Содержание
- Конструкция и назначение машины
- Технические параметры автомобиля
- Параметры силовой установки
- Вес и размеры
- Модификации
- Руководство по эксплуатации
- Цена
- Отзывы пользователей
В конце 80-х армия СССР заказала заводу в Набережных Челнах разработать новую, более мощную, альтернативу существующим на тот момент моделям 4350 и 5350. Спустя пару лет проект был создан, однако события августа 91-го года, прошедшие в Москве, заставили забыть о чертежах.
В результате, первые опытные образцы были представлены спустя 4 года. Доработка отдельных функций еще оттянула срок, и ВВС России получили КамАЗ-6350 только в 2002 году. Выпуск серии продолжается.
Конструкция и назначение машины
Автомобиль представляет собой классический тягач, на который можно устанавливать армейские и гражданские кузова или использовать его с прицепом. Стандартная бескапотная конфигурация, гидроподъемник, отбрасывающий кабину вперед для доступа к мотору (деталь позаимствована у 6460, появившегося практически в те же годы). Рядом с креслом водителя монтируется еще одно сиденье.
Став более мощной альтернативой, КамАЗ имеет 4 оси, полный привод на все колеса (8х8). Из других моделей завода к нему также перешла дифференциальная раздаточная коробка. Каждый мост имеет двухступенчатый редуктор. При этом передние регулируют угловую скорость для каждого колеса. Пара задних контролирует блокировку осевого дифференциала. Изоляция основных узлов увеличила герметичность, позволив без проблем преодолевать водные преграды глубиной более 1,5 м.
Благодаря усиленным колесам внедорожник способен переезжать стены до 60 см высотой или подниматься в гору с уклоном до 31°. При работе в автопоезде предельный вес не должен превышать 38 т. По отзывам пользователей превышение ведет к выходу из строя трансмиссии. 16-ступенчатая коробка (устанавливаемая на последние версии) не предназначена для таких работ — половина передач проскальзывает, вторая работает криво.
Несмотря на оснащение улучшенными карданными валами, инновационным сцеплением и усиленной броней для кабины водителя (в последних разработках), сложное техническое устройство не дает провести ремонт в полевых условиях, что ограничивает возможности использования этого артиллерийского тягача.
Технические параметры автомобиля
По своим ТТХ машина относится к классу Мустангов, на ее основе собирается ЗРК «Панцирь».
Технические характеристики КамАЗа 6350 включают в себя:
- бездисковые колеса с камерными шинами (размеры 425/85R21);
- платформу с откидными бортами, выполненными из металла;
- бронезащиту топливных баков, днища мотора, аккумуляторов, отдельно выполнена защита кабины водителя.
Автомобиль может развить максимальную скорость до 95 км/ч. Расход топлива на 100 км составляет 37 л. В базовой комплектации 2 топливных бака суммарным объемом 600 л (350+250).
Параметры силовой установки
- 8-цилиндровый двигатель КамАЗ-740.50 с объемом в 12 л, мощностью — 360 л. с. (экологические нормы — Евро-2);
- инновационный генератор, дающий возможность беспроблемного запуска при морозах до -50°С;
- гидроусилитель руля;
- 16-ступенчатая КПП ZF (как вариант 8-ступенчатая КамАЗ 161).
Вес и размеры
Габариты машины:
- длина — 9,8 м;
- ширина — 2,5 м;
- высота — 3,0 по кабине, высота по верхней части — 3, 25;
- снаряженная масса — 12,4 т;
- полный вес — 22,6 т;
- грузоподъемность — 10,5 т;
- допустимый вес прицепа — 15 т.
Модификации
По специальным заказам завод-изготовитель может представить несколько модификаций:
- КамАЗ-6450 8х8 седельный тягач — способен перевозить прицепы до 32 т. Иногда пользователи заменяют баки, устанавливая дополнительные, в результате чего вырастает время работы без дозаправки.
- КамАЗ-6350 8х8 Акпп — комплектуется 8-ступенчатой АКПП собственной разработки завода Переключение передач происходит с помощью электронно-гидравлического управления. Особенностью последних сборок является наличие гидротрансформатора. Работая синхронно с АКПП, упрощает передвижение по пересеченной местности, в результате чего вырастает общая проходимость авто.
- Медведь 4х4 — впервые представленная в 2009 году версия фургон-кунг. В кабине, кроме водителя, могут сесть 2 человека, есть спальные места. Жилой модуль рассчитан на 6 койко-мест.
Руководство по эксплуатации
Инструкция по эксплуатации автомобиля КамАЗ-6350 содержит подробное техническое описание всех узлов и механизмов, список характеристик, рекомендации по обслуживанию и ремонту, а также правила безопасности.
Рассмотрим общие указания и предупреждения, описанные производителем.
- Запуск мотора можно производить от аккумулятора или других источников электроэнергии (с напряжением 24 Вольта при 0 Ампер, и 18,3 Вольт при 1000 Ампер) через розетку в кабине.
- Прежде чем начать движение грузовика, необходимо прогреть мотор машины до температуры охлаждайки 70 оС. Если возникает ситуация, когда данный температурный режим достичь нет возможности, допускается прогрев до 40 оС с условием постепенного увеличения нагрузки на двигатель автомобиля.
- Переключение передач раздаточной коробки, распределяющей крутящий момент между передним и задними мостами, запрещается производить на ходу. А также следует следить за тем, чтобы коробка была полностью собрана после ремонта, так как начало движения со снятым корпусом приведет к серьезной поломке узла.
- Если лампочка датчика давления масляной системы двигателя загорелась в процессе эксплуатации автомобиля, требуется незамедлительно прекратить движение, найти причину и устранить ее.
- При возникновении засора воздухоочистителя необходимо провести его техобслуживание для замены фильтрующего элемента.
- Если грузовик ставится на стоянку, необходимо выключить аккумулятор кратковременным нажатием кнопки его выключения.
- Запрещается выключать с кнопки аккумулятор при работающем моторе.
- Если планируется проведение сварочных работ, обязательно нужно отключить аккумуляторные батареи авто, а также снять электропровода с генераторных контактов «плюс» и «В».
- Дифференциал автомобиля запрещается блокировать при езде по песчаному грунту и при пробуксовке колес.
- Если реактивная штанга имеет видимые повреждения (вмятины глубиной 2 мм и более, явные трещины или искривления), необходимо произвести замену на новую.
- Если система охлаждения двигателя повредилась в процессе эксплуатации, и произошла утечка жидкости, разрешается на короткое время по пути к ремонтному пункту залить в систему обычную воду.
- При эксплуатации автомобиля на участках дороги с жидкой грязью (после или во время дождя) рекомендуется время от времени промывать радиатор со стороны мотора напором воды. Но, нужно быть осторожным при промывке и следить, чтобы вода не попадала на генератор.
Цена
Цена покупки и аренды устанавливается заводом-изготовителем отдельно для каждой машины, т. к. грузовики собираются в экспериментальном цеху и строго под заказчика. По желанию последнего КамАЗ-6350 Мустанг может быть укомплектован:
- краном-манипулятором (г/п до 2 т);
- тахографом;
- системой отопления кабины и кузова;
- панорамным лобовым стеклом.
Как отдельная модификация предлагается мустанг с АКПП.
Отзывы пользователей
Евгений, Красноярск
Мустанг — военный автомобиль. Мощный генератор дает возможность нормально заводить даже при минусе «за бортом» Привод на все колеса особенно удобен на наших сибирских дорогах. На заявленных 95 км/ч (по инструкции) идет уверенно. Ощущается даже небольшой запас.
Андрей, Новосибирск
На этом седельнике ехать — одно удовольствие. Катит уверенно, дорогу держит нормально. Один недостаток — из-за 4 осей кузов находится далеко от кабины. Бывало, что для вписывания в поворот приходилось не только на встречку выруливать, но и на противоположный поребрик заезжать, а так все нормально. Расход топлива тоже порадовал — после старого 6460 с 50 л здесь 30.
Если у вас есть опыт эксплуатации автомобиля КамАЗ-6350, поделитесь мнением о нем в комментариях.
Перейти к контенту
Комплект плакатов по устройству автомобилей КамАЗ-4350, КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350. Рекомендуем перед началом ремонта или
Технологические карты по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ. Рекомендуем перед началом ремонта или
Руководство по текущему и среднему ремонту автомобилей КамАЗ-4310 (43101) и их модификаций. Рекомендуем перед
В книге изложены основные положения по устройству и эксплуатации автомобилей Камаз-5320 и Урал-4320 в
Учебное пособие для курсантов образовательных учреждений ДОСААФ России. Рекомендуем перед началом ремонта или обслуживания
Принципиальная электрическая схема автомобиля КамАЗ-5460. Рекомендуем перед началом ремонта или обслуживания изучить руководство, это
Руководство по диагностике и ремонту электрооборудования автомобилей КамАЗ. Рекомендуем перед началом ремонта или обслуживания
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ-5320/53211/53212/53213/5410/54112/55102/55111. Рекомендуем перед началом ремонта или обслуживания
Учебное пособие с описанием устройства и работы тормозных систем автомобилей КамАЗ. Рекомендуем перед началом
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ. Рекомендуем перед началом ремонта или обслуживания
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ
ВВЕДЕНИЕ
Автомобили КАМАЗ мод. 4350, 43501, 5350, 53501, 53504, 6350, 63501 и 6450 — многоцелевого назначения с колесной формулой соответственно 4×4, 6×6 и 8×8 (рис. 1-1… 1-19) предназначены для перевозки личного состава и различных грузов, буксировки прицепных систем, монтажа вооружения и военной техники в согласованном объеме, а также для монтажа унифицированных кузовов-контейнеров типа «К» и «КМ» и специализированных кузовов. Автомобили и шасси в составе транспортного средства могут эксплуатироваться по всем видам дорог и местности.
Автомобили, изготавливаемые в исполнении «У» по ГОСТ 15150, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 50°С, относительной влажности воздуха до 100 % при температуре плюс 25 С. Автомобили сохраняют работоспособность в любое время суток и года при запыленности воздуха до 1,5 г/м3, скорости ветра до 20 м/с, при интенсивности дождя до 180 мм/ч в течение 5 минут и может эксплуатироваться в горных районах, расположенных на высоте до 4000 м над уровнем моря, с преодолением перевалов до 4655 м, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности.
Рис. 1-7. Автомобиль-тягач КАМАЗ-4350. Габаритные размеры.
Рис. 1-8. Автомобиль-тягач КАМАЗ-43501. Габаритные размеры для автомобиля с шинами КАМА-1260 (КАМА-430).
Рис. 1-9. Шасси автомобиля-тягача КАМАЗ-43501. Габаритные размеры для автомобиля с шинами КАМА-1260 (КАМА-430).
Рис. 1-10. Автомобиль-тягач КАМАЗ-5350. Габаритные размеры.
Рис. 1-11. Автомобиль-тягач КАМАЗ-53501. Габаритные размеры.
Рис. 1-12. Автомобиль-тягач КАМАЗ-53501. Габаритные размерьте платформой 6112×2470).
Рис. 1-13. Шасси автомобиля-тягача КАМАЗ-53501. Габаритные размеры.
Рис. 1-14. Автомобиль-тягач седельный КАМАЗ-53504. Габаритные размеры
Рис. 1-15. Автомобиль-тягач КАМАЗ-6350. Габаритные размеры.
Рис. 1-16. Шасси автомобиля-тягача КАМАЗ-6350. Габаритные размеры.
Рис. 1-17. Автомобиль-тягач КАМАЗ-63501. Габаритные размеры
Рис. 1-18. Шасси автомобиля-тягача КАМАЗ-63501. Габаритные размеры.
Рис. 1-19. Автомобиль-тягач седельный КАМАЗ-6450. Габаритные размеры
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Пуск двигателя через розетку внешнего пуска, расположенную на левом крыле кабины, допускается от аккумуляторных батарей емкостью, не превышающей 190 А.ч, или других источников электрической энергии с напряжением, не превышающем 24 В при силе тока 0 А и 18,3 В при силе тока 1000 А.
2. Движение автомобиля нужно начинать после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости плюс 70°С.
3. В экстренных случаях допускается начинать движение при меньших температурах охлаждающей жидкости (плюс 40°С) и двигаться на низших передачах с постепенным увеличением нагрузки на двигатель до достижения нормального температурного режима.
4. Переключать передачи в раздаточной коробке необходимо после полной остановки автомобиля. Наличие съемного с раздаточной коробки механизма блокировки передач требует от водителей особой осторожности при ремонтных работах: трогание автомобиля с места при снятом корпусе блокировки категорически запрещается, так как при этом одновременно включаются две передачи в раздаточной коробке, что приводит к ее разрушению. Для исключения таких случаев болты крепления механизма блокировки заблокированы.
5. Для устранения самопроизвольного выключения высшей передачи в раздаточной коробке при отсутствии сжатого воздуха в ресиверах движение нужно осуществлять на низшей передаче, т. е. при положении I рукоятки крана управления раздаточной коробкой.
6. При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя следует остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
7. Нужно следить за показаниями индикатора засоренности воздухоочистителя; при срабатывании индикатора надо провести техническое обслуживание воздухоочистителя.
8. Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров под болты крепления головок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия под болты от попадания жидкости или загрязнений при разборке двигателя и особенно перед установкой головок цилиндров.
9. При стоянке автомобиля необходимо отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку дистанционного выключателя батарей. Кнопку надо нажимать кратковременно (не более 2 с).
10. Нельзя отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.
11. При проведении электросварочных работ на автомобиле аккумуляторные батареи должны быть отключены дистанционным выключателем и сняты провода с выводов «+» и Ш генератора. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.
12. Нужно следить за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя; при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости надо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
13. Нельзя блокировать межосевой дифференциал в момент буксования колес, а также при движении по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам.
14. Не разрешается движение автомобиля при включенной блокировке межколесного дифференциала на сухой твердой дороге и на повороте в связи с возможной перегрузкой полуосей и их скручиванием. Включение блокировки необходимо производить после остановки автомобиля или при медленном прямолинейном движении.
15. При наличии на трубе реактивной штанги вмятины глубиной более 2 мм, трещины или погнутости более 3 мм на всей длине реактивную штангу надо заменить.
16. При выводе автомобиля из колеи запрещается двигаться с повернутым в крайнее положение рулевым колесом более 15 с.
17. При появлении в дорожных условиях неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, можно кратковременно использовать воду в системе охлаждения, но только на время следования до места, где могут быть устранены неисправности.
18. При длительном движении по грязным дорогам (с жидкой грязью) периодически нужно промывать поверхность радиатора водой с достаточным напором из шланга. Для этого следует поднять кабину и направить струю воды на радиатор со стороны двигателя. Надо избегать прямого попадания воды на генератор.
19. Движение автомобиля по дорогам с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам при давлении в шинах ниже 450в20 кПа (4,5вО,2 кгс/см2) не допускается.
20. Для обеспечения работоспособности системы термодинамической осушки воздуха надо не допускать загрязнения поверхности трубок радиатора водоотделителя и не укрывать его утеплителем.
В связи с постоянной работой по совершенствованию автомобиля, повышающей его надежность и улучшающей условия эксплуатации, в его конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем руководстве.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.
2. Следует помнить, что охлаждающая жидкость TOCOЛ, применяемая в системе охлаждения двигателя, и жидкость «Нева», используемая в механизме привода сцепления, ядовиты; обращаться с ними надо осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма.
3. Необходимо содержать в чистоте и исправности двигатель и предпусковой подогреватель, так как замасливание картера двигателя и течь топлива могут явиться причиной пожара.
4. Открывать пробку расширительного бачка перегретого двигателя следует осторожно во избежание ожога рук паром.
5. Нельзя разбирать на автомобиле пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер во избежание несчастных случаев. Разборку нужно производить в мастерской, используя специальные приспособления.
6. Нельзя работать под автомобилем, если он поднят домкратом без подставки.
7. Перед подъемом кабины автомобиль должен быть заторможен стояночной тормозной системой, рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение, двери кабины закрыты.
При работе под поднятой кабиной положение ограничителя надо зафиксировать стопорной шпилькой.
При опускании кабины следует убедиться в надежности закрывания запорного механизма и правильной установке предохранительного крюка в пазу опорной балки.
8. Перед началом движения необходимо убедиться, что левое и правое запорные устройства кабины закрыты.
9. Нельзя эксплуатировать прицеп с неподсоединенными, а также неисправными тормозной и электрической системами.
10. При работе с лебедкой нельзя стоять перед перемещаемым грузом или под ним, а также вблизи натянутого троса. Не допускаются перегибы и узлы на тросе.
При протягивании троса через дорогу надо выставить охрану и поставить знаки запрещения проезда.
11. При опускании запасного колеса нельзя находиться в зоне действия откидного кронштейна держателя.
12. При торможении вспомогательной тормозной системой нельзя переключать передачи в коробке передач.
13. Не следует выключать двигатель при движении накатом, так как при этом выключаются компрессор пневмопривода тормозной системы и рулевой гидроусилитель.
14. Не допускается эксплуатация буксирного крюка, имеющего зев диаметром 48-49,9 мм, со сцепной петлей, изготовленной из прутка диаметром более 43,9 мм.
КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ СЕМЕЙСТВА «МУСТАНГ»
Модель автомобиля |
4350 |
43501 |
5350 |
53501 |
53504 |
6350 |
63501 |
6450 |
Колесная формула |
4×4 |
6×6 |
8×8 |
|||||
Масса снаряженного автомобиля, т |
7,6* 7,9** |
7,65* 7,95** |
9,0* 9,65** |
9,75* 10 35**** 10,4***** |
8,95 |
11,9* 12,40** |
11,9* 12,55** |
11,25 |
Масса перевозимого груза, т |
4,1* 3,8** |
3,0* 2,7** |
6,65* 6,0** |
10,6* 10,0**** 10,0***** |
10,0 |
10,5* 10,0** |
14,65* 14,0** |
10,0 |
Полная масса автомобиля, т |
11,9 |
10,85 |
15,85 |
20,55 |
19,15 |
22,6 |
26,75 |
21,45 |
Полная масса автопоезда, т -при движении по аэродрому |
16,9 18,9*** |
15,85 17,85*** |
23,85 27,85*** |
28.55 32,55*** 50.55 |
32,25 |
34,6 37,6*** |
38.75 41,75** 76.75 |
37,55 |
Снаряженная масса шасси, т |
6,7 |
6,6 |
8,3 |
8,55 |
10,5 |
10,6 |
||
Максимально допустимая масса надстройки с грузом, т |
5,0 |
4,1 |
7,35 |
12,0 |
12,0 |
16,0 |
||
Распределение нагрузки на дорогу снаряженного автомобиля т: через шины переднего моста (мостов) через шины задней тележки (моста) |
4,72** 3,18** |
4,6** 3,35** |
4,65** 5,0** |
4,8 5,55 |
5,05 3,9 |
7,55** 4,85** |
7,75* 4,8** |
7,55 3,7 |
Распределение нагрузки на дорогу автомобиля полной массой, т: через шины переднего моста (мостов) через шины задней тележки (моста) |
5,3 6,6 |
5,05** 5,8** |
5,25 10,6 |
5,55 15,0 |
5,6 13,55 |
10,1 12,5 |
11,05 15,7 |
8,62 12,83 |
Полная масса буксируемого прицепа (полуприцепа), т — при движении по аэродрому |
5,0 7,0*** |
5,0 7,0*** |
8,0 12,0*** |
8,0 12,0*** 30,0 |
23,0 |
12,0 15,0*** |
12,0 15,0*** 50,0 |
26,0 |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) |
176 (240) |
176 (240) |
191 (260) |
191 (260) |
191 (260) |
265 (360) |
265 (360) |
265 (360) |
Максимальная скорость, км/ч — автомобиля, не менее — автопоезда, не менее |
100 80 |
90 80 |
100 80 |
95 80 |
100 80 |
95 90 |
95 80 |
100 80 |
Контрольный расход топлива автомобилем при скорости: 40 км/ч, л/100 км 60 км/ч, л/100 км |
22 26 |
19,5 23 |
24 27 |
27 31 |
24 31 |
30 37 |
33 37 |
27 33 |
Периодичность ТО, тыс. км |
15 |
|||||||
Наибольший угол преодолеваемого подъема, град. — автомобилем — автопоездом |
31 20 |
Угол поперечной статической устойчивости автомобиля полной массы на стенде, град |
33 |
|
Глубина преодолеваемого брода — без подготовки — с предварительной подготовкой продолжительностью не более 10 мин, м, |
1,5 1,75 |
|
Наибольшая высота вертикальной стенки, преодолеваемой автомобилем, м |
0,55 |
|
Максимальная ширина рва, преодолеваемого автомобилем, м |
0,6 |
1,4 |
Дорожный просвет, мм |
385 |
|
Объем топливных баков, л |
125+170 125+170 125+170 125+170 210+351 |
125+250 125+250 125+250 |
Примечания:
* Автомобиль минимальной комплектации: без лебедки и предпускового подогревателя, платформа без каркаса и без тента, кабина без спального места.
** Автомобиль максимальной комплектации: с лебедкой (автомобиль 4350 без лебедки), с предпусковым подогревателем; платформа со скамейками и тентом; кабина со спальным местом.
*** При эксплуатации автомобиля с прицепом по улучшенным грунтовым дорогам и дорогам с твердым покрытием
**** Автомобиль максимальной комплектации: с лебедкой, с предпусковым подогревателем; платформа с размерами 5430×2470 мм; со скамейками и тентом; кабина со спальным местом; два топливных бака емкостью 125 л и 170 л.
***** Автомобиль максимальной комплектации: с лебедкой, с предпусковым подогревателем; платформа с размерами 6112×2470 мм; без скамеек, с каркасом и тентом; кабина со спальным местом; два топливных бака емкостью 210 л и 350 л.
1. Весовые параметры указаны для автомобилей максимальной комплектации: с лебедкой и предпусковым подогревателем двигателя; платформа с тентом и скамейками; кабина со спальным местом.
2. В снаряженную массу автомобиля (шасси) входят массы:
а) неснаряженного автомобиля (шасси) с жидкостями и смазками в узлах и агрегатах;
б) инструмента, принадлежностей и индивидуального комплекта запасных частей;
в) топлива, масла и охлаждающей жидкости для двигателя.
3 В полную массу автомобиля (шасси) входят массы:
а) снаряженного автомобиля (шасси);
б) перевозимого груза или надстройки с грузом;
в) экипажа из двух человек (100 кг х 2).
4 В полную массу автопоезда входят:
а) полная масса автомобиля
б) полная масса буксируемого прицепа.
5 Масса дополнительного оборудования и снаряжения входит в грузоподъемность.
6 Масса установки лебедки с червячным редуктором и управлением — 300 кг.
МАРКИРОВКА
Маркировка автомобиля КАМАЗ проводится по ГОСТ Р51980-2002 «Транспортные средства. Маркировка».
1. На правой боковине кабины в проеме двери устанавливается заводская табличка автомобиля (рис. 1-20 или 1-21), содержащая:
— товарный знак завода-изготовителя;
— идентификационный номер:
—хтс— код завода-изготовителя;
— а — индекс транспортного средства (условный код модели автомобиля), состоящий из шести знаков, на месте шестого знака — вариант исполнения транспортного средства;
— b — код года выпуска (1 знак);
— с — порядковый номер автомобиля (7 знаков).
Табличка содержит также:
—k— знак соответствия (1 знак);
— n — номер «одобрения типа», маркируемого транспортного средства;
— m* — максимально допустимая (полная) масса автомобиля;
— m1*- максимально допустимая (полная) масса автопоезда;
— P1*- максимально допустимая масса, приходящаяся на переднюю ось;
— Р2*- максимально допустимая масса, приходящаяся на вторую ось;
— Р3*- максимально допустимая масса, приходящаяся на третью ось;
— Р4*- максимально допустимая масса, приходящаяся на четвертую ось;
— У — максимально допустимая нагрузка, приходящаяся на седельно-сцепное устройство (для седельных тягачей);
— d — порядковый номер двигателя (7 знаков);
— е — модель двигателя;
— f — мощность двигателя нетто (полезная);
* — Указанные параметры на шасси не маркируются.
Рис. 1-20. Табличка заводская автомобиля.
Рис. 1-21. Табличка заводская автомобиля для экспорта.
2. На правом лонжероне рамы в задней части (по ходу движения) в одну строку наносится идентификационный номер. В начале и конце строки нанесены ограничительные знаки.
3. Двигатель имеет свою информационную табличку, которая устанавливается на специально обработанной площадке с правой стороны сверху в передней части двигателя.
Маркировка, содержащая код года изготовления (1 знак) и порядковый номер двигателя (7 знаков), наносится ударным способом с левой стороны двигателя, между стяжными болтами первой и второй коренных опор двигателя.
Табличка (рис. 1-22) содержит:
— товарный знак завода-изготовителя;
— модель двигателя;
— дополнительные данные в различных сочетаниях в зависимости от модели двигателя:
— модель ТНВД;
Рис. 1-22. Табличка информационная двигателя.
— А,Б, В — номера правил ЕЭКООН с поправками;
— Г, Д, Е — номера официальных утверждений или сертификатов соответствия по ГОСТ Р;
Раздел 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ
ВВЕДЕНИЕ
Автомобиль-тягач грузовой КАМАЗ-4308 или автомобильное шасси рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45 °С до плюс 40 °С, относительной влажности воздуха до 75% при температуре плюс 15 °С.
Автомобили КАМАЗ-4308, изготавливаемые в исполнении «Т» для поставки в страны с тропическим климатом, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 45 °С и относительной влажности воздуха до 80% при температуре плюс 27 °С.
Автомобили КАМАЗ-4308 могут эксплуатироваться при запыленности до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности.
Автомобили КАМАЗ-4308 предназначены для эксплуатации по дорогам, рассчитанным на осевую нагрузку до 100 кН (10 тс).
KAMA3-4308 — автомобиль-тягач (рис. 1-2), предназначен для буксировки прицепа с различным грузом.
На шасси автомобиля KAMA3-4308 (рис. 1-1,1-3)возможен монтаж специализированного оборудования.
Автомобиль КАМАЗ-4308 обеспечивает эксплуатационные свойства при безгаражном хранении.
Установленный ресурс автомобиля КАМАЗ-4308 до капитального ремонта основных агрегатов при условии соблюдения всех правил эксплуатации и обслуживания, указанных в настоящем руководстве или руководстве по эксплуатации, приведен в таблице.
Категория условий эксплуатации |
Установленный ресурс автомобиля, км, не менее |
I |
500000 |
II |
450000 |
III |
400000 |
IV |
350000 |
V |
300000 |
В течение указанного периода допускается замена узлов и покупных изделий, ресурс которых, установленный технической документацией и стандартами, меньше ресурса автомобиля.
Классификация условий эксплуатации и перечень основных агрегатов автомобиля КАМАЗ-4308, подвергаемых капитальному ремонту, указаны в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
Рис. 1-1. Общий вид шасси автомобиля KAMA3-4308.
Рис. 1-2. Габаритные размеры автомобиля 4308
Рис. 1-3. Габаритные размеры шасси 4308.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Перед эксплуатацией автомобиля нужно изучить настоящее руководство.
2. Новый автомобиль необходимо поставить на учет. Это обеспечивает техническую консультацию по эксплуатации и обслуживанию автомобиля, снабжение запасными частями и гарантийное обслуживание. К каждому автомобилю прикладывается сервисная книжка.
3. Для обеспечения безупречной работы автомобиля следует применять запасные части только заводского изготовления. Установку различного оборудования и механизмов на автомобиль и его шасси следует согласовать с разработчиком и держателем конструкторской документации — с Департаментом развития и внедрения новых разработок ОАО «КАМАЗ». В противном случае автомобиль не подлежит гарантийному обслуживанию.
При эксплуатации автомобиля необходимо применять марки топлива, смазочных и эксплуатационных материалов в соответствии с настоящим руководством.
4. Следует помнить, что для начального периода эксплуатации нового автомобиля установлен пробег 1000 км, во время которого надо соблюдать требования, указанные в разделе «Эксплуатация нового автомобиля».
5. При пуске двигателя с помощью электрофакельного устройства (ЭФУ) в случае выхода стрелки вольтметра за пределы шкалы следует немедленно отпустить кнопку ЭФУ, найти и устранить неисправность. Нельзя нажимать кнопку ЭФУ при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.
6. Движение автомобиля нужно начинать после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости плюс 40°С.
7. Не начинайте движение автомобиля, пока не погаснут предупредительные сигналы падения давления воздуха в пневмоприводе тормозной системы и не прекратится гудение зуммера.
8. Надо следить за сигнализатором засоренности фильтрующих элементов масляных фильтров: сигнализатор при прогретом двигателе не должен гореть. При постоянном свечении сигнализатора нужно заменить фильтрующие элементы.
9. При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя следует остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
10. Нужно следить за показаниями индикатора (сигнализатора) засоренности воздухоочистителя; при срабатывании индикатора (сигнализатора) надо провести техническое обслуживание воздухоочистителя.
11. Для предотвращения возникновения трещин в бобышках под болты крепления головок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия под болты от попадания жидкости или загрязнений при разборке двигателя и, особенно, перед установкой головок цилиндров.
12. При стоянке автомобиля необходимо отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку дистанционного выключателя батарей. Кнопку надо нажимать кратковременно (не более 2 с).
13. Нельзя отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.
14. При проведении электросварочных работ на автомобиле аккумуляторные батареи должны быть отключены дистанционным выключателем и сняты провода с выводов «+» и Ш генератора. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.
15. Нужно следить за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя; при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости надо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
16. При движении на затяжных спусках частота вращения коленчатого вала не должна превышать максимально допустимую величину.
17. Не разрешается движение автомобиля при включенной блокировке межколесного дифференциала на сухой твердой дороге и на повороте в связи с возможной перегрузкой полуосей и их скручиванием. Включение блокировки необходимо производить после остановки.
18. При наличии на трубе реактивной штанги вмятины глубиной более 2 мм, трещины или погнутости более 3 мм на всей длине реактивную штангу надо заменить.
19. При появлении в дорожных условиях неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, можно кратковременно использовать воду в системе охлаждения, но только на время следования до места, где могут быть устранены неисправности.
20. При длительном движении по грязным дорогам (с жидкой грязью) периодически нужно промывать поверхность радиатора водой с достаточным напором из шланга. Для этого следует поднять кабину и направить струю воды на радиатор со стороны двигателя. Надо избегать прямого попадания воды на генератор.
21. Для обеспечения работоспособности системы термодинамической осушки воздуха надо не допускать загрязнения поверхности трубок радиатора водоотделителя и не укрывать его утеплителем.
22. При движении частоту вращения коленчатого вала контролируйте по тахометру. Помните, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала ниже номинальной. Не допускайте превышения предельной частоты вращения коленчатого вала. Скорость движения на маршруте выбирайте с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя.
23. Для предохранения шин от интенсивного износа соблюдайте величины давления воздуха в шинах в соответствии с требованиями настоящего Руководства.
24. В связи с постоянной работой по совершенствованию автомобиля, повышающей его надежность и улучшающей условия эксплуатации, в его конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем руководстве.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Перед началом движения следует осмотреть автомобиль и убедиться в его исправности.
2. Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.
3. Следует помнить, что охлаждающая жидкость TOCOЛ, применяемая в системе охлаждения двигателя, и жидкость «Нева», используемая в механизме привода сцепления, ядовиты; обращаться с ними надо осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма.
4. Необходимо содержать в чистоте и исправности двигатель, так как замасливание картера двигателя и течь топлива могут явиться причиной пожара.
5. Открывать пробку расширительного бачка перегретого двигателя следует осторожно во избежание ожога рук паром.
6. Нельзя производить смазку и очистку работающего двигателя.
7. Нельзя разбирать на автомобиле пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер во избежание несчастных случаев. Разборку нужно производить в мастерской, используя специальные приспособления.
8. Нужно обращать внимание на крепление реактивных штанг задней подвески. Эксплуатация автомобиля с ослабленным креплением реактивных штанг не допускается.
9. Нельзя работать под автомобилем, если он поднят домкратом без подставки.
10. Перед подъемом кабины автомобиль должен быть заторможен стояночной тормозной системой, рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение, двери кабины закрыты. При работе под поднятой кабиной положение ограничителя надо зафиксировать предохранительной шпилькой. При опускании кабины следует убедиться в надежности закрывания запорного механизма и правильной установке предохранительного крюка в пазу опорной балки.
11. Перед началом движения необходимо убедиться, что левое и правое запорные устройства кабины закрыты.
12. При опускании запасного колеса нельзя находиться в зоне опускания колеса.
13. При торможении вспомогательной тормозной системой нельзя переключать передачи в коробке передач.
14. Не следует выключать двигатель при движении накатом, так как при этом выключаются компрессор пневмопривода тормозной системы и рулевой гидроусилитель.
15. Нельзя эксплуатировать прицеп с не подсоединенными, а также неисправными тормозной и электрической системами.
16. При торможении вспомогательной тормозной системой нельзя переключать передачи в коробке передач.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ 4308
Модель автомобиля |
Автомобиль |
Шасси |
Колесная формула |
4×2 |
|
Двигатель |
CUMMINS В 5.9 180 CIV-0 |
|
Снаряженная масса*, кг: |
5350 |
4350 |
Масса перевозимого груза, кг |
5500 |
— |
Максимально допустимая масса надстройки с грузом, кгс |
— |
6500 |
Полная масса автомобиля**, кг: |
11000 |
|
Полная масса буксируемого прицепа, кг: |
8000 |
|
Полная масса автопоезда, кг: |
19000 |
|
Распределение снаряженной массы на дорогу, кг: |
||
через шины колес передней оси |
3250 |
3050 |
через шины колес заднего моста |
2100 |
1300 |
То же для автомобиля полной массы: |
||
через шины передних колес |
4000 |
— |
через шины задних колес |
7000 |
— |
Габаритные размеры |
Рис. 1-1 |
Рис. 1-2 |
Максимальная скорость автопоезда при полной массе на высшей передаче, км/ч, не менее: |
105 |
|
Контрольный расход топлива*** на 100 км пути при движении автопоезда со скоростью: — 60 км/ч, л: — 80 км/ч, л: |
14,0 19,0 |
|
Вместимость топливных баков, л |
170 |
* В массу снаряженного автомобиля входят массы:
— неснаряженного автомобиля с жидкостями и смазками в узлах и агрегатах; инструмента, принадлежностей и индивидуального комплекта запасных частей по приложению 2; топлива; масла и охлаждающей жидкости для двигателя.
** В полную массу автомобиля входят массы:
— снаряженного автомобиля; экипажа из двух человек (75 кг х 2); перевозимого груза (надстройки).
В полную массу автопоезда входят массы:
— снаряженного автомобиля; экипажа из двух человек (75 кг х 2); полная масса буксируемого прицепа.
*** Контрольный расход топлива служит для определения технического состояния автомобиля и не является эксплуатационной нормой.
— ширина коридора, занимаемая автомобилем при повороте, не более 3,5 м;
— на время разгона до скорости 60 км/час — не более 65 с;
— наибольший угол преодолеваемого подъема не менее 10° (18%);
— запас хода по контрольному расходу топлива при скорости 60 км/час — не менее 850 км при максимальном заправочном объеме топливного бака общей емкости 170 л.
МАРКИРОВКА
Маркировка автомобиля (шасси) выполняется в соответствии с ОСТ 37.001.269 и конструкторской документацией.
На правой панели кабины устанавливается табличка изготовителя, содержащая:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— идентификационный номер транспортного средства (VIN), включающий:
— международный идентификационный код изготовителя (WMI) (3 знака) -«ХТС»;
— описательную часть (VDS) (6 знаков), состоящую из условного кода модели автомобиля согласно таблице 1-1;
— указательную часть (VIS) (8 знаков), состоящую из кода года выпуска (1 знак) и порядкового номера автомобиля (7 знаков);
— модель двигателя;
— порядковый номер двигателя.
Таблица 1-1
Модель автомобиля (шасси) |
Модель двигателя |
Условный код модели автомобиля (шасси) |
KAMA3-4308 |
CUMMINS В 5,9 180 CIV-0 |
430800 |
При поставке автомобилей на экспорт табличка выполняется на английском языке и содержит дополнительно данные по:
— полной массе автомобиля;
— нагрузкам на каждую ось.
На правом лонжероне в задней части рамы и на внутренней панели передка кабины пробивается VIN, включающий:
— WMI (3 знака) — «ХТС»;
— VDS (6 знаков), состоящий из условного кода модели автомобиля согласно табл. 1-1;
— VIS (8 знаков), состоящий из кода года выпуска (1 знак) и порядкового номера автомобиля (7 знаков);
VDS и VIS составных частей автомобиля: рамы и кабины пробивается соответственно на правом лонжероне в передней части рамы и на внутренней панели передка кабины справа и состоит из:
— обозначения модели рамы (кабины) (6 знаков);
— кода года выпуска (1 знак);
— порядкового производственного номера рамы (кабины) (7 знаков).
Сертифицированные автомобили маркируются Знаком соответствия на правой панели боковины двери и простановки Знака соответствия в «Руководстве по эксплуатации».
При отгрузке автомобиля потребителю на лобовое стекло с внутренней стороны прикрепляется ярлык. Ярлык содержит указания о заправке системы охлаждения антифризом, об отключении и состоянии аккумуляторных батарей (с электролитом, без электролита), о марке топлива и о марке смазки в картере двигателя и силовой передаче (летняя, зимняя), а также даты, когда должна быть проведена консервация автомобиля в соответствии с требованиями «Руководства по эксплуатации».
При наличии на автомобиле (шасси) антиблокировочной системы на панели передка снаружи должна быть установлена табличка знака антиблокировочной системы.
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Расположение органов управления автомобилем показано на рис. 1-4.
Рис. 1-4. Органы управления:
1 — кнопка крана управления вспомогательной тормозной системой; 2 — педаль сцепления; 3 — тормозная педаль рабочей тормозной системы; 4 — педаль подачи топлива; 5 — комбинированный переключатель; 6 — рулевое колесо; 7 — рычаг механизма дистанционного управления коробкой передач; 8 — индикатор засоренности воздушного фильтра.
Кнопка 1 крана управления вспомогательной тормозной системой расположена на полу кабины.
Педаль 2 сцепления (навесного типа) укреплена на кронштейне под панелью приборов, слева от рулевой колонки.
Тормозная педаль 3 (навесного типа) расположена под панелью приборов, справа от рулевой колонки.
Педаль 4 подачи топлива установлена в кронштейне на полу кабины, справа от рулевой колонки.
Комбинированный переключатель 5 прикреплен на рулевой колонке под рулевым колесом 6 и состоит из двух рычагов переключателей света, указателей поворота, стеклоочистителя и стеклоомывателя, выключателей звуковых сигналов. На рукоятке переключателей нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.
Рычаг 7 механизма дистанционного управления коробкой передач находится справа от сиденья водителя.
Рычаг 1 (рис. 1-5) переключателя света и указателей поворота расположен с левой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в положение I включаются указатели правого поворота, в положение II — указатели левого поворота. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.
При положении О рычага 1 переключателя и одновременном положении II центрального переключателя 26 (рис. 1 -5) включается ближний свет фар, в положении IV рычага — дальний свет фар.
Рис. 1-5. Комбинированный переключатель:
1 — рычаг переключателя света иуказателей поворота; 2 — рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя.
Положения рычагов переключателя:
I — Включен указатель правого поворота; II — Включен указатель правого поворота (нефиксированное); III — Включен указатель левого поворота (нефиксированное); IV — Включен указатель левого поворота; V — Мигание дальним светом (нефиксированное); VI — Включен дальний свет; О — Все выключено; А — Первая скорость стеклоочистителя; В — Вторая скорость стеклоочистителя; С — Прерывистый режим работы стеклоочистителя; D — Включен стеклоомыватель (нефиксированное).
Кроме того, имеется нефиксированное положение III рычага переключателя для сигнализации светом фар, которое включается независимо от положения центрального переключателя.
Рычаг 2 (рис. 1-5) переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя расположен с правой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в фиксированные положения А и В включаются соответственно малая и большая скорости стеклоочистителя. При перемещении рычага в фиксированное положение С включается прерывистый режим работы стеклоочистителя. Переключатель стеклоомывателя имеет нефиксированное положение Д.
Электрозвуковой сигнал включается при перемещении рукояток рычагов 1 и 2 по направлению к рулевой колонке.
Расположение контрольно-измерительных приборов, оборудования и органов управления специальным оборудованием изображено на рис. 1-6.
Все контрольно-измерительные приборы расположены на панели щитка 1 в левой части панели приборов.
На панели выключателей расположены клавишные выключатели/переключатели приборов электрооборудования. В правой части находится вещевой ящик 14, освещаемый софитной лампой. При вытягивании панели 13 на себя открывается доступ к предохранителям электрооборудования.
Рычаги 21 управления отопителем и вентиляцией кабины. Верхним рычагом включается и регулируется нагрев воздуха, поступающего из отопителя, а нижними рычагами управляют распределением этого воздуха в кабине. В крайнем правом положении нижних рычагов обеспечивается подача воздуха только к стеклам, в положении КАБИНА воздух подается к стеклам и ногам водителя и пассажира. Промежуточные положения позволяют менять эффективность обогрева. Включение подачи воздуха — клавишным переключателем на панели выключателей при положении I и II ключа в замке выключателя приборов и стартера.
Ручка управления корректора позволяет регулировать световые пучки фар головного света в зависимости от нагрузки (при включенном ближнем свете).
Рукоятка крана управления стояночным тормозом имеет два фиксированных положения «заторможено» и «расторможено». В области подтормаживания автомобиля (от положения «расторможено» до положения «заторможено») после отпускания рукоятка автоматически возвращается обратно в положение «расторможено».
Рис. 1-6. Расположение контрольно-измерительных приборов, оборудования и органов управления специальным оборудованием:
1 — выключатель дополнительных фар; 2 — выключатель заднего противотуманного фонаря; 3 — комбинация приборов; 4 — блок контрольных ламп тормозной системы; 5, 6, 7, 18 — контрольная лампа; 8 — блок контрольных ламп; 9 — спидометр; 10 — манометр воздуха; 11 — переключатель электродвигателя отопителя; 12 — пульт управления подогревателя ПЖД-12Б; 13 — крышка отсека предохранителей; 14 — дверца вещевого ящика; 15 — дефлектор отопления; 17 — кран включения межколесной блокировки; 19 — регулятор освещения щитка приборов; 20 — выключатель фонарей автопоезда; 21 — рукоятки управления краном отопителя и заслонками воздухораспределителей; 22 — выключатель наружного освещения; 23 — кнопка дистанционного выключателя массы аккумуляторных батарей; 24 — заглушка; 25 — выключатель плафона; 26 — выключатель света противотуманных фар; 27 — выключатель аварийной сигнализации; 28 — кнопка выключателя ЭФУ.
Для установки постоянной частоты вращения коленчатого вала двигателя нужно нажать педаль подачи топлива, вытянуть тягу и поворотом тяги зафиксировать необходимую частоту вращения.
Для останова двигателя надо вытянуть тягу 16. Если тяга утоплена — двигатель готов к пуску.
Дистанционный выключатель 23 «массы» аккумуляторных батарей. При нажатии кнопки включаются аккумуляторные батареи, при повторном нажатии — выключаются.
Центральный переключатель 22 света, при переключении которого в положение I включается освещение панели приборов и габаритные огни, во II — габаритные огни и ближний свет фар.
Выключатель 28 ЭФУ имеет нефиксированное положение — включение ЭФУ. При нажатии кнопки выключателя через 60-90 с должен загореться сигнализатор в правом блоке 16, указывающий на готовность системы к пуску двигателя.
Включатель 17 аварийной сигнализации. При вытягивании ручки включателя загораются прерывистым светом все указатели поворота, а также сигнализатор, встроенный в ручку.
Спидометр 9 указывает скорость автомобиля (км/ч), а установленный в нем суммарный счетчик — общий пробег автомобиля (км).
В шкалу встроен синий светофильтр сигнализатора, который загорается при включении дальнего света фар.
Тахометр показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя (мин-1). При движении автомобиля стрелка тахометра должна находиться в правой части зеленого поля шкалы.
Когда стрелка находится в пределах черного поля, уменьшается мощность двигателя, появляются рывки, увеличивается расход топлива.
На красные поля шкалы стрелка заходить не должна — это опасные для двигателя режимы. Для автомобилей, укомплектованных двигателями пониженной быстроходности с номинальной частотой вращения коленчатого вала 2200 мин-1, красное поле начинается с отметки 2200.
Комбинация приборов показана на рис. 1-7.
Указатель 1 давления масла в смазочной системе двигателя. Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя должно быть равно 400-550 кПа (4-5,5 кгс/см2), а при минимальной частоте вращения — не менее 98,1 кПа (1,0 кгс/см2). Контрольная лампа 2 аварийного давления масла с красным светофильтром загорается при падении давления в смазочной системе до 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2);
Рис. 1-7. Комбинация приборов:
1 — указатель давления масла; 2 — контрольная лампа аварийного давления масла; 3 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 — контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости; 5 — вольтметр; 6 — контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 7 — указатель уровня топлива в баке; 8 — контрольная лампа резерва топлива.
Указатель 3 температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Контрольная лампа 4 с красным светофильтром загорается при повышении температуры до (98-104)°С. Нормальная температура охлаждающей жидкости 80 — 95°С.
Вольтметр 5 показывает напряжение в бортовой сети автомобиля. Контрольная лампа 6 с красным светофильтром загорается при разряде аккумуляторной батареи.
Указатель 7 уровня топлива в баке. Контрольная лампа 8 с оранжевым светофильтром загорается при уменьшении количества топлива в баке до 1/8 его полной вместимости.
Табпипа 1-2.
Шкалы приборов представлены в виде цветовых зон. Каждая цветовая зона имеет определенный интервал значений контролируемого параметра.
Расшифровка зон указателей комбинации приборов:
Интервалы значений цветовых зон для каждого прибора, входящею в комбинацию приборов, указаны в таблице 1-2.
Блоки сигнализаторов приведены на рис. 1-8. Выключатели 1 служат для проверки исправности ламп сигнализаторов. Сигнализатор 2 загорается при засорении масляного фильтра. Сигнализаторы 3, 4, 5 и 6 загораются при падении давления воздуха в контурах I, II, III и IV пневмопривода тормозных систем, имеют красные светофильтры с символами, при загорании этих сигнализаторов звучит звуковой сигнал (зуммер). Сигнализатор 7 загорается прерывистым светом при включении стояночной тормозной системы, имеет красный светофильтр с символом. Сигнализатор 8 блокировки межколесного дифференциала среднего моста не задействован. Сигнализатор 9 загорается при включении блокировки межколесного дифференциала заднего моста. Сигнализатор 10 блокировки межосевого дифференциала не задействован. Сигнализаторы 11 и 12 загораются при включении указателей правого или левого поворота тягача и полуприцепа и контролируют исправность ламп указателей, имеют зеленые светофильтры с символами. Сигнализатор 13 готовности к работе ЭФУ имеет оранжевый светофильтр.
Сигнализаторы 11 и 12 загораются при включении указателей правого или левого поворота тягача и полуприцепа и контролируют исправность ламп указателей, имеют зеленые светофильтры с символами. Сигнализатор 13 готовности к работе ЭФУ имеет оранжевый светофильтр.
Рис. 1-8. Блоки сигнализаторов.
В конце 80-х армия СССР заказала заводу в Набережных Челнах разработать новую, более мощную, альтернативу существующим на тот момент моделям 4350 и 5350. Спустя пару лет проект был создан, однако события августа 91-го года, прошедшие в Москве, заставили забыть о чертежах.
В результате, первые опытные образцы были представлены спустя 4 года. Доработка отдельных функций еще оттянула срок, и ВВС России получили КамАЗ-6350 только в 2002 году. Выпуск серии продолжается.
Конструкция и назначение машины
Автомобиль представляет собой классический тягач, на который можно устанавливать армейские и гражданские кузова или использовать его с прицепом. Стандартная бескапотная конфигурация, гидроподъемник, отбрасывающий кабину вперед для доступа к мотору (деталь позаимствована у 6460, появившегося практически в те же годы). Рядом с креслом водителя монтируется еще одно сиденье.
Став более мощной альтернативой, КамАЗ имеет 4 оси, полный привод на все колеса (8х8). Из других моделей завода к нему также перешла дифференциальная раздаточная коробка. Каждый мост имеет двухступенчатый редуктор. При этом передние регулируют угловую скорость для каждого колеса. Пара задних контролирует блокировку осевого дифференциала. Изоляция основных узлов увеличила герметичность, позволив без проблем преодолевать водные преграды глубиной более 1,5 м.
Благодаря усиленным колесам внедорожник способен переезжать стены до 60 см высотой или подниматься в гору с уклоном до 31°. При работе в автопоезде предельный вес не должен превышать 38 т. По отзывам пользователей превышение ведет к выходу из строя трансмиссии. 16-ступенчатая коробка (устанавливаемая на последние версии) не предназначена для таких работ — половина передач проскальзывает, вторая работает криво.
Несмотря на оснащение улучшенными карданными валами, инновационным сцеплением и усиленной броней для кабины водителя (в последних разработках), сложное техническое устройство не дает провести ремонт в полевых условиях, что ограничивает возможности использования этого артиллерийского тягача.
История создания
Работы над созданием грузовых автомобилей линейки «Мустанг» начались еще в конце 80-х годов. Перед конструкторами была поставлена задача создать серию максимально унифицированных многоцелевых машин, грузоподъемностью от 4 до 10 тонн, способных двигаться по бездорожью, работать в широком диапазоне температур и в условиях высокогорья.
Впервые широкой общественности КамАЗ-6350 был представлен в 1995 году. Испытания автомобиля продолжались до 2002 года, после чего началось его серийное производство. В том же году машина была принята в эксплуатацию российскими вооруженными силами.
При создании автомобиля учитывался богатый опыт эксплуатации автомобилей Камского автозавода в самых разных условиях, при этом в его конструкции было реализовано большое количество новых решений.
Технические параметры автомобиля
По своим ТТХ машина относится к классу Мустангов, на ее основе собирается ЗРК «Панцирь».
Технические характеристики КамАЗа 6350 включают в себя:
- бездисковые колеса с камерными шинами (размеры 425/85R21);
- платформу с откидными бортами, выполненными из металла;
- бронезащиту топливных баков, днища мотора, аккумуляторов, отдельно выполнена защита кабины водителя.
Автомобиль может развить максимальную скорость до 95 км/ч. Расход топлива на 100 км составляет 37 л. В базовой комплектации 2 топливных бака суммарным объемом 600 л (350+250).
Параметры силовой установки
- 8-цилиндровый двигатель КамАЗ-740.50 с объемом в 12 л, мощностью — 360 л. с. (экологические нормы — Евро-2);
- инновационный генератор, дающий возможность беспроблемного запуска при морозах до -50°С;
- гидроусилитель руля;
- 16-ступенчатая КПП ZF (как вариант 8-ступенчатая КамАЗ 161).
Вес и размеры
Габариты машины:
- длина — 9,8 м;
- ширина — 2,5 м;
- высота — 3,0 по кабине, высота по верхней части — 3, 25;
- снаряженная масса — 12,4 т;
- полный вес — 22,6 т;
- грузоподъемность — 10,5 т;
- допустимый вес прицепа — 15 т.
Модификации
По специальным заказам завод-изготовитель может представить несколько модификаций:
- КамАЗ-6450 8х8 седельный тягач — способен перевозить прицепы до 32 т. Иногда пользователи заменяют баки, устанавливая дополнительные, в результате чего вырастает время работы без дозаправки.
- КамАЗ-6350 8х8 Акпп — комплектуется 8-ступенчатой АКПП собственной разработки завода Переключение передач происходит с помощью электронно-гидравлического управления. Особенностью последних сборок является наличие гидротрансформатора. Работая синхронно с АКПП, упрощает передвижение по пересеченной местности, в результате чего вырастает общая проходимость авто.
- Медведь 4х4 — впервые представленная в 2009 году версия фургон-кунг. В кабине, кроме водителя, могут сесть 2 человека, есть спальные места. Жилой модуль рассчитан на 6 койко-мест.
Кабина камаза 6350 высокого типа, с хорошим обзором. Возможен заказа анатомических сидений. Есть обогрев кабины, система вентиляции, шумоизоляции и пылеизоляции. На военных моделях в крыше присутствует люк. Может комплектоваться ящиком для инструментов, тахографом. Спального места нет. Обзор благодаря панорамному стеклу очень хороший. Стандартная регулировка сидений и руля под рост водителя и пассажира. Удобная подножка для запрыгивания в кабину.
https://youtu.be/0NCYVag3gnA
Руководство по эксплуатации
Инструкция по эксплуатации автомобиля КамАЗ-6350 содержит подробное техническое описание всех узлов и механизмов, список характеристик, рекомендации по обслуживанию и ремонту, а также правила безопасности.
Рассмотрим общие указания и предупреждения, описанные производителем.
- Запуск мотора можно производить от аккумулятора или других источников электроэнергии (с напряжением 24 Вольта при 0 Ампер, и 18,3 Вольт при 1000 Ампер) через розетку в кабине.
- Прежде чем начать движение грузовика, необходимо прогреть мотор машины до температуры охлаждайки 70 оС. Если возникает ситуация, когда данный температурный режим достичь нет возможности, допускается прогрев до 40 оС с условием постепенного увеличения нагрузки на двигатель автомобиля.
- Переключение передач раздаточной коробки, распределяющей крутящий момент между передним и задними мостами, запрещается производить на ходу. А также следует следить за тем, чтобы коробка была полностью собрана после ремонта, так как начало движения со снятым корпусом приведет к серьезной поломке узла.
- Если лампочка датчика давления масляной системы двигателя загорелась в процессе эксплуатации автомобиля, требуется незамедлительно прекратить движение, найти причину и устранить ее.
- При возникновении засора воздухоочистителя необходимо провести его техобслуживание для замены фильтрующего элемента.
- Если грузовик ставится на стоянку, необходимо выключить аккумулятор кратковременным нажатием кнопки его выключения.
- Запрещается выключать с кнопки аккумулятор при работающем моторе.
- Если планируется проведение сварочных работ, обязательно нужно отключить аккумуляторные батареи авто, а также снять электропровода с генераторных контактов «плюс» и «В».
- Дифференциал автомобиля запрещается блокировать при езде по песчаному грунту и при пробуксовке колес.
- Если реактивная штанга имеет видимые повреждения (вмятины глубиной 2 мм и более, явные трещины или искривления), необходимо произвести замену на новую.
- Если система охлаждения двигателя повредилась в процессе эксплуатации, и произошла утечка жидкости, разрешается на короткое время по пути к ремонтному пункту залить в систему обычную воду.
- При эксплуатации автомобиля на участках дороги с жидкой грязью (после или во время дождя) рекомендуется время от времени промывать радиатор со стороны мотора напором воды. Но, нужно быть осторожным при промывке и следить, чтобы вода не попадала на генератор.
Трансмиссия КамАЗ-63501
Автомобили КамАЗ-63501 оснащаются механическими 16-ти ступенчатыми коробками передач модели ZF 16S 1820. Эти, первоначально импортные КПП разработки и производства Zahnrad Fabrik завозились из Европы. Затем производство коробок переключения передач семейства ZF Ecosplit – ZF 16S151 и ZF 16S1820 было налажено в Набережных Челнах, и сейчас уже более 80-ти процентов всех тяжёлых грузовиков «КамАЗ» комплектуется этими коробками, производства СП «ЦФ-Кама».
На ряде отечественных предприятий, в том числе и на ОАО «КамАЗ», ОАО «ЗМЗ», на ООО «РосАЛит», налажено литьё и мехобработка алюминиевых корпусов данных коробок, чугунных крышек и картеров сцепления, изготовление валов и шестерён. Однако, по состоянию на 2017 год, подшипники, синхронизаторы и сальники ещё поставляются из Германии.
Сцепление на КамАЗ-63501 – диафрагменного типа, однодисковое, сухое. Привод гидравлический, с пневмоусилителем. Диаметр накладок составляет 430 мм. Раздаточная коробка – модели КамАЗ-65111, двухступенчатая (1,662:1 первая/высшая и 0,917:1 вторая/низшая), с блокируемым межосевым дифференциалом. Главная передача – двойная, пара конических и пара цилиндрических шестерен (7,22:1). Дифференциал – блокируемый на задних мостах. Привод передних мостов – постоянный, неотключаемый.
Преимущества
Главный плюс полноприводного КамАЗа – это его проходимость. Машина способна проехать там, где иная застрянет по зеркала в болоте. При этом грузовик может транспортировать за собой артиллерию. Несмотря на длинные размеры, эта машина удивляет прохождением косогоров. Также в машине реализован минимум электроники. Ломаться здесь, по сути, нечему. А отремонтировать автомобиль можно практически в полевых условиях. Даже с пробитым колесом эта машина продолжает свой путь. Компрессор способен поддерживать давление в шинах даже после нескольких прострелов из автомата.
Грузовик способен заводиться в самый лютый мороз (несмотря на то, что это дизель) и не перегревается в жару. Кстати, подобным свойством обладают и многие гражданские модели КамАЗов. Очень много моделей техники используется на Крайнем Севере.
Устройство
Военный транспорт был разработан на базе 5350-й версии. Основными отличиями рассматриваемой модели считаются ее удлинённая база и появление фитинговых креплений на платформе, позволяющих устанавливать надстройки различного функционала.
V-образный двигатель имеет 8 цилиндров, развивает до 260 лошадиных сил. Для ускорения была добавлена система турбонаддува с жидкостным охлаждением входящего воздуха. Крутящий момент двигателя составляет 1200-1400 оборотов. При передвижении по асфальтированной дороге со средней скоростью расход топлива КамАЗе-53501 равен 28-29 литров на 100 километров.
Сцепление сухое и имеет один диск. Коробка передач механическая, имеет 10 скоростей, одна из которых — задняя. Раздатка имеет две передачи с двойной главной. Главная оснащена коническими и цилиндрическими шестернями. Передний привод активирован всегда, на остальные оси воздействует блокировочный дифференциал.
Боковые и лобовое стёкла помещены в стальные рамки и закреплены болтами, которые прикручиваются к кузову. Под кабиной располагается мотор.
Она вмещает трёх человек, для удобства в салоне имеются крепления для оружия и места для хранения питьевой воды. Отлично выполнены термо- и звукоизоляция кабины.
Технические характеристики машины:
- Длина — 8,6 метров;
- Ширина — 2,55 метра;
- Высота — 3,29 метра;
- Топливный бак вмещает 125/175 литров бензина;
- Мощность силового агрегата — 260 лошадиных сил.
На панели приборов имеются все данные информационно-управляющей системы. С ее помощью водитель может контролировать техническое состояние грузовика и оперативно определять поломку. В салоне также имеется радиостанция. Для доступа к двигателю необходимо откинуть кабину. Во время поездки спальное место можно складывать.
Двигатель
Для первых модификаций КамАЗ 4350 использовался 8-цилиндровый V-образный дизельный агрегат, соответствующий экологическому классу Евро-2. Мотор имел мощность 240 л.с.
На КамАЗ 43501 устанавливался двигатель КамАЗ 740.11-240, отвечающий требованиям стандарта Евро-1. Агрегат имел жидкостное охлаждение закрытого типа, турбонаддув и 8 цилиндров (V-образное расположение, диаметр – 120 мм). Мощность КамАЗ 740.11-240 составляла 240 л.с., рабочий объем – 10,85 л, максимальный крутящий момент – 833 Нм, номинальная частота вращения – 2200 об/мин.
С 2007 года КамАЗ 43501 комплектуется новым двигателем КамАЗ 740.31-240, соответствующим экологическому классу Евро-2. Мотор имеет турбонаддув и жидкостное охлаждение. Агрегат отличается большей экономичностью и обеспечивает запас хода до 1200 км.
Характеристики КамАЗ 740.31-240:
- рабочий объем – 10,85 л;
- номинальная мощность – 240 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 932 Нм;
- степень сжатия – 16,5;
- число цилиндров – 8 (V-образное расположение);
- диаметр цилиндров – 120 мм;
- средний расход топлива – 26,5 л/100 км.
КамАЗ 4350 оснащается 2 топливными баками объемом 170 и 125 л.
Последствия
Экспансивные пули, или, как еще их называют, «дум-дум», за счет наличия специальной насечки способны раскрываться после того, как проникнут в мягкие ткани.
Раскрываясь внутри организма розочкой, они наносят порой несовместимые с жизнью ранения. Ниже на фото вы видите последствия ранения от такого снаряда.
Этими пулями можно зарядить как винтовки, так и пистолеты. На видео видно, как они попадают в цель.
Как выглядит экспансивная пуля в действии вы узнаете из видео:
Закон РБ О Статусе ВоеннослужащихСтатья 23. Общие обязанности военнослужащих
Военнослужащий обязан:
беспрекословно выполнять свой воинский долг, быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своих сил и самой жизни, защищать суверенитет, независимость, территориальную целостность и конституционный строй Республики Беларусь;
соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные законодательные акты, в том числе выполнять требования уставов Вооруженных Сил;
выполнять приказы командиров (начальников) беспрекословно, точно и в срок;
стойко переносить трудности военной службы;
постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство;
знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;
беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;
дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков;
соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;
быть бдительным, строго хранить государственную и служебную тайну;
исполнять иные обязанности, установленные уставами Вооруженных Сил и другими законодательными актами.
>
Перейти на портал для военнослужащих
Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту КамАЗ
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ.
- Автор: —
- Издательство: Автоклуб
- Год издания: —
- Страниц: 240
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по ремонту автомобилей КамАЗ.
- Автор: коллектив авторов
- Издательство: Агропромиздат
- Год издания: 1987
- Страниц: 285
- Формат: PDF
- Размер: 25,6 Mb
Руководство по эксплуатации автомобилей КамАЗ 6х6.
- Автор: —
- Издательство: Военное издательство
- Год издания: 1987
- Страниц: 185
- Формат: PDF
- Размер: 115,7 Mb
Учебное пособие для курсантов образовательных учреждений ДОСААФ России.
- Автор: —
- Издательство: ДОСААФ
- Год издания: 2012
- Страниц: 108
- Формат: PDF
- Размер: 47,6 Mb
В книге изложены основные положения по устройству и эксплуатации автомобилей Камаз-5320 и Урал-4320 в объеме программы технических школ ДОСААФ.
- Автор: В.И. Медведков, С.Т. Билык
- Издательство: ДОСААФ СССР
- Год издания: 1981
- Страниц: 336
- Формат: PDF
- Размер: 38,1 Mb
Руководство по текущему и среднему ремонту автомобилей КамАЗ-4310 (43101) и их модификаций.
- Автор: —
- Издательство: КамАЗ
- Год издания: 2003
- Страниц: 273
- Формат: PDF
- Размер: 53,2 Mb
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту двигателей Cummins 4B, 6B, 6C, EQB и EQC устанавливавшихся на автомобили Камаз-4308, КаВЗ 4235-03, ПАЗ-3204 и др.
- Автор: —
- Издательство: Легион-Автодата
- Год издания: —
- Страниц: 118
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту + каталог расходных запчастей двигателей Cummins ISB4.5 и ISB6.7 устанавливавшихся на автомобили Камаз, НефАЗ, МАЗ и др.
- Автор: —
- Издательство: Легион-Автодата
- Год издания: —
- Страниц: 198
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту ТНВД ЯЗДА устанавливавшихся на автомобили ЗИЛ и КамАЗ.
- Автор: В.Н. Семанов, В.А. Марков
- Издательство: Легион-Автодата
- Год издания: —
- Страниц: 112
- Формат: —
- Размер: —
Справочное издание с с описением конструкции автомобилей-самосвалов и рекомендациями по эксплуатации и техническому обслуживанию.
- Автор: —
- Издательство: Машиностроение
- Год издания: 1987
- Страниц: 217
- Формат: PDF
- Размер: 12,4 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ.
- Автор: —
- Издательство: Машиностроение
- Год издания: 1986
- Страниц: 380
- Формат: PDF
- Размер: 14,6 Mb
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту двигателей КамАЗ-740.11-240/740.13-260/740.14-300/740.30-260/740.50-360/740.51-320.
- Автор: —
- Издательство: ОАО КАМАЗ
- Год издания: 2002
- Страниц: 250
- Формат: DjVu
- Размер: 14,0 Mb
Технологические карты по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ.
- Автор: —
- Издательство: Политекс
- Год издания: 1992
- Страниц: 238
- Формат: PDF
- Размер: 47,9 Mb
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту + каталог запчастей КПП ZF 9 S 109 устанавливавшихся на автомобили КамАЗ, Iveco, DAF, MAN, Renault.
- Автор: —
- Издательство: Терция
- Год издания: —
- Страниц: 79
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по организации и технологии текущего ремонту автомобиля КамАЗ-5320 (постовые работы по замене основных агрегатов).
- Автор: —
- Издательство: Транспорт
- Год издания: 1980
- Страниц: 48
- Формат: DjVu
- Размер: 8,7 Mb
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ.
- Автор: —
- Издательство: Транспорт
- Год издания: —
- Страниц: 278
- Формат: DjVu
- Размер: 14,8 Mb
Руководство по диагностике и ремонту электрооборудования автомобилей КамАЗ.
- Автор: Б.А. Данов, В.Д. Рогачёв
- Издательство: Транспорт
- Год издания: 2000
- Страниц: 129
- Формат: PDF
- Размер: 32,4 Mb
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ.
- Автор: —
- Издательство: Транспорт
- Год издания: 1988
- Страниц: 350
- Формат: DjVu
- Размер: 16,2 Mb
В форме вопросов и ответов представлена информация об устройстве и техническом обслуживаниии автомобилей КамАЗ.
- Автор: —
- Издательство: Транспорт
- Год издания: 1989
- Страниц: 286
- Формат: DjVu
- Размер: 2,8 Mb
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ-5320/53211/53212/53213/5410/54112/55102/55111.
- Автор: Е.А. Машков
- Издательство: Третий Рим
- Год издания: 1997
- Страниц: 87
- Формат: PDF
- Размер: 46,3 Mb
Принципиальная электрическая схема автомобиля КамАЗ-5460.
- Автор: —
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: 7
- Формат: RTF
- Размер: 52,9 Mb
Комплект плакатов по устройству автомобилей КамАЗ с газодизельным оборудованием.
- Автор: —
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: 6
- Формат: JPG
- Размер: 4,7 Mb
Комплект плакатов по устройству автомобилей КамАЗ.
- Автор: —
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: 54
- Формат: JPG
- Размер: 23,5 Mb
Комплект плакатов по устройству автомобилей КамАЗ-4350, КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350.
- Автор: —
- Издательство: —
- Год издания: 2005
- Страниц: 19
- Формат: JPG
- Размер: 65,1 Mb
Учебное пособие с описанием устройства и работы тормозных систем автомобилей КамАЗ.
- Автор: П.С. Яресько, С.В. Филлипов
- Издательство: —
- Год издания: 1989
- Страниц: 132
- Формат: PDF
- Размер: 11,1 Mb
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ.
- Автор: —
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: 286
- Формат: PDF
- Размер: 9,7 Mb