Кто контролирует выполнение требований инструкций по охране труда для работников

Состав работ:

а) осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях посредством:

беспрепятственного посещения в любое время суток структурных подразделений работодателя и осмотра производственных, служебных и бытовых помещений, находящиеся в ведении работодателя, ознакомления с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;

предъявления руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда согласно приведенной в приложении N 2 к Рекомендациям рекомендуемой форме предписания, а также контроля за выполнением выданных предписаний;

привлечения по согласованию с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений занятых в этих подразделениях специалистов к проведению проверок состояния условий и охраны труда;

запроса и получения от руководителей структурных подразделений работодателя необходимых сведений, информации, документов для осуществления полномочий;

запроса и получения письменных объяснений от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

б) осуществление контроля за наличием в структурных подразделениях работодателя инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, а также своевременным их пересмотром;

в) осуществление контроля за своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

г) осуществление контроля за своевременностью, полнотой выдачи работникам средств индивидуальной защиты и правильностью их применения работниками в соответствии с правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не использующих выданные в установленном порядке средства индивидуальной защиты;

д) осуществление контроля за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательными требованиями;

е) осуществление контроля за доведением до сведения работников вводимых в действие новых государственных нормативных требований охраны труда, в том числе в локальных нормативных актах;

ж) участие в переработке локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;

з) принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям Службы, а также обращениям работников, в том числе, посредством:

приостановления работы производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;

направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда;

направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

и) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию (консервацией) производственных объектов, в части их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.

Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.3 представлена в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендуемая нормативная численность работников

по контролю за соблюдением законодательных и иных

нормативных правовых актов по охране труда

у работодателя и в его структурных подразделениях

N п/п

Среднесписочная численность работников у работодателя

Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда

до 100

101 — 350

351 — 500

501 — 1000

1001 — 3500

3501 и свыше

Рекомендуемая нормативная численность, человек

1

до 500

0,06

0,07

0,08

2

501 — 750

0,07

0,08

0,09

3

751 — 1000

0,08

0,09

0,10

4

1001 — 1500

0,10

0,12

0,14

0,17

5

1501 — 3000

0,14

0,17

0,20

0,24

0,28

6

3001 — 5000

0,20

0,24

0,29

0,35

0,42

0,48

7

5001 — 7500

0,28

0,32

0,38

0,45

0,56

0,70

8

7501 — 10000

0,35

0,41

0,48

0,57

0,68

0,82

9

10001 — 20000

0,65

0,72

0,79

0,93

1,07

1,23

10

20001 и свыше

0,80

0,87

0,94

1,01

1,11

1,26

Содержание статьи:

  • 1 Обязанности работодателя по осуществлению контроля
  • 2 Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?
  • 3 Кто осуществляет контроль?
  • 4 Основные виды контроля условий труда на рабочих местах
    • 4.1 Административно-общественный контроль
    • 4.2 Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля
    • 4.3 Ведомственный контроль
    • 4.4 Государственный контроль
    • 4.5 Общественный контроль
  • 5 Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда
  • 6 Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

Обязанности работодателя по осуществлению контроля

Согласно статье 214 Трудового кодекса РФ руководитель организации обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Работодатель обязан обеспечить:

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?

Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.

Контроль на рабочих местах направлен на:

  • выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
  • выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
  • соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
  • обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
  • определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.

Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:

  • лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
  • уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
  • виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
  • периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
  • формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.

Кто осуществляет контроль?

В организации в обязательном порядке приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за контроль на рабочих местах.

Форма Приказа о 3-х ступенчатом контроле

Пример Приказа о 3-х ступенчатом контроле

Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:

  • руководители и специалисты, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности;
  • специалист по охране труда/служба охраны труда;
  • комиссия по охране труда;
  • уполномоченный по охране труда от трудового коллектива.

Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.

Основные виды контроля условий труда на рабочих местах

К основным видам контроля на рабочих местах относят:

  • административно-общественный контроль;
  • ведомственный контроль;
  • государственный контроль;
  • общественный контроль.

Рассмотрим особенности каждого вида контроля условий труда на рабочих местах более подробно.

Административно-общественный контроль

Административно-общественный контроль условий труда на рабочих местах бывает двух видов:

  • 2-х ступенчатый контроль;
  • 3-х ступенчатый (в отдельных случая 4-х или 5-и).

В таблице ниже приведен пример организации 3-х ступенчатого контроля. Кол-во ступеней, частота проведения и формат проведения контрольных мероприятий зависит от кол-ва сотрудников в организации и сферы деятельности.

Ступень Кто проводит? Частота проведения Что проверяется Результаты
1-я Непосредственный руководитель работ или сам работник Ежедневно перед началом смены и в течение смены — состояние рабочих мест;

— исправность оборудования, инструмента и приспособлений;

— работа вентиляционных установок;

— состояние санитарно-бытовых помещений;

— наличие инструкций и плакатов по охране труда;

— обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.

При обнаружении нарушений принимаются меры к их устранению, производится запись в журнале.
2-я Руководитель структурного подразделения с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда Не реже 1 раза в месяц,

в соответствии с графиком проведения проверок

— выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при I ступени контроля;

— исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;

— своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;
— выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
— выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;

Обнаруженные недостатки устраняются, производится запись в журнале.
3-я Комиссия по охране труда, с участием руководителя организации Не реже одного раза в квартал — выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;

— выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;

— организация обучения по охране труда руководителей и специалистов организации;

— организация медосмотров и других лечебно-профилактических мероприятий.

Результаты обследования (проверки) оформляются соответствующим актом

Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля

Результаты 1-ой и 2-ой ступеней контроля состояния и условий охраны труда регистрируются в журналах установленной формы.

Форма Журнала 1-ой ступени контроля

Форма журнала 1-ой ступени контроля
Форма журнала 2-ой ступени контроля
Форма журнала 2-ой ступени контроля

Результаты проверки состояния условий труда на 3-й ступени контроля оформляются соответствующим актом. Рассмотрим основные особенности оформления данного документа.

Основные разделы акта:

  1. Замечания и выявленные нарушения в ходе проверки. В данном разделе прописываются выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.
  2. Рекомендации по устранению нарушений. В данном разделе прописываются конкретные меры, которые должны быть приняты исполнителем для устранения нарушений.
  3. Срок устранения нарушений.
  4. Ответственный за устранение нарушений.
  5. Оценка результатов проверки. В данном разделе комиссия дает общую оценку итогов проведенной проверки, а также работе руководителя по вопросам обеспечения безопасных условий на рабочих местах.

Правила оформления акта:

  • акт подписывают все участники комиссии, проводившей проверку;
  • акт в обязательно порядке должен быть утвержден руководителем организации;
  • в акте обязательно должна быть указана дата его утверждения и присвоена нумерация;
  • с актом должны быть ознакомлены (под подпись) все ответственные и заинтересованные лица;
  • к акту можно прикладывать материалы фото- и видеофиксации по результатам проверки.

Форма акта 3-й ступени контроля

Форма акта 3-й ступени контроля

Внимание! Для крупных производственных организаций, связанных с эксплуатацией оборудования, транспорта, инструментов и т.п. рекомендуется проводить 3-х или 4-х ступенчатый контроль. Для малых и средних предприятий (до 200 человек) применим 2-х ступенчатый контроль.

Ведомственный контроль

Ведомственный контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляет вышестоящая организация.

Данный вид контроля осуществляется при комплексных проверках на подведомственных организациях, при целевых проверках состояния охраны труда, а также по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль

Государственный контроль состояния и условий охраны труда осуществляют:

  • Федеральная инспекция труда;
  • федеральные органы исполнительной власти (Ростехнадзор, Роспотребнадзор и т.д.).

Надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Прокуратура РФ.

Общественный контроль

Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем требований трудового законодательства.

Для осуществления контроля профессиональный союз на собрании избирает уполномоченного по охране труда от трудового коллектива.

Данное лицо осуществляет регулярные проверки условий труда на рабочих местах. По итогам проверки уполномоченный составляет Представление уполномоченного лица по охране труда – документ, в котором указываются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Форма представления уполномоченного по охране труда

Форма представления уполномоченного по охране труда

Работодатель должен в недельный срок устранить нарушения и сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Уполномоченный по охране труда, как правило, входит в состав комиссии по охране труда.

Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда

В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.

Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.

Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда

Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда

Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.

Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.

Форма акта-предписания целевой/внеплановой проверки состояния условий труда

Форма акта-предписания целевой/внеплановой проверки состояния условий труда

Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.

В организации должны быть разработаны и утверждены работодателем Положение об организации контроля состояния условий труда и график проводимых проверок. Скачать пример документа можно по ссылке >> Положение об организации проведения ступенчатого контроля за состоянием условий охраны труда в организации.

Форма графика контроля состояния и условий охраны труда

Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

Советуем также почитать:

  • Производственный контроль: ответы на вопросы
  • Создание службы охраны труда в организации
  • Формы и порядок информирования работников об их трудовых правах
  • Оценка профессиональных рисков в организации

!

I.

Важно!  В случае если у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников  превышает 50 человек, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением:

  • должна быть создана  служба охраны труда или,
  • введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Их квалификация должна соответствовать требованиям профстандарта  «Специалист в области  охраны труда».

Нарушение требований ч. 1 ст. 223 ТК РФ может послужить основанием для привлечения работодателя  к административной ответственности, предусмотренной ч.1  ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Если численность работников  не превышает 50 человек,  работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Важно! При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять:

  • ­работодатель — индивидуальный предприниматель (лично),
  • ­руководитель организации, 
  • ­другой уполномоченный работодателем работник,
  • ­специалист или организация, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. 

При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. 

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

!

II.

Важно! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.

Согласно рекомендациям службу охраны труда  (далее – Служба) рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • ­организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • ­контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • ­организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
  • ­информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • ­изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Численность работников Службы определяется руководителем организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (утвержденных Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37).

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями. 

Они осуществляют контроль за:

  • ­соблюдением сторонами трудового договора требований законодательства об охране труда, локальных нормативных правовых актов работодателя;
  • ­обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • ­выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • ­наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • ­проведением специальной оценки условий труда;
  • ­своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • ­состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств и систем;
  • ­своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охран ы труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • ­организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • ­своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • ­санитарно-бытовым и медицинским обслуживанием работников.

Важно! Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы охраны труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) может быть предусмотрен  кабинет по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

Важно! Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации.

Среди поверхностно ознакомленных с требованиями ОТ работников бытует мнение, что за их безопасность отвечает инженер по технике безопасности и охране труда. На самом деле это не так. За безопасность конкретных работников отвечает их непосредственный руководитель. За охрану труда и технику безопасности на производстве в целом отвечают руководители: предприятия, подразделений, отделений и т. д.

Ответственность за выполнение требований охраны труда и техники безопасности на предприятии также делится по направлениям надзора и возлагается на работников соответствующей компетенции. Например, ответственность за электробезопасность несут назначенные приказами работники энергетической службы, за организацию системы инструктажей по охране труда и технике безопасности на рабочих местах и ее качественное функционирование – непосредственные руководители работ.

Заботиться о собственной безопасности обязаны и сами трудящиеся. Это – требование не только здравого смысла, но и ст. 214 ТК РФ. Чтобы остаться здоровыми и сохранить работоспособность, трудящимся необходимо:

• четко знать и постоянно соблюдать требования инструкций по технике безопасности и охране труда;
• вовремя проходить обучение и медосмотры;
• использовать СИЗ;
• уметь оказывать первую помощь;
• внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, анализировать производственные ситуации и немедленно сообщать руководителю работ о возможной или существующей опасности.

На время прохождения обучения, медосмотра, остановки работ из-за создавшейся опасной ситуации за трудящимся сохраняется средний заработок. Если же он уклоняется от ответственности за собственное здоровье – не является на инструктажи по охране труда и технике безопасности, не проходит медосмотры, регулярно нарушает требования ОТ, – представители работодателя имеют право в соответствующем порядке отстранить его от выполнения работ. При этом заработная плата за это время не начисляется.

Добавить в «Нужное»

Охрана труда работников 2023: шпаргалка, как организовать и что нового

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). В консультации мы расскажем, какие именно мероприятия должны проводить работодатели и на что ориентироваться при их проведении. Сразу скажем, что в этой области Минтрудом и Правительством утверждено довольно много рекомендаций, которые удобно использовать в качестве ориентира и основы при разработке собственных инструкций и положений.

Чем устанавливаются требования охраны труда работников

Любой работодатель обязан обеспечивать своим работникам условия труда, соответствующие требованиям охраны труда.

Требования охраны труда устанавливаются (ст. 209, 212 ТК РФ):

  • законодательством;
  • локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.

При установлении требований нужно ориентироваться на то, что основными принципами обеспечения безопасности труда являются (ст. 209.1 ТК РФ):

  • предупреждение и профилактика опасностей. То есть работодатель постоянно должен проводить мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения этих уровней;
  • минимизация повреждения здоровья работников. Это означает, что работодатель должен предусмотреть меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.

Основные требования охраны труда

Работодатель должен обеспечивать следующие требования в сфере охраны труда, установленные разными положения Трудового кодекса:

  • обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, при осуществлении технологических процессов и эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • обеспечить соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • соблюдать режим труда и отдыха работников. Он устанавливается ПВТР или трудовым договором (ст. 100 ТК РФ);
  • соблюдать ограничения на привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • приобретать за свой счет и выдавать работникам СИЗ и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в установленном порядке, если работники трудятся во вредных и (или) опасных условиях труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. СИЗ это спецодежда, спецобувь, средства защиты от падения с высоты и т.п. (ст. 221 ТК РФ);
  • иметь средства коллективной защиты;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;
  • при возникновении угрозы жизни и здоровью работников приостанавливать производство работ, эксплуатацию оборудования, зданий или сооружений до ликвидации угроз;
  • расследовать и учитывать несчастные случаи на производстве и профзаболевания;
  • вести учет обстоятельств, приведших к микроповреждениям (микротравмам). При этом надо руководствоваться Рекомендациями по учету микроповреждений (микротравм) работников, утв. Приказом Минтруда от 15.09.2021 № 632н.

Инструкция или Положение по охране труда

Работодатели обязаны организовать систему управления охраной труда или СУОТ (ст. 217 ТК РФ). Для этого разрабатывается и утверждается локальный нормативный акт, например, Положение об охране труда или Положение о СУОТ или Инструкция по охране труда. При разработке можно ориентироваться на Примерное положение о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н.

Перечислим, какие положения необходимо прописать в Положении:

  • организационная структура управления организации, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц. В частности, Трудовой кодекс устанавливает, что при производственной деятельности и численности работников больше 50 человек соблюдение требований охраны труда должна обеспечивать служба охраны труда или специалист по охране труда. При меньшей численности решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда работодатель принимает сам. В отсутствие такой службы или специалиста функции работника, осуществляющего контроль за соблюдением требований охраны труда, выполняет руководитель или назначенный им сотрудник (ст. 223 ТК РФ);
  • документы, используемые в рамках СУОТ, процедура их создания, утверждения, ведения и т.п.;
  • мероприятия, обеспечивающие функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда. Перечень таких мероприятий будет зависеть от вида деятельности организации, ее размеров. Это, в частности, следующие мероприятия (ст. 214, 218 ТК РФ):
  • управление профессиональными рисками на рабочих местах;
  • улучшение условий и охраны труда;
  • спецоценка условий труда;
  • проведение медосмотров и освидетельствований работников;
  • обучение по охране труда
  • обеспечение работников СИЗ и т.д.

Примерный перечень таких мероприятий можно найти в Приложении к приказу Минтруда от 29.10.2021 № 771н (подробнее расскажем в следующем разделе).

Можно создать в организации комитет или комиссию по охране труда, включив туда представителей работодателя и работников. Комитет (комиссия) будут работать в соответствии с положением, которое нужно утвердить приказом (распоряжением) работодателя. При утверждении такого положения можно использовать Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Минтруда от 22.09.2021 № 650н (ст. 224 ТК РФ).

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда нужно реализовывать ежегодно (ст. 225 ТК РФ).

Мероприятия по улучшению охраны труда 2023

Как мы сказали выше, существует Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда (Приложение к Приказу Минтруда от 29.10.2021 № 771н). Посмотрим, какие мероприятия являются общеприменимыми для большинства работодателей:

  • проведение спецоценки условий труда, выявление и оценка опасностей, оценка уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения;
  • внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
  • приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении штатного функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки;
  • устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  • внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • внедрение и (или) модернизация технических устройств и приспособлений, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;
  • механизация работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства;
  • модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью исключения или снижения до допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок дезинфекции, аэрирования, кондиционирования воздуха с целью обеспечения теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
  • обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях;
  • устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений;
  • приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой, систем фильтрации (очистки) водопроводной воды;
  • проведение обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) СИЗ, инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда;
  • проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором медицинских изделий для оказания первой помощи;
  • реализация мероприятий, направленных на развитие физкультуры и спорта в трудовых коллективах, в частности компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях или организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, ЛФК с работниками).

А в зависимости от специфики деятельности могут проводиться такие мероприятия:

  • установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений;
  • обеспечение работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, дерматологическими средствами индивидуальной защиты;
  • обеспечение хранения СИЗ, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ;
  • приобретение систем обеспечения безопасности работ на высоте.

Что такое управление профессиональными рисками

Управление профессиональными рисками – это комплекс мероприятий, направленных на:

  • выявление опасностей. Это можно делать самостоятельно или с привлечением независимой организации нужной компетенции (п. 24 Примерного положения, утв. Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н). Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждены Приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36 (ст. 218 ТК РФ);
  • оценку уровня профессионального риска;
  • регулярный анализ опасностей;
  • снижение и недопущение повышения уровней профессионального риска;
  • контроль и пересмотр выявленных рисков.

Опять же, все эти мероприятия должны быть прописаны в локальном нормативном акте, например в отдельном разделе Положения о СУОТ. При разработке мер управления рисками можно ориентироваться на пп. 89 – 93 Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утв. Приказом Минтруда от 28.12.2021 № 926.

Обучение работников в области охраны труда: инструктажи и проверка знаний

Отдельно скажем, что работодатель обязан организовать обучение по охране труда, в частности, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, а также обязан проводить инструктажи по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Это касается абсолютно всех работников, а не только производственного персонала (ст. 219 ТК РФ).

Ориентироваться при этом надо на Правила обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464.

Финансирование мероприятий по охране труда

В общем случае мероприятия по охране труда работодатели финансируют самостоятельно. Причем в Трудовом кодексе прописаны нормативы такого финансирования – не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 225 ТК РФ). Перекладывать расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда на плечи работников недопустимо.

Вместе с тем, предусмотрена процедура последующего возмещения произведенных работодателем расходов на определенные цели за счет средств Социального фонда России. Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, установлены Приказом Минтруда от 14.07.2021 № 467н. Там прописано, что:

  • расходы по охране труда финансируются за счет суммы страховых взносов на травматизм, начисленных за текущий год;
  • установлены ограничения по финансированию за счет взносов (в общем случае не более 20 – 30% суммы взносов за прошлый календарный год);
  • за счет взносов финансируются лишь определенные мероприятия (проведение спецоценки условий труда, обучение по охране труда, приобретение определенных СИЗ, проведение обязательных периодических медосмотров работников и т.д.);
  • для получения возмещения из СФР должны выполняться определенные условия и необходима подача определенных документов в установленные сроки.

Изменения в сфере охраны труда с 2023 г.

Изменение 1. С 1 января 2023 г. работодатели при разработке правил и инструкций по охране труда должны руководствоваться Основными требованиями, утв. Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 772н.

Изменение 2. С 1 марта 2023 г. работодатели должны сообщать о том, что они хотят проводить обучение охране труда своими силами. Так, по новым правилам, если организация или предприниматель собираются обучать работников требованиям охраны труда, оказанию первой помощи, применению СИЗ, то они должны сообщить об этом в Минтруд. Делается это через личный кабинет в информационной системе ведомства. Минтруд включит данных работодателей в специальный реестр. А при прекращении деятельности по обучению нужно снова уведомить Минтруд. Тогда он исключит работодателя из спецреестра (Постановление Правительства от 24.12.2021 № 2464).

Изменение 3. С 1 марта 2023 г. применяются новые Правила расследования и учета профзаболеваний, установленные Постановлением Правительства от 05.07.2022 № 1206.

Изменение 4. С 1 сентября 2023 г. начнут применяться новые (Приказы Минтруда от 29.10.2021 № 766н, 767н):

  • Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств;
  • Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами.

Правда, будет действовать переходный период – до 31.12.2024 можно будет выдавать СИЗ по прежним типовым нормам.

Изменение 5. С 1 сентября 2023 г. вносятся изменения в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (Постановление Правительства от 30.12.2022 № 2540).

Ответственность за невыполнение требований охраны труда

Ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в законах и иных НПА, предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ. В общем случае за нарушение требований грозит:

  • организации – штраф от 50 000 до 80 000 руб.;
  • предпринимателю – штраф от 2 000 до 5 000 руб.;
  • должностному лицу организации – предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 5 000 руб.

Кроме того, есть отдельные штрафы за нарушение специальных требований, к примеру, за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте или за ее непроведение грозит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • организации – штраф от 60 000 до 80 000 руб.;
  • предпринимателю – штраф от 5 000 до 10 000 руб.;
  • должностному лицу организации – предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Необеспечение работника СИЗ обернется (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для организации – штрафом от 130 000 до 150 000 руб.;
  • для предпринимателя – штрафом от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для должностного лица организации – штрафом в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Соблюдение государственных нормативных требований охраны труда проверяет государственная инспекция труда (ст. 216.1 ТК РФ).

Также возможна госэкспертиза условий труда, которая проводится по обращению работника, считающего, что нарушены качество проведения спецоценки условий труда или правильность предоставления гарантий и компенсация за работу во вредных и опасных условиях труда (ст. 213 ТК РФ).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто имеет право утверждать инструкции о мерах пожарной безопасности
  • Кто издает приказы и инструкции
  • Кто из участников ноку разрабатывает инструкции по ее проведению
  • Кто занимается разработкой инструкций по охране труда для работников
  • Кто занимается должностными инструкциями в организации