Лодочный мотор спутник 2 л с инструкция ремонт

Содержание

  1. Салют-М, Спутник (лодочные моторы)
  2. Характеристики моторов «Салют-М» и «Спутник»
  3. О моторе «Салют»
  4. О моторах «Салют-М» и «Спутник»
  5. Фотографии лодочного мотора «Салют-М»
  6. Фотографии лодочного мотора «Спутник»
  7. Лодочный мотор «Салют-М» и «Спутник» на видео
  8. Документация
  9. Информация о моторе
  10. Из опыта эксплуатации моторов «Салют» и «Спутник»
  11. Модернизация подвесного лодочного мотора «Салют/Спутник»
  12. Общий вид переделанного лодочного мотора «Салют»

Салют-М, Спутник (лодочные моторы)

Характеристики моторов «Салют-М» и «Спутник»

Мощность на коленвалу, л.с. 2
Мощность на гребном валу, л.с. 1.87
Количество тактов 2
Рабочий объём, см 3 45
Количество цилиндров 1
Максимальное число оборотов в минуту 5000
Диаметр цилиндра, мм 38
Ход поршня, мм 40
Степень сжатия (геометрическая) 7.8
Продувка цилиндра петлевая
Управление всасыванием золотниковое, дисковое
Направление вращения маховика (если смотреть со стороны магнето) по часовой стрелке
Зажигание от маховичного магнето МС-1
Свеча зажигания А-10НТ ГОСТ 2043—74
Карбюратор поплавковый
Топливо бензин автомобильный А-72 ГОСТ 2084 — 73 с добавлением 4-6% масла АКП-10 или АСП-10 ГОСТ 1862—63
Подача топлива самотеком
Смазка двигателя топливная смесь
Смазка редуктора масло трансмиссионное ТАП-15Б или ТАД-17и ГОСТ 23652-79
Часовой расход топлива, кг/ч не более 1,1
Фазы газораспределения, выпуск/продувка 144°/112°
Емкость топливного бака, л 2
Система управления румпель
Тип запуска ручной
Охлаждение от напора гребного винта, водяное
Передаточное отношение редуктора 12:22
Диаметр винта, мм 140
Шаг винта, мм 118
Число лопастей винта 2
Рекомендуемая высота транца, мм 380
Габаритные размеры мотора, В/Д/Ш, мм: 870/570/310
Вес, кг 12
Страна производитель СССР
Производитель Московского машиностроительного завода «Салют»

О моторе «Салют»

В начале 60-х годов Московский машиностроительный завод «Салют», выпускавший разборные лодки и байдарки, взялся за создание и производство легкого, двухсильного мотора. Поршневая группа мотора была заимствована от широко распространённого одноцилиндрового велосипедного двигателя «Д-5». Мотор получил название «Салют», его вес составил 12 кг, вдвое легче чем у «Стрелы», но все же тяжелее зарубежных аналогов.

К достоинствам «Салюта» относят бесконтактный насос охлаждения с пластмассовой крыльчаткой, кнопку «Стоп» расположенную в торце румпеля, хорошую ремонтопригодность.

Как и всем одноцилиндровым моторам, «Салюту» присущ большой уровень вибрации.

Магнето МГ-103, которым комплектовался мотор «Салют», не обеспечивало надежного запуска. В последствии зажигание дважды модернизировалось, так после первой мотор получил название «Салют-М», после второй «Салют-Э».

Поддон двигателя выполнен с огромными отверстиями, через которые волна заливает свечу и карбюратор. Кроме того, из-за такой конструкции поддона мотор получился очень шумным.

Отверстия для забора воды в систему охлаждения расположены в передней части дейдвуда навстречу движению, что приводит к забиванию системы охлаждения песком на мелководье и даже иногда повреждается крыльчатка.

Топлива в встроенном бензобаке хватало только на 1.5-2 часа работы. Горловина бачка первых «Салютов» была очень узкой, и заправить его на ходу, не разлив топливо, было трудно.

Гребной винт имел лопасти с большой стреловидностью, такая форма препятствует наматыванию водорослей на винт, но при этом винт получился с низким КПД. Сторонним производителем в 2000х годах был налажен выпуск трехлопастных винтов для «Салютов» заметно повышающий КПД.

О моторах «Салют-М» и «Спутник»

В 1973 году на смену «Салюту» пришли: «Салют-М» и модель мотора со складным дейдвудом — «Спутник».

Базовая модель отличалась от предшественника главным образом измененной системой зажигания, «МГ-103А» уступило место «МС-1». Основой для «МС-1» послужила система зажигания «МН-1», применяемая на моторах «Нептун». В производстве зажигания для обновленных «Салютов» применялись следующие детали от «МН-1» (прерыватель, конденсатор, выносной высоковольтный трансформатор ТЛМ-1). Зажигание «Салютов» стало более надёжным, а запуск — более лёгким. Однако и на зажигание «МС-1» поступали рекламации.

Некоторые подробности о конструкции моторов и их производстве можно получить из статьи-репортажа с ММЗ «Салют» опубликованной в журнале «Катера и яхты»: «От «Салюта» до «Спутника».

Дальнейшим развитием моторов «Салют-М» и «Спутник» стали пришедшие им на смену модели «Салют-Э» и «Салют-ЭС».

Фотографии лодочного мотора «Салют-М»

Фотографии лодочного мотора «Спутник»

Лодочный мотор «Салют-М» и «Спутник» на видео

Мотор «Салют-М»

Мотор «Спутник» на килеватой ПВХ лодке 3,2 метра

Мотор «Спутник» на лодке «Мечта»

Документация

Технические данные мотора «Спутник», комплект поставки

Информация о моторе

Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Ветерок», «Салют»
Пособие по эксплуатации, ремонту и усовершенствованию. — М.: «Издательский дом Рученькиных», 2006. — 272 с, издание четвертое.
Пособие предназначено для владельцев подвесных моторов и может быть использовано работниками ремонтных мастерских.

Из опыта эксплуатации моторов «Салют» и «Спутник»

Мое знакомство с подвесными моторами, выпускаемыми Московским машиностроительным ПО «Салют», началось в 1978 г., когда я приобрел 2-сильный «Салют». За несколько лет эксплуатации этого мотора, а также мотора «Спутник», владельцем которого является мой брат, я хорошо познакомился с конструкцией этих моторов и смог внести ряд усовершенствований, улучшивших их качества.

При подготовке к запуску далеко не просто заполнить камеру карбюратора топливной смесью. Трубка, соединяющая топливный краник с карбюратором, располагается не с уклоном в сторону карбюратора, а с подъемом. Вследствие этого в топливопроводе образуется воздушная пробка (она хорошо заметна при прозрачном шланге). Для устранения этого недостатка необходимо поднять топливный кран. Для этого в топливном баке надо подрезать штуцер до высоты 5 мм. Кроме того, необходимо укоротить топливный кран, оставив квадратную часть на длине 17 мм, и укоротить на 5 мм ниппель на корпусе игольчатого клапана. На штуцере бака и на корпусе крана придется нарезать новую резьбу М10Х1 мм. Когда кран будет окончательно завинчиваться в бак. его резьбу полезно смазать клеем БФ-2.

Двигатель мотора «Салют», вероятно, единственный, в котором поршневые кольца не стопорятся в канавках поршня. А это приводит к тому, что замки колец, попадая в окна цилиндра, преждевременно изнашиваются. Замки колец могут расположиться на одной линии, что способствует прорыву газов. И то и другое приводит к уменьшению компрессии, а следовательно, и к потере мощности и ухудшению запуска двигателя. Чтобы устранить этот недостаток, я поставил стопора из миллиметровой проволоки, просверлив для них отверстия в канавках поршня.

В одном из замков кольца круглым надфилем делается углубление, куда и входит выступающий конец стопора. Сверлить отверстия в поршне надо осторожно, чтобы не получилось сквозное отверстие. Рекомендую для этой операции уложить в канавку для кольца прямоугольный брусочек размерами около 1,7X1,7X20 мм с заранее просверленным отверстием ∅1 мм. через которое сверлить отверстие под штифт. Брусочек должен плотно входить в канавку поршня. Перед установкой стопоров советую их смазать клеем БФ-2.

В период запуска двигателя выхлопные газы должны преодолеть столб воды, находящийся в дейдвуде, что затрудняет запуск. Для облегчения запуска рекомендуется полость дейдвудной трубы сообщить с наружным пространством, просверлив по два отверстия ∅7 мм. При работе мотора отверстия закрываются крышкой, фиксируемой надетой на винт МЗХ75 спиральной пружиной. Перед запуском двигателя крышку надо повернуть на 90°, при этом отработавшие газы свободно выходят в атмосферу. Крышку необходимо изогнуть по форме дейдвуда, чтобы она плотно прилегала к поверхности. Спиральная пружинка делается из стальной проволоки ∅0,35—0,4 мм или подбирается из готовых.

В моторах «Салют» с маховичным магнето МГ-103 не обеспечивалась достаточная величина высокого напряжения на свечах зажигания.

Поэтому мне в своем моторе систему зажигания пришлось переделать, после чего сразу была получена устойчивая искра длиной 8 и больше мм.

С заводской катушки трансформатора я снял обе обмотки и на тот же сердечник намотал новую (и только одну) низковольтную обмотку из 250-260 витков провода ПЭЛ 0,8—0,9 мм.

Начало обмотки припаивается к массе сердечника, а конец присоединяется к винту подвижной части прерывателя. Сюда же подсоединяется и один конец первичной обмотки высоковольтного трансформатора, в качестве которого я использовал самую удобную и недорогую (4 руб.) мотоциклетную индукционную катушку Б-51 на 12 В. Катушка закрепляется своим хомутом сбоку двигателя, а нижний кожух мотора снимается совсем. В результате внесенных несложных усовершенствований мой мотор «Салют» за 7 лет его эксплуатации ни разу не отказывал, а запуск двигателя происходит обычно с первого или второго рывка.

Модернизация подвесного лодочного мотора «Салют/Спутник»

При переоборудовании своего мотора «Салют» я задался целью получить, может быть, и менее красивый, но зато более легкий и удобный в эксплуатации мотор.

Общий вид переделанного лодочного мотора «Салют»


1 — поворачивающийся хомутик; 2 — кожух; 3 — поддон; 4 — шланг с грушей.

Прежде всего я снял с мотора капот со встроенным топливным бачком, нижний кожух с деталями крепления и ручной стартер. Эта мера и обеспечила снижение веса мотора с 12 кг до 8.

Для подачи топлива из отдельного бачка использованы бензошланг с подкачивающей грушей и диафрагменный бензонасос от мотора «Москва», подсоединенный к картеру при помощи штуцера Ø 4 мм.

Заводской диск пускового устройства, установленный на маховике, отштампован из очень тонкого стального листа, поэтому шнур для запуска часто рвется о его острые края. Конечно, избавиться от этого дефекта можно было бы и другими путями, но я изготовил новый диск большей толщины из дуралюмина.

Диск для запуска

Крепится диск штатной глухой гайкой и от проворачивания стопорится двумя винтами М6, головки которых входят в смотровые окна маховика.

Маховик с пусковым диском закрыл кожухом, изготовленным из алюминия на давильном станке.

Кожух

Можно сделать его и более простым способом — из алюминиевого 3-литрового хозяйственного бидона или обычной кастрюли подходящего диаметра. Кожух крепится к специальному поддону, изготовленному из дуралюмина, и подтягивается накидной защелкой.

Поддон

Для уплотнения на поддон наклеено кольцо из микропористой резины толщиной 3—4 мм. К ушкам картера поддон крепится на четырех стойках.

Стойка для поддона

Кронштейн для бензонасоса может иметь произвольную форму, может быть изготовлен отдельно (и закреплен винтами или заклепками) или заодно с поддоном.

Для улучшения запуска в надводной части дейдвуда просверлены три отверстия диаметром 4 мм. После того, как мотор заработал, отверстия закрываются поворачивающимся хомутиком из жести.

В щель между гребным винтом и редуктором поставлена шайба, выточенная из фторопласта (применимы также капрон и винипласт). Эта шайба препятствует наматыванию водорослей на гребной валик.

Шайба под гребной винт

На своем «Салюте» я сделал систему освещения от магнето, позволяющую питать во время движения шестивольтовую лампочку мощностью 10 вт.

Схема электроосвещения

А — к конденсатору системы зажигания; В — выключатель; Д — диод Д-215; С — конденсатор электролитический 30 мкф, 25 вольт.

Все эти переделки позволили значительно улучшить эксплуатационные качества мотора.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

  • ВНИМАНИЕ! ПРОСЬБА ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ НА ФОРУМЕ ЛЮБЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ! СПАСИБО!

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

(Просматривает: 1)

  • Начавший тему

    Роман Палыч

  • Дата начала

    26.07.2009

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #1

Всем добрый вечер. Откопал сегодня у отца в гараже мотор «Спутник»,2 л.с., Московского машиностроительного завода, подаренный мне 29 лет назад, мотор работал 10 минут в своей жизни, потом лежал в гараже. Помогите советом, что лучше, попытаться реанимировать, или положить обратно и когда будет создан музей рыбалки клуба — передать туда?
С уважением Р.П.:motor:

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #2

Фото………..

  • DSC00177.jpg

    55.9 КБ

    · Просмотры: 232

    DSC00177.jpg

  • DSC00179.jpg

    69.5 КБ

    · Просмотры: 196

    DSC00179.jpg

  • DSC00180.jpg

    41.3 КБ

    · Просмотры: 164

    DSC00180.jpg

  • DSC00181.jpg

    65.6 КБ

    · Просмотры: 162

    DSC00181.jpg

  • DSC00182.jpg

    66.1 КБ

    · Просмотры: 171

    DSC00182.jpg

  • DSC00183.jpg

    58.9 КБ

    · Просмотры: 143

    DSC00183.jpg

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #3

У меня точно такой же мотор, новый пролежал с 1976г! Года 3 назад я его успешно завел, и но по неопытности я его перегрел! Но перебрал, так как 20 лет делаю автодвигатели и не мог его бросить, но теперь разобрался в нем, вспомнил опыт ремонта Д6 в детстве и даже сделал на него гидрокрыло, а то он у меня «кобру» делал на Камыше 300! Но теперь все нормально и 1 августа еду с ним в Карелию!
А вчера привезли в подарок Ветеро 8, который тоже ветеран и последние 6 лет пролежал в гараже и как ни странно завелся! Но стук в редукторе заставил его разобрать! Надеюсь его тоже реанимировать!

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #4

Я бы завести попытался. По фото это прям Салют-ЭС прям один в один, сейчас свой в гараже перебираю. Стоит выкрутить свечу, посмотреть на цилиндр, покрутить маховик, а вообще хоть завести надо сначало (если такое возможно). Конечно за 30 лет всем сальникам наверно пришел каюк. Сальники подойдут от мопеда с двигом Д-5. Мало инфы что, как, в каком состоянии…

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #5

Я бы завести попытался. По фото это прям Салют-ЭС прям один в один, сейчас свой в гараже перебираю. Стоит выкрутить свечу, посмотреть на цилиндр, покрутить маховик, а вообще хоть завести надо сначало (если такое возможно). Конечно за 30 лет всем сальникам наверно пришел каюк. Сальники подойдут от мопеда с двигом Д-5. Мало инфы что, как, в каком состоянии…

Вот опыта переборки нет, а так ржи нигде не видно….:pardon:

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #6

Думаю, перебирать надо. Сальники и крыльчатка помпы давно задубели. Даже если запустишь, то через небольшое время это даст о себе знать. Резина у наших в те времена (да и сейчас частенько) была г…но. Движок в первую очередь можешь перегреть, если не уследишь, когда помпа перестанет качать. Мембрана топливного насоса тоже долго не проработает. Зеркало цилиндров если «пошло» от хреновых условий хранения, то кольца быстро сдохнут. Вобчем все надо бы смотреть, прежде чем переводить в категорию хлама. Говорю в принципе, так как с таким мотором не возился. Из наших — занимался когда-то реанимацией Ветерка-12.
ИМХО.

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #7

Вот что было с моим Салютом: 1) мотор 1984 года, использовался 2-3 года на волге, потом до 1999 лежал в гараже, далее 1 год работы, после этого 8 лет лежания в гараже в том числе 2 года в недостроенном гараже, лежал на земле (2 года), капала на него вода, он даже плесенью покрылся на ручке газа. 2) достал, протер, завел на 8-ми летнем топливе, работает, убрал до 2009 года 3) Зима, делать нечего, решил перебрать, перебираю по наличию времени…
Хочу добавить что мотор на хранение не консервировался (факт. с 1986 по 1999 и с 2000 по 2009). При разборке обнаружил только половину второго кольца, куда вторая проскочила так и не нашел. В принципе он мог еще ходить, но …

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #8

Будешь выкидывать могу забрать, почтовые расходу за мой счет + бонус

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #9

Думаю, перебирать надо. Сальники и крыльчатка помпы давно задубели.
ИМХО.

У «Спутника» крыльчатка задубеть не может — она изначально жёсткая. т к. насос центробежный. :)

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #10

Ржавый собака подшипничек…и как его от тудова достать:helpsmilie:

DSC04224.jpg

и стоит ли?

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #11

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #12

Если нет большой коррозии на шариках и канавках, то походит еще. Сепаратор тоже не развалится.
Вот полезная ссылка по твоему мотору. Отличается от Салюта, только складной ногой.

http://www.motolodka.ru/salut_man.htm

Спасибо! Блин, а новый 12500, не так и дорого…..хотя хочу иномарку:motor:

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #13

Спасибо! Блин, а новый 12500, не так и дорого…..хотя хочу иномарку:motor:

Правильное решение. Мне в 1989 году через забор завода «Салют» перекинули такой за пузырь водовки. Сколь с ним не бился (хотел отцу приладить, шоб веслами не греб по Ветлуге) нифига так и не наладил, не добился стабильной работы…. Там и лежит в сарайке почти новехонький.

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #14

Будешь выкидывать могу забрать, почтовые расходу за мой счет + бонус

В Тольятти письмом:eek:…, а в гараже места нет, склад резины…

МОТОР «СПУТНИК»-помогите советом.

  • #15

Упаковал посылочку и наложным платежом.

Мое знакомство с подвесными моторами, выпускаемыми Московским машиностроительным ПО «Салют», началось в 1978 г., когда я приобрел 2-сильный «Салют». За несколько лет эксплуатации этого мотора, а также мотора «Спутник», владельцем которого является мой брат, я хорошо познакомился с конструкцией этих моторов и смог внести ряд усовершенствований, улучшивших их качества.

При подготовке к запуску далеко не просто заполнить камеру карбюратора топливной смесью. Трубка, соединяющая топливный краник с карбюратором, располагается не с уклоном в сторону карбюратора, а с подъемом. Вследствие этого в топливопроводе образуется воздушная пробка (она хорошо заметна при прозрачном шланге). Для устранения этого недостатка необходимо поднять топливный кран. Для этого в топливном баке надо подрезать штуцер до высоты 5 мм. Кроме того, необходимо укоротить топливный кран, оставив квадратную часть на длине 17 мм, и укоротить на 5 мм ниппель на корпусе игольчатого клапана. На штуцере бака и на корпусе крана придется нарезать новую резьбу М10Х1 мм. Когда кран будет окончательно завинчиваться в бак. его резьбу полезно смазать клеем БФ-2.

Двигатель мотора «Салют», вероятно, единственный, в котором поршневые кольца не стопорятся в канавках поршня. А это приводит к тому, что замки колец, попадая в окна цилиндра, преждевременно изнашиваются. Замки колец могут расположиться на одной линии, что способствует прорыву газов. И то и другое приводит к уменьшению компрессии, а следовательно, и к потере мощности и ухудшению запуска двигателя. Чтобы устранить этот недостаток, я поставил стопора из миллиметровой проволоки, просверлив для них отверстия в канавках поршня.

В одном из замков кольца круглым надфилем делается углубление, куда и входит выступающий конец стопора. Сверлить отверстия в поршне надо осторожно, чтобы не получилось сквозное отверстие. Рекомендую для этой операции уложить в канавку для кольца прямоугольный брусочек размерами около 1,7X1,7X20 мм с заранее просверленным отверстием ∅1 мм. через которое сверлить отверстие под штифт. Брусочек должен плотно входить в канавку поршня. Перед установкой стопоров советую их смазать клеем БФ-2.

В период запуска двигателя выхлопные газы должны преодолеть столб воды, находящийся в дейдвуде, что затрудняет запуск. Для облегчения запуска рекомендуется полость дейдвудной трубы сообщить с наружным пространством, просверлив по два отверстия ∅7 мм. При работе мотора отверстия закрываются крышкой, фиксируемой надетой на винт МЗХ75 спиральной пружиной. Перед запуском двигателя крышку надо повернуть на 90°, при этом отработавшие газы свободно выходят в атмосферу. Крышку необходимо изогнуть по форме дейдвуда, чтобы она плотно прилегала к поверхности. Спиральная пружинка делается из стальной проволоки ∅0,35—0,4 мм или подбирается из готовых.

В моторах «Салют» с маховичным магнето МГ-103 не обеспечивалась достаточная величина высокого напряжения на свечах зажигания.

Поэтому мне в своем моторе систему зажигания пришлось переделать, после чего сразу была получена устойчивая искра длиной 8 и больше мм.

С заводской катушки трансформатора я снял обе обмотки и на тот же сердечник намотал новую (и только одну) низковольтную обмотку из 250-260 витков провода ПЭЛ 0,8—0,9 мм.

Начало обмотки припаивается к массе сердечника, а конец присоединяется к винту подвижной части прерывателя. Сюда же подсоединяется и один конец первичной обмотки высоковольтного трансформатора, в качестве которого я использовал самую удобную и недорогую (4 руб.) мотоциклетную индукционную катушку Б-51 на 12 В. Катушка закрепляется своим хомутом сбоку двигателя, а нижний кожух мотора снимается совсем. В результате внесенных несложных усовершенствований мой мотор «Салют» за 7 лет его эксплуатации ни разу не отказывал, а запуск двигателя происходит обычно с первого или второго рывка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лодочный мотор сиа про 5 инструкция
  • Лодочный мотор карвер инструкция по эксплуатации
  • Лодочный мотор гладиатор 5 инструкция
  • Лодочный мотор hdx t5bms инструкция
  • Лодочный мотор hdx 5 л с 2 тактный инструкция по эксплуатации