Значение слова методика
Словарь Ушакова
методика
методика, методики, жен. Система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела.
О словаре
«Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д.Н. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова.
Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов.
Современный экономический словарь (1999)
методика
конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях «методика расчета», «методика оценки», «методика составления, разработки».
О словаре
Современный экономический словарь 1999 года — научно-справочный словарь, содержащий более 10 тысяч терминов и определений, применяемых в экономической отрасли России и других стран с рыночной экономикой в настоящее время.
Словарные статьи издания освещают как термины из области общей экономики, так и термины из области финансов, валюты, налогов, бухучета, аудита, управления, страхования, менеджмента, статистического учета, маркетинга и других.
Словарь будет полезен специалистам и студентам экономических вузов, а также всем, интересующимся современной экономикой России и мира.
Словарь экономических терминов
методика
конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа сушествования. Чаще всего применяется в словосочетаниях «методика расчета», «методика оценки», «методика составления, разработки».
О словаре
Словарь экономических терминов — научно-справочный словарь, посвященный экономическим терминам и определениям, применяемым в современной экономической отрасли России и мира. В словаре отражены основные понятия общей экономики, а также специальных ее разделов, включая, но не ограничиваясь маркетингом, менеджментом, страховыми услугами, налогами и финансами, биржевым делом, трудовым и уголовным правом. Всего словарь содержит около 2200 терминов.
Словарь будет полезен студентам и преподавателям экономических вузов, а также работникам и специалистам экономической отрасли.
Тезаурус русской деловой лексики
методика
Syn: метод, способ, технология, методология
О словаре
Тезаурус русской деловой лексики, впервые вышедший в свет в 2004 году, содержит в себе исчерпывающий на момент издания перечень русской лексики, принадлежащий деловой прозе.
Словарные статьи отражают значение и синонимические ряды для терминов и определений, используемых в текстах деловой направленности: в деловой переписке, технической документации, договорах и так далее.
Составителями словаря являются лексикографы компании ABBYY — международной компании, разрабатывающей решения в области интеллектуальных технологий. Тезаурус будет полезен лицам, чья деятельность связана с делопроизводством, а также всем интересующимся.
Словарь Ожегова
методика
МЕТОДИКА, и, ж.
1. Наука о методах преподавания.
2. Совокупность методов обучения чемун., практического выполнения чегон. М. опытов.
| прил. методический, ая, ое.
О словаре
Словарь С. И. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России (тогда — в Советском Союзе) после Октябрьской революции.
Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем.
В словаре представлено около 80 тысяч слов и фразеологизмов, большое количество общелитературной и просторечной лексике, дана информация по правильному написанию и произношению слова, приведены примеры употребления.
Словарь Ефремовой
методика
- ж.
- Научная дисциплина о методах преподавания чего-л.
- Совокупность методов обучения чему-л. и приемов выполнения чего-л.
О словаре
Толково-образовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка. В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи.
Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается. Одна из особенностей словаря — формирование заглавных показателей есть через связь по значению слов. Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
методика
— см. Обучение и Педагогика.
О словаре
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — универсальный русскоязычный энциклопедический словарь, изданный в период 1890-1907 годов.
Словарные статьи охватывают широкий круг вопросов, от истории России и ее науки, которым отведено два полутома словаря, до юриспруденции.
Манера изложения словаря лишена привычной стилизации и некоторые статьи изложены художественным языком. В составлении словаря принимали участие именитые ученые того времени, в том числе Д.И. Менделеев.
Словарь будет интересен широкому кругу читателей и полезен тем, кто хочет познакомиться с представлениями о науке и культурными особенностями России того времени.
Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову методика
Примеры употребления слова методика
- Например: методика научного исследования, методика сварки труб, методика дошкольного воспитания.
Синонимы к слову методика
- методология
Однокоренные слова к слову методика
- аэрогаммаметод
- метод
- метода
- методизм
- методист
- методистский
- методически
- методический
- методично
- методичность
- методичный
- методологический
- методология
- научно-методический
- методистка
Смотреть что такое МЕТОДИКА в других словарях:
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА, -и, ж. 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупностьметодов обучения чему-н., практического выполнения чего-н. М опытов. IIприл. методический, -ая, -ое…. смотреть
МЕТОДИКА
методика ж. 1) Научная дисциплина о методах преподавания чего-л. 2) Совокупность методов обучения чему-л. и приемов выполнения чего-л.
МЕТОДИКА
методика ж.method(s) (pl.) методика преподавания иностранных языков — methods of language teaching, methods of teaching languages
МЕТОДИКА
методика
сущ., кол-во синонимов: 2
• годегетика (1)
• методология (3)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
годегетика, методология… смотреть
МЕТОДИКА
Методика — см. Обучение и Педагогика.
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА(греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам.Словарь иностранных слов, во… смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познан… смотреть
МЕТОДИКА
ж.(исследования) technique, procedure, method(ology)- аудиометрическая методика- биодокументальная методика- графомоторная методика исследования- диффе… смотреть
МЕТОДИКА
мето́дика
сущ., ж., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? мето́дики, чему? мето́дике, (вижу) что? мето́дику, чем? мето́дикой, о чём? о мето́дик… смотреть
МЕТОДИКА
МЕТО́ДИКА, и, ж.1. Сукупність взаємопов’язаних способів та прийомів доцільного проведення будь-якої роботи.Мічурін показав Калініну всі свої досягнення… смотреть
МЕТОДИКА
Ориентируясь на определение, предлагаемое A. М. Новиковым, под методикой можно понимать раздел педагогической науки, связанный с исследованием закономерностей обучения определенному предмету или курсу и включающий в себя в общем случае: 1) изучение истории преподавания предмета, курса; 2) определение целей и задач предмета, курса, их места в общей системе образования; 3) определение содержания учебного предмета, курса, научное обоснование учебных программ, учебников; 4) разработку организационных форм и методов обучения, соответствующих целям и содержанию; 5) разработку средств обучения, в том числе учебников, учебного оборудования, технических средств обучения; 6) определение требований к подготовке преподавателей данного предмета, курса. В этом случае правомерно говорить о методике учебного предмета или курса. Совокупность методик учебных предметов или курсов, основанную на определенной (базовой) дидактической теории, выполняющей роль системообразующего фактора, по мнению B. И. Андреева, можно называть методической системой…. смотреть
МЕТОДИКА
Методика – установленный способ осуществления деятельности.
Примечания:
1. Во многих случаях методики документируются, [например, методики си… смотреть
МЕТОДИКА
⊲ МЕТОДИКА 1784, и, ж.Лат. methodice, через нем. Methodik.Часть педагогики, занимающаяся методами преподавания различных наук.Одну из важнѣйших частей … смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетания… смотреть
МЕТОДИКА
Конкретное, инструментальное описание метода. Специалисты консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС» так определяют методику: это некая процедура, свод правил или приемов, алгоритм и т.п., позволяющий среднеодаренному Пользователю существенно повысить вероятность решения определенного класса задач в отсутствие Автора методики. В частном — и наиболее сложном — случае эти задачи могут быть творческими (нестандартными, креативными). ПРИМЕР: В средневековье среди математиков устраивались чемпионаты по делению чисел, написанных римскими цифрами. После перехода к более технологичной арабской (позиционной) системе счисления и разработки методики «деления столбиком», победить в этом чемпионате вполне мог бы ученик современной начальной школы… Педагогический прием … смотреть
МЕТОДИКА
method, policy, procedure, strategy, technique, technology, theory* * *мето́дика ж.technique, procedure; methods, methodologyмето́дика взя́тия образцо… смотреть
МЕТОДИКА
1) Орфографическая запись слова: методика2) Ударение в слове: мет`одика3) Деление слова на слоги (перенос слова): методика4) Фонетическая транскрипция … смотреть
МЕТОДИКА
(от греч. methodike — совокупность методов) — англ. те-thodics; нем. Methodik. 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к.-л. деятельности. 2. Всоциологии — система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их систематизации и средств их анализа. К М. относят: способы сбора первичной информации, правила осуществления выборочных исследований, способы построения соц. показателей и др. специализированные процедуры эмпирического исследования, а также М. анализа данных и др. техники, разрабатываемые в других областях знания и используемые в социологии.
Antinazi.Энциклопедия социологии,2009
Синонимы:
годегетика, методология… смотреть
МЕТОДИКА
Сколько певцов–столько и методик (постановки голосов). В мировой вокальной школе существует две методики постановки голосов: основная и вторичная. А. Варламов, русский певец и педагог, делил все голоса на густые и высокие (легкие). Методика постановки густых голосов – основная, а методика постановки легких голосов – вторичная. Густые голоса в той или иной степени должны быть знакомы со вторичной методикой. Но легким голосам (высоким тенорам и сопрано) методика постановки сильного густого голоса, т. е. любого другого, кроме вышеназванных, не только не нужна, но и противопоказана, т. к. грозит сбить голос с высокой позиции и с резонансной «точки»…. смотреть
МЕТОДИКА
1) Нормативная упорядоченность действий в какой-либо деятельности, а также вербальное ее отражение в форме описания, предписания, представления (мысленного); алгоритм конструирования, организации и осуществления деятельности; алгоритмический процесс осуществления результативной деятельности; алгоритмическое предписание для осуществления результативной деятельности; алгоритмическое описание процесса организации (осуществления) деятельности и способов достижения ее результатов. 2) Область прикладного, «инструментально-практического» знания об организации и осуществлении результативной деятельности. (Титова Е.В.)… смотреть
МЕТОДИКА
— (от греч. methodike — совокупность методов) — англ. methodics; нем. Methodik. 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к.-л. деятельности. 2. Всоциологии — система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их систематизации и средств их анализа . К М. относят: способы сбора первичной информации, правила осуществления выборочных исследований, способы построения соц. показателей и др. специализированные процедуры эмпирического исследования, а также М. анализа данных и др. техники, разрабатываемые в других областях знания и используемые в социологии…. смотреть
МЕТОДИКА
Установленный способ осуществления деятельности П р и м е ч а н и я. Во многих случаях методики документируются (например, методики системы качества). Когда какая-либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная методика» или «документальная методика». Письменная или документальная методика обычно включает: цели и область деятельности; что должно быть сделано и кем; когда, где и как это должно быть сделано; какие материалы, документы и какое оборудование должны быть использованы; и каким образом это должно быть проконтролировано и зарегистрировано. … смотреть
МЕТОДИКА
method ) — совокупность конкретных операций, процедур проведения эксперимента. Одним из условий достижения внутренней валидности является точность ( precision ) соблюдения М. При проведения лабораторных экспериментов особо обсуждается вопрос о соответствии компонентов М. теоретическим понятиям, привлекаемым для определения независимой переменной (например, может ли резкий звук зуммера расцениваться как “наказание” и т. п.) (см. Операциональная валидность). М. подробно излагается в соответствующем разделе экспериментального отчета. … смотреть
МЕТОДИКА
ж. technique методика контактного массажа (ультразвуком) — method (of ultrasonic) contact massage лабильная методика ультразвуковых процедур — lability ultrasonic technique методика ультразвуковых процедур с использованием поглаживаний — stroking technique of ultrasound стабильная методика ультразвуковых процедур — stationary ultrasonic technique лабильная методика физиотерапевтических процедур — lability physical therapeutic technique<p>— стабильная методика физиотерапевтических процедур</p><div class=»fb-quote»></div>… смотреть
МЕТОДИКА
(см. также метод, процедура, способ, путь) method(s), procedure, technique(s), strategy• Данная методика будет использоваться в последующих главах. — T… смотреть
МЕТОДИКА
1) methods2) procedure3) procedures4) technique– методика запуска– методика измерений– методика проведения– методика программирования– методика расчета… смотреть
МЕТОДИКА
Моки Мода Мка Миот Мио Микадо Мик Мид Методика Метод Метко Метка Мета Меота Медок Медио Медико Медик Медиа Мед Матико Мат Мао Маки Макет Мак Кот Коми Комета Кома Ком Код Коат Кмет Кито Кит Киот Ким Кета Кед Кеа Катод Катио Кат Кадет Итак Иодат Икт Икота Идо Ида Емко Едок Едко Еда Дот Домик Дома Мот Мотка Ода Ока Дом Докт Окат Омет Отек Откид Док Димка Там Тема Тим Дикт Ток Том Дико Детка Томик Дек Дак Атом Атм Амт Амок Амид Акт Акм Аким Акие Аки Томка Диета Тимка Тик Теком Дим Дит… смотреть
МЕТОДИКА
ж
technique(s), procédure; см. тж метод
методика разработки и принятия решений — techniques de décision
методика анализаметодика актуарных расчётовметодика бухгалтерского учётаметодика контроляметодика опросаметодика оцениванияметодика планированияметодика проверкиметодика работыметодика расчётаметодика расчёта налоговметодика расчёта ценметодика составления балансаметодика управлениянестандартная методиканормативная методикаосновная методикастандартная методика… смотреть
МЕТОДИКА
1) совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы; — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету, в которой излагаются правила и методы преподавания какого-либо отдельного учебного предмета (дисциплины). М. Обучения включает: установление значения учебной дисциплины;определение задач и содержания обучения; выработку соответствующих методов, организационных форм и средств обучения. … смотреть
МЕТОДИКА
методыка, -кі- методика диагностики- методика диагностическая- методика идентификации микрорельефа поверхности- методика ИК-спектральная- методика испы… смотреть
МЕТОДИКА
Довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели. Обычно этот термин употребляется с коннотацией, что эти процедуры требуют определенной квалификации, и владение ими отражает некоторый уровень опытности. Термин употребляется очень широко, и, как правило, к нему добавляется некоторое уточняющее слово, например, статистическая методика, экспериментальная методика и т.д. Ср. с методом и процедурой…. смотреть
МЕТОДИКА
1. Совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте.
2. Конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.
3. Наука о методах обучения. … смотреть
МЕТОДИКА
1. Совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте.
2. Конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.
3. Наука о методах обучения…. смотреть
МЕТОДИКА
рос. методика
1. Конкретизація методу, доведення його до чіткого опису способу здійснення розробок, розрахунків, прогнозів, оцінок кон’юнктури тощо. 2. Розділ теорії, науки, практичної педагогіки, що вивчає, узагальнює і складає правила і методи викладання певної науки, якогось навчального предмета. 3. Узагальнення досвіду, способів, підходів, технологічних прийомів здійснення завдань, реалізації планів, програм…. смотреть
МЕТОДИКА
-и, ж.
1.Совокупность методов, приемов практического выполнения чего-л.Методика научного исследования.2.Учение о методах преподавания той или иной нау… смотреть
МЕТОДИКА
корень — МЕТОД; суффикс — ИК; окончание — А; Основа слова: МЕТОДИКВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — МЕТОД; ∧ — ИК; ⏰ — А; Слово Ме… смотреть
МЕТОДИКА
-и, ж. 1) Сукупність взаємозв’язаних способів та прийомів доцільного проведення будь-якої роботи. 2) Документ, який описує послідовність методів, прав… смотреть
МЕТОДИКА
yöntemler* * *жyöntemler; metotlarмето́дика обуче́ния ру́сскому языку́ — Rusça öğretme yöntemleriСинонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
ж. metodica f, metodologia f; modalità f pl; tecnica f — методика проведения испытаний
МЕТОДИКА
імен. жін. роду1. сукупнiсть прийомiв доцiльного проведення будь-якої роботи2. вчення про методи викладання певної науки, предметаметодика¤ за методик… смотреть
МЕТОДИКА
1) (совокупность методов выполнения чего-либо) 工作方法 gōngzuò fāngfǎметодика научного исследования — 科学研究的方法2) (преподавания) 教学法 jiàoxuéfǎСинонимы:
год… смотреть
МЕТОДИКА
. использовать методику; по методике; подход
• In our experiment we use different strategy (or procedure).
Синонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.Словарь бизнес-терминов.Академик.ру.2001.Синонимы:
годегети… смотреть
МЕТОДИКА
(греч. methodos) довольно определённая, условная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели. Обычно этот термин используют с коннотацией, что эти процедуры требуют не столько изобретательности, сколько определённой квалификации, и владение ими отражает лишь некоторый уровень опытности исследователя…. смотреть
МЕТОДИКА
– конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования; совокупность исследовательских методов и приемов, а также формы и способы их использования, при помощи которых осуществляется познание педагогических явлений и процессов; процедуры, используемые в конкретном исследовании [24, c. 80; 80, c. 291; 89, c. 13]…. смотреть
МЕТОДИКА
совокупность методов практического выполнения чего-л., обучения чему-л. и воспитания, напр.: М. научного исследования, лабораторных исследований; М. сварки труб большого диаметра, М. сварочных работ на высоте; М. определения концентрации вредных веществ в рабочей зоне, М. испытания потенциально опасного оборудования и др…. смотреть
МЕТОДИКА
жMethodik f; Didaktik fметодика обучения иностранным языкам — Fremdsprachendidaktik fСинонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
– совокупность приемов научной или практической деятельности. В конфликтологии под М. понимается система методов и приемов научной деятельности, используемая для решения конкретной исследовательской задачи с описанием последовательности и технологии применения этих методов и приемов…. смотреть
МЕТОДИКА
[от греч. methodike] 1) совокупность методов, приемов практического выполнения чего-л.; 2) отрасль педагогики, изу чающая принципы, методы, приемы и средства обучения и воспитания; 3) учение о методах преподавания той или иной научной дисциплины, того или иного учебного предмета… смотреть
МЕТОДИКА
-и, ж. 1》 Сукупність взаємозв’язаних способів та прийомів доцільного проведення будь-якої роботи.2》 Документ, який описує послідовність методів, прав… смотреть
МЕТОДИКА
методикаמֶתוֹדִיקָה נ’* * *דרךסדרשיטהשיטתיותСинонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
ж.procedure, technique- методика вычислений- методика измерения- методика калибровки- методика наблюдений- методика облучения- экспериментальная методи… смотреть
МЕТОДИКА
совокупность, система конкретных методических приемов, используемых для решения теоретических и практических задач; совокупность приемов, способов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Методика олицетворяет не стратегию, а тактику научного познания. … смотреть
МЕТОДИКА
мето́дика,
мето́дики,
мето́дики,
мето́дик,
мето́дике,
мето́дикам,
мето́дику,
мето́дики,
мето́дикой,
мето́дикою,
мето́диками,
мето́дике,
мето́диках
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
годегетика, методология… смотреть
МЕТОДИКА
технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры…. смотреть
МЕТОДИКА
совокупность конкретных способов и приемов экономических, технико-экономических и экономико-математических расчетов, необходимых для разработки отдельных видов, разделов и показателей плана, их координации и увязки с рынком, анализа выполнения и других целей. … смотреть
МЕТОДИКА
Ударение в слове: мет`одикаУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: мет`одика
МЕТОДИКА
(1 ж); мн. мето/дики, Р. мето/дикСинонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
суть результат логически организованной («логико-семантического уточнения») конкретизации метода до уровня, предшествующего проекту. Для «применения» методики требуется провести «оставшуюся» конкретизацию до уровня проекта с учетом условий деятельности … смотреть
МЕТОДИКА
методика [гр. methodike] — 1) совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-л. работы; 2) отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (м. языка, м. арифметики в т. д.). <br><br><br>… смотреть
МЕТОДИКА
жmétodo m; (учение о методах преподавания) metodologia (método) de ensinoСинонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
способ достижения определённой цели; совокупность способов целесообразного поведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки,исследующая закономерности, правила, методы и приёмы обучения, осуществление воспитательной деятельности…. смотреть
МЕТОДИКА
Rzeczownik методика f metodyka f
МЕТОДИКА
(гр. methodike) совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В социологии это совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки социологической информации…. смотреть
МЕТОДИКА
(греч. methodike) — 1) совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; 2) отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенному учебному предмету…. смотреть
МЕТОДИКА
конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях «методика расчета», «методика оценки», «методика составления, разработки»…. смотреть
МЕТОДИКА
мето́дика
(грец. μεθοδικά)
1. Розділ педагогіки, що вивчає і складає правила і методи викладання якогось навчального предмета.
2. Узагальнення досвіду, способів, прийомів доцільного здійснення будь-якого завдання…. смотреть
МЕТОДИКА
методика, мет′одика, -и, ж.1. Наука о методах преподавания.2. Совокупность методов обучения чему-н., практического выполнения чего-н. М. опытов.прил. м… смотреть
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА методики, ж. Система правил, изложение методов обучения чему-н. или выполнения какой-н. работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела.<br><br><br>… смотреть
МЕТОДИКА
методика = ж. 1. (наука о методах преподавания) methodics; 2. (совокупность методов выполнения чего-л.) methods pl. ; методист м. , методистка ж. specialist in educational methods. <br><br><br>… смотреть
МЕТОДИКА
f.methods, proceduresСинонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
мето́дика[меитодиека]-кие, д. і м. -иец’і
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА, -и, ж. 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь М опытов. || прилагательное методический, -ая, -ое…. смотреть
МЕТОДИКА
совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы.Синонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
методика; ж.
(гр.)
1. Сукупність взаємопов’язаних способів і прийомів доцільного й ефективного проведення певної роботи.
2. Вчення про методи викладання певної науки, предмета…. смотреть
МЕТОДИКА
методика ж Methodik f; Didaktik f методика обучения иностранным языкам Fremdsprachendidaktik fСинонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
— конкретный план действий на основе метода, создание инструкции, четкого алгоритма.Синонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
ж.procedure- методика испытаний- методика типовых испытаний
МЕТОДИКА
совокупность методов (способов и приемов) выполнения системных исследований или для систематического последовательного выполнения какой-либо работы.
МЕТОДИКА
мето’дика, мето’дики, мето’дики, мето’дик, мето’дике, мето’дикам, мето’дику, мето’дики, мето’дикой, мето’дикою, мето’диками, мето’дике, мето’диках
МЕТОДИКА
организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи; выполняет функцию методической инструкции.
МЕТОДИКА
совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь [34. – С. 63].
МЕТОДИКА
мето́дикаСинонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
мет’одика, -иСинонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
ж.méthode fСинонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
metodikkСинонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
1) method
2) procedure
3) technique
МЕТОДИКА
сущ.жен.ӑслайлӑх, меслетлӗх; ӑслайсем, меслетсем; методика преподавания языка чӗлхе вӗрентес ӗҫ меслечӗсем
МЕТОДИКА
совокупность приемов, процедур и операций по установлению социальных фактов и их систематизации.
МЕТОДИКА
Мето́дикаjinsi (-), utaratibu ед.
МЕТОДИКА
Начальная форма — Методика, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное
МЕТОДИКА
ж.
metodologia, metodica
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
годегетика, методология
МЕТОДИКА
совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.
МЕТОДИКА
method, strategy, policy, (выполнения и т. п.) procedure, technique, technology
МЕТОДИКА
совокупность способов и приемов, предназначенных для конкретного исследования.
МЕТОДИКА
ж.
методика (бир нерсеге үйрөнүү же бир жумушту аткаруудагы эреже, жол).
МЕТОДИКА
Ж metodika (1. üsullar sistemi; 2. pedaqogikanın tədris üsulları bəhsi).
МЕТОДИКА
әдістеме;- методика обучения родному языку ана тілін оқытудың әдістемесі
МЕТОДИКА
совокупность технических приемов, связанных с данным исследованием.
МЕТОДИКА
частный вариант метода, не стандартизованный метод исследования.
МЕТОДИКА
установлений спосіб діяльності або здійснення процесу.
МЕТОДИКА
Мето́дика, -ки, -ці; -дики, -дик
МЕТОДИКА
procédé, (синтеза) mode opératoire, technique
МЕТОДИКА
1) policy 2) procedure, PROC 3) technique
МЕТОДИКА
методика;
методика лӧсьӧдысь — методист
МЕТОДИКА
{меито́диека} -кие, д. і м. -иеці.
МЕТОДИКА
methodology, procedure, strategy
Привет, Вы узнаете про методология, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое
методология, метод, методика, метод в логике, метод в математике, малоформализованные методы психодиагностики , настоятельно рекомендую прочитать все из категории ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ и организация научно-исследовательской деятельности.
Понятие
метод ологии
методология (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.
Современные энциклопедические определения методологии:
«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» (Советский энциклопедический словарь).
«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (Философский энциклопедический словарь).
Если обобщить эти определения и придать бóльшую строгость, то можно дать следующее:
Методология – это учение об организации деятельности. Т
В науке выделяют следующие три компонента, соответствующие
различным уровням познания явлений:
- — эмпирические основы науки,
- — теоретические основы,
- — методологические основы.
Теоретические основы науки составляют теории, концепции, гипотезы, понятийный и научно-методический аппарат. Эмпирические основы формируются фактами и эмпирическими гипотезами. А что же представляют собой методологические основы науки? Методологические основы (обычно их называют более кратко – методология) образуют ту
часть науки, которая представляет собой учение о ее теориях и методах,
об их создании и применении на практике.
Методология науки (от метод и …логия) – это:
- — учение о формах и способах научного познания, о структуре и логической организации научно-исследовательской деятельности, о методах и теориях;
- — принципы построения и использования методов, их научное обобщение (например: методология управления, методология планирования, методология учета).
Если кратко, то методология науки – это наука о науке.
Методология науки решает такие задачи, как выявление объекта и
предмета исследования, постановка научной проблемы, разработка метода решения рассматриваемой задачи, проверка достоверности и оценка значимости результатов научного исследования. Как следует из
самого термина «методология», не последнюю роль в методологии
науки играют вопросы построения и применения научных методов.
Структура методологии
Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме), практическая же — это программа (алгоритм), набор приемов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.
В методологии можно выделить следующую структуру:
- основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;
- характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;
- логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач;
- временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы.
- технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.
Таким образом, можно предложить следующую «схему структуры методологии»:
1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;
2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;
3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;
4. Временнáя структура деятельности: фазы, стадии, этапы.
Такое понимание и построение методологии позволяет:
- — с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности;
- — отсечь от методологии традиционно приписываемые ей излишние наслоения;
- — найти общую логику таких широко обсуждаемых в современной литературе вопросов, как инновационная деятельность, проектирование систем, технологии, рефлексия и др.
Методология также делится на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.
История методологии
Зарождение методологии в Древнем Египте, XIV в. до н.э. Начатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Так, в Древнем Египте геометрия выступала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей. Важную роль при этом сыграла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям, их последовательности, выбору наиболее эффективного способа действия.
Интерес к методологии у античных философов, VI-V вв. до н.э. С развитием производства, техники, искусства, элементов науки и культуры в целом методология становится предметом специальной теоретической рефлексии, формой которой выступает прежде всего философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине. Так, например, в учении Гераклита «многознание» противопоставляется уму как способу познания диалектики мироздания — всеобщего логоса, отличного от многообразия получаемых ненадежным путем «мнений», преданий и др. Правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания стали предметом специального исследования в философии софистов.
Изменения в методологии в эпоху капитализма, XVI-XVII вв. До нового времени проблемы методологии не занимали особого места в системе знания и включались в контекст натурфилософских и логических построений. Развитие производительных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации вызвало бурный расцвет естествознания, что потребовало коренных изменений в методологии. Эту потребность отразило направленное против схоластики учение Ф. Бэкона об индуктивном эмпирическом подходе к явлениям природы.
Развитие диалектической методологии, XVIII-XIX вв. Ограниченность как рационалистического, так и эмпиристического направлений в методологии была выявлена немецкой классической философией, которая подвергла критическому анализу условия познания, его формы и организующие принципы. В противовес механистической методологии, метафизически трактовавшей пути и способы познания, была развита диалектическая методология, выступившая в классической немецкой философии в идеалистической форме (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Возникновение диалектико-материалистической методологии, XIX в. Рациональные принципы методологии предшествующих эпох были обобщены и переработаны на последовательно материалистической основе в марксистской философии, обогащенной новыми достижениями науки и социальной практики . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Диалектический метод претерпел в марксизме коренные преобразования: из метода анализа форм знания самих по себе — безотносительно к реальности и объективным закономерностям ее развития — он стал методом наиболее полного и содержательного исследования этого развития, орудием не только теоретического познания, но и революционного преобразования действительности на началах научного коммунизма.
Развитие методологии в ХХ веке В 20 в. происходит быстрый рост методологических исследований, что обусловлено революционными изменениями в социальной практике, науке, технике и др. сферах жизни. Особое влияние на развитие методологии оказывают процессы дифференциации и интеграции научного знания, коренные преобразования классических и появление множества новых дисциплин, превращение науки в непосредственную производительную силу общества.
Кризис методологии в конце ХХ века. Самостоятельное развитие методологии продолжалось примерно до начала 1980-х годов. Начиная с этого периода обозначается кризис методологической мысли, обусловленный, отчасти, ее обособлением от философии. Трансформация некоторых направлений методологии (например, школы системо-мыследеятельностной методологии, возглавляемой Г. П. Щедровицким) в чистую технологию мышления (на основе теорий деятельности и мыследеятельности) является достаточно закономерным явлением. Это происходит, во-первых, вследствие самостоятельного развития методологии, во-вторых, ее натурализации, то есть понимания как нормативной метатеории. Задача методологии в этих направлениях стала усматриваться в нормировании любого мышления, в общей методологической экспансии в различные сферы деятельности. Представители этого нормативного направления утверждали, что схемы методологии универсальны и не зависят от содержания и характера тех или иных предметов. Такая позиция закономерно привела к снижению интереса к методологии и к вполне справедливому ее обвинению в формализме.
Понятие метода
Метод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — способ достижения какой-либо цели.
В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.
Метод – это совокупность мыслительных и практических операций, направленных на решение конкретного типа задач.
Методы научного познания классифицируются по разным основаниям. С точки зрения сферы использования методы подразделяют на
общенаучные и специальные.
- Специальные методы – это специфические методы, характерные для отдельных наук.
- Общенаучные методы – это методы, используемые во множестве научных дисциплин.
Кроме этого, методы подразделяют на:
- — методы теоретического исследования,
- — методы эмпирического исследования,
- — теоретико-эмпирические методы, применяемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне познания.
Такое деление связано с разделением научных исследований на теоретические и эмпирические (то есть основанные на опыте). Основные методы эмпирического исследования – наблюдение и эксперимент.
Основные методы теоретического исследования – гипотетический, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический, логический, исторический методы, а также формализация, идеализация и метод восхождения от абстрактного к конкретному. В теоретических исследованиях применяется
и эксперимент, но здесь это мысленный эксперимент, осуществляемый без какого-либо оборудования.
Разновидности методов
- Аналитический метод
- Дедуктивный метод
- Диалектический метод
- Индуктивный метод
- Интуитивный метод
- Научный метод
- Обобщенный метод
- Экспериментальный метод
- Метод обобщений (математика)
- и другие
Методы в математике
метод в математике — синоним способа, алгоритма решения задачи, достижения цели.
Метод в объектно-ориентированном программировании — процедура или функция, принадлежащая какому-то классу или объекту.
В программной инженерии метод — технический способ построения программного обеспечения. Ср. с методологией.
Метод в информатике — единый обобщенный способ решения задач определенного класса.
Метод решения — ошибочный, если он дает неправильные результаты для определенных задач.
Метод решения — правильный, если он дает правильные результаты для всех задач данного класса.
метод в логике
Метод— это способ построения системы знания, совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности.
Современная система методов столь же разнообразна, как и сама наука. Различают экспериментальные, теоретические, эвристические и алгоритмические методы. Можно выделить количественные и качественные методы изучения реальности. В зависимости от степени обоснованности можно выделить статистические, вероятностные, гипотико-индуктивные и дедуктивные методы. Исходя из механизма обобщения рассматривают синтетические и аналитические, индуктивные и дедуктивные методы, методы идеализации, обобщения, типологизации и классификации.
Каждый из этих методов конкретизируется в какой-либо науке и наполняется своим конкретным содержанием. Некоторые методы являются универсальными, другие — более ограничены. Например, эмпирический метод. Он заключается в накоплении, описании, объяснении, классификации и систематизации фактов и данных экспериментов над явлениями. Будучи конкретным, он далек от универсальности.
Перейдем к рассмотрению некоторых методов, используемых в логике.
Прежде всего это эвристический метод. Он представляет собой нахождение некоторого алгоритма решения проблемы. Здесь начинают играть существенную роль методы познания, связанные с математикой. В то же время данный метод, хотя и является теоретическим, тесно связан с эмпирическими методами построения теорий.
Более эффективным в логике является использование аксиоматического метода. Это способ построения теории, при котором некоторые положения теории выбираются в качестве исходных, а все остальные ее положения выводятся из них чисто логическим путем с помощью доказательств. Исходные положения называются аксиомами, а положения, доказываемые на их основе, — теоремами. Далее формулируется система правил, позволяющая преобразовывать исходные положения и из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений — теорем.
Одним из важных методов логики является метод формализации. Этот метод основывается на различении естественных и искусственных языков. Естественные языки складываются в процессе коммуникации и служат средством общения, передачи информации, выражения эмоций и т. д. В отличие от них искусственные языки ориентированы на строго определенные и ограниченные задачи исследования. Они претендуют не только на сокращение записи, но и на более эффективную работу. Над формулами искусственных языков можно проводить операции, получать из них новые формулы и отношения. Символическое исчисление становится аналогом рассуждения, позволяющим дедуктивным (строго доказательным) образом из одних структур знаков и символов получать другие, выражающие новое знание о данном объекте.
В символических языках определенные символы, обозначая соотношения между понятиями, соответствуют слову или выражению естественного языка. Таким образом, между структурами мышления и структурами их языкового выражения существует определенное соответствие. Это приводит к тому, что внутри формальной логики операции с мыслями о предметах можно заменить действиями со знаками и символами. Следовательно, формализация в данном случае представляет собой логический метод уточнения содержания мысли посредством уточнения ее логической формы.
малоформализованные методы психодиагностики
К малоформализованным методам относятся беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.
Положительными сторонами данных методов выступают:
- — гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;
- — возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;
- — высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;
- — стремление к всестороннему описанию личности.
В качестве недостатков необходимо отметить следующее:
- — субъективизм диагностических суждений;
- — сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;
- — значительные временные затраты на их проведение;
- — непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).
Понятие методики
методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.
К понятию метода близко понятие методики. Однако не следует путать эти два термина.
Методика – это конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа осуществления
(например, методика расчета показателя, методика оценки стоимости).
Методика исследования – это совокупность методов и приемов, необходимых для проведения исследования, а также правила
применения методов и приемов из этой совокупности.
Понятие «методика» в различных отраслях
Образование
Методика в образовании — описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах ; «собирание правил воспитательной деятельности»
Методика обучения предмету включает в себя:
- цели обучения
- образовательные цели
- развивающие цели
- воспитывающие цели
- практические цели
- принципы обучения
- содержание обучения
- средства обучения
- формы обучения
- методы обучения
- общие методы обучения
- частные методы обучения
Психодиагностика
Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика — на решение частных задач. Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик.
Требования к методике
Необходимыми требованиями к методике, как к конкретному «рецепту», процедуре, являются следующие:
- реалистичность;
- воспроизводимость;
- внятность;
- соответствие целям и задачам планируемого действия, обоснованность;
- результативность.
Применение методики, метода и методологии
Рис иерархия знаний
В теории экспериментальной психологии исследователь должен представлять разделение следующих гносеологических психологических категорий: методология, метод, методика, средство исследования, технология и техника, тестирование, моделирование и др. (рис. 1.3), на которых коротко остановимся.
Рис. 1.3. Терминологическая система методологии психологических исследований
В научной литературе термин «методология» определяется по крайней мере в рамках четырех плоскостей. Некоторые авторы трактуют методологию как систему принципов и способов организации и построения исследования1. А. Я. Анцупов, М. И. Дьяченко и другие исследователи придают этой категории путеводный статус и определяют ее как путь исследования с помощью методов объективных проявлений психики и раскрытия закономерностей . В Энциклопедическом словаре отмечается, что методология исследования является неким учением о методах, методиках, способах и средствах познания . Согласно А. Реберу (A. Reber) это система методов, конкретные процедуры и средства, использующиеся в исследовании .
Структура понятия «методология» представлена также в виде четырех основных элементов: теоретического, содержательного, практического и формального. Теоретическая составляющая методологии стремится к модели идеального знания — это гносеология (наука о познании). Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования — это эпистемология (наука о путях, методе познания). Практическая составляющая методологии — это программа (алгоритм), набор приемов и способов достигнуть практической цели, не погрешив против истины. Наконец, формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.
Методология, опираясь на принятые теории и концептуальные подходы, определяет (и включает) способы, средства, методы и технологии исследования. Совокупность нескольких методов принято называть методологическим подходом.
Метод (греч. methodos — путь исследования или познания) — это постоянно развивающийся и видоизменяющийся способ или совокупность способов, приемов и операций, шагов, действий. В данном пункте взгляды многих исследователей совпадают. Однако в содержательной части («способ чего?») проявляются разногласия авторов. Одни определяют метод как способ построения и обоснования системы знаний (действительности) , другие — как способ решения определенной задачи, достижения какой- либо цели , третьи — как способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме1. С. Л. Рубинштейн пишет о методе как о способе, посредством которого познается предмет науки . В Психологическом словаре отмечается, что метод — эго способ изучения психологических проявлений личности человека . В Философском словаре метод трактуется как способ теоретического и практического освоения (познания) деятельности[10].
В отличие от метода методика имеет авторство. В Словаре бизнес-терминов методика определяется как совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы[11]. С. Л. Рубинштейн указывает на методику как на частный, вспомогательный или промежуточный метод исследования[12]. А. Ребер утверждает, что методика — это производная от метода, конкретизированная для реальной ситуации определенная усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели[13].
В рамках теоретического представления терминов психологической гносеологии средство исследования представлено синонимично понятию «метод» и трактуется как прием, способ действия для достижения чего- нибудь, орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности[14].
В современной психологии нарастает процесс принятия и активного освоения исследователями понятий, пришедших в психологическую науку из других сфер знаний: философии, социологии, информатики, экономики и др. Ярким примером этого является употребление в профессиональной психологии и акмеологии терминов «технология», «техника», «инструмент», «моделирование», «модель» и др.
Технология (греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — мысль, причина; методика, способ производства) — это совокупность методов, процессов и материалов, комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на деятельность с целью получения продукта с номинальным качеством[15] и оптимальными затратами[16] и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. Данное понятие прочно связано с термином «техника». В психологии под техникой понимается, с одной стороны, совокупность средств человеческой деятельности, включая психологические инструменты (алгоритмы) и методы (например, проективные техники, игровые техники и ир.), а с другой — совокупная характеристика навыков и приемов, усвоенных и приобретенных людьми и используемых в какой-либо сфере их жизнедеятельности.
Инструмент (лат. instrumentum — орудие) — предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект — его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта1. В основе конструкции и правил использования инструмента лежат знание законов реальности, окружающей среды, задачи и технологические особенности деятельности. То есть технология наряду с внешними условиями и целями предопределяет назначение и функции инструмента. Инструмент представляет собой некое средство воздействия на объект. Однако воздействие может представляться в исследовании двумя планами — орудием (инструментом) и вспомогательным материалом, способствующим воздействию. В одном случае это средство может выполнять функцию орудия (инструмента), а в другом — вспомогательного материала. Например, статистическая программа, реализуемая при помощи компьютера, является инструментом для обработки эмпирических данных. Когда же компьютерная программа применяется в качестве средства демонстрации стимуль- ного материала испытуемым, то она выполняет функцию вспомогательного материала, а инструментом является тестовое задание.
Моделирование — метод и (или) процесс исследования психических явлений при помощи их реальных (физических) и идеальных, прежде всего математических, моделей[17] [18]. Моделирование должно являться обязательной частью психологических исследований и разработок ввиду сложности материальных объектов, окружающего мира, форм их взаимоотношений и взаимодействий. В основу метода (процесса) моделирования положена процедура исследования объектов действительности путем манипулирования с их моделями. Одни и те же объекты могут иметь различные модели в зависимости от целей и условий исследования. Модель (фр. modele, от лат. modulus — мера, аналог, образец) — это некая искусственная или естественная система, изучение которой служит средством получения знаний о другой системе, это упрощенное представление, аналог определенного реального объекта или фрагмента социальной реальности (оригинала), протекающих в нем процессов и явлений[19].
Как и моделирование, тест (англ, test — проба, испытание, проверка) представляет собой некую психологическую методику, которую часто называют методом психодиагностики, использующим стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений[20]. Тестирование предполагает использование тестов. С одной стороны, это методика изучения глубинных процессов деятельности человека, с другой — система стандартизированных заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности[21].
Таким образом, рассмотренные категории являются основополагающими в экспериментальной психологии и несут в себе систематизирующую и структурирующую идею, в которой заключается особый эпистемологический смысл, предполагающий методическую верификацию любой, даже очевидной, гипотезы и концепции. Эта верификация должна быть отлажена и доказательна, как бы сложно и утомительно ни было это осуществлять.
ВЫВОДЫ
Основными положениями главы являются следующие:
Наука представляет собой систему знаний, в которой выделяют три подсистемы, соответствующие различным уровням познания явлений: эмпирические основы, теоретические основы и методологические основы науки.
Методологические основы науки (методология) представляют собой учение о формах и способах научного познания, об организации научно-исследовательской деятельности, о научных методах и теориях. Если кратко, то методология науки – это наука о науке.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ для самопроверки
1. Что представляют собой методологические основы науки?
2. Приведите классификацию научных методов.
Вау!! 😲 Ты еще не читал? Это зря!
- действие
- Методология науки
- Методология программирования
- Методология бизнес -моделирования
В общем, мой друг ты одолел чтение этой статьи об методология. Работы в переди у тебя будет много. Смело пишикоментарии, развивайся и счастье окажется в ваших руках.
Надеюсь, что теперь ты понял что такое методология, метод, методика, метод в логике, метод в математике, малоформализованные методы психодиагностики
и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания,
то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ и организация научно-исследовательской деятельности
Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях,
мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.
МЕТОДИКА
- МЕТОДИКА
-
МЕТОДИКА (от греч. methodikē).
1. Педагогическая наука, теория обучения той или иной дисциплине.
2. Совокупность форм, методов и приемов работы учителя, т. е. «технология» профессионально-практической деятельности преподавателя.
3. Теоретический курс, учебная дисциплина, читаемая в университетах и пединститутах. Применительно к обучению неродному языку М. – наука, исследующая цели, содержание, методы, средства, организационные формы обучения, а также способы учения и воспитания на материале изучаемого языка. Будучи педагогической наукой, М. имеет признаки, присущие любой науке, а также особенности, обусловленные сущностью предмета этой науки (в нашем случае – иностранного языка). Применительно к преподаванию языка принято разграничивать общую М. – занимается изучением закономерностей процесса обучения языку независимо от условий обучения; частную М. – исследует закономерности и особенности процесса обучения языку применительно к конкретным условиям и контингенту обучения; специальную М. – исследует особенности обучения конкретному виду речевой деятельности, аспекту языка либо компоненту системы обучения.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
.
2009.
Синонимы:
Смотреть что такое «МЕТОДИКА» в других словарях:
-
методика — Установленный способ осуществления деятельности. Примечания 1. Во многих случаях методики документируются [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Справочник технического переводчика
-
МЕТОДИКА — (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТОДИКА греч. methodike. Тоже, что методология.… … Словарь иностранных слов русского языка
-
Методика — – установленный способ осуществления деятельности. Примечания: 1. Во многих случаях методики документируются, [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
-
МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, методики, жен. Система правил, изложение методов обучения чему нибудь или выполнения какой нибудь работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
МЕТОДИКА — конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях методика расчета , методика оценки , методика составления, разработки . Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь
-
МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода … Философская энциклопедия
-
Методика — (Methodology, guideline) – 1.Документ, рекомендующий к применению определенные способы действия ( в бухгалтерском учете, отчетности, решении экономико математических задач и так далее), не требующий рассмотрения или утверждения руководством… … Экономико-математический словарь
-
Методика — совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
-
МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, и, жен. 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему н., практического выполнения чего н. М. опытов. | прил. методический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
методика — сущ., кол во синонимов: 2 • годегетика (1) • методология (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
МЕТОДИКА — (от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. л. деятельности. 2. Всоциологии система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их… … Энциклопедия социологии
МЕТОДИКА
совокупность методов и приемов целесообразного проведения какой-либо работы.
Литература: [118].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Методика
(от греч. methodike) – 1) совокупность методов практического выполнения чего-либо; 2) учение о методах преподавания определенной науки.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
МЕТОДИКА
конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования; совокупность способов и приемов познания.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Методика
(от греч. methodike) – совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В социологии – это совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки социологической информации.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Методика
наука, занимающаяся разбором методов научного исследования. Методика входит в состав логики. Методика в педагогии занимается способами обучения, куда относится изложение, преподавание и объяснение предмета обучения, словом, всеми средствами, на какие указывают наука и опыт, направленными к тому, чтобы ученик как можно лучше понял и усвоил предмет преподавания. Поэтому к методике педагогической относится и порядок изложения, и форма преподавания изустного и письменного, и способ обучения.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876
МЕТОДИКА
наука обучения какой-либо дисциплине. Считается, что она относится исключительно к образованию, но потребность в М. остро ощущается и в научном сообществе. Научный диалог и дискурс предполагают взаимопонимание, а добиваются его посредством методических приемов. Давно подмечено, что научная компетентность есть необходимое, но недостаточное условие умения доходчиво и ясно передавать свои мысли слушателям. К сожалению, М. не в почете у ученых, а методисты часто не блещут научной компетентностью. Ситуация явно нуждается в улучшении.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
МЕТОДИКА
фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода в задачи методики не входит теоретическое обоснование полученного результата, она концентрируется на технической стороне эксперимента и на регламентации действий исследователя.
Методическая корректность исследования обеспечивает воспроизводимость результата исследования, возможность его контроля и проверки любым коллегой. В современных условиях, когда оборудование и техника эксперимента неизмеримо усложнились, практическая реализация этих требований часто невозможна или связана с огромными затратами, тем большее значение приобретает скрупулезное описание методической стороны исследования.
Расширение инструментальной и расчетной базы естественных и социальных наук резко обострило внимание к методике как обеспечивающей сфере научного познания. Это проявилось прежде всего в стандартизации методик и появлении методических справочников как специального жанра научной литературы. Практически все рутинные исследования должны проводиться по стандартным методикам, описанным в справочниках, с обязательным указанием процедуры. Отклонение от стандартизованных методик требует специального обоснования.
В этой связи в методологическом арсенале отдельных дисциплин появилась новая область — обсуждение и критика методического инструментария соответствующей дисциплины. Развитие этой сферы методологической деятельности вносит свой вклад в интеграцию науки, поскольку методики, разработанные в одной дисциплине, часто приобретают универсальный характер. Напр., радиоуглеродная датировка, некогда разработанная в геофизике, в настоящее время успешно применяется в ряде исторических дисциплин (палеонтологии, палеоботанике и др.). Это дает ряду методологов основание утверждать, что в современной эмпирической науке методика выполняет функцию универсального языка междисциплинарного общения, подобно функции математики как языка теоретического естествознания.
Источник: Новая философская энциклопедия