Методика чего не хватает на этих рисунках инструкция

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть
этой методики состоит в том, что ребенку
предлагается серия рисунков, представленных
ниже. На каждой из картинок этой серии
не хватает какой-то существенной детали.
Ребенок получает задание как можно
быстрее определить и назвать отсутствующую
деталь.

Проводящий
психодиагностику с помощью секундомера
фиксирует время, затраченное ребенком
на выполнение всего задания. Время
работы оценивается в баллах, которые
затем служат основой для заключения об
уровне
развития восприятия ребенка.

Оценка
результатов:

10
баллов
 
ребенок справился с заданием за время
меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все
7 недостающих на картинках предметов.

8-9
баллов
 
время поиска ребенком всех недостающих
предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7
баллов
 
время поиска всех недостающих предметов
заняло от 31 до 35 сек.

4-5
баллов
 
время поиска всех недостающих предметов
составило от 36 до 40 сек.

2-3
балла
 
время поиска всех недостающих предметов
оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1
балл
 
время поиска всех недостающих деталей
составило в целом больше чем 45 сек.

Оценки
даются в баллах, в десятибалльной системе
и представляются в интервалах, являющихся
непосредственным основанием для
производства выводов об уровне
психологического развития ребёнка.
Наряду с такими общими выводами ребёнок
в результате его обследования по той
или иной методике получает частные
оценки, которые позволяют более тонко
судить об уровне его развития.

Точные
критерии оценок в десятибалльной системе
не заданы по той причине, что априори,
до получения достаточно большого опыта
применения методик, их определить
невозможно. В этой связи исследователю
разрешается прибавлять или отнимать
один-два балла (в пределах заданного
диапазона оценок) за наличие или,
соответственно, отсутствие усердия со
стороны ребёнка в процессе его работы
над психодиагностическими заданиями.
Такая процедура в целом мало влияет на
конечные результаты, но позволяет лучше
дифференцировать детей.

Выводы
об уровне развития:

10 баллов очень
высокий

8-9 баллов высокий.

4-7 баллов. средний

2-3 балла низкий.

0-1 балл очень
низкий.

Исследование
мышления на наглядном материале сюжетных
картинок – последовательные картинки.

«Что сначала,
что потом»

К 3,5 годам в
норме дети понимают простые
причинно-следственные связи. Но масса
детей, имеющих речевую задержку или
задержку психического развития в целом
или другие нарушения, испытывают
трудности в понимании не только
логико-грамматической конструкции, но
и самих причинно-следственных отношений,
которые эта конструкция обозначает.
Из-за отсутствия умения определять
причины и следствия произошедшего, дети
неправильно строят фразу, неверно
используют словосочетание «потому
что», «из-за того что» и т.п.

Мы предлагаем
серию парных картинок, где каждая пара
содержит причину и следствие. К ним
прилагаются карточки со словами-связками
«потому что», «из-за того что», «поэтому».
Пары картинок предлагаются по усложнению:
сначала очевидные следствия и причины,
затем более сложные.

1. «Миша неаккуратно
наливал сок» и «На столе лужа».

2.
«Мальчик попал под дождь» и «мальчик
мокрый»

3.
«Маша упала» и «Маша плачет».

4.
«Маше подарили куклу» и «Маша рада».

5.
«Миша и Сережа подрались» и «Миша и
Сережа в синяках»

6.
«Маша ест снег» и «У Маши болит горло».

7.
«Петя едет на велосипеде и смотрит на
ворону» и «Петя упал с велосипеда».

Педагог
предлагает детям (ребенку) пару картинок,
составляющих причинно-следственную
последовательность; дети должны
определить, что было сначала, а что —
потом. Взрослый берет в правую руку
картинку, обозначающую причину (например,
«Миша неаккуратно наливал сок»), а в
левую — картинку-следствие («На столе
лужа») и спрашивает, четко проговаривая:
«Что было сначала — на столе появилась
лужа или Миша неаккуратно наливал сок?»
После этого он говорит, как правильно
должна звучать речевая конструкция,
поставив в нужном месте слово «поэтому»
или другие слова-связки, которые
отрабатываются на занятии. Начинать
следует, выстраивая картинки в «прямой»
последовательности: сначала причина,
а потом следствие, и соответственно
первым нужно использовать союз «поэтому».
И лишь после того, как ребенок освоит
эти конструкции, можно переходить к
предъявлению «обратной» последовательности:
сначала следствие, а потом причина: «На
столе лужа, потому
что
 Миша
неаккуратно наливал сок». Лучше не
использовать на первых занятиях сразу
все способы передачи причинно-следственных
отношений, а вводить союзы постепенно.
Если дети умеют читать, между картинками
в нужном месте ставится карточка с
соответствующим словом или словосочетанием.
По предложенному взрослым образцу дети
составляют предложения по оставшимся
парам картинок.

Методика «Неполные
фигуры» Е.П. Торренс.

Цель: выявить
уровень развития творческого
воображения.

Возраст: предлагается
для детей 5-7 лет.

Стимульный материал:
изображения
геометрических фигур на отдельных
листах бумаги, цветные карандаши.

Ход проведения:
Испытуемому даётся следующая инструкция:
« Сегодня мы будем рисовать интересные
картинки из знакомых геометрических
фигур.

Посмотри на свой
лист, используя данную фигуру, нарисуй
картину» . Ребёнку предлагается одна
из геометрических фигур, изображенная
на чистом листе бумаги (в центре), цветные
карандаши. На выполнение задания
отводится 10-12 минут. Затем работу забирают
и поочередно предлагают следующие
фигуры.

После дорисовывания
фигур дают задание, в котором требуется
дорисовать элемент предмета.

Ход проведения:

Испытуемому дается
инструкция: « Посмотри на этот лист.
Здесь нарисована часть какого-то
предмета. Дорисуй её так, чтобы получилась
картина».

Ребёнку дают лист
бумаги с изображением элемента предмета,
цветные карандаши. Для работы отводится
10-12 минут.

Обработка и анализ
результатов:

Работы оцениваются
в баллах:

0 баллов — задание
не выполнено;

1 балл — дорисовывает
фигуру (элемент), но уже с разными
деталями;

2 балла — изображает
отдельный предмет, но уже с разными
деталями;

3балла — изображает
предмет, включенный в какой-то воображаемый
эпизод, вокруг объекта появляется «поле
вещей»;

4балла — изображает
несколько объектов по воображаемому
сюжету;

5баллов — изображает
предложенную фигуру (элемент) как
второстепенную деталь образа.

Тест « Составление
изображений объектов» Л.Ю.Субботина

Цель: исследование
особенностей воссоздающего
воображения
.

Возраст: предлагается
для детей от 5-12 лет.

Стимульный материал:
изображение круга, треугольника, трапеции
прямоугольника, на отдельном листе,
цветные карандаши

Ход проведения:

Испытуемому дается
инструкция: « Посмотри, перед тобой
изображено несколько геометрических
фигур, нарисуй лицо используя только
данные фигуры. Каждую фигуру можно
рисовать несколько раз, менять её
размеры, но нельзя добавлять другие
фигуры и линии. »

Объекты для
рисования: лицо, клоун, домик, кошка,
дождь, радость.

На каждое изображение
даётся около 5 минут. Оценка результатов
проводится по ряду параметров:

1. Изображены ли
все заданные объекты;

2. Реалистичность
изображения;

3. Уникальность
изображения;

4. Использование
в изображении всех предложенных фигур.

Каждый пункт
оценивается по пятибалльной системе,
считается общее число баллов. Чем больше
величина, тем лучше развито воссоздающее
воображение.

1балл — за каждое
изображение, которое ребенок обозначил
требуемым инструкцией объектом, даже
если оно и не похоже.

2балла — за
изображение, которое оценивается «можно
и так».

3балла — за
изображение, в котором используются
все предложенные фигуры в гармоническом
сочетании.

4балла — за
изображение, использующее все фигуры
и достаточно реалистичное.

5баллов — за
изображение с использованием всех
предлагаемых фигур в оригинальной и
остроумной комбинации

.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ

1. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

2. Методика «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Картинки к методике «Узнай, кто это»

Оценка результатов

10 баллов — ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов — ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов — ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.

2-3 балла — ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек.

0-1 балл — ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

2.3. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается 1 минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий.

2.4. Методика «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Картинки к методике «Чем залатать коврик?»

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.

8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий 
8-9 баллов — высокий. 
4-7 баллов — средний. 
2-3 балла — низкий. 
0-1 балл — очень низкий.

5. Методика диагностики объема восприятия

На большом листе ватмана, если педагог работает с классом, или на листе бумаги, если работа идёт с одним ребенком, крупно написано:

10 слов (из 4-8 букв каждое);

10 трёхзначных чисел;

10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева).

Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.

ИНСТРУКЦИЯ: Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Нормальное восприятие — 7+,-2 объекта

6. Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников

Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание — подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.

Во время проведения дополнительных занятий можно использовать данную матрицу, проводить информационный поиск каждого из чисел в любой последовательности.

10

А. Я. Психология

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

   Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов

10 баллов. Ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов. Время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов. Время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов. Время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла. Время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл. Время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

Выводы об уровне развития

10 баллов. Очень высокий.

8-9 баллов. Высокий.

4-7 баллов. Средний

2-3 балла. Низкий.

0-1 балл. Очень низкий.


См. также

Тесты для детей

  • Анкета «Мотивы выбора друга»
  • Анкета по Г. Хорну
  • Вопросник-характеристика неуспевающего ученика
  • Диагностика периферических нарушений речи у детей
  • Диагностическая методика В. М. Когана
  • Интервью «Волшебный мир»
  • Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
  • Методика «Аналогии»
  • Методика «Аналогии» (версия 2)
  • Методика «Вербальная фантазия»
  •     … и другое

Тесты способностей

  • Диагностика периферических нарушений речи у детей
  • Диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра
  • Диагностическая методика «Проблема Эверье»
  • Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
  • КОСКОМ 2
  • Корректурная таблица Бентона
  • Корректурные пробы
  • Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла: краткое описание
  • Метод определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки (опросник Р. Гордона)
  • Метод оценки устойчивости представлений
  •     … и другое

Рейтинг@Mail.ru

   RSS RSS

   RSS  
  azps@azps.ru 

Методика «Чего не хватает?»

Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.

Стимульный материал: 7 картинок с изображением предметов, на которых не хватает какой — либо существенной детали.

Проведение обследования: Ребёнку предлагаются картинки, даётся инструкция: «На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь». Время проведения обследования — 25 секунд.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) — ребёнок справился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8 — 9 баллов (высокий уровень развития) — время поиска всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.

6 — 7 баллов (норма) — время поиска заняло от 31 до 35 секунд.

4 — 5 баллов (средний) — время поиска составило от 36 до 40 секунд.

2 — 3 балла (низкий) — время поиска оказалось в пределах от 41 до 45 секунд.

0 — 1 балл (очень низкий) — время поиска составило в целом больше чем 45 секунд.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.

Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.

Проведение обследования: ребёнку последовательно представляется 3 картинки. Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования — 1 минута.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) — названы 14 предметов, время — 20 секунд.

8 — 9 баллов (высокий уровень развития) — названы все предметы за 21 — 30 секунд.

6 — 7 баллов (норма) — названы все предметы за 31 — 40 секунд.

4 — 5 баллов (средний уровень развития) — решение задачи с временем — 41 — 50 секунд.

2 — 3 балла (низкий) — ребёнок справился с задачей за 51 — 60 секунд.

0 — 1 балл (очень низкий) — за время большее 60 секунд ребёнок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов.

Методика «Что здесь лишнее?»

Цель: исследование процессов образно — логического мышления, умственные операции анализа и обобщения детей с 4 лет.

Стимульный материал: серия картинок, на которых представлены разные предметы (3 — из одной серии классификации, 1 — из другой).

Описание методики: ребёнку предлагается серия картинок в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». Время обследования: 3 минуты.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) — ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минуты, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8 — 9 баллов (высокий уровень развития) — ребёнок правильно решил задачу за время от 1 до 1, 5 минуты.

6 — 7 баллов (норма) — ребёнок справился с задачей за время от 1, 5 до 2 минуты.

4 — 5 баллов (средний уровень развития) — ребёнок решил задачу за время от 2 до 2, 5 минуты.

2 — 3 балла (низкий) — решил задачу за время от 2, 5 до 3 минут.

0 — 1 балл (очень низкий) — ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.

Источник: studbooks.net

Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста

Методика «Чего не хватает?» (Немов Р. С.)

Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 ри­сунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

инструкция: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секун­домера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:

10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 се­кунд;

8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;

6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;

4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 се­кунд;

2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 се­кунд;

О—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом боль ше 45 секунд.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немое Р. С.)

Ребенку представляется несколько рисунков, которых как бы спрятаны предметы, которые хорошо ему известны.

Время выполнения задания ограничено 1 минутой. Последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только после того, как он нашел все предметы на предыдущей.

10 баллов — названы 14 предметов, время — 20 сек.;

8—9 баллов — названы все предметы за 21— 30 сек.;

6—7 баллов — названы все предметы за 31— 40 сек.;

4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за 41—50 сек.;

2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51—60 сек.;

О—1 балл — за время большее 60 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов.

Источник: helpiks.org

Методика: чего не хватает на этих рисунках? Диагностика развития ребенка

Суть методики «Чего не хватает на этих рисунках» заключается в том, чтобы грамотно оценить восприятие ребенка с самых разных сторон. Таким образом выявляется способность детей формировать образы, на основе которых делать умозаключения и выражать их в словесной форме.

Как работает методика?

Чего не хватает на этих рисунках? Детям предоставляют некоторое количество рисунков, но не простых. Суть в том, что на каждом из них не хватает какого-то существенного элемента. Ребенок должен успеть определить по картинке, чего не хватает на этих рисунках в максимально короткий период времени. У тех, кто проводит диагностику есть секундомер, при помощи которого фиксируется время, которое тратит ребенок на выполнение задания. Это время переводя в баллы, при помощи которых в конце тестирования и выносится вердикт. Методика «Чего не хватает на этих рисунках» позволяет быстро и эффективно произвести диагностику.

Как оцениваются полученные результаты?

В методике «Чего не хватает на этих рисунках» используется десятибалльная шкала, где:

  • 10 баллов дается в том случае, если ребенок затрачивает на выполнение задания менее 25 секунд. Важно, чтобы за это время были названы все семь недостающих элементов.
  • От 8 до 9 баллов начисляется тем, у кого выполнение задачи заняло от 26 до 30 секунд.
  • От 6 до 7 баллов дается в случае, если поиск нужных элементов занял от 31 до 35 секунд.
  • От 4 до 5 баллов за результат в пределах от 36 до 40 секунд.
  • От 2 до 3 баллов начисляется в том случае, если на выполнение задания было затрачено от 41 до 45 секунд.
  • От 0 до 1 балла – больше 45 секунд.

Оценки в баллах позволяют с максимальной точностью делать выводы об уровне психологического развития детей. Несмотря на то что данные показатели считаются весьма обобщенными, на их основании можно более глубоко судить об уровне развития и восприятия. А колебания баллов – это вынужденная мера, так как точные критерии оценок задать фактически невозможно. Именно поэтому диагностам разрешается либо добавлять, либо отнимать по баллу. Конечно, это мало влияет на итоговые показатели, но тем не менее дает хорошую возможность лучше дифференцировать ребят по методике «Чего не хватает на этих рисунках».

Что означают баллы?

Все очень просто, от 10 до 8 баллов – это высокий уровень, от 4 до 7 – средний, от 3 до 0 – низкий. Уже примерно к трем с половиной годам ребенок начинает понимать простые причинно-следственные связи, однако немалое количество детей, которые имеют некоторые проблемы с речью или психическим развитием, сталкиваются с трудностями понимания и осознания причин и следствий происходящих событий.

Причинно-следственная связь

Еще одним важным методом диагностики являются те же картинки, только на них нужно искать не отсутствующие элементы, а причинно-следственную связь между происходящим. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, что происходит в первую очередь, а что после. В идеале дети должны брать в правую руку картинку на которой изображена причина, а в левую – следствие произошедшего. На этом задания не заканчиваются, придется также объяснить происходящее, использовав правильные речевые конструкции. Следите за тем, чтобы слова-связки стояли в нужных местах.

Творческий потенциал

Е. П. Торренс предложил методику, суть которой заключается в том, чтобы дорисовывать недостающие элементы фигур. В тестировании обычно принимают участие дети в возрасте от 5 до 7 лет. Суть заключается в том, что детям даются геометрические фигуры, изображенные на чистом листе в центре, а задача детишек – дорисовать недостающие элементы при помощи цветных карандашей. После чего рисунки собираются и подводятся итоги диагностики. Оценивается результат также по установленной десятибалльной шкале.

Комментарии 0

  • Новые
  • Популярные
  • Обсуждаемые

Подпишись на обновления данного обсуждения!

Подписаться Наталья Осипова пишет сообщение Наталья Осипова только что Есть тут кто живой?

Источник: monateka.com

Диагностика познавательных процессов дошкольников

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

Оценка результатов

– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов

– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек

– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек

– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек

– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек

– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

Источник: www.lib100.com

Методика чего не хватает на этих рисунках

Добро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 15-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, — все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Диагностика восприятия. Методика «Чего не хватает?» (Немов Р. С.)

Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Цель: диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста.

Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

Инструкция:

«На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь». Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд;

8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;

6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;

4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 секунд;

2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд;

0—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

Источник: www.psmetodiki.ru

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

1.Программа обследования уровня развития высших психических функций младшего дошкольника.

Высшие психические функции:…

В младшем дошкольном возрасте диагностируется уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Программа обследования может включать следующие методы

Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»

Диагностика целостности и константности восприятия.

«>Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то существенной детали (например,…). Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

«>Психолог с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

«Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Диагностика избирательности восприятия.

;background:#ffff00″>Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Ребенку нужно найти и назвать каждый предмет.

;background:#ffff00″>Время выполнения задания ограничивается одной минутой.

Методика 5. «Найди и вычеркни»

Определение продуктивности и устойчивости внимания.

«>На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». И так несколько раз.

«>В этой методике ребенок работает 2,5 мин

Оценка уровня развития узнавания

«Назови животных (модифицированная методика Лурии «10 слов»)

Объем кратковременной зрительной памяти.

Выявление элементарных образных представлений, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях в окружающем мире

Методика 18. «Кому чего недостает?»

Исследование способности осуществлять дедуктивные умозаключения, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу;

Оценка образно-логического мышления ребенка

Оценка наглядно-действенного мышления.

«>«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Методика 24. «Назови слова»

Определение запаса слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.

«>Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

«>На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

  1. «>Животные.
  2. «>Растения.
  3. «>Цвета предметов.
  4. «>Формы предметов.
  5. «>Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
  6. «>Действия человека.
  7. «>Способы выполнения человеком действий.
  8. «>Качества выполняемых человеком действий.

«>Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Заказать написание уникльной работы

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Источник: samzan.ru

Методика: чего не хватает на этих рисунках?

Суть методики «Чего не хватает на этих рисунках» заключается в том, чтобы грамотно оценить восприятие ребенка с самых разных сторон. Таким образом выявляется способность детей формировать образы, на основе которых делать умозаключения и выражать их в словесной форме.

Как работает методика?

Чего не хватает на этих рисунках? Детям предоставляют некоторое количество рисунков, но не простых. Суть в том, что на каждом из них не хватает какого-то существенного элемента. Ребенок должен успеть определить по картинке, чего не хватает на этих рисунках в максимально короткий период времени. У тех, кто проводит диагностику есть секундомер, при помощи которого фиксируется время, которое тратит ребенок на выполнение задания. Это время переводя в баллы, при помощи которых в конце тестирования и выносится вердикт. Методика «Чего не хватает на этих рисунках» позволяет быстро и эффективно произвести диагностику.

Как оцениваются полученные результаты?

В методике «Чего не хватает на этих рисунках» используется десятибалльная шкала, где:

  • 10 баллов дается в том случае, если ребенок затрачивает на выполнение задания менее 25 секунд. Важно, чтобы за это время были названы все семь недостающих элементов.
  • От 8 до 9 баллов начисляется тем, у кого выполнение задачи заняло от 26 до 30 секунд.
  • От 6 до 7 баллов дается в случае, если поиск нужных элементов занял от 31 до 35 секунд.
  • От 4 до 5 баллов за результат в пределах от 36 до 40 секунд.
  • От 2 до 3 баллов начисляется в том случае, если на выполнение задания было затрачено от 41 до 45 секунд.
  • От 0 до 1 балла – больше 45 секунд.

Оценки в баллах позволяют с максимальной точностью делать выводы об уровне психологического развития детей. Несмотря на то что данные показатели считаются весьма обобщенными, на их основании можно более глубоко судить об уровне развития и восприятия. А колебания баллов – это вынужденная мера, так как точные критерии оценок задать фактически невозможно. Именно поэтому диагностам разрешается либо добавлять, либо отнимать по баллу. Конечно, это мало влияет на итоговые показатели, но тем не менее дает хорошую возможность лучше дифференцировать ребят по методике «Чего не хватает на этих рисунках».

Что означают баллы?

Все очень просто, от 10 до 8 баллов – это высокий уровень, от 4 до 7 – средний, от 3 до 0 – низкий. Уже примерно к трем с половиной годам ребенок начинает понимать простые причинно-следственные связи, однако немалое количество детей, которые имеют некоторые проблемы с речью или психическим развитием, сталкиваются с трудностями понимания и осознания причин и следствий происходящих событий.

Причинно-следственная связь

Еще одним важным методом диагностики являются те же картинки, только на них нужно искать не отсутствующие элементы, а причинно-следственную связь между происходящим. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, что происходит в первую очередь, а что после. В идеале дети должны брать в правую руку картинку на которой изображена причина, а в левую – следствие произошедшего. На этом задания не заканчиваются, придется также объяснить происходящее, использовав правильные речевые конструкции. Следите за тем, чтобы слова-связки стояли в нужных местах.

Творческий потенциал

Е. П. Торренс предложил методику, суть которой заключается в том, чтобы дорисовывать недостающие элементы фигур. В тестировании обычно принимают участие дети в возрасте от 5 до 7 лет. Суть заключается в том, что детям даются геометрические фигуры, изображенные на чистом листе в центре, а задача детишек – дорисовать недостающие элементы при помощи цветных карандашей. После чего рисунки собираются и подводятся итоги диагностики. Оценивается результат также по установленной десятибалльной шкале.

Источник: autogear.ru

Методика: чего не хватает на этих рисунках? Диагностика развития ребенка

Суть методики «Чего не хватает на этих рисунках» заключается в том, чтобы грамотно оценить восприятие ребенка с самых разных сторон. Таким образом выявляется способность детей формировать образы, на основе которых делать умозаключения и выражать их в словесной форме.

Как работает методика?

Чего не хватает на этих рисунках? Детям предоставляют некоторое количество рисунков, но не простых. Суть в том, что на каждом из них не хватает какого-то существенного элемента. Ребенок должен успеть определить по картинке, чего не хватает на этих рисунках в максимально короткий период времени. У тех, кто проводит диагностику есть секундомер, при помощи которого фиксируется время, которое тратит ребенок на выполнение задания. Это время переводя в баллы, при помощи которых в конце тестирования и выносится вердикт. Методика «Чего не хватает на этих рисунках» позволяет быстро и эффективно произвести диагностику.

Как оцениваются полученные результаты?

В методике «Чего не хватает на этих рисунках» используется десятибалльная шкала, где:

  • 10 баллов дается в том случае, если ребенок затрачивает на выполнение задания менее 25 секунд. Важно, чтобы за это время были названы все семь недостающих элементов.
  • От 8 до 9 баллов начисляется тем, у кого выполнение задачи заняло от 26 до 30 секунд.
  • От 6 до 7 баллов дается в случае, если поиск нужных элементов занял от 31 до 35 секунд.
  • От 4 до 5 баллов за результат в пределах от 36 до 40 секунд.
  • От 2 до 3 баллов начисляется в том случае, если на выполнение задания было затрачено от 41 до 45 секунд.
  • От 0 до 1 балла – больше 45 секунд.

Оценки в баллах позволяют с максимальной точностью делать выводы об уровне психологического развития детей. Несмотря на то что данные показатели считаются весьма обобщенными, на их основании можно более глубоко судить об уровне развития и восприятия. А колебания баллов – это вынужденная мера, так как точные критерии оценок задать фактически невозможно. Именно поэтому диагностам разрешается либо добавлять, либо отнимать по баллу. Конечно, это мало влияет на итоговые показатели, но тем не менее дает хорошую возможность лучше дифференцировать ребят по методике «Чего не хватает на этих рисунках».

Что означают баллы?

Все очень просто, от 10 до 8 баллов – это высокий уровень, от 4 до 7 – средний, от 3 до 0 – низкий. Уже примерно к трем с половиной годам ребенок начинает понимать простые причинно-следственные связи, однако немалое количество детей, которые имеют некоторые проблемы с речью или психическим развитием, сталкиваются с трудностями понимания и осознания причин и следствий происходящих событий.

Причинно-следственная связь

Еще одним важным методом диагностики являются те же картинки, только на них нужно искать не отсутствующие элементы, а причинно-следственную связь между происходящим. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, что происходит в первую очередь, а что после. В идеале дети должны брать в правую руку картинку на которой изображена причина, а в левую – следствие произошедшего. На этом задания не заканчиваются, придется также объяснить происходящее, использовав правильные речевые конструкции. Следите за тем, чтобы слова-связки стояли в нужных местах.

Творческий потенциал

Е. П. Торренс предложил методику, суть которой заключается в том, чтобы дорисовывать недостающие элементы фигур. В тестировании обычно принимают участие дети в возрасте от 5 до 7 лет. Суть заключается в том, что детям даются геометрические фигуры, изображенные на чистом листе в центре, а задача детишек – дорисовать недостающие элементы при помощи цветных карандашей. После чего рисунки собираются и подводятся итоги диагностики. Оценивается результат также по установленной десятибалльной шкале.

Источник: textman.ru

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста

Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пятишестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «…по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».

Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика  «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

Оценка результатов

10 баллов – ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек

6-7 баллов – время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек

4-5 баллов – время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек

2-3 балла – время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41  до 45 сек

0-1 балл – время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Рис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»

Методика «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение

Оценка результатов

7-9 баллов – ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек10 баллов – ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака

4-6 баллов – ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек

2-3 балла – ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек

0-1 балл – ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в»

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

Рис. 2 Картинки к методике «Узнай, кто это»

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14.

Рис. 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»

Оценка результатов

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл – за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек

8-9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек

6-7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек

4-5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек

2-3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек

0-1 балл – за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Методика  «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика

Рис. 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов.

Оценка результатов

8-9 баллов – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек10 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек

6-7 баллов – ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек

4-5 баллов – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек

2-3 балла – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек

0-1 балл – ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Методика 5. «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

Рис. 5 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трех до четырех лет.

Рис. 6 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет.

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла

8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла10 баллов– показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла

6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла

2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла

0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так

10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1

8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2

Рис. 7 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания

2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродук тивного, но устойчивого внимания

3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

4 Кривая, изображенная с помощью линии _____ Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания

5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания

6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3

4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4

3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5

Выводы об уровне развития

10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая

8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая

4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя

2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая

0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая

Методика  «Проставь значки»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов – показатель S больше чем 1,00

8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00

6-7 баллов – показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75

4-5 баллов – показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50

0-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов – средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

Рис. 8 Лист к методике «Проставь значки»

Методика «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек

4-5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек

0-3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

6-7 баллов — средний

4-5 баллов – низкий

0-3 балла – очень низкий

Рис. 9 Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»

Рис. 10 Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методика узнай кто это инструкция
  • Методика социометрия дж морено инструкция
  • Методика разработки инструкций по охране труда
  • Методика капустина уровень воспитанности 1 4 классы инструкция
  • Методика изучение скорости мышления инструкция