Карточки домана инструкция по применению

Методика Домана

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методик раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов:

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Карточка Дикие животные

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету

Обучение счету по Доману - Математика с пеленок

и карточки для обучения чтению.

Карточки Домана со словами

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Например, в большом наборе Мегабокс «Всезнайка» (Ozon, Wildberries, KoroBoom) есть все самые необходимые темы, картинки изображены на белом фоне, нет ничего лишнего, и вообще изображения очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Карточки Домана Мегабокс

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ. При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек. Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день. Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды. За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса. После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

Методика Глена Домана Отзывы


МЕТОДИКА ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ИЗУЧАТЬ И В КАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ?


Скачать карточки Домана


МЕТОД ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К КАРТОЧКАМ?


Также вам может быть интересно:

Методика Монтессори


МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ


До встречи на страницах блога! И буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Кто такой Глен Доман?

Глен Доман (1919–2013) — американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: «В любом ребёнке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

Семья Глена Домана: жена Кэти, сын Дуглас (вице-президент Института развития человеческого потенциала), дочь Джанет (возглавляет упомянутый ранее институт).

Глен Доман

Как появилась методика Глена Домана

В 1940 году Глен Доман окончил Пенсильванский университет в Филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. В 1941 году ему пришлось прервать работу из-за начала Второй мировой войны. Службу в армии Доман начал с рядового пехотинца, а закончил — командиром пехотной роты. По окончании войны Доман вернулся к медицинской практике. C коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжёлыми поражениями нервной системы. В 1955 году Глен Доман основал Институт развития человеческого потенциала, базирующийся на его авторской методике.

Речные рыбы. Дидактические карточки для детей

Набор обучающих карточек. Профессии

Мини-рус. яз. Shape/Фигуры 20шт.

Набор обучающих карточек. Спорт

Логопедическая тетрадь на звуки Ш,Ж, арт.Д-709

Карточки обучающие развивающие Первые животные для детей. Взаимодействуют с Жирафиком Бонни, арт. FD300

Развивающие карточки Веселый зоопарк для детей, для малышей. Взаимодействуют с Жирафиком Бонни, арт. FD301

Работая по 24 часа в сутки 7 дней в неделю в течение 20 с лишним лет, в ходе бесконечных исследований, экспериментов, тестирований, наблюдений и умозаключений, Доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к общению). В своей работе учёные исходили из того положения, что нужно лечить повреждённый мозг — первопричину, а не тело, как следствие повреждений мозга.

В ходе кропотливой работы Доман разработал уникальную методику, которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребёнка готовили индивидуальную программу. Начиналось всё с копирования. Процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребёнка, как их делал бы он сам, будучи здоров. Много времени дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых. Помимо того малыши получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Гленом Доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли собой раздражители, которые стимулировали определённый орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.

Результатом терапии было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение. Это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребёнка прочно связано с его физическим развитием».

В 1960 году в журнале «Американской медицинской ассоциации» появилась статья Глена Домана о методике лечения детей с повреждениями мозга и описанием результатов их реабилитации. Благодаря ей о работе Института развития человеческого потенциала стало известно широкому кругу людей. Исследования Домана произвели в науке «мягкую революцию». С тех пор Глен Доман и группа его единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу над созданием и совершенствованием новых программ и методик, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть даже рыцарское звание, присвоенное ему бразильским правительством от имени детей всего мира за выдающуюся работу.

Набор обучающих карточек. Природа

Набор обучающих карточек. Самые самые

Мини-рус.яз Human/Человек 40шт

Набор обучающих карточек. Первые английские слова

Мини-рус.яз Toys/Игрушки 40шт

Мини-рус.яз Emotions/Эмоции 40шт

Набор обучающих карточек. Спорт

Методика Домана для здоровых детей

Впоследствии Глен Доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. А началось всё с того, что здоровые братья и сёстры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов. Тогда Доман, воодушевлённый случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. Результат превзошёл все ожидания!

Дети двух, трёх, четырёх лет свободно читали и считали, становились настоящими эрудитами и в то же время были прекрасно развиты физически: они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.

Основные тезисы методики Глена Домана по книге «Гармоничное развитие ребёнка»

👉 Каждый ребёнок может стать гением, а ранее развитие — ключ к его гениальности.

👉 Человеческий мозг растёт благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

👉 Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают большое количество информации, и она надолго остаётся в их памяти.

👉 Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

👉 Самые лучшие учителя — родители. Они могут учить своего ребёнка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Что такое грусть. Умница. Методика раннего развития

Набор обучающих карточек. Природа

Набор обучающих карточек. Самые самые

Набор обучающих карточек. Первые английские слова

Времена года. Дидактические карточки для детей

Умникам и умницам. Учимся считать Харченко Т.А.

Мини-рус.яз Domestic animals/Домашние животные 40шт

Основные принципы и правила обучения ребёнка по методике Домана

1 Начинайте как можно раньше — чем меньше ребёнок, тем легче его всему научить.

2 Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3 Уважайте своего ребёнка и доверяйте ему.

4 Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5 Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6 Останавливайтесь до того, как ваш ребёнок сам этого захочет.

7 Чаще вводите новый материал.

8 Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9 Не проверяйте знания своего ребёнка.

10 Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11 Если вам или вашему ребёнку неинтересно — прекратите занятия.

Все дети могут стать физически совершенными

(по книге Г. Домана «Как сделать ребёнка физически совершенным»)

В методике Глена Домана огромное значение придаётся раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребёнка и его способностями. Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребёнку свободу движений и закреплять его врождённые рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать). Поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребёнку придётся заново учиться ползать, плавать, ходить. Сохранив рефлексы ребёнка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, и, как результат, раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».

Методика Глена Домана

Отталкиваясь от идей методики Домана, можно сделать вывод: нужно создать условия для физического стимулирования малыша! Для этого новорожденного помещают в специальное приспособление — трек для ползания, размещённый под небольшим наклоном. Лёжа между бортиками трека на животе, малыш касается их бёдрами и предплечьями. Благодаря этому срабатывает тот врождённый рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает по треку довольно значительные расстояния. Рекомендованное время нахождения ребёнка в треке (на полу, на мате) — 3–4 часа в день. При этом на него должно быть надето минимальное количество одежды.

Гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и т. п.) является идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. Если всё делать правильно, малыш начнёт по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырём месяцам.

Также методика Глена Домана акцентирует внимание на развитии чувства баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребёнка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т. д.). Важно учить ребёнка плавать, помогать ему ходить, бегать…

Доман в своей методике утверждает, что в своём развитии от рождения и до шести лет ребёнок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга. Это первый этап. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий, и берёт на себя контроль над различными функциями. На последним, седьмом, уровне — верхние отделы коры головного мозга. От одного этапа к другому человек переходит, освоив и выполнив массу определённых движений. Эти семь стадий обычный ребёнок, с которым специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если действовать в соответствии с методикой Глена Домана.

Геометрические формы. Дидактические карточки для детей

Набор обучающих карточек. Профессии

Набор обучающих карточек. Самые самые

Мини-рус.яз Accessories/Аксессуары 40шт

Мини-рус.яз Emotions/Эмоции 40шт

Мини. Овощи с фактами 40 шт.

Насекомые. Дидактические карточки для детей

Чему можно научить своего ребёнка за 30 секунд

(по книге Г. Домана «Гармоничное развитие ребёнка»)

По Доману, «Человеческий мозг — самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом, если мы будем забивать головы детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчётливой и недвусмысленной информацией».

Рассмотрим на примере: если к вам подошёл ребёнок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

1 Отстань.

2 Это «гав-гав».

3 Это «собака».

4 Это «лабрадор».

5 Показать ему десять картинок с собаками.

6 Научить его устанавливать связь между фактами. Показать ему десять карточек с собаками и сказать: «Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых «собаками»: немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксёр, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка»).

Методика Домана утверждает, что если предпочесть шестой вариант, ребёнок сможет самостоятельно сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т. д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т. п. Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребёнка.

Как научить ребёнка читать

(по книге Г. Домана «Как научить вашего ребёнка читать»)

Глаз ребёнка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. Но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию — «понимает» и механически запоминает написанное. Глен Доман в своей методике утверждает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймёт законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.

Как работать с карточками Домана

Обучать ребёнка чтению по методике Домана можно с шестимесячного возраста. Для этого используют специальные карточки размером 10×50 см с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала обучающие по методике Домана родители подбирают слова, хорошо знакомые ребёнку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т. п.).

 1-й день. В течение 5–10 секунд мама показывает ребёнку друг за другом 5 карточек со словами и чётко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т. д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду — мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т. п. В течение первого дня показ карточек Домана нужно повторить дважды.

 2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте 5 новых. Сегодня малыш получит 6 коротких занятий — 3 по старым карточкам и 3 по новым.

 3-й день. Добавляется ещё 5 новых карточек. И, следовательно, необходимо провести девять показов.

 4-й и 5-й день. Постепенно количество карточек увеличивается до 25 штук. А число показов — до 15 демонстраций в день.

 6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Примерная ежедневная программа обучения чтению

 Ежедневное содержание: 5 наборов слов (25 карточек).

 Одно занятие — 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

 Частота: каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

 Продолжительность одного занятия — 5 секунд.

 Введённые слова — 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

 Удалённые слова — 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

 Количество демонстраций каждого слова — 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.

Обратите внимание: в методике Домана даются чёткие рекомендации, что дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит чёрный.

Последовательность обучения по системе Глена Домана

Последовательность обучения чтению по методике Глена Домана выстроена от простого к сложному:

 Первый этап: отдельные слова.

 Второй этап: словосочетания.

 Третий этап: простые предложения.

 Четвёртый этап: распространённые предложения.

 Пятый этап: книги.

Как научить ребёнка считать

(по книге Г. Домана «Как обучить вашего ребёнка математике»)

Доман в своей методике утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «два» — ребёнок представит количество: две точки, а мы, взрослые, — значок (цифру «2»). Т. е. ребёнок мыслит фактами, и если мы дадим ребёнку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т. д.

Для обучения ребёнка счёту по методике Глена Домана нужно изготовить 100 карточек размером 27×27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.

Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.

Последовательность обучения счёту по методике Домана на фактическом материале выстраивается следующим образом:

Первый этап: освоение понятия «количество».

Второй этап: уравнения.

Третий этап: решение задач.

Четвёртый этап: освоение понятия «цифра», запоминание цифр.

Пятый этап: цифровые уравнения.

Как дать ребёнку энциклопедические знания

(по книге «Как дать вашему ребёнку энциклопедические знания»)

«По большому счёту, — считает Глен Доман, — целью жизни выступает приобретение разносторонних знаний об окружающем мире. Объяснять что-либо детям бесполезно, поскольку они ещё ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты.

Чтобы карточки действительно передавали ребёнку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям методики Г. Домана:

1 Отчётливо видны все детали.

2 Изображён только один предмет.

3 У него должно иметься специальное название.

4 Этот предмет должен быть незнаком вашему ребёнку.

5 Карточка должна быть большой. Оптимальный размер её — 28×28 см.

6 Карточка должна быть чистой.

На одно занятие по карточкам с картинками по методике Глена Домана отводится около 30 секунд.

Доман в своей методике разделил все существующие знания на десять разделов:

📕
Биология. В него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орёл, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т. д.

📕
Искусство. В него входят категории, например, картины Ван Гога, и, соответственно, набор карточек-репродукций: «Школьник», «Подсолнухи», «Мадам Рулин со своим ребёнком», «Почтальон Рулин», «Печальный старик», «Терраса кафе ночью», «Автопортрет», «Цыганские телеги», «Церковь в Оверне», «Поля с персиковыми деревьями в цвету» и т. д.

📕
История. Сюда входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр I, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Eкатерина II, Брежнев, Керенский и т. д.

📕
География. В него входят категории, например, города России, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т. д.

📕
Музыка. В него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т. д.

📕
Язык. В него входят категории, например, английский или итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т. д.

📕
Математика. В него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т. д.

📕
Анатомия человека. В него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек–рисунков: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т. д.

📕
Общие знания. В него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвёртка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т. д.

📕
Литература. В него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: Толстой, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Некрасов, Булгаков, Солженицын, Чехов, Гончаров, Бунин и т.

В рамках методики Глена Домана занятия начинают с демонстрации трёх различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно вы можете добавлять всё новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

карточки Глена Домана

Когда вы с малышом пройдёте 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. Исходя из методики Домана, категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории.

Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией:

Раздел: Биология.

Набор карточек: Обычная ворона.

Категория: Птицы.

Первый уровень: вороны вьют свои гнёзда на деревьях или в кустарниках.

Второй уровень: вороньи гнёзда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.

Третий уровень: вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.

Четвёртый уровень: вороны (помимо прочего) едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлёвку, резину, изоляционный материал.

Пятый уровень: самка вороны имеет один выводок птенцов в год.

Шестой уровень: голос вороны — громкий, хриплый, совершенно не музыкальный.

Седьмой уровень: вороны относятся к семейству вороньих. 

Восьмой уровень: в семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки.

Девятый уровень: большинство птиц семейства вороньих выбирают себе пару на всю жизнь.

Десятый уровень: большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями.

Одиннадцатый уровень: только в Новой Зеландии и на большинстве островов Тихого океана нет представителей семейства вороньих.

Двенадцатый уровень: семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединённых в 26 родов.

Причины улучшения состояния больных детей

Далеко не все здоровые дети, занимающиеся в домашних условиях с помощью карточек Глена Домана, достигают значительных результатов. И наоборот, очень многие дети при Институте Домана смогли выйти на новые уровни физического и интеллектуального развития. Ситуация отчасти обусловлена такими причинами:

 1. Матери больных детей верили в успех. Они прикладывали максимум усилий, изготавливая тысячи карточек, поскольку у них не было другого варианта, и они жертвовали всем, чтобы их дети научились хотя бы немного приподнимать голову, хотя бы ползать, хотя бы немного видеть, хотя бы немного слышать…

 2. Методика Глена Домана становилась образом жизни семьи, где рос больной ребёнок. Как только занятия прекращались — развитие ребёнка зачастую тоже останавливалось.

 3. Строгое следование методике Домана. Проведение занятий систематично и в точной последовательности приводило к тому, что дети привыкали именно к такой подаче материала (через стимулирование правого полушария мозга, минуя левое) и уже с трудом воспринимали информацию вне занятий.

 4. Дети с повреждениями мозга за неимением других возможностей могли заниматься только тем, что им предлагалось, и умели делать только то, чему их научили.

Спорные вопросы методики Домана

Когда читаешь книги Глена Домана, заражаешься его идеями, потому что выглядит всё очень просто, логично и заманчиво. Однако есть спорные моменты этой методики, по поводу которых ведутся горячие дебаты:

📌 В своей методике Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделённым огромным запасом памяти. Но живые дети — не электронные машины. Заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребёнок пока не может отфильтровать и «переварить» — скапливается в его голове, как ненужный хлам.

📌 Переизбыток информации может перегрузить и истощить детскую нервную систему. И есть вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т. д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т. д.). Если повезёт и ребёнок окажется стойким к перегрузкам — возможно, всё закончится действительно превосходными успехами.

📌 Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям. Так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление: ребёнок видит собаку и соотносит её со словом «собака». Изучая же в рамках методики Домана по карточкам просто слова и другие непонятные ребёнку объекты, у него формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определённой карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. Ведь для этого требуется определённый опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей ещё нет.

📌 При обучении по методике Глена Домана ребёнок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. Тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут не возникает вопросов. Нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. Из-за этого притупляется любознательность, заложенная в каждом ребёнке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

📌 Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями по методике Глена Домана, взрослые не оставляют ребёнку времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. И как же насчёт того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать? Ведь, как известно, детский мозг развивается постепенно и в соответствии с гармонией, заложенной самой природой. Когда мы стимулируем только один-два отдела головного мозга, они развиваются за счёт других отделов.

📌 На занятиях по методике Домана в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: вкуса, запаха, тактильных ощущений.

📌 Занятия с карточками Домана (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. И большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой методике.

📌 Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребёнок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Обученный по методике Глена Домана ребёнок только воспроизводит заученный текст. На практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их всё равно приходится учить читать заново.

📌 Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как это принято в методике Домана. Это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно выстраивать зрительный ряд на основе текста. Иначе ребёнок, привыкший получать лёгкие знания только из картинок, скорее всего, уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

📌 Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по методике Глена Домана подача материала происходит только одним способом — через карточки.

Подарочный набор. Выпуск 3. Мир человека

Мини. Дорожные знаки 60 шт.

Набор обучающих карточек. Профессии

Набор обучающих карточек. Природа

Набор обучающих карточек Мини. Домашние животные с фактами

Набор обучающих карточек. Птицы

К счастью, у детей прекрасно развит инстинкт самосохранения. До 6 месяцев, с одной стороны, дети ещё мало двигаются. Их можно было бы привлечь к показу карточек. Но, с другой стороны, они ещё плохо концентрируют внимание на увиденных объектах, да и знания об окружающем мире ещё весьма скудны.

После 6 месяцев, из-за того, что малыши начинают активно ползать и ходить, тоже довольно трудно удержать их внимание на карточках и занятиях по методике Домана.

После года дети ни минутки не сидят на месте — порой мамам приходится бегать за ними с карточками Домана, чтобы те хоть краем глаза взглянули на демонстрируемый методический материал.

В 1,5–2,5 года малыши во всю проявляют самостоятельность и независимость — они могут начать отбирать у вас карточки, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы, противореча тем самым всей методике Глена Домана.

В 2,5–4 года детям уже далеко не всё равно что изучать. Они будут смотреть только то, что действительно их заинтересует.

После четырёх лет у ребёнка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. Именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике Домана.

Закончить обзор системы хотелось бы словами самого Глена Домана: «Наши методики — плод многолетней работы, и они хорошо себя зарекомендовали. Но никогда не стоит забывать, что чудеса заключены не в методиках, а в самом ребёнке. Его мозг — самое невероятное чудо. Да и вы сами — тоже чудо»!

Раннее развитие детей сегодня горячая тема для обсуждения
среди родителей. За годы было создано множество методик и программ, которые
могли бы помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе, существенно улучшить
успеваемость и упростить учебу.

Одна из таких методик разработана Гленом Доманом. В этом материале мы подробнее расскажем о ее особенностях, преимуществах и недостатках.

Несколько слов об
основателе

Методика Глена Домана была разработана американским
терапевтом. Он уделял много времени изучению особенностей детского мышления,
основал Институт развития человеческого потенциала.

Глен Доман

Глен Доман

Доман предполагал, что сложности в развитии ребенка могут
быть напрямую связаны с болезнями или травмированием мозга. Именно это
становится причиной ухудшения памяти, проблем с речью, воображением.

На этом фундаменте ученый построил свою теорию детской реабилитации, комплекс мер, которые помогали бы малышам адаптироваться после повреждения мозга, снова стать частью общества. Более поздние изучения работ Домана и его главных книг, «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать», показали, что все предложенные средства помогают и здоровым детям.

Главные особенности
метода Домана

Доман особенно много и активно работал с детьми, у которых
наблюдалось отставание в развитии. Это позволило ему сделать массу важных
наблюдений об особенностях мозга, которые характерны для всех детей без
исключения.

Ученый отмечал, что особенно важный возраст в развитии
ребенка – от 0 до 3 лет. Именно в этот период важно стимулировать высокую
мозговую активность, стараться передать как можно больше навыков и информации,
которые малыш способен усвоить.

Именно упор на такую возрастную группу помогает подстегнуть плодотворное развитие в будущем.

Среди важных идей Домана есть такие, как:

  • Интеллект и тело связаны друг с другом. Потому важно делать упор не только на новые знания, но и на физические упражнения, различные форматы активности.
  • Наибольшая самомотивация на получение знаний у детей наблюдается до пяти лет. Именно этот возраст связан с пиком любознательности. Далее очень большое значение имеет способность родителей стимулировать тягу к знаниям у ребенка.
  • Мозг должен постоянно получать дозированные нагрузки. Ежедневные упражнения помогают научиться работать с информацией.
  • Большое значение имеет заинтересованность самого ребенка в получении новых знаний. Временное отсутствие такой мотивации может быть связано с тем, что малыш устал или пока не готов. В таком случае можно перенести тренировку на несколько часов, но не отменять полностью.

При разработке своей методики Доман подчеркивал важность
мотивированности родителей. Он призывал их не упускать момента, чтобы заложить
основу для постоянного стабильного развития. Для этого требуется на протяжении
определенного периода полностью посвятить себя малышу.

Стоит также отметить и гуманность метода американского терапевта. В отличие от многих других способов, в нем нет контроля успеваемости. При этом ничего не делается из-под палки. Когда ребенок начинает скучать или говорит о том, что он устал, упражнения прекращают. При этом сам темп обучения поддерживается благодаря постоянному правильному выполнению упражнений.

Чем поможет методика
Глена Домана

Обучение по этому методу строится таким образом, чтобы дать малышу как можно больше навыков.

Вот лишь несколько способностей, которые удается развить таким способом:

  • Чтение. Использование специальных карточек помогает начинать учить ребенка словам уже с самого раннего возраста – с трех месяцев.
  • Счет. Понимание счета, цифр, обеспечивается благодаря применению карточек с разным количеством точек.
  • Иностранный язык. В раннем возрасте проводить обучение в этом направлении особенно полезно. В таком случае можно использовать карточки на языке, который планируется изучать.

Заметных успехов также удается достигать и при получении общих знаний о мире. Методика Глена Домана помогает анализировать различные объекты, разбивать их на группы и категории.

Главные особенности метода Домана

Когда можно начинать
занятия

Доман говорил о том, что до трех лет ребенку очень важно
постоянно тренировать мозг, а до 5-6 лет накопить как можно больше навыков,
которые стимулируют дальнейшее правильное развитие.

Начинать занятия можно уже с трех месяцев. В это время мозг начинает работать намного активнее, ребенок становится более осознанным, может реагировать на действия взрослых. Это помогает заложить прочный фундамент.

Карточки как основа
для метода Домана

В основе использования метода Глена Домана лежат специальные
карточки. Их можно легко найти в продаже, но также не составит труда сделать их
самостоятельно. Более того, индивидуальное изготовление помогает не только
сэкономить, но и значительно расширяет список потенциальных предметов для
изучения. Вы также всегда можете актуализировать материал, вводить новые темы,
чтобы обучение не стояло на месте.

Карточки Глена Домана

Карточки Глена Домана

Самый просто вариант поиска карточек – скачивание готовых из
сети. В открытом доступе есть масса вариантов карт, но, если будете их
печатать, рекомендуем использовать именно цветной принтер.

Существует ряд требований к карточкам, которые стоит учитывать как при их поиске в открытом доступе, так и при индивидуальном изготовлении.

К этому списку относятся такие правила, как:

  • Создавайте четкое разграничение по категориям. Это могут быть животные, различные предметы или слова – все что вы посчитаете нужным.
  • При распечатывании или изготовлении своими силами стоит использовать только матовую бумагу. Для ребенка важно, чтобы на карте совсем не было бликов – в таком случае будет исключен потенциальный риск искажений.
  • С задней стороны нужно обозначить, что именно указано на карте. Лучше всего использовать двухстороннюю печать, чтобы можно было следить за тем, к чему именно ваш ребенок прикладывает внимание.
  • Учитывайте требования к размерам. Начинать стоит с карточек, размеры которых не менее 28х28 см. При этом высота букв должна быть не менее 7,5 см для нормального восприятия текста детскими глазами.
  • Не пытайтесь сразу сделать много карточек. Стоит первоначально определить список тем, которые будут использоваться, подготовить по каждой до 10 карт. По мере прогресса обучения, можно добавлять новые карточки.

Помните о важности заметности как текста, так и картинки на карточке. Изображение должно быть четким, корректным. Так буквы обязательно наносятся красным цветом. Не стоит экономить на печати, потому что это важно для ребенка.

Как использовать
методику Глена Домана самостоятельно

Важный плюс методики Глена Домана заключается в том, что использовать все упражнения вы можете без посещения специального центра, в домашних условиях.

Главное – соблюдать несколько основных принципов:

  • Обучение должно приносить приятные эмоции.
    Потому от принуждения стоит сразу отказаться – оно принесет только негативный
    эффект. Обычно понять, что малыш устал, можно по тому, что он не смотрит на
    карточки, плачет или пытается отбросить их в сторону. В этом случае стоит
    сделать перерыв и сменить занятие, отдохнуть.
  • Лучшее время для обучения – когда и вы и ребенок
    в хорошем настроении. Лучше выбирать для занятий время после обеда или утром,
    когда все выспались и позавтракали.
  • В занятиях важно соблюдать регулярность и
    внимательно следить за тем, как проходят занятия. Оптимальный график – каждый
    день по 2-3 раза.
  • Карточку ребенку не стоит показывать слишком
    долго. Хватит и 10-15 секунд. За это время можно будет получить нужный эффект.

Сам принцип занятий максимально прост. Вам нужно будет
показывать карточку, а потом четко, медленно и правильно проговаривать, что
именно изображено на ней. Стоит разделить занятия на несколько этапов. Первый
день отводится на первый набор карт. На второй день повторяется все что было в
первом наборе, но добавляется второй набор и так далее.

Количество занятий постепенно растет, как и количество наборов. При этом ребенок учится хорошо запоминать показанное – на пятые сутки количество занятий достигает 15. Чтобы уменьшить количество карт и нагрузку на ребенка, постепенно исключайте уже отработанные и хорошо запомненные.

Можно ли научить
читать по методике Домана

Многие родители задаются вопросом о том, когда стоит
начинать учить ребенка читать. И это действительно довольно сложный вопрос,
который строго индивидуален. Сам Глен Доман говорит о том, что возраст от 10
месяцев – это уже хорошее время, когда можно начинать подготовку малыша к
освоению навыков чтения.

В этом возрасте малыш уже может понять общие закономерности,
которые в будущем облегчат ему сам процесс чтения, так что вы можете
попробовать освоить весь материал.

При занятиях чтением вам также предстоит показывать карточки
со словами и четко, понятно зачитывать содержимое вслух. Помните, что шрифт должен
быть ярким, красного цвета – это помогает привлечь внимание.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать обучение чтению по методике Домана значительно проще:

  • Разделите ваши слова на карточках по тематикам.
    Начинать стоит с простых наборов – с членами семьи, животными, предметами,
    которые окружают малыша.
  • Двигаться нужно от простого к сложному. Сначала
    читайте отдельные слова, потом словосочетания, затем предложения.
  • Начинать изучение стоит с существительных.
    Глаголы идут на второй стадии, прилагательные на третьей.

Помните о том, что карточки с текстом обычно быстрее вызывают у детей усталость. Потому между подходами стоит делать перерыв не менее получаса. Это полезно и для работы мозга, позволяет ему усвоить информацию.

Как научить ребенка
считать по методике Домана

Как и в случае с чтением, по карточкам Глена Домана можно
освоить и понятия счета. При самостоятельных занятиях в этом направлении
проблемы обычно начинаются из-за того, что малыши пока не обладают абстрактным
мышлением, которое важно для понимания арифметики. Все что вы проговариваете,
нужно показывать максимально наглядно и конкретно.

Сами карточки для изучения чисел обычно содержат крупные
точки. Помните о требовании создания больших карт, размером не менее 28х28 см.
Можно и больше – так даже лучше.

Есть несколько рекомендаций, которые помогут вам значительно быстрее освоиться с таким процессом:

  • Покажите ребенку карточку и проговорите число,
    которое написано на ней. Это нужно делать в течение 15 секунд.
  • Ограничьте время занятий и количество карт.
    Нужно показывать пять карт три раза в день, количество постепенно становится
    больше.
  • Соблюдайте ротацию карточек. Каждый раз
    добавляйте две новые и убирайте две старые.

Такие манипуляции постепенно подготовят ребенка к тому, чтобы начать изучать счет и лучше понимать арифметику на конкретных примерах.

Роль методики Домана
в развитии интеллекта

Когда ребенок еще совсем маленький, он не понимает
устройство окружающего мира и как он работает. Потому стоит еще с ранних лет
готовить базу знаний, которая поможет в будущем лучше понимать, как устроена
вселенная вокруг нас.

В развитии кругозора и интеллекта к нам на помощь снова
приходят карточки, которые мы уже активно используем. Они разделены на
несколько категорий. К ним относятся такие, как математика, литература,
иностранные языки, биология, география и другие.

Есть сразу несколько основных рекомендаций, которые помогают существенно ускорить процесс обучения:

  • При подготовке карточек стоит изображать на них
    не более одного предмета.
  • Старайтесь показывать ребенку то, что он ранее
    не видел вокруг себя.
  • Четко проговаривайте название предмета.
  • Не используйте слишком сложные, научные вещи.
  • Применяйте большие карточки, на которых четко и
    качественно напечатано изображение.

Метод занятий стандартный. Трижды в день ребенку стоит показывать не менее 10 карточек. Их список должен постоянно наращиваться и пополняться таким образом, чтобы в результате количество дошло до 120 штук.

Особенности физического
развития с использованием методики Домана

Как мы уже отмечали, Доман связывал физическое и
интеллектуальное развитие ребенка.  Чтобы
вырастить умного и развитого ребенка, стоит следить за его физической
активностью.

Физическое развитие по методике Домана

Физическое развитие по методике Домана

Активность разделяется по возрастному критерию.

Рассмотрим их по главным возрастным группам:

0-2 месяца

Здесь главное начинать развивать способность малыша
двигаться. В частности, активно используются специальные тренажеры – это трекер
для ползания. Малыш начинает формировать правильные паттерны движения, что
позволяет значительно быстрее начать двигаться. Также может развиваться и
пресс, если ребенок будет подтягиваться, взявшись за ваш палец.

2-7 месяцев

По мере развития ребенка появляются и новые упражнения,
которые не отнимут много времени. К ним относятся такие, как аккуратное
подбрасывание ребенка в воздух. Это нужно делать невысоко и над чем-то мягким.

7-12 месяцев

Этот возраст позволяет расширить список упражнений –
покачивание для улучшения равновесия, ползание, растяжка и многие другие.

От 12 месяцев и старше

В список занятий вносится разнообразие с использованием шагов – от 20 и более в день. Не стоит забывать о тренировке равновесия, которое можно отрабатывать через аккуратное подбрасывание с дополнительной подстраховкой.

Как правильно
проводить физические упражнения с ребенком

Очень важно сделать все для того, чтобы занятия проводились
под контролем и с гарантиями безопасности. К рекомендациям относятся такие,
как:

  • Всегда будьте рядом с ребенком.
  • Проводите занятия только в чистой комнате, особенно важно следить за состоянием пола.
  • Подберите для ребенка удобную, свободную одежду.
  • Всегда хвалите малыша, улыбайтесь и поддерживайте его психологически.

Преимущества методики
Домана

Есть много преимуществ, которые объясняют большое
распространение такой методики среди родителей. К ним относятся такие, как:

  • Интерес со стороны ребенка. Сказывается
    привлечение благодаря использованию ярких, красивых карточек, которые постоянно
    меняются и удерживают внимание.
  • Реальные и заметные результаты. Это можно
    достичь в том случае, если соблюдать стабильность и регулярность при выполнении
    упражнений.
  • Доступность. Заниматься можно абсолютно
    бесплатно. При этом вы легко найдете в сети готовые карточки или сможете
    сделать свои. Все на что предстоит потратиться – качественная цветная печать на
    матовой бумаге.
  • Отсутствие стресса. Ребенка никто не оценивает и
    не ругает, он может тренироваться с интересом, без давления и других проблем.

Использование методики Домана помогает научиться говорить, подготовиться к изучению счета, чтения. Правильный подход действительно позволяет расширить уровень эрудированности, кругозор малыша.

Недостатки методики
Домана

Но стоит также обратить внимание и на недостатки, которые
стоит учитывать, если вы планируете ее использовать. К минусам относятся такие,
как:

  • Сложности с созданием действительно качественных
    карточек.
  • Большие затраты времени на регулярные занятия с
    малышом.
  • Требование значительно большего внимания к
    ребенку, чем в обычном состоянии.
  • Отсутствие внимания к творческому подходу – его
    предстоит развивать по другим методикам.
  • Уменьшение количества доступного времени.

Стоит также помнить о том, что методика Глена Домана иногда
может идти в противоречие со школьной программой. Причина состоит в том, что в
школе обычно сначала проходят звуки и отдельные буквы и только потом начинают
учиться читать слова.

Если правильно использовать методику Глена Домана, можно
быстро добиться реальных, заметных результатов. Главное – не забывать о
параллельном творческом развитии ребенка, тренировке его фантазии, абстрактного
мышления. В сочетании с другими современными технологиями обучения, этот метод
может действительно показывать свою эффективность.

С какого возраста следует начинать показывать карточки Вундеркинд?

Карточки Вундеркинд основаны на методике Глена Домана, поэтому занятия можно начинать с самого рождения. Даже новорожденные дети с удовольствием разглядывают яркие карточки с животными, овощами, фруктами и просто словами.

Успех методики Домана объясняется, в частности, тем, что мозг ребенка активно развивается в первые 5 лет. Карточки Вундеркинд с пеленок помогают родителям с первых дней жизни расширять кругозор ребенка, заниматься с ним в непринужденной для малыша форме. Задача родителя – не упустить этот период, начав как можно раньше.

Как заниматься?

Для занятий следует выбрать время, когда ребенок в хорошем настроении, бодр и сыт. Предупредите его о том, что сейчас вы будете демонстрировать карточки.

Внимание! Большой выбор карточек у нас в магазине в разделе — КАРТОЧКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Карточки следует показывать на расстоянии не менее 45 сантиметров от лица ребенка. Показывайте карточки Вундеркинд быстро, при этом отчетливо и громко проговаривая написанное слово. Рекомендованное Гленом Доманом время для показа одной карточки – 1 секунда. Длительность занятий – 5-10 секунд, за это время показываются карточки одной группы. Такие занятия следует проводить несколько раз в течение дня.

Мама сама определяет частоту и тематику занятий. В первое время не следует усердствовать: начните с показа карточек 1-2 раза в день. При этом, если вы увидите, что ребенок потерял к ним интерес, что ему наскучило это занятие, сразу же прекращайте. Постепенно наращивайте количество занятий, проводя их 10-20 раз в день. Во время обучения важно не только хорошее расположение ребенка, но также и человека, который с малышом занимается. Не требуйте от ребенка, чтобы он повторял произнесенное за вами слово или сам называл предмет, изображенный на карточке. Пока малыш только впитывает познания, но через некоторое время он выдаст результат. Не сомневайтесь!

С каких карточек начинать?

Начинать обучение следует с карточек, включающих в себя только слова, напечатанные крупно красным цветом на бумаге.

Следующий этап – это карточки, изображающие предметы с надписью. Каждое занятие должно быть посвящено определенной теме, например: «Овощи», «Фрукты» и прочее. После каждого урока перемешивайте карточки, чтобы ребенок не запомнил последовательность. К пройденным материалам добавляйте новые карточки Вундеркинд. Наблюдения показали, что ребенок запоминает карточку, просмотрев ее 15-30 раз. При этом возвращаться к пройденному материалу не стоит. Следующий этап – знакомство с математическими понятиями через карточки, изображающие большие точки красного цвета. Малыш учится быстро определять количество точек «на глаз», при этом не пересчитывая их.

Продолжительность занятий с карточками Вундеркинд:

Продолжительность занятий подбирается индивидуально: в зависимости от возраста ребенка и его особенностей малыша. Как правило,

• Малыши до полугода могут продолжительное время концентировать свое внимание на ярких изображениях и не отвлекаться на посторонние предметы.

• После полугода, когда ребенок научился ползать, маме придется приложить больше усилий для того, чтобы малыш усидел на месте. Среднее время для одного сеанса – 5-10 секунд.

• После года, когда малыш уже умеет ходить, длительность занятий может доходить всего до нескольких секунд. За это время можно показать 1-2 карточки Вундеркинд.

• В возрасте 3-4 лет ребенок начинает более осознанно подходить к занятиям, начинает сам проявлять интерес к ярким предметам. У него появляются первые вопросы: «Что? Где? Когда?». Именно в этот период юному почемучке будет недостаточно услышать название предмета. Он будет требовать более детального описания, рассказа, фактов. Например, показывая пчелу, скажите, что это насекомое, что она летает, питается нектаром и пыльцой, делает мед.

Как обучаться по методу Глена Домана

Левина Наталья

Содержание:

В чем заключается методика

Физическое развитие по Доману

Методика Глена  Домана для интеллектуального развития 

Обучение счету по методике Домана

Родители стремятся обеспечить ребенку лучшее будущее, поэтому с ранних лет занимаются развитием его умственных способностей. Один из самых популярных методов совершенствования интеллектуальных способностей для малышей – методика Домана Глена. Стоит подробнее рассмотреть суть способа, его преимущества и недостатки.

В чем заключается методика

Врач-физиотерапевт создал методику после изучения поведения детей и подростков, отстающих в развитии. Он разработал несколько теоретических правил, которые облегчают процесс обучения детей и их подготовку к школе. Основной принцип методики – ненавязчивое представление информации.

методика домана

Методика Домана Глена помогает развивать детей и интеллектуально, и физически

Основные положения методики, предложенной Гленом Доманом:

  • мозг человека развивается только в том случае, если он постоянно работает;
  • добиться больших результатов смогут те дети, которые регулярно получают новую информацию;
  • в интеллектуальном развитии детей немаловажную роль играет физическая активность и гимнастика;
  • мозг детей до 5 лет настроен на получение новой информации. Родителям не нужно насильно привлекать ребенка к обучению.

Действия, которые необходимо выполнять родителям и педагогам:

  • проводить обучение детей с 12-месячного возраста, так как в этом возрасте их мозг лучше усваивает информацию;
  • хвалить малышей за успехи и радоваться положительным результатам;
  • проявлять уважение к детям в процессе обучения;
  • не заставлять малыша выполнять те задания, которые ему не интересны (процесс должен приносить удовольствие);
  • проводить занятия в спокойной обстановке;
  • прекратить занятия, если малышу стало скучно;
  • не проверять усвоение информации обучения;
  • регулярно предоставлять ребенку новую информацию для рассмотрения.

Важно последовательно организовывать процесс обучения.

Физическое развитие по Доману

Глен Доман считает, что физические нагрузки – одна из составляющих частей интеллектуального развития детей. Между моторикой и умственными способностями существует прямая взаимосвязь. Регулярные упражнения стимулируют малышей к познанию окружающего мира. То есть, чем лучше развит ребенок физически, тем лучше подготовлен его мозг к умственным нагрузкам.

Для малышей до года врач-физиотерапевт рекомендует приобрести специальные треки для ползанья. Во время физической активности дети должны быть одеты в легкую одежду, не сковывающую движений.

Комплекс упражнений разработан по возрастам, однако всегда стоит проконсультироваться у своего педиатра: показана ли именно вашему ребенку такая гимнастика. Если есть противопоказания, то от выполнения упражнений придется отказаться.

Совершенствование двигательных навыков у грудничков от 0 до 2 месяцев направлено на формирование рефлексов, позволяющих быстрее научиться ползать и ходить. Список упражнения для детей рассматриваемого возраста:

  • Развитие мануальных навыков. Родители должны предложить отпрыску подходящие для захватывания предметы: деревянные тонкие палки, пальцы рук. Ребенка подтягивают наверх после того, как он обхватит предмет руками. Длительность упражнений – 10 минут.
  • Тренировка вестибулярного аппарата. Родителям необходимо вращать малыша и подкидывать его в воздух в различных плоскостях. Длительность тренировки – 10 минут.

Комплекс упражнений для детей с 2 до 7 месяцев:

  • Развитие двигательных навыков. Кроху помещают в трек для ползанья, а перед ним располагают игрушку. Малыш должен дотянуться до предмета или доползти до него по-пластунски. Каждый день расстояние между игрушкой и ребенком увеличивают.
  • Развитие мануальных способностей (15 минут каждый день)
  • Продолжение формирования вестибулярных навыков (15 минут каждый день).

Физическое развитие детей от 7 до 12 месяцев включает в себя:

  • Ползанье на четвереньках. Длительность ползанья – до 4 часов в сутки.
  • Развитие мануальных возможностей. Ребенок висит на перекладине, а родитель страхует его. Висы выполняют 15 раз в сутки.
  • Развитие равновесия. Ребенка качают, вращают и подбрасывают в различных плоскостях.

С 7–12 месяцев взрослые должны выполнять с детьми специальный комплекс, состоящий из 10 специальных упражнений. Их описание можно найти в книге Домана или в пособиях для молодых родителей.

После года продолжается формирование физических навыков у ребенка. Для этого родителям нужно постепенно приучать отпрыска к хождению. Обучение начинают с нескольких шагов. Гимнастика для детей от года также включает в себя:

  • висы на перекладине;
  • упражнения на равновесие;
  • перехваты турника;
  • занятия с мелкими безопасными предметами.

Постепенно длительность пребывания крохи на ногах увеличивают до 30 минут в день.

Методика Глена  Домана для интеллектуального развития 

Доман призывает родителей заниматься интеллектуальным развитием отпрысков с 12 месяцев. Врач считает, что раньше этого возраста прибегать к занятиям на совершенствование умственных способностей не следует.

глена домана

По методике Глена Домана ребенок может быстро обучиться чтению

Доман рекомендует родителям контролировать процесс получения ребенком новых знаний и способностей. Он считает, что на умственные способности малышей во многом влияют разговоры со старшими.

Врач разработал обучающие карточки размером 10х50 см. Буквы на них написаны красным цветом. Высота шрифта составляет 7,5 см. Обучение чтению должно проводиться по строго определенной схеме:

  • Первые сутки – ребенку 3 раза показывают 5 карточек со словами-существительными. Пауза межу занятиями – около 30 минут. В первый день с ребенком проводят 3 занятия
  • Вторые сутки – взрослые 3 раза показывают малышу старые карточки и 3 раза изображения с новыми словами. Второй день включает 6 занятий.
  • Третьи сутки – малышу демонстрируют 10 уже изученных карточек в 6 занятий и 5 новых изображений в 3 сеанса. Всего необходимо провести 9 занятий.

Такая же схема продолжает действовать для изучения других слов. За 1 раз ребенку показывают не более 5 карточек. Процедуру повторяют трижды в день для того, чтобы обучаемый лучше усвоил информацию.

Знакомые картинки малышу показывают в следующие 5 дней. После этого их убирают из поля зрения. Промежуток между занятиями составляет 30 минут. За это время мозг детей успеет переработать полученную информацию.

Каждую карточку с изображением родители показывают ребенку в течение 5–10 секунд.

Во время демонстрации картинок взрослые громко читают слово, написанное на ней.

Обучение счету по методике Домана

В домашних условиях отпрыска можно научить считать. Доман выявил, что у взрослых и детей различные понятия о счете: первые представляют в уме конкретную цифру, вторые ассоциируют число с количеством предметов (конфет, яблок). По этой причине цифры на обучающих картинках представлены красными точками, количество которых соответствует определенному числу.

Автор подробно рассказывает, как заниматься с материалом, в своих трудах:

  • Приобретают 100 карточек, на которых изображено от 1 до 100 кружков.
  • Обучение счету проводится по следующей методике: в день ребенку показывают по 5 изображений в 3 сеанса. Каждый день из поля зрения ребенка удаляют по 2 карточки со знакомыми цифрами и добавляют новые изображения.

Методика Домана предполагает, что обучающийся с помощью наглядного примера сможет установить связать между количеством предметов и цифрой. Благодаря этому малыш быстро научится выполнять математические действия с многозначными числами. Представленный ранее алгоритм подходит и для обучения чтению.

раннего развития

Для раннего развития детей используются дидактические материалы

Плюсы и минусы методики

К списку плюсов данного способа развития детей можно отнести:

  • совершенствование родителями воспитательных моментов;
  • возможность обучения раннего развития малышей (с 1 года);
  • ненавязчивую форму представления новой информации
  • развитие памяти у детей;
  • доказанную эффективность метода;
  • стимулирование умственных и физических способностей малыша одновременно.

Список недостатков метода:

  • необходимость приобретения обучающих карточек. Демонстрационный материал можно купить в магазинах или изготовить самостоятельно;
  • необходимость соблюдения определенного временного режима. Набор карточек показывают ежедневно через определенный промежуток времени. Это не очень удобно для занятых мам и пап;
  • неэффективность методики для обучения детей старше 5–6 лет.

Один из существенных минусов — вероятность того, что малыш откажется заниматься по карточкам. Врач не описывает, что делать в таких случаях.

Видео

Читайте далее: методика зайцева

26 июня 2019 12:30 | Отредактировано: 29 февраля 2020 10:30

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Карточка справка 0504417 инструкция по заполнению
  • Картоцид для хвойных инструкция по применению цена отзывы
  • Картоцид для растений инструкция по применению
  • Картофен лекарство инструкция цена таблетки
  • Картофельная формула удобрение для картофеля инструкция по применению цена и отзывы