автомобиля
  4. не допускается заправлять установленные на транспортных средствах баллоны, у которых:
  • истек срок периодического освидетельствования;
  • нет установленных надписей;
  • неисправны вентили и клапаны;
  • поврежден корпус баллона (раковины, забоины, коррозия, вмятины);
  • ослаблено крепление баллона;
  • имеются утечки из соединений.

Остальные правила устанавливаются согласно внутренним производственным документам и инструкциям.

При въезде на территорию заправки, водителю необходимо:

  • высадить пассажиров
  • двигаясь по территории заправки соблюдать ПДД, скоростной режим (не выше 5 км/ч) и схему движения
  • не нарушать дистанцию между машинами в очереди (не менее 15 м).

Въезд на территорию заправочного бокса или островка происходит по разрешению оператора, по указаниям световой сигнализации (при наличии) либо в порядке очереди.

После постановки автомобиля на заправочный пост, водитель обязан:

  1. заглушить/остановить двигатель
  2. включить стояночный тормоз
  3. вынуть ключ из замка зажигания
  4. покинуть кабину/салон авто
  5. очистить заправочное устройство и предоставить к нему доступ

При заправке авто с ГБО запрещается:

  • курение и пользование открытым огнем
  • ремонт авто или газового оборудования, включая подтяжку крепежа узлов находящихся под давлением
  • переключение с одного вида топлива на другое
  • удары металлическими предметами по деталям газовой системы

Заправка автомобиля газом должна осуществляться непосредственно оператором-наполнителем или водителем ТС при наблюдении оператора.

Какие нужны документы на ГБО для заправки

Перед заправкой водитель обязан документально подтвердить возможность безопасного использования автомобиля с газобаллонным оборудованием.

Для транспорта с ГБО в заводском исполнении, а также ТС, прошедших переоборудование топливных систем, обычно достаточно предоставить наполнителю баллонов/заправщику:

  • паспорт газового баллона(ов), где будет указан срок эксплуатации, а также информация о переосвидетельствовании ёмкости
  • свидетельство формы 2б о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на транспортном средстве (для баллонов, прошедших плановое освидетельствование).

Также у водителей транспортных средств, принадлежащих юр. лицам, могут потребовать показать путевой лист с отметкой об исправности оборудования, диагностическую карту ТС (техосмотр) и удостоверение о прохождении инструктажа по технике безопасности при работе с ГБО.

Удостоверение для водителей авто с ГБО

Как проходит заправка баллонов метаном

В зависимости от вида газонаполнительной колонки АГНКС, а также типа заправочного устройства автомобиля, порядок действий при заправке метаном может немного отличаться.

После постановки авто в заправочный островок и принятия всех мер безопасности указанных выше, необходимо:

  • обязательно перекрыть магистральный вентиль ГБО, если такой/ие имеется в системе (обычно стоят на грузовиках и автобусах)
  • газораспределительная колонка может быть оборудована краном под заправочное устройство ГОСТ РФ или под штуцер европейского стандарта (NGV1/2), которыми оснащают автомобили с метановым ГБО.

Заправочное устройство для метана ГОСТ (18 мм)

Заправочный штуцер (NGV1) под евро пистолет

При первом варианте нужно вынуть заглушку из ЗУ авто. Если не получается достать пробку, необходимо сначала приотпустить винт заглушки для стравливания давления.

Во втором случае следует лишь снять пластиковый колпачок с заправочника.

Когда кран ГНК не соответствует типу заправочного устройства ТС, потребуется установка специального переходника с одного стандарта на другой.

Адаптер с евро на ГОСТ и переходной штуцер под евро стандарт

  • установить газораздаточный кран в ЗУ
  • открыть вентиль заправочного устройства. С евро штуцером ничего не надо делать, при условии, что он не оснащен краном

Заправочный вентиль ЕМЕР (Российского стандарта)

  • повернуть рычаг колонки в положение «открыто». На более современных колонках перевести тумблер-переключатель в позицию «заправка».

Метановые ГРК

Также встречаются ГРК, где нужно повернуть рычаг/флажок непосредственно на газозаправочном кране

  • затем нужно передать документы сотруднику станции для проверки и подтвердить готовность к заправке
  • далее следует оплата за топливо. Окончательный объём КПГ будет известен только после наполнения баллонов, поэтому АГНКС работают по предварительной системе оплаты. Если нужна заправка до полного бака, перед началом наполнения оператору или через терминал вносится ориентировочная сумма денег, а после завершения заправки происходит возврат излишних средств (наличными либо на карту соответственно).

Когда требуется закачка определенного количества CNG, называется нужный объем газа (в кубометрах) после чего следует предоплата. Также возможна заправка на конкретную сумму денег либо по топливной карте (у Газпрома это карточка EcoGas).

Помимо этого на современных АГНКС можно рассчитаться непосредственно через приложение Яндекс навигатора. Плюсом такой заправки является удобство при оплате и отслеживание процесса наполнения прямо с телефона. Ко всему прочему программа автоматически заносит в базу данных параметры баллонов, а при последующих заправках оператор станции уже видит всю информацию. Такое решение сокращает скорость заправки КПГ, что обычно относят к недостаткам метанового ГБО.

  • нажать зеленую кнопку до звукового сигнала (при наличии) и удалиться на безопасное расстояние от заправочного поста (не менее 10 м). При этом автомобиль должен находиться в зоне видимости водителя, для визуального контроля за герметичностью соединений, а водитель в поле зрения оператора станции
  • дождаться окончания заправки
  • произвести окончательный расчет
  • После чего подойти к колонке, нажать красную кнопку «стоп» и закрыть вентиль ЗУ (при наличии обоих). Если заправочник с обратным клапаном, то перекрывать вентиль не обязательно
  • поставить рычаг/тумблер ГЗК в режим «сброс». После дегазации, включить положение рычага «закрыто» (при наличии).

Если колонка со сбросом давления непосредственно на заправочном кране, стравить газ путем поворота рычажка пистолета

  • отсоединить газораздаточный кран с ЗУ авто, закрепив его на держателе ГРК
  • снять переходник (если стоял), установить заглушку заправочника.
  • на слух убедиться в герметичности арматуры ГБО и правильности работы контрольно-измерительных приборов. Рабочее давление системы по манометру должно соответствовать 20 Мпа (200 бар).
  • завести двигатель авто и покинуть территорию АГНКС.

Процесс заправки пропаном

Для самостоятельного наполнения автомобильного баллона сжиженным нефтяным газом (СНГ) все АГЗС применяют газораздаточные краны куркового типа, которые работают по одному и тому же принципу. Основным их отличием является конструкция и работа фиксирующего устройства.

Основные виды пистолетов для пропана

Последовательность действий:

  • если выносное заправочное устройство ГБО установлено в бампер или на кронштейне, необходимо из него выкрутить защитную крышку.

Защитная крышка ВЗУ

В случае, когда ВЗУ стоит в лючке горловины бензобака, нужно также снять пластиковый колпачок, а затем вкрутить специальный переходник, который идёт с комплектом газобаллонного оборудования. При его отсутствии, на заправке обычно всегда имеется запасной адаптер.

Адаптер для ВЗУ в лючке бензобака

  • далее следует установка раздаточного крана. При этом рычаг крана должен находиться в отпущенном положении.



Затем нужно без перекосов с небольшим усилием вставить пистолет в гнездо ВЗУ. После чего выжать курок до момента его автоматической фиксации.

Для преждевременного износа пистолета, лучше всего выполнять его установку/снятие двумя руками, одновременно нажимая защелку/фиксатор. Также не следует после установки прокручивать кран, это может привести к разрушению уплотнительного кольца.

  • произвести предварительный расчет за топливо
  • нажать кнопку старт на заправочной колонке. Чтобы остановить наполнение нужно нажать кнопку стоп. Если требуется заправка до полного бака, необходимо дождаться срабатывания клапана отсекателя мультиклапана баллона, при этом будут слышны характерные щелчки. Автоматическая ГЗК сама отключит подачу.

Правильно подобранный и установленный мультиклапан должен ограничивать наполнение, когда газ занимает 80% от общей вместимости ёмкости. Пустой объём необходим для температурного расширения СНГ.

Существуют колонки, где необходимо постоянно рукой удерживать кнопу подачи топлива. Характерно для стран Европы.

  • после наполнения нужно отсоединить кран, установив его на держатель. Для этого потребуется выжать курок пистолета, затем нажать защёлку или перевести «на себя» язычок фиксатора и плавно отпускать рычаг. Обратный клапан ВЗУ автоматически перекроит выход газа из магистрали баллона. Плавность необходима для постепенной дегазации остатков топлива.

Во избежание обморожения кожи рук желательно использовать защитные перчатки.

Также бывают модели пистолетов с язычком фиксатора обратного действия, где для отсоединения приходится откидывать язычок «от себя», т.е. к машине.

Многие страны Европы используют газонаполнительные краны другого стандарта. Поэтому при поездке за границу может понадобиться специальный переходник. Однако для таких случаев АГЗС обычно держат в наличии необходимые адаптеры.

  • выкрутить переходник из ВЗУ (если требуется) и установить защитную крышку на место
  • визуально и на слух убедиться в отсутствии утечек газа
  • выполнить окончательный расчет
  • запустить мотор и уехать с территории АГЗС.



заправка

Перед въездом на территорию АГНКС водитель должен при наличии пассажиров попросить их покинуть кабину.

Перед началом заправки автомобиля КПГ водитель обязан:

— остановить двигатель;

— отключить бортовую электрическую сеть (массу);

— включить стоячный (ручной) тормоз;

— извлечь ключ из замка зажигания;

— покинуть кабину;

— отвинтить и снять пробку с наполнительного вентиля, предварительно очистив вентиль от грязи и масла;

— покинуть территорию заправочного бокса.

Находиться во время заправки автомобиля газом в боксе водителю категорически запрещается.

Перед началом заправки рабочий-наполнитель обязан:

— проверить положение запорной арматуры и давление газа по манометру на газозаправочной колонке; при этом вентили подачи газа и дроссель должны быть открыты, вентиль «на свечу» закрыт и давление газа равно нулю;

— подсоединить шланг газозаправочной колонки к наполнительному вентилю газобаллонной установки автомобиля (по указанию рабочего-наполнителя эту операцию может выполнить водитель, но обязательно под наблюдением рабочего-наполнителя);

— открыть наполнительный и баллонные вентили газобаллонной установки автомобиля и закрыть магистральный вентиль;

— подать оператору сигнал о готовности автомобиля к заправке нажатием соответствующей кнопки на заправочной колонке.

Оператор, получив сигнал о готовности автомобиля к заправке, должен произвести заправку баллонов автомобиля газом путем соответствующих переключений ключей управления (при дистанционном режиме) или нажатием кнопки на пульте управления (при автоматическом режиме работы газозаправочных колонок).

При ручном способе заправки автомобиля рабочий-наполнитель после подсоединения заправочного шланга и открытия наполнительного и баллонных вентилей (магистральный вентиль закрыт) обязан:

— проверить остаточное давление газа в газобаллонной установке автомобиля;

— открыть вентиль на газозаправочной колонке и произвести заправку баллонов автомобиля газом;

— по окончании заправки (давление газа в баллонах автомобиля при этом должно быть 19,6 МПа) закрыть вентиль подачи газа на газозаправочной колонке;

— закрыть наполнительный вентиль на газобаллонной установке автомобиля;

— открыть вентиль «на свечу»;

— убедиться по манометру, установленному на заправочной колонке, что давление газа равно нулю;

— отсоединить заправочный шланг от наполнительного вентиля автомобиля;

— закрыть вентиль «на свечу»;

— поставить в известность водителя об окончании заправки и количестве заправленного газа;

— убедиться в выезде автомобиля из бокса АГНКС.

По окончании заправки водитель газобаллонного автомобиля обязан:

— произвести расчет с АГНКС за отпущенный газ;

— убедиться, что баллоны заполнены и давление в них стабилизировалось;

— навернуть пробку на наполнительный вентиль;

— включить бортовую электрическую сеть (массу);

— открыть магистральный вентиль (электронный газовый клапан);

— убедиться (на слух) в герметичности газовой аппаратуры и правильности работы контрольно-измерительных приборов;

— пустить двигатель и выехать с территории АГНКС.

При заправке баллонов компримированным природным газом в целях безопасности необходимо соблюдать следующие правила:

— не наполнять газом баллоны, не прошедшие очередного освидетельствования и не имеющие соответствующего клейма;

— не наполнять баллоны газом при обнаружении нарушения герметичности в газопроводах, соединениях или газовой аппаратуре;

— герметично присоединять наконечник шланга к наполнительному вентилю автомобиля;

— не производить заправку баллонов газом при открытом магистральном вентиле;

— не стоять во время наполнения баллонов около наполнительного шланга;

— не отсоединять наполнительный шланг, находящийся под давлением;

— не подтягивать гаек и соединений под давлением;

— не производить какой-либо текущий ремонт и регулировку газовой аппаратуры;

— не стучать металлическими предметами по аппаратуре и газопроводам, находящимся под давлением;

— при случайной разгерметизации наполнительного шланга немедленно перекрыть наполнительный вентиль, чтобы воспрепятствовать выходу газа из баллонов автомобиля.

В случае аварийной ситуации независимо от режима заправки необходимо нажать кнопку «Авария» на газораздаточной колонке (такая же кнопка имеется и на пульте управления в операторской).

При нажатии кнопки «Авария» прекращается подача газа к колонке и осуществляется его сброс из технологической линии станции.

Как правильно заправлять автомобиль газом?

Эксплуатация26 ноября 2022

Содержание

  • 1 Эксплуатационные преимущества газа
  • 2 Основные меры предосторожности и правила при заправке
  • 3 Какие нужны документы на ГБО для заправки?
  • 4 Как выполняется заправка баллонов метаном?
  • 5 Процесс заправки пропаном

ГБО пользуется большим спросом в России. Однако некоторые водители до конца не понимают, как правильно заправлять машину газом, чтобы обезопасить себя и окружающих от возможных последствий взрыва топлива. По статистике, основной причиной чрезвычайных происшествий на АЗС является неосведомленность автомобилистов или персонала станции.

Заправка автомобиля газом

Эксплуатационные преимущества газа

На отечественном рынке представлено ГБО под 2 разновидности природного газа – пропан (пропан-бутановая смесь) и метан. Первый вариант топлива стоит дороже, содержится в жидком состоянии. Второй имеет меньшую стоимость, имеет газообразную консистенцию. Из преимуществ использования газа вместо бензина или дизельного топлива можно выделить:

  1. Более низкую стоимость. Установка ГБО обойдется в 15–50 тыс. руб., в зависимости от производителя оборудования. Однако все вложения перекрываются ценой топлива и окупаются за год. К тому же дополнительную экономию обеспечивают долговечность свечей и меньшие затраты на обслуживание ДВС.
  2. Экологичность. Газ менее опасен для окружающей среды, чем бензин и ДТ, поскольку концентрация вредных веществ в выхлопе на 65% меньше, особенно в сравнении с дизельными агрегатами с окисляющим каталитическим нейтрализатором.
  3. Мобильность. Используя портативное ГБО, можно сохранить заводские возможности автомобиля для работы с привычным топливом, чередуя их между собой.

Преимущества заправки газом

Основные меры предосторожности и правила при заправке

Чтобы правильно заправить газом автомобиль, следует учитывать основные меры предосторожности и правила. Перед посещением газовой заправочной станции необходимо провести визуальный осмотр транспортного средства на предмет обнаружения возможных дефектов оборудования. Запрещено начинать заправку при:

  1. Наличии дефектов, вмятин, трещин и прочих повреждений топливного резервуара.
  2. Поломке клапанов, способных привести к их возгоранию.
  3. Перекосе струбцины, которая подключена к резервуару для топлива.
  4. Ощутимом запахе газа, что объясняется разгерметизацией баллона.

Даже минимальные симптомы каких-либо неполадок часто приводят к воспламенению, взрыву или повреждению дорогостоящего оборудования и сопутствующих систем в автомобиле.

Для соблюдения правил безопасности на газовых АЗС нельзя:

  1. Курить или использовать источники открытого пламени.
  2. Выполнять дозаправку ТС на включенном двигателе.
  3. Переключаться с бензинового на газовое топливо (либо наоборот) в процессе заправки.
  4. Проводить пополнение запасов газа при наличии в салоне пассажиров.
  5. Заправлять баллон при неправильном расположении пистолета.

Правила заправки газом на АЗСВосполнение запасов горючего на АГЗС выполняется исключительно под руководством специалиста, поэтому начинать работу без его разрешения нельзя. Если автомобиль укомплектован механической коробкой передач, при выходе из него следует выжать ручник. На моделях с АКПП выставляется парковочный режим.

Какие нужны документы на ГБО для заправки?

На заправке водитель должен подтвердить допуск к безопасной эксплуатации машины с ГБО соответствующим документом. В качестве последнего могут использоваться:

  1. Паспорт газового баллона с указанным сроком службы и данными о переосвидетельствовании резервуара.
  2. Свидетельство формы 2б о выполнении периодических испытаний ГБО (для баллонов, прошедших плановое освидетельствование).

Водители коммерческого транспорта могут предоставить путевой лист с указанием исправности оборудования, диагностической карты ТС и удостоверение о завершении инструктажа по технике безопасности.

Необходимые документы для водителя авто с ГБО

Как выполняется заправка баллонов метаном?

С учетом особенностей газонаполнительной колонки АГНКС и типа оборудования в автомобиле, алгоритм действий по заправке машины метаном может иметь нюансы. После размещения транспортного средства в заправочную секцию и соблюдения требуемых мер предосторожности нужно:

  1. Перекрыть подачу ГБО с помощью магистрального вентиля (если он имеется).
  2. Повернуть кран под заправочное устройство ГОСТ РФ или штуцер европейского типа (NGV1/2), который встречается на машинах с газобаллонным оборудованием под метан.

В первом случае достаточно извлечь заглушку из заправочного устройства. Если не удается вынуть пробку, следует слегка открутить винт, отвечающий за стравливание лишнего давления.

Второй вариант подразумевает предварительное снятие колпачка с ЗУ. Если кран ГНК не соответствует параметрам заправочного устройства в вашем автомобиле, потребуется приобрести специальный переходник с одного типа на другой.

Заправочный кран ГНКДалее следует установить газораздаточный кран в ЗУ, приоткрыть вентиль (если речь идет о евро-штуцере, то дополнительные действия не нужны), повернуть рычаг в положение «Открыто». Затем следует предоставить сотрудникам АГЗС документы, сообщить о готовности к процессу. Последним этапом станет оплата топлива после заполнения резервуаров.

Процесс заправки пропаном

Чтобы самостоятельно заправить автомобиль с пропановым ГБО, потребуется использовать курковый газораспределительный кран, установленный на АГЗС. Ключевой особенностью такой системы является конструктивное исполнение и принцип действия фиксирующего устройства. Далее нужно придерживаться такой последовательности действий:

  1. Если выносное ЗУ интегрировано в бампер либо закреплено на кронштейне, нужно извлечь из него защитную заглушку.
  2. Если ВЗУ установлено в лючок горловины бензобака, потребуется вынуть колпачок и вкрутить переходник, идущий в комплекте с ГБО. Если деталь отсутствует, вам пригодится запасной адаптер, который можно запросить у сотрудника заправочной станции.
  3. После нужно вставить раздаточный кран, отпустить его рычаг.

Останется вставить пистолет в гнездо заправочного устройства и выжать курок до момента щелчка, свидетельствующего о фиксации.

Как заправляться на метановой заправке

  • для сжиженного газа требуется более компактные баллоны, они не так много весят, не столько занимают места;
  • пропановые заправки более распространены, и встречаются чаще;
  • пропан имеет не такой резкий запах; установка газобаллонного оборудования обходится дешевле.

Доброго вам времени суток всех благ и конечно же здоровья.Первое вам нужны деньги второе вам нужно землеотведение под застройку .Проект согласование проекта и обязательно заложить в проект светодиодные светильники https://www.revolight.ru/

Газовые заправки метан Россия

В Октябрьском заправка работает, находится полевой стороне если ехать с Самары прямо на трассе. Как проехал старый пост ГАИ(там куча мелких кафе) сразу начинается подъем и метров через 300 смотри рекламный щит у дороги слева. Саму заправку не видно. Возле него поворачиваешь и она перед тобой. В Уфе полгода назад была на ремонте,да и заезжать туда не удобно, большой крюк . В Златоусте надо заезжать в город. После затяжного подъема первый указатель Златоуст и едешь примерно 5-7 км в город. Находится в районе автовокзала. Надо спрашивать у местных. Она работает. На выезд назад не возвращайся, есть другой выезд( спроси на заправке. Удачи

На карте Яндекс “Метановые заправки” на участке дороги М5 Самара – Челябинск обозначены заправки газом метан в населенном пунктах Октябрьский, г. Уфа, Злотоуст. Может кто-нибудь подсказать работают ли они, какой режим работы, по часам или круглосуточно?

Как заправлять машину на заправке: инструкция

Когда новичку предстоит «подкормить» своего железного друга, то у него возникает вопрос, как заправлять машину на заправке, инструкция по этому вопросу также не будет лишней.

Здесь надо учитывать два момента: если на заправке есть автозаправщик или при его отсутствии, когда водители сами заполняют бензобак своего автомобиля.

Если на заправке есть заправщик, то действия такие:

  1. Для начала надо заглушить автомобиль и включить ручной тормоз.
  2. Открыть крышку бензобака. На многих современных моделях это можно сделать прямо из салона.
  3. Сказать заправщику, какое топливо нужно залить.
  4. Пока бензин заливается в бак, можно идти в кассу АЗС, где необходимо будет назвать марку бензина и количество литров, расплатиться и получить чек.
  5. Вернуться к автомобилю, проверить, закрыт ли бензобак и трогаться с места.

Если заправщик отсутствует, то алгоритм почти такой же, за исключением того, что бензин придется заливать самостоятельно. Вначале надо снять заправочный пистолет и вставить его в отверстие бензобака.

Жать все время на рычаг необязательно, т.к. возле рычага есть специальная защелка («собачка»), которая фиксирует пистолет в нужном положении.

Карты метановых заправок

Россия — мировой лидер по экспорту голубого топлива и очень странно, что по количеству газовых заправок мы значительно отстаем от других государств. Сейчас мы стали тоже производить автомобили на метане. Надеюсь, в скором будущем перестанем беспокоиться из-за поиска метановых заправок на карте в интернете и что АГНКС будет так же много, как и бензиновых заправок.

В последние годы наше государство в лице Газпрома активно развивает газовую отрасль. Ежегодно проходят газовые форумы посвященные проблемам газификации регионов, построения сети АГНКС и т.п. И действительно, за прошедшие 5 лет очень сильно поменялась карта с метановыми заправками, прибавилось большое количество АГНКС. Более того, сейчас гигантскими шагами вводят в эксплуатацию мобильные ПАГЗы.

Рекомендуем прочесть: Коэффициент оборачиваемости денежных средств в днях формула

Клуб Газелистов

Искры, токарь Герасим, рекомендации мастеров на гомельских метановых заправках, неприспособленность немецкого переходника (особенно улыбнуло), всё это наводит страх на простого обывателя. Развеет все страхи только сертификат. Сертификат на газовое оборудование — это документ подтверждающий соответствие данного оборудования установленным требованиям и нормам качества. Оборудование используемое для работ, связанных с газом, в обязательном порядке подлежит сертификации.

Всем удачи. P.S. Привет жене и соседу)))

Обратите внимание => В Каких Случаях Платят Налог С Продажи Квартиры

Выгодно ли заправляться метаном

Как начать заправляться метаном? Для этого надо купить авто, предназначенное для заправки метаном, или переоборудовать имеющееся. Метановые модели есть у таких компаний: Audi, Volkswagen, Volvo, Opel, Mercedes и т.д. Переоборудовать автомобиль можно только в сертифицированных центрах. Стоить это будет недешево, однако окупятся такие затраты уже через полгода.

Метан является простейшим углеводородом, это основная составляющая природного газа. Для заправки машин метан сжимают в компрессоре. Это единственная манипуляция, которую необходимо провести с природным газом, чтобы он стал доступен для заправки. Таким образом, метан не требует дорогостоящей переработки, что и отражается на цене. Помимо этого цена на метан регулируется законодательно и не может быть более 50% от цены бензина А-80.

Можно ли заправлять автомобиль бытовым газом

Эта установка пригодилась бы людям в глухой деревне, где сэкономили на газопроводе и трубу проложили меньшего диаметра трассу. Т.е. в сильный мороз, когда горелки в котлах работают на всю, низкого давления в трубах не хватает на всех, что порядка резервный баллон через редуктор компенсировал бы этот недостаток. Хотя обладатель такой установки мог и отыгрываться на других, и не закачивать резервный балон заранее «Я мол властелин огня» при запуске такого пылесоса, сразу потухнут у соседей горелки, автоматика выключиться, а запуститься не сможет, так как обычно, она не электрическая и нет электроподжига, во избежании, нет света — нет тепла. Ему хорошо, остальные страдают.

Обратите внимание => Заплатить налог по номеру уведомления

Как заправляться на метановой заправке

Понятно самое главное — в России не будет никакой эры электромобилей, как предрекают многие. Думаете лада просто так сделала авто на метане? Почему не на более распространенном пропане? А все очень просто, сто пудов грядет катастрофическое удорожание бензина в связи с падением цены продажи нефти за границу, да и нефти сильно меньше чем газа. А если говорить про газ, то самый перспективный это как раз метан, почитайте в интернете почему. Сегодня на нас тестируют новую топливную модель, поэтому и заправок мало и всего остального. Не так много времени пройдет, и большинство будет просто вынуждено перейти на метан ввиду непомерной дороговизны других видов топлива. И на метан мы будем переходить пересаживаясь именно на ладу, потому что на другое авто денег не хватит. Когда автоваз стал разрабатывать гранты, весты и прочие современные модели, ни у кого не екнуло, что впериди будет глобальное подорожание машин, в первую очередь иномарок. А ведь это был звоночек, никто просто так не стал бы так раскручивать производство на новый уровень. А теперь проведите аналогию с появлением метановой весты)

Заправка газом (метан) первой серийной легковой газофицированной отечественной модели Лада Веста СиЭнДжи превратилась в настоящий Квест! Мало того, что автор никогда с газом дела не имел и мне только предстояло узнать как заправить газом автомобиль, так еще и вид ископаемого оказался нераспространенным — большая часть авто ездит на Пропане! Так что смотрим и слушаем жизненный репортаж о том как найти в Москве метан — ну и полноценный тест самой экономичной Весты тоже будет! Не забывайте оставлять комментарии и подписывайтесь на блог, благодаря которому будет еще больше контента -www.drive2.ru/users/zetdrive/ А также ссылка на инстаграмм instagram.com/zetdrive/

Недостатки перехода на газ

Проблемы с обслуживанием.

Несмотря на популярность ГБО, специалистов по настройке и установке такого оборудования не так много.

Причина в том, что для обслуживания ГБО требуется дорогостоящая техника, к покупке которой готовы не все станции.

При появлении проблем с системой приходится потратить много времени для поиска толкового мастера.

Небольшое число ГАЗС.

Главная причина небольшого числа газовых заправок — сложности с получением разрешений на заправку автомобилей таким топливом, а также дороговизна оборудования.

В дальней поездке приходится помучиться, чтобы найти подходящую заправочную станцию. Единственное, что спасает — возможность быстрого перехода на бензин.

Снижение мощности и динамики.

Результаты экспериментов показали, что после заправки машины газом (метаном или пропаном) мощность падает на 12-15 процентов. Соответственно, снижается и максимальная скорость на 6-7 процентов.

Проблемы с пуском мотора в условиях низких температур.

Когда температура окружающего воздуха снижается ниже 10 градусов мороза, газ переходит в жидкое состояние, не поступает в систему.

Кроме того, возрастает и температура воспламенения, что приводит к ряду проблем с пуском.

В такой ситуации единственное решение — завестись на бензине, после чего переходить на газ.

Опасности разгерметизации при росте температуры.

Автомобили с ГБО боятся перегрева мотора из-за риска разгерметизации системы. По этой же причине стоит избегать действия прямых солнечных лучей.

Повышение массы автомобиля и снижение объема багажника.

Заправка авто метаном на заправке АГНКС, что почем

Ильдус Насретдинов Водители должны проходить обучение. Максимум на заправке могут показать последовательность,порядок действий. Хотя в России есть одна известная сеть метановых заправок,где присутствует персонал-заправщики. Но сеть пока не развита и не в каждом регионе открыт филиал.

в России Волгоград 14.50рублей русских метан , а пропан 25.90р ну и аи-95 44.80р , установка метана примерно 600$(40,000р) это 90л баллон 75л 525$(35.000р) ну и пропан установка от 450$ (30.000р) цены без регистрации в гаи так как только 10% регистрируют, и да на рено флюенс 106лс метан баллон 90л примерно на 280р заправил 270км проехал при этом динамичная езда

Рекомендуем прочесть: Квалификационная характеристика уборщика служебных помещений в школе

Комплекты для автозаправки метаном самостоятельного изготовления

Чтобы заправить метановый баллон, необходимо создать давление 200 Атм. Обычные компрессоры с питанием от электросети выдает максимум 20-25 Атм, поэтому здесь нужно более мощное устройство. В самодельных устройствах используется воздушный танковый или авиационный компрессор модели АК-150 в различных модификациях, он выдает рабочее давление 150 кгс/см².

Но одним компрессором здесь не отделаться, для сборки такой конструкции еще понадобится:

  • автомат давления;
  • заправочный вентиль;
  • газовый фильтр;
  • контрольный манометр;
  • переходник для заправки метаном;
  • трубки и шланги.

Сам компрессор компактный, весит всего лишь около 6 кг, но если покупать его новым, то он тоже обойдется недешево, приблизительно около 40 тыс. руб. На сборку придется потратить немало времени, к тому же, здесь в какой-то степени придется быть Кулибиным.

Есть еще один минус самостоятельной сборки домашней заправки газом – нужно четко соблюдать правила техники безопасности, которая превыше всего. Если безопасность будет не соблюдена, экономия уже будет ни к чему. В любом случае обращение с газом должны быть аккуратным, таким же, как с любым другим легковоспламеняющимся веществом.

Но в России есть еще свои камни преткновения – официально заправлять баллоны от общей газовой сети вряд ли разрешено, и ГорГаз, скорее всего, такие действия не одобрит. Здесь можно позавидовать европейским жителям – они получают официальное разрешение на использование заправки природным газом в домашних условиях.

Заправка авто метаном на заправке АГНКС, что почем

в России Волгоград 14.50рублей русских метан , а пропан 25.90р ну и аи-95 44.80р , установка метана примерно 600$(40,000р) это 90л баллон 75л 525$(35.000р) ну и пропан установка от 450$ (30.000р) цены без регистрации в гаи так как только 10% регистрируют, и да на рено флюенс 106лс метан баллон 90л примерно на 280р заправил 270км проехал при этом динамичная езда

Дозаправится можно без особых проблем, хоть каждые 5-10 км заправляйтесь. Вам больше, определенного давления не закачают. К примеру у нас это 190-220 кг/м. На Украине немного выше до 240 (но, это максимум — я его не рекомендую).

Где заправляться метаном, сколько он стоит на заправке

Что касается России, то и у нас количество АГНКС растет ускоренными темпами, что активно поддерживается государством. В России такие станции работают под брендом «Газпрома», а сам газ продается под названием EcoGas. Наибольшее количество АГНКС сегодня работают в Свердловской области, Краснодарском крае и Башкортостане. Также достаточным количеством газозаправочных станций могут похвастаться Челябинская, Волгоградская, Тюменская области и Республика Татарстан. В целом в России сегодня более 419 АГНКС, из которых 304 станции сети «Газпром».

Использование метана требует качественного оборудования, тщательно проверенного на выносливость и прочность. Поэтому переоборудование автомобиля имеет достаточно высокую стоимость, которая быстро окупается за счет выгодной цены самого топлива. К тому же услугу можно оформить в кредит или под беспроцентную рассрочку, что делает ее доступной для любых автовладельцев и предприятий.

Почему устанавливают газовое оборудование

Цены на бензин и дизельное топливо постоянно растут, поэтому многие автовладельцы ищут альтернативные варианты, стараясь сэкономить на горючем деньги. Один из вариантов является газ, экономия здесь достигается не за счет уменьшенного расхода топлива, а из-за более низкой цены на него.

Даже пропан-бутан в два раза дешевле, чем бензин Аи-95 или дизтопливо, не говоря уже о метане – этот газ имеет еще более низкую стоимость. Но прежде чем убеждать переходить на газ, сначала следует рассмотреть недостатки установки ГБО:

  • газобаллонное оборудование требует первоначальных вложений, и окупится оно приблизительно через полгода при регулярной эксплуатации автомобиля;
  • заправку газом можно осуществить не везде, АЗС, особенно метановых, значительно меньше, чем бензиновых;
  • к пропану предъявляются довольно высокие требования безопасности, газ сам по себе взрывоопасен;
  • баллон в багажнике легкового автомобиля занимает достаточно много места.

Если говорить о преимуществах газобаллонного оборудования, то, помимо более низкой цены, можно отметить еще следующие плюсы:

  • у газа значительно выше октановое число: если оно у бензина равняется 92, 95 и 98, то у пропана этот показатель равен 105,7, а у метана еще больше – 107,5;
  • при установленном ГБО в автомобиле присутствует два вида топлива, и если заканчивается газ, то всегда можно доехать на бензине;
  • За счет более полного сгорания топливной смеси выхлопные газы становятся чище, меньше нарушается экология.

Высокое октановое число положительно влияет на работу двигателя – он почти никогда не детонирует, соответственно, меньше подвержен перегреву, у мотора увеличивается ресурс до капитального ремонта.

Заправка автомобиля метаном в домашних условиях

Для заправки автомобиля метаном необходимо сильное сжатие природного газа. Рабочее давление газобаллонного оборудования 200-220 атм. В баллон емкостью 100 л. входит 20-23 кубических метров природного газа. Максимальное давление на которые рассчитаны баллоны 250 атм., проверочное 300 атм.

При неправильной установке или расчете мини — АГНКС существует опасность посадить всю газовую сеть микрорайона. Подключение компрессора может привести к выкачке газа из газовой сети подобно пылесосу, вплоть до срабатывания защитного оборудования ГРП. Избыточное давление в газовой сети должно быть около 2 кПа. При незапроектированном отборе газа свыше производительности редукторов, установленных в ГРП, сработает защитная автоматика и весь микрорайон останется без газа.

Требования техники безопасности на газовых заправках

Из-за высокого давления газомоторного топлива, наполнение баллонов происходит с соблюдением дополнительных мер предосторожности. Поэтому процесс заправки, а также применяемое для этого оборудование, отличаются от привычной бензиновой или дизельной схемы.

Работа газовых станций регулируется рядом нормативных документов. Общие требования по безопасной эксплуатации для АГНКС и АГЗС регламентирует Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2014 года №559 «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», где пункты 110-113 гласят:

  1. не допускается въезд на территорию автозаправочной станции автомобилей, с неисправным газобаллонным оборудованием
  2. баллоны подлежат освидетельствованию в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, и эксплуатационными документами организации-изготовителя
  3. баллоны должны быть прочно укреплены и герметично присоединены к газопроводам топливной системы автомобиля
  4. не допускается заправлять установленные на транспортных средствах баллоны, у которых:
  • истек срок периодического освидетельствования;
  • нет установленных надписей;
  • неисправны вентили и клапаны;
  • поврежден корпус баллона (раковины, забоины, коррозия, вмятины);
  • ослаблено крепление баллона;
  • имеются утечки из соединений.

Остальные правила устанавливаются согласно внутренним производственным документам и инструкциям.

При въезде на территорию заправки, водителю необходимо:

  • высадить пассажиров
  • двигаясь по территории заправки соблюдать ПДД, скоростной режим (не выше 5 км/ч) и схему движения
  • не нарушать дистанцию между машинами в очереди (не менее 15 м).

Въезд на территорию заправочного бокса или островка происходит по разрешению оператора, по указаниям световой сигнализации (при наличии) либо в порядке очереди.

После постановки автомобиля на заправочный пост, водитель обязан:

  1. заглушить/остановить двигатель
  2. включить стояночный тормоз
  3. вынуть ключ из замка зажигания
  4. покинуть кабину/салон авто
  5. очистить заправочное устройство и предоставить к нему доступ

При заправке авто с ГБО запрещается:

  • курение и пользование открытым огнем
  • ремонт авто или газового оборудования, включая подтяжку крепежа узлов находящихся под давлением
  • переключение с одного вида топлива на другое
  • удары металлическими предметами по деталям газовой системы

Заправка автомобиля газом должна осуществляться непосредственно оператором-наполнителем или водителем ТС при наблюдении оператора.

Заправка автомобиля метаном в домашних условиях, Природный газ для Вас

Для заправки автомобиля метаном необходимо сильное сжатие природного газа. Рабочее давление газобаллонного оборудования 200-220 атм. В баллон емкостью 100 л. входит 20-23 кубических метров природного газа. Максимальное давление на которые рассчитаны баллоны 250 атм., проверочное 300 атм.

Функцию газового фильтра может выполнять новый топливный фильтр тонкой очистки дизельных двигателей. Для выпуска конденсата из влагоотделителя служит кран (17), Для контроля за давлением на выходе компрессора устанавливается манометр (22) (0-250) кг/см2.

Рекомендуем прочесть: Енция счетов постановка на учет основного средства приобретенного по косгу 225

Документы для метановой заправки

Как открыть газовую заправку: 3 преимущества данной бизнес-идеи, 4 секрета документ, подтверждающий аренду земельного участка или собственность Для заправки автомобилей метан нужно сжимать на специальном оборудовании, которое достаточно дорого стоит. У «метановых» конкурентов тоже есть нюансы. Но в истории с заправкой газом есть один Такой же, весьма простой но действенный способ работает и на газовых заправках. Сжиженный газ пропан-бутан — топливо для автомобилей, в которых установлено газобаллонное оборудование (ГБО). Итак, как же открыть газовую заправку для машин, какие нужно соблюсти правила, собрать документы и получить согласования? Где можно заправиться метаном в России и других странах? Как построить собственную газовую заправку? Главное, чем отличается метан от пропана, он не сжижается, а в газообразном состоянии сжимается в Для пользователей метана проблема заправки стоит на первом месте.

Каким бы комфортабельным и современным ни был автомобиль, рано или поздно его придется заправлять. На заправке требуют документы на ГБО, отказываются заправлять. Любая машина, даже самая экономичная, рано или поздно попросит кушать. Переходник для заправки метаном Zafira A CNG. Метановая заправка — это просто специализированная компрессорная станция на газопроводе. Севастопольские автомобилисты вынуждены часами простаивать на единственной в городе метановой заправке в попытке заправить свои машины. При этом ниже стоимость у метановой системы.

Установка ГБО на метане

Газобаллонное оборудование на автомобилях устанавливается уже очень давно, еще с советских времен, но в СССР газовое топливо было не настолько популярным – бензин тогда стоил дешево, и на нем не экономили. Сейчас же, когда многие совершают поездки с коммерческой целью, стоимость горючего имеет большое значение. Все чаще автовладельцы обращают внимание на метан, и дело здесь в природе самого газа. Если пропан-бутан является сжиженным газом и получается за счет переработки, то метан — это природное топливо, именно этот газ и подается в квартиры и частные дома.

Развитие сети метановых заправок (АГНКС) в России и за рубежом

Замкнутый круг рыночного механизма саморегулирования. , главный поставщик метана и строитель заправок КПГ в стране, может сколько угодно быть государственной, но не будет вкладывать колоссальные средства в отдалённую перспективу, где нет разумного срока окупаемости инвестиций в обозримом будущем, а не в следующем столетии. Приказной порядок плановой экономики не возродится в силу её неэффективности, и государство может только принимать определённые меры, стимулирующие развитие экологически чистого транспорта. Например, снимать с таких компаний налоговую нагрузку, закупать у производителей крупные партии машин на альтернативном топливе для своих флит-парков, чтобы повысить спрос на топливо. Пропагандировать среди широких масс соответствующее отношение к безопасности окружающей среды и сознательный отказ от ядовитого бензинового и дизельного горючего (для той части общества, для которой низкая цена метана не имеет значения, не знаю, насколько она широка).

Работающий на метане большегрузный транспорт трудно продать на вторичном рынке. У нас существует практика, когда новый автобус после того, как его укатают в большом городе, отправляют доживать век в глубинку. И если в миллионнике метановых заправок 1–2, не считая собственных в крупных автопарках, то в провинции, где с чистотой воздуха и так всё нормально, их появление в ближайшее время вообще маловероятно. Следовательно, необходимы специальные льготные программы лизинга без выкупа, как это делает КАМАЗ.

Сразу скажу, что в физике газов я не силен.
Ниже по тексту возможны неточности в объяснении физики процесса – так что камнями не кидайте.
Да обычному обывателю оно и не надо – обычному человеку важна экономия

Поехали…

1) на СТО производится установка баллона, в который под большим давлением закачивается метан
Объем баллона измеряется в литрах. У меня стоит 90 л баллон

2) Заправляемый в баллон объем газа изменяется в метрах кубических (м3).

3) Метан нагнетается в баллон под большим давлением – в целом это 200 атм.

4) Заправляемых объем газа в м3 зависит от двух основных факторов:
— давление, которое может создать компрессор на АНГКС
— температура воздуха (или температура газа) — я точно не знаю
4.1.) Компрессор
На старых АГНКС компрессор не всегда выдает 200 атм. – поэтому в баллон закачают меньше объема, чем туда могло бы закачаться при одинаковой температуре.
На новых, частных АГНКС всегда больше давление, чем на реконструированных или старых газпромовских АГНКС.
Добавлю, что может дело в технических особенностях АГНКС, но я вижу, что на новых АГНКС закачивают больше метана чем на старых!

Я по началу думал, что на новых АГНКС на…бывают, но пробег после заправки на новых АГНКС действительно больше

4.2.) Температура чего-то там
— Зимой в баллон закачивается больше м3 чем летом
— ночью (при существенных перепадах суточных температур) в баллон закачивается больше метана чем днем
— в Батайске рано утром закачивается больше, чем утром в Краснодаре
Например. Я заправился в Батайске в 5-6 утра. Доехал до метановой АГНКС в Краснодаре в 8-9 утра, заправился. Выполнил расчет расхода газа на 100 км – получилось 5,7 м3/100 км
Поехал обратно. Тоже самое в Батайске – расчеты показывают 6,3 м3/100 км
Да, в Краснодаре я захватываю часть пробок, но у меня не единичный опыт.

Т.е. т.к. в Краснодаре теплее, то закачивается туда «меньше» чем в Батайске тремя часами ранее – поэтому и получается заниженный расчетный расход на 100 км. И наоборот. Вечером в Батайске я заправляю больше чем заправил в Краснодаре. Т.к. температура ниже и поэтому получаю повышенный расход – 6,3 м3/100 км

А если на дворе лето и разница в температурах не так существенна, то я туда и обратно получаю 6 м3/100 км

Еще раз, для отличников по физике – я могу ошибаться в обосновании, может еще атмосферное давление влияет – я лишь описываю, то, что я вижу – сколько я потратил денег на заправку и сколько при этом проехал

5) Так сколько же задувается в 90 л баллон?
Сразу скажу, что и среди метановодов мало разбирающихся, интересующихся в вопросе – по какой причине? Не знаю! – может не кайф разбираться, может специально п.здят

Например. Я раньше общался с метановодами пока идет заправка.
На мой вопрос:
— баллон какого объема у Вас установлен? (элементарнейший вопрос!)
Я получал три варианта ответа:
1) называют объем баллона (очень редко)
2) брат, я ХЗ, в баллон входит 20 м3
3) брат, я ХЗ, по трассе мне его хватает на 330 км, по городу на 300 км

Друзья, перечитайте еще раз п.4, отчего зависит объем заправки
Как метановод может ответить так бездарно! –ХЗ – или по …уй, или не грамотен или п…здит

В сети тоже самое!
Метановоды несут местами ересь!
Где-то в сети человек писал, что у него в 90 л баллон всегда входит 21-22 м3 (не помню уже точно)
А я заправляю себе 17 м3! – как так-то, епта?
В сети кто-то писал, что стенки китайских баллонов меньше-тоньше-больше – поэтому туда качается меньше газа и т.д.

Я даже ездил «качать» на СТО, почему в мой баллон не входит 21-22 м3? Китайцы подсунули бракованный баллон и т.д.

Да уж!
И это в 2018-2020 г! – информации по метану в сети очень мало! (см. пост приветствие)
Друзья, в общем в мой 90 л в зависимости от перечисленных факторов входит от 17 до 21. десятые я округлил, т.к. специально за этим я не наблюдал.
Кроме того, чтобы за этим наблюдать нужно полностью опорожнить баллон, т.е. приехать на АГНКС на бензине.
Возможно, было 22-23 м3 – не помню, может быть, но это при хорошем минусе и на новой АГНКС

6) Расход метана на 100 км
Интересный и, к сожалению, не раскрытый на 100% до конца вопрос.
Раскрыт он на 98%
Почему?
Бензин
— друзья, заправляясь тем же бензином до полного, в баке всегда разное количество бензина – пистолет раньше/позже отстрельнул, АЗК недоливает 2-3% и т.д. Но расход на бензине помогает увидеть электроника, БК
Метан
— друзья, от чего зависит заправка я уже писал выше. Электроника не помогает (почти)

Поэтому расход на 100 км метана можно определить только расчетным путем.
Чтобы понимать какая точная экономия метана перед бензином, нужно точно знать какой расход бензина и какой расход метана на конкретный пройденный путь в одинаковых условиях!
А это установить невозможно! Надеюсь понятно почему! Кроме того, в этом расчете важны «копейки»!

Из чего я исхожу:
1) Мне вообще расход бензина был, в целом, никогда не важен.
За ним я все эти годы, в целом, не наблюдал.
Смысл наблюдать за городским расходом, если он зависит от загруженности города, манеры вождения и т.д. – ну 7,7 л/на 100, ну 8,2 на 100, ну 9 на 100 – мне было все равно

По расходу по трассе у меня получше воспитания.
Я примерно помню что 6 л на 100 км у меня было расход на трассе при 80 км на пятой передаче – режим «тошлиновка», я так и не ездил ни когда.
В целом при 100-110 км/ч расход был наверное 6,6-6,8 л на 100 км
Сейчас у меня расход метана при 100-110 км (в сторону юга) по М4 около 6 м3 на 100 км
Итого получаем при пути 100 км:
6,6 л бензина – х %
6 м3 газа – 100 %
Х = 10 % экономии

Или
6,8 л бензина – х %
6 м3 газа – 100 %
Х = 13 % экономии

Видите, очень важны копейки, десятые
Как их установить точно? – никак

Приведу еще один пример из своего опыта:
Опишу конкретней, местные поймут. Ездил в Калитву. Заправился в Аксае. Поехал. Пробка под Шахтами, через всю Калитву (туда/обратно ), пробка в районе Платова и Грушевки. Отличало эту поездку лишь то, что М4 в ремонте, поток шел одной колонной со скоростью 80-90 км/ч

Маршрут составил 333 км.
Вернулся в Аксай. Баллон полностью не опорожнился. В баллон вошло 18,7 м. куб.
Итого имеем:
333 км – 18,7 м3
100 км – х км
Х = 5,61 м3/100 км.

Чтобы я на бензине уложился в эти показатели? – нереально!
Итого, на сколько точно метана расходуется меньше – на 10 % 14 % — я не знаю.
В своих расчетах я принимаю 10%, что вполне реально

Интересно как у других метановодов с расходом на 100 км?
Метановоды не подтянулись?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как заправлять швейную машинку тула модель 1 инструкция
  • Как заправлять машину на заправке инструкция для начинающих водителей пошагово картинки
  • Как заправлять машину на заправке инструкция для начинающих водителей пошагово видео
  • Как заправлять кондиционер в машине своими руками пошаговая инструкция
  • Как заправлять кальян инструкция для новичков