Методика шварца для изучения ценностей личности инструкция

Тест ценности Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества (см. рис. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца)).  

В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные  и  индивидуальные.  Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году.

При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу.

Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца. /  Тест ценности Шварца):

Описание методики Шварца. Опросник Шварца состоит из двух частей. 

Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность.Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов. 

Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

Первая часть опросника

Инструкция:

Спросите себя: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?» Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.

Шкала для оценки:

  • 7 — исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);
  • 6 — очень важная;
  • 5 — достаточно важная;
  • 4 — важная;
  • 3 — не очень важная;
  • 2 — мало важная;
  • 1 — не важная;
  • 0 — совершенно безразличная;
  • -1 — это противоположно принципам, которым Вы следуете.

До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность «7». Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно ее важности. Затем оцените оставшиеся ценности (от -1 до 7).

Тестовый материал — Список ценностей I:

1    РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2    ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

3    СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

4    УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5    СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

6    ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7    ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)

8    СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

9    ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)

10    СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11    ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)

12    БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

13    НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)

14    САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

15    УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)

16    КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17    МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)

18    УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19    ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

20    САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21    ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)

22    БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ  (безопасность для близких)

23    СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24    ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25    ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)

26    МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

27    АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)

28    ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29    МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30    СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

Теперь оцените, насколько важна каждая из следую­щих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, ко­торые могут быть более или менее важными для Вас. По­пытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оце­ните на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, ко­торая противоречит вашим принципам (отметка — 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соот­ветствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Список ценностей II:

31    САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

32    СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33    ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34    ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

35    ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)

36    СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)

37    СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38    ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)

39    ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

40    УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)

41    ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42    ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43    СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

44    ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45    ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46    СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)

47    ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)

48    УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49    ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50    НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, близостью, развлечениями и др.)

51    БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)

52    ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53    ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

54    СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

55    УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56    ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57    ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)

Вторая часть опросника

Инструкция:

Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и поду­майте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

Профиль личности 

Очень похож на меня

Похож на меня

В некоторой степени похож на меня

Немного похож на меня

Не похож на меня

Совсем не похож на меня

1. Придумывать что-то новое и быть изобрета­тельным важно для не­го. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

2. Для него важно быть богатым. Он хочет, что­бы у него было много денег и дорогих вещей.

3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.

4. Для него очень важно показать свои способности.   Он  хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает.

5.   Для   него   важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.

6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.

7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.

8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.

11. Для него важно самому решать, что делать.   Ему   нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.

12.  Для   него   очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.

13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.

14.   Для   него   очень важна    безопасность его страны. Он считает,   что   государство должно  быть  готово к защите от внешней и внутренней угрозы.

15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.

16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.

17. Для  него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.

18.  Для  него  важно быть преданным сво­им друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.

19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.

20. Быть религиозным важно для  него.  Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.

21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте.   Ему действительно   не   нравится беспорядок.

22.  Он  считает,  что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.

23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами   людей   на земле важно для него.

24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется по­казать насколько он способный.

25. Он думает, что луч­ше   всего   поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.

26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

27. Для  него  важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.

28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям   и   людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.

29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает.  Для  него  важно защищать слабых.

30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.

31. Он очень старается не заболеть. Сохранение   здоровья   очень важно для него.

32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.

33.  Для  него  важно прощать людей, кото­рые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.

34.  Для   него  важно быть    независимым. Ему  нравится  полагаться на себя.

35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.

36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми.     Он     старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

37. Он по-настоящему хочет    наслаждаться жизнью. Хорошо проводить   время   очень важно для него.

38.  Для  него  важно быть скромным.  Он старается не привлекать к себе внимание.

39.   Он   всегда  хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.

40.  Для  него  важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.

Ключ, обработка результатов, интерпретация методики Шварца.

Методика дает количественное выражение значимос­ти каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях:

  • на уровне нормативных идеалов и
  • на уровне индивидуальных приоритетов.

Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводитсяниже (в таблице 2). В нем указаны номера пунк­тов обеих частей опросника, соответствующие каждому ти­пу ценностей. Средний балл по данному типу ценности по­казывает степень ее значимости.

При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Перед подсчетом результатов второго раздела опрос­ника — «Профиль личности» — необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов ис­пытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.

Таблица 1. Количество баллов, приписываемое пунктам шкалы «Профиль личности» при обработке результатов.

Пункты шкалы

Очень похож на меня

Похож на меня 

В некоторой степени похож на меня

Немного похож на меня 

Не похож на меня

Совсем не похож на меня

Количество баллов

 4

 3

 2

 1

 0

 -1

При первичной обработке данных по каждой части оп­росника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. таблица 2). Обработка про­водится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ори­ентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого ти­па ценностей для испытуемого.

Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нор­мативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведе­нии вследствие ограничения возможностей человека, груп­пового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.

В соответствии со средним баллом по каждому типу цен­ностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждо­му типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низ­кий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответству­ющими типами ценностей, характеризует их высокую зна­чимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

Таблица 2. Ключ для обработки результатов

Тип ценностей

(10 основных ценностей)

Номера пунктов опросника

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

(уровень нормативных идеалов)— список 1 и 2

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

(уровень индивиду­альных приоритетов)

Конформность Conformity

11, 20, 40, 47

7, 16, 28, 36

Традиции Tradition

18, 32, 36, 44, 51

9, 20, 25, 38

Доброта Benevolence

33, 45, 49, 52, 54

12, 18, 27, 33

Универсализм Universalism

1, 17, 24, 26, 29, 30, 35, 38

3, 8, 19, 23, 29, 40

Самостоятельность Self-Direction

5, 16, 31, 41, 53

1, 11,22,34

Стимуляция Stimulation

9, 25, 37

6, 15, 30

Гедонизм Hedonism

4, 50, 57

10, 26, 37

Достижения Achievement

34, 39, 43, 55

4, 13, 24, 32

Власть Power

3, 12, 27, 46

2, 17, 39

Безопасность Security

8, 13, 15, 22, 56

5, 14, 21, 31, 35

Интерпретация, описание ценностей.

Приведем краткое определение мотивационных типов соответственно их центральной цели (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997):

—    власть (Power) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

—    достижение (Achievement) — личный успех в соответствии с социальными стандартами;

—    гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувственное удовольствие;

—    стимуляция (Stimulation) — волнение и новизна;

—    самостоятельность (Self-Direction) — самостоятельность мысли и действия;

—    универсализм (Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

—    доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей;

—    традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

—    конформность (Conformity) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

—    безопасность (Security) — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Шварц описывает следующие характеристики этих типов ценностей.

1.    Власть (Power). Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей Доминантности — подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.

2.    Достижение (Achievement). Определяющая цель этого типа ценностей — личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

3.    Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

4.    Стимуляция (Stimulation). Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

5.    Самостоятельность (Self-Direction). Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

6.    Универсализм (Universalism). Мотивационная цель данного типа ценностей — понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

7.    Доброта (Benevolence). Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

8.    Традиции (Tradition). Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.
9.    Конформность (Conformity). Определяющая мотивационная цель этого типа — сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).
10.    Безопасность (Security). Мотивационная цель этого типа — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.
По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность (а не два отдельных — для группового и индивидуального уровня). Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

Рисунок. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца).

ПРАКТИКУМ
ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

В.
Н. КАРАНДАШЕВ

МЕТОДИКА
ШВАРЦА

ДЛЯ
ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ

ЛИЧНОСТИ

концепция
и методическое руководство

РЕЧЬ

Санкт-Петербург
2004

ББК 88.4 К 21

Все права на
копирование материалов данного
руководства

в любой форме
защищены законом об авторском праве.

Материал опросника
может использоваться только

для целей научного
исследования или

практической
психологической работы.

Копирование любой
части данного руководства

в коммерческих
целях, публикация в печатном или
электронном виде

запрещена без
письменного разрешения издателя.

Карандашев В. Н.
К
21 Методика Шварца для изучения ценностей
личности: концепция
и методическое руководство. — СПб.:
Речь, 2004 —
70 с.

ISBN
5-9268-0299-7

В книге впервые в
отечественной литературе в
систематизиро­ванном виде изложены
концепция, методология и методика Ш.
Шварца для изучения ценностей личности.
Представлено мето­дическое руководство
по процедуре проведения исследования
цен­ностей с помощью опросника,
обработке и интерпретации данных, а
также описан опыт адаптации методики
на российской выборке.

О Карандашев В. Н.,
2004
©
Издательство «Речь», 2004
ISBN
5-9268-0299-7 ©
Борозенец П. В., оформление, 2004

Содержание

Введение 4

  1. Ценности
    и их виды 9

  2. Методы
    изучения ценностей 16

  3. Концепция
    и метод измерения ценностей Ш. Шварца
    … 26

  4. Структура методики
    и процедура проведения

опросника 35

  1. Обработка
    результатов 38

  2. Опыт
    русскоязычной адаптации методики
    Шварца …. 40

Заключение
46

Литература 48

Библиография
публикаций на уровне анализа

ценностей
личности 51

Приложение 1.

Опросник
ценностей 57

Приложение 2.

Ключ
для обработки результатов 70

Введение

Проблема
ценностей и ценностных ориентации
явля­ется
предметом изучения ряда наук о человеке
и обще­стве,
в частности, философии, социологии,
психологии, педагогики. «Понятие ценности
скорее, чем любое дру­гое,
должно занять центральное место…
способное объе­динить интересы разных
наук, касающихся человеческо­го
поведения». Эти слова, утверждающие
центральное положение
понятия «ценность», принадлежат перу
пси­холога
(Rokeach,
1973, р. 3), но сходного мнения при­держивались
и социологи (например, Williams,
1968), и антропологи
(например, Kluckholn,
1951). Эти ученые рассматривали
ценности как критерии, которые
исполь­зуются
людьми для выбора и обоснования своих
дейст­вий, а также для оценки других
людей, себя и событий. Таким
образом, ценности представляют собой
в большей степени
критерии оценки, чем качества, присущие
са­мим
объектам.

В
данной работе мы остановимся только на
психологи­ческом аспекте проблемы и
методах его изучения. В то же время
следует напомнить, что проблема ценностей
и цен­ностных
ориентации является междисциплинарной,
по­этому
полагаем, что материал данной книги
будет полезен как
с теоретической, так и с практической
точки зрения специалистам
разных специальностей, и исследователям
и практикам.

4

Введение

Целесообразно
различать ценности двух типов:

  1. ценности
    общества и социальных групп (социаль­ные
    ценности);

  2. ценности личности
    (индивидуальные ценности).

В
социальных, психологических и
педагогических ис­следованиях
используются как понятие ценности,
так
и по­нятие
ценностных
ориентации.
Однозначного
различения этих
понятий в литературе не прослеживается.
Часто они употребляются
как равнозначные. При изучении
характе­ристик
общества, культуры и отдельных социальных
групп используется термин «ценность».
При изучении отдельных индивидов
употребимы как понятие ценностная
ориен­
тация,
так
и понятие ценность.
Под
ценностными ори-ентациями
понимается отражение в сознании человека
ценностей,
признаваемых им в качестве стратегических
жизненных
целей и общих мировоззренческих
ориенти­ров.
Ценностные ориентации — это
интериоризированные личностью
ценности социальных групп. Таким образом,
оказывается
вполне оправданным говорить о ценностях
личности
как ее ценностных ориентациях.

В
последние годы значительно активизировались
ис­следования
индивидуальных различий ценностей
(работы Mayton,
Loges,
Ball-Rokeach,
& Grube,
1994; Schwartz,
1992; Seligman,
Olson,
& Zanna,
1996 — цит по Schwartz,
Bardi,
2001).
Исследования на межнациональном уровне
обнару­жили
различия ценностей в разных культурах
мира, вы­явили
их истоки (например, работы Hofstede,
1982, 1991; Inglehart,
1997; Markus
& Kitayama,
1991; Schwartz,
1997; Smith
& Schwartz,
1997, Triandis,
1995 — цит по Schwartz,
Bardi,
2001).

Исследования
этих и других авторов выявили огром­ное
количество вариаций в ценностных
приоритетах

5

Методика
Шварца для изучения ценностей личности

индивидов
в каждом обществе, а также различия
между социальными
группами в рамках одной нации. Они
поз­волили
сделать выводы, что индивиды, принадлежащие
одной
и той же или различным социальным
группам, до­вольно значительно
отличаются в ценностных приорите­тах.
Эти различия отражают их генетическую
наследст­венность,
личный опыт, социальный статус и влияние
культуры.

С
одной стороны, ценностные приоритеты,
превали­рующие
в обществе — это ключевой элемент в
культуре. Ценностные
приоритеты индивидов представляют
цент­ральные
цели, которые связаны со всеми аспектами
их поведения.
С другой стороны, ценности испытывают
пря­мое
влияние повседневного опыта в изменяющемся
эко­логическом
и социально-политическом контексте.

Поэтому
ценности являются хорошим индикатором
для отслеживания процессов социального
и индивиду­ального
изменения, возникающего в результате
истори­ческих,
социальных и личных событий. Кроме того,
они могут
быть положены в основу изучения различий
между социальными
культурами и субкультурами, которые
по­являются по мере того, как социальные
общности разви­ваются
в определенных направлениях в результате
их уникального
опыта.

В
современной науке и практике существует
актуаль­ная
потребность в таких инструментах
измерения, ко­торые
могли бы быть использованы в кросс-культурных
исследованиях,
имели бы достаточно разработанную
те­оретическую
основу и были бы эффективны для изуче­ния
ценностей и ценностных ориентации как
групп, так

6

Введение

и
отдельных индивидов. К числу таких
методик относит­ся
опросник ценностей, разработанный
профессором Шварцем. Методика создавалась
на основе методики М.
Рокича, которая была существенно
модифицирована и
расширена.

Данная
книга представляет собой методическое
руко­водство,
характеризующее основные понятия и
концеп­цию
ценностей, методологию их изучения,
описание ме­тодики
Шварца, инструкции по ее проведению,
обработке и
интерпретации данных, а также опыт ее
применения в исследовательской работе.

Необходимо
отметить, что Шварцем разработано две
методики
изучения ценностей, их анализа:

  • на уровне личности
    (индивидуальных различий),

  • на
    уровне культур (различий в социальных
    культурах). В
    данном руководстве представлена только
    одна из

них — методика
для изучения ценностей личности.

Считаю свои долгом
выразить искреннюю призна­тельность
С. В. Реттгес за помощь в работе по
русско­язычной
адаптации методики, за сотрудничество
и ответ­ственную
работу по сбору и обработке результатов
на разных
этапах исследования.

В
процессе разработки варианта Опросника
ценнос­тей на русском языке мы
консультировались с автором оригинальной
методики профессором Шварцем. Кор­ректность
русского перевода Опросника проверялась
им с помощью
обратного перевода, осуществленного
со­трудником,
владеющим русским и английским языками,

7

Методика
Шварца для изучения ценностей личности

в
результате которого была подтверждена
полная адек­ватность
смысла перевода языку оригинала.
Окончатель­ный
вариант Опросника ценностей, представленный
в
Приложении, и руководство по его
проведению также были
одобрены автором методики и рекомендуются
им для
исследовательской и практической работы
в России.

Вопросы
и пожелания по содержанию данного
руко­водства
читатели могут направлять в адрес
редакции из­дательства
«Речь».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методика диагностики ценностных ориентаций Шварца позволяет диагностировать структуру ценностных ориентаций личности или группы (через средние значения по группе)

Главная особенности данной методики состоит в том, что понятие ценности в ней дифференцируется. То есть, ценность не рассматривается как нечто монолитное. Автор теста выделяет два вида ценностей:

  • Ценности как абстрактные идеалы. Они выявляются путем оценки существительных и прилагательных, описывающих различные ценности.
  • Ценности как руководства к действию. Эти показатели выявляются путем оценки конкретных действий людей.

В некоторых эмпирических исследованиях такое разделение ценностей может оказаться важным и интересным. Ведь очень часто на абстрактном уровне человек ориентирован на одни ориентиры, а в практической деятельности – на другие.

Содержание

  1. Назначение
  2. Теоретическая основа
  3. Описание методики Шварца
  4. Процедура тестирования
  5. Ключи для опросника ценностей Шварца
  6. Описание шкал теста Шварца диагностики ценностных ориентаций
  7. Интерпретация результатов
  8. Пример анализа ценностей по тесту Шварца

Назначение

Тест ценностей Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

Теоретическая основа

Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные.

Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу.

Описание методики Шварца

Тест ценностных ориентаций Шварца состоит из двух частей.

  1. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.
  2. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

Процедура тестирования

Первая часть опросника

Инструкция: В этом опроснике Вам нужно ответить на вопрос: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы моей жизни и какие ценности менее важны для меня?». Далее на последующих страницах приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение каждой ценности.

Ваша задача заключается в том, чтобы оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.

Используйте оценочную шкалу отметок от —1 до 7.

Чем выше номер (—1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), тем более важной данная ценность является для Вас как руководящий принцип Вашей жизни. При этом примерно ориентируйтесь на следующие значения отметок:

отметка «–1» характеризует ценности, противоположные Вашим принципам, отметка «0» означает, что ценность совершенно не важна, не является руководящим принципом Вашей жизни, отметка «3» означает, что ценность важна, отметка «6» означает, что ценность очень важна, отметка «7» характеризует ценности высшей значимости, обычно таких ценностей не должно быть более двух.

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 1

Для начала просмотрите ценности из Списка 1, выберите одну из них, которая является самой важной для Вас, и оцените ее значимость (отметка «7»). Далее выберите ценность, которая наиболее противоречит Вашим принципам, и оцените ее (отметка –1). Если нет такой ценности, выберите ценность, наименее важную для Вас, и оцените ее отметкой «0» или «1», в соответствии с ее значимостью. Затем оцените все остальные ценности из списка. Перед каждой ценностью в списке проставьте отметку, указывающую важность этой ценности как руководящего принципа вашей жизни лично для вас. Постарайтесь различать ценности насколько это возможно, ориентируясь на приведенную ниже шкалу и используя все номера от –1 до 7 (–1,0, 1, 2, 3,4, 5, 6, 7).

Как руководящий принцип моей жизни эта ценность является:

Противоположной моим принципам

Не важной

Важной

Очень важной

Высшей значимости

–1

0

1

2

3

4

5

6

7

1        РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2        ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

3        СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

4        УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5        СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

6        ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7        ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что я не одинок)

8       СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

9        ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)

10      СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11      ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)

12      БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

13      НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей родины от врагов)

14      САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

15      УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)

16      КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17      МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войн и конфликтов)

18      УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19      ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

20      САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21      ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право на личное пространство)

22      БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)

23      СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24      ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25      ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)

26      МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

27      АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)

28      ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29      МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30      СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 2

Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей как руководящий принцип Вашей жизни для Вас. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка –1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Как руководящий принцип моей жизни, эта ценность является:

Противоположной моим принципам

Не в

ажной

Важной

Очень важной

Высшей значимости

–1

0

1

2

3

4

5

6

7

31       САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

32      СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33      ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34      ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

35      ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)   

36      СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)

37      СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38      ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)

39      ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

40      УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)

41      ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42      ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43      СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

44      ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45      ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46      СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита своего «лица»)

47      ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ (послушный, подчиняющийся правилам)

48      УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49      ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50      НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, сексом, развлечениями и др.) 

51      БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)

52      ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53      ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

54      СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

55      УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56      ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57      ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие).

Вторая часть опросника

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

Инструкция: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас и ваш Идеал. Напишите «Я» в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас и «Мой идеал», там, где считаете нужным.

Очень похож

Похож

В некоторой степени похож

Немного похож

Не похож

Совсем не похож

1. Придумывать что-то и быть изобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

2. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и хороших вещей.

3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.

4. Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди вос-хищались тем, что он делает.

5. Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.

6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.

7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.

8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.

11. Для него важно самому решать, что делать.  Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.

12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.

13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.

14. Для него очень важна   безопасность его страны. Он считает,  что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.

15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.

16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.

17. Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.

18. Для него важно быть преданным своим друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.

19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.

20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.

21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок.

22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.

23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него.

24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать насколько он способный.

25. Он думает, что лучше всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.

26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.

28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.

29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых.

30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.

31. Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья очень важно для него.

32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.

33. Для него важно прощать людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.

34. Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя.

35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.

36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него.

38. Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимание.

39. Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.

40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.

Ключи для опросника ценностей Шварца

Тип ценностей

Номера пунктов опросника

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

(уровень нормативных идеалов)— список 1 и 2

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

(уровень индивидуальных приоритетов)

Конформность Conformity

11,20,40,47

7, 16, 28, 36

Традиции Tradition

18,32,36,44,51

9, 20, 25, 38

Доброта Benevolence

33,45,49,52,54

12, 18,27,33

Универсализм Universalism

1,17,24,26,29,30,35,38

3, 8, 19, 23, 29, 40

Самостоятельность Self-Direction

5, 16,31,41,53

1, 11,22,34

Стимуляция Stimulation

9, 25, 37

6, 15, 30

Гедонизм Hedonism

4, 50, 57

10, 26, 37

Достижения Achievement

34, 39, 43, 55

4, 13, 24, 32

Власть Power

3, 12, 27, 46

2, 17, 39

Безопасность Security

8, 13, 15,22,56

5, 14,21,31,35

Описание шкал теста Шварца диагностики ценностных ориентаций

1. Власть. Функционирование социальных институтов требует некоторой степени дифференциации статусов, и в большинстве межличностных отношений в разных культурах было выявлено сочетание показателей доминантности / подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности Власти и Достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности Достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активную демонстрацию компетентности в конкретном взаимодействии, в то время как ценности Власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции внутри наиболее общей социальной системы.

2. Достижение. Определяющая цель этого типа ценностей — личный успех через демонстрацию компетентности согласно социальным стандартам.

Демонстрация социальной компетентности (что и составляет содержание этой ценности) в условиях преобладающий культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

З. Гедонизм. В теории Ш. Шварца мотивационная цель этого типа определяется как удовольствие или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

4. Стимуляция. Это производное от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологические основанные вариации потребности стимуляции, обусловленные социальным опытом, могут при водить К индивидуальным различиям в важности этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в новизне, глубоких переживаниях.

5. Самостоятельность. Определяющая цель этого типа ценностей заключается в независимости мышления и выбора действий, творчестве, исследовательской деятельности. Самостоятельность — производное от организменной потребности в контроле и управлении, а также от интеракционных требований автономности и независимости.

6. Универсализм. Мотивационная цель этого типа ценностей — понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели ценности Универсализма могут быть производными от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся очевидными, когда люди входят в контакт с кем-то вне своей среды или расширяют первичную группу.

7. Щедрость. Это более узко определенный «просоциальный» тип ценностей, по сравнению с Универсализмом. Благосклонность сфокусирована на благополучии в близком каждодневном взаимодействии. Этот тип считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилитации и обеспечении процветания группы. Мотивационная цель этого типа — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в частом личном контакте (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

8. Традиции. Любые группы разрабатывают свои символы и ритуалы, действие которых определяется опытом группы и которые закрепляются как традиции и обычаи. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаше всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения, Мотивационная цель — уважение, принятие и следование обычаям и идеям, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность).

9. Конформность. Определяющая мотивационная цель этого типа ограничение, пресечение действий, склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Это производное от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).

10. Безопасность. Мотивационная цель этого типа — безопасность, гармония, стабильность общества, взаимоотношений, самого человека, это производное от базовых индивидуальных и групповых требований. Ш. Шварц предполагает существование 1 общего типа ценностей, Безопасности, а не двух отдельных -группового и индивидуального уровня, т.к. ценности, относящиеся к коллективным, выражают в значительной степени цель безопасности для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

Интерпретация результатов

При анализе и интерпретации результатов опросника ценностных ориентаций Шварца важно учитывать, что диагностируются два различных типа ценностей:

  1. Нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении.
  2. Ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.

Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций.

Еще один важный момент связан с тем, что число вопросов, включённых в каждую из 10-ти шкал теста ценностей Шварца содержит разное число вопросов. Это означает, что баллы, полученные по шкалам нельзя непосредственно сравнивать между собой.

Для сравнительного анализа выраженности различных ценностей у испытуемого или группы необходимо провести нормировку. Это означает проведение следующей процедуры:

  1. Находится шкала с наибольшим числом вопросов.
  2. Определяется наибольший бал, который можно набрать по данной шкале.
  3. Показатели по всем шкалам делятся на этот максимальный балл.

Если сопоставительный анализ выраженности показателей по шкалам не предполагается, а выраженность ценностей предполагается использовать в рамках корреляционного анализа, то можно не проводить нормировку показателей по шкалам теста диагностики ценностных ориентаций Шварца.

Пример анализа ценностей по тесту Шварца

На рис. 1 приведены средние значения нормативных идеалов подростков экспериментальной и контрольной групп.

Анализ ценностных ориентаций по тесту Шварца  

Как видно, структура нормативных идеалов в обеих группах носит сходный характер: в наибольшей степени выражены самостоятельность, гедонизм, достижения и безопасность. В наименьшей степени – стимуляция, традиции и власть. Подростки из обеих подгрупп склонны к самостоятельному выбору своего жизненного пути, для них важно получать удовольствие от собственной жизни, добиваться успехов, и при этом чувствовать защищенность, иметь некий «тыл».

Не столь важным является поддержание традиций и возможность контролировать не свою жизнь, но определять какие-то моменты чужого поведения, стремлений и т.д.

Источник: Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. -СПб.: Речь, 2004-70 с.


Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Опросник Шварца vs Американский тест Рокича на ценностные ориентиры: что круче?  

Как видно, структура нормативных идеалов в обеих группах носит сходный характер: в наибольшей степени выражены самостоятельность, гедонизм, достижения и безопасность. В наименьшей степени – стимуляция, традиции и власть. Подростки из обеих подгрупп склонны к самостоятельному выбору своего жизненного пути, для них важно получать удовольствие от собственной жизни, добиваться успехов, и при этом чувствовать защищенность, иметь некий «тыл».

Не столь важным является поддержание традиций и возможность контролировать не свою жизнь, но определять какие-то моменты чужого поведения, стремлений и т.д.

Источник: Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. -СПб.: Речь, 2004-70 с.


Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Опросник Шварца vs Американский тест Рокича на ценностные ориентиры: что круче?

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите про ценностные ориентиры? Для многих это нечто надоевшее то ли из выпусков новостей, то ли из многочисленных тренингов личностного роста. Однако если отбросить пафос политиков и разной степени успешности коучей, ценностные ориентиры – это то, что есть у каждого человека, даже если он это не осознает или называет как-то иначе.

Ценностные ориентиры – это то, что заставляет человека поступать тем или иным образом, высказывать (или держать при себе) то или другое мнение по поводу происходящих вокруг событий. И, в принципе, выбирать тот жизненный путь, который человек выбирает. Вам будет проще справиться с этими задачами и понять, что вам нужно на самом деле, если вы пройдете наши программы «Самопознание» и «Сам себе психолог».

А сегодня вы можете сделать вклад в копилку своих знаний о себе, изучив два основных теста, применяемых сегодня в психологии для выявления ценностных ориентиров личности. Это опросник Шварца и американский тест Рокича. Но для начала стоит разобраться чуть подробнее, что такое ценностные ориентиры.

Ценностные ориентиры: что это такое?

На сегодняшний день существует множество определений того, что же такое ценностные ориентиры. Можно встретить определение ценностных ориентиров как важнейших элементов внутренней структуры личности человека, которые подкреплены жизненным опытом и совокупностью всех переживаний человека и которые отграничивают наиболее значимое и существенное для данного человека [О. Захарова, 2018].

Можно встретить мнение, что ценностные ориентиры складываются, с одной стороны, из идейных, моральных, политических, эстетических и прочих оснований для оценки окружающей действительности, а с другой стороны, из способа организации человеком своего поведения. Во втором случае ценностные ориентиры становятся своего рода «индивидуальной идеологией стиля жизни» [HR-Portal, 2009].

Существует и такое видение, что ценностные ориентации – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, в котором выражается сознательное отношение человека к социальной действительности. Можно сказать, что это «предпочтение определенных смыслов в качестве жизнеорганизующих начал и готовность им следовать» [Л. Нагоева, 2011].

Так или иначе, ценностные ориентации – это некие предпочтения личности, «шаблоны восприятия», которые помогают человеку ранжировать объекты и события по значимости. Именно эти ориентировки и выступают в качестве побуждающих стимулов к тем или иным действиям и выполняют функцию регуляторов социального поведения.

Множественность определений позволяет нам составить свое собственное более или менее внятное представление о такой многогранной социокультурной категории, как ценностные ориентиры. И это правильно, потому и ценностные ориентиры, и понимание сущности ценностных ориентиров у каждого свое. Как понять, что представляет для человека ценность? Давайте рассмотрим ныне существующие способы!

Американский тест Рокича на ценностные ориентиры

Начнем с краткого исторического экскурса. Так называемый «Американский тест на ценностные ориентиры» разработал американский психолог польского происхождения Милтон Рокич. Интересно, что свою карьеру он начал в качестве психиатра, однако большую часть своей сознательной жизни посвятил психологии. В частности, исследованию системы ценностей человека.

Милтон Рокич создал собственную концепцию ценностных ориентаций личности. В его научном понимании ценность это устойчивое убеждение человека в предпочтительности определенных целей или способов действия перед другими целями и способами действия. Он провел огромный массив практических исследований, прежде чем вывел некие теоретические закономерности и предложил общественности готовый опросник.

Так, его работа The Open and Closed Mind («Открытый и закрытый разум») являет собой монографический отчет по итогам 9 лет исследований природы человеческих убеждений. Автор подчеркивает, что акцент сделан на структуре, а не на содержании системы убеждений. Некогда его заинтересовала тема авторитарной структуры характера, в связи с чем он сосредоточился на том, чтобы проанализировать идеологический догматизм в области политики, религии и науки, обеспечить лучшее понимание процессов, посредством которых люди создают и организуют системы убеждений [M. Rokeach, 1960].

В дальнейшем ученый развил свои наблюдения и выводы в работе Beliefs, attitudes and values: a theory of organization and change («Убеждения, отношения и ценности: теория организации и изменений»), где они как раз и приняли форму законченной концепции, о которой мы упоминали ранее [M. Rokeach, 1968].

А в 70-е годы 20 столетия вышел его, пожалуй, самый масштабный труд The Nature of Human Values («Природа человеческих ценностей») [M. Rokeach, 1973]. На этом этапе он окончательно пришел к выводу, что человеческие ценности относительно немногочисленны и организованы в определенную систему.

При этом абсолютно все люди обладают одним и тем же «комплектом» ценностей, а разница лишь в том, что каждая ценность у того или другого человека выражена в неодинаковой степени. Собственно, именно этот постулат и позволил создать единый тест, где представлены общие для всех людей ценности, и который позволяет выявить разницу в степени значимости тех или иных ценностей для каждого человека.

Итак, что же представляет собой тест Рокича на ценностные ориентиры? Тест состоит из двух частей. Первая часть теста «А» посвящена так называемым «терминальным ценностям», а вторая часть теста «Б» посвящена «инструментальным ценностям». Отметим, что Рокич все ценностные ориентиры личности группирует в две основные категории:

  • Терминальные ценности-цели – те, что касаются целей индивидуального существования.
  • Инструментальные ценности-средства – те, что связаны с образом действий и достижения целей.

От испытуемого требуется изучить последовательно список ценностей в каждой из частей теста и расположить их в порядке убывания значимости сверху вниз. Если откроете тест Рокича онлайн на Survio, вы увидите инструкцию. При прохождении теста требуется расставить цифры от 1 до 18, где под номером 1 будет расположена ваша самая главная ценность, под номером 2 тоже важная, но чуть менее значимая ценность, и т.д.

Таким образом, под номером 18 автоматически окажется наименее значимая для вас ценность из числа предложенных. Разумеется, это не значит, что данная ценность не имеет для вас совсем никакого значения. Просто в том рейтинге, что был предложен, нашлись гораздо более для вас важные на текущий момент ценности.

Кстати, пусть вас не сбивает с толку инструкция «расставить цифры от 1 до 18». Писать цифры нигде не нужно. Нужно нажимать стрелочки вверх-вниз слева на строчке с указанием ценности, и «ценность» автоматически будет перемещаться и маркироваться новым номером:

Как вариант, можно просто «захватить» нужную строчку левой клавишей мышки (той, которой вы всегда работаете) и перенести ее на нужную позицию. Например, пункт «здоровье (физическое и психическое)» с позиции 3 на позицию 1, а пункт «интересная работа» с позиции 4 на позицию 2. Тогда изначально находившиеся на позициях 1 и 2 пункты автоматически сместятся на позиции 3 и 4:

Аналогичным образом строится работа со второй частью теста. В части «Б» тоже 18 пунктов, и их тоже можно смещать на нужные позиции при помощи стрелок вверх-вниз или же «перетаскивая» строчки мышкой:

В целом, у этого сервиса всего один недостаток: вы сможете увидеть вердикт по своей персоне только в случае, если поделитесь результатами теста в одной из популярных соцсетей. Если вы слишком скрытны, тогда вердикт системы по итогу теста останется скрытым и для вас.

Можно найти и другие варианты прохождения теста. Так, например, тест Рокича на сервисе Testometrika предлагает сначала изучить весь список, а потом последовательно нажать на каждый из пунктов в порядке значимости по убыванию. После нажатия пункт исчезает из списка, и «вернуть» его, если вы вдруг обнаружили, что хотели бы поставить ценности в другом порядке, уже нельзя. Названия ценностей сформулированы чуть иначе, чем в оригинальном тесте, но суть остается прежней:

По итогам теста вы просто получите готовый список с «пронумерованными» ценностями в том порядке, в котором вы их расположили. Никакого вердикта или вывода из ваших ответов система не предлагает.

Существует и такой вариант, как, к примеру, тест Рокича на Quizterra, где не нужно ранжировать ценности, а можно просто оценить, насколько вам важна каждая из ценностей по 5-бальной системе:

Можете поставить 5 «звездочек» хоть каждой позиции. Сервис в любом случае выдаст вам свой вердикт, который вы сможете сразу прочитать. Если вы для каждой позиции поставите 5 «звезд», вывод системы будет следующий:

К слову, если везде эксперимента ради поставить 4 «звездочки», вывод системы будет точь-в-точь таким. Эксперимент с одинаковыми ответами мы ради вас уже поставили, так что у вас уже есть материал для сравнения и собственных выводов относительно релевантности данного варианта теста.

Итак, мы с вами рассмотрели тест Рокича на ценностные ориентиры. Теперь рассмотрим ценностный опросник Шварца – тест, его структуру и вопросы.

Ценностный опросник Ш. Шварца

Для начала уточним, что опросник Шварца для изучения ценностей личности разработан на основе методики Милтона Рокича. Социальный психолог Шолом Шварц модифицировал исходный тест, существенно расширив его концептуальную базу и увеличив суммарное количество вопросов с 36 до 97.

Прежде, чем предложить свою усовершенствованную вариацию теста, Шварц провел масштабное научное исследование, итогами которого поделился в отчете Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries («Универсалии в содержании и структуре ценностей: теоретические достижения и эмпирические проверки в 20 странах») [S. Schwartz,1992].

Главное внимание в данном исследовании было сосредоточено на 4 основных вопросах:

  • Существенное содержание человеческих ценностей.
  • Выявление комплексного набора ценностей.
  • Степень эквивалентности значения тех или иных ценностей для разных групп людей.
  • Способ, которым были структурированы отношения между различными ценностями.

В итоге были определены 10 мотивационно различных типов ценностей, которые с высокой степенью вероятности будут распознаваться внутри и за пределами культур и использоваться для формирования ценностных приоритетов.

Также был выявлен набор типов ценностей, который можно назвать «относительно всеобъемлющим» и охватывающим практически все типы ценностей, которым люди придают хотя бы умеренное значение в качестве критериев оценки. Данные из 20 стран наглядно показали, что значение и понимание типов ценностей в исследованных группах весьма сходны [S. Schwartz,1992].

Как мы помним, к похожим выводам пришел в свое время Милтон Рокич, представивший в своих работах подтверждения, что абсолютно все люди обладают одним и тем же «комплектом» ценностей, а разница лишь в том, что каждая ценность у того или другого человека выражена в неодинаковой степени.

В 1992 году Шварц представил научной общественности свой вариант теста. Тест-опросник Шварца для изучения ценностей личности состоит из двух частей:

  • Часть 1 (вопросы 1-57) позволяет оценить внутренние ориентиры испытуемого и ценности, которые он разделяет.
  • Часть 2 (вопросы 58-97) выявляет особенности поведения испытуемого, реализацию его ценностей с учетом социализации.

Часть первая – это собственно список ценностей, всего 57 штук, представленных в форме существительных и прилагательных. Испытуемый должен оценить каждую из них в баллах от 7 (самая большая ценность) до минус 1 (антиценность).

Вторая часть – это, если можно так сказать, «профиль личности», содержащий 40 описаний, которыми можно охарактеризовать 10 типов ценностей. Здесь испытуемый должен оценить каждое описание в баллах от 4 до минус 1.

Если мы откроем ценностный опросник Шварца онлайн на Test Pad, мы не увидим жестких ограничений по количеству баллов, которые можно присвоить ценностям или описаниям. Однако в инструкции содержится просьба по возможности использовать все предложенные цифровые значения:

Далее начинаются собственно пункты опросника (перечень ценностей в первой части и описания характеристик во второй части), под каждым из которых находится шкала от высшего балла к низшему и кружочек напротив каждого значения. Испытуемый должен выбрать тот балл, на который он оценивает важность предложенной ценности, и перейти к следующему пункту:

Если нужно прерваться, всегда можно нажать кнопку «Завершить» (внизу справа), и система сохранит результат. Вернуться к прохождению теста можно в любой момент и стартовать с вопроса, на котором остановились.

Аналогичным образом выстроена и вторая часть теста. Там предлагаются различные описания характеристик людей, а испытуемый должен оценить в баллах, насколько такой «условный человек» с предложенной характеристикой похож или не похож на него:

Пусть вас не смущает, что система помечает вопросы как «83 из 98», «95 из 98» притом, что в опроснике всего 97 вопросов. Последний 98-й вопрос – это вопрос с просьбой указать ваш пол, мужской или женский. Есть и опросники, где указано 97 вопросов. Например, опросник ценностей Шварца на сервисе «Банк тестов». Но там просят указать имя, которое, как предполагается, прольет свет на гендерную принадлежность испытуемого:

Затем полученные баллы обрабатываются, и система выдает результат в процентах. Правда, значок % может не отображаться. Чем выше показатель, тем большее значение имеет для испытуемого представленная ценность, которая выявляется как через прямую оценку (в первой части), так и через описание признаков (во второй части). Предлагается следующая интерпретация теста:

  • От 81 до 100% очень высокая важность ценности.
  • От 61% до 80% сильная выраженность ценности.
  • От 41% до 60% умеренная выраженность ценности.
  • От 21% до 40% ценность не представляет особого интереса.
  • От 0% до 20% ценность не важна и не выражена.

Тем, кому интересно вникнуть в тайны подсчета результатов, можем предложить ознакомиться с материалом «Ценностный опросник Шварца» –

к 1 и 2 части ответы представлены в виде ключа для обработки результатов теста [HR-Portal, 2009]. Сам ключ к тесту продублируем здесь:

Теперь стоит подробнее рассказать о ценностях в том понимании, как их представил в своем опроснике Шолом Шварц. Это поможет избежать разночтений и двусмысленных трактовок результатов.

Ценности личности (по Шварцу):

  1. Власть (Power) – подразумевается, что часто в межличностных отношениях есть такие нюансы, как доминантность и подчиненность. Главная цель этого типа ценностей – стремление к высокому социальному статусу, престижу, власти над людьми, доступу к ресурсам (материальные блага, общественное признание и прочее).
  2. Достижение (Achievement) – подразумевается успех через так называемую «социальную компетентность» и общественное одобрение. Главной целью этого типа ценностей является успех через компетентность и соответствие социальным стандартам.
  3. Гедонизм (Hedonism) – подразумевается стремление к наслаждению жизнью и получению чувственных удовольствий.
  4. Стимуляция (Stimulation) – является производной от потребностей в разнообразии и оптимальном уровне активности. Ценность может иметь разное «наполнение» у разных людей, однако основная цель, присущая данному типу ценностей – это стремление к новизне и глубоким переживаниям.
  5. Самостоятельность (Self-Direction) – подразумевает свободу мышления и свободу выбора способов действия, стремление к творческому разнообразию и креативу. Ценность является производной от потребности в самоконтроле.
  6. Универсализм (Universalism) – подразумевает терпимость, стремление к взаимопониманию, защита благополучия человека и окружающей среды. Ценность является производной от потребностей выживания группы и индивида, что обретает актуальность при расширении группы и/или контактах за пределами своей группы и своей среды.
  7. Доброта (Benevolence) – подразумевает более узкое понимание просоциальных ценностей в сравнении с универсализмом и фокус на благополучии в повседневном взаимодействии.
  8. Традиции (Tradition) – подразумевает приверженность порядкам и ритуалам, выработанным группой, что является символом солидарности и гарантией выживания.
  9. Конформность (Conformity) – подразумевает сдерживание и предотвращение действий, которые способны нанести вред окружающим и/или выходят за рамки социально ожидаемых.
  10. Безопасность (Security) – подразумевается стремление к стабильности, гармонии и всему, что обеспечивает личную и коллективную безопасность (семьи, группы, государства и т.д.)

Показательно, что Шварц не разделял индивидуальные и групповые ценности безопасности, полагая, что одно проистекает из другого и потому тесно взаимосвязано. Так, безопасность в государстве в значительной степени гарантирует безопасность личности, а устойчивый социальный порядок в стране способствует уверенности в завтрашнем дне, как своем, так и своей семьи.

В своих последующих научных работах Шварц развил эту мысль, нашедшую подкрепление в его многочисленных исследованиях. В частности, результаты исследований с новыми данными теперь уже из 27 стран отображены в статье

Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis («Оценка структуры человеческих ценностей с помощью подтверждающего факторного анализа») [S. Schwartz, K. Boehnke, 2004].

Как вариант, систему ценностей можно представить как «Круг ценностей Шварца»:

Эту схему можно использовать как шаблон для отображения собственных результатов тестирования и наглядного представления, насколько у вас сбалансированы разные стороны характера и бытия.

Весьма интересна вариация, в которой представлен ценностный опросник Ш. Шварца на Quizterra. Там вопросы сгруппированы парами и нужно давать не абсолютную оценку, а относительную, выбрав одну наиболее весомую ценность из двух предложенных:

По сути, тут предложено пройти только первую часть теста, содержащую 57 вопросов. 27 спаренных вопросов и 28-й вопрос, содержащий 3 варианта ответа – это как раз и будет равно 57:

27 х 2 = 54

54 + 3 = 57

В принципе, даже сокращенный вариант теста достаточно информативен и позволяет составить общее представление о системе ценностей испытуемого. А полный тест дает развернутую характеристику личности человека, понимание его абстрактных идеалов и практических мотивов действий, и позволяет предположить, чего от него ждать в повседневной жизни и экстремальных обстоятельствах, которые в последнее время для многих стали неотъемлемой частью повседневной жизни.

И теперь самое время вернуться к вопросу, вынесенному в заголовок статьи: что круче, опросник Шварца или Американский тест Рокича на ценностные ориентиры? Собственно, мы уже знаем, что опросник Шварца изначально построен на основе теста Рокича. И это вовсе не значит, что какой-то из этих вариантов менее ценен как вторичный или успел устареть как предложенный полвека тому назад. Если пройти оба теста, можно легко увидеть, что результаты, в целом, сходны.

Так что вполне справедливым будет остановиться на том, что тест Рокича на 36 вопросов больше подходит для экспресс-диагностики, а опросник Шварца на 97 вопросов более пригоден для глубокого исследования и выявления нюансов ценностных ориентаций личности. Мы тоже внесем свою лепту в тему опросов и предложим ответить на вопрос по теме статьи. Мы желаем вам жить в ладу с собой и окружающим миром, и приглашаем на наши программы «Самопознание» и «Сам себе психолог».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методика чем залатать коврик инструкция
  • Методика чего не хватает на этих рисунках инструкция
  • Методика узнай кто это инструкция
  • Методика социометрия дж морено инструкция
  • Методика разработки инструкций по охране труда